Единственный ребенок в семье. особенности воспитания

Единственный ребенок в семье — особенности воспитания

Часто случается, что те, у кого есть братья и сестры, завидуют единственному ребенку: ему ни в чем ни с кем не надо соперничать и ничем ни с кем не надо делиться.

Да, конечно, не надо, только ведь на него обращено все внимание родителей и родственников, и ему куда труднее, чем ребенку из многодетной семьи, избегать постоянных «воспитательных моментов» и непрерывных «придирок» со стороны взрослых.

Мы нередко слышим, будто единственный ребенок чересчур избалован и изнежен. Бывает и так, но надо помнить, что и ответственность на единственном ребенке лежит куда большая,чем на других детях, ибо родители возлагают все свои надежды на него одного.

А еще говорят, и тоже нередко, что единственного ребенка можно пожалеть, поскольку он находится в незавидном положении затерянный во взрослом мире, лишенный союзников и сообщников, какими могли бы стать ему братья и сестры. Ему якобы труднее социализироваться, он не привык к конфликтам между детьми и, стало быть, в случае чего не сумеет себя защитить.

На самом деле все это — отражение множества взглядов на проблему единственного ребенка, в том числе и со стороны  психологов, а чаще всего — проекция* наших собственных чувств и фантазий по отношению к единственному чаду.

По мнению людей, разделяющих точку зрения, изложенную последней, родители единственного ребенка могли бы испытывать чувство вины за то, что лишили своего малыша братьев и сестер.

Однако в реальности мы очень редко слышим жалобы единственных детей на одиночество — во всяком случае, с такими жалобами ко мне и моим коллегам обращаются за консультацией куда реже, чем с жалобами на соперничество между братьями и сестрами.

И впрямь ведь единственный ребенок не может жаловаться на отсутствие того, что ему неизвестно, а старший ребенок иногда довольно долго — до рождения следующего — остается единственным.

Каковы бы ни были причины вашего решения иметь только одного ребенка — личные они или связаны с медицинскими показаниями:

  • важно, чтобы этот выбор был сделан обоими родителями;
  • важно, чтобы вы помнили: у вас нет оснований чувствовать себя виновными.

Не секрет, что большая часть единственных детей обычно справляется с проблемами обучения нисколько не хуже, если не лучше, чем другие дети.

Какое место вы отводите ему в семье?

— Здесь проблема никак не в ребенке: место, которое он занимает в семье, — именно то, которое ему отводите вы сами.

— А вот что может перерасти в проблему, так это ваша склонность предвосхищать его желания, кидаться исполнять любую прихоть еще до того, как ребенок выскажет ее вслух.

— Проявляйте благоразумие, делая малышу подарки — не из опасения, что он вырастет требовательным и не способным вынести никаких ограничений человеком, но лишь для того, чтобы у него не сформировалось чувство вины.

— Обладающий, по сравнению с другими, да и на самом деле, определенными «привилегиями» единственный ребенок может почувствовать себя обязанным «отплатить» за них взрослым, сделать все, чтобы они были им довольны.

— И пусть даже вы не требуете от него ничего подобного, он станет бояться вашего разочарования, в особенности — его учебными достижениями.

Надо ли воспитывать единственного ребенка каким-то особым образом?

Слушая некоторые разговоры, порой подумаешь, что единственный ребенок — своего рода «инвалид»: он играет все время сам с собой и, естественно, вырастает одиноким домоседом, у него неоткуда взяться потребности куда-то пойти…

Это далеко не так! Куда более вероятно, что из нежелания скучать у единственного ребенка разовьется воображение и что единственный ребенок попросту предпочитает более спокойные игры.

Кроме всего прочего, его побуждают к этому разговоры взрослых, в которые он имеет обыкновение вмешиваться.

Все сказанное выше — предпосылки для того, чтобы ребенок хорошо учился, но…

— важно не создать у него ощущения, будто он должен хорошо учиться, потому что ему одному предстоит осуществить надежды всей семьи;

— полезно при необходимости напоминать ребенку, какое место он занимает в семье.

Единственная настоящая проблема — чрезмерная опека

Иногда родители слишком боятся потерять ребенка, особенно драгоценного для них именно потому, что он один.

— Эти родительские тревоги могут привести у некоторых детей к замедлению темпов развития психомоторики и психических процессов: дети становятся заторможенными.

— Поведение ребенка меньше зависит от того, единственный он или растет в обществе братьев и сестер, чем от того, насколько сильно вы о нем тревожитесь и насколько его опекаете.

Страдает ли единственный ребенок от недостатка общения?

Если вас беспокоит нелюдимость вашего малыша, можете организовать для него встречи с друзьями. Только прежде задумайтесь: а чего хочет он сам?

Не стоит ли за вашим стремлением во что бы то ни стало организовать для него компанию всего лишь боязнь, как бы ребенок не упрекнул вас в том, что у него нет братьев и сестер. Да, такое может случиться, когда ему скучно или у вас нет времени поиграть с ним, но на самом деле этот упрек редко бывает впрямую адресован родителям.

— Дети куда чаще жалуются на братьев и сестер, чем на то, что они единственные.

— При этом можете быть уверены: ни те, ни другие не хотели бы изменить свой статус.

— Стало быть, не надо прививать ребенку чувство нехватки общения, которое ему не присуще.

— Принимайте во внимание собственные склонности и потребности малыша: хочется ему видеть друзей или нет, хочется ему играть, заниматься чем-то одному или вместе с другими.

* Проекция в психологии — классическая форма защиты, состоящая в приписывании другому или другим своих собственных ощущений, эмоций, мыслей и проблем.

Источник — http://5psy.ru

Общая информация о статье

Источник: http://wellness.co.ua/article/edinstvennyj-rebenok-v-seme-osobennosti-vospitaniya/

Единственный ребенок в семье: секреты воспитания

Всегда считалось, что если ребенок в семье единственный, то значит, он обязательно должен быть избалованным. Но так ли это, и какие правила в воспитании нужно соблюдать, чтобы этого не произошло?

Конечно, нельзя отрицать тот факт, что детям, у которых нет братиков и сестричек, всегда достается больше внимания и заботы от родителей и бабушек с дедушками. Они не знают, что такое делить свою любимую игрушку с кем-то, уступать свою кровать или одеяло другому маленькому человечку и оставлять самый вкусный кусочек торта не для себя.

Вся любовь, все свободное время посвящается только им. К такому отношению дети очень быстро привыкают и начинают думать, что мир вращается только вокруг них. А вот тут уже решать родителям, поддерживать эту идею дальше или попытаться разубедить ребенка в собственной значимости.

