Дошкольное развитие и опережающее развитие

Развитие детей в дошкольном возрасте, Дошкольный возраст

В развитии малышей дошкольного возраста обязательно нужно учитывать огромное количество разнообразных аспектов.

Однако специалисты выделяют пять основных элементов, на которые родителям нужно обратить наиболее пристальное внимание и гармонично развивать их как на протяжении всего этапа подготовки ребенка к школе, так и по мере его вхождения во взрослую жизнь. Что это за элементы? Об этом мы сегодня и поговорим.

Детство любого ребенка состоит из определенных периодов, в процессе которых дети едва ли не ежедневно открывают для себя все новые возможности и горизонты. Каждый из таких периодов отличается своими особенностями.

В том числе и промежуток времени, к которому относится дошкольного возраста (3-7 лет), когда ребенок наиболее активно расширяет границы своего мировоззрения: перед ним открывается мир человеческих отношений и различных видов деятельности людей.

В этот период его мир перестает существовать только в рамках семьи и малыш постепенно «вливается» в жизнь общества.

Да, ребенок дошкольного возраста еще не может принимать непосредственного и активного участия в жизни взрослых. Но ему очень хочется.

Отсюда первые стремления к самостоятельности (пресловутое «Я сам»), неуемное любопытство (хорошо знакомое каждому родителю «почему») и активные проявления инициативы (в том числе, подражание взрослым и попытки помочь родителям по дому: порезать хлеб, помыть посуду, натереть морковку и т.

д.). В развитии малышей дошкольного возраста обязательно нужно учитывать огромное количество разнообразных аспектов.

Однако специалисты выделяют пять основных элементов, на которые родителям нужно обратить наиболее пристальное внимание и гармонично развивать их как на протяжении всего этапа подготовки ребенка к школе, так и по мере его вхождения во взрослую жизнь. Что это за элементы? Об этом мы сегодня и поговорим.

Особенности дошкольного развития детей

В дошкольном возрасте у детей особенно интенсивно развиваются основы самосознания: они учатся оценивать себя с разных точек зрения: как доброго и внимательного друга, старательного, талантливого, способного человека, послушного ребенка и т.д. Процесс восприятия информации перестает быть эмоциональным и становится более осмысленным: ребенок целенаправленно ищет информацию и подвергает ее анализу.

На протяжении всего периода дошкольного возраста у малышей не только продолжает совершенствоваться наглядно-действенное мышление, но и зарождается фундамент наглядно-образного и логического мышления, а также формируется воображение. Отметим, что первые проявления воображения наблюдаются еще в самом раннем дошкольном возрасте, поскольку как раз к трехлетнему возрасту у ребенка накапливается уже достаточный жизненный опыт, способный дать материал для воображения.

С развитием воображения и мышления неразрывно связано и развитие речи. Если к трем годам более или менее грамотная устная речь только начинает формироваться, то уже к семилетнему возрасту ребенок владеет разговорной речью более чем хорошо.

В свою очередь, развитие речи оказывает прямое влияние на развитие произвольного внимания. Благодаря занятиям, требующим сознательного запоминания предметов, действий или слов (игры, посильный домашний труд, выполнение поручений и т.д.

), дети в 3-4 года начинают запоминать осознанно.

Теперь давайте более подробно остановимся на упомянутых выше аспектах развития детей в дошкольном возрасте.

Основные аспекты развития в дошкольном возрасте

Психическое развитие

Одной из главных характеристик развития детей в дошкольном возрасте является формирование произвольности ведущих психических процессов:

  • восприятия – дети все рассматривают и за всем наблюдают, чтобы затем проанализировать полученную информацию. Они умеют описывать предмет по форме и размеру, знают основные цвета и их оттенки, успешно усваивают систему сенсорных признаков (например, круглый как мяч);
  • памяти – в три года у ребенка память непроизвольна, а потому он запоминает только то, что вызвало у него эмоции. Однако уже к четырем-пяти годам у дошкольника начинает формироваться произвольная память – сознательное запоминание, например, элементов и правил игры;
  • мышления – для дошколят характерен постепенный переход от наглядно-действенного к наглядно-образному мышлению и развитие начальных форм рассуждений и логического мышления: в 4-е года мышление основано на предметных действиях, в 5 лет мышление предвосхищает действие, в 6-7 лет – действие переносится на схожие ситуации.

На психическое развитие детей влияние оказывает, в первую очередь, близкое окружение ребенка и наследственность. Поэтому родителям очень важно научиться принимать и понимать своего ребенка и максимально эффективно взаимодействовать с ним. Во многом этому помогают специальные тренинги, которые организовывают на базе развивающих центров.

Эмоциональное развитие

В дошкольном возрасте активно развиваются нравственные чувства и социальные эмоции, основанные на появлении новых интересов, потребностей и мотивов. Если раньше ребенок сам был объектом эмоций со стороны взрослых, то дошкольник становится субъектом эмоциональных отношений, поскольку начинает сопереживать другим.

Эмоции помогают ребенку не только осозновать действительность, но и реагировать на нее. В этот период жизни базовый набор эмоций ребенка (радость или страх) существенно расширяется: он может сердиться, ревновать, грустить и т.д.

В его арсенале появляется язык передачи эмоций посредством жестов, движений, взглядов или интонаций голоса.

Поскольку гармоничное развитие эмоций у ребенка дошкольного возраста зависит, в первую очередь, от его окружения, очень важно заполнить его мир яркими событиями и эмоциональными переживаниями: общением со сверстниками, специально организованной деятельностью (музыкальные занятия, театрализованные постановки, чтение сказок и т.д.), играми (в том числе и сюжетно-ролевыми) или трудовой деятельностью.

Познавательное развитие

Каждый ребенок рождается с уже развитой познавательной направленностью, которая позволяет ему легко адаптироваться к жизни. В дошкольном возрасте врожденная познавательная направленность перерастает в познавательную активность, благодаря которой у ребенка зарождается первичный образ мира. Познавательная активность проявляется в виде:

  • психических процессов (воображение, мышление, внимание, восприятие, память);
  • получения и анализа информации;
  • отношения к окружающему (эмоциональная реакция на явления, людей, предметы или события).

