Как планировать игровой урок с детьми?

План развивающих занятий и игр с ребенком (автоматический план + перечень игр)

Полтора года назад я уже публиковала подобный план. Сейчас обновленная версия! План я составила в программе Excel. Перейдя по ссылке вы найдете не только таблицу для ведения, но и полный перечень возможных занятий и игр, с периодичностью их выполнения.

В плане есть особенность ))) Вам не нужно планировать день занятия и переписывать еженедельно таблички. Всё происходит автоматически. Только играйте и занимайтесь с любимым чадом.

Пользователи, подписанные на меня в Инстаграме пост могут не читать. Он уже был опубликован там неделю назад @olga_vilen Теперь для читателей на ББ.

АВТОМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН занятий с ребенком с ПЕРЕЧНЕМ ВОЗМОЖНЫХ ЗАНЯТИЙ И ИГР. Расположен на Яндекс Диск. Ссылка скачивание План занятий

Сейчас вкратце что это такое и как пользоваться.

План составлен в табличной форме в Excel. По вертикали перечислены возможные занятия и игры (разбиты по блокам Речь, Моторика, Память, Внимание и т.д). По горизонтали столбцы с календарными днями.

Особенностью плана является то, что НЕ НУЖНО ПЛАНИРОВАТЬ ДЕНЬ ЗАНЯТИЯ. Вместо этого изначально у каждого занятия мы расставляем периодичность, с которой хотели бы, чтобы пункт выполнялся.

На основе этой периодичности EXCEL САМ ОТМЕЧАЕТ ДНИ, КОГДА ПОДОШЛО ВРЕМЯ ЗАНЯТИЯ. Плюс в отдельную таблицу выводит план на ближайшие три дня.
От мамы нужно только ежедневно РАССТАВЛЯТЬ «+», когда занятие выполнено.

Занимает это пару минут.

Убедительная просьба: после скачивания формы вначале прочитайте лист «Инструкция».

Перед тем как начать пользоваться планом, конечно нужно потратить время, и разово отредактировать его под себя и своего ребенка (виды занятий, периодичность). Главное! сокращайте план смело в 1,5-2 раза.

Я привела исчерпывающий список занятий и игр, и то далеко не весь. Все пункты оставлять НЕ НУЖНО, их слишком много. Сейчас одни, месяца через 3 замените другими. Как вариант, их можно частично объединить.

Таким образом, появится альтернатива.

Насчет возраста. Саму таблицу можно использовать хоть с 2 лет, просто нужно упростить перечисленные в ней пункты. Лёне сейчас 4,5 года и это именно то, чем мы с ним занимаемся (в уменьшенном количестве, занятия я чередую).

Всем увлекательных и разносторонних игр! И помните, план — это лишь небольшая шпаргалка для мамы. Только Вы управляете планом, а не он вами и ребенком. Если накапливается много пунктов на день, значит нужно пересмотреть план или изменить периодичность выполнения. Всегда часть пунктов перейдет на другой день

Источник: https://www.BabyBlog.ru/community/post/rannee_razvitie/3079335

Как проводить занятия с детьми дома? Рекомендации нейропсихолога

Доброе время суток, дорогой посетитель сайта psy-razvitie.ru! Родители сегодня понимают, что время в развитии ребенка упускать нельзя. Многие родители с удовольствием проводят занятия с детьми дома. Сегодняшний мир изменился, стал намного сложнее. Современные дети развиваются быстрыми темпами, образовательные учреждения предъявляют другие требования, нежели 20-30 лет назад.

Это не значит, что надо гнаться за всеми, это значит, что родителям стоит обращать внимание на развитие своих детей. Многие родители сегодня задумываются о том, как организовать занятия с ребенком дома.

Правильно сформированная развивающая среда и развивающее общение помогают ребенку гармонично постигать знания о мире, обретать навыки, умения. Создают крепкий фундамент для дальнейшего развития.

Создавайте гармоничную развивающую среду

Гармоничная среда развития включает три фундаментальных условия: движение, общение, игра. Чем благоприятнее внутрисемейные отношения, богаче содержание общения, игры и двигательная активность, тем интенсивнее происходит развитие.

Когда мама и папа принимают малыша, допускают возможность ошибок и право на уникальность — они проявляют самое важное качество для гармоничной среды — терпение и доброжелательность.

К любому ребенку можно и нужно искать подход. С любым ребенком нужно общаться и проводить время.

Бывают дети, с которыми трудно заниматься и общаться — но это лишь повод задуматься, как помочь ему адаптироваться.

Движение одни из наиболее важных факторов гармоничной среды. Ребенок должен много двигаться и окружающие предметы должны его побуждать к этому. Быть безопасными, но в то же время доступными.

Шкафы, которые могут упасть надо закреплять к стене, предметы, которые могут повредить — лучше убрать подальше. С ребенком любого возраста необходимо играть в подвижные игры и выходить на длительные пешеходные прогулки.

Давать возможность лазать на детских площадках и создавать спортивные уголки дома.

Еще один фактор гармоничной среды — наполненность общением. Беседы с ребенком на разные темы, заинтересованность в том, что происходит в его жизни, семейные традиции и проведение совместного досуга. Все эти простые вещи могут помочь избежать множества проблем и создают ресурс семьи на преодоление возникающих трудностей.

Игра. В любом виде и качестве. Чем больше игры в детском возрасте — тем более здоровая и ресурсная личность будет развиваться. Обычно дети играют так, как могут, но у взрослых есть много способов быть принятым в игру, и вместе с ним создавать и проходить различные игровые задачи.

Родители и их отношения с ребенком — главное условие для развития

Доказано, что качество общения с родителями во многом определяет психологическое развитие. Когда мама и папа находят возможность, желание и время самим проводить со своими детьми, заниматься различными видами деятельности, в том числе и развивающими играми, заданиями в удобное время, они могут дать малышу значительно больше, чем посещение специальных занятий два-три раза в неделю.

Однако, до сих пор многие родители сомневаются в своих силах, считая, что кто-то будет заниматься с их ребенком лучше, чем они, отказываются от совместного времени с ребенком. Возможно. Заниматься с ребенком дома или нет – это выбор самих родителей.

