Как воспитать будущего лидера?

Как воспитать будущего лидера?

Я очень люблю свою работу, потому что она связана с детьми. Каждое утро для меня начинается с улыбок малышей, спешащих в школу, а заканчивается всеобщим радостным выдохом: Пора домой! И неизвестно, что лучше.

Но меня всегда немного волновала такая дилемма. И на уроках, и дома мы стремимся дать деткам как можно больше знаний. Малыши, добросовестно выполняющие мамины задания, приводят нас в восторг, а шкодники, часами пропадающие на улице, вызывают у родителей море негодования и расстройств.

Но! Проходят годы, бывшие отличники оканчивают институты. Одним из них удается неплохо устроится в жизни, большинство же будут продолжать добросовестно выполнять указания… начальства за мизерную оплату.

В то же время можно привести сотни примеров, когда вчерашние «троечники» успешно ведут собственный бизнес, занимаются предпринимательством, открывают свои фирмы.

Конечно, данное правило срабатывает не всегда. Любой, наверняка, на ходу сможет припомнить парочку примеров, опровергающих мои слова. Тем не менее, закономерность, к сожалению есть.  А значит, что-то мы все, педагоги и родители, делаем неправильно.

Как выяснилось, данной проблемой давно озабочены и детские психологи. Они уверены, что развитие предпринимательской «жилки» напрямую связано с формированием лидерских качеств. Именно поэтому послушные малыши часто проигрывают вчерашним хулиганам.

Вы никогда не замечали, что есть дети, готовые часами просиживать штаны за компьютерными играми. Но бывают и такие, которым категорически не хватает 24 часов в сутках, чтобы реализовать все свои планы. Откуда такая инициативность? Да конечно же от родителей. Чтобы стимулировать у крохи жизнелюбие, работоспособность и лидерские качества, обратите внимание на  следующие советы.

  • С самого рождения давайте ребенку возможность выбирать, не решайте все самостоятельно. Собираетесь на улицу – спросите, какую кофточку ему одеть, готовите завтрак – уточните, что он предпочтет. Таким образом, у малыша будет формироваться навык мыслить, а не плыть «по течению». Заведите хорошую привычку, когда ребенок в очередной раз придет к вам за советом, перед тем как предоставить ему готовое решение, спросите: А как по-твоему нужно поступить?
  • Ищите и развивайте таланты ребенка. Они есть у всех, не давайте погибнуть им из-за лени, скудости бюджета или элементарного невнимания к малышу. Не поддавайтесь искушению навязать ребенку собственные мечты. Если вам очень хочется, чтобы из наследника вырос именитый музыкант, перед тем как отдавать кроху в спецшколу, задумайтесь, а есть ли у него предрасположенность к этой самой скрипке или фортепиано.
  • Путь к уверенности в себе лежит вдоль маленьких ступенек с названиями: «У меня получилось», «Я смог», «Я сделала это»… Создавайте крохе ситуации успеха. Ставьте перед ним посильные задачи и вместе радуйтесь их решению.
  • Ограничивайте время, проводимое малышом «в бездействии», то есть  перед телевизором или компьютером.
  • Учите ребенка на собственном примере! Если мама твердо уверена, что единственная цель в жизни женщины – родить детей и смотреть телесериалы, а папа регулярно жалуется на то, что «подлое» правительство о нем категорически не заботится, то и малыш, к сожалению, скорее всего, вырастет безынициативным «рохлей».

И, напоследок, качества, которыми обладает будущий лидер:

  • У него есть захватывающее хобби.
  • Потерпев неудачу, он не ползет в слезах к дивану, а делает выводы и решает проблему.
  • Он интересуется семейными делами.
  • Умеет найти для себя пользу в том, что другие не замечают.
  • Дипломатичен, легко общается с людьми. Ему не свойственно «дуть губы» или искать врагов.
  • В школьном возрасте такой ребенок практичен. Он вряд ли будет мечтать о карьере космонавта.

Источник: http://lopotun.ru/article/kak-vospitat-buduschego-lidera

Как воспитать будущего лидера?

x

Check Also

Воспитание детей задача совсем непростая и очень ответственная, требующая определённых знаний и навыков. Ведь именно то, что было заложено в детстве, определяет будущий характер ребёнка, его социальные навыки и влияет на всю будущую жизнь.

Как воспитывать мальчика правильно, чтобы вырастить настоящего мужчину — советы психологов Чтобы из сына вырос мужчина, хороший отец, достойный член общества, важно знать, как воспитывать мальчика.

Принято считать, что подробностями воспитания чаще интересуются родители мальчиков. Отчасти это действительно так, ведь мальчишки народ нестабильный, требующий к себе повышенного внимания.

При нынешнем уровне развития медицины узнать о том, что вы станете счастливыми родителями, но несколько в большем, чем планировалось, объеме, реально уже за полгода до появления на свет этого самого счастья.

Этот вопрос часто задают родители: как бороться с детской истерикой? Мало приятного, когда твое чадо посреди улицы или в магазине бухается на пол, орет дурным голосом и молотит по полу руками и ногами.

Магомедов Д.Б. – доцент кафедры уголовного права и криминологии Юридического института ФГБОУ ВО «ДГУ» Шабаева М.Д. – преподаватель базовой кафедры специальных дисциплин Юридического колледжа при Юридическом институте Аннотация: в данной статье будут всесторонне рассмотрены типичные ошибки семейного воспитания, их причины, сущность, значимость, а также влияние на растущую личность.

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет» Студент магистрант I курс Воспитание это важнейший процесс, который влияет на развитие ребенка.

«Чем меньше женщину мы любим, тем легче нравимся мы ей» – данная цитата из Евгения Онегина настолько глубокомысленна, что даже Пушкин вряд ли рассматривал её в родительском контексте, а именно отношений подросшей дочери и отца.

Стили семейного воспитания: какую занять позицию? — Индифферентный Индифферентный (отстраненный) стиль воспитания характеризуется небольшим количеством требований, низким уровнем общения и взаимодействия «родители-дети». Хотя индифферентные родители удовлетворяют основные потребности ребенка, они, как правило, не вовлечены в его жизнь, не интересуются его чувствами и переживаниями.

В каждой семье есть «особые рецепты» воспитания детей, всевозможные наблюдения и открытия. Хочу поделиться с родителями своим опытом, рассказать несколько, с моей точки зрения, полезных историй.

