Высказывания участников форума «умная школа»

Умная школа

О нас

Центр разработки образовательных систем «Умная школа» придумывает школы.

Потому что мы любим Школу.

Да, да, все возражения знаем. И даже больше, поверьте. Разлитое в воздухе недовольство школой нам известно. И основания для всеобщего скепсиса мы понимаем и во многом разделяем.

Но тем не менее — мы любим Школу.

Школу с большой буквы, школу-как-институцию, школу как волшебное место и волшебное время, что совершает чудо превращения ребенка во взрослого.

И нам тоже жаль, что не все школы такие. Когда заглавную букву понижают до строчной и школу-институцию втискивают в бетонную коробку в микрорайоне, волшебство куда-то улетучивается. Остается машина. Завод по обработке человеческого материала. А на заводе какое там чудо? Технология сплошная, расписание, контроль качества да планирование показателей.

Мы не хотим больше школу-завод и школу-коробку. Мы хотим, чтобы школа целилась в будущее, а не тягостно повторяла прошлое. Мы хотим, чтобы счастливые дети вырастали в ответственных взрослых не по принуждению (все равно не выйдет), а по внутреннему зову, чтобы они раскрывались, как цветы в волшебном саду, а не обтачивались, как заготовки на конвейере.

Конвейерное производство нам, увы, знакомо. Когда-то мы все работали в школах, со школами, с детьми, с учителями и родителями. И нам стало тесно в системе школ-заводов и школ-коробок.

Тогда мы вышли из системы и создали команду, которая придумывает школы.

Потому что мы все равно любим Школу.

А с любовью многое возможно, что не получается на заводе.

Можно доверять ребенку и учителю, можно дорожить уникальностью каждого и уважать личный выбор, можно разделять искренние чувства, ценить богатство эмоций и поощрять их проявление.

Можно опираться на желание ребенка стать лучшей частью своего мира и позволять ему быть собой. Можно поддерживать стремление родителей дать своим детям то, что они заслуживают. И при всем этом обеспечить качество образования.

И мы знаем, как воплотить все это в школе.

Так мы придумываем школы.

Школы, которые становятся частью развивающегося мира. Задуманные под разные задачи. Ориентированные в будущее и опирающиеся на традицию. Позволяющие детям найти и раскрыть себя, а потом выйти в мир и ответственно распоряжаться собственной жизнью.

Школы, которые любят.

Потому что мы и сами любим Школу.

НАШИ ПРОЕКТЫ

«Умная школа» в Иркутске

Социально значимый образовательный комплекс, цель которого — создание равных образовательных условий для всех. Уникальная архитектура, механизмы подстройки образовательной программы под каждого ученика (а их больше тысячи), специальный поселок для приемных семей и встроенная в повседневную жизнь технология жизненного проектирования.

На выходе — продуманный, прочувствованный и защищенный жизненный проект.

Для детей — успешный социальный старт, для региона — ресурсный центр и драйвер развития, а для России — модель образования будущего.

Подробнее >>>

Школа в Технокампусе

В основе базовая для «Умной школы» идея научить выпускника ответственно распоряжаться собственной жизнью.

Но рамка особая: бизнес-инкубатор для высокотехнологичных стартапов, куда встроен образовательный комплекс полного цикла.

Соответственно дети уже в школе учатся мыслить в контексте технологического предпринимательства и пробуют себя не только в разных профессиональных специализациях, но и в разных образовательных ролях.

На выходе — полный образовательный опыт и осознанное понимание своих склонностей и интересов.

Для детей — безбарьерный переход на следующую образовательную ступень, для региона — кадры для технологического прорыва, для страны — модель школы, встроенной в реальную жизнь.

Умные клипы

Мультимедийный образовательный проект с целью открыть школьникам путь к важнейшим знаниям, созданным человечеством. Новый угол подачи информации и делает ее актуальной и привлекательной для юной аудитории.

Результат — передача новому поколению основных интеллектуальных достижений цивилизации, которые не только обогатят молодых и позволят им успешно адаптироваться к взрослой жизни, но и сделают эту жизнь интересной и наполненной смыслом.

Смотреть >>>

Источник: http://xn—-7sbb3bfchl3b4c4d.xn--p1ai/

Усталая умная школа

Национальный форум «Умная школа», проведенный на прошлой неделе телеведущей и членом Комиссии по развитию образования Общественной палаты РФ Тиной Канделаки, в очередной раз продемонстрировал огромный разброс мнений по вопросам образовательной реформы. Более того: в очередной раз стало понятно, что оппоненты зачастую не слышат друг друга и в ближайшем будущем вряд ли между собой договорятся.

Программа форума в московском отеле «Балчуг» с видом на Кремль включала в себя самые актуальные для российского образования темы – в первый день обсуждались пресловутые ЕГЭ, PISA и школьные стандарты, а во второй – проект закона «Об образовании».

Обсуждения строились так: на сцене сидели в ряд человек семь-восемь экспертов (модератор Тина Канделаки называла этот ряд по-научному – панелью), в зале – человек двести учителей из разных регионов и изрядное количество журналистов.

Все это напоминало телевизионное ток-шоу, растянутое во времени. Учителя задавали вопросы экспертам и выступали коротко, эксперты вопросов не задавали и выступали длинно.

При всей своей информационной насыщенности мероприятие не содержало не только сенсаций, но и каких-либо внятных новостей – уже в первый день после дискуссии о ЕГЭ почти всех журналистов из «Балчуга» как ветром сдуло.

Третья панель, посвященная школьным стандартам, состоялась вечером первого дня – участники форума изрядно подустали, но вслед за журналистами отправились немногие.

В «панели» слева направо сидели главный редактор «Эха Москвы» Алексей Венедиктов, два Александра Михайловича, членкора РАО – Абрамов и Кондаков, между ними – директор ФИРО Александр Григорьевич Асмолов, которого Тина Канделаки упорно называла Евгеньевичем, а справа – лучший учитель-2010 Андрей Гарифзянов и просто учитель Сергей Волков. Последнего вопреки отсутствию какого-либо заметного статуса Тина «пригласила в панель» как автора известного обличительного интернет-письма против стандарта.

Как выяснилось, у дискуссии есть предельно прагматичная цель: поскольку Венедиктов и Канделаки являются членами министерской комиссии по доработке стандарта, они должны собрать с участников пожелания по этой самой доработке.

