Формы обучения

Формы обучения в ВУЗе, колледже или техникуме

При поступлении в ВУЗ или колледж перед абитуриентом стоит выбор формы обучения.

В данном разделе мы рассмотрим основной вопрос:

Какие бывают формы обучения?

Основными формами ведения учебного процесса выделяют:

Следует отметить, что каждая форма по своему уникальна и имеет свои преимущества и недостатки.

«Какую форму обучения выбрать при поступлении в вуз или колледж?«

1. Очная (дневная) форма обучения в вузе или колледже.

Очная форма обучения предполагает системную учебную программу, при которой студенты регулярно посещают занятия 5-6 дней в неделю. Время посещения занятий преимущественно утреннее.

Но бывают случаи, когда учебные заведения вынуждены ставить занятия для студентов во вторую смену.

Это может быть связано, например, с желанием учебного заведения предоставить студентам возможность подработки в утреннее время, или же  нехваткой аудиторного фонда, нерациональным распределением профессорско — преподавательского состава и другими причинами.

Программа очного обучения предполагает большой объем теоретического материала, лекций и семинаров, контрольных, лабораторных и практических работ. Студент имеет возможность прослушать весь необходимый материал, задать вопросы преподавателю, и закрепить полученные знания.

На последних курсах студенты вузов и колледжей проходят производственную практику на предприятиях и получают первичный необходимый опыт работы в той или иной сфере.

Общий срок обучения по очной (дневной) форме составляет 4 года по программе бакалавриата, 5 лет по программе специалитета, и 2 года по программе магистратуры. В случае, когда выпускник колледжа или техникума поступает в ВУЗ на очную форму обучения по профильной специальности, возможно сокращение срока обучения до 3 лет.

При освоении программ начального профессионального образования, срок обучения в колледже или техникуме составляет, обычно, от 1 до 3 лет.

Нормативный срок обучения по очной форме в колледже, при поступлении после 9 класса, в основном, составляет от 2 лет 10 месяцев до 4 лет 10 месяцев в зависимости от получаемого уровня среднего профессионального образования: базовый или повышенный.

При поступлении в колледж или техникум, на программы среднего профессионального образования, после 11 класса, срок обучения по очной форме составляет от 1 года 10 месяцев до 3 лет 10 месяцев в зависимости от получаемого уровня среднего профессионального образования: базовый или повышенный

Преимущества:

  • Серьезная теоретическая подготовка специалиста
  • При обучении по очной форме студентам предоставляется отсрочка от службы в армии (в том случае, если он пользуется отсрочкой только первый раз. Если же студент достиг возраста 18-ти лет и ранее уже получал одну отсрочку, например в колледже, то при обучении по очной форме, студент уже не получит второй отсрочки)
  • Яркая студенческая жизнь, участие в соревнованиях, мероприятиях и праздниках учебного заведения, возможность самореализации.
  • При обучении на бесплатном отделении хорошистам выплачивается стипендия.

Недостатки:

  • Далеко не всегда теория, получаемая в вузе, соответствует реальной ситуации на предприятиях.
  • При выпуске из вуза, специалист не имеет вовсе или имеет минимальный трудовой стаж, и в большинстве случаев может рассчитывать, при трудоустройстве, только на стартовые позиции.

2. Очно-заочная (вечерняя) форма обучения в вузе или колледже.

Очно-заочная форма обучения предполагает достаточно большое количество аудиторных занятий, но конечно меньше, чем очная. При таком обучении посещение занятий студентами обычно происходит 2-4 дня в неделю (в основном в будние, реже в выходные дни) в вечернее время.

Обычно предполагается, что таким образом студенты смогут благополучно совмещать трудовую деятельность и получение знаний и навыков в рамках программы высшего профессионального образования. Таким образом студент имеет возможность получать необходимый материал, обсуждать его с преподавателем и использовать его в работе.

Это сочетание способствует быстрому получению полезного опыта и развития специалиста.

Занятия по очно-заочной форме обычно проводятся в виде систематических аудиторных занятий, на протяжении всего учебного года, с последующей сдачей зачетной и экзаменационной сессии.

Нормативный срок обучения по очно-заочной (вечерней) форме в вузе по программе бакалавриата составляет 4,5 года, по программе специалитета от 5,5 лет, и по программе магистратуры 2 года. Срок обучения после колледжа или техникума, по сокращенной программе, составляет обычно от 3 лет.

Нормативный срок обучения по очно-заочной (вечерней) форме в колледже, при поступлении после 9 класса, в основном, составляет от 2 лет 10 месяцев до 4 лет 10 месяцев в зависимости от получаемого уровня среднего профессионального образования:базовый или повышенный.

При поступлении в колледж или техникум, на программы среднего профессионального образования, после 11 класса, срок обучения по очно — заочной (вечерней) форме составляет от 1 года 10 месяцев до 3 лет 10 месяцев в зависимости от получаемого уровня среднего профессионального образования: базовый или повышенный.

При освоении программ начального профессионального образования, срок обучения в колледже или техникуме составляет, обычно, от 1 до 3 лет.

Преимущества:

  • Возможность самостоятельного заработка, эффективного совмещения работы и учебы
  • При окончании ВУЗа или Колледжа, специалист уже имеет опыт работы и может претендовать на продвижение по карьерной лестнице

Недостатки:

  • При обучении на очно-заочном (вечернем) отделении не предоставляется отсрочка от армии
  • В связи с отсутствием времени студентам вечернего отделения не удается участвовать в студенческой жизни учебного заведения.
  • Отсутствие возможности получать стипендию при обучении на местах, финансируемых из государственного бюджета РФ

3. Заочная форма обучения в вузе или колледже.

