Выбор методов обучения. развитие методов обучения

Шпаргалка по педагогике (для педагогов) — 46. Выбор методов обучения

Страница 46 из 90

46. Выбор методов обучения

Выбор методов обучения не может быть произвольным.

В педагогической науке на основе изучения и обобщения практического опыта учителей сложились определенные подходы к выбору методов обучения в зависимости от различного сочетания конкретных обстоятельств и условий протекания учебно-воспитательного процесса.

Выбор методов обучения зависит:

– от общих целей образования, воспитания и развития учащихся и ведущих установок современной дидактики;

– особенностей содержания и методов данной науки и изучаемого предмета, темы;

– особенностей методики преподавания конкретной учебной дисциплины и определяемых ее спецификой требований к отбору общедидактических методов;

– цели, задач и содержания материала конкретного урока;

– времени, отведенного на изучение того или иного материала;

– возрастных особенностей учащихся;

– уровня их реальных познавательных возможностей;

– уровня подготовленности учащихся (образованности, воспитанности и развития);

– особенностей классного коллектива;

– внешних условий (географических, производственного окружения);

– материальной оснащенности учебного заведения, наличия оборудования, наглядных пособий, технических средств;

– возможностей и особенностей учителя, уровня теоретической и практической подготовленности, методического мастерства, его личных качеств.

При использовании комплекса названных обстоятельств и условий учитель принимает в той или иной последовательности ряд решений: о выборе словесных, наглядных или практических методов, репродуктивных или поисковых методов управления самостоятельной работой, методов контроля и самоконтроля.

Так, в зависимости от дидактической цели, когда на передний план выдвигается задача приобретения учащимися новых знаний, учитель решает вопрос, будет ли он в данном случае сам излагать эти знания; организует ли он приобретение учащимися путем организации самостоятельной работы и т. п.

В первом случае может понадобиться подготовка учащихся к слушанию изложения учителя, и тогда он дает учащимся задание или на проведение определенных предварительных наблюдений, или на предварительное чтение нужного материала. В ходе самого изложения учитель может воспользоваться либо информационным изложением-сообщением, либо проблемным изложением (рассуждающее, диалогическое).

При этом, излагая новый материал, учитель систематически обращается и к тому материалу, который учащиеся получили в своей предварительной самостоятельной работе. Изложение учителя сопровождается демонстрацией натуральных объектов, их изображений, опытами, экспериментами и т. п. Учащиеся при этом делают те или иные записи, графики, схемы и др.

Совокупность этих промежуточных решений и составляет одно целостное решение о выборе определенного сочетания методов обучения.

В современных условиях важным средством учителя при выборе оптимальных методов обучения становится персональный компьютер. Он помогает педагогу «профильтровать» методы в зависимости от конкретных условий обучения и остановить свой выбор на тех путях, которые удовлетворяют заранее обусловленным критериям.

Источник: https://libsib.ru/pedagogika/shpargalka-po-pedagogike-dlya-pedagogov/46-vibor-metodov-obucheniya

Выбор методов обучения

Выбор методов обучения не должна быть произвольным. Выбирая тот или иной метод обучения, учителю крайне важно каждый раз учитывать многие зависимости.

Прежде всœего, определяются главная цель и конкретные задачи, которые будут решаться на уроке. Οʜᴎ ʼʼзадаютʼʼ группу методов, в общих чертах пригодных для достижения намеченных задач.

Далее следует целœенаправленный выбор оптимальных путей, позволяющих наилучшим образом осуществить познавательный процесс [4].

Выбор метода обучения зависит от:

Общих целœей образования, воспитания и развития и ведущих установок современной дидактики.

Особенностей содержания и методов данной науки и изучаемого предмета͵ темы.

Особенностей методики преподавания конкретной учебной дисциплины и определяемой ею спецификой требований к отбору общедидактических методов.

Цели, задачи, содержания материала конкретного уровня.

Времени, отведенного на изучение того или иного материала.

Возрастных особенностей учащихся, уровня реальных познавательных возможностей.

Уровня подготовленности учащихся (образованности, воспитанности, развития).

Материальной оснащенности учебного заведения, наличия оборудования, наглядных пособий, технических средств.

Возможностей и особенностей учителя, уровня теоретической и практической подготовленности, методического мастерства, его личных качеств.

В дидактике установлена следующая закономерность: чем в большем числе аспектов был обоснован учителœем выбор методов обучения, тем более высокие и прочные учебно-воспитательные результаты будут достигнуты в процессе обучения, причем за меньшее время [2].

Рассмотрим примерный алгоритм выбора метода обучения.

Так, исходя из дидактической цели, когда на передний план выдвигается задача приобретения учащимися новых знаний, учитель решает вопрос, будет ли он в данном случае сам излагать эти знания; организует ли он их приобретение учащимися путем организации самостоятельной работы и т.п.

В первом случае может понужнобиться подготовка учащихся к слушанию изложения учителя, и тогда он дает учащимся задание или на проведение определœенных предварительных наблюдений или на предварительное чтение нужного материала.

В ходе самого изложения учитель может воспользоваться либо информационным изложением-сообщением, либо проблемным изложением (рассуждающее, диалогическое).

При этом, излагая новый материал, учитель систематически обращается и к тому материалу, который учащиеся получили в своей предварительной самостоятельной работе. Изложение учителя сопровождается демонстрацией натуральных объектов, их изображений, опытами, экспериментами и т.п.

Учащиеся при этом делают те или иные записи, графики, схемы и др.

