Формы и методы эвристического обучения

Формы эвристического обучения

фор — мы обучения, основной задачей к-рых является создание уч-ся новых образовательных результатов: идей, сочинений, исследований, поделок, конкурсов, художественных произведений и др. (А.В.

Хуторской, 2002). К эвристическим формам занятий относятся: эвристические уроки, олимпиады, погружения, деловые игры, очные и дистанционные проекты, интерактивные формы обучения, творческие защиты.

Эвристический урок включает в себя задание на собственное творчество уч-ся. Примеры таких заданий:

—  изобрести свои буквы, цифры, животных, географический материк, государство, планету; придумать символ или знак для обозначения дня недели, месяца, года, мира;

—  дать определение изучаемому понятию, объекту, явлению; сформулировать математический принцип; отыскать историческую закономерность; сконструировать теорию природы;

—  сочинить сказку, задачу, поговорку, пословицу, загадку, зазывалку, считалку, небылицу, рифму, стихотворение, песню, очерк, трактат, современные виды текста, интервью, рекламу, деловые диалоги;

—  составить словарь, прописи, кроссворд, игру, викторину, родословную, примету, сценарий спектакля, программу концерта, свое задание для др. учеников, сборник математических задач;

—  придумать образ — рисуночный, двигательный, музыкальный, словесный; «оживить» буквы, слова, числа, фигуры, ноты; перевести образ с одного языка на другой: нарисовать музыку, определить цвета дней недели, нарисовать картину природы;

—  изготовить поделку, модель, макет, газету, журнал, маску, математическую фигуру, геометрический сад, вышивку, фотографию, видеофильм, берестяную грамоту;

—  разработать цели своих занятий по всем предметам на день, четверть, год; разработать план домашней, классной или творческой работы; написать самооценку, рецензию, индивидуальную программу занятий по предмету.

Эвристическое погружение — форма обучения, при к — рой в течение нескольких дней сохраняется образовательная доминанта, обеспечивающая личностное познание уч-ся природного, культурного или иного образовательного объекта с помощью эвристических методов обучения. Погружение происходит в определенную историческую эпоху или событие, в творчество одного писателя или в страну, в физическую теорию или географическое понятие. Эвристическое погружение может состоять из серии образовательных ситуаций.

Эвристическая олимпиада имеет целью предоставить уч-ся возможность максимального творческого самовыражения в различных предметных областях с учетом их индивидуальных особенностей. Эта форма позволяет уч — ся создать творческие продукты небольшого объема за короткие промежутки времени.

Задания олимпиады формируются в номинации «Идея», «Образ», «Закономерность», «Знак», «Символ», «Опыт», «Конструкция» и др. На эвристической олимпиаде оценивается не правильность решения сложных задач, а степень творчества при создании уч-ся тех или иных образовательных продуктов.

Примеры заданий: «Изобрази на рисунке Древо Познания и дай к нему свои пояснения», «Дай определение, кто такой человек», «Придумай и опиши общий для всех людей язык».

Деловая игра максимально приближает обучение к реальным, научным или производственным условиям.

Деловые игры организуются в виде разработки и защиты уч-ся проектов, в форме группового решения задач с экономическим, производственным или иным содержанием, в форме «круглого стола», бригадного выполнения лабораторной работы и т.д. На занятии в игровой форме моделируется деятельность любой организации по решению реальной для нее проблемы.

Интерактивные обучающие программы. Среди современных тенденций развития компьютерных образовательных технологий наблюдается переход от информационной ориентации к интерактивной. Напр.

, в компьютерных играх и мультфильмах, в мультимедийных обучающих программах пользователю отводится все более активная роль, предлагающая ему свободу выбора действий и получения индивидуальных результатов. Однако компьютерных обучающих программ, позволяющих ученику действовать эвристически, т.е.

создавать свой собственный, а не определенный заранее образовательный продукт, в массовой практике пока очень мало.

Дистанционные формы творчества. К ним относятся межшкольные образовательные проекты, реализуемые с помощью электронной почты E-mail или системы Web глобальной сети Интернет.

В дистанционной форме реализуются эвристические олимпиады, совместные исследования учениками разных школ и стран одних и тех же проблем, разработка творческих проектов («Кислотные дожди», «Права ученика в образовании», «Кунсткамера феноменов», «Погоня за историческими личностями», «Создание словаря», «Бизнес-проект постройки аэродрома»).

Творческие работы детей отличаются по типу, объему, времени их выполнения. Одни работы выполняются уч-ся прямо на уроке и представляют собой элемент творчества в рамках изучаемой темы.

Таковы придуманные детьми загадки, короткие стихотворения, сказки, считалки, математические задачи, опыты по естествознанию. Др. вид работ — текущие творческие работы уч-ся, выполненные ими не только в классе, но и дома в течение 1-3 дней.

Такие работы не требуют специального оформления и официальной защиты. Ребята выступают с подобными работами прямо на уроках.

Следующий вид творческих работ — это те, к-рые ученики готовят и защищают в конце учебной четверти или во время творческой недели. Это могу! быть итоговые, зачетные, экзаменационные работы.

Их отличает более продолжительный период выполнения — от одного до трех месяцев и более, а также достаточный объем полученных результатов.

Такие работы оформляются по установленным стандартным требованиям: формулируются цели, описывается ход работы и полученные результаты, осуществляется рефлексия, приводятся рецензии уч-ся и взрослых.

Работы выполняются под руководством педагогов на специальных занятиях по выбору в мастерских. Лучшие работы по итогам защиты публикуются и включаются в школьный компонент содержания образования для дальнейшего использования в учебном процессе. Выделим следующие типы творческих работ:

—  исследование, эксперимент, серия опытов, исторический анализ, собственное решение научной проблемы, доказательство теоремы;

-сочинение (стихи, сказки, задачи, очерки, трактаты);

—  педагогическое произведение (проведенный в роли учителя урок, составленный кроссворд, обучающая компьютерная программа, придуманная игра, викторина);

—  художественное произведение (живопись, графика, музыка, песня, танец, вышивка, фотография, композиция, выставка);

-техническое произведение (поделка, макет, модель, схема, фигура, компьютерная программа);

—  зрелищное произведение (концерт, спектакль, сценка, показательное выступление, соревнование);

—  методологическое произведение (индивидуальная образовательная программа, план занятий по выбранной теме, тест или проверочное задание для учеников, рефлексивный дневник).

Эвристические формы занятий предполагают использование соответствующих методов обучения (см.: Методы эвристического обучения).

Источник: https://potencial-school.ru/formy-evristicheskogo-obucheniya.html

Применение эвристических методов в обучении и педагогике

Термин «эвристика» происходит от греческого слова «эврика» — нашел, открыл (это высказывание приписывают Архимеду — его он выкрикнул, когда нашел решение заказанной ему задачи). Самоопределение эвристика формулируется (наиболее коротко и четко) как наука о том, как делать открытия».

