Игры и их значение в воспитании детей

Значение игрушки в воспитании детей

Все родители обязаны помнить о том, что воспитание чад лежит на их плечах и дело это ответственное. Наряду со здоровым образом жизни, огромную роль в воспитании ребенка играют правильно созданные условия для развития потенциала, заложенного в нем. Однако и игрушки играют огромную роль в становление малыша как личности.

В чем же их важность? С одной стороны, правильно подобранные игрушки и игры могут мягко направить чувства и эмоции ребенка в нужное русло, призвать к таким чертам характера, как ответственность, мягкость, доброта. А с другой стороны, они могут сделать маленького человечка жестоким и безразличным.

Все начинается с игры. Путь осознания ребенком окружающей его действительности всегда строится посредством игр. Если понаблюдать за тем, как ведут себя дети, особенно маленькие, в течение дня, то можно заметить, что большую часть времени они проводят играя.

Игра на этом этапе развития захватывает все сферы жизни. Именно поэтому роль игрушек для подрастающего человека очень важна, именно через них он формирует свой взгляд на вещи и события. Можно даже сказать, что через игру человек учится жить.

Неспроста все мальчики играют в машинки и конструкторы, а девочки в куклы – уже в детстве они примеряют на себя те социальные роли, которые им предстоит играть во взрослой жизни.

Мальчики учатся рационально мыслить и принимать решения, а девочки учатся заботе и ответственности.

Часто бывает так, что девочки интересуются игрушками мальчиков, и наоборот. Таким образом, в малыше раскрывается полный спектр чувств и эмоций.

Нельзя забывать и о том, что ребенок должен играть не только со своими игрушками и в одиночестве. Огромный вклад в развитие личности и адаптации в социуме играет общение со сверстниками. Играя друг с другом, дети учатся коммуникации.

Как же выбрать правильные игрушки, которые помогут малышу вырасти полноценной личностью? Выбирать игрушку своему ребенку следует внимательно и с прицелом на будущее.

Если поддаться ежеминутному порыву, существует большая вероятность выбросить деньги на ветер, так как ваша покупка после одного вечера интереса к ней останется лежать незамеченной.

Игрушка должна быть не только развлечением, но и носить образовательные функции, вызывать творческий порыв.

Так, выбирая девочке куклу, посмотрите, можно ли будет сшить ей новый наряд или сделать прическу. Для мальчиков в игрушке хороша многозадачность – конструктор, к примеру, должен предусматривать много вариантов сборки.

Подрастающему малышу идеальным подарком станет музыкальная, разноцветная игрушка. С помощью такой игрушки можно учить ребенка цветам и словам. Также полезны игрушки, имитирующие профессии и другие стороны жизни: наборы посуды, предметы обихода, наборы врачей, пожарных.

Все эти игрушки помогут малышу больше узнать о взрослой жизни.

Помните, что именно в детстве закладывается фундамент взрослой жизни. И будет замечательно, если вы поможете своему чаду развиваться полноценно и иметь здоровое понятие о мире и процессах происходящих в нем.

Источник: https://mamadiary.ru/znachenie-igrushki-v-vospitanii-detej/

Консультация для воспитателей. «Русские народные игры и их значение в воспитании детей дошкольного возраста» — PDF

1 1 Консультация для воспитателей. «Русские народные игры и их значение в воспитании детей дошкольного возраста» Народные игры играют особую роль в воспитании детей дошкольного возраста, они являются методом вовлечения детей в творческую деятельность, методом стимулирования их активности. Играя, ребёнок познаёт окружающий его мир.

Разучивая и используя в играх, хороводах фольклорные тексты и песни, он наполняет их конкретным содержанием применительно к игровым ситуациям. Познаёт ценности и символы культуры своего народа. Игра учит ребёнка тому, что он может сделать и в чём он слаб.

Играя, он укрепляет свои мускулы, улучшает восприятие, овладевает новыми умениями, освобождается от избытка энергии, испытывает различные решения своих проблем, учится общаться с другими людьми.

Русская народная культура чрезвычайно богата играми: самовыражения скоморохов, гусляров, петушиные бои, кукольный Петрушка, медвежья травля, лошадиные бега, хороводы, кулачные бои, состязания на кнутах, подвижные забавы и есть универсальная форма поведения человека.

Поэтому народные игры в детском саду являются неотъемлемой частью поликультурного, физического, эстетического воспитания детей. Русские народные игры имеют многовековую историю, они сохранились до наших дней из глубокой старины, передаваясь из поколения в поколение, вбирая в себя лучшие национальные традиции.

Собирались мальчишки и девчонки за околицей, водили хороводы, пели песни, играли в горелки, салочки, состязались в ловкости. Зимой развлечения носили другой характер: устраивались катания с гор, игры в снежки, на лошадях катались по деревням с песнями и плясками. Весёлые подвижные народные игры это наше детство.

Кто не помнит неизменных пряток, салочек, ловишек! Когда они возникли? Кто придумал эти игры? На этот вопрос только один ответ: они созданы народом так же, как сказки и песни. И мы, и наши дети любят играть в русские народные подвижные.

Воспитательное значение народных игр трудно переоценить, вот почему педагог должен уметь использовать их в воспитательно-образовательном процессе. При организации и выборе игр необходимо учитывать многие факторы: Возраст играющих. Для детей (малышей) следует брать наиболее простые игры, постепенно усложняя их за счет введения новых элементов и более сложных правил.

Начинать надо с игр с печенным и стихотворным сопровождением, хороводов, в которых участие воспитателя обязательно. Детям еще очень сложно контролировать свои движения и потому пример взрослого для них необходим. Место для проведения игр. Игры могут проводиться в зале, комнате, просторном коридоре, на воздухе. Если они проводятся в помещении, то его необходимо предварительно проветрить и тщательно убрать. Количество участников игры. Не обязательно проводить игры сразу со всей группой, особенно если помещение небольшое. Можно разделить детей: мальчиков и девочек, сильных и слабых, играющих и судей и так далее. Участие в игре должно быть интересным для каждого ребенка.

2 Наличие инвентаря для игр. Для многих игр нужен инвентарь: мячи, скакалки, флажки и тому подобное. Он должен быть подготовлен заранее и в достаточном количестве. 2 Педагог объясняет детям правила игры. Он должен встать так, чтобы все видели его и он видел всех.

