Дополнительное образование детей

Дополнительное образование детей

8100 (93 за неделю) / 01.11.16 09:00

Понятие дополнительного детского образования появилось в 90-е годы прошлого века и отражено в принятом тогда законе об образовании.

В него входит поэтапный, систематизированный, целенаправленный процесс воспитания и обучения школьников с использованием дополнительных программ.
Дополнительное образование детей (ДОД) при этом стало обязательным компонентом общего образования.

Но его особенностью является то, что разные виды ДОД соответствуют наклонностям, интересам и целям каждого учащегося.

История появления ДОД

Долгие годы в нашей стране действовали многие элементы дошкольного образования в качестве внешкольного обучения.

Различные секции, кружки, мастерские, клубы и летние оздоровительные учреждения существовали ещё в 19 веке. Есть они и в настоящее время, но их особенности и функции неоднократно менялись.

Поэтому сегодня различные формы внешкольного обучения и дополнительное образование детей – понятия хоть и близкие, но различающиеся.

Виды учреждений ДОД

На данный момент существуют четыре варианта организации дополнительного образования.

  • Случайный набор в общеобразовательной школе кружков и секций, не составляющих единую структуру. Их работа зависит лишь от кадров и материальной базы. Эта модель наиболее распространена на территории России.
  • Объединение секций общей направленности, которое часто становится частью школьного базового образования.
  • Поддержание тесной связи и разработка совместной программы работы между общеобразовательной школой и центрами детского творчества, спортивными и музыкальными школами, театрами, музеями и т. д.
  • Наиболее эффективная концепция развития дополнительного образования детей предполагает образование учебно-воспитательных комплексов, в которых общее образование гармонично сочетается с дополнительным.

Программы дополнительного образования

Подобные программы каждое учебное заведение разрабатывает самостоятельно. За основу оно может взять типовую программу, разработанную государственным органом и сориентированную на стандарты дополнительного образования.

Если учебное учреждение включает в разрабатываемую программу элементы военной подготовки, то её нужно согласовать с властными структурами, имеющими соответствующие полномочия от правительства.

Создавая подобную программу, образовательное учреждение в процессе её реализации может само определять содержание курса, форму проведения и продолжительность занятий.

Необязательно, чтобы реализацией таких программ занимались сами общеобразовательные учреждения, но она может происходить в самостоятельных центрах (студиях, клубах, станциях, дворцах), которые специализируются на дополнительном обучении школьников разного возраста.
При реализации программы дополнительного детского образования учреждение должно следовать определённым принципам:

  • родители или дети могут сами выбирать как учреждения, так и сами программы дополнительного образования, ориентируясь на интересы и способности ребёнка;
  • ребёнку необходимо предложить на выбор несколько подобных программ;
  • педагоги, реализуя программы дополнительного образования, должны сохранить психическое и физическое здоровье учеников;
  • во время обучения индивидуальные особенности учеников должны развиваться;
  • занятия должны протекать на фоне творческого взаимодействия учеников с педагогами;
  • процесс реализации таких программ должен протекать непрерывно, должна соблюдаться их преемственность, а при необходимости их было бы возможно корректировать.

Благодаря этому каждый ученик получает право на получение полноценного дополнительного образования, способствующего развитию его личности, и подталкивающего ребёнка к познанию и творческой деятельности.

Основные функции и цели ДОД

Независимо от формы реализации ДОД, его цели направлены на воспитание в каждом школьнике всесторонне развитой, полноценной личности, творчески и профессионально реализованной. Обучение в границах ДОД не принудительное, что можно считать его большим достоинством.
Основные задачи:

  • формирование и последующее развитие разных детских творческих способностей;
  • воспитание таких моральных качеств, как духовные ценности, уважение к старшим, любовь к труду, патриотизм;
  • обучение культуре общения и прочих коммуникативных навыков: умения поддержать беседу, вежливости, уважения к собеседнику, способности прислушиваться к замечаниям и принимать критику;
  • помощь детям в выборе профессии и возможность развития приобретённых навыков;
  • удовлетворение культурных и коммуникативных потребностей школьников;
  • физическое развитие;
  • ограждение школьников от агрессивного и пагубного воздействия общества.

Из задач и целей дополнительного образования детей логически вытекают и его основные направления. Для всестороннего развития учеников, их последующей личностной и профессиональной реализации важно любое направление дополнительного образования.
Современная педагогика насчитывает шесть таких направлений:

  1. Социально-педагогическое, включающее в себя работу с одарёнными детьми, волонтёрство, уход за людьми, требующими специального обращения.
  2. При художественном направлении активно развиваются задатки творчества у детей – способностей к литературному труду, изобразительному искусству и т. д.
  3. Техническое направление подготавливает школьников к соответствующим профессиям.
  4. Туристическо-краеведческая ветвь предназначена для детей, стремящихся к изучению родного края и путешествиям.
  5. Естественнонаучное направление, делающее уклон на изучение химии, физики, биологии и прочих естественных наук.
  6. Спортивно-физкультурная ветвь, направленная на физическое развитие (сила, выносливость, ловкость, гибкость).

Каждое из этих направлений способно реализовать в полной мере цели и основные функции, предписанные дополнительному детскому образованию.

Вполне естественно, что ДОД реализуется в давно ставшей привычной для детей, родителей и педагогов факультативной форме, а также в виде различных спортивных секций, творческих кружков, танцевальных студий, выездных и пришкольных детских лагерей.

Организация ДОД

Дополнительное образование детей является очень важным и актуальным вопросом, которому обязан уделять достаточно внимания любой педагог.

И хотя о его важности написано и сказано очень много, но, к сожалению, большинство педагогов продолжают недооценивать ДОД, даже при том, что универсальные методы обучения, основные разновидности деятельности структур, направленных на ДОД, и основные преследуемые цели прописаны в российском законодательстве.


Особенно должны быть интересными новинки, появляющиеся в дополнительном детском образовании и касающиеся не только методов воспитания и обучения, но и деятельности самих школьников. Ведь и педагогика, как гуманитарная наука, не прекращает своего развития.