Как организовать досуг для ребенка?

Многие мамочки жалуются, что с появлением ребенка у них совсем не остается свободного времени на себя. Так быть не должно. Всегда нужно выкраивать время для себя.

Очень хорошо если у мамы есть какое-нибудь хобби или любимое занятие, которое позволяет не зацикливаться на ребенке. А сын или дочка, глядя на маму или папу понимают, что мир не крутится только вокруг них и у родителей есть свои интересы и увлечения.

Дети любят подражать взрослым и возможно, у них тоже появятся какие-то интересные увлечения.

Когда ребенок воспитывается один в семье, все свое свободное время он практически предоставлен сам себе, ведь мама с папой не могут развлекать его и играть с ним каждый час. Чтобы ребенок не скучал в одиночестве, найдите для него какое-нибудь занятие по душе.

Понаблюдайте за ним и расспросите, чем бы он хотел заниматься. Развивайте творческие способности и таланты своего чада. Например, если у него хорошо, получается рисовать, он усидчивый и спокойно может просидеть несколько часов за лепкой, отдайте в развивающий кружок рисования или лепки.

Если ваш непоседа очень активен и не сидит на месте и минуты, запишитесь на танцы или спортивную секцию. А если у ребенка проявляется актерский талант и любовь к выступлениям на сцене, то театральный кружок подойдет вам больше всего.

Общаясь в кругу сверстников, ребенок научится сопоставлять себя с другими детьми, у него появятся свои друзья и интересы. Он станет более открытым и общительным.

Воспитание единственного ребенка в семье

Какие правила нужно соблюдать в воспитании, чтобы ребенок не страдал от недостатка общения со сверстниками? Прежде всего, нужно научить его быть открытым внешнему миру.

Для этого родители сами должны предоставлять ему максимальное общение и свободу в познании окружающих его людей и событий. Например, гуляя по парку, не запрещайте малышу изучать различных обитателей флоры и фауны. Пусть разглядывает насекомых и птиц.

И обязательно знакомьтесь и общайтесь с другими детками, играющими по соседству.

Старайтесь приглашать почаще к себе в гости друзей вашего ребенка.

Конечно, они не могут в полной мере заменить братиков и сестричек, но дружеское общение так же выполняет важную функцию для социального развития детей.

Они учатся делиться игрушками, обмениваться своими идеями и переживаниями. Если у вашего ребенка еще совсем не много друзей, приглашайте двоюродных братьев и сестер, одноклассников, детей из садовской группы.

Заинтересуйте ребенка каким-нибудь развивающим кружком или спортивной секцией. Расскажите, что там очень весело, ребята приходят, чтобы научится чему-то новому. Наверняка ваш ребенок найдет себе среди них новых друзей.

Когда в семье воспитывается один ребенок, родители часто начинают проявлять слишком много заботы и опеки над ним. Они очень волнуются и переживают, как он дошел домой, как он устроился в новом коллективе, правильные ли у него друзья.

Конечно, все эти волнения не напрасны, и от них никуда не деться. Но следите за тем, чтобы ваша любовь и забота не переросла в гипер опеку. Иначе ребенку придется нелегко во взрослой жизни.

Боясь, что за пределами семьи его не будут любить и уважать так же сильно, он не сможет полностью реализоваться в различных коллективах как самостоятельная личность.

Отличия в воспитании детей в семьях с одним ребенком и несколькими детьми

Единственные дети в семье, привыкшие к вниманию со стороны взрослых только к своей персоне, дольше остальных привыкают к большим коллективам, например в школе или в саду. Ведь они ждут от воспитателя или учителя такого же отношения к себе, как и от родителей.

То есть, что больше внимания будет уделено им, и что их будут выделять среди других детей. Когда этого не происходит, ребенку становится не уютно, и не комфортно в таком коллективе, где внимание распределяется равномерно между детьми.

Отсюда у ребенка появляется чувство конкуренции.

В отличие от тех детей, которые воспитывались в семье с братиками и сестричками. У них напротив отношения складываются на основе сотрудничества. Такая модель поведения зачастую переносится и во взрослую жизнь, когда находясь в коллективе человек, выстраивает свое общение с точки зрения конкуренции, а не сотрудничества.

Так же ребенок, выросший, в семье с несколькими детьми имеет преимущество в плане самостоятельности, и умения сопоставлять себя с другими сверстникам.

Родители с одним ребёнком обладают, несомненно, большим количеством свободного времени, чем родители, воспитывающие нескольких детей.

Соответственно они все это время уделяют одному ребенку и помогают ему часто с такими задачами, с которыми он бы мог справиться и сам.

Чрезмерно опекая своего ребенка, мы делаем тем самым ему медвежью услугу. Ведь, например, когда ребёнку в 5 лет мы все еще помогаем одеваться  или часто собираем за него раскиданные игрушки, мы тем самым балуем его. Не давая развиваться его ответственности за себя и самостоятельности.

В то время как дети, выросшие с братиками и сестричками, очень быстро становятся взрослыми и самостоятельными. Потому что старшие дети, у которых появляется младший братик и сестричка, просто вынуждены сами больше обслуживать себя, из-за нехватки времени у родителей. А младшие в свою очередь тоже быстро становятся самостоятельными.

Родители, как правило, уже не осуществляют за ним такой контроль как за первым ребенком и дают больше свободы.

Воспитываясь единственным ребенком в семье, не нужно отстаивать свое мнение и свои интересы, родители всегда прислушиваются только к тебе, и твои предпочтения учитываются беспрекословно.

В то время как дети в многодетных семьях с детства развивают навыки выражения своих идей и учатся уважать чужое мнение, что немаловажно во взрослой жизни.

Умение контролировать свои эмоции и доверять друг другу помогает стать таким детям более эмоционально защищенными.

Важно не зацикливаться только на воспитании ребенка и не приучать его к мысли, что ваша жизнь полностью просвещена ему. Постарайтесь заботиться, о своем единственном ребенке в меру, чтобы в будущем это не принесло ему неудобств.

Ведь если он сам сильно привыкнет к вашей заботе, ему трудно будет строить свою личную жизнь. Есть много печальных примеров из жизни о маменькиных сынках или о девушках, которые не могут довериться другому человеку, кому-то кроме родителей.

Таким образом, они не подготовлены к самостоятельной жизни.

Читайте также:  Воспитание самообразования

Не зависимо от того, есть ли у вашего ребенка родные братики и сестрички, главное всегда прислушиваться к нему, уважать его интересы и поддерживать его. Воспитывайте в нем желание быть открытым и общительным, развивайте социальные навыки взаимоотношений.