Так как все эти компоненты познавательной активности тесно взаимосвязаны, работа по познавательному развитию дошкольника должна подразумевать под собой работу с каждым из них.

Взрослые должны следить, чтобы ребенок получал информацию, соответствующую его познавательным способностям, из достоверных источников, а также направлять процесс познания на содержательное упорядочивание полученной информации и установление осмысленных взаимосвязей.

Развитие речи у ребенка – это индивидуально выраженный процесс, который зависит от огромного количества самых разных факторов (в том числе, от психологических особенностей ребенка и его окружения).

Однако, как правило, к семи годам язык становится для дошкольника средством не только общения, но и мышления. Его словарный запас плавно увеличивается с 1000 слов (в три года) до 3000-3500 слов (в 6 лет).

Он владеет всеми формами грамотной устной речи и способен общаться посредством развернутых сообщений (рассказы, монологи) и диалогической речи.

Родной язык дети усваивают, подражая разговорной речи окружающих. Поэтому залогом успеха развития речи дошкольников является общение с родственниками, сверстниками и окружающими людьми.

Причем, взрослые должны общаться с детьми «взрослым» языком (то есть, не «сюсюкая» и не «коверкая» слова, подстраиваясь под детское произношение).

Важно не просто слушать малыша, а задавать ему наводящие вопросы, терпеливо и подробно отвечать на все «почему» и всячески поощрять его желание «поболтать».

Физическое развитие

Дошкольный возраст – это важный этап в физическом развитии ребенка, поскольку именно в этот промежуток времени интенсивно формируются важнейшие системы организма: увеличивается масса мышц, окостеневает скелет, развиваются органы дыхания и кровообращения, усиливается регулирующая роль коры больших полушарий и т.д. Отсюда можно сделать однозначный вывод: физическое воспитание дошкольника не менее важно, чем его психо-эмоциональное развитие. Тем более, что специалисты уверяют – двигательная активность и умеренные спортивные нагрузки стимулируют как умственное, так и эмоциональное развитие ребенка.

Материал полезен?

Источник: https://fulledu.ru/articles/952_razvitie-detey-v-doshkolnom-vozraste.html

Умственное развитие детей шестилетнего возраста

Дети  шестилетнего  возраста   в   умственном развитии заметно отличаются друг от друга.
Здесь перед нами предстают дети с нормальным умственным развитием, дети с опережающим развитием и одаренные в умственном отношении (вундеркинды), дети с задержкой умственного развития, дети с умственной отсталостью.


В функции учителя не входит ставить диагноз тому или иному ребенку, это дело других специалистов. Но ориентироваться в диапазоне умственного развития детей своего класса он должен. Это поможет прежде всего ребенку, за умственное воспитание которого учитель отвечает.

Обратимся к анализу наиболее значимых вариантов умственного развития детей младшего школьного возраста.

Дети с нормальным умственным развитием

находятся в большинстве. Шестилетний ребенок может сам разрешать более или менее сложные задачи, требующие выделения и использования связей и отношений между предметами, явлениями, действиями. Правда, само приложение своих возможностей у каждого из детей имеет свои особенности, связанные с образом жизни ребенка. Любой нормально развивающийся дошкольник из хорошего детского сада может обнаружить способность к изобретательности, готовность к поиску новых способов действий в игре, рисовании, лепке, конструировании при выполнении учебных и трудовых заданий.

Все нормально развитые дети шестилетнего возраста обладают умственной активностью; они неизменно ставят перед собой познавательные задачи, воспринимая окружающий их мир как свою познавательную проблему.

  Вопросы «зачем» и  «почему» есть показатель умственной активности ребенка. При этом не все вопросы адресуются ко взрослым.

Ребенок стремится сам найти ответ: он может провести «эксперимент» для выяснения своих вопросов; он может внимательно наблюдать животных, людей, явления природы; он может рассуждать и делать выводы.

https://www.youtube.com/watch?v=aZ6wPiyQUUk

Расширение круга проблем, доступных мышлению ребенка, связано с усвоением знаний. Объем знаний и его качество — обязательное условие нормального умственного развития ребенка. Дело в том, что вместе с усвоением знаний упражняются мыслительные способности.

Ребенок, для того чтобы усвоить ту или иную информацию об окружающем его мире, должен суметь выполнить мыслительные действия, направленные на выделение тех связей и отношений, на которые ему указывают взрослые и от которых зависит успех его деятельности.

Нормально развитый ребенок может и умеет включить усвоенное знание в решение новых задач.

Как мы говорили выше, шестилетний ребенок мыслит образами. Образное мышление в наибольшей степени соответствует условиям жизни и деятельности дошкольника, тем задачам, которые возникают перед ним в игре, рисовании, конструировании, в общении с окружающими.

Так, действуя в уме с образами, ребенок представляет себе реальное действие с предметами и его результат и таким путем решает возникшую перед ним задачу. Поэтому, пытаясь сообразить, поплывет ли предмет или утонет, он связывает плавучесть с величиной предмета, формой предмета, материалом, из которого сделан предмет.

Эти умственные действия доступны образному мышлению ребенка. Что же касается мышления отвлеченного, логического, то оно только осваивается ребенком.

И отдельные логические суждения шестилетних хотя и доставляют нам чувство восхищения и радости за успехи в умственном развитии малыша, но в целом это не типичное мышление нормального ребенка шестилетнего возраста.

Детей с опережающим умственным развитием, или вундеркиндов, в классе немного. Определить на первых порах степень опережения в умственном развитии учителю трудно, несмотря на то, что такие дети обычно на виду.

Детей, которые заметно выделяются своим высоким уровнем интеллектуального развития, исключительными способностями, обычно называют вундеркиндами (wunderkind — нем., буквально — чудо-ребенок). Эти «чудо-дети» далеко опережают ровесников, поражая окружающих своим развитием, трудоспособностью и интеллектуальной активностью.

Безусловно, ранний умственный подъем — благоприятный признак. В нем таится залог успешной умственной деятельности и в дальнейшей жизни.

Шестилетние дети, явно опережающие сверстников по общему умственному развитию, требуют особого внимания учителя.

Эти дети рано выучиваются читать, считать; они чаще всего увлекаются какой-либо областью знаний, и здесь они достигают порой удивительного совершенства.

