Чем интересна инновационная технология проблемного обучения

Применение технологии проблемного обучения

На данный момент миру необходимы педагоги, которые способны развивать у учеников высокого уровня мотивацию к обучению, познавательные интересы, приводящие к развитию творческих способностей.

Поэтому перед учителями встала задача найти ту или иную технологию, которая помогла бы ученикам активно участвовать в образовательной деятельности и учиться самостоятельно решать сложные и неотложные проблемы.

Такой технологией можно назвать проблемное обучение.

Для начала, нужно выяснить, что такое проблемное обучение. По Г.К.

Селевко проблемное обучение — это такая «организация учебных занятий, которая предполагает создание под руководством преподавателя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению, в результате чего и происходит творческое овладение профессиональными знаниями, навыками и умениями и развитие мыслительных способностей. Данная технология основывается на правильной постановке проблемных ситуаций в той или иной сфере у детей.» [2, с. 193]. Такое обучение целесообразно применять когда выполняются следующие условия:

-содержание учебного материала соответствует поставленным целям и задачам урока для формирования знаний, умений и навыков;

-у учителя есть много свободного времени на разрешения проблемных ситуаций, т.к. это требует большого затрата времени;

-ученики достаточно подготовлены к проблемному изучению темы, творчески подходить к решению поставленных перед ними задач, умеют достаточно широко мыслить в какой- либо сфере деятельности.

Проблемный урок отличается от других уроков тем, что сама структура урока и построена на проблемной ситуации:

-создание проблемных ситуаций;

-постановка учебной задачи;

-поиск решения;

-выражение решения в более доступной форме;

-реализация продукта.

Исходя из данной структуры урока, можно сделать вывод, что ключевым понятием является проблемная ситуация. По определению А.М.

Матюшкина, «проблемная ситуация — это особый вид мыслительного взаимодействия субъекта и объекта; характеризуется таким психическим состоянием, возникающим у субъекта (учащегося) при выполнении им задания, которое требует найти (открыть или усвоить) новые, ранее не известные субъекту знания или способы действия» [1, с.135].

Проблемная ситуация должна создаваться с учетом объективных, существенных для учащихся конфликтов. Только так она является сильнейшей основой мотивации познавательной деятельности школьников, активизирует их мышление, подталкивает на поиск ранее не знакомого. Это положение имеет базисное значение для применения проблемного обучения.

Также, существует несколько методических приемов для их успешного создания:

-учитель подводит детей к противоречию, тем самым предлагая им решить задачу самостоятельно;

-показывает детям, что по данному вопросу существуют различные точки зрения;

-предлагает детям посмотреть на данную проблему с различных сторон (например, юриста, учителя и т.д.);

-проводит с ними беседу, помогая им самим делать какие-либо выводы;

-личностный подход к каждому ученику;

-создание методических пособий и руководств;

-определение особенностей проблемного обучения в разных видах учебной работы.

При создании проблемы существенно необходимо ее решение. Для большей четкости оно выполняется в несколько этапов:

1) Осознание проблемы в учебной среде — зависит от построения данной проблемы. В этом случае учащиеся разграничивают для себя понимание между уже изученным и еще неизвестным, ставят главный конкретный вопрос проблемной ситуации, после чего приступают к выбору ее решения.

2) Планирование исследовательских действий — предполагает выработку гипотезы и ее решение. Данный этап позволяет детям уметь логически мыслить, приходить к какому-либо выводу. Основой является уже изученный материал, личный опыт и т.д.

3) Проверка произведенного решения — завершающий этап решения проблемной ситуации. Он включает оценивание гипотезы, проверку подлинности своего предположения и анализ полученных результатов. Если проверка прошла успешно, то на этом решение проблемы заканчивается. Если же полученные результаты не соотносимы, то вносятся определенные коррективы, выдвигается новая гипотеза и ее решение.

Именно проблемные ситуации дают возможность создать такую логику объяснения нового материала, которая отражает логику соответствующей науки, дидактически преломленную применительно к уровню мышления учащихся определенного возраста.

Правильная логика объяснения нового материала, отражающая логику науки, способствует тому, что одна ситуация переходит в другую естественным путем, на основе взаимосвязи и взаимообусловленности вещей и явлений.

Процесс мышления начинается с анализа проблемной ситуации.

Использовать технологию проблемного обучения возможно для детей в сфере исследования, т.к. это способствует становлению и развитию его личностных качеств. Существует несколько методов организации процесса такого типа обучения:

-Метод монологического изложения — данный метод в процессе урока не активизирует познавательную деятельность учащихся, т.к. учитель сам передает детям необходимую информацию, не требуя ответа на поставленный вопрос.

Таким образом, помогает шире развить кругозор по данному учебному материалу.

По этому методу проблемные ситуации, как правило, не ставятся, но в случае их возникновения на поставленный вопрос «Почему так?» педагог не требует ответа, а сразу излагает необходимый фактический материал. Поэтому роль ученика на таком уроке пассивна.

-Рассуждающий метод- во время использования данного метода обучения учитель помогает ученикам с помощью примеров, сопоставления фактов мыслить и более ясно понять преподнесенную информацию.

Также учитель дает возможность детям посмотреть на данную ситуацию с разных сторон, предоставляя им различные доказательства этих проблем.

Основой для данного метода будет являться объяснение учебного материала.

-Диалогический метод – преподаватель, приводя наводящие вопросы, помогает ученикам самостоятельно находить выход из данной ситуации посредством беседы.

-Эвристический метод — этот метод похож по своей структуре с диалогическим методом, т.к. главным звеном является беседа, но отличается тем, что открытие новых знаний осуществляется учащимися под руководством преподавателя.

-Исследовательский метод — его суть состоит в том, что преподаватель конструирует и адаптирует проблему, таким образом, дает возможность ученикам самостоятельно понять и найти ее решение.

-Метод программированных заданий — предполагает постановку программированных заданий, в содержание которых включен изучаемый материал в виде вопросов и различных задач.

Учебный процесс в ходе проблемного обучения предполагаем анализ цели, выделение первостепенного, важного, оценка первичных данных задачи, установления отношения между элементами, условиями и требованиями задачи.

Технология проблемного обучения, поистине, наиболее полно обеспечивает весь период учебной и внеклассной творческой деятельности, продуктивно совершенствует творческие умения обучающихся, обеспечивает более качественное овладение знаниями, воспитывает деятельную личность, т.е. осуществляет социальный заказ – формирование творческой личности. А также, формирование способности и готовности обучающихся реализовывать универсальные учебные действия позволяет повысить не только эффективность учебно-воспитательного процесса в начальной школе, но и:

-развивать мышление и способности учеников, развивать творческие умения;

-обучающиеся усваивают знания, умения, приобретенные в ходе динамичного поиска и самостоятельного решения проблем, в итоге эти знания, умения более прочные, чем при традиционном обучении;

-воспитывать активную творческую личность, умеющую видеть, ставить и разрешать неординарные проблемы.