И если Венедиктов по вопросу о стандартах неоднократно высказывался четко и недвусмысленно и вряд ли нуждался в каких-либо рекомендациях, то Тина честно ждала от участников конструктивных предложений.

Надо сказать, что такие предложения попадались, пусть даже не все они отличались оригинальностью и новизной, да и ведущая, похоже, не всегда их замечали – все два часа дискуссии в ультимативной форме вместе с Венедиктовым периодически требовала их от зала.

Не первый раз было сказано, что невозможно дать детям все имеющиеся знания и что нужно учить их делать выбор не только в старшей школе, но и гораздо раньше.

Что выбор в старшей школе обусловлен профориентацией («зачем детям химия и биология, если они хотят стать экономистами?») и что необходима сетевая организация учебного процесса (как сказала одна директор, «я делаю длинную физику, соседняя школа – короткую»).

Интересная идея, прозвучавшая из зала, — о необходимости контроля выбора: если ребенок выбрал, например, химию и биологию, но по ним не успевает, а, например, по физике и математики демонстрирует высокие результаты, его нужно быстро переориентировать.

Правда, такое возможно скорее для основной школы – изучать одновременно столь внушительный набор предметов на одинаково высоком уровне в старшей школе и при ныне действующем стандарте мало кто сумеет.

С мест звучало не так много предложений, шедших вразрез с нынешней образовательной политикой.

Так, представитель некоего движения «Питерские родители» заявил, что специализация в школе вообще не нужна, поскольку ребенок должен делать выбор в тот момент, когда подает заявление в учреждение профессионального образования и – давняя присказка противников профилизации – в любой момент должен иметь возможность изменить свои предпочтения.

В выступлениях встречались и совсем банальности. Учитель из Новосибирска заявил: «Выступающие упорно говорят о выборе высшего образования, хотя стране нужны рабочие, хлеборобы и санитары». Понятно, что нужны, но 80% выпускников школ почему-то упорно хотят получать высшее образование, о чем и сказал Александр Кондаков.

В той же советской стилистике был выдержан и вопрос о том, не приведет ли интегрированный курс естествознания к понижению уровня выпускников школ – «ведь безопасность страны куется специалистами в области химии и физики», на что Александр Асмолов ответил, что плохой курс, конечно, подорвет любую безопасность, а хороший – совсем наоборот.

Андрей Гарифзянов как представитель сельской школы задал опять же вполне протокольный вопрос о том, как реализовать идею вариативного обучения, если в параллели всего один класс, в нем 25 детей, но каждый выбирает свой набор предметов на разных уровнях.

Александр Кондаков в который раз повторил ответ, что в сельской местности можно создавать многопрофильные и однопрофильные школы старшей ступени, что детей можно специально возить в такие школы для изучения предметов на профильном уровне, и такая практика уже есть во многих регионах.

Пожалуй, подавляющее большинство участников согласилось с общим тезисом Александра Асмолова о том, что современная школа – это школа выбора, она должна быть одновременно универсальной и вариативной, а профилизация – частный случай вариативности.

И главное тут – не доводить дело до крайности, как в диссертации «Профориентация к шахтерским профессиям в старших группах детсада», которую Александр Григорьевич сам видел в ВАКе.

Точно так же опасен вузоцентризм, да и вообще любая целенаправленная подготовка к следующему уровню образования, когда дети становятся заложниками родительских амбиций. А главная задача школы – дать картину мира.

Впрочем, на форуме в очередной раз стало понятно, что по некоторым вопросам согласия между оппонентами не может быть достигнуто в принципе.

Вечный оппонент любых реформ образования Александр Абрамов, для начала кратко пересказав свою профессиональную биографию, стал говорить о том, что принятие поправок в закон «Об образовании», исключающих из стандарта обязательный минимум содержания образования, было непростительной ошибкой.

Александр Асмолов, напротив, рассказал, как в свое время от идеи минимума отказался Черчилль, так как «до него это сделали Гитлер и Муссолини».

Еще одно обычное возражение Александра Абрамова — что в других странах работа над содержанием образования продолжается по 10-15 лет, в России же «попытка перескочить пропасть в два прыжка заканчивается позором», так что теперь – аплодисменты зала – «работу надо начинать с чистого листа».

Александр Кондаков на это возразил, что как раз Андрей Фурсенко в отличие от своих предшественников выделил на разработку стандартов несколько лет, и единственная проблема – что в 2010 году работу над проектом для старшей школы пришлось завершать предельно быстро по указанию Владимира Путина.

Как выяснилось, в педагогической среде по-прежнему живы мифы о стандарте старшей школы, казалось бы, развеянные окончательно и бесповоротно еще полгода назад.

Учитель московского интерната для одаренных детей «Интеллектуал» Всеволод Луховицкий заявил, что ограничение числа предметов (не более двух из каждой предметной области) в проекте стандарта было обусловлено общей политикой государства в отношении образования – общественность решила, что количество оплаченных государством часов будет сокращено. И в подтверждение своих слов сослался на документ Департамента образования Москвы, регламентирующий эксперимент о переходе на нормативное финансирование и новую оплату труда: стал рассказывать, каково соотношение базовой и стимулирующей частей в зарплате учителя, каковы источники стимулирующих и проч.

На это Алексей Венедиктов резонно возразил, что количество бесплатных часов в неделю в старшей школе останется неизменным – 37, об этом неоднократно говорил Андрей Фурсенко.

И теперь надо обсуждать вопрос не о том, сколько будут за это получать учителя – к содержанию образования это отношения не имеет, — а о том, как распределять часы на предметы. «Это не бухгалтерский подход, а родительский.

Вы о зарплате, а я о своем ребенке, извините», — подвел итог Венедиктов и услышал в ответ: «Не извиню». «Вы не читали действующий стандарт, — поддержал Венедиктова Александр Кондаков. – Там то же количество часов указано.

Вы упомянули московский эксперимент – он не по введению стандарта, а по новым экономическим механизмам! Вы вводите в заблуждение родителей своих учеников, если позволяете себе даже в профессиональной аудитории, где люди знают, о чем говорят, такого рода утверждения».

Так дискуссия плавно переросла в базар.

