Фрустрационный тест розенцвейга: как тестировать детей с его помощью?

Тест розенцвейга, интерпретация н.козлова — психология

Инструкция: «Я буду показывать тебе рисунки (приложение в отдельных папке), на которых изображены люди в определенной ситуации. Человек слева что-то говорит и его слова написаны сверху в квадрате. Представь себе, что может ответить ему другой человек. Будь серьезен и не старайся отделаться шуткой. Обдумай ситуацию и отвечай побыстрее».

Сочетанию тех или иных двух вариантов присваивается собственное буквенное значение. В том случае, если в ответе с экстрапунитивной, интропунитивной или импунитивной реакцией доминирует идея препятствия, добавляется значок «прим» (Е’, I’, М’).

Тип реакции «с фиксацией на самозащите» обо значается прописными буквами без значка (Е, I, M). Тип реакции «с фиксацией на удовлетворение потребности» обозначается строчными буквами (е, i, m).

Экстра- и интропунитивные реакции самозащитного типа в ситуациях обвинения имеют еще два дополнительных варианта оценки, которые обозначаются символами Е и I.

Появление дополнительных вариантов подсчета Е и I обусловлено разделением ситуации теста на два типа. В ситуациях «препятствия» реакция субъекта обычно направлена на фрустрирующую личность, а в ситуациях «обвинения» она чаще является выражением протеста, отстаивания своей невиновности, отвержения обвинения или упрека, короче – настойчивого самооправдания.

    Е’ – «Как это неприятно». I’ – «Я совсем не испачкался». (Субъект подчеркивает как неприятно вовлекать во фрустрирующую ситуацию другое лицо). М’ – «Ничего не случилось, он немного забрызган водой». Е – «Вы неуклюжи. Вы недотепа». I – «Ну конечно, мне надо было остаться на тр -• туаре». М – «Ничего особенного». е – «Вам придется почистить». i – «Я почищу».m – «Ничего, высохнет».

Описание смыслового содержания факторов, используемых при оценке ответов (Детский вариант)

100% X (количество баллов) = GCR
(число ситуаций)
100% X (количество баллов) = GCR
(число рисунков)

  • Четвертый дополнительный образец включает сравнение ответов Е и I в ситуациях «препятствия» иситуациях «обвинения». Сумма Е и I рассчитывается в процентах, исходя также из 24, но поскольку только 8 (или 1/3) тестовых ситуаций позволяют подсчетЕ и I, то максимальный процент таких ответов будет составлять 33%. Для целей интерпретации полученные проценты могут быть сравнены с этим максимальным числом.

    АНАЛИЗ ТЕНДЕНЦИЙ

    Анализ тенденций проводится на основании листа ответов испытуемого и ставит целью выяснение того, имело ли место изменение направления реакции или типа реакции испытуемого во время проведения опыта. Во время проведения опыта испытуемый может заметно изменить свое поведение, переходя из одного типа или направления реакций к другому.

    Наличие таких перемен свидетельствует об отношении испытуемого к своим собственным ответам, (реакциям). К примеру, реакции испытуемого экстрапунитивной направленности, (с агрессией на окружение), под влиянием пробужденного чувства вины могут смениться ответами, содержащими агрессию на самого себя.

    Анализ предполагает выявить существование таких тенденций и выяснить их причины, которые могут быть различны и зависят от особенности характера испытуемого.

    ( а — б ) : ( а + б ), где

    «а» – количественная оценка проявления фактора в первой половине протокола (ситуации 1–12), «б» – количественная оценка во второй половине (от 13 до 24). Тенденция может быть рассмотрена как показатель в том случае, если содержится как минимум в четырех ответах испытуемого, и имеет минимальную оценку ±0,33.

    Анализируются пять типов тенденций:

      Тип 1. Рассматривается направление реакции в графе ОД. Например фактор Е’ появляется шесть раз: три раза в первой половине протокола с оценкой, равной 2,5 и три раза во второй половине с оценкой в 2 балла. Соотношение равно + 0,11. Фактор I’ появляется в целом только один раз, фактор М’ появляется три раза. Тенденция 1-го типа отсутствует. Тип 2. Аналогично рассматриваются факторы Е, I, M. Тип 3. Аналогично рассматриваются факторы е, i, m. Тип 4. Рассматриваются направления реакций, не учитывая графы.Тип 5. Поперечная тенденция – рассматривают распределение факторов в трех графах, не учитывая направления, например, рассмотрение графы OD указывает на наличие 4 факторов в первой половине (оценка, обозначенная 3) и 6 во второй половине (оценка 4).

    Аналогично рассматриваются графы ED и NP. В целях выявления причин той или иной тенденции рекомендуется проведение беседы с испытуемым, в процессе которой с помощью дополнительных вопросов экспериментатор может получить необходимую, интересующую его информацию.

    ИНТЕРПРЕТАЦИЯ:

    Первый этап интерпретации заключается в изучении GCR, уровня социальной адаптации испытуемого. Анализируя полученные данные, можно предположить, что испытуемый, имеющий низкий процент GCR, часто конфликтует с окружающими, поскольку недостаточно адаптирован к своему социальному окружению.

    Данные, касающиеся степени социальной адаптации испытуемого, могут быть получены с помощью повторного исследования, которое заключается в следующем: испытуемому повторно предъявляются рисунки, с просьбой дать в каждом задании такой ответ, который по его мнению было бы нужно дать в этом случае, т. е. «правильный», «эталонный» ответ.

    «Индекс рассогласования» ответов испытуемого в первом и во втором случаях дает дополнительную информацию о показателе «степени социальной адаптации». На втором этапе изучаются полученные оценки шести факторов в таблице профилей.

    Выявляются устойчивые характеристики фрустрационных реакций испытуемого, стереотипы эмоционального реагирования, которые формируются в процессе развития, воспитания и становления человека и составляют одну из характеристик его индивидуальности.

    Так, например, если в исследовании мы получаем у испытуемого оценку М – нормальную, Е – очень высокую и I – очень низкую, то на основании этого можно сказать, что субъект в фрустрационной ситуации будет с повышенной частотой отвечать в экстрапунитивной манере и очень редко в интропунитивной.

    То есть, можно сказать, что он предъявляет повышенные требования к окружающим, и это может служить признаком неадекватной самооценки. Оценки, касающиеся типов реакций, имеют разный смысл.