Такое определение вывел Джордж Пойа (известный математик и педагог, автор книги «Математическое открытие»). Зародилась эвристика предположительно тогда, когда древнегреческими философами был сформулирован вопрос:

«Каким образом мы можем искать то, чего не знаем, а если мы знаем, что ищем, то зачем нам это искать?»

Что такое эвристика

Определение 1

В современном мире эвристика понимается как наука о продуктивном мышлении или наука о закономерностях организации процессов творческого/продуктивного мышления.

Определение 2

Из этого определения следует, что между эвристическими и творческими решениями имеется непосредственная связь.

Если взять за основу то, что центром творчества является озарение («инсайт»), связанное с поиском оригинального решения проблемы, то эвристика — это наука об организации творческой деятельности, методах, приемах и правилах, лежащих в основе творческого процесса.

Подобная трактовка эвристики имеет непосредственную связь с сущностью педагогического процесса.

Для того, чтобы понять каким образом и в соответствии с какими принципами организовывается творческий процесс решения задач, нужно взять за основу то, что это познание является набором рекомендаций, необходимых для построения творческого педагогического процесса. Такая обучающая процедура может именоваться эвристической педагогикой — педагогикой, основанной на принципах и правилах эвристики.

Прообразом эвристики многие считают майевтику.

Такая аналогия была проведена на основании «сократических бесед» — бесед/споров, на протяжении которых Сократ (древнегреческий философ) приводил собеседника к правильному выводу посредством искусно подобранных вопросов, позволяя ему создавать новое (для собеседника) знание.

Можно сказать, что Сократ выполнял функцию педагога, умело управляющего процессом познавательной деятельности обучаемого. При этом он не только управлял, но и показывал в момент бесед пример творческого решения задач.

Принципы эвристических решений

Пример 1

Этот пример наглядно показывает сущность эвристики и ее проблем. Для получения результатов есть множество путей, которые основываются на начальных условиях и знаниях, которыми обладает человек.

Задача Гаусса помимо более длительного «лобового» пути, который как бы навязывается самой ситуацией, имеет множество других путей решения. При этот вариант, предложенный Гауссом, является не самым очевидным.

Чтобы его реализовать необходимо сконцентрировать внимание сразу на двух концах ряда и увидеть симметрию его составляющих относительно середины и произвести попарное суммирование.

Если распределить все этапы решения в виде пути на графе потенциально возможных решений, то можно понять как много существует вариантов решения этой задачи.

На этой графе, которая представлена в виде лабиринта, имеется вход, расположенный в точке А и выход, размещенный в точке Б. Чтобы найти путь выхода из него необходимо перебрать множество вариантов.

При этом и перебор, и время, затраченное на решение, могут резко сократиться при имении дополнительной информации: например, навыки в составлении карт и работы с компасом или знание того, куда нужно повернуть на развилке лабиринта.

Такие проблемы возникают при решении практически любой интеллектуальной задачи, будь то игра в шахматы, решение головоломки или планирование/решение творческих задач. Перебор всех имеющихся вариантов решения при неимении направляющих, принципиально важных идей или информации довольно быстро заканчивается «переборным взрывом».

Пример 2

Допустим, некто занят поиском шифра на кодовом замке сейфа. Если у этого человека нет абсолютно никакой информации, даже об общих принципах построения этого шифра, то он вряд ли сможет найти верное решение. Количество комбинаций будет лавинообразно увеличиваться при каждом повороте барабана.

Определение 3

Основываясь на подобном анализе большого количества прочих примеров можно определить понятие эвристического решения как решения, которое связано с резким уменьшением перебора вариантов возможных решений.

Рассмотрим в качестве примера шахматную игру. В набор самых элементарных эвристических рекомендаций входят следующие:

  • контроль четырех центральных клеток поля;
  • обеспечение безопасности короля;
  • предотвращение вскрытия собственных вертикалей;
  • защита фигур и многое другое.

Стоит отметить то, что все эти рекомендации не являются точными алгоритмами, это всего лишь направляющие действий шахматистов, которые способны существенно уменьшить количество потенциально верных решений.

Если рассмотреть более тонкие шахматные эвристики, можно прийти к выводу, что они также не являются точными алгоритмами действий, которые способны привести к цели. Для эвристических правил характерна многозначность промежуточных результатов, поэтому категоричная точность рекомендаций не допускается (51:109-114).

Эвристические рекомендации для шахмат представляют собой некие правила: например, наивысшее предпочтение отдается шаху, при помощи которого король противника отойдет от своей базы или хотя бы просто сдвинется.

Вывод

Проанализировав подобные факты можно сделать вывод, что эвристичностью обладают суждения, являющиеся правдоподобными, которые повышают вероятность приближения к правильному решению.

Такие рассуждения не точны, но их стратегия основывается в сужении всей области перебора до некоей зоны и направлении мышления на работу с узким классом понятий/фактов, базирующихся в ней. При этом нужно отметить, что эвристики не являются способом нахождения точных решений внутри этой зоны.

Если охарактеризовать их по спортивной аналогии, то дело эвристик — это «закинуть шайбу в зону», но отнюдь не провести ее в ворота.

Примеры эвристических принципов

Законы эвристики являются скорее принципами, чем правилами, имеющими четкими границами условий применения. Возможно, более точно будет провести аналогию с понятием установки, которая имеет вид общего предписания к действию и считать эвристики мыслительными установками.

Яркими примерами таких правил служат пословицы, афоризмы и поговорки.

Например, «Сто раз отмерь, один раз отрежь», «Лучше синица в руке, чем журавль в небе», «Вода по каплям кувшин наполняет» и прочие — они указывают явное направление, но не дают точных предписаний к действию в конкретной ситуации.

В книге Пойа «Как решать задачу» (476: 99-103) приводится система английских пословиц, которая подбиралась автором в качестве иллюстраций основных этапов решения задач.

Например, «Кто плохо понимает, тот плохо отвечает» — аналога этому нет в русском языке, но она очень точно формулирует классическое педагогическое  высказывание «Прежде чем начинать решение задачи — пойми ее условия».

Прочие пословицы, например, «Мудрый меняет свое решение, дурак — никогда», «Усердие — мать удачи», «Дуб валится с одного удара», «Где есть желание, найдется путь!» и им подобные содержат лишь общие рекомендации о направлении действий. Они побуждают к поиску личной заинтересованности в процессе/результате, проявлению настойчивости, продумыванию текущей ситуации с самых разных сторон.

Читайте также:  Увлекательные игрушки

Наиболее интересно рассмотрение правил поведения человека в обществе: в семье, коллективе, на производстве. Анализ известной книги Д.

Карнеги «Как завоевывать друзей и оказывать влияние на людей» (27:84-93) ясно показывает, что почти все «правила Карнеги» являются эвристическими рекомендациями.

