Использование приёма «толстые и тонкие вопросы» на уроках

Доклад: «Стратегия «толстые » и «тонкие» вопросы, как средство активизации познавательного интереса учащихся на уроках литературного чтения»

Абдраманова Юлия Николаевна

Учитель начальных классов

Средняя школа № 3

Директор: Умирзакова Шолпан Кушербаевна

Думаю, поддержат меня коллеги в том, что трудно сейчас добиться полноценного чтения. Современные учащиеся , погруженные совсем в другой мир, мир компьютеров, мобильных телефонов Не видят современные учащиеся ценностей, которые им может подарить литература.

Чаще всего ученики читают поверхностно или эпизодически ознакамливаются с произведением. Но ведь литература является частью общенациональной культуры народа. С такой проблемой в своей практической деятельности столкнулась и я.

Сегодня я хочу поделиться с Вами своими наработанными идеями по теме «Стратегия «толстые » и «тонкие» вопросы, как средство активизации познавательного интереса учащихся на уроках литературного чтения».

Основной проблемой в своей практической деятельности я вижу развитии познавательных интересов к предмету литературное чтение. Да и требования образовательных стандартов требуют достаточно высокого уровня овладения знаниями, умениями и навыками по данному предмету.

Познавательная деятельность- это единство чувственного восприятия, творческого мышления и практической деятельности. Она осуществляется на каждом жизненном шагу, во всех видах деятельности и социальных взаимоотношений учащихся.

Работая в общеобразовательной школе , где учатся дети, имеющие разные интеллектуальные, психологические , мотивационные и поведенческие особенности, я осознаю, что первоначальной моей задачей, как учителя , должен быть поиск средств обучения, таких средств обучения, которые , во- первых, привлекут учащихся к процессу получения знаний по предмету, то есть повысят познавательный интерес моих учеников; во –вторых , дадут им возможность реализовать свою индивидуальность.

В основе педагогической деятельности каждого учителя лежат требования выполнения государственного стандарта общего образования, основными из которых являются следующие: Направленность общего образования на личностное развитие детей: приобретение опыта разнообразной деятельности ; опыта познания и самопознания; подготовка к осознанному и ответственному выбору жизненного и профессионального

пути . Учащиеся основной школы должны научиться : самостоятельно ставить цели и определять пути их достижения; самостоятельно оценивать и регулировать свою деятельность; самостоятельно планировать свой образовательный маршрут. Все перечисленные требования могут и должны быть сформулированы у учащихся в ходе организации их познавательной деятельности.

Отношение учащихся к процессу обучения обычно характеризуется активностью. Активность (учения, освоения, содержания и т.п.) определяет степень (интенсивность , прочность) «соприкосновения» обучаемого с предметом его деятельности. Управление активностью учащихся традиционно называют активизацией.

Активизацию можно определить как постоянно текущий процесс побуждения учащихся к энергичному, целенаправленному учению, преодоление пассивной и стереотипной деятельности, спада и застоя в умственной работе.

Главная цель активизации – формирование активности учащихся , повышения качества учебно- воспитательного процесса.

Ключевой проблемой в решении задачи повышения познавательного интереса и , как следствие этого, качества учебного процесса является выбор инструментария обучения.

«Можно и нужно каждого учителя научить пользоваться педагогическим инструментарием , только тогда его работа будет высоко результативной, а место учителя самым лучшим местом под солнцем »- писал Я.А. Каменский.

Путем использования современных педагогических технология на мой взгляд инструментарий должны составлять активные средства обучения, способные «расшевелить» познавательные интересы учащихся. Эти средства обучения составляют основу педагогических технологий, широко использующихся сейчас в педагогической практике.

Одной их технологий, позволяющих добиться развитие познавательного интереса и активности учащихся является «Технология развития критического мышления» (ТРКМ).

Умение человека реально проанализировать , оценить происходящее вокруг него события, высказать своё личное мнение по поводу происходящего , определить своё «я» в нём – это и есть критическое мышление.

Мыслительный процесс начинается тогда, когда возникает ситуация или задача, с которой ребёнок сталкивается впервые, и у него нет готового ответа, ему недостаточно знаний, то есть нет готового способа решения.

Если есть стремление что-то понять, в чём –то разобраться, то здесь тоже речь идёт о мышлении.

В начальной школе не все приемы и стратегии технологии развития критического мышления применимы. Я во 2 классе использую диалоговое обучение и стратегию «толстые» и «тонкие» вопросы . «Умеющие мыслить,

умеют задавать вопросы»,- писал американский психолог Элисон Кинг. Технология развития критического мышления ориентирована на вопросы как основную движущую силу мышления.

Мысль остается живой только при условии, что ответы стимулируют дальнейшие вопросы. Только ученики, которые задаются вопросами или задают их, по –настоящему думают и стремятся к знаниям. Уровень задаваемых вопросов определяет уровень нашего мышления.