Помните миф о рождении Афины Паллады? Она вышла из головы собственного отца — Зевса. Вероятно, уже тогда прозорливые греки усмотрели главное различие в отношениях к своим детям у матери и отца.

Поощрение и наказание – это две стороны одной медали, имя которой «воспитание». И чтобы эта медаль оказалась золотой, необходимо знать основные правила поощрения и наказания.

Золотая середина воспитания Одна из актуальных проблем, относящихся к вечным проблемам человечества, — воспитание детей. Известны лишь два вида воспитания – организованное (общественное) и семейное.

Значение поощрения и наказания в практике воспитания Каждому, кому приходилось заниматься воспитанием детей, в своей практике применял методы поощрения и наказания.

Мария Монтессори родилась в Кьяравалле (Италия). Она была первой женщиной в истории Италии, окончившей курс медицины и одной из первых носительниц учёной степени доктора наук.

Задачи и особенности семейного воспитания» Задачи и содержание семейного воспитания. Семейное воспитание — специальная педагогическая деятельность родителей в семье по социализации ребенка.

Воспитательные задачи, стоящие перед еврейскими родителями, несколько выходят за рамки обычных. Их успешность нельзя оценить набором критериев, по которым обычно судят, насколько удачным получился ребенок, оправдал ли он надежды своих родителей, имеют ли они от него нахес.

Жизнь с СДВГ: вопросы воспитания (Типичные ошибки родителей) 1.

Два вида ошибок в воспитании Ошибки, которые родители допускают при воспитании СДВГ-ребенка, можно условно разделить на два типа: Первые – это так называемые «инструментальные» ошибки (режим дня, обучение приемам деятельности, частные вопросы…).

Эти ошибки могут допускать родители, которые в основном не испытывают больших трудностей во взаимоотношениях со своими детьми, но не обладают специальной информацией и недостаточно владеют навыками обращения с ними.

Источник: https://season-mir.ru/vospitanie-povedeniya/kak-vospitat-budushhego-lidera

Воспитание будущих лидеров | Бизнес-журнал The Chief

Считается, что лидерство – это искусство, навыки которого можно получить, обучаясь. Вера в это основана главным образом на традиционном определении самого понятия «лидерство», суть которого перемешана с другим — «менеджмент». Есть немало путей продемонстрировать суть лидерства вне контекста управления.

Мартин Лютер Кинг, Махатма Ганди и Нельсон Мандела в свое время существенно повлияли еще так сказать на правительства своих стран, хотя и не были членами этих правительств и не имели никаких полномочий.

Аналогичным образом, когда работники -«идеологи» продвигают свои интеллектуальные «продукты», они могут добиться успеха за счет лидерского влияния без каких-либо управленческих полномочий в отношении своего руководства.

Лидерство вовсе не привязано к управленческих функциональных ролей. Сотрудники могут проявлять лидерство и служить примером для своих коллег, в то время как компании могут демонстрировать лидерские качества за счет инновационных продуктов, несмотря на вторичные позиции на рынке.

Менеджмент и чистое лидерство

Зачем фокусироваться на единичных случаях лидерства, когда необходимо сосредоточиться на другом вопросе — как стать лидером-управленцем? Возможно суть лидерства стоит изменить в сторону более динамичного, менее иерархической и более комплексного понятия.

Чистое лидерство — указывать путь другим, или же своим примером способствовать чему-то. Каждый раз, когда Вы встаете на рабочем совещании, высказываете мнение, а коллеги соглашаются, Вы демонстрируете лидерство без фактической руководящей позиции.

Люди могут демонстрировать такое лидерство, не имея ни управленческого таланта или даже желание управлять теми, кто его принимает и готов следовать. Такое лидерство – это чистое воздействие, которое быстро «выветривается». А вот процесс воплощения решений и идей – это отдельный этап, которым может управлять совсем другой тип лидеров.

Лидерские черты. Для чистого лидерства достаточно лишь идеи, которая способна зажечь окружающих, и умение держать фокус аудитории, в то время как для лидера-управленца — это нечто большее.

Лидеры-управленцы — люди, которые берут на себя обязательства и ответственность и проявляют силу воли, чтобы доказать свою большую идею до конца.

Пропаганда таких идей требует мужества, убедительных доказательств и умение влиять на других.

Но предположим, что Вы фронтовик-инноватор, который приходит со свежей идеей для iPhone.

Если вы способны продемонстрировать топ-менеджменту, что можете придумать что-то грандиозное, вам не нужно много мужества, чтобы поощрять верхушку. Если они купят вашу идею, это будет лидерство на разовой основе.

И даже если ваш уровень подготовки — низкий и вы не способны продавать, хорошей идеи будет достаточно, чтобы убедить руководство.

Этот пример демонстрирует, каким образом лидерство может сработать без каких-либо специальных навыков, а только за счет великой идеи и качественного наполнения.

И хотя в некоторых ситуациях требуется мужество и отработанные умения, тот факт, что такие черты не является универсально необходимым, показывает, что лидерство не может быть определено стандартным набором характеристик и личностных черт.

Лидерство и творчество. Демонстрация чистого лидерства основана на желании диференціюватись, оставить свой след, сделать вызов статус-кво и создать лучший мир. Чистое лидерство — это симптомы «молодого бунтарства», которое и является тем самым драйвером, что подпитывает креативность. И как мы знаем, именно молодые люди являются наиболее креативными.

Лидерство и креативность — похожие, но довольно разные понятия. Вы вполне можете демонстрировать лидерство, отстаивая идею, автором которой Вы не являетесь, поскольку Ваша креативнітсь не достаточно развита.

Креативности нельзя научиться, даже пытаясь развивать смежные навыки, такие, например, как брейнсторм и творческое мышление. Стремление лидировать имеет ту же основу, что и творить, но они остаются аналогично не изученными, поэтому природу этих явлений объяснить сложно.

Подобно креативности, лидерства можно достичь с помощью воспитания. Вполне возможно демонстрировать лидерскую позицию без отличных ораторских и презентационных навыков.

Иногда достаточно просто убедительной идеи. В отличие от многих талантов, научиться влиять на аудиторию вполне возможно.

В частности такие навыки используются в продажах, поэтому это не является уникальными лидерскими качествами.

Развитие управленческой культуры

Если лидерство — это показывать дорогу другим, тогда то, что сегодня называется развитием лидеров, должно быть переформульовано в другое — развитие управленцев. Но кажется, культура лидерства и управленческая культура — разные вещи.

