Гиперактивный ребёнок

Гиперактивный ребенок – признаки, лечение, рекомендации родителям

Гиперактивные дети выделяются своей неусидчивостью. Они не способны сосредоточиться на чем-то одном, быстро переключаются и много двигаются. Первопричиной этого ученые называют отсутствие должного внимания к детям, которые жаждут его от своих родителей.

Современные родители вынуждены много работать и времени посвящать другим делам, которые не связаны с детьми. Из-за недостатка внимания дети начинают становиться активными – таким образом они как бы привлекают к себе то внимание, которого лишены.

Родители таких детей часто обращают на них внимание, когда их сыночки и дочки сделали что-то плохое, их надо наказать. Дети не делят хорошее и плохое, они просто понимают, что определенные поступки и события позволяют им достичь желаемого – внимания.

Кто такой гиперактивный ребенок?

Можно ошибочно отнести ребенка к гиперактивной группе, поскольку деткам свойственно много двигаться, быть непоседливыми и шумными. Однако с определенного времени повышенная активность, которая и отвечает на вопрос, кто такой гиперактивный ребенок, была отнесена к аномальным характеристикам.

Лишь со временем гиперактивность стала самостоятельным недугом, который носит название СДВГ. Основными симптомами данного заболевания являются:

  • Неусидчивость.
  • Легкая отвлекаемость.
  • Двигательная активность.
  • Импульсивность.
  • Интеллектуальная развитость, иногда выше нормы.

У детей малого возраста данная характеристика не отмечается. Лишь в дошкольном возрасте становится заметным отличие гиперактивного ребенка от остальных. Он выделяется на общем фоне, не может усидеть на одном месте, сосредоточиться на одном деле, из-за чего не доводит его до конца.

Отмечается, что 5% детей обладают гиперактивностью. Однако с каждым годом данная цифра растет. С чем это связано? С образом жизни родителей, которым нет времени на детей. С загруженностью детей, которых с детства ограничивают в движениях и обучают различным дисциплинам. С отсутствием любви, которая теперь обретает условную форму между родителями и чадами.

Специалистам есть, над чем работать. Они продолжают выяснять причины возникновения СДВГ, а также способы его преодоления.

перейти наверх

Признаки гиперактивного ребенка

Диагноз гиперактивность может поставить только специалист, который долгое время наблюдает за ребенком. Он выделяет характерные признаки, присущие гиперактивному ребенку, чтобы четко сказать, что с ним не так.

Обычно родители считают, что с их ребенком все в порядке, даже если какими-то поступками он им мешает.

Поэтому нередко процесс наблюдения за малышом начинается с воспитателей, которые более объективно оценивают поведение своих подопечных.

Первоначально отмечается неспособность ребенком концентрировать свое внимание на чем-то одном. Следует отличать данное качество от обычной неспособности любого ребенка долго быть сосредоточенным на чем-то одном. Детям свойственно надолго не задерживать своего внимания. Чем младше ребенок, тем менее он внимателен. Однако со временем концентрация становится постоянной.

Гиперактивности присуща двигательная активность, когда ребенок мечется, ерзает. Также ему присуща взбалмошность и бесстрашие. Другими признаками СДВГ являются:

  1. Постоянное желание все брать в руки.
  2. Неумение соединять слова в предложения.
  3. Неумение ждать своей очереди.
  4. Незаинтересованность в детских сказках.
  5. Нежелание спать по времени.
  6. Низкий аппетит и большая жажда.
  7. Заниженная самооценка (если их обидеть, их сложно успокоить и утешить).
  8. Обидчивость и раздражительность.
  9. Болтливость.
  10. Агрессивность и непослушание.
  11. Неусидчивость.
  12. Неловкость: все валится с рук, обо все ударяются, не способны застегнуть пуговицы пр.
  13. Непоследовательность, нелогичность, рассеянность, неуклюжесть, упрямость, неряшливость.

Специалисты предпочитают ставить диагноз СДВГ детям после достижения ими 5-6 лет. Именно в школьном возрасте становится понятно, что у ребенка имеются проблемы. У гиперактивного ребенка не складываются отношения с ровесниками, он не умеет работать в коллективе, не может пересказать или сочинить какой-то рассказ.

перейти наверх

Что делать с гиперактивным ребенком?

Сперва следует понять, что гиперактивность не делает ребенка плохим. Просто он немного отличается от окружающих, однако абсолютно не делает его больным. Что делать с гиперактивным ребенком? Следует отвести его к специалисту, чтобы тот поставил более четкий диагноз и установил причины.

Если обратиться за помощью психолога на сайте psymedcare.ru, то можно выяснить три главные причины СДВГ:

  1. Наследственность, то есть ребенок генетически является гиперактивным.
  2. Неблагоприятный климат в семье. Имеются какие-то проблемы внутри семьи, между ее членами, что и провоцирует развитие СДВГ.
  3. Физиологические болезни, например, нарушения в головном мозге.

Только после установления причины гиперактивности можно понять, какими способами ее можно устранить. Это могут быть массажи, специальные упражнения, медикаменты и прочие психотерапевтические работы.

Сперва работа начинается на уровне взаимоотношений родителей и ребенка. Контакт взрослых и ребенка должен происходить мягко и спокойно. Никаких криков и скандалов, выяснения отношений. Только спокойствие и мягкость могут помочь ребенку снизить свою возбудимость.

Постепенно начинается работа по повышению самооценки, развитию уважения к окружающим, снятию расторможенности, обучению принятым нормам поведения, выработке навыкам самоорганизации.

По большому счету гиперактивность является следствием отсутствия воспитания ребенка. Когда родители не занимаются детьми, тогда они вырастают не такими, как другие. Чтобы это исправить, можно начать с назначения дел, которые ребенок должен выполнить до конца. Они должны быть недлительными и посильными.

Затем с ребенком нужно взаимодействовать, когда он должен не только слышать и понимать, что ему говориться, но и подчиняться некоторым правилам. Здесь активно используются методы поощрения и наказания, которые показывают малышу, как оцениваются его поступки. Постепенно индивидуальное взаимодействие переходит в коллективную работу, когда ребенок должен приучаться к работе с другими детьми.

Несмотря ни на что, у гиперактивных детей имеются свои привлекательные черты, на которые можно опираться при взаимодействии с ними:

  1. У них наблюдается богатая фантазия.
  2. Они легки на подъем.
  3. Они быстро воодушевляются.
  4. Они редко болеют и устают, быстро восстанавливают силы.
  5. Они генерируют многочисленные идеи.

перейти наверх

Работа с гиперактивными детьми

Как психологи работают с гиперактивными детьми? Они действуют в трех направлениях:

  • Формирование отстающих функций психики: контроль над вниманием и движениями.
  • Отработка взаимодействия с ровесниками и взрослыми.
  • Работа с гневом.

Поскольку ребенку трудно сосредоточиться на чем-то одном, психолог попеременно и непродолжительно работает в трех направлениях. Иногда работа проводится в двух направлениях одновременно, а по окончании работы она может прорабатывать сразу три проблемы.

С ребенком сначала работают в индивидуальном порядке, а затем постепенно переводят в группу, которая сначала состоит из малого количества малышей, а затем со временем увеличивается.

Лучше с гиперактивным ребенком работать в игровой форме, что наиболее приемлемо для него. Он не понимает запретов и наказаний, поэтому лучше всего вести с ним контакты на уровне игры, что будет способствовать понижению агрессивности, снятию напряжения, формированию способности концентрировать внимание.