Учебный процесс по заочной форме обучения предусматривает небольшое количество аудиторных часов. Основная доля материала изучается студентами самостоятельно, а затем, учебное заведение, проводит контроль знаний в виде контрольных работ и сессии.

В настоящее время в каждом учебном заведении процесс обучения по заочной форме строится по разному. Некоторые вузы и ссузы проводят занятия в течении всего года, например 1 раз в неделю в будний день или выходной (группы выходного дня), а по факту изучения дисциплины, сразу проводят зачет или экзамен по ней. Такая система носит название «модульной».

Иные вузы и ссузы придерживаются классической заочной формы обучения, где для студентов проводят «начитку» установочных лекций непосредственно перед сессией, и затем студенты, прослушав учебный курс и дополнительно изучив необходимую литературу, проходят аттестационный контроль в виде зачетов и экзаменов.

Заочная форма удобна для той категории граждан, кто не имеет возможности регулярно посещать занятия в колледже или вузе.  Эта форма также подходит для совмещения учебы и работы на предприятии. При этом, по желанию студента, в период сессии учебное заведение может выдать справку-вызов, являющуюся основанием для работодателей в предоставлении учебного отпуска студенту.

Отдельным пунктом следует выделить «Заочную форму обучения с использованием информационных технологий» или «Дистанционное обучение»

Такая форма организации учебного процесса предполагает использование компьютера с выходом в сеть интернет. Для студентов возможны различные способы получения учебных материалов. В большинстве случаев это он-лайн лекции с использованием специального программного обеспечения, вебинары.

Аттестационные мероприятия при данной форме обучения также могут проводиться в режиме он-лайн, посредством информационных технологий, но чаще преподаватели высылают студентам контрольные и практические работы на электронную почту или в личный кабинет образовательного интернет-ресурса. В помощь студентам дистанционной формы предоставляют доступ к электронной библиотеке учебного заведения, где каждый желающий найдет необходимый материал по изучаемым темам.

Срок обучения по заочной форме в колледже на программах среднего профессионального образования составляет от 3,5 до 5 лет.

Срок обучения в вузе по программам бакалавриата обычно составляет 4,5-5,5 лет, по программам специалитета в среднем 5,5 — 6 лет, по программам магистратуры 2 — 2,5 года.

Также как очная и очно-заочная формы обучения, заочная форма может быть реализована с сокращением срока обучения для выпускников колледжей и техникумов, поступающих на профильное направление обучения, или слушателей, получающих 2-ое высшее образование по программе бакалавриата или специалитета в вузе.

Преимущества:

  • Возможность совмещения работы и получения образования
  • Изучению дисциплин уделяется сравнительно немного времени — часто только такой вариант подходит для беременных женщин или студентам, уже ухаживающим за маленькими детьми. Большим спросом такая форма пользуется у людей, работающих в ненормированном графике.

Недостатки:

  • Низкий уровень получаемого образования
  • Отсутствие отсрочки от армии
  • Отсутствие возможности получать стипендию
  • Студенты заочного отделения практически не участвуют в мероприятиях и студенческой жизни учебного заведения

4. Экстернат в колледже или вузе.

Данная форма предполагает, что студент колледжа или вуза самостоятельно осваивает образовательную программу, а учебное заведение проводит контроль и аттестацию студента, с последующей выдачей документа, подтверждающего уровень квалификации выпускника.

Т.е. учебное заведение не проводит аудиторных лекционных занятий, на которых студент смог бы освоить материал.

Срок обучения вычисляется исходя из требований государственного стандарта, где, в качестве предела по количеству возможных сданных студентом дисциплин, фигурирует цифра — 20 дисциплин в год.

Преимущества:

  • Наиболее быстрый способ получения образования и квалификации.

Недостатки:

  • Сложность самостоятельной подготовки
  • Отсутствие возможности использования льгот для студентов

Источник: http://edugid.ru/forma-obucheniya

Справочник абитуриента

Традиционные формы обучения (очная и заочная) сегодня существуют параллельно с относительно новыми – очно-заочной и дистанционной. Чем же отличаются друг от друга формы обучения в вузе?

Очная форма обучения

Очная форма обучения — это самый распространенный способ получения высшего образования.

Форма обучения дневная подразумевает, что студент каждый день (за исключением выходных) посещает семинары и лекции в течение семестра, а затем сдает соответствующие экзамены.

Студенты очной формы обучения могут учиться на бюджете и получать стипендию, а могут поступить и на платную форму обучения. Что значит очная форма обучения для юношей? Для них учеба на дневном отделении позволяет получить отсрочку от армии.

Очно-заочная форма обучения

Очно-заочная форма обучения подойдет для тех, кто хочет получать образование и при этом не увольняться с работы. Занятия проходят в выходные дни или в вечернее время, которые, соответственно, принято называть «группа выходного дня» или «вечернее обучение».

Вечерняя форма обучения подразумевает, что не только обучение, но и экзамены сдаются в нерабочее время. Нередко при вечернем обучении занятия проводятся не каждый день, а, например, 3 раза в неделю по 3 пары.

Что значит форма обучения в группе выходного дня? Занятия и экзамены проходят именно в выходные дни, что удобно для занятых на работе семейных людей. Учиться так довольно тяжело, зато качество этой формы обучения в институте выше, чем, к примеру, на заочном отделении, ведь студенты контактируют с преподавателем напрямую.

Заочная форма обучения

Заочная форма обучения — это довольно самостоятельный способ учебы.

Читайте также:  Организация эффективной воспитательной работы в школе (с видео)

Прием на заочную форму обучения подразумевает, что студент приезжает на установочную сессию, получает задание и список литературы, самостоятельно готовится в течение определенного времени и затем сдает экзамены преподавателю. Специальности заочной формы обучения могут быть самые разные, но вне зависимости от этого, сессия будет проходить два раза в год.