Стратегия – «толстые » «тонкие вопросы»

Она может быть применена для самостоятельной учебной и домашней работы. Систематическое применение данного приема учит обучающихся грамотно задавать вопросы и осознавать их уровень сложности.

Стратегия «тонких » и «толстых» вопросов может быть использована на любой из трех этапов урока. Если пользуюсь этим приемом на стадии вызова, то это будут вопросы, на которые учащиеся хотели бы получить ответы при изучении темы. На стадии осмысления содержания прием служит для активной фиксации вопросов по ходу чтения, слушания; при рефлексии – для демонстрации понимания пройденного.

Психологи утверждают что, обучать детей навыку различать вопросы уже можно начинать со 2 класса. Для того чтобы учащиеся лучше освоили стратегию «толстые» и «тонкие » вопросы я разбила на этапы:

1 этап- На этом этапе я учу учеников различать «толстые » и «тонкие » вопросы. Учащиеся учатся по таблице задавать вопросы, записывая в таблице продолжение каждого вопроса. Сначала ребята сами придумывают «тонкие» вопросы, потом «толстые».

«Толстые и тонкие» вопросы можно задавать по следующим фразам:

«Тонкие» вопросы

-Кто…? –Что..? –Когда..? -Может…?

-Будет..? -Мог ли..? -Было ли..?

-Согласны ли вы..? -Верно ли..?

«Толстые »вопросы

Объясните почему..? – Почему вы считаете..?

В чем различие..? Предположите, что будет, если..?

2 этап- методов «Собери вопрос»

3 этап- продолжи вопрос

4 этап- учащиеся учиться составлять вопросы по тексту : сначала – «тонкие», а потом «толстые».

5 этап- при работе с текстом дети к каждой части записывают в каждую колонку таблицы по одному вопросу, которые после чтения задают свои товарищам.

После того как дети заполняют таблицу, необходимо сразу же обсудить ее содержание. Не все ученики одинаково легко заполняют таблицу. Не стоит настаивать- необходимо поощрять даже незначительные успехи.

Чтобы работа с данным приемом принесла плоды, нужно осуществлять обратную связь- ученик должен знать , как выполняют это задание его сверстники.

При обсуждении таблицы необходимо акцентировать внимание детей на том факте, что на толстые вопросы возможно несколько ответов, а на тонкие – только один.

Окончанием работы с этим приемом должна стать таблица ответов на «толстые» и «тонкие» вопросы. Эту таблицу учащиеся могут использовать при подготовке к сочинениям, проверочным работам.

Источник: http://oqu-zaman.kz/?p=7145

Толстые и тонкие вопросы

   Социо-игровое задание: Р(оль) А(удитория) Ф(орма) Т(ема).

Не случайно эпиграфом к описанию стратегии мы взяли известные слова В.Шекспира. Основной задачей для выполняющих это социо-игровое задание будет являться описание, повествование или рассуждение от имени выбранного персонажа. Сложность задачи будет еще и в том, что этот персонаж должен учитывать аудиторию, к которой обращается.
Итак РАФТ — это Р(оль) А(удитория) Ф(орма) Т(ема).

    Начинать надо, конечно, с темы. Давайте обозначим ее общее название. Например: «Праздник последнего звонка в моей школе».

    Теперь можно перейти к выбору роли. Это очень важный этап. Мы не просто выбираем роль, а пробуем перевоплотиться в персонажа, почувствовать его. Не забудьте, что вам придется искать тот способ словесного воздействия, который позволяет воплотить заданный характер, сделать его узнаваемым.

Речь у каждого героя особенная, имеющая свою лексику , свою конструкцию. Подумайте, к кому бы мог обратиться этот герой? То есть выберите аудиторию (адресат) и подумайте о форме, то есть в каком жанре герой мог бы обратиться к выбранной аудитории.

Например,
   Роль — директор, завуч, учитель, родитель, ученик 10 класса, выпускник, ученик 1 класса, почетный гость, колокольчик (звонок), плакат на стене, уборщица, бантик на голове девочки и т.д.
   Аудитория — подруга, муж, товарищ по даче, жена, начальник УНО, случайный попутчик, какие-либо канцелярские принадлежности и т.п.

   Форма — эссе, монолог из спектакля, письмо, рассказ, фельетон, страдания, частушки, докладная записка, заявление и т.д.
   Тема — Праздник последнего звонка в моей школе.

Ход работы:

    1. Выбор темы, роли, аудитории, формы.

    2. Обсуждение в группе, в паре выбранных параметров.
Задача — услышать советы, предложения, которые помогут перевоплотиться, нащупать сюжетную линию будущего текста. Какие факты, детали могли бы заинтересовать выбранного героя на празднике последнего звонка, о чем бы он непременно захотел бы рассказать и как.

Читайте также:  Какие профессии востребованные?