Немаловажными становятся тактильные контакты и спокойное общение с ребенком. Если, к примеру, чадо не может заснуть, тогда следует сесть рядом с ним и спокойно пообщаться, гладя по головке. Это поможет успокоиться и снять напряжение.

перейти наверх

Рекомендации родителям гиперактивных детей

Самым главным в работе с гиперактивными детьми становится то, как ведут себя родители данных чад. Психолог может совершать эффективную работу. Однако она будет бесполезной, если родители со своей стороны не придерживаются рекомендаций:

  • Спокойная обстановка в семье. Ребенок должен чувствовать себя спокойно. Это должно наблюдаться как на уровне взаимоотношений с родителями, так и в семье вообще. Если периодически возникают громкие скандалы между родителями, к примеру, это может тревожить ребенка.
  • Умеренные нагрузки. Гиперактивность может развиться на фоне чрезмерных нагрузок. В данном случае ребенок становится раздражительным, капризным, меняется в поведении. Чтобы этого не случилось, следует разбавлять детский день прогулками, спокойными играми, отдыхом и пр.
  • Больше хвалить, меньше наказывать. Наказания в больших количествах негативно сказываются на эмоциональном состоянии ребенка, как и чрезмерные и возвышенные похвалы. Лучше, если ребенок четко понимает, за что его хвалят и наказывают. При этом перебора нет ни в чем.
  • Спортивные мероприятия. Детей следует вовлекать в различные спортивные мероприятия. Хорошо, если они увлекаются какими-то видами спорта. Это позволяет им не только физически выплескивать свою энергию, но и приучаться к послушанию, когда необходимо понимать цели и правила игры.
  • Умеренные требования. Излишняя мягкость или требовательность отрицательно сказываются на состоянии малыша. Мягкость приводит к лени, а требовательность – к напряженности. Хорошо, когда требования посильны ребенку и лишь мобилизуют его силы.
  • Обязанности ребенка. По мере взросления у малыша должны появляться обязанности, которые закрепляются только за ним, он начинает отвечать за их исполнение.
  • Тихое место для уроков. Ничто не должно отвлекать малыша от выполнения уроков. Лучше подготовить специальное тихое место, где он сможет спокойно делать уроки.
  • Доброжелательное общение. Если родители общаются с дитем, это должно происходить спокойно и доброжелательно. Ребенок не должен ощущать себя виноватым, загнанным, брошенным, отвергнутым.
  • Навыки и умения. Чтобы повысить самооценку гиперактивного ребенка, следует его чему-то научить. Новые навыки и умения будут показывать ему, что он на что-то способен. Достижение успехов всегда повышает самооценку.

Часто сами родители являются виновниками того, каким стал их ребенок. Они либо жестко воюют с непослушанием ребенка, либо «опускают руки», давая полную свободу чаду. Данные подходы не действуют в отношении гиперактивных детей, с которыми следует проявлять терпение, понимание и дружелюбие.

перейти наверх

Лечение гиперактивности ребенка

Ранее, когда гиперактивность ребенка считалась серьезным заболеванием, врачи прибегали к медикаментозному лечению. Однако современные психологи отвергают данные методы, поскольку в них используются психотропные препараты, которые лишь вредят здоровью маленького организма.

Психологи предпочитают психологическую работу с такими группами детей, поскольку усматривают причины их поведения исключительно в психологических проблемах. Однако если и применяются лекарства, то делается это в крайне тяжелых случаях. Препараты (например, Атомоксетин) воздействуют на симптоматику болезни, а не на ее причины. Поэтому о выздоровлении речи не может идти.

Если и применяются лекарства, то только гомеопатического ряда, поскольку они созданы на растительной основе. При этом эффект от них наступает не сразу, а лишь по мере накопления веществ в организме.

Психотерапевты также активно используют массажи, мануальные практики и лечебную физкультуру. Все это должно посодействовать успокоению нервной системы и нормализации активной деятельности.

Основной упор делается на психологическую проблему, которая заключается в устранении психологических недостатков ребенка. Его обучают саморегуляции, повышают самооценку, успокаивают. Через игры детей обучают конкретному поведению, которое будет приемлемо в обществе. Наблюдая за положительной реакцией окружающих, это позволяет детям понять, как себя вести.

Однако основной упор делается на взаимоотношения гиперактивных детей с их родителями, поскольку корни всех проблем часто уходят именно в семейные отношения.

перейти наверх

Итог

Гиперактивность ребенка не является приговором. Это даже не называется болезнью лояльными психологами современности. Просто у детей имеются особенности, которые поддаются коррекции, что позволяет достичь положительного итога.

Источник: http://PsyMedCare.ru/giperaktivnyy-rebenok

Гиперактивный ребенок. Что делать родителям? Советы психолога

Ваш ребенок гиперактивный или он просто очень активный? Как разобраться? В этом вам поможет психолог Алена Жук.

Увы, гиперактивные дети сейчас не редкость, а довольно распространенное явление.

Ваш ребенок бегает, прыгает, плачет, смеется, дерется, швыряет что ни попадя, ломает, рвет, начинает играть и тут же переключается на что-то новое, в общем, ни секунды не сидит на месте… Занять такого непоседу «тихими» настольными играми — нереально, уговорить собрать свои игрушки в комнате — невозможно, уложить спать — сложнее некуда.

Наверняка, в кабинете невролога вас запугали всевозможными отклонениями, а начитанные мамы соседских детей называют вашего ребенка гиперактивным. Диагноз, который часто слышат родители и который обычно вызывает растерянность — это болезнь или нет? Если да, то насколько опасна для ребенка? И чем ее лечат?

Поспешим успокоить родителей: по мнению психологов, гиперактивность — это не болезнь, а лишь отклонение от нормы в поведении вашего ребенка. Не стоит, конечно, опускать, руки. Таких сорванцов, как ваш — превеликое множество.

Следует оговориться, что не все дети, входящие в группу риска, обязательно становятся гиперактивными. И не забывайте: никогда не поздно привести поведение вашего неугомонного ребенка в норму.

Гиперактивный ребенок. Признаки

Для начала определим грань между нормальной активностью и гиперактивностью. Активный ребенок в течение дня может проявлять большую инициативу в подвижных играх.

Ему не сидится на месте, но если его заинтересовать, то он и сказку послушает, и конструктор соберет, и, в принципе, будет слушаться родителей.

Такой ребенок активно проявляет себя не везде: например, дома или в садике может вести себя неспокойно, а среди незнакомых людей становится застенчивым и послушным.

Активный ребенок задает много вопросов и сам говорит много, при этом доводя свои мысли до конца. Не проявляет агрессии и в редких случаях провоцирует скандалы со сверстниками.

А вот гиперактивный ребенок сам провоцирует конфликты, не контролирует свою агрессию — дерется, кусается, бросает в окружающих «подручные средства». Остановить его в такие моменты очень сложно. Он просто неуправляем: не реагирует на запреты и ограничения.

Читайте также:  Российских школьников научат быть политически активными

В любом обществе — со знакомыми и незнакомыми людьми — ведет себя неугомонно, капризничает, закатывает истерики. Такой ребенок продолжает «активничать», даже если он окончательно выбился из сил. Говорит очень много, но не договаривает фразы, проглатывает слова, задает множество вопросов, но не слушает ответов.

У таких «гиперактивничков» часто случаются кишечные расстройства, они страдают различными аллергиями.

Если гиперактивность не болезнь, значит, все «пройдет само»?