Совокупность этих промежуточных решений и составляет одно целостное решение о выборе определœенного сочетания методов обучения.

  • — Научно-обоснованный выбор методов обучения

    – важная задача учителя истории. Правильный выбор методов обучения позволяет оптимально построить и реализовать педагогический процесс. Методическая наука определила систему критериев для обоснованного выбора учителем методов обучения истории в зависимости от… [читать подробнее].

  • — Выбор методов обучения.

    1. Методы и приемы обучения История развития и становления методов обучения весьма своеобразна. Ученые-педагоги, наблюдая за процессом обучения в школе, обратили внимание на огромное разнообразие видов деятельности учителей и учащихся на уроке. Эти виды деятельности они… [читать подробнее].

  • — Выбор методов обучения

    Мнение учителя Наблюдаемые действия учащихся Мнение родителей Отчеты… [читать подробнее].

  • — Выбор методов обучения

    Вопросы выбора наиболее адекватного в данной учебной ситуации метода обучения, оптимального для данных условий его применения, составляют важнейшую сторону деятельности учителя. Поэтому педагогика и уделяет им особое внимание (см. работы А.Н.Алексюка, Ю.К.Бабанского,… [читать подробнее].

  • Источник: http://referatwork.ru/category/obrazovanie/view/250569_vybor_metodov_obucheniya

    Современные методы обучения

    Сохрани ссылку в одной из сетей:

    Содержание

    Введение 3

    1.Определение метод обучения 4

    2.Современная классификация методов обучения 7

    3.Выбор метода обучения в современной педагогике 10

    Заключение 13

    Список использованной литературы 14

    Введение

    Современная образовательная ситуация и в России, и в большинстве стран цивилизованного мира характерна опорой на экспериментальную педагогику, широко использующую не только собственно-педагогические методы исследования, но и методы сопредельных социальных и естественных наук.

    В современной педагогической теории и практике особенно актуальна проблема развития личной активности обучающихся.

    В настоящее время внимание многих педагогов привлекают вопросы организации условий, при которых обучение протекало бы наиболее успешно, а так же вопросы, связанные с формированием стойкой положительной мотивации учащихся к обучению, создание условий для личностного роста и развития познавательных интересов школьников.

    Цель реферативной работы: рассмотреть современные методы обучения.

    Задачи:

    • раскрыть понятие «метод обучения»;
    • рассмотреть классификацию современных методов обучения;
    • сформулировать основные требования к применению данных методов обучения.

    В настоящее время внимание многих педагогов привлекают вопросы организации условий, при которых процесс обучения был бы наиболее успешным, этому посвящена наша работа.

    1.Определение метод обучения

    Методам обучения, от которых в немалой степени зависит результативность учебной работы, посвящен не один десяток фундаментальных исследований как в общей теории педагогики, так и в частных методиках преподавания отдельных предметов.

    Однако, несмотря на многообразие педагогических исследований, проблема методов обучения остается по-прежнему актуальной.

    До настоящего времени продолжаются попытки теоретиков-педагогов создать научную систему методов обучения и разработать технологические подходы к их применению в высшей школе.

    Слово “метод” в переводе с греческого означает “исследование, способ, путь достижения цели”. Этимология этого слова сказывается и на его трактовке как научной категории.

    Так, например, в учебном пособии по педагогике под методом в самом общем значении понимается “способ достижения определенной цели, совокупность приемов или операций практического или теоретического освоения действительности” 1.

    В современной педагогике выделяют три основные группы методов: методы обучения, методы воспитания, методы педагогических исследований.

    Наибольшую неоднозначность в определениях и, вместе с тем, практическую актуальность имеют методы обучения, которые выступают как сложное, многомерное и многокачественное образование, взаимосвязанное с другими категориями дидактики (целями, содержанием, используемыми средствами, формами организации и результатами).

    В определении понятия “метод обучения” в теории педагогики находят отражение, с одной стороны, моменты реально осуществляющейся педагогической практики, а, с другой, объективные закономерности педагогической деятельности, как специфической области общественного труда.

    Обычно, при раскрытии данного понятия представители различных школ и направлений фиксируют характерные для этой педагогической системы признаки: цели обучения, приоритетный способ усвоения, характер взаимодействия преподавателя и обучающихся.

    Таким образом, дидактические методы отражают целевой, психологический и гносеологический аспекты обучения.

    Анализ педагогической литературы показывает, что в ХХ веке дискуссии о том, как наиболее эффективно организационно и методически правильно построить процесс обучения в высшей школе не завершились.

    Так, в учебниках для педагогических вузов 70-х годов за основу чаще всего берется положение о том, что любое педагогическое явление включает четыре компонента: субъект, объект, цели деятельности, предмет совместной деятельности (вещи, свойства, отношения, существующие в объективной реальности, а также знания о них, являющиеся продуктом культурного развития).

    При таком подходе понятие “метод” как педагогическая категория характеризуется через изменение во времени всех четырех компонентов:

    – метод как сторона деятельности субъекта;

    – метод как сторона деятельности объекта педагогического воздействия;

    – метод в зависимости от намеченных общих и частных целей деятельности;

    – метод как характеристика структуры и формы предмета их совместной деятельности.

    На основе последнего аспекта формулируется достаточно сложное определение.