Среди людей выросших единственными детьми в семье есть много очень талантливых и выдающихся людей. Они бывают даже более ответственными, более развитыми и более чутким к людям, чем те кто вырос в семьях с несколькими детьми.

Все зависит от самого человека, его характера, но и воспитание играет огромную роль в становлении личности.

Для любого ребенка, независимо от возраста,очень важно чтобы родители его понимали и всегда поддерживали, не нарушая при этом личные границы и интересы.

Более подробно о воспитании единственного ребенка в семье, смотрите видео

Источник: http://mamamozhetvse.ru/edinstvennyj-rebenok-v-seme-sekrety-vospitaniya.html

Единственный ребенок в семье плюсы и минусы

Семьи бывают полные и неполные, однодетные и двудетные, нуклеарные и трехпоколенные, основанные на повторном браке родителя… Сегодня давайте посмотрим на особенности воспитания единственного ребенка в полной двухпоколенной (нуклеарной) семье, состоящей из папы, мамы и ребенка.

Какие плюсы и минусы

Однодетные семьи преобладают в российской жизни (в особенности в больших городах) уже на протяжении нескольких десятилетий. Конечно, единственные дети могут рассчитывать на большее внимание и заботу, обожание, уступчивость и любовь.

Родители могут быть ближе к ребенку, активно развивать его способности и природные задатки, водить в художественные студии, творческие и спортивные центры, учить своего единственного языкам… Но велик и соблазн «перегнуть палку» по части любви и заботы.

По мнению специалистов, в однодетной семье чаще наблюдается культ ребенка, когда вся жизнь взрослых сосредоточена вокруг единственного «сокровища», и в семьях с единственными детьми промахи и ошибки родителей оставляют более яркий след в их личности.

Проблемы единственного ребенка семье

Вот ребенок старается сделать что-то самостоятельно — но помощь уже идет, всегда найдется кто-нибудь, кто избавит «маленького лорда» от трудов.

Вот ваш единственный пытается выяснить отношения со сверстником на детской площадке — они бы и сами договорились, однако взрослые уже спешат на помощь.

Нередко родители единственных детей не дают им принимать решения и воплощать свои намерения — во всем, начиная от выбора еды и одежды и заканчивая самостоятельным решением регулярно возникающих мелких проблем. А ведь все это помогает растущим людям обретать опыт «вставания на собственные ноги».

Зачастую каждый из родителей пытается сделать из своего единственного вундеркинда, загружая тем самым ребенка до предела. Однако гиперопека не позволяет развить творческое начало.

Напротив — принимая как должное заботу и внимание других, ребенок может «застрять» в иллюзии, что настоящее только то, о чем догадался и на чем настоял другой. В общем, «мама лучше знает, что мне надо».

На выходе — социально незрелая личность, доступная всевозможным более или менее безобидным манипуляциям.

Практика показывает, что родители единственных детей по-разному относятся к необходимости устанавливать ребенку четкие границы-«рамочки». Некоторые так никогда и не научатся говорить своему единственному «нет», предупреждать различные детские «безобразия».

Взрослому легче самому убрать за ребенком разбросанные игрушки, вытереть запачканный стол, тем самым вольно и невольно поддерживая ситуацию «избегания взросления».

В результате родители единственных детей часто «валятся с ног» от любимого чада как от тяжелой работы, чувствуют себя замотанными и обескураженными.

Если единственный ребенок с рождения окружен лишь взрослыми, в детский сад или в школу он приходит с низким потенциалом социальной адаптации в обществе ровесников.

А если к тому же привыкший к своей исключительности человечек пытается «построить» и сверстников, горькое разочарование может наложить серьезный отпечаток на его дальнейшую «карьеру». Дети, наверное, инстинктивно предчувствуют что-то в таком роде.

Думаете, случайно единственные дети часто настойчиво просят «купить» им братика, сестричку, собаку?.. Им часто отчаянно не хватает общества равных.

Проблемы воспитания единственного ребенка в семье

Жизнь единственного ребенка не так и легка в нынешнем мире стрессов и эмоциональных нагрузок. Часто они оказываются вовлеченными в сложные взаимоотношения собственных родителей.

В результате — закладываются основы серьезной эмоциональной и психологической травмы.

Поэтому так важны широкие социальные связи однодетной семьи — бабушки, дедушки, двоюродные и троюродные братья и сестры, семейные друзья для  устранения проблем в воспитании ребёнка…

Единственным детям труднее адаптироваться к любым изменениям эмоционального баланса в семье. И здесь незаменимы ролевые игры — в том числе классическая «Игра в дом». Кстати говоря, при правильно найденном подходе мальчики строят собственную «семью в семье» не менее охотно, чем девочки.

На вкладке к следующему номеру мы разместим набор бумажных фигурок — членов «игрушечной» семьи для самодеятельных игр с ребенком: «Семья дома», «День рождения», «Поездка в отпуск» и т.п.

Играя вместе со своим ребенком, вы узнаете много нового о его представлениях об устройстве семьи и семейном взаимодействии.

Если ребенок обладает некоторым игровым опытом, скорее всего, он сам выберет сюжет для «игрушечной» семьи, будет пытаться реализовать свой замысел, создаст игровые ситуации с фигурами. Взрослый же может стать равным партнером ребенка — не сомневайтесь, он это оценит!

Какими домашними делами займутся члены «игрушечной» семьи? Может, игрушки отправятся в отпуск к морю или станут готовиться к дню рождения? Следуйте за развитием сюжетной линии, задаваемой ребенком, а свои идеи к развитию сюжета предлагайте исключительно из игровой роли. К примеру, семья собралась было в гости, а у игрушки-ребенка, чья роль досталась вам, поднялась температура. Ребенок сам разовьет ход игры в связи с новыми сюжетными подсказками. Объедините сразу несколько игровых сюжетов… и играйте на здоровье!

Источник: https://w-journal.ru/esli-rebenok-v-seme-edinstvennyj/

Трудности воспитания единственного ребенка в семье

Автор: 

Татьяна Шевелева (Таганрог, Россия)

В последнее время стала четко прослеживаться тенденция иметь в семье одного ребенка. Этому способствуют различные обстоятельства. И далеко не во всех случаях главной причиной является трудное материальное положение или нерешенный жилищный вопрос.

Многие родители считают, что одному ребенку в семье более комфортно в психологическом плане, поскольку у него отсутствует повод для ревности, ему не надо будет делиться любимой игрушкой, лакомством, вниманием с братом или сестрой.