Каждый такой ребенок, конечно, явление исключительное. С поступлением в школу его знания и его умственные возможности становятся проблемой для учителя и одноклассников. Ведь его исключительность требует особого подхода.

Если в классе есть ребенок с опережающим умственным развитием, то программной загруженности ему недостаточно. Основная особенность детей с опережающим умственным развитием состоит в ярко выраженной умственной активности, в ненасыщаемой потребности в умственной нагрузке, в повышенной склонности к умственной деятельности. Н. С.

Лейтес, специально в течение десятков лет изучавший умственно одаренных детей, пишет о том, что поглощенность таких детей всевозможными упражнениями есть показатель быстрого подъема способностей.

Читайте также:  Учим ребенка знакомиться

В младшем школьном возрасте у детей с опережающим умственным развитием обнаруживается необычайная склонность к умственной работе. Умственные занятия становятся для ребенка своего рода игрой (игра ума!), в процессе которой он может проявлять неограниченную инициативу, наслаждаться возникающими проблемами и их решением.

Такие дети увлечены умственной работой, они не знают скуки, им незнакома лень. Для них не существует отвлекающих обстоятельств, когда они думают.

Дети, опережающие сверстников в умственном развитии, отличаются ранним преодолением эгоцентрических установок, сформированностью объективной позиции по отношению к миру. Помимо чрезвычайной умственной активности следует отметить способность таких детей к самоорганизации.

Ребенок мобилизует все свои силы для решения взятой на себя задачи. Все они могут быть удивительно сосредоточенными и длительно поддерживать умственное напряжение. «Их организованность,— пишет Н. С. Лейтес,— выступающая в установке на преодоление трудностей, на сохранение стремления к цели, как бы непроизвольна, внутренне им присуща».

Весь комплекс способностей, определяющий опережение умственного развития, требует к такому ребенку специального внимания со стороны учителя. Такого ребенка следует обеспечить заданиями, которые принесли бы пользу его уму.

Книги по интересующим его вопросам, беседы на значимые для него темы поддержат малыша в нормальном психическом состоянии. Такого ребенка нельзя оставлять незагруженным, он нуждается в постоянной умственной работе.

Дети с задержкой умственного развития есть почти в каждом классе.

Задержка умственного развития проявляется в быстрой истощаемости ребенка. На уроке такие дети не могут сосредоточить свое внимание на объяснении учителя, им неинтересно, скучно, они не могут и не хотят делать то, что нужно в данный момент. Эти дети не могут сосредоточенно размышлять над поставленной перед ними задачей.

В результате они балуются на уроке, не выполняют правил поведения, мешают занятиям всего класса. Кроме того, задержка умственного развития нередко сопровождается выраженным эгоцентризмом мышления.

Причин задержки умственного развития много. Во-первых, в число таких детей попадают те, у которых имеется поражение или недоразвитие какого-либо из органов чувств (тугоухие, слабовидящие). При отсутствии своевременного компенсирующего обучения такие дети отстают по умственному развитию от сверстников.

Особую трудность вызывают дети, у которых происходит недоразвитие анализаторов, участвующих в формировании речи (двигательного или слухового).

Плохое развитие речи определяет особенности развития всей познавательной деятельности ребенка, что отражается и на школьной успеваемости. Однако и эта задержка может быть устранена.

При соответствующей логопедической восстановительной работе дети могут догнать нормально развивающихся сверстников.

Во-вторых, задержка умственного развития может появиться у детей, которые долго и тяжело болели, и в эти годы никто не заботился об их умственном развитии.

В-третьих, задержка умственного развития возникает у педагогически запущенных детей. Лишенные полноценного общения со старшими, лишенные любви и заботы об их умственном развитии, дети не развиваются в умственном отношении.

Конфликты в семье, пьяные драки родителей, обедненное по содержанию общение — условие для возникновения у ребенка задержки умственного развития.

Формальное общение, лишенное положительных эмоций, лишенное тепла, юмора, доброжелательности в семье, интернате или детском доме, также выступает в качестве условия для возникновения у ребенка задержки умственного развития.

Малоразвитыми

могут казаться дети, семья которых поселилась в иноязычной среде и заблаговременно не обеспечила усвоение языка этой среды. То же впечатление может сложиться у учителя, говорящего только на русском языке, приехавшего в иную языковую среду, где дети говорят на родном языке и только начали осваивать русский язык.

Недостаточность развития познавательной деятельности еще не повод для того, чтобы ребенок был лишен полноценого обучения и воспитания.

Исследования показали, что дети с задержкой умственного развития при внимательном к ним отношении обнаруживают интерес к занятиям, оказываются сообразительными и обучаемыми.

Они достаточно легко преодолевают эгоцентризм в мышлении, когда им наглядно показывают и объясняют те изменения   предметов, которые осуществляются на их глазах.

Следует знать, что от детей с задержкой умственного развития нужно отличать умственно отсталых детей. Причиной умственной отсталости является тяжелое поражение головного мозга ребенка. Это происходит из-за недоразвития, болезни, ушиба и в ряде других случаев.

Поэтому умственно отсталым называют такого ребенка, у которого стойко нарушена познавательная деятельность вследствие органического поражения головного мозга.

При этом умственная отсталость не определяется конкретным заболеванием, а возможностями ребенка к умственной деятельности, к обучению в школе.

Умственно отсталым может оказаться ребенок, перенесший в дошкольном возрасте энцефалит, сложную форму гриппа с осложнением на мозг, тяжелую травму, также больной шизофренией, эпилепсией. Сюда также входят и другие состояния выраженного интеллектуального недоразвития.

Особое место здесь занимают олигофрены. Дети-олигофрены составляют основную часть учащихся вспомогательной школы.

Олигофрения — это название состояния умственных возможностей, возникающего после большого числа различных поражений центральной нервной системы ребенка в период до развития его речи, до полутора-двух лет.

К числу таких поражений относятся наследственные и внутриутробные повреждения зародыша (часто причина олигофрении — алкоголизм родителей), природовые травмы, а также заболевания, влияющие на центральную нервную систему ребенка в доречевой период.

При олигофрении психическое развитие ребенка происходит на неполноценной основе, но при этом он практически здоров.

