Чем полезны сюжетно-ролевые игры дошколят?

Ролевые игры с сюжетом для дошкольников

Интенсивно личностное становление начинается в дошкольном возрасте. Малыш приобретает первые знания о ближайшем его окружении. Успешно складываются первичные представления о других людях, о труде.

Ребенок получает первые навыки правильных поступков, основы культуры поведения.

Самое главное приобретение на данном возрастном этапе ребенка — это формирование его личностных качеств, положительных или отрицательных сторон характера маленького человека.

Зарубежные и российские ученые отмечают важную роль воспитательного процесса ребенка старшего дошкольного возраста. Дошкольному воспитанию в наши дни отводится ряд функций, которые имеют кроме всего прочего государственное значение в обществе.

[note]Дети — дошкольники до поступления в школу достигают высокий уровень во всех направлениях личностного становления. Это касается уровня сформированности физической, интеллектуальной, эстетической, нравственной направленности дошколенка.[/note]

Важные личностные стороны раскрываются в деятельностной активности. Кстати, наиболее эффективно это осуществляется в рамках ведущей деятельности дошкольника.

У детей дошкольного возраста ведущая деятельность — игровая. В ходе организованного руководства играми дошкольников укрепляются психические процессы, волевые усилия.

Ребенок глубоко усваивает нормы нравственности, получает общественный и социальный опыт.

Сюжетно-ролевые игры правомерно причисляются к распространенным видам игровой деятельности. Играя, ребенок старшего дошкольного возраста активен, самостоятелен, свободно взаимодействует с детьми. Сюжетно-ролевой вид игры помогает малышу окунуться во взрослый мир.

В чем состоит особенность сюжетно-ролевой игры?

Игровая деятельность всегда эмоционально насыщена. Дети старшего дошкольного возраста увлечены, проявляют себя в игре с творческой стороны, придумывая и осуществляя свой замысел. В игре данного вида всегда наблюдается конкретная сфантазированная ситуация, которую дети составляют из определенного сюжета, придумывают и воплощают множество ролей. Структурные компоненты рассмотрим далее.

Сюжет и виды игры

Сюжет игры состоит из целого ряда разных событий, объединенных между собой, как в настоящей жизни. Игровой сюжет раскрывает содержание. Все исполнители сюжета имеют свои характеры, тесно взаимосвязаны в игровом пространстве.

Сюжет может раскрываться играми бытовой, профессиональной и социальной тематики. В играх бытового характера дети старшего дошкольного возраста играют в семью; в играх с профессиональным уклоном дети ходят «на работу», примеряют на себе роль продавца, медика и т.д.

; в социальных играх дети играют в школу, библиотеку и др.

Содержание сюжетно-ролевой игры

На игровой замысел влияет уровень сформированности первичных представлений о людях, их труде.
Содержание и методика организации игр различны во все возрастные этапы.

Младшие дети, играя «во врача», например, меряют температуру, осматривают больному горлышко. Замечено, что в старших группах, после того, как дошкольникам по-настоящему поставят в медицинском кабинете прививки, дети начинают еще чаще выбирать сюжет с таким содержанием игры, ставят прививки игрушечным шприцем. Очень интересно, когда ребятишки начинают уговаривать кукол не плакать.

Трех-четырех-летние малыши играют, используя героев сказок, припоминая книжки, которые читал им воспитатель или кто-то из родителей.

На 4-5 год жизни дети показывают интерес к играм с иным содержанием. Например, игры в детский сад. Ребятишки изображают, как они кушают, пьют из игрушечной посудки, причмокивая и пристукивая ложечкой.

В старшем дошкольном возрасте к содержанию и сюжету игры подходят осознанно. Особенности сюжета черпаются из мультфильмов, детских книжек.

Какие роли в игре берет на себя ребенок?

В дошкольном возрасте ребенок пробует управлять играми, придумывать интересные роли. Трехлетний малыш начинает представлять себя взрослым, хочет действовать самостоятельно. Играя, он пробует поступать, как делают взрослые люди, как родители, бабушки, дедушки.

Например, девочки берут на себя роль мамы, укладывают кукол спать в кроватку, поют им колыбельные песенки.
Мальчики обычно изображают роль папы, «ходят на работу», «зарабатывают деньги», «ездят на машине». После «работы» малыш показывает, как он «приходит домой», «читает газету». И девочки, и мальчики своим голосом, речью, жестами показывают, что они «большие».

Сюжетно-ролевые игры — отличительные особенности

Отличительная особенность игровой ситуации в том, что дети пытаются мысленно и вербально показать свою «взрослость». При этом у них возрастает самостоятельность, являющаяся особенной чертой ролевой игры.

Организация и особенности игры помогает детям старшего дошкольного возраста выбрать товарища по игре, создавать игровые правила. Дети строго следят за тем, чтобы все участники строго соблюдали эти правила.

Какое значение имеет сюжетно-ролевая игра для развития дошкольника?

Когда дети подчиняются игровым правилам, у них складывается привычка поступать хорошо в разных ситуациях. Дети осваивают моральные нормы, у них формируется позитивный взгляд на труд взрослых, воспитываются положительные качества характера.

Следующим благоприятным моментов игры назовем развитие эмоций у детей. Эмоциональное развитие в игре возможно потому, что в игры всегда богаты эмоциями, с которыми в жизни ребенок может еще и не встречался.

У некоторых психологов до сих пор возникают вопросы, испытывают ли дети старшего дошкольного возраста подобные эмоции во время игры, или только изображают чувства? Оказывается, дети изображают игровые чувства вполне искренне, не притворяясь.

Детские чувства по сюжету настоящие и часто оставляют свой след в сознании малыша.
Моральные качества ребенка также с успехом воспитываются в игре.

[note]Как ведущая деятельность, игровая деятельность имеет значение для становления эмоционального мира ребенка, способствует усвоению им моральных норм поведения.[/note]

Значительные преобразования происходят у ребенка старшего дошкольного возраста и в интеллектуальной сфере, ведь чтобы организация игры стала успешной, необходимо придумать замысел, что связано с умственным развитием. Если интеллект достаточно хорошо развит, то сюжет игры будет интересным, содержательным.

Особенности и длительность игрового сюжета помогает в развитии творчества. Сюжеты игр не повторяются, дети придумывают все новые и новые ситуации, фантазируют. При этом осуществляется развитие воображения и мышления дошкольника.

При длительном пребывании ребенка в игровой роли, он вникает в смысл изображаемого.

Средства организации сюжетно-ролевой игры

Чтобы сюжет игры был более содержательным, необходимо использование различных игрушек, предметов из игрового уголка. Если дети не находят подходящих предметов для осуществления действия, то они с легкостью заменяют одни предметы и игрушки другими, придумывают для них недостающие признаки.

Сюжетно-ролевые игры и речевое развитие

Игровая деятельность ребенка немыслима без использования речи. Посредством слова дошкольник выражает свои мысли и чувства. Чем лучше развита речь ребенка, насыщеннее игровой сюжет. Руководство замыслом игрового сюжета осуществляется посредством речи.

[note]Развитие игры и речи взаимосвязаны. Игра способствует развитию речевых умений, которые явно появляются в ходе игры, но также и игровые умения развивается под действием речи. Малыш комментирует свои игровые действия, выражает свои мысли.

[/note]

Организация, особенности и значение ролевой игры в общении дошкольников велико. Дети учитывают желания друг друга, учатся отстаивать свой замысел, взаимодействовать друг с другом.