Проблемные уроки очень результативны и детям приходятся по нраву.

Поэтому на этом этапе эволюции человека, обучение должно быть проблемным, поскольку оно формирует творческую личность, которая способна логически мыслить, находить разрешение различных трудностей, способную к высокому самоанализу, совершенствованию, самокоррекции. В дальнейшей жизни, такая личность будет лучше приспособлена к стрессовым ситуациям.

Вследствие чего допустимо вести по такой структуре занятия по любым предметам.

Несомненно, работа кропотливая, поскольку к каждому уроку нужно сочетать обязательные и достаточные упражнения для актуализирования знаний и формирования проблемной ситуации, рассчитывать постановку проблемы и выбор способов её решения сообразно с принципом рациональности.  Обучаясь по данной технологии, у учеников возникает уверенность в своих силах и знаниях.

Список литературы:

  1. Матюшкин А.М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении: учеб. пособие. М.: Педагогика 1972. – 208 с.
  2. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: учеб. пособие. М.: Народное образование, 1998. — 256 с.

Источник: https://sibac.info/studconf/hum/xlii/53033

Рефераты, дипломные, курсовые работы — бесплатно: Библиофонд!

Содержание.

1. Введение.

2. Теоретические основы проблемного                обучения. 

3. Правила постановки учебной проблемы.

4. Система методов проблемного обучения.

5.Структура проблемного урока.

А) Метод монологического изложения.

Б) Методы рассуждающего изложения.

В) Метод диалогического изложения.

Г) Метод эвристических заданий.

Д) Метод исследовательских заданий.

Е) Метод программированных заданий.

6. Выводы.

Введение.

В зависимости от цели, от задачи школы обучение может быть проблемным и не проблемным. Если перед школой ставится задача развития мышления учащихся, их творческих способностей, то педагогически правильно организованное обучение не может быть не проблемным.

Уяснение сущности проблемности как закономерности познания, определения ее роли в обучении и введение в дидактику понятия «принцип проблемности» открыло новые возможности для теоретического объяснения пути активизацию учебно-познавательной деятельности учащихся.

Принцип проблемности отражает в логике построение учебного процесса, в содержании изучаемого материала, в методах организации учебно-познавательной деятельности учащихся и управление ею, в структуре урока и формах контроля учителя за процессом и результатом деятельностью учащихся. Если учитель хорошо усвоит содержание и сущность теории организации процесса проблемного обучения, овладеет формами, методами и техническими средствами обучения и будет систематически творчески применять усвоенное на практике, то успех придет сам. Хорошая дидактическая подготовка учителя сегодня особенно важна, потому что без знаний общей теории нельзя творить, а сам процесс преподавания — это искусство, искусство увлечь детей своим предметом, удивить красотой мысли, знания, побудить к самостоятельным мыслительным действиям.

Теоретические основы проблемного обучения. 

Задачей наших школ является формирование гармонически развитой личности.

Важнейший показатель всесторонне и гармонично развитой личности — наличие высокого уровня мыслительных способностей.

Если обучение ведет к развитию т творческих способностей, то его можно сочетать развивающим обучением, то есть такое обучение при котором учитель, опираясь на знание закономерностей развития мышления, специальными педагогическими средствами ведет целенаправленную работу по формированию мыслительных способностей и познавательных потребностей своих учеников в процессе изучения цели основ наук. Такое обучение является проблемным.

Большинство современных публикаций по теории обучения связано с идеей активизации учебного процесса и учебной деятельности учащихся.

Под активизацией имеют ввиду эффективное использование тех приемов и методов обучения которые известны из традиционной дидактики.

Авторы говорят об активизации с помощью проблемного обучения, понимая при этом создание проблемных ситуаций и постановку познавательных задач.

Обучение учащихся готовым приемам умственной деятельности — это путь достижения обычной активности, а не творчской.

Цель активизации путем проблемного обучения состоит  в том, чтобы понять уровень усвоения понятий и обучить не отдельным мыслительным опирациям в случайном, стихийно складывающемся порядке, а системе умственных действий для решения не стериотипных задач.

Эта активность заключается в том, что ученик, анализируя, сравнивая, синтезируя, обобщая, конкретизируя фактический материал, сам получил из него новую информацию. Другими словами, это расширение углубление знаний при помощи ранее усвоенных знаний или новое применение прежних знаний.

Нового применения прежних знаний не может дать ни учетель, ни крига, она ищется и находится учеником поставленным в соответствующую ситуацию. Это и есть поисковый метод учения.

Умственный поиск — сложный процесс, он, как правило, начинается с проблемной ситуации,  поблемы. Но не всякий поиск связан с возникновением проблемы? Если учитеоль дает задание ученикам, указав, как его выполнить, то даже самостоятельный поиск не будет решением проблемы.

Подлинная активизация учащихся характеризуется самостоятельны поиском не воообще, а поиском путем решения проблем. Если поиск имеет целью решение теоретической, технической, практической учебной проблемы или форм и методов художественного отображения, он превращается в проблемное учение.

Основное резличие между проблемным и традиционным обучением мы видим в двух моментах: они различаются по цели и принципам организации педагогического процесса.

Цель поблемного типа обучения не только усвоение результатов науцчного познания, системы знаний, но и самого пути процесса получения этих результатов, формирования познавыательной самодеятельности ученика и развития его творческих способностей.

Цель традиционного типа обучения — усвоение результатов научного познания, вооружение учащихся знаниями основ наук, привитие им соответствующих умений и навыков.

В основе организации учителем объяснительно-илюстративного обучения имеет принцип передачи учащимся готовых выводов науки. В основе организации цели поцесса проблемного обучения имеет принцип поисковой учебно-познавательной деятельности ученика, то есть принцип открытия им выводов накки, способов действия, изобретения новых предметов или способов приложения знаний к практике.

При проблемном обучении деятельность учителя состоит в том, что он, довел в необходимых случаях объяснение содержания наиболее сложных понятий, систематичски создает проблемные ситуации, сообщает учащимся факторы и организует (проблемные ситуации) их учебно-познавательную деятельночть, так что на основе анализа фактов учащиеся самостоятельно делают выводы и обобщения, формируют с помощью учителя определенные понятия, законы.

Читайте также:  Нужно ли водить ребенка в школу: мнение психолога ольги юрковской

В результате у учеащихся вырабатываются навыки умственных операций и действий, навыки переноса знаний, развивается внимание, воля, творческое воображение.