Основные дефекты олигофрении: сниженные любознательность и познавательные интересы; слабая способность к пониманию проблемной ситуации и ее решению; затрудненная восприимчивость нового, плохая обучаемость; бедность кругозора; малый запас представлений; примитивность и конкретность мышления.

Ребенок с умственной отсталостью должен учиться во вспомогательной школе. Диагностика умственной отсталости проводится, по крайней мере, двумя специалистами: врачом-психоневрологом и патопсихологом или педагогом-дефектологом.

Детей диагностицируют в конце первого года обучения в школе. За это время учитель должен стараться сделать все возможное, чтобы продвинуть в развитии детей с задержкой в умственном   развитии   и  подарить  им   счастье   познания   и  ученья с нормальными детьми.

В.С. Мухина
«Шестилетний ребенок в школе»

Источник: http://doshkolenok.kiev.ua/psichdoshk/161-ymstvennoe-razvitie-detei-shestiletnego-vozrasta.html

Опережающее психическое развитие ребенка

Умственное развитие детей старшего дошкольного возраста в структуре онтои дизонтогенеза Текст научной статьи по специальности Психология

Скопируйте отформатированную библиографическую ссылку через буфер обмена или перейдите по одной из ссылок для импорта в Менеджер библиографий.

Афонина Н. Ю. Умственное развитие детей старшего дошкольного возраста в структуре онтои дизонтогенеза // Известия ТулГУ. Гуманитарные науки. 2010. №2. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/umstvennoe-razvitie-detey-starshego-doshkolnogo-vozrasta-v-strukture-ontoi-dizontogeneza (дата обращения: 26.09).

Афонина Н. Ю. Умственное развитие детей старшего дошкольного возраста в структуре онтои дизонтогенеза Известия Тульского государственного университета. Гуманитарные науки (2010). URL: http://cyberleninka.ru/article/n/umstvennoe-razvitie-detey-starshego-doshkolnogo-vozrasta-v-strukture-ontoi-dizontogeneza (дата обращения: 26.09).

Афонина Н. Ю. (2010). Умственное развитие детей старшего дошкольного возраста в структуре онтои дизонтогенеза. Известия Тульского государственного университета. Гуманитарные науки URL: http://cyberleninka.ru/article/n/umstvennoe-razvitie-detey-starshego-doshkolnogo-vozrasta-v-strukture-ontoi-dizontogeneza (дата обращения: 26.09).

Скопируйте отформатированную библиографическую ссылку через буфер обмена или перейдите по одной из ссылок для импорта в Менеджер библиографий.

Афонина Н. Ю. Умственное развитие детей старшего дошкольного возраста в структуре онтои дизонтогенеза // Известия ТулГУ. Гуманитарные науки. 2010. №2 С.277-282.

Афонина Н. Ю. Умственное развитие детей старшего дошкольного возраста в структуре онтои дизонтогенеза Известия Тульского государственного университета. Гуманитарные науки (2010).

Афонина Н. Ю. (2010). Умственное развитие детей старшего дошкольного возраста в структуре онтои дизонтогенеза. Известия Тульского государственного университета. Гуманитарные науки

НЕРВНО-ПСИХИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ

Для оценки нервно-психического развития ребенка от 3 до 7 лет обычно пользуются данными наблюдений за его поведением во время различных режимных моментов.

При этом учитываются следующие ведущие показатели:моторное развитие и зрительная координация (равновесие в ходьбе, статическое равновесие, прыжки);развитие речи (звуковая культура речи, грамматически правильная речь, чтение стихов, пересказы);познавательная деятельность (количество и счет, величина, ориентировка во времени и пространстве, конструирование, воспроизведение, ощущение цвета, формирование обобщений);

социально-культурное развитие (культурно-гигиенические навыки, самостоятельность, трудолюбие, игровая деятельность, взаимоотношения с окружающими).

Для оценки нервно-психического развития дошкольников и школьников применяются специальные тесты, таблицы, шкалы и анкетирование. Уровень нервно-психического развития принято оценивать по 4 группам развития, три из которых — варианты нормального развития, а четвертая — развитие, пограничное с нормой.

1-я группа — дети с развитием в пределах нормы или опережающие развитие по одному или нескольким показателям.2-я группа — дети с задержкой в развитии на 1 эпикризный срок (до года — на 1 мес. до 2 лет — на 3 мес. до 3 лет — на 6 мес.) и дети с негармоничным развитием по одному или нескольким показателям.

3-я группа — дети с задержкой на 2 эпикризных срока и дети с негармоничным развитием (часть показателей ниже на 1, а часто на 2 эпикризных срока).

4-я группа — дети с задержкой на 3 эпикризных срока.

Кроме того, выделяют три степени задержки нервно-психического развития: I степень — по 1–2 показателям; II – по 3—4 показателям; III — по 5–7 показателям.

Таким образом, оценивать нервно-психическое развитие ребенка рекомендуется по следующей схеме: его уровень по ведущим линиям развития, характерным для данного возраста; соответствие или несоответствие уровня нервно-психического развития ребенка данному возрасту с учетом групп развития и степени задержки; оценка динамики развития ребенка по сравнению с предыдущим уровнем, наличие или отсутствие индивидуальных особенностей.

Психоэмоциональное состояние играет очень важную роль в жизни человека, оказывая влияние на все сферы деятельности. А если речь идёт о ребёнке, то эти показатели считаются основными для полноценного интеллектуального и физического развития. Вот почему так важно вовремя диагностировать и устранить в случае необходимости любые нарушения, связанные с областью эмоций и.

Тест «Найди и вычеркни» не предполагает слишком сложных манипуляций со стороны организатора и испытуемого. Дети воспринимают диагностику как игру, они свободны и расслаблены, что способствует получению наиболее достоверных результатов. О том, как провести исследование внимания дошкольников и младших школьников по этой методике, и пойдёт речь далее.

Определить и проанализировать основные эмоциональные и интеллектуальные характеристики конкретного человека можно разными способами. Методика «Дом, дерево, человек» (ДДЧ) — интереснейший и информативнейший тест, который расскажет об участнике диагностики много важного.