Руководство сюжетно-ролевой игрой в детском саду

Игра не может развиваться сама по себе. Для ее развития необходимы: четкая методика ее проведения и грамотное руководство со стороны взрослого.

У детей старшего дошкольного возраста нет жизненного опыта, чтобы воплощать придуманные сюжеты в игровое пространство. Сюжетно-ролевые игры требует согласованных действий участников.

Сюжетная игровая деятельность ребенка не планируется заранее, не следует жесткому плану построения.

Характеристика сюжетной игры раскрывается через свободу выбора темы и содержания всей игровой деятельности. Каждый участник однозначно хочет, чтобы игра сложилась интересно, слаженно. Именно с этой целью осуществляется методика проведения и руководство игрой со стороны взрослого, который направляет сюжетные ситуации для более эффективного и успешного развития игровых умений у дошкольников.

Сюжетно-ролевые игры начинают с расширения знакомых игровых ситуаций. Постепенно сюжет усложняется, игра приобретает новый оттенок, руководство играми ослабляют. Дальше уже можно придумывать ход игрового действия.

Придумывание может и должно быть совместным. Дети старшего дошкольного возраста дополняют замысел друга, развивают тему.

Педагог должен поинтересоваться, во что играют дети, предложить составить элементы игры, ее структурные возможности.

На подготовительном этапе участники высказывают виды и свои варианты игры, проявляя инициативу и творчество. Педагогу важно поддерживать высказывания детей, хваля их за творческий подход. Спустя минут 5 можно из предложенных вариантов выбрать наиболее содержательную ситуацию, пофантазировать о ходе игровых действий, и далее дети могут играть вполне самостоятельно.

Продолжая играть в самостоятельном режиме, дети старшего дошкольного возраста идут от придуманного сюжета, создают похожие сценарии игр, роли. Так раскрываются компоненты творчества и совместной работы.

Итак, ведущая деятельность дошкольников — игра — эффективное средство всестороннего развития личности ребенка. В игре ребенок на практике получает полезные знания об окружающей действительности. Как любая творческая деятельность, ролевая игра, приносит радость малышам, имеет большое значение и способствует становлению всех необходимых для дальнейшего обучения качеств.

Источник: https://podrastu.ru/deyatelnost/syuzhetno-rolevye-igry.html

Сюжетно ролевые игры для детей — каково их значение в детском развитии | Все о детках

Обратите внимание как ваш ребенок играет в песочнице. Он с большим удовольствием лепит куличики, готовит «кашку» и замешивает «тесто». А из песочных формочек делает красивые печенки.

Для вас это обычная детская ролевая игра, но для ребенка все намного серьезнее. Посмотрите, ведь он старается повторить все ваши движения, как вы готовите еду, как вы убираетесь дома, как одеваетесь. Здесь даже мимика лица в точности совпадает с вашей.

Сюжетно ролевые игры для детей можно назвать пэчворком. Ребенок буквально из всех ваших телодвижений собирает свой макет жизни взрослого человека. Он стремится понять и повторить жизнь взрослого человека. И это хорошо!

Вспомните свое детство, как вы играли в ролевые игры «дочки-матери», «доктора», «милицию» и т. д. Вы могли целыми днями повторять все то, что видели накануне. И ведь вам ни капельки это не надоедало.

Оно и понятно, с каждой новой игрой вы придумывали новый интересный сюжет с новыми героями. Ролевые игры для детей никогда не бывают скучными и одинаковыми. Детям нравиться «жить» взрослой жизнью. Для них это как-бы прыжок в будущее.

Именно поэтому подобные ролевые игры среди детей имеют такую большую популярность.

Сюжетно ролевые игры для детей – с чего все начиналось…

Самые первые ролевые игры для детей очень просты и предсказуемы. Дочка примеряет мамины туфли, платья, краситься ее губной помадой. Сынок крутит руль в папином автомобиле, надевает его кепку и солнечные очки. Для взрослых это обыденные вещи, которые они уже не замечают, а для ребенка наоборот, все в новинку.

Немного повзрослев, ребенок начинает фантазировать, придумывая ролевые игры, где фигурируют врачи, продавцы, родители и даже парикмахеры. Я уверенна, что практически в каждой семье есть постриженные куклы. Это дочка играла в парикмахера. Не ругайте ее за испорченную игрушку, все-таки малышка примеряла на себя новую роль.

Не забывают дети и про персонажей из любимых мультфильмов. Дети очень любят пародировать своих полюбившихся мульт-героев. Поэтому не удивляйтесь, если вы заметите, что ваш ребенок нацепил себе на плечи простыню и с криком бегает по всему дому. Это он так изображает «Черного плаща» или «Бэтмена».

Как только ребенок «входит во вкус» ролевых игр, он начинает придумывать более замысловатые и длинные сюжеты. Порой, его игра может длиться целый день без перерыва на перекус.

И вот здесь вам важно как-нибудь любыми путями уговорить малыша оторваться от занимательной игры и покушать. Хотя, зачем отвлекаться, можно же покормить парикмахера или милиционера. Они тоже хотят кушать.

Объясните это ребенку и он с удовольствие выполнит ваше желание.

Польза сюжетно ролевых игр для детей

На первый взгляд кажется, что ролевые игры для детей очень просты и примитивны. Отнюдь! Детям приходится прикладывать немало сил, чтобы создать нужную ситуацию. В работу вступают детская фантазия и творчество, которых у малютки с лихвой. Однако для хорошей игры этого не достаточно.

Для ролевой игры необходимы такие навыки, как память, внимание, умение анализировать и сотрудничать. Поэтому, специалисты рекомендуют родителям играть вместе с детьми. Хотя бы первое время. Естественно, самая главная и положительная роль должна достаться ребенку, а взрослым только второстепенная.

Ваша задача придумать интересную ролевую игру с увлекательным сюжетом. Стройте вместе с ребенком «плотины» из песка, «готовьте» кашки, откройте «магазин» или «швейную фабрику»… В общем включите свою фантазию и помогите малышу развить свою.

Вы и не заметите как ребенок быстро поймет в чем дело и возьмет инициативу в свои маленькие ручки.

Если вы выполняете роль рассказчика, тогда будьте немногословной. Вкратце расскажите ребенку суть игры. Кто главный герой, кто хороший и кто плохой. Дети не любят длинных повествований. Они быстро теряют интерес к подобных ролевым играм.

Не забудьте напомнить ребенку, что у каждого героя игры свой индивидуальный характер. Покажите ему как изображать ворчливого, смешного, плаксивого и доброго персонажа. Пусть малыш поработает со своей мимикой.

И еще, в ролевые игры для детей можно играть с любыми игрушками. Например, с куклами, солдатиками, мягкими игрушками и машинками. Так игра становиться более интересной. К тому же, детям придется управлять всеми игрушками, а значит, у них будет развиваться моторика пальцев.

Но дома играть в ролевые игры это одно. Мама всегда уступит и предложит самую лучшую роль. А вот в песочнице вместе с другими детьми – другое.

Здесь уже все хотят играть главных героев и никто не собирается уступать. Поэтому очень часто среди детей начинают возникать ссоры, доходящие до слез.

Читайте также:  Сущность характера

Но это не страшно! Ведь дети учатся общаться со своими сверстниками, уступать им и разрешать с ними конфликтные ситуации.