Читайте также:  Как планировать игровой урок с детьми?

Слово «лидерство» красиво упакован и его легко продавать. Это то, что руководители стремятся покупать.

Но учебные программы по лидерству должны подавать пример и предлагать программы в соответствии с требованиями бизнес-среды – мира, где доминируют быстро меняющиеся идеи.

Этика, честность, эмоциональный интеллект, как получить лучшее от людей, развитие управленческой культуры — это не развитие лидерства.

Дэниел Гоулман утверждал, что «зрелость» другими словами можно назвать эмоциональным интеллектом. Для молодежи, которая занимается умственным трудом, это означает, что они должны вырасти, прежде чем стать лидерами.

По иронии судьбы, призывы молодым лидерам увеличивать эмоциональный интеллект, могут иметь катастрофические последствия, поскольку это превращать лидеров в менеджеров. Это именно то, что сегодня и происходит – лидеров превращают в менеджеров.

Современные управленцы признают, что лидерство действительно отличается от менеджмента. Лу Герстнер четко отметил, что сегодня компании IBM необходимы радикальные изменения для дальнейшего движения. Когда-то он был новичком в этой компании и хорошо помнит, что новички — более творческие, чем долгосрочные сотрудники.

Примеры чистого лидерства. Есть два типа лидерства. Первый означает быть ответственным за группу, второй – это любое личностное разовый влияние (не важно в каком участке иерархии находится такой лидер):

  • сотрудник Sony продал руководству свою идею, представив свое изобретение – PlayStation;
  • Мартин Лютер Кинг повлиял на правительство США, когда продемонстрировал свой протест против сегрегации (расовой дискриминации);
  • идеи Джека Уэлша (об игроках на рынке — номер один и номер два) существенно повлияли на управленцев по всему миру;
  • компания Apple демонстрирует явное лидерство среди производителей музыкальных плееров, мобильных телефонов и программного обеспечения;

Эти примеры лидерства имеют много общих черт:

  • полная дифференциация от менеджмента;
  • независимость от текущих ролей в организации — лидер может «восстать» из любого участка иерархии, в том числе за пределами организации;
  • разовый влияние;
  • глобальность идеи, быстрый влияние на других

Именно такого лидерства сегодня нуждается в инновационный бизнес для борьбы в войне идей. Однако таких лидеров можно только воспитать, а не развивать.

Практические советы для воспитания лидеров:

  • изменить сущность лидерства; лидерство, которое можно трактовать как разовую демонстрацию лидерских качеств;
  • четко различать лидерство и менеджмент;
  • восстановить понятие «менеджмент»; менеджмент как поддерживающая функция;
  • обучать молодых лидеров таким образом, чтобы они сосредоточивались в первую очередь на качественном наполнении идей, а потом уже на личных качествах;
  • обучать управленцев брать на себя ответственность и не бояться вызовов;
  • поддерживать групповую активность и вознаграждать авторов полезных идей

Преимущества:

  • увеличиваются шансы на победу в войне идей за счет прорывных инноваций;
  • поощрения работников умственного труда;
  • размывание границы между двумя сторонами — собственностью и организационной стороной;
  • уменьшается давление на руководителей (призывы становиться героями и монополизировать право собственности).

Источник: http://www.thechief.ru/growth/vospitanie-budushhih-liderov.html

Как воспитать ребенка-лидера? Секреты частных британских школ | Forbes Woman

Одно из таких мест — Итонский колледж в Великобритании. Говоря о нем, любят подчеркнуть, что в нем прошли обучение 19 британских премьер-министров и множество представителей королевских семей, включая обоих британских принцев — Уильяма и Гарри.

Зато немногие знают, что в этой школе-пансионате для мальчиков также учились знаменитые писатели и актеры, такие какЯн Флеминг (создатель бондианы) или современная знаменитость Эдди Редмейна (британский актер, сыгравший главную роль в фильме «Вселенная Стивена Хокинга»).

Даже если имена некоторых выпускников знаменитого колледжа не знакомы широкой аудитории, вы можете быть уверены в том, что каждый из них достиг признания в той области, которую выбрал для себя. Будь то издательский бизнес, игра в крикет или астрология.

В чем же секрет этого учебного заведения: в выборе детей только из влиятельных семей, которым уже уготовлено место под солнцем, или в умении разглядывать потенциал ребенка в раннем возрасте и направить его в правильное русло?

Вплоть до 2002 года в Итонском колледже работала система наследственного отбора студентов, когда мальчиков помещали в список будущих студентов еще при рождении, если их родственники по мужской линии обучались там, были голубых кровей или по меньшей мере являлись сыновьями влиятельных людей, близких ко двору.

По сути, это был конвейер наследников, которые еще студентами выстраивали необходимые для успешной карьеры связи в высших кругах. Именно этим и объясняется такое количество успешных политиков, окончивших Итонский колледж.

А как же тогда появление талантливых актеров, математиков и олимпийских чемпионов? Ведь талант невозможно передать по наследству, его можно только обнаружить, а после приложить максимум усилий, чтобы развить. Да и унаследовать место в парламенте, допустим, можно, но быть выдающимся политиком — это уже вопрос того же таланта и навыков.

Кажется, именно этой логикой руководствовался директор колледжа Тони Литтл, когда в 2002 году сменил правила поступления с наследственного на академический. Уверена, что для сыновей королевских семей принцип поступления остался неизменным, а вот простым смертным, чтобы попасть на эту фабрику успеха, придется попотеть.

Теперь каждый мальчик, желающий поступить в Итон, должен пройти собеседование в возрасте от 9 до 10,5 лет, за три года до начала обучения, с последующим тестом, состоящим из 600 совершенно произвольных вопросов, подготовиться к которым заранее невозможно.

После этого родители получают письмо либо с отказом, либо с хорошими новостями о том, что для их мальчика зарезервировано место и через три года, сразу после окончания начальной школы, он может приступить к учебе. Место в Итонском колледже невозможно купить.

Я знаю немало историй, когда арабские шейхи и российские олигархи пытались строить новые кампусы и библиотеки в обмен на место для своего отпрыска, но эти попытки ни разу не увенчались успехом.

А потому шансы у всех детей одинаковые, только не все желающие смогут соответствовать требованиям этого учебного заведения в силу отсутствия у них определенных навыков и качеств. Чтобы выяснить, какие же способности ищут в будущих студентах преподаватели Итонского колледжа, мне пришлось пообщаться с десятками бывших студентов, которые проходили обучение там после 2002 года, и их родителями.

