Диагностика педагогической запущенности

Педагогическая запущенность

Педагогическая запущенность – нарушение развития, обусловленное недостаточностью воспитания, обучения. Характеризуется отклонениями в поведении, учебной активности, нравственных ценностях.

Проявляется сниженными интеллектуальными способностями, узким кругозором, инфантилизмом, эмоциональной неуравновешенностью, трудностями социализации, аморальными поступками.

Специфическая диагностика выполняется психологическими методами: тестами на интеллект, мышление, внимание, память, проективными методиками и личностными опросниками. Если нет сопутствующих заболеваний, педагогическая запущенность устраняется с помощью психолого-педагогической коррекции.

Педагогическая запущенность рассматривается как фактор расстройств поведения, психологического развития. Другое название – «трудновоспитуемость», о детях говорят как о «трудных».

В старшем возрасте используется синоним «социально-психологическая запущенность», предполагающий не только снижение познавательных функций и нарушения эмоционально-личностной сферы, но и социальную дезадаптацию: подросток не посещает учебные заведения, в дальнейшем не устраивается на работу, ведет «паразитический» образ жизни.

Данные эпидемиологических исследований разнятся – количество «трудных» детей постоянно изменяется, зависит от общих социально-экономических условий. Наибольшая распространенность определяется среди мальчиков.

Причины педагогической запущенности

Дефицит воспитательно-педагогического влияния возникает при определенных отношениях в семье, учебном заведении. К факторам формирования педагогической запущенности относятся:

  • Семейные взаимоотношения. В семейном кругу ребенок получает первичный социальный опыт, на основе которого формируется дальнейшее восприятие окружающего мира. Педагогическая запущенность появляется при недостаточном участии родителей в жизни ребенка, низком материальном уровне, неблагоприятных условиях проживания, слабом образовательном и культурном развитии родителей, частых конфликтах, безнадзорности, неправильном стиле воспитания.
  • Образовательная среда. Трудновоспитуемость развивается как результат ошибок организации образовательного процесса, плохих отношений с одноклассниками, учителями. Неуспеваемость в учебе, неуверенность формируются при невнимательном отношении к ребенку, игнорировании его психофизиологических и личностных особенностей, отсутствии элементов индивидуального подхода.
  • Социальные отношения. «Трудные» дети имеют постоянные конфликты с педагогами, родителями, сверстниками. Психологическая изолированность, одиночество снижают тягу к посещению образовательного учреждения, ребенок начинает искать поддержку и самоутверждаться через асоциальные группировки.
  • Индивидуальность ребенка. Психофизиологические, эмоционально-личностные особенности, наследственные черты, состояние здоровья, самооценка, уровень социальной активности – все эти внутренние факторы могут усиливать педзапущенность или препятствовать ее формированию. В группе риска находятся дети с неустойчивым слабым типом нервной деятельности, неврологическими нарушениями, склонные к депрессивным и дисфорическим эмоциональным состояниям, имеющие заостренные черты характера, препятствующие адаптации.

Развитие ребенка детерминируется возрастными кризисами, социальными ситуациями, психофизическими особенностями, ориентированностью на принятие опыта через общение, деятельность.

Психические и физические способности заложены с рождения в виде задатков, их реализация определяется типом воспитания, жизненными обстоятельствами. Несоответствие условий среды задаткам ребенка приводит к искажению и деформации развития.

Дефицит психологических и социальных стимулов – основа патогенеза педагогической запущенности. Она имеет прогрессирующий характер, со временем нарастает и расширяется отставание развития от норм возрастной группы.

Классификация

Существует несколько классификаций педагогической запущенности. Наиболее распространенная основана на возрасте ребенка и развернутости симптомов. Выделяют четыре стадии нарушения:

  • Первая стадия. Соответствует периоду дошкольного детства. Обусловлена дисгармоничным стилем семейного воспитания: дефицитом общения с родителями, недостатком или излишней заботой, повышенной конфликтностью, противоречивыми требованиями матери и отца. Возможно развитие отклонения в результате ошибок воспитателей детского сада, неблагоприятного положения среди сверстников.
  • Вторая стадия. Период старшего дошкольного и младшего школьного возраста. Развивается вследствие недостаточной готовности к школе. В основе лежат ошибки воспитания, приводящие к неадекватной самооценке, неуверенности, отсутствию интереса к познанию. Основные проявления – негативное отношение к школе, правилам поведения, режиму.
  • Третья стадия. Подростковый возраст. Усиливается негативизм, пренебрежение нормами, правилами, возникает тенденция к отклоняющемуся поведению, равнодушие к учебе.
  • Четвертая стадия. Охватывает подростковый и юношеский возраст. Закрепляется антиобщественный характер поведения, доминирует грубость, негативизм. Возможно включение в преступные группировки.

Качественная классификация учитывает преобладание отклонений в определенной сфере. Выделяют следующие виды педзапущенности:

  • Медико-педагогическая. Характеризуется негативными привычками, нежеланием и неумением соблюдать правила гигиены.
  • Нравственно-педагогическая. Проявляется полным либо частичным отсутствием нравственности, нежеланием контролировать эмоции, учитывать чувства других.
  • Интеллектуально-педагогическая. Основное проявление – трудности освоения школьной программы, отсутствие познавательного интереса.
  • Нравственно-трудовая. Отсутствует желание трудиться, искажено представление о пользе труда.

Общими проявлениями педзапущенности являются недостаточная психическая развитость, необразованность, невоспитанность. Ребенок отстает от общепринятых возрастных норм и от собственных возможностей. Дошкольники не осваивают ролевую игру, не принимают правила, перенос функций персонажа недоступен.

Предпочитают простые предметные игры – мяч, кубики. Пациенты чаще играют с детьми младших возрастных групп, интерес к взаимодействию слабый. Свойственна эмоциональная неустойчивость, неуверенность, внушаемость, ведомость.

Из деструктивных качеств присутствует лень, рассеянность, апатичность, низкая организованность, безвольность.

Младшие школьники психологически и нравственно не подготовлены к началу учебной деятельности. Эмоциональные особенности, личностные качества дисгармоничны.

Педагогическая запущенность проявляется низкой школьной успеваемостью, конфликтностью при взаимодействии со сверстниками, учителями, отсутствием учебного интереса, пренебрежительным отношением к труду, показной грубостью.

Интересы остаются в сфере игровой деятельности. Поведение вызывающее, но хулиганских поступков нет.

Подростки имеют проблемы при межличностном общении, внутренние конфликты. Учебная неуспеваемость закрепляется снижением когнитивной сферы: недостаточным уровнем интеллекта, неустойчивостью и рассеянностью внимания.