Многие работодатели считают, что заочная форма обучения в вузе не отличается качеством образования, поэтому часто ее выбирают для получения второго высшего образования.

Дистанционная форма обучения, которая считается разновидностью заочной формы обучения, подразумевает, что студент с преподавателем общается с помощью сервисов сети Интернет: специализированных систем дистанционного обучения, электронной почты, чатов, видео-конференций и т.д. Основное преимущество такой формы обучения в том, что дистанционно получить образование могут жители любых городов, не выезжая из дома. Кроме того, можно получить диплом вуза Москвы из любого субъекта России. Приверженцев этой формы обучения с каждым годом становится все больше.

Очная и заочная форма обучения, так же, как и очно-заочная форма обучения, могут быть как бесплатными (выделяются бюджетные места), так и платными.

Понятие «сокращенная форма обучения» законодательно не предусмотрено, однако многие вузы идут навстречу студентам и после первой сессии, при условии успешной ее сдачи, могут перевести на следующий курс. Поэтому по факту и очно, и заочно, сокращенная форма обучения существует.

Источник: http://vuz.EduNetwork.ru/faq-f/21

7.3. Формы организации обучения

7.3. Формы организации обучения

В школьном обучении различают традиционные и нетрадиционные формы его организации. К традиционным формам обучения относят урок, экскурсию и домашнюю учебную работу.

Урок как форма организации школьного обучения характеризуется определенной содержательной и логической последовательностью и конструкционной завершенностью.

В нем реализуются закономерности учебно-познавательной деятельности учащихся и методы обучения, которые приводят в действие педагогические механизмы его осуществления и отражают внутреннюю, содержательно-процессуальную сторону.

Внешняя сторона урока характеризуется пространственным и временным режимом, определенной конструкцией, последовательностью этапов и т.д.

Успешное проведение урока и достижение его цели во многом определяется предварительной работой учителя. Подготовка к уроку включает в себя следующие этапы:

* изучение специальной (предметной), психолого-педагогической и методической литературы;

* ознакомление с требованиями объяснительной записки и содержанием учебной программы, учебниками;

* анализ передового педагогического опыта, а также своего опыта работы;

* составление календарно-тематического плана.

* определение содержания учебного материала и этапов проведения урока;

* выбор методов организации учебно-познавательной деятельности учащихся на каждом этапе урока;

* подготовка и проверка необходимого оборудования, наглядных пособий и дидактического материала к уроку;

* составления плана проведения урока.

Определяя содержание отдельного урока, учителю необходимо продумать, каким конкретно оно должно быть. В частности, необходимо обратить внимание:

* на связь нового учебного материала с ранее изученным;

* основные представления и понятия для усвоения;

  • мировоззренческие идеи, нравственные и эстетические отношения, которые заключены в учебном материале;
  • специальные и учебно-познавательные умения и навыки, которые следует сформировать у учащихся;
  • объем учебного материала, который должны усвоить учащиеся.

Структура уроков и методика их проведения зависят от тех дидактических целей, которые реализуются в процессе изучения конкретного учебного материала. Поэтому в настоящее время общепринятой является следующая классификация уроков:

* комбинированные, или смешанные;

* усвоения новых знаний;

* повторения и закрепления изученного материала, его обобщения и систематизации;

* проверки и оценки знаний, умений и навыков учащихся.

В структуре комбинированного (смешанного) урока выделяют следующие этапы:

* организационный момент (подготовка учащихся к уроку).

* организация учебной работы учащихся над изученным материалом (проверка домашнего задания);

* организация учебной работы учащихся по восприятию и осмыслению нового учебного материала (изложение нового материала);

* организация учебной работы учащихся по запоминанию нового учебного материала и применению знаний на практике (закрепление учебного материала);

* задавание домашнего задания.

В структуре урока усвоения новых знаний выделяют следующие этапы организации учебно-познавательной деятельности учащихся:

1) организационный момент (подготовка учащихся к уроку).

2) проверка домашнего задания (краткий фронтальный опрос с целью установления связи нового материала с ранее изученным.

3) изложение нового материала (организация учебной работы учащихся по восприятию, осмыслению и запоминанию учебного материала).

4) задавание домашнего задания.

Структура урока повторения и закрепления изученного материала, его обобщения и систематизации включает в себя следующие этапы:

1) организационный момент (подготовка учащихся к уроку).

2) проверка домашнего задания (организация учебной работы учащихся над изученным материалам): индивидуальный или фронтальный опрос, проведение тренировочных упражнений, самостоятельная работа учащихся.

3) задавание домашнего задания.

Урок проверки и оценки знаний, умений и навыков учащихся проводится методом письменных контрольных работ.

Экскурсия (лат. excursio – вылазка) – форма организации обучения, при которой природные и общественные объекты и явления изучаются непосредственно в условиях их естественного функционирования.

Можно выделить следующие образовательные функции данной формы обучения:

1) наглядность обучения и его связь с жизнью и практическим опытом;

2) ознакомление учащихся с производством, т.е. применением научных знаний в промышленности и сельском хозяйстве;

3) влияние на профессиональную ориентацию и профессиональное самоопределение учащихся.

В учебных программах определяется обязательный перечень экскурсий и их содержание. Экскурсии могут проводиться и в процессе организации воспитательной работы.

В зависимости от содержания различают производственные, естественнонаучные, историко-литературные, краеведческие и комплексные экскурсии.

В зависимости от дидактических целей, которые решаются в процессе проведения последние можно объединить в следующие группы:

* экскурсии по изучению нового материала;

* экскурсии по закреплению, расширению и углублению знаний;

* комбинированные экскурсии.