    3. Письмо.
В течение отведенного времени создается текст, соответствующий выбранным параметрам.

    4. Правка.
Когда текст записан, а отведенное время закончено, можно помочь друг другу совершенствовать написанное. Автор может работать и самостоятельно, если в тексте содержится что-либо сокровенное.

    5. Читка в читательском кресле.

    6. Работа в группах.
Ознакомившись с текстами друг друга, необходимо выделить основные суммарные моменты. Это одна из форм мониторинга. Можно обсудить эти суммарные моменты текстов , разницу в изложении одних и тех же фактов. Поговорить о неоднозначности всего происходящего.

    7. На этом этапе можно переформировать группы, объединив по жанрам, использованным при написании текста. Предметом разговора в этих группах будет специфика жанра, жанровые особенности и их соблюдение в текстах. Этот этап, безусловно, может отсутствовать.

Данная стратегия формирует ряд умений и навыков учащихся:   — готовность к импровизации;    — свободное взаимодействие ( общение на том языке, на котором думает собеседник);   — анализ своих поступков и происходящих событий, осознание своего отношения к миру;

   — формирует понимание специфики жанра, учит разбираться в художественных средствах.

   Необходимо также заметить, что форма 3-го лица помогает снять страх перед самостоятельным высказыванием.
   Для внимательного учителя это еще и способ вглядеться в своих учеников, так как невозможно сыграть «того, кто ты не есть на самом деле».

Источник: https://gigabaza.ru/doc/77422.html

Толстые и тонкие вопросы

Таблица «Толстых» и «Тонких» вопросов может быть использована на любой из трех фаз урока: на стадии вызова — это вопросы до изучения темы, на стадии осмысления — способ активной фиксации вопросов по ходу чтения, слушания, при размышлении — демонстрация понимания пройденного.

Прием «Тонкие и толстые вопросы» может быть использован на любой из трех фаз урока: на стадии вызова — это вопросы до изучения темы, на стадии осмысления — способ активной фиксации вопросов по ходу чтения, слушания, при размышлении — демонстрация понимания пройденного.

Таблица » толстых » и » тонких » вопросов

Толстые?

Тонкие?

Дайте 3 объяснения, почему…?

Объясните, почему…?

Почему Вы думаете …?

Почему Вы считаете …?

В чем различие …?

Предположите, что будет, если… ?

Что, если … ?

Кто ?

Что ?

Когда ?

Может ..?

Будет …?

Мог ли … ?

Как звать …?

Было ли …?

Согласны ли Вы …?

Верно ли …?

По ходу работы с таблицей в правую колонку записываются вопросы, требующие простого, односложного ответа (Например: Кто автор рассказа «Злоумышленник»?). В левой колонке — вопросы, требующие подробного развернутого ответа.

Существует множество способов графической организации материала. Среди них самыми распространенными являются таблицы. Среди них концептуальная таблица, сводная таблица, таблица-синтез, таблица ЗХУ. Можно рассматривать данные приемы, как приемы стадии рефлексии, но в большей степени — это стратегии ведения урока в целом.

Прием «концептуальная таблица» особенно полезен, когда предполагается сравнение трех и более аспектов или вопросов. Таблица строится так: по горизонтали располагается то, что подлежит сравнению, а по вертикали различные черты и свойства, по которым это сравнение происходит.

«Чтение с остановками»

Работа с художественными текстами. Особенности художественных текстов и возможности работы с ними.

Кто?

Что?

Где?

Когда?

Почему?

Учитель должен уметь «погрузить» ученика в мир художественного текста, научить его быть читателем, умным, вдумчивым, чувствующим, готовым совершать открытия. Не секрет, что чувство причастности рождается только в напряженном диалоге. А диалог этот невозможен без усилий ума и сердца.

«Анализ идей, лежащих в основе тех или иных художественных произведений, расширяет понимание, приучает видеть в литературном тексте акт мысли, требующий от читателя встречных интеллектуальных усилий». (Ю. Лотман «В школе поэтического слова: Пушкин, Лермонтов, Гоголь» М.,»Просвещение»,1988 г.

, с.4)

Приемы проведения рефлексии

Рефлексия может быть осуществлена в устной или письменной форме. При этом она имеет разное смысловое назначение.

Устная форма

Устная рефлексия имеет своей целью обнародование собственной позиции, ее соотнесение с мнениями других людей. Часто студенты или школьники говорят о том, что выражение своих мыслей в форме повествования, диалога или вопросов помогает прояснить некоторые значимые проблемы. Среди всего разнообразия приемов устной рефлексии (диалог, дискуссия «Совместный поиск») следует выделить следующие.

«Двухрядный круглый стол» имеет своей целью обмен мнениями по наиболее актуальной проблеме для участников.