  • Оценка NP – признак адекватного реагирования, показатель той степени, в которой субъект может разрешать фрустрационные ситуации.

    Третий этап интерпретации – изучение тенденций. Изучение тенденций может иметь большое значение в понимании отношения испытуемого к своим собственным реакциям.

    В целом можно добавить, что на основании протокола обследования можно сделать выводы относительно некоторых аспектов адаптации испытуемого к своему социальному окружению. Методика ни в коем случае не дает материала для заключений о структуре личности.

    Можно лишь с большей долей вероятности прогнозировать эмоциональные реакции испытуемого на различные трудности или помехи, которые встают на пути к удовлетворению потребности, к достижению цели.

    Стимульный материал .

  • Источник:

    rumagic.com

    В моем личностном развитии в свое время мне очень помог тест Розенцвейга. Как с ним работать, в мою бытность студентом нам толком не рассказывали, но идея была понятна, и этого хватило.

    Я просил заполнить тест сестру и соседа-алкоголика, родителей и их гостей, друзей и подруг и даже вахтера в общежитии, который не пускал меня к подруге, я не поленился опросить несколько десятков испытуемых, пока не убедился, что все типичные ответы я получил и остальные — только повторы, после чего стал в них разбираться.

    И мне открылось такое разнообразие реакций!! Кроме примитивного «агрессия на себя — агрессия на другого», можно было разглядеть оправдания и бодрящий юмор, люди использовали переключение внимания и деловой конструктив, брали на испуг и на жалость, демонстрировали принятие и возмущение, сожалели и успокаивали.

    Да та же агрессия была — то тупой руганью, то едким издевательством, то демонстративной обидой.

    • Я догадывался, как богаты человеческие отношения, но тут я это увидел настолько наглядно, что пропустить мимо себя уже стало нельзя. Это богатство через схемки, списки и таблицы стало в меня укладываться.

    Возможно, тест Розенцвейга создавался, чтобы мы узнавали особенности других людей, я же с его помощью занялся самообучением: видя, как реагируют другие люди, примерял это к себе и брал от них лучшее. У меня это работало; естественно было предположить, что это будет работать и на других.

    Повторю идею: вы дали человеку тест, тест показал то, что есть. А вы теперь (с помощью того же самого теста!) покажите то, что быть может, и этому человека — научите. Хороший диагностический тест при желании легко превращается в обучающую процедуру вполне в духе П.Я. Гальперина.

    Вариантов обучающих процедур может быть много, покажу самую простую.

    У меня есть педагогическая задача — какая, не скажу, иначе не будет интриги. Под нее я предлагаю вам двенадцать картинок теста (этого вполне достаточно), вам нужно обычным образом дать реплики для озадаченного персонажа. Ответы лучше давать, не размышляя над тем, что вы говорите,

    • если именно так вы среди людей и живете,

    но можете одновременно включать и голову, если вы к этому приучены и вас это не затрудняет.

    Для самых продвинутых и недовольных любыми ограничениями разрешается давать даже несколько ответов — в конце концов, у вас же бывают разные настроения!

    • И все равно можете быть уверенными, что ваши результаты вас подведут.

    Итак:

    — Как обидно, что моя машина сломалась и вы из-за этого опоздали на поезд!

    — Простите, пожалуйста, значит, нас неправильно соединили!

    Вам же не видно экрана!

    Она должна была быть здесь уже десять минут назад!

    — Вот ваша газета, мне очень жаль, что ребенок ее разорвал!

    — Я понимаю, что подвожу тебя, но приехать не смогу.

    — Это тетя Наташа, она просит нас немного подождать, пока она не придет и еще раз не пожелает нам доброго пути!

    Вы не ушиблись?

    — Как нарочно, теперь ты потерял ключи.

    — Мне очень жаль, но мы как раз продали последний экземпляр!

    — Вот уже третий раз я прихожу к вам с этими часами. Я их купила всего неделю назад, но, как только прихожу домой, они останавливаются.

    — Твоя подруга пригласила меня сегодня вечером на танцы. Она сказала, что ты не пойдешь.

    Ну вот и славно. А теперь

    Источник:

    » Фрустрационный тест Розенцвейга: как тестировать детей с его помощью?

    Состояние тревожности, неудовлетворённости собой и окружающими пагубно сказывается на личности, ограничивая её возможности и способности. Поэтому так важно правильно диагностировать причины возникновения состояния беспокойства, расстройства. Для этого можно использовать несколько психодиагностик, в числе которых фрустрационный тест Розенцвейга и его детский вариант.

    Характеристика фрустрационной методики Розенцвейга

    Фрустрация — напряжённое состояние психики, которое может быть вызвано разного рода препятствиями на пути к достижению поставленных целей.

    При этом преграды бывают как объективными (возникшими не по вине фрустрированного человека), так и субъективными, то есть надуманными искусственно.

     Тест на диагностику этого состояния был предложен в 1945 году психотерапевтом из Америки Саулом Розенцвейгом.

    Целями тестирования являются:

    • исследование реакций испытуемого на случившееся, на неудачи;
    • поиск путей выхода из обстоятельств, которые являются преградой к деятельности;
    • создание ситуации успеха.Из картинок такого типа состоит тест Розенцвейга

    Диагностика ценна тем, что, кроме прочего, определяет явную и скрытую агрессию в характере. Фрустрационный тест позволяет выявить направленность злобы — на себя или на других. А также выяснить, какой путь решения конфликтных ситуаций ребёнку ближе: порицать других, мириться с трудностями или искать конструктивные решения.

    Читайте также:  Воспитание или самовоспитание?

    Методика была адаптирована для использования среди граждан бывшего СССР группой учёных в НИИ им. В.М. Бехтерева. В результате появилось два варианта заданий: для зрелых людей и для детей.

    Причём различия есть только в содержании, по форме проведения тестирования одинаковы. Проективная методика основана на исследование типов реакций человека на предложенные ему 24 картинки.

    Источник: https://obu4ayka.ru/bez-rubriki/test-rozentsvejga-interpretatsiya-n-kozlova-psihologiya.html

    Рисуночный тест фрустрации Розенцвейга

    Рисуночный тест фрустрации Розенцвейга

    Методика предназначена для исследования реакций на неудачу и способов выхода из ситуаций, препятствующих деятельности или удовлетворению потребностей личности.