Не стоит на это надеяться, лучше постарайтесь помочь своему ребенку. Избавить его от «лишней» активности помогут, в первую очередь, условия жизни. Родители должны обратить внимание на свое собственное поведение, на психологический климат в семье.

Старайтесь в присутствии ребенка не нервничать и тем более не скандалить. Не торопитесь и не торопите вашего ребенка, собираясь в садик или школу.

Организуйте прежде всего себя: пореже меняйте планы, постоянно заинтересовывайте ребенка каким-нибудь занятием. Не торопите события. Результат будет не скоро.

Для гиперактивного ребенка очень важен четкий режим дня с обязательными прогулками на свежем воздухе, где вволю можно «набрыкаться», там же и избавиться от лишней активности.

Ни в коем случае не ругайте и не наказывайте «живчика». Лучше помогите ему выплеснуть эмоции, в том числе и негативные.

Например, если ребенок хочет бить палкой — пусть бьет, но только по неживым предметам; если хочет бросать камни — пусть бросает их на открытом месте, где нет людей. Кроме того, нельзя сдерживать естественную потребность ребенка в активных видах игр.

Пусть резвится, бегает, прыгает. Дайте ему возможность привлечь ваше внимание, а не внимание чужих людей.

Ваш малыш теряет много калорий, поэтому рацион нужно хорошо сбалансировать, в нем должно быть достаточно витаминов и микроэлементов. Только полезное питание: ничего жирного и соленого, много фруктов и овощей и, разумеется, вся пища должна быть без вредных пищевых добавок.

Чего следует избегать родителям в общении с гиперактивным ребенком?

Помните, что ваш ребенок не виноват в том, что он такой непоседа. Старайтесь не проявлять с ним чрезмерной мягкости, но и не предъявляйте повышенных требований. Не переутомляйте ребенка избыточным количеством впечатлений, избегайте многолюдных мест — магазинов, рынков, общественного транспорта.

Дозируйте просмотр телефильмов, особенно боевиков и развлекательных шоу. Несколько добрых мультфильмов для ребенка будет достаточно.

И если он смог усидеть на месте и досмотреть мультик до конца, значит, дело пошло на поправку.

Незаметно приобщайте его к пассивным играм: «Хочешь, почитаем? Посмотрим картинки? Смотри, какой зайчик! Давай такого слепим из пластилина! Или хочешь нарисовать его?»

Вашего ребенка очень легко заинтересовать аэробикой, танцами, попробуйте также более спокойные занятия йогой или научите его дыхательным упражнениям (есть такие, что действуют успокоительно).

Кроме того, не жалейте чрезмерной похвалы вашему ребенку, если он благополучно справляется с начатым делом. И всегда говорите ему, как вы его любите!

На видео — интервью с психологом Татьяной Герасименко о том, как «заставить» слушаться непослушных и гиперактивных детей

Источник: https://prodeti24.ru/psixologiya-vospitanie-detej/giperaktivnyj-rebenok-chto-delat-roditelyam.html

Гиперактивный ребенок: симптомы, методы лечения и воспитание

Гиперактивный ребенок характеризуется рядом качеств: импульсивный, возбужденный, упрямый, капризный, избалованный, невнимательный, рассеянный, неуравновешенный.

Важно понять: в каких ситуациях нужна профессиональная помощь психолога, медикаментозное лечение при синдроме дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ), а когда необходимо пересмотреть принципы воспитания. Часто бывает, что родители ищут «спасительную таблетку».

А ведь достаточно перестроить отношения с сыном или дочерью, чтобы выздоровление наступило самым естественным способом. Для этого требуется время, усилия, терпение и главное — желание что-то менять в себе и своих отношениях с детьми.

С чем связана гиперактивность

Причины гиперактивности у детей чаще всего кроются в перинатальном периоде развития плода и затрудненных родах.

  • Неблагоприятная беременность. Стрессы, курение, неправильный образ жизни, заболевания, прием лекарственных препаратов во время беременности — все это может отразиться на развитии и формировании нервной системы плода.
  • Неврологические нарушения в период внутриутробного развития и при рождении. Гипоксия (нехватка кислорода при внутриутробном развитии) и асфиксия (удушье) — наиболее частые причины СДВГ. Также могут повлиять стремительные или преждевременные роды, стимуляция родовой деятельности.
  • Дополнительные факторы. Неблагоприятная психологическая атмосфера в семье, конфликты между родителями, слишком жесткие или мягкие методы воспитания, питание, образ жизни, темперамент ребенка.

Вероятность СДВГ значительно повышается, если перечисленные факторы сочетаются. К примеру, ребенок родился с асфиксией, недоношенным, его воспитывают в строгости и постоянных конфликтах — гиперактивность у такого малыша может ярко проявиться.

Как распознать гиперактивность у ребенка

Диагностировать СДВГ не так просто, поскольку признаки гиперактивности могут быть симптомами других неврологических нарушений. На что следует обратить внимание?

  • Первые симптомы. Могут появиться в грудном возрасте. Плохой сон, длительный период бодрствования уже с первых месяцев жизни, возбудимость малыша, нетипичная бурная реакция на шум, яркий свет, игры, гигиенические процедуры, незначительное отставание в освоении моторных навыков — все это могут быть первые предвестники гиперактивности у детей до года.
  • Возраст 3 года. Переломный момент в жизни малыша, когда наступает знаменитый кризис трех лет. В это время у большинства детей наблюдается капризность, упрямство, смена настроения. У гиперактивных малышей эти признаки проявляются еще ярче. Также у детей с СДВГ отмечаются неловкие, хаотичные, суетливые движения, речь развивается с запозданием.
  • Здоровье. Гиперактивные малыши часто жалуются на усталость и головные боли. У таких детей нередко диагностируется энурез, нервные тики.
  • Первые признаки неусидчивости. На них могут обратить внимание воспитатели в детском саду. Когда начинается процесс социализации, и ребенок выходит за пределы семьи, признаки неусидчивости становятся более явными. В детском саду малыша невозможно уложить спать, накормить, усадить на горшок, успокоить.
  • Нарушения развития памяти и внимания в дошкольном возрасте. У детей до 7 лет интенсивно развивается память и внимание. У малыша с СДВГ наблюдается медленное усвоение материала при подготовке к школе. И это объясняется не отставанием в развитии, а недостаточной концентрацией внимания. Малышу с признаками гиперактивности трудно сидеть на одном месте и слушать воспитателя.
  • Неуспеваемость в школе. Еще раз подчеркнем, что плохие отметки у детей связаны с синдромом гиперактивности и дефицитом внимания, а не с их умственными задатками. Наоборот, гиперактивные школьники часто развиты не по годам. Но проблема в том, что им трудно дается встраивание в систему и дисциплину: трудно высидеть 45 минут урока, слушать, писать, выполнять задания учителя.
  • Психические аспекты. Со временем проявляются такие качества: вспыльчивость, раздражительность, обидчивость, плаксивость, тревожность, недоверие, подозрительность. Уже в раннем возрасте у малыша могут развиваться фобии, которые могут сохраняться в подростковом возрасте и на протяжении всей жизни, если с ними не работать.
  • Перспектива. В подростковом возрасте у такого ребенка, как правило, формируется (точнее, ее формируют взрослые) заниженная самооценка. Гиперактивный подросток бывает агрессивным, нетерпимым, конфликтным, некоммуникативным. Ему трудно найти друзей, завязать теплые, приятельские отношения. В дальнейшем у него может сформироваться асоциальное поведение.

