Арт-терапия в педагогике

Консультация по коррекционной педагогике на тему: Педагогическая арт — терапия

Педагогическая арт — терапия

        Искусство – особая форма художественного освоения мира, которая не только играет существенную роль в формировании художественной культуры ребенка, но и служит важнейшим источником гуманизации учебно-воспитательного процесса. Искусство заключает в себе художественно – эстетические, гуманистические, познавательные, нравственные и духовные ценности.

        В педагогике термин «арт – терапия» используется не в буквальном контексте – лечение (от лат. Therapia), а в смысле исцеления, «социального врачевания» личности, изменения стереотипов ее поведения и повышения адаптационных способностей посредством художественной деятельности.

        Программа и технология педагогической арт – терапии «Арт – гармония» основаны на комплексном подходе, имеют индивидуальную коррекционно – развивающую направленность и ориентированы не столько на прямую передачу детям специальных умений  и навыков, сколько на решение задач активизации их внутреннего потенциала, повышения мотивации к различным видам художественной деятельности, развития творческой активности, формирования адекватного межличностного поведения и конструктивного общения на основе эмоционально – значимой деятельности.

        Программа универсальна, т.е. рассчитана на любого ребенка, инициирует резервные возможности всех детей, в т.ч. детей с проблемами в развитии, разница заключается только в качестве достигаемого результата.

Программа и технология «Арт – гармония» успешно применяются для детей с задержкой психического развития, с умственной отсталостью, проблемами социальной адаптации, эмоционально – волевой неустойчивостью, тревожностью, заниженной самооценкой, низкой работоспособностью, нарушениями познавательной деятельности, коммуникации, поведения.

        Содержание программы должно быть насыщенным, интересным и эмоционально значимым для детей. Оно должно предусматривать разнообразные виды  деятельности для удовлетворения потребностей каждого ребенка в реализации своих художественных желаний и возможностей.

        Реализация программы «Арт – гармония» предполагает комплексный подход, который заключается в том, что все педагоги, работающие в данном направлении, тесно взаимодействуют друг с другом.

        Не менее важен гуманистический подход к образованию, требующий от педагогов пристального внимания к личности ребенка.

        Использование искусства в качестве терапевтического фактора воздействия  в образовании наиболее доступно для педагога в силу его профессиональной подготовленности. Причем специальные медицинские знания для этого не требуются.

        В данном случае педагогическая арт – терапия выступает в качестве инструмента прогрессивной педагогически, для улучшения психического здоровья детей и подростков, формирования здоровой творческой  личности.

1. Целями и задачами арт – терапии являются активация резервных возможностей и творческое самовыражение детей с проблемами в развитии на основе предшествующего опыта, ознакомление их с новыми способами художественной деятельности.

2. Качество продуктов художественной деятельности не считается важным критерием оценки (будь то рисунок, чтение стихов, исполнение песен, танцев, ролей). Они обладают собственной ценностью, связанной с последовательностью этапов разрешения личностных проблем ребенка, т.к. ребенок демонстрирует только то, что освоено  в предыдущем опыте.

Тем не менее, на занятиях наблюдаются качественные изменения личности ребенка: это не только вытеснение предшествующего негативного опыта (застенчивость, подавленность, неуверенность в своих силах, страх публичных выступлений и т.д.

), но и расширение их возможностей в сфере художественной деятельности, активизация внутренних ресурсов (уверенность в себе, радость от общения, удовольствие от активной художественной деятельности).

3.  В функции взрослого на занятиях педагогической  арт – терапии  входит передача ребенку знаний о новых способах деятельности и выразительных средствах и организация процесса их усвоения ребенком. Педагог (как специалист в своей области) является активным участником педагогического процесса, выполняет функции: фасилитатора, ведущего, режиссера, сценариста, партнера, учителя, организатора.

        Практика убеждает, что Арт – терапевтические методы позволяют:

— высвобождать потенциальные психические ресурсы;

— изменять психоэмоциональное состояние ребенка;

— формировать положительную мотивацию к художественным видам деятельности;

— преодолевать барьеры в общении, лучше понять себя и других;

— развивать творческую инициативу;

— расширять кругозор;

— формировать нравственные и эстетические представления;

— создавать «ситуацию успеха» для каждого ребенка;

— создавать эмоционально – благоприятную атмосферу, способствующую возникновению радостных эмоций, душевного благополучия;

— оставлять в памяти радостные волнующие воспоминания, будить интерес к окружающему, к искусству, к людям.

        Каждое направление «Арт – гармонии» имеет определенное коррекционно – развивающее значение.

        В процессе занятий музыкой, пением дети с задержкой  психического развития и умственной отсталостью познают окружающую действительность, выраженную в музыкально – художественных образах.

Активизируемые чувства, эмоции, переживания ребенка создают условия для осмысления прекрасного и безобразного, добра и зла, любви и ненависти, помогают эмоционально – чувственно и деятельно откинуться на них, способствуют осознанию самоценности, сопричастности с другими людьми, адекватности коммуникативных проявлений.

           Занятия рисованием формируют мотивацию у детей к продуктивной деятельности, способствуют дифференциации восприятия, развивают мелкую моторику, произвольное внимание, воображение, речь, учат коммуникации.

        На занятиях изотерапией дети знакомятся с такими видами изобразительной техники, как клише, восковая живопись, акватушь, пальцевая живопись, монотипия, водяная печать, диатипия, высокая печать, коллаж, граттаж, живопись а – ля — прима,  роспись по гипсу.

        Занятия театрализованной деятельностью позволяют обеспечить положительную динамику в качественном развитии воображения, формировании его творческого компонента. Они обеспечивают становление знаковосимволической функции мышления, произвольного внимания, коррекции психоэмоционального  состояния, а также способствуют развитию многих компонентов личности детей данной категории.

        Танцетерапия – один из видов активной музыкальной деятельности, основой которой является единение музыки и ритмического движения. Музыкально – ритмическое воспитание положительно влияет на работу организма в целом.

        Библиотерапия оказывает сильное воздействие на детей с различными нарушениями  развития. Лучше подходят для этого сказки: они расширяют границы воображения, всегда оказывают интерес, эмоциональный отклик, определенные переживания у детей. В процессе занятий закладывается фундамент читательской культуры, вырабатывается потребность в общении с книгой.

          Формирование художественно – речевой деятельности осуществляется по трем направлениям:

  1. знакомство с художественными литературными произведениями, их восприятие и развитие эмоциональной отзывчивости и оценочного отношения к ним;
  2. получение информации об авторах художественных произведений, особенностях времени, быта, обычаях, описанных в произведениях;
  3. формирование способности самостоятельного повествования ребенком малых фольклорных форм (потешки, стихи, песенки), сказок, рассказов.