Для выяснения особенностей личности ребёнка важны не только сознательные, но и бессознательные проявления. К последним относятся ассоциации: например, то, как дети соотносят свои отношения с окружающим миром с цветами. Цветовой тест отношений по методике Эткинда поможет понять, о каких проблемах свидетельствует выбор ребёнка того или иного оттенка.

Вопрос «Что такое хорошо, а что — плохо?» будет важен до тех пор, пока у людей есть необходимость вступать в какие бы то ни было отношения друг с другом. Нравственные ориентиры формируются с самого детства. Чтобы определить, насколько ребёнок осмысленно подходит к оценке своих поступков и действий окружающих, используется методика.

Умение быстро запоминать очень важно для детей, которые сталкиваются в процессе обучения в школе с необходимостью обрабатывать большие объёмы информации. Однако и с возрастом это свойство комплекса высших психических функций не теряет своей значимости. Существует несколько тестов, исследующих скорость и качество запоминания. Одним из наиболее интересных является методика А.Р. Лурии.

Интеллект человека во многом определяет его положение в обществе и жизнь в целом. Это именно то свойство личности, которое можно развивать независимо от возраста. Но для начала стоит понять, на каком уровне оно находится. Для этого определяется коэффициент интеллекта — IQ. Существует немало методик тестирования умственных способностей, особую популярность среди.

С какой трудностью сталкиваются дети любого возраста в процессе обучения в школе, а затем и в высших учебных заведениях? Конечно, с необходимостью долго концентрировать своё внимание на не всегда интересных вещах. Чтобы воспитать в ребёнке сосредоточенность, нужно для начала определить, насколько критична ситуация. Для этого можно использовать тест Гюго Мюнстерберга.

Внимание ребёнка играет ключевую роль в деле успешной учёбы. Иногда для улучшения успеваемости школьника нужно всего лишь откорректировать его умение концентрироваться на том или ином учебном задании. Но для этого необходимо правильно провести диагностику, чтобы определить уровень развития этой способности. Например, с помощью теста по методике «Перепутанные линии».

Читайте также:  Методика «три дерева» - зеркало семейных отношений

Для полноценного восприятия и анализа информации человеку необходимо обладать хорошо развитой и натренированной памятью.

Это качество особенно важно для детей, которым по мере взросления приходится усваивать большие объёмы новых знаний.

Существует много методик, призванных улучшить и облегчить процесс запоминания, но прежде нужно определить, на каком уровне развития соответствующий навык находится.

Память — главный «помощник» в деле успешного обучения ребёнка. Существует большое количество психологических тестов, определяющих уровень её развития, но особое место занимают те, которые проводятся в несколько этапов для более точного определения особенностей восприятия. Одним из таких приёмов является методика «Заучивание 10 слов».

Творческое мышление определяет многие качества личности, в том числе и способность адаптироваться к окружающим условиям. Существует множество методик, которые помогают установить, насколько человек отличается креативностью. Но наиболее информативным является тест Торренса.

Источники: http://cyberleninka.ru/article/n/umstvennoe-razvitie-detey-starshego-doshkolnogo-vozrasta-v-strukture-ontoi-dizontogeneza, http://www.km.ru/zdorove/encyclopedia/nervno-psikhicheskoe-razvitie-detei, http://paidagogos.com/%3Fp%3D561

Комментариев пока нет!

Источник: http://orebenkah.ru/razvitie-rebenka/operezhajushhee-psihicheskoe-razvitie-rebenka.html

Vikent — Эффект опережающего развития детей по Б.П. и Е.А. Никитиным

«В основу умственного развития наших детей положены все те же наши «три кита»: богатая для разнообразной деятельности обстановка, большая свобода и самостоятельность детей в занятиях и играх и наша искренняя заинтересованность во всех их делах.

Мне и здесь хотелось бы ещё раз подчеркнуть, что мы не ставили себе целью научить их всему как можно раньше, мы старались создать условия для развития их способностей — по их возможностям и желаниям.

Мы не знали и не могли взять на себя смелость определять, что и когда развивается у малышей, и в своих действиях исходили из того простого наблюдения, о котором уже упоминали в первой части книги: с младенцем разговаривают со дня его рождения, когда он ещё и не понимает ничего. Наступает момент (для каждого индивидуальный), и малыш скажет первое слово. Если с ним не говорить, то это первое слово может быть не сказано и в год, и в два, и в три.

Ну а если по отношению ко всем прочим человеческим способностям поступить так же? Не определять сроки заранее, а просто создать благоприятные условия и посмотреть, как будет развиваться ребёнок. В поиске этих условий мы и выработали те самые принципы, о которых я говорил.

Наблюдая за детьми, мы заметили, что развиваются у них те стороны интеллекта, для которых у нас были условия, опережающие саморазвитие.

Допустим, ребёнок ещё только начинал говорить, а у него уже были среди прочих вещей и игрушек кубики с буквами, разрезная азбука, пластмассовые, проволочные буквы и цифры. Вместе с великим множеством понятий и слов, входящих в эту пору в   мозг   ребенка,   четыре   десятка значков, называемых А, Б, В…

1, 2, 3, 4… и т. д., запоминались без всякого труда к полутора-двум годам. А всё потому, что мы не делали из этого тайны, не говорили, что «тебе рано», просто называли малышу буквы, как называли прочие предметы: стол, стул, окно, лампа и т. д. И радовались, когда он запоминал, узнавая их в любом тексте.

Так же было и с математикой (счёты, счётные палочки, цифры, таблица: сотни и тысячи, бусинки на проволоке и пр.), конструированием (всевозможные кубики, мозаика, конструкторы, строительные материалы, инструменты и др.), спортом (спортснаряды в разных сочетаниях в доме и во дворе).

Самым главным открытием на этом пути было для нас то, что в этих условиях дети очень многое  начинали раньше, чем это предписывалось им по медицинским и педагогическим нормам: к трём годам они начинали читать, в четыре — понимали план и чертёж, в пять — решали простые уравнения, с интересом путешествовали по карте мира и т. д. И дело было не только в постижении некоторых школьных премудростей, которыми они легко овладевали до школы (беглое чтение, устный счёт, письмо), но и в том, что они при этом становились самостоятельнее, инициативнее, любознательнее, ответственнее — тоже не по годам. Мы их могли оставить дома одних (с 6-7-летним старшим) часа на три-четыре и знали, что ничего не случится. Мы могли спокойно послать семилетнего в Москву (электричка, метро) или одиннадцатилетнего в Горький (он сам брал себе билет, ехал без всякой опеки проводника или кого-либо из взрослых). И всё это не делало из них старичков — таких выдумщиков и озорников ещё поискать! Но об этом речь ещё впереди.