Источник: https://mykonspekts.ru/2-61041.html

Использование на уроках методического приёма «Толстые и тонкие вопросы»

Для чего и как используется приём «Толстые и тонкие вопросы»

В контексте образовательного процесса для школьников важно не просто научиться механически запоминать и воспроизводить предлагаемый материал, но овладеть навыком установления причинно-следственной связи.

С этой целью применяются методические приёмы развития логического мышления ученика, в числе которых обучение умению ставить вопросы и отвечать на них — как кратко, так и развёрнуто.

Часто для этого используется такой приём, как «Толстые и тонкие вопросы».

Суть методики

«Тонкими» условно называются вопросы, на которые можно дать однозначный ответ. «Толстые» — вопросы проблемного характера, требующие развёрнутого ответа, знания материала. Педагогический приём «тонких и толстых вопросов» направлен на формирование умения задавать корректные вопросы и грамотно отвечать.

Уровень интеллектуального развития школьника определяется по вопросам, которые формулирует ребёнок по заданной теме. В ходе составления и разбора вопросов между учителем и учениками происходит дискуссия, стимулирующая творческие навыки, лучшее усвоение материала. Учитель видит, изучен ли материал, доступен ли для понимания ученика, способен ли ученик устно изложить изученное.

Обучая детей мыслить, педагог помогает им доказательно обосновывать ответ.

Цели методики

Применение «тонких» и «толстых» вопросов преследует три цели:

  1. Умение последовательно перейти от информации к аргументированному раскрытию темы.

  2. Закрепить навык формулирования вопросов.

  3. Научить культуре дискуссии, уважению к чужому мнению.

Структура школьного урока включает три этапа: повторение, изучение нового материала, закрепление. «Тонкие» и «толстые» вопросы можно использовать на каждом из них.

Таблица: применение вопросов на разных этапах урока

«Тонкие» и «толстые» вопросы на уроках начальной школы

Вопросы — вот тот простой инструмент, который позволяет педагогу направить процесс обучения в конструктивное русло. Ещё Пифагор учил своих подопечных размышлять, задавая им вопросы.

Примеры заданий для младших классов:

  • составить «тонкий» вопрос по какой-либо теме и записать;
  • дополнить формулировку какого-либо «толстого» вопроса;
  • самостоятельно придумать «толстый» вопрос и ответить на него.

Таблица: природоведение — урок по заповедникам в 4 классе

Отвечая на «тонкие» вопросы, ученики последовательно связывают событие с дальнейшими действиями государства по созданию заповедников на территории России и охране национального достояния. Они могут проследить логическую цепочку действий по улучшению экологической обстановки. «Тонкие» вопросы:

  • какой праздник отмечается 11 января? (День заповедников и национальных парков)
  • когда организован первый заповедник в России? (В 1916 году)
  • как назывался? (Баргузинский)

Изучение нового материала

Учитель ставит перед классом проблемные вопросы. Отвечая, дети начинают понимать, что человек должен относиться бережно к дарам природы:

  • почему надо любить и охранять природу?
  • почему заповедные земли считаются священными?
  • каковы особенности «Красной книги»?

Закрепление

На этапе закрепления детям предлагается составить два «толстых» вопроса по содержанию статьи учебника, разделённой на абзацы. Класс делится на группы, каждая работает над одной частью. Учитель проверяет варианты вопросов, комментирует, вносит поправки. Учащиеся записывают.

Урок чтения: творчество А. С. Пушкина

Изучая творчество А. С. Пушкина, дети тоже могут научиться различать «тонкие» и «толстые» вопросы. Ученикам можно предложить следующие задания:

  • «тонкий» вопрос: назовите дату рождения А. С. Пушкина (ответ: 1799 г.);
  • составьте «толстый» вопрос, дополнив: почему «Сказки» А. С. Пушкина… (любят взрослые и дети, читают во всём мире, переведены на иностранные языки).
  • «толстый» вопрос: как в произведениях поэта раскрывается мудрость народа?

Отвечая, ученик приводит примеры из произведений, вспоминает содержание, подкрепляет ответы текстом.

Использование приёма в средней школе

В средней школе умение обдумывать и размышлять, ставить вопросы и отвечать на них отвечает ряду задач соответствующего возрастного периода и облегчает их прохождение.

Для подростка важно и самосознание, и общение со сверстниками; то и другое требует вопросов и ответов.

В качестве задания на дом учитель может предлагать составить «толстые и тонкие» вопросы по содержанию произведения, текста статьи, дополнительного источника.

Таблица: использование вопросов на примере урока литературы в 7 классе

Донести до детей, что действия и без злого умысла приводят к печальным последствиям.

Выяснить, понимают ли они это.

Читайте также:  Система педагогических наук

Укрепить у детей навык рассуждения и анализа художественного произведения.

Предварительное задание

После прочтения произведения дома составить свои «тонкие» вопросы. (На уроке проверяется выполнение, вопросы корректируются и записываются).