Методической основой является современная теория М.И. Лисиной, Е.О. Смирновой о роли общения в развитии личности ребенка, в формировании умения устанавливать и поддерживать взаимоотношения с окружающими.

        Исследования следующих авторов:

— в области музыкального воспитания и музыкотерапии: Н.А. Ветлугиной, М.А Васильевой, О.П. Радыновой, Л.С. Брусиловского, Н.Ю. Паутовой, В.И. Петрушина, утверждающих, что восприятие своеобразного «языка музыки» способно вызвать в ребенке особую потребность, желание общаться с нею;

— в области изотерапии: Б.М. Неменского, Р.Б. Хайкина, А.И. Рыжова, И.А. Грошенкова, Л.П. Уфимцевой, рассматривающих изобразительную деятельность не просто как рисование, а как ручной и физический труд, развивающий зрение, осязание, поскольку без развитого зрения, без развитого осязания художественный труд немыслим;

— в области библиотерапии: В.И. Беспалова, О.Л. Кабачек, Н.А. Рубакина, Ю. Дрейшер, доказывающих, что чтение книг оказывает огромное влияние на расширение словаря, общего кругозора, формирования внимания, памяти и других психических процессов. Занятия по библиотерапии формируют мотивацию общения с книгой, способность думать, размышлять, анализировать.

Источник: https://nsportal.ru/detskii-sad/korrektsionnaya-pedagogika/2015/10/08/pedagogicheskaya-art-terapiya

Арт-терапия в педагогике

Идея использования рисунка как проективного метода берет свое начало в психоанализе.

Именно Фрейд высказал предположение о том, что бессознательное символически проявляется в культуре и искусстве, в частности, в продуктах художественного творчества.

Он уделял много внимания изучению произведений изобразительного искусства и психологии их авторов. Известны работы Фрейда, посвященные психологии творчества таких великих художников, как Леонардо да Винчи и Микеланджело.

Попытки выявить связь между бессознательным содержанием психики и творчеством предпринимались еще до начала 20 века.

С тех пор, как рисунок стали использовать в целях диагностики, ученые и практики далеко продвинулись в исследовании его психодиагностической ценности.

Накопленный за эти годы фактический материал позволяет утверждать, что с помощью рисунка возможно изучение не только личности (потребностей, чувств и отношений, конфликтов…), но и интеллектуальных характеристик (например, интеллектуальной зрелости, способности к обучению), а также физического, физиологического состояния.

Идея о необходимости взаимодействия педагогики и психотерапии была обоснована еще в 1927 г. немецким психиатром А.Кронфельдом в статье “Психогогика, или Психотерапевтическое учение о воспитании”.

Автор призывал к разработке такого метода, который нацеливал бы человека на духовное оздоровление и личностный рост. В качестве наиболее приемлемого и эффективного в работе с детьми психотерапевтического направления можно выбрать арт-терапию.

Использование искусства как терапевтического фактора вполне доступно для педагога. При этом специальных знаний не требуется.

Арт-деятельность в педагогике должна быть насыщенной, интересной и эмоционально значимой для детей, разнообразна по видам деятельности и должна позволят каждому ребенку реализовать свои творческие возможности.

Достоинством арт-терапии является “язык” визуальной и пластической экспрессии. Согласно восточной мудрости, “картина может выразить то, что не выразит и тысяча слов”. По мнению В.С.

Мухиной и других исследователей, рисунок для детей является не искусством, а речью. Им свойственно стремление рисовать. Это – своеобразное экспериментирование с художественными символами в качестве заместителей реальных объектов.

Посредством рисования реализуется потребность личности в самовыражении.

Исследования, показали, что арт-терапевтические занятия позволяют решать следующие важные педагогические задачи.

Воспитательные. Взаимодействие строится таким образом, чтобы дети учились корректному общению, сопереживанию, бережным взаимоотношениям со сверстниками и взрослыми.

Коррекционные. Достаточно успешно корректируется образ “Я”, который ранее мог быть деформированным, улучшается самооценка, исчезают неадекватные формы поведения, налаживаются способы взаимодействия с другими людьми.

Психотерапевтические. “Лечебный” эффект достигается благодаря тому, что в процессе творческой деятельности создается атмосфера эмоциональной теплоты, признания ценности личности другого человека, забота о нем, его чувствах, переживаниях.

Диагностические. Арт-терапия позволяет получить сведения о развитии и индивидуальных особенностях ребенка. Это корректный способ понаблюдать за ним в самостоятельной деятельности, лучше узнать его интересы, ценности, увидеть внутренний мир, неповторимость, личностное своеобразие, а также выявить проблемы, подлежащие специальной коррекции.

Развивающие. Благодаря использованию различных форм художественной экспрессии складываются условия, при которых каждый ребенок переживает успех в той или иной деятельности, самостоятельно справляется с трудной ситуацией.

Источник: http://xn--80ab1adkfw1ih.xn--p1ai/art-terapiya-v-pedagogike/

Использование техник арт-терапии и арт-педагогики в работе педагога-психолога с детьми с особыми образовательными потребностями

Барсукова О. В. Использование техник арт-терапии и арт-педагогики в работе педагога-психолога с детьми с особыми образовательными потребностями // Образование и воспитание. — 2016. — №5. — С. 33-35. — URL https://moluch.ru/th/4/archive/48/1614/ (дата обращения: 11.12.2018).



У ребёнка своё особое умениедумать и чувствовать, нет ничего глупее, чем пытаться подменить это умение нашим.

Ж. Ж. Руссо

В статьепредставлен обзор арт-терапевтических и арт-педагогических техник, используемых специалистами в психокоррекционной и реабилитационной работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья.

Ключевые слова: арт-терапия, арт-педагогика, дошкольное образование, инклюзия, педагог-психолог, психологическая коррекция и реабилитация

Техники арт-терапии и арт-педагогики являются одним из эффективнейших элементов психологической коррекции и реабилитации. На сегодняшний день зарубежными и отечественными специалистами накоплен богатый опыт применения арт-терапии в работе с детьми, в том числе с ограниченными возможностями здоровья.

Данный метод приобретает особую актуальность в условиях современной системы государственного образования. В Федеральном законе «Об образовании в РФ» № 273-ФЗ (от 29.12.

12) впервые закреплены положения об инклюзивном (совместном) обучении и воспитании детей с ограниченными возможностями здоровья.

Выбор того или иного варианта обучения и воспитания ребенка остается за его родителями или лицами, их заменяющими [6].

Арт-терапевтические техники могут иметь большое значение как одна из форм психологического сопровождения и психологической реабилитации детей с особенностями развития.

Важнейшим фактором положительного воздействия арт-терапии на детей данной группы являются терапевтические отношения, благодаря которым ребенок может найти способ выразить себя, ощутить чувство безопасности, развить коммуникативные способности и получить ценнейший опыт принятия и поддержки [2].