Потенциал

Каждая мама начинала беседу с рассказа об особенностях своего мальчика, которые были видны чуть ли ни с самого рождения. Но в течение разговора становилось ясно, что далеко не у всех рождался ребенок с зияющим третьим глазом и способным решить великую теорему Ферма.

В некоторых случаях детей развивали всесторонне, и талант в какой-то момент вырисовывался сам, а в других случаях матери были запрограммированы на выявление и развитие особых талантов у своего чада, и поступление в знаменитый колледж не подлежало обсуждению. А был, например, случай, когда после поступления потенциал раскрывался с неожиданной стороны.

Один ученик, виртуозно владеющий гитарой, после поступления бросил музыку и стал выдающимся математиком.

Конкурентоспособность

Конкурентоспособность — это вторая вещь, на наличие которой проверяют абитуриентов. Этот навык должен быть естественной потребностью у мальчиков.

Он необходим в Итонском колледже, как рыбе вода, потому что в условиях высочайшей концентрации потенциала уверенность и желание быть лучше остальных должны просто литься через край.

А конкурентоспособен обычно тот ученик, в котором этот навык взрастили или попросту не подавили.

Мнение

Собственное мнение и умение самовыражаться — это как раз то, что проверяется на собеседовании. В 10 лет абитуриент должен объяснить причины своего решения поступить в знаменитый колледж и уверенно рассказать о своих интересах и планах на жизнь, а также поддержать беседу о религии, политике и на любую другую тему, которая пришла в голову представителям комиссии.

От ребенка не требуется анализировать предложенные лейбористами и консерваторами поправки к законам, но он должен обладать развитым логическим мышлением и уметь доносить свою точку зрения, какой бы она ни была. По рассказам одной из мам, после интервью комиссия заявила, что ее сын будет прекрасным оратором. «Но ведь он такой тихий и так мало говорит», — твердила им она.

На что представители комиссии ответили ей: «Неважно, как много он говорит, важно что».

По итогу этот мальчик возглавил все 68 дебатных сообществ колледжа и после окончания поступил на самый престижный факультет Oxford — PPE (Philosophy, Politics and Economics), на котором учились 42-й президент США Билл Клинтон, бывший премьер-министр Великобритании Дэвид Камерон и медиамагнат Руперт Мердок.

Место под солнцем

Что касается процесса обучения, то его основные принципы остались неизменными, и именно они являются той базой, за счет которой из мальчишек вырастают будущие лидеры. В Итонском колледже отсутствуют отношения учитель — ученик. Да, у каждого своя роль, один находится там, чтобы давать знания, а другой, чтобы получать. Но на этом все различия заканчиваются.

К студентам там относятся как к равным, и каждый из участников этого социального круга должен уважение заслужить. Если учитель позволит себе опоздать на лекцию, то студенты вправе бойкотировать его лекции. Никто никого не заставляет учиться, и можно не ходить на занятия вовсе.

Официально занятия заканчиваются в два часа дня, но каждый ученик в свое свободное время посещает дополнительные курсы по своему выбору. В этом колледже есть все, от китайского языка и до лепки из глины. А если чего-то нет, то нужно только попросить, и этот предмет появится, а вести его будут первоклассные преподаватели. Дополнительные занятия заканчиваются около 9 часов вечера.

Сами ученики уверяют, что «не круто» быть не задействованным в свободное от учебы время, поэтому все стараются посещать дополнительные курсы.

Для них «круто» быть первым, быть достойным обучения в Итонском колледже, о чем в ненавязчивой форме им напоминают каждый день.

Делается это с помощью сохранения традиций, от ношения сюртуков на лекции, как это делали премьер-министры, которые ныне приглядывают за учениками с портретов XVII–XIX веков, развешанных в обеденных комнатах и коридорах домов и кампусов, до совместных ужинов при свечах, обучения в классных комнатах, сохранившихся с XV века, и даже в играх вроде культовой The Wall, изобретенной там. Благодаря сохранившимся традициям ученики чувствуют непосредственную принадлежность к этому наследию и стремятся соответствовать ему.

Единственная помощь, которую оказывают педагоги студентам, — это невмешательство. Если родители приходят с просьбой выделить своему чаду ментора, их сразу спросят, чье это было решение, их или сына.

И если окажется, что это было желание родителей, их любезно попросят не вмешиваться.

Основная задача мам и пап — доверять своему ребенку, уважать его выбор и помогать реализовывать его, а не свои собственные, амбиции, только в таком случае он сможет стать успешным человеком.

Минусы обучения

Уникальность подобных школ-интернатов является не только их преимуществом, но и слабой стороной. Искусственно созданные условия для развития потенциала по большому счету не имеют ничего общего с реальной жизнью.

Есть риск развития ложного восприятия действительности у ребенка или неприспособленности к настоящей жизни. За время обучения в Итонском колледже ученики быстро привыкают к тому, что любые их начинания поддерживаются, учителя предоставляют им любые ресурсы для их реализации.

В быту таких привилегий нет, нужно быть самостоятельными расчитывать только на себя.

Если в вопросе воспитания полностью полагаться на школы с искусственно выстроенной реальностью, можно создать электроника, неприспособленного к обыденным человеческим факторам. Даже лучшая школа не сможет обучить бытовой мудрости, которую можно получить, столкнувшись лишь с негативным жизненным опытом. А его, как правило, в Итонском колледже сводят к минимуму.

Королевская партия

В 2026 году принц Джордж, правнук королевы Елизаветы II, которому сейчас пять лет, пойдет учиться в Итон, как и положено наследнику престола, и если ваше чадо является ровесником принца и для полного счастья вам не хватает только дружбы с королевской семьей Великобритании, то стоит всерьез задуматься о поступлении. Только помните: если вы хотите, чтобы ваш малыш сидел за одной партой с будущим королем, то и относитесь к нему по-королевски — дайте ему возможность раскрыть свой потенциал, вселяйте в него уверенность, разрешите самостоятельно управлять собственной жизнью, даже если его выбор не соответствует вашим планам. Стиву Джобсу не хватило денег на высшее образование, а Билл Клинтон так и не доучился на PPE и бросил Oxford на втором курсе. Но именно способность нести ответственность за собственные решения и делает из ребенка по-настоящему успешного человека, а разве не этого каждый родитель желает для своего чада?