По мнению большинства взрослых для детских ролевых игр необходимы хорошие декорации. Поэтому они и покупают игрушечные стиральные машинки, плиты, кроватки, утюги и даже микроволновки. Однако для детей важно не это.

Им главнее, чтобы места было побольше и компания получше. А декорации можно придумать и самим. Все-таки фантазии хоть отбавляй. Самолет можно сделать из большой коробки, автомобиль из стульев, а про джунгли вообще говорить нечего.

Хватит одного дерева и палки, чтобы почувствовать себя настоящим маугли.

Получается, что чем меньше хороших декораций, тем больше у ребенка во время сюжетно ролевой игры развивается воображение и творчество. А если он еще играет не с вами, а с другими детьми, то тут в роль вступают логика и речь. Нужно же каждому объяснить, что это за предмет и для чего он был придуман.

Кстати, если обратить внимание как ребенок играет, то можно понять его эмоциональное состояние. Чего он боится, что ему нравиться и что он не любит.

Рекомендую прочитать детские игры на природе с песком

Источник: http://vse-o-detkah.ru/razvivayushhie-igry/syuzhetno-rolevye-igry-dlya-detej/

Значение сюжетно-ролевых игр в развитии дошкольников

Афанасьева Валентина Владимировна, воспитатель ГБДОУ дет/сад №101

Санкт-Петербурга

Дошкольное детство — это время первоначального становления личности, формирования основ самосознания и индивидуальности ребёнка.

Основным видом деятельности  дошкольников является игра. С помощью игры закладываются и наиболее эффективно формируются основные направления развития ребёнка: развитие творческого воображения, образного мышления, самосознания, произвольности поведения и др.

Среди всех игр особое, ведущее место занимает сюжетно —  ролевая игра. Это такая игра, в которой дети берут на себя роли взрослых людей, и в специально создаваемых ими игровых  воображаемых условиях воспроизводят деятельность взрослых и отношения между ними.

Сюжетная игра —  самая привлекательная для детей дошкольного возраста деятельность. Её привлекательность объясняется тем, что в игре ребёнок испытывает внутреннее субъективное ощущение свободы, подвластности ему вещей, действий, отношений – всего того, что в практической продуктивной деятельности оказывает сопротивление, даётся с трудом.

Это состояние внутренней свободы связано со спецификой сюжетной игры – действием в воображаемой, условной ситуации.  Центральным моментом ролевой игры является роль, которую берёт на себя ребёнок.

При этом он  не просто называет себя именем соответствующего взрослого «Я — космонавт», «Я — доктор», но, что  самое главное, действует как взрослый человек, роль которого он взял на себя и этим  как бы  отождествляет себя с ним. Сюжетно – ролевая игра не требует от ребёнка реального, ощутимого продукта, в ней всё условно, всё « как будто», «понарошку».

Ребёнок может забивать игрушечным молотком воображаемые гвозди; может быть «врачом» и «лечить» больных кукол и  зверюшек. Все эти «возможности» сюжетной игры расширяют практический мир дошкольника и обеспечивают ему внутренний эмоциональный комфорт.

Большинство игр отражает труд взрослых: дети подражают домашним делам мамы, работе воспитателя, врача, шофёра и т д. Следовательно, в играх воспитывается уважение ко всякому труду, полезному  для общества, утверждается стремление самим принимать в нём участие.

Игровая деятельность влияет на формирование произвольности поведения и всех психических процессов.  Выполняя игровую роль, ребёнок подчиняет этой задаче все свои сиюминутные, импульсивные действия. В  условиях игры дети лучше сосредотачиваются и больше запоминают, чем по прямому заданию взрослого.

Игра оказывает сильное влияние на умственное  развитие дошкольника. Действуя с предметами – заместителями ребёнок начинает действовать в условном пространстве. Таким образом, игра  способствует  тому, что ребёнок переходит к мышлению в плане образов и представлений.

Сюжетно-ролевая игра имеет особое значение для развития воображения.  Игровые действия происходят в воображаемой ситуации; реальные предметы используются в качестве других, воображаемых. Такая практика действия в воображаемом  пространстве  способствует  тому, что дети приобретают способность  к творческому воображению.

Ролевая игра представляет собой сложное образование, которое заключает в себе как элементы развития ролевого поведения, так и элементы взаимного согласования  действий.

Играя со сверстниками,  дети начинают учитывать  желания и действия другого ребёнка, отстаивать свою точку зрения, строить и реализовывать совместные планы.

Игра оказывает огромное влияние на развитие общения детей  в этот период.

Воспитательное  значение игры, её всестороннее влияние на развитие ребёнка трудно переоценить.  Игра может сделать ленивого —  трудолюбивым, незнайку — знающим, неумелого — умельцем.

Она помогает сплотить коллектив, включить в активную деятельность замкнутых и застенчивых детей.

В играх  воспитывается сознательная дисциплина,  дети приучаются к соблюдению правил, справедливости,  умению контролировать свои поступки, а также правильно и объективно оценивать поступки других.

Таким образом, можно сделать вывод, что через сюжетно-ролевую игру ребёнок овладевает  духовными ценностями, усваивает предшествующий социальный опыт. В ней ребёнок получает навыки коллективного мышления.

Сюжетно-ролевая игра  является той формой организации жизнедеятельности дошкольника, в условиях которой педагог  формирует личность ребёнка, её духовную и общественную направленность.

Источник: http://aneks.spb.ru/doshkolnoe-obrazovanie/znachenie-siuzhetno-rolevykh-igr-v-razvitii-doshkolnikov.html

Сюжетно-ролевая игра — характеристика и виды игр для дошкольников

Взросление детей проходит многочисленные этапы, и на каждом из них деток сопровождает сюжетно-ролевая игра. Кроха занимается с игрушками неосознанно, сначала сам, а затем со своими сверстниками. Так как все восприятие окружающего мира у него происходит в игровом процессе, этот вид деятельности очень важен для гармоничного развития.

Характеристика сюжетно-ролевой игры

То, как детки воспринимают окружающую действительность, составляет основу любой сюжетно-ролевой игры. Они примеряют на себя роль взрослых, опираясь на собственный опыт, то есть на то, как они это видят.

Еще в возрасте 2-3 лет дети начинают увлекаться игрушками, и это является самым первым проявлением потребности в таком виде деятельности. Чем старше он становится, тем более серьезными становятся действия.

Нельзя недооценивать значение сюжетно-ролевой игры в жизни дошкольника. Она необходима каждому, ведь через нее происходит психическое, личностное и интеллектуальное развитие маленькой личности. При помощи игр дети могут самостоятельно справляться с различными фобиями (боязнь темноты, собак, врачей, общения со сверстниками) без вмешательства психолога.

Подобные игровые формы прекрасно адаптируют маленького человечка к новым для него условиям – переезду на другое место жительства, поступлению в школу. Цель сюжетно-ролевой игры – помочь карапузу освоиться в мире взрослых.

До этого возраста ему еще далеко, но это является преимуществом – за годы таких занятий дети успевают узнать, как должны вести себя взрослые люди в той или иной ситуации, и это поможет им в будущем. Структура сюжетно-ролевой игры состоит из роли, содержания и сюжета.