Непрекращающийся технический прогресс вызывает появление новых профессий, поэтому и система ДОД не должна отставать и развиваться, удовлетворяя потребности обучения детей.
Независимо от того, какие аспекты обучения претерпевают изменения, они обязательно отслеживаются. Такой мониторинг ДОД чрезвычайно важен и делается для того, чтобы мгновенно улавливать новые тенденции, одновременно отслеживая поведение детей в рамках любой из программ ДОД.

Образование и дополнительные человеческие возможности

Свой потенциал, таланты и способности человек может раскрыть в любом возрасте. В секциях и творческих коллективах формируется среда по интересам. Например, в спортивных секциях для большинства людей может быть вполне доступная организация свободного времени.

В процессе участия в соревнованиях и улучшения результатов человек может раскрыть свои спортивные таланты.
К сфере дополнительного образования следует отнести и специализированные курсы, посвящённые повышению квалификации.

В домах творчества нет ограничений посетителей по возрасту. Достаточно часто случается, что человек всю жизнь работает по какой-то специальности, а выйдя на пенсию, неожиданно открывает в себе новые способности.

А дополнительное образование лишь расширяет человеку свободу выбора, помогает более полной реализации.
 

Источник: http://blogs.bebeshka.info/razvitie-i-obuchenie/dopolnitelnoe-obrazovanie-detey

Дополнительное образование: что оно дает? :

В соответствии с Конституцией Российской федерации каждый гражданин имеет право на обучение. Система бесплатного образования, которая гарантирована государством, включает три уровня: дошкольное, среднее и высшее. Но этого бывает недостаточно.

Дополнительное образование существует как система удовлетворения потребностей граждан в определенных программах, объем которых выходит за пределы государственных стандартов.

Эта форма обучения может предлагаться как на платной, так и на бесплатной основе.

Что такое дополнительное образование

Существуют определенные стандарты обучения, цель которых — предоставить одинаковый объем и качество базовых знаний, которые необходимы для жизни в обществе.

Однако у каждого свои потребности в знаниях и возможности их удовлетворения.

Именно для тех людей, у которых потребности в познании выходят за общие стандарты либо ими не предусмотрены, предлагаются разные возможности получить дополнительное образование.

Какие существуют дополнительные формы обучения?

Для получения образования, выходящего за пределы основного, существуют государственные учреждения дополнительного образования:

  • Дома творчества.
  • Клубы по месту жительства.
  • Кружки, студии, ансамбли и другие формы творческой деятельности.
  • Курсы повышения квалификации.
  • Высшие учебные заведения.

Негосударственное дополнительное образование — это частные школы, курсы и творческие коллективы, прием в которые осуществляется на платной основе. Негосударственные, некоммерческие организации, существующие на базе благотворительности, также часто не взимают плату за обучение.

Принцип дополнительного образования — свободный выбор

Каждый человек, и ребенок, и взрослый, может выбрать любую форму деятельности в той сфере, которая его интересует.Часто дополнительные возможности проявляются как хобби. Говорят, что в счастливой жизни совпадают хобби и работа.

В сообществах, организованных по принципу свободного выбора, будь то студия, творческий или образовательный коллектив, собираются увлеченные одной деятельностью люди.

Создается творческая атмосфера, позволяющая развивать и совершенствовать таланты людей.

Дополнительное образование детей создает лучшие условия для раскрытия их творческого потенциала. Поскольку основано на желании и потребностях ребенка.

Художественное творчество, мастерские, школы изобразительного искусства создают условия не только для получения дополнительных знаний детьми, но и определенную систему роста и проявления различных успехов.

Соревнования, фестивали, конкурсы дают возможность личности быть замеченной и получить первые знаки признания востребованности его таланта.

Система дополнительного обучения

Свобода выбора и самовыражения не означает стихийности дополнительного образования. Что это означает? Оно базируется на определенной системе и оформляется как программа дополнительного образования.

Любое обучение должно быть целесообразной деятельностью. Программой образования и ставится цель, а также определяются задачи и методы ее достижения.В процессе обучения дополнительное образование детей помогает им овладеть определенными навыками и умениями.

Степень владения ими и результаты деятельности представляются на творческих выставках и иных мероприятиях.

Если программа дополнительного образования успешно выполнена, обучающийся, как правило, получает определенный сертификат либо создает творческий проект, продукт своей деятельности.

Образование и дополнительные возможности человека

Раскрытие своего потенциала возможно в любом возрасте. Творческие коллективы и секции формируют среду людей по интересам. Например, спортивные секции — как правило, доступная для любого человека форма организации свободного времени. Участие в различных соревнованиях и достижение результатов дает шанс раскрыть свои спортивные данные.

Путь в профессиональный спорт, как правило, начинается именно в системе дополнительного образования.Получить первое высшее профессиональное образование бесплатно имеет право каждый гражданин. Как, впрочем, в последующем он может получить любое количество специальностей на платной основе.

Специализированные курсы, повышение квалификации — все это относится к сфере дополнительного образования.

В любом возрасте человек может раскрывать свои таланты и способности. Дома творчества не ограничивают людей по возрасту. Известно много случаев, когда человек, всю трудовую жизнь отработав по одной специальности, после выхода на заслуженный отдых раскрывает в себе новые таланты.

Дополнительное образование — это свобода выбора человека с целью его самореализации в жизни.

Источник: https://www.syl.ru/article/162978/new_dopolnitelnoe-obrazovanie-chto-ono-daet

Дополнительное образование детей

В настоящее время родители сталкиваются с тем, что без дополнительного образования ребенок не может поступить в престижную школу или ВУЗ. Привычной школьной программы для этого недостаточно. В принципе, дополнительные образовательные программы для детей следует вводить еще в детском саду, чтобы привить ребенку привычку к постоянным дополнительным занятиям.

Читайте также:  Средства обучения в педагогике

Зачем нужно современное дополнительное образование детей?

Дополнительным образованием называют сферу получения знаний и навыков за пределами обязательного государственного стандарта, которое должно удовлетворять разнообразные интересы ребенка.

Основными направлениями дополнительного образования детей и молодежи являются:

  • научно-техническое;
  • художественно-эстетическое;
  • спортивное;
  • физкультурно-оздоровительное;
  • эколого-биологическое;
  • военно-патриотическое;
  • социально-педагогическое;
  • экономико-правовое;
  • культурологическое;
  • туристско-краеведческое.