Однако наличие единственного ребенка в семье кроме демографических проблем влечет за собой комплекс социально-психологических проблем, связанных с его индивидуальным воспитанием в семье.

Будучи окруженным избыточным вниманием домочадцев, единственный ребенок, как правило, растет эгоистичным и капризным, особенно в обеспеченных семьях.

По мнению Титаренко В.Я., проблема единственных детей в семье начинается задолго до их рождения и, как правило, связана с той социальной средой, в которой выросли их родители. Социологи отмечают, что чем выше культурный и интеллектуальный уровень родителей, тем меньше детей рождается в этих семьях.

Рождение одного ребенка, является основой исчезновения нации, так как только при двух детях может сохраняться более или менее устойчивый характер национальной репродукции.

Таким образом, в феномене единственного ребенка общество сталкивается с демографическим парадоксом: чем выше культурный уровень общества, тем быстрее оно стареет и наоборот [3; с. 189].

О единственных детях можно услышать мнение, что они вырастают эгоистами и, в целом, отстают в социальном развитии от своих сверстников, растущих с братьями и сестрами.

Однако эти выводы базируются на исследованиях начала двадцатого века.

Современные же исследования показывают, что нет значимой разницы в уровне развития и личностных особенностях между единственными детьми в семье и их сверстниками.

По мнению Азарова Ю.П., проблема материального обеспечения в семье, как правило, усугубляется с рождением ребенка, требующего большего расхода, нежели при его отсутствии.

Отсутствие необходимого количества денег часто меняет не только взаимоотношения супругов, но взаимоотношения детей и родителей. Далеко не всегда их отношения складываются столь безоблачно.

Материальный недостаток, как правило, сопровождается снижением внимания к ребенку, в связи с занятостью родителей на работе и как следствие ребенок в таких семьях становится предоставленным саму себе и улице [1; с. 148].

Ситуация воспитания в семьях с несколькими детьми и с одним ребенком серьезно различается.

Родители единственного ребенка сталкиваются с особенными трудностями и связанными с ними рисками, которые нужно учитывать родителям в воспитании.

Гиперопека, ограничение взаимодействия со сверстниками, завышенные ожидания, принятие слишком многих решений за ребенка и т.д. – все это типичные ошибки в воспитании единственного ребенка.

Единственный ребенок загодя оказывается в менее благоприятной ситуации с точки зрения социального развития. Ведь до поступления в детский сад, а то и в школу, он общается преимущественно со взрослыми.

Даже словарный запас такого малыша насыщен «недетскими» словами и терминами, он часто не понимает детского юмора, дразнилок и т.п. Безусловно, такому ребенку бывает непросто адаптироваться в детском коллективе, часто в группе детей он предпочитает игры в одиночестве.

Ребенок, не имеющий достаточного опыта общения со сверстниками, очень часто не умеет играть в ролевые игры. А ведь именно такая игра — основной инструмент социального и эмоционального развития в дошкольном возрасте.

Играя с родителями, ребенок не получает необходимой отдачи, он быстро почувствует фальшь, ведь редко какой взрослый может так искренне отдаваться игре, как ребенок. Психолог Лепешова Е.М. характеризует такую ситуацию как «ребенок — маленький взрослый» [2].

Ребенок хорошо усваивает модель отношений, в которой один выше по иерархии (родитель), а другой ниже (ребенок). Так или иначе, один подчиняется другому.

В детском же коллективе требуется выстраивать принципиально другие отношения — отношения равных, отношения сотрудничества.

Зачастую от неумения выстраивать партнерские отношения ребенок «перепрыгивает» на другой, более простой вариант — отношения конкуренции с другими детьми.

Данная ситуация может привести к тому, что в детском коллективе ребенок станет либо «одиночкой» либо будет всячески противопоставлять себя коллективу, привлекать к себе персональное внимание взрослого (учитель, воспитатель). Самому ребенку в такой ситуации очень непросто. Эти трудности в отношениях могут сохраниться и во взрослом возрасте.

В таких случаях психологи советую дать ребенку возможность больше общаться со сверстниками. Поступление в детский сад часто бывает серьезным стрессом для единственных детей, ведь он впервые оказывается в большой группе таких же малышей, без пристального обожающего внимания родителей.

Однако именно детский сад позволяет ребенку компенсировать ту среду сверстников, которой ему не хватает дома [2].

Обычно дети в течение первого года полностью осваиваются в новых правилах. Детский сад становится для них первой настоящей школой жизни, где они учатся дружить, заботиться и помогать другим, спорить и мириться.

Родителям очень важно обсуждать с сыном или дочкой ситуации, возникающие в детском саду, помогать находить верные решения в отношениях с другими детьми. Водить ребенка в детский сад не всегда есть возможность по разным причинам.

В таком случае важно найти другие способы общения со сверстниками.

Другая ситуация складывается в случае когда семьи с единственным ребенком становятся, как обозначают психологи, «детоцентрированными». Это означает, что вся Вселенная семьи крутится вокруг одного центра — ребенка. Эта ситуация усугубляется в том случае если ребенок поздний и долгожданный.

Если детей в семье несколько, они, так или иначе, образуют свое сообщество, внимание родителей неизбежно разделяется между ними. Единственный же ребенок в семье, как минимум, постоянно на виду, зачастую за него больше беспокоятся, тревожатся.

Пока двое братьев носятся по двору и набивают шишки, единственному сыну часто «подстилают соломку» и трясутся за каждое движение. Очевидна ситуация: ребенок — центр Вселенной.

Такая центрация на ребенке дает ему больше возможностей поскольку родителям легко обеспечить единственного ребенка, в том числе дать ему хорошее образование, больше времени на занятия и просто беседы с ребенком.

В итоге, малыш чувствует себя в безопасности, окруженным заботой, вниманием. С другой стороны, если со взрослением ребенка, этот уровень заботы и опеки не снимается, происходит следующее.

Ребенок, чувствующий себя в безопасности в семье, чувствует повышенную тревогу и страх и при выходе во «внешний мир».

Существует еще один возможный негативный фактор. Эту родительскую заботу и внимание ребенок естественным образом принимает как должное. При этом самому ему обычно не приходится заботиться о ком-то.

Читайте также:  Путешествие по морю под белыми парусами

В итоге у него просто нет такого опыта, а он, естественно, необходим, для выстраивания отношений с людьми, для построения своей семьи. К тому же, при этом в школе ребенку бывает сложно принять необходимость разделения внимания учителя с другими учениками.