Каждому из компонентов отведена определенная роль, и все они являются значимыми:

  1. Сюжет – это та сфера человеческой деятельности, которая обыгрывается в процессе игры. Это может быть семья, школа, полиция, детский сад – все как в реальной жизни.
  2. Сначала роли дитя выбирает для себя самостоятельно. После, они распределяются между участниками, и каждый хочет исполнять ту, которая ему больше по душе.
  3. Содержание зависит как от возраста игроков, так и от имеющегося у них жизненного опыта. Сюжетно-ролевая игра – это осознанные действия, которые выполняются в определенном порядке по договоренности участников.

Виды сюжетно-ролевых игр дошкольников

Взрослые, в основном, являются лишь наблюдателями и не вмешиваются в ход действия. Какие сюжетно-ролевые игры для детей выбрать, решают сами участники. Они делятся на пять основных разновидностей, но могут быть и смешанными:

  1. Постановочные игры. В них карапуз сам является режиссером своих действий. Он говорит от своего имени, или от имени игрушки, согласно придуманного им самим сценария.
  2. Общественные игры будут полноценными, когда в наличии имеются игрушки для сюжетно-ролевых игр для детей. Для обыгрывания сюжета на тему «больница», «транспорт», и прочие, понадобится соответствующий реквизит.
  3. Существуют менее распространенные игры на патриотическую или героическую тему. В них детки могут быть отважными солдатами, известными космонавтами.
  4. Сюжетно-ролевая игра может отображать мультфильмы или сказки с участием персонажей из них – Микки Мауса, Злого волшебника – она называется сказочной.
  5. Бытовая тематика одна из любимых у детворы — «дом» или «семья» демонстрируют истинные отношения в семье ребенка.

Сюжетно-ролевая игра «Магазин»

Когда-то наступит время, когда дитя впервые пойдет за хлебом в ближайший магазинчик. Подготовка к этому ответственному делу начинается заранее. Для этого используются подобные сюжетно-ролевые игры для дошкольников:

  1. Инвентарь. Для игры потребуются овощи и фрукты, весы, деньги, фартук для продавца.
  2. Цель. Ролевая игра «Магазин» нужна для того, чтобы улучшить знания детворы о названиях овощей и фруктов, помочь им узнать о тонкостях профессии продавца.
  3. Ход. Продавец одевает фартук и колпак и взвешивает фрукты, которые попросил покупатель. Тот платит деньги и складывает покупки в сумку.

Сюжетно-ролевая игра «Больница»

Многие дошколята боятся ходить к доктору. Помочь в преодолении страха поможет имитация различных ситуаций, происходящих на приеме у доктора, в манипуляционном кабинете, у стоматолога:

  1. Инвентарь. Потребуются соответствующие атрибуты – докторский колпак, фонендоскоп, шпатель, зеркало ЛОРа, молоточек для невропатолога, пластиковый шприц и вата.
  2. Цель. Сюжетно-ролевая игра «Больница», цель которой — ознакомить с предназначением инструментария доктора, может помочь деткам учиться действовать согласно сюжетной линии. Положительным моментом будет снижение боязни врача.
  3. Ход. Используя такие компоненты сюжетно-ролевой игры как сюжет, роли и содержание, педагог предлагает деткам разделиться на эскулапов и больных. Первые вооружаются инструментами, после чего проводят прием больных.

Сюжетно-ролевая игра «Семья»

Девочки и мальчики любят копировать отношения мамы и папы. Сюжетно-ролевая игра «Семья», цель которой умение правильного распределения ролей, помогает понять свою роль в социуме:

  1. Инвентарь. Для этой игры не потребуется многого, хватит будет куклы, в качестве младенца, игрушечной коляски и предметы утвари – посудка, веник, совок.
  2. Цель. Основная задача – это раскрытие внутреннего мира дошкольника, обучение взаимодействию между членами семьи.
  3. Ход. Дети сами регулируют сценарий, согласно своих представлений о поведении внутри семьи.

Сюжетно-ролевая игра «Парикмахерская»

Маленькие девочки хотят быть похожими на своих мам, заботящихся о красоте. Это желание нужно развивать. Сюжетно-ролевая игра «Парикмахерская», цель которой развить знания о профессии, заинтересует и мальчишек:

  1. Инвентарь. Флакончики от шампуней, лака для волос, расчески и заколки.
  2. Цель. Дети в ходе игры узнают много новых терминов, таких как «бигуди», «укладка» и это расширяет их словарный запас. Также они обучаются нормам поведения в общественных местах.
  3. Ход. К парикмахеру приходит клиент, которому при помощи расчески и заколок сооружают прическу.

Сюжетно-ролевая игра «Школа»

Подготовка к школьной жизни должна начинаться задолго до первого класса. В этом поможет проигрывание процесса урока, когда будущий школьник имеет возможность почувствовать себя как учеником, так и учителем:

  1. Инвентарь. Атрибуты к сюжетно-ролевой игре «Школа» просты. Потребуется доска, указка, очки и звонок. «Школьникам» нужны книжки, тетрадки, рюкзак и ручки.
  2. Цель. Занятия помогают сделать понятие детворы о школе более конкретным, а не абстрактным, побороть страх.
  3. Ход. Учитель приглашает учеников на урок, звоня в звоночек. Дети сидят смирно, поднимают руку, не балуются.

Сюжетно-ролевая игра «Ателье»

Девчонки с удовольствием практикуются в крое и шитье при помощи маленькой детской швейной машинки. Мальчики же могут выступать в роли моделей. Эта нестандартная игровая деятельность, как и остальные, способствует социализации ребенка:

  1. Инвентарь. Необходимые атрибуты к сюжетно-ролевой игре «Ателье» есть в каждом детском садике. Это утюжки, гладильные доски, куклы и одежда для них. Дополнительно можно приобрести метр для измерения, бумагу и ножницы для выкроек.
  2. Цель. Детям помогают наладить взаимоотношения друг с другом и ознакомить с азами кроя и шитья – тем, чем занимаются работники ателье.
  3. Ход. Детвора придумывает выкройку, вырезает ее и понарошку шьет платье для куклы.

Сюжетно-ролевая игра «Кафе»

Умение вести себя в общественных местах пригодится будущему взрослому. В этом ему поможет сюжетно-ролевая игра «Кафе», атрибуты которой найдутся в каждой группе детского сада:

  1. Инвентарь. Понадобятся: поднос, чайный сервиз, игрушечные пирожные, фрукты, игрушечное меню, спецодежда.
  2. Цель. В процессе дети учатся аккуратной сервировке, уважительному отношению друг к другу.
  3. Ход. В действии принимают участники официант, посетители, повар. Каждый занят своим делом, конечной целью которого является качественное обслуживание населения.

Сюжетно-ролевые игры по ПДД

Учиться грамотному поведению на дороге нужно с раннего возраста. Для этого проводятся разные мероприятия, в числе которых сюжетно-ролевая игра «Правила дорожного движения»:

  1. Инвентарь. Потребуется нарисованная или начерченная зебра, светофор, палочка регулировщика.
  2. Цель. В ходе игры детки учатся, как правильно вести себя на улице, где переходить дорогу, знакомятся с сигналами светофора.
  3. Ход. Дети делятся на пешеходов, водителей, регулировщика. Воспитатель рассказывает правила, а мальчики и девочки обыгрывают придуманные ситуации.

Анализ сюжетно-ролевой игры

Основным показателем развития сюжетно-ролевой игры является ее последовательное действие, которое регулируется самими детьми.

То есть процесс начинается, потом идет его основная часть и, затем, он логически завершается. В нем у детей могут возникнуть некоторые трудности и задача воспитателя – устранить недопонимание.

