Выявляем и корректируем дислексию у младших школьников

Дислексия у младших школьников: причины развития, симптомы, методы коррекции

Главная / 7 — 10 лет / Дислексия у младших школьников: причины развития, симптомы, методы коррекции

Дислексия у детей – это специфическое нарушение развития ребенка, которое выражается в частичном поражении способности писать и читать. Такого рода заболевание встречается чаще у мальчиков, нежели у девочек. Ученые и медики до конца не могут определить, почему это заболевание имеет свойство развиваться у детей, но больше склоняются к тому, что этот недуг имеет наследственный характер.

Как проявляется дислексия у детей: симптомы и формы дислексии в таблице

Дислексия имеет неврологическую природу и явственно проявляется у младших школьников, которые полностью погружаются в обучение. У дошкольников выявить дислексию практически невозможно, так как детки только начинают осваивать новые навыки и могут допускать ошибки при чтении и письме.

Основными признаками  дислексии у детей являются:

  • Систематичные ошибки при чтении, а именно: неправильное произношение букв, подмена слогов, замена звуков, непонимание прочитанного.
  • Неправильный перевод букв в звуки (декодирование информации).
  • Неспособность правильно и быстро распознавать слова.
  • Трудности с пониманием элементарных навыков правописания.

Дислектики сталкиваются еще с такими проблемами:

  • Полная дезорганизация.
  • Нарушение координации и мелкой моторики.
  • Трудность при восприятии информации.
  • Плохая память.
  • При высоком уровне интеллекта плохие навыки чтения.
  • Ребенку трудно показать верх и низ, путается в определении правой и левой стороны.

Заболевание подразделяется на несколько типов, которые и определяют форму дислексии. В данной таблице представлена полная информация о формах этого заболевания.

Виды дислексии у детей

Тип дислексии Особенности детей с определенным типом дислексии
Фонетическая Эта форма заболевания характеризуется недоразвитием функций фонематической системы, которое проявляется в том, что ребенок не может различить звуки, отличающиеся по смыслоразличительному признаку. Например «дом-том-ком» или «пила-липа». Такие дети смешивают звуки и путаются в прочтении слов.
Семантическая В этом случае, малыш не может понять прочитанный текст в целом или смысл отдельных предложений. Эта форма дислексии не отражается на скорости чтения или внятности произношения. Ребенок не может пересказать прочитанную информацию и выделить суть. В этом случае у ребенка нарушен мыслительный процесс, так как он воспринимает все слова по отдельности.
Аграмматическая Данный вид дислексии сопровождается недоразвитием речи. Малыш неправильно склоняет слова, неграмотно произносит окончание слов. Например, «прекрасная день, красивый девочка», а также малыш неправильно употребляет окончание глаголов «сидю, а не сижу; говору, а не говорю» и т. д.
Оптическая Для малыша, который учиться в школе, наибольшую трудность представляет написание букв, которые состоят из похожих элементов. Например, «С-О, Ь-Ы, Н-П».
Мнестическая При этой форме дислексии малышу трудно определить, какой звук соответствует определенной букве.

Почему ребенку трудно читать: причины развития дислексии у младших школьников

Основная причина дислексии – мозговая дисфункция, которая сопровождается как биологическими, так и психологическими факторами. Стоит утешить родителей, объяснив им, что причина дислексии не в умственных или интеллектуальных способностях ребенка, а в неправильном функционировании определенного участка мозга.

Возможные причины дислексии у ребенка:

  • Патологии внутриутробного развития.
  • Тяжелые роды, которые влекли за собой асфиксию, обвитие пуповиной, отслойку плаценты.
  • Поражение ЦНС у малыша.
  • Генетическая наследственность.
  • Травма головы, сильные удары, сотрясение мозга.
  • Заторможенность некоторых участков мозга у ребенка.

Эффективные методы коррекции дислексии у школьников

Метод Рональда Дейвиса

Врач Р. Дейвис разработавший свою систему лечения дислексии сам эффективно поборол этот недуг. По утверждениям врача, дислектики — это одаренные люди, которые имеют богатое воображение. Данное заболевание также наблюдалось У А.

Эйнштейна, Уолта Диснея, У. Черчиля и многих других знаменитых личностей, которые достигли таких успехов не из-за дислексии, а скорее благодаря ей. Так описывает Рон Дейвис эту болезнь в своей книге «Дар дислексии».

В чем же заключается его методика?

Суть методики: помочь ребенку запустить свой мозг методом «выключения» дезориентации и научиться воспринимать окружающий мир без искажений. Эта методика помогает детям заполнить пробелы в памяти и обучить восприятию буквенных форм. В 99% случаях метод Р. Дейвиса помогает детям избавиться от дислексии.

Методика состоит из комплексных процедур, которые помогают ребенку побороть дислексию. Методика Р. Дейвиса  состоит из занятий, которые называются:

  • Способность восприятия. Учит ребенка создавать мысленные образы и познавать мир с помощью «умственного глаза».
  • Переключение. Упражнения, нацеленные на «включение и выключения» дезориентации.
  • Разрядка и проверка. Ребенок обучается разряжать воображение специальными упражнениями.
  • Точная настройка. Малыш учится находить точку ориентации.
  • Координация. Ребенок учиться распознавать «право» и «лево».
  • Освоение символов.
  • Легкое чтение.
  • Освоение символов относительно слов.

Методика Корнева

А.Н. Корнев разработал методику по ранней диагностике дислексии у детей в 1982 году. Он предлагает бороться с заболеванием посредством определенных тестов, таких как:

  • Рядоговорение.
  • Ритмы.
  • Субтест «повторение цифр».
  • Кулак-ребро-ладонь.

Много интересных методов по коррекции дислексии можно найти в книгах С. Ортона «Нарушения письма, чтения и речи у детей», М. Кричли «Дислексия развития»,  З. Матейчека «Нарушения формирования чтения».

Оксана Макерова, логопед-дефектолог выделяет следующие методики по работы с детьми-дислексиками:

  • Дыхательная, зрительная и артикуляционная гимнастики.
  • Метод кинезиологической коррекции.
  • Стимулирующий массаж и самомассаж кистей и пальцев рук.
  • Ритмико-речевая, музыкальная и витаминная терапия.
  • Зеркально-симметричное рисование обеими руками.
  • Упражнения для развития зрительно-моторных координаций, оперативного поля чтения, антиципационного восприятия слова.
  • Модифицированные зрительные диктанты Федоренко-Пальченко.
  • Интеллектуально-развивающие словесные игры: анаграммы, изографы, ребусы, криптограммы, перевёртыши, волшебные цепочки, словесные лабиринты, слова-матрёшки и другие.
  • Поисковые таблицы слов «Фотоглаз».
  • Метод «озвученного» чтения.
  • Метод словесных анаграмм.
  • Автоматизация оперативных единиц чтения по специальным слоговым таблицам.

Как проводить занятия с детьми с дислексией: 3 эффективных упражнения для коррекции

Коррекция дислексии заключается в специально разработанных упражнениях, которые восстанавливают устную и письменную речь постепенно. При работе с ребенком не нагружайте его большим потоком информации, ведь усвоить все и сразу у него не получиться. Упражнения, представленные ниже, мягко и непринужденно воздействуют на сознание ребенка.