Такое взаимодействие оказывает стимулирующее воздействие, развивает способности к проявлению инициативы и самостоятельности, концентрации внимания, дает выход аффектам.

Читайте также:  Стиль учителя

Арт-педагогика (по определению Е. А.

Медведевой) — это синтез областей научного знания (искусства и педагогики), определяющих и обеспечивающих разработку теории и практики педагогического коррекционно-направленного процесса художественного развития детей, нацеленного на формирование основ художественной культуры личности через искусство и художественно-творческую деятельность (музыкальную, изобразительную, художественно-речевую, театрализованно-игровую) [1]. Сущность арт-педагогики состоит в гармонизации личностной сферы ребенка, его адаптации в современном мире в процессе воспитания, обучения и развития средствами искусства через художественно-творческую деятельность.

Арт-терапия в учреждениях образования — это метод коррекции и развития посредством художественного творчества.

Ее привлекательность для психологов можно объяснить тем, что, в отличие от основных коррекционно-развивающих направлений, в которых используются в основном вербальные каналы коммуникации, арт-терапия использует «язык» визуальной и пластической экспрессии.

Это особенно актуально при работе с детьми и делает ее незаменимым инструментом для исследования, развития и гармонизации в тех случаях, когда ребенок не может выразить словами свое эмоциональное состояние.

Применительно к специальному образованиюарт-терапиюможно рассматривать, как синтез нескольких областей научного знания (искусства, медицины и психологии), а в лечебной и психокоррекционной практике как совокупность методик, построенных на применении разных видов искусства в своеобразной символической форме и позволяющих с помощью стимулирования художественно-творческих (креативных) проявлений ребенка с проблемами осуществить коррекцию нарушений психосоматических, психоэмоциональных процессов и отклонений в личностном развитии.

Особую ценность арт-терапевтическая работа может иметь для детей и взрослых, испытывающих определенные затруднения в вербализации своих переживаний, например из-за речевых нарушений, аутизма или малоконтактности, а также сложности этих переживаний и их «невыразимости» (у лиц с посттравматическим стрессовым расстройством).

Это не значит, что арт-терапия не может быть успешной в работе с лицами, имеющими хорошо развитую способность к вербальному общению. Для них изобразительная деятельность может являться альтернативным «языком», более точным и выразительным, чем слова.

Дети в большинстве случаев затрудняются в вербализации своих проблем и переживаний. Невербальная экспрессия для них более естественна. Особенно это значимо для детей с речевыми нарушениями, т. к. их поведение более спонтанно и они менее способны к рефлексии своих действий и поступков.

Их переживания «выходят» через художественное изображение более непосредственно. Такой «продукт» прост для восприятия и анализа.

В содержание коррекционно-развивающей и психокоррекционной работы с детьми с нарушениями в развитии средствами искусства входит широкий спектр методов и техник: музыкотерапия, изотерапия, драмтерапия, вокалотерапия, кинезитерапия, библиотерапия.

Основная цель применения — создание условий для эмоционального благополучия детей, раскрытия творческого потенциала и гармонизацииихличности.

Основные задачи применения:

‒ способствовать самопознанию ребёнка, осознанию своих характерных особенностей и предпочтений, вырабатывать у ребёнка положительные черты характера, способствующие лучшему взаимопониманию в процессе общения;

‒ обучать ребёнка положительному самоотношению и принятию других людей;

‒ способствует успешной адаптации и развитию навыков общения в группе детей развивать у ребёнка социальные и коммуникативные навыки поведения;

‒ корректировать нежелательные черты характера и поведения: страхи, тревожность, синдром дефицита внимания с гиперактивностью, агрессия, застенчивость, медлительность, быстрая утомляемость и истощаемость и т. д.;

‒ обучать рефлексивным умениям;

‒ помощь в формировании позитивной самооценки и самостоятельности, формировать потребность в саморазвитии;

‒ развитие творческих способностей и креативности, развитие воображения, фантазии, изобразительных навыков;

‒ формирование способов самовыражения и уверенности в себе;

‒ стабилизация эмоциональной сферы ребенка и гармонизация его внутреннего мира (импульсивность ребенка, повышенная тревожность, страхи, агрессивность, неуверенность в себе, снятие внутреннего психоэмоционального напряжения);

‒ развитие высших психических функций: восприятия, внимания, памяти, мышления, фонематического слуха, пространственного представления, развитие сенсо-моторного уровня (уровень действий и ощущений).

‒ формирование умения работать с нетрадиционными развивающими материалами.

Арт-терапия позволяет детям выразить то, что очень сложно рассказать при помощи слов.

Это один из самых эффективных и в то же время самых мягких и глубоких методов, ее можно отнести к наиболее древним и естественным формам коррекции эмоциональных состояний.

Этот метод не имеет ограничений, всегда ресурсен и используется практически во всех направлениях психотерапии, в педагогике, социальной работе.

Литература:

  1. Медведева Е. А., Левченко И. Ю. Артпедагогика и арттерапия в специальном образовании. — М.: Издательский центр «Академия», 2001.
  2. Сучкова Н. О. Арт-терапия в работе с детьми из неблагополучных семей. — СПб.: Речь; М.: Сфера, 2008.

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, ограниченная возможность здоровья, искусство, развитие средствами, художественно-творческая деятельность, психологическая коррекция, научное знание.

ребенок, ограниченная возможность здоровья, творческая деятельность, пальчиковая гимнастика, выполнение работы, занятие, материал, способность, дополнительное образование, изобразительное творчество.

Развитие творческих способностей детей с ограниченнымиИзобразительная деятельность, в частности детское рисование, заключает в себе больше возможности: это средство умственного, моторного…

Организация художественного творчества детей с ограниченными возможностями здоровья.

VIII международная научная конференция «Актуальные вопросы современной педагогики» (Самара, март 2016).

ребенок, творческая деятельность, творчество, способность, ограниченная возможность здоровья, различный вид деятельности. Организация художественного творчества детей

Особенности художественнотворческого развития детей

изобразительная деятельность, ребенок, дошкольный возраст, творческое воображение, развитие воображения, техник рисования, Детский сад, изобразительное искусство

ребенок, ограниченная возможность здоровья, творческая деятельность, пальчиковая гимнастика, выполнение работы, занятие, материал, способность, дополнительное образование, изобразительное творчество.

изобразительная деятельность, ребенок, изобразительное искусство, умение, лепка, рисунок, процесс рисования

Изображение природы как средство развития творческих… В процессе создания рисунка, ребенок испытывает разнообразные чувства: радуется красивому.

На современном этапе творчество уже не связывается только с художественной деятельностью, также и понятие творческих способностей не связывается с

Яковлева, Е. Л. Психологические условия развития творческого потенциала у детей школьного возраста. /

ребенок, коррекционная работа, гриб, рисуночная терапия, проблема, изобразительная деятельность, психическое развитие, развитие ребенка, психологическая коррекция, психокоррекционная работа.