Наблюдая за детками со стороны и вмешиваясь в случае необходимости, воспитатель анализирует поведение участников.

Читайте также:  Роль школьных кружков в развитии детей

Диагностика сюжетно-ролевой игры выявляет трудности в отношениях между детьми – дружны ли они между собой, умеют ли действовать сообща и помогать друг другу. Наблюдение за детками помогает понять, есть ли у них проблемы в отношениях со взрослыми. На основании полученных знаний педагоги должны корректировать поведенческие несоответствия в раннем возрасте.

Не только педагоги, но и родители с успехом могут применять такой способ общения со своим чадом, как метод разнообразить досуг.

Так, можно будет неожиданно для себя узнать много нового и даже увидеть себя со стороны в действиях, поступках и совах игрушечных котиков или кукол.

Особенно полезно проводить время, подобным образом, тем, кто по каким-то причинам не посещает детский сад и редко общается со сверстниками.

Источник: https://womanadvice.ru/syuzhetno-rolevaya-igra-harakteristika-i-vidy-igr-dlya-doshkolnikov

ДЕТСТВО-ГИД

Консультация для родителей

«Что такое сюжетно-ролевая игра и зачем нужно играть с детьми»

Саукова Татьяна Юрьевна

воспитатель МКДОУ № 16,

г. Новосибирск

Сюжетно-ролевая игра – это деятельность, в которой дети берут на себя те или иные функции взрослых людей в специально создаваемых ими игровых воображаемых условиях воспроизводят деятельность взрослых и отношения между ними. Ребенок учится не только вступать в контакт и вести разговор с собеседником, но и внимательно слушать, использовать мимику и жесты для более эффективного выражения своих мыслей.

Игра является характерной формой деятельности детей дошкольного возраста. В играх происходит  становление ребенка как личность. В ролевых играх между детьми складываются отношения сотрудничества, взаимопомощи, заботы и внимания друг к другу. В дошкольном возрасте общение детей становится более  продолжительными, а игры разнообразны.

Переход на новую игровую форму общения, которая характеризуется в самостоятельности ребенка. В играх ребенок учиться воспринимать и передавать информацию, следить за реакцией собеседника. В этом возрасте расширяется круг общения ребенка.

Дети в совместных играх присматриваются друг к другу, оценивают друг друга, в зависимости таких оценок проявляют или не проявляют взаимные симпатии.

Сам ребенок научиться играть в сюжетно-ролевые игры не сможет, а если сможет, то его игры будут бедные по содержанию и непродолжительные по времени.

Это происходит из-за того, что ребенок еще не освоил мир вокруг себя. У ребенка еще не сложились представления о том мире, в котором существуют взрослые.

Чем больше вы будете играть и давать ребенку знаний о взрослой жизни, тем разнообразней, интересней будут его игры.

Какие сюжетно-ролевые игры можно организовать дома и как родителям научить ребенка играть в сюжетно-ролевые игры?

В 5-7 лет сюжеты игр становятся развернутыми, появляется их детализация. Дети вносят все больше и больше предложений в игру, поэтому игра становится продолжительней по времени и интересней по сюжету. Все события для игр дети берут из реальной жизни.

От фантазии, творческого потенциала родителей будет зависеть разнообразие игр в семье: кто-то с увлечением займётся строительством космического корабля, кто-то станет доктором и примется лечить игрушки, а кто-то поиграет с ребёнком в магазин, в библиотеку. Таким образом родители познакомят детей с миром ситуаций, встречающихся в повседневной жизни, разовьют воображение ребёнка, а также у детей появится возможность примерить на себя роль взрослого.

Сколько времени нужно уделять  игре?

Каждый ребёнок индивидуален, поэтому временных ограничителей для проведения игры нет. Как правило,  любой родитель способен понять, в какой момент ребёнку наскучила игра и тогда нет смысла продолжать её дальше.

Роль родителей в игре

Самое очевидное влияние взрослого на сюжетно-ролевую игру это её зарождение, когда родитель имеет возможность показать, как и во что можно играть. Учитывая то, что ребёнок склонен к подражанию, то давая направление сюжетно-ролевой игре, взрослый получает в руки мощный инструмент влияния на будущие наклонности ребёнка, таким образом его воспитывая.

Родителям стоит запомнить три правила, действующие при организации игр:

  1. Игра не должна строиться на принуждении.
  2. Игра — творческий процесс, не надо загонять ребёнка в жёсткие рамки.
  3. Старайтесь, чтобы игра имела развитие.

Умение начать игру также важно, как и умение прекратить, или перевести ее в другое русло. На вопрос, сколько времени играть с ребенком в сюжетно-ролевые игры, любой психолог ответит: «столько, сколько ему необходимо».

Если вы замечаете, что ребенок уже несколько недель играет в одну и ту же ролевую игру, например, в магазин, при этом игра не имеет развития, и он прокручивает одни и те же сюжеты — пора вмешиваться.

Для начала необходимо помочь развить игру, изменить игровую ситуацию, добавить, например, новых героев. Можно стать директором магазина, и объявить о том, что в магазине открывается новый отдел, в котором будут продаваться свежие хлебобулочные изделия.

Предложите ребёнку начать выпекать хлеб, булочки, пирожные. Так вы вовлечёте ребёнка в другую ситуацию.

Не стоит чрезмерно бояться повторов: если ребенок, «ставший поваром», второй день жарит блины – не страшно, он просто запоминает и тренирует полученный навык. Просто тихонечко отойдите и дайте ему самому развивать игру. Поощряйте это.

Умение удерживать игру также важно, как и умение прекратить, или перевести ее в другое русло.

Постоянное присутствие взрослого, когда ребенок, охотится за пиратами вовсе не обязательно. Ребенок должен учиться развивать свою фантазию и логическое мышление самостоятельно. Взрослый – это наблюдатель, который способен изменить или исправить ситуацию. Взрослый – это могущественный, но второстепенный герой ролевых игр по сравнению с ребенком, который непременно — главный герой.

Также вмешиваться взрослому разумно, если игра становится слишком жестокой и злой, герои превращаются в злодеев. Но не торопитесь бежать к своему «монстру» и останавливать игру! Вспомните, хорошо ли вы ему объяснили понятия добра и зла, хорошего и плохого.

Ведь все эти понятия – не самое простое из того, что должен понимать дошкольник. Еще приглядитесь внимательней, в каких героев он превратился: может быть, это «чудище» вовсе не злое? В современных мультфильмах внешний образ и даже имена обманчивы. Поэтому старайтесь контролировать литературу и зрелища, которые получает ваш ребёнок.

И если уж он «прилип» к какому-нибудь сомнительному мультику, посмотрите его вместе с малышом. Ваши отрывочные замечания по поводу поведения героев, будьте уверены, запомнятся. Если очевидно, что ребенок сознательно играет в жестокую и злую игру, дайте ему выговориться, может это – скопившаяся агрессия и ей необходим выход.

Подумайте над её природой. Затем заинтересуйте ребенка новой интересной игрой.

Игры, в которые играют дети

По тому, как и во что играет дошкольник можно поверхностно судить о его развитии, а также не требовать от него слишком многого в игре.

Самая, пожалуй, древняя сюжетно-ролевая игра – это игра в «семью». Обычно ребенок сам начинает в нее играть, и от родителя требуется только ее контролировать, а также постараться понять, как он оценивает родителей и близких, не существуют ли какие-либо проблемы.

