Государственный образовательный стандарт.

Государственный образовательный стандарт

Основной документ, определяющий образовательный уровень, который  должен быть достигнут выпускниками независимо от форм получения образования. Включает в себя федеральный и национально-региональный компоненты. 2. Основной документ, в котором определены конечные результаты образования по учебному предмету. Составляется для каждого этапа образования.

Стандартом определяются цели и задачи предметного образования, представления, умения и навыки, которыми предстоит овладеть учащимся, тех нология проверки результатов образования. 3. Федеральные компоненты Г. о. с.

определяют обязательный минимум содержания основных образовательных программ, максимальный объем учебной нагрузки обучающихся, требования к уровню подготовки выпускников.

Источник: Словарь терминов по общей и социальной педагогике

ГОС (State academic standard of education) — документ, определяющий обязательный минимум содержания основных образовательных программ, максимальный объем учебной нагрузки обучающихся, требования к уровню подготовки выпускников.

Источник: Краткий терминологический словарь в области управления качеством высшего и среднего профессионального образования

определяет в обязательном порядке: 1) обязательный минимум содержания основных образовательных программ; 2) максимальный объем учебной нагрузки обучающихся; 3) требование к уровню подготовки выпускников.

В мировой практике под образовательным стандартом принято понимать то, что должен учащийся достичь обязательно, что гарантировано ему данной системой образования, что поддается качественному описанию и измерению в педагогической деятельности.

Источник: Учебное пособие «Педагогический словарь по темам»

образовательный ценз, образовательный уровень, который должен быть достигнут личностью для получения соответствующих документов об образовании.

Закон РФ «Об образовании» трактует государственный образовательный стандарт как сумму трех составляющих: обязательный минимум содержания основных образовательных программ, максимальный объем учебной нагрузки обучаемых и требования к уровню подготовки выпускников. Порядок разработки, утверждения и введения государственных стандартов определяется Правительством РФ.

Источник: Профессиональное образование. Словарь. Ключевые понятия, термины, актуальная лексика

1) основной документ, определяющий образовательный уровень, к-рый должен быть достигнут выпускниками независимо от форм получения образования. Включает в себя федеральный и национально-региональный компоненты; 2) основной документ, в к-ром определены конечные результаты образования по учебному предмету. Составляется для каждого этапа образования.

Стандартом определяются цели и задачи предметного образования, представления, умения и навыки, к-рыми предстоит овладеть учащимся, технология проверки результатов образования; 3) федеральные компоненты Г. о. с.

определяют обязательный минимум содержания основных образовательных программ, максимальный объем учебной нагрузки обучающихся, требования к уровню подготовки выпускников.

Источник: Педагогический словарь

совокупности установленных государством норм по отношению к качеству образования и образовательной деятельности каждого из типов и видов действующих в государстве учебных заведений общего и/или профессионального образования.

ГОС — определяют минимальный уровень обязательных требований к — качеству подготовки выпускников учебных заведений; — содержанию основных образовательных программ; — продолжительности обучения; — критериям, средствам и технологиям оценки качества образования; — другим параметрам и условиям образовательной деятельности учебных заведений; ГОС предназначены для обеспечения: — качества образования в соответствии с актуальными потребностями государства, общества и личности; — единства образовательного пространства страны; — основы для объективной оценки деятельности учебных заведений; — признания и установления эквивалентности документов иностранных государств об образовании. (Словарь согласованных терминов и определений в области образования государств-участников Содружества Независимых Государств. — М., 2004. ) — государственный документ, содержащий федеральный и национально-региональный компоненты, определяющие содержание, объемы и требования к подготовке выпускников. Федеральные компоненты стандартов определяют обязательный минимум содержания образовательных программ, максимальный объем нагрузки обучающихся, требования к уровню подготовки выпускников. Государственные образовательные стандарты являются основой объективной оценки уровня образования. (Шмырева Н.А., Губанова М.И., Крецан З.В. Педагогические системы: научные основы, управление, перспективы развития. — Кемерово, 2002. ) См. также Профессиональные образовательные программы

Источник: Хрестоматия-педагогический словарь библиотекаря

Источник: http://didacts.ru/termin/gosudarstvennyi-obrazovatelnyi-standart.html

Федеральный государственный образовательный стандарт

Среди прогрессивных направлений развития современного образования явно выделяется его стандартизация, вызванная определенными жизненными обстоятельствами и, прежде всего, необходимостью создания в стране единого педагогического документа, благодаря которому будет обеспечен целостный уровень общего образования, получаемого детьми в различных типах образовательных учреждений.

Само понятие «стандарт» в переводе с британского означает норму, эталон, общее мерило. Главное назначение стандартов состоит в такой организации и регулировке взаимоотношений и работы людей, которая ориентирована на создание продуктивных результатов, удовлетворяющих потребности общества.

Стандарт образования включает систему базовых характеристик, принимаемых в роли государственной нормы образованности, отражающей общественный эталон и учитывающей индивидуальные способности личности и системы образования для достижения этого идеала.

Стандартизация образования в развитых государствах мира осуществляется уже давно посредством разработки учебных планов и программ, установления особого уровня образования.

Однако сам термин «стандарт» в отношении образования стал употребляться сравнительно недавно.

Его появление связано не только с созданием единого государственного образовательного эталона, но и с обеспечиванием необходимого качества и уровня образования в различных учебных учреждениях.

Ничего непонятно?

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

В России федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) считается главным нормативным документом, отражающим смысл конкретной части Закона РФ «Об образовании».

Он развивает и конкретизирует такие понятия, как содержание, уровень и форма образования, обозначает средства обучения, показывает пути и методы измерения, анализа и оценки результатов обучения.

Кроме того, ФГОС предъявляет минимальный перечень требований к подготовке выпускников.

Значимым критерием системы образования считается степень демократичности его стандарта, которая, прежде всего, характеризуется соответствием части образования, составленной уполномоченными на это государственными органами, с частью образования, самостоятельно определяемой учебными заведениями. Однако несмотря на это, в каждом отдельном учебном заведении содержание образования может варьироваться, то есть иметь небольшие отступления от установленной нормы.