Их смысл можно сформулировать как свод наставлений о том, какие правила следует использовать для достижения кратчайшего пути к завоеванию положения в обществе или достижения вершины карьеры, большого количества денег или любви окружающих.

Чтобы наглядно доказать эвристичность и полезность этих рекомендаций, стоит привести их итоговую систему, которая называется «Девять способов изменить мнение людей, не вызывая при этом обиды или негодования (поведение руководителя на производстве):

  1. Беседу стоит начинать с искреннего восхищения и похвалы.
  2. Не стоит прямо говорить человеку о допущенных им ошибках.
  3. Перед критикой другого сначала указать на свои ошибки.
  4. Вместо раздачи приказаний нужно задавать вопросы.
  5. Всегда стоит давать возможность сохранить свою репутацию другому.
  6. Нужно хвалить других даже за малейшие достижения, при этом это нужно делать искренно и не скупясь на похвалы.
  7. Человеку нужно создать хорошую репутацию, которую он мог бы оправдать.
  8. Нужно прибегать к поощрениям, стараясь показать оппоненту, что ту ошибку, которую он совершил, легко исправить или то, что от него требуется легко осуществимо.
  9. Нужно поступать так, чтобы человек был счастлив выполнить предложенное.

Определение 4

Эвристические методы обучения или методы педагогической эвристики — это различные приемы/способы, которые использует педагог в процессе обучения умению находить творческие нестандартные решения как простых, так и нетривиальных задач.

Но чем же можно объяснить тот факт, что методы эвристики не дают возможности использовать точные правила, которые могут напрямую привести к решению задачи. Частично на это можно ответить на примере модели семантических сетей. Например, творческое решение задачи можно представить в виде перехода от одного узла знаний к другому.

При этом переход, который проводится в трехмерной среде, служащей имитацией мозга или при помощи связи, которая имеет малый приоритет/редко используется, либо посредством построения новой связи. Тогда в пределах самой модели становится очевидным то, что является точной рекомендацией равнозначной решению.

В обратном случае рекомендация способна только указывать направление решения, что делает ее эвристической.

Источник: https://www.Zaochnik.com/spravochnik/psihologija/psihologija-i-pedagogika/primenenie-evristicheskih-metodov/

Основы обучения дидактика и методика

^ В образовании метод — это форма дви­жения, реализации содержания образования. От применяемых методов обучения зависит успех всего образовательного процесса. Этим обусловлено особое внимание педагогов и специалистов к методам обучения.

Метод является частью вида деятельности ученика или учите­ля, единицей производимого действия. Метод является моделью системы приемов, через которые реализуется модель. Отдельныеприемы обучения могут служить средством реализации различных методов обучения.

Например, прием формулирования вопроса на выяснение при­чин может входить и в исследовательский, и в эвристический метод, и в метод проблемного изложения.

^ — обусловленное методом обучения кон­кретное действие или совокупность действий педагога и ученика, которые ведут к достижению ближайшей учебной цели.

Роль и место методов в обучении определяются их видами и функциями. Поэтому ключевой дидактической проблемой высту­пает классификация методов о б у ч е н и я.

Единой клас­сификации методов обучения не существует; в то же время рас­смотрение различных подходов к разделению методов обучения на группы является основанием для их систематизации в качестве дидактического инструментария.

Исторически первыми методами обучения считаются методы учителя (рассказ, объяснение), методы ученика (упражнения, самостоятельная работа, вопросы), а также методы их совмест­ной работы (беседа).

По источнику «передачи знаний» выделяют:

словесные методы — рассказ, объяснение, беседу (вводная, всту­пительная, эвристическая, закрепляющая; индивидуальная и фронтальная; собеседование), дискуссию, лекцию; работу с учеб­ником (конспектирование, составление плана, тезирование, ци­тирование, аннотирование, рецензирование);

наглядные методы — методы иллюстрации (плакатов, таблиц, картин, карт, зарисовок, муляжей, макетов), демонстрации (опы­тов, телепередач, видеофильмов, диафильмов, кодопозитивов, компьютерных программ);

практические методы — упражнения (устные, письменные, графические, воспроизводящие, тренировочные, комментирован­ные, учебно-трудовые), лабораторные работы, практические ра­боты, дидактические игры.

И. Я. Лернер и М. Н. Скаткин взяли за основание своей класси­фикации методов обучения возрастание степени само­стоятельности учащихся и предложили следующие типы методов обучения:

объяснительно-иллюстративный (или информационно-рецептив­ный) метод — учитель сообщает информацию, ученики ее вос­принимают;

репродуктивный метод — ученик выполняет действия по образ­цу учителя;

метод проблемного изложения — учитель ставит перед учащими­ся проблему и показывает путь ее решения; ученики следят за логикой решения проблемы, получают образец развертывания по­знания;

258259
частично-поисковый (или эвристический) метод — учитель рас­членяет проблему на части, ученики осуществляют отдельные шаги по решению подпроблем;

исследовательский метод — поисковая творческая деятельность учащихся по решению новых для них проблем1.

По мнению авторов, деление методов на продуктивные и ре­продуктивные носит достаточно условный характер, поскольку любой акт творческой деятельности невозможен без репродуктив­ной работы. Предложенная ими классификация методов обучения вызвала ряд критических замечаний (необходимость переоценки роли и удельного веса поисковой работы учзшихся).

Между тем классификация по степени познавательной деятель­ности имеет несомненную значимость, поскольку дает возмож­ность оценить степень творчества учащихся в рамках применяе­мой системы обучения.Ю. К.

Бабанский среди оснований классификации методов обу­чения выделил степей ь проявления поискового ха­рактера деятельности и распределил с данной точки зре­ния все методы обучения на методы репродуктивной деятельно­сти, методы эвристической деятельности и методы исследователь­ской деятельности.

Исследователь предложил три основные груп­пы методов обучения:

методы стимулирования и мотивации учения — познавательные игры, учебные дискуссии, методы учебного поощрения и пори­цания, предъявления учебных требований;

методы организации и осуществления учебных действий — сло­весные, наглядные, практические; индуктивные, дедуктивные, метод аналогий; проблемно-поисковый, эвристический, иссле­довательский, репродуктивные методы (инструктаж, объяснение, тренировка); самостоятельная работа с книгой, с приборами и др.;

методы контроля и самоконтроля — устный и письменный кон­троль, лабораторный, машинный контроль, методы самоконтроля2.

В.А.Онищук за основу классификации предложил взять ди­дактические цели и соответствующие им виды деятельности учащихся. В результате была получена следу­ющая классификация методов обучения:

коммуникативный метод, цель которого — усвоение готовых знаний через изложение нового материала, беседу, работу с тек­стом, оценку работы;

познавательный метод, цель которого — восприятие, осмысле­ние и запоминание нового материала;

преобразовательный метод, цель которого — усвоение и твор­ческое применение умений и навыков;

систематизирующий метод, цель которого — обобщение и си­стематизация знаний;

контрольный метод, цель которого — выявление качества усво­ения знаний, умений и навыков и их коррекция1.