Подробнее о том, надо ли заниматься с ребенком дома читайте на сайте psy-razvitie.ru. 

Многолетний опыт работы с детьми и родителями показывает: решающим фактором в выборе родителей является собственно само желание, осознание полезности, нужности занятий с ребенком. Даже очень занятые родители, если считают нужным и важным, находят время и возможности для провождения времени со своими детьми.

Для заботливых родителей, которые решили для себя, что занятия с ребенком дома необходимы, хотелось бы поделиться рекомендациями, которые могут помочь сделать занятия с детьми частью жизни семьи.

Организуйте удобное пространство для занятий

  • Детский стол по возрасту (крайне желательно однотонный, лучше светлых тонов).
  • Закрытый шкаф (или несколько полок в шкафу) для Вашей копилки с заданиями и развивающими играми.
  • Закрытый шкаф с любимыми игрушками, рассортированными в контейнеры или коробки (побуждение к двигательной активности и самостоятельности)
  • Две-три открытых полки, чтобы поставить игровые пособия, с которыми будет работать Ваш ребенок в течение дня.
  • Ковер или  место для игр на полу.
  • Полка для  выставки творческих работ (для детей после трех лет).
  • Под рукой должны быть творческие материалы (клей, карандаши, цветная бумага, ножницы и т.п.) Их также лучше хранить в закрытом шкафу, выставив на открытую полку небольшое количество творческих принадлежностей для самостоятельной работы ребенка.  Взрослея, ребенок научиться доставать творческие материалы из закрытого шкафа и класть их на место.
  • Одна из важных составляющих пространства для занятий – стена достижений. Медальки, календарь с наклейками за занятия, листок со штампиками за успешно выполненные задания и прочие атрибуты достижений Вашего дошкольника существенно помогают его мотивировать, в случаях, когда это необходимо.

Достижения своего ребенка важно замечать и поддерживать его в достижении целей. Особенно важно это для детей, которым не так легко даются выполнение заданий. Их особенно важно хвалить и поддерживать, формируя правильно отношение к ошибкам и неудачам. Похвала и поощрение – главный стимул к продолжению занятий.

Среда должна мотивировать и организовывать внимание

Среда должна мотивировать на естественную деятельность по возрасту и способствовать тому, чтобы внимание не рассеивалось на отвлекающие изображения и лишние предметы.

В раннем возрасте — это движение, активность по исследованию окружающего мира — залезть, открывать шкафы, вытаскивание  и заталкивание всего везде. Закрытый шкаф с любимыми игрушками и пара открытых полок с развивающими играми на день могут побуждать малыша в возрасте 1-3 года к познавательной и исследовательской деятельности.

В более старшем возрасте, открытых полок с расставленными игрушками, материалами для творчества и для любимых занятий становиться больше, но правило остается тем же — нужно избегать большого количества игрушек, захламления и завалов.

Периодически разбирайте вместе с ребенком коробки с игрушками, отбирая те, для которых найдется свой «домик», место, куда ребенок может ставить или убирать. Все остальное — отложите или передайте другим детям (по согласованию с самим ребенком).

Ставьте ограничения и правила, которые ребенок должен учесть при выборе игрушек. Можно договариваться о том, в какое время вы будете пересматривать убранные игрушки, чтобы заменить то, что уже не интересно на «новые».

Сохраняя и возбуждая интерес к играм и игрушкам, вы тем самым увеличиваете их полезность и развивающий потенциал.

Одна из трудностей, с которой встречаются родители, которые начинают заниматься дома состоит в том, что ребенок не хочет заниматься, все выбрасывает, ни во что не играет и быстро теряет интерес. О том, что можно делать в этих случаях можно почитать здесь.

Ни что не должно рассеивать внимание ребенка

При оборудовании пространства для занятий с ребенком важно еще одно универсальное правило — место для занятий нужно очистить пространство от лишних «отвлекаторов».

Картинки, изображения на детских столах, заваленные полки и расставленные на столе игрушки затрудняют концентрацию внимания на деятельности. Постарайтесь убрать из поля зрения все то, что лишнее.

Информационная загруженность современных детей, чрезмерная зрительная и слуховая бессмысленная стимуляция лишь рассеивает внимание.

Оборудуя пространство для занятий важно помнить, что каждый предмет должен работать на комфорт и на то, чтобы максимально обеспечить удобство и доступность. Это на первый взгляд очевидная и простая рекомендация — одна из самых ключевых.

Если ребенок развивается с особенностями и родителям необходимо брать на себя задачу организовать внимание и вовлекать в занятия,  то среда должна этому помогать.

Когда все принадлежности, игры, творческие материалы под рукой – родитель не отвлекается от занятий с ребенком.

Ведь иногда само занятие длиться всего 3-5 минут, и за это время надо что-то успеть сделать, удержать внимание дошкольника, завлечь его и в игровой форме сделать с ребенком то или иное задание.

В случаях, когда ребенок может играть и познавать мир самостоятельно факторы рассеивающие внимание также затрудняют этот процесс.

Научитесь выделять 10-15 минут на подготовку каждый день

Для того, чтобы занятие можно было организовать быстро и с пользой, важно продумывать, чем нужно позаниматься с ребенком заранее. Если вы будете затрачивать каждый день на подготовку 10-15 минут, пополняя свою «копилку» или продумывая, что можно добавить в ваше взаимодействие с ребенком, то организовать занятие, когда появляется возможность, будет значительно проще.

По опыту, сначала процесс подготовки может занимать более длительное время, но чем чаще вы будете заниматься с Вашим чадом, тем быстрее Вы будете готовиться к занятию.  Особенно важна эта рекомендация для тех родителей, у которых несколько детей разного возраста. Ведь чтобы дети не мешали друг другу, их всех важно занять.

Придумать (или заготовить) что-то, в чем участвовать будут все дети.

Когда Вы готовите занятие, все материалы, карточки и игры лучше всего сложить в отдельную коробку, а ход самого занятия лучше всего прописать для себя на листе бумаги. Кстати, не вбрасывайте свои конспекты, на которых Вы прописываете ход занятия, лучше их складывать в папку или тетрадь, а дальше Вы обязательно сможете использовать свои идеи.