«Тонкие» вопросы от учителя

  1. Перечислите героев рассказа.

  2. Как вы понимаете значение слова «злоумышленник»?

  3. Какое событие легло в основу рассказа?

«Толстые» вопросы от учителя

  1. Каково ваше отношение к персонажу?

  2. Что смешно и грустно в рассказе?

  3. Можно ли Дениса Григорьева назвать злоумышленником?

Примечания

В течение занятия учитель акцентирует внимание учащихся на ответах на «тонкие и толстые вопросы», спрашивает: «Можно ли, используя только вопросы с конкретными ответами, раскрыть тему?»

Итоговое задание

Составить к рассказу «толстые» вопросы, которые помогут охарактеризовать главного героя рассказа «Злоумышленник». (Таким образом, размышления и оценка учениками материала продолжается дома и завершается на следующем уроке, когда учитель организует опрос или, например, коллоквиум по составленным толстым вопросам, а затем подведение итога по рассмотренной теме).

«Толстые» и «тонкие» вопросы в старшей школе

В старшем звене навык постановки вопросов совершенствуется, а педагог корректирует и анализирует грамотность формулировок. Умение анализировать материал и составлять вопросы требуется при написании сочинений, рефератов, комплексной работе с текстом, помогает в устной речи выдержать логику, в дискуссиях — обосновать свою позицию.

Таблица: использование вопросов на примере урока литературы в 10 классе

Кто такой Родион Раскольников?

Назовите жертвы преступления.

Какая связь между ними?

«Толстые» вопросы (могут быть подготовлены учениками, откорректированы учителем)

  1. Каковы причины совершения преступления?

  2. Можно ли назвать поведение Раскольникова адекватным после убийства?

  3. Почему персонаж хочет, чтобы деяние было раскрыто?

  4. Готов ли он сам сознаться?

Примечания

В ходе занятия учащиеся озвучивают собственную позицию, приводят подтверждение из текста, делают выводы о психологическом состоянии Раскольникова, который совершил преступление.

Итоговое задание

Подготовить сочинение по одному из «толстых» вопросов, озвученных на занятии.

Ответы на «тонкие» вопросы подготовят почву для дискуссии и использования текста произведения, для аргументированного ответа на последующие вопросы. «Толстые» вопросы заранее подготовлены учениками и откорректированы учителем.

Варианты «тонких и толстых вопросов» на различных уроках

Вопросы можно смело назвать методическим средством, доступным абсолютно любому учителю ещё с древности. Их легко встраивать в план урока, они позволяют работать и индивидуально, и в парах, и в группах. «Толстые и тонкие» вопросы направят вашу мысль.

Таблица: «толстые» и «тонкие» вопросы на уроках по различным дисциплинам (примеры)

Определение понятия?

На какие группы делятся прилагательные?

Как подчёркивается при синтаксическом разборе предложения?

  1. Какова роль прилагательного?

  2. Как согласуется оно с другими частями речи?

  3. С какой целью используется?

Литература

Комедия А.С. Грибоедова «Горе от ума»

  1. Когда создана пьеса?

  2. Кто главный герой?

  3. Где происходит действие?

  4. Назовите персонажа с «говорящей» фамилией.

  1. Как Грибоедов определяет идею своего произведения?

  2. По каким критериям Чацкий даёт оценку фамусовскому обществу?

  3. Сравните жизненную позицию главного героя и Молчалина.

  4. Каково отношение автора?

История

Война 1812 года

  1. Назовите союзников России в войне с Наполеоном.

  2. Кого Александр 1 поставил главнокомандующим?

  3. Где происходило генеральное сражение, определившее исход войны?

  1. Почему, несмотря на потери, Россия победила?

  2. Приведите примеры народного патриотизма.

  3. Определите характер и поведение русских войск на территории противника.

География

Италия

  1. Покажите на карте местоположение Италии.

  2. Назовите столицу, города.

  3. Укажите граничащие страны.

  1. Как географическое положение влияет на экономику?

  2. Что привлекает туристов на территории государства?

  3. Какими преимуществами и недостатками обладает жизнь в этой стране?

Сформированное умение правильно задавать вопросы и отвечать на них развивает интеллект ученика, помогает дальнейшему самообразованию. Учит вести спор, аргументировано отстаивать позицию.

Текст, рассматриваемый с точки зрения «тонких и толстых» вопросов, легче запоминается и воспроизводится. Школьники обучаются самостоятельной работе над содержанием статьи, произведения.

Чтение становится вдумчивым, осознанным.