    “Метод обучения есть способ управления (со стороны субъекта) процессом формирования индивида или группы (поскольку педагогически осознанное воздействие есть один из наиболее общих факторов такого формирования) через придание определенной формы и структуры предмету их совместной деятельности в соответствии с преследуемыми целями. Следовательно, метод есть способ управления за счет выбора субъектом педагогически целесообразных форм фиксации содержания и способов развертывания этого содержания2”

    Структурно метод выступает как упорядоченная совокупность приемов, а прием рассматривается как элемент, звено, элементарный акт педагогического процесса. Отдельные приемы могут входить в состав различных методов.

    Например, запись базовых понятий применяется как при объяснении нового материала преподавателем, так и при самостоятельной работе обучающихся.

    Читайте также:  Рисование во второй младшей группе на тему домашние животные (а также дикие) - конспект занятий, способы и поэтапное изображение клубочка для кошки, избушки для медведей, ежика, зайчика, котенка, зебры и других зверей

    В педагогической практике методические приемы используются для активизации внимания курсантов и слушателей при восприятии ими нового материала или повторении пройденного, стимулируют познавательную деятельность. Метод и прием могут меняться местами.

    Например, если преподаватель сообщает новые знания методом объяснения, в процессе которого демонстрирует наглядные пособия, то эта демонстрация выступает как прием. Если же наглядное пособие является объектом изучения и базовые знания курсанты и слушатели получают на основе его рассмотрения, то словесные пояснения выступают как прием, а демонстрация – как метод обучения.

    2.Современная классификация методов обучения

    Одной из наиболее дискутируемых проблем современной дидактики высшей школы является представление существующих методов обучения с системных позиций. В настоящее время нет единой точки зрения по данному вопросу.

    В связи с тем, что разные авторы при распределении методов обучения на группы и подгруппы используют различные признаки, существует ряд классификаций.

    Остановимся на тех, которые наиболее часто встречаются в отечественной педагогической литературе (табл. 1).

    Таблица 1 — Основные подходы к классификации методов обучения в отечественной высшей школе

    Классификация Основание Группы методов
    Традиционная Источник знаний Словесные, наглядные, практические
    По назначению Последовательность этаповобучения Приобретения знаний; формирования умений и навыков; применения знаний; творческой деятельности; закрепления ЗУН; проверки ЗУН
    По дидактическим целям Цели обучения Методы, способствующие: а) первичному усвоению материала; б) закреплению и совершенствованию приобретенных знаний
    Классификация методов обучения по Ю. К. Бабанскому Аспекты учебно-познавательной деятельности (УПД) Организации и осуществления УПД; стимулирования и мотивации УПД; контроля и самоконтроля за эффективностью УПД
    Классификация методов обучения по И. Я. Лернеру и М. Н. Скаткину Характер деятельности обучающихся Объяснительно-иллюстративные; репродуктивные; проблемного изложения; частично-поисковые; исследовательские

    Традиционная (Е. И. Перовский, Е. Я. Голант, Д. О. Лордкипанидзе). Критерий классификации – источник получения информации. Выделяют три группы методов: словесные (беседа, рассказ, лекция, объяснение, работа с книгой), наглядные (показ, демонстрация моделей, схем), практические (упражнения, тренажи, решение задач).

    По назначению (М. А. Данилов, Б. П. Есипов). Критерий – последовательность этапов процесса обучения. Методы обучения классифицируют в соответствии со следующими этапами:

    1) приобретения знаний;

    2) формирования умений и навыков;

    3) применения знаний;

    4) творческой деятельности;

    5) закрепления знаний, умений и навыков; 6) проверки знаний, умений и навыков.

    По дидактическим целям (Г. И. Щукина, И. Т. Огородников). Выделяют методы, способствующие:

    а) первичному усвоению учебного материала;

    б) закреплению и совершенствованию приобретенных знаний.

    Наибольшее распространение в отечественной дидактике последних лет получила классификация методов обучения, предложенная Ю. К. Бабанским3.

    В ней выделяют три большие группы методов:

    1. Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности:

    – словесные, наглядные и практические (аспект восприятия и передачи учебной информации);

    – индуктивные и дедуктивные (логические аспекты);

    – репродуктивные и проблемно-поисковые (аспект мышления);

    – самостоятельной работы и работы под руководством преподавателя (аспект управления учением).

    2. Методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности:

    – интереса к учению;

    – долга и ответственности в учении.

    3. Методы контроля и самоконтроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности:

    – устный, письменный, лабораторно-практический.

    По характеру (степени самостоятельности и творчества) деятельности обучающихся (И. Я. Лернер и М. Н. Скаткин). Выделяют пять методов обучения, причем в каждом из последующих степень активности и самостоятельности в деятельности обучающихся нарастает (табл. 2).

    Таблица 2- Классификация методов обучения (по И. Я. Лернеру и М. Н. Скаткину)

    Метод Вид деятельности обучающегося Уровни умственной деятельности обучающегося Уровнизнаний Сущность Усовершенствование
    1. Объяснительно-иллюстративный Получение знаний с помощью преподавателя I – узнавание I – знания- знакомства Традиционное обучение – процесс передачи готовых известных знаний Программированное обучение
    2. Репродуктивный Применение изученного на основе образца (репродукция) II – воспроизведение II – знания- копии
    3. Проблемное изложение Изучение способов решения проблемных задач с помощью преподавателя III – применение III – знание- умение Проблемное обучение – процесс активного поиска и открытия обучающимися новых знаний Диалоговые формы обучения
    4. Частично-поисковый Активный поиск решения задачи под руководством преподавателя III – применениеIV – творчество III – знание- умениеIV – знание- трансформация
    5. Исследовательский Самостоятельныйпоиск варианта решения IV – творчество IV – знание- трансформация

    3.Выбор метода обучения в современной педагогике

    В таблице 3. приведены сравнительные характеристики различных методов обучения по степени решения с их помощью учебно-познавательных, формирующих и развивающих задач4.