^ С именем древнегреческого философа и педагога Сократа (469—399 гг. до н.э.) связан метод эвристиче­ских бесед. Слово «эвристика» происходит от греческого пеиткд, что означает «отыскиваю, нахожу, открываю».

Путем особых во­просов и рассуждений Сократ помогал собеседнику самостоятельно приходить к постановке или решению проблемы; в результате истина открывалась не только ученику, но и учителю.

Его метод нашел отражение во многих прогрессивных теориях обучения и получил название «сократический», или «эвристический».

Эвристический метод предполагает рождение знаний вместо их передачи. Свой метод Сократ сравнивал с повивальным искус­ством, называя его майевтикой (от греч. тшеиИкё- — повивальное искусство). Философ считал, что, помогая рождению истины в других людях, он продолжает в духовной области дело своей ма­тери, очень опытной и строгой повитухи Фенареты.

О приходящих к нему учениках Сократ говорил: «От меня они ничему не могут научиться, просто сами в себе они открывают много прекрасного, если, конечно, имели, и производят его на свет»2.

Уточнение — «если, конечно, имели» — говорит о том, что философ не считал всех людей равными по познавательным воз­можностям. Однако способность человека к рождению знаний не выступала для философа неизменной и могла, на его взгляд, раз­виваться.

По мнению Сократа, перед тем как родить знания, че­ловек должен «забеременеть», т.е. приобрести основу для после­дующих споров и рассуждений.

Сократ признает уникальность каждого человека и истинность каждого мнения: «Мера существующего или несуществующего есть каждый из нас. И здесь-то тысячу раз отличается один от другого, потому что для одного существует и кажется одно, а для другого — другое. …Ничье мнение не бывает ложным…»3.

Впро­чем, было бы опрометчивым распространять этот тезис на уче­ников. Сократ имел в виду не школьников, а мнение вполне образованных людей по вопросам, дискуссионным для ученых, а не для тех, кто не вполне еще усвоил таблицу умножения.

Без­оглядный педоцентризм, признающий право ученика на ошиб-

1 Лернер И. Я., Скаткин М. Н. О методах обучения // Советская педагогика. — 1965. — № 3.

3 См.: Бабанский Ю. К. Методы обучения в современной общеобразователь­ной школе. — М., 1985.

1 См.: Дидактика современной школы: пособие для учителей / под ред.

В.А.Онищука. — Киев, 1987.

2 См.: Платон. Собр. соч.: в 4 т. — МЦ 1993 — Т. 2. — С. 202.

3 Там же. -С. 221-223.

260261
ку и призывающий уважать его мнение в любом случае, как те­перь говорят, контрпродуктивен. Он не полезен в первую оче­редь для самих детей. Ученика, считающего, что дважды два рав­но четырем с половиной, педагог имеет право исправить ошиб­ку. Вспомним изречение древних мудрецов: «Еггаге китапит ез(, МиИит е$1 т еггоге регзеуегаге» —- «Человеку свойственно оши­баться, глупо упорствовать в ошибке».Анализ античных диалогов, изложенных учеником Сократа Платоном, позволил выявить дидактические элементы его системы, среди которых:

  • ирония, уличающая собеседников в незнании;
  • формулирование возникающих противоречий или искусст­венное создание таковых для обнаружения имеющегося незнания; индукция, предполагающая восхождение от частных представле­ний к общим понятиям;
  • конструирование дефиниций понятий по направлению от поверхностных к более глубоким определениям понятий;
  • предложение собеседнику на выбор двух и более вариантов решения возникшей проблемы;
  • привлечение собственного опыта для подведения к уже изве­стному ответу либо, наоборот, для создания напряженности, в которую учитель оказывается вовлеченным с тем же незнанием, что и его собеседник;
  • рефлексия происходящего обсуждения, возвращение к ис­ходным предпосылкам или суждениям.

В наиболее общем виде метод Сократа базируется на следую­щих позициях.Во-первых, учитель и ученик в своем диалоге находят со­гласие в общем предмете обсуждения.Во-вторых, собеседники отыскивают среди разных случаев то общее, что является определяющим для частностей, т.е. при­ходят к определению понятий.В-третьих, в ходе диалога применяется внутренний крите­рий истинности возникающей мысли, т.е. осуществляется про­верка: согласуется ли появившаяся мысль сама с собой и с выте­кающими из нее следствиям, или нет; в результате исследование вещей, т.е. познание и обучение, происходит с опорой на сами вещи, а не на их внешнее отражение.В эвристическом подходе, переводя незнаемое в знание, уче­ник будто бы сталкивается с парадоксальной ситуацией увеличе­ния незнания, поскольку именно оно «опредмечивается», стано­вится очевидным и превращается в знание о незнании: «Я знаю, что у меня еще нет следующих знаний…».Но Сократ не противопоставлял незнание знанию, а соединял их: увеличивая знание, мы увеличиваем знание о незнании. Соб­ственно, нет парадокса в том, что, накапливая знание, мы на-капливаем незнание. Знание о незнании — это не незнание, а знание. Поэтому при обучении знание всегда увеличивается, и, задавая вопросы, на самом деле мы ориентируемся на получение ответов (т.е. знаний), а не на сами вопросы.

Читайте также:  Генеральная уборка школы

^ Эта группа методов и приемов обучения, присутствует практически в каждой классификации. Еще Я.А.Коменский призывал педагогов обучать своих учеников так, чтобы они исследовали и познавали самые предметы, а не по­мнили только чужие наблюдения и объяснения. Применение со­кратического метода и элементов эвристики мы находим также у К.Д.Ушинского и А.Дистервега.

Классик отечественной педагогики П. Ф. Каптерев выделял три формы передачи знаний подрастающему поколению: догматиче­скую, аналитическую и генетическую. Последняя форма подраз­делена им на два вида: сократический и эвристический.

Под эвристическим методом чаще всего понимается вариант словесного метода обучения.

В последнее время показано, что дан­ный метод, выведенный на уровень методологического принци­па, способен выступить основой нового типа обучения — эврис­тического1.

В. И.Андреев называет эвристические методы основой учебно-творческой деятельности.

По его мнению, «эвристические ме­тоды — это система эвристических правил деятельности педагога (методы преподавания) и деятельности ученика (методы учения), разработанные с учетом закономерностей и принципов педагогиче­ского управления и самоуправления в целях развития интуитив­ных процедур деятельности учащихся в решении творческих за­дач»2.

Педагоги отмечают две основные функциональные характери­стики эвристических методов: функции «наведения» на правиль­ное решение и функции «сокращения» вариантов при переборе возможных путей решения задач3. Эвристические методы подоб­ного рода называют обычно эвристиками, их с успехом использу­ют для решения различных методических задач.