В методике подготовки и проведения экскурсий выделяют следующие этапы:

  1. Подготовка экскурсии.
  2. Проведение экскурсии.
  3. Подведение итогов экскурсии.

Проблема повышения эффективности обучения может быть успешно решена только при условии сочетания продуктивной работы учащихся на занятиях с хорошо организованной самостоятельной работой дома.

Домашняя учебная работа представляет собой одну из форм организации обучения, которая характеризуется самостоятельным выполнением учащимися заданий, направленных на закрепление знаний, формирование умений и навыков и овладение учебно-познавательной деятельностью.

Дидактическое значение домашней учебной работы учащихся состоит в следующем:

* повторение и более глубокое осмысление изучаемого материала, формирование умений и навыков по его применению на практике;

* формирование у учащихся умения учиться, т.е. навыков самообразования;

* индивидуализация процесса обучения (содействие улучшению знаний слабоуспевающих учащихся и развитию творческих способностей тех, кто проявляют высокие успехи в учении);

* самостоятельное регламентирование учащимися рабочего времени и формирование самодисциплины и целеустремленности.

На практике применяются следующие виды домашней учебной работы учащихся:

* усвоение изучаемого материала по учебнику;

* устные и письменные упражнения;

* творческие работы (написание сочинений, небольших художественных произведений, придумывание своих примеров и т.п.);

* проведение наблюдений;

* практические и лабораторные работы;

* изготовление наглядных пособий.

Наряду с общими, отдельным учащимся нередко задают индивидуальные домашние задания, которые направлены на преодоление пробелов в знаниях или на развитие познавательных способностей.

Нередко педагоги переносят всю тяжесть обучения в сферу домашней учебной деятельности учащихся, не формируя у них культуру домашнего учебного труда.

Поэтому многие школьники и даже студенты не умеют организовать свое рабочее место и режим дня, при подготовке домашних заданий сбиваются на полумеханическое чтение, не осуществляют самоконтроль за усвоением учебного материала.

Зачастую выполнение письменных заданий осуществляется без предварительного усвоения теоретического материала, наблюдается также перегрузка учащихся учебными заданиями. Встречается и чрезмерный объем домашних заданий.

При выполнении домашней работы необходимо соблюдать следующие требования, которые основываются на психолого-педагогических закономерностях организации учебно-познавательной деятельности:

1) наиболее прочно в памяти сохраняются не отдельные факты и примеры, а вытекающие из них теоретические обобщения (понятия, выводы, правила и т.п.);

2) процесс усвоения учебного материала должен носить рассредоточенный характер, т.е. к изучению одного и того же учебного материала следует обращаться несколько раз в течение некоторого времени;

3) учебные задания необходимо выполнять в день их получения;

4) вначале необходимо усвоить теоретический материал, а затем выполнять основанные на нем упражнения.

Исследования, проведенные психологами, показали, что если не удается овладеть учебным материалом при первом его восприятии, осмыслении и запоминании, то последующая работа потребует большей затраты времени и сил.

К внеурочным формам организации обучения кроме экскурсий и домашней учебной работы относятся также внеурочные (дополнительные) занятия, предметные кружки, факультативные занятия, спецкурсы по выбору. Эти формы организации обучения применяются для расширения и углубления знаний учащихся по отдельным образовательным дисциплинам.

Они способствуют формированию познавательных интересов, увеличивают воспитательные возможности обучения. Методика их подготовки и проведения имеет некоторые особенности.

Если при подготовке и проведении урока главная роль принадлежит педагогу, то внеурочные формы организации обучения, как правило, готовятся и проводятся, как правило, при активном участии учащихся и отличаются большей содержательностью и занимательностью.

В школьном обучении используются и нетрадиционные формы его организации, в большинстве случаев позаимствованные из вузовского обучения.

К таким формам относятся лекционные, семинарские и лабораторные занятия, конференции, консультации.

Применяются и заимстванные формы организации обучения и  контроля за учебной деятельностью обучающихся –  дополнительные занятия , лекции, семинарские занятия, коллоквиумы и зачеты.

Сущность лекции как формы организации обучения заключается в том, что педагог в течение продолжительного времени (как правило, два академических часа) излагает новый учебный материал. В процессе чтения лекции необходимо:

* использовать логические приемы мышления;

* раскрывать меж- и внутрипредметные связи;

* создавать проблемные ситуации;

* разъяснять новые термины и понятия;

* использовать приемы активного запоминания;

* подводить итоги в конце каждого вопроса и лекции в целом.

Семинарские занятия проводятся с целью обобщения и систематизации знаний учащихся, их расширения и закрепления. Они способствуют развитию речи учащихся, дают им возможность высказать свою точку зрения, обосновать ее, критически отнестись к мнению других.

Лабораторно-практические занятия, как правило, проводятся при изучении предметов естественно-математического цикла с применением учебных приборов, инструментов, различных технических средств. Эти занятия позволяют осуществлять взаимосвязь теоретического обучения с практическим.

На них учащиеся самостоятельно приобретают знания, работают с различными приборами, инструментами и лабораторным оборудованием.

У них вырабатывается умение самостоятельно делать научные выводы и обобщения на основе собственных наблюдений и опытов, формируются исследовательские умения и навыки.

Дополнительные занятия проводятся как с проявляющими склонности и интерес к определенным областям науки, так и испытывающим затруднения в усвоении учебного материала учащимися. Это индивидуальная работа педагога с учеником. Каждый учащийся получает объяснения учителя, выполняет по его заданию упражнения.

Факультативные занятия и курсы по выбору направлены на расширение знаний, умений и навыков, развитие творческих способностей и интересов учащихся. Содержание этих занятий, как правило, связано с углублением основных учебных предметов.