Источник: https://moluch.ru/th/4/archive/48/1614/

Арт-терапия в коррекционной работе с детьми

Искусство уникальным образом воздействует на человека, дает преобразующую силу его внутренним ресурсам, способствует личностному росту и благотворно влияет на психику. Искусство и есть та сила, которая обеспечивает человеческому организму баланс и равновесие.

Искусство как особая форма духовно-практической деятельности пробуждает у детей воображение и фантазию, что является противоядием против детской жестокости. Рисование даже без какого-либо вмешательства учителя, психолога — это мощное средство самовыражения, которое помогает ребенку самоидентифицироваться и обеспечивает путь для проявления чувств.

Сущность арт-педагогики в большей степени выражается в воспитательной функции, направленной к тому, чтобы воздействовать на нравственно-этические, эстетические, коммуникативно-рефлексивные основы личности и способствовать ее социокультурной адаптации с помощью искусства. Арт-педагогика — это воспитание искусством, творчеством, а арт-терапия — это союз искусства и психологии.

Техника арт-терапии основана на утверждении, что любой человек, независимо от того, обучался он рисованию или нет, обладает способностью проецировать свои внутренние конфликты в результатах своего творчества. Другими словами рисунки детей отражают их внутренние переживания.

Привнося в работу частицу себя, ребенок создает не просто рисунок, а образ своего «Я». В процессе работы, выраженные таким образом конфликты, переживаются заново, разрешаются и приобретают завершенность. Помимо этого, процессы, связанные с художественным творчеством, сами по себе обладают лечебными свойствами.

Размеры изображаемых предметов, их расположение на листе — многое может говорить о внутреннем мире ребенка. Но еще больше о нем скажет цвет. Цвету давно приписывалось мистическое значение, благотворное или отрицательное действие на человека, ведь для человека зрение является самым важным органом чувств.

Известно, что одни цвета ласкают взгляд, успокаивают, способствуют приливу сил, бодрят, другие раздражают, угнетают, вызывают отрицательные эмоции. Помимо восприятия зрительных образов глаза выполняют важнейшую функцию восприятия световой энергии и цветовых эффектов.

Через рецепторы зрительного нерва осуществляется проведение энергии цвета и цветовых ощущений из внешнего мира к различным отделам центральной нервной системы.

Известно, что синий цвет оказывает успокаивающее действие, снимает спазмы, уменьшает головные боли, понижает аппетит; фиолетовый – оказывает угнетающее воздействие на психические и физиологические процессы, снижает настроение; красный – активизирует, повышает физическую работоспособность, вызывает ощущение теплоты, стимулирует психические процессы; зеленый – оказывает благотворное влияние на ослабленных детей, он успокаивает, создает хорошее настроение; желтый – цвет радости и покоя, нейтрализует негативные действия. Каждый человек имеет свое представление о цвете. То как используются цвета, какие из них преобладают, какие отсутствуют в рисунке, какие скрывают другие цвета, — дает педагогу полезную информацию о ребенке.

Один из приемов арт-терапии, рисование под музыку, широко применяется в современной психотерапии. Такой вид самовыражения позволяет детям снять внутреннее напряжение, усилить внутренние позитивные процессы, направленные на выздоровление, а также дают информацию о психоэмоциональном состоянии ребенка.

В работе нужно обращаться не только к музыке, но и к «языку тела», к танцу. Я часто предлагаю детям прервать на время процесс рисования на время и передать языком тела, то, что они изображают красками на листе. Многие специалисты работают с такими игровыми средствами, как песок, манка, лепка, маски.

Существует такой вид деятельности как наложение грима детьми на свое лицо и лицо другого. Эта методика дает возможность развивать фантазию, мелкую моторику, позволяет выразить свои эмоции и отношение к себе и к другому. Лепка – эффективное средство изо-терапии, применяемое в работе с детьми.

Материалом может служить пластилин, мягкий пластик, соленое тесто.

Результатами арт-терапевтической работы являются — развитие коммуникативных навыков, с помощью творчества преодолевается негативное отношение друг к другу, дети становятся дружелюбными и более контактными; внимание становится более устойчивым; значительно улучшается работоспособность детей; и самое главное — «внутренний» мир ребенка становится более понятен педагогам, родителям, близким людям, дети получают уникальную возможность выразить себя и быть при этом услышанными.

Программа практической работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья «Лепка из соленого теста».

Лепка из соленого теста – это процесс создания скульптурного изображения из мягкого материала способом прибавления к первоначальному объему маленьких кусочков материала, его уплотнения, вытягивания, заглаживания и т.д.

Физические усилия в наращивании объема, стремление придать ему характерную форму, выявить конструктивные особенности и пропорции способствуют развитию мускулатуры кисти рук, формированию сенсорных талонов формы и величины, глазомера, воспитанию привычки последовательного выполнения работы, накоплению знаний о приемах передачи объемной формы.

Соленое тесто легко готовится, оно экологически чистое, его можно красить в разные цвета, застывая, долго сохраняет форму.

Цели занятий:

— развивать сенсорно-перцептивную сферу; формировать сенсорные эталоны формы и величины; развивать тактильную чувствительность рук;

— развитие мелкой моторики руки;

— развитие речи; умения правильно строить предложения;

— развитие эстетического вкуса у детей, воспитание аккуратности в работе;

— формирование у детей тенденции доводить начатое дело до конца;

— совершенствование коммуникативных навыков.

Задачи занятий:

  1. Сформировать у детей представление о тесте;
  2. Познакомить детей со стеками, скалками, формочками;
  3. Научить детей организовывать пространство вокруг себя так, чтобы было функционально;
  4. Научить детей приемам взаимодействия между собой в процессе работы;
  5. Развить мелкую моторику руки и координацию движений;
  6. Научить детей тактильно узнавать тесто, совершенствовать понятия формы.

Первый этап работы – это знакомство с тестом, стеками. Следующий этап – «привыкание» к тесту. Предложить детям взять по куску теста, помять его и описать свои ощущения.

На этом этапе дети «знакомятся», «привыкают» к тесту. Затем помочь детям усвоить различные приемы лепки. На этом этапе уделяется особое внимание совершенствованию взаимодействия детей друг с другом.

Важно побуждать детей помочь друг другу.

При непосредственной работе возникают ситуации, когда ребенок не может что-то вылепить из теста, и сразу отказывается от работы. В этом случае необходимо помочь ему добиться минимального результата и обязательно похвалить, подбодрить ребенка.

Следующий этап работы с тестом – это изготовление по картинкам, образцам различных фигурок, вначале самых простых, круглой и овальной формы: фруктов, овощей, ягод. Затем задание усложняется, это изготовление рельефных и объемных фигурок животных, людей.