Это далеко не полный список интересов детей и родителей. Развитие дополнительного образования детей, прежде всего, связано с возможностями края, а также, организацией дела администрацией учебных заведений.

В задачи дополнительного образования детей дошкольного возраста и школьного входит гармоничное соединение общего образовательного стандарта с созданием необходимых условий для формирования творческой личности. Основной упор при этом делается на защиту права ребенка на самоопределение и саморазвитие.

Проблемы дополнительного образования детей и молодежи

Одной из основных проблем системы дополнительного образования детей дошкольного и школьного возраста становится неподготовленность педагогов.

Существует определенный психологический барьер, который мешает учителям относиться к дополнительному образованию, так же, как и к общему стандарту.

Как правило, школьным педагогам довольно сложно сломать привычные стереотипы и относиться к ребенку, как к равному.

Поэтому, в большинстве случаев, дополнительные занятия проходят в назидательной форме, практически ничем не отличающейся от школьных уроков. Кроме того, препятствием к широкому развитию дополнительного образования в детских садах и школах служит недостаточная материальная база. Зачастую, в местном бюджете нет средств для оплаты внеурочных занятий.

В этом случае, родители вынуждены обращаться в частные организации, отдавая немалые деньги, чтобы любимое чадо получило желаемое образование. Правда, высокая оплата не означает гарантию качества. Педагоги частного центра обучались в тех же государственных структурах и методы их работы мало отличаются от общеобразовательных.

Виды учреждений дополнительного образования детей

Сегодня различают четыре вида организации дополнительного образования.

  1. Набор случайный секций и кружков в общеобразовательной школе,не объединенных в общую структуру. Работа секций зависит только от материальной базы и кадров. Данная модель является наиболее распространенной на территории РФ.
  2. Секции объединены общей направленностью работы. Нередко, данное направление становится частью базового образования школы.
  3. Общеобразовательная школа поддерживает тесную связь с центрами детского творчества, музыкальной или спортивной школой, музеем, театром и прочими. Разрабатывается совместная программа работы.
  4. Наиболее эффективны учебно-воспитательные комплексы с гармоничным сочетанием общего и дополнительного образования.

Источник: https://womanadvice.ru/dopolnitelnoe-obrazovanie-detey

Что такое дополнительное образование детей дополнительное образование

Что такое дополнительное образование детей?

«дополнительное образование» «Дополнительное образование – специфическая органическая часть системы общего и профессионального образования, представляющая собой процесс и результат формирования личности ребенка в условиях развивающей среды, предоставляющая детям интеллектуальные, психолого-педагогические, образовательные, развивающие и другие услуги на основе свободного выбора и самоопределения» (Скачков А. В. ). «Дополнительное образование детей – это особая подсистема общего образования, обеспечивающая развитие интересов и способностей личности, ее индивидуальный образовательный путь на основе свободного выбора содержательной, культуросообразной деятельности, которая не ограничивается рамками образовательных стандартов и формами традиционной внеурочной и внешкольной работы» (Грибов Д. Н. ). «Дополнительное образование детей – один из аспектов вариативного образования. Главная цель этого образования – расширить и углубить базовое образование, развить способности и дарования детей, удовлетворить образовательные потребности социума. Дополнительное образование реализует образовательные функции в форме интеллектуальных, психологопедагогических услуг в условиях свободного времени детей» (Фунникова Н. И. ). «Дополнительное образование школьников – самостоятельный, самоценный, личностно ориентированный вид образования, способный к удовлетворению индивидуальных образовательных и творческих потребностей личности, к активному участию в решении социокультурных проблем региона» (Чернова Н. И. )

Дополнительное образование детей – это особая подсистема общего образования, обеспечивающая развитие интересов и способностей личности, ее индивидуальный образовательный путь на основе свободного выбора содержательной деятельности, которая не ограничивается рамками образовательных стандартов и формами традиционной внеурочной и внешкольной работы.

Общее образование Дополнительное образование Образовательно -культурный досуг Профессиональное образование

Дополнительное образование может дополнять три обозначенные сферы по-разному: оно может расширять предметные знания, добавлять новые компоненты; оно может увеличивать «вооруженность» личности, оснащая человека новыми средствами познания, труда и общения; оно способно усиливать мотивацию образовательной деятельности, вызывая необходимость личности полнее проявить себя.

Цель и задачи дополнительного образования детей цель дополнительного образования детей развитие мотивации детей к познанию и творчеству, реализация дополнительных образовательных программ и услуг в интересах личности, общества, государства. Это — вариативная цель в системе образования, которая определяется не столько социальным заказом, сколько индивидуальными потребностями, интересами детей, родителей, семьи и т. д. См. Типовое положение об образовательном УДОД.

Практические задачи дополнительного образования детей Законом РФ «Об образовании» и Типовым положением об образовательном учреждении дополнительного образования детей № 223 от 7 марта 1995 г.

определены, как: «обеспечение необходимых условий для личностного развития, укрепления здоровья, профессионального самоопределения и творческого труда детей преимущественно от 6 до 18 лет; адаптация их к жизни в обществе; формирование общей культуры; организация содержательного досуга».

Главная функция УДОД – образовательная.

В настоящее время система дополнительного образования детей развивается по следующим основным направлениям: художественно-эстетическое; научно-техническое; эколого-биологическое; физкультурно-оздоровительное; туристско-краеведческое; военно-патриотическое; социально-педагогическое; социально-экономическое; естественнонаучное; спортивно-техническое; культурологическое. Методических рекомендациях Министерства образования Российской Федерации «Организация и содержание аттестации образовательных учреждений дополнительного образования детей» (письмо Минобразования России от 29. 11. 99 № 24 -51 -1133/13)

Внешкольная работа добровольно-принудительный принцип политизирована, пронизана идеологическими штампами воспитательная направленность социально-педагогическая направленность ДОД Добровольное Доступное Свобода выбора Индивидуальное Целевое Вариативное Нет стандартов!!!! Реализация ДО программ!!!!! Выход на результат!!! Сочетание организации досуга с различными формами образовательной деятельности Общее: Организация содержательного досуга (свободного времени) Создание условий для творческого развития Связующее звено: ФАКУЛЬТАТИВЫ, КУРСЫ ПО ВЫБОРУ, НАУЧНЫЕ ОБЩЕСТВА, которые в зависимости от целей и задач можно отнести в любую область

Специфика дополнительного образования детей заключается в органическом сочетании различных видов организации досуга детей с разнообразными формами именно образовательной деятельности. ДО ведется по конкретным образовательным программам, как и любой другой тип образования, и предполагает выход на конкретный образовательный результат.