Упражнения для коррекции дислексии у детей

Упражнение «Корректурная проба»

Каждый день в течение 5 минут предоставляйте ребенку любой текст и попросите его зачеркивать в нем названные вами буквы. Сначала согласные «а, о,  и т. д.». Затем и согласные.

Когда ребенок сможет отчетливо зачеркивать нужные буквы, усложните задание и предложите гласные буквы обводить кружочком (назовите любую), а согласные – подчеркивать. Например, обведи все «о» в кружочек, а все «в» подчеркни. Ориентируйтесь на те согласные и гласные буквы, которые ребенку даются сложнее всего.

Это упражнение позволит малышу запоминать буквы и убережет его от ошибок в чтении и написании в будущем. Заниматься следует каждый день в течение 2 месяцев.

Упражнение «Колечко»

Эта развивающая игра поможет развить мелкую моторику, память, внимание речь и устраняет признаки дислексии.

 Покажите малышу следующее действие: поочередно перебирайте пальцами рук, замыкая каждый палец в колечко с большим пальцем. Начинайте от указательного, заканчивая мизинцем. Затем начините обратный отсчет.

Сначала упражнение выполняется одной рукой, а затем двумя. Заниматься с ребенком нужно 10-15 минут утром и днем на протяжении двух месяцев.

Упражнение «Зеркальное рисование»

Это упражнение активно воздействует на мозг, улучшая его работу в целом. Положите перед ребенком чистый лист бумаги. Дайте ему любимые фломастеры или карандаши.

Начните рисовать обеими руками зеркально-симметричные рисунки или буквы. Сначала беритесь рисовать вместе с малышом, чтобы он понял принцип упражнения, а затем пусть он самостоятельно попробует что-нибудь изобразить.

Упражнение нужно делать ежедневно, не пропуская ни одного дня.

Дислексия у детей — мнения экспертов и врачей

Дислексия — продукт мысли и особый способ реагирования на ощущение спутанности сознания (Р.Д. Дейвис)

Ребенок, испытывающий трудности при обучении чтению, совсем не обязательно дислексик: многие дети, которые на начальном этапе медленно осваивают чтение, потом успешно догоняют своих одноклассников (сами или с помощью родителей).

Но есть особая группа детей, которые переживают огромные и стойкие трудности при освоении чтения, несмотря на нормальный интеллект, отсутствие нарушений зрения и слуха, регулярное посещение школы.

Способность овладеть навыком чтения у таких детей на порядок хуже и ниже, чем способности к другим предметам. Именно эту группу детей специалисты называют дислексиками.

(кандидат медицинских наук, доктор психологических наук, профессор Санкт-Петербургской государственной педиатрической медицинской академии, вице-президент Ассоциации логопатологов Санкт-Петербурга, автор книг «Дислексия и дисграфия у детей»А.Н. Корнев)

Как такового диагноза дислексия или дисграфия не существует, они входят в общую группу расстройств под названием «задержка психоречевого развития». Причем и такой «приговор» нельзя назвать болезнью, это лишь следствие нарушений кровообращения головного мозга.

По опыту работы могу сказать, что практически у всех детей-дислектиков наблюдаются проблемы с кровообращением сосудов головного мозга, но их диагностика проводится слишком поздно.

Причиной этому служит непросвещенность наших родителей и «старые» методы лечения таких заболеваний, ведь стандартный сценарий действий родителей, заметивших у своего ребенка тревожные симптомы — поход к педиатру, который направляет их к логопеду.

Оптимальный вариант действий: с самого начала полностью обследовать ребенка (проконсультировать с психологом, невропатологом, логопедом-дефектологом, психиатром), обязательно провести томографию и ультразвуковую диагностику головного мозга.

Только тогда можно ставить окончательный диагноз и в зависимости от формы расстройства и степени запущенности назначать индивидуальный курс лечения. Большинство детей обходится только коррекционной терапией. Медикаментозное вмешательство возможно только при тяжелых формах дислексии, которая наблюдается у ребенка в комплексе с другими психическими заболеваниями (при ДЦП, аутизме и т.д.). Легкую форму «словесной слепоты» при своевременном выявлении можно устранить за 3-4 месяца. (врач медицинского центра «Истина» И. Бабий)

Дислексия — проблемы с навыками чтения — совсем не так распространена, как это кажется. Истинная дислексия имеет неврологическую природу, а та, с которой мы сталкиваемся, как правило, возникает потому, что в доме вообще ничего читать не принято.

Это как если бы я сказал, что 99 % современных детей страдают неспособностью развести костер.

А откуда у них эта способность возьмется, если они никогда не видели, как родители добывают огонь? А откуда у них возьмутся навыки чтения, если они родителей с книгой в руках никогда не видят?

Большинство звезд (и не только голливудских) половину детства проводят не с книгой в руках, а кривляясь перед зеркалом, и потом дают интервью, жалуясь на тяжелую жизнь. Резюме: случаев дислексии полно, но в большинстве случаев это проблема педагогическая, а не медицинская. (педиатр Е.О. Комаровский)

Профилактика дислексии – как научить ребенка читать правильно

Для того чтобы у ребенка уменьшить риск проявления дислексии и дисграфии, необходимо с раннего возраста заниматься с ним специальными упражнениями, которые нацелены на освоение норм грамотной речи и письма. Профилактика дислексии должна основываться на развивающих играх, а не на специальных уроках по 45 минут.

Игры способствуют умственному развитию детей, а также помогают мыслить, анализировать, ориентироваться. Детям важно на начальном этапе обучения показывать как можно больше образов: букв, животных, слов.

Им легче воспринимать информацию визуально. В памяти откладываются все эти образы, и в будущем у них не возникнет таких проблем, как дислексия.

Еще в садике детям всегда представляют информацию в виде картинок и красочных карт.

Игры для профилактики  дислексии

  1. Предложите ребенку такую игру: напишите легкое предложение, чтобы каждое слово у вас было написано на разных карточках. Озвучьте ребенку предложение и попросите, чтобы он его составил из имеющихся слов.
  2. Также можно использовать методику «Пишем вслух». Продиктуйте ребенку маленький отрывок из его любимой сказки и наблюдайте за тем, как он будет писать. Главное, чтобы текст, который вы ему будете диктовать, нравился малышу.
  3. Для развития фонетических способностей поиграйте с ребенком в игру «Найди слово». Вы должны подготовить разные картинки и подписать их с тыльной стороны. Называя слово, ребенок должен найти соответствующую картинку. Например, дерево или солнце. Также можно собирать слоги. Напишите названия животных по слогам и попросите кроху сложить слова. Например, «со-ва» или «со-ба-ка».

Такими играми вы научите ребенка не только грамотно читать, но и писать, ведь зрительная память детей очень развита, поэтому им легче запоминать все «на глаз», так сказать.