Читайте также:  Помогаем ребенку в развитии при помощи конструктора

Источник: http://www.forbes.ru/forbes-woman/369227-kak-vospitat-rebenka-lidera-sekrety-chastnyh-britanskih-shkol

3 психологических шага, как воспитать лидера абсолютно из любого ребенка

Практические советы психолога и коуча Владимира Медведева, как сделать так, чтобы ребенок вырос успешным и уверенным в себе.

Вряд ли найдется человек, которому лидерство так или иначе мешает. Скорее наоборот помогает человеку достигать целей, не только самому лидеру, но и его окружению. Будь то спортивная команда, музыкальный коллектив или любой наемный труд. Задатки лидера проявляются уже в детстве, просто будьте к этому более внимательны.

Как распознать, что ребенок родился лидером?

Харизма, стопроцентное самовыражение, вот что такое лидерство. Это умение быть собой и этим влиять на свое окружение. Лидерство = сознательность и ответственность. А вот уровень цели и, соответственно, уровень влияния, демонстрирует нам лидерский потенциал индивидуума.

Лидер проявляется уже на детской площадке. Его все замечают, ребята окружают и хотят с ним поиграть. Они внимательно ловят каждое слово и готовы участвовать в том, что он предлагает. Он интересен, привлекателен, от него идет энергия.

Стоп-фразы для ребенка-лидера

Беда в том, что родительское влияние, воспитание, опирается на запреты: «Не лезь!», «Не ходи туда!», «Сиди тихо!», «Не скачи!», «Смотри, не упади», «Не замарайся» и т. д. Эти фразы вредят развитию ребенка как лидера. Это команды-ограничители, из-за которых лидерство попросту не проявится, будет остановлено, не развито.

Как развить в ребенке лидерство?

Шаг 1: представление

Определитесь с тем, чего вы хотите. Вы, как родитель, для своего ребёнка, чего хотите в будущем? Конкретизируйте. Какой вы хотите получить результат? Каким вы хотите видеть вашего ребенка уже взрослым. Это номер один. Это самое важное. Определитесь, составьте общее представление, а затем уточняйте, планируйте шаги.

Родитель, который по инерции воспитывает ребенка, потом разочаровывается. Ведь воспитание — это не простое сопровождение, а активная поддержка в развитии у ребенка всего самого необходимого для качественной жизни.

Итак, практика. Сделайте вот что. Возьмите ручку и листочек. Представьте своего ребенка в возрасте 25 лет.

  • Какой он? (самостоятельный, самодостаточный, независимый…)
  • Что он делает (работа, бизнес, учеба)?
  • Какие у него увлечения?
  • Есть ли у него друзья и кто они?
  • Что еще вы видите для своего ребенка?
  • Что вам нужно делать для того, чтобы в ребенке развивались необходимые для этого навыки?
  • Как с ним разговаривать?
  • Что ему предлагать?
  • Какие запреты убрать?
  • Каким образом дать ему возможность самовыражения?
  • Какие практики будут полезны?

И другие вопросы в этом контексте.

Шаг 2: настройка

Настраивайтесь на результат. Разговаривая с ребенком, представляйте этот результат. Стремитесь общаться с ним и содействовать именно в том направлении, чего вы хотите достичь. Всегда принимайте решения в отношении вашего ребенка исходя из того представления о нём, что вы для себя создали. Его будущее в ваших заботливых, родительских руках.

Важное дополнение: рождение лидера

Лидером можно быть с пеленок, уже родиться им. Генетика на вашей стороне. Лидером можно стать. Можно возродить в себе лидера самостоятельно. И можно помочь ребенку развить в себе необходимые, полезные для его успешного будущего навыки.

Не переживайте, если вы видите, что ваш ребенок не родился лидером. Большинство лидерских качеств можно воспитать и заложить фундамент успешного человека.

Тут важно не подавлять и не задавить своим воспитанием, а действовать сознательно и с пользой.

Шаг 3: исполнение плана

— Вы уже представили ребенка взрослым. — Вы рассмотрели все возможности для реализации задуманного.

— Вы знаете ваши конкретные шаги для исполнения желаемого.

Источник: https://lisa.ru/moy-rebenok/497802-3-glavnyh-pravila-ot-psihologa-kak-vospitat-rebenka-lidera/

Как научить ребенка быть лидером?

Воспитание лидера становится модной тенденцией, которой пытаются следовать молодые родители.

Если советский ребенок должен был быть прилежным, послушным и скромным, то современным подросткам суждено стать активными, озорными и непоседливыми.

Представитель поколения Z способен на большее, чем его 30-летние родители. Нередко это связано с регулярным фитнесом для мозга, который предлагает команда «BrainApps».

Однако, формирование лидерских качеств многие родители понимают превратно. Им кажется, что ребенок-лидер должен руководствоваться принципом «вижу цель – не вижу препятствий» и двигаться к своей мечте с упорством танка.

Унижение слабых, обход сверстников, изворотливость – вот качества, которыми, по мнению многих родителей, должен обладать их маленький лидер.

На самом деле взрослому человеку, который вырос на таких жизненных ориентирах, будет сложно произвести приятное впечатление.

Цель настоящего лидера – подавать положительный пример, вести за собой сверстников и младших, предлагать легкие пути решения сложных проблем. Достигать этих целей помогут постоянные тренировки с помощью увлекательных развивающих онлайн-игр (например, тренажера «Упрощение»).

Внимание, говорит лидер

Лидер должен приковывать к себе восхищенные взгляды, а без грамотной и четкой речи добиться этого эффекта просто невозможно.

Многим политикам и телеведущим удалось обрести популярность только за счет умения правильно говорить и грамотно убеждать свою аудиторию. В современном мире важны не только поступки, а их подача.

В самых запущенных случаях публика оценивает не внутренний мир оратора, а его внешнюю подачу. Однако, ребенка не стоит знакомить с такими случаями.

Чтобы объяснить ребенку важность поставленной речи, стоит еще раз упомянуть небезызвестный пример древнегреческого оратора Демосфена, которому пришлось радикально бороться со своей застенчивостью, слабым голосом и заиканием.

Регулярные усиленные тренировки помогли ему оставить позади дефекты речи и в совершенстве овладеть ораторским искусством. Эта история учит правильно оценивать роль самоподачи: аккуратного внешнего вида, опрятной одежды и грамотной речи.

Объектом пристального внимания может быть внешность и действия лидера.

Ответственность

Настоящий лидер не прячет голову в песок, как только ему приходится брать на себя ответственность. По нему обычно складывают впечатление обо всем коллективе.