Симптомы СДВГ у детей проявляются в комплексе и регулярно. Не стоит сразу приписывать ребенку «модный» диагноз при возбудимости, плохом сне, капризности, которые наблюдаются время от времени.

Множество объективных факторов может изменить психоэмоциональное состояние малыша. Причиной может быть прорезывание зубов, смена обстановки, посещение детского сада, неудача в игре и т.д.

Даже климатические условия влияют на состояние и поведение малыша.

Диагностика СДВГ

И все же до 6-7 лет никто не ставит неврологический диагноз, даже если есть признаки СДВГ. Это объясняется психологическими особенностями дошколят. В дошкольном возрасте дети переживают два серьезных психологических кризиса — в 3 года и 7 лет. По каким критериям ставится медицинский диагноз СДВГ?

  1. Хаотичные, суетливые движения.
  2. Беспокойный сон: крутится, разговаривает во сне, сбрасывает с себя одеяло, может ходить по ночам.
  3. Не может долго усидеть на стуле, все время крутится по сторонам.
  4. Не способен находиться в состоянии покоя, часто в движении (бегает, скачет, кружится).
  5. Если нужно сидеть и ждать (например, в очереди), может подняться и уйти.
  6. Чрезмерно разговорчив.
  7. Не отвечает на поставленные вопросы, перебивает, вмешивается в чужой разговор, не слышит, что ему говорят.
  8. Проявляет нетерпение, если его просят подождать.

8 проявлений дефицита внимания

  1. Небрежно и быстро выполняет поставленные задачи (домашние задания, уборка в комнате и т.д.), не доводит дело до конца.
  2. С трудом концентрирует внимание на деталях, не может их запомнить, воспроизвести.

  3. Наблюдается отсутствующий взгляд, погружение в свой мир, трудности коммуникации.
  4. Трудно усваивает условия игры, часто их нарушает.
  5. Рассеянный, нередко теряет личные вещи или кладет так, что не может потом найти.

  6. Нет самодисциплины, все время необходимо его организовывать.
  7. Легко переключает внимание на другие объекты.
  8. В нем живет «дух разрушения»: часто ломает игрушки, вещи, но отрицает свою причастность к делу.

Если родители насчитали 5-6 совпадений из перечисленных критериев, нужно показаться детскому неврологу, психотерапевту и психологу.

При лечении гиперактивности у детей важно понимать, что будет самым действенным для конкретного ребенка? Какая степень СДВГ? Стоит ли сразу применять лекарственные препараты или достаточно психотерапевтической коррекции?

Медицинское лечение СДВГ психостимуляторами чаще применяется на Западе и в США. Стимуляторы помогают повысить концентрацию внимания у детей, дают быстрый положительный результат. Однако имеют ряд побочных эффектов: плохой сон, аппетит, головные боли, раздражительность, нервозность, нежелание общаться.

Эти признаки, как правило, появляются в самом начале лечения. Их можно снизить следующим образом: уменьшение дозы и замена препарата аналогом. Психостимуляторы назначаются лишь при сложных формах дефицита внимания, когда ни один другой метод не работает.

К ним относятся: «Декседрин», «Фокалин», «Виванс», «Аддерал» и многие другие. В России избегают назначения психостимулирующих препаратов, потому что согласно протоколу лечения СДВГ они запрещены. Их заменяют ноотропными препаратами. Широко применяется при лечении СДВГ у детей препарат «Страттера».

Любые антидепрессанты при дефиците внимания следует применять с большой осторожностью и только под контролем врача.

Работа с психологом и психотерапевтом

Это важнейшая часть терапии, которая в сложных случаях проводится параллельно с медикаментозным лечением. Психолог и психотерапевт используют самые разные методики для коррекции поведения гиперактивного ребенка. Даются различные упражнения на развитие внимания, речи, мышления, памяти, повышения самооценки, творческие задания.

Также моделируются различные коммуникативные ситуации, которые помогут найти ребенку общий язык с родителями и сверстниками. Специалистам приходится работать с тревожностью и страхами у гиперактивных детей. Часто применяются релаксационные методы, которые помогают расслабиться, снять напряжение, нормализуют работу головного мозга и нервной системы.

При дефектах речи рекомендуются занятия с логопедом.

О чем важно знать? Психокоррекция у ребенка окажется результативной лишь тогда, когда со специалистом будут сотрудничать родители и с точностью выполнять все задания и советы психолога или психотерапевта. Нередко у родителей бывает такая позиция — «вылечите ребенка», в то время как лечить нужно отношения в семье.

Режим дня и гиперактивность — две вещи, на первый взгляд, несовместимые. И все-таки родителям необходимо устроить для непоседы жизнь по расписанию.

  • Крайне важно выдерживать режим сна: вовремя ложиться и вставать. Если непоседа выбивается из графика, его трудно уложить, тяжело привести в чувства утром. Нельзя перегружать таких детей информацией перед сном, играть в активные игры. Воздух в комнате должен быть свежим и прохладным.
  • Организовать полноценное питание. Нужно исключить перекусы, особенно едой из фаст-фуда. Желательно сократить в рационе быстрые углеводы (сладости, выпечка), которые возбуждают нервную систему.
  • Прогулки перед сном. Свежий воздух успокаивает нервную систему. Кроме того, будет хорошая возможность поговорить, обсудить, как прошел день.
  • Физические нагрузки. Необходимы в жизни гиперактивного ребенка для разрядки его неуемной энергии. Можно попробовать себя в индивидуальных и командных видах спорта. Хотя последние будут даваться сложнее. Больше всего подходят легкая атлетика, гимнастика, езда на велосипеде, плавание. Хорошо, если ребенок занимается спортом для себя. Соревнования и любой состязательный момент будет привносить еще большее напряжение и агрессию. Многое в этой ситуации зависит от тренера и его педагогического мастерства.

Памятка для родителей, воспитывающих ребенка с СДВГ

Как воспитывать гиперактивного ребенка?

  • Повышать самооценку. Гиперактивных детей часто наказывают и осаживают: «сядь», «не крутись», «замолчи», «успокойся» и т.д. Это регулярно повторяется в школе, дома, в саду. Такие замечания формируют у ребенка ощущение ущербности. Всех детей нужно хвалить, но гиперактивные особенно нуждаются в эмоциональной поддержке и похвале.
  • Выстраивать личностные границы с детьми. Воспитывать непосед нужно в строгости, но справедливости. Наказания и ограничения должны быть последовательными, адекватными и согласованными со всеми членами семьи. Дети с признаками СДВГ часто не имеют «тормозов». Задача родителей — показать собственные границы, проявить родительскую волю и дать понять, кто в доме хозяин, четко формулировать запреты. При этом не должно быть агрессии. Если у папы с мамой слишком мягкий характер, бразды правления непременно возьмет в руки гиперактивный член семьи.
  • Маленькие и полезные задания. Гиперактивных детей нужно привлекать к выполнению домашних обязанностей и поощрять их инициативу. Лучше давать простые, поэтапные задания. Можно даже нарисовать план, схему, пошаговый алгоритм действий. Эти задания помогут ребенку организовывать свое личное пространство и время.
  • Не нагружать информацией. При чтении книг, выполнении домашнего задания нужно давать небольшие нагрузки — по 15 минут. Затем делать перерыв с двигательной активностью, потом снова приступать к статическому занятию, требующему концентрации внимания. Переутомление вредно сказывается на состоянии детей с СДВГ.
  • Осваивать новый род деятельности. Гиперактивных детей трудно чем-либо заинтересовать надолго, уж слишком быстро они переключают свое внимание. Однако нужно искать разные виды деятельности (музыка, пение, рисование, чтение, лепка, танцы), в которых ребенок максимально раскроется. Нужно находить такое дело, которое невидимым способом будет «воспитывать» егозу и требовать каких-то личных усилий, мотивации.
  • Коммуникативные аспекты. Гиперактивным непоседам все прощается дома, но они часто оказываются в конфликтной ситуации с педагогами и отвергаются сверстниками. Важно обсуждать с детьми их жизнь вне дома, трудные ситуации, причины конфликтов. Это поможет им адекватно оценивать свои поступки в дальнейшем, контролировать себя, осознавать свои эмоции, извлекать уроки из собственных ошибок.
  • Дневник успеха. Психологи рекомендуют завести тетрадь или блокнот, куда можно записывать (или зарисовывать) все большие победы и маленькие успехи. Важно, чтобы ребенок осознавал результаты собственных усилий. Также можно придумать систему поощрений.
Читайте также:  Учим ребенка терпимости