Лучше всего, для этого встать в круг вместе с детьми (но не в центре круга, чтобы ни к кому не стоять спиной). Объяснение воспитателя должно быть кратким и понятным. Его следует сопровождать показом отдельных элементов или всего игрового действа.

Оно должно быть повторено всеми или несколькими детьми, чтобы воспитатель был полностью уверен в том, что дети хорошо усвоили правила игры. По-видимому, эти качества и создают классическую простоту, предельную законченность, завершенность, которые отличают народные детские игры.

Песня, слово, движение органически связаны в них. Возьмем, к примеру, текст игры «Коршун и наседка». Один из играющих коршун, другой наседка, все остальные цыплята.

Дети, играющие роль цыплят, становятся «гуськом» за наседкой, ходят за нею вокруг «коршуна», припевают: Вокруг коршуна хожу, Ожерелие нижу, По три ниточки, Бисериночки. Я снизала вороток, Вокруг шеи короток.

Остановившись напротив коршуна, который делает вид, будто роет землю, наседка спрашивает: Коршун, коршун, что ты делаешь? Ямочку рою, отвечает он. Зачем тебе ямочка? Денежку ищу. Зачем тебе денежка? Иголку купить. Зачем тебе иголка? Мешочек сшить. Зачем тебе мешочек? Камешки класть. Зачем тебе камешки? В твоих детушек бросать. Что они тебе сделали? Они через забор в огород ко мне лазят. А ты делал бы забор выше, не то лови их.

3 Коршун старается поймать цыплят. Наседка защищает их, двигаясь навстречу коршуну, за ней двигаются все цыплята Целая группа детских игр построена на движении. Это «Пятнашки», или «Салки», «Колдуны». Один выбирается пятнашкой, или салкой. Он, догоняет кого-либо и дотрагивается до него рукой (пятнает, салит).

Тот, кого запятнали, становится пятнашкой. Во всех играх с движениями надо ограничить пространство. Оно должно быть небольшим, для того чтобы дети не устали и игра протекала оживленно. 3 Народные детские игры имеют и такую особенность: игре предшествует игровой зачин, «игровая прелюдия». Речь идет о всем с детства знакомой «считалке».

Она как бы вводит в игру, помогает распределению ролей, служит самоорганизацией детей, подобно присказке, которая вводит в сказки. Стоит понаблюдать начало детской игры, как бросается в глаза какая-то таинственная возня, в которой заинтересованы все дети и только после которой они начинают настоящую игру. Это дети «считались».

Общеизвестны такие считалки: Кады-бады, Налей воды, Корове пить, Тебе водить. Катился горох по блюду, Ты води, а я не буду. «Считалки» занимают большое место в детском фольклоре, в них своеобразно проявляется словесное детское творчество. Здесь мы находим и плясовые ритмы, и подражание различным шумам и игру словом, звуком, образующие игровой зачин.

Зачин всегда краток, чтобы удержать внимание играющих. Чем их меньше, тем короче считалка. Или дети испытывают друг друга в молчании. Кто дольше всех промолчит, тому и водить. Примечательно, что ведущая роль остается за самым выдержанным и терпеливым. При игре в молчанку применяется припевка: Кто засмеется, Губа задерется.

Раз, два, три, четыре, пять, С этих пор молчать. Игровые песни, как указывает исследователь детского фольклора Г.С. Виноградов, выступают иногда как содержание игры (например, в игре «Уголки» каждая перебежка сопровождается припевкой). Каждый играющий очерчивает на земле кружок «Уголок». Один играющий остается без уголка.

Он подходит к кому-либо из стоящих в своем уголке и говорит: Мышка, мышка, продай уголок За шильце, за мальце, За белое полотенце, за зеркальце. При последнем слове играющие меняются местами, а покупающий стремится занять освободившийся во время перебежки уголок. Тот, кто остается без уголка, идет покупать.

В народных играх есть одна особенность, когда песня, как наиболее развитый вид русского народного творчества, тесно связывается с игрой. Песня появляется в младенческих играх, но в них

4 еще трудно различить, где начинается игра, где кончается песня. Постепенно песня переходит в подвижные игры, украшая их ритмом в припевках, считалках и т.п. На основе песни построены хороводные и другие народные игры, которые можно было бы назвать песнями в действии. В этих играх дети самостоятельно поют и двигаются.

Действие осуществляется в ритме, словах и текстах, здесь ребенок драматизирует то, о чем поется в песне. 4 В русских народных играх отражается любовь народа к веселью, движениям, удальству. Есть игры забавы с придумыванием нелепиц, со смешными движениями, жестами, «выкупом фантов» Шутки и юмор характерны для этих игр.

Русские народные игры ценны для детей в педагогическом отношении: они оказывают большое внимание на воспитание ума, характера, воли, укрепляют ребёнка.

В чём же преимущество использования русских народных подвижных игр? Народные игры помогают усваивать знания, полученные на занятиях: например, чтобы закрепить представление о цветах, оттенках мы с детьми играем в игру «Краски». Детям игра очень нравится.

В ней присутствует своеобразие игровых действий: и диалогическая речь, диалог «монаха» и «продавца», прыжки на одной ноге и стихотворный текст. В народных играх много юмора, соревновательного задора, движения точны и образны, часто сопровождаются неожиданными моментами, любимыми детьми считалками и зазывалками. Считалок и зазывалок дети знают множество.

И, заучивая их наизусть, мы не только прививаем любовь к русскому творчеству, но и развиваем детскую память. Внимание необходимое условие любой деятельности: учебной, игровой и познавательной. Между тем, внимание у дошкольников, как правило, развито слабо.

Читайте также:  Спешите делать добро: как воспитать доброго ребёнка

И справиться с этой проблемой помогают народные игры, так как в играх присутствует стихотворный текст, который направляет внимание детей, напоминает правила.

Таким образом, русские народные игры представляют собой сознательную инициативную деятельность, направленную на достижение условной цели, установленной правилами игры, которая складывается на основе русских национальных традиций и учитывает культурные, социальные и духовные ценности русского народа в физкультурном аспекте деятельности.