Сохраняйте в закладки полюбившиеся сайты с описанием игр и пособий. Возьмите за правило добавлять в  свою «копилку» 1-2 игры в неделю. Многие родители делают папки, куда в файлы складывают понравившиеся задания.

Читайте также:  Опасность родительской гиперопеки

Учитывайте особенности детей

Значение имеет не только возраст, интересы, но и особенности развития: внимание, работоспособность, особенности познавательной деятельности. Нужно учитывать, что ребенок любит делать и что ему дается  сложнее.

Когда вы будете продумывать свое занятие, важно помнить что основная деятельность в дошкольном возрасте – это игра, да и школьники практически до 5-6 класса не откажутся поиграть с Вами, а материал в этом случае, будет запоминаться и усваиваться в разы быстрее.

С ребенком – дошкольником все задания лучше давать в игровом контенксте: «путешествие», «день рождения» любимого персонажа, посещение «гостей» — сказочных героев или любимых герое мультфильмов… В качестве «помощников» в занятии удобно использовать игрушки – плюшевые мишки и зайчики – первые учителя для любого дошкольника. В младшем школьном возрасте отлично в ход идут викторины, задания в форме карточек и лото. Для детей постарше –  приключения, настольные игры.

Если ребенок имеет особенности в развитии, с которыми родителям трудно справляться самостоятельно – обращайтесь за помощью и консультацией к специалистам.

При этом важно не терять свою родительскую инициативность, не перекладывать ответственность на специалистов. Ведь именно вам, а не специалистам заниматься с ребенком в дальнейшем, сопровождая его развитие всю школьную жизнь.

Навыки занятий с ребенком, имеющим особенности в развитии крайне необходимы родителям.

Обязательно завершайте задания

Следующая рекомендация касается организации самого занятия. В этом случае много зависит от индивидуальных и возрастных особенностей детей. Для кого-то и час играть с мамой и папой в разные игры и задания легко и мало покажется. Для кого-то и пять минут может быть трудно.

При этом важно, чтобы задания оказывались завершенными. Лучше сделать не все, что вы запланировали, но то задание, которое начали – надо обязательно завершить. Так что, в данном случае, планируя занятие надо учитывать личностные и возрастные особенности.

Желательно приучать к тому, что задание завершено только после того, как игра, пособие или тетрадка вернуться на свое на место.

Когда ребенок занимается легко, с интересом и ему доставляет удовольствие игры и занятия с родителями, то завершение заданий обычно не представляет сложностей.

Другое дело, когда особенности развития затрудняют совместную игру и занятия. В этих случаях, чтобы задание было завершено родителям нужно научиться правильно оказывать помощь ребенку во время выполнения заданий. В публикации «Как помогать ребенку во время занятий дома» более подробно описаны этапы оказания помощи.

Старайтесь заниматься регулярно

Следующая важная рекомендация – регулярность занятий. Если обстоятельства складываются так, что времени остается совсем мало – не беда.

Приучите себя и вашего дошкольника выполнять хотя бы одно – два игровых задания упражнений в день.

Когда будут появляться дни, в которых Вы сможете выделить больше времени – привычка проводить занятия с детьми дома регулярно поможет Вам наполнить свой день интересными заданиями и событиями.

Привычка проводить регулярные занятия понемногу помогает родителям обрести опыт занятий с ребенком.

В случае необходимости приучите к пониманию того, что есть дела, которые делать хочется, а есть те, которые делать надо. Очень помогает, когда родители ведут свой дневник занятий, продумывая расписание.

Это особенно важно, если Вы наблюдаете особенности в развитии, которые мешают ребенку быть успешным среди сверстников.

Поддерживайте мотивацию ребенка

Познавательный интерес у детей непосредственен. Если что-то интересно — ребенок с большим удовольствием делает это. Если что-то трудно или не получается, то велика вероятность того, что ребенок будет отказываться от занятий. Но именно в таких случаях бывает необходимо ребенка вовлекать и поддерживать его усилия.

Заниматься регулярно помогает календарь занятий, который родители могут вести вместе с ребенком, отмечая свои успехи. Я всегда прошу родителей исключать из мотивации деньги и игрушки, поскольку эта мотивация искажает развитие личности ребенка, особенно в дошкольном возрасте. Да и сами же родители попадают в «ловушку» манипуляций ребенка.

Но если каждая неделя заканчивается радостным событием – то это поддерживает желание к занятиям всех заинтересованных членов семьи. Кстати сказать, чаще всего родители говорят о том, что регулярные занятия  срываются именно тогда, когда сами родители перестают поддерживать эту традицию.

Это происходит потому, что когда ребенку трудно, то именно родители выступают в качестве «вдохновителей» игр и совместных дел.

Планируйте занятия

Занятия желательно планировать с учетом потребностей и особенностей. Лучше всего за рекомендациями о том, как и чем нужно заниматься с Вашим ребенком может дать специалист. В нашем центре «Развитие» (г. Обнинск) мы сопровождаем родителей в их самостоятельных занятиях дома, помогая родителям определиться, на чем важно сосредотачивать внимание и учитывать в занятиях дома.

Как правило, в занятия дома желательно включать элементы сенсомоторной, пальчиковой, артикуляционной и дыхательной гимнастики, массажа рук, ушей, головы, стоп, развивающие игры, игры на развитие речи, подвижные и ролевые игры, выполнение творческих и графических работ.

Планируя занятия, учитывайте принцип чередования заданий – сосредоточенная работа обязательно должна чередоваться с двигательными играми. О том, как можно планировать занятия дома есть отдельная публикация на нашем сайте.

Одна из частных сложностей, с которыми сталкиваются родители – это нехватка времени. «Так много надо успевать, я устаю и ребенок тоже». Именно поэтому, если занятия необходимы, то лучше всего сразу продумывать игры и задания, которые Вы можете выполнять «между делом».  Ведь чем лучше Вы организуете развивающую среду, тем легче будет «проводить занятие».

Планировать время для занятий лучше тогда, когда все члены семьи в хорошем настроении и достаточно хорошем самочувствии.

Если большую часть времени ребенок капризничает и чувствует себя плохо – заниматься надо максимально легкими, доступными и приятными заданиями и играми.