Следующий этап – создание панно или коллективная работа. При этом дети, продолжая овладевать навыками в работе с тестом, учатся работать самостоятельно, фантазировать. Педагог предлагает детям работать не только по картинкам или образцам, но и по воображению, представлению.

Читайте также:  Проблемная мотивация

При этом педагог не навязывает своего мнения, главным является самовыражение ребенка. Это и есть детские переживания, поэтому работы не могут оцениваться с точки зрения эстетических стандартов.

Даже самая «плохая» композиция принимается как часть личности, как момент бытия маленького художника – это самовыражение его внутренней вселенной. Для арт-педагогики, арт-терапии, изо-терапии интересен не только результат творчества, но и процесс.

А конечный результат, объективирующий и сохраняющий внутреннее переживание ребенка, может способствовать продолжению общения и взаимодействия между педагогом и ребенком, подсказать внимательному педагогу ход дальнейших действий по реабилитации.

В заключительной части каждого занятия обсуждаются работы детей, а так же их чувства и переживания. Однако выражение ребенком своих чувств не должно быть принудительным. Художественный процесс и опыт, получаемый ребенком, значим сам по себе, даже если не удается достичь нужного результата.

Применение арт-терапевтических форм, методов, способов в работе с детьми имеет своей целью воспитание ребенка, помощь развивающейся личности в ее социализации и самореализации.

Методы и техники арт-терапии помогают раскрыть внутренний мир ребенка, эмоционально-личностные особенности, дать оценку как нарушенных, так и сохранных компонентов психики.

Занятия лепкой, художественным трудом, способствует развитию мелкой моторики рук, опорно-двигательного аппарата, тактильной чувствительности пальцев, коммуникативных навыков у детей.

Таким образом, изобразительное искусство, являясь неотъемлемой частью арт-терапии, арт-педагогики, трудовой терапии, а так же эстетотерапии, осуществляет комплексную реабилитацию детей с ограниченными возможностями здоровья.

Используемая литература:

  1. «Арт-педагогика и арт-терапия в специальном образовании». Учебное пособие для студентов/Е.А. Медведева, И.Ю. Левченко и др., Москва: Издательский центр «Академия», 2001.
  1. «Реабилитация детей с ОВ: опыт и проблемы». Сборник работ под редакцией И.В. Эсаулова; Воронеж «Кватра», 2002.
  1. С.Дженнингс, Асе Минде «Сны, маски и образы». Практикум по арт-терапии; Москва, «Эсмо», 2003.
  1. А.С.Выгоцкий «Психология искусства». Москва, Педагогика, 1987.
  1. «Организация творческой деятельности как одна из форм социокультурной адаптации и реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья». Методическое пособие для специалистов, Центр «Парус Надежды» (из опыта работы), Воронеж, 2002.

Источник: https://dohcolonoc.ru/stati/9140-art-terapiya.html

6. Применение технологий арт-терапии в коррекционной педагогике

Особенно ценно положительное влияние арт-терапии на детей с проблемами в развитии. Еще Л.С. Выготский в своих исследованиях выявил особую роль художественной деятельности в развитии не только психических функций, но и в активизации творческих проявлений в различных видах искусства у детей, имеющих те или иные проблемы в развитии.

Так, занятия изобразительной деятельностью способствует сенсорному развитию детей, формирует мотивационно-потребностную сторону их продуктивной деятельности, способствует дифференциации восприятия, мелких движений руки, что в свою очередь, влияет на умственное развитие. Раскрывая психологический механизм катарсиса в своей работе «Психология искусства», Л.

С.Выготский отмечал: «Искусство всегда несет в себе нечто преодолевающее обыкновенное чувство. Боль и волнение, когда они вызываются искусством, несут в себе нечто большее, нежели обыкновенную боль и волнение. Переработка чувств в искусстве заключается в превращении их в свою противоположность, т.е. положительную эмоцию, которую несет в себе искусство».

Катарсис неразрывно связан с художественным восприятием, которое представляет собой сложнейшую работу чувств, мыслей, воображения, воспринимающего произведение искусства. Поэтому дети, особенно с проблемами в развитии, не всегда готовы к этой работе. Необходимо обучить детей приемам восприятия художественного произведения, т.

к. восприятие детей с отклонениями в развитии имеет свои особенности, обусловленные природой и характером нарушения. Общение с произведением искусства помогает ребенку на время уйти от переживаний, эмоционального отвержения, чувства одиночеств, страхов и тревожности или от конфликтных межличностных и внутри семейных отношений.

Искусство представляет ребенку практически неограниченные возможности для самосовершенствования и самореализации как в процессе творчества, так и в его продуктах.

Интерес к продуктам творческой деятельности ребенка со стороны сверстников и взрослых повышает его самооценку.

А это является решением важнейшей задачи: адаптации ребенка посредствам искусств и художественной деятельности в макросоциальной среде.

Последние годы отмечены возросшим интересом специалистов к механизму воздействия искусства на ребенка с проблемами в развитии в процессе воспитания и обучения, поэтому современная специальная психология и педагогика в значительной степени ориентирована на использование в коррекционной работе различных видов искусства, как важного средства воспитания гармоничной личности ребенка. Искусство положительно влияет на ЦНС, что подтверждает в своих работах известные психиатры А.Л.Гросман и В.Райков. Так, например, нормализация работы сердечно-сосудистой системы происходит под звуки музыки, исполненной на кларнете и скрипке.

В последнее время выделяется несколько направлений коррекционной работы средствами искусства: психофизиологическое — коррекция психосоматических нарушений; психотерапевтическое — воздействие на когнитивную и эмоциональную сферы; психологическое — катарсистическая, регулятивная, коммуникативная функции; социально-педагогическое — развитие эстетических потребностей, расширение общего и художественно-эстетического кругозора, активизация потенциальных возможностей ребенка в творчестве. Практическая реализация данных направлений осуществляется в рамках психокоррекционных или коррекционно-развивающих методик.

Отмечая необходимость формирования культуры у детей, имеющих различные проблемы в развитии, Л.С.Выготский указывал в частности на необходимость создания специальных способов, средств и условий, обеспечивающих развитие детей с разными отклонениями. Л.С.Выготский, Д.Б.Эльконин, А.В.Запорожец, Э.И.Ильенков, М.С.Коган, Б.М.

Неменский и другие ученые так же отводят искусству огромную роль в формировании личности ребенка. Они в своих работах отмечали, что приобщение ребенка к искусству, «погружение» его в мир единства чувств и мыслей, преобразующих человека, обогащает его, раскрывает творческий потенциал.

Таким образом, нельзя решать актуальные проблемы современности вне искусства — мощнейшего средства воспитания и образования.