Некоторые родители считают, что лучшее лекарство от гиперактивности у детей — витамин «Ре», то есть ремень. Это жесткое средство лишь усугубляет проблему и никогда не устранит истинную причину непослушания. Поведение детей с СДВГ нередко вызывает праведный гнев родителей, но лучше все-таки избегать шлепков.

Трудности социальной адаптации

В детских садах и школах детей с СДВГ относят к категории «трудных». Иногда конфликты, связанные с неадекватным гиперактивным поведением, настолько обостряются, что приходится переводить малыша в другой детский сад или школу.

Важно понимать, что система государственного образования не будет подстраиваться под индивидуальные особенности ребенка. Искать подходящий сад или школу можно долго, но так и не найти.

В этой ситуации важно учить ребенка проявлять гибкость, терпение, дружелюбие — все те качества, которые так важны для общения и нормальной социальной адаптации.

Рекомендации педагогам:

  • гиперактивные ученики должны быть в поле зрения учителя;
  • им лучше сидеть за первой или второй партой;
  • не акцентировать внимания на особенностях поведения таких детей;
  • часто хвалить, поощрять, но не завышать оценки;
  • давать мелкие задания, при которых ребенок будет двигаться: принести журнал, раздать тетради, полить цветы, вытереть доску;
  • подчеркивать сильные стороны ученика, давать возможность их проявить.

Рекомендации родителям:

  • быть на стороне ребенка, но при этом не создавать открытого конфликта с учителем;
  • находить компромиссные решения;
  • прислушиваться к мнению педагога, ведь объективный взгляд со стороны бывает ценным для понимания собственного ребенка;
  • не наказывать, не читать морали ребенку в присутствии педагога и сверстников;
  • помогать адаптироваться в детском коллективе (принимать участие в совместных мероприятиях, можно приглашать детей в гости и т.д.).

Важно найти не какую-то особенную школу или частный детский сад, а педагога, который с пониманием отнесется к проблеме и будет союзником родителей.

Лечение гиперактивного ребенка медикаментами целесообразно лишь при сложных формах СДВГ. В большинстве случаев проводится психокоррекция поведения. Терапия проходит гораздо успешнее, если в ней участвуют родители. Ведь гиперактивность ребенка нередко связана с взаимоотношениями в семье и неправильным воспитанием.

Источник: http://kids365.ru/giperaktivnyj-rebenok/

Гиперактивный ребенок – лечение, признаки, рекомендации родителям

У какого родителя нет проблем с детьми? На каждом этапе взросления родители сталкиваются все с новыми проблемами и заботами.

Поскольку ребенок не понимает, что некое его поведение или черты характера являются неприемлемыми, то ответственность по устранению отклонений в поведении берут на себя родители. Гиперактивный ребенок – не новое явление для современного мира.

Однако у родителей все еще возникает немало вопросов по тому, по каким признакам распознать гиперактивность, как лечить и какими рекомендациями самим воспользоваться при воспитании малыша.

Интернет-журнал psytheater.com указывает, что гиперактивность ребенка является следствием воспитания. Дети сами по себе являются активными, что является нормальным явлением. Однако когда ребенок не может быть усидчивым, спокойным и сосредоточенным, это говорит о том, что родители что-то делают неправильно, из-за чего получают такой результат.

Гиперактивность имеет ряд недостатков, из-за которых страдают не только родители, но и сам ребенок:

  1. Он становится неспособным обучаться, поскольку его внимание рассеивается.
  2. Он не способен заводить друзей, поскольку порой совершает поступки, которые обижают окружающих.
  3. Он становится непослушным и неуправляемым.

Нередко родители настолько запускают ситуацию, что без помощи детского психолога не обойтись. Если такой случай ваш, то лучше воспользоваться услугами специалиста, чтобы устранить пробелы воспитания и помочь ребенку сформировать адекватное поведение.

Кто такой гиперактивный ребенок?

Гиперактивным ребенком называется малыш, который отличается своей повышенной активностью.

Он не может усидеть на месте, постоянно двигается, эмоционирует, не доводит дела до конца, поскольку легко отвлекается на другие занятия или звуки.

Такие детки достаточно импульсивны, то есть практически не задумываются над совершаемыми действиями и не понимают, почему окружающие отрицательно на них реагируют.

Ребенка с синдромом гиперактивности, или СДВГ-синдромом, легко отличить в кругу сверстников. Он постоянно находится в движении. Причем ему нужны новые эмоции, переживания, быстрая смена деятельности.

По большому счету эти дети ничем не отличаются от других, однако в связи с неусидчивостью и высокой активной деятельностью у них могут возникать проблемы на уровне обучаемости.

Хотя такие дети могут выделяться своим высоким уровнем интеллекта либо быть на уровне остальных.

Гиперактивность наблюдается лишь у 5% детей. Это достаточно низкий показатель, который имеет тенденцию к увеличению. Гиперактивными чаще всего становятся мальчишки, и отмечается синдром уже с раннего возраста.

Не всегда гиперактивные дети нуждаются в лечении, поскольку их поведение является следствием неправильного родительского воспитания. Однако когда процесс запущен и у родителей уже ничего не получается сделать, следует воспользоваться психотерапевтическими услугами.

Причинами развития гиперактивности врачи выделяют:

  1. Неблагоприятные условия течения беременности. Мать курила, принимала лекарственные препараты, вела неправильный образ жизни, постоянно подвергалась стрессам. Все это сказывается на развитии ее малыша.
  2. Родовые последствия, которые сказались на неврологической составляющей ребенка. Если была нехватка воздуха, удушье, были слишком медленные или, наоборот, стремительные роды, пришлось прибегнуть к родовой стимуляции, тогда у ребенка тоже может наблюдаться гиперактивность.
  3. Жизнь ребенка в семье. Неправильное воспитание с использованием жестких или мягких методов, неправильное питание, конфликты в семье или с ребенком, особенности темперамента, неблагоприятная обстановка в семье – все эти факторы тоже сказываются на том, каким вырастет малыш.