Игра в «семью» уместна и для обычного семейного вечера, и для веселого времяпрепровождения с гостями. Для начала распределите роли между участниками. Причем папой может быть и ребенок, а настоящая мама может исполнять роль маленькой доченьки. Войти в роль помогут ролевые атрибуты: одежда, игрушки, личные вещи и т. д.

Важно перед началом игры проговорить основные действия той или иной роли. Например, папа ходит на работу, помогает выполнять домашние дела, ремонтирует мебель, мастерит. Мама — хозяйка в доме, готовит еду, стирает, убирает, смотрит за детьми. Ребенок играет, ходит в детский сад, помогает маме, шалит.

А еще в семье могут быть дедушка, бабушка, тетя, собака, кошка и т. д.

В «Семью» можно играть по-разному. Все зависит от настроения и фантазии. Можно играть не только в «настоящую» семью, но и в «кукольную», «звериную».

Через ролевую игру ребенка можно знакомить с различными профессиями, особенно, если их представителем является кто-то из родителей. Классические примеры: игра в пожарных, врачей, милиционеров и прочее.

Сюжетно-ролевую игру можно провести даже в самом ограниченном пространстве (например, в автомобиле, во время длинного путешествия). Для этого вам хватит … рук.

Вспомните: большой и средний палец – это ноги, а указательный голова. Раз-два, и человечки готовы, придумайте им роли и вперед, преодолевать самые разные препятствия.

В этой игре большим плюсом является возможность физического контакта родителя с ребенком.

Также очень важно помогать или хотя бы не препятствовать строительству домика для ребенка – под столом, накрытым тканью, из стульев – вариантов масса. Даже взрослым необходимо пространство для уединения, где можно чувствовать себя защищенным, дошкольнику же особенно это важно. Это место, которое он может осознавать как «свое», чего он ощутить не может, даже в собственной комнате.

Если ребёнок не хочет ходить в садик, то в процессе игры «Детский сад» родители поймут, что именно не нравится их малышу. Стоит только внимательно понаблюдать за тем, как именно играет ребёнок: что он говорит от имени воспитательницы, няни, других детей. Таким образом вы обязательно узнаете, что же больше всего беспокоит малыша — тревожащая ситуация в игре обязательно проявится.

Итак:

— старайтесь постепенно усложнять игры, чтобы ребенок развивался.

— создайте домашнюю систему игр с ребенком. В одни игры играет папа, в другие мама, в какие-то бабушки, дедушки, а в некоторые рекомендуется играть всей семьей.

— старайтесь даже в ролевую игру вносить элементы соперничества

— оказывайте внимание и уважение ко всем детским играм

— проявляйте инициативу и желание участвовать в игре

— сопереживайте чувствам ребенка

— папам необходимо минимум 20 минут в день играть с ребенком

— место для ролевой игры принципиального значения не имеет

— игры должны периодически повторяться, чтобы ребенок понял, чему он научился.

Удачи вам, дорогие родители!

Источник: http://detstvogid.ru/chto-takoe-syuzhetno-rolevaya-igra-i-zachem-nuzhno-igrat-s-detmi/.html

Виды сюжетно — ролевых игр: цель и воспитание для дошкольников

Дата: 15 апреля 2017 в 10:53

Приветствую моих уважаемых читателей. С вами тороплюсь поделиться я, Татьяна Сухих о том, какие виды сюжетно-ролевых игр существуют. Я думаю, вас это очень заинтересует, поскольку по мнениям психологов игра является основным видом деятельности дошколят в детском саду.

Методическая копилка

Прежде чем познакомиться с интересными видами игр, предлагаю посмотреть и почитать развивающие книжки на эту тему. Я думаю, вы не будете против, а наоборот захотите поскорее узнать, что это за литература. Итак:

  1. На сайте kniga.ru вы познакомитесь с интересными развлекательными книжками: игрушками, загадками, кроссвордами. Надеюсь, найдете много интересных материалов.
  2. Посетив сайт uchmag, вы попадете на офлайн-вебинар, где рассматривается совместная деятельность педагога и детей для проведения забавных развлечений.
  1. Наши маленькие друзья очень любят смотреть кукольные спектакли. И вы найдете много разнообразнейшего материала на эту тему, где занятия сопровождаются дидактическими и сюжетно — ролевыми играми.
  2. Вы хотите, чтобы ваши подопечные получали художественное и эстетическое развитие? Конечно, услышу положительный ответ. Тогда, зайдите и познакомьтесь с праздничными мероприятиями и с музыкально – сюжетными играми.
  3. Для старших дошкольников предлагаются занятия с сюжетно- ролевыми играми, помогающие развить смекалку, сообразительность, а также приобрести элементарные экономические знания. В этом поможет вам пособие ”Играем в экономику”.
  4. В электронном пособии “Дошкольное развитие” найдете комплект материалов с перспективным планированием и сюжетно-ролевыми занятиями в младшей и средней группе, а также для старшего и подготовительного возраста.

Роль сюжетно- ролевых игр

Вы, я уверена, что все знаете дорогие педагоги, родители, какое положительное влияние оказывают такие забавные мероприятия на малышей. В доу они очень распространены. Я только добавлю,что поскольку игра — ведущий вид деятельности для наших малюток, она отвечает за:

  • эмоциональное и психическое развитие;
  • интеллект;
  • развитие фантазии, творчества;
  • развитие речи.

Целью сюжетно — ролевой игры является помощь малышам в освоении  взрослогомира.

Пять основных разновидностей сюжетно-ролевых игр

Вы спросите, а какие игры бывают? Много видов игрищ существует, но в основном их пять. Они бывают и смешанными. Каждая игра имеет свое содержание и выполняет воспитательную роль в развитии малышей.

  1. Постановочные. В этой разновидности ребенок сам себе режиссер. Он придумывает себе сценарий и говорит от своего имени или от имени игрушки.
  2. Общественные. Такие забавы являются полноценными, если у карапузов будут игрушки для таких игр. Например, чтобы играть в “больницу”, “транспорт”  будут необходимы соответствующие реквизиты.
  3. Патриотические. В таких играх детки выступают в роли храбрых солдатов или известных космонавтов.
  4. Отображение мультфильмов или сказок. Ребята представляют сказочного персонажа.
  5. Бытовые. Детвора очень любит играть на домашние или семейные темы. Своей игрой детки показывают отношения в своей семье.

Так, для того чтобы правильно понять структуру таких увеселений, приведем несколько примеров.

  1. Игра в магазин. Как подготовить ребенка, чтобы он пошел в ближайший магазин за хлебом? Правильно, необходимы сюжетно –ролевые игры.
  2. Чтоб перестать бояться идти к врачу, нужно играть в “больницу” имитировать ситуации у различных врачей.
  3. Дети прекрасно копируют отношения своих родителей. Целью следующего развлечения, которая называется “Семья” является помочь деткам понять свою роль в обществе.
  4. Девочек заинтересуют парикмахеры, которые делают красивые прически. Они хотят быть похожими на своих мам. Играя в эту игру, ребята, в том числе и мальчики, получат знания об их профессии.
  5. До первого класса начинается подготовка к школьной жизни. В игре, посвященной школе, ребенок почувствует себя и учеником, и учителем.
  6. Социализации детей будет способствовать и следующая игровая деятельность, где девочки с помощью малюсенькой швейной машинки шьют платьица для своих кукол. Мальчики же здесь могут участвовать в качестве моделей.
  7. Вести себя красивов различных местах поможет игра в “Кафешку”.
  8. С детских лет малыши должны научиться правилам дорожного движения. Поможет в этом соответствующая игровая деятельность.
Читайте также:  Государственный образовательный стандарт.