Источник: https://www.InfoUroki.net/ispolzovanie-na-urokah-metodicheskogo-priema-tolst-3829.html

Использование приемов развития критического мышления на уроках русского языка — Государственное учреждение «Средняя школа-сад имени Горького» Аккольского отдела образования

Характеристика приемов технологии

Прием “Корзина идей”

Это прием организации индивидуальной и групповой работы на начальной стадии урока, когда идет актуализация знаний и опыта. Этот прием позволяет выяснить все, что знают учащиеся по обсуждаемой теме урока. На доске прикрепляется значок корзины, в которую условно собирается то, что ученики знают об изучаемой теме.

Алгоритм работы:

1. Каждый ученик вспоминает и записывает в тетради все, что знает по теме (индивидуальная работа продолжается 1-2 минуты).

2. Обмен информацией в парах или группах.

3. Далее каждая группа называет какое-то одно сведение или факт, не повторяя ранее сказанного.

4. Все сведения кратко записываются в “корзине идей”, даже если они ошибочны.

5. Все ошибки исправляются по мере освоения новой информации.

Прием “Составление кластера”

Смысл приема заключается в попытке систематизировать имеющиеся знания. Он связан с приемом “Корзина идей”.

Правила построения кластера очень простые. Рисуем модель Солнечной системы: звезду, планеты и их спутники. В центре располагается звезда – это наша тема. Вокруг нее планеты – крупные смысловые единицы.

Соединяем их прямой линией со звездой. У каждой планеты свои спутники, у спутников свои. Система кластеров охватывает большее количество информации. Кластеры можно использовать на различных стадиях урока.

Прием “Верные и неверные утверждения”

Этот прием может быть началом урока. Учитель предлагает ряд утверждений по определенной теме. Учащиеся выбирают “верные” утверждения, полагаясь на собственный опыт или интуицию.

В любом случае они настраиваются на изучение темы, выделяют ключевые моменты, а элемент соревнования позволяет удерживать внимание до конца урока.

На стадии рефлексии возвращаемся к этому приему, чтобы выяснить, какие из утверждений были верными.

Прием “Знаю – хочу узнать – узнал”

Прием “Знаю – хочу узнать – узнал” — это работа с таблицей.

При изучении темы на стадии вызова учащимся можно предложить разбиться на пары, посовещаться и заполнить 1 графу таблицы (это могут быть какие-то ассоциации, конкретные исторические сведения, предположения).

После обсуждения полученных результатов в классе учащиеся сами формулируют цели урока: что я хочу узнать? Для устранения пробелов в собственных знаниях и заполняют 2 графу.

После изучения темы соотносят полученную информацию с той, что была у них в начале урока.

Знаю
(вызов)

Хочу узнать
(вызов)

Узнал
(реализация смысла или рефлексия)

Работа в паре: что я знаю о теме урока?

Формулирование целей

Соотношение старой и новой информации

Прием “Написание синквейна”

Синквейн — самая легкая форма стихотворений по алгоритму.

В переводе “синквейн” означает стихотворение, состоящее из пяти строк, которое пишется по определенным правилам.

На первой строчке записывается одно слово – существительное. Это тема синквейна.

На второй строчке надо написать два прилагательных, раскрывающих тему синквейна.

На третьей строчке записываются три глагола, описывающих действия, относящиеся к теме синквейна.

На четвертой строчке размещается фраза, состоящая из нескольких слов, с помощью которых ученик выражает свое отношение к теме.

Пятая строчка – это слово – резюме, которое позволяет выразить личное отношение к теме, дает ее новую интерпретацию.

Прием “ Толстые и тонкие вопросы”

Прием “Толстые и тонкие вопросы” может быть использован на любой стадии урока: на стадии вызова – это вопросы до изучения темы; на стадии осмысления – вопросы по ходу чтения, слушания; на стадии рефлексии (размышления) – демонстрация понимания пройденного.

“Толстые и тонкие вопросы” могут быть оформлены в виде таблицы.

Тонкие?

Толстые?

Кто…? Что…?

Когда…? Может…?

Будет…? Могли…?

Как звать…?

Было ли…?

Согласны ли вы…?

Верно ли…?

Дайте три объяснения: почему?

Объясните: почему…?

Почему вы думаете…?

Почему вы считаете…?

В чем различие…?

Предположите: что будет, если…?

Что, если…?

По ходу работы с таблицей в правую колонку записываются вопросы, требующие простого, односложного ответа. (Например: Какие производные предлоги пишутся в одно слово?)

В левой колонке — вопросы, требующие подробного, развернутого ответа. (Например: Какие трудности существуют в правописании предлогов?)

Таблицы толстых и тонких вопросов могут стать основой для исследований, дискуссий, эссе.

Прием “Ключевые слова”

Стадию вызова на уроке можно осуществить многими методами, в том числе и хорошо известными, например, «ключевые слова», по которым можно придумать рассказ или расставить их в определенной последовательности, а затем, на стадии осмысления искать подтверждение своим предположениям, расширяя материал.

Прием “Лови ошибку”

Читайте также:  Для чего детям нужны сказки

Учитель заранее подготавливает текст, содержащий ошибочную информацию, и предлагает учащимся выявить допущенные ошибки.