Свойственна грубость, безволие, аффективные вспышки, сквернословие, вредные привычки (курение, употребление алкоголя, наркотиков). Личностные черты заостряются, развиваются акцентуации характера, усложняющие социальную адаптацию и негативно влияющие на продуктивность деятельности.

Нормы и правила поведения в обществе игнорируются. Часто возникают конфликтные ситуации с матерью, отцом, учителями, сверстниками.

Осложнения

При отсутствии психологической, педагогической помощи нарастает дезадаптация ребенка. У подростков и молодых людей педагогическая запущенность осложняется социальной.

Ссоры с учителями, отставание от учебной программы дополняются отсутствием профессиональной ориентации, обедненностью интересов, увлечений, несформированностью практических навыков. Характерно глубокое отчуждение от семьи, коллектива сверстников. Становление личности происходит под влиянием асоциальных, криминальных групп.

Наблюдается деформация ценностных ориентаций, социальных установок. В запущенных случаях перевоспитание происходит в детских исправительных колониях.

Диагностика

Комплексная диагностика педагогической запущенности основывается на результатах психологического обследования. Ребенка дополнительно осматривает врач-психиатр, невролог для исключения соматических и психических патологий. Психодиагностика включает в себя:

  • Проективные методики. Используются для исследования эмоциональной сферы, межличностных взаимоотношений, самооценки, иерархии ценностей дошкольников, младших школьников. Подросткам подобные методики показаны для выявления отрицаемых проблем, при подозрении на умышленное искажение результатов опросников. Представлены рисуночными и ассоциативными тестами, методами интерпретации ситуаций.
  • Опросники. При нормальном развитии интеллектуальных функций применяются с 10-летнего возраста. Направлены на исследование эмоций, характерологических черт, привычных реакций в межличностном взаимодействии, ценностей. Используется опросник Личко, патохарактерологический диагностический опросник (ПДО), методика многостороннего исследования личности (ММИЛ, с 15 лет).
  • Методики исследования познавательной сферы. Уровень интеллекта исследуется тестом Векслера, тестом Равена. Функции мышления – методом классификации, интерпретации пословиц, установления аналогий, определения общего и различного. Активное внимание – таблицами Шульте, корректурной пробой. Память – методикой «10 слов», пересказом текста.

Основным направлением дифференциальной диагностики является различение педагогической запущенности с задержкой психического развития, умственной отсталостью, психопатическим развитием личности.

Ключевым моментом является патогенетический фактор – недостаточное, неправильное воспитание. Также учитывается наличие/отсутствие неврологических патологий, зрелость нервной системы (баланс возбуждения/торможения, церебрастенические, энцефалопатические проявления).

Педзапущенность может быть сопутствующим диагнозом при ЗПР, умственной отсталости, нарушениях поведения.

Лечение педагогической запущенности

Процесс устранения педзапущенности предполагает психолого-педагогическую и психотерапевтическую коррекцию. Параллельно осуществляется лечение неврологических, психических отклонений. Коррекционный процесс включает:

  • Занятия с психологом. Цель – устранение активно-волевых дефектов, страхов, рассеянности, застенчивости, обучение управлению эмоциями, возбуждением. Осваиваются навыки продуктивного межличностного взаимодействия. При снижении когнитивных функций организуются занятия, направленные на стимуляцию их развития.
  • Сеансы психотерапии. Проводятся индивидуально и в составе группы. Применяются методы внушения, самовнушения, убеждения. Отрабатываются адекватные эмоциональные реакции, навыки взаимопомощи, доброжелательных взаимоотношений. Параллельно повышается самопринятие, корректируется самооценка.
  • Социальную реабилитацию. Используется метод коррекции через труд, совместную деятельность. Под контролем наставника подросток включается в производственный процесс, учится устанавливать контакты в процессе работы. Происходит осознание своей полезности, нужности. Дети младшего возраста направляются в спортивные секции, творческие студии.

Прогноз и профилактика

Педагогическая запущенность – обратимое состояние. При комплексной поддержке специалистов прогноз благоприятный (при отсутствии психических и неврологических нарушений). Основной способ профилактики – устойчивые семейные ценности, адекватный психофизиологическим особенностям ребенка стиль воспитания.

Важна приверженность родителей здоровому образу жизни, их умение устанавливать доброжелательные отношения внутри и вне семьи. Требования должны присутствовать, но их стоит правильно оформлять (просьбы, рекомендации), обосновывать целесообразность.

Необходимо стимулировать познавательную, творческую, социальную активность, организовывать разнообразный досуг.

Источник: http://www.krasotaimedicina.ru/diseases/children/pedagogical-neglect

Экспертная диагностика социально-педагогической запущенности детей (Р.В.Овчарова)

Шкалы: свойства самосознания, свойства общения, свойства учебной деятельности, общая тревожность, воспитательный микросоциум, достоинства ребенка, социально-педагогическая запущенность

В основе метода лежат независимые характеристики ребенка педагогом и психологом. Метод определяет наличие или отсутствие состояния, выявляет картину основных отклонений и недостатков, вызванных этим состоянием, и примерный уровень этих отклонений.

Инструкция к тесту

Внимательно прочитайте утверждения по каждой шкале. Если указанное утверждение подходит к характеристике вашего умения, зачеркните соответствующий номер в прилагаемом бланке. Искренность ваших ответов будет способствовать правильной оценке ситуации и поможет ребенку преодолеть имеющиеся трудности.

Шкала I СС (свойства самосознания)

  1. Хочет быть слишком маленьким (большим).
  2. Считает себя некрасивым.
  3. Считает себя нездоровым.
  4. Считает себя слабее других.
  5. Не любит свое имя.
  6. Не хочет быть девочкой (мальчиком).
  7. Думает, что у него мало друзей.
  8. Думает, что у его знакомых более дружная семья.
  9. Ему кажется, что дома он всем мешает.
  10. Ему кажется, что он глупее других.
  11. Считает себя не очень способным.
  12. Полагает, что родители им недовольны.
  13. Считает, что ему часто не везет.
  14. Ему кажется, что учительница (воспитательница) им недовольна.
  15. Считает, что у него все получается плохо, что он ничего умеет.
  16. Думает, что он плохой мальчик (девочка).
  17. Считает, что он никому не нужен, его никто не любит, и часто говорит об этом.