    Фрустрация — состояние напряжения, расстройства, беспокойства, вызываемое неудовлетворенностью потребностей, объективно непреодолимыми (или субъективно так понимаемыми) трудностями, препятствиями на пути к важной цели.

    Методика состоит из 24 схематических контурных рисунков, на котором изображены два человека или более, занятые еще незаконченным разговором. Ситуации, изображенные на рисунках, можно разделить на две основные группы.

    • Ситуации «препятствия». В этих случаях какое-либо препятствие, персонаж или предмет обескураживает, сбивает с толку словом или еще каким-либо способом. Сюда относятся 16 ситуаций.Изображения: 1, 3, 4, 6, 8, 9, 11, 12, 13, 14, 15, 18, 20, 22, 23, 24.
    • Ситуации «обвинения». Субъект при этом служит объектом обвинения. Таких ситуаций 8.Изображения: 2, 5, 7, 10, 16, 17, 19, 21.

    Между этими группами ситуаций имеется связь, так как ситуация «обвинения» предполагает, что ей предшествовала ситуация «препятствия», где фрустратор был, в свою очередь, фрустрирован. Иногда испытуемый может интерпретировать ситуацию «обвинения» как ситуацию «препятствия» или наоборот.

    Рисунки предъявляются испытуемому. Предполагается, что «отвечая за другого», испытуемый легче, достовернее изложит свое мнение и проявит типичные для него реакции выхода из конфликтных ситуаций. Исследователь отмечает общее время опыта.

    Тест может быть применен как в индивидуальном, так и в групповом исполнении. Но в отличие от группового в индивидуальном исследовании используется еще один важный прием: просят прочесть вслух написанные ответы.

    Экспериментатор отмечает особенности интонации и прочее, что может помочь в уточнении содержания ответа (например, саркастический тон голоса).

    Кроме того, испытуемому могут быть заданы вопросы относительно очень коротких или двусмысленных ответов (это также необходимо для подсчета).

    Иногда случается, что испытуемый неправильно понимает ту или иную ситуацию, и, хотя такие ошибки сами по себе значимы для качественной интерпретации, все же после необходимого разъяснения от него должен быть получен новый ответ. Опрос следует вести по возможности осторожнее, так, чтобы вопросы не содержали дополнительной информации.

    Инструкция к тесту

    Для взрослых: «Вам сейчас будут показаны 24 рисунка. На каждом из них изображены два говорящих человека. То, что говорит первый человек, написано в квадрате слева. Представьте себе, что может ответить ему другой человек. Напишите самый первый пришедший Вам в голову ответ на листе бумаги, обозначив его соответствующим номером.

    Рисунок 1. Мне очень жаль, что мы обрызгали ваш костюм, хотя так старались объехать лужу.

    Рисунок 2. Это ужасно, Вы разбили любимую вазу моей матери

    Рисунок 3 вам же не видно экрана.

    Рисунок 4.Как обидно, моя машина сломалась и вы из-за этого опоздали на поезд.

    Рисунок 5. Вот уже третий раз я прихожу к вам с этими часами. Я их купила у вас всего неделю назад, но как только приношу их домой, они останавливаются.

    Рисунок 6. Согласно библиотечным правилам вы можете брать одновременно 2 книги.

    Рисунок 7.Не слишком ли Вы шумите.

    Рисунок 8. Твоя подруга пригласила меня сегодня вечером на танцы, она сказала, что ты не пойдешь.

    Рисунок 9. Я понимаю, что вам нужен ваш плащ, однако Вы должны подождать до обеда, пока не придет заведущий.

    Рисунок 10 Вы лжец, Вы сами это знаете.

    Старайтесь работать как можно быстрее. Отнеситесь к заданию серьезно и не отделывайтесь шуткой. Не пытайтесь также воспользоваться подсказками».

    Обработка результатов теста

    Каждый из полученных ответов оценивается, в соответствии с теорией, Розенцвейга, по двум критериям: по направлению реакции (агрессии) и по типу реакции.

    По направлению реакции подразделяются на:

    • Экстрапунитивные : реакция направлена на живое или неживое окружение, осуждается внешняя причина фрустрации, подчеркивается степень фрустрирующей ситуации, иногда разрешения ситуации требуют от другого лица.
    • Интропунитивные : реакция направлена на самого себя, с принятием вины или же ответственности за исправление возникшей ситуации, фрустрирующая ситуация не подлежит осуждению. Испытуемый принимает фрустрирующую ситуацию как благоприятную для себя.
    • Импунитивные : фрустрирующая ситуация рассматривается как нечто незначительное или неизбежное, преодолимое «со временем, обвинение окружающих или самого себя отсутствует.

    По типу реакции делятся на:

    • Препятственно-доминантные . Тип реакции «с фиксацией на препятствии». Препятствия, вызывающие фрустрацию, всячески акцентируются, независимо от того, расцениваются они как благоприятные, неблагоприятные или незначительные.
    • Самозащитные . Тип реакции «с фиксацией на самозащите». Активность в форме порицания кого-либо, отрицание или признание собственной вины, уклонения от упрека, направленные на защиту своего«Я», ответственность за фрустрацию никому не может быть приписана.
    • Необходимо-упорствующие . Тип реакции «с фиксацией на удовлетворение потребности». Постоянная потребность найти конструктивное решение конфликтной ситуации в форме либо требования помощи от других лиц, либо принятия на себя обязанности разрешить ситуацию, либо уверенности в том, что время и ход событий приведут к ее разрешению.

    Для обозначения направления реакции используются буквы:

    • Е — экстрапунитивные реакции,
    • I — интропунитивные реакции,
    • М — импунитивные.

    Типы реакций обозначаются следующими символами:

    • OD — «с фиксацией на препятствии»,
    • ED — «с фиксацией на самозащите»,
    • NP — «с фиксацией на удовлетворение потребности».

    Из сочетаний этих шести категорий получают девять возможных факторов и два дополнительных варианта.

    Вначале исследователь определяет направление реакции, содержащееся в ответе испытуемого (Е, I или М), а затем выявляет тип реакции: ED, OD или NP.