Прежняя система предполагала лишь воспитание, не декларируя при этом обучения и развития: знания, которые дети получали в кружке, считались малозначимыми.

Внешкольное учреждение педагогическая система: Предполагает взаимодействие педагога и ребенка Учреждение ДОД образовательная система: Предполагает взаимодействие педагога и ребенка и обязательный выход на образовательный результат

Дополнительное образование детей как педагогическое явление обладает целым рядом качеств, которых нет (или они слабо выражены) у основного: — личностная ориентация образования; — профильность; — практическая направленность; — мобильность; — многофункциональность; — разноуровневость; — разнообразие содержания, форм, методов образования как следствие свободы педагога, работающего в такой системе; — индивидуализация методик образования как необходимое условие спроса; -реализация воспитательной функции обучения через активизацию деятельности учащихся; — реализация ориентационной функции через содержание учебного материала.

Дополнительное образование организует: введения профильного обучения на старшей ступени общего образования предпрофильных курсов (ориентационных, ознакомительных), позволяющих девятиклассникам составить представление о различных профессиональных сферах и определиться относительно будущего профиля обучения в старшей школе, элективных курсов (курсов по выбору) в составе того или иного избранного школой профиля. дополнительные образовательные программы могут выступить в роли факультативных курсов, стать прямым продолжением базовых образовательных программ и дать при этом детям необходимые для жизни практические навыки. Многообразие видов деятельности, предлагаемых современным дополнительным образованием, может стать реальной основой организации «школы полного дня» – перспективной идеи

Специфика и своеобразие дополнительного образования детей заключается в органическом сочетании различных видов организации досуга детей с разнообразными формами именно образовательной деятельности. ДО Образовательный блок Культурнодосуговый блок

Типы досуговых программ разовая игровая программа, не требующая предварительной подготовки участников; конкурсная игровая программа по заданной тематике с предварительной подготовкой участников (КВН, «Брейн-ринг» , «Турнир» и т. п.

); праздник: фестивали детского творчества, слеты, театрализованные представления, тематические недели и дни, смотры, конкурсы, концерты, приветствия, утренники, линейки, презентации, церемонии, художественные программы, творческие отчеты и др. (см. о многообразии праздничных форм: Городская открытая комплексная программа «Праздники Детства» / Рук. автор.

коллектива А. С. Фролов. — М. : МГДД(Ю)Т, 2002, с. 6); игра-спектакль с включением игр, аттракционов для зрителей; длительная досуговая программа, состоящая из ряда этапов (например, игра-путешествие, программа детского летнего лагеря).

Все культурно-досуговые программы нацелены не только на наполнение детского досуга социально-значимым смыслом, но и на формирование у самих детей практических навыков содержательного проведения своего собственного свободного времени и досуга своих сверстников.

Следует помнить о том, что дополнительное образование детей предполагает, прежде всего, реализацию образовательной дополнительной программы по конкретному направлению деятельности или области знаний.

Занятие Урок основная форма образ. процесса в УДОД школе с группой детей (переменный или с классом, постоянный состав (25 постоянный состав 10 -15 чел. ) чел) продолжительность 2 -3 часа продолжительность 45 мин.

Добровольность Обязательность Возможность выбора педагога, Невозможность выбора программы, программы педагога Возможность освоения программы в Жесткий результат индивидуальном темпе Коллективная работа Привлекательный результат Взаимодействие педагога и ребенка Самостоятельная работа регламентированные отношения Взаимодействие педагога и ребенка Обучение!!! — общение Развитие!!! Объект и субъект УВП – ребенок Обучение, воспитание и развитие Использование разнообразных методов Выход на результат

Важно помнить, что: дополнительное образование ведется по специально разработанным в соответствии с определенными требованиями образовательным программам по конкретным направлениям деятельности; дополнительное образование имеет свои особые технологии; дополнительное образование предусматривает выход на запланированный результат.

Особенности дополнительного образования детей. 1. 2. 3.

Всеохватно по своему содержанию – нет стандарта содержания, но должен быть стандарт условий! В ДО реализуется право ребенка на овладение знаниями и умениями в индивидуальном темпе и объеме, на смену предмета и вида деятельности, объединения и даже педагога.

Дополнительное образование – образование доступное и добровольное. Здесь могут заниматься любые дети – «обычные» , еще не нашедшие своего особого призвания; одаренные; «проблемные» – с отклонениями в развитии, в поведении, детиинвалиды.

Особенности дополнительного образования детей. 4. 5. 6.

Дополнительное образование осуществляется круглогодично ( «образование без каникул» ), поскольку в летний период в его рамках организуются профильные лагеря и школы, экспедиции и поисковые отряды, самостоятельная исследовательская, творческая деятельность детей с последующими отчетами перед коллективом объединения по интересам в начале нового учебного года. Этим обеспечивается отсутствие строго фиксированных сроков завершения его этапов и последовательность перехода образовательного процесса из одной стадии в другую. Занятия здесь возможны практически с любого возраста (от 3 до 18 лет), при любом уровне предшествующей подготовки ребенок может включиться в интересующее его направление деятельности. Заниматься здесь – никогда не поздно, и это делает данную сферу существенным фактором непрерывного образования личности. Динамичное реагирование дополнительного образования на изменяющиеся потребности детей обусловливает личностную значимость предлагаемого ребенку содержания образовательных программ.

Читайте также:  Система образования

Источник: http://present5.com/chto-takoe-dopolnitelnoe-obrazovanie-detej-dopolnitelnoe-obrazovanie/

Особенности системы дополнительного образования детей

Система дополнительного образования детей – особый вид образования, направленный на всестороннее развитие интеллектуальных, духовно-нравственных, физических и профессиональных потребностей ребенка. В учреждениях дополнительного образования занимаются дети в возрасте от 5 до 18 лет. Рассмотрим, что собой представляет такая система образования, каковы ее особенности.