Шкала II СО (свойства общения)

  1. Любит, когда к нему проявляют симпатию.
  2. Хочет быть замеченным, но сам не проявляет активности.
  3. Редко просит кого-то о помощи и помогает кому-то сам.
  4. У него мало друзей.
  5. Редко подходит к учителю по собственной инициативе.
  6. Ребенок-подчиненный (соглашается на невыигрышные роли).
  7. Имеет только одного друга в группе (остальных детей игнорирует).
  8. Часто жалуется на детей в группе.
  9. Шумно ведет себя, когда рядом нет учителя.
  10. Иногда, когда ему делают замечание, играет героя.
  11. Случается, что прикидывается шутом, паясничает.
  12. Мешает детям на уроках, в играх, подсмеивается над ними, любит пугать.
  13. Редко реагирует на замечания, советы или не обращает на них внимания.
  14. Не понимает, почему его поступки не нравятся окружающим.
  15. Надоедает детям, пристает к ним.
  16. Находится в плохих отношениях со сверстниками.
  17. Проявляет агрессивность по отношению к окружающим, портит вещи, игрушки.
  18. Подражает хулиганским проделкам.
  19. Ведет себя в группе как посторонний, отверженный, бывает «козлом отпущения».
  20. Избегает контактов с учителем.
  21. Часто ведет себя невпопад.
Читайте также:  Дистанционное изучение иностранных языков. мифы и реальность

Шкала IIIСУД (свойство учебной деятельности)

А. Мотивация учения

  1. Нравится иметь школьные принадлежности и быть учеником.
  2. В школу ходит потому, что там много детей.
  3. Особой любознательности не проявляет.
  4. К учению относится равнодушно, иногда отрицательно.
  5. Ходит в школу без особого желания.
  6. Не любит учиться.

Источник: https://vsetesti.ru/190/

Комплексная диагностика социально-педагогической запущенности детей

Итогом комплексной психолого-педагогической диагностики должен стать психолого-педагогический диагноз, который отвечает На следующие вопросы:

Имеет ли место социально-педагогическая запущенность ре­бенка?

На что опереться в воспитательно-образовательной, профи­лактической и коррекционной работе с ребенком?

Что в ребенке не развито, подвержено деформации в силу со­циально-педагогической запущенности?

В чем возможности изменения социально-педагогической си­туации развития ребенка?

Кто и что должен делать?

Какими путями, средствами, методами действовать?

Каков возможный результат (прогноз развития ребенка) при использовании методов профилактики и коррекции либо их от­сутствии?

Таким образом, психолого-педагогический диагноз должен подтвердить либо опровергнуть наличие социально-педагогической запущенности, указать на деформации личности ребенка, вы­званные этим состоянием, их …
причины, пути и способы профи­лактики и коррекции выявленных» отклонений и недостатков. При этом терминам «недостатки», «дефекты», «отклонения», «дефор­мации» придается смысл, далеко выходящий за рамки психопато­логии и дефектологии. В частности, имеются в виду отклонения не только от нормы, но и от принятого для данного ребенка стан­дарта (индивидуального оптимума).

Целью комплексной диагностики является раннее выявление признаков и проявлений социально-педагогической запущенно­сти детей.

Она выполняет следующие диагностические задачи:

определение уровня деформации и характера дисгармоний раз­личных сторон, качеств и свойств личности ребенка, вызванных этим состоянием;

выявление путей и способов их профилактики и коррекции;

прогнозирование дальнейшего развития ребенка как субъекта общения, деятельности и самосознания;

изучение эффективности проводимой работы в реальных из-‘■ менениях личности ребенка и его ситуации развития.

Содержательными критериями диагностики должны стать:

а) отсутствие патологии развития;

б) неблагоприятная социально-педагогическая ситуация раз-; Вития;

в) неадекватная, не соответствующая возрастным требовани­ям и индивидуальным возможностям активность ребенка как субъекта общения и деятельности;

^ г) неразвитость ребенка как субъекта самосознания;

д) общая средовая дезадаптация;

е) педагогическая трудность ребенка.

Методическими критериями комплексной диагностики запущен­ности в детском возрасте могут служить принципы построения ее методов: объективность, предупреждение предвзятости; выявле­ние доминирующих тенденций; изучение явлений, состояний и процессов в развитии; диагностика целостной индивидуальности-единство изучения ребенка и социальной среды; необходимость’ достаточность и взаимодополняемость используемых методов; един­ство диагностических и прогностических функций; валидность надежность и корректность; сотрудничество с ребенком, его изу­чение в процессе деятельности и общения.

Диагностически значимые признаки социально-педагогической запущенности детей.

У дошкольников:

а) неразвитость комплекса игровых способностей;

б) трудности в игровых отно­шениях со сверстниками;

в) невключенность в- сюжет-но-ролевые и творческие игры;

г) слабая готовность к обучению в школе;

д) семейная тревожность.

У младших школьников:

а) дисгармония мотивов уче­ния;

б) низкая учебно-познава­тельная активность;

в) несформированность ос­новных учебных умений;

г) преобладание деловых от­ношений с учителем при неразвитости эмоциональ­но-личностного общения;

д) школьная тревожность.

У обеих возрастных групп наблюдаются:

а) нарушения образа «Я», выраженные в неадекватной само­оценке и уровне притязаний;

б) низкий социальный статус, проявляющийся в неприятии сверстниками, отвержении родителями и обструкции педагогов;

в) трудности и неспешность в деятельности (игровой, учебной и др.), связанные с дисгармониями развития социально-педаго­гического генеза;

г) неадекватное поведение в социальных ситуациях;

д) гиперсоциализированность и авторитарность педагогов и родителей.

Подавляющее большинство диагностических признаков связа­но с характеристикой социально-педагогической ситуации ребен­ка, понимаемой нами как своеобразное сочетание внутренних и внешних условий, определяющих активность ребенка во взаимо­действии с социальной микросредой и предметным миром.

Механизм комплексной диагностики состоит в ее многоэтапно-сти, последовательности и непрерывности.

На первом этапе проводится сканирование всех детей в дошкольных группах детского сада или начальных классах школы на предмет выделения группы риска. Этот этап отличается быст­ротой проведения.

Здесь используется разработанный нами метод экспресс-диагностики состояния запущенности. Прежде всего от­деляются дети, отклонения в деятельности, общении и поведе­нии которых не обусловлены причинами социально-педагогиче­ского характера.

На этом этапе ставится первичный педагогиче­ский диагноз: социально-педагогическая запущенность.

На втором этапе группа обследуется психологом, про­должается более углубленное (по выявленным признакам запу-шенности) педагогическое изучение детей.

В итоге такого скри­нинга ставится психолого-педагогический диагноз, определяются задачи коррекционной работы.