    Описание смыслового содержания факторов, используемых при оценке ответов (взрослый вариант)

    OD ED NP
    Е Е’. Если в ответе подчеркивается наличие препятствия.Пример: «На улице сильный дождь. Мой плащ был очень кстати» (рис.9).«А я рассчитывал, что мы с ней пойдем вместе» (8).Встречается главным образом в ситуациях с препятствием. Е. Враждебность, порицание направлены против кого-либо или чего-либо в окружении.Пример: «разгар рабочего дня, а вашего заведующего нет на месте» (9).«Изношенный механизм, новыми их уже не сделать» (5).«Мы уходим, она сама виновата» (14).E. Испытуемый активно отрицает свою вину за совершенный проступок.Пример: «В больнице лежит полно людей, при чем здесь я?» (21). е. Требуется, ожидается или явно подразумевается, что кто-то должен разрешить эту ситуацию.Пример: «Все равно, Вы должны найти для меня эту книгу» (18).«Она могла бы объяснить нам, в чем дело» (20).
    I I’. Фрустрирующая ситуация интерпретируется как благоприятно- выгодно-полезная, как приносящая удовлетворение.Пример: «Мне одному будет даже проще» (15).«Зато теперь у меня будет время чтобы дочитать книгу» (24). I. Порицание, осуждение направлено на самого себя, доминирует чувство вины, собственной неполноценности, угрызения совести.Пример: «Это я опять пришел не вовремя» (13).I. Субъект, признавая свою вину, отрицает ответственность, призывая на помощь смягчающие обстоятельства.Пример: «Но сегодня выходной, здесь нет ни одного ребенка, а я очень спешу» (19). i. Субьект сам берется разрешить фрустрирующую ситуацию, открыто признавая или намекая на свою виновность.Пример: «Как нибудь сам выкручусь» (15).«Я сделаю все возможное, чтобы искупить свою вину» (12).
    М М’. Трудности фрустрирующей ситуации не замечаются или сводятся к ее полному отрицанию.Пример: «Опоздал так опоздал» (4). М. Ответственность лица, попавшего во фрустрирующую ситуацию, сведена до минимума, осуждение избегается.Пример: «Мы же не могли знать, что машина сломается» (4). m. Выражается надежда, что время, нормальный ход событий разрешат проблему, просто надо немного подождать, или же взаимопонимание и взаимоуступчивость устранят фрустрирующую ситуацию.Пример: «Подождем еще минут 5» (14).«Было бы хорошо, если бы это не повторилось.» (11).

    Описание смыслового содержания факторов, используемых при оценке ответов (детский вариант)

    OD ED NP
    Е Е’. -«А что я буду есть?» (1);-«Если бы у меня был братишка, он бы починил» (3);-«А она мне так нравиться» (5);-«Мне тоже надо с кем-то играть» (6). Е. -«Я сплю, а ты не спишь, да?» (10);-«Я с тобой не дружу» (8);-«А вы выгнали из подъезда мою собаку» (7);E. -«Нет, не много ошибок» (4);-«Я тоже умею играть» (6);-«Нет, я не обрывала твои цветы» (7). е. -«Вы должны отдать мне мяч» (16);-«Ребята, куда вы! Спасите меня!»(13);-«Тогда попроси кого-нибудь другого» (3).
    I I’. -«Мне очень приятно спать» (10);-«Это я сам в руки попался. Я и хотел чтобы ты меня поймал» (13);-«Нет, мне не больно. Я просто съехал с перил» (15);-«Зато теперь он стал вкуснее» (23). I. -«Бери, я больше без разрешения не буду брать» (2);-«Простите, что помешал вам играть» (6);-«Я поступила плохо» (9);I. — «Я не хотела ее разбивать» (9);-«Я хотела посмотреть, а она упала» (9) i. -«Тогда я отнесу ее в мастерскую» (3);-«Я сама куплю эту куклу» (5);-«Я тебе свою подарю» (9);-«Я в следующий раз этого не сделаю» (10).
    М М’. -«Ну и что. Ну и качайся» (21);-«Я и сам к тебе не приду» (18);-«Все равно там будет неинтересно» (18);-«Уже ночь. Я и так уже должна спать» (10). М. -«Ну, если нет денег, можешь не покупать» (5);-«Я и правда маленький» (6);-«Ну ладно, ты выиграл» (8). m. -«Посплю, а потом пойду гулять» (10);-«Я сам пойду посплю» (11);-«Она сейчас высохнет. Высушится» (19);-«Когда ты уйдешь, я тоже покачаюсь» (21).

    Так, ответ испытуемого в ситуации №14 «Подождем еще минут пять», по направлению реакции является импунитивным (m), а по типу реакции — «с фиксацией на удовлетворение потребности» (NP).

    Сочетанию тех или иных двух вариантов присваивается собственное буквенное значение.

    • Если в ответе с экстрапунитивной, интропунитивной или импунитивной реакцией доминирует идея препятствия, добавляется значок «прим» (Е’, I’, М’).
    • Тип реакции «с фиксацией на самозащите» обозначается прописными буквами без значка (Е, I, M).
    • Тип реакции «с фиксацией на удовлетворение потребности» обозначается строчными буквами (е, i, m).
    • Экстра- и интропунитивные реакции самозащитного типа в ситуациях обвинения имеют еще два дополнительных варианта оценки, которые обозначаются символами Е и I.

    Появление дополнительных вариантов подсчета Е и I обусловлено разделением ситуации теста на два типа. В ситуациях «препятствия» реакция субъекта обычно направлена на фрустрирующую личность, а в ситуациях «обвинения» она чаще является выражением протеста, отстаивания своей невиновности, отвержения обвинения или упрека, короче — настойчивого самооправдания.

    Проиллюстрируем все эти обозначения на примере ситуации №1. В этой ситуации персонаж слева (шофер) произносит: «Мне очень жаль, что мы забрызгали Ваш костюм, хотя очень старались объехать лужу».

    Читайте также:  Советы родителям детей с плохой успеваемостью

    Возможные варианты ответов на эти слова с оценкой их с помощью вышеописанных символов:

    • Е’ — «Как это неприятно».
    • I’ — «Я совсем не испачкался». (Субъект подчеркивает как неприятно вовлекать во фрустрирующую ситуацию другое лицо).
    • М’ — «Ничего не случилось, он немного забрызган водой».
    • Е — «Вы неуклюжи. Вы недотепа».
    • I — «Ну конечно, мне надо было остаться на тротуаре».
    • М — «Ничего особенного».
    • е — «Вам придется почистить».
    • i — «Я почищу».
    • m — «Ничего, высохнет».