    Таблица 3 —Сравнительные характеристики различных методов обучения

    Решаемые задачи
    Методы обучения формируют развивают
    знания умения мышление память речь
    Словесные + + + +
    Наглядные + + + + +
    Практические + + + + + +
    Работа с книгой + + + + +
    Работа с мультимедиа + + + + +
    Учебные дискуссии + + + + + + +
    Самостоятельная работа + + + + + + + +
    Устный и письменный контроль + + + + + +

    Примечание:

    ++ – решает очень хорошо;

    + – решает частично;

    В структуре методов обучения выделяют объективную часть (постоянные, незыблемые положения, присутствующие в методе) и субъективную часть (обусловленную личностью педагога, конкретными условиями, контингентом обучающихся, связанную с педагогическим мастерством).

    В отечественной дидактике высшей школы сложились определенные подходы к выбору методов обучения в зависимости от конкретных обстоятельств и условий протекания учебного процесса. В пособии не ставится задача рассмотреть их все. Предлагаются только два варианта, которые могут быть творчески трансформированы преподавателем на основе имеющегося у него педагогического опыта.

    Выбор методов обучения может определяться:

    – общими целями образования, воспитания, развития и психологической подготовки курсантов и слушателей;

    – особенностями методики преподавания конкретной учебной дисциплины и спецификой ее требований к отбору дидактических методов;

    – целями, задачами и содержанием материала конкретного занятия;

    – временем, отведенным на изучение того или иного материала;

    – уровнем подготовленности курсантов и слушателей;

    – уровнем материальной оснащенности, наличием оборудования, наглядных пособий, технических средств;

    – уровнем подготовленности и личных качеств самого преподавателя.

    Ю. К. Бабанским предложен несколько другой подход к выбору методов обучения, включающий шесть последовательных шагов преподавателя:

    – принять решение о том, будет ли материал изучаться самостоятельно или под руководством педагога;

    – определить соотношение репродуктивных и продуктивных методов. Если есть условия, предпочтение должно отдаваться продуктивным методам;

    – определить соотношение индуктивной и дедуктивной логик, аналитического и синтетического путей познания, меру и способы сочетания словесных, наглядных, практических методов;

    – определить способы и средства стимулирования деятельности обучающихся5;

    – определить “точки”, интервалы и методы контроля и самоконтроля;

    – продумать запасные варианты на случай отклонения реального процесса обучения от запланированного.

    С учетом комплекса названных обстоятельств и условий преподаватель принимает решение о выборе конкретного метода или их сочетания для проведения учебного занятия.

    Заключение

    Современные методы обучения создают необходимые условия для развития умений самостоятельно мыслить, ориентироваться в новой ситуации, находить свои подходы к решению проблем, устанавливать деловые контакты с аудиторией.

    В результате использования современных методов в учебном процессе повышается эмоциональный отклик учащихся на процесс познания, мотивацию учебной деятельности, интерес на овладение новыми знаниями, умениями и практическом их применении способствуют развитию творческих способностей учащихся, устной речи, умения формулировать и высказывать свою точку зрения, активизируют мышление.

    Использование учителем современных методов обучения в процессе обучения способствует преодолению стереотипов в обучении, выработке новых подходов к практическим ситуациям, развитию творческих способностей учащихся.

    Список использованной литературы

    1. Бабанский Ю. О дидактических основах повышения эффективности обучения., М.: Педагогика- 2006.

    2. Беспалько В. П., Татур Ю. Г. Системно-методическое обеспечение учебно-воспитательного процесса подготовки специалистов. – М.: Высшая школа, 1989. – 143 с.

    3. Гласс Дж., Стенли Дж. Статистические методы в педагогике и психологии. – М.: Прогресс, 1976. – 494 с.

    4. Долженко О. В., Шатуновский В. Л. Современные методы и технология обучения в техническом вузе. – М.: Высшая школа, 1990. – 278 с.

    5. Педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических вузов и колледжей / Под ред. П. И. Пидкасистого. – М.: Российское педагогическое агентство, 2006.

    6. Подласый И. П. Педагогика: Учебник для студентов высших педагогических учебных заведений. – М.: Просвещение: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2006.

    Источник: https://works.doklad.ru/view/YZPQDqv71Ik.html

    5.4. Выбор методов обучения — Txtb.ru

      Каждый метод обучения выполняет определенную функцию процесса обучения, без которой невозможно обеспечить его оптимальное осуществление.  В то же время в любом акте процесса обучения всегда сочетается несколько методов, характеризуя с разных сторон эмоционально-интеллектуальное взаимодействие педагога и обучающихся.

    В психолого-педагогической литературе выделены факторы, влияющие на выбор методов обучения (табл.2.) [15] .