Читайте также:  Принципы обучения

Формами их проведения может быть урок, семинарское или лабораторное занятие, экскурсия и др.  Большое –внимание на этих занятиях уделяется работе учащихся с учебной литературой и первоисточниками, подготовке докладов и рефератов.

Это способствует формированию умения самостоятельной учебной работы, приобретению навыков самообразования.

Главной целью консультаций является оказание помощи обучающимся в изучении теоретического учебного материала, а также при выполнении практических заданий. Вопросы, которые задают учащиеся на консультациях можно разделить на следующие группы (В.М.Рогинский):

* обусловленные пробелами в знаниях или несформированностью учебных умений;

* вызванные неточным, неадекватным восприятием и осмыслением учебного материала, неверно сформированным способам деятельности;

* нацеленные на получение дополнительной информации, расширяющие границы основного курса;

* проблемные вопросы, ориентированные на собственную поисковую деятельность.

Зачет как форма организации обучения обеспечивает глубокую и тщательную проверку знаний, умений и навыков каждого обучающегося. Процедура его проведения включает в себя:

* проверку знаний по вопросам темы, раздела или курса в целом;

* выполнение упражнений с обоснованием выбранных действий;

* решение расчетных или экспериментальных задач.

Экзамен является формой итоговой проверки знаний умений и навыков учащихся.

В школе экзамены проводятся после завершения основного и среднего (полного) образования, в высших учебных заведениях – после изучения определенного курса.

К экзаменам готовятся билеты, которые могут включать вопросы теоретического и практического плана. Экзамен может проводиться как в устной, так и в письменной форме.

Источник: http://ebooks.grsu.by/chepikov/7-3-formy-organizatsii-obucheniya.htm

Формы обучения в вузе и их особенности :

Не только после окончания школы перед многими встает вопрос «Как быть?», продолжать ли обучение в вузе. Идти работать или совмещать и обучение, и работу.

Многим приходится задумываться о получении высшего образования уже далеко не в юношеском возрасте в силу жизненных обстоятельств. Современные образовательные учреждения всегда идут навстречу всем и предлагают удобные формы и методы обучения в вузе.

Рассмотрим, какими они могут быть, каковы преимущества и недостатки той или иной формы обучения в вузе.

Традиционная очная

Среди основных форм обучения в вузе можно назвать дневную (очную) и заочную. Их принято считать традиционными.

Что такое очная форма обучения в вузах? Такая форма обучения является классической формой получения знаний не только в нашей стране, но и во всем мире.

Студенты дневного отделения поэтапно получают комплекс знаний по специальности, на которую учатся путем непосредственного ежедневного посещения лекций и общения с педагогами.

Обучение на очной форме очень похоже на продолжение занятий в школе, здесь тоже задают домашние задания.

Рассчитано дневное обучение на сроки от четырех до шести лет. При обучении по профильной специальности срок может сократиться до трех лет. При такой форме обучения в вузе или техникуме (колледже) предусмотрены выходные и праздничные дни, а также каникулы после сдачи сессии.

Кроме посещений лекций и семинаров, лабораторных и контрольных работ в стенах вуза, у студентов на очной формы имеется время посетить библиотеки, а также конференции, что способствует более глубокому усвоению учебного материала и успешной учебе. Дополнительные знания, приобретенные за самостоятельным штудированием книг и при посещении конференций, обычно пригождаются студентам во время самостоятельных работ, которые может проводить преподаватель.

Также, обучение во многих вузах на последних курсах получения специальности предусматривает ознакомительную, преддипломную и производственную практику на предприятиях по выбору студента, по назначению учебного заведения или в специальных учебно-тренировочных предприятиях.

Положительные и отрицательные стороны

Среди главных плюсов дневной (очной) формы обучения в вузе можно назвать:

  1. Возможность получить глубокие знания по специальности.
  2. Многие вузы предоставляют общежитие иногородним студентам.
  3. Студенчество в классическом понимании этого слова с вытекающей из него яркой, молодой жизнью, участием в студенческих праздниках и мероприятиях.

Источник: https://BusinessMan.ru/formyi-obucheniya-v-vuze-i-ih-osobennosti.html

Какие бывают формы обучения?

Кроме очной формы обучения, когда студенты проводят в вузе весь день, есть и другие формы обучения — по вечерам и заочно. Какую выбрать — зависит от жизненной ситуации и возможностей студента.

Кроме очной формы обучения, когда студенты проводят в вузе весь день, есть и другие формы обучения — по вечерам и заочно. Какую выбрать — зависит от жизненной ситуации и возможностей студента.

Очная («дневная») форма обучения 

Самая распространенная форма обучения. Студент в течение семестра ежедневно ходит на лекции и семинары.

Заочная форма обучения 

Студент самостоятельно осваивает учебный материал. Он приезжает в вуз только на установочную сессию, чтобы получить задание и список литературы, и на сессию для сдачи экзаменов и практических занятий. И в конце обучения — на защиту диплома, конечно.

Очно-заочная («вечерняя») форма обучения 

Лекций меньше, чем на очной форме обучения, и они обычно проходят в вечернее время. Бо́льшую часть материала нужно изучать самостоятельно.

Разновидность заочной — дистанционная форма

Преподаватели общаются со студентами с помощью интернет-сервисов: видеоконференций, электронной почты, систем дистанционного обучения и т. д.

Вузы сами определяют форму обучения по конкретным специальностям. Исключение — специальности, по которым запрещено заочное обучение (например, медицинские).

Как выбрать форму обучения?

Ориентируйтесь на свои желания и возможности.

На очную форму обучения поступить сложнее, чем на вечернюю, на вечернюю — сложнее, чем на заочную.

В общем случае качество образования выше всего на дневной форме обучения. И работодатели отлично об этом знают. Если важна гарантия хорошего трудоустройства после вуза — лучше выбрать дневное отделение.