    Так как ответы бывают нередко в форме двух фраз или предложений, каждое из которых может, иметь несколько отличную функцию, то в случае необходимости их можно обозначить двумя соответствующими символами.

    Например, если испытуемый говорит: «Сожалею, что явился причиной всего этого беспокойства, но буду рад исправить положение», то это обозначение будет: Ii .

    В большинстве случаев для оценки ответа достаточно одного счетного ф

    • проективные тесты
    • Психодиагностика
    • фрустрации

    Источник: http://hr-portal.ru/tool/risunochnyy-test-frustracii-rozencveyga

    Тест Розенцвейга. Методика рисуночной фрустрации. Детский вариант (модификация Н.В.Тарабриной)

    Цель: выявление наличия агрессии, исследование реакции на неудачу и способов выхода из ситуаций, препятствующих деятельности или удовлетворению потребностей личности.

    Возраст: дошкольники, школьники, подростки

    Инструкция к тесту: «Я буду показывать тебе рисунки, на которых изображены люди в определенной ситуации. Человек слева что-то говорит и его слова написаны сверху в квадрате. Представь себе, что может ответить ему другой человек. Будь серьезен и не старайся отделаться шуткой. Обдумай ситуацию и отвечай побыстрее»

    Экспериментальный материал: 24 рисунка, изображающие фрустрирующую для ребенка ситуацию.

    Обработка результатов теста:

    Каждый из полученных ответов оценивается, в соответствии с теорией, Розенцвейга, по двум критериям: по направлению реакции (агрессии) и по типу реакции.

    По направлению реакции подразделяются на:

    · Экстрапунитивные : реакция направлена на живое или неживое окружение, осуждается внешняя причина фрустрации, подчеркивается степень фрустрирующей ситуации, иногда разрешения ситуации требуют от другого лица.

    · Интропунитивные : реакция направлена на самого себя, с принятием вины или же ответственности за исправление возникшей ситуации, фрустрирующая ситуация не подлежит осуждению. Испытуемый принимает фрустрирующую ситуацию как благоприятную для себя.

    · Импунитивные : фрустрирующая ситуация рассматривается как нечто незначительное или неизбежное, преодолимое «со временем, обвинение окружающих или самого себя отсутствует.

    По типу реакции делятся на:

    · Препятственно-доминантные . Тип реакции «с фиксацией на препятствии». Препятствия, вызывающие фрустрацию, всячески акцентируются, независимо от того, расцениваются они как благоприятные, неблагоприятные или незначительные.

    · Самозащитные . Тип реакции «с фиксацией на самозащите». Активность в форме порицания кого-либо, отрицание или признание собственной вины, уклонения от упрека, направленные на защиту своего«Я», ответственность за фрустрацию никому не может быть приписана.

    · Необходимо-упорствующие . Тип реакции «с фиксацией на удовлетворение потребности». Постоянная потребность найти конструктивное решение конфликтной ситуации в форме либо требования помощи от других лиц, либо принятия на себя обязанности разрешить ситуацию, либо уверенности в том, что время и ход событий приведут к ее разрешению.

    Для обозначения направления реакции используются буквы:

    · Е – экстрапунитивные реакции,

    · I – интропунитивные реакции,

    · М – импунитивные.

    Типы реакций обозначаются следующими символами:

    · OD – «с фиксацией на препятствии»,

    · ED – «с фиксацией на самозащите»,

    · NP – «с фиксацией на удовлетворение потребности».

    Из сочетаний этих шести категорий получают девять возможных факторов и два дополнительных варианта.

    Вначале исследователь определяет направление реакции, содержащееся в ответе испытуемого (Е, I или М), а затем выявляет тип реакции: ED, OD или NP.

    Сочетанию тех или иных двух вариантов присваивается собственное буквенное значение.

    · Если в ответе с экстрапунитивной, интропунитивной или импунитивной реакцией доминирует идея препятствия, добавляется значок «прим» (Е’, I’, М’).

    · Тип реакции «с фиксацией на самозащите» обозначается прописными буквами без значка (Е, I, M).

    · Тип реакции «с фиксацией на удовлетворение потребности» обозначается строчными буквами (е, i, m).

    · Экстра- и интропунитивные реакции самозащитного типа в ситуациях обвинения имеют еще два дополнительных варианта оценки, которые обозначаются символами Е и I.

    Появление дополнительных вариантов подсчета Е и I обусловлено разделением ситуации теста на два типа. В ситуациях «препятствия» реакция субъекта обычно направлена на фрустрирующую личность, а в ситуациях «обвинения» она чаще является выражением протеста, отстаивания своей невиновности, отвержения обвинения или упрека, короче – настойчивого самооправдания.

    Полученные данные в виде буквенных выражений (Е, I, М, Е’, М’, I ’, е, i, m) выносятся в таблицу.

    Далее вычисляется GCR – коэффициент групповой конформности, или, иначе говоря, мера индивидуальной адаптации субъекта к своему социальному окружению. Он определяется путем сравнения ответов испытуемого со стандартными величинами, полученными путем статистического подсчета

    · Если ответ испытуемого идентичен стандартному, ставится знак «+».

    · Когда в качестве стандартного ответа даются два типа ответов на ситуацию, то достаточно, чтобы хотя бы один из ответов испытуемого совпадал со стандартным. В этом случае ответ также отмечается знаком «+».

    · Если ответ субъекта дает двойную оценку, и одна из них соответствует стандартному, он оценивается в 0,5 балла.

    · Если же ответ не соответствует стандартному, его обозначают знаком «-».

    Оценки суммируются, считая каждый плюс за единицу, а минус за ноль. Затем, исходя из 14 ситуаций (которые принимаются за 100%), вычисляется процентная величина GCR испытуемого.

    Количественная величина GCR может рассматриваться в качестве меры индивидуальной адаптации субъекта к своему социальному окружению.

    Следующий этап – заполнение таблицы профилей. Осуществляется на основании листа ответов испытуемого. Подсчитывается, сколько раз встречается каждый из 6 факторов, каждому появлению фактора присваивается один балл. Если же ответ испытуемого оценен при помощи нескольких счетных факторов, то каждому фактору придается равное значение.