Однако ответственность не должна становиться для лидера непосильной ношей: быть старостой класса, капитаном баскетбольной команды, руководителем группы очень увлекательно.

Остальные члены команды спешат к лидеру за помощью в сложной ситуации, ждут от него слов ободрения в случае поражения и похвалы за выигрыш. Умение грамотно и справедливо решать проблемы коллектива – это важный навык, овладение которым нельзя оставлять «на потом».

Взаимная поддержка, внимательность и рассудительность – это качества, которые позволяют чуткому правителю оставаться у власти, тогда как тиранам и диктаторам рано или поздно придется уступить трон с поникшей головой.

Игра «Сложная сортировка» научит концентрироваться на текущих задачах и предлагать креативные решения, чтобы пользователю удалось сохранить лидерство и помочь всему коллективу.

Не успеть все

Ребенку-лидеру не обязательно иметь высший балл по всем предметам. Отличного владения некоторыми дисциплинами и любимого хобби будет вполне достаточно для того, чтобы вести людей за собой. Главное – вовремя «зажечь» публику своей увлеченностью, креативностью и азартом.

Почему успешная карьера чаще всего поддается троечникам? Будущий спортсмен, исследователь, политик или бизнесмен не распыляется на все предметы, а усваивает основные дисциплины на «исключительном» уровне, тогда как «ботаник» не выказывает своей заинтересованности в текущих проблемах коллектива, имеет слишком высокое мнение о себе и тратит свободное время на охват всех школьных предметов.

Проигрывать – тоже искусство

Лидерские качества нельзя связывать с постоянным успехом. Умение достойно проигрывать скажет о человеке больше, нежели его желание получить победу любым путем.

Как сформировать у ребенка умение проигрывать?

  • Настраивайте ребенка на самосовершенствование – не ругайте школьника за неудачу: невыученное стихотворение, неудовлетворительную оценку по математике или последнее место в олимпиаде по истории. В момент неудачи ребенок нуждается в утешении и искренней поддержке.
  • Подтолкните ребенка к самоанализу – помогите разобраться в причине ошибки.
  • Объясните важность практики, приведите конкретный пример успешности метода проб и ошибок.

Люди с врожденным талантом реже добиваются успеха в профессии, которая ему соответствует, нежели те, кто не боялся рисковать и трудиться, не имея природных способностей.

Лидер идет сзади

Истинный лидер должен подчиняться общим правилам поведения. Знакомясь с новым коллективом, изначально человек будет подчиненным. Уважение ко всему коллективу и его правилам позволит человеку стать «своим», общаться со всеми на равных и предлагать креативные идеи.

Подозрительному чужаку и чудаку аудитория никогда не сможет доверять. Не зря говорят: в чужой монастырь со своим уставом не ходят.

Самостоятельность

Бабушки, дедушки и родители старой закалки убеждены в том, что ребенок – несмышленое и не самостоятельное существо, которое нуждается в тотальном контроле и всесторонней заботе.

Конечно, в первые три года жизни ребенок нуждается в постоянной помощи родителей, однако потом он испытывает сильную потребность в самостоятельных обдуманных действиях. Подавление склонности к самостоятельности приведет к полной зависимости от родителей.

Будучи взрослым, не самостоятельный человек становится идеальным подчиненным – безынициативным, спокойным и послушным сотрудником. Ему никак не стать предводителем коллектива. Без надежной опоры «маменькин сынок» не сможет принять ни одного решения.

Стоит вспомнить о том, что временные рамки периода детства неоднократно менялись. С античности до XV века человек 11-12 лет считался взрослым: он имел право создавать семью, восходить на трон и быть командиром войска. Даже находясь под влиянием религиозных доктрин, люди оставались независимыми по своему способу мышления.

Хотя ООН называет ребенком человека до 18 лет, в современном международном законодательстве полное совершеннолетие наступает в 21 год. Некоторые страны наделяют 14-летнего ребенка «взрослыми» правами – разрешением управлять ТС, создавать семью, приобретать дом и нести уголовную ответственность.

В быту рамки детства отодвигаются еще дальше – пожилой начальник считает несмышленым мальчиком своего 30-летнего подчиненного, а мать продолжает чрезмерно заботиться о своем 40-летнем сыне. В таких условиях популярность типа личности «вечный ребенок» вполне оправдана. Такой человек имеет романтические взгляды на жизнь и наивный характер, развлекаясь и играя в игры до глубокой старости.

Ключ к самостоятельности

Причина постоянного детства кроется в неправильном воспитании – запрет на самостоятельность провоцирует страх перед независимыми поступками и ответственными решениями.

Неуверенные люди постоянно разочаровываются в себе, поэтому предпочитают быть подчиненными, за которых все решения предпринимает опытный руководитель.

Поощрение решительности и самостоятельности позволит вчерашнему школьнику во взрослой жизни вести, а не быть ведомым.

Способы воспитания самостоятельного ребенка:

  • Выход из дома. Ребенок, которому приходится находиться в незнакомом окружении, быстрее становится открытым и свободным. Самостоятельный ребенок не прячется за маминой юбкой дома, а спешит общаться со сверстниками в песочнице, детском саду или школе.
  • Постоянная смена окружения – ребенок учится действовать самостоятельно, когда внезапно попадает в другой коллектив или отправляется на прогулку в незнакомое место. Однообразная обстановка формирует привычку и снижает способность к решительным действиям без подсказки.
  • Индивидуальный выбор увлечений – выбирать между спортивной секцией, интеллектуальным клубом и творческим кружком ребенку предстоит самому. Доверяйте малышу при выборе увлечений и всегда интересуйтесь его мнением.

Связь лидерства и экономики

Воспитание будущих лидеров имеет прямое воздействие на успехи в экономической сфере. Тот, кто приучен быть самостоятельным и решительным в детстве, по достижении совершеннолетия становится ответственным организатором, успешным предпринимателем или чутким руководителем.