Чем более неопределенными, общими или нетрадиционными по способам задания являются вопросы, тем более эвристичен их потенциал.Чтобы отличить эвристические вопросы от неэвристических, используется понятие «открытый вопрос», т.е. вопрос без задан-

1 См.: Хуторской А. В. Эвристическое обучение: Теория, методология, прак­

тика. — М., 1998.

2 Андреев В. И. Педагогика: учебный курс для творческого саморазвития. —

Казань, 2000.-С. 217.

3 См.: Кулюткин Ю.К. Эвристические методы в структуре решений. — М.,

1970.—С.133-134.
262263Методы продуктивного обученияного направления поиска ответа, когда ученику открыты различ­ные пути и средства его решения. В данных случаях возможно применение алгоритмов и предпи­саний для учащихся по выполнению ими различных видов дея­тельности: исследованию объектов, конструированию правил и закономерностей, проведению наглядных демонстраций, поста­новке целей, осуществлению рефлексии и других видов творче­ских работ. Применение алгоритмов и правил не является призна­ком продуктивного или репродуктивного обучения, оно опреде­ляется спецификой и результатом деятельности, которую задает алгоритм.

Особенностью эвристических приемов и методов обучения яв­ляется расширение объема незнания учеников. По мнению Б. Г. Ма­тюнина, наиболее эвристичны задачи, которые вообще в прин­ципе в данный момент не имеют точного, одного ответа, а пред­полагают множество различных вариантов решения, что сразу расширяет поле «незнания» мыслящего человека, «включает» же­лание творить1.

Чтобы помочь ученикам приобщиться к опыту творческой дея­тельности, можно использовать следующие способы:- решение учениками реальных проблем науки или другой об­ласти деятельности, которая составляет основу изучаемого учеб­ного курса;-создание учащимися собственных произведений в разных об­разовательных областях: в словесных, математических, биологи­ческих и иных жанрах;- организация учителем вместе с учениками образовательнойдеятельности, основанной на эвристических методах и технологиях.Включение эвристического начала в содержание учебных кур­сов позволяет найти подходы к развитию творческого потенциала учеников в процессе решения любых образовательных задач.

^ Рассмотрим группы методов обучения с точки зрения обеспечения продук­тивного личностью ориентированного образования. Обучение, ос­нованное на продуктивной ориентации образования, опирает­ся на такие виды образовательной деятельности, которые позво­ляют учащимся познавать окружающий мир, создавать при этом образовательную продукцию и организовывать образовательный процесс. Эти виды деятельности называются, соответственно, ког­нитивными, креативными и оргдеятельностными. Обратимся к этим видам деятельности для выбора основания классификации соответствующих методов обучения (рис. 7).

^ или методы учебного позна­ния, делятся на методы науки, методы учебных предметов и ме-

Оргдеятел 1.ностн ы е Методы учеников

Методы учебных предметов

Методы учителя Методы управления образованием IРис. 7. Методы продуктивного обучения

талредмегные. ^ — это методы исследований в фи­зике, математике, географии и других науках. К ним относятся методы сравнения, аналогии, синтеза, классификации и др.

^ относятся к непосредственному ос­воению конкретных образовательных областей и предметов. Это методы исследования фундаментальных образовательных объек­тов, методы сравнения образовательных продуктов учеников с культурно-историческими аналогами, методы исследования ос­новных вопросов и тем учебных курсов.

Особый вид когнитивных методов обучения составляют мета­предметные методы, представляющие собой метаспособы, соот­ветствующие метасодержанию образования. Например, метаспо-собом является метод познавательного видения смысла объекта, а метапредмегным содержанием выступают такие объекты позна­ния, как вещество, растение, звук.

Креативные методы обучения обеспечивают ученикам возмож­ность создания собственных образовательных продуктов. К этим методам относятся «мозговой штурм», педагогические методы ученика, находящегося в роли учителя, и др.

Такие креативные методы обучения могут базироваться на выполнении алгоритми­ческих предписаний и инструкций: методы синектики, морфоло­гического ящика'.

Их цель — предоставить логическую опору для создания учениками образовательной продукции.

Следующий вид креативных методов — эвристики, т.е. при­емы, позволяющие ученикам решать задачи «наведением» на воз-

1 См.: Матюнин Б. Г. Нетрадиционная педагогика. — М., 1994.

1 См.: Андреев В. И. Педагогика: учебный курс для творческого саморазви-1. — Казань, 2000. — С. 217-234.

264265
можные их решения и путем сокращения вариантов перебора та­ких решений.

Оргдеятельностные методы обучения делятся на методы уче­ников, методы учителей и методы управления образованием — основных субъектов образования. Методы учеников — это методы учебного целеполагания, планирования, рефлексии и др.

Эта группа методов нетрадиционна для школ, хотя научить детей методам организации и построения собственной траектории образования очень важно. Методы учителей — это методы организации обуче­ния. Методы управления образованием —- это педагогические и ад­министративные методы организации образовательных процессов на соответствующем уровне.

Эта группа методов используется при создании и развитии образовательных процессов в масштабе пре­подавания отдельного учебного курса, группы курсов или всей школы.

Источник: http://mir.zavantag.com/psihologiya/507889/index.html?page=32

Методы обучения. Эвристический метод

-align:justify»>Формы и методы эвристического обучения

Формы и методы эвристического обучения — это те, основной задачей которых  является создание учащимися новых  образовательных результатов: идей, сочинений, исследований, поделок, конкурсов, художественных произведений и др.

К эвристическим формам занятий  относятся: эвристические уроки, олимпиады, погружения, деловые игры, очные  и дистанционные проекты, интерактивные  формы обучения, творческие защиты. Рассмотрим их особенности:   Эвристический урок включает в себя задание на собственное творчество учащихся.

Примеры таких заданий:

— изобрести свои буквы, цифры,  животных, географический материк,  государство, планету; придумать  символ или знак для обозначения  дня недели, месяца, года, мира;

— дать определение изучаемому  понятию, объекту, явлению; сформулировать  математический принцип; отыскать  историческую закономерность; сконструировать  теорию природы;

— сочинить сказку, задачу, поговорку,  пословицу, загадку, зазывалку, считалку, небылицу, рифму, стихотворение, песню, очерк, трактат, современные виды текста (интервью, реклама, деловые диалоги);

— составить словарь, прописи,  кроссворд, игру, викторину, родословную,  примету, сценарий спектакля,  программу концерта, свое задание  для других учеников, сборник  математических задач;

— придумать образ — рисуночный, двигательный, музыкальный, словесный;  “оживить” буквы, слова, числа,  фигуры, ноты; перевести образ с  одного языка на другой: нарисовать  музыку, определить цвета дней  недели, нарисовать картину природы;

— изготовить поделку, модель, макет,  газету, журнал, маску, математическую  фигуру, геометрический сад, вышивку,  фотографию, видеофильм, берестяную  грамоту;

— разработать цели своих занятий  по всем предметам на день, четверть, год; разработать план  домашней, классной или творческой  работы; написать самооценку, рецензию, индивидуальную программу занятий  по предмету.