Важным является то, что в подвижных народных играх воспитываются психофизические качества: ловкость, быстрота, выносливость, сила, координация движений, равновесие, умение ориентироваться в пространстве. У русских народных игр есть свои признаки: это орнаменталика, считалки, заклички, припевки, небылицы-перевертыши. Познакомимся с каждым из этих признаком поближе.

Игровая орнаменталика обязательный признак народных игр. К ним можно отнести: язык игры (понятийность, речевой словарь); музыку, ритмику, если она входит в контекст игры; игровые жесты; фольклорные говорилки, жеребьёвки, дразнилки, речевые подковырки, заклички, приговорки, считалки. Считалка это рифмованный стишок, состоящий по большей части из придуманных слов и созвучий с подчёркнуто строгим соблюдением ритма. Посредством считалок играющие делят роли и устанавливают очерёдность для начала игры. Главными особенностями считалок является то, что в основе их лежит счёт, и то, что по большей части они состоят из бессмысленных слов и созвучий. Это связано с древнейшим правилом запрета на счёт (боязнь потерять урожай, удачу в охоте). Восточные славяне, народа Кавказа, Сибири знают запрет счёта. Это было большим неудобством, и

Источник: https://docplayer.ru/46403274-Konsultaciya-dlya-vospitateley-russkie-narodnye-igry-i-ih-znachenie-v-vospitanii-detey-doshkolnogo-vozrasta.html

Русские народные игры – их роль в воспитании детей

Сохрани ссылку в одной из сетей:

Детская игра – это наиболее универсальная, естественная, традиционная форма взаимодействия детей, которая осуществляется одновременно в трех аспектах:

– речевого (словесного) общения;

– ритмического или мелодического выражения;

– в совместных движениях и действиях.

Еще более ста лет назад педагоги К. Д. Ушинский, Е. А. Покровский, и др. призывали повсеместно собирать и описывать народные игры, чтобы донести до потомков народный колорит обычаев, оригинальность самовыражения народа, своеобразие языка, формы и содержания разговорных текстов,

У всех народных игр общая черта – они классически лаконичны, выразительны и доступны, помогают детям стать ловкими и сильными, учат их работать в команде.

Считалки, забавные певалки, смешные диалоги быстро и прочно запоминаются и проговариваются детьми в их повседневных играх.

Игры издавна служили средством самопознания, здесь проявляли свои лучшие качества: доброту, благородство, взаимовыручку, самопожертвование ради других. После тяжелого трудового дня взрослые с удовольствием принимали участие в играх детей, обучая их, как надо развлекаться и отдыхать.

Русские народные игры и их варианты доступны детям любого возраста. Их можно с успехом использовать в работе с детьми во время перемен, праздников, прогулок и занятий физической культурой.

Правила народных игр определяют весь ход игры, регулируют действия и поведение детей, их взаимоотношения, обеспечивают условия, в рамках которых ребенок не может не проявить воспитываемые у него качества. В народных играх много юмора, шуток, соревновательного задора; движения точны и образны, часто сопровождаются считалками, жеребьевками, потешками.

Они сохраняют свою художественную прелесть, эстетическое значение и составляют ценнейший игровой фольклор. Так, русский фольклорист Г. А. Виноградов определял игровой зачин как прелюдию, как возможность быстро организовать игроков, настроить их на безоговорочное и точное выполнение правил.

Этому способствуют ритмичность, напевность, характерное скандирование считалок, предшествующих игре:

Я пойду куплю дуду.

Я на улицу пойду.

Громче, дудочка, дуди,

Мы играем, ты води!

Большинство народных игр уходит корнями в религиозные пласты жизни. Например, одной из причин появления подвижных игр являются обрядовые игры, связанные с суевериями, предрассудками. Значительная часть народного русского творчества связана с язычеством.

Языческая романтика придавала особую красочность русской народной культуре. Верования племен основывались на поклонении солнцу, огню, воде и земле.

Человек ожидал от природы ниспослания земных благ, почитая предков, произнося магические заклинания и принося жертвы духам или богам.

Начиная с ранней весны, вплоть до глубокой осени в русских деревнях при каждом народном или храмовом празднике народ издавна водил хороводы, сопровождаемые особого рода песнями и играми празднование Костромы, Ярилы и др., сопровождавшиеся большею частью шумным, крикливым весельем, песнями и играми.

В зимние святки, на праздничных посиделках исполнялась и игровая песня «Дрема», также связанная с календарными праздниками, правила поведения в которых унаследованы от древних языческих времен. Можно предположить, что Дрема здесь — образ Солнца, которое будят, слегка, шутливо укоряют, ждут от него тепла:

Будет, Дремушка, дремать,

Полно, Дрема, стыдно спать. Встань!

Детские народные подвижные игры отражали не только обрядовые традиции, носили не только отголоски религиозных верований, а также показывали социальную жизнь различных слоев населения.

Замечательные игры «Красочки», «В горшки» являются ролевой имитацией купли-продажи на ярмарке, в торговой лавке, где разворачивается диалог покупателя и продавца, и финалом игры, как правило, является бег. А следующая детская игра «Я садовником родился» открывает совсем другую жизнь. В ней — влюбленность.

Она, видимо, пришла из города не раньше чем в XVIII в., когда с Петровских ассамблей пошла мода на галантность, совсем иного типа ритуальность «светских» отношений.

Но и эти игры детям пришлись кстати, так как построены на любимых ими принципах: диалогичность и динамика, комичность воображаемых ситуаций, необходимость быстрой и верной реакции. Многозвучная, веселая жизнь напоминает о себе криками продавцов, например, в игре «Съедобное—несъедобное».

Еще одной игрой, заимствованной от взрослых и дошедшей до наших времен, является игра «Кандалы» («Цепи кованые»). Предполагается, что эта игра является отголоском ритуала выбора невесты или показом стремления русских людей к свободе:

Цепи кованые,Раскуйте нас.Кем из вас?

— Светой (Таней, Петей и т.п.).

Фольклорист Г. Виноградов относит эту игру к группе игр в разбой и воровство. Случаи разбоя и воровства неминуемо должны были породить группу игр в наказание. Но обычно это — игры переродившиеся. Отражение повседневной трудовой жизни крестьян мы видим в таких играх, как «Удочка» и «Рыбаки и рыбки».