      На основе изучения психолого-педагогической литературы можно выделить общие условия, которые определяют выбор методов обучения: закономерности и принципы обучения, которые вытекают из них; общие цели воспитания, образования и развития обучающихся и ведущие установки современной дидактики; специфики изучаемой содержательной учебной информации по данной области знаний (дисциплины); особенности методики преподавания конкретной учебной дисциплины и определяемые ее спецификой требования к отбору методов:  — цели и задач содержания СУИ конкретного занятия;

      — время, отведенное на изучение той или иной СУИ, входящей в структуру учебной дисциплины;

    Таблица 2. Факторы, влияющие на выбор методов обучения

      — уровень подготовленности обучающихся (образованность, воспитанность и развитие);  — возрастные и индивидуально-типологические особенности обучающихся;  — материальное оснащение образовательного учреждения, наличие оборудования, наглядных пособий, технических средств, в том числе современных средств информатизации образования;  — уровень компетентности педагога определяемый предшествующим опытом; знанием типичных ситуаций процесса профессионального обучения, в которых оказываются наиболее эффективными определенные сочетания методов; способностями к применению инновационных методов и средств, в том числе средств информатизации образования; умением избрать оптимальный вариант сочетания методов; личностными качествами и др.;  — функции, выполняемые методом обучения;  — специфика внешних условий (географические, производственные окружение и пр.).  Разнообразие методов требует включения в процесс усвоения различных органов чувств: слуха (объяснение, беседа); зрения (демонстрация средств наглядности, работа с печатными и графическими материалами, компьютером); осязания и мускульных ощущений (упражнения, лабораторно-практические работы).

      В современной педагогической практике построение системы методов обучения осуществляется в соответствии с технологической логикой образовательного процесса.

    Такой подход позволяет программировать два относительно самостоятельных, но в то же время тесно взаимосвязанных процесса — с одной стороны, превращение знаний в прочные умения, навыки и привычные действия, а с другой — переход знаний в личные убеждения. Этим обеспечивается целостность процесса развития личности.

    Читайте также:  Обучение на мальте

    Смысл методики обучения в технологической последовательности состоит в планомерном и заранее программируемом переходе методов деятельности педагогов к методам деятельности обучающихся (групп) и от них к методам — самоорганизации и самостоятельности самих обучающихся.

    Литература

      1. Современный толковый словарь русского языка / Гл. ред. С. А. Кузнецов. — СПб.: Норинт, 2003. -960 с.  2. Брокгауз Ф.А. Энциклопедический словарь. Современная версия / Ф.А. Брокгауз, И. А. Ефрон. — М.: Изд-во Эксмо, 2002. — 672 с.  3. Полонский В.М. Словарь по образованию и педагогике / В.М. Полонский. — М.: Высш. шк., 2004. — 512 с.  4. Вишнякова С.М.

    Профессиональное образование: Словарь. Ключевые понятия, термины, актуальная лексика / С.М. Вишнякова. — М.: НМЦ СПО, 1999. — 538 с.  5. Коджаспирова Г.М. Педагогический словарь: Для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений. / Г.М. Коджаспирова, А.Ю. Коджаспирова. — 2-е изд., стер. — М.: Издательский центр «Академия», 2005. — 176 с.  6.

    Российская педагогическая энциклопедия: в 2 тт. / Гл. ред. В.В. Давыдов. — М.: Большая Российская энциклопедия, 1993. — 608 с.  7. Коротов В.М. Педагогические технологии гуманистического воспитания: Учеб. пособие для студ. пед. учеб заведений / В.М. Коротов. — Соликамск: Изд-во СГПИ, 1996. — 150 с.  8. Пуйман С.А.

    Педагогика: основные положения курса: Справочное пособие / С.А. Пуйман. — Мн.: ТетраСистемс, 1999. — 128 с.  9. Лернер И.Я. Дидактические основы методов обучения / И.Я. Лернер. — М.: Педагогика, 1981. — 186 с.  10. Скаткин М.Н. Проблемы современной дидактики / М.Н. Скаткин. — 2­е изд. — М.: Педагогика, 1984. — 96 с.  11. Бабанский Ю.К.

    Оптимизация учебно-воспитательного процесса: (Метод. основы) / Ю.К. Бабанский. — М.: Просвещение, 1982. — 192 с.  12. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка / РАН Институт русского языка им. В.В. Виноградова / С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. — 4-е изд., допол. — М.: Азбуковник, 1997. — 944 с.  13. Советский энциклопедический словарь / Гл. ред. А.М. Прохоров. — 4-е изд.

    — М.: Сов. Энциклопедия, 1986. — 1600 с.  14. Инструкция по глоссарному обучению. Адрес Internet http: www / Bitpro.ru /ITO/ 2002/e/ html.

      15. Кукушкин В.С. Теория и методика обучения / В.С. Кукушкин. — Ростов н/Д.: Феникс, 2005. — 474 с.

    Добавить свое объявление
    Загрузка…

    Источник: http://txtb.ru/88/23.html

    Методы обучения — самые эффективные методы и приемы

    Путь от ученика до профессионала лежит через преодоление трудностей. Выбор метода обучения влияет на эффективность и быстроту усвоения знаний, ведь взаимодействие ученика и учителя – процесс обоюдный, зависящий от умения учителя правильно преподать материал.

    Классификация методов обучения

    Методы обучения — упорядоченные способы подачи знаний, умений и навыков от преподавателя к обучающемуся. Без этого процесса невозможны: реализация целей и задач, познания и усвоения материала. Виды методов обучения:

    1. Практические — относятся к активным методам, главная цель которых закрепление учащимися теоретических навыков на практике. Формируют высокую мотивацию к дальнейшей деятельности и обучению.
    2. Наглядные методы – осуществляются посредством интерактивных средств. Подача материала становится более успешной и максимально задействует визуальную сенсорную систему человека.
    3. Словесные методы обучения- традиционные способы, считавшиеся единственно возможными несколько веков назад. С помощью слова, в течение занятия можно передать большой пласт информации. Задействуется аудиальный канал восприятия.