Уровни образовательного стандарта

Закон РФ «Об образовании» гласит, что государство определяет только минимально требуемый уровень образования. Дополнение содержания образования сверх данной нормы относится к сфере ответственности непосредственно самих образовательных учреждений. В связи с этим в государственном стандарте общего среднего образования выделяются 3 уровня, отличающихся своей структурой и содержанием:

  • федеральный уровень,
  • национально-региональный уровень,
  • школьный уровень.

Федеральный уровень описывает те нормативы, соблюдение которых обеспечивает определение педагогической позиции России, ее места в образовательной области, а также включение каждой личности в систему мировой культуры.

Национально-региональный уровень имеет нормативы в сфере родного языка, литературы, искусства, географии, трудовой подготовки и т. д. Они определяются и находятся в зоне ответственности региональных органов власти.

Федеральный и национально-региональный уровни стандарта образования включают в себя такие важные нормативные аспекты, как:

  • описание содержания образования на всех этапах обучения, которые государство предоставляет учащимся в размере необходимой общеобразовательной подготовки;
  • минимальные требования к подготовке учащихся в масштабах указанного размера содержания образования;
  • наиболее оптимальный объем учебной нагрузки детей в зависимости от года обучения.

Школьный уровень описывает функционирование самого образовательного учреждения, его базовые образовательные характеристики. Кроме того, в стандарте указан тот объем содержания образования, который в полной мере и отражает специфику и тенденцию конкретного образовательного учреждения.

Значение образовательного стандарта

Четкое нормирование минимальных требований к общеобразовательной подготовке учащихся раскрывает возможности для дифференциации преподавания.

Так возникают существенные предпосылки для разрешения противоречий между правами и обязанностями ученика: он должен выполнять государственные требования к уровню общего образования и при этом имеет право при наличии соответствующего стремления продвигаться в овладении содержанием образования дальше, достигать высоких результатов.

Школьник может ограничиться при изучении сложного либо нелюбимого предмета минимальными требованиями, а это, в свою очередь, освобождает его от дополнительной трудоемкой учебной нагрузки и дает возможность воплотить собственные интересы и способности. Поскольку информация о стандартах предоставляется в открытом доступе, это позволяет учащимся сознательно избирать персональную линию собственного развития.

Данный подход к содержанию общего образования в большей степени снимает неоправданное эмоциональное и психологическое напряжение учащихся, дает возможность каждому учиться на наиболее посильном ему уровне, сформировывает позитивные мотивы учения и позволяет создать условия для настоящего полноценного развития ребенка.

Реализация главных функций федерального государственного образовательного стандарта поистине содействует:

  • обеспечиванию единства образовательной позиции в условиях существования самых разных типов образовательных учреждений;
  • формированию у учащихся положительной мотивации учения;
  • переходу к оценке результатов труда учителя на базе соответствия учебных достижений учащихся стандарту образования;
  • принятию обоснованных управленческих решений;
  • выделению в учебном процессе времени для занятий по выбору учащихся с учетом их возможностей, в соответствии с личными интересами и склонностями.

Источник: https://spravochnick.ru/pedagogika/federalnyy_gosudarstvennyy_obrazovatelnyy_standart/

Государственные образовательные стандарты

Если в недавнем прошлом об отечественном высшем образовании говорили как о «кузнице кадров», всецело подчиняя его развитие нуждам народного хозяйства, то сегодня на первый план госполитики в области образования вышла ее гуманистическая и культурнотворческая миссия, направленная на удовлетворение духовных интересов людей, потребностей конкретных человеческих сообществ. Существенно изменена концепция и политика государства в области высшего образования.

Высшие учебные заведения страны, освободившись от идеологической и административной опеки и регламентации, приобрели реальную самостоятельность и все необходимые возможности для полной реализации академических свобод — свободы преподавания, свободы исследования и свободы обучения.

Вхождение человека в профессиональную деятельность в роли специалиста предполагает прохождение им определенных этапов профессионального образования. Профессиональное образование рассматривается как система образовательных технологий, ориентированных на формирование у человека необходимых для данной профессии знаний, умений и качеств.

Для реализации целей образования в стране функционирует система образования, представляющая собой совокупность:

— системы образовательных программ и государственных образовательных стандартов различного уровня и направленности;

— сети реализующих их образовательных учреждений различных организационно-правовых форм, типов и видов;

— системы органов управления образованием и подведомственных им учреждений и предприятий.

Системообразущим фактором, определяющим в конечном итоге содержание, организационные формы и методику обучения, являются цели образования. Основным нормативным документом, определяющим целевые ориентиры подготовки специалистов, являются требования Государственного образовательного стандарта (ГОС).

ГОС — это интегрированная междисциплинарная категория, призванная закрепить представления о целевой модели такого сложного многопрофильного, многоуровневого объекта, как образовательная система.

Через образовательные стандарты в России реализуется государственная политика в области высшего профессионального образования.

Государственный образовательный стандарт — нормативный документ, который:

— учитывает состояние социокультурной среды, потребностей и возможностей заинтересованных сторон;

— ориентируется на оптимальный конечный результат образования;

— соблюдает преемственность стандартов по ступеням образования;

— учитывает национально-региональные особенности в развитии образования и личностей учащихся;

— соответствует интересам государства, отдельно взятого региона и типа учебного заведения, требованиям воспитания и развития личности обучаемого;

— нормализует учебную нагрузку обучаемых, приводит ее в соответствие с требованиями разноуровневой подготовки в различных типах учебных заведений с учетом преемственности в обучении.

Установленные стандарты принимаются за эталон при оценке качества образования и подготовки специалиста. Цели профессионального обучения определяются исходя из представлений о будущей профессиональной и общественной деятельности специалиста.

Такая деятельностная модель должна быть прогностической, учитывать перспективы, тенденции развития научно-технического прогресса в профессиональной сфере деятельности.