Современная система дополнительного образования детей

Развитие системы дополнительного образования детей началось в России в конце 19 века. Именно в то время стали возникать первые мастерские, клубы, кружки, летние оздоровительные лагеря, дневные приюты для детей.

На уровне государства развитие системы дополнительного образования детей началось в самом конце 1917 года.

Только к 1940 году было создано почти 2 тысячи внешкольных учреждений, которые находились в ведении министерств просвещения, культуры и путей сообщения.

Постепенно система дополнительного образования стала эффективным преемником внеклассной и внешкольной работы. Она является базисом дополнительного образования детей.

Основная цель современной системы дополнительного образования детей – создание методических и технических возможностей для получения знаний, а также условий для творческого развития ребенка.

Современная система дополнительного образования кроме традиционных форм включает в себя новые методы. Все более популярными становятся авторские программы развития и дополнительного образования, новейшие методики занятий.

Структуры системы дополнительного образования формируют у детей самосознание, ощущение ценности личности, самостоятельность и уверенность в своих силах. Занимаясь дополнительным образованием, ребенок развивает интересы, удовлетворяет творческие потребности, усваивает знания в том объеме и темпе, которые позволяют его индивидуальные особенности.

Система дополнительного образования включает в себя шесть направлений:

  • техническое творчество, в том числе, робототехника;
  • естественнонаучное, в частности и эколого-биологическое;
  • художественное;
  • туристско-краеведческое;
  • физкультурно-спортивное;
  • социально-педагогическое (волонтерство, работа с детьми с особенными потребностями или с одаренными детьми).

На сегодняшний день около 35% школьников занимаются разными видами образовательной деятельности в свободное время. В большей степени учреждениями данного типа пользуются дети подросткового возраста, от 11 до 15 лет.

Воспитательная система дополнительного образования детей

В первую очередь дополнительное образование детей любого направления преследует воспитательную цель. Основное внимание уделяется гармоничному развитию ребенка, повышению его нравственности и духовности.

Ведущими воспитательной системы дополнительного образования детей являются следующие принципы:

  • Гуманизация – утверждает ценность, неповторимость и уникальность каждого ребенка, его право на творческое самовыражение.
  • Индивидуализация – обеспечение максимального развития личности при сохранении индивидуальности обучающегося.
  • Валеологическая направленность – подразумевает сохранение здоровья ребенка.
  • Уважительное отношение – обеспечивает воспитание достоинства учащегося.
  • Культуросообразность – означает воспитание детей на принципах общечеловеческих ценностей, учитывая национальные традиции региона проживания.
  • Интеграция – сочетание образовательной, социокультурной и воспитательной деятельности.
  • Активное освоение среды.

Можно выделить основные воспитательные задачи системы дополнительного образования:

  • Развитие творческих способностей ребенка и формирование у него потребности в самореализации посредством творчества.
  • Сформировать и поддержать у ребенка чувство собственного достоинства и уважения к окружающим людям.
  • Заложить базовые основы культуры и сформировать начало ценностного отношения к общепринятым нормам культурной жизни общества.
  • Привить основы формирования гражданской позиции у ребенка.

Педагоги отмечают большое значение системы дополнительного образования в развитии многогранной личности. Такой вид воспитания побуждает каждого ребенка находить свой особый путь. В будущем это поможет ему научиться принимать самостоятельно правильные решения, выбрать профессию.

Система дополнительного образования в наше время непрерывно развивается. Постоянно возникают новые формы и методики данного вида обучения, совершенствуются известные методы и практики. Все это позволяет каждому ребенку найти для себя тот вариант дополнительного образования, который подойдет именно ему и будет учитывать все его потребности.

Источник: http://www.wjtoday.ru/osobennosti-sistemy-dopolnitelnogo-obrazovaniya-detej/

Что такое дополнительное образование? Центры, программы :

Что такое дополнительное образование? На какие подвиды подразделяется? Какое место занимает в системе образования, установленной законом об образовании, вступившим в силу 2013 года? Кто может осваивать программы дополнительного образования? Где можно получить эту услугу?

Ответы на все эти вопросы и много другой интересной и полезной информации доступно читателю в статье. Уклон будет сделан на дополнительное образование детей и взрослых, но будет кратко рассмотрен и другой подвид дополнительного образования.

Место дополнительного образования в системе

С 2013 года на территории РФ действует новый закон об образовании. Нормативный правовой акт внес значительные изменения в систему образования. Изменения коснулись и системы доп. образования. Как она выглядит сейчас?

Что такое дополнительное образование? Это прежде всего вид образования. Такой же, как дошкольное образование, начальное, основное, среднее общее образование, СПО, ВПО и обучение профессиям.

По закону образовательная деятельность подлежит обязательному лицензированию.

Исключением может являться лишь осуществление деятельности непосредственно, без образования юридического лица и привлечения работников в штат. Соответственно, лицензируется и дополнительное образование.

Выглядит это как отдельный вид образования на бланке, прилагаемом к лицензии. Оно может подразделяться на 2 подвида, но об этом речь пойдет ниже.

Как следует из названия, дополнительное образование не является обязательным. Его основная цель — разностороннее удовлетворение потребностей населения в образовании как профессиональных, так и иных.

В настоящее время политика государства направлена на развитие дополнительного образования, улучшение качества предоставляемых услуг и обеспечение наибольшего охвата. В майских указах Президента РФ Владимира Владимировича Путина была поставлена конкретная цель — обеспечить охват несовершеннолетних дополнительным образованием не ниже 80 %.

Кроме того, активно выходят на рынок частные образовательные организации дополнительного образования. Оказывая услуги на возмездной основе, они достаточно неплохо себя чувствуют и развиваются.

Образовательная деятельность в области дополнительного образования — это реализация дополнительных образовательных программ. Давайте рассмотрим, из каких подвидов оно состоит.

На какие подвиды делится?

Новый закон разделяет дополнительное образование на 2 подвида: дополнительное проф. образование и дополнительное образование для детей и взрослых. Несмотря на то что названия подвидов похожи, между ними существует ряд существенных отличий.