    Активные методы обучения

    Активные или практические методы обучения происходят в демократическом ключе и направлены на активацию мышления, пробуждают активность у учащихся, что обеспечивает:

    • принудительную и устойчивую вовлеченность в процесс обучения;
    • стимулирование учебной деятельности;
    • взаимодействие между учениками и преподавателем;
    • самостоятельное принятие учащимся решений, что благоприятно сказывается на мотивации и выработке позитивных эмоций при успешно выполненной деятельности;
    • прочное усвоение материала в результате совместной рефлексии о результатах деятельности.

    К активным методам обучения относятся:

    • лабораторные работы;
    • практикумы;
    • конференции;
    • круглые столы;
    • семинары;
    • дискуссии;
    • разыгрывание ролей;
    • коллективное обсуждение проблем.

    Интерактивные методы обучения

    Наглядные методы обучения, или в современном звучании интерактивные, одно из важных направлений для овладения учебным материалом в совершенстве. Как инновация — интерактивный подход возник в начале 90-х годов XX в. и активно используется сейчас. Интерактивные методы направлены на решение следующих задач:

    • создание комфортных условий для учащихся;
    • обучение коммуникации и взаимодействию, командной работе;
    • формирование профессиональной компетенции и мнения;
    • преодоление конфликтов и разногласий во время процесса обучения.

    Примерами интерактивных методов могут служить:

    1. Мозговой штурм, как метод обучения был изобретен в конце 30-х гг. А. Осборном. Мозговая атака предполагает стимуляцию творческих решений, которые набрасываются в большом количестве и на первоначальном этапе не анализируются.
    2. Метод синектики – эвристический метод усовершенствованного мозгового штурма. Развивает творческое воображение через объединение разнородных, неподходящих по смыслу элементов и участники ищут аналогии, или точки соприкосновения несовместимых объектов.

    Пассивные методы обучения

    Традиционные методы обучения или пассивные считаются классикой в образовании и с успехом применяются в современное время.

    Положительным аспектам такого вида обучения является возможность устной подачи большого объема материала за определенный промежуток времени.

    К недостаткам словесных методов относится односторонность процесса (отсутствие эффективной коммуникации преподаватель↔ студент).

    Пассивные методы включают в себя следующие формы обучения:

    1. Лекция (урок) – последовательное изложение лектором определенной темы в словесной форме. Подача материала даже скучной темы может заинтересовать учащегося, если оратор обладает харизмой и интересом к своей специальности.
    2. Видеокурс — современный метод обучения. Обладает высокой эффективностью, если используется совместно с обсуждением просмотренного материала в аудитории с преподавателем и другими студентами.
    3. Семинар — проводится после курса лекций по конкретной тематике с целью закрепления пройденного материала. Происходит двухсторонняя коммуникация и обсуждение.

    Современные методы обучения

    Сфера образования стремительно развивается, необходимость нововведений диктуется самим временем. Инновационные методы обучения начали внедряться в процессы обучения к 60-х годах XX в. Принято разделять современные инновационные методы на 2 вида: имитационные (подражающие — направлены на создание искусственно смоделированной среды) и неимитационные.

    Имитационные методы обучения:

    • ролевые игры;
    • дидактические игры (физические, психологические, интеллектуальные);
    • исследовательские проекты;
    • деловые игры (игровое вхождение в профессию с применением атрибутики).

    Неимитационные методы обучения:

    • метод многомерных матриц (морфологический анализ проблем, поиск недостающих элементов);
    • метод ключевых вопросов;
    • коучинг;
    • консалтинг;
    • тематические обсуждения.

    Методы контроля и самоконтроля в обучении

    Обучение – процесс, нуждающийся в контроле, для того чтобы выявить усвоен материал учащимися и насколько глубоко. Если усвоение знаний низкая, преподавателями анализируются и пересматриваются методы и приемы обучения. Существует несколько форм контроля обучающего процесса:

    1. Предварительный контроль – производится в начале учебного года, для оценки общей ситуации подготовленности учащихся, закрепление предыдущих лет учебы.
    2. Текущий контроль – проверка пройденного материала, выявление пробелов в знании.
    3. Тематический контроль – пройденная тема или раздел нуждаются в проверке, для этого проводятся контрольные работы, зачеты.
    4. Самоконтроль – метод предполагает работу с аналогичными образцами решений, предлагаются ответы к задачам – цель обучающегося найти такое решение, которое приведет к правильному ответу.

    Выбор методов обучения

    Преподаватели используют различные методы профессионального обучения для успешного педагогического процесса. Выбор обучающих методов зависит от множества факторов:

    • общие цели и задачи образования;
    • уровень подготовки учащихся;
    • личные особенности преподавателя;
    • материальная оснащенность обучающего заведения (современное оборудование, технические средства).

    Условия эффективности методов обучения

    Эффективные методы обучения предполагают высокий результат на выходе обучения, который отслеживается с помощью средств контроля. Обучающие методы можно считать эффективными, если учащийся демонстрирует:

    • глубокие знания, умеет проводить межпредметные связи;
    • готовность применять полученные знания в реальных жизненных ситуациях;
    • системность и структурность знаний, умеет обосновать и доказать.