    Полученное таким образом процентное отношение Е, I, M, OD, ED, NP, представляет выраженные в количественной форме особенности фрустрационных реакций испытуемого.

    На основании профиля числовых данных составляются три основных и один дополнительный образец.

    · Первый образец выражает относительную частоту разных направлений ответа, независимо от его типа. Экстрапунитивные, интропунитивные и импунитивные ответы располагаются в порядке их убывающей частоты. Например, частоты Е – 14, I – 6, М – 4, записываются Е > I > М.

    · Второй образец выражает относительную частоту типов ответов независимо от их направлений. Записываются знаковые символы так же, как и в предыдущем случае. Например, мы получили ОД – 10, ED – 6,NP – 8. Записываются: OD > NP > ED.

    · Третий образец выражает относительную частоту трех наиболее часто встречающихся факторов, независимо от типа и направления ответа. Записываются, например, Е > Е’ > М.

    · Четвертый дополнительный образец включает сравнение ответов Е и I в ситуациях «препятствия» и ситуациях «обвинения».

    Сумма Е и I рассчитывается в процентах, исходя также из 24, но поскольку только 8 (или 1/3) тестовых ситуаций позволяют подсчет Е и I, то максимальный процент таких ответов будет составлять 33%.

    Для целей интерпретации полученные проценты могут быть сравнены с этим максимальным числом.

    Анализ тенденций

    Анализ тенденций проводится на основании листа ответов испытуемого и ставит целью выяснение того, имело ли место изменение направления реакции или типа реакции испытуемого во время проведения опыта.

    Во время проведения опыта испытуемый может заметно изменить свое поведение, переходя из одного типа или направления реакций к другому. Наличие таких перемен свидетельствует об отношении испытуемого к своим собственным ответам, (реакциям).

    К примеру, реакции испытуемого экстрапунитивной направленности, (с агрессией на окружение), под влиянием пробужденного чувства вины могут смениться ответами, содержащими агрессию на самого себя.

    Анализ предполагает выявить существование таких тенденций и выяснить их причины, которые могут быть различны и зависят от особенности характера испытуемого.

    Тенденции записываются в виде стрелы, над которой указывается численная оценка тенденции, определяемая знаком «+» (положительная тенденция) или знаком «-» (отрицательная тенденция), и вычисляемая по формуле:

    (а-б) / (а+б), где

    · «а» – количественная оценка проявления фактора в первой половине протокола (ситуации 1-12),

    · «б» – количественная оценка во второй половине (от 13 до 24).

    Тенденция может быть рассмотрена как показатель в том случае, если содержится как минимум в четырех ответах испытуемого, и имеет минимальную оценку ±0,33.

    Анализируются пять типов тенденций:

    · Тип 1. Рассматривается направление реакции в графе ОD.

    Например фактор Е’появляется шесть раз: три раза в первой половине протокола с оценкой, равной 2,5 и три раза во второй половине с оценкой в 2 балла. Соотношение равно + 0,11.

    Фактор I’ появляется в целом только один раз, фактор М’появляется три раза. Тенденция 1-го типа отсутствует.

    · Тип 2. Аналогично рассматриваются факторы Е, I, M.

    · Тип 3. Аналогично рассматриваются факторы е, i, m.

    · Тип 4. Рассматриваются направления реакций, не учитывая графы.

    · Тип 5. Поперечная тенденция – рассматривают распределение факторов в трех графах, не учитывая направления, например, рассмотрение графы ODуказывает на наличие 4 факторов в первой половине (оценка, обозначенная 3) и 6 во второй половине (оценка 4).

    Аналогично рассматриваются графы ED иNP.

    В целях выявления причин той или иной тенденции рекомендуется проведение беседы с испытуемым, в процессе которой с помощью дополнительных вопросов экспериментатор может получить необходимую, интересующую его информацию.

    4. Критерии агрессивности у ребенка по Лаврентьевой Г.П. и Титаренко Т.М.

    Положительный ответ на каждое утверждение оценивается в 1 балл

    Признаки Баллы
    1. Временами кажется, что в него вселился злой дух
    2. Он не может промолчать, когда чем-то не доволен
    3. Когда кто-то причиняет ему зло, он обязательно старается отплатить тем же
    4. Иногда ему без всякой причины хочется выругаться
    5. Бывает. Что он с удовольствием ломает игрушки, что-то разбивает, потрошит
    6. Иногда он так настаивает на чем-то, что окружающие теряют терпение
    7. Он не прочь подразнить животных
    8. Переспорить его трудно
    9. Очень сердиться, когда ему кажется, что кто-то над ним подшучивает
    10. Иногда у него вспыхивает желание сделать что-то плохое, шокирующее всех
    11. В ответ на обычные распоряжения стремится сделать все наоборот
    12. Часто не по возрасту ворчлив
    13. Воспринимает себя как самостоятельного и решительного
    14. Любит быть первым, командовать, подчинять себе других
    15. Неудачи вызывают у него сильное раздражение, желание найти виноватых
    16. Легко ссориться, вступает в драку
    17. Старается общаться с младшими и физически более слабыми
    18. У него не редки приступы мрачной раздражительности
    19. Не считается со сверстниками, не уступает, не делиться
    20. Уверен, что любое задание выполнит лучше всех

    15-20 баллов – высокая агрессивность

    7-14 баллов – средняя агрессивность

    1-6 баллов – низкая агрессивность

    Дети с высокой агрессивностью требуют помощи со стороны взрослых.

    Читайте также:  Первые недели младенца

    5. Признаки тревожности по Лаврентьевой Г.П., Титаренко Т.М.

    Положительный ответ на каждое предложенное утверждение оценивается в 1 балл.

    Признаки Баллы
    1. Не может долго работать, не уставая
    2. Ему трудно сосредоточиться на чем-то
    3. Любое задание вызывает излишнее беспокойство
    4. Во время выполнения заданий очень напряжен, скован
    5. Смущается чаще других
    6. Часто говорит о напряженных ситуациях
    7. Как правило, краснеет в незнакомой обстановке
    8. Жалуется на страшные сны
    9. Руки у него обычно холодные и влажные
    10. У него нередко бывает расстройство стула или запоры
    11. Сильно потеет, когда волнуется
    12. Не обладает хорошим аппетитом
    13. Спит беспокойно, засыпает с трудом
    14. Пуглив, многое вызывает у него страх
    15. Обычно беспокоен, легко расстраивается
    16. Часто не может сдержать слезы
    17. Плохо переносит ожидание
    18. Не любит браться за новое дело
    19. Не уверен в себе, в своих силах
    20. Боится сталкиваться с трудностями

    15-20 баллов – высокая тревожность

    7-14 баллов – средняя тревожность

    1-6 баллов – низкая тревожность

    Дети с высоким уровнем тревожности требуют помощи со стороны родителей и психолога.