перейти наверх

Гиперактивного ребенка не так легко отличить. Во-первых, ребенок может быть нормальным, однако на каком-то этапе он становится очень активным. Во-вторых, его проявления могут быть следствием другого неврологического расстройства. В любом случае диагноз самостоятельно ставить не нужно, пусть этим займется специалист, который выявит у ребенка такие признаки:

  • Первые симптомы, которые появляются в грудном возрасте: длительное бодрствование, плохое питание и сон, бурная реакция на игры, свет, звуки, возбудимость, отставание в освоении моторных навыков.
  • В возрасте 3 лет, когда малыш кардинальным образом меняется, у гиперактивного ребенка очень яркими становятся капризность, хаотичность, неловкость, суетливость, упрямство, запоздание в освоении речи, смена настроения.
  • Возникают проблемы со здоровьем, когда ребенок жалуется на нервные тики, головные боли, энурез, усталость.
  • Неусидчивость начинает ярко проявляться, когда малыш оказывается в среде вне семьи. Его невозможно накормить, уложить спать, усадить на горшок, сохранить спокойствие.
  • У ребенка до 7 лет развивается внимание и память. У гиперактивного ребенка наблюдается отставание в обучаемости не из-за недоразвитости, а по причине того, что он не может сконцентрировать свое внимание на чем-то одном, на воспитателе во время обучения. Когда малыш уже идет в школу, он становится неспособным высидеть 45 минут.
  • Психологические аспекты проявляются в том, что уже с раннего возраста у него начинают развиваться недоверчивость, тревожность, раздражительность, плаксивость, подозрительность. У него появляются фобии, которые могут сохраниться на всю жизнь, если не заниматься их устранением.
  • Асоциальное поведение в более взрослом возрасте может стать причиной гиперактивности в молодом периоде, когда ребенку достаточно трудно устанавливать контакты с другими детками, поскольку он является конфликтным, агрессивным, нетерпеливым, некоммуникативным. Нередко у таких детей развивается низкая самооценка.
  • Бесцельные, многообразные, быстро сменяющие друг друга движения. Нежелание слушать сказки, неумение соединять слова во фразы, желание все тянуть в руки, нетерпимость.
  • Понижение аппетита с постоянным чувством жажды.
  • Болтливость, неуклюжесть, из-за чего ребенок постоянно все роняет или обо все ударяется. Наблюдаются трудности в осуществлении действий, которые используют мелкую моторику.
  • Непоследовательный, непослушный, неусидчивый, упрямый, нелогичный, неуклюжий, рассеянный, неряшливый.

Гиперактивность следует рассматривать в комплексе. Все дети порой являются конфликтными, необщительными или неуспевающими в обучении. Однако эти симптомы могут быть единичными. Гиперактивность же проявляется в комплексе симптомов.

Психиатры считают, что гиперактивность можно диагностировать лишь по достижению ребенком 5-6 лет, поскольку в раннем возрасте эти качества могут быть естественными особенностями. В более взрослом возрасте некоторые симптомы исчезают, однако отсутствие концентрации внимания остается.

перейти наверх

Что делать, если ребенок гиперактивен?

Если ребенок гиперактивен, тогда нужно воспользоваться профессиональными услугами, которые в первую очередь будут направлены на то, чтобы восстановить благоприятный климат внутри семьи родителей и малыша. К ребенку нужно относиться с терпением, пониманием, спокойствием. Между родителями не должны происходить ссоры, а также их отношение и воспитание должно быть практически одинаковым.

Родители должны повышать самооценку малыша, помогать ему сохранять спокойствие и концентрацию, вырабатывать уважение к себе и окружающим.

Родители должны разработать график дня малыша, когда он будет выполнять все запланированные действия и работу. Не нужно переходить к выполнению работы, если не до конца выполнена предыдущая. Четко следует придерживаться графика дня и не менять его, лишь потому что малыш чего-то не хочет делать.

перейти наверх

Работа с гиперактивными детьми

Специалист проводит работу с гиперактивными детьми в трех направлениях:

  1. Проработка гнева.
  2. Развитие контроля за движениями, реакциями и вниманием.
  3. Отработка навыков взаимодействия с ровесниками и взрослыми.

Работа начинается с отработки какой-то одной функции. Сначала с ребенком работают индивидуально, затем переходят на групповые занятия. Приемлемой формой работы является игра, которая наилучшим образом воспринимается гиперактивным ребенком.

Несомненно, педагоги должны учитывать особенности гиперактивного ребенка и использовать различные приемы при работе с ним. Необходимо учиться общаться с таким ребенком, выдерживать его желание переключиться, повышать уровень мотивации для выполнения какого-либо дела.

перейти наверх

Рекомендации родителям

Родители должны создать устойчивую и спокойную обстановку в семье, чтобы ребенок смог развивать нужные навыки. Нужно начать с распорядка дня, которого ребенок будет придерживаться.

Следует избегать переутомления, поскольку это приводит к раздражительности и капризности. Малыша не нужно наказывать или критиковать.

Если вам не нравится его поведение, научитесь отвлекать его чем-то другим.

При воспитании гиперактивного ребенка не следует вдаваться в крайности. Лучше соблюдать золотую середину, когда используются и мягкие, и жесткие приемы воспитания.

Лучше почаще хвалить малыша, особенно если он действительно чего-то достигает.

Для развития мелкой моторики необходимо предлагать ребенку различные виды деятельности и даже отправлять его на кружки по танцам, рисованию, лепке и пр. Повышайте самооценку своего ребенка.

Чтобы он стал более усидчивым, не торопите его. При этом исключите из обихода все факторы, которые могут раздражать и переключать внимание малыша на себя.

Хорошо, если родители будут играться вместе с малышом в различные игры, а также предлагать ему поиграться с другими детками, чтобы он параллельно учился коммуникации с ними.

перейти наверх

Лечение гиперактивного ребенка

Достаточно спорным остается вопрос о необходимости лечения гиперактивного ребенка. Одни ссылаются на то, что можно использовать медикаментозные препараты психотропного воздействия, а другие считают, что достаточными будут психологические консультации, где будет корректироваться психика ребенка.

перейти наверх

Итог

Гиперактивный ребенок – для одних это диагноз, а для других нормальное явление. Родители должны понимать, к каким последствиям приведет отсутствие какого-либо воздействия на ребенка, чтобы изменить его поведение и умение сохранять спокойствие. Методов по работе с такими детьми очень много.

Можно воспользоваться хотя бы некоторыми из них, чтобы не доводить ситуацию до крайности. Ведь следует понимать, что все наработанные навыки и качества в детстве будут использоваться ребенком, когда он вырастет. А не всегда гиперактивность будет способствовать нормальному существованию человека.

Источник: http://PsyTheater.com/giperaktivnyy-rebenok.html

Гиперактивный ребенок: что делать родителям — советы психолога

Здравствуйте, уважаемый читатель! Если Вы видите эти строки, значит, в вашем окружении есть уникальный ребенок с гиперактивностью (сын, дочь, воспитанник, племянник) или вы подозреваете это и ищете ответы на вопросы из данной категории. Прежде всего скажу, что вы обратились по адресу.

Стоит сразу отметить, что гиперактивность – не проблема. Ни в коем случае нельзя считать и называть из-за такой особенности ребенка «трудным» (распространенная ошибка психолого-педагогически неподготовленных людей).

Представленный материал аргументирует этот тезис, позволит вам разобраться в том, что такое гиперактивность, и как создать особенному ребенку максимально комфортные психологические условия для успешной социализации и раскрытия личностного потенциала (вы получите практические рекомендации).

Понятие гиперактивности

Полное название рассматриваемой особенности – синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ). Его изучение находится на стыке нескольких сфер – психология, медицина (неврология и педиатрия), педагогика. В результате можно встретить разные альтернативные наименования СДВГ:

  • Неврологи называют это явление «двигательной неловкостью» или «минимальными церебральными нарушениями движений».
  • Психологи, ориентируясь на возможности ребенка к мелкой моторике и ориентацию в пространстве, определяют СДВГ как «гиперактивность» или «повышенную двигательную активность».