Он может капризничать, шалить и другими способами привлекать внимание. Не исключены и случаи психосоматических заболеваний — тошнота, боли в животе, головокружения — все это может стать поводом для привлечения столь привычной заботы и внимания. Поводом, конечно, неосознанным, просто реакция организма.

Самолюбие таких детей становится болезненным: отсутствие пристального внимания взрослых означает для ребенка, что он плохой, что-то делает не так [2].

Единственные дети, избалованные родительским вниманием, часто воспринимают родителей, как свою собственность.

Пока мама или папа занимается с ним, малыш может быть идеально покладистым, как только они разговаривают между собой либо занимаются своими делами, ребенок начинает капризничать, всевозможными способами привлекать к себе внимание, кричать. Таким образом он выказывает ревность.

В итоге родители оказываются в затруднительной ситуации: они не могут заниматься своими делами, не могут спокойно поговорить по телефону в присутствии ребенка. В таких ситуациях психологи предлагают децентрировать семейные отношения [2].

Важно понимать, что единичными реакциями ситуацию не разрешить. Родители должны изначально строить отношения в семье таким образом, чтобы ребенок понимал, что родители — это отдельные люди, у которых есть свои важные дела и заботы, кроме ребенка. Ребенок должен понимать, что

между мамой и папой тоже есть отношения, а не только между каждым из них и ребенком.

Имеет смысл контролировать уровень заботы и опеки. Иногда лучше дать ребенку самому набить шишку, падая с горки, а не ходить за ним по пятам, предостерегая от опасности.

Не нужно держать ребенка в «тепличных условиях», он должен осознавать разнообразие и сложность мира, чтобы не ощущать его центрированным на себе.

Ну и рекомендация организовать общение ребенка в детском коллективе тоже остается актуальной.

Существует еще один риск наиболее типичных ошибок для неполных семей с единственным ребенком, хотя встречается и в полных. Довольно распространена ситуация, когда ребенок и родитель (чаще мама) становятся лучшими друзьями.

Можно услышать, как девочка говорит, что они с мамой «лучшие подружки», можно увидеть и мальчиков, очень привязанных к матерям. Взрослые за счет такой дружбы зачастую решают собственные личные проблемы, ребенок же готов принимать любую модель отношений, подаваемую родителем.

Конечно, это не худшая модель детско — родительских отношений, но все же далеко не самая оптимальная. Во — первых, при такой ситуации, у ребенка пропадает необходимость поиска друзей среди сверстников, ребенок замыкается в родительской семье.

Ясно, что во взрослом возрасте это вызовет большие трудности, когда придет время отделения от родителей и создания своей семьи.

Во-вторых, такая ситуация ведет к тому, что ребенок теряет авторитет родителя, в котором он, на самом деле, остро нуждается. Он не получает и образца «взрослого поведения».

Все описанное не означает, что нельзя дружить с собственным ребенком, можно и даже нужно. Однако важно соблюдать грань, важно оставаться для ребенка (пока он еще ребенок) все же родителем. У взрослого должны оставаться свои взрослые вопросы, которые он решает без участия ребенка.

Взрослый должен диктовать определенные нормы и правила, транслировать моральные нормы, семейные традиции и т.д. Что касается рычагов влияния на ребенка, то в большой семье обычно братья и сестры учат чему-то друг друга.

Влияние братьев и сестер, практически сверстников, оказывается гораздо более существенным в подростковом возрасте, чем влияние родителей. Семья с единственным ребенком такой возможности уже лишена.

Хорошо бы, чтобы ребенок дружил со старшими двоюродными братьями или сестрами, другими родственниками. Ведь родственная дружба — это дружба особая.

Таким образом, воспитание единственного ребенка в семье гораздо более трудное дело, чем воспитание нескольких детей. Проблема семьи с одним ребенком, как правило, заключается в социальной среде, в которой он развивается и от уровня его воспитания.

Не существует готовых рецептов и моделей воспитания, которые можно взять, не изменяя, и применять к своему ребенку.

Однако нужно отметить, что главными основания, которых необходимо придерживаться при воспитании ребенка во время семейной его жизни это чистота, последовательность в отношении слова и дела при обращении с ребенком, отсутствие произвола в действиях воспитателя, признание личности ребенка. Тайна семейного воспитания заключается в том, чтобы дать возможность ребенку самостоятельно реализовать себя, относиться к нему с полным признанием его личности и неприкосновенности этой личности.

Литература

  1. Азаров Ю.П. Семейная педагогика. СПб.: Изд-во «Питер», 2001. – 400 с.

  2. Лепешова Е.М. Как избежать родительских ошибок. СПБ.: Изд-во «Речь». – 2010. -156 с.

  3. Титаренко В.Я. Семья и формирование личности. М.: Изд-во Мысль – 1987. -356 с.

Научный руководитель:

кандидат педагогических наук, Пуйлова Марина Алексеевна,

Источник: http://oldconf.neasmo.org.ua/node/1713

Единственный ребенок в семье? Как его воспитывать?

На сегодняшний день не многие семьи могут позволить себе иметь несколько детей.  Дети – большая ответственность, они требуют особого внимания. Родители иногда не в состоянии оказывать его, поскольку целыми днями работают и уставшие возвращаются домой только поздно вечером.

 Кроме того не малую роли играет и финансовое положение семьи.  Обеспечение ребенка – весьма затратный процесс, поэтому родители даже если и хотят, не могут решиться на второго малыша.

  В вашей семье единственный ребенок и вы боитесь, что он вырастет эгоистом? Давайте попробуем разобраться, как же воспитывать одного ребенка.

Конечно, когда в семье всего один ребенок ему достается не только  все внимание, любовь и забота родителей, но и все материальные блага.  У малыша нет сестер и братьев, а поэтому и сравнивать не с кем. А это может негативно сказаться на развитии его личности.  В большинстве случаев такие дети сравниваются себя с взрослыми, в результате чего может пострадать детская психика.

Единственный ребенок – центр всеобщего внимания

Самая главная ошибка родителей – поддерживание в малыше ощущения центра вселенной.  Если у него что-то не получается все члены семьи  незамедлительно оказывают помощь. Однако это неправильно.  В следующий раз ребенок даже не попытается сделать что-то сам. А зачем? Ведь родители выполнят все за него.

Повторение такой ситуации приведет к тому, что малыш будет требовать помощи даже тогда, когда он может справиться и самостоятельно.  В результате ребенок будет  относиться с ревностью к работе родителей, к друзьям, постоянно требуя повышенного внимания с их стороны.