В современных экономических условиях в качестве значимого критерия эффективности функционирования образовательной системы предлагается рассматривать «конкурентоспособность» специалиста как его готовность к успешной деятельности на рынке труда.

Читайте также:  Гиперактивный ребёнок

Образовательные стандарты четко определяют контуры федерального образовательного пространства, которое стало единым для всех вузов России. Такие рамки необходимы, поскольку вузы сообразно своим возможностям и потребностям конкретных регионов, предприятий и самих студентов самостоятельно строят свои учебные планы и исследовательские процессы.

Образовательные стандарты — это план-схема, по которой должны проходить все образовательные процессы. Назначение образовательного стандарта — построить работу вуза в соответствии с требованиями Министерства образования России.

Устанавливаемая российскими образовательными стандартами структура и система дисциплин позволяют преодолеть, с одной стороны, имевшуюся прежде однобокость в образовании, технократические тенденции в подготовке студентов, и с другой — изолированность социально-гуманитарного образования от естественно-научного и технического компонентов современной культуры. Одновременно такая система и структура дисциплин позволяют обеспечить выпуск дипломированных специалистов высокой профессиональной квалификации, способных к целостному и системному анализу сложных проблем современной жизни общества и окружающей среды.

Государственные стандарты выступают в качестве наиболее общего регулирующего начала, которое, сохраняя все возможности для многообразия высшего образования, гарантирует его необходимый уровень.

Через государственные стандарты российская высшая школа вписывается в мировое культурно-образовательное пространство, получает необходимые правовые средства для вхождения в международные механизмы признания документов об образовании, организации педагогических и научных обменов и связей.

Государственный образовательный стандарт обязателен для реализации во всех высших образовательных учреждениях, расположенных на территории Российской Федерации и имеющих государственную аккредитацию.

Государственные образовательные стандарты высшего и послевузовского профессионального образования состоят из федеральных и национально-региональных компонентов.

Федеральные компоненты включают в себя:

1) общие требования к основным образовательным программам высшего и послевузовского профессионального образования;

2) требования к обязательному минимуму содержания основных образовательных программ высшего и послевузовского профессионального образования, к условиям их реализации, в том числе к учебной и производственной практике и итоговой аттестации выпускников, уровню подготовки выпускников по каждому направлению подготовки (специальности);

3) сроки освоения основных образовательных программ высшего и послевузовского профессионального образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях, не противоречащие срокам, установленным законодательством Российской Федерации и (или) положениям о высших учебных заведениях соответствующих видов;

4) максимальный объем учебной нагрузки обучающихся.

Национально-региональные компоненты государственных образовательных стандартов высшего и послевузовского профессионального образования отражают национально-региональные особенности подготовки специалистов по соответствующим направлениям подготовки (специальностям).

Содержание национально-региональных компонентов государственных образовательных стандартов высшего и послевузовского профессионального образования определяется высшим учебным заведением самостоятельно, в случае финансирования их реализации за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации — по согласованию с соответствующим органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

Современная система высшего образования России в области налоговой политики представлена специальностью 351200 «Налоги и налогообложение», в итоге обучения которой присваивается квалификация «специалист по налогообложению».

Стандарт утвержден приказом Министерства образования РФ и согласован с руководством налоговой службы РФ. Основная образовательная программа подготовки налогового специалиста разрабатывается в вузе на основании этого государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования.

Госстандарт высшего профессионального образования квалификации «специалист по налогообложению» включает требования к:

— общей характеристике специальности;

— базовому содержанию вузовского образования, структурированному по различным образовательным областям;

— уровню подготовки абитуриента;

— основной образовательной программе подготовки специалиста;

— обязательному минимуму содержания основной образовательной программы подготовки специалиста;

— разработке и условиям реализации основной образовательной программы подготовки специалиста;

— уровню подготовки специалиста;

— срокам освоения основной образовательной программы подготовки специалиста;

— кадровому обеспечению учебного процесса;

— учебно-методическому обеспечению учебного процесса;

— материально-техническому обеспечению учебного процесса.

Государственный образовательный стандарт определяет требования к обязательному минимуму содержания образовательных программ подготовки специалистов по налогообложению, к условиям их реализации и срокам освоения.

Так, для специальности 351200 «Налоги и налогообложение» определено, что основная образовательная программа подготовки специалиста формируется из дисциплин федерального компонента, дисциплин национально-регионального (вузовского) компонента, дисциплин по выбору студента, а также факультативных дисциплин.

Дисциплины и курсы по выбору студента в каждом цикле содержательно дополняют дисциплины, указанные в федеральном компоненте цикла.

Основная образовательная программа подготовки специалиста по налогообложению предусматривает изучение студентом следующих циклов дисциплин и итоговую государственную аттестацию:

1) цикл ГСЭ — общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины;

2) цикл ЕН — общие математические и естественно-научные дисциплины;

3) цикл ОПД — общепрофессиональные дисциплины;

4) цикл ДС — дисциплины специализации;

5) ФТД — факультативы.

Внутри каждого цикла изучаемые дисциплины и курсы стандартно представлены по всем специальностям в федеральном компоненте, который задает единое для всех субъектов Российской Федерации базовое содержание образования.

Так, в федеральном компоненте гуманитарных и социально-экономических дисциплин (ГСЭ) представлены такие дисциплины, как иностранный язык, физическая культура, отечественная история, политология, культурология и т.д.

Федеральный компонент математических и естественно-научных дисциплин (ЕН) включает математику, информатику, концепцию современного естествознания, экономическую географию и регионалистику, природопользование.

В федеральном компоненте общепрофессиональных дисциплин (ОПД) присутствуют экономическая теория, история экономических учений, мировая экономика и международные отношения, право, финансы, менеджмент и маркетинг и т.д., а дисциплины специализации (ДС) базируются на специфике изучаемой дисциплины. К ним относятся методология, методика и практика исчисления налогов, прогнозирование и планирование в налогообложении и т.п.

Региональный (вузовский) компонент государственного образовательного стандарта, как правило, отражает региональные особенности субъекта Российской Федерации.