Проводится глубокая психолого-педагогическая диагностика воспитательного микросоциума ре­бенка, определяются прогноз его развития, задачи профилакти­ческой и коррекционной работы с воспитательным микросо­циумом.

На третьем и четвертом атапах проводится диагно­стика эффективности профилактической и коррекционной рабо­ты в параметрах, характеризующих изменения в личности ребен­ка и социально-педагогической ситуации его развития.

Перейдем к характеристике методов и инструментария комп­лексной ранней диагностики социально-педагогической запущен­ности детей. Ведущим является разработанный нами метод комп­лексной экспресс-диагностики состояния социально-педагогичес­кой запущенности детей (МЭДОС).

Он основан на независимых характеристиках ребенка его педагогом, психологом, родителями и идентификации полученный да’няых с диагностически значи­мыми признаками исследуемого состояния, раскрытыми в виде внешней симптоматики.

Определяется наличие или отсутствие состояния запущенности, выявляется картина основных отклоне­ний и недостатков и примерный их уровень. Эта работа сопровож­дается параллельным наблюдением за детьми, которое ведут пе­дагоги, психологи и родители.

Вспомогательным методом может стать изучение продуктов деятельности ребенка, «истории его по­ведения» через беседы с родителями и его медицинской карты. Преимуществами этого метода являются его нетрудоемкость и возможность отграничения на начальном этапе запущенности от сходных с ней состояний.

МЕТОД КОМПЛЕКСНОЙ ЭКСПРЕСС-ДИАГНОСТИКИ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЗАПУЩЕННОСТИ ДЕТЕЙ

(МЭДОС)

Инструкция: внимательно прочтите утверждения каждой шкалы. Если Указанное утверждение подходит к характеристике вашего ребенка, за-

черкните соответствующий номер в прилагаемом бланке. Искренность ваших ответов будет способствовать правильной оценке ситуации и по­может вашему ребенку преодолеть имеющиеся трудности. В шкале III— СД отвечайте на вопросы по той графе, которая соответствует возрасту ребенка.

Источник: http://refac.ru/kompleksnaya-diagnostika-socialno-pedagogicheskoj-zapushhennosti-detej/

Педагогическая запущенность — это… Педагогическая запущенность детей и подростков: причины, диагностика и коррекция

Образование 19 августа 2016

Педагогическая запущенность — это серьезная проблема, которая связана с определенными отклонениями в психологическом развитии детей. Они проявляются как трудности с адаптацией в социуме, а также в общении с окружающими. Тем не менее не стоит считать данную девиацию окончательным диагнозом, ведь она вполне поддается коррекции.

Определение понятия

Педагогическая запущенность — это термин, который означает состояние ребенка, характеризующееся задержками в развитии, сопровождающимися сложностями адаптации в обществе и приступами агрессии. Детей, которые обладают подобными отклонениями, достаточно часто называют «сложными» или «трудными».

Виды педагогической запущенности

Педагогическая запущенность — это проблема, связанная с поведением ребенка и его адаптацией в социуме. Можно выделить следующие ее разновидности:

  • нравственная — отсутствие представлений о принятых в обществе нормах поведения и моральных ценностях;
  • интеллектуальная — отсутствие интереса к учебе и нежелание развиваться;
  • эстетическая — отсутствие понятия о красоте, а также размывание граней прекрасного и безобразного;
  • медицинская — незнание элементарных правил гигиены или же полное пренебрежение ими;
  • трудовая — презрение к труду и нежелание участвовать в общественно полезной работе.

Стоит отметить, что указанные выше виды педагогической запущенности могут встречаться как по отдельности, так и в совокупности.

Причины педагогической запущенности

Те или иные проблемы, связанные с воспитанием детей, не возникают на пустом месте. Так, причинами педагогической запущенности могут послужить следующие факторы:

  • безразличие со стороны как родителей, так и других людей, которые представляют авторитет для ребенка;
  • регулярная необоснованная критика поведения;
  • постоянные конфликты и скандалы в семье, свидетелем которых является ребенок;
  • маниакальная опека со стороны родителей, которая перерастает в тотальный контроль всех сфер жизнедеятельности ребенка;
  • физическое насилие и отсутствие взаимного уважения между членами семьи;
  • неграмотная работа педагогов, которые считают допустимым унижение или порицание ребенка в присутствии сверстников;
  • неумение налаживать контакты с друзьями, а также оскорбления и насмешки с их стороны.

Стоит отметить, что именно с внешними факторами связана социальная запущенность. Педагогическая запущенность детей лишь в малой степени связана с их личностными качествами. В целом же она является недоработкой родителей и образовательных учреждений.

Основные проявления педагогической запущенности

Социальная и педагогическая запущенность, несомненно, имеет свои проявления. Они могут носить следующий характер:

  • Проблемы и трудности, связанные с обучением, которые могут проявляться в плохой успеваемости и медленном усвоении информации. Это может быть связано с недостаточно развитыми житейскими навыками, что может проецироваться на учебный процесс.
  • Недостаточное развитие таких умственных процессов, как запоминание, воображение, мышление, а также некоторых качеств, присущих любой социальной личности. Напротив, обостренными являются такие характеристики, как самолюбие и конфликтность. Настроение подвержено частым изменениям.
  • Искаженное отношение ребенка как к самому себе, так и к окружающим. Как результат, общение и коммуникация затрудняется, что накладывает свой отпечаток на поведение.

Степени педагогической запущенности

Педагогическая запущенность — это своего рода отклонение, которое может быть выражено в той или иной степени. Так, интенсивность проявления может быть следующей:

  • Легкая (латентная) степень характеризуется слабой динамикой, а потому достаточно трудно выявить проблему. Зачастую запущенность можно перепутать с вполне естественными для того или иного возраста капризами и отклонениями в поведении. Также диагностику проблемы осложняет то, что внешние проявления могут быть не постоянными, а имеют эпизодический характер. Чаще всего ребенок вполне комфортно чувствует себя в семье, но не может адаптироваться в обществе (или наоборот).
  • Начальная степень характеризуется углублением отклонений. С течением времени они становятся все более заметными и проще поддаются диагностике.
  • Выраженная степень педагогической запущенности характеризуется преобладанием качественных характеристик над количественными. Положительные свойства практически не проявляются, если на предыдущих этапах развития они не находили поддержки и подкрепления. На данном этапе становится понятно, что ребенок не может быть самостоятельным субъектом и принимать обдуманные решения.