Дополнительное проф. образование доступно только для ограниченного круга лиц, а доп. образование для взрослых и несовершеннолетних — для всех.

По завершении обучения по дополнительным профессиональным программам обязательно выдаются предусмотренные законом документы. Для дополнительного образования взрослых и детей это утверждение верно лишь отчасти.

К нормативному сроку обучения по дополнительным профессиональным программам установлены конкретные требования. К программам дополнительного образования взрослых и детей — нет.

Еще одним важным отличием является наличие или отсутствие обязательной итоговой аттестации, форм ее проведения.

Рассмотрим каждый из подвидов более подробно.

Дополнительное профессиональное образование

Что такое дополнительное образование в контексте дополнительного проф.

образования? Это подвид образования, направленный на повышение квалификации специалистов и профессиональную переподготовку специалистов с целью освоения новой квалификации.

По освоению дополнительных профессиональных программ обязательно выдаются документы — удостоверение о повышении квалификации либо диплом о профессиональной переподготовке.

Ключевое отличие и особенность ДПО — наличие среднего либо высшего профессионального образования перед зачислением в организацию. Также допускается получать ДПО одновременно с получением среднего или высшего профессионального образования. Лицам, не имеющим и не получающим профессиональное образование этот подвид образовательных программ недоступен.

Осуществлять деятельность по реализации дополнительных профессиональных программ вправе только юридическое лицо, имеющее в приложении к лицензии данный подвид образования.

Интересный факт: указание адреса места осуществления деятельности по ДПО в приложении к лицензии не обязательно. Таким образом, ДПО может реализовываться организацией по всей территории РФ при условии соблюдения ряда обязательных требований.

Рассмотрим более подробно повышение квалификации и профессиональную переподготовку в рамках ДПО.

Повышение квалификации

Такие программы направлены на повышение уже имеющейся квалификации специалиста. Подразумевается, что квалификация уже есть.

Например, учитель истории, имеющий диплом специалиста ВПО и квалификацию «Историк, преподаватель истории», хочет научиться преподавать историю в рамках ФГОС.

Или же возникла необходимость овладеть навыками работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья. В таком случае специалист проходит курсы повышения квалификации.

Законами регионов РФ, регламентирующих отношения в сфере образования, предусмотрено периодическое, но не реже 1 раза в 3 года, повышение квалификации педагогических работников муниципальных и государственных организаций.

Минимальный нормативный срок освоения такой программы установлен от 16 часов. Максимальный нормативный срок законом не урегулирован.

Если обучение осуществляется на платной основе, то в обязательном порядке должен быть заключен договор об образовании. Этот документ должен соответствовать требованиям к оказанию платных образовательных услуг.

Переподготовка

Эти программы направлены на получение новой квалификации, необходимой для осуществления профессиональной деятельности. Неофициально этот вид программ называют «вторым» высшим образованием, но это не совсем так.

Например, учитель истории решил преподавать физическую культуру. Имеющийся диплом содержит только квалификацию «Историк. Преподаватель истории». Соответственно, он может пройти профессиональную переподготовку и получить диплом, где будет указана нужная квалификация — «Преподаватель физической культуры».

Минимальным нормативным сроком обучения здесь является рубеж в 250 часов. Максимальный — также не установлен.

Образование, направленное на детей и взрослых

Так что же такое дополнительное образование детей и взрослых? Сразу возникает закономерный вопрос: причем здесь взрослые? Все правильно. Новый закон это предусматривает.

Какие программы могут освоить взрослые? Любые — от программы обучения навыкам безопасного обращения с огнестрельным оружием до вышивания крестиком.

Это зависит от индивидуальных образовательных потребностей конкретного индивидуума.

Образовательные программы дополнительного образования для взрослых и детей называются общеобразовательными и подразделяются на общеразвивающие и предпрофессиональные.

Рассмотрим эти программы подробнее.

Общеразвивающие программы

Эти программы предназначены для неопределенного круга лиц вне зависимости от возраста, пола, цвета кожи, языка и вероисповедания.

Это может быть игра на гитаре, занятия по футболу, обучение бальному танцу, знакомство с персональным компьютером, обучение стрельбе и так далее. Список практически безграничен.

Предпрофессиональные программы

Такие программы могут осваивать только дети — лица в возрасте до 18 лет.

По завершении обучения обязательно выдается документ — свидетельство об обучении.

Программы могут вестись как в области спорта, так и в области искусств.

Реализация программ обязательно осуществляется в соответствии с ФГТ.

Читайте также:  Психическое развитие ребёнка

Предпрофессиональное обучение в сфере культуры

Детские школы искусств — организации, в которых реализуются такие программы. Кроме того, эти программы могут реализовывать организации СПО и ВПО, работающие в области искусств.

Предпрофессиональное образование в спорте и культуре

Такие программы может реализовать любая организация, имеющая в лицензии данный подвид образования. Однако в 99 % случаев этими организациями являются детские и юношеские спортивные школы.

Направленности

Программы этого подвида имеют обязательный атрибут — направленность дополнительного образования. Что такое направленность? Какие направленности предусмотрены действующим законодательством? Раньше это называлось областью дополнительного образования.

Теперь, когда нормативная правовая база подверглась обновлению, это называется направленностью. Всего их 6: социально-педагогическая, физкультурно-спортивная, художественная, естественнонаучная, туристко-краеведческая и техническая.

Направленности, по которым работает образовательное учреждение дополнительного образования, обязательно должны быть указаны в его уставе.

Где получить услугу?

Наиболее распространенный вариант — муниципальные и государственные центры дополнительного образования. Подробная информация о деятельности учреждения в обязательном порядке должна быть размещена на его официальном сайте.

Также дополнительное образование может быть получено в детской школе искусств и детской юношеской спортивной школе.

В широком смысле дополнительное обучение взрослых и детей — универсальный подвид образования и единственный, который может реализовываться любыми лицензированными организациями вне зависимости от их типа и организационно-правовой формы. Таким образом, эти программы вправе реализовывать детские сады, школы (например, программа подготовки к школе), профессиональные организации, ВПО, индивидуальные предприниматели и иные юридические лица.

