Как воспитать в ребенке любовь к природе

Воспитание детей природой

22 Январь 2016      admin74      Главная страница » Воспитание детей      Просмотров:   752

В народном эпосе разных стран есть повторяющийся сюжет о богатырях, силу которым давала родная земля.

При помощи этих сказаний, былин, песен наши предки внушали своим детям сызмальства, что именно в природе, ее мудрости и красоте скрыты неисчерпаемые источники сил, помогающих людям. За это человек должен любить и уважать  ее, не нарушать ее законов, разумно пользоваться дарами.

Наши предки чтили лесных духов, охотились не ради забавы, а ради пропитания, и детей поучали: «Природа жадных не любит!»

К сожалению, в современных мегаполисах недооценивается роль природы в воспитании детей, поэтому целые поколения начинают относиться  к ней легкомысленно, рассматривая как источник удовлетворения собственных нужд, в том числе, принимающих довольно извращенные формы.

Иллюстрацией могут служить недавние случаи издевательства людей над  бурым медведем и белой медведицей.

Эти факты говорят о том, что воспитание детей природой недоступно многим, и они уже не считают себя ее частью.

Отсюда духовная деградация, неспособность чувствовать чужую боль, стремление любым способом «попасть  в кадр», заставить о себе говорить, чтобы заполнить пустоту, в которой эти люди существуют.

А ведь еще Мария Монтессори призывала обязательно создавать детям пространство, в котором они смогут быть ближе к природе. В ее детских садах всегда были небольшие оранжереи, в которых малыши учились ухаживать за растениями, наблюдали за ними, собирали выращенный собственными руками урожай.

Педагог говорила, что воспитание детей природой дает им силы для «развития тела и духа». В своей системе она отводит ему важнейшее место, потому что, оберегая окружающую среду, человек сохраняет ее для последующих поколений, и учить этому нужно с малолетства.

Прогрессивными педагогами в наши дни роль природы в воспитании детей расценивается как основа их нравственного развития. Мероприятия по этому направлению включаются в программу дошкольных образовательных учреждений.

Воспитание у детей любви к природе

Вот действия, которые заинтересованные  в успехе родители предпринимают, воспитывая своих детей в любви к природе:

  • Учат их наблюдать окружающий мир и заботиться о нем. Когда малыш ухаживает за цветком или животным, которые меньше и слабее него, постепенно он приходит к благодарности за заботу других о нем самом
  • Воспитывают чувство ответственности, следя за тем, чтобы ребенок выполнял взятые на себя обязательства: покормить котенка, полить цветы. Они акцентируют внимание малыша на том, с какой благодарностью природа реагирует на уход и заботу о ней: как пышно цветут растения, как здоров и игрив котенок и т.д.
  • Воспитывают терпение. Воспитание детей природой приводит к формированию важного навыка – умения ждать. Например, посадив зернышко, нужно потерпеть до того времени, когда сначала появится тоненький росток, потом начнут образовываться листики, позже растение зацветет, и только потом порадует плодами
  • Формируют у ребенка чувство единения с природой. Детям нравится наблюдать различные природные явления, и родителям нужно уметь объяснить, что такое молния, почему зимой идет снег, а летом дождь. При лесных прогулках полезно наблюдать за миром лесных обитателей, например, за муравьями. Их быт организован почти как человеческий, только работает, как часы, равномерно и слаженно

Источник: http://sonyaclub.ru/vospitanie-detej-prirodoj/

Любовь детей к природе

Воспитывать в ребенке цельную и гармоничную личность необходимо с детства. Причем делать это лучше всего не по книжным инструкция и энциклопедиям, а на примере, как собственном, так и взятом из окружающей среды.

Прогулки к озеру, походы в лес, путешествия в горы развивают у ребенка множество необходимых для формирования позитивных черт характера и способностей, начиная от воображения до сочувствия и тонкости душевных качеств.

Любовь детей к природе

Дикая природа учит нас жить в гармонии с самим собой, а не это ли основное качество необходимое каждому из нас, и которого нам порою так не хватает. Увидев собственными глазами волшебство природы, жизнь насекомых, птиц и зверей ребенок никогда не очерствеет, не озлобится.

Научите своего малыша любить дикую природу, беречь все живое и уважительно относиться к окружающему миру, — эта наука всегда ценна и важна. Нет ничего более познавательного и увлекательного, чем исследования, приключения, а уж для каждого малыша подобный таинственный урок надолго запоминающееся событие.

Любовь детей к природе

Секреты для увлеченных натур

Маленькие дети очень увлекающиеся натуры, для них интересно все неопознанное и новое. А что же может быть лучше, чем знакомство и познание природы?

Любовь детей к природе

При возможности посетите заповедник, где ребенок сможет понаблюдать устройство дикой природы, или посмотрите познавательный фильм о жизни диких зверей. На нашем сайте Энимал Ридер вы найдете множество забавных и познавательных историй о жизни зверей.

Научив своего малыша, заботиться о природе, заложив уважительное отношение к ней, вы сформируете творческое начало в детской душе, сможете посадить расточек доброты, который сделает вашего ребенка уникальной, чуткой и неповторимой личностью.

Хорошее воспитание сформированное в уважении к миру– это очень важный старт в дальнейшую жизнь, важное умение найти свой путь, ценная способность завести и не потерять верных друзей и как итог сформировать свою счастливую судьбу.

Любовь детей к природе