    Источник: https://studopedia.net/6_78903_test-rozentsveyga-metodika-risunochnoy-frustratsii-detskiy-variant-modifikatsiya-nvtarabrinoy.html

    Тест фрустрации Розенцвейга (The Rosenzweig Picture-Frustration Study)

    Методика рисуночной фрустрации (The Rosenzweig Picture-Frustration Study) опубликованна С. Розенцвейгом в 1946 году.

    В основе теста Розенцвейг использовал теорию фрустрации и агрессии. Главный постулат теории — реакции людей разделяются по типу и направленности агрессии.

    По типу агрессии выделяют:

    • препятственно-доминантные (obstacle-dominance) реакции, придающие особое значение фрусрирующему объекту;
    • эго-защитные (ego-defense) реакции, фрустрирующее внимание на защите фрустрированного субъекта;
    • потребностно-персистентные (need-persistence) реакции, концентрирующиеся на конструктивном решении фрустрирующей проблемы.

    По направлению агрессии Розенцвейг выделил следующие типы реакции:

    • экстроагрессивные (extraaggressive), направленные на внешнее окружение, и интроагрессивные (intraaggressive), обращенные на себя;
    • имагрессивные (imaggressive) — реакции с попыткой замять проблему или выкрутится из фрустрирующей ситуации.

    Рисуночная методика фрустрации среди других проективных методик является наиболее пригодным для статистического анализа, достаточно надежным и валидным психодиагностическим инструментом исследователя. За 50 лет практического использования в психодиагностике методика зарекомендовала себя в изучении возрастных измененений, половых и культуральных различий, соотношения юмора и агрессии.

    Результаты методики могут использоваться для прогнозирования наиболее вероятного поведения испытуемого в реальной фрустрирующей ситуации.

    Фрустрацияэмоциональное состояние, которое человек переживает при блокировке целей, к достижению которых он стремиться.

    В результате анализа и интерпретации данных рассчитываются семь экспериментальных показателей и показатель степени социальной адаптации (GCR). Тест Розенцвейга позволяет также определить уровень то­лерантности к фрустрации и тип реагирования в стрессовой ситуации. В связи с этим, наибольшее применение данная методика нашла в клинике пограничных психических расстройств.

    GCR (group confoumity rating) – коэффициент группового влияния (степень социальной адаптации). GCR — количественная единица меры индивидуальной адаптации субъекта к своему социальному окружению. В норме >60%. Низкий GCR говорит о том, что испытуемый часто подвергается конфликтным ситуациям, адаптация в социуме нарушена.

    Теория фрустрации широко применяется при работе с наблюдением за детьми

    Метод наблюдения, пожалуй, самый древний метод сбора информации о поведении. Он также наиболее часто используется в педагогической практике для составления характеристики учащегося. Немаловажная роль принадлежит данному методу в психологической практике, по крайней мере, по двум причинам.

    • Во-первых, это возможность получить богатую информацию для предварительного психологического анализа особенностей поведения ребенка и составления программы исследования.
    • Во-вторых, наблюдение можно использовать, когда психологическая информация не может быть получена никакими иными методами.

    О рисуночных методиках читайте в руководстве по рисуночным тестам.

    Адаптация провоилась НИИ им. В.М. Бехтерева в 1984 году.

    Источник: http://psy-diagnoz.com/interpretation/59-test-rozentsvejga.html

    Тест рисуночной фрустрации С Розенцвейга проективная методика

    Тест рисуночной фрустрации С. Розенцвейга проективная методика исследования личности. Предложена С. Розенцвейгом в 1945 г. на основе разработанной им теории фрустрации

    Розенцвейг (Rosenzweig) Саул (1907 2004) американский психолог. Профессор университета Сент Луис. Занимался проблемами шизофрении, психологической диагностики. Создал теорию фрустрации, в рамках которой разработал тест рисуночную методику фрустрации. http: //www. test rozencveigina. ru/bio. htm

    ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ Три уровня психологической защиты организма: 1. Клеточный (иммунологический) уровень 2. Автономный уровень, называемый также уровнем не медленной необходимости 3. Высший кортикальный уровень (защита «я» )

    типы фрустрации Первичная фрустрация, или лишение. Она образуется в случае, если субъект лишен возможности удовлетворить свою потребность. Пример: голод, вызванный длительным голоданием. Вторичная фрустрация. Она характеризуется наличием препятствий или противодействий на пути, ведущем к удовлетво рению потребности

    типы реакций Реакция продолжения потребности. Она возникает посто янно после каждой фрустрации. Реакция защиты «я» . Этот тип реакции имеет в виду судьбу личности в целом; она возникает только в особых случаях угрозы личности.

    Ответы экстрапунитивные (внешне обвиняющие) эмоции: гнев, возбуждение Ответы интрапунитивные (самообвиняющие) чувства: виновность, угрызения совести Ответы импунитивные

    типы фрустраторов Лишения Потери Конфликт

    фрустрационная толерантность/ устойчивость к фрустрирующим ситуациям Определяется способностью индивида переносить фрустрацию без утраты своей психобиоло гической адаптации, т. е. не прибегая к формам неадекватных от ветов.

    формы толерантности 1.

    Наиболее «здоровым» и желательным следует считать психическое состояние, характеризующееся, несмотря на наличие фрустраторов, спокойствием, рассудительностью, готовностью использовать случившееся как жизненный урок, но без любых сетований на себя. 2.

    Толерантность может быть выражена в напряжении, уси лии, сдерживании нежелательных импульсивных реакций. 3. Толерантность типа бравирования, с подчеркнутым рав нодушием, которым в ряде случаев маскируется тщательно скры ваемое озлобление или уныние.

    Цель теста рисуночной фрустрации Розенцвейга – исследование реакций на неудачу и способов выхода из ситуаций, препятствующих деятельности или удовлетворению потребностей личности.