Сначала мы этому только удивлялись, а затем всерьёз заинтересовались проблемой раннего развития детей. Оказалось, что изучением потенциальных возможностей человеческого мозга давно занимается мировая наука и практика.

Учёные пришли к выводу, что резервы мозга колоссальны, а используются они в течение жизни человека ничтожно мало, что гениальность — это наиболее полное проявление интеллектуального потенциала, которым обладает любой нормальный человек.

От чего же зависит реализация этого потенциала? От чего зависит уровень развития способностей? Ответить на этот вопрос — значит найти способ растить таланты, не искать их среди обыкновенных, а растить всех талантливыми людьми.

А это позволит избавить школу от неуспевающих и второгодников, детей — от перегрузок, родителей — от бессилия и удобного предрассудка: «Такой уж он у меня уродился».

Просто невозможно было не попытаться принять участие в поиске ответа на вопрос, откуда берутся таланты?

Ну, конечно, мы ни в какой степени не считаем, что нашли способ выращивания вундеркиндов. Вундеркинд — это чудо-ребенок, исключение из правил, пока малообъясненное явление.

Я же говорю о другом: как каждого, буквально каждого малыша, родившегося нормальным, вырастить способным и даже талантливым.

Ведь это требование времени — научно-технической революции, всевозрастающей ответственности человечества за все, что делается на земле, необходимости предвидения и осмысленности каждого шага человека, живущего на нашей планете. […]

… важно, чтобы условия опережали развитие. Это даст наибольший эффект в развитии, которое будет просто своевременным, а вовсе не «ранним», как считают те, кто называет так развитие наших детей.

Кстати сказать, мы-то сами теперь считаем развитие наших ребятишек не только не ранним, а запаздывающим во многих отношениях. Ведь условия, которые мы сумели создать, конечно, ещё очень далеки от возможного идеала. Это естественно: домашними силами и -средствами такую проблему не поднять.

Вот несколько примеров. Не смогли мы создать даже удовлетворительных условий для занятий ребят в области изобразительного искусства, биологии, иностранных языков и многого другого. И развитие ребят здесь явно отстаёт от их возможностей.

А теперь нагонять упущенное очень трудно: иностранный язык, например, никто из них толком так и не знает, несмотря на школьные пятёрки и четвёрки. А могли бы знать, если бы кто-нибудь из нас владел иностранным языком и просто говорил на этом языке с детьми со дня рождения, как это делает со своими малышами инженер В.С. Скрипалёв.

Для Олега Скрипалёва изучение английского языка проблемы не составит: он говорит на нём так же, как и на русском, совсем свободно».

Никитин Б.П., Никитина Е.А., Мы и наши дети, М., «Молодая гвардия», 1980 г., с. 116.

Гипотеза Необратимого Угасания Возможностей Эффективного Развития Способностей (НУВЭРС) по Б.П. Никитину

Источник: https://vikent.ru/enc/2907/

Дошкольное развитие. Развитие детей дошкольного возраста

Беседа на тему «Права ребенка в РФ»

Из раздела: Дошкольное развитие, Развитие школьника

С момента своего появления на свет новорожденная кроха приобретает несколько социальных ролей. Дома он

Лето, пора делать гербарий

Из раздела: Досуг, Дошкольное развитие, Развитие школьника, Своими руками

Окружающий мир удивительный и любой ребенок с удовольствием его познает. Изучению флоры уделяют внимание

Викторина по произведениям Чуковского К.И

Из раздела: Викторины для детей, Дошкольное развитие

Викторина сказки  К.И. Чуковского с ответами для детей старшей и подготовительной групп детского сада. «Доктор

Лепка из пластилина в детском саду

Из раздела: Дошкольное развитие, Обучение и воспитание, Творческое развитие

Лепка является одной из разновидностей изобразительного искусства. Она играет важную роль в процессе воспитания

Опыты и эксперименты для детей 5,6,7 лет в домашних условиях

Из раздела: Дошкольное развитие, Младшие школьники, Развитие школьника

Родители порой безумно устают от чересчур любопытного дошкольника. Однако процесс объяснения физических явлений можно

Игры для развития речи детей 3-4 лет

Из раздела: Дошкольное развитие, Методики развития детей, Развивающие игры

Все дети активны, поэтому сидеть и слушать они не станут, с ними нужно играть.

Как ребенка научить вырезать ножницами

Из раздела: Дошкольное развитие, Младшие школьники, Обучение и воспитание

С назначением ножниц малыш начинает знакомиться с малых лет. И всякий раз этот блестящий

Временные рамки дошкольного возраста – от 3 до 7 лет. Ребята посещают детский сад или играют со сверстниками во дворе в этом возрасте. В чем же особенности развития детей дошкольного возраста?

Начинается этот период с так называемого «кризиса трех лет». Как правило, это тяжелый для родителей период: ребенок становится упрямым, отказывается от предложенной еды и игр. Но родители не должны отчаиваться. Ведь это закономерный этап развития, и он позволяет ребенку осознать себя как отдельное от родителей существо и учиться принимать самостоятельные решения.

Сюжетная ролевая игра является основной деятельностью в этом возрасте. Через нее ребенок усваивает различные социальные роли: семейные (в игре «дочки-матери»), профессиональные (в играх в доктора, продавца, водителя и т.д.) и многие другие.

Причем игры девочек отличаются от игр мальчиков: игры девочек спокойнее и тише, а игры мальчиков обычно подвижные и шумные. Чтобы развитие детей дошкольного возраста протекало гармонично, ребенок должен иметь возможность проигрывать разнообразные роли с разными детьми.

Так он учиться взаимодействовать со сверстниками и усваивает основные модели поведения.

Из познавательных процессов наиболее интенсивно развивается воображение. Мышление – наглядно-образное. Обеспечить хорошее развитие детей дошкольного возраста помогают развивающие игры, рисование, занятия музыкой и танцами.