Русские деревни стояли обычно по берегам рек и речушек, озер, поэтому удочки были у каждого уважающего себя мальчишки. С интересом наблюдали ребята за ловлей рыбы большими сетями-неводами. Так как же было им не придумать игру, где можно половить рыбу удочкой или сетями? Детская фантазия безгранична.

Из поколения в поколение, от старших к младшим передавались игры и таким образом дошли до наших дней. Но кроме этого каждое поколение детей придумывало свои игры, которые можно было бы определить как современный детский игровой фольклор, например, игра в «Резиночку», в «7 стеклышек», в «Банки» и др.

Современные дети очень любят играть в игру «Дозор». Кто знает, может, и эта игра войдет в детский игровой фольклор?

Литература:

  1. Детские подвижные игры народов СССР: Пособие для воспитателей детского сада /сост. А. В. Кенеман; Под ред. Т. И. Осокиной. – М.6Просвещение, 1988.

  2. Литвинова М. Ф. Русские народные подвижные игры. – М.: Просвещение, 1986.

Источник: https://gigabaza.ru/doc/100515.html

Творческие сюжетно-ролевые игры дошкольников. Их своеобразие, значение в воспитании детей

Сюжетно-ролевые игры создают сами дети при некотором руководстве воспитателя. Основой их является детская самодеятельность.

Иногда такие игры называют творческими сюжетно-ролевыми, подчеркивая, что дети не просто копируют те или иные явления, а творчески их осмысливают и воспроизводят в создаваемых образах, игровых действиях.

Разновидностью сюжетно-ролевых игр являются игры-драматизации и строительные.

https://www.youtube.com/watch?v=SYStL5hGIOE

В практике воспитания используются и игры с правилами, создаваемые для детей взрослыми. К играм с правилами относятся дидактические, подвижные, игры-забавы. В основе их лежит четко определенное программное содержание, дидактические задачи, целенаправленность обучения.

Самодеятельность детей при этом не исключается, но она в большей мере сочетается с руководством воспитателя. При овладении опытом игры, развитии способности к самоорганизации дети проводят и эти игры самостоятельно.

Сюжетно-ролевые игры являются наиболее характерными играми дошкольников и занимают значительное место в их жизни.

Отличительной особенностью сюжетно-ролевой игры является то, что ее создают сами дети, а их игровая деятельность носит ясно выраженный самодеятельный и творческий характер. Эти игры могут быть кратковременными и длительными.

Самодеятельный характер игровой деятельности детей заключается в том, что они воспроизводят те или иные явления, действия, отношения активно и своеобразно. Своеобразие обусловлено особенностями восприятия детей, понимания и осмысления ими тех или иных фактов, явлений, связей, наличием или отсутствием опыта и непосредственностью чувств.

В творческой сюжетно-ролевой игре ребенок активно воссоздает, моделирует явления реальной жизни, переживает их, и это наполняет его жизнь богатым содержанием, оставляет след на долгие годы.

В сюжетно-ролевой игре средством изображения являются роль и игровые действия. По своему характеру они чаще всего бывают подражательными, близкими к реальным. Играя в магазин, дети подражают действиям продавца и покупателя, играя в поликлинику — действиям врача и больного.

Большое место в развитии игры принадлежит сюжетно-образным игрушкам, которые являются как бы вспомогательными и вместе с тем необходимыми средствами изображения. Дети полнее отражают те или иные явления, входят в роль, если представляется возможность использовать реальные предметы: зонты, сумки, одежду, посуду, условные знаки и т. п.

, а также картины, фотографии, иллюстрации, усиливающие ситуацию игры. Например, отделы магазина обозначаются соответствующими изображениями, которые являются как бы вывесками (фрукты, овощи, игрушки, одежда и др.). В качестве изобразительных средств используются и театральные костюмы.

Однако сама фантазия, выдумка, способность вообразить, домыслить часто восполняют отсутствие реальных предметов и средств изображения.

Руководство этим видом игр требует большого мастерства и педагогического такта. Воспитатель должен направлять игру, не разрушая ее, сохранять самодеятельный и творческий характер игровой деятельности детей, непосредственность переживаний, веру в правду игры.

Источник: https://students-library.com/library/read/53625-tvorceskie-suzetno-rolevye-igry-doskolnikov-ih-svoeobrazie-znacenie-v-vospitanii-detej

Значение игры в воспитании ребенка

Самая любимая игра годовалых детей – прятки. Они с радостью прячутся за кроватку или занавеску, ждут пока вы их «не можете найти» и с восторгом выскакивают из своего убежища. Другая любимая игра – разбрасывание предметов.

Вероятно, для вас такая игра не покажется увлекательной, но для ребенка выкинуть все игрушки из ящика или размазать по столу еду – самая веселая вещь на свете. «Возьми и отдай». Ребенок очень любит давать вам свои игрушки и другие интересные предметы, но с условием, что Вы тут же вернете их обратно.

Это так называемая социальная игра, которая должная привлечь ваше внимание. Также ребенок с удовольствием выступает на публике, повторяет какие-то действия, если они вызывают у взрослых положительную реакцию, аплодисменты. Ваш ребенок воспринимает все больше и больше новых слов.

Ему нравиться показывать на разные предметы, животных, части тела, а вы произносите их названия, и наоборот, вы называете, а он вам показывает.

В этом возрасте дети начинают играть во взрослых – укачивают куклу, водят машинку, накладывают еду в тарелку. Ребенок подражает виденным им ранее действиям взрослых, но переносит их не на реальные, а на игрушечные объекты. Простейшие ролевые игры – «приход к врачу», «дочки-матери», «магазин» – направлены на проигрывание жизненных повседневных ситуаций.

Здесь уже ребенок исполняет полноценную роль взрослого: то он становится мамой или папой, то врачом, то водителем троллейбуса. В этой игре ребенок старается точно воспроизводить действия взрослых, которые он увидел в реальной жизни или по телевизору. Эти требования он предъявляет и к другим детям, иначе он возмущается, говорит что они «неправильно играют».