Как феномен эмоционально-волевой сферы СДВГ начали рассматривать чуть больше 20 лет назад. До этого СДВГ относили к категории ЗПР (задержка психического развития). Но многочисленные исследования опровергли эту дифференциацию.

Читайте также:  Как планировать игровой урок с детьми?

Да, причины ЗПР и СДВГ тождественны – органические поражения мозга ребенка в первые месяцы жизни или во время беременности матери.

Однако при грамотном подходе взрослого окружения дети с ЗПР и СДВГ способны добиться разных результатов.

С точки зрения клинической психологии в настоящее время СДВГ относится к гиперкинетическим расстройствам (код F90 по МКБ 10 пересмотра), группа F90.0 («нарушение активности и внимания»). Гиперактивность диагностируется при условии, что минимум 8 из следующих 14 признаков дали о себе знать в первые 7 лет жизни ребенка и длятся не меньше полугода.

  1. Нетерпим («ну, когда уже»), непоседлив (ерзает на стуле, дергает ногами).
  2. Не может сидеть на месте, старается встать в любых условиях (транспорт, дом, занятие в детском саду или школе).
  3. Быстро отвлекается на малейший раздражитель прямо во время разговора или при занятии чем-либо (бабочка, шум, кошка).
  4. Еле дожидается своей очереди в играх, отдает предпочтение подвижным, например, по типу догонялок (но и там может возникнуть нестерпимое желание быть ведущим или наоборот убегающим).
  5. Отвечает быстро и недослушав вопрос. Пример: — Петь, ты, когда встаешь …. (предполагалось, что оппонент договорит «что сначала делаешь?») – Обычно в восемь (ранний ответ ребенка). Могут быть и более абстрактные и неуместные ответы.
  6. Не любит инструкций, с трудом выполняет их.
  7. С трудом следует заданию или роли в игре.
  8. Бросает одно занятие и легко переключается на другое (не разбрасывает игрушки, как может показаться, а забывает и отвлекается, переключается).
  9. Беспокоен во время игры.
  10. Разговорчив, часто гиперобщителен.
  11. Перебивает, старается отстаивать свое мнение.
  12. Не слышит, что ему сказали или как его позвали (увлечен чем-то так, что не замечает).
  13. Растерян (теряет предметы труда, игрушки, вещи).
  14. «Вижу цель – не вижу препятствий». Физически активен настолько, что не замечает ограждений.

Очевидно, что описанные явления можно принять за упрямство, непослушание и другое. Важно понять, что ребенок так поступает (например, игнорирует инструкции) не потому, что не хочет, а потому, что его нейронные процессы проходят иначе и не позволяют реагировать в общепринятом представлении нормы.

  • Гиперактивные дети отличаются цикличностью работы мозга. В среднем активно он работает 5-15 минут, затем в течение 3-7 минут восстанавливается.
  • Отличается и работа слухового анализатора. Детям с СДВГ сложно распознавать несколько схожих звуков подряд и повторять их.
  • Отмечаются также проблемы с координацией, что отражается в рисунках (линии неровные, диспропорциональность, примитивность) и при занятии спортом.
  • Речь быстрая и спутанная или наоборот замедленная, встречается задержка развития речи и заикание.

Причины гиперактивности

Несмотря на то, что начало развития СДВГ кроется в органических нарушениях в период внутриутробного развития ребенка, негативные факторы действуют с двух сторон (биологические и социальные). До 2 лет преобладает биологический фактор, позже – социальный. К биологическим негативным факторам относится:

  • недоношенность и переношенность;
  • внутриутробные инфекции;
  • родовые травмы (асфиксия);
  • трудная беременность (угроза выкидыша, токсикоз во 2 и 3 триместре);
  • отравления любого характера в период беременности (в том числе курение, алкоголь);
  • анемия у беременной женщины;
  • беременность до 20 лет.

Существует теория генной предрасположенности к гиперактивности. В ходе эксперимента, описанного Е.Л. Григоренко в работе «Особенности психофизиологического развития детей с гиперактивностью» было установлено, что этот факт имеет место быть.

Среди социальных факторов на развитие гиперреактивности влияет:

  • бытовая, эмоциональная, когнитивная и сенсорная депривация (неудовлетворение актуальных потребностей ребенка), то есть ненадлежащий уход, запущенность, невыполнение родителями своих обязанностей;
  • неблагополучие семьи, зависимости (алкоголизм, наркомания, курение).

В отдельную теорию выделяют роль питания матери и затем ребенка. Согласно этой концепции, развитию гиперактивности способствует «искусственное» питание, то есть полуфабрикаты, добавки, обилие свинца.

Особенности гиперактивности и ее отличия от схожих феноменов

Отмечено, что у мальчиков от 7 до 12 лет гиперактивность встречается в 2-3 раза чаще, чем у девочек того же возраста.

Это объясняется большей слабостью ЦНС (центральная нервная система) в период вынашивания матерью плода у мальчиков к негативным факторам и большей способностью женского мозга к компенсаторным функциям (замещение, достижение необходимого поведения с помощью других систем и мозговых процессов).

Всегда ли активный дошкольник (школьник) является гиперактивным? Нет, далеко не всегда.

Важно уметь отличить гиперактивность не только от серьезных патологий, но и дифференцировать от темперамента, акцентуаций (ярко выраженные отдельные свойства темперамента, например, сверхактивность), естественной для детей дошкольного возраста подвижности. Вызвать поведение, похожее на СДВГ могут такие факторы:

  • развод родителей;
  • кризис в семье;
  • смерть одного из членов семьи;
  • иные серьезные деформации в семейном цикле;
  • отсутствие мотивации и интереса к какой-либо деятельности;
  • переход в новое образовательное учреждение (школа, детский сад);
  • требовательность родителей и другой стресс.

Стресс способен вызвать импульсивность и раздражительность, снижение внимания. Вспомните, пожалуйста, себя после многочасового напряженного рабочего дня. Каждый способен на какое-то время превратиться в гиперактивного ребенка: «Ничего не вижу, ничего не слышу, ничего не хочу. Нужно доработать. Сейчас только чайку выпью. О, какая интересная статья в газете (интернете). Нужно прочитать».

Сниженная работоспособность на фоне избыточной (нервной) суеты и капризов – распространенное явление, не правда ли? Если нет, то вы, безусловно, счастливый человек! Тем не менее от такого не застрахован никто. Нельзя думать, что у ребенка нет проблем. У него их море: он «воюет» и знакомится с миром и собой.

Именно поэтому наблюдение за поведением ребенка ведется минимум полгода (первый пункт данной статьи). За это время гиперактивность можно отличить от:

  • астенического синдрома;
  • усталости;
  • психосоматики.

Подробнее о том, как отличить гиперактивность от других феноменов, описано в книге М.С. Староверовой «Психолого-педагогическое сопровождение детей с расстройствами эмоционально-волевой сферы: практические материалы для психологов и родителей».

Дифференциация там дана по принципу «от противного». Даны способы выявления других поведенческих явлений, учитываются совпадения нескольких пунктов из названых особенностей поведения (по типу материала из первой части материала этой статьи).

Если информация вас заинтересовала, то книгу можно найти в интернете.

Таким образом, гиперактивность проявляется невнимательностью, избыточной подвижностью (в том числе в речи), импульсивностью (низкий самоконтроль), проблемами в движении тела и мелкой моторике.