Рекомендации специалистов могут помочь разобраться в причинах и особенностях происходящего. Вместе с родителями найти подходы и возможности для регулярных занятий дома.

Обращайтесь к специалистам за рекомендациями

Подготовке и проведении занятия с детьми дома надо точно понимать, что все дети разные, возможности, особенности, темпы развития разные у всех детей. Многие особенности не затрудняют социальную адаптацию и не затрудняют развитие познавательной деятельности по возрасту.

Однако, часто родителей беспокоят те особенности, которые мешают ребенку раскрывать свой природный потенциал, нарушают адаптацию, искажают отношения в семье.

Например, если ребенок быстро утомляется, отвлекается, теряет интерес к заданию – заставлять в этом случае бессмысленно, а иной раз вредно.

Когда к ребенку трудно найти подход и Вы замечаете, что что-то мешает ребенку развиваться, что-то, что доступно для сверстников дается с трудом Вашему ребенку – обратитесь за консультацией к неврологу или нейропсихологу. Не всегда родители могут грамотно организовать занятия, если не достаточно понимают суть затруднений.

В публикации «Почему ребенок не хочет учиться?» мы подробнее рассмотрим причины и важные признаки, на которые стоит обращать внимание, чтобы вовремя обратиться за помощью к специалистам.

Источник: http://psy-razvitie.ru/kak-organizovat-zanyatiya-s-rebenkom-doma/

Как организовать домашние занятия и игры с несколькими детьми

Наличие в семье двоих или более детей − несомненная радость, приносящая с собой большое количество самых разнообразных вопросов, связанных с воспитанием, обучением, комфортом каждого ребенка. Не всегда легко наладить процесс взаимоотношений между малышами, предоставить им необходимые условия для получения знаний и навыков, противостоять проявлению негативных эмоций, ревности, агрессии.

Содержание статьи:

Каждый кроха – личность со своими особенностями восприятия, обучения, темпом развития. Когда в семье растет один ребенок, взрослые подстраиваются под его нужды, находят подходящий вариант для занятий, который отвечает потребностям. Но, что делать, когда в семье двое или больше детей? Каждый из них требует индивидуального подхода, по-разному реагирует на ситуацию.

Темп усвоения информации, тип восприятия, настроение − эти факторы различают детей и родителям достаточно сложно подстроиться под каждого из малышей. Времени в сутках так мало, а сделать нужно много! Редкие семьи могут похвастаться возможностью мамы забыть о бытовых вопросах и посвятить все время обучению и развитию детей.

Как же успеть обучить детей всему необходимому, ничего не упустив?

Глядя на список знаний, необходимых будущему первокласснику, не каждая мама сохраняет спокойствие и оптимизм. Выход есть. На помощь приходит умение организовать детей в группу для проведения занятий, научение совместным играм.

Казалось бы, все просто: покажи как и они сразу все поймут, начнут самостоятельно учиться, подбадривая друг друга, освобождая маме время на другую полезную деятельность. Но на практике не всегда родители четко понимают, как показать, научить и организовать.

Если у вас есть вопросы об организации деятельности нескольких детей, вы хотите понять, как это проще сделать или просто готовитесь к появлению на свет второго малыша, вам будет полезна собранная информация о принципах и секретах успешного обучения нескольких детей.

Особенности организации досуговой и обучающей деятельности нескольких детей дошкольного возраста

Для успешного объединения детей в одну группу для учебы или игры взрослым нужно усвоить несколько простых правил:

  • Каждый ребенок индивидуален и в определенные моменты может отказываться заниматься или играть с кем-то. Нужно понимать, что успех совместной деятельности – желание всех участников быть командой и заниматься предложенным. Принуждая, навязывая или пристыжая малыша, нежелающего взаимодействовать, вы не добьетесь хороших результатов и не наладите добрые отношения между детьми;
  • Внутренний настрой взрослого, желание заниматься или играть с крохами — важная составляющая успешного контакта между всеми участниками группы. Дети очень чувствительны и хорошо понимают, если взрослый неискренен, расстроен или стремится быстрее закончить проводимое занятие. Они еще не до конца понимают причины реакций, не знают, как на это реагировать, но чувствуют подвох и наигранность очень хорошо. Не стоит заставлять себя заниматься с крохами, если вы плохо себя чувствуете, расстроены или опаздываете. Создание добрых отношений начинается с хорошего настроения всех участников группы;
  • Любая обучающая деятельность с детьми дошкольного возраста должна проводиться с применением игровых элементов. Дошкольники познают мир через интересные для них занятия, а их любопытству нет предела. Чтобы наладить обучение двоих и более малышей, нужно только воспользоваться предоставленной возможностью и грамотно все организовать. Обучение – не только уроки и скучное объяснение необходимого материала. Для дошкольников наиболее подходящий вид деятельности – возможность пощупать, поэкспериментировать, рассмотреть яркую картинку, весело поиграть;
  • Если в семье погодки или дети с небольшой разницей в возрасте, начинать объединять в группы целесообразно с момента, когда младший ребенок начнет ползать и изучать окружающий мир. Так вы сможете постепенно приучить детей к общению и поиску совместных занятий. По достижению младшим ребенком 1 года можно приступить к совместным играм на развитие и повторение разнообразных знаний и навыков.

Соблюдая эти нехитрые правила, легко создать необходимую атмосферу и подготовить детей к совместной деятельности, но для качественного занятия нужно сделать несколько подготовительных шагов:

  • Планирование занятий и обучающих игр;
  • Подготовка материалов для изучения и необходимых инструментов;
  • Создание условий для комфортной деятельности каждого участника группы.

Каждый шаг имеет свои особенности и хитрости, которыми пользуются многие мамы. Предложенные советы хорошо использовать не только при организации группы, но и при индивидуальном обучении. Давайте рассмотрим подробнее все подготовительные этапы.

Планирование занятий с детьми

Когда младшему ребенку исполняется 1 год, целесообразно начать планировать и организовывать обучение обоих детей.

Чтобы отслеживать все необходимые навыки и умения, неплохо иметь представление о нужных для каждого ребенка знаниях.