    Методы обучения — книги

    Основные методы обучения используются в системе образования и дошкольных учреждений и ВУЗов. Людям, выбравшим стезю преподавательства сложно сориентироваться в различных классификациях методов. На помощь приходит профессиональная литература:

    1. «Основы обучения: дидактика и методика». Учеб. пособие для ВУЗов Краевский В.В., Хуторской А.В. — в книге описаны методы современного обучения для педагогов.
    2. «Активные методы обучения:новый подход». Генике Е.А. интересно и профессионально описаны новые интерактивные методы обучения.
    3. «Педагогика» (под ред. Пидкасистого). Учебное пособие для студентов педагогических колледжей.
    4. «Методика преподавания общественных дисциплин в высшей школе». Ляудис В.Я. – для студентов и преподавателей.

    Источник: https://womanadvice.ru/metody-obucheniya-samye-effektivnye-metody-i-priemy

    Выбор методов обучения и способов их реализации

    После установления целей и организации содержания определяются методы обучения. Как указывалось в главе о методах обучения, сначала выбирается метод в более широком его понимании, а затем уже намечаются способы реализации. Урок — это система действий, в которой и действие учителя, и действие ученика подчинено определенной задаче.

     Даже интересная для учащихся деятельность не заставит активно работать длительное время весь класс, если нет правильной смены действий, не предусматривается логически правильная смена методов, приемов, если нет нарастания трудности, сложности действий.

    Читайте также:  Ребенок и музыка

    Возрастные особенности младших школьников требуют, чтобы на уроках в начальных классах переходы от одних методов и приемов работы к другим происходили чаще, чем в старших классах.

    Таким образом, урок становится эффективным не только благодаря правильно определенным и сформулированным целям, научно обоснованной организации содержания изучаемого материала, но и благодаря рациональному выбору и использованию методов обучения, обеспечивающих продуктивную деятельность учащихся.

    При этом необходимо определить место и роль каждого ученика в общей деятельности; познавательную нагрузку всех и каждого с учетом индивидуальных различий среди учащихся.

    Задача учителя состоит в том, чтобы включить школьников в работу, побудить их жить тем, что изучается на уроке, глубоко и прочно овладевать знаниями и осуществлять при этом мыслительные операции высшего уровня.

    Изучение вопроса о методах обучения показывает, что в теории и практике постоянно наблюдалась тенденция найти универсальный, наиболее эффективный метод. Одни пытались во всех случаях использовать один метод, другие — другой, забывая, что каждый метод имеет свою специфическую область применения.

    Вследствие этого и в связи со сложностью, многоплановостью современных целей обучения наиболее рациональным будет комплексное (комбинированное) применение методов и способов их реализации, основанное на всестороннем анализе всех аспектов учебного процесса на уроке.

    Это теоретическая основа правильного выбора методов обучения и способов их реализации на любом уроке.

    В соответствии с ней нельзя решать вопрос о методах обучения альтернативно: плохо, когда выбираются методы, не обеспечивающие продуктивной самостоятельной деятельности школьников, но также плохо, если применяются методы, не дающие возможности учителю осуществлять планомерное руководство на всех этапах учебного процесса.

    При выборе методов обучения и способов их реализации следует учитывать такие вопросы: требования к методам обучения; критерии выбора методов обучения и способов их реализации на планируемом уроке.

    Требования к методам обучения (и способам их реализации). В настоящее время ко всем методам обучения предъявляются два обязательных требования: они должны способствовать активности учащихся в учебном процессе и обеспечивать глубокое понимание ими изучаемого материала.

    Оба требования тесно связаны: школьники не могут быть активными на уроке, если не понимают изучаемого материала, но они не смогут понять его без активного включения в учебный процесс.

    Эти требования играют важную роль не только в обучении, но и в воспитании, и в развитии познавательных способностей учащихся.

    Первое требование исходит из объективного закона обучения — закона безусловной необходимости активности учащихся в познавательной деятельности (формулировка принадлежит М. Н. Скаткину).

    Сущность данного закона заключается в еле-дующем: характер и степень активности учащихся в обучении могут быть различными, но акт обучения не может состояться, если они пассивны, не проявляют активности в учебной деятельности.

    Никто не может извне вложить в голову обучаемых никаких знаний — усвоение знаний всегда является результатом их собственной познавательной деятельности, хотя и руководимой и направляемой учителем.

    То же самое относится к развитию познавательных способностей школьников — это результат их собственной мыслительной деятельности, хотя она также направляется и управляется преподавателем.

    Значит, процесс обучения на уроке представляет систему взаимодействий учителя и учащихся, где преподаватель занимает руководящее, направляющее положение, но конечный результат зависит от деятельности самих учащихся.

    Выбор методов обучения и средств их реализации в значительной степени определяет структуру учебного взаимодействия преподавателя и учащихся на уроке, причем под влиянием указанного выше требования характер этого взаимодействия стал другим за счет изменения стиля работы учащихся.

    Под стилем работы учащихся понимается качество и количество их непосредственного участия в процессе обучения. Сейчас на уроке учащиеся должны иметь больше возможностей для непосредственного участия на всех этапах работы. В связи с этим сочетание, например, лекции с самостоятельной работой учащихся (когда после освещения определенной части материала преподаватель предлагает учащимся выполнить упражнения, практические задания, поработать с учебником, а затем снова продолжает лекцию) больше отвечает современным представлениям об эффективном обучении на уроке, чем раздельное использование непрерывной лекции или длительной самостоятельной работы. Это способствует органической связи внутренних и внешних действий учащихся, обеспечивающей высшую степень их активности на уроке.