Эвристическое погружение— форма обучения, при которой в течение нескольких дней сохраняется образовательная доминанта, обеспечивающая личностное познание учениками природного, культурного или иного образовательного объекта с помощью эвристических методов обучения. Погружение происходит в определенную историческую эпоху или событие, в творчество одного писателя или в страну, в физическую теорию или географическое понятие. Эвристическое погружение может состоять из серии образовательных ситуаций.

Эвристическая олимпиада имеет  целью предоставить ученикам возможность  максимального творческого самовыражения  в различных предметных областях с учетом их индивидуальных способностей. Эта форма позволяет ученикам создать творческие продукты небольшого объема за короткие промежутки времени.

Задания олимпиады формируются  в номинации “Идея”, “Образ”, “Закономерность”, “Знак”. “Символ”,. “Опыт”, “Конструкция” и др. На эвристической олимпиаде оценивается не правильность решения сложных задач, а степень творчества созданных учениками продуктов.

Примеры заданий: “Изобрази на рисунке Древо Познания и дай к нему свои пояснения”, “Дай определение, кто такой человек”. “Придумай и опиши общий для всех людей язык”.

Деловая игра максимально приближает обучение к реальным, научным или  производственным условиям.

Деловые  игры организуются в виде разработки и защиты учащимися проектов, в  форме группового решения задач  с экономическим, производственным или иным содержанием, в форме  “круглого стола”, бригадного выполнения лабораторной работы и т.д. На занятии  в игровой форме моделируется деятельность любой организации  по решению реальной для нее проблемы.

Интерактивные обучающие программы. Среди современных тенденций  развития компьютерных образовательных  технологий наблюдается переход  от информационной ориентации к интерактивной.

Например, в компьютерных играх и мультфильмах, в мультимедийных обучающих программах пользователю отводится все более активная рол предлагающая ему свободу выбора действий и получения индивидуальных результатов. Однако компьютерных обучающих программ, позволяющих ученику действовать эвристически, т.е.

создавать свой собственный, а не определенный заранее образовательный продукт, в массовой практике пока очень мало.

Дистанционные формы творчества. К  ним относятся межшкольные образовательные  проекты, реализуемые с помощью  электронной почты E-mail или системы Web глобальной сети Internet.

В дистанционной форме реализуются эвристические олимпиады, совместные исследования учениками разных школ и стран одних и те же проблем, разработка творческих проектов (“Кислотные дожди”, “Права ученика в образовании”, “Кунсткамера феноменов”, “Погоня за историческими личностями”, “Создание словаря”, “Бизнес-проект постройки аэродрома”).

Творческие работы детей отличаются по типу, объему, времени их выполнения. Одни работы выполняются учениками  прямо на уроке и представляют собой элемент творчества в рамках изучаемой темы.

Таковы придуманные  детьми загадки, короткие стихотворения, сказки, считалки, математические задачи, опыты по естествознанию. Другой вид работ— это текущие творческие работы учеников, выполненные ими не только в классе, но и дома в течение 1-3 дней.

Такие работы не требуют специального оформления и официальной защиты. Ребята выступают с подобными работами прямо на уроках.

Следующий вид творческих работ  — это те, которые ученики готовят  и защищают в конце учебной  четверти или во время творческой недели. Это могут быть итоговые, зачетные, экзаменационные работы. Их отличает более продолжительный  период выполнения — от 1 до 3 месяцев  и более, а также достаточный  объем полученных результатов.

Такие  работы оформляются по установленным  стандартным требованиям: формулируются  цели, описывается ход работы и  полученные результаты, осуществляется рефлексия, приводятся рецензии учеников и взрослых. Работы выполняются под  руководством педагогов на специальных  занятиях по выбору в мастерских.

Лучшие работы по итогам защиты публикуются  и включаются в школьный компонент  содержания образования для дальнейшего  использования в учебном процессе.

Выделим следующие типы творческих работ:

— исследование (эксперимент, серия  опытов, исторический анализ, собственное  решение научной проблемы, доказательство  теоремы);

— сочинение (стихи, сказки, задачи, очерки, трактаты);

— педагогическое произведение (проведенный  в роли учителя урок, составленный  кроссворд, обучающая компьютерная  программа, придуманная игра, викторина);

— художественное произведение (живопись, графика, музыка, песня, танец,  вышивка, фотография, композиция, выставка);

— техническое произведение (поделка,  модель, макет, схема, фигура,        компьютерная программа);

— зрелищное произведение (концерт,  спектакль, сценка, показательное  выступление, соревнование);

— методологическое произведение (индивидуальная  образовательная программа, план  занятий по выбранной теме, тест  или проверочное задание для  учеников, рефлексивный дневник).

Эвристические формы занятий включают в себя соответствующие методы обучения. Рассмотрим особенности некоторых  эвристических методов обучения.

Метод “вживания”. Посредством чувственно-образных и мысленных представлений ученик пытается “переселиться” в изучаемый  объект, почувствовать и познать  его изнутри.

Вживаться в сущность свечи, дерева, камня, кошки, облака и  других образовательных объектов помогает применение словесных предписаний  типа: “Представьте себе, что вы то растение, которое стоит перед вами, ваша голова — это цветок, туловище — стебель, руки — листья, ноги — корни…”.

В моменты наилучшего “вживания” ученик задает вопросы объекту-себе, пытается на чувственном уровне воспринять, понять, увидеть ответы.

Рождающиеся при этом мысли, чувства, ощущения и есть эвристический образовательный продукт ученика, который может затем быть выражен им в устной, письменной, знаковой, двигательной, музыкальной или рисуночной форме Наблюдение объекта в данном случае переходит как бы в самонаблюдение ученика, если предварительно удается отождествить себя с объектом

Метод смыслового ,видения. Одновременная концентрация на образовательном объекте физического зрения и пытливо настроенного разума позволяет понять (увидеть) первопричину объекта, заключенную в нем идею, первосмысл, т.е. внутреннюю сущность объекта.

Также, как и в предыдущем методе, здесь требуется создание у ученика определенного настроя, состоящего из активной чувственно-мысленной познавательной деятельности.

Учитель может предложить ученикам следующие вопросы для смыслового “вопрошания”: Какова причина этого объекта, его происхождение? Как он устроен, что происходит у него внутри? Почему он такой, а не другой? Упражнения по целенаправленному применению данного метода приводят к развитию у учащихся нетрадиционных для применения в массовой школе познавательных качеств — озарению, наитию, инсайту.

Метод символического видения. Символ как некий глубинный образ  реальности, содержащий в себе ее смысл, может выступать средством наблюдения и познания этой реальности.

Читайте также:  Стиль учителя

Метод  символического видения заключается  в нахождении или построении учеником связей между объектом и его символом После выяснения характера отношений  символа и его объекта (например, свет— символ добра, спираль— символ бесконечности, голубь — символ мира, блин — символ Масленицы) учитель предлагает ученикам наблюдать какой-либо объект с целью увидеть и изобразить его символ в графической, знаковой, словесной иди иной форме.