Модели лидерства:

  • Западная. Страны Западной Европы оказались в выгодном экономическом положении, поскольку для их граждан воспитание лидеров является базовой задачей, а не временным трендом. Детей с юных лет готовят к самостоятельности, поэтому после достижения совершеннолетия они оказываются за пределами отчего дома. Взрослому приходится самостоятельно искать партнера, ходить на собеседования и снимать жилье. Конечно, западная модель лидерства не всегда и не везде практикуется, но тенденция к ее наследованию сохраняется.
  • Восточная. Жители азиатских стран не привыкли к строгости, поэтому ребенок находится под постоянной опекой своей семьи. Однако, из-за экономической ситуации ребенка воспринимают только в роли будущего работника, которому предстоит содержать семью. Девочке отведена роль домохозяйки, тогда как мальчика считают потенциальной главой семьи и лидером. Главная особенность азиатских семей – разветвленные социальные связи, в результате чего семьей можно называть многочисленных дальних и ближайших родственников, знакомых, коллег, начальников, а также духовных наставников. Возглавить семью – это почетная и ответственная цель каждого мужчины. Во многом восточная модель лидерства не уступает западной в эффективности.
  • Латиноамериканская. По давней национальной традиции, в странах Латинской Америки люди до 30 лет проживают с родителями, скрываясь от кризиса, безработицы и возможных экономических сложностей. Так формируется привычка к подчинению и угождению, в результате которой возглавить общество решаются только иностранные агенты и мошенники.
Читайте также:  Нужно ли водить ребенка в школу: мнение психолога ольги юрковской

В Испании и Греции сформировалось целое поколение «ни-ни» – этим собирательным термином обозначают молодых людей до 30 лет, которые не стремятся вступить на самостоятельную тропу: получить образование, найти работу или создать свою семью. Эта тенденция оказывает пагубное влияние на экономическую ситуацию в стране – люди без лидерских качеств не планируют возглавлять ответственные должности или получать рабочую квалификацию.

Чрезмерная опека стала проблемой и в Японии – там иждивенцев, которые максимально изолируются от общества, называют «хикикомори». Получив в наследство принцип «инициатива наказуема», современные россияне тоже не спешат становиться лидерами и стремиться к социальным высотам.

Формирование привычки к пассивному подчинению приносит вред не только самим детям, но и стране. Именно поэтому воспитание лидеров позволит сформировать поколение людей, которые способны к серьезным самостоятельным решениям, имеют научную квалификацию и готовы занимать высокие посты.

В процессе воспитания лидерства не последнюю роль занимают способности запоминать, думать и принимать решения. Регулярный фитнес для мозга от «BrainApps» позволяет развивать логическое и креативное мышление у детей-лидеров.

Источник: https://iqclub.ru/blog/2018/01/kak-nauchit-rebenka-byt-liderom/

Успешный ребенок или как воспитать лидера

В нынешнее дни тема лидерства весьма актуальна. Каждый человек может попробовать себя в качестве лидера, но развитием лидерских качеств личности необходимо заниматься с самых ранних лет. Какими качествами должен обладать лидер? На какие аспекты воспитания необходимо акцентировать внимание родителям, чтобы привить ребенку лидерские качества? Об этом расскажет данная статья.

Какими же качествами должен обладать лидер? При благоприятных условиях все эти качества развиваются у детей с ранних лет, но здесь играет роль степень их выражения и сочетание между собой.

Многие люди обладают такими положительными качествами, как личное обаяние, коммуникабельность, упорство, уверенность, независимость и энергичность, но это не гарантирует им полного доверия со стороны окружающих.

Здесь должно быть что-то еще, но что же?

Есть одна черта, которая еще в дошкольном возрасте выделяет лидера среди сверстников. Такие дети способны привлечь к себе внимание. Они уверенно ставят перед собой цели и привлекают  к их выполнению других детей. К сожалению, маленькие лидеры не всегда ставят перед собой социально одобряемые цели. Однако они очень легко вовлекают в свои планы и проекты ведомых приятелей.

Как же воспитать «правильного» лидера, чтобы его лидерские наклонности давали положительный результат? Задаваясь таким вопросом, родителям необходимо сначала спросить у себя, почему у них возникло такое желание, хочет ли ребенок становиться лидером или это только желание родителя. Какие именно качества необходимо развивать в своем ребенке и как это сделать. Если все ответы были найдены, и желание воспитать лидера не исчезло, можно воспользоваться  приведенными ниже  советами.

В первую очередь необходимо поощрять в ребенке любопытство, стремление к поиску новых знаний и исследованиям.

Давайте ребенку больше свободы, позволять рисковать и допускать ошибки, чтобы у него копился свой опыт успехов и поражений. Конечно, это нужно делать в пределах разумного, проследив, чтобы ребенок не навредил себе.

Необходимо акцентировать внимание малыша на важности стремления к преодолению преград и решению задач.

Важно постоянно подбадривать ребенка, настаивать на том, что он все сможет, а когда результат достигнут, подчеркнуть свою изначальную уверенность в его силах и похвалить за достижения. Уверенность в себе нужно развивать в малыше вместе с его личностным ростом.

Не старайтесь  всевозможными способами уберечь ребенка от ошибок и неудач. Решительность в своих действиях нужно воспитывать с первых шагов крохи. Очень важным является настройка маленького лидера на успех, так как многие дети бояться потерпеть неудачу.

Детям нужно давать как можно больше простора для полета фантазии, поддерживать высокий уровень притязаний. Поощрять самые фантастические планы и проекты, какими бы нереальными они не казались. Но очень важно и проследить, чтобы ребенок не только сочинял мечты, но и продумывал план их осуществления.

Если на пути у ребенка возникает препятствие, не нужно стремглав мчаться к нему на помощь и делать все за него, лучше дать ему возможность подумать что он может сделать в этой ситуации.

Способность найти несколько вариантов решения возникнувшей задачи, будет одной из сильных сторон будущего лидера. Тот, кто может тщательно изучить проблему и проанализировать ее, при этом указав другим способы ее решения – всегда будет идти впереди.

Пусть малыш постоянно спрашивает у себя «А если я это сделаю?».

Чтобы достичь существенных результатов в формировании  лидерских качеств, необходимо закреплять полученные навыки на практике. Ребенок должен постоянно развивать и совершенствовать свои сильные стороны.

Во всех сферах жизни важно стремиться к большему и оттачивать свое мастерство, как в спорте, так и в жизни важно непрерывно самосовершенствоваться.

Желательно записать ребенка в спортивную секцию, на танцы, в какую-нибудь детскую организацию, где он сможет развиваться как лидер, набираться опыта общения с детьми. Необходимо поощрять в нем стремление занять руководящую должность в коллективе.

Также очень важно помочь малышу определиться в его интересах. Кто-то будет проявлять отличные способности в организации игры, будучи в ней лидером, другие – покажут немалые успехи в учебе, ставшие примером для подражания.