Благодаря развитому наглядно-образному мышлению в этом периоде, ребенок лучше может выразить свои впечатления через рисунок, чем словами.

Рисование также позволяет развить мелкую моторику ребенку, приучить его к аккуратности и развить эстетическое чувство.

Дошкольное развитие ребенка протекает довольно быстро, хотя и не настолько, как в раннем или младенческом возрасте. В этот период закладывается фундамент личности ребенка. Его потребности и желания перестают быть импульсивными и складываются в систему.

Ребенок начинает задаваться вопросами о морали, нравственности и устройстве окружающего мира. Родители должны уметь давать грамотные, но понятные ребенку ответы. Нельзя вводить ребенка в заблуждение «детскими» ответами под предлогом того, что он все равно не поймет.

Нужно уметь простым языком объяснять сложные вещи.

Итак, в дошкольном возрасте ребенок через игру знакомится с различными социальными ролями, формирует первые представления о морали и получает познавательные и творческие навыки. Цель родителей – обеспечить условия для лучших игр и развития.

Читайте также:  Когда школу настигнет компьютерное будущее?

Источник: http://razvitiedetei.info/doshkolnoe-razvitie

Возрастные этапы развития детей дошкольного возраста

Каждый родитель желает видеть своего ребенка умным, красивым, счастливым и хорошо развитым человеком. Поэтому никто не хотел бы пускать процесс развития детей на самотек: все мы стремимся как-то помогать ребенку развиваться.

Мы рассказываем ему стишки, поем вместе с ним песенки, придумывает разные игры, общаемся, учим читать и писать. Однако в этом деле очень важно действовать грамотно и последовательно. Было бы немудро требовать от ребенка того, чего он пока не способен сделать в силу своих возрастных особенностей.

И было бы очень правильно развивать в нем те способности, на которые уже давно пришла пора обратить внимание. И для того, чтобы правильно воспитывать своих маленьких детей, очень важно знать, какими особенностями и способностями они обладают в те или иные возрастные этапы развития.

Дети до года

В этот период самое главное, в чем нуждается ваш ребенок – это забота, внимание и ласка. Это период, когда родители исполняют все желания своих детишек и мало задумываются о том, чтобы научить их чему-либо. Главная задача родителей – обеспечить максимально комфортную, любящую и жизнерадостную атмосферу в доме. Но это не значит, что развитию детей не следует уделять внимания.

Дело в том, что человек с самого своего рождения начинает процесс познания окружающего мира. Формируются способности слышать звуки и отделять один звук от другого. Также мозг ребенка учится разделять поступающую в него зрительную картинку на различные объекты, фокусироваться на одном из них и запоминать его.

К шести месяцам у детей проявляется особый интерес к цветам и начинает формироваться процесс развития восприятия пространства. Спустя всего месяц малыш с удовольствием начинает взаимодействовать с предметами: он их складывает в коробочки, открывает крышки отличает маленькие предметы от больших.

Самый первый этап становления личности человека. Именно в этом возрасте закладываются самые глубинные, самые прочные и нерушимые свойства личности человека.

Считается, что те черты характера и особенности личности, которые были приобретены в этом возрасте, практически не поддаются коррекции на протяжении всей жизни.

Поэтому для родителей важно понимать, что наступил очень ответственный этап, когда начинается полноценное воспитание детей.

Ранний возраст можно условно разделить на три дополнительных периода, каждому из которых соответствуют свои возрастные особенности развития:

От года до полутора лет. Период становления самостоятельности детей. Теперь ребенок не ждет, когда родители выполнять все его просьбы. Многое он пытается уже делать самостоятельно. Он много ползает по дому, чтобы добраться до интересующих его предметов. Он часто падает, набивает себе шишки, но продолжает старательно исследовать жилое помещение.

Первые звуки или даже слова, исполненные смысла, ребенок обычно начинает произносить в этот период своего развития.

И хотя ребенок еще не может правильно произнести слово или фразу целиком, родители уже начинают понимать, что он имеет в виду. Идет активная фаза запоминания слов. Ребенок внимательно слушает, что говорят родители.

И, не смотря на то, что он даже не пытается произносить большинство услышанных слов, все же они откладываются у него в памяти.

Несмотря на то, что ребенок не способен пока отвечать родителям и полноценно с ними разговаривать, очень важно много времени уделять общению с ним в этот период. Потому что именно сейчас начинает активно пополняться его словарный запас. Родители могут называть окружающие ребенка предметы, рассказывать для чего они нужны.

От полутора до двух лет. Продолжает развивать приобретенные раньше возрастные умения, начинает осознавать свое место в окружающем мире, зарождаются первые черты его характера.

То есть уже сейчас становится очевидным, какие черты личности скорее всего будут преобладать в его характере на протяжении всей жизни. Этот период, когда родители, образно говоря, начинают знакомиться со своим чадом.

К этому времени большинство детей начинают активно принимать участия в процессе собственного одевания.

Важно, чтобы родители проявляли терпение и давали ему такую возможность. Не стоит запрещать ребенку пробовать надеть что-то самостоятельно только потому, что вы куда-то торопитесь. Большое облегчение родителям приносит то, что дети начинают ходить на горшок. Иногда во время игры, увлекшись, малыш все еще может сходить «под себя», но такие случаи происходят все реже и реже.

Никогда не стоит запрещать детям брать в руки интересующие их предметы и рассматривать их. Если какой-то предмет представляет для малыша опасность, то самое лучшее решение – это сделать так, чтобы он вообще не попадался ему на глаза.

Иначе многочисленными запретами родители могут поселить в детях страх познания чего-то нового, выработать в нем комплексы, мешающие его обучаемости в подростковые годы и на протяжении всей жизни. Не запрещайте ребенку копаться в шкафах.

Ему очень нравится открывать различные ящички и вытаскивать из них все предметы и всю одежду.

Это важная особенность полезна для развития детей. Таким образом малыш проявляет естественную потребность к познанию мира и обыкновенное любопытство. Не стоит запрещать ему это делать.

От двух до трех лет. Ребенок уже научился ходить, взаимодействовать с предметами, у него полноценно развито зрение и другие органы чувств. Наступил черед самой активной фазы умственного развития.