Проблемное преподавание — деятельность учителя по созданию системы проблемных ситуаций, изложение учебного материала с его объяснением и управлению деятельностью учащихся, направленной на усвоение новых знаний как традиционным путем, так и путем с самостоятельной постановки учебных проблем и их решение.

Проблемное учение — это учебно-познавательная деятельность учащихся по усвоению знаний и способов деятельности путем восприятия объяснения учителя   в условиях проблемной ситуации, самостоятельного анализа проблемных ситуаций, формулировки проблем и их решение по средствам выдвижения предложений, гипотез их обоснование и доказательства, а также путем проверки правильности решения.

Проблемная ситуация — это интеллектуальное затруднение человека, возникающее в случае, когда он не знает, как объяснить возникшее явление, факт, процесс действительности не может достичь цели известным ему способом действие это побуждает человека искать новый способ объяснения или способ действия. Проблемная ситуация есть закономерность продуктивной, творческой познавательной деятельности.

Она обуславливает начало мышления в процессе постановки и решения проблем.

Психологической наукой установлена определенная последовательность этапов продуктивной познавательной деятельности человека в условиях проблемной ситуации:

Проблемная ситуация  ® проблема ® поиск способов ее решения ® решение проблемы.

Полый цикл умственных действий от возникновения проблемной ситуации до решения проблемы имеет несколько этапов

    — возникновение проблемной ситуации,

— осознание сущности затруднения и постановка проблемы,

— нахождение способа решения путем догадки или выдвижения               предположений и обоснование гипотезы,       

— доказательство гипотезы,

— проверка правильности решения проблем.

Общие функции проблемного обучения:

— усвоение учениками системы знаний и способов умственной практической деятельности;

— развитие познавательной самостоятельности  и творческих способностей учащихся;  

— формирование диалектико-материалистического мышления школьников (как основы).

Кроме того проблемное обучение имеет специальные функции:

— воспитание навыков творческого усвоения знаний (применение отдельных логических приемов и способов творческой деятельности);

— воспитание навыков творческого применения знаний (применение усвоенных знаний в новой ситуации) и умение решать учебные проблемы;

 — формирование и накопление опыта творческой деятельности (овладение методами научного исследования, решение практических проблем и художественного отображения действительности).

Мыслительная деятельность учащихся стимулируется постановкой вопросов. Вопрос учителя должен быть сложным настолько, чтобы вызвать затруднение учащихся, и в то же время посильным для самостоятельного нахождения ответа.

Проблемная задача, в отличии от обычных учебных задач, представляет не просто описание некоторой ситуации, включающей характеристику данных, составляющих условие задачи и указание на неизвестное которое должно быть раскрыто на основании этих условий.

Как показали исследования, можно выделить наиболее характерные для педагогической практики типы проблемных ситуаций, общие для всех предметов.

Первый тип: проблемная ситуация возникает при условии, если учащиеся не знают способы решения поставленной задачи, не могу ответить на проблемный вопрос, дать объяснение новому факту в учебной или жизненной ситуации.

Второй тип: проблемные ситуации возникают при столкновении учащихся с необходимостью использовать ранее усвоенные знания в новых практических условиях.

Третий тип: проблемная ситуация легко возникает в том случае, если имеется противоречие между теоретически возможным путем решения задачи и практической неосуществимости выбранного способа.

Четвертый тип: проблемная ситуация возникает тогда, когда имеются противоречия между практически достигнутым результатом выполнения учебного задания и отсутствием у учащихся знаний для теоретического обоснования.

Теоретические основы проблемного обучения.

Первый способ — побуждение учащихся к теоретическому объяснению явлений, фактов, внешнего несоответствия между ними. Это вызывает поисковую деятельность учеников и проводит к активному усвоению новых знаний.

Второй способ — использование учебных и жизненных ситуаций, возникающих при выполнении учащимися практических заданий в школе, дома или на производстве, в ходе наблюдения за природой и тому подобное. Проблемная ситуация возникает при попытке учащихся самостоятельно достигнуть поставленной перед ними практической цели.

Третий способ — расстановка учебных проблемных заданий на объяснение явлений или поиск путей практического решения. Примером может служить любая исследовательская работа учащихся на учебно-опытном участке, в мастерской и так далее.

Четвертый способ побуждения учащихся к анализу фактов и явлений действительности, поражающему противоречия между жизненными представлениями и научными понятиями об этих фактах.

Шестой способ — побуждение учащихся к сравнению  сопоставлению и противопоставлению фактов, явлений, правил, в результате которых возникает проблемная ситуация.

Седьмой способ — побуждения учащихся к предворительному обобщению новых фактов. Учащинся получают задание рассмотреть некоторые факты, явления, содержащиеся в новом для них материале, сравнить их с известными и сделать самостоятельное обобщение.

Восьмой способ — ознакомление учащихся с фактами носящими как будто бы необъяснимый характер и приведенными в истории науки к постановке научной проблемы.

Девятый способ — организация межпредметных связей.ю. Часто материал учебного предмета не обеспечивает создание проблемной ситуации (при обработке навыков, повторения пройденного и тому подобное). В этом случае следует использовать факты и данные наук имеющие связь с изучаемым материалом.

Десятый способ — варьированные задачи, переформулировка вопроса.

Правила постановки учебной проблемы.

Процесс постановки учебных проблем требует знания не только логико-психологических и лингвистических, но и дидактических правил постановки проблем.

Учитель, зная уровень подготовленности своих учащихся и исходя из специфики обучения, может ставить перед ними уже встречавшиеся ранее проблемы. При этом он учитывает следующее:

а) алгоритм решения ранее гашенных проблем можно использовать при решении новых трудных проблемных задач;

б) решение встречавшихся ранее но не решенных из за отсутствия достаточных зананий проблем укрепляет интерес учащихся к предмету, убеждает их в том, что практически одалимы не учебные проблемы — для этого надо иметь больше знаний;

в) постановка ранее решавшейся классом проблемы в иной формулировке обеспечивает возможность творческой работы при повторении пройденного материала;

г) ранее решенные коллективом проблемы можно использовать для вторичной постановки перед слабыми учащимися для самостоятельного решения.

Система методов проблемного обучения.

Система общих методов (наиболее известна номенклатура методов, предлагаемая М.Н. Скаткиным и И.Я. Лернером):

1) Объяснительно иллюстративный;

2) Репродуктивный;

3) Проблемное изложение;

4) Частично-поисковый;

5) Исследовательский метод.

Система бинарных методов — информационно-репродуктивный, информационно-эвристический и другие методы преподавания и такие методы учения как слушание чтения учебника упражнения и так далее.