    Второе требование — обеспечение глубокого понимания учащимися изучаемого на уроке материала также имеет большое значение не только для осмысленного, сознательного усвоения знаний, но и для целенаправленного воспитания учащихся и для развития их познавательных способностей.

    Движение к глубокому пониманию — сложный и длительный процесс, который начинается с определения основных, наиболее существенных сторон изучаемого явления, события. Когда учащийся в состоянии выявить и указать основные факты, черты, положения в изучаемом, а также отделить их от всего неосновного, второстепенного, то создаются условия для глубокого понимания учебного материала, т. е.

    для выявления и усвоения глубинных связей между этими факторами, чертами, положениями, которые обычно неярко выражены и потому не могут быть вскрыты сразу, при первом знакомстве с материалом.

    Они-то и отражают сущность явлений, событий, до которой отдельные учащиеся так и не доходят даже после завершения изучения темы и учебного предмета в целом (отметим, что ученики, заявляющие о понимании изучаемых явлений уже после первичного восприятия знаний, даже не догадываются о том, что в действительности очень многого не понимают).

    Понимание тесно связано и с умением объяснить, доказать что-то, а объяснение предполагает описание явления с различных аспектов, точек зрения.

    Такое умение не может быть сформировано, если в процессе обучения применяются только методы, при которых учащиеся не включаются сами в процесс объяснения, доказательства.

    Кроме того, понимание включает умение делать достаточно обоснованные предсказания относительно различных сторон изучаемых явлений, которое эффективно формируется посредством исследовательского метода.

    Понимание делает учение значимым для школьников — раскрывает смысл изучаемого содержания, показывает значение этого содержания для текущей учебной и будущей практической деятельности и побуждает к использованию (а следовательно, развитию) высших умственных процессов. Такое учение захватывает учащихся, включает в познавательную деятельность не только их ум, но и волю, и чувства.

    Критерии выбора методов и способов их реализации на уроке. Выбор методов и способов реализации в большой степени определяется целями урока.

    Неверно, например, использовать лекцию, если планируется, что уже на уроке учащиеся должны овладеть знаниями на уровне применения их на практике.

    Напротив, для побуждения учащихся к учению, для влияния на их мнения, понимания, убеждения при прочих равных условиях лучшими будут способы, которые ставят учителя в непосредственное взаимодействие с учащимися (лекция, рассказ, объяснение, беседа, дискуссия).

    Прямой контакт учителя с учащимися в учебном процессе более эффективен и действует тем сильнее, чем больше учитываются индивидуальные особенности учащихся. Это в определенной степени объясняется тем, что учащиеся обычно предпочитают получать информацию непосредственно от учителя.

    Сообщения лучше, точнее, быстрее достигают цели, если у учащихся есть возможность непосредственно попросить учителя более подробно раскрыть некоторые положения, задать вопросы и т. д.

    (именно поэтому следует вести лекцию, объяснение так, чтобы ученики имели возможность на любом этапе задавать вопросы; с этой целью надо использовать проверку качества понимания учащимися объясняемого материала на различных этапах).

    При выборе методов и способов их реализации целесообразно учитывать, посредством каких органов чувств учащиеся будут воспринимать изучаемый материал.

    Известно, что глаз может перерабатывать намного больше информации, чем ухо, поэтому группировка слов и значений посредством слуха (при слушании учащимися лекций, объяснений) осуществляется намного труднее, особенно при наличии в материале большого числа данных, фактов.

    Группировка материала значительного -объема при указанных способах его подачи возможна лишь в той степени, в какой ученики могут нести в памяти всю полученную во время объяснения необходимую информацию. Это очень сложно, и многим учащимся плохо удается.

    Однако эти способы в целом содействуют более быстрому усвоению и более длительному сохранению изученного материала, который не перегружен деталями. Перечисленные недостатки названной группы способов в значительной мере устраняются при подаче содержания в зрительном плане (работа с книгой и др.).

    Они дают учащимся возможность устанавливать свою, наиболее удобную для каждого из них скорость продвижения, возвращаться к прочитанному по мере надобности, перечитывать непонятное и устанавливать связи одного параграфа с другими. Все это, бесспорно, помогает лучше усваивать и удерживать в памяти изучаемый материал.

    Методы обучения и способы их реализации должны способствовать включению в учебный процесс на уроке не только мышления, но и воображения школьников, которое относится к активной внутренней жизни учащихся. Воображение — это сила, которая делает учение интересным и увлекательным.

    Чтобы воображение учащихся включилось в процесс обучения, обычные виды деятельности на уроке должны сочетаться с необычными, особенными. Это относится ко всем стадиям обучения, к урокам по всем предметам.

    Например, в начальных классах изучение тех или иных явлений может быть представлено в виде игры; в средних и старших классах можно организовать исследование различных комбинаций элементов изучаемого материала. Тогда учение превращается в захватывающую деятельность.

    Включение воображения в учебный процесс помогает не только более глубокому и всестороннему пониманию изучаемых явлений, но и способствует раскрытию неизвестных школьникам сторон и аспектов этих явлений.

    Выбор методов и способов их реализации, которые будут применяться на уроке,— трудная и ответственная задача, требующая глубокого анализа многих факторов. Помимо перечисленных выше, необходимо принимать во внимание способности учащихся, их знания, умения, навыки по изучаемому вопросу, отношение к предмету, а также сильные и слабые стороны самого учителя.

    Источник: https://didaktica.ru/urok-osnovnaya-forma-organizacii-processa/58-vybor-metodov-obucheniya-i-sposobov-ix-realizacii.html

    Ссылка на основную публикацию