Читайте также:  Обзор методик раннего развития

При помощи такой игры можно решить некоторые проблемы, с которыми приходится сталкиваться родителям. Если предстоит визит к врачу, заранее полечите с ребенком кукол и мишек, пусть он научится спокойно воспринимать врачей и их манипуляции, пусть мама «посмотрит горло» не только у куклы, но и своего ребенка.

Когда он привыкнет к этому, ему будет проще спокойно реагировать на эту процедуру в поликлинике. Можно рассказать увлекательную историю, как внутри у него смелые воины-лекарства воюют со страшным чудовищем-вирусом. Перед тем, как отдать ребенка на воспитание в детский сад, поиграйте в детский садик дома.

Надо, чтобы ребенок понял, что в садике ему будет хорошо, там он будет играть с другими детками, гулять, кушать, спать. А вечером вы придете и заберете его домой. Играя в «дочки-матери» дайте ребенку почувствовать себя в роли родителя. Пускай его дочка-кукла убежит и спрячется от него.

Как тогда почувствует себя ребенок? Он на своем примере должен начать понимать, что родители волнуются за него, и поэтому им приходится иногда наказывать его за нехорошие поступки. В большинстве игр от взрослого необходимо хотя бы объяснить ребенку суть игры, распределить роли, по ходу игры вносить некоторые коррективы.

Потом ребенок сможет играть и сам. Но если вы просто вывалите перед ним игрушки из коробки и скажете: «Играй!», то ничего из этого не получится.

В этом возрасте начинают раскрываться созидательные и творческие способности ребенка. И игры в этот период должны быть направлены на наиболее полное их раскрытие. Лучшими игрушками для детского творчества будут конструкторы и кубики, пластилин, краски, мозаики, игрушки для театрализованных представлений, а также всевозможные коробочки, пузыречки, веревочки и т. д.

Попадаются дети, которые не переходят на следующий уровень игрового развития. Либо они играют с электронными игрушками, примитивно нажимая кнопки на них, либо шатаются по дому или двору, не находя себе занятия, либо что-то ломают или задирают других детей.

Подрастая, они подолгу смотрят телевизор, в 3–4 года они любят смотреть рекламу с ее звуковыми и зрительными эффектами, и воспроизводят отдельные фразы из нее с соответствующими интонациями.

Взрослея, такие дети не любят читать, в школе учатся плохо, конфликтуют с одноклассниками, учителями и родителями

Если родителям не удастся раздвинуть пределы их внутреннего мира и чем-то их увлечь, именно эти дети в подростковом возрасте вступают в ряды фанатов и неформалов, легко поддаваясь стадному инстинкту и подчиняясь лидеру группировки.

Они часто становятся наркоманами, так как наркотик наиболее легко и быстро заполняет их эмоциональную пустоту. Возможна также болезненная зависимость от компьютерных игр, которым уделяется абсолютно все свободное время.

Их социальное «Я» не развивается и остается примитивным, поэтому они легко подчиняются чужой воле либо все общение с другими людьми сводится к ругани и дракам.

Источник: http://nachild.com/znachenie-igry-v-vospitanii-rebenka/

Игра в детском возрасте

Первые 6-7 лет жизни ребёнка – наиболее ответственный  период его развития.  Именно в это время формируются умственные способности, нравственные качества, эстетические чувства. Все эти качества воспитываются в процессе интересной содержательной деятельности в труде, игре, на занятиях.

Сегодня мы будем говорить об игре. Именно в игре формируются все стороны психического, физического, умственного и нравственного развития малышей, от которых впоследствии зависит дальнейшая учебная и трудовая деятельность человека. Считается, что детские игры стихийно отражают трудовую и общественную деятельность взрослых людей.

Поэтому и возникает необходимость приобщать детей к игре. От того, какое содержание детских игр предложат взрослые, будет зависеть успех передачи жизненного опыта, культурных ценностей  и т.п.следующему поколению молодых людей. В первую очередь следует знать и помнить, что каждый вид детских игр решает определённые задачи воспитания.

Например:

Подвижные игры для дошкольников

Они укрепляют двигательный аппарат детей и способствуют их нервно-психическому развитию. П.Ф. Лесгафт считал подвижную игру упражнением высокого порядка, говорил, что она ставит ребёнка в такое положение, что его ум работает живо и энергично, чувства напряжены, действия организованы.

Развитие двигательной активности через подвижные игры —  в них наиболее чётко проявляются ловкость, выносливость, находчивость, смелость.

Значение подвижных игр в воспитании детей —  чёткое выполнение правил игры, умение сопереживать своим товарищам и многие другие нравственные качества личности.

Особенно привлекательны детские подвижные игры на свежем воздухе с мячами, обручами, кеглями, различные  игры типа серсо.

Строительные  игры

В строительных играх, помимо конструктивных способностей  развиваются творческое воображение и эстетические чувства, воспитывается привычка контролировать не только свои движения, но и в целом деятельность, рассчитывается сила, направление.  Значение игры в воспитании и развитии ребёнка — сооружение любой постройки, поделки требует выдержки, настойчивости в достижении цели.

В результате дети на практике познают радость труда. Кроме того, строительные игры учат детей умению работать в коллективе, сообща выполняя задуманное и применяя на практике полученные ранее знания.

Строительные игры для детей: игры с различным строительным материалом (крупным и мелким), умение делать постройки из подручных материалов различной величины, учить детей строить по рисунку, самостоятельно подбирая необходимый материал.

Воспитание детей в игре – воспитывается творческое воображение, художественный вкус, аккуратность. Бережное отношение к используемому материалу. Читайте статью «Строительные игры»

Дидактические игры для детей

Игры познавательного характера, которые углубляют, расширяют и систематизируют знания детей об окружающем их мире.

Дидактические игры в воспитании и обучении дошкольников способствуют формированию умственной деятельности, развитию познавательных интересов и способностей. В статье «Игра в жизни, обучении и развитии детей» вы найдете советы по организации детской игры.

Музыкальные игры для детей

Проводятся с целью формирования интереса к музыке. Музыкальные игры развивают слуховое внимание, музыкальный слух, чувство ритма. Невозможно определить заранее, во что дети хотят, и будут играть. Что же касается области музыки, то вообще трудно определить, а тем более понять, что хочет ваш ребёнок.