В этой связи назрела насущная потребность в дальнейшем развитии такой дисциплины, как арт-педагогика, ее отделение от чисто психотерапевтического сегмента, а так же включение спецкурсов по арт-педагогике и арт-терапии в систему подготовки специалистов образовательной и культурно-досуговой сфер.

Источник: http://ped.bobrodobro.ru/1666

Об арт-терапии

Термин «арт-терапия» состоит из двух слов – «art» — букв. с англ. «изобразительное искусство», «therapy» — «лечение», то есть буквально арт-терапия — лечение с помощью изобразительного искусства.

Главное внимание в арт-терапии уделяется развитию способности личности к самопознанию, самовыражению, гармонизации психоэмоционального состояния.

В этой связи арт-терапия успешно помогает людям различных возрастов, профессий и сфер деятельности в решении личных (проблемы взаимоотношений, самоотношения, личностный и карьерный рост и т.д.

), профессиональных (создание радостной, психологически комфортной среды в коллективе, преодоление и профилактика эмоционального выгорания), семейных и других проблем.

Арт-терапия активно применяется в психологической практике – как универсальная методика, позволяющая работать с различными психологическими проблемами; в социальной деятельности – как совокупность приёмов работы с людьми, находящихся в трудных жизненных ситуациях, их реабилитации; в педагогике – как гуманистическая технология, позволяющая осуществлять обучение, воспитание, корректировку развития личности; предполагающая индивидуальный подход к каждому, значительную глубину погружения во внутренний мир ученика, высвобождение скрытых потребностей и потенций, активную творческую деятельность, активный диалог «учащийся-учитель».

Уникальные факторы воздействия в арт-терапии

Выделяют три уникальных психотерапевтических фактора, действующих в арт-терапии (А.И. Копытин и др.).

Фактор художественной экспрессии

Занимаясь любым видом творчества, человек переживает состояние художественной экспрессии, в результате чего происходит снятие внутренних зажимов и перенаправление энергии в социально допустимые и личностно перспективные формы выражения.

Это способствует исцелению человека от накопившегося напряжения и тревог, бережному самоисследованию внутреннего мира и, как следствие,  высвобождению продуктивной творческой энергии для жизни, работы, учебной деятельности, личностного развития.

Фактор психотерапевтических отношений

Арт-терапия предполагает триаду: клиент, арт-терапевт, изобразительная деятельность. Творческая деятельность клиента (учащегося, группы) организуется и направляется арт-терапевтом, который подбирает лучшие, наиболее подходящие каждому человеку задания.

Фактор интерпретации и обратной связи

Мало изобразить что-либо. Любой творческий продукт, знак, символ и образ, созданный в процессе арт-терапевтической деятельности, должен быть осознан и понят психикой, что самостоятельно сделать бывает очень трудно.

Анализ и интерпретация творческой продукции с помощью арт-терапевта позволяют понять глубинное содержание рисунка, психологические особенности (внутренние переживания, неосознаваемые потребности, особенности реагирования в разных жизненных ситуациях) и возможности личностной трансформации.

Арт-терапия может осуществляться как в индивидуальной, так и в групповой формах.

Формы групповой арт-терапии

Динамическая арт-терапевтическая группа

Данная форма является наиболее гибкой и свободной с точки зрения организации.  Методика организации работы такой группы базируется на теории психоанализа и предполагает длительный период работы (от года до нескольких лет).

В ходе сессии сочетаются индивидуальная и групповая художественно-творческая деятельность, активно используются дискуссии, игры, драматические постановки, ролевые диалоги, упражнения телесно-ориентированного характера и др.

Участники группы могут переходить от глубокого погружения в творчество к общению друг с другом и арт-терапевтом.

Уникальность работы динамической группы также заключается в ее закрытом характере (новые участники не вводятся в группу), усилении воздействия фактора художественной экспрессии на участников группы за счет изобразительной работы других, а в ряде случаев – действия феномена коллективного отреагирования различных эмоций в совместном творчестве.

Работа в динамической группе дает каждому участнику:

  • проработку неосознаваемых внутренних проблем,
  • активное исследование собственных поведенческих моделей, их коррекция посредством обратной связи от группы,
  • выявление скрытого потенциала развития личности,
  • возможность научиться более открытой и свободной коммуникации,
  • понимание того, как строить искренние и доверительные отношения,
  • больше уверенности в жизни и др.

Динамические арт-терапевтические группы, предлагаемые в ЦПО Самарской области:

для психологов«Профилактика Эмоционального выгорания психолога»для старшеклассников и студентов«Творческое саморазвитие, личностный рост, коучинг»для взрослых«Построение эффективных поведенческих моделей»

Тематическая арт-терапевтическая группа

Внимание группы фокусируется вокруг определенной темы, значимой для всех ее участников.

Сессия тематической группы включает в себя: введение и подготовку каждого члена группы к изобразительной деятельности; основную часть, в ходе которой каждый занят изобразительной деятельностью на заданную тему; заключительную часть, предполагающую обсуждение рисунков, либо дискуссию и краткое подведение итогов сессии.

Особенность работы динамической группы заключается в ее полуоткрытом характере (в состав группы могут входить новые участники), определенной временной ограниченности (5-10 сессий), большей структурированности хода занятий и более высокой результативности в решении конкретных вопросов по заявленной теме, чем в динамической группе.

Работа в тематической группе дает каждому участнику:

  • возможность решить для себя в короткие сроки значимую проблему,
  • быстрые ощутимые результаты от групповой психотерапии,
  • профилактику стресса,
  • психофизическое и эмоциональное расслабление и др.

Тематическая арт-терапевтическая группа, проводимая в ЦПО Самарской области: «Профилактика профессионального выгорания педагога»

Форма студии

Данный формат напоминает классический вариант работы в художественной студии, так как основной акцент в ходе студийной арт-терапии делается на самом процессе изобразительной деятельности, иногда —  на обучении художественным умениям.

Каждый рисующий занят самостоятельной изобразительной деятельностью. Арт-терапевт призван поощрять художественную деятельность участника, иногда – интерпретировать получающийся результат, иногда – обучать чему-то.

Группового обсуждения и анализа каждой работы в рамках студийной арт-терапии не предполагается.

В рамках программ повышения квалификации, проводимые в ЦПО Самарской области вы можете узнаете о методах, приёмах и средствах арт-терапии в обучении, воспитании и развитии учащихся различных возрастов, различных типов образовательных учреждений; о принципах организации арт-терапевтических занятий; о способах включения различных методов арт-терапии в учебно-воспитательный процесс, овладеть методами и приёмами арт-терапии.