Сейчас малыш проявляет немного меньше физической активности, чем это делал раньше. Зато он становится наиболее общительным. Ему нравится разговаривать со взрослыми, и нужно давать ему такую возможность.

Важно запомнить правило: чем больше общения – тем лучше умственное развитие.

В этот период начинаются бесконечные вопросы. Очень важно терпеливо отвечать на каждый из них. Ни в коем случае не отмахивайтесь от ребенка говоря «отстань!». В этом возрасте начинает прививаться любовь к музыке.

Когда ребенок дома, пусть всегда звучит музыка. Причем пусть эта музыка будет разнообразной. Музыка оказывает благоприятное воздействие на собранность малыша, ведь за ее основы взят ритм.

В основе всех жизненных дел тоже лежит ритм.

Младший дошкольный возраст (3-4 года)

Этот возраст является трудным для родителей и их малыша. Потому что в этот период происходит первый кризис личности человека. Родители наблюдают резкую перестройку характера и личности ребенка. Этот период некоторые называют периодом «Я сам». К чему нужно быть готовыми родителям?

Возрастные личностные этапы детей в этот период: негативизм, упрямство, строптивость, своеволие, обесценивание, протест-бунт, деспотизм. Все эти негативные проявления личности в конце концов рождают в ребенке осознание того, что он является отдельной самостоятельной личностью, имеющей собственные взгляды и желания.

Для того, чтобы избежать многих острых углов и позволить ребенку гармонично развиваться, важно поддерживать его инициативу быть самостоятельным. Появляется интерес к таким занятиям, как конструирование, лепка и рисование. Ребенок начинает самостоятельно давать оценку событиям и поведению людей.

Он сам пытается отличать хорошее от плохого.

В этот период развития важно осознавать, что этапы проявления негативных свойств личности ребенка вовсе не значат, что он становится плохим и невоспитанным. Не следует строго наказывать его каждый раз за некорректное поведение.

Сейчас намного важнее избежать ситуаций, которые бы сформировали постоянное чувство вины и связанные с этим комплексы.

От родителей ожидается настоящее мастерство, которое поможет не поощрять плохое поведение, но в то же время не нарушит психику малыша.

Средний дошкольный возраст (4-5 лет)

В этот период происходит значительное изменение во взаимоотношениях со сверстниками. Они становятся все более притягательными для ребенка и начинают занимать очень много места в его жизни.

Теперь ребенок осознанно предпочитает играть не со взрослыми, а с детьми своего возраста.

И если раньше дети просто находились рядом друг с другом, но каждый занимался своими делами и играл в свою игру, то сейчас они начинают взаимодействовать друг с другом и играть вместе.

Таким образом, формируются навыки сотрудничества между людьми. Интенсивно следуют один за другим возрастные этапы развития общения со сверстниками. Дети во время игры начинают согласовывать свои действия и добиваться одной общей цели. В этом возрасте ребенок начинает хорошо понимать невербальные признаки отношения к самому себе.

Малыш остро нуждается в признании и уважении со стороны окружающих людей. Он очень хорошо понимает, рады ему или нет, обратили на него внимание или оказались безразличными.

На этом фоне часто появляются обиды, которые ребенок открыто демонстрирует. Дошкольник начинает сравнивать себя с другими и формирует мнение о самом себе.

Причем если раньше ребенок наблюдал за другими людьми с целью найти с ними что-то общее, то сейчас он противопоставляет себя им.

Задача родителей – помочь сформировать положительную самооценку, но в то же время адекватную. Именно сейчас наступила пора активных ролевых игр. Нужно учить детей самостоятельно придумывать интересный сюжет, распределять роли и поддерживать конструктивные отношения с участниками игрового процесса.

Старший дошкольный возраст (5-6 лет)

Значительное развитие взаимоотношений со сверстниками и взрослыми происходит в этот период времени. Дети способны общаться на уровне взрослых. Если раньше все общение строилось вокруг происходящих в данный момент событий, например вокруг игрового процесса, то сейчас дети развивают способность к внеситуативному общению.

Например, они рассказывают о том, что с ними происходило в течении дня, рассказывают о своих предпочтениях или обсуждают поступки и качества других людей. Общение происходит отдельно от игры. Может получиться так, что дети просто разговаривают друг с другом и ничем в этот момент больше не занимаются. Проходит период обид и негативизма.

Наступает время дружелюбного отношения к окружающим и эмоциональной привязанности к ним. Сейчас дети умеют сочувствовать людям. На смену яркому соперничеству приходит желание помогать друзьям даже если это противоречит правилам игры.

Интерес к другим проявляется также и в том, что дети сейчас не только рассказывают о себе и делятся своими историями, но начинают задавать вопросы, искренне интересуются тем, как у других идут дела, что им нравится и чем бы они хотели заняться.

Ближе к шести годам появляется желание делиться и делать подарки.

Важно, чтобы родители поддерживали эти правильные инициативы и подавали детям в этом хороший пример.

Возрастные этапы становления социальной личности у ребенка проявляются в этом возрасте особенно интенсивно. В садике начинают появляться группы по интересам.

Дети начинают по-разному относится к разным сверстникам, выделяя среди них тех, кто наиболее близок им по характеру. Часто происходят разногласия по поводу того, кто с кем дружит или водится.

Если ребенка не приняли в ту кампанию, куда ему хотелось бы, он может очень переживать по этому поводу.

Родителям важно научиться это определять и помогать эмоционально переживать эту проблему. Именно сейчас наступила пора стать для ребенка тем, кому можно рассказать о своих переживаниях и получить сочувствие.

Конечно, каждый ребенок – это индивидуальная личность. И не все дети развиваются одинаково быстро и одинаково хорошо. Некоторые свойства личности могут начинать проявляться раньше, некоторые – позднее.

Однако общее понимание какие этапы развития присущи ребенку, способствует тому, что родители могут правильно понимать происходящие изменения в поведении своего ребенка, лучше будут понимать его чувства и возможности.

Это поможет своевременно и грамотно оказать необходимую помощь и поспособствует становлению здоровых взаимоотношений между родителями и детьми.

Источник: https://podrastu.ru/vozrast/vozrastnye-etapy-razvitija-doshkolnika.html

Ссылка на основную публикацию