Читайте также:  Тенденции развития форм обучения. нетрадиционные формы организации уроков

Сергей Волков обвинил Кондакова и Венедиктова в том, что они учат жизни учителей и общаются с ними в непозволительном тоне, а преподаватель литературы из экономико-математического лицея Ижевска, названная Тиной Канделаки девушкой, а Волковым – одним из лучших учителей России, сказала так: «Мы уже несколько часов слушаем про детей Венедиктова – осточертело! Нас собрали со всей страны сюда, чтобы унижать! Господин Венедиктов, покиньте этот зал, без вас обсудим стандарт!» В ответ последовало: «Не дождетесь! Я за своего сына любого порву». Впрочем, некоторое время после столь резких нападок Алексей Венедиктов не участвовал в дискуссии – как заметил Андрей Гарифзянов, «наш уважаемый журналист руки сложил и закрылся от всего мира». Отдышавшись, главный редактор «Эха Москвы» высказывался более миролюбиво, но все равно ушел, не дождавшись завершения мероприятия, восклицая что-то вроде «меня жена убьет».

Директор школы из Питера Игорь Карачевцев, несколько лет назад ставший абсолютным победителем конкурса «Учитель года» (без сомнения, один из самых мудрых представителей учительской элиты страны) в конце своего краткого выступления сказал так: «Наш национальный форум называется «Умная школа», но сегодня она – усталая школа, и проявление усталости – вот эта наша всеобщая раздражительность. Учителя обвиняют академическую науку в том, что она их не слышит, а представители науки считают, что учителя так погрязли в своих заботах, что ни в чем не разбираются, что их надо учить как малых детей. Чиновники тем более так считают. Моя любимая цитата – из Карела Чапека: «Если бы люди говорили только то, что знают, какая была бы тишина».

В ходе дискуссии Тина Канделаки заявила: «Мы отсюда не уйдем, пока не договоримся». В первый день форума я ушел из «Балчуга» вечером, сразу после окончания третьей панели. Что было во второй день – не знаю, не присутствовал, в Интернете тоже информации не нашел. Интересно: договорились?

Источник: http://press.prosv.ru/2011/08/ustalaya-umnaya-shkola/

«Умная школа»: августовский педсовет под руководством Тины Канделаки

Главная > «Умная школа»: августовский педсовет под руководством Тины Канделаки

«Умная школа»:
августовский педсовет под руководством Тины Канделаки

25 – 26 августа в Москве состоялся Национальный образовательный форум «Умная школа», в котором приняли участие около 200 учителей из разных регионов России, а также видные общественные деятели и специалисты в области образования.Когда некоторое время назад промелькнула информация, что телеведущая Тина Канделаки войдет в министерство образования чуть ли не в роли заместителя министра А.Фурсенко, это было воспринято как издевка власти над просвещенческим народом: мы с ними – про серьезное, а они все подверстывают под свой гламурно-имитационный формат.

Когда меня 22 июля в Англии, в момент созерцания одного из Оксфордских колледжей (бывают же такие совпадения!), настиг звонок с неизвестного номера и неизвестный мне голос произнес: «Я звоню по поручению Тины Канделаки…», – я тут же отключилась: отвечать за собственные деньги на явно ошибочный вызов из параллельного мира не хотелось.

Звонок повторился, и я, не дожидаясь объяснений, выпалила в трубку: «Простите, но это ошибка, вы меня с кем-то путаете, я ничего общего с шоу-бизнесом не имею». Спасибо Светлане Дзапаровой (потом познакомились), – она все-таки удержала меня на связи, назвав имена-пароли: Волков, Шенкман… Пришлось вслушаться.

Так я попала на форум, ничего содержательного и продуктивного от него не ожидая, – но почему бы по дороге из Лондона в Пермь не получить в Москве эксклюзив для «Филолога»?

Последние всплески скепсиса были вызваны содержанием программы, в которой значилось только одно имя – все той же Тины Канделаки, и затянувшимся началом мероприятия. «Наша звезда на съемках…», – съехидничала я.

Но наша звезда была не на съемках – она вместе со своей командой доводила до ума технику, которую в зале «Атриум» начали монтировать еще с вечера и над которой колдовали всю ночь, чтобы работа форума отражалась на огромном интерактивном экране, – звезде очень хотелось, чтобы было «как в Давосе».

Про Давос не знаю, сравнить не могу, а в гостинице «Балчуг – Кемпински – Москва», где мы два дня жили и работали, все действительно было по высшему разряду. И у этого «всего» был единый инициативный и материальный источник, единый сюжетный и эмоциональный центр, единое направляющее, организующее, провоцирующее и примиряющее начало – Тина Канделаки.

Гламурная теле-дива оказалась не только успешной бизнес-леди и прекрасным организатором, но и умным, грамотным, обаятельным, живым, искренним человеком и – что самое невероятное – идеалисткой, убежденной в том, что она и такие, как она, могут скорректировать и уравновесить то, чего не делает, недоделывает государство.

А теперь по существу: что получилось, что обнажилось, что дальше.

Что получилось?

«Учительская газета» поясняет и подытоживает:

«Тина Канделаки не так давно стала членом группы по усовершенствованию государственного образовательного стандарта при Министерстве образования и науки РФ. Именно туда, а еще в Общественную палату она обещала принести все предложения учителей. Жаль только, что не все предложения прозвучали на форуме “Умная школа”, где учитель не был признан “самым умным”. Правда, педагогов хорошо кормили, дали возможность два дня пожить недалеко от Кремля и прокатили на пароходе по Москве-реке. За это – спасибо» (http://ug.ru/news/1689).

На самом деле получилось гораздо больше.

Получилось предъявить «живьем» членам педагогического сообщества главных действующих лиц главного образовательного сюжета текущего года.

К доске-экрану были вызваны, с одной стороны, идеологи образовательных реформ последнего десятилетия – представители НИУ «Высшая школа экономики» в лице ректора Ярослава Кузьминова и авторы-исполнители проекта стандарта во главе с генеральным директором издательства «Просвещение» Александром Кондаковым, с другой стороны – противники этих реформ и этого варианта стандарта, среди которых был учитель и редактор «Литературы» Сергей Волков, научный редактор журнала «Эксперт» Александр Привалов, заслуженный учитель России Евгений Ямбург и другие не менее известные и уважаемые люди.