Метод образного видения. Предлагается, глядя, например, на горящую свечу, нарисовать увиденные образы т.е. то, на что она похожа. Ребята рисуют новогоднюю елку, шлем, церковь, нимб, меч, вулкан, землю и многое другое.

Образовательный продукт как результат наблюдения учеников в данном случае выражается в образной или символической форме, а не просто через описание естественнонаучных фактов.

Такой метод развивает у учеников образные подходы к познанию.

Метод придумывания. Создание нового, не известного ранее продукта в результате определенных умственных действий.

Детьми используется замещение качеств  одного объекта качествами другого  с целью создания нового объекта; отыскание свойств объекта в  иной среде; изменение элемента изучаемого объекта и описание свойств нового, измененного.

Например: “Придумайте необычные названия своим произведениям— стихам, рассказам, рисункам”. “Представьте, что колобок попал в реку, как он будет там себя вести”. “Каковы будут свойства треугольника, если его углы будут не острые или тупые, а закругленные?”

Метод “Если бы…” Ученикам предлагается составить описание или нарисовать картину о том, что произойдет, если в мире что-либо изменится —  увеличится в 10 раз сила гравитации; исчезнут окончания в словах или  сами слова; все объемные геометрические фигуры превратятся в плоские; хищники  станут травоядными; все люди переселятся  на Луну и т.д. Выполнение учениками  подобных заданий не только развивает  способность воображения, но и позволяет  им лучше понять устройство реального  мира, фундаментальных основ различных  наук.

Метод эвристических вопросов (Квинтилиан). Для отыскания сведений о каком-либо событии или объекте задаются следующие семь ключевых вопросов: Кто? Что? Зачем? Где? Чем? Как? Когда? Парные сочетания вопросов порождают новый вопрос, например: Как-Когда? Ответы на данные вопросы и их всевозможные сочетания порождают необычные идеи и решения относительно исследуемого объекта.

Метод гиперболизации.

Увеличивается  или уменьшается объект познания, его отдельные части или качества: придумывается самое длинное  слово, самое малое число; изображаются инопланетяне с большими головами или  малыми ногами; приготавливается самый  сладкий чай или очень соленый  огурец. Стартовый эффект подобным воображениям могут придать “Рекорды Гиннесса”, находящиеся на грани выхода из реальности в фантазию.

Метод агглютинации. Ученикам предлагается соединить несоединимые в реальности качества, свойства, части объектов и изобразить, например, горячий снег, вершину пропасти, объем пустоты, сладкую соль, черный свет, силу слабости, бегающее дерево, летающего медведя, мяукающую собаку, вылетающее из трубы дерево.

“Мозговой штурм” (Л.Ф. Осборн). Основная задача метода — сбор как можно  большего числа идей в результате освобождения участников от инерции  мышления и стереотипов в непринужденной обстановке. Работа происходит в следующих  группах: генерации идей, анализа  проблемной ситуации и оценки идей, генерации контридей. Генерация идей происходит в группах по определенным правилам.

На этапе генерации идей любая критика запрещена. Всячески поощряются реплики, шутки. Затем полученные в группах идеи систематизируются, объединяются по общим принципам и подходам. Далее рассматриваются всевозможные препятствия к реализации отобранных идей. Оцениваются сделанные критические замечания.

Окончательно отбираются только те идеи, которые не были отвергнуты критическими замечаниями и контридеями.

Метод синектики (Дж. Гордон) базируется на методе мозгового штурма, различного вида аналогии (словесной, обратной, личной), инверсии, ассоциаций и др.

Вначале обсуждаются общие признаки проблемы, выдвигаются и отсеиваются первые решения, генерируются и развиваются аналогии, использование аналогий для понимания проблемы, выбираются альтернативы, ищутся новые аналогии, возвращаются к проблеме.

Метод морфологического ящика или  метод многомерных матриц (Ф. Цвики). Нахождение новых, неожиданных и  оригинальных идей путем составления  различных комбинаций известных  и неизвестных элементов. Анализ признаков и связей, получаемых из различных комбинаций элементов (устройств, процессов, идей), применяется как  для выявления проблем, так и  для поиска новых идей.

Источник: http://stud24.ru/pedagogy/metody-obucheniya-jevristicheskij-metod/308731-923732-page2.html

Технологии эвристического обучения

Эти технологии рассчитаны на гарантирован­ное и эффективное достижение педагогических целей и интеллектуальное развитие обучающихся. В педагогическом процессе их часто называют активными, так как их использование приводит к высо­кому уровню внутренней и внешней активности обучающихся. Однако и описанные выше методы и технологии рассчитаны на такую активность.

Более точно называть их методами активного обучения, ибо пассивных методов в грамотной педагогической практике нет. Все методы полифункциональны и могут выполнять образователь­ную, обучающую, воспитательную и развивающую функции. К чис­лу основных методов активного обучения и воспитания относят: игровой, проблемный, программированный, компьютерный, эври­стический.

Эвристический метод обучения (А.В. Хуторской) — способ органи­зации творческих, продуктивных процессов мышления обучающихся путем овладения ими новыми, более рациональными вариантами дей­ствий в новых ситуациях.

Использование его сокращает время решения дидактических за­дач по сравнению со способом полного ненаправленного выбора возможных альтернатив. Правда, результаты решений оказываются не всегда наилучшими, но, как правило, допустимыми, обеспечи­вающими достижение поставленной цели.

Эвристическая деятельность развивает у обучающихся способ­ности: понимать и творчески использовать пути и методы продук­тивной познавательной деятельности, систематизировать учебную ин­формацию и применять ее в эвристическом поиске, адаптироваться к новым условиям деятельности и предвидеть ее результаты, про­гнозировать свою интеллектуальную и практическую деятельность, принимать обоснованные решения на основе эвристических опера­ций с последующей их логической проверкой. Эта деятельность эффективна при умении обучающегося оценивать свои действия, их рациональность, экономичность, настойчиво доводить решение за­дачи до логического завершения; при этом важно обладать гибко­стью мышления, способностью актуализации и организации инфор­мации (опыта) в решаемой задаче. Она осуществляется на основе эвристических правил и операций, основанных на аргументирован­ных рассуждениях.

Эвристические правила — это рекомендации к выбору возмож­ного варианта действия в условиях альтернативного поиска (от бо­лее легкого к более трудному, от более знакомого к менее знакомо­му, от целого к части целого и т.п.).

Операции — не что иное, как мыслительные действия (анализ, синтез, аналогия, обобщение и т.д.), направляющие деятельность обучающегося на нахождение оп­тимального решения задачи.

Те и другие выступают инструментари­ем для решения учебных эвристических задач.