Система методов проблемного обучения представляющая собой органическое сочетание общих и бинарных методов.

В целом можно говорить о  шести дидактических способах организации процесса проблемного обучения (то есть общих методах), представляющих собой три вида изложения учебного материала учителем и три вида организации им самостоятельной учебной деятельности учащихся:

1) монологическом;

2) рассуждающем;

3) диалогическом;

4) эвристическом;

5) исследовательском;

6) методе программированных заданий.

Метод монологического изложения.

При монологическом методе учитель сам объясняет сущность новых понятий, фактов, дает учащимся готовые выводы науки, но это делается в условиях проблемной ситуации форма изложения — рассказ, лекция.

Методы рассуждающего изложения.

Первый вариант — создав проблемную ситуацию, учитель анализирует фактический материал, делает выводы и обобщения.

Второй вариант — излагая тему, учитель пытается путем поиска и открытия ученого, то есть он как бы создает искусственную логику научного поиска путем построения суждений и умозаключений на основе логики познавательного процесса. Форма — беседа лекция.

Метод диалогического изложения.                               

Представляет диалог учителя с коллективом учащихся.

Учитель  в созданной им проблемной ситуации сам ставит проблему и решает её, но с помощью учащихся, то есть они активно участвуют в постановке проблемы выдвижения предположений, и доказательства гипотез.

Деятельности учащихся присуще сочетание репродуктивного и частично-поискового методов обучения. Основы формы преподавания — поисковая беседа, рассказ.

Метод эвристических заданий.

Суть эвристического метода заключается в том, что открытие нового закона, правила и тому подобное совершается не учителем, при участии учащихся, а самими учащимися под руководством и с помощью учителя. Формой реализации этого метода является сочетание эвристической беседы и решением проблемных задач и заданий.

Метод исследовательских заданий.

Организуется учителем путем постановки перед учащимися теоретических и практических исследовательских заданий имеющие высокий уровень проблемности.

Ученик совершает логические операции самостоятельно, раскрывая сущность нового понятия и нового способа действия.

По форме организации исследовательские работы могут быть разнообразны: ученический эксперимент, экскурсия и сбор фактов, беседы с населением, подготовка доклада, конструирование и модулирование.

Метод программированных заданий.

Это метод при котором учащиеся с помощью, особым образом, подготовленных дидактических средств может приобретать новые знания и новые действия.

Бинарные методы обучения.

Источник: https://www.BiblioFond.ru/view.aspx?id=37306

Технология проблемного обучения

Технологии проблемного обучения

Проблемное обучение — организованный преподавателем способ активного взаимодействия субъекта с проблемно-представленным содержанием обучения, в ходе которого он приобщается к объективным противоречиям научного знания и способам их решения. Учится мыслить, творчески усваивать знания.

Альтернативным проблемному обучению выступает эврестическое обучение

Особенности методики

В основу проблемного обучения легли идеи американского психолога, философа и педагога Дж.Дьюи(1859—1952), который в 1894 году основал в Чикаго опытную школу, в которой основу обучения составлял не учебный план, а игры и трудовая деятельность.

Методы, приемы, новые принципы обучения, применявшиеся в этой школе, не были теоретически обоснованы и сформулированы в виде концепции, но получили распространение в 20-30 годах XX века.

В СССР они также применялись и даже рассматривались как революционные, но в 1932 году были объявлены прожектерством и запрещены.

Схема проблемного обучения, представляется как последовательность процедур, включающих: постановку педагогом учебно-проблемной задачи, создание для учащихся проблемной ситуации; осознание, принятие и разрешение возникшей проблемы, в процессе которого они овладевают обобщенными способами приобретения новых знаний; применение данных способов для решения конкретных систем задач.

Проблемная ситуация – это познавательная задача, которая характеризуется противоречием между имеющимися знаниями, умениями, отношениями и предъявляемым требованием.

Теория провозглашает тезис о необходимости стимуляции творческой деятельности учащегося и оказании ему помощи в процессе исследовательской деятельности и определяет способы реализации через формирование и изложение учебного материала специальным образом. Основу теории составляет идея использования творческой деятельности обучающихся посредством постановки проблемно сформулированных заданий и активизации, за счет этого, их познавательного интереса и, в конечном счете, всей познавательной деятельности.

Основные психологические условия для успешного применения проблемного обучения

  1. Проблемные ситуации должны отвечать целям формирования системы знаний.
  2. Быть доступным для обучающихся
  3. Должны вызывать собственную познавательную деятельность и активность.
  4. Задания должны быть таковыми, чтобы учащийся не мог выполнить их опираясь на уже имеющиеся знания, но достаточными для самостоятельного анализа проблемы и нахождения неизвестного.

Достоинства проблемного обучения: 1.Высокая самостоятельность учащихся; 2.Формирование познавательного интереса или личностной мотивации учащегося;

Проблемное обучение включает несколько этапов:

1) осознание общей проблемной ситуации;

2) ее анализ, формулировка конкретной проблемы;

3) решение проблемы (выдвижение, обоснование гипотез, последовательная проверка их);

4) проверка правильности решения проблемы.

Система методов проблемного обучения.

Система общих методов (наиболее известна номенклатура методов, предлагаемая М.Н. Скаткиным и И.Я. Лернером):

1) Объяснительно иллюстративный;

2) Репродуктивный;

3) Проблемное изложение;

4) Частично-поисковый;

5) Исследовательский метод.

Система методов проблемного обучения представляющая собой органическое сочетание общих и бинарных методов.

В целом можно говорить о  шести дидактических способах организации процесса проблемного обучения (то есть общих методах), представляющих собой три вида изложения учебного материала учителем и три вида организации им самостоятельной учебной деятельности учащихся:

1) монологическом;

2) рассуждающем;

3) диалогическом;

4) эвристическом;

5) исследовательском;

6) методе программированных заданий.

Метод монологического изложения.

При монологическом методе учитель сам объясняет сущность новых понятий, фактов, дает учащимся готовые выводы науки, но это делается в условиях проблемной ситуации форма изложения — рассказ, лекция.

Методы рассуждающего изложения.

Первый вариант — создав проблемную ситуацию, учитель анализирует фактический материал, делает выводы и обобщения.

Второй вариант — излагая тему, учитель пытается путем поиска и открытия ученого, то есть он как бы создает искусственную логику научного поиска путем построения суждений и умозаключений на основе логики познавательного процесса. Форма — беседа лекция.

Читайте также:  Тактика поддержки как самозащита педагога

Метод диалогического изложения.                               

Представляет диалог учителя с коллективом учащихся.