Сюжетно-ролевые игры в средней группе

В таблице показаны эти 8 вида сюжетно –ролевых игр, которые практикуются в средней группе.

Сюжетно-ролевая игра Необходимый инвентарь для игры Цель Ход
1.     Магазин Овощи, фрукты, деньги, весы,  фартук и колпак  для продавца. 1)Улучшение знаний дошкольников о названиях фруктов и овощей. 2) Знакомство с тонкостями профессии продавца. Покупатель просит продавца взвешивать фрукты. Он надевает колпак и фартук  и начинает взвешивать. Покупатель достает деньги, платит и покупки ставит в сумку.
2.     Больница Колпак врача, шпатель, фонендоскоп, вата, шприц из пластика, молоток для невропатолога, зеркало для врача -отоларинголога. Ознакомление с инструментами врача поможет малышам уменьшить боязнь к докторам. По предложению педагога дети делятся на врачей и больных. Первым даются инструменты, которые затем проводят прием пациентов.
3.     Семья Кукла – в качестве малыша, колясочка игрушечная, веник, совок, посуда. Раскрытие внутреннего мира дошколят, а также обучение взаимодействия и общения между семейными членами. Сценарий регулируется детьми. Как они представляют отношения внутри семьи, так и играют.
4.     Парикмахерская Расчески, заколки, флаконы от лака для волос и шампуней. 1)Ознакомление с новыми терминами, которые обогащают их лексику,  например, “укладка”, “бигуди”. 2)Обучение поведенческим нормам в разных общественных местах. Клиент приходит к парикмахеру. Он с помощью заколок и расчески делает прическу.
5.     Школа Звонок, доска, очки, указка, тетради, книги, ручки, рюкзак. Дошколята знакомятся со школой и узнают, что это — конкретное место учебы. Они преодолевают страх передшколой. Педагог звенит в звоночек и приглашает учеников войти в класс, потому что начинается урок. Дети заходят, сидят тихо, не балуются и на вопросы отвечают, поднимая руку.
6.     Ателье Куколки, одежды для них, утюг, гладильная доска, бумага, метр, ножницыдлявыкроек. Дети налаживают взаимоотношения друг с другом и знакомятся с кройкой и шитьем. Малыши делают выкройку, потом вырезают ее и шьют платьица для кукол.
7.     Кафе Поднос, сервиз для чая, фрукты, спецформа, игрушечные меню и пирожные. Ребятки учатся аккуратно делать сервировку и уважать друг друга. Участвуют повар, официант и посетители. Каждый делает свое дело. Их цель-качественно обслужить население.
8.     ПДД(Правила дорожного движения) Нарисованная зебра, палка регулировщика, светофор. Обучение правильному  поведению на улице и переходу дороги, знакомство со светофором. Деление детей на регулировщика, водителей и пешеходов. Педагог объясняет правила, а детки играют в придуманные им ситуации.

В качестве заключения..

В начальной школе  проводятся такие  сюжетно–ролевые подвижные игры, как «Два мороза», «Гуси-лебеди», «Зайцы в огороде» и другие.

Необходимо помнить, что в жизни дошколят интересные развлечения являются очень важным видом деятельности. Они развивают у карапузов умственные, коммуникативные и творческие способности. Обязательно нужно детей поощрять в играх. Придумывайте с ними все новые интересные сюжеты.

Уважаемые воспитатели, педагоги и родители, понравилась статья? Если, да, то подписывайтесь на обновления блога и поделитесь статьей со своими друзьями, родственниками и коллегами. Пусть все дети мира растут  в гармонии с окружающим миром, будут здоровы и веселы. Успехов!

С уважением, Татьяна Сухих! До завтра!

Кстати, рекомендую прочитать:

Здравствуйте, мои друзья и коллеги! На связи Татьяна Сухих и…

4 комментария

Приветствую вас, читатели моего блога c с вами Татьяна Сухих! Сложная…

7 комментариев

Здравствуйте читатели блога на связи Татьяна Сухих! Я тут недавно перебирала…

7 комментариев

Источник: https://metodbv.ru/vidy-syuzhetno-rolevyh-igr/

Детские сюжетно-ролевые игры для развития ребенка

Значение детских сюжетно-ролевых игр в развитии ребенка сложно переоценить. Примеряя на себя различные образы, малыш учится коммуницировать со сверстниками и взрослыми, получает первый опыт поведения в заданной ситуации.

Сюжетные игры для младших детей следует выбирать такие, чтобы они соответствовали их возрасту. Причем можно обыгрывать как реальные ситуации (больница, магазин, детский сад, зоопарк), так и выдуманные (космическое путешествие, машина времени, сказочный бал).

Ниже описано, в какие сюжетно-ролевые игры можно поиграть дома с детьми, чтобы не только развлечь малыша, но и провести время с пользой.

Сюжетные игры для детей в профессии

Очень полезно играть с детьми в сюжетные игры «Профессии», к примеру, в доктора

Малыш уже посещал вместе с вами поликлинику, видел врача и медсестру в белом халате, понимает, что иногда кто-то может плохо себя чувствовать. Поиграйте в «болезнь» куклы (или какого-нибудь игрушечного животного). «Сашенька, с зайчиком приключилась беда, он прыгал по тропинке и повредил лапку. Давай его полечим, пожалеем».

В ходе такой детской ролевой игры подскажите ребенку, как ухаживать за «пациентом» во время болезни. Перевяжите лапку зайчика кусочком ткани или бинтиком, «поставьте градусник» (плоскую палочку или карандаш). Пусть малыш уложит зайку в игрушечную кроватку, укроет, погладит, приласкает, пожалеет.

Заканчивайте такую детскую сюжетную игру выздоровлением зайчика: «Сашенька вылечил зайку!» «Спасибо, Сашенька! — говорит зайчик. — Лапка больше не болит, можно прыгать и танцевать!» И устройте «праздник», спойте веселую песенку, покружитесь, попрыгайте. Такие эмоциональные игры учат ребенка быть доброжелательным, внимательным.

Для некоторых сюжетно-ролевых игр с детьми потребуют игрушки, например, куклы. Описанная ниже детская сюжетно-ролевая игра тренирует различные навыки, в том числе навык держать в руках посуду и столовые приборы.

Предложите малышу поиграть в куклы. Пусть кроха угостит их обедом. Поставьте перед ребенком игрушечную посуду или настоящую, но пластиковую, маленького размера — блюдце, чашечку, ложечку. Пусть кроха тренируется, как правильно взять в руки ложку, «набрать» с тарелки «кашу» и «покормить» куклу.

Изменив голос, «скажите» за куклу: «Саша, я хочу кушать. Покорми меня, пожалуйста!» Теперь отдайте ложку ребенку и приговаривайте: «Вкусная кашка! Саша кормит куклу Свету! Света поела, она улыбается! Давай вытрем ей ротик салфеткой».

Из чашечки малыш может напоить куклу, а вы «говорите» за нее: «Спасибо, Сашенька, очень вкусно!»

Играя в такую сюжетную игру с детьми, с куклой можно «погулять», «потанцевать», «покупать», «уложить ее спать», то есть выполнять обычные действия, к которым привык ребенок. Только здесь он выступает в роли «родителя».