Важно, чтобы задание содержало в себе ошибки 2 уровней:

  • явные, которые достаточно легко выявляются учащимися, исходя из их личного опыта и знаний;
  • скрытые, которые можно установить, только изучив новый материал.

Учащиеся анализируют предложенный текст, пытаются выявить ошибки, аргументируют свои выводы. Затем изучают новый материал, после чего возвращаются к тексту и исправляют те ошибки, которые не удалось выявить в начале урока.

Прием “Нарисуйте счастье”

Приемы психорисунка дают возможность выразить понимание абстрактных понятий, внутренний мир через зрительные образы. Можно дать задание нарисовать совесть, месть, добро, зло и затем объяснить свои рисунки.

Прием “Письмо по кругу”

Прием “Письмо по кругу” предполагает групповую форму работы. У каждого ученика должен быть лист бумаги. Детям нужно не только поразмышлять на заданную тему, но и согласовывать свое мнение с членами группы.

Каждый член группы записывает несколько предложений на заданную тему, затем передает свой листок соседу. Получив листок, сосед продолжает его размышления.

Листочки двигаются до тех пор, пока к каждому не вернется листок, в котором были написаны его первые предложения.

Прием “Пометки на полях”

Прием “Пометки на полях” работает на стадии осмысления. Во время чтения учебного текста дается целевая установка: по ходу чтения статьи делать в тексте пометки.

Учителю необходимо предварительно определить текст или его фрагмент для чтения с пометками, напомнить правила расстановки маркировочных знаков, обозначить время, отведенное на работу, проверить работу.

Маркировочные пометки:

Знаком “галочка” отмечают информацию, которая известна ученику.

Знаком “плюс” отмечают новую информацию, новые знания.

Знаком “вопрос” отмечается то, что осталось непонятно и требует дополнительных сведений.

Может быть несколько вариантов пометок:

2 значка — “+” и “V”, 3 значка — “+”, “V”, “?” или 4 значка — “+”, “V”, “?”, “-” (думал иначе).

После прочтения текста учащиеся заполняют таблицу, количество граф которой соответствует числу знаков маркировки:

“V” — знаю

“+” — новое

“?” — есть вопросы

Данный прием требует от ученика активного и внимательного чтения. Использование маркировочных знаков помогает соотносить новую информацию с имеющимися представлениями.

Прием “Написание эссе”

Очень эффективная художественная форма письменной рефлексии — эссе. Это свободное письмо на заданную тему. Эссе — это произведение небольшого объема, раскрывающее конкретную тему и имеющее подчеркнуто субъективную трактовку, свободную композицию, ориентацию на разговорную речь, склонность к парадоксам.

Если работа проходит на уроке, заранее оговариваются временные границы ее выполнения: 5, 10, 15, 20 минут. В зависимости от цели написания отбирается автором и содержание.

В любом случае эссе — художественная форма размышления, подталкивающая ученика обратиться к собственному, может быть и противоречивому, опыту.

Модель написания эссе.

  1. Предварительный этап (инвентаризация): вычленение наиболее важных фактов, понятий и т.д.
  2. Работа над черновиком.
  3. Правка. Может осуществляться в паре.
  4. Редактирование. Исправление замечаний, сделанных в ходе правки.
  5. Публикация, т.е. чтение перед аудиторией.

Возможный алгоритм написания эссе.

  1. Обсуждаемая тема (проблема).
  2. Собственная позиция.
  3. Краткое обоснование.
  4. Возможные возражения, выдвигаемые слушателями.
  5. Причина, по которой заявленная позиция остается прежней, объявляется правильной.
  6. Заключение.

Научить учеников написанию эссе и других видов письменной рефлексии — довольно трудная задача. Выделим основные правила обучения письменной рефлексии:

1.      Регулярная возможность писать.

2.      Выбор интересной темы для письма.

3.      Наличие образцов.

4.      Читательская аудитория. Ученики должны понимать, что написанный ими текст востребован другими.

5.      Привычка править — значит понимать, что любой текст в любое время может быть откорректирован пишущим.

6.      Помощь друзей. Возможность делиться написанным.

Прием  «Эффективная лекция»

Материал лекции делится на смысловые единицы, передача каждой из них строится в технологическом цикле «вызов — осмысление — рефлексия». Для организации деятельности используется прием «Бортовой журнал».

Прием «Дерево предсказаний»

Этот прием помогает строить предположения по поводу развития сюжетной линии в рассказе, повести.

Прием «Дневники и бортовые журналы»

Графические формы организации материала могут стать ведущим приемом на смысловой стадии. Бортовые журналы — обобщающее название различных приемов обучающего письма, согласно которым учащиеся во время изучения темы записывают свои мысли.