Принципы диагностики педагогической запущенности

Чтобы можно было быстро и эффективно решить проблему, ее нужно своевременно выявить и досконально изучить. Так, диагностика педагогической запущенности осуществляется на основании следующих принципов:

  • изучение индивидуальных особенностей должно производиться в неразрывной связи с многочисленными внешними факторами;
  • выводы должны быть объективными, а не основанными на личном отношении к ребенку или же членам его семьи;
  • личность должна изучаться не только в данный конкретный момент, но также и в ретроспективе, с возможностью составления прогнозов будущего развития;
  • стоит рассматривать не только поверхностные проявления девиации, а уделять как можно больше внимания поиску причин, которые привели к тому или иному положению дел;
  • одним из важнейших принципов можно считать так называемый педагогический оптимизм, который заключается в настрое на положительное разрешение проблемы, независимо от степени ее сложности;
  • профессионализм исследователя должен состоять в глубоких познаниях в области психологии, социологии и педагогики;
  • чтобы решить проблему, важно работать с ребенком не только в общем направлении, но также и по принципу его целеустремленности, принимая во внимание его желания и интересы.
Читайте также:  Нужны ли деньги ребенку: финансовая грамотность детей

Коррекция педагогической запущенности

Любые отклонения в развитии ребенка требуют немедленного вмешательства и корректирующего воздействия. Прежде чем принимать какие-либо меры, стоит определить причины, которые привели к возникновению девиации. Непосредственная коррекция может осуществляться на основании следующих методов:

  • общепедагогическое влияние, которое состоит в коррекции выраженных дефектов поведения и характера (страхи, застенчивость, чрезмерное возбуждение и прочие отклонения);
  • применение конкретных педагогических методик, которые помогают устранить внешние проявления девиации (например, нервные тики), проблемы в обучении и развитии (плохое усвоение материала, недостаточное количество навыков и прочее), а также недостатки характера);
  • коррекция поведения и мировосприятия путем привлечения ребенка к активной трудовой деятельности;
  • устранение проблемы путем перевода в другой коллектив или же проведения реорганизационных и воспитательных работ в существующем;
  • использование психотерапевтических методик, которые основаны на внушении, убеждении, гипнозе и психоанализе.

Основные направления педагогической работы

Педагогическая запущенность детей не должна оставаться без внимания. При первых же признаках отклонений стоит принимать меры по их устранению. Что касается педагогов, то они должны проводить работу по следующим направлениям:

  • профилактика возможных правонарушений;
  • коррекция нравственных ориентиров;
  • постоянные личные контакты в виде бесед, тренингов, диспутов и так далее;
  • искусственное моделирование ситуаций, которые несут в себе воспитательную функцию;
  • активное взаимодействие с родителями и другими членами семьи;
  • привлечение внимания общественных организаций к проблемным детям;
  • привлечение детей и подростков, у которых диагностирована педагогическая запущенность, к занятиям во внешкольных образовательных учреждениях.

Профилактические меры

Как и в случае с серьезным заболеванием, девиантное поведение ребенка намного проще предотвратить, чем потом бороться с неприятными последствиями. Профилактика педагогической запущенности должна проводиться в соответствии со следующими принципами:

  • учет личных особенностей характера ребенка, а также его окружения;
  • выделение положительных моментов психики и опора на них;
  • тесное взаимодействие психологии и педагогики.

Методы профилактики педагогической запущенности могут быть разделены на четыре основных группы:

  • направленные на стимулирование познавательной деятельности (обучение в игровой форме, система мотивации и поощрений, искусственное моделирование ситуаций);
  • направленные на организацию коллективной жизнедеятельности (обучение трудовой, игровой и познавательной деятельности в группе, внедрение соревновательного элемента);
  • направленные на непосредственное взаимодействие с ребенком (общение и анализ, предъявление требований, конструктивная критика, создание атмосферы взаимоуважения и доверия);
  • направленные на стимулирование активности (просьбы, требование или внушение, деятельность на основании положительного примера, развитие ощущений любви, сострадания, стыда и так далее).

Выводы

Педагогическая запущенность — это серьезная проблема, которая может значительно затруднить жизнь ребенка. К сожалению, родители и воспитатели не всегда уделяют должное внимание данной ситуации, считая, что со временем ребенок «перерастет».

Тем не менее в большинстве случаев проблема лишь усугубляется с течением времени. К сожалению, если вовремя не принять соответствующих мер, из педагогически запущенного ребенка или подростка может вырасти социально опасный человек.

С возрастом все сложнее исправлять поведенческие девиации и психологические отклонения.

Источник: fb.ru

Источник: http://monateka.com/article/180953/

Проблема диагностики и коррекции социально-педагогической запущенности детей и подростков

УДК 37.013.42:37.012.8

Р. В. Овчарова

ПРОБЛЕМА ДИАГНОСТИКИ И КОРРЕКЦИИ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЗАПУЩЕННОСТИ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: социально-педагогическая запущенность; диагностика; коррекция; социогенез личности; десоциализирующее влияние.

АННОТАЦИЯ. Выделяются субъекты, предмет, цель специальной ранней профилактики и параллельной коррекции социальнопедагогической запущенности детей и подростков, обосновывается важность осуществления комплексного и системного характера этой деятельности.

R. V. Ovcharova

PROBLEMS OF DIAGNOSTICS AND CORRECTION OF SOCIAL-PEDAGOGICAL NEGLECT OF CHILDREN AND TEENAGERS

KEY WORDS: social-pedagogical neglect; diagnostics; correction; personality sociogenesis; dissocialized influence.

ABSTRACT. There have been determined agents, a subject, the purpose of special early preventive maintenance and parallel correction of socially-pedagogical neglect of children and teenagers, proved importance of realization of complex and system character of this activity.

нализ современных исследова- том собственного развития, большинство

ний социально-педагогической исследователей в определениях сущно-

запущенности детей и подростков и сти запущенности исходят из внешней

сходных с ней состояний позволяет симптоматики, которая демонстрирует

очертить круг малоисследованных ас- последствия негативного влияния внеш-

пектов проблемы. Во-первых, в опреде- ней среды. Следовательно, в этих опре-

лениях сущности, причин и условий воз- делениях ребенок продолжает фигури-

никновения, развития, путей профилак- ровать только как объект воспитательно-

тики и коррекции не просматривается го воздействия. В-третьих, явления со-

комплексного, системного подхода, учи- циальной и педагогической запущенно-

тывающего взаимодействие социальных, сти рассматриваются изолированно, то-

биологических и психологических фак- гда как в реальной жизни развитие лич-

торов, а также системность и комплекс- ности, а следовательно, и его дисгармо-

ность самого феномена запущенности. нии, обусловлено взаимодействием раз-

Во-вторых, декларируя ребенка субъек- личных факторов, а сами аспекты запу-

щенности взаимосвязаны и взаимообусловлены. В-четвертых, слабо выражена возрастная специфика проявлений социально-педагогической запущенности, особенно в дошкольном и младшем школьном возрасте.