Адаптация малыша в коллективе

Если в вашей семье один малыш, то ему будет довольно сложно влиться в коллектив, поскольку внимание будет обращено совсем не на него. Ему придется адаптироваться к новым правилам и  режиму.

Если ребенок попадает в конфликтную ситуацию, он может быть весьма агрессивным и обидчивым, поскольку будет считать, что ему все обязаны.

Жизнь единственного ребенка с взрослыми

В большинстве случаев единственный ребенок испытывает слабость и беззащитность в семье, поскольку он должен соответствовать всем требованиям его родителей и родственников.

Все они хотят, чтобы их ребенок был особенным, многое умел и знал. Каждый из них постоянно следит за ребенком, за его поведением и жизнью в целом.

А это весьма тяжело для малыша с точки зрения психики.

Воспитание единственного ребенка требует особых усилий.  Постоянная опека и выполнение всех капризов может привести к тому, что ребенок может стать весьма неадекватной личностью.

Типы личности:

— застенчивый.

Для такого ребенка делали все, что он только хотел. Поэтому он и вырастает несамостоятельным человеком, который с трудом может найти друзей, не любит проявлять инициативу и постоянно нуждается в помощи других;

— эгоистичный.

Такой малыш думает только о себе и считает себя самым лучшим человеком на свете.  Он не желает подстраиваться под других людей, поэтому часто конфликтует в коллективе.  Все должно происходить по его правилам, иначе это может привести к раздражению.

Как правильно воспитывать одного ребенка?

Очень важно чтобы родители знали меру своей заботе и опеке малыша.  Покажите ребенку, что каждый человек нуждается во внимании и заботе, а не только он один.  Обязательно водите ребенка в садик, в различные кружки, где много детей. Это поможет понять ему, как вести себя в коллективе  и адаптироваться к  его условиям.

Ходите с малышом к своим родственникам. Пусть он общается со своими двоюродными и троюродными братьями и сестрами.

Поощряйте самостоятельность малыша. Не бегите по первому зову, пусть он сначала попробует сделать что-то сам. Если у него действительно не получается что-то, тогда покажите, как это делать.  Это поможет ему в будущем справляться со многими трудностями самостоятельно.

Научите ребенка не только получать, но и отдавать. Только так ребенок вырастет выдающейся личностью, а не эгоистом или трусливым скромником.

Источник: https://babyzzz.ru/parents/1283.html

Особенности воспитания единственного ребенка в семье

Особенности воспитания единственного ребенка в семье

На этот счет существует две наиболее распространенные точки зрения. Первая: единственный ребенок оказывается более эмоционально устойчив, нежели другие дети, потому, что не знает волнений, связанных с соперничеством братьев.

Вторая: единственному ребенку приходится преодолевать больше трудностей, чем обычно, дабы приобрести психическое равновесие, потому что ему не достает брата или сестры. Что бы там ни говорили психологи, жизнь одного — единственного ребенка в семье нередко складывается так, что подтверждает именно эту, вторую, точку зрения.

Трудности, однако, не являются абсолютно неизбежными, и тем не менее встречаются настолько часто, что было бы глупо их не замечать.

Бесспорно, родители, имеющие единственного ребенка, обычно уделяют ему чрезмерное внимание. Короче, они слишком заботятся о нем только потому, что он у них один, тогда как на самом деле он всего лишь первый.

И действительно, немногие из нас способны спокойно, со знанием дела обращаться с первенцем так, как мы держимся потом с последующими детьми. Главная причина тут — неопытность. Имеются, однако, и другие основания, обнаружить которые не так — то легко.

Если не касаться некоторых ограничений физического порядка, одних родителей пугает ответственность, которую накладывает на них появление детей, другие опасаются, что рождение второго ребенка скажется на их материальном положении, третьи, хотя никогда не признаются в этом, просто не любят ребят, и им вполне достаточно одного сына или одной дочери.

Некоторые помехи психическому развитию детей имеют совершенно определенное название — тепличные условия, когда ребенка холят, нежат, балуют, ласкают — одним словом, носят на руках. Из — за столь чрезмерного внимания психическое развитие его неизбежно замедляется.

В результате чрезмерной снисходительности, которой мы окружаем его, он непременно столкнется с очень серьезными трудностями и разочарованием, когда окажется за пределами домашнего круга, поскольку и от других людей будет ожидать внимания, к какому привык в доме родителей. По этой же причине он слишком серьезно станет относиться и к самому себе.

Именно потому, что его собственный кругозор слишком мал, многие мелочи покажутся ему слишком большими и значительными. В результате общение с людьми будет для него гораздо труднее, чем для других детей. Он начнет уходить от контактов, уединяться.

Ему никогда не приходилось делить с братьями или сестрами родительскую любовь, не говоря уже об играх, своей комнате и одежде, и ему трудно найти общий язык с другими детьми и свое место в ребячьем сообществе.

Как предотвратить все это? С помощью второго ребенка — скажут многие из вас. И это верно, но если некоторые особые проблемы и можно разрешить подобным путем, то где уверенность, что стоит родить еще одного ребенка, как мы сразу же добьемся полной адаптации первого.

В любом случае нужно всеми силами преодолевать наше стремление растить ребенка в тепличных условиях. Можно утверждать, что воспитание единственного сына или единственной дочери гораздо более трудное дело, чем воспитание нескольких детей.

Даже в том случае, если семья испытывает некоторые материальные затруднения, нельзя ограничиваться одним ребенком. Единственный ребенок очень скоро становится центром семьи. Заботы отца и матери, сосредоточенные на этом ребенке, обыкновенно превышают полезную норму.

Любовь родительская в таком случае отличается известной нервозностью. Болезнь этого ребенка или смерть переносится такой семьей очень тяжело, и страх такого несчастья всегда стоит перед родителями и лишает их необходимого спокойствия.

Очень часто единственный ребенок привыкает к своему исключительному положению и становится настоящим деспотом в семье. Для родителей очень трудно бывает затормозить свою любовь к нему и свои заботы, и волей — неволей они воспитывают эгоиста.

Читайте также:  Выбираем опытного репетитора

Для развития психики каждый ребенок требует душевного пространства, в котором он мог бы свободно передвигаться. Ему нужна внутренняя и внешняя свобода, свободный диалог с окружающим миром, чтобы его не поддерживала постоянно рука родителей. Ребенку не обойтись без испачканного лица, разорванных штанов и драк.

Единственному ребенку часто отказано в таком пространстве. Осознано или нет, ему навязывают роль образцового ребенка. Он должен особенно вежливо здороваться, особенно выразительно читать стихи, он должен быть образцовым чистюлей и выделяться среди других детей. Относительно него строятся честолюбивые планы на будущее.