Поделитесь с друзьями:

Источник: http://baragozik.ru/7-10-let/disleksiya-u-mladshix-shkolnikov-prichiny-razvitiya-simptomy-metody-korrekcii.html

Дислексия у младших школьников: виды, признаки, коррекционные упражнения

Начальные классы – очередной ответственный этап жизни маленького человечка. Первая линейка и цветы для учительницы, новые соседи по парте и, конечно, учебные дисциплины.

Читайте также:  Ниткография, ниткопись, изонить на занятиях по рисованию в старшей группе детского сада

Увы, вести от педагогов не всегда бывают радостными. Не надо моментально хвататься за ремень и обвинять вчерашнего детсадовца во всех смертных грехах. Возможно, неутешительные результаты – свидетельство дислексии.

Давайте разберемся, что это такое.

Что такое

Зарубежные специалисты полагают, что классификация дислексии включает в себя:

  • Дисграфию – затрудненное обучение письму
  • Дискалькулию – необучаемость счету
  • Дизорфографию — безграмотность
  • Диспраксию, или низкую координацию движений.

Российские доктора разграничивают данный перечень заболеваний, рассматривая каждое обособленно.

Виды

Разнообразная симптоматика дислексии позволяет выделить следующие виды дислексии:

  • Аграмматическая дислексия — путаница в родах, падежах и числах («вкусный конфета»).
  • Фонематическая – меняются местами слоги и парные согласные (в-ф, б-п).
  • Семантическая дислексия – непонимание прочитанного. Простая аналогия – текст, проговариваемый компьютерной программой, неспособной уловить смысловую нагрузку.
  • Оптическая дислексия – путаются буквы с похожим написанием (р – ь, ш-щ).Мнестическая дислексия – в голове не укладывается взаимосвязь между буковкой и соответствующим звуком.
  • Подобные формы дислексии встречаются куда чаще, чем тактильная дислексия – непонимание незрячими детишками букв-точек шрифта Брайля.

Причины

Предпосылки появления заболевания всегда связаны с нейробиологическими факторами – неверной работой нейронов между мозговыми полушариями. Возможна различная этиология дислексии.

До зачатия:

  • Мутация
  • Генетическая предрасположенность – наличие аналогичных затруднений у ближайших родственников повышает шанс развития патологии у плода.

В утробе:

  • Интоксикация (алкоголь, курение, наркотики, химические вещества)
  • Гипоксия
  • Вирусы (желтуха, герпес, грипп)
  • Отслойка плаценты

В момент рождения:

  • Слабые схватки или их отсутствие
  • Застой в родовых путях
  • Медикаментозная стимуляция родов
  • Прием Кристеллера, или выдавливание новорожденного посредством давления на материнский живот
  • Обвитие пуповиной

Причины дислексии после него:

  • Скрытое левшество, или правополушарная мозговая активность
  • ДЦП
  • Отставание в развитии
  • Вирусные инфекции (корь, ветрянка, полиомиелит, коревая краснуха)
  • ЧМТ

Признаки

Поскольку механизмы дислексии чрезвычайно разнообразны, необходимо проводить полноценное тестирование для однозначной постановки диагноза. Существуют «звоночки» — признаки, наличие которых требует логопедической консультации.

Симптоматика дислексии, обратить на которую внимание можно в домашних условиях:

  • Неорганизованность
  • Малыш при чтении будто пытается угадать, а не разобрать текст
  • Плохой почерк
  • Эмоциональность, импульсивность, раздражительность
  • Нескоординированность движений.

Тест на дислексию

Проводящий тест на дислексию использует следующий набор заданий:

  1. Ребенка просят повторить простейший ритм, который он должен повторить без ошибок. По мере выполнения ритмические последовательности усложняются.
  2. Перечислить времена года, дни недели по порядку.
  3. По очереди показывают три разных жеста ( хлопнуть рукой по столу, повернуть ребром или сжать в кулак), карапуз копирует проведенные манипуляции.
  4. Повторить цифровые, буквенные и понятийные цепочки.
  5. Воспроизвести артикуляционные движения (вращение языком, сворачивание в трубочку, улыбка).
  6. Продублировать произнесенные взрослым сложные термины (пример: термометр, аккредитация, травмпункт).
  7. Повторить предложения максимально близко к семантике исходного текста.
  8. Образовать формы множественного числа по заданному слову в единственном, прилагательных от существительных.

Дислексия у младших школьников заметна по успеваемости.

При отсутствии лечения ярко проявятся такие особенности характера, как:

  • Рассеянность
  • Излишняя мечтательность
  • Комплексы из-за ощущения себя «глупым», «отличным от сверстников»
  • Тревожность, замкнутость
  • Частые скачки настроения
  • Замедленное усваивание знаний.

Как следствие:

  • Плохие отметки
  • Нелюбовь к учебе
  • Порой формируются вредные привычки, подавляющие стресс (грызть ногти, ковырять кожу, крутить предметы в руках)
  • Отсутствие усидчивости
  • Сложности в общении.

Лечение и коррекция

Лечение дислексии у детей оптимально у дошкольников или младших школьников. Коррекция направлена на формирование:

  • Навыков семантического анализа информации
  • Пространственного мышления
  • Зрительной и слуховой памяти
  • Лексико-грамматических языковых норм
  • Коррекцию произношения

Упражнения

  • Составление рассказов по группе картинок.
  • Запоминание стихов (расширяет словарный запас и активизирует память).
  • Пересказ любимых книжных отрывков.
  • Игры с магнитным алфавитом.
  • Составление букв и слогов из палочек, карандашей, кубиков, нитей цветной пряжи.
  • Скороговорки и упражнения на артикуляцию.
  • Рисование слов пальцами на теле ребенка с последующей просьбой расшифровать нарисованное.

И.Н.

Садовникова предлагает детишкам следующую технологию преодоления дисграфии и дислексии:

  1. Исправлять предложения с ошибками в отдельных частях.
  2. Вставлять пропущенные буквы.
  3. Считать слоги, гласные и согласные.
  4. Называть объекты, начинающиеся на заданную букву.
  5. Проводить звуко-буквенный разбор.
  6. Ощупывать алфавит из картона, ассоциировать буковки со знакомыми предметами.
  7. Использовать прописи и буквари с яркими картинками.

Профилактика

Стопроцентная профилактика дислексии невозможна. Однако существуют способы минимизации рисков.

Перспективы в будущем

Большинство родителей уже при выявлении первых симптомов дислексии впадают в панику: о какой же работе и серьезном карьерном росте может идти речь при таком диагнозе! Поверьте, все не так ужасно.

Вин Дизель, брутальная звезда «Форсажа», смог построить успешную актерскую карьеру, будучи дислексиком.

Киану Ривз, не имея среднего образования, заставивил миллиарды людей задуматься об искусственности нашего мира, сыграв в «Матрице».

В список входит и Дэниел Редклиф, зарабатывавший миллионы еще до совершеннолетия.

«Болезнь гениев» подчас становится тяжелым испытанием и для самого обладателя, и для его родных. Не отчаивайтесь и не тревожьтесь о судьбе своего сокровища: отличаться от окружающих не смертельно. Дислексия, при должном внимании с родительской стороны, не мешает деткам прекрасно устроить свою жизнь.