Учитель  в созданной им проблемной ситуации сам ставит проблему и решает её, но с помощью учащихся, то есть они активно участвуют в постановке проблемы выдвижения предположений, и доказательства гипотез.

Деятельности учащихся присуще сочетание репродуктивного и частично-

поискового методов обучения. Основы формы преподавания — поисковая беседа, рассказ.

Метод эвристических заданий.

Суть эвристического метода заключается в том, что открытие нового закона, правила и тому подобное совершается не учителем, при участии учащихся, а самими учащимися под руководством и с помощью учителя. Формой реализации этого метода является сочетание эвристической беседы и решением проблемных задач и заданий.

Метод исследовательских заданий.

Организуется учителем путем постановки перед учащимися теоретических и практических исследовательских заданий имеющие высокий уровень проблемности.

Ученик совершает логические операции самостоятельно, раскрывая сущность нового понятия и нового способа действия.

По форме организации исследовательские работы могут быть разнообразны: ученический эксперимент, экскурсия и сбор фактов, беседы с населением, подготовка доклада, конструирование и модулирование.

Метод программированных заданий.

Это метод при котором учащиеся с помощью, особым образом, подготовленных дидактических средств может приобретать новые знания и новые действия.

Бинарные методы обучения.

Сообщающий метод преподавания представляет систему приемов обеспечивающих сообщение учителем фактов или выводов без достаточного их объяснения, обобщения и систематизации.

Исполнительный метод учения представляет собой сочетание приемов, характеризующих учебную деятельность школьника в основном по образцу, используя ранее приобретенные навыки. Этот метод предполагает: слушание рассказа учителя, заучивание изложенных учителем фактов и выводов без критического анализа и осмысления.

 Объяснительный метод состоит из системы приемов, включающих сообщения и обобщения учителем фактов данной науки, их описание и объяснения.

Репродуктивный метод учения — система таких приёмов, как слушание и осмысление, восприятие, наблюдение, систематизация фактов, решение типовых задач, анализ и тому подобное. Применяется для осмысления усвоение теоретических знаний, для обработки умений и навыков, для заучивания учебного материала.

Инструктивный метод преподавания. Учитель инструктирует учащихся, что надо делать, и показывает, как надо делать. Используется для организации практической деятельности учащихся.

Практический метод учения предполагает практические и физические учащихся как основной вид деятельности. Такой метод является сочетанием приемов:

а) обработки навыков практических действий по изготовлению предметов или их обработки с целью совершенствования, видоизменения.

б) деятельности, связанной с техническим моделированием и конструированием, рационализацией и изобретением.

Объяснительно-побуждающий метод преподавания представляет собой сочетание приемов объяснения и побуждения ученика к самостоятельным действиям поискового характера. Учебный материал частично объясняется учителем, а частично дается учеником в виде

проблемных задач, вопросов, заданий для самостоятельного усвоения путем открытия нового знания.

Частично-поисковый метод учения является сочетанием восприятия объяснений учителя учеником с его собственной поисковой деятельностью по выполнению работ требующих самостоятельного прохождения всех этапов познавательного процесса. Преобладающими приемами учения здесь чаще всего является слушание и осмысление, анализ фактов, систематизация, поиск решения проблем.

Побуждающим методом преподавания называется деятельность учителя, которая  побуждает активную умственную деятельность ученика.

Поисковый метод учения представляет умственные действия по формулировке проблемы и нахождения пути ее решения.

Суть проблемного обучения в детском саду

Суть проблемного обучения в детском саду заключается в том, что воспитатель создает познавательную задачу, ситуацию и предоставляет детям возможность изыскивать средства ее решения, используя ранее усвоенные знания и умения. Проблемное обучение активизирует мысль детей, придает ей критичность, приучает к самостоятельности в процессе познания.

Каждое новое знание приоткрывает ребенку малоизвестные стороны познаваемого объекта, возбуждает вопросу, догадки.

Как организовать познавательную деятельность детей, чтобы развивать психические процессы? (ощущения, восприятие, память, воображение, мышление, а также развитие речи).

В каждом конкретном случае вы сами решаете, в какой форме проводить работу с детьми: группой или индивидуально. Тем не менее, чтобы развивать у детей способность сомневаться, критически мыслить, предпочтение следует отдавать групповым формам работы.

Ребенку легче проявить критичность по отношению к сверстникам, чем по отношению к взрослому. Сомнение, догадка, предположение возникает у него при сопоставлении своей точки зрения с мнением другого человека. Общение и совместная деятельность со взрослыми развивают у ребенка умение ставить цель, действовать, подражая ему.

А в совместной деятельности со сверстниками ребенок начинает использовать формы поведения взрослы: контролировать, оценивать, не соглашаться, спорить. Так зарождается необходимость координировать свои действия с действиями партнеров, принимать их точку зрения.

Поэтому познавательная деятельность организовывается в форме диалога ребенка с воспитателем и другими детьми в группе. Показатели такого диалога — простота общения, демократичность отношений.

Постановка проблемной задачи и процесс решения ее происходит в совместной деятельности воспитателя и детей. Педагог увлекает воспитанников в совместный умственный поиск, оказывает им помощь в форме указаний, разъяснений, вопросов.

Познавательная деятельность сопровождается эвристической беседой. Воспитатель ставит вопросы, которые побуждают детей на основе наблюдений, ранее приобретенных знаний сравнивать, сопоставлять отдельные факты, а затем путем рассуждений приходить к выводам.

Дети свободно высказывают свои мысли, сомнения, следят за ответами товарищей, соглашаются или спорят.

Основа проблемного обучения — вопросы и задания, которые предлагают детям. Часто используются вопросы, которые побуждают детей к сравнению, к установлению сходства и различия.

И это вполне закономерно: все в мире человек узнает через сравнение.

Благодаря сравнению ребенок лучше познает окружающую природу, выделяет в предмете новые качества, свойства, что дает возможность по-новому взглянуть на то, что казалось обычным, хорошо знакомым.

Вопросы для сравнения ставятся так, чтобы дети последовательно выделяли сначала признаки различия, потом — сходства.

Среди проблемных вопросов особое место занимают те, которые побуждают вскрыть противоречие между сложившимся опытом и вновь получаемыми знаниями. Для этого дети должны пересмотреть свои прежние представления, перестроить их на новый лад.

Активизируют мышление детей вопросы, которые побуждают искать ответ в воображаемом плане. Так, на летней прогулке воспитатель предлагает подумать, как изменились бы игры детей, если бы стоял морозный зимний день?

Можно иногда и ошибиться — пусть дети заметят ошибку, поправят. Важно воспитывать у детей интерес к чужому мнению. И не забудьте о шутке: она активизирует мысль, озадачивает детей. Неожиданные занимательные приемы пробуждают их к размышлению. Особенно, такие приемы нужны детям с недостаточной работоспособностью (неусидчивые): они мобилизуют их внимание и волевые усилия.