За каждым проявлением жизни ведется внимательное, с затаенной озабоченностью, наблюдение. Недостатка в хороших советах ребенок не испытывает на протяжении всего детства.

Такое отношение к нему несет опасность, что единственный ребенок превратится в избалованного, несамостоятельного, неуверенного в себе, переоценивающего себя, разбросанного ребенка.

Но этого может и не быть, так как в поведении с единственными детьми есть основополагающие правила. Они все могут быть сформулированы в одном предложении, которое должно стать законом для каждой семьи, где растет один ребенок: только никакой исключительности!

Источник: https://psy-space.ru/?page=osobennosti-vospitaniya-edinstvennogo-rebenka-v-sem-e

Особенности воспитания единственного ребенка в семье

Содержание

Введение

Глава I Особенности воспитательного процесса в семье

1.1 Семья как фактор воспитания

1.2 Типы и функции семей

1.3 Воспитательный потенциал семьи

Вывод по главе I

Глава II Основные аспекты воспитания единственного ребенка в семье

2.1 Единственный ребёнок в семье и особенности его воспитания

2.2 Трудности семейного воспитания единственного ребенка

2.3 Проблемы современной семьи с единственным ребенком

Вывод по главе II

Глава III Экспериментальное исследование особенности воспитания единственного ребенка в семье

3.1 Методы диагностики особенности воспитания единственного ребенка

в семье на констатирующем этапе эксперимента

3.2 Рекомендации родителям по воспитанию единственного ребенка

в семье

Выводы по главе III

Заключение

Список литературы

Приложение

Введение

Семья является источником и опосредующим звеном передачи ребенку социально-исторического опыта, и прежде всего опыта эмоциональных и деловых взаимоотношений между людьми. Учитывая это, можно с полным правом считать, что семья была, есть и будет важнейшим институтом воспитания, социализации ребенка.

Современная наука располагает многочисленными данными, свидетельствующими о том, что без ущерба для развития личности ребенка невозможно отказаться от семейного воспитания, поскольку оно дает ребенку всю гамму чувств, широчайший круг представлений о жизни. Кроме того, его сила и действенность несравнимы ни с каким, даже очень квалифицированным, воспитанием в детском саду или школе.

В свое время Ж.-Ж. Руссо заметил, что каждый последующий воспитатель оказывает на ребенка меньшее влияние, чем предыдущий.

Уникальность домашнего воспитания объясняется прежде всего его первичностью, особой значимостью близких взрослых в жизни ребенка в силу его биологической и психологической зависимости от них.

Ученые выявили особенности детей, присущие им в первые годы жизни, которые обусловливают их максимальную чувствительность (сензитивность) к воспитанию и обучению.

К таким особенностям относятся пластичность высшей нервной и психической деятельности, подражаемость и внушаемость, эмоциональность. Процесс воспитания оптимизируется благодаря развитию у малыша ценных потребностей, какими являются потребности в общении, в получении новых впечатлений (позднее — в познании), в активной двигательной активности, в признании и любви и т.д.

С первых дней жизни ребенка окружает мир людей, природы, вещей. Однако далеко не любые взрослые и не любая обстановка благоприятны для развития ребенка с момента рождения (Й. Лангмейер, З. Матейчик, С.Ю.Мещерякова, В.С.Мухина, Е.О.Смирнова).

Как показывают психолого-педагогические исследования (А.Н.Леонтьев, С.А.Козлова), из всего многообразия окружающего мира, который так или иначе влияет на маленького ребенка, особое значение имеет интимный круг общения (А.Н.Леонтьев).

В этот круг входят родители и другие близкие люди, которые удовлетворяют потребность малыша быть защищенным, любимым и эмоциональный образ которых запечатлевается в его сознании иногда на всю жизнь.

А на пороге жизни первые кирпичики в образ близких закладываются на языке чувств и переживаний. К активному использованию этого образа ребенка готов очень рано: еще в доречевой период (А.В. Запорожец, А.Д. Кошелева, Я.З. Неверович).

И если малыш — желанный и любимый и его близкие излучают любовь и ласку, то к их воспитательным воздействиям он особенно чувствителен.

Вот почему в качестве первого и очень важного фактора, который определяет особую значимость семейного воспитания в формировании личности ребенка, делает его приоритетным по сравнению с другими воспитательными институтами (детский сад, школа, детский дом и др.

), ученые называют глубоко эмоциональный, интимный характер семейного воспитания. Оно строится на кровном родстве, и его проводниками являются родительская любовь к детям и ответные чувства (привязанность, доверие, нежность) детей к родителям (Ю.П.Азаров, И.В.Гребенников, Т.А.Маркова, А.В.

Петровский, А.Г.Харчев и др.).

Однако это не единственный фактор, обеспечивающий действенность, силу, стойкость семейного воспитания. В исследовании Т.А.Марковой находим обоснование еще двух факторов:

постоянство и длительность воспитательных воздействий матери, отца, других членов семьи в самых разнообразных жизненных ситуациях, их повторяемость из дня в день;

наличие объективных возможностей для включения детей в бытовую, хозяйственную, воспитательную деятельность семьи.

Чтобы дополнить характеристику уникальности семейного воспитания, отметим, что, будучи малой группой, своего рода микрокосмом, семья наиболее полно соответствует требованиям постепенного приобщения ребенка к социальной жизни и поэтапного расширения его кругозора и опыта.

При этом следует учесть, что семья не однородная, а дифференцированная социальная группа. В ней представлены различные по возрасту (старшие и младшие члены семьи), полу (мужчины и женщины), а подчас и по профессии (мама-музыкант, папа — врач, бабушка — педагог, дедушка — биолог) подсистемы.

Это позволяет ребенку наиболее широко проявлять свои возможности, быстрее и полнее реализовать потребности (Ю.П.Азаров, И.В.Гребенников, А.Г. Харчев).

Таким образом, современная наука располагает данными о том, что семья — первый и наиболее значимый воспитательный институт в жизни человека.

Извес

Источник: https://www.studsell.com/view/105138

Единственный ребенок в семье — особенности воспитания — Клуб мам

5 февраля, 2014 — 22:45

Глядя на статистику количества детей в семье и состава семей, очевидными становятся следующие факты: однодетные семьи преобладают в России и во многих других странах уже несколько десятилетий, уменьшается количество полных семей, а многодетные семьи и вовсе стали редким явлением.