Следовательно, в будущем один человек проявит себя как создатель и лидер успешной музыкальной группы, а другой прославится в области науки, возглавив смелое научное исследование.

Чувствуя себя комфортно и уверенно в хорошо знакомой ему сфере, ребенок будет приобретать уверенность, которая является основным стержнем в психологии лидера.

Постарайтесь  вложить в  ребенка  понимание того, что необходимо уважать и принимать абсолютно всех людей, не только тех, кто вызывает симпатию.

Будучи приветливым и внимательным со всеми детьми, в нем очень скоро увидят потенциального лидера.

Всем известна истина, что залог успеха любой компании или организации – это сильный лидер, внушающий своим подопечным уверенность в себе и в успехе общего дела.

Важно поощрять малыша к выступлению перед большой аудиторией. Хорошо развитые ораторские способности сыграют важную роль в будущей жизни лидера. Ребенок может тренироваться дома, а родители помогут отрегулировать громкость речи, ее выразительность, определить более располагающую позу, взгляд и т. д.

Три кита лидерства: ответственность, находчивость и уважение к себе и другим. Лидер отвечает за свои поступки, он способен найти новые пути решения задач и преодоления преград, а также уважает выбор и мнение других людей.

Родителям необходимо тонко объяснить ребенку, что лидер – это не сверхчеловек, а всего лишь сильный человек, обладающий способностью ставить перед собой реальные цели, в достижении которых ему помогут его способности и талант.

Источник — http://5psy.ru

Общая информация о статье

Источник: http://wellness.co.ua/article/uspeshnyj-rebenok-ili-kak-vospitat-lidera/

Как помочь ребенку стать лидером: советы психолога

Психолог Анастасия Пономаренко даст несколько практических советов, как воспитать в ребенке лидерские качества.

Лидерский потенциал начинает формироваться в раннем детстве. Ведь лидерство — это, прежде всего, определенные поведенческие реакции.

Способам реагирования мы учимся с младенчества, наблюдая за отношением наших близких к нашим поступкам.

Запоминая, за что нас хвалят, когда ругают, в каких случаях помогают, мы формируем «динамический стереотип», как говорил И.П. Павлов. Иными словами, привычку реагирования в определенных обстоятельствах.

Вот почему, в одних и тех же ситуациях кто-то начинает паниковать, а кто-то берет на себя ответственность.

Конечно, каждый родитель хочет, чтобы ребенок вырос «большим человеком», выбился в руководители. Копят деньги на образование, стараются помочь связями. Это естественно. Однако, сами того не ведая, своим образом действий, они невольно подрезают   крылья собственным детям, не давая взлететь. Что делать, как избежать этой ошибки?

Читай также: Воспитываем уверенного в себе человека: 10 важных правил

1. Позволяйте ребенку набить собственные шишки. В детстве у потенциальнх лидеров должен быть опыт падения с велосипедов, драк со сверстниками, разбитых носов и коленок. Они должны не бояться справляться со своими проблемами, преодолевать собственные детские трудности.

Если вы будете сразу включаться в ситуацию, вставать на защиту, невротично переживать из-за ссадин, разбираться с родителями обидчиков, то перекладывать решение собственных проблем на чужие плечи войдет в привычку.

А если человек не в состоянии взять ответственность за последствия собственных действий, то отвечать за действия других подавно не сможет. Как же, в таком случае, ему можно доверить большое дело?

2. Развивайте интеллект и критическое мышление. Большой объем знаний и умение анализировать и делать выводы — это, как говорят в Одессе, две большие разницы.

Лидер умеет анализировать события, видеть причинно-следственные связи и делать правильные прогнозы. Это возможно только при достаточно развитом интеллекте.

Это не чтение Мураками в 7 лет. И не счет до 100 в 3 года. Развитый интеллект — это умение анализировать, систематизировать информацию, умение делать выводы.

Чаще задавайте ребенку вопросы типа: « А почему одни курицы несут белые яйца, а другие коричневые?», «Почему лепестки ромашки белые, а лютика желтые, ведь это два цветка?». И неважно, правильным будет ответ, или нет.

Главное, ребенок научится анализировать, думать.

3. Пусть ребенок с детства принимает участие в соревнованиях. Будущий лидер должен уметь проигрывать. Сейчас очень много проводится соревнований, где призы получает каждый участник — «зрительских симпатий», «за лучший костюм» и так далее. Дети привыкают, что они в любом случае получат приз, и воспринимают это как должное. Но ведь во взрослой жизни не так.

Во взрослой жизни призов на всех не хватает, и первый серьезный проигрыш, без утешительной конфетки, воспринимается, как трагедия. Человек может долго приходить в себя после «незаслуженного» удара, а может не справиться и уйти, к примеру, в алкогольную зависимость. Так что пусть участвует в настоящих соревнованиях, где есть и проигравшие, и победители.

Читай также: Как найти и развить талант у ребенка?

4. У будущего лидера должна быть персональная зона ответственности. Он должен знать, что никто его не будет подстраховывать, он полностью отвечает за результат. И, если он не сходил в булочную, то вся семья будет ужинать без хлеба. Мама не побежит в последний момент в магазин, папа не заедет по дороге домой. Нет хлеба — ты виноват. Исправляй. И точка.

5. Никогда не предлагайте ребенку готовых решений. Если ваше чадо пришло к вам со своей проблемой, то первый ваш вопрос должен звучать так: «А сам что думаешь?».

Ответ «не знаю» не должен приниматься ни при каких обстоятельствах. Пускай ищет решение. Не важно, правильное оно будет, или нет. Оно у ребенка должно быть.

А потом вы вместе обсудите, как сделать лучше, как правильно.

И, конечно, ребенок должен знать, что вся ваша семья защитит, если это понадобится. Не предупредит удар, не будет драться вместо него, не кинется решать проблему раньше, чем она наступит. А именно защитит, когда уже собственных сил не останется, и когда будет казаться,что наступает катастрофа. Именно эта уверенность позволяет человеку не бояться, действовать.

Кстати, очень многие лидеры обращались за помощью к близким или друзьям в сложные для себя жизненные моменты. Но при этом они все равно оставались лидерами — думающими, смелыми, ведущими за собой.

Источник: http://www.uaua.info/ot-3-do-6/psihologiya-i-vospitanie-ot-3-do-6/article-33064-kak-pomoch-rebenku-stat-liderom-sovety-psihologa/

Ссылка на основную публикацию