Отсутствуют научно обоснованные методы ее психологопедагогической диагностики и коррекции.

Наконец, недостаточно просматривается единство теоретико-методологических подходов в сфере диагностики, профилактики и коррекции социальнопедагогической запущенности в детском возрасте.

На наш взгляд, основаниями социально-педагогической запущенности в детском возрасте могут быть определяющие обстоятельства деформаций в развитии личности:

• обедненность, ущербность предметной и социальной среды, не обеспечивающей в полной мере социокультурное и психическое развитие ребенка;

• недостатки совместной деятельности и общения ребенка со взрослыми, особенно родителями, затрудняющие процессы его развития и социализации;

• нарушения целостности педагогического процесса, оказывающие дезинтегрирующее влияние на ребенка;

• недостатки обучения и воспитания, связанные игнорированием зоны актуального и ближайшего развития ребенка;

• преобладание в педагогическом процессе авторитарного, объектного отношения к ребенку, тормозящего его развитие как субъекта самосознания, деятельности и общения и препятствующего формированию его личностной активности;

• отсутствие индивидуально-личностного подхода к детям в процессе обучения и воспитания, не удовлетворяющее притязаниям каждого ребенка на признание и успех и пре-

пятствующее персонализации личности;

• дисгармонии психофизического развития различного генеза, обусловливающие несоответствие натурального и культурного рядов развития ребенка.

Нарушения нормального социогенеза личности вероятны, если:

— ребенку не удается адаптироваться в устойчиво значимой для него среде;

— он в силу ретардации психофизиологического развития не обнаруживает себя со стороны единства ин-траиндивидных, интериндивидных и метаиндивидных качеств, образующих его личность;

— референтные ребенку стабильные общности противоположны по своим социально-психологическим характеристикам и дезинтегрируют личность;

— внутренняя динамика развития личности неадекватна динамике развития общностей, в которые параллельно включен ребенок;

— в силу различных причин ребенок не в состоянии проявлять активное участие в воспроизводстве этих изменений.

Следовательно, можно выделить следующие исходные основания для определения сущности социально-педагогической запущенности.

Во-первых, характер социальной микросреды, в первую очередь воспитательного микросоциума (родители, воспитатели, учителя), создающий, либо не создающий условий для полноценной социализации и индивидуализации личности ребенка.

Он проявляется в индивидуально-личностных особенностях взрослых воспитателей, специфике воспитательно-образовательного процесса, отношении к ребенку. Во-вторых, характер взаимоотношений ребенка с окружающей социальной микросредой (педагоги, родители, сверстники), положительно или отрицательно влияющий на процессы иденти-

фикации и персонализации личности. Он результируется в первом рождении личности и концентрированно выражается в образе — Я ребенка.

В-третьих, характер активности ребенка во взаимодействии с социальной микросредой. Он определяет уровень развития личности как субъекта общения и деятельности.

В-четвертых, социально-педагогическая запущенность формируется при своеобразном сочетании названных факторов.

Отмеченные выше авторские позиции позволили по-новому рассмотреть феномен запущенности. Социальнопедагогическая запущенность есть состояние личности ребенка, которое проявляется в несформированности у него свойств субъекта деятельности, общения и самосознания и концентрированно выражается в нарушенном образе «Я».

Это состояние обусловлено социальнопедагогической ситуацией развития, характеризующейся неадекватной социальной активностью ребенка, с одной стороны, и дезинтегрирующим влиянием воспитательного микросоциума на процессы социализации и индивидуализации личности — с другой.

Социальная запущенность формируется под десоциализирующим влиянием соответствующего фактора, который, преломляясь в конкретной ситуации развития ребенка, вызывает определенные деформации в нем.

Основными проявлениями социальной запущенности в детском возрасте являются неразвитость социальнокоммуникативных качеств и свойств личности ребенка, его низкая способность к социальной рефлексии, трудности в овладении социальными ролями.

Педагогическая запущенность обусловлена прежде всего недостатками воспитательно-образовательной работы, следствием которых является несформи-рованность ребенка как субъекта учебнопознавательной, игровой и других видов деятельности. Ее проявлениями следует

считать труднообучаемость, трудновос-питуемость, т. е. собственно педагогическую трудность ребенка и низкий уровень его субъектности в учебнопознавательном процессе.

У дошкольников это выражается в неразвитости комплекса игровых способностей, недостаточной активности в игре, несформиро-ванности игровой рефлексии.

У младших школьников несостоятельность в учении демонстрируется как неразвитость учебно-познавательной мотивации, низкий уровень целенаправленности и осознанности учебной деятельности, недостаточная учебно-познавательная активность.

Социально-педагогическая запущенность в подростковом возрасте может быть рассмотрена как следствие объектной внутренней позиции личности подростка, представляющей собой особый тип взаимодействия различных систем отношений подростка (к себе, социуму, жизни), основными проявлениями которой являются: несформированность

Я-концепции, отраженное самоотноше-ние, внешний локус контроля и мотивации деятельности, отсутствие жизненных перспектив и потребности в достижениях, неразвитость субъектных свойств личности. Механизмом развития объектной внутренней позиции является воздействие неудовлетворенности стремления к принятию, страха быть отвергнутым на несформированность субъектных свойств личности подростка.

Социальный и педагогический аспекты запущенности взаимосвязаны и взаимообусловлены. Общесоциальные умения и навыки переносятся в деятельность игры и учения, определяя способы овладения последними.

Неуспешность в деятельности, необученность, необразованность, в том числе невладение знаниями социально-этического характера, влияют на уровень социального развития ребенка, его адаптацию в референтных группах.

Внешними причинами социальнопедагогической запущенности в детском возрасте являются дефекты семейного воспитания, на которые наслаиваются недостатки и просчеты в воспитательнообразовательной работе в детском саду и школе.

При этом нарушается целостность педагогического процесса, вызванная отсутствием взаимодействия воспитывающих сил, слабой преемственностью содержания, форм и методов работы с детьми.

Широкий спектр этих недостатков характеризуется дегуманизацией педагогического процесса и семейного воспитания.

Роль предрасполагающего фактора в возникновении и развитии запущенности детей могут играть индивидуальные психофизиологические и личностные особенности ребенка: генотип, актуальное состояние здоровья, доминирующие психоэмоциональные состояния, внутренняя позиция, уровень активности во взаимодействии с микросоциумом и др.