  • «Развитие ребёнка-дошкольника методами арт-терапии»
  • «Арт-терапия в работе с учащимися младших классов»
  • «Арт-терапия в работе с подростками»
  • «Арт-терапия в работе с учащимися юношеского возраста»
  • «Методы арт-терапии в обучении изобразительному искусству»
Читайте также:  Выбор детского сада

Арт-педагогика

Новым вектором педагогического мышления становится гуманизация образовательного процесса, в основе своей имеющая обращение к личности как высшей ценности. Воплощение идей гуманизма в образовании вызвало к жизни новое направление в педагогике – арт-педагогику.

Арт-педагогика – не аналог художественного образования или арт-терапии. В отличие от художественного образования, арт-педагогика не стремится научить рисованию. Она изучает методы и способы использования художественного образа, художественной эмоции и произведений искусства для эффективного построения учебно-воспитательного процесса.

Арт-педагогика – это подход к организации обучения, воспитания и развития личности, базирующийся на привлечении средств искусства и художественно-творческой деятельности.

В современном учебном процессе основная ставка делается на развитие логико-аналитического мышления учащихся, отсюда – большое количество информации, которое приходится усваивать учащимся, опора на память, на логическое мышление, приоритет естественно-научных дисциплин перед гуманитарными и т.д.

Арт-педагогика призвана уравновесить этот дисбаланс за счёт насыщения учебного процесса средствами искусства, художественно-творческой деятельностью, которые могут использоваться на любой учебной дисциплине, с различным контингентом учащихся (от детского сада до ВУЗа).

Задачи арт-педагогики:

  • совершенствование мыслительной деятельности обучающихся посредством искусства (так называемой правополушарное мышление);
  • развитие творческого воображения, фантазии;
  • гармонизация внутреннего мира обучающихся, профилактика умственного, психоэмоционального переутомления;
  • социализация, развитие эмоционального интеллекта;
  • самоидентификация личности, личностный рост, развитие ценностно-смыслового сознания;
  • развитие ценностного отношения к искусству и культуре, пр.

Более подробно ознакомиться с направлением работы «Воспитательные системы и технологии» можно по ссылке

Источник: https://cposo.ru/ob-art-terapii

Коррекционные возможности арт-терапии в практике психолого-педагогического сопровождения развития детей

Коррекционные возможности арт-терапии в практике психолого-педагогического сопровождения развития детей

Детский возраст — период в жизни, когда даже самые незначительные отрицательные переживания могут стать серьезным травмирующим фактором, и в ликвидации его возникают определенные сложности.

В компенсации той или иной проблемы необходимо учитывать, что детская психика пластична и правильно подобранные упражнения, адекватное отношение окружающих к ситуации может помочь справиться с психологическим дискомфортом.

Арт-терапия, как средство решения психологических проблем стала актуальной во многих сферах жизни: в психологической практике, медицине, педагогике. Термин «арт-терапия» (лат. ars — искусство, греч.

therapeia — лечение) впервые использовал Адриан Хилл в 1938 г.

для обозначения тех форм клинической практики, в рамках которых психологическое сопровождение клиентов с эмоциональными, психическими и физическими нарушениями осуществлялось в ходе их занятий изобразительным творчеством с целью лечения и реабилитации.

Основы для создания первых техник арт-терапевтической работы с детьми на Западе были заложены В. Ловенфельдом, E. Кейн. Классическими работами в области детской арт-терапии стали публикации Э.

Крамер: «Арт-терапия в сообществе детей», «Арт-терапия с детьми» и «Детство и арт-терапия». Опираясь на психоаналитическое понимание процесса психического развития и творческой активности, Э.

Крамер в значительной мере связывала ее терапевтические возможности с тем, что в процессе занятий ребенка рисованием происходит организация психических процессов и постепенный переход от относительно примитивных форм психической деятельности к более сложным и эффективным. Исследования О.

Постальчук посвящены изучению психотерапевтической и коммуникативной роли манипуляций с изобразительными материалами в ходе арт-терапевтической работы с детьми, имеющими тяжелые нарушения развития.

В ряде исследований (К. Кейз, Т. Дэлли) отражена практика проведения разных вариантов групповой арт-терапии с детьми, включая работу в студийной группе, предполагающей значительную спонтанность поведения участников.

В отечественной психологии широкое распространение получили работы Л. Д. Лебедевой, А. И. Копытина, Е. Е. Свистовской и др. Л.Д. Лебедева видит специфичность арт-терапии в синхронном протекании процессов диагностики, самодиагностики и психотерапии.

Иными словами, арт-терапевтические занятия не предполагают предварительной работы по тестированию или исследованию особенностей личности какими-либо специальными методами.

Именно арт-терапевтический процесс создаёт уникальную возможность для одновременной диагностики и поддержки саморазвития человека.

В настоящее время методы арт-терапии применяются с детьми разных возрастов, имеющими различные эмоциональные и поведенческие недостатки, а также нарушения физического развития.

В одних случаях работа с изобразительными материалами позволяет получить седативный эффект и способствовать снятию эмоционального напряжения. В других – отреагировать травматичный опыт и достичь над ним контроль.

Во время арт-терапевтических занятий психолог создает условия доверия и безопасности, развивает моторные и познавательные навыки, дает возможность испытать успех от творческой деятельности.

Несмотря на древние корни, как самостоятельное направление в лечебно-коррекционной и профилактической работе арт-терапия насчитывает всего несколько десятилетий.

Условия для её развития стали появляться уже в конце XX века, вместе с интересом к детскому и примитивному искусству.

Спонтанное выражение своих эмоций, искренность, не сдерживаемая рамками условности, само творчество, а не реальная оценка профессионализма художника аудиторией – вот что является важным и для искусства, и для арт-терапии.

Арт-терапевтическая практика основана на том, что наиболее важные мысли и переживания человека, являющиеся порождением его бессознательного, могут находить выражение скорее в виде образов, чем в словах.

Детям крайне трудно вербализовать свои состояния и рефлексировать их, поэтому арт-терапевтические занятия как нельзя лучше позволяют психологу работать с состоянием ребенка, минуя слова и сознание. В процессе творческого акта внутренние конфликты переживаются вновь и, в конечном счёте, разрешаются.

Арт-терапевт создаёт для ребёнка безопасную среду, которой могут являться кабинет или студия, и обеспечивает её различными изобразительными материалами, красками, глиной и т.д., находясь рядом с ним в процессе изобразительной работы.

Дети могут использовать предоставляемые им материалы по своему желанию, стремясь в присутствии арт-терапевта выразить в изобразительной работе свои мысли и чувства. Арт-терапевт побуждает ребенка к взаимодействию с изобразительными материалами, благодаря чему арт-терапевтический процесс представляет собой одну из форм диалога.