Источник: http://11liski.detkin-club.ru/custom_5/120647

Современная технология проблемного обучения — современные наукоемкие технологии (научный журнал)

1

Будущее образования находится в тесной связи с перспективами проблемного обучения.

И цель проблемного обучения широкая: усвоение не только результатов научного познания, но и самого пути процесса получения этих результатов; она включает еще и формирование познавательной самостоятельности ученика и развития его творческих способностей (помимо овладения системой знаний, умений, навыков и формирования мировоззрения).

Итак, проблемное обучение — это современный уровень развития дидактики и передовой педагогической практики. Проблемным называется обучение потому, что организация учебного процесса базируется на принципе проблемности, а систематическое решение учебных проблем — характерный признак этого обучения.

Проблемная ситуация и учебная проблема являются основными понятиями проблемного обучения.

Учебная проблема понимается как отражение логико-психологического противоречия процесса усвоения, определяющее направление умственного поиска, пробуждающее интерес к исследованию сущности неизвестного и ведущее к усвоению нового понятия или нового способа действия. Существует две основные функции учебной проблемы:

1. Определение направления умственного поиска, то есть деятельности ученика по нахождению способа решения проблемы.

2. Формирование познавательных способностей, интереса, мотивов деятельности ученика по усвоению новых знаний.

Для учителя она является средством: управления познавательной деятельностью ученика; формирование его мыслительных способностей.

В деятельности ученика — служит стимулом активизации мышления, а процесс ее решения — способом превращения знаний в убеждения.

Проблемная ситуация — средство организации проблемного обучения, это начальный момент мышления, вызывающий познавательную потребность учения и создающий внутренние условия для активного усвоения новых знаний и способов деятельности.

Проблемная ситуация может быть различной. По содержанию неизвестного проблемные ситуации делятся: неизвестная цель; неизвестен объект деятельности; неизвестен способ деятельности; неизвестны условия выполнения деятельности.

По виду рассогласования информации: неожиданности; конфликта; предположения; опровержения; несоответствия; неопределенности.

По методическим особенностям: непреднамеренные; целевые; проблемное изложение; эвристическая беседа; проблемные демонстрации; игровые проблемные ситуации; исследовательская лабораторная работа; проблемный фронтальный эксперимент; мысленный проблемный эксперимент; проблемное решение задач; проблемные задания.

Особенность проблемных методов состоит в том, что методы основаны на создании проблемных ситуаций, активной познавательной деятельности учащихся, состоящих в поиске и решении сложных вопросов, требующих актуализации знаний, анализа, умений видеть за отдельными фактами явления, закон.

В современной теории проблемного обучения различают два вида проблемных ситуаций: психологические и педагогические. Первая касается деятельности учеников, вторая представляет организацию учебного процесса.

Педагогическая проблемная ситуация создается с помощью активизирующих действий, вопросов учителя, подчеркивающих новизну, важность, красоту и другие отличительные качества объекта познания.

Создание психологической проблемной ситуации сугубо индивидуально. Не слишком трудная, ни слишком легкая познавательная задача не создает проблемы для учеников.

Проблемная ситуация может создавать на всех этапах процесса обучения: при объяснении, закреплении, контроле.

Учитель создает проблемную ситуацию, направляет учащихся на ее решение, организует поиск решения.

Таким образом, ребенок становится в позицию своего обучения и как результат у него образуются новые знания, он овладевает новыми способами действия.

Трудность управления проблемным обучением состоит в том, что возникновение проблемной ситуации — акт индивидуальный, поэтому от учителя требуется использование дифференцированного и индивидуального подхода.

Проблемная ситуация специально создается учителем путем применения особых методических приемов:

— учитель подводит школьников к противоречию и предлагает им самим найти способ его разрешения;

— сталкивает противоречия практической деятельности;

— излагает различные точки зрения на один и тот же вопрос;

— предлагает классу рассмотреть явление с различных позиций;

— побуждает обучаемых делать сравнения, обобщения, выводы из ситуации, сопоставлять факты;

— ставит конкретные вопросы (на обобщение, обоснования, конкретизацию, логику рассуждения;

— определяет проблемные теоретические и практические задания;

— ставит проблемные задачи (с недостаточными или избыточными исходными данными; с неопределенностью в постановке вопроса; с противоречивыми данными; с заведомо допущенными ошибками; с ограниченным временем решения; на преодоление психической инерции и другим).

Для реализации проблемной технологии необходим:

— отбор самых актуальных, сущностных задач;

— определение особенностей проблемного обучения в различных видах учебной работы;

— построение оптимальной системы проблемного обучения, создание учебных и методических пособий и руководств;

— личностный подход и мастерство учителя, способные вызвать активную познавательную деятельность ребенка

Проблемное обучение не может быть одинаково эффективным в любых условиях. Практика показывает, что процесс проблемного обучения порождает различные уровни как интеллектуальных затруднений учащихся, так и их познавательной активности и самостоятельности при усвоении новых знаний или применении прежних значений в новой ситуации.

В зависимости от характера взаимодействия учителя и учащиеся выделяю четыре уровня проблемного обучения:

— уровень несамостоятельной активности — восприятие учениками объяснения учителя, усвоение образца умственного действия в условиях проблемной ситуации, выполнение учеником самостоятельных работ, упражнений воспроизводящего характера, устное воспроизведение;

— уровень полусамостоятельной активности характеризуется применением прежних знаний в новой ситуации и участие школьников в поиске способа решения поставленной учителем проблемы;

— уровень самостоятельной активности — выполнение работ репродуктивно-поискового типа, когда ученик сам решает по тексту учебника, применяет прежние знания в новой ситуации, конструирует, решает задачи среднего уровня сложности, доказывает гипотезы с незначительной помощью учителя и так далее;

— уровень творческой активности — выполнение самостоятельных работ, требующих творческого воображения, логического анализа и догадки, открытия нового способа решения учебной проблемы, самостоятельного доказательства; самостоятельные выводы и обобщения, изобретения, написание художественных сочинений.

Эти показатели характеризуют уровень интеллектуального развития учащихся и могут применяться учителем как видимые показатели продвижения ученика в учебном развитии, в качестве основного содержания обратной информации.

Читайте также:  Одежда для наших детей

Библиографическая ссылка

Омарова А.А. СОВРЕМЕННАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ // Современные наукоемкие технологии. – 2011. – № 1. – С. 73-75;
URL: http://top-technologies.ru/ru/article/view?id=26632 (дата обращения: 13.12.2018).