Источник: https://BusinessMan.ru/chto-takoe-dopolnitelnoe-obrazovanie-tsentryi-programmyi.html

Дополнительное образование в Симферополе

Адрес:

295034, Симферополь, ул. Киевская, 79

Адрес:

95000, Россия, Республика Крым, Симферополь, улица Пушкина, 34

Телефон:

+7 (978) 735-47-97, +7 (365) 225-08-74

Часы работы:

пн-пт 9:00–18:00; сб,вс 10:00–18:00

Адрес:

Россия, Республика Крым, Симферополь, улица Горького, 28

Телефон:

+7 (978) 835-02-68, +7 (978) 782-89-04

Адрес:

Россия, Республика Крым, Симферополь, Севастопольская улица, 62А, 1 эт. оф 106-107

Адрес:

Крым, Симферополь г., ул. Фрунзе, 8, оф. 8

Адрес:

295053, Симферополь, ул. Гурзуфская, 8а, оф. 16

Телефон:

+7 (978) 041-22-29, (3652) 78-83-83

Адрес:

Симферополь, ул. Смольная, 25 а

Часы работы:

пн-пт 07:30-19:00; сб, вс 09:00-17:00

Адрес:

95034, Симферополь, проспект Кирова, 51 Детский парк

Адрес:

Россия, Республика Крым, Симферополь, улица Пушкина, 6/8, эт. 3

Адрес:

Россия, Республика Крым, Симферополь, улица Тренёва, 21, офис 13

Телефон:

+7 (978) 956-54-70, +7 (978) 733-30-90

Часы работы:

пн-пт 9:00–18:00; сб 9:00–14:00

Адрес:

Крым, Симферополь г., ул. Фрунзе, 15

Телефон:

+380 (95) 147-59-33, +380 (50) 864-87-52, +380 (68) 471-06-24

Адрес:

Крым, Симферополь г., ул. Гоголя, 32

Адрес:

Крым, Симферополь г., ул. Будённого

Адрес:

Крым, Симферополь г., ул. Севастопольская, 62а, оф. 417

Адрес:

Крым, Симферополь г., ул. Тренёва

Адрес:

Крым, Симферополь г., Элеваторный пер., 16

Телефон:

+7 (978) 845-76-22, +7 (365) 248-14-48

Часы работы:

пн-чт 9:00–18:00; пт 9:00–17:00

Адрес:

Крым, Симферополь г., Вернадского просп., 151

Телефон:

+7 (3652) 60-83-31, +7 (050) 220-04-44, +7 (050) 764-17-04, +7 (050) 946-26-66

Часы работы:

пн-пт 9:30–18:00; сб 10:00–14:00

Адрес:

Крым, Симферополь г., ул. Фрунзе, 32, оф. 201

Часы работы:

пн-пт 10:00–19:00; сб 9:00–14:00

Адрес:

95000, Крым, Симферополь г., ул. Фрунзе, 32

Адрес:

95000, Автономная Республика Крым, Симферополь, ул. Чехова, 9

Адрес:

Крым, Симферополь г., ул. Беспалова, 110

Телефон:

+7 (978) 750-88-60, +7 (978) 208-55-56, +7 (978) 786-44-41

Адрес:

Крым, Симферополь г., ул. Киевская, 187в, оф. 201

Часы работы:

пн-пт 9:00–20:00; сб 9:00–18:00

Адрес:

Крым, Симферополь г., ул. Севастопольская, 8, оф. 25

Адрес:

Крым, Симферополь г., просп. Победы, 256

Адрес:

Крым, Симферополь г., ул. Козлова, 17

Телефон:

+7 (0652) 60-10-00, +7 (066) 986-57-57, +7 (066) 989-57-57, +7 (096) 849-12-45

Адрес:

Крым, Симферополь г., ул. Турецкая, 15

Часы работы:

пн-пт 10:00–18:00, перерыв 13:00–14:00

Адрес:

Крым Автономная Республика, Симферополь, ул. Горького, 28

Часы работы:

пн-пт 9:00–20:00; сб,вс 9:00–18:00

Адрес:

Крым, Симферополь г., ул. Тренёва, 21, оф. 9

Телефон:

+7 (3652) 62-10-91, +7 (989) 123-54-73

Адрес:

Крым, Симферополь г., ул. Турецкая, 27

Адрес:

Крым, Симферополь г., ул. Петропавловская, 3, оф. 501

Адрес:

Крым, Симферополь г., ул. Киевская, 77/4, оф. 409

Телефон:

+7 (365) 259-44-00, +7 (978) 818-44-40

Адрес:

Крым, Симферополь г., просп. Кирова, 28

Адрес:

Крым, Городской округ Симферополь, Симферополь г., ул. Пушкина, 22

Телефон:

+7 (365) 254-68-33, +7 (365) 715-90-39, +7 (978) 894-59-41

Адрес:

Крым, Симферополь г., ул. Лизы Чайкиной, 1, оф. 222-А (2 этаж);

Адрес:

Крым, Симферополь г., просп. Кирова, 29/1

Адрес:

Крым, Симферополь г., ул. Киевская, 77/4, оф. 211

Телефон:

+7 (978) 707-22-93, +7 (978) 982-82-77

Адрес:

Крым, Симферополь г., ул. Чехова, 4, оф. 6

Телефон:

+7 (978) 982-82-77, +7 (978) 707-22-93

Адрес:

Россия, Республика Крым, Симферополь, улица Шмидта, 27

Телефон:

+7 (365) 227-84-40, +7 (365) 260-00-74

Адрес:

Крым, Симферополь г., ул. Шмидта, 27/1

Адрес:

Крым, Симферополь г., ул. Титова, 71

Телефон:

+7 (365) 251-53-49, +7 (365) 251-54-49

Адрес:

Крым, Симферополь г., ул. Блюхера, 7/8

Адрес:

Автономная Республика Крым, Симферополь, ул. Набережная, 71

Адрес:

Крым, Симферополь г., ул. Кечкеметская, 2

Адрес:

Крым, Симферополь г., ул. Воровского, 19

Телефон:

+7 (365) 225-73-99, +7 (365) 227-88-63

Часы работы:

пн-чт 8:30–17:30; пт 8:30–16:30

Адрес:

95011, Крым, Симферополь г., ул. Турецкая, 8

Телефон:

+7 (365) 227-15-45, +7 (365) 227-64-26

Часы работы:

пн-пт 8:00–17:00, перерыв 12:00–13:00

Адрес:

Крым, Симферополь г., просп. Кирова, 51

Телефон:

Источник: http://simferopol.spravker.ru/dopolnitelnoe-obrazovanie/

Основные формы детского дополнительного образования, Формы обучения

От правильной организации дополнительного образования ребенка во многом зависит качество его будущего. Поэтому родителям необходимо со всей ответственностью подходить к выбору формы допобразования. Сегодня мы расскажем вам об основных формах детского дополнительного образования и выделим главные особенности каждой из них.