Особой популярностью среди мам пользуются недельные и месячные планы развития, в которые включаются графики на каждый день с указанием необходимых для изучения тем и умений.

Читайте также:  Выбираем детский матрас

Такой график может составляться на каждого ребенка, но удобнее объединить в одну таблицу, содержащую общую и индивидуальную информацию. Чаще всего используются следующие принципы составления графика развития детей:

  • От общего к индивидуальному. Верхние строчки относятся к обоим детям и содержат в себе навыки, которые в разной степени нужны всем дошкольникам. Среди таких знаний можно выделить:
    • Мелкая моторика;
    • Речь;
    • Общие познания о мире;
    • Ознакомление с литературой;
    • Творческие способности;
    • Музыка;
    • Логика.

После общих граф вписываются индивидуальные моменты для каждого ребенка, содержащие пометки.

  • Ежедневные и периодические занятия. Хорошо, если таблица содержит в себе указания на важность проведения определенного вида занятий. Например, уроки английского могут быть как ежедневно, так и периодически (2–3 раза в неделю);
  • Отметка о завершенности. График деятельности содержит в себе поле для внесения отметки о проведении занятия в течение дня. Удобно вносить данные в таблицу сразу после завершения обучающей игры.
  • Анализ деятельности. В конце недели или месяца мама может проанализировать успешность освоения материала и понять, как лучше скорректировать занятия на следующий этап с учетом упущенного или не до конца завершенного блока.

План развития может выглядеть приблизительно так:

Понедельник Вторник Среда Четверг
Моторика; Шнуровка; Конструктор; Прищепки; Сенсорные подушечки;
Речь; + + +
Общие знания; Выезд на природу; Изучение деревьев в парке;+ Обучающий фильм;
Чтение (18.00); «Репка»; «Курочка Ряба»; «Теремок»; Стихи;
Творческие способности (16.00); Пластилин; Рисование; Лепка; Аппликация;
Музыка(12.00); Симфония № 1; Вальс; Ноктюрн; Детские песни;
Логика (10.00); Логические цепочки; Карточки; Работа по тетради; _
Кубики Зайцева для старшего (15.00); Слог «Ба»; Слог «Ма»;

При желании каждую строку можно дополнительно разбить на две, чтобы вносить информацию по каждому из детей. Удобно отслеживать пройденный материал, делая пометки о виде занятий с детьми.

Возможно, ведение такой таблицы покажется сложным или скучным, но она помогает маме ориентироваться в течение дня в выполненных и упущенных занятиях. Когда малыши подрастают, можно вывешивать план на стене и предлагать детям делать самим отметки. Понимая, что и когда вы проходили, легче проводить анализ деятельности, своевременно вводить все необходимые навыки.

При таком принципе легко отслеживать, какой вид занятий вы уже использовали. Исходя из плана, всегда найдется идея, чем занять крошек.

Хорошо, если график будет сочетаться с режимом дня и для разных видов деятельности будет указано предпочтительное время суток. Так, творческие занятия удобно проводить во второй половине дня, а обучающие занятия и игры − с утра.

Приблизительно поняв схему обучения и развития детей в течение дня, маме намного проще планировать выполнение бытовых задач.

Приучение детей к познанию нового материала в первой половине дня, ежедневным занятиям с маленького возраста позволяет успешно адаптировать детей к необходимости учебной деятельности в дошкольном учреждении и школе.

Наличие такой таблицы не говорит, что нужно следовать намеченным пунктам, невзирая на препятствия. Жизнь всегда вносит свои коррективы и дети часто не следуют намеченной родителями дорогой.

Но видя, что удалось сделать, какие успехи были достигнуты, можно не только понять, где нужно наверстать, но и увидеть склонности детей к определенному виду деятельности, направления, которые вызывают у них сложности.

Зная сильные и слабые места собственного ребенка, намного проще реально оценивать его знания и готовить к школе.

Подготовка заданий, материалов и обдумывание идей для игр

Кроме таблицы освоения необходимых знаний и умений на неделю, хорошо уделять время подготовке материала для игр и занятий. Все элементы желательно подготовить накануне, тщательно продумав весь материал для каждого ребенка, собрав необходимые предметы в достаточном количестве.

Чтобы все ваши попытки не превращались в расстройство, заранее подумайте про смену видов деятельности, подберите разноплановые варианты. Хорошо подумать над вариантом, когда один из детей откажется выполнять предложенное. Оптимально подготовить для каждого из детей отдельный комплект из заданий, которые займут на время работы со вторым малышом.

Важным фактором при подготовке занятия будет понимание, что один из детей может не захотеть выполнять все по вашему плану, а предпочтет делать по уже известной ему схеме.

Все занятия должны проходить в игровой форме с использованием наглядного материала, оформленного в яркой и привлекательной для детей форме.

Для привлечения внимания хорошо использовать любимые игрушки в качестве активного ведущего, рассказывающего весь необходимый материал.

Сохранить интерес к разнообразным пособиям и методичкам можно, разнообразив материал, увеличив количество используемых дополнительных предметов. Использовать одно и то же пособие лучше не каждый день, а чередуя его с другими.

Одно из условий проведения качественных игр и занятий с детьми дошкольного возраста – частая смена полезной деятельности, переключение с умственного труда на физический, приучение к разминкам и гимнастикам между разными занятиями. С самого раннего возраста обоих детей нужно приучать правильно сидеть, держать ручку или карандаш, выполнять разминку для глаз и спины. В погоне за знаниями не стоит забывать о здоровье детей.

Подготовка инструментов

Оптимально иметь все необходимые инструменты в нескольких экземплярах. Дети копируют поведение друг друга, если один малыш будет рисовать розовым фломастером, то второй тоже захочет рисовать именно таким же.

Чтобы избежать конфликтов на этой почве, при покупке канцелярии и других инструментов берите два экземпляра.

Организуя совместную деятельность, предоставляйте каждому малышу собственный комплект необходимых инструментов, который будет идентичен набору брата или сестры.

Если дети разновозрастные и на одном занятии вы предлагаете разные виды деятельности, то, чтобы младший ребенок не стремился использовать не предназначенные для наго инструменты, можно воспользоваться небольшой хитростью. Дети очень чувствительны к цифрам. Они с радостью запоминают свой возраст и видят разницу в количестве.