Источник: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=26632

Технология проблемного обучения на уроках иностранного языка

Плохой учитель преподносит истину, Хороший учит её находить.

А. Дестервег

Процесс любого обучения должен удовлетворять две важные человеческие потребности: стремление к познанию мира, к приобретению знаний и стремление к более полному использованию собственных знаний и способностей, т.е.формированию собственной индивидуальности. Очевидно, что названные потребности тесно взаимосвязаны.

Так как в основе умственной деятельности лежит развитие умственных способностей и самостоятельности мышления, толюбое приобретение знаний должно быть максимальной тренировкой ума. Обучаемые не смогут развить и приобрести умственные, творческие способности и самостоятельность мышления путем одностороннего изучения готовой информации.

В связи с этим, в процессе обучения очень важныметоды учения, обращённые к репродуктивному мышлению, вниманию и памяти,к самостоятельному разрешению теоретических проблем. Поэтому будущее образования находится в тесной связи с перспективами проблемного обучения.

Проблемное обучениеотносят кпередовому уровню развития дидактики и современной педагогической практики. Организация учебного процесса в данном обучении базируется на принципепроблемности, на систематическом поискерешения учебных проблем.

Цели проблемного обучения включают усвоение не только результатов научного познания, но и самого процесса получения этих результатов, а такжеразвитие и формирование познавательной самостоятельности и творческих способностей обучающихся.

Общеизвестно, что теоретическая основа проблемного обучения разработана американским психологом и педагогом Джоном Дьюи (1859—1952). В 1894 году ДжонДьюи основал в Чикаго экспериментальную школу, где в процессе обучения внимание акцентировалось не на учебном плане, а на игровых методах обучения и на трудовойдеятельности.

Новые принципы обучения,методы и приемы, применявшиеся в данной школеполучили распространение в 20-30 годах XX века. В советской педагогической практике они рассматривались как революционные, но не нашли широкого применения. Технология проблемного обучения получила развитие благодаря трудам крупныхдидактов, как В. Оконь, И.Я. Лернер, М.М. Махмутов, А.М. Матюшкин, В.А. Бухвалов, А. В.

Брушлинский,Т.В.Кудрявцев, З.И.Калмыкова.

Известный польский ученый В.Оконь в своей книге «Основы проблемного обучения»излагает отличительные характеристики проблемного обучения, которые заключаются в следующих моментах:

  1. 1.Новую информацию учащиеся получают в ходе решения теоретических и практических проблем;
  2. 2.В ходе решения проблемы учащиеся преодолевают все трудности, их активность и самостоятельность достигают высокого уровня;
  3. 3.Повышенная активность учащихся способствует развитию позитивных мотивов и уменьшает необходимость формальной проверки результатов.
  4. 4.Результаты преподавания относительно высокие и устойчивые. Учащиеся легче применяют полученные знания в новых ситуациях и одновременно развивают свои умения и творческие способности.

По мнению В.

Оконя, «сущность процесса учения путем решения проблем сводится в каждом случае к созданию такой ситуации, которая вынуждает учащегося самостоятельно искать решение» [3, с. 54]. По В. Оконю, роль учителя состоит в том, чтобы обучаемый, уяснив трудность практического или теоретического характера, понял проблему, поставленную учителем, или сформулировал ее сам, пыталсясамрешить поставленную проблему и он решает ее.Из этого следует, что проблемное обучение основывается на аналитико-синтетической деятельности обучающихся, реализуемой в рассуждении, размышлении, то есть,это эвристический, исследовательский тип обучения с большим развивающим потенциалом.

Проблемная ситуация и учебная проблема являются основными понятиями проблемного обучения. Основными функциями, определяющими проблемное обучение, являются:

  • -определение направления умственной деятельности обучающегося длянахождения способов решения проблемы;
  • формирование интереса, мотивов деятельности, познавательных способностей обучающегося по усвоению новых знаний. Для учителя они являются средством управления познавательной деятельностью обучающегося, а для деятельности ученика стимулом активизации мышления, формирования его мыслительных способностей.

Средством организации проблемного обучения называют проблемную ситуацию, которая является начальным моментом мышления, активизирует познавательную потребность учения, создаёт внутренние условия для активного усвоения новых знаний и способов деятельности. В современной теории проблемного обучения различают психологические и педагогические виды проблемных ситуаций. Психологическая проблемная ситуация представляет деятельность обучающегося, педагогическая же организацию учебного процесса. А. М. Матюшкин характеризует проблемную ситуацию как особый вид умственного взаимодействия объекта и субъекта (учащегося), характеризующийся таким психическим состоянием субъекта при решении задач, который требует обнаружения (открытия или усвоения) новых, ранее субъекту не известных знаний или способов деятельности. Другими словами, проблемная ситуация — это такая ситуация, при которой обучающийся хочет решить трудные для него задачи, но ему не хватает данных, и он пытается найти пути решения самостоятельно.

Проблемная ситуация может быть различной. По содержанию проблемные ситуации включают неизвестные слагаемые: цель, объект деятельности, способ деятельности, условия выполнения деятельности.

По виду информации проблемные ситуации подразделяются на неожиданность, конфликт, предположение, опровержение, несоответствие, неопределенность и проч.

К методическим приёмам проблемной ситуации относят проблемное изложение, эвристическую беседу, проблемные демонстрации, непреднамеренные целевые, игровые проблемные ситуации, исследовательскую лабораторную работу, проблемный фронтальный эксперимент, проблемные задания, проблемное решение задач и др.

Особенность проблемных методов заключается в создании проблемных ситуаций, условий активной познавательной деятельности учащихся, состоящих в поиске и решении сложных вопросов, которые требуют актуализации знаний, анализа, умений учиться мыслить, творчески усваивать знания.

Проблемная ситуация может быть использована на всех этапах процесса обучения при объяснении и закреплении учебного материала, контроле знаний и навыков учащихся. Педагоги определяют, что трудность управления проблемным обучением состоит в индивидуальности возникновения проблемной ситуации, поэтому от учителя требуется использование дифференцированного и индивидуального подхода.

Для создания проблемной ситуации учителем успешно используются специально созданные,особые методические приемы, как:

  • подведение обучающихся к противоречию и предложению самим найти способ его разрешения;
  • столкновение противоречий практической деятельности;
  • изложение различныхточек зрения на один и тот же вопрос;
  • предложение обучающимся рассмотрение явления с различных позиций;
  • побуждение обучаемых делать сравнения, обобщения, выводы, сопоставление фактов;
  • постановка конкретных вопросовдля обобщения, обоснования, конкретизации, логики рассуждения;
  • определение проблемных теоретических и практических заданий;
  • постановка проблемной задачи с недостаточными или избыточными исходными данными, с неопределенностью в постановке вопроса, с противоречивыми данными, с заведомо допущенными ошибками, с ограничением времени решения задачи и другие. Педагогами выявлены основные условия успешной реализации проблемной технологии:

а)определение особенностей проблемного обучения в различных видах учебной работы; б) отбор актуальных и сущностных задач обучения;

в) организация оптимальной системы проблемного обучения; г) создание учебных и методических пособий и руководств;

д) личностный подход и мастерство учителя, способные активизировать познавательную деятельность ребенка.