Рекомендуем также посмотреть индийский фильм про мальчика с дислексией «Звездочки на земле».

Источник: https://orechi.ru/narusheniya-rechi/disleksiya

Как лечить дислексию у ребенка

Когда ребенок находится в таком возрасте, что еще не умеет читать и писать, трудно предположить, что в будущем он может страдать таким нарушением, как дислексия.

Однако после того как чадо стало школьником, учителя начальных классов нередко сообщают родителям, о том, что их ребенок плохо усваивает письменную и устную информацию. И дело здесь вовсе не в банальной безграмотности.

Поэтому надо знать, как проявляется дислексия у младших школьников, чтобы вовремя провести коррекцию патологии.

Причины заболевания у детей младших классов

Под дислексией понимают нарушение овладения навыками чтения, то есть неспособность правильно читать и воспринимать информацию. Больные дислексией дети не могут полноценно прочитать какое-либо слово или предложение, они путают слоги, буквы, ломая при этом структуру слов.

Большинство врачей уверены, что нарушение является наследственным заболеванием. Тем не менее повлиять на развитие дислексии способны следующие факторы:

  • болезни сердца у беременной;
  • отравление будущей матери алкогольными напитками (см. Влияние алкоголя на мозг);
  • анемия;
  • тяжелый и долгий родовой процесс;
  • асфиксия новорожденного;
  • заболевания инфекционного характера, возникшие во время вынашивания малыша (краснуха, оспа, корь, грипп);
  • черепно-мозговые травмы, различные операции у ребенка;
  • инфекционные болезни новорожденного;
  • ДЦП;
  • умственная отсталость ребенка;
  • дефицит общения (родители уделяют мало времени воспитанию ребенка; это неблагоприятные семьи, где постоянно происходят скандалы).

Дислексия возникает у 5% младших школьников, причем большая часть детей – мальчики, у девочек болезнь диагностируется крайне редко.

Виды дислексии

Медикам известно несколько видов нарушений:

  1. Аграмматическая. Ребенок неправильно произносит суффиксы, окончания в словах, префиксы, путает падежные окончания.
  2. Мнестическая. Школьник заменяет некоторые буквы совершенно неподходящими по созвучию.
  3. Оптическая. Ученик начальных классов путается в похожих по внешнему виду буквах, в результате чего слова произносятся и пишутся неправильно.
  4. Фонематическая. Ребенок заменяет сходные по произношению буквы.
  5. Семантическая. Полная неспособность воспринимать прочитанную информацию. В этом случае школьник читает и произносит слова по всем правилам, но не в состоянии пересказать текст.

Как лечится дислексия

Коррекцию дислексии необходимо начинать пока школьник не достиг десятилетнего возраста, в противном случае от нарушения трудно будет избавиться. Лечением дислексии занимается логопед или более узкий специалист.

Фонематическая форма дислексии поддается коррекции методом мультисенсорного интегрального обучения. Дети учатся отличать левую и правую стороны в книгах, развивают память и внимание. Также необходимо работать с мелкой моторикой пальцев рук малыша, обучать его правилам русского языка.

При оптической дислексии необходима консультация окулиста, так как нарушение может быть спровоцировано ухудшением зрения (например, если школьник большую часть времени проводит за монитором компьютера или играет в видеоигры). Здесь имеет место ограничение игр за компьютером, уменьшение времени просмотра телевизора, ношение специальных очков для чтения.

При других формах расстройства применяют фонетические методы лечения, состоящие из специально разработанных упражнений для определенной формы дислексии.

Наиболее тяжелой формой считается семантическая дислексия. Именно этот вид заболевания труднее всех поддается коррекции. Самым эффективным способом лечения является методика Дейвиса – исследователя, который в детстве сам страдал дислексией. Его метод завоевал популярность и доверие медиков. Способ лечения часто советуют родителям больного малыша.

Метод Дейвиса

Благодаря методике Дейвиса ребенок постепенно развивает мышление, внимательность и память. Рекомендуется:

  1. Создать необходимую комфортную зону для ученика.
  2. Развитие координации. Понадобится пара резиновых мячиков, с помощью которых ребенок научится правильно определять левую и правую стороны.
  3. Лепка символов. С помощью пластилина для лепки школьник создает буквы, слоги и цифры, которые он сможет потрогать или понюхать. Во время лепки малыш лучше запоминает изучаемую информацию.
  4. Чтение в три этапа. Сначала ребенок учится узнавать группы букв, переводя взгляд слева направо, вторым этапом идет закрепление изученного, далее малыш должен научиться понимать смысл прочтенного предложения и всего текста целиком.

Многих родителей интересует вопрос: можно ли вылечить дислексию у детей в домашних условиях? Коррекцию заболевания лучше проводить под руководством специалиста, который подберет наиболее эффективные методы при определенной форме дислексии. Кроме того, опытный логопед посоветует родителям несложные упражнения, необходимые для закрепления пройденных навыков во время коррекции дислексии. Такие занятия надо регулярно повторять дома с детьми.

Заключение

Дислексия – серьезное нарушение, в дальнейшем воздействующее на психическое развитие детей. Если своевременно не подобрать методы коррекции и упражнения для лечения дислексии у младших школьников, малыш начнет ощущать себя не таким, как все, станет замкнутым или агрессивным.

(2

Источник: https://golmozg.ru/deti/disleksiya-u-shkolnikov.html

Дислексия у младших школьников

Дислексия у детей — это специфическое нарушение развития, которое проявляется в частичном поражении способностей писать и читать. Данное заболевание у детей встречается достаточно редко и, как правило, наблюдается чаще у мальчиков, нежели у девочек.

До сих пор до конца не изучены точные причины возникновения дислексии. Больше всего ученые склоняются к тому, что данное заболевание несет наследственный характер.

Также, известно тот факт, что дислексия является следствием аномалий развития центральной нервной системы ребенка, в результате чего наблюдается нарушение взаимодействия специфических функций головного мозга.

Многочисленные исследования подтверждают, что у дислексиков наблюдается одинаковое развитие обоих полушарий головного мозга, в то время, как у здоровых детей левое полушарие несколько больше.

Виды дислексии

  • фонематическая — недоразвитие функций фонематической системы;
  • семантическая — нарушение понимания прочитанных слов;
  • аграмматическая — наблюдается неправильное произношение падежных окончаний и числа существительного, а также неверное согласование в числе, роде и падеже существительного и прилагательного;
  • оптическая — проявляется в трудностях усвоения графически сходных букв, а также в их взаимных заменах;
  • мнестическая — наблюдается трудности усвоения букв.

Дислексия является достаточно сложным для диагностики расстройством у детей и поэтому поставить точный диагноз может только психолог.

Как проявляется дислексия?

Признаки дислексии могут быть такие:

  • при высоком уровне интеллекта у ребенка, наблюдаются плохие навыки чтения;
  • повторяющие ошибки при письме или чтение;
  • плохая память;
  • трудности с определением верха и низа, а также левого и правого;
  • ребенок меняет порядок букв в словах;
  • затруднение в самовыражение.

Как лечить дислексию?