Образовательный стандарт устанавливает не только состав и качество образовательных программ, но и продолжительность их изучения. Это необходимо, в том числе, и для планирования финансовых ресурсов на весь период обучения.

Задачи изучения курса «Налоги и налогообложение»:

— обеспечить глубокое и творческое овладение студентами финансово-налоговой науки;

— способствовать становлению экономического мышления;

— формировать умение четко формулировать цели и задачи своей деятельности и принимать эффективные решения по их реализации;

— развивать умение анализировать современные подходы к обучению, налоговые системы, адекватно оценивать свою профессиональную деятельность;

— воспитывать любовь и творческое отношение к избранной профессии.

Пять лет обучения в вузе, согласно стандарту, должны стать целенаправленным процессом формирования личности налогового специалиста, год от года овладевающего профессией, специальной терминологией, особой речью, опытом, навыками.

Кроме того, государственная система образовательных стандартов предусматривает в составе ряда специальностей выделение более узких специализаций, которые студенты выбирают самостоятельно на пятом году обучения в вузе. Понятие «специальность»означает особый вид деятельности, требующий специальных знаний и умений.

Такие знания и умения различны и зависят от должности, которую занимает налоговый специалист.

«Специализация»является частью специальности, в рамках которой она создается, и предполагает получение более углубленных профессиональных знаний, умений и навыков в различных областях деятельности по профилю данной специальности.

Вуз имеет право самостоятельно выбирать специализации, а также по каждой из них заменять до двух учебных дисциплин из установленного перечня на новые либо пополнять его. Вуз может вводить и другие специализации, предварительно утвердив и зарегистрировав их наименования в Учебно-методическом объединении по данной специальности (УМО).

В рамкахспециальности «Налоги и налогообложение» предусмотрены специализации:

— налоговое консультирование;

— налоговое администрирование.

Подготовка будущих специалистов по налогообложению осуществляется в СГА в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по специальности «Налоги и налогообложение».

Источник: https://3ys.ru/vvedenie-v-spetsialnost-kurs-1/gosudarstvennye-obrazovatelnye-standarty.html

Статья 11. Федеральные государственные образовательные стандарты и федеральные государственные требования. Образовательные стандарты

Федеральные государственные образовательные стандарты, образовательные стандарты и федеральные государственные требования характеризуют содержательную сторону процесса образования.

Определения этих понятий содержатся в ст. 2 комментируемого Закона:

федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) — совокупность обязательных требований к образованию определенного уровня и (или) к профессии, специальности и направлению подготовки, утвержденных Министерством образования и науки РФ (ст. 2 п. 6);

образовательный стандарт — совокупность обязательных требований к высшему образованию по специальностям и направлениям подготовки, утвержденных теми образовательными организациями высшего образования, которые определены Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» или указом Президента Российской Федерации (ст. 2 п. 7);

федеральные государственные требования — обязательные требования к минимуму содержания, структуре дополнительных предпрофессиональных программ, условиям их реализации и срокам обучения по этим программам, утверждаемыми уполномоченными федеральными органами исполнительной власти в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» (ст. 2 п. 8).

Цели принятия федеральных государственных образовательных стандартов и федеральных государственных требований закреплены законодателем в ч. 1 комментируемой статьи. Они призваны обеспечить:

единство образовательного пространства Российской Федерации;

преемственность основных образовательных программ;

вариативность содержания образовательных программ соответствующего уровня образования (они предоставляют возможность формирования образовательных программ различного уровня сложности и различной направленности с учетом образовательных потребностей и способностей обучающихся);

—  государственные гарантии уровня и качества образования (в них установлены единые обязательные требования к условиям реализации основных образовательных программ и результатам их освоения).

ФГОСы и образовательные стандарты имеют особое значение для организации образовательного процесса, поскольку выступают основой для разработки основных образовательных программ, программ учебных курсов, контрольно-измерительных материалов, учебно-методической литературы, проведения государственной (итоговой) и промежуточной аттестации обучающихся, аттестации педагогических работников и административно-управленческого персонала государственных и муниципальных образовательных организаций.

Они принимаются за основу при осуществлении контроля и надзора в области образования, формировании системы внутреннего мониторинга качества образования, разработке нормативов финансового обеспечения образовательной деятельности образовательных организаций и т. д.

Для реализации каждого ФГОС образовательная организация разрабатывает образовательную программу, под которой понимается (ст. 2 п.

9 комментируемого Закона) комплекс основных характеристик образования (объем, содержание, планируемые результаты), организационно-педагогических условий и форм аттестации, который представлен в виде учебного плана, календарного учебного графика, рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов, а также оценочных и методических материалов.

По уровням общего и профессионального образования, по профессиональному обучению реализуются основные образовательные программы (ООП), по дополнительному образованию ― дополнительные образовательные программы ( ч. 2 ст. 12 комментируемого Закона).

ФГОС включает в себя требования к:

— структуре основных образовательных программ и их объему (так, например, ФГОС устанавливает соотношение обязательной части основной образовательной программы и части, формируемой участниками образовательных отношений);

— условиям реализации основных образовательных программ (ФГОС определяет кадровые, финансовые, материально-технические и другие условия реализации ООП);

— результатам освоения основных образовательных программ.

Кроме того, в ФГОСах устанавливаются сроки получения общего образования и профессионального образования с учетом различных форм обучения, образовательных технологий и особенностей отдельных категорий обучающихся.

В целях обеспечения реализации права на образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья устанавливаются ФГОС образования указанных лиц или в ФГОС включаются специальные требования (например, Приказ Минобрнауки России от 19 декабря 2014 г.

№ 1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»[1], Приказ Минобрнауки России от 19 декабря 2014 г.

№ 1598 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»[2]).