Студентам-очникам платят стипендию и предоставляют общежитие. Важный момент: только студенты дневного отделения получают отсрочку от военной службы и могут заниматься на военной кафедре.

Зато вечернее и заочное обучение вполне можно совмещать с работой, а вот очное — затруднительно. Заочная и дистанционная формы позволяют получить диплом вуза, который находится в другом городе.

Подумайте:

  • на какую форму обучения вы проходите по баллам ЕГЭ;
  • собираетесь ли работать во время учебы в вузе;
  • нужна ли вам отсрочка от армии;
  • нужна ли вам военная кафедра;
  • нужно ли общежитие;
  • интересует ли вуз в другом городе.

Кстати, студенческая жизнь во всех ее проявлениях — КВН, капустники, совместные походы в кафе, тусовки и вечеринки — есть только у очников. У вечерников просто нет для этого времени — днем работают, вечером учатся. А заочники даже не всегда знакомы друг с другом.

Источник: http://korochka.ru/faq/kakie-byvayut-formy-obucheniya/

Формы обучения — это… Что такое Формы обучения?

  • Формы обучения — внешняя сторона организации процесса обучения, определяющая когда, где, кто и как обучается. Обычно выделяются следующие формы обучения: индивидуальные, коллективные, групповые; классные и внеклассные; школьные и внешкольные …   Словарь по педагогической психологии
  • ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ — дневная, очно заочная, вечерняя, заочная, дистанционное обучение, экстернат …   Словарь по профориентации и психологической поддержке
  • Формы обучения в подготовке Всероссийской Службы Медицины Катастроф — совокупность способов, форм и методов обучения сотрудников ВСМК, которые характеризуют организацию отдельных занятий, определяют последовательность применения и сочетание используемых методов обучения, а также взаимоотношения между обучаемыми и… …   Словарь черезвычайных ситуаций
  • Формы обучения населения в области гражданской обороны — совокупность способов и методов обучения населения в области гражданской обороны. Осуществляется по различным категориям населения. Начальники гражданской обороны обучаются в форме: самостоятельной работы с нормативными документами по вопросам… …   Словарь черезвычайных ситуаций
  • ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ — ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ. См. индивидуальные формы обучения …   Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)
  • ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ КОЛЛЕКТИВНЫЕ — ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ КОЛЛЕКТИВНЫЕ. См. коллективные формы обучения …   Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)
  • ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ — ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ. См. организационные формы обучения …   Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)
  • Организационные формы обучения — активная практика, аспектное обучение, аспирантура, аудитория, аудиторное практическое занятие, билингвльный тип обучения, введение материала, включённое обучение, внеклассная работа, докторантура, заочное обучение, заочное повышение квалификации …   Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)
  • ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ — варианты пед. общения между обучающими и обучаемыми в уч. воспитат. процессе; осуществляются непосредственно и опосредованно. Непосредств. общение чаще всего происходит в парной форме организации занятий (учитель ученик, ученик ученик). В этом… …   Российская педагогическая энциклопедия
  • КОЛЛЕКТИВНЫЕ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ — КОЛЛЕКТИВНЫЕ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ. организация обучения, предполагающая кооперацию, распределение обязанностей, деловое общение в процессе урока; включает также самоконтроль и самоответственность за общее дело. К. ф. о. широко используются при… …   Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)

Источник: https://pedagogic_psychology.academic.ru/606/%D0%A4%D0%BE%D1%80%D0%BC%D1%8B_%D0%BE%D0%B1%D1%83%D1%87%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D1%8F

Виды, формы и способы обучения

Педагогическая форма – это устойчивая завершающая организация педагогического процесса в единстве всех его компонентов.

Форма – это организованное взаимодействие педагога и обучающегося. Наиболее распространенной является классификация форм в зависимости от того, как организованы обучающихся: массовые формы, кружково-групповые и индивидуальные.

Основные требования к формам организации обучения (по В. Онищуку):

воспитательные — единство нравственных и других видов воспитания общей культуры обучаемых; формирование инициативы, ответственности, трудолюбия; выработка привычек к систематическому труду и сознательной дисциплине;

дидактические — реализация принципов обучения; четкое определение целей и задач обучения; умелая организация учебной работы (подбор содержания, методов, приемов); определение структуры занятий (глубина, сознательность, прочность, объем, умение работать самостоятельно, по образцу или творчески);

психологические — учет психологических особенностей обучаемых, их реальных возможностей; стимулирование положительных отношений, обучаемых к учебно-познавательной деятельности, формирование положительной мотивации учения. Важен и настрой педагога, который требует собранности, внимания, самоконтроля, контакта с группой;

гигиенические— не допускать переутомления обучаемых; предупреждать однообразие в учебной работе, монотонное объяснение, преобладание репродуктивных методов.

К уроку как форме организации обучения предъявляются дидактические, воспитательные и организационные требования. Дидактическая структура учебного занятия формируется в соответствии с основными этапами учебного занятия, но может меняться в зависимости от его типа.

Дидактические требования предполагают: — определение образовательных задач учебного занятия и его составных элементов, места конкретного урока в системе других занятий;

определение оптимального сочетания содержания урока с требованиями учебной программы по предмету, целями ученого занятия и учетом уровня развития обучаемых;

выбор рациональных методов, приемов, средств обучения, обеспечивающих познавательную активность.

Воспитательные требованияк учебному занятию предполагают постановку воспитательной задачи занятия; формирование научного мировоззрения, высоких моральных и эстетических вкусов, обеспечение связи обучения с практикой, с жизнью; формирование и развитие у обучаемых познавательных интересов, положительных мотивов учения, навыков самостоятельной работы, творческой инициативы и т. п.