Таблицы

Существует множество способов графической организации материала. Среди них самыми распространенными являются таблицы. Рассмотрим несколько табличных форм. Это концептуальная таблица, сводная таблица, таблица-синтез, таблица ЗХУ, таблица «Что? Где? Когда? Почему?».

Прием «Чтение с остановками»

Работа с художественными текстами. Особенности художественных текстов и возможности работы с ними.

Дискуссии

Это технологии, которые вырабатывают у учащихся опыт совместной деятельности. дискуссия «совместный поиск» затрагивает один из аспектов текста, то «Перекрестная дискуссия» (Олверманн) позволяет увидеть текст в целом, его идею, проблемы.

Прием «Fishbone»

Учащимся предлагается информация (текст, видеофильм, лекция ) проблемного содержания и схема Fishbone для систематизации этого материала.

 На верхней «косточке» записывается формулировка проблемы, а на нижней — факты, подтверждающие, что данная проблема существует. Работа (исследование) может проводиться индивидуально или по группам.

Важным этапом станет презентация заполненной схемы, которая продемонстрирует взаимосвязь проблем, их комплексный характер.

Ход дальнейшей работы определяет учитель: это может быть выход на дальнейшее исследование или попытка решить описанные проблемы.

Прием  «РАФТ»

Социо-игровое задание: Р(оль) А(удитория) Ф(орма) Т(ема).

Прием «6 шляп мышления»
В методе шести шляп мышление делится на шесть различных режимов, каждый из которых представлен шляпой своего цвета.

В методе шести шляп мышление делится на шесть различных режимов, каждый из которых представлен шляпой своего цвета.

Красная Шляпа. Эмоции. Интуиция, чувства и предчувствия. Не требуется давать обоснование чувствам. Какие у меня по этому поводу возникают чувства?

Желтая Шляпа. Преимущества. Почему это стоит сделать? Каковы преимущества? Почему это можно сделать? Почему это сработает?

Черная Шляпа. Осторожность. Суждение. Оценка. Правда ли это? Сработает ли это? В чем недостатки? Что здесь неправильно?

Зеленая Шляпа. Творчество. Различные идеи. Новые идеи. Предложения. Каковы некоторые из возможных решений и действий? Каковы альтернативы?

Белая Шляпа. Информация. Вопросы. Какой мы обладаем информацией? Какая нам нужна информация?

Синяя Шляпа. Организация мышления. Мышление о мышлении. Чего мы достигли? Что нужно сделать дальше?

Прием «ЗИГЗАГ »

Прием «Зигзаг» относится к  группе приемов развития критического мышления и требует организации работы учащихся вместе: в парах или небольших группах над одной и той же проблемой, в процессе которой выдвигаются новые идеи. Эти идеи и мнения обсуждаются, дискутируются.

Процесс обучения сообща в большей степени приближен к реальной действительности, чем традиционное обучение: чаще всего мы принимаем решения в процессе общения в небольших группах, временных творческих коллективах.

Эти решения принимаются как на основе компромисса, так и на основе выбора наиболее ценного мнения, выдвинутого кем-либо из группы.

Целью данного приема является изучение и систематизация большого по объему материала. Для этого предстоит сначала разбить текст на смысловые отрывки для взаимообучения. Количество отрывков должно совпадать с количеством членов групп. Например, если текст разбит на 5 смысловых отрывков, то в группах (назовем их условно рабочими) — 5 человек.

    1.В данной стратегии может не быть фазы вызова как таковой, так как само задание — организация работы с текстом большого объема — само по себе служит вызовом.

    2.Смысловая стадия. Класс делится на группы. Группе выдаются тексты различного содержания. Каждый учащийся работает со своим текстом: выделяя главное, либо составляет опорный конспект, либо использует одну из графических форм (например «кластер»). По окончании работы учащиеся переходят в другие группы — группы экспертов.

    3.Стадия размышления: работа в группе «экспертов».  Новые группы составляются так, чтобы в каждой оказались «специалисты» по одной теме. В процессе обмена результатами своей работы, составляется общая презентационная схема рассказа по теме. Решается вопрос о том, кто будет проводить итоговую презентацию.

Затем учащиеся пересаживаются в свои первоначальные группы. Вернувшись в свою рабочую группу, эксперт знакомит других членов группы со своей темой, пользуясь общей презентационной схемой. В группе происходит обмен информацией всех участников рабочей группы.

Таким образом, в каждой рабочей группе, благодаря работе экспертов, складывается общее представление по изучаемой теме.

4.  Следующим этапом станет презентация сведений по отдельным темам, которую проводит один из экспертов, другие вносят дополнения, отвечают на вопросы. Таким образом, идет «второе слушание» темы. 
   Итогом урока может стать исследовательское или творческое задание по изученной теме.

Источник: https://sc0005.akkol.akmoedu.kz/documents/view/91D2A6A583EA65ED/?p=3

Ссылка на основную публикацию