ФГОС общего образования разрабатываются по уровням образования:

— дошкольное: Приказ Минобрнауки России от 17 октября 2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»[3];

Читайте также:  Первые недели младенца

— начальное: Приказ Минобрнауки России от 6 октября 2009 г. № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»[4];

— основное: Приказ Минобрнауки России от 17 декабря  2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»[5];

Источник: http://www.lexed.ru/praktika/realizatsiya-273-fz/detail.php?ELEMENT_ID=2585

Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС): требования, программы, планы :

Со вступлением в юридическую силу закона Российской Федерации «Об образовании» в 1992 году общественность впервые услышала понятие «государственный образовательный стандарт». Полномочия по разработке и утверждению соответствующих комплексов принадлежат высшим исполнительным органам.

Необходимость возникновения образовательных стандартов

Влиятельные политики и деятели образовательной сферы конца ХХ века находили нововведения определенным шагом навстречу модернизации. Однако, по их мнению, стандартизация данной сферы должна была подразумевать внедрение системы в регионах на общенациональном уровне, а не с присутствием обособленных региональных компонентов.

Спустя несколько лет после закрепления на законодательном уровне позиции «государственный образовательный стандарт», усилившийся переход к соответствующему нормированию вызвал шквал негодования и сопротивления у работников системы образования.

Этапы развития прохождения стандартизации

На протяжении 7 лет продолжались разрабатываться временные положения и их компоненты. Государственный образовательный стандарт, появившийся в 2000 году, относили к первому поколению. Положения и нормы, определяющие порядок внедрения обучающих программ, предназначались отдельно как для высшего, так и общего образования.

История становления такого важного элемента системы образования проходила в несколько этапов, последний из которых завершился в 2011 году. Всем периодам формирования института «государственный образовательный стандарт» сопутствовала постоянная необходимость внесения незначительных корректив или кардинальных поправок, основаниями для которых была общая политика развития данной сферы.

Появление понятия «ФГОС»

Термин «федеральный государственный образовательный стандарт» стал использоваться с 2009 года. Принятые изменения в законе РФ «Об образовании» определили положения предыдущих поколений не федеральными, а лишь компонентами стандартных комплексов.

Вступивший 1 сентября 2013 года в действие новый закон «Об образовании в Российской Федерации» установил дошкольное образование первым уровнем в общей системе получения ребенком знаний и умений.

Стандарты в сфере дошкольного образования

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, разработанный в соответствии с новым нормативно-правовым актом, требует от учреждений досконального анализа осуществления педагогической деятельности. Основополагающим принципом ФГОС дошкольного образования является активизация методической работы воспитателей, педагогов.

При этом главной целью учебно-методических разработок считают создание в детских садах соответствующей среды, в рамках которой каждый педагог будет способен реализовать собственный профессиональный потенциал.

Особенности ФГОС для дошкольников

Повышение уровня квалификации каждого члена педагогического коллектива в детском саду – важная составляющая профессиональной деятельности. Кроме того, огромную роль играет и образовательный статус лиц, обучающих дошкольников, и творческий подход.

Реализовать федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования можно в том случае, если и для сотрудников детского сада, и для детей будут созданы оптимальные условия.

Здесь не обойтись без современного оборудования, дидактических материалов, учебной литературы, пособий и т. д.

Разработанный для российских детских садов ФГОС подразумевает взаимодействие педагогов с родителями и семьями дошкольников. Принимая во внимание индивидуальные способности каждого ребенка, его склонности и особенного физического или психического здоровья, учреждение должно создать для ребенка максимально комфортные условия его времяпровождения.

Специфика образовательных стандартов в школьном учебном процессе

Что касается государственного образовательного стандарта общего образования, то здесь все обстоит несколько иначе.

Школа – это высшая ступень того минимума полученных знаний, который должен иметь каждый гражданин современного общества.

Неудивительно, что именно в сфере общеобразовательной деятельности постоянно происходят самые существенные изменения, отражающиеся на структуре системы, её организационных и содержимых характеристик.

Внедрение инновационных подходов в школьном учебном процессе направлено в первую очередь на обеспечение дифференциации.

Своеобразная вариативность разработанных стандартов обучения с учетом индивидуальных качеств каждого ученика полностью соответствует нынешним требованиям социума.

Современное общество требует от педагогов школы максимального раскрытия способностей, талантов каждого учащегося.

Результатом их труда станет мощная базисная платформа для создания социально-устойчивой, компетентной и ответственной личности.

Перечень обязательных школьных предметов

Федеральный государственный образовательный стандарт в общеобразовательных школах состоит из перечня учебных дисциплин, условно разделенных на базовые и профильные.

К первой группе относят предметы, ориентированные на установление мировоззренческих взглядов, культуры окружающего общества. Задачи, которые ставят перед собой педагоги данного дисциплинарного комплекса, заключаются в общеобразовательном воспитании и развитии детей, а также в формировании правильной социальной позиции.

Блок профильных учебных предметов направлен на выявление личных возможностей учащихся. Исходя из индивидуальных качеств ребенка, специальные дисциплины ориентируют его на дальнейшее получение профессионального образования, а затем и трудовой деятельности.

Государственный стандарт среднего образования или его федеральный компонент устанавливает в школах России следующие обязательные предметы:

  • русский язык, литература, иностранный язык;
  • история, обществознание, естествознание, мировая художественная культура;
  • математика, информатика и ИКТ, Физика;
  • химия, биология, технология, география;
  • экономика, право;
  • ОБЖ, физическая культура.

Остальные дисциплины не нашли обязательного закрепления в федеральном государственном образовательном стандарте школьных программ.

Ученики, прошедшие весь путь обучения, завершают общеобразовательную подготовку прохождением обязательной итоговой аттестации.

После чего, определившись с дальнейшим родом деятельности, они могут продолжить учебу для получения высшего и средне-специального профессионального образования.

Федеральные компоненты стандартизации в деятельности вузов

Утверждение государственных образовательных стандартов для высшей школы (для университетов, институтов, академий и др.) перешли не так давно со ступени второго поколения к третьему.

В 2011 году юридическое значение приобрели положения, главной особенностью которых считают отказ от составления кратких формулировок, являющихся описанием к минимальным требованиям составления образовательных программ. При этом государственные образовательные стандарты профессионального образования содержат вариативную и основную части в каждом цикле.