Скажите крохе, что этот предмет разрешен только детям, которым уже исполнилось … лет, а ему только …. Объясните, что когда малышу исполнится … лет, то ему обязательно будет можно делать желаемое действие.

Подготовка места

Творческие и умственные задания требуют удобного места для их выполнения, активные игры – пространства. Стоит заранее побеспокоиться, чтобы дети не мешали друг другу и при этом видели, чем занят второй малыш. Убедиться, что для игры будет достаточно места для безопасного ее проведения. Есть несколько секретов подготовки места для проведения разных видов занятий.

  • С двумя детьми оптимально ставить два стола один напротив другого, а самим располагаться сбоку, чтобы было комфортно помогать обоим малышам;
  • Усаживать рядом не рационально: пытаясь посмотреть, чем занят брат или сестра, крошки могут мешать друг другу, что приведет к конфликту;
  • Хорошо, когда каждый из детей имеет свое место для творческих и учебных работ, которое растет вместе с ним, позволяя сохранять осанку и здоровье, а вам сэкономить, совершив покупку однократно;
  • Для подвижных игр, которые требуют большого пространства лучше выбирать улицу или продумать способы организации безопасного пространства. Все острые углы рекомендуется закрыть мягкой тканью. Чтобы избежать травматизма, выбирайте место, где малыши не будут скользить. Уберите все хрупкие вещи в недоступные места, при этом предметы, которые находятся высоко, но стоят на краю и при возможном толчке мебели могут упасть, лучше перенести или переставить.

Все эти шаги по подготовке занятий и игр с несколькими детьми помогут избежать сумбура, негативных реакций и сделать совместное времяпровождение детей интересным и полезным.

Общие выводы и рекомендации

Подводя итог над принципами организации занятий с несколькими детьми остается только подытожить сказанное и рассказать некоторые хитрости, подходящие для дошкольного возраста.

  • Все занятия должны содержать игровой элемент и быть желанными для обоих малышей и родителя. Если один кроха хочет заниматься по предложенной вами схеме, а второй выражает протест, то предоставьте ему свободу и проводите запланированное с одним ребенком. Через несколько минут, видя интерес брата или сестры к предложенному действию, строптивое чадо пожелает присоединиться. Если вы будете пытаться заставлять, то вызовете дополнительный протест или истерику;
  • При подготовке заданий старайтесь использовать интересный для детей материал, разнообразить скучные задания героями или историями, используйте для привлечения внимания яркий, привлекающий вид предметов. Наличие привлекающих внимание картинок позволяет даже из самого скучного и сложного обучающего материала сделать интересную игру, в которой герой исследует волшебный мир науки;
  • Старайтесь говорить на понятном для малышей языке, выбирая прямой порядок слов, избегая очень сложных выражений и терминов. Постарайтесь применять понятные для обоих детей примеры и предметы, ведь дети дошкольного возраста используют образное мышление для восприятия происходящих вокруг событий и понимания нового материала;
  • Чередуйте виды деятельности. Если малышу надоело думать над задачей или слушать книгу, предложите ему попрыгать или побегать, потанцевать. Такой резкий перепад в деятельности поможет сбросить лишнее напряжение и выплеснуть лишнюю энергию. Смена спокойных и активных занятий позволит отдохнуть не только малышам, но и маме;
  • Все дети к моменту начала общего занятия должны быть сыты, бодры и в хорошем настроении. Не стоит привлекать к активной совместной деятельности больного или вялого малыша, начните работать с одним крохой, и если второй проявит желание, то разрешите к вам присоединиться;
  • Старайтесь обеспечить детей тишиной во время развивающих и обучающих занятий, спрятать все отвлекающие предметы, выключить телевизор;
  • Реакция на результат деятельности должна быть только положительной. Не сердитесь, если у одного ребенка все получается, а у другого нет, не ставьте их в пример друг другу. Лучший вариант предложить дополнительно проработать сложное место и добиться хорошего результата. В это время второй малыш может помогать вам;
  • Каждый ребенок индивидуален, постарайтесь даже в командной деятельности отмечать особенности каждого из детей, подчеркивать успешные попытки и корректно поправлять неудачные места, предлагая повторить сложное место для закрепления;
  • Позвольте детям самостоятельно искать игры без вашего участия. Подскажите и отойдите в сторону. Умение играть и находить занятие самостоятельно − важный навык для детей, позволяющий закреплять полученные знания и моделировать различные ситуации.

Источник: https://kukuriku.ru/razvitie/igry-igryshki/kak-organizovat-zanyatiya-s-neskolkimi-detmi/

Моё планирование игр и занятий

Решила написать о том, как я организую игры-занятия с Глебом. Или даже скорее есть ли у меня какой-то план занятий с детьми на деньнеделюмесяц.

Я много перепробовала разных вариантов.

Сначала, когда Глебу было около года, я составляла примерный план занятий с детьми на следующий день: во что поиграем до прогулки, что сделаем после, когда будем рисовать, когда лепить итд. Детей тоже можно учить планированию, начиная с 5-6 лет. Я писала о тайм-менеджменте для детей в этой статье.

Уходило на это много времени – около часа вечернего времени. А следовать «намеченному» плану занятий и игр удавалось не больше, чем на 20%. И я это дело забросила, потом мне попались недельки Даниловой и по ним мы тоже занимались, где-то полгода.

https://www.youtube.com/watch?v=bDwlNBVwTOs

Здесь все уже расписано на целый день, на 7 дней в неделю. Мы прошли почти все темы, а начинать их заново, но брать игры для более старшего возраста было скучно.

Так как я очень люблю читать и искать материалы о детях и для них, то со временем у меня скопилось много самых разных игр и программ по развитию для детей 2,3,4,5 … лет.

В одних были музыкальные занятия, в других математические, третьи развивали представление об окружающем мире, четвертые учили читать.

Материала было много, а у меня оставалось чувство, что мы ничем не занимаемся и хватаемся то за одно, то за другое.