В условиях современного общества базовой школьной программы для полноценного развития вашего ребенка вряд ли будет достаточно. Чем больше творческих качеств вы поможете ему развить, чем шире будет кругозор и общение, тем выше станет его потенциал.

Расширить кругозор ребенка, а также «проявить» всего его способности, родителям поможет детское дополнительное образование, которое нацелено на всестороннюю реализацию всех творческих и личностных способностей детей. Оно находит выражение во многих формах работы: кружки, факультативы, секции, творческие студии и т.д.

Принципы организации детских объединений в контексте дополнительного образования построены на:

  • добровольной основе;
  • возможности менять организации или посещать занятия нескольких;
  • проведении занятий в обусловленной форме (индивидуально, в группах);
  • режиме труда и отдыха;
  • индивидуальном подходе.

Важно понимать, что от правильной организации дополнительного образования ребенка во многом зависит качество его будущего. Поэтому родителям необходимо со всей ответственностью подходить к выбору формы допобразования.

Сегодня мы расскажем вам об основных формах детского дополнительного образования и выделим главные особенности каждой из них.

Формы детского дополнительного образования

Кружок

Кружок (творческий, предметный) — объединение детей по интересам и предметным знаниям, что позволяет развить их творческие задатки, расширить знания и коммуникативный опыт.

Занятия в кружке проводятся по специально разработанной программе, однако при необходимости руководитель может вносить свои коррективы.

Работа с детьми проводится на принципах развития инициативы, творчества, индивидуального подхода.

Особенности: главная цель – обучение, формирование умений и навыков касательно конкретного предмета, тематическое разнообразие (кружок танцев, квиллинга, оригами, литературы и т.д.).

Ансамбль

Ансамбль – творческий коллектив, исполняющий общие музыкально-хореграфические постановки (песня, танец).

Особенности: главная цель – гармоничное развитие личности через эстетическое образование, развитие художественно-творческих умений, четко определенный профиль деятельности, разнообразие форм занятий, сочетание индивидуального и группового обучения, участие детей разной возрастной группы.

Студия

Студия – группа детей, объединенная общими интересами, задачами и деятельностью.

Особенности: основная цель – развитие творческих способностей, талантов детей, конкретный профиль деятельности (хореография, изобразительно искусство, театр, литература), углубленное изучение доминирующего предмета, демонстрация достижений, поиск новых эффективных методик работы с творческими детьми.

Школа

Школа – форма дополнительного образования, учебная программа, которая объединяет изучение нескольких взаимосвязанных дисциплин или нацелена на изучение одного профиля.

Особенности: комплексность, наличие концепции школы, устава, образовательной программы, приоритет отдается обучению, строгая система контроля знаний, ступенчатый характер обучения, определенные условия поступления, сертификат об окончании школы

Театр

Театр – творческий коллектив, главной целью которого является воспроизведение художественного действия на сцене, реализация детского творческого потенциала (театр моды, социальный театр).

Особенности: разнообразные форм занятий, изучение театра как вида искусства, четкая система условия набора участников, нестандартная программа занятий, преобладание художественно-эстетического компонента в программе, широкая творческая практика.

Факультатив

Факультатив – вспомогательная форма педагогического процесса, направленная на удовлетворение интересов ребенка, исследовательскую деятельность, выявление творческих способностей детей, углубленное изучение предмета, языка, а также развитие креативного мышления и подготовку одаренных детей к олимпиадам и конкурсам. Существуют факультативы в рамках общеобразовательной программы (они организовываются на базе школы) и факультативы на частной основе.

Школьные факультативы не повторяют содержания школьной программы.

На занятиях дети получают дополнительные, более глубокие знания по предмету и закрепляют выученный материал выполнением самостоятельных заданий.

Процесс проверки знаний носит больше обучающий, чем контролирующий характер. Чтобы заинтересовать ребенка занятием, темы должны быть разнообразными, а методы работы нестандартными.

Репетиторские занятия

Репетиторские занятия – форма обучения, которая отличается от классических занятий в классе наличием частного преподавателя и индивидуальной программы работы, с учетом приоритетных для конкретного ученика учебных моментов.

Особенности: частная форма проведения, платная основа, симбиоз повторения материала и изучения нового, ликвидация пробелов в знаниях, высокая интенсивность подачи материала, возможны групповые занятия, дистанционное обучение (благодаря специализированным порталам, сайтам, IT-технологиям), репетиторство нацелено, главным образом, на устранение недостатков в усвоении общеобразовательной программы.

Центр творчества и развития

Центр творчества и развития – многопрофильное образовательное учреждение для дополнительного образования детей; образовательная организация, главная цель которой – развитие физического и творческого потенциала детей.

Особенности: занятия проводят с полугодовалого возраста, сочетание разных направлений и видов деятельности (художественная, спортивная, военно-патриотическая, социально-педагогическая, туристическо-краеведческая), возможность профильной подготовки старшеклассников, установленный режим занятий, практика проведения занятий и праздников вместе с родителями (даже для самых маленьких детей).

Клуб

Клуб – объединение на основе общих интересов для общения и организации досуга.

Особенности: наличие органов детского самоуправления, символов и атрибутов (например, девиз, форма, эмблема), устава клуба, традиций, а также общение между разными поколениями воспитанников.

Материал полезен?

Источник: https://fulledu.ru/articles/850_osnovnye-formy-detskogo-dopolnitelnogo-obrazovaniy.html

Ссылка на основную публикацию