Принятие в 2012 году вышеупомянутого закона «Об образовании в Российской Федерации» стало главным фактором, обусловившим надобность срочного внесения коррективов в действующий комплекс стандартов. Вследствие того был разработан так называемый ФГОС третьего поколения обновленный.

Недостатки ФГОС в сфере высшего профессионального образования

Усовершенствованные государственные образовательные стандарты высшего образования сохранили в собственном содержании некоторые негативные моменты, перешедшие в пакет норм и положений из предыдущей версии ФГОС.

К ним относят следующее:

  • привязывание определенного стандарта к направлениям подготовки и специальностям оказало существенное влияние на возрастание численности последних;
  • как и в прошлом варианте ФГОС, здесь наблюдается отсутствие четких формулировок, что способствует чрезмерной избыточности результатов овладения учебными программами (речь идет о компетенции выпускников);
  • уровневая принадлежность компетенций имеет слабую выраженность, что сказывается на преемственности результатов освоения программ множества образовательных уровней;
  • трудноуловима связь между потенциальными сферами профессиональной деятельности и заявленными компетенциями выпускников;
  • области объектов, видов и заданий трудовой деятельности в описательной части обладают излишней детализацией, смысловой перегрузкой, частыми повторами, что влияет на восприятие и на должном уровне не отражает особенности получаемой профессии.

Источник: https://BusinessMan.ru/new-federalnyj-gosudarstvennyj-obrazovatelnyj-standart-fgos-trebovaniya-programmy-plany.html

Федеральный государственный образовательный стандарт — это… Определение, цели и структура :

Федеральный образовательный стандарт представляет собой документ, который содержит определенные требования к образовательному процессу.

Он был составлен для дошкольных образовательных учреждений, школ, средних специальных заведений, а также для высшей школы. Федеральный образовательный стандарт содержит нормы, требования к процессу обучения и воспитания.

Он включает определенные рекомендации по составлению учебных программ для учреждений российского образования.

Время появления

Федеральный государственный образовательный стандарт был разработан в 2003 году. Сначала новшества коснулись дошкольных образовательных учреждений, затем они перешли в школы, колледжи, институты и университеты.

При составлении ФГОС учитывалась Конвенция о правах ребенка, а также Конституция РФ. Зачем в российском образовании нужны стандарты?

Актуальность обновлений

Для чего нужен стандарт образования? Государственный образовательный стандарт был разработан для систематизации, объединения образовательного процесса.

Документ дал педагогу возможность так организовывать свою деятельность, чтобы у каждого ребенка была возможность развиваться по определенной траектории.

Разработчики учли психологические особенности каждого возраста, а также требования к современному образованию, продиктованные обществом.

Федеральный государственный образовательный стандарт образования стал главным документом, на его базе разрабатываются учебные программы по разным дисциплинам. Именно в нем указано, чему и как именно нужно учить детей, какие результаты при этом должны быть достигнуты, определены и сроки.

Федеральный образовательный стандарт общего образования необходим для планирования работы российских образовательных учреждений, он отображается на их финансировании.

ФГОС содержит раздел, касающийся периодичности повышения квалификации сотрудниками, прохождения учителями переквалификации, а также определяет алгоритм деятельности предметных методических объединений.

Образовательный стандарт — это документ, на базе которого разрабатываются формы и методы контроля уровня подготовки школьников.

Фгос в дошкольном образовании

Среди отличительных характеристик нового образовательного стандарта необходимо выделить инновационный подход к образовательному процессу. Если в классической системе в качестве основной задачи рассматривался процесс передачи знаний от педагога к ребенку, то теперь гораздо важнее сформировать целостную гармонически развитую личность, способную к самообразованию и самообучению.

Новый государственный образовательный стандарт в программах ДОУ предполагает акцентирование внимания на социальной адаптации воспитанников.

В программе учитывают следующие факторы:

  • региональные особенности для реализации ФГОС;
  • техническая и материальная база ДОУ;
  • формы, специфика, методы преподавания в каждом дошкольном учреждении;
  • социальный заказ территории;
  • индивидуальные и возрастные особенности детей.

Общий образовательный стандарт предполагает также соблюдение определенных условий в ДОУ.

Образовательная программа, используемая в детском саду, не должна противоречить закону «Об Образовании», Конституции РФ, различным региональным распоряжениям.

Она должна способствовать сохранению и укреплению физического здоровья школьников, гарантировать взаимосвязь между педагогом и семьей, формировать у дошкольников положительное отношение к процессу обучения.

Новые образовательные стандарты в образовании дают равные возможности для развития всем детям, независимо от социального статуса, религиозной и этнической принадлежности, места проживания.

Цель образовательной программы по ФГОС

Так как новый образовательный стандарт — это основной документ, в нем указана и главная цель дошкольного образования. Она заключается в формировании гармоничной личности ребенка.

Дети во время нахождения в дошкольных учреждениях должны получить определенный запас теоретической информации. Основной акцент воспитатели делают на формировании у дошкольников коммуникативных навыков, развитие самостоятельности.

В ДОУ создаются оптимальные условия, позволяющие воспитанникам демонстрировать индивидуальные способности, самосовершенствоваться.

Безусловно, для того чтобы получить желаемый результат, у ребенка должен быть сформирован некоторый багаж знаний.

Образовательный стандарт — это документ, в котором указаны все основные критерии, по которым оценивается выпускник дошкольного учреждения. В наше время в задачи воспитателя не входит обучение детей чтению, навыкам письма, математике. Гораздо важнее привить малышу умение общаться со сверстниками, развить логическое мышление, сформировать усидчивость, позитивно настроить к обучению в школе.

Дошкольный образовательный стандарт — это документ, в котором изложены ориентиры ФГОС ДОУ.

Области знаний по новым стандартам

Если анализировать дошкольное образование, в нем можно выделить пять направлений деятельности. Познавательное развитие предполагает формирование у дошкольников стойкого познавательного интереса к социальным и природным явлениям.