Следует отметить, что дислексия, чаще всего встречающаяся у младших школьников, неизлечима, но можно помочь справиться с трудностями данного заболевания, которые могут возникнуть у ребенка.

Поэтому лечение больше представляет собой коррекцию учебного процесса — ребенок обучается распознаванию слов, а также навыкам выделения их составных частей.

Безусловно, коррекция более эффективна на ранней стадии развития дислексии, а её профилактика позволяет выявить предрасположенности к данному нарушению и заключается в проведении комплекса предупредительных мер. При таком заболевание медикаментозное лечение имеет недоказанную эффективность и его применение не рекомендуется.

Источник: https://womanadvice.ru/disleksiya-u-mladshih-shkolnikov

Дислексия у младших школьников или Как тяжело плохо читать… РРазработан учителем- логопедом Добровольской Н.А. — презентация

1 Дислексия у младших школьников или Как тяжело плохо читать… РРазработан учителем- логопедом Добровольской Н.А.<\p>

2 Чтение — это взаимная связь и взаимообусловленность работы анализаторов Речеслуховой анализатор Общедвигательный анализатор Зрительный анализатор Речедвигательный анализатор<\p>

Читайте также:  Общее понятие о педагогических источниках и педагогическом источниковедении

3 Понятие о дислексии. Дислексия — частичное специфическое нарушение процесса чтения, обусловленное несформированностью (нарушением) высших психических функций и проявляющееся в повторяющихся ошибках стойкого характера. Этот недуг, порой называемый «словесной слепотой», связывают с пониженной активностью мозга в определенной зоне левого полушария. Дислексией страдают от 5 до 12% людей.<\p>

4 Формы дислексии: Выделяют фонематическую, семантическую, аграмматическую, мнестическую, оптическую формы дислексии.<\p>

5 Фонематическая дислексия — дислексия, связанная с недоразвитием функций фонематической системы, звуко-буквенного анализа.<\p>

6 Семантическая дислексия (греч. semantikos — смысловой) – дислексия, проявляющаяся в нарушениях понимания прочитанных слов, предложений, текста при технически правильном чтении.<\p>

7 Аграмматическая дислексия — дислексия, обусловленная недоразвитием грамматического строя речи. взаимная связь и<\p>

8 Мнестическая дислексия (греч. Mnesis -смысловой) – дислексия, проявляющаяся в трудностях усвоения всех букв, в их недифференцированных заменах.<\p>

9 Оптическая дислексия (греч. optikos относящийся к зрению ) — дислексия, проявляющаяся в трудностях усвоения и в смешениях графически сходных букв, а также в их взаимных заменах.<\p>

10 При органическом поражении головного мозга может наблюдаться зеркальное чтение. Также выделяют литеральную оптическую дислексию, при которой наблюдаются нарушения при изолированном узнавании и различении буквы, и вербальную оптическую дислексию, проявляющуюся в нарушениях при чтении слова.<\p>

11 Причина дислексии. Дислексия возникает из-за неслаженной работы правого и левого полушарий мозга. Причиной могут быть родовые травмы, нарушения во время беременности, нарушения правильного моторного развития. К нарушению чтения может привести и то, что ребенка слишком рано поставили на ноги и у него не сформировалась мелкая моторика. Передается дислексия и по наследству. Встречается особая, врожденная форма дислексии, когда дети наследуют от родителей качественную незрелость головного мозга в отдельных его зонах. Эта незрелость проявляется в специфических задержках развития определенной функции. Расстройство чтения наблюдается очень часто у детей с ММД, СДВ, ДЦП, ЗПР, ЗРР. Считается, что это реальное генетическое заболевание, нарушающее правильную работу мозга.<\p>

12 Речевая симптоматика дислексии. 1.Замена и смешение звуков при чтении, чаще всего фонетически близких звуков (звонких и глухих, аффрикат и звуков, входящих в их состав), а также замены графически сходных букв (х-ж, п-н, з-а и др.). 2. Побуквенное чтение-нарушение слияния звуков в слоги и слова, буквы называются поочередно. 3. Искажение звуко-слоговой структуры слова, которые проявляются в пропусках согласных при стечении, согласных и гласных при отсутствии стечения, добавлениях, перестановках звуков, пропусках, перестановках слогов. 4. Нарушение понимания прочитанного, которые проявляются на уровне понимания отдельного слова, предложения и текста. 5. Аграмматизмы при чтении. Отмечаются нарушения падежных окончаний, согласование существительного и прилагательного, окончаний глаголов и др. 6. Часто наблюдается в анамнезе нарушения звукопроизношения. 7. Бедность лексического запаса, неточность употребления слов..<\p>

13 Неречевая симптоматика дислексии: 1.Наблюдаются трудности ориентировки во всех пространственных направлениях, затруднения в определении левой и правой стороны, верха и низа. 2. Отмечается неточность определения формы, величины. Несформированность оптико-пространственных представлений проявляется в рисовании, при составлении целого из частей при конструировании, в неспособности воспроизведения заданной формы. 3. Выявляется задержка в дифференциации правой и левой части тела, левшество.<\p>

14 Список симптомов, связанных со сложностями в чтении или обучении: 1. Держит книгу слишком близко к глазам. 2. Немного косит. 3. При чтении не замечает отдельные места. 4. При чтении прикрывает или вообще закрывает один глаз. 5. Поворачивает голову, блокируя тем самым работу одного глаза. 6. Испытывает во время чтения или после головную боль. 7. Покачивает головой вперед-назад. 8. Часто трет глаза. 9. Испытывает трудности в запоминании, идентификации и воспроизведении основных геометрических фигур. 10. Быстро устает. 11. При чтении пропускает слова. 12. Примерно в пятилетнем возрасте пишет буквы и слова задом наперед. 13. Пытается избежать чтения и выполнения домашних заданий. 14. Читает хуже, чем следовало бы ожидать соответственно возрасту. 15. Имеет очень плохой почерк, слова словно наползают друг на друга.<\p>

15 Основные приёмы и методы работы с детьми-дислексиками: 1.Дыхательная, зрительная и артикуляционная гимнастики. 2. Метод кинезиологической коррекции. 3. Стимулирующий массаж и самомассаж кистей и пальцев рук. 4. Ритмико-речевая, музыкальная и витаминная терапия. 5. Зеркально-симметричное рисование обеими руками. 6. Упражнения для развития зрительно-моторных координаций, оперативного поля чтения. Модифицированные зрительные диктанты Федоренко. 7. Интеллектуально-развивающие словесные игры: анаграммы, изографы, ребусы, криптограммы, перевёртыши, волшебные цепочки, словесные лабиринты, слова-матрёшки и другие. 8. Поисковые таблицы слов «Фотоглаз». 9. Метод «озвученного» чтения. 10. Метод словесных анаграмм. 11. Автоматизация оперативных единиц чтения по специальным слоговым таблицам.<\p>

16 Три шага к легкому чтению. Первый шаг — прочитать по буквам. Цели: научить ребенка при чтении переводить взгляд слева направо; — помочь научиться узнавать группы букв как слова. Второй шаг — пробежать глазами, прочитать по слогам. Цель: продолжение процесса перемещения взгляда слева направо и узнавание слов. Третий шаг — пунктуация в образах. Цель: понимание читаемого материала. Встретив знак препинания, необходимо попросить ребенка представить в уме то, что он только что прочел.<\p>