Читайте также:  Нужны ли деньги ребенку: финансовая грамотность детей

Организационные требования к учебному занятию предполагают наличие продуманного плана занятия, организационную четкость его проведения, рациональное использование средств обучения, в том числе технические.

Качественное своеобразие учебных занятий определяется их целями, содержанием, методикой проведения, особенностями учебного заведения, мастерством преподавателя, уровнем интеллектуального развития обучающихся. Чтобы определить общие стороны учебного занятия, необходима их классификация.

В дидактике существуют разные подходы к классификации учебных занятий (уроков):

по способу проведения — урок-лекция, киноурок, урок-беседа, урок практических занятий и т. д.;

по характеру познавательной деятельности — урок первичного закрепления, урок образования понятий и т. д.;

по степени самостоятельности — урок самостоятельной работы, урок работы педагога с группой и т. д.

Из педагогов прошлого наиболее стройную и сохранившую до нашего времени свое научное значение классификацию уроков дал К.Д.Ушинский. Он выделял следующие типы уроков:уроки устных упражнений, уроки письменных упражнений, уроки проверки и оценки знаний, которые проводятся после определенного периода обучения и в конце учебного года.

В настоящее время чаще всего применяется классификация учебных занятий (уроков) по дидактическим целям и месту уроков в их общей системе, предложенная с некоторыми видоизменениями Б. Есиповым, Н. Болдыревым, Г.Щукиной, В. Онищуком и др.

В соответствии с данной классификацией выделяются такие типы уроков: уроки овладения обучающимися новыми знаниями; уроки формирования умений и навыков; уроки повторения и закрепления (комплексного применения знаний, умений и навыков); контрольно-проверочные уроки, комбинированные уроки, на которых решается сразу несколько дидактических задач; уроки обобщения и систематизации знаний, умений, навыков. Эффективность использования разных форм обучения определяется во многих случаях способами организации учебной деятельности обучаемых. Выделяют три способа (формы): индивидуальная, групповая, коллективная (фронтальная) работа обучаемых на уроке.

Индивидуальная работа на занятии предусматривает выполнение заданий самостоятельно каждым обучающимся на уровне его учебных возможностей. Эта форма работы используется и в условиях программированного и компьютерного обучения (для проверки знаний, умений и навыков).

Групповая работа — это способ организации учебных занятий, при котором ставятся определенные задания группе из 5-7 чел. (задания дифференцированные, индивидуализированные; при этом оценивается каждый обучающийся).

Коллективная работапредполагает выполнение всеми обучаемыми одного и того же задания (например, беседа, диктант, проект). Латинское слово «форма» означает – наружный вид, внешнее очертание.

Следовательно, форма обучения как дидактическая категория обозначает внешнюю сторону организации учебного процесса, которая связана с количеством обучаемых учащихся, временем и местом обучения, а также с порядком его осуществления. Т.е.

здесь главным является характер взаимодействия между преподавателем и обучающимися, а также между обучающимися.

Формы организации обучения:

Индивидуальная, групповая (коллективная), индивидуально-групповая.

Очная (контактная), заочная (дистанционная), вечерняя, очно-заочная.

Классно-урочная, лекционная, факультативная, производственно-практическая, семинарская, экскурсия, конференция.

Практическое занятие в аудитории (мастерской), самостоятельная работа обучающихся (контрольная, самостоятельная), проектирование (курсовое, дипломное) и др.

Рассмотрим некоторые формы организации обучения.

Лекция. Основная дидактическая цель лекции — сформировать ориентировочную основу для последующего усвоения обучаемыми учебного материала. В лекции реализуются две функции — методологическая и организационная.

Первая вводит студентов в науку в целом, придает учебному курсу концептуальность; вторая связывает все другие формы учебных занятий, которые логически следуют за ней, опираются на нее содержательно и тематически Лекция состоит из трех основных этапов:

I — вводная часть. Формулировка цели и задач лекции. Краткая характеристика проблемы. Показ состояния вопроса. Список литературы, освещающей проблему;

II — изложение. Доказательства, факты, анализ понятий, освещение событий, демонстрация опытов, слайдов. Характеристика разных точек зрения. Связь с практикой. Область применения полученных знаний;

III — заключение. Формулировка основного вывода. Установка для самостоятельной работы. Методические советы, ответы на вопросы.

Лекция будет полноценной, если выполнены такие условия: правильно спланировано содержание лекции; найдены точные средства, позволяющие без потерь донести содержание материала к слушателям; обеспечен четкий контакт с аудиторией.

Семинарское занятие дает обучающемуся возможность развивать продуктивное мышление, овладевать умениями точно и доказательно выражать свои мысли на языке конкретной науки, вести дискуссию, диалог, оппонировать.

Для семинара характерны непосредственный контакт обучаемых с преподавателями, атмосфера взаимопонимания и сотрудничества. Особенности семинара состоят в том, что он проводится по заранее подготовленному плану обсуждения выдвинутых вопросов.

Критерии оценки качества семинарского занятия: целеустремленность — постановка проблемы, связь с практикой; планирование; организация работы — умение вызвать и поддержать дискуссию; стиль проведения занятия — оживленный, предполагающий обсуждение острых вопросов; взаимоотношения преподавателя и обучаемых, обучаемых с обучаемыми; управление группой — контакт с участниками семинара; заключение — квалифицированный, содержательный вывод.

Практикум — своеобразная форма связи теории с практикой, которая служит для закрепления знаний путем вовлечения обучаемых в решение разного вида учебно-познавательных задач, вырабатывает навыки использования вычислительной техники, умение пользоваться литературой.

Обычно эта форма работы применяется после изучения больших разделов учебного курса. Средством управления учебной деятельностью обучаемых при проведении практикума служит инструкция, которая по строго определенным правилам последовательно определяет действия обучаемых.