Читайте также:  «показуха» как стимул?

Речевое направление связано со способностью дошкольников выстраивать правильную речь. Художественно-эстетическое развитие предполагает знакомство детей с музыкальными и художественными произведениями, формирование мелкой моторики во время занятий, создание условий для проявления индивидуальных творческих особенностей.

В социально-психологическом разделе предполагается адаптация школьников к жизни в классном коллективе, привитие малышу навыков коммуникативного общения, создание благоприятного климата для развития.

Физическое направление подразумевает проведение оздоровительных процедур, спортивных занятий, знакомство с правилами безопасного поведения.

Целевые ориентиры

Новые стандарты исключают бесконечные итоговые и промежуточные аттестации знаний в дошкольных учреждениях. Необходимо осуществить проверку не заученных фактов, а оценить психологическую готовность дошкольника к последующему обучению в школе. Именно поэтому были сформулированы ориентиры ФГОС для ДОУ, которые позволяют определить настрой ребенка к поступлению в первый класс.

Ребенок должен положительно относиться к себе, окружающим людям, миру. За время нахождения в ДОУ он должен научиться самостоятельности, инициативности, познакомиться с нормами, правилами, требованиями социума. Согласно возрастным особенностям, у дошкольника должны быть сформированы речевые навыки, крупная и мелкая моторика, развита наблюдательность и любознательность.

Фгос в школе

В связи с существенными изменениями, которые произошли в обществе, возникла необходимость проведения модернизации российского образования. Сначала стандарты второго поколения были введены на начальную ступень обучения, чтобы обеспечить преемственность с дошкольными образовательными учреждениями.

ФГОС является той основой, с помощью которой у каждого российского школьника есть реальный шанс постепенно передвигаться по индивидуальным образовательным траекториям, получая новые знания, практические навыки и умения.

Особенность инноваций

После введения государственных стандартов второго поколения на средней и старшей ступени обучения у педагогов появился реальный ориентир к разработке образовательных программ, учебных курсов, самостоятельных и контрольных работ. Кроме того, ФГОС позволяет контролировать соблюдение государственными образовательными учреждениями законодательной базы РФ, проводить в школах промежуточные и итоговые аттестации учащихся.

Методическая основа

Новый стандарт стал основой для проведения внутреннего мониторинга качества российского образования.

Благодаря обновленным стандартам осуществляется переподготовка, подготовка, а также повышение квалификации работников системы образования. Федеральный закон установил, что в каждом стандарте должны быть три основных вида требований.

В первую очередь это определенные требования к структуре образовательной программы: объем, соотношение обязательной и вариативной частей.

Особое внимание ФГОС уделяет условиям, создаваемым для успешной реализации образовательного процесса: финансовому, кадровому, техническому оснащению.

Образовательные стандарты второго поколения включают результат обученности по каждой учебной дисциплине, входящей в обязательный минимум российского образования.

Заключение

ФГОС направлен на формирование в подрастающем поколении чувства патриотизма, гордости за свою страну. Если в классической образовательной системе внимание уделялось только формированию теоретических знаний, механическую передачу информации от учителя к ребенку, то в обновленном стандарте особое внимание отводится развитию гармоничной личности школьника.

Помимо учебной деятельности, отдельно выделена внеурочная работа с подрастающим поколением. ФГОС позволяет увеличивать количество школьных кружков, секций, исследовательских и проектных клубов, вовлекать ребят в активную внеучебную работу.

Несмотря на то что обновленные стандарты вызвали огромный резонанс среди педагогических работников, они уже продемонстрировали свою состоятельность и своевременность.

Основное сопротивление по внедрению в дошкольные и школьные учреждения стандартов второго поколения было оказано педагогами со стажем, которые не хотели менять свою авторитарную систему преподавания, внедрять новые образовательные и воспитательные методики.

Источник: https://www.syl.ru/article/311464/federalnyiy-gosudarstvennyiy-obrazovatelnyiy-standart—eto-opredelenie-tseli-i-struktura

Государственный образовательный стандарт

Концепция проекта федерального закона «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «Об образовании» и в Федеральный закон «О высшем и послевузовском профессиональном образовании»

Компоненты ГОС не нужны

В соответствии с Комплексом мероприятий по реализации приоритетных направлений развития системы образования Российской Федерации Министерством образования и науки РФ разработан проект федерального закона «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «Об образовании» и Федеральный закон «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» (в части изменения понятия, структуры и порядка принятия государственного образовательного стандарта)

Новый законопроект предусматривает отказ от деления государственного образовательного стандарта на федеральный, региональный (национально-региональный) компоненты и компонент образовательного учреждения.

С 1992 года в Российской Федерации устанавливались государственные образовательные стандарты как совокупность нескольких компонентов: федерального, регионального (национально-регионального), а с 2000 года — и компонента образовательного учреждения.

Вместе с тем, такое деление не в полной мере отвечает требованиям пункта 5 статьи 43 Конституции Российской Федерации, которая предусматривает установление Российской Федерацией только федерального государственного образовательного стандарта.

Практика показала, что в результате компонентного формирования государственных образовательных стандартов разрушалась их целостность, а государственный образовательный стандарт как документ, утверждаемый федеральным органом исполнительной власти, наличествует только в части федерального компонента.

Только 13 из 88 субъектов РФ приняли собственный региональный компонент в отношении общего образования и только в части одной из составляющих стандарта — минимума содержания образования.

Как показала практика, установленная одинаковая трехкомпонентная структура государственного образовательного стандарта не может быть реализована на единых принципах для всех уровней образования, например, для аспирантуры и докторантуры. Поэтому до настоящего времени для этих видов профессионального образования государственные образовательные стандарты не разработаны.

Тем не менее, отказ от компонентного деления федерального государственного образовательного стандарта не предполагает отказ от участия в формировании основных образовательных программ органов управления образованием, образовательных учреждений и самих обучающихся.

Что не работает в ГОС сегодня?