Да, все именитые участники форума не раз высказывались на эти темы в СМИ, в том числе на центральных каналах ТВ, но форум стал необходимым этапом общественной дискуссии, который продемонстрировал: по прошествии полугодия никаких кардинальных сдвигов в позициях оппонентов не произошло, движение навстречу друг другу не возникло, проект группы Кондакова не изменился по существу.

Получилось, с одной стороны, организовать жесткую дискуссионную ситуацию, с другой – удерживать разговор в заданных содержательных и этических рамках, не дать ему скатиться в скандал и базар, что мы так часто наблюдаем и в жизни, и на ТВ.

Было, правда, и здесь свое драматическое (я бы сказала, драматургическое) завихрение: в ответ на чрезмерную горячность и безапелляционность главного редактора радиостанции «Эхо Москвы» Алексея Венедиктова последовал строгий учительский окрик и требование покинуть зал – «выйти из класса», но Венедиктов не вышел, а пришел еще и на второй день, потому что речь шла не об абстракциях, а о насущном – в том числе о его собственном сыне.

Получилось

Источник: http://philolog.pspu.ru/umnayashkola

«Самая умная» Канделаки сделает «умной» и российскую школу

Вырисовывается новая технология целенаправленной организации деградации.

Если в брутальные 1990-е годы просто раскурочивали и трамбовали «реформами», то теперь после того, как модернизация выжигает смысл, культурно-историческую и технологическую базу отрасли, призывается гламур, должный заполировать проведенную работу.

Вот образчик такой работы, которая блистательно проводит Тина Канделаки — смотрите ниже репортаж Вестей.ру «Тина Канделаки о форуме «Умная школа»:

Тина Канделаки о форуме «Умная школа»: накал страстей был высоким

В этом интервью необходимо слушать каждую фразу и испытывать восторг от очаровательного щебетания Тины.

Если бы она выступала от родителей – это было бы замечательно, ведь Канделаки, судя по всему, замечательная и переживающая за образование своих детей мама. Но Тина Гивиевна, отрабатывая заказ на отмывание имиджа модернизаторов от образования, с огненным взором выступает от имени учителей и стратегов всей российской школы!

Видно, и правда, Канделаки – вероятный будущий Министр образования Российской Федерации. Более чем достойная замена несчастному Фурсенко, сумевшего превратить Минобр в Минмрак!

У Тины вполне может получиться сделать из Минмрака Мингламур.

Когда мрак станет нестрашным и даже по-своему милым.

Впрочем, если даже Тина не станет Министром образования, терять такой мощный заряд активности нельзя. Следует направить Тину после образования на ядерную отрасль и атомное оружие или, на худой конец, на Минобороны.

Гениально название Форума: «Умная школа». Далее последуют, очевидно, крупнораспильные форумы «Производственный завод», «Военная армия», «Медицинская больница», «Соревнующийся спорт» и «Летающие самолёты». Пока не закончатся средства в госбюджете.

Подкупает и искренность в отношении к российской школе в целом.

Ведь назвав своё шоу «Умная школа» (это калька со Smart School – передового американского проекта 1990-х годов, где smart, разумеется, не «умный» как clever, а скорее «блестящая», «передовая») Канделаки автоматически зачислила все остальные школы, кроме 200 отобранных ею в отель «Балчуг» Сулеймана Керимова с номерами в тысячу и более баксов за сутки, в Глупые или даже Тупые и Дебильные.

Автор хорошего репортажа о Форуме в «Русском репортёре»  не права, к сожалению, в главном. Скандальность Форума никак не в том, что «теоретики и практики образования не могут договориться».

Не могут договориться брошенная выживать и превращённая в гетто для лузеров школа – и околобюджетный гламур.

Гламур в лице Канделаки рекрутировали на защиту преступной модернизации школы, организованной за сотни миллиардов рублей Высшей школой экономики и министрами Филипповым и Фурсенко.

Никакого отношения к теоретикам вышеуказанные и подобные им коммерсы не имеют!

Какие такие теоретики ректор Высшей школы экономики Ярослав Кузьминов или автор стандартов образования Александр Кондаков – все те, кто  более десяти лет пилит образовательный бюджет, превращая в вычурных «Стратегиях 2020» российскую школу в убогий Макдональдс от просвещения  ?

Конечная задача гламура – окончательно отлучить школу от культуры и развития, превратить её в самый антиинтеллектуальный и антикультурный общественный институт, чтобы «Умная школа» перестала плестись в хвосте всех реформ, а возглавила процессы деградации и упадка.

Беда ведь не в том, что Канделаки решила приятное совместить с полезным, попиариться, продвинуться по карьерной лестнице, а заодно и помочь окончательно дискредитировавшей себя модернизации с её ЕГЭ и стандартами.

Беда в том, что такие индивидуальные траектории роста самим государством делаются мейнстримом российской школы.

А это означает, что полным ходом реализуется проект «Фурсенко как отец новой русской революции 2017 года»…

Источник: https://krupnov.livejournal.com/277099.html

«Умная школа» набирает команду

Минувшим летом «Пятница» писала о том, как продвигается реализация проекта образовательного комплекса «Умная школа» в Иркутске. Строительство (площадка находится на Чертугеевском заливе за микрорайоном Солнечным) уже не за горами.

Но все отлично понимают, что здание — пусть самое замечательное — не дает оснований сразу же повесить на дверях табличку «Умная школа». Главное в проекте — люди, специалисты, педагоги, воспитатели, административные работники, которые будут в ней работать.

29 ноября в Иркутске стартовала программа подготовки административной команды «Умной школы».

Рабочий момент «мозгового штурма» слушателей курсов «Умной школы». Модератор — руководитель Центра разработки образовательных систем «Умная школа» Марк Сартан. Кстати, среди слушателей есть педагоги из других городов и даже сел Иркутской области.

Это очень важный момент. «Умная школа» еще только проектируется, а уже дает шанс людям проявить свои таланты и умения и, возможно, стать членами административной команды уникального образовательного комплекса.

Такой шанс в жизни выпадает не каждый день

Нет необходимости говорить, что Иркутску повезло, что «Умная школа» будет построена именно у нас. Это проект федерального масштаба, в который вкладываются огромные финансовые и интеллектуальные ресурсы. Ничего подобного нет даже в столице.