17 Развитие техники чтения у школьников с дислексией Человек запоминает не то, что постоянно перед глазами, а то, что мелькает. Поэтому для освоения каких-то умений, доведения их до автоматизма необходимо проводить не длительные по времени упражнения, а короткие, но с большой частотой. Полуторачасовые тренировки не дадут никакой пользы и даже подавят у ребёнка всякое желание читать. Гораздо лучше проводить их по 5 минут несколько раз в день и ещё перед сном. Очень интересен метод жужжащего чтения. При жужжащем чтении вы читаете вместе с ребенком одновременно вслух, вполголоса, каждый со своей скоростью, в течение 5 минут. Хорошие результаты даёт чтение перед сном. Дело в том, что последние события дня фиксируются эмоциональной памятью, и во время сна человек находится под их впечатлением. Если ребёнок не любит читать, то необходим режим щадящего чтения: прочитывается одна-две строчки, затем устраивается кратковременный отдых. Такой режим получается, когда ребёнок просматривает диафильмы: две строчки под кадром прочитал, посмотрел картинку, отдохнул. Диафильмы должны быть занимательного содержания (сказки, приключения). Развитие техники чтения тормозится из-за слаборазвитой оперативной памяти: прочитав три-четыре слова, ребёнок уже забывает первое и не может понять смысла предложения. Такое положение можно исправить с помощью зрительных диктантов, разработанных профессором И. Т. Федоренко.<\p>

Источник: http://www.myshared.ru/slide/439908/

Дислексия у младших школьников коррекция упражнения

Психоэмоциональное состояние играет очень важную роль в жизни человека, оказывая влияние на все сферы деятельности. А если речь идёт о ребёнке, то эти показатели считаются основными для полноценного интеллектуального и физического развития. Вот почему так важно вовремя диагностировать и устранить в случае необходимости любые нарушения, связанные с областью эмоций и.

Тест «Найди и вычеркни» не предполагает слишком сложных манипуляций со стороны организатора и испытуемого. Дети воспринимают диагностику как игру, они свободны и расслаблены, что способствует получению наиболее достоверных результатов. О том, как провести исследование внимания дошкольников и младших школьников по этой методике, и пойдёт речь далее.

Определить и проанализировать основные эмоциональные и интеллектуальные характеристики конкретного человека можно разными способами. Методика «Дом, дерево, человек» (ДДЧ) — интереснейший и информативнейший тест, который расскажет об участнике диагностики много важного.

Для выяснения особенностей личности ребёнка важны не только сознательные, но и бессознательные проявления. К последним относятся ассоциации: например, то, как дети соотносят свои отношения с окружающим миром с цветами. Цветовой тест отношений по методике Эткинда поможет понять, о каких проблемах свидетельствует выбор ребёнка того или иного оттенка.

Вопрос «Что такое хорошо, а что — плохо?» будет важен до тех пор, пока у людей есть необходимость вступать в какие бы то ни было отношения друг с другом. Нравственные ориентиры формируются с самого детства. Чтобы определить, насколько ребёнок осмысленно подходит к оценке своих поступков и действий окружающих, используется методика.

Умение быстро запоминать очень важно для детей, которые сталкиваются в процессе обучения в школе с необходимостью обрабатывать большие объёмы информации. Однако и с возрастом это свойство комплекса высших психических функций не теряет своей значимости. Существует несколько тестов, исследующих скорость и качество запоминания. Одним из наиболее интересных является методика А.Р. Лурии.

Интеллект человека во многом определяет его положение в обществе и жизнь в целом. Это именно то свойство личности, которое можно развивать независимо от возраста. Но для начала стоит понять, на каком уровне оно находится. Для этого определяется коэффициент интеллекта — IQ. Существует немало методик тестирования умственных способностей, особую популярность среди.

С какой трудностью сталкиваются дети любого возраста в процессе обучения в школе, а затем и в высших учебных заведениях? Конечно, с необходимостью долго концентрировать своё внимание на не всегда интересных вещах. Чтобы воспитать в ребёнке сосредоточенность, нужно для начала определить, насколько критична ситуация. Для этого можно использовать тест Гюго Мюнстерберга.

Внимание ребёнка играет ключевую роль в деле успешной учёбы. Иногда для улучшения успеваемости школьника нужно всего лишь откорректировать его умение концентрироваться на том или ином учебном задании. Но для этого необходимо правильно провести диагностику, чтобы определить уровень развития этой способности. Например, с помощью теста по методике «Перепутанные линии».

Для полноценного восприятия и анализа информации человеку необходимо обладать хорошо развитой и натренированной памятью.

Это качество особенно важно для детей, которым по мере взросления приходится усваивать большие объёмы новых знаний.

Существует много методик, призванных улучшить и облегчить процесс запоминания, но прежде нужно определить, на каком уровне развития соответствующий навык находится.

Память — главный «помощник» в деле успешного обучения ребёнка. Существует большое количество психологических тестов, определяющих уровень её развития, но особое место занимают те, которые проводятся в несколько этапов для более точного определения особенностей восприятия. Одним из таких приёмов является методика «Заучивание 10 слов».

Творческое мышление определяет многие качества личности, в том числе и способность адаптироваться к окружающим условиям. Существует множество методик, которые помогают установить, насколько человек отличается креативностью. Но наиболее информативным является тест Торренса.

Дислексия у младших школьников (коррекция, упражнения)

О чем можно подумать, услышав слово «дислексия»? Некоторые думают, что дислексия – это проблема с чтением и правописанием, другие – неспособность к обучению, чтению, письму. Обычно такой термин применим к «трудным» ученикам.

Дислексия – нарушение навыков чтения, которое вызвано недостаточным формированием или полным распадом психических функций, участвующих в процессе чтения. То есть, еще дислексию можно назвать как специфическое затруднение в овладении навыками чтения.

Главными признаками дислексии являются повторяющиеся и стойкие ошибки при чтении, а именно: замена звуков, структуры слова, подмена слогов, чтение «по буквам», отсутствие осмысления прочитанного.

При диагностике дислексии определяется уровень формирования устной речи, чтения, письма. Распространенность дислексии среди детей составляет 4,5%, причем, в четыре раза чаще случаи дислексии встречаются среди мальчиков, чем среди девочек.

Причина дислексии у младших школьников

На первом месте, особенно в зарубежной литературе, находится теория наследственной предрасположенности к данному заболеванию.

Но большинство специалистов видят причину развития дислексии в наличии воздействия биологических факторов, которые вызывают мозговую дисфункцию.

Так, анемия и заболевания сердца у будущей матери, неправильное развитие пуповины, алкогольная интоксикация, затяжные роды и асфиксия при родах могут быть причинами перинатального повреждения головного мозга у малыша.

Инфекционное поражение головного мозга во внутриутробном периоде у ребенка может быть вызвано краснухой, корью, гриппом, ветряной оспой у беременной.