В нее входят задание, предполагающее повторение значительной части учебного материала, объяснение основных теоретических вопросов, описание, графическое изображение лабораторного оборудования, конкретные предписания, определяющие характер деятельности обучаемых, порядок работы, контрольные работы по теме.

В пределах отводимого на практикум времени преподаватель составляет план работы, дополнительные инструкции и указания к имеющимся в учебных пособиях и учебниках. Важнейшей формой, служащей для углубления и расширения научно-теоретических знаний, удовлетворения познавательных интересов и развития творческих способностей, является факультатив.

По дидактическим целям выделяют такие виды факультативов: по углубленному изучению учебных предметов; по изучению дополнительных дисциплин; с целью получения специальности (программирование, стенография, машинопись и др.); межпредметные факультативы.

Факультативы подразделяют на теоретические и практические. Каждый из них имеет свою структуру.

Теоретические включают обоснование темы, теоретическую и практическую значимость рассматриваемых вопросов, создание проблемной ситуации и ее решение совместными усилиями преподавателя и обучаемых, обсуждение результатов поисков тех или иных положений, обобщений, уточнений, систематизацию знаний.

Практические факультативы служат для формирования навыков и умений исследовательского характера с целью углубления знаний. Структура их такова: постановка задачи, обоснование актуальности и практической значимости, конкретизация результатов работы, их обсуждение и подведение итогов (анализ и коррекция ошибок, поиск более рациональных решений, интерпретаций, защита отчетов).

На факультативах в зависимости от дидактических целей и логики учебного предмета используются вводные, обзорные или обобщающие лекции.

К теоретическим факультативам относятся такие формы работы, как научно-теоретическая и научно-практическая конференции. Цель первой — подведение итогов по факультативу и ознакомление обучаемых с достижениями науки в этой области.

Цель второй — ознакомление участников конференции с результатами опытной, исследовательской работы, выполненной членами.

К индивидуальным формам учебного процесса относятся производственная (педагогическая) практика, выполнение курсовых и дипломных работ.

Дипломные и курсовые работы, рефераты выполняются согласно учебному плану. Дипломная работа по структуре напоминает кандидатскую диссертацию.

В нее входят: вступление, где раскрываются актуальность темы, объект, предмет работы, цель и практическое значение; в первом разделе рассматривается теоретическая часть; во втором разделе освещается исследовательско-практическая работа с примерами, обобщениями, а также используются графики, рисунки, таблицы, диаграммы и т. п.; заключение, которое должно содержать выводы.

Дипломной работой руководит преподаватель высокой квалификации; ее защита проводится на государственном экзамене.

По аналогичным правилам пишут курсовые работы и рефераты, которые обобщают узкую тему и раскрывают ее шире, чем в учебнике.

Преподаватель дает установки по выполнению работ, сообщает перспективные темы курсовых и дипломных работ, проводит консультации, корректирует планы работ, помогает в подборе необходимой литературы, определяет поисково-экспериментальную часть и т. д.

Консультациипредназначены для оказания обучающимся педагогически целесообразной помощи в их самостоятельной работе по каждой дисциплине учебного плана.

Обычно консультации проводятся по мере необходимости после лекций перед семинарскими и практическими занятиями, в период подготовки к коллоквиумам, зачетам, экзаменам.

Вопросы, задаваемые на консультациях, можно разделить на такие группы: обусловленные проблемами в знаниях, неверно сформированными способами деятельности; нацеленные на получение дополнительной информации, расширяющей границы учебного курса; проблемные, ориентированные на обсуждение, выяснение точек зрения обучаемых. Консультации могут проводиться в индивидуальном порядкеили для группы в зависимости от целей, которые ставятся преподавателем.

Наряду с учебными занятиями и лекциями учебная работа может проводиться в форме экскурсий.

Экскурсия — это посещение какого-либо объекта с целью его изучения, при которой обучающиеся воспринимают и усваивают знания путем выхода к месту расположения изучаемых объектов и непосредственного ознакомления с ними. Экскурсия является весьма эффективной формой организации учебной работы. В этом отношении она выполняет следующие функции:

— с помощью экскурсий реализуется принцип наглядности обучения;

— они позволяют повысить уровень научности обучения и укреплять его связь с практикой;

— они способствуют техническому обучению, т.к. дают возможность знакомить учащихся с применением знаний на производстве и в промышленности;

— они играют важную роль в профессиональной ориентации;

Экскурсии условно разделяют на несколько видов: производственные экскурсии; естественнонаучные экскурсии (в поле, лес и т.д.); историко-литературные экскурсии; — краеведческие; комплексные (проводятся по нескольким предметом одновременно).

Классификация учебных экскурсий проводится также в зависимости от того, какие дидактические задачи решаются в процессе их проведения. С этой точки зрения выделяют два типа экскурсий: — первый тип – служат средством изучения нового материала; второй тип – для закрепления материала, изученного в аудитории.

В общем плане методика экскурсий включает в себя: а) подготовку экскурсии; б) выход (выезд) обучающихся к объектам и усвоение (закрепление) учебного материала по теме; в) обработку материалов экскурсии и подведение ее итогов.

Будучи внешней стороной организации учебного процесса, форма содержательно связана с его внутренней (содержательной) стороной. С этой точки зрения одна и та же форма может иметь различную внешнюю модификацию и разную структуру в зависимости от задач и методов учебной работы.

Например, экскурсия как форма обучения в одном случае может быть посвящена изучению нового материала, в другом случае – новый материал изучается в аудитории, а экскурсия проводится с целью его закрепления.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:

Источник: https://zdamsam.ru/b1757.html

Ссылка на основную публикацию