Читайте также:  Упражнения дыхательной гимнастики для дошколят

Для региона «Умная школа» должна стать мощным драйвером развития (драйвер — механизм, который формирует новые точки притяжения. — Прим. авт.). И естественно, для успешной реализации проекта огромную роль играют люди, которые будут в ней работать.

На этой неделе в Иркутске начались курсы по подготовке административной команды «Умной школы».

Состав первых 25 слушателей определился в ходе предварительного конкурса. Их выбрали из 59 кандидатов, чьи резюме и эссе оценивала комиссия экспертов «Умной школы». Важно, что все слушатели живут и работают в Приангарье.

По словам руководителя Центра разработки образовательных систем «Умная школа» Марка Сартана, «Умная школа» призвана стать для Иркутской области ресурсным центром и помочь развитию системы образования всего региона.

Именно поэтому с самого начала была отвергнута идея укомплектовать будущий комплекс специалистами из других городов. Ставка сделана на работу с местными кадрами.

Перед началом обучения слушателей напутствовал заместитель министра образования Иркутской области Максим Парфенов.

Работу по подготовке специалистов для нового образовательного комплекса Парфенов назвал стержневой, потому что в сфере образования кадры действительно решают все. «Мы на вас возлагаем большие надежды.

Проект уникален для Российской Федерации, и я надеюсь, что эта уникальность будет создаваться и поддерживаться вашими усилиями. Вы будете весомым звеном в новой организации», — подчеркнул замминистра.

Сама обучающая программа проходила в формате совместной работы. Руководитель московского центра «Умная школа» Марк Сартан разбил участников на группы. В качестве первого задания он предложил сформулировать три вызова современной школы.

Слушать результаты «мозгового штурма» было очень интересно, поскольку многие претенденты сами работают в школах и видят проблемы изнутри.

Это и излишнее стремление к стандартизации, когда всем детям предъявляют одинаковые требования без учета индивидуальных особенностей, и огромный разрыв между школьными программами и жизненными реалиями, и отсутствие мотивации к учебе и т. д.

В перерыве Марк Сартан так объяснил цель мероприятия: «Фактически наша задача подготовить будущих управленцев к специфике работы «Умной школы», опираясь на опыт, который у них есть в реальной школе. Кем им предстоит стать? Пока мы говорим, что это будущая административная команда, а там уж кто и как себя проявит, у кого какие способности. Это не команда отбора, а команда формирования.

Марк Сартан развеял мифы, что «Умная школа» будет радикально отличаться от традиционной российской школы. «Радикальных отличий нет. Школа будет лицензирована и аккредитована, будет выдавать аттестаты, и она будет развивать принципы образования, которые сегодня сформулированы».

Так будет выглядеть «Умная школа» в Иркутске. Проект выбирался по итогам международного конкурса, в котором победило архитектурное бюро CEBRA (Дания). «Умная школа» рассчитана на 1040 детей и более 400 человек персонала.

На территории в 20 гектаров на Чертугеевском заливе помимо детского сада, младшей и старшей школ построят центр социально-психологической поддержки, культурный центр с мастерскими и театром, оздоровительный центр со спортивными залами и бассейном, а также коттеджный поселок для приемных семей

Интересно было послушать и самих претендентов, узнать их мотивы стать участниками команды «Умной школы».

Елена Орлова: «Это то, к чему я стремилась всегда. В свое время я училась в центре инновационного развития образования, и там мы как раз мыслили в таких категориях. Здесь реализуется новый подход — и мне это очень близко. У меня душа поет! Все это полностью согласуется с моим внутренним состоянием. Я очень хочу работать в «Умной школе»».

Наталья Байбородина: «Когда я прочитала про «Умную школу», это полностью совпало с тем, как в начале 90-х мы, будучи выпускниками пединститута, мечтали об идеальной школе будущего. Очень хочу работать в этой команде.

Михаил Ружников: «Сейчас я работаю в обычной школе. Информация о новом образовательном комплексе меня очень заинтересовала. Мне интересно, что из этого получится».

Программа обучения рассчитана на 400 часов аудиторной подготовки, 220 часов дистанционного обучения и 180 часов стажировок в России и за рубежом.

Акцент в преподавании ставится на деятельностные формы вместо традиционных лекционных форматов обучения.

Вести ее будут лучшие российские специалисты в управлении образованием, проектировании образовательных систем, педагогике и возрастной психологии.

«Умная школа»: этапы и факты

  •  «Умная школа» — благотворительный проект бизнесмена и филантропа Альберта Авдоляна. Цель проекта — создание равных образовательных условий для всех.
  • Проект реализует фонд «Новый дом». Президент фонда — Ирина Белянова. Глава попечительского совета — Сергей Чемезов, директор корпорации «Российские технологии».
  • Оператор проекта — Центр разработки образовательных систем «Умная школа». Руководитель — Марк Сартан.
  • Образовательный комплекс «Умная школа» будет построен в районе Чертугеевского залива (ул. Байкальская) по проекту датских архитекторов из бюро Cebra, выбранного по результатам международного конкурса.
  • В рамках проекта будет построен специальный поселок для приемных семей и встроенная в повседневную жизнь технология жизненного проектирования.
  • В настоящее время идет выбор генерального подрядчика строительства.
  • Открытие образовательного комплекса «Умная школа» запланировано на 1 сентября 2019 года

Источник: http://baikal-info.ru/umnaya-shkola-nabiraet-komandu

Марк Сартан: «Умная школа» будет выпускать людей, способных ответственно распоряжаться собственной жизнью»

Через несколько лет в Ульяновске начнет функционировать «Технокампус»– синергетическое пространство науки, инноваций и предпринимательства, особая экосистема, в которой знания превращаются в прикладные коммерческие разработки.

В рамках «Технокампуса» будет запущен образовательный комплекс, в котором будут реализованы принципиально новые образовательные маршруты учащихся. Одной из ключевых частей образовательного комплекса станет школа, для разработки образовательной концепции  которой в качестве партнера была приглашена компания «Умная школа».

Здесь, в отличие от обычной школы, дающей стандартный набор знаний, школы, нацеленной на результаты ЕГЭ, акцент будет делаться на индивидуализацию образовательных маршрутов  и самоопределение учащихся в современном меняющемся мире профессий.

Марк Сартан, который возглавляет компанию «Умная школа», согласился рассказать «Медиа73» об образовательной концепции своей команды и об этапах реализации проекта школы в ульяновском «Технокампусе», а также поделился своим мнением, какой должна быть школа будущего.  