Потом можно поиграть с зайчиком, котиком, мишкой — их тоже надо кормить и укладывать спать, купать и прогуливать.

В таких играх кроха обучается элементарным навыкам: умываться, пить из чашки, вытирать руки, укрывать куклу одеяльцем и тому подобное.

В этой сюжетной игре происходит развитие детской эмоциональности, ведь вы показывается чувства: кукла «упала» — пожалейте, утешьте; куколка «засыпает» — спойте песенку, говорите шепотом, чтобы не «разбудить», и так далее.

Такие сюжетно-ролевые игры помогают детям переживать совершенно обычные жизненные ситуации, способствуют овладению речью, ведь игрушки «разговаривают» с его помощью. Кроме того, ваш малыш легко запоминает в игре и учится употреблять «вежливые» слова: спасибо, пожалуйста, приятного аппетита, спокойной ночи.

Сюжетно-ролевая игра взрослого с ребенком «Повторюшка»

Одна из сюжетно-ролевых игр, в которую взрослый может играть с ребенком, называется «Повторюшка».

Играть можно и дома, и на прогулке. Объясните малышу, что он должен повторять все, что вы делаете.

Например, подуть, «как дует ветер», помахать руками, «как будто летит птичка», похлопать в ладошки сначала перед грудью, а потом над головой, «подмести пол» (имитировать движения) и т.д.

Задания придумываете любые, а удовольствия — море, особенно если мама хвалит и удивляется, как хорошо получается у ребенка.

Теперь, играя в эту сюжетно-ролевую игру с детьми младшего возраста, поменяйтесь местами: теперь малыш «показывает», а мама или папа будет «повторюшкой».

На этих фото показаны лучшие сюжетно-ролевые игры для детей:

Сюжетно-ролевая игра для детей младшего возраста «Сказка»

Очень полезной сюжетно-ролевой игрой для развития ребенка является игра «Сказка», где главный герой — сам малыш.

Сказки и истории, которые вы читаете и рассказываете малышу, — это замечательно. Но любимейшей историей для ребенка станет «сказка» о нем самом.

Для начала подберите книжку или журнал, где есть крупное изображение любого малыша, и начните рассказывать: «В давние времена, за морем-океаном, жил-был…» И назовите имя своего крохи.

Он сразу замрет и будет внимательно слушать про игры и путешествия «мальчика с картинки» с таким же именем, как у него самого. Потом и картинки не понадобятся, ребенок с Удовольствием узнает из ваших рассказов о своих собственных «приключениях».

И посоревноваться может с «тем мальчиком»: «Саша умеет надевать ботиночки, а наш Сашенька? Саша может открыть и закрыть коробочку, а ты умеешь?» Малыш с радостью покажет, что он тоже умеет, может, знает… Играть в такую «историю» можно, пока не надоест.

Заканчивая день, перед сном рассказывайте малышу «Сказку о (имя ребенка)». Истории для сказки должны быть совсем простые и хорошо ему знакомые: как Сашенька встает, что он кушает, как умывается и купается, как гуляет и играет игрушками… Например, вот такая сказка: «Жил-был мальчик Сашенька.

Он вставал по утрам без капризов, чисто-чисто умывался. Сашенька мыл ручки (целуете ручки ребенка), мыл лобик (целуете), щечки (целуете) и носик (целуете). Потом Сашенька ел вкусную кашку и пил молоко.

Сашенька всегда говорил маме: «Спасибо!», а мама крепко его обнимала и целовала в щечку (обнимаете и целуете ребенка). Сашенька гулял на улице и играл с игрушками. (Здесь вы рассказываете, где гулял малыш, что он видел, с какими игрушками играл.

) Вечером Сашенька купался в ванне, и мама перед сном много-много раз его целовала и обнимала (целуете, обнимаете). А потом Сашенька закрывал глазки и засыпал…»

В таких сказках можно предлагать малышу и выход из ситуаций, которые в течение дня вызвали у него затруднение. Например, малыш поссорился днем в песочнице с соседским мальчиком из-за грузовичка.

А в сказке ссора быстро закончилась, потому что «Саша — умный и сильный, он подошел к мальчику и предложил играть вместе.

Пусть сначала мальчик насыплет в грузовичок песок, а Саша отвезет на «стройку», а потом Саша будет грузить, а мальчик перевезет «стройматериалы». И вместе они построили большой и красивый замок!»

Далее описано, в какие ещё сюжетно-ролевые игры дети с удовольствием играют дома.

В какие ещё сюжетно-ролевые игры можно играть с детьми дома?

Пальчиковый театр

Познакомьте кроху с пальчиковым театром. Вариантов этой игры несколько, вот хотя бы эти.

«Живая варежка». Из обычной старой варежки можно сделать персонажа для кукольного театра, например, мишку, зайца, котика, собачку или любое другое животное. Вместо глаз — пара пуговиц, необходимые «детали» приклейте или пришейте. Разыгрывать сценки помогут простейшие стишки, потешки, небольшие сказочки и даже короткие истории, которые вы придумаете сами.

«Живая перчатка». Это, конечно, громко сказано, понадобится-то нам не вся перчатка, а только отрезанные «пальчики» от нее. Если у вас есть старенькие светлые перчатки, не пожалейте их для игры, которая надолго увлечет вашего малыша.

Фломастерами, а лучше несмываемыми маркерами нарисуйте на кончиках пальцев веселые рожицы, мордочки животных, лица мальчиков-девочек и даже мамы и папы. У вас получится целый набор персонажей, с их помощью можно будет разыгрывать самые разные спектакли.

Чтобы игры были веселее, наденьте и малышу на пальчик одного из «героев», например, котенка, пусть пробует себя в роли артиста и активно мяукает.

Жестовый театр

Вы давно уже читаете или рассказываете малышу детские стишки, потешки. Предложите «поиграть» в стишок. Действовать можно «по строчкам», придумывать и выполнять движения, чтобы получилась «живая картинка» . Например, проиграйте всем известное стихотворение «Мишка косолапый». Пусть малыш станет «мишкой», подсказывайте ему, как надо двигаться.

«Мишка косолапый по лесу идет» — малыш медленно шагает, широко расставляя ножки и покачиваясь на ходу.

«Шишки собирает, песенки поет» — наклоняется и подбирает воображаемую шишку.

«Вдруг упала шишка прямо мишке в лоб» — ладошкой легонько хлопает себя по лбу.

«Мишка рассердился и ногою — топ!» — ребенок топает ножкой.

Так же можно проигрывать и другие детские стишки, народные потешки. Очень хорошо дети играют под известные стихи А. Барто «Игрушки». Можно и самолетик изобразить («полетать» по комнате, раскинув руки, и вернуться к маме); можно «потащить кораблик по реке», покачаться, как «бычок на досточке», и т.д.

Обязательно заканчивайте «спектакль» положительными эмоциями: мишку, которого «уронили на пол», пожалейте, утешьте, «вылечите»; изобразив Таню, которая «горько плачет», помогите ей «достать мячик», вместе порадуйтесь и потанцуйте.

И предложите малышу позвенеть колокольчиком в начале и в конце игры, как в настоящем театре.

Посмотрите видео «Детские сюжетно-ролевые игры», где представлены лучшие варианты полезных развлечений для малышей:

Статья прочитана 5 224 раз(a).

Источник: http://vkapuste.ru/?p=8532

Ссылка на основную публикацию