В общем, задачи перед собой я поставила две:

  • Систематизировать хотя бы какие-то игры-занятия и постоянно уделять им время, несколько раз в неделю.
  • Перестать волноваться самой, что я чего-то не успеваю. Расслабиться и делать «здесь и сейчас» все, что могу.
Читайте также:  Дистанционное изучение иностранных языков. мифы и реальность

Получить решение удалось с одной стороны благодаря тому, что я опробовала разные варианты: хаотичные памятки, планы занятий, списки, программы на каждый день. С другой стороны тому, что много искала и читала статей и книг на эту тему.

Очень понравился подход Л.Даниловой, но сначала я не смогла его полностью внедрить. Прошло время, и я вернулась практически к нему же, вот только изменила свое отношение к происходящему и все наладилось!

Опишу вкратце сам метод. Я беру блокнот и делаю таблицу в 3 столбика. В первом столбике записываю, то чем хотела бы заниматься, во втором – сколько раз в неделю, а третий столбец – контрольный. В нем я отмечаю, состоялась ли игра, занятие, чтение, беседа – в общем, то, что было задумано.

Вот как выглядит наш план занятий и игр с детьми:

Если же вам интересны какие конкретно игры мы используем, то смотрите раздел ТРИЗ, Игры-занятия и Математика.

Неделя кажется самым подходящим периодом. Третий столбец я еще разбиваю на нужное количество ячеек. То есть, если читаем английские книжки 3 раза в неделю, то там 3 ячейки.

Но настоящий «прорыв» случился у меня, когда я начала относится к этому плану занятий с детьми не как к «показателю» того, что я опять успела не все, что запланировала. А просто как к «объективному фиксатору» того, что было.

Я просто все отмечаю и в конце неделю смотрю, отмечая, во-первых, что мы много чего сделали и, во-вторых, отмечаю, что на следующей недели надо постараться больше рисовать, лепить и читать, если на этой мы уделяли внимание другим вещам. Отмечать и записывать, то, что ты сделал, очень помогает, тем, кому постоянно кажется «мало», «ничего не успеваю».

Можно просто начать вести дневник, и вы сразу обнаружите, что у вас все в порядке. Просто вы ставили себе невыполнимые задачи и поэтому всегда не успевали сделать всё.

Присоединяйтесь к беседе и оставляйте комментарий.

Источник: http://ideas4parents.ru/rub_mamina_shkola/matematika/organizatsiya-igr/planirovanie.html

Зачем планировать занятия с детьми и как делать это максимально эффективно, чтобы планы НЕ оставались на бумаге

Сегодня хочу поговорить о довольно-такой «болезненной» для многих мам теме планирования занятий с ребенком.

Рано или поздно, планировать занятия с ребенком пробует, пожалуй, каждая мама, но продолжают и планируют регулярно — лишь единицы.

Почему так происходит, нужно ли вообще планирование, что оно дает и как планировать максимально эффективно – обо всем этом поговорим сегодня.   

Зачем нужно планировать занятия

На сокровенный вопрос «нужно ли планировать занятия?» — мой ответ: «однозначно, да. Но делать это нужно, учитывая целый ряд факторов».

Итак, зачем нам вообще нужно планирование занятий с ребенком.

Во-первых, имея план занятий нам легче начать заниматься с ребенком в принципе.

Наличие четкой схемы действий вселяет уверенность в собственных силах, да и знаешь, куда двигаться.

Во-вторых, только благодаря планированию мы можем справиться с естественным снижением мотивации и продолжать заниматься с ребенком несмотря ни на что. Таким образом, занятия с ребенком становятся системными, а не от случая к случаю.

В-третьих, появляется возможность «не терять» идеи, систематизировать уже имеющиеся задумки и вносить новые занятия в план.

Самое главное со всего вышеперечисленного это, конечно, то, что план дает возможность не бросать занятия, а проводить из регулярно, отслеживать прогресс в занятиях, а также корректировать план в зависимости от темпа развития ребенка и наших целей при организации развивающих занятий.

Так, с тем, что план должен быть – думаю, все понятно, но вслед за этим пониманием возникает вполне очевидный вопрос: как это делать эффективно?

От чего зависит успешность плана и его выполнение?

Как сделать так, чтоб планирование вошло в привычку, а план – не оставался на бумаге?

Эффективное планирование 

Записала для вас подробное видео, в которым отвечаю на основные вопросы планирования занятий с детьми.

P.S. Важно помнить, что планирование — вещь сугубо индивидуальная и для того, чтоб оно работало — нужно обязательно адаптировать общие принципы под конкретную ситуацию.

Если Вы хотите обрести кристальную ясность в вопросах развития ребенка и раз и навсегда научиться планировать игры и занятия для ребенка на каждый день —  записывайтесь на мою личную консультацию.

Мы обязательно найдем время для встречи и я отвечу на все ваши вопросы, так как моя главная цель — помочь как можно большему количеству мам развивать своих деток гармонично и всесторонне.

Как эффективно планировать занятия с детьми

Что здесь очень важно понять?

Что эффективность плана, в первую очередь, зависит от адекватности его наполнения.

Если мы наполним его кучей игр, которые окажутся ребенку не интересными в принципе, если мы неправильно оценим свои силы и не умеет эффективно управлять своим временем – план гарантированно останется на бумаге.

А оставшись на бумаге хотя бы один раз – он рискует больше никогда не быть составленным. Вспомните себя?

Много ли вы планов составили после того, как первый совершенно не удался?

Итак, давайте рассмотрим основные ошибки планирования занятий с детьми.

Это поможет понять, почему планы часто бывают неэффективными, а разобравшись в этом – вы наверняка сможете планировать свои занятия более эффективно и практично.

Ошибка №1 В плане отсутствует понятная стратегическая цель мамы.

К сожалению, часта ситуация, когда мама не определяет для себя главную цель занятий с ребенком.

Что она хочет получить в результате?

Какие акценты ей нужно ставить в развитии своего ребенка?

Это стратегический вопрос и здесь очень важно понять, что эти акценты должны быть индивидуальными.

Источник: http://kruchinskaya.com/zachem-planirovat-zanyatiya-s-detmi-i-kak-delat-eto-maksimalno-effektivno-chtoby-plany-ne-ostavalis-na-bumage/

Как ребенку все успеть, или планирование для детей

Сели мы вместе с ребенком и составили первый список на день.