– Как и когда появился проект «Умная школа»?

Проект появился как некоторая материализация общественного запроса на обновление школы. Не секрет, что школой все недовольны, однако  конкретных конструктивных предложений, как ее изменить, нет.  

– То есть, он возник потому, что пришла осознанность того, что нужно что-то менять в системе образования?

Да, безусловно. Тут счастливо совпало несколько обстоятельств.

Во- первых, пришла осознанность, что нужно что-то менять, во-вторых, появилось понимание того, в какую сторону нужно все менять, в-третьих, расширились возможности правового поля.

Принятие Закона об образовании и федеральных государственных образовательных стандартов расширило возможности развития школы в нужном направлении. Кроме того, появились люди, которые готовы вкладывать в проект деньги.  

– Чем «Умные школы» отличаются от классических образовательных учреждений? Как будет построен образовательный процесс? Какая роль будет отведена воспитанию?

Большая часть классического образования в школе обязана сохраниться хотя бы потому, что школа должна давать аттестат, а поэтому ученики должны сдавать ЕГЭ.

Но сегодняшнее понимание школьного образования не сводит его итог к набору предметных результатов и тем более к баллам ЕГЭ.

Если классическая школа индустриальной эпохи рождала выпускника, у которого теоретически был определенный набор знаний, то современная школа добавляет к набору этих знаний набор метапредметных результатов, иными словами – универсальных компетенций.

Человек должен выйти из школы, обладая, например, такими навыками, как умение анализировать, планировать, привлекать ресурсы, выполнять действия и сравнивать результаты.

В этом смысле «Умная школа» развивает как традиции отечественного образования, основанного на передаче знаний, так и реализует требования современного мирового образования, ориентированного на формирование компетенций. Самое главное, что обеспечивает «Умная школа», – это воспитание людей, ответственно распоряжающихся собственной жизнью.

Это означает умение рассматривать свою жизнь как собственный проект и, следовательно, требует учиться проектированию. В «Умной школе» дети вовлекаются в реальную проектную деятельность, решающую реальные проблемы, а не в ту, которую сегодня школы декларируют и которая сводится к скачиванию рефератов из интернета.

Таким образом, если коротко сформулировать суть «Умной школы», это школа, которая учит ответственно распоряжаться собственной жизнью. И это главное отличие от классического образовательного учреждения.

И еще могу сказать, что сегодня невозможно, категорически неправильно и вредно давать всем детям класса, школы, а тем более всем детям одного возраста всей страны, одинаковое образование. Образование обязано быть разным для каждого ребенка в соответствии с его потребностями, интересами, его возможностями, склонностями и особенностями личности. Образовательная модель, которую мы разрабатываем, основывается на том, что, чем старше ребёнок, тем больше у него индивидуальных возможностей образования.  

– Опишите день в «Умной школе». Во сколько начинаются занятия, их длительность, количество? Домашнее задание будут задавать больше, чем в обычной школе?

В «Умной школе» принципиальна индивидуализация. Программу дня будут создавать сами учителя и учащиеся. Это приводит к тому, что у учеников одного класса может быть разное расписание. Причем в зависимости от класса возможность выбора предметов сильно отличается.

  Для младших школьников различия минимальны,  потому что всех надо научить читать, писать, дать знания об окружающем мире и так далее. В средней школе, наоборот, должен произойти взрыв многообразия, который предоставит детям максимум возможностей попробовать себя в разных областях.

И тогда к старшей школе он сможет определиться со своими интересами и найти свой образовательный профиль.

Во второй половине школьного дня, после уроков, в дело вступает система дополнительного образования. В «Умной школе» это не просто «довесок» к урокам, а важная часть индивидуализации. Ведь дополнительное образование основано только на выборе ребенка! Здесь нет никаких обязательных предметов, обязательных часов, обязательных требований.

Это отличный способ для ребенка «распорядиться» своим образованием, чтобы научиться впоследствии и распоряжаться собственной жизнью. И мы должны создать ему такую возможность. В «Умной школе» мы используем систему так называемого перевернутого класса.

В классической школе учитель говорит: приходи на урок, послушай, я расскажу тебе новый материал, а потом иди домой, сделай упражнение, приходи в школу – я проверю. В перевернутом классе ситуация переворачивается.

  Здесь учитель говорит ребенку: иди домой, выучи новый материал, а потом вернись в класс, и мы с тобой займемся упражнениями, групповой работой, проектами и так далее.

Поэтому домашнее задание в «Умной школе» – это не то задание, которое задают в классической школе. Мы освобождаем учителя от необходимости каждый год транслировать один и тот же материал.

Эту обязанность мы перекладываем на электронную образовательную среду. А учитель становится человеком, организующим деятельность ученика на уроке.<\p>

 «Умная школа»  — это школа, в которой все компьютеризировано? Будут ли включены в программу привычные  уроки труда, музыки, изо и физкультуры? 

Современные российские школы часто набивают техникой, компьютерами, раздают планшеты. И хочется спросить: и что такого вы делаете с планшетами, чего без планшетов делать нельзя? Происходит компьютеризация ради компьютеризации. Техника появляется, а обучение не меняется. У нас как раз обратная ситуация. Дело не в технике, а дело в решении образовательных задач.

В основе образовательной программы «Умной школы» лежат 5 содержательных осей, определяющие ее специфику: образно-художественное моделирование мира, психологизация образовательного процесса, интенсивное изучение иностранных языков, продуктивная трудовая деятельность, школьный спорт.

То есть работа руками, телесные практики, спорт и музыка остаются и необходимы. Невозможно воспитать человека, который сможет жить только в виртуальной цифровой среде.<\p>

– Какая система оценки знаний в «Умной школе»?

В классической школе текущая оценка произвольна, ребенок часто не знает, за что он получил ту или иную оценку. Например, на результат может повлиять то, что он плохо себя вел или некорректно оформил работу.

Эта произвольность оценки рождает неумение проектировать и планировать собственную деятельность. Эту проблему необходимо решить. Поэтому система оценок в «Умной школе» прозрачна как для ученика, так и для учителя.

Вторая проблема оценивания – это полная оторванность ЕГЭ от текущих школьных оценок. То есть из школы выходят с результатами ЕГЭ и, вообще говоря, все равно, что ты там получал все эти годы, любая двойка, тройка не имеет никакого значения.