Ситуация развития запущенного ребенка оказывается неблагоприятной. Она складывается из пагубных для его развития сочетаний характеристик воспитательного микросоциума, воспитательно-образовательного процесса и внутренней позиции воспитанника, ими обусловливаемой.

Читайте также:  Принципы обучения

Механизм возникновения и развития социально-педагогической запущенности детей приводится в движение противоречием между потребностью ребенка стать личностью и возможностью ею стать.

В случаях социально-педагогической запущенности потребность ребенка в персонализации вступает в противоречие с нежеланием референтных для него общностей (сначала семьи, а затем групп сверстников в детском саду, школе) принимать проявления его индивидуальности, не соответствующие социальным нормам и ожиданиям.

Воспитательный микросоциум запущенного ребенка, характеризуемый по

параметрам личностных особенностей педагогов и родителей, психологической атмосферы в семье, детском саду и школе, отношений взрослых к ребенку, профессиональной и родительской компетентности, уровню социального развития воспитателей, можно считать фактором запущенности. Об этом свидетельствуют неразрешимые личностные проблемы и недостатки, эмоциональная нестабильность, тревожность и чувство вины, ги-персоциализированность и авторитаризм и связанные с ними низкий уровень эмпатии, отвержение воспитуемых, неспособных соответствовать эталону и выполнять социально или личностно желательные требования, поведенческая агрессия взрослых, преобладание функционально-ролевых моделей их взаимодействия с детьми. Отягчающим обстоятельством является идентичность характеристик педагогов и родителей.

Социально-педагогическая запущенность как устойчивое состояние обусловливает особенности личности запущенного ребенка, характеризующиеся дисгармоничностью психического развития, противоречивостью и неустойчивостью его личности, неразвитостью свойств субъекта общения, деятельности и самосознания и соответствующей им неадекватной активностью во взаимодействии с социальной микросредой.

Субъективно эти особенности личности переживаются запущенным ребенком как особый образ «Я» и выражаются в неадекватной самооценке и уровне притязаний, общей личностной тревожности и неудовлетворенности.

Главное противоречие запущенного ребенка это противоречие между его стремлением к принятию и признанию, успеху как базовой потребности личности и социальной дезадаптацией, неразрешимость которого, с одной стороны, вызывает внутреннюю и внешнюю конфликтность ребенка, компенсаторно-защитные реакции, а с другой — усугубляет его недос-

татки, приводит к возникновению комплекса неполноценности.

Комплексный и системный характер явления социально-педагогической запущенности требует соответствующих подходов к содержанию и организации ее профилактики и коррекции.

Эта особенность обусловливает единство и взаимосвязь названных процессов, предполагает параллельность в работе с запущенным ребенком и его микросоциумом, сочетание групповых и индивидуальных форм работы, ее психологических и педагогических методов.

Комплексный подход к указанному процессу подразумевает комплексное воздействие на личность запущенного ребенка: его самосознание, деятельность, общение, затрагивает мотивационно-потребност-ную, эмоционально-волевую, интеллектуальную и поведенческую сферы личности.

Целью системы ранней профилактики и коррекции социально-педагогической запущенности детей является изменение социальной ситуации развития ребенка и гармонизация его личности.

Предметом специальной ранней профилактики (или параллельной коррекции) являются личностные особенности педагогов и родителей, психологическая атмосфера в семье, группе детского сада, школьном классе, отношение к детям, профессиональная и родительская ком-

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

петентность, социальное развитие субъектов воспитания. Предметом специальной ранней коррекции являются особенности личности социально и педагогически запущенного ребенка, его деятельности и отношений с окружающими.

Субъектами системы ранней профилактики и коррекции запущенности являются практические психологи, воспитатели детского сада, учителя начальных классов.

В определенных ситуациях ими становятся родители, референтная детская группа и сам ребенок как носитель субъектных свойств и социальной активности по мере их развития.

Необходима ранняя комплексная психолого-педагогическая диагностика, предполагающая всесторонний и углубленный анализ личности ребенка, направленный на выявление присущих ей положительный сторон и недостатков, их причин, связанных с воспитательным микросоциумом.

Задачи ранней диагностики социально-педагогической запущенности обусловлены необходимостью определения наличия рассматриваемого состояния; уровня деформации личности и характера дисгармоний ее развития; прогнозирования дальнейшего развития ребенка как субъекта деятельности, общения и самосознания; выявление путей и способов профилактики и коррекции, изучение их эффективности.

1. БУЛЫГИНА, А. В. Формирование субъектных компонентов самосознания подростков как фактор профилактики и коррекции социально-педагогической запущенности : дис. … канд. психол. наук / А. В. Булыгина. — Казань, 2003.

2. КУРМАНОВА, Н. С. Психологическая коррекция детско-родительских отношений социально и педагогически запущенных подростков : дис. … канд. психол. наук / Н. С. Курманова. — Казань, 2003.

3. ОВЧАРОВА, Р. В. Социально-педагогическая запущенность детей и подростков / Р. В. Овча-рова. — Курган : Изд-во Курганского госуниверситета, 2009.

Получено 19.03.09 © Овчарова Р. В., 2010

Источник: https://cyberleninka.ru/article/n/problema-diagnostiki-i-korrektsii-sotsialno-pedagogicheskoy-zapuschennosti-detey-i-podrostkov

Педагогически запущенные дети

Педагогическая запущенность – это устойчивое отклонение от нормы в нравственном сознании и поведении детей и подростков, обусловленные отрицательным влиянием среды и ошибками воспитания.

Педагогическая запущенность заключается в неразвитости, необразованности и невоспитанности ребенка, отставаниях его развития от собственных возможностей, вызванных педагогическими причинами и подвергающихся коррекции педагогическими средствами.

Структура педагогической запущенности

Педагогическая запущенность включает в себя 3 компонента:

  1. Отклонения от нормы в поведении и учебной деятельности (неумелость, неуспешность, затрудненность), обусловленные тем, что индивидуальный опыт (житейские и другие навыки, знания и умения и их применение) этих детей неполноценны, искажены, противоречивы.
  2. Отставание в развитии памяти, мышления, воображения,  эмоционально-волевых, нравственных свойств, черт и качеств личности. На эти отставания наслаиваются некоторые возрастные особенности — обостренное  самолюбие, неустойчивость настроения, быстрая утомляемость, конфликтность.
  3. Отклонения, искажения и противоречия в отношениях педагогически запущенных к себе и своим возможностям, сверстникам, учителям, родителям, окружающим явлениям. Все это значительно затрудняет и искажает их учебную деятельность и поведение. Не случайно учителя определяют педагогическую запущенность как неподготовленность к школе, неразвитость, невоспитанность.