Заслуживает внимания концепция содержательных обобщений (В.В. Давыдов), обосновывающая продуктивность логической цепочки:

сначала сообщение обобщенных теоретических положений, а затем — факты, примеры, опытные данные, подкрепляющие, утверждающие истинность обобщений. Тем самым углубляется понимание изучае­мого, делается более плодотворным соотношение индуктивной и дедуктивной логики в обучении

Наиболее широко применяемым методом эвристического обу­чения является метод «мозгового штурма», активизирующий коллек­тивную творческую деятельность.

Технология его применения:

• условие учебной поисковой задачи формулируется в общих чер­тах, проблемно;

• занятие разделяется по времени на две части: выдвижение гипо­тез и их анализ-оценка;

• в первой части занятия запрещается какая бы то ни было кри­тика (в том числе и через мимику, ухмылки, жесты и пр.) мнений и предложений, что снимает боязнь критики своих высказываний у обучающихся — она тормозит их мышление и творческие процессы;

• группа участников «штурма» — «генераторов идей» — за отве­денное учебное время вьщвигает максимальное количество гипотез, причем любых — даже несостоятельных, парадоксальных. Доказа­тельств не требуется, все идеи записываются. Важно, чтобы участники занятия были психологически раскованы, чувствовали себя свободно;

• во второй части вся группа или выделенная из нее «группа экспертов» ведет всестороннее обсуждение каждой идеи и выносит суждение о ее ценности (оценка дается каждым «экспертом» по пя­ти или десятибалльной шкале и выводится средний балл), отсеивает нереальные и несерьезные варианты;

• если задача в процессе «штурма» не нашла решения, она мо­жет быть предложена тем же обучающимся в измененном виде.

К эвристическим методам относится также синектический ме­тод[42]. Методика его применения в основном аналогична «мозговому штурму».

Отличие состоит в том, что он применяется в отношении обучающихся, не имеющих опыта творческой деятельности. Для этого целесообразно создавать группы (5—7 человек), накапливаю­щие приемы и способы творческих действий.

С ними проводится специальная подготовка в профессиональном и учебно-познаватель­ном направлениях. Цель одна — попытаться найти творческое ре­шение поставленной проблемы.

Структурная схема синектического занятия обычно следующая: постановка проблемы в общем виде, ее анализ с целью ознакомления, отсеивания первых решений, понимание проблемы, вызывающий аналогию вопрос, генерирование аналогий, их развитие и обыгры­вание, выявление значимости и использование аналогий примени­тельно к проблеме для генерирования новых идей, выбор альтерна­тивы, выдвижение новой идеи при отрицательной оценке альтерна­тивной, развитие новой идеи при ее позитивной оценке.

Метод дидактических игр используется в нескольких разновид­ностях: деловые, ролевые и управленческие, организационно-деятель-ностные игры. Наиболее распространенной в педагогическом про­цессе является деловая игра.

Технология ее проведения заключается в воздействии на психологию обучающихся таким образом, чтобы моделировать, тщательно анализировать все отношения, возникаю­щие перед личностью в процессе ее учебной и профессиональной деятельности.

С организационной точки зрения проведение дело­вой игры представляет собой развертывание особой имитационной деятельности на основе модели, воссоздающей условия и динамику возникновения, протекания и решения проблемы.

Постоянно расширяющаяся практика использования деловых игр диктует необходимость специального исследования проблем эффек­тивности их образовательного, воспитательного, обучающего и раз­вивающего воздействия.

В силу своих дидактических возможностей — активного развивающего характера, непосредственного общения на фоне изменяющейся обстановки — деловые игры оказываются в большей степени продуктивны в качестве средства совершенствова­ния личностных качеств человека[43].

Дело в том, что они являются своеобразным конгломератом двух реальностей: процесса профессио­нальной, учебной деятельности и отношений, возникающих в нем. Усвоение знаний, формирование умений и навыков осуществляются как бы наложением на канву деятельности в ее предметном и соци­альном аспектах.

Знания усваиваются не абстрактно, не про запас, не для какого-то гипотетически-перспективного применения, а в ре­альном для участников информационном поле, в динамике разви­тия сюжетных действий, в формировании целостного образа про­фессиональной ситуации. Кроме того, в деловой игре человек при­обретает навыки интеллектуального взаимодействия, создает ценно­стные ориентации и установки, присущие ему как специалисту.

В деловой игре при ее конструировании и применении реализу­ются помимо общепедагогических и частные педагогические принципы: имитационного моделирования содержания и форм учебной, профессиональной деятельности; совместной деятельности; много­плановости в организации игры; педагогического управления[44].

Эти принципы отражают суть игрового обучения, его составных частей, логики и внутренних связей, становятся эффективными факторами их системного применения.

Педагогические наблюдения над проводимыми игровым методом занятиями показывают, что пе­дагогическое своеобразие и полезность игры теряются в случае, если руководитель, педагог стремится реализовать только учебные либо только игровые цели. И в первом, и во втором случае снижается формирующий эффект игры.

Усилить же его возможно только тогда, когда в процессе воздействия акцентируется внимание на интеллек­туально-развивающем компоненте занятия как своеобразном сис­темном объединении всех частных целевых установок.

В развитии личностных качеств обучающихся деловая игра об­ладает следующими возможностями:

• обеспечивает систематизацию изучаемого материала и его пред­ставление в имитационной модели, приближенной к реальности;

• воссоздает структуру и функции отдельных компонентов дея­тельности;

• приближает обучающихся к реальным условиям возникновения потребностей в знаниях, путях и способах добывания, сохранения, ис­пользования этих знаний, что в свою очередь обеспечивает осмыслен­ность процесса учебы, личную активность, возможность сознательного перехода от эмоциональной мотивации к профессиональной;

• объединяет образовательный, обучающий, воспитывающий и развивающий эффекты педагогического процесса;

• обеспечивает в конечном счете переход от организации к ре­гуляции руководителем, педагогом интеллектуальной деятельности обучающихся, к саморегуляции и самоорганизации их деятельности.

В силу обстоятельств деловые игры целесообразно проводить преимущественно после того, как их участники будут в достаточной степени ориентированы в существе требований к предстоящей дея­тельности, уяснят ее сущностные основы, овладеют ключевыми по­нятиями. Названные требования должны быть соблюдены — в про­тивном случае сама деловая игра лишится обучающих, образова­тельных, воспитательных и развивающих функций и не даст долж­ного эффекта.

Разновидностями деловой игры по уровню сложности являются:

• имитационные упражнения (закрепление навыков, умений);

• анализ учебных, профессиональных ситуаций (выработка обу­чающимися своих решений по ситуации, их групповое обсуждение);

• исполнение определенных ролей (с последующей оценкой дей­ствий игрока другими участниками игры);

• полноценная деловая игра, комплексно имитирующая учебную, профессиональную деятельность и ее последствия в контексте при­нимаемых решений.

Источник: http://refac.ru/texnologii-evristicheskogo-obucheniya/

Ссылка на основную публикацию