Процесс арт-терапии предполагает следование следующим основополагающим принципам:

  • занятия арт-терапией подразумевают под собой использование ребенком разнообразных изобразительных материалов с целью выражения с их помощью содержания своего внутреннего мира;
  • работа ребёнка с изобразительными материалами протекает в присутствии специалиста, обладающего достаточным знанием природы художественного творчества и способного принимать психологическое содержание рисунков клиента и выступать в качестве посредника в «диалоге» клиента со своим рисунком;
  • работа ребёнка с изобразительными материалами протекает в определенных условиях, помогающих создать у него ощущение безопасности и способствовать свободному выражению содержания своего внутреннего мира;
  • арт-терапевтическая деятельность предполагает использование терапевтом определенных приемов, помогающих ребёнку осознать отраженные в его рисунке содержания его внутреннего мира.

Посредством чего достигается положительный эффект арт-терапии? Первым фактором является сам процесс арт-терапии. Художественная экспрессия – выражение чувств, потребностей, мыслей ребенка через его работу с различными изобразительными материалами.

Положительный эффект ар-терапии достигается за счёт «исцеляющих» возможностей процесса художественного творчества, дающего возможность выразить и заново пережить внутренние конфликты. Изобразительное творчество является мостом между миром фантазии и миром реальности. Оно включает в себя элементы того и другого.

Чувства и мысли, которые пытается выразить ребёнок, требуют символических средств коммуникации, ибо непосредственное их выражение будет слишком болезненным.

Вторым фактором являются отношения ребёнка с арт-терапевтом. Арт-терапевт во время занятий предстаёт перед ребёнком как значимый взрослый, с которым последний начинает выстраивать отношения согласно своей привычной схеме – то есть так, как он обычно привык строить отношения со взрослыми. Это позволяет терапевту увидеть и откорректировать проблемные моменты.

Занятия арт-терапии, помимо диагностического и исцеляющего эффектов, несут в себе обучающий. По мере того, как ребёнок передаёт свой внутренний опыт в изобразительном творчестве, он очень часто становится способным описать его.

Выражая содержание собственного внутреннего мира, он постепенно двигается к его осознанию.

Арт-терапия дает возможность ребенку одновременно выступать в качестве «свидетеля» и «непосредственного участника» изобразительного процесса и проводить самосознание своего травматического опыта, переводя информацию из эмоционального на сознательный и интеллектуальный уровень.

Среди позитивных феноменов, зафиксированных как зарубежными, так и отечественными специалистами можно выделить наиболее значимые. Арт-терапия:

  • Даёт социально приемлемый выход агрессивности и другим негативным чувствам (способ выпустить «пар» и разрядить напряжение).
  • Позволяет получить материал для интерпретации и диагностических заключений. Содержание и стиль художественных работ дают возможность получить информацию о клиенте, который может помогать в интерпретации своих произведений.
  • Способствует творческому самовыражению, развитию воображения, эстетического опыты, практических навыков изобразительной деятельности, художественных способностей в целом.
  • Эффективна в коррекции различных отклонений и нарушений личностного развития. Опирается на здоровый потенциал личности, внутренние механизмы саморегуляции и исцеления.
  • Развивает художественные способности и повышает самооценку. Побочным продуктом арттерапии является чувство удовлетворения, которое возникает в результате выявления скрытых талантов и их развития.
  • Облегчает процесс терапии. Неосознаваемые внутренние конфликты и переживания часто бывает легче выразить с помощью зрительных образов, чем высказать их в процессе вербальной коррекции.

Использование элементов арт-терапии в групповой работе дает дополнительные результаты, стимулируя воображение, помогает разрешать конфликты и налаживать отношения между участниками группы. Искусство приносит радость, что важно само по себе, независимо от того, рождается ли эта радость в глубинах подсознания или является результатом осознания возможности развлечься.

Арт-терапевтический метод позволяет психологу как нельзя лучше объединить индивидуальный подход к клиенту и групповую форму работы.

В случае трудностей общения: замкнутости, низкой заинтересованности в сверстниках или излишней стеснительности, арт-терапия позволяет объединить клиентов в группу при сохранении индивидуального характера их деятельности и облегчить процесс их коммуникации, опосредовать ее общим творческим.

В зависимости от характера творческой деятельности и ее продукта можно выделить следующие виды терапии: изотерапию (рисуночную терапию, основанную на изобразительном искусстве); библиотерапию (литературное сочинение и творческое прочтение литературных произведений); музыкотерапию, сказкотерапию, телесно-двигательную, танцевальную и др. В работе с детьми важно использовать гибкие формы психотерапевтической работы. Применение арт-терапевтических методов, в первую очередь рисуночной терапии, незаменимо в случаях тяжелых эмоциональных нарушений, коммуникативной некомпетентности, а также при низком уровне развития мотивации к деятельности.

При организации арт-терапевтических занятий нужно иметь в виду, что изобразительный материал задает определенный диапазон возможных способов действия с ним, стимулирует определенные виды активности ребенка.

Специально подбирая изобразительные материалы к каждому занятию с учетом поставленных коррекционных задач и индивидуально-психологических особенностей участников, мы можем в определенной мере управлять активностью ребенка.

Например, при работе с гиперактивными, расторможенными, проявляющими агрессивность в поведении детьми, не рекомендуетсяя использовать такие материалы, как краски, глину, пластилин, т.е. материалы, стимулирующие неструктурированную активность ребенка (разбрызгивание, разбрасывание, размазывание и пр.

), легко переходящую в агрессивное поведение. Более уместно предложить таким детям листы бумаги среднего размера, карандаши, фломастеры, т.е. изобразительные материалы, требующие от ребенка организации и управления своей деятельностью, тонкой сенсомоторной координации и контроля за выполнением деяствия.

Вместе с тем нужно прогнозировать, что карандаши у гиперактивных детей будут ломаться от слишком сильного нажима, бумага будет рваться и т.д. Поэтому для таких детей необходимо предусмотреть специальные игры и упражнения, позволяющие в активной действенной форме осуществить эмоциональное отреагирование и снять излишнюю напряженность.

Достоинство метода рисования заключается не только в том, что он позволяет максимально выразить себя и отыграть психотравмирующие ситуации, но и в том, что требует согласованного участия многих психических функций: мышления, памяти, воображения, зрительно-моторной координации, оно способствует восстановлению и более тонкому дифференцированию идеомоторных актов. Нельзя недооценивать также непосредственное воздействие на организм цвета, линий, формы.

АРТ-ТЕРАПЕВТИЧЕСКИЕ ТЕХНИКИ

Техника «Волшебное искусство» (Руби Уолкер)

Показания и рекомендации к применению: арт-терапевтические возможности данной техники связаны со свободой выбора цвета, способов изображения и вербального описания. Неусидчивым детям нравится эта свобода. Успех в создании рисунка может очень много значить для детей со сниженной самооценкой.

Источник: http://doshkolnik.ru/psihologiya/13899-korrekcionnye-vozmozhnosti-artterapii-v-praktike-psihologopedagogicheskogo-soprovozhdeniya-razvitiya-deteiy.html

Ссылка на основную публикацию