Читайте также:  Как привить ребенку любовь к учебе

Здесь на помощь может прийти электронная среда.

Она даст возможности сохранения текущего оценивания в портфолио. Это не только поможет учителю разобраться, усвоил ли ребенок материал, но и позволит собирать и анализировать все оценки. Кроме того, накапливаемые в портфолио данные могут превратиться в связь с ВУЗом или с работодателем.

<\p>

– Что вас вдохновило на создание «Умной школы»? Есть конкретные примеры, на которые вы ориентируетесь?

Вдохновила неудовлетворенность существующей системой и понимание того, что необходимо сделать что-то новое и продвинутое. В процессе разработки концепции «Умной школы» был изучен опыт более 50 образовательных учреждений в 8 странах мира.

Мы внимательно изучили, в том числе, и опыт финских коллег. При этом мы понимаем, что в России можем сделать большее, если сделаем систему образования, в которой каждый может найти себя сам, то есть предоставить ему условия, чтобы он себя нашел.

Такие задачи вдохновляют.  

– Учеником «Умной школы» может стать каждый ребёнок? Есть ли какие-то критерии отбора для потенциальных учеников «Умной школы»? Кого вы хотели бы учить?

Сама концепция «Умной школы» предполагает то, что учить надо всех. Однако конкретная школа в «Технокампусе» создает определенную тематическую рамку технологического предпринимательства на выходе. И понятно, что части детей это интересно, а части – нет.

https://www.youtube.com/watch?v=JlH5jX-y148

Ведь когда мы говорим, что каждый ребенок должен найти себя, мы формулируем концепцию системы образования, но необязательно одной конкретной школы.

Например, школа в «Технокампусе» для тех, кто увлекается предпринимательством, а школа с музыкально-художественным уклоном для тех, кто занимается рисованием или музыкой. В сумме они вместе с остальными дают весь спектр возможностей.

<\p>

– А учить таких детей должны преподаватели, прошедшие переподготовку? Какой он – учитель «Умной школы»?

– Как такового отбора учителей для проекта не будет. В рамках проекта школы в «Технокампусе» предусмотрено проведение образовательных семинаров для преподавателей региона. Работа предстоит большая и сложная. По итогу с нами останутся те, кому окажется близкой идеология школы в «Технокампусе» и образовательная модель, разработанная  в партнерстве с «Умной школой».

Мы изучали международные практики, и есть очень сильный пример, когда целыми странами учителя переориентируются. Например, в Финляндии. Там от предметного классического образования пришли к современной системе с равенством доступа, с широтой образовательных возможностей и метапредметных навыков.

<\p>

– А есть предположения, где будут переучиваться учителя? Им придется куда-то ехать?

Понятно, что обучение коллектива учителей целой школы – это удовольствие достаточно дорогое. Безусловно, это будет реализовано совместно с региональными системами повышения квалификации.

Многие региональные структуры уже выразили интерес участвовать в подготовке учителей по методике «Умной школы». Сейчас мы договариваемся с Министерством образования, с Педагогическим университетом. Первые семинары для учителей Ульяновской области могут состояться уже осенью этого года.

<\p>

– Основная проблема в реализации проекта? Трудности, с которыми вы столкнулись?

Я думаю, что проблема, с которой мы столкнулись, – она общая для всех, кто пытается создать новый проект в России. Это сочетание недовольства с недоверием. То есть недовольны все или очень многие, но при этом мало у кого есть вера в то, что можно что-то изменить.

Конечно, когда мы показываем или рассказываем об «Умной школе», опираемся на практики, раскрываем детали методик, демонстрируем на примерах, недоверие сменяется интересом.

<\p>

– Если шагнуть в будущее, каким вы видите выпускника «Умной школы»? Кем он захочет стать и где работать? Останется ли он жить в родном регионе или в России?

– Выпускник в идеологии «Умной школы» вообще – человек, способный строить свою жизнь. Бессмысленно сегодня угадывать профессию, которая понадобится через 15-20 лет. Поэтому надо вооружить человека инструментами, чтобы он мог при необходимости, когда бы это ни было, во-первых, понять, какая профессия нужна, во-вторых, овладеть ею.

А что касается школы в «Технокампусе», то тут возникает совершенно конкретная задача. Мы хотим, чтобы «Технокампус» стал драйвером развития региона, а потом и страны, чтобы он привлекал лучшие умы, лучших предпринимателей, инвестиции.

Соответственно, нам нужно, чтобы ученик после окончания школы, давшей ему много знаний, не уезжал за пределы региона или страны, а оставался и работал здесь. Как это сделать? В этом поможет система оценивания по ходу обучения, о которой я говорил. Она создаст преемственную связь от школы, через вуз к работодателю.

Кроме того, создатели «Технокампуса» задумали создание университета в его составе и на его территории. Уже идет диалог с ведущими университетами мира, которые здесь будут представлять свои образовательные услуги. Соответственно, зачем куда-то ехать, в чужую страну, когда здесь можно получить все то же самое? Школа в «Технокампусе» вообще переворачивает проблему миграции.

Ведь «Технокампус» будет привлекать к себе сотрудников, а сотрудники – это молодые, перспективные люди с детьми, которые едут не только туда, где хорошая работа, но и туда, где хорошая школа. Школа – это очень сильный мотиватор для выбора места жительства.

Поэтому школа в «Технокампусе» не просто остановит отток выпускников из Ульяновской области, но и поможет повернуть миграционный поток вспять, делая регион более привлекательным для перспективных сотрудников.  

Известно, что проект «Умная школа» запущен также в Иркутске. Расскажите, чем он будет отличаться от ульяновской «Умной школы» и в чем их схожесть.

– Мы задумываем «Умную школу» как школу модельную. То есть то, что мы разрабатываем и внедряем в конкретный проект, может быть с небольшой долей коррекции использовано и в других аналогичных случаях. Например, иркутский проект очень сильно социально ориентирован, он во многом предназначен для реабилитации детей-сирот. Ульяновская школа – это тоже модель, но только модель школы, которая в рамках технологического предпринимательства связана с университетом и «Технокампусом», модель школы, где образовательные задачи берутся из реальной окружающей жизни. У них есть общее – это индивидуальный образовательный маршрут внутри и способность ответственно распоряжаться собственной жизнью на выходе. В Иркутске эти принципы больше направлены на улучшение социальной ситуации, а в Ульяновске приложены к задаче технологического предпринимательства.  