Таким образом, проблемную ситуацию можно охарактеризовать также, как познавательную задачу, которой присущи противоречия между имеющимися знаниями, умениями, отношениями и предъявляемым требованием. Итак, проблемная ситуация – состояние интеллектуального затруднения, которое требует поиска новых знаний и новых способов их получения.

Особого внимания заслуживает опыт внедрения проблемного обучения в методику и практику обучения иностранным языкам. Одним из современных дидактов, практикующих проблемное обучение является Е. В. Ковалевская.

В исследованиях, посвященных обучению говорению на иностранном языке, педагогом ставилась задача формирования способов создания проблемных ситуаций коммуникативного уровня.

В ходе эксперимента было установлено, что проблемные ситуации для обучения говорению должны строиться на основе включения препятствия на пути достижения цели и варьирования количества неизвестных компонентов (место, время, участники общения), определяющего степень сложности проблемной ситуации и вариативность решений.

Например: «Студент должен вовремя явиться на экзамен по иностранному языку, но он встречает различные препятствия бытового характера (проспал, не может найти ключи от дома, от машины, заболел и др.).

Предложенная ситуация проблемна, поскольку содержит препятствия на пути достижения цели, а также неизвестные компоненты (время и участники общения).Е.В.Ковалевская вводит ступенчатые проблемные ситуации,которые способствуют стимулированию речи благодаря серии последовательно возникающих препятствий на пути достижения цели.

Развитие творческой активности обучающихся достигается путем вовлечения их в процесс постановки и решения проблем, индивидуализации обучения на основе выбора проблем в соответствии с познавательно коммуникативными потребностями и возможностями каждого учащегося. Педагогом были разработаны «ступенчатые» ситуации, в которых цель действия осложнена не одним, а цепочкой препятствий, выстроенных в определенной логической последовательности.

Например: «Студент должен вовремя явиться на экзамен по иностранному языку, но:

  1. Он проспал, так как не услышал звонка будильника …
  2. Он опаздывает, так как не может найти ключи от своей машины и просит своего отца отвезти его в университет…

3.Они едут в машине, но по дороге нарушают правила дорожного движения…

4.С большим опозданием студент приезжает на экзамен и предстоит объяснение с преподавателем… и т.д.

То есть, на основе ступенчатых ситуаций, предъявляемых в устной форме на иностранном языке, преподаватель поддерживает общение, предлагая все новые и новые проблемы для решения.

В использовании технологии проблемного обучения Е.В.Ковалевская акцентирует внимание на одном из центральных вопросов данного обучения — на вопросе «реализации» объективных проблемных ситуаций в их соответствии с познавательно-коммуникативными потребностями и возможностями обучаемых.

В данном случае решающую роль играет умение учителя руководить этим процессом.

При планировании уроков с использованием метода проблемного обучения учитель должен точно определить объем и содержание учебного материала на уроке, систематизировать учебный материал в соответствии со структурой учебного предмета, а так же в соответствии с принципами дидактики, продумать систему контроля и коррекции результатов освоения учебного материала. Учитель должен научиться вникать в проблемность ситуаций, с которыми сталкиваются учащиеся, и уметь правильно сформулировать реальные учебные задачи. Проблемное обучение требует толерантного отношения учителя к допускаемым ошибкам обучаемых, при их попытке найти собственные решения. Из этого следует, что использование проблемного метода обучения требует от учителя колоссальной предварительной подготовки и профессионального мастерства. Возможно, поэтому педагогическая практика свидетельствует об использовании данной технологии лишь примерно 30-ю процентами учителей.

В преподавании иностранных языков технология проблемного обучения эффективно используется при обучении грамматике. У учащихся всегда вызывает трудности усвоение грамматических времен иностранного языка.

При объяснении способа образования временных форм глагола учителем задаются проблемные вопросы, а затем правила построения данного времени. Иногда учащиеся самостоятельно выявляют и обобщают правила образования временных форм глагола, а также правила его употребления.

Главное для учителя подобрать задания, облегчающие запоминание образования временных форм, и сделать процесс обучения грамматике более интересным, увлекательным.

При работе с текстом полезно предлагать работу в группах.

Учащимся можно предложить три варианта одного и того же текста, где в одном переставлены части текста, в другом пропущены слова, в третьем не хватает предложений, которые нужно составить из слов, приведенных после текста. В заключение работы над текстом у учащихся всех групп должен получиться один и тот же правильный вариант текста.

При обучении говорению в современной методике очень популярен метод драматизации диалогов, о котором говорилось в статье выше. Данный метод позволяет создать креативную ситуацию на уроке, развивает творческое мышление учащихся и повышает мотивацию к коммуникации на иностранном языке.

Очевидно, что включение проблемных заданий в процесс обучения иностранному языку имеет следующие преимущества:

  • учит выделять приоритеты в работе;
  • расширяет активный вокабуляр;
  • снимает речевой барьер посредством активного общения с другими учащимися;
  • развивает самостоятельность, ответственность, лидерство, умение работать в команде;
  • развивает навыки независимого познания;

Итак, проблемное обучение— это такая организация педагогического процесса, основой которого выступает моделирование реального творческого процесса за счет создания проблемной ситуации и управления поиском решения проблемы. Активное использование метода проблемного обучения на уроках иностранного языка повышает мастерство учителя и способствует более эффективному освоению иностранного языка.

  1. Матюшкин А. М. Актуальные вопросы проблемного обучения— М.: «Просвещение», — С. 186—203.
  2. Лернер И. Я. Проблемное обучение. — М.: «Знание», — 64 с
  3. Оконь В. Основы проблемного обучения.Пер. с польск.— М.: «Просвещение», — 208 с. 
  4. Брушлинский А. В. Психология мышления и проблемное обучение. — М.: «Знание», — 96 с.
  5. Кудрявцев В. Т. Проблемное обучение: истоки, сущность, перспективы. — М.: «Знание», — 80 с.
  6. М. И. Организация проблемного обучения в школе. Книга для учителей. — М.: «Просвещение», — 240 с.

Фамилия автора: К.К. Ибрагимова

Источник: https://articlekz.com/article/19656

Ссылка на основную публикацию