  Игры в «Прятки», «Жмурки», различного рода догонялки с музыкальным сопровождением повышают эмоциональную восприимчивость детей, их активность, улучшают развитие слухового внимания (действие по музыкальному сигналу).

Веселые песенки зверей с показом картинок или игрушек данных зверей способствуют развитию памяти, речи, запоминания.

Развитию перечисленных выше задач способствуют игры типа: «Весёлые музыканты»:  к детям приходят в гости игрушки с музыкальными инструментами, поют песенки, читают стихи и показывают игру на принесённых инструментах. По такому же принципу проводится игра «Звонкий колокольчик», игры забавы, песенки – забавы и прочее.

Музыкальные игры в развитии детского творчества – способствуют инсценировать содержание детских песен, стихов, хороводов. Учат детей действовать самостоятельно, не подражая другим детям либо взрослым, придумывая танцевальные движения, различные приседания, полуприседания, кружения и т.п.

Игры-драматизации

Подготавливают  детей к театральному зрелищу. Детская игра-драматизация способствует  активному общению детей, развитию детской речи, пониманию смысла русских народных сказок, литературных и музыкальных произведений.

Дошкольники любят эти игры, так как они проживают вместе с героями произведений их жизнь, выражают своё одобрение или негодование различными восклицаниями,  вопросами.

Очень часто дошкольники преобразовывают игру по-своему, включают их в свои творческие и сюжетные и сюжетные игры, которые от этого становятся более интересными и разнообразными, выразительными.

Настольные игры для детей

Различные виды лото, домино, шашки (старший возраст), лабиринты, схемы и прочее, мелкий строительный материал,  воспитывающие у детей внимание, быстроту реакции. Они заставляют ребят действовать в игре, строго соблюдая её правило. Кроме того, игра как детская деятельность развивает у ребят  умения понимать словесные указания взрослого и выполнять их.

Вполне понятно и естественно, что для каждого вида игр должен быть подбор соответствующих игрушек.

Игра и игрушка в дошкольном возрасте

Игра – подлинная социальная практика общения ребёнка в обществе сверстников.

Особенности детской игры — интересная игра повышает умственную активность ребёнка, учит применять полученные знания на практике. В ней воспитывается интерес и уважение к труду взрослых, развивается творческое воображение, способность к замыслу, ритм и красота движений, формируется художественный вкус и многое-многое другое.

Говоря об игре нельзя не сказать несколько слов об игрушке, которая помогает воспитанию интереса и к самой игре, и различным видам детской деятельности.

Роль игрушки в детской игре

Детская игрушка помогает детям осуществить свой замысел в игре, способствует их активности, разнообразию движений. Кроме того она способствует воспитанию интереса детей к окружающему миру, труду, любознательности. Более подробную информацию о детских играх и игрушках вы найдёте в статье «Игрушка – спутник детских игр»

Хотелось бы подробнее остановиться на игрушках для игр с водой и ветром, которых мы почему-то вспоминаем очень редко.  Для игр с водой – надувные бассейны, водоплавающие птицы, животные, кораблики и другой водный транспорт. Для игр с ветром – вертушки, стрелы, летающие пропеллеры, воздушный  змей, «Парашютист»

Игрушки для игр с песком, снегом – наборы разных формочек для изготовления цветного льда. Совки, лопатки металлические и пластмассовые. Механическое сито. Штампы-силуэты птиц и животных для печатания на песке и снегу. Фигурки, наборы животных и птиц, домики, палатки, силуэты деревьев. Деревянные лопатки, скребки, метёлки, тележки, тачки, носилки и т.п.

Игрушки-забавы – различные механические игрушки из разных материалов (волчки, неваляшки, матрешки) народные игрушки (фигурки животных, сказочных персонажей  с забавными движениями), игрушки-марионетки и прочее.

Театральные игрушки – Куклы би-ба-бо, петрушка, клоун, наборы фигур персонажей знакомых сказок, ширма кукольного театра, элементы костюмов для игр-драматизаций.

К строительным играм необходимы мелкие игрушки, изображающие силуэты животных, рыб, птиц, транспорт, людей и т.п.

Размещение игрового материал должно соответствовать домашним условиям.

Источник: http://bukvic.ru/igra-v-detskom-vozraste/

Значение игры в воспитании и развитии ребенка

В этой статье:

  • Виды игр и их значение
  • Советы родителям

Все мы когда-то были детьми и с упоением носились по улице, играя в догонялки, прятки или казаки-разбойники, строили магазины и обустраивали дома, распределив роли дочек и матерей. Чудесное время без всяких хлопот, кредитов, ипотечных взносов, безработицы и прочих неприятных моментов взрослой жизни.

Но пришла пора, мы сами стали родителями и теперь, наблюдая за играми своего ребенка (или детей), можем задаться вопросом: насколько такая простая вещь, как игра, влияет на ребенка и какое место она занимает в его развитии?

Давайте вместе порассуждаем на эту тему, а конкретнее о том, каким образом развиваются наши дети во время игры, причем подробно остановимся на ребятах дошкольного возраста.

В наше время границы семьи и дома раздвигаются до самых широких пределов. Огромный поток информации льется на нас и наших детей отовсюду: средства массовой информации, различные образовательные учреждения, литература, искусство, развлечения, наука.

Нынешние дети разбираются в таких вещах, о которых еще 10-20 лет назад их сверстники и подумать не могли. Мы можем дать своим детям очень многое: от развивающих игрушек дома до поездок за границу в дальние страны.

Все это соответствующим образом влияет на кругозор ребенка, формирование его мировоззрения и, безусловно, сказывается на его развитии.

Имея возможность заниматься самой разной деятельностью, наблюдая за жизнью взрослых, ребенок вольно или невольно копирует их и примеряет на себя впитанные им знания и впечатления.

Виды игр и их значение

В дошкольном возрасте роль игр является первостепенной в развитии ребенка, поэтому их должно быть много. Те игры, что уже известны, дети дошкольного возраста с легкостью меняют, подстраивая правила под себя: усложняют или упрощают, привносят что-то своё, придумывают дополнения.

Читайте также:  Одежда для наших детей

Игры бывают подвижные,дидактические, ролевые, конструктивные  (строительные), и все они направлены на развитие творческих способностей ребенка, физическое совершенствование, обучение общаться с окружающими и действовать сообща в коллективе, а также на формирование познавательных процессов и нравственное развитие. Сюда же можно отнести игры с музыкальными инструментами и игрушками, а также игры, имитирующие театр.