Конечно, весомым в вопросе о количестве детей в семье является материальный фактор: наличие своего жилья; возможность обеспечить ребенка всем необходимым; трудности, возникающие у женщины в отношении карьеры при рождении ребенка. Однако часто родители ограничиваются рождением лишь одного малыша и по другим причинам.

Для тех, кто сомневается — хорошо это или плохо, когда в семье один ребенок, рассмотрим плюсы и минусы такой модели семьи.

В семье с одним ребенком первоочередной плюс, наверно, материальный. Родители могут финансово обеспечить свое чадо по максимуму своих возможностей: игрушки, одежда, образование.

Во многих семьях ребенок остается единственным, когда мама и папа отложили «детский вопрос» до момента, когда карьера будет построена, квартира куплена, финансовое положение прочно. А возраст, особенно мамин, существенно ограничивает ее возможности в деторождении.

Родив малыша даже в 30, а то и позже — а это очень распространенная ситуация в наше время, зачастую женщина настолько погружается в ребенка, старается дать ему максимум внимания и заботы, что время для рождения второго уже так и не наступает.

Конечно, единственный ребенок в таком случае получает от родителей полное обожание, заботу и постоянный интерес к его делам. Ему не приходится ревновать маму и папу к непонятно откуда взявшемуся «сопернику», делить с кем-то игрушки. Родители стараются вкладывать в свое единственное чадо максимум усилий.

занимаясь его умственным, физическим и психологическим развитием, ведь ребенок — это основной итог и смысл их жизни. Считается, что единственные дети более развиты в интеллектуальном плане, ведь они постоянно окружены взрослыми и стараются быть с ними наравне.

Несмотря на все эти плюсы, общественное мнение жестоко — единственный ребенок вырастет эгоистом. Но это далеко не всегда так. Главное — подходить к воспитанию адекватно: стараться не перегибать палку в своем обожании, обеспечить ребенку необходимый социум, прививать альтруизм.

Коммуникабельность и доброта важны не меньше, чем знание иностранных языков и вычисление логарифмов в уме.

Если ваш малыш с детства будет окружен сверстниками (в детском саду, в школе, детьми знакомых, приглашенными в гости) и большим количеством родственников, привыкнет к необходимости уступать, заботиться о младших и с уважением относиться к старшим, — тогда риск потенциальной «эгоистичности» будет сведен к минимуму.

Часто рожать второго просто страшно, хотя возраст еще позволяет — женщина боится опять пережить роды и первые месяцы тревог, волнений и недосыпа.

В таком случае стоит честно ответить себе на следующий вопрос — не является ли причиной ваших страхов эгоизм, нежелание дарить свою любовь, время и внимание кому-то еще? Ведь это может означать, что и ваш первый малыш не получает достаточно заботы и ласки, а отсутствие братика или сестрички вдобавок сделает его одиноким. Поверьте многим женщинам, решившимся на появление второго малыша — это событие зачастую помогает по-настоящему насладиться материнством, если не получилось сделать это с первым ребенком. Опыт и багаж знаний, которые у вас уже есть, позволят избежать многих ошибок. К тому же рождение второго малыша, если подойти к этому вопросу осознанно, будет полезным и радостным событием для первого ребенка.

Если же вы считаете, что для ребенка быть единственным лучше всего, вам полезно будет узнать о тех минусах, которые существуют, если ребенок в семье один.

Конечно, риск вырасти эгоистом, замкнутым на собственном «Я», для единственного ребенка в любом случае выше, чем для ребенка из многодетной семьи или даже семьи с двумя детьми. Когда малыш один, ему трудно представить, что иногда бывает нужно поступаться своими интересами, с кем-то делиться.

Таких ситуаций у ребенка просто не возникает, и родителям приходится искусственно их создавать, чтобы ребенок не стал жадным и равнодушным к чужим нуждам. Когда у малыша есть братья или сестры, ему просто волей-неволей приходится уступать, идти на компромиссы, и здесь вынужденность — это не плохо, а как-раз-таки очень полезно для его воспитания.

Когда единственный ребенок попадает в детский коллектив, для него может стать шоком, что он уже не главный, в отличие от дома, где его окружают любящие взрослые.

Поэтому крайне важно, если ребенок у вас один, избегать поклонения своему чаду — этим вы, конечно, сделаете ребенку приятное в какой-то период жизни, но рано или поздно такая методика столкнется с жизненными реалиями, и ребенок переживет настоящую психологическую травму.

Самым большим минусом для единственного ребенка является его одиночество со всеми вытекающими последствиями. В наше неспокойное время родители часто опасаются отпускать ребенка гулять одного, а некоторые не любят и приглашать других детей в гости.

Вдобавок, не имея времени организовать ребенку интересный досуг, родители включают ребенку телевизор, компьютер и различные гаджеты. В результате вокруг маленького человека возникает неестественное для развития окружение — не другие дети разных возрастов, а лишь взрослые и картинки на экране, с которыми, очевидно, не пообщаешься.

Ребенок чувствует себя изолированным и беззащитным, в отличие от детей, имеющих братьев и сестер — они всегда на подсознательном уровне чувствуют за собой опору.

Мифом является факт, что если ребенок в семье один, он вырастает лидером.

Лидерские качества присущи обычно не тем людям, которые привыкли ощущать себя главными, а как раз тем, кто умеет находиться в коллективе, выслушивать различные точки зрения, находить компромиссные решения.

Такие качества характерны в большей степени для детей из многодетных семей. А вот избаловать и исказить картину мира единственного ребенка проще простого. Поэтому родителям необходимо избегать «детоцентризма», постоянно учить ребенка дружить, заботиться о других, уступать.

Как ни грустно это признавать, родители не вечны, и когда-то единственный ребенок останется по-настоящему один. Часто даже братья и сестры, имеющие не самые близкие отношения, признают, что несмотря ни на что, любят и ценят друг друга, радуются тому, что у них есть родной по крови человек, на которого можно положиться.

Решение о том, сколько детей надо иметь именно вашей семье, глубоко личное. Никто не ответит на этот вопрос за вас.

Можно вырастить единственного ребенка прекрасным, умным и воспитанным человеком, в то же время многие семьи, имеющие нескольких детей, доказывают, что качество воспитания и уровня жизни не зависит от количества детей.

Поэтому решать только вам, в любом случае самое важное — любить своих детей и подходить к их воспитанию разумно и ответственно.

Источник: http://razvitielife.ru/vospitanie/khozyajke-na-zametku/20057-edinstvennyj-rebenok-v-seme-osobennosti-vospitaniya-klub-mam

Ссылка на основную публикацию