После рождения малыша причинами возникновения дислексии может быть черепно-мозговая травма, детские инфекции (корь, ветряная оспа, полиомиелит), тяжелые заболевания, операции.

Дислексия связана с поражением зон головного мозга, поэтому она встречается у детей, страдающих детским церебральным параличом, умственной отсталостью, задержкой психического развития, а также в случаях педагогической запущенности, дефицита речевого общения, негативного речевого окружения.

По механизму нарушения чтения выделяют такие формы дислексии:

  • фонематическая дислексия – характеризуется недоразвитием дифференциации фонем, поэтому проявляется в замене фонетически схожих звуков во время чтения (ребенок смешивает звуки, которые похожи на слух);
  • аграмматическая дислексия – характеризуется неправильным произношением префиксов, суффиксов, окончаний слов, изменение падежных окончаний;
  • семантическая дислексия – неверное понимание прочтенного при правильном чтении (ребенок читает механически и не воспринимает прочитанного, не может пересказать, о чем прочитал);
  • мнестическая дислексия – ребенок не понимает, какая буква соответствует определенному звуку (при чтении ребенок может заменять буквы).

Симптомы дислексии у младших школьников

  • при чтении ребенок трет глаза, косит;
  • быстро устает, избегает выполнения домашнего задания и чтения;
  • очень близко к глазам держит книгу;
  • ребенок часто читает одним глазом, прикрыв другой глаз рукой;
  • ребенок пишет слова наоборот (задом наперед);
  • очень плохой почерк.

Устная речь ребенка полна дефектов произношения звуков, очень скудный словарный запас, непонимание и неверное употребление слов, замена и смешение звуков, искажение слоговой структуры слов, непонимание прочитанного, смешение и замена букв из-за не запоминания букв, иногда встречаются случаи «зеркального» чтения (справа налево).

Упражнения для коррекции при дислексии у младших школьников

Коррекция дислексии заключается в использовании специальных упражнений, в работе над всеми нарушениями устной речи, логопед уделяет внимание коррекции произношения звуков, вырабатывает у ребенка правильное формирование буквенного и слогового состава слова, формирует у ребенка грамматические системы словообразования и изменения слов.

Поскольку дислексия является, в большинстве случаев, генетическим заболеванием, то предупредить ее появление невозможно.

Но при внимательном и ответственном отношении к ребенку, проявления дислексии могут стать практически незаметными и минимальными, а для этого следует выполнять такие рекомендации: вырабатывать у ребенка привычку воспринимать на слух прочитанный материал, учить ребенка читать в дошкольном возрасте, обращать внимания на трудности с чтением у ребенка.

С давних времен дислексия считалась «проблемой гениев», но в настоящее время она нуждается в своевременной и целенаправленной коррекции, так как от этого зависит успешность обучения ребенка в школе, отношения со сверстниками, степень его самооценки. Поэтому, чем раньше родители обратятся к специалисту, тем быстрее и эффективнее ребенок преодолеет свой недуг.

Источник: http://orebenkah.ru/uprazhnenija-dlja-detej/disleksija-u-mladshih-shkolnikov-korrekcija.html

Дислексия — проявления и коррекция

Дислексией называют редкое расстройство высшей нервной системы, которое проявляется, когда детей начинают учить читать. Ребенок не выговаривает слова и слоги, пугается, плачет и устает. Это – первые признаки нарушения умственных процессов.

Дислексия – не совсем заболевание в полном понимании слова. Ведь нет ни возбудителя болезни, ни описания ее течения. Просто высшая нервная система человека по тем или иным причинам не закончила формирование. Таким образом, функции психики, которые отвечают за чтение, развились не полностью.

Состояния, для которых характерен симптом:

  • врожденная склонность к расстройству;
  • черепно-мозговая травма;
  • нсульт;
  • опухоли головного мозга.

Дислексия — что это такое

Дислексией называют неспособность человека овладеть навыком чтения текстов. Малышу сложно распознавать буквы, складывать в слова и выговаривать вслух. Дети, страдающие расстройством, не понимают содержание прочитанного. У человека, страдающего симптомом, часто присутствует дисграфия (потеря навыка письма).

Эти болезни абсолютно не связаны с интеллектуальными способностями человека. Но данное состояние ребенка, если вовремя его не обнаружить и не скорректировать, оставит негативный след в дальнейшей учебной деятельности. Если симптомы замечены в 2-4 года, не стоит паниковать заранее.

В этом возрасте у ребенка продолжают развиваться речь и фонематический слух, и скоро он порадует достижениями.

Причины

Возникновение дислексии нельзя предусмотреть или предупредить, ведь она носит наследственный характер. В ходе исследования причины возникновения этого расстройства учеными выявлены гены, наличие которых ведет к появлению отклонений. Эту проблему изучают нейробиологи.

Они обнаружили часть мозга, частичное недоразвитие функции которой ведет к дислексии. Причина лежит в незрелой задней части височной извилины левого полушария, которая отвечает за восприятие информации при чтении.

Также дислексия возникает впоследствии органических поражений головного мозга (опухоли, инсульты) и черепно-мозговых травм.

Строение головного мозга (фото: www.golmozg.ru)

Механизм развития

Если рассматривать процесс чтения со стороны психофизиологии, то в его реализации участвует три вида анализаторов. Это зрительный, речеслуховой и речедвигательный. Чтение делится на несколько последовательных этапов:

  • зрительное восприятие, распознавание и различие букв;
  • соотношение опознанных букв с известными звуками;
  • объединение звуков в слоги;
  • слоги объединяются в слова, слова – в предложения
  • осознание прочитанного материала.

В психолингвистике дислексией называют нарушение единства и последовательности процессов, описанных выше.

В психологическом аспекте суть дислексии рассматривается как парциальная (выборочная) задержка развития тех психических функций, которые в норме обеспечивают процесс чтения. У детей с этим нарушением отмечаются несформированные процессы мышления, пространственной ориентации, внимания, звукового восприятия, эмоционально-волевой сферы.

Классификация дислексии

В основе классификации лежат различные критерии. Например, степень выраженности нарушения чтения, повреждение деятельности анализаторов, участвующих в акте чтения, патология психических функций. Наиболее распространенная классификация выглядит так:

  • фонематические дислексии обусловлены недоразвитием функции фонемной системы. У детей наблюдают побуквенное чтение, искажение звуковой стороны слова (вставки, пропуски, перестановки звуков). Возникают трудности чтения обратных слогов. Например, магазин – «гамазин», календарь – «каледнарь». В основе нарушений чтения лежит недоразвитие фонематического анализа. Чаще всего, у детей с нарушением чтения не сформировано определение количества, последовательности и места звуков в слове. Также присутствуют неправильное использование некоторых грамматических форм, ограниченный словарный запас;
  • оптические — связаны с недоразвитием высших зрительных функций: зрительного анализатора и оптически-пространственного воображения. Дети сталкиваются с трудностями в описании изображений, в определении похожести и отличия фигур. Наблюдаются неточности срисовывания и конструирования. Это заключается в неправильном пространственном размещении линий сравнительно с образцом, упрощении фигур, уменьшении количества элементов. В процессе обучения чтению у детей возникают трудности в усвоении похожих графических букв, они их смещают и заменяют (т-г, д-л, у-ч);
  • грамматические — наблюдают у детей с общим недоразвитием речи. Отмечают неправильное употребление окончаний;
  • мнестические — связаны с трудностью установления связей между звуками и буквами. Это проявляется в неусвоении всех букв, в их замене при чтении слов. Малыш не запоминает, какая буква соответствует тому или иному звуку;
  • семантические (механические) — непонимание прочитанного при технически правильном чтении. Разделение на слоги в процессе чтения – частая причина непонимания прочитанных слов и предложений. Дети, читая по слогам, не могут объединить их в целостное слово и воссоздать его в устной речи. Ребенок читает механически, не понимая сути. Малыш не находит связи между словами в предложении.