Ролевые игры начинаются в раннем возрасте и копируют нас с вами, взрослых людей. Известные педагоги, занимающиеся исследованием игровой деятельности ребенка, считают, что ролевые игры занимают главное место в деятельности ребенка дошкольного возраста. Дети наблюдают, повторяют за взрослыми поведение в семье, быту, на работе и в целом во взаимодействии с окружающей средой.

Таким образом дети готовят себя к будущей взрослой жизни. Сюжетов для ролевых игр вокруг полным-полно: детский сад (воспитатель и воспитанники), больница (врач и пациент), дочки-матери (родитель и ребенок) и так далее.

Подвижные игры сказываются прежде всего на физическом развитии ребенка.  Укрепляют здоровье, способствуют развитию координации движений, ловкости.

Такие игры любимы практически всеми малышами, у которых, как известно, внутри моторчик, требующий постоянного движения, беготни, прыжков и танцев.

Роль подвижных игр сложно переоценить – без них невозможно представить полноценное счастливое детство любого ребенка.

Дидактические игры развивают память, внимание, самым положительным образом сказываются на развитии наблюдательности и мышления ребенка дошкольного возраста. Сюда относятся лото, красочные карточки с картинками и буквами, детское домино, пазлы.

Строительные игры: пирамидки, кубики, конструкторы – направлены на развитие конструктивных способностей малыша. Они готовят детей к освоению ими трудовых навыков, развивают пространственное воображение и анализ-синтез (через умение собирать-разбирать).

Замечательно, если ваш ребенок будет проводить время, играя с музыкальными игрушками. Это могут быть металлофоны, колокольчики, детское пианино или гитара. Музыкальных предметов для детской игры огромное количество, и все они помогают малышу в развитии речи и слуха.

Играя в театр, который может быть пальчиковым, кукольным, настольным, дети получают возможность развить воображение, пополняют словарный запас, учатся взаимодействовать с окружающими и просто получают удовольствие от игры.

Советы родителям

Разумеется, при выборе игрушек родители должны руководствоваться определенными требованиями. В последние годы российский рынок заполонили дешевые игрушки китайского производства, на которые, как говорится, без слез не взглянешь.

Никаким эстетическим требованиям зеленые зайцы с кривыми носами и страшненькими глазами не соответствуют, а ведь это очень важно для формирования этетической личности ребенка. Кроме того, игрушка должна помогать в развитии и обязательно быть безопасной для здоровья.

К этим вопросам нужно отнестись очень ответственно.

Помимо того, что можно просто купить игрушку в магазине детских товаров, можно также приложить немного фантазии и сыграть свою роль в развитии ребенка.

Самое простое – поиграть на кухне. Пока мама готовит ужин для семьи, можно замечательно увлечь ребенка тем, что есть под рукой. К примеру, банальная яичная скорлупа (предварительно тщательно промытая) крошится на мелкие кусочки, а ребенок наклеивает их на пластилин или тонкий слой теста на бумаге, выкладывая узор, который потом можно раскрасить.

Кстати, о тесте. Лепить фигурки из него – сплошное удовольствие, а если приготовить соленое тесто и слепить из него фигурки, а затем высушить их в духовке – получатся прелестные статуэтки или панно.

Кроме того, крупы – это отличный материал для игр, как и сухие макароны. Изготовление браслетов, рисование по мелким крупам, создание красивых и необычных аппликаций – отличный способ развить мелкую моторику ребенка, а также его творческие способности и воображение.

Для детей дошкольного возраста очень важными являются подвижные игры, как уже упоминалось выше. Запаситесь мячами, скакалками, сбивайте кегли, поиграйте на улице в городки – можно позвать в игру и других детей. Устройте веселое соревнование по прыжкам. При этом обязательно нужно следить за безопасностью детей.

Нередки случаи, когда дети разбивают коленки или лицо, потому что слишком быстро бежали, или наносят друг другу травмы игрушками, мячом или палкой. Организуйте подвижные игры так, чтобы дети веселились, двигались, но не испытывали стресса, и чтобы игра не обернулась конфликтом.

Для ребенка дошкольного возраста очень важно, чтобы он умел играть разными игрушками. Не стоит категорично делить игрушки на «мальчуковые» и «девчачьи». Мальчик вполне может иметь дома пушистого мягкого зайца или забавного мишку, а девочка с удовольствием посадит своих кукол в грузовик и покатает их по комнате.

Таким образом, роль игры для ребенка дошкольного возраста имеет основополагающее значение. В процессе игры дети общаются, снимают стресс, учатся добиваться поставленных целей, взаимодействовать с коллективом и получают общее необходимое психическое и физическое развитие.

Источник: https://rebenkoved.ru/razvivayushhij-dosug/igry/znachenie-igry-v-vospitanii-i-razvitii-rebenka.html

Игра и её значение в воспитании детей

Содержание

1. Игра. Социальное значение игры

2. Характеристика игровой деятельности

3. Игра как средство воспитания

4. Классификация детских игр

5. Игры с правилами

6. Вниманию родителей

Игра. Социальное значение игры.

Игра представляет собой особую деятельность, которая расцветает в детские годы и сопровождает человека на протяжении всей его жизни.

Большинство современных ученых объясняют игру как особый вид деятельности, сложившийся на определенном этапе развития общества.

Социальное назначение игры заключается в том, что она служит средством передачи “культурных приобретений из рода в род”, подготавливает детей к труду. Игра социальна и по своему содержанию, поскольку дети отображают то, что видят вокруг, в том числе и труд взрослых.

В первые годы жизни у ребенка преобладает интерес к предметам, вещам, которые используют окружающие. Поэтому в играх детей этого возраста воссоздаются действия взрослого с чем-то, с каким-то предметом (ребенок готовит еду на игрушечной плите, купает куклу в тазике).

В развернутой форме ролевой игры, которая наблюдается у детей, начиная с 4-5 лет, на первый план выступают отношения между людьми, которые осуществляются через действия с предметами, а иногда без них.