Расскажите о ключевых этапах реализации, на что они должны подразделяться.

– Школа, не реализованная в пространстве – это не школа, поэтому проектирование самого здания и строительство – это отдельная, сложная и дорогая история.  Важно, что школа должна быть частью «Технокампуса», то есть она должна быть в него вписана. Что касается образовательной среды, то начинается все с концепции. Мы видим выпускника как человека, у которого есть ресурсное мышление, технологический кругозор и способность предпринимать. Эта модель образовательного результата была выработана в ходе совместной работы проектировочной команды с представителями региональной власти и бизнеса и легла в основу дальнейшей разработки образовательной системы. Дальше мы должны «расшифровать» эти качества, то есть написать концепцию образовательной программы так, чтобы эти качества на выходе сформировались. Одновременно надо правильно готовить кадры: отдельно административно-управленческий персонал, отдельно педагогический коллектив. Они должны встретиться и вместе создать методику преподавания на конкретном уроке. Мы как проектировочная команда не будем рассказывать учителю, что он должен сказать, войдя в класс. Это дело самого учителя. Мы его должны погрузить в общий контекст, поделиться принципами. И дальше, на основе нашей концепции, учителя разработают методики преподавания и образовательные программы. Это последний этап перед запуском школы.  

Старт ульяновскому проекту уже дан прямо сейчас,  когда учащиеся смогут заполнить классы и начать учится?

– Я бы сказал, что это всё-таки вопрос, скорее, к создателям «Технокампуса», потому что  школа как часть экосистемы не может существовать без «Технокампуса». Сейчас мы ориентируемся на ввод школы в эксплуатацию осенью 2018 года.    

Елена Нестерова

Источник: http://media73.ru/2016/81409-mark-sartan-umnaya-shkola-budet-vypuskat-lyudej-sposobnyx-otvetstvenno-rasporyazhatsya-sobstvennoj-zhiznyu

Поправить закон «Об образовании» может каждый на умная-школа.рф

Более 200 педагогов из 45 регионов страны обсуждали насущные проблемы на Национальном образовательном форуме «Умная школа», который завершился в Москве 26 августа. О его итогах рассказала делегат от Омска заместитель директора Центра образовательных инициатив ОмГПУ Елена Бузина.

Увидеть изнутри Форум «Умная школа» прошел в Москве с 25 по 26 августа. Имя одного из организаторов широкой публике хорошо известно — это телеведущая и общественный деятель Тина Канделаки.

— Мы задавались вопросом: зачем ехать на форум? Какой толк от высказывания того, что всем хорошо известно? — рассказала Елена Бузина. — А Тина нам сказала одну вещь: «Вы совершенно неправы. Нужно уметь оформлять свою позицию и уметь защищать ее.

Я занялась организацией этого форума только потому, что поняла: как член Общественной палаты, состоящий в Комитете по образованию, я несу ответственность за свою деятельность.

Вот почему я попросила вас рассказать мне о том, что сейчас является главной проблемой в системе образования, почему она возникла и какие пути решения вы видите». Мы были поражены желанием Тины найти ответы на все вопросы, досконально разобраться в ситуации и сформулировать общее мнение.

На форуме были лучшие учителя России, победители конкурсов «Учитель года» последних лет, лучшие директора российских школ, гимназий и лицеев. То есть те, кто занимается реальным образованием, видит ситуацию изнутри. Задачей было собрать консолидированное мнение практиков из разных регионов страны, подготовить единый документ, передать его в Общественную палату — и далее по инстанциям.

Школьный сервис

Педагоги высказались за сохранение Единого государственного экзамена и за внедрение специализации по дисциплинам в старших классах. Также на форуме обсуждали поправки к закону «Об образовании» и новый Федеральный государственный образовательный стандарт, находящийся в стадии разработки.

Именно последний документ вызвал наибольшие опасения у педагогической общественности. — Главная проблема состоит в том, что профессиональное сообщество не готово признать образовательными услугами систему российского образования на ступени основной школы, — пояснила Елена Бузина.

— А ведь именно этот момент является одним из ключевых в документе. Школам предлагается оказывать услуги, значительную часть которых будет оплачивать государство, а за остальную, видимо,  придется рассчитываться родителям.

Спорным и обсуждаемым является и вопрос  о праве выбора предметов на старшей ступени школы в соответствии с профилем будущей профессии.

Обсудим всей страной

— Вопрос о том, как и чему будут учить наших детей в новых школах, по-прежнему остается открытым, — сказала на форуме Тина Канделаки. — Необходимо вовлечь профессиональное сообщество в процесс разработки закона «Об образовании». Форум — это шаг на пути выстраивания конструктивного диалога профессиональной среды и государства. Завершилась встреча презентацией сетевого проекта «Умная школа». Это одновременно и открытая площадка для обсуждения и редактирования закона РФ «Об образовании», и социальная сеть для учителей, экспертов и родителей. Ведь законопроект вызывает беспокойство не только у профессионального сообщества, но и у родителей, озабоченных будущим своих детей. Прочитать и внести коррективы предлагается каждому гражданину России, неравнодушному к состоянию нынешней общеобразовательной школы.

— Структура портала умная-школа.рф устроена таким образом, что ни одно из конструктивных мнений не останется без внимания. Здесь мы организуем широкую общественную дискуссию и представим ее результаты в правительство РФ и Госдуму, — пообещала телеведущая.

Кстати

По итогам опросов на Национальном образовательном форуме:

73% учителей выступили за сохранение ЕГЭ, при этом только 39% делегатов считают ЕГЭ эффективным инструментом оценки знаний в его нынешней форме;

80% высказались за предоставление учащимся возможности сдавать ЕГЭ на добровольной основе;

79% делегатов опровергли мнение, что с введением ЕГЭ коррупция переместилась из вузов в школы;

80% педагогов посчитали, что публикация в Интернете открытого банка заданий повысит качество подготовки учеников к ЕГЭ.

Читайте также

Источник: http://omskgazeta.ru/obrazovanie/popravit_zakon_ob_obrazovanii_mojet_kajdyiy_na_umnaya-shkolarf/

Ссылка на основную публикацию