Анализ практики применения действующей структуры государственного образовательного стандарта общего, начального профессионального и среднего профессионального образования (п. 1 ст. 7 Закона РФ «Об образовании») включает в себя три составляющих:

— обязательный минимум содержания основных образовательных программ;

— максимальный объем учебной нагрузки обучающихся;

— требования к уровню подготовки выпускников.

Вместе с тем, составляющая федерального компонента «обязательный минимум содержания основных образовательных программ» постоянно вызывает дискуссии в обществе, в результате которых обязательный минимум перерастает в постоянно расширяющийся обязательный максимум набора знаний, но не конкретных умений и компетенций выпускников, которые он должен иметь на выходе из образовательного учреждения. Это приводит к необоснованной перегрузке учащихся.

До настоящего времени не разработаны единые для всех уровней образования педагогические принципы формулирования обязательного минимума содержания основной образовательной программы, как и не разработано само ее понятие.

Следующая составляющая федерального компонента «требования к уровню подготовки выпускников» фактически не реализуется в связи с тем, что по сути требования должны иметь подразделение на уровни освоения программы. На деле они едины для всех выпускников, и по ним можно ответить только на вопрос «освоен или не освоен государственный образовательный стандарт».

Требования к уровню подготовки выпускников зачастую сформулированы на знаниевой основе (заучивание, запоминание и т.п.) и не ориентированы на формирование устойчивых компетенций обучающихся и выпускников.

Кроме того, в законодательстве Российской Федерации отсутствуют понятия образовательных программ: основной, дополнительной и примерной. Закреплен лишь их перечень. В течение 14 лет в педагогической среде идут дискуссии по данной проблеме. Отсутствие указанных понятий создает проблемы при их толковании и определении содержания образовательных программ.

Отсутствие в стандарте требований к условиям осуществления образовательного процесса, то есть требований к материально-техническому, учебно-методическому и кадровому обеспечению реализации основной образовательной программы препятствует созданию механизмов финансового и материального обеспечения права граждан на образование. К сожалению, мы вынуждены признать, что до настоящего времени фактически отсутствует прозрачный механизм определения стоимости образовательной услуги.

Существующий порядок принятия государственного образовательного стандарта общего образования не позволяет оперативно отреагировать на важнейшие изменения в социально-экономической жизни общества, в особенности в сфере новых технологий, иностранных языков, новейшей истории. ГОС быстро устаревает, внесение изменений чрезвычайно затруднено, создается эффект замкнутости образовательного процесса, оторванности от жизни.

Новеллы для ГОС

Структура

Предлагаемая законопроектом структура федерального государственного образовательного стандарта включает в себя «требования к результатам освоения основных образовательных программ», «требования к структуре основных образовательных программ» и «требования к условиям реализации основных образовательных программ».

Под требованиями к результатам освоения основных образовательных программ подразумеваются требования к общим, социальным, профессиональным компетенциям, а также знаниям, умениям и развитию личностных качеств обучающихся, обеспечивающим реализацию соответствующих компетенций.

Они должны возрастать от одного уровня образования к другому и обеспечивать их преемственность.

Требования к структуре основных образовательных программ включают требования к соотношению (объемам) составляющих программы (гуманитарная, естественнонаучная, математическая и др.) и требования к соотношению обязательной части программы и части, которая формируется участниками образовательного процесса.

Под требованиями к условиям реализации основных образовательных программ подразумеваются требования к материально-техническому, учебно-методическому и кадровому обеспечению реализации основной образовательной программы.

Для аспирантуры и докторантуры законопроект предлагает включить федеральные государственные образовательные стандарты всего два вида требований: к диссертационным работам и порядку присвоения ученых степеней.

Для дошкольного образования предполагается установление не государственного стандарта, а государственных требований к основной образовательной программе дошкольного образования и условиям ее реализации.

К отдельным дополнительным профессиональным образовательным программам могут устанавливаться государственные требования в случаях, предусмотренных законодательством или актами Правительства Российской Федерации.

Процедура

Законопроектом предлагается изменить процедуру принятия образовательного стандарта.

Порядок разработки, утверждения и введения федеральных государственных образовательных стандартов общего, начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования будет определяться уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Федеральные государственные образовательные стандарты послевузовского профессионального образования предполагается устанавливать Правительством Российской Федерации.

Образовательная программа

Законопроект устраняет пробел, связанный с отсутствием понятия образовательной программы, действующий закон лишь определяет их перечень.

Кроме того, формирование понятий «примерная основная образовательная программа», «основная образовательная программа образовательного учреждения» и «дополнительная образовательная программа образовательного учреждения» позволит повысить требовательность к разработке содержания образования образовательными учреждениями всех уровней, а также создаст предпосылки для более объективного контроля за их деятельностью.

Под примерной основной образовательной программой предполагается понимать совокупность базисного (примерного) учебного плана и (или) примерных программ курсов, предметов, дисциплин (учебных модулей) с учетом уровня и ступени образования.

Основная образовательная программа будет направлена на реализацию федерального государственного образовательного стандарта с учетом региональных (национальных) особенностей, специфики и вида общеобразовательного учреждения, образовательных потребностей и запросов обучающихся и иных участников образовательного процесса.

Основная образовательная программа будет включать в себя требования к результатам подготовки выпускников, учебный план, рабочие (учебные) программы курсов, предметов, дисциплин, учебных модулей и другие материалы, обеспечивающие качество подготовки обучающихся, а также:

— для общеобразовательных учреждений — перечень используемых учебников и средств обучения и воспитания;

— для образовательных учреждений профессионального образования — программы практик, календарный учебный график и методические материалы, обеспечивающие реализацию соответствующей образовательной технологии.

Дополнительная образовательная программа направлена на реализацию потребностей и запросов обучающихся и включает рабочие (учебные) программы курсов, предметов, дисциплин, учебных модулей.

Полагаем, что принятие данного законопроекта позволит создать реальный механизм повышения качества образования.

В настоящее время законопроект проходит согласование с заинтересованными федеральными министерствами и ведомствами.

Источник: http://www.ug.ru/archive/19339

Ссылка на основную публикацию