Таким деткам сложно сходиться с другими людьми. Они навязчивы, дезорганизованы. Отчего часто становятся агрессивными, могут оказаться непринятыми в компанию.

Потому необходимо помочь им войти в социум.

Пути решения

Для определения направления действий в отношении коррекции поведения ребенка важно вспомнить возможные причины и найти конкретные для индивидуального случая. То есть менять нужно не ребенка, а его микро- (семья) и макроокружение (детский сад, социум), климат вокруг него (социальную ситуацию развития).

Прежде всего, нужно найти союзников. Под ними подразумевается обращение к:

  • штатному психологу;
  • педагогу (воспитателю);
  • дефектологу учреждения, в котором занимается ребенок.

Только сообща можно обеспечить работу над макро- и микросоциумом. Ребенку с гиперактивностью нужно комплексное психолого-медико-педагогическое (социальное) сопровождение. Во многих образовательных учреждениях в настоящее время функционируют ПМПК (психолого-медико-педагогические консилиумы). Если есть такая возможность, то лучше обратиться сразу туда.

Важно вести активную работу по совершенствованию семьи. Далее приведем общие рекомендации родителям по взаимодействию с гиперактивным ребенком.

  1. Будьте последовательны, тверды и реальны в своих требованиях, поощрениях и санкциях (фразы типа «я не знаю, что с тобой сделаю» или «я тебя убью» категорически не подходят).
  2. Помните, что ваш ребенок особенный, а не вредный (он не хочет вам «напакостить»).
  3. Контролируйте действия ребенка, совершайте их вместе.
  4. Старайтесь избегать грубых и однозначных ответов (запретов), аргументированно объясняйте ребенку, почему вас расстраивают его действия или почему так нельзя себя вести.
  5. Ориентируйтесь на взаимопонимание и доверие.
  6. Будьте адекватны (не потакать, но и не требовать невозможного).
  7. Расположите ребенка к себе, удивляйте, привлекайте его внимание (неожиданная шутка, копирование его поведения).
  8. Наберитесь терпения (вам нужно свыкнуться с мыслью, что повторять свои просьбы нужно часто, забудьте фразы «сколько можно повторять» и «я больше не буду повторять тебе». Будете, но спокойным и ровным тоном, и до тех пор, пока вас не услышат).
  9. Вызывайте интерес ребенка, подкрепляйте слова действиями, картинками, жестикуляцией, наглядностью («Давай собирать игрушки на скорость, кто победит, тот получит на свою доску жетон. Смотри, какой он красивый!»).
  10. Всегда слушайте ребенка и реагируйте на него.

Важно также следить за взаимоотношением с супругом, подавать личный пример ребенку в поведении (крики могут научить только крикам).

Рекомендуется составить распорядок дня. Что важно, он должен быть общим для всех членов семьи, а не только для ребенка. Избегайте переутомлений, перегрузок, шумных мест, создайте рабочее место для ребенка с минимумом внешних раздражителей.

  • В работе с гиперактивным ребенком важную роль занимает система поощрений и наказаний. Она обязательно должна быть.
  • Но категорически нельзя использовать физические или морально оскорбляющие наказания и денежные поощрения.
  • Допустимо введение баллов, исполнение желаний. Не скупитесь на похвалу.
  • Однако вместе с этим стоит учитывать, что гиперактивные дети плохо реагируют на убеждения.
  • Если есть необходимость наказания, то лучше лишить ребенка сладкого, развлечения, поставить в угол. Но! Предварительно четко скажите: «Я прошу тебя …, если не сделаешь, то я буду вынуждена забрать у тебя телефон на день».

Составьте «договор» о разделении обязанностей. Для формирования самоконтроля ребенок обязательно должен иметь исключительно свои обязанности по дому.

При этом важно учитывать возраст ребенка, особенности развития и личные предпочтения. Все должно проходить в сотрудничестве. Помогайте, но не выполняйте работу за него.

Следует давать простые односоставные задания. Лучше несколько маленьких, но по очереди.

Избыточную активность применяйте с пользой. Выясните, какие способности имеет ваш ребенок, и что ему интересно. Например, можно пойти на плавание.

Игры на внимание

С целью развития внимания гиперактивного ребенка можно использовать игры (в зависимости от возраста):

  1. Малыша просите повторять ваши движения.
  2. Детям постарше можно давать задание с нахождением конкретной буквы (цифры) в тексте. Рекомендуется добавить элемент конкурса, игры. Например, при проигрыше прокукарекать.
  3. Школьникам рекомендуется давать задание на расположение цифр, например, согласно возрастанию. Или дать заполненное поле и попросить соединить цифры, согласно определенному критерию.
  4. Составление слов из слов, то есть поиск в одном другого, например, «самокат» – «скат». Подойдет взрослым деткам.

Не забывайте учитывать возраст ребенка. Задание должно быть интересно и понятно.

Поиск отличий на картинках или в помещении, игры на скорость реакций, «снежный ком», «Сломанный телефон», «Хлопок – слово» (ребенок хлопает, когда слышит оговоренную заранее категорию среди произносимых взрослым слов, например, «растения») тоже помогут в корректировке гиперактивности. Таким образом, мы снова пришли к единому выводу – занимайтесь со своим ребенком.

Вместо эпилога, или выводы

Гиперактивного ребенка сложно не заметить. Название феномена говорит само за себя. Их ошибочно могут назвать «хулиганами», «неслухами», «лентяями» и т. д. На самом деле они живут в собственной норме. Им не известны другие варианты поведения. Вся их суть делится на три категории:

  • невнимательность (98-100 % детей с СДВГ);
  • избыточная активность (70 %);
  • импульсивность (63-68 %).

Одна из категорий может преобладать в большей или меньшей степени, встречается также равное сочетание компонентов.

Итак, ребенок с СДВГ нормален, но он видит мир с позиции своей нормы. Нужно научиться понимать его. Говоря упрощенно, ругать ребенка, использовать наказания или фразы типа «почему ты не можешь вести себя, как все нормальные дети» категорически запрещено (к слову, таких реплик в любом случае стоит избегать при воспитании ребенка). Этим можно добиться только:

  • понижения самооценки;
  • роста тревожности и замкнутости;
  • потери собственного авторитета в его глазах;
  • ухудшения взаимоотношений.

Кратко все рекомендации по взаимодействию с гиперактивным ребенком можно описать одним словом – общайтесь. Будьте со своим чадом, рассказываете ему о мире, интересуйтесь его состоянием и чувствами.

Рассказывайте о его сильных и слабых сторонах. Помогайте развивать первые и учиться сглаживать вторые.

Основной принцип сотрудничества с гиперактивным ребенком: подкрепляйте желаемое поведение и усиливайте похвалу, игнорируйте нежелательные действия.

Как знать, может быть, у вас растет новый известный комик, рок-звезда или рэпер.

Да-да, Аврил Лавин, Джастин Тимберлейк, Хоуи Мэндел, Оззи Осборн, Ченнинг Татум, Джим Кэрри и многие другие гениальные и известные личности когда-то были просто детьми с гиперактивностью.

Существует даже научное мнение, что гиперактивность – предвестник гениальности. Конечно, если научиться управлять ситуацией в свою пользу.

Надеюсь, статья оказалась полезна для вас. Психологического комфорта вам и вашей семье! О СДВГ у взрослых читайте здесь.

Источник: https://psychologist.tips/2349-giperaktivnyj-rebenok-chto-delat-roditelyam-sovety-psihologa.html

Ссылка на основную публикацию