К концу дня сын меня спросил «А что значит „буквы“?» Я отметила для себя, что мы не верно написали пункты нашего плана. Составляемый список, должен быть сформулирован предельно развернуто. Например, в нашем случае следовало указать «Прописать буквы в прописи», хорошо бы еще указать и страницу.

При составлении списка вместе с ребенком важно, чтобы он сам принимал активное участие и выбирал дела, которые хочется выполнить, а мама уже мягко добавит семейные обязанности в этот план. Будет замечательно, если план сопроводить картинками Так Владик сам планировал игры с червяками, кормление собаки, а прописи добавляла мама.

Чтобы не смущать вас, напишу об играх с червяками. Мы жители городской квартиры оказались у бабули с ее огородом, курятником и многими очень интересными вещами.

Сынок очень увлеченно помогал бабушке во дворе, потом накопал дождевых червяков и принялся с ними играть. Одна из игр заключалась в измерении расстояния, которое проползет червяк, пока Влад досчитает до 100.

Все это действо очень заняло нашего сынишку, и он решил спланировать игры с червяками на следующий день.

Итог первого дня планирования — выполнены только те пункты, которые ребенок сам запланировал, написанные мамой — проигнорированы. Но мы не опускаем рук.

На второй день составления списка дел было учтено, что пункты в должны указываться с действием. И получилось вот что:

Я посмотрела на наш план и улыбнулось — каждый пункт это процесс, а результата и не видно. При планировании для ребенка важно указывать конечный результат.

Еще я отметила для себя очень важный момент. План нужно составлять так,чтобы ребенок мог его выполнить, чтобы не оставалось незавершенных дел. Маленький человечек должен чувствовать себя победителем!

Здорово будет отмечать на календаре дни, когда план выполнен на 100%, наклейками. Наш Владка уже расчертил для себя лист календаря и получает первые наклейки.

При наличии повторяющихся каждый день дел удобно будет составить  таблицу, в которой галочками отмечать выполнение пунктов плана. Хочу сделать такую табличку для сына, когда он на неделю останется с бабушкой (думаю, что бабушка не станет писать списки каждый день и такая табличка ей будет удобна).

Никакое планирование не будет эффективно, если в семье все происходит спонтанно и не организованно. Начинайте с себя и детки на примере начнут планировать и свою маленькую жизнь.

 Ваша Галина Кузьмина

Источник: http://naukaveselo.ru/planirovanie-dlya-detey.html

Игровые занятия с детьми

Большую часть информации дети усваивают во время игры. Игровые занятия с детьми составляют большую часть занятий воспитателей и родителей с подрастающим поколением. Собственно игровая деятельность — основная для ребенка с первых месяцев жизни.

На игре основано и познание окружающего мира, и обучение разнообразным навыкам, и спортивное развитие малышей. Уже в более осознанном возрасте дети могут выполнять какие—либо действия за счет силы воли, усидчивости и сосредоточенности.

Игровые задания для детей должны быть тщательно продуманы, подготовлены, спланированы.

Планирование игровых занятий с детьми

В начале планирования игровых занятий с детьми сформулируйте для себя цели. В зависимости от поставленных задач, выбирайте конкретные игры, задания, упражнения. Учтите, что наиболее важна преемственность в занятиях.

Каждый день вы с малышом должны осваивать что—то новое, закреплять уже пройденное и двигаться к определенной цели. Например, вы решили познакомить ребенка с основными геометрическими фигурами. Первые занятия можно посветить теме «Круг и шар».

Затем изучайте «Квадрат и куб», «Треугольники» и так далее.

Конечно, изучение любой темы надо начинать с более легких упражнений. Планируйте игровые задания для детей, учитывая смену деятельности. Спортивная минутка будет уместна после занятий лепкой или аппликацией, музыкальная игра покажется особенно увлекательной после задач на логику.

Составляя план игровых занятий с детьми, учтите возраст ребят, количество человек в группе, время для ваших упражнений. Иногда не обязательно строго следовать четкому распорядку. Если детей заинтересовала какая—то игра или тема — уделите чуть больше времени этому заданию. Ребята обязательно оценят такой индивидуальный подход, порадовав вас своими успехами и хорошим настроением.

Разные игровые занятия с детьми

Игровые задания могут быть спортивными, музыкальными, логическими. Спортивные мероприятия могут включать подвижные игры, танцы, гимнастику, веселые тренинги. По опыту многих поколений можно назвать наиболее интересные подвижные игры: «Вышибалы», «Карусель», «Займи место».

Логические игровые задания для детей требуют различных наглядных материалов. В этом случае даже скучные детям математические задачки покажутся увлекательной игрой. Музыкальные игры сочетают в себе творческие и спортивные элементы. Наиболее популярным видом такой деятельности является танцевально—игровая гимнастика для детей.

Танцевально—игровая гимнастика для детей

Танцевально—игровая гимнастика для детей является замечательным способом укрепить здоровье ребенка, развить его координацию движений, музыкальный слух и чувство ритма. Такая гимнастика способствует развитию творческих начал у детей, воспитанию их художественного вкуса.

В группах игровые занятия с детьми укрепляют положительный настрой, хорошее настроение.

Эмоциональная наполненность танцевально—игровой гимнастики для детей достигается музыкальным сопровождением и элементами спортивного, классического, народного танца.

Также положительный эффект достигается образными, сюжетными композициями, которые отвечают особенностям детей, склонных к копированию движений других людей и даже животных.

Игровые занятия с детьми могут иметь целью познакомить ребенка с такими танцами: «Цыганский», «Ламбада», «Ежик резиновый», «Яблочко», «Русский», «Антошка», «Чунга—Чанга». Ребенок будет не только осваивать новые движения и музыкальные ритмы, но и развивать координацию движений, ориентацию в пространстве, выносливость.

Немаловажным является обучение основам коллективной деятельности, необходимости соблюдать правила игры. Игровые занятия с детьми должен проводить специально подготовленный воспитатель или музыкальный работник. В этом случае занятия будут иметь успех и с точки зрения детей, и с точки зрения родителей.

Источник: http://depils.com/igrovye-zanyatiya-s-detmi/

Ссылка на основную публикацию