Проявления педагогической запущенности

Педагогическая запущенность имеет свои особенности на каждом возрастном периоде: педагогическая запущенность закладывается как фундамент еще в дошкольном возрасте, проявляется на поведенческом уровне, приобретает новообразования дидактического уровня в младшем школьном возрасте, переходит в социально-педагогическую в подростковый период, и если не будут предприняты какие-либо меры по ее преодолению, то она прогрессирует и переходит на более серьезную стадию, на которой закрепляются отрицательные черты личности.

Во всех возрастных группах педагогическая запущенность детей выражается в отклоняющемся поведении. Отклоняющееся поведение – это поведение, противоречащее принятым в данном обществе правовым, нравственным, социальным и другим нормам и рассматриваемое большей частью членов общества как предосудительное и недопустимое.

Работа педагога-психолога с педагогически запущенными детьми

Прежде всего задача психолога состоит в том, чтобы в каждом конкретном случае выявить причины отклоняющегося поведения. В ходе решения этой диагностической задачи необходимо в первую очередь выделить те случаи анти- и асоциального поведения, которые имеют патопсихологическую природу.

Исследования показывают, что многие виды психических заболеваний проявляются в школьных возрастах именно в хулиганстве, различных формах отклоняющегося поведения. Такие случаи, которые внешне проявляются как трудновоспитуемость, по существу относятся к области медицины.

В остальных случаях, как правило, педагогическая запущенность возникает под влиянием социальных факторов.

Социальные факторы педагогической запущенности

  1. Решающее влияние на психическое развитие ребенка, его последующее поведение, отношения, общение с окружающими оказывается психологический микроклимат семьи.

    Там, где нет взаимной любви, доверия, привязанности, дружбы между родителями и детьми, дети растут тревожными, раздражительными, непослушными, дисгармоничными, жесткими и замкнутыми, несмотря на внешнюю тишину и порядок в семье.

    Примером в данном случае может служить преимущество материальных благ над духовными, деловой занятости родителей над воспитанием и общением с ребенком.

    Социальная позиция членов семьи, социальная обстановка, которая в ней царит, существенна тем, что в ней формируется тот первичный социальный опыт ребенка, на основе которого он потом воспринимает и оценивает окружающую действительность, формируется его избирательное отношение к влияниям жизни.

  2. Особенности взаимоотношений с учителями, который предъявляет требования по отношению запущенному ребенку в связи с их невыполнением, стыдит его перед всем классом, «засыпает» «двойками», ученик еще больше замыкается в себе, а его протест приобретает демонстративный характер.
  3. Следующий фактор может быть обусловлен предыдущими.

    Отношение учителя к педагогически запущенному ученику порождает неблагополучное положение в классном коллективе.

    Постоянные конфликты с учителями, разрыв дружеских отношений с одноклассниками создают душевную пустоту и чувства одиночества, заброшенности, которые побуждают педзапущенного пропускать занятия, искать поддержки, утешения и самоутверждения в асоциальных «дворовых» группировках.

Таким образом, традиционно причины педагогической запущенности ищут, выясняя особенности семейного окружения, работы школы, влияния «улицы», неформальных групп. Для психолога первоочередное значение должна иметь собственно психологическая диагностика.

Так, например, важно не просто определить и зафиксировать участие подростка в некотором неформальном объединении, но выяснить, какие потребности он удовлетворяет при этом: хочет ли он самоутвердиться или почувствовать защищенность в группе, реализовать мотивацию дружеского общения или удовлетворить потребность в алкоголе, наркотиках. Чрезвычайно важно проследить путь, который привел подростка в данную группу, причем здесь также важен психологический аспект. Необходимо выяснить и субъективное отношение подростка к себе, своему поведению, окружению. О значимости последнего говорят, в частности, данные американского психолога Карла Роджерса, который показал, что среди факторов, влияющих на прогноз будущего поведения несовершеннолетних правонарушителей (психологическая атмосфера в семье, условия школьного обучения, степень влияния знакомых, физическое развитие, наследственность и т. п.), наиболее весомым оказывается фактор самопознания – четкости и реалистичности осознания себя и своего окружения.

Психологическая помощь педагогически запущенным детям

Для психологической коррекции педагогической запущенности можно применить следующую программу организации индивидуальной работы, состоящую из трех основных направлений помощи:

  1. Изменение условий семейного воспитания ребенка:
    • повышение психолого-педагогической грамотности родителей, культуры взаимоотношений;
    • создание воспитывающих ситуаций в семье, активное включение родителей в воспитательный
      процесс;
    • индивидуальные консультации, помощь родителям в воспитании положительных и преодолении отрицательных качеств ребенка;
    • контроль за организацией нормального режима для ребенка, устранение его безнадзорности;
    • помощь в организации разумной деятельности ребенка (игра, труд, творчество, познание окружающего мира), его общения в семье;
    • меры по устранению нарушений семейного воспитания, восстановлению воспитательного
      потенциала семьи.
  2. Совершенствование воспитательно-образовательной работы с классом:
    • коррекция отношения педагога к ребенку, рекомендация методов работы с ним, использование методики позитивного стимулирования ребенка, снятие психологических перегрузок;
    • гуманизация межличностных отношений в детском коллективе, создание благоприятного психологического микроклимата в классе, способствующего эмоциональному комфорту всех детей;
    • рационализация воспитательно-образовательной работы в классе;
    • взаимодействие учителей и родителей в педагогическом процессе.
  3. Помощь ребенку в личностном росте:
    • организация психологического обследования ребенка и оказание ему необходимой психологической помощи;
    • индивидуальная работа по сглаживанию недостатков интеллектуальной, нравственной, эмоционально-волевой сфер;
    • включение ребенка в активную деятельность на основе использования его положительных интересов и склонностей;
    • преодоление демотивированности, негативной мотивации учения;
    • организация успеха ребенка в усвоении школьной программы;
    • руководство общением ребенка со сверстниками на основе опоры на положительные качества личности;
    • работа по формированию мотивации достижений.

Одним из условий эффективности коррекционной работы является установление доверительных отношений с ребенком, сотрудничество, желание ребенка поменять что-то в своей жизни к лучшему и вера в то, что это возможно.

Источник: https://psy-diplom.ru/shpargalki/pedagogicheski-zapuschennye-deti/

Ссылка на основную публикацию