Не все дислексики требуют специального обучения, просто им необходимо преодолевать трудности, возникающие в процессе занятий. Благодаря четкой и систематизированной помощи с чтением и письмом они достигают успехов.

Социальные факторы

Случаи дислексии встречаются среди людей разного этнического происхождения и социально-экономического статуса. Считается, что от 5 до 10% людей — дислектики, хотя эта цифра может достигать и 17%. Определить точное количество сложно, потому что у части людей не диагностировалось данное расстройство, а некоторые лица не признаются в диагнозе.

Симптомы

Признаки дислексии у детей дошкольного возраста следующие:

  • ребенок долго думает, прежде чем что-нибудь сказать;
  • медленно изучает новые слова;
  • чувствует трудности при рифмовании;
  • испытывает сложности при исполнении многоступенчатых задач.

У ребенка школьного возраста обнаруживают такие симптомы:

  • проблемы при чтении отдельных слов, например, слов на картах;
  • трудности при соотношении букв с соответствующими звуками;
  • путает маленькие слова;
  • читает буквы задом наперед;
  • пишет слова в обратном порядке.

Если у малыша есть один из признаков, это не значит, что он болен дислексией. В том случае, если обнаружено несколько симптомов и в семье были выявлены подобные проблемы ранее, ребенка следует показать  врачу.

Проблемы дислексиков

Дислексики имеют проблемы не с пониманием речи, а с ее использованием. Дислексия по-разному поражает людей. И тут речь идет не только о том, с какими навыками (чтение, письмо, речь) возникают трудности, но и о том, в какой мере они проявляются.

На ранних этапах чтения и письма у некоторых детей возникают некоторые трудности. В дальнейшем они могут иметь проблемы с более сложными навыками: грамматика, понимание прочитанного и написание сочинений.

В целом, трудности у дислексиков возникают с тем, чтобы:

  • научиться разговаривать;
  • усвоить взаимосвязь звуков и букв;
  • упорядочить устное и письменное мышление;
  • запомнить цифровой материал;
  • читать с определенной скоростью (зависит от возраста) и понимать прочитанный материал;
  • ориентироваться в правописании;
  • изучать иностранный язык;
  • правильно производить математические действия.

Проблемы с вышеперечисленными процессами не обязательно свидетельствуют о наличии расстройства. Если трудности возникают на протяжении длительного времени — есть смысл обратиться к врачу.

Касательно трудностей, которые возникают с передачей звуков на письме, ошибочно считать, что причина в плохом запоминании дислексиком соответствия между звуками и буквами.

Последние исследования показывают, что зрительная память играет небольшую роль в освоении этого процесса. Много людей запоминают изображения, цветные схемы, элементы дизайна, карты, но имеют трудности с письмом.

Дело в том, что вид зрительной памяти, которая нужна для письма, находится около центра, отвечающего за интерпретацию речи.

Диагностика

Обязательно стоит обследовать детей, у которых задержка пассивной и активной речи. Медик должен убедиться, что у ребенка нормальное зрение и слух. Различают дислексию и сложности чтения, связанные с умственной отсталостью, дефектами зрения и слуха. Этот симптом – не психическое заболевание.

Оптимально, чтобы в 5 лет (максимум, до 1-го класса) ребенок прошел профилактический осмотр на выявление дислексии. Это поможет предупредить трудности с учебой. Школьник, умеющий читать и писать, проходит когнитивное тестирование – проверку на восприятие информации. Главное для получения корректного результата — перед тестом выспаться, поесть и быть спокойным.

Есть понятие «дислексия развития», когда ребенка слишком рано пытаются научить читать и писать. Малыш механически учится читать, это «угадываемое чтение». До пяти лет читать могут 20 процентов детей. Врачам иногда приходится корректировать результаты такого раннего развития.

До 10-11 лет врач-дефектолог (или психоневролог) еще не ставит диагноз дислексия. При этом говорят о наличии трудностей в учебе, чтении, письме. Чем раньше они обнаружены, тем легче их корректировать.

Лечение

Коррекцией и лечением занимается логопед. Он подбирает технические средства и методы обучения.

Если ребенок не произносит слово как целое (дисфонезия), используется фонетический курс. Этот вид дислексии излечим.

Когда ребенок не распознает слово как целое (дисэйдезия), применяют мультисенсорную методику интенсивного обучения. Многие сходятся в мысли, что лечение этого типа дислексии не всегда приводит к желаемому результату.

Если малыш пишет задом наперед буквы и цифры, его учат ориентироваться в пространстве, различать «право» и «лево».

Особенность лечения заключается в том, что корректируется весь учебный процесс, включая прямое и непрямое обучение навыкам выделения отдельных компонентов и распознавание слов.

Прямое обучение – использование специальных фонетических методов независимо от процесса освоения навыка чтения. Непрямое – внедрение этих методов в программу обучения непосредственно.

При этом подход к процессу разный: или последовательное изучение звуков и предложений, или выработка навыка чтения.

При коррекции важно использовать подходы, в которых одновременно будут задействованы несколько органов чувств (зрение, слух, тактильные ощущения). Полезным для ребенка будет освоение компьютера.

Эффективность применения иных способов лечения (перцептивного или оптометрических тренингов), а также медикаментозной терапии не доказана. Поэтому их применение не рекомендовано.

Прогноз

При правильно поставленном диагнозе и лечении прогноз для выздоровления, работоспособности и жизни благоприятный.

Известные люди с дислексией

Достижение жизненной цели и успеха – непростая задача. Для ее исполнения требуется усердие, трудолюбие, устойчивость, энергия и сила. Найти в себе способности и развивать их – одновременно сложное и увлекательное занятие. В дислексии ничего страшного нет, она не мешает развиваться талантам. Многие люди, страдающие этим симптомом, сделали головокружительную карьеру.

Киану Ривз – актер, страдающий дислексией (фото: www.wap.filmz.ru)

Уолт Дисней, Том Круз, Киану Ривз, Мерлин Монро, Кира Найтли стали успешными в своем деле. Справедливо считать, что устранение дислексии становится стимулом для достижения новых вершин. Это своеобразная мотивация. Постоянная борьба с дефектом, упорство и трудолюбие со временем помогают достичь поставленной цели.

Источник: https://SimptomyInfo.ru/simptomy/181-disleksiya.html

Ссылка на основную публикацию