Таким образом, игра становится способом выделения и моделирования (воссоздания в специально созданных условиях) отношений между людьми, а, следовательно, начинает служить усвоению социального опыта.

Игровая деятельность не изобретается ребенком, а задается ему взрослым, который учит малыша играть, знакомит с общественно сложившимися способами игровых действий (как использовать игрушку, предметы-заместители, другие средства воплощения образа; выполнять условные действия, строить сюжет, подчиняться правилам и т. п.). Усваивая в общении с взрослыми технику различных игр, ребенок затем обобщает игровые способы и переносит на другие ситуации. Так игра приобретает самодвижение, становится формой собственного творчества ребенка, а это обуславливает ее развивающий эффект.

Характеристика игровой деятельности

В современной педагогической теории игра рассматривается как ведущий вид деятельности ребенка-дошкольника. Ведущее положение игры определяется не количеством времени, которое ребенок ей посвящает, а тем, что она удовлетворяет его основные потребности; в недрах игры зарождаются и развиваются другие виды деятельности; игра в наибольшей степени способствует психическому развитию.

В игре находят выражение основные потребности ребенка-до-школьника. Прежде всего, ребенку свойственно стремление к самостоятельности, активному участию в жизни взрослых. В игре ребенок берет на себя роль, стремясь подражать тем взрослым, образы которых сохранились в его опыте.

 Ребенку первых лет жизни свойственна потребность в познании окружающего мира, названная психологами ненасыщаемой. Детские игры во всем их многообразии предоставляют ему возможность узнавать новое, размышлять над тем, что уже вошло в его опыт, выражать свое отношение к тому, что является содержанием игры.

Ребенок – существо растущее и развивающееся. Движения – одно из условий его полноценного роста и развития. Потребность в активных движениях удовлетворяется во всех видах игр, особенно в играх подвижных и дидактических с такими игрушками, как бильбоке, настольным крокетом, мячом и др.

Очень велики возможности игры в удовлетворении присущей ребенку потребности в общении.

В условиях дошкольного учреждения обычно складываются игровые группы, объединяющие детей по общим интересам, взаимным симпатиям. В силу особой привлекательности игры дошкольники оказываются в ней способными к большей сговорчивости, уступчивости, терпимости, чем в действительной жизни.

В недрах игры зарождаются и дифференцируются другие виды деятельности (труд, учение). По мере развития игры ребенок овладевает компонентами, присущими любой деятельности: учится ставить цель, планировать, добиваться результата. Затем он переносит эти умения в другие виды деятельности, прежде всего в трудовую.

Являясь ведущей деятельностью, игра в наибольшей степени способствует формированию новообразований ребенка, его психических процессов, в том числе воображения.

Признаком игры, как отмечал Л. С. Выготский, является наличие мнимой или воображаемой ситуации.

Другое важное свойство воображения – это способность переносить функции одного предмета на другой, не обладающий этими функциями. Благодаря этой способности дети используют в игре предметы-заместители, символические действия.

Игра как средство воспитания

В дошкольном возрасте игра является тем видом деятельности, в котором формируется личность, обогащается ее внутреннее содержание.

Основное значение игры, связанное с деятельностью воображения, состоит в том, что у ребенка развивается потребность в преобразовании окружающей действительности, способность к созиданию нового.

Он соединяет в сюжете игры реальные и вымышленные явления, наделяет новыми свойствами и функциями знакомые предметы.

Многочисленные исследования свидетельствуют о том, что при тактичном педагогически целесообразном руководстве игра содействует обогащению кругозора ребенка, развитию образных форм познания (образное мышление, воображение), упрочению его интересов, развитию речи.

Велико значение игры в усвоении норм поведения, правил взаимоотношений. Но этим не исчерпывается ее значение для нравственного развития ребенка. Свобода игровой деятельности предполагает, что в ней ребенок чаще, чем в реальной жизни, ставится в условия, когда он должен сделать самостоятельный выбор (как поступить?).

В играх развиваются творческие способности ребенка. Они проявляются в выстраивании замысла, в разыгрывании роли, при создании необходимых для игры игрушек-самоделок, элементов костюма.

Таким образом, воспитательные возможности всех видов игр чрезвычайно велики.

Игра для дошкольников – способ познания окружающего. В процессе игры между детьми складываются два вида отношений:

  • отношения, которые определяются содержанием игры (ученики подчиняются учителю, инженер руководит рабочими), правилами игры.
  • реальные отношения, которые проявляются по поводу игры (сговор на игру, выход из конфликта, возникшего между играющими, установление правил).

В игру не принимаются дети с низким уровнем развития отношений (ребенок настаивает на своем сюжете игры, ссорится с партнерами, выходит из игры до ее завершения).

Таким образом, на основе реальных отношений у детей формируются (или не формируются) качества “общественности” (А. П. Усова): способность входить в группу играющих детей, действовать в ней определенным образом, устанавливать связи с партнерами, подчиняться общественному мнению. Качества “общественности” позволяют ребенку успешно взаимодействовать с другими детьми.

Классификация детских игр

Детские игры разнообразны по своему содержанию, степени самостоятельности детей, формам организации, игровому материалу. В силу многообразия игр, оказывается, сложно определить исходные основания для их классификации.

В отечественной дошкольной педагогике сложилась классификация детских игр, базирующаяся на степени самостоятельности и  творчества детей в игре.

Выделяют три класса игр (С. Л. Новоселова):

  1. Игры, возникающие по инициативе ребенка (детей), — самостоятельные игры:
  • Игра-экспериментирование, самостоятельные сюжетные игры (сюжетно-отобразительные, сюжетно-ролевые, режиссерские, театрализованные).
  • Игры, возникающие по инициативе взрослого, который внедряет их с образовательными и воспитательными целями:
  1. Игры обучающие (дидактические, сюжетно-дидактические, подвижные), досуговые игры (игры-забавы, игры-развлечения, интеллектуальные).
  2. Игры, идущие от исторически сложившихся традиций этноса (народные), которые могут возникать как по инициативе взрослого, так и более старших детей.

Автор О. А. Авсюкевич

Источник: http://www.gdouds100kvpokkofprvtsr.acentr.gov.spb.ru/load/igra_i_ejo_znachenie_v_vospitanii_detej/1-1-0-15

Ссылка на основную публикацию