    Возрастные границы применения теста Детский вариант методики предназначен для детей 4– 13 лет. Взрослая версия теста применяется с 15 лет, в интервале же 12– 15 лет возможно использование как детской, так и взрослой версии теста . При выборе детской или взрослой версии теста в работе с подростками необходимо ориентироваться на интеллектуальную и эмоциональную зрелость испытуемого

    Описание теста Материал теста состоит из серии 24 рисунков, представляющих каждого из персонажей во фрустрационной ситуации

    А. Ситуация препятствия «я» (эгоблокинговые) Б. Ситуация препятствия «сверх я» (суперэгоблокинговые)

    Инструкция: «Каждый из рисунков состоит из двух или более человек. Один человек всегда изображен говорящим определённые слова. Вам надо написать в пустом пространстве первый же пришедший Вам на ум ответ на эти слова. Не старайтесь отделаться шуткой. Действуйте по возможности быстрее» .

    Обработка теста состоит из следующих этапов: Оценка ответов Определение показателя «степень социальной адаптивно сти. » Определение профилей. Определение образцов. Анализ тенденций.

    Оценка ответов На выраженную им направленность реакции: экстрапунитивный (E), (внешне обвиняющие) интрапунитивный (I), (самообвиняющие) импунитивный (M). (уклонение, примирение)

    Тип реакции: препятственно-доминантные (obstacle dominance) реакции, придающие особое значение фрусрирующему объекту; эго-защитные (ego defense) реакции, фрустрирующее внимание на защите фрустрированного субъекта; потребностно-персистентные (need persistence) реакции, концентрирующиеся на конструктивном решении фрустрирующей проблемы.

    Типы реакций Направленность реакций О-D препятственнодоминантный Е-D эго-защитный N-P потребностнонеустойчивый Е — экстрапунитивная Е обвинение. Враждебность и т. п.

    проявляется в Е' определённо выделяется, е содержится требование к отношении внешнего подчёркивается наличие другому кон кретному лицу окру жения (иногда сарказм). фрустрирующего исправить фрустрирующую Субъект ак тивно отрицает об стоятельства, препятствия. ситуацию.

    свою вину, про являя враждеб ность к обвини телю. I — интропунитивная I' фрустрирующая ситуа ция I обвинение, осуждение i субъект, при знавая свою истолковы вается как объ ект предъявляет самому ответственность, берётся бла гоприятная или как себе.

    Субъект при знаёт свою само стоятельно ис править заслуженное наказание, или вину, но отрицает же подчёркива ется поло жение, компен сировать ответственность, ссылаясь на смущён ность беспокой ством потери другому лицу. смягчающие обстоятельства. других.

    М — импунитивная М осуждение кого либо М' отрицает значимость явно избегается, или неблагоприят ность объ ективный ви новник препятст вия, обстоя тельств фруст рации оправды вается фруст рации. субъек том. m субъект надеется на бла гополучное раз решение про блем со време нем, характерны уступчивость и конформность.

    Пример Е’ – «Как это неприятно» . I’ «Я совсем не испачкался» . М’ – «Ничего не случилось, он немного забрызган водой» . Е – «Вы неуклюжи. Вы недотепа» . I – «Ну конечно, мне надо было остаться на тротуаре» . М – «Ничего особенного» . е – «Вам придется почистить» . i «Я почищу» . m – «Ничего, высохнет» .

    Общая таблица GCR

    Профили

    Образцы На основании таблицы профилей определяются образцы. Их всего 4: 3 основных и 1 дополнительный. Образец 1: Констатация относительной частоты ответов разных направлений независимо от типа реакций. Образец 2: отражает относительную частоту типов реакций.

    Образец 3: отражает относительную частоту наиболее час тых трех факторов независимо от типов и направлений. Три основных образца позволяют легче отметить преобла дающие способы ответов по направлению, типу и их комбинации.

    Дополнительный образец состоит из сравнения эгоблокин говых ответов с соответствующими суперэгоблокинговыми реак циями.

    Анализ тенденций Существует 5 типов тенденций: Тип 1 рассматривают направление реакции в шкале О D (факторы E', I', M'), Тип 2 рассматривают направление реакции в шкале Е D (факторы E, I, M), Тип 3 рассматривают направление реакции в шкале N Р (факторы e, i, m), Тип 4 рассматривают направление реакции, не учитывая графы, Тип 5 рассматривают распределение факторов в трех гра фах, не учитывая направление.

    Интерпретация результатов теста 1. изучение GCR 2. Выявление устойчивых характеристик фрустрационных реакций испытуемого, стереотипов эмоционального реагирования 3. изучение тенденций

    К достоинствам методики С. Розенцвейга относится высокая ретестовая надёжность, спо собность поддаваться адаптации на различных этнических попу ляциях.

    Рисуночная методика фрустрации среди других проективных методик является наиболее пригодным для статистического анализа, достаточно надежным и валидным психодиагностическим инструментом исследователя.

    За 50 лет практического использования в психодиагностике методика зарекомендовала себя в изучении возрастных измененений, половых и культуральных различий, соотношения юмора и агрессии. Результаты методики могут использоваться для прогнозирования наиболее вероятного поведения испытуемого в реальной фрустрирующей ситуации.

    Применение в клинической психологии отбор в бизнесе отбор в промышленности в сфере образования при исслед. культурных различий

    Источник информации Данилова Е. Е. Методика изучения фрустрационных реакций у детей // Иностранная психология. 1996. № 6. С. 69– 81. Тарабрина П. В. Экспериментально психологическая методика изучения фрустрационных реакций: Методические рекомендации. Л. , 1984. Фрустрация: Понятие и диагностика: Учеб.

    метод. пособие: Для студентов специальности 020400 «Психология» / Сост. Л. И. Дементий. – Омск: Изд во Ом. ГУ, 2004. – 68 с. Тест Розенцвейга. Методика рисуночной фрустрации (модификация Н. В. Тарабриной) / Диагностика эмоционально нравственного развития. Ред. и сост. Дерманова И. Б. – СПб. , 2002. С.

    150 172.

    Спасибо за внимание Выполнила студентка 2 курса Санкт Петербургского Государственного Университета; факультета психологии: Даровская Валерия

    Источник: http://present5.com/test-risunochnoj-frustracii-s-rozencvejga-proektivnaya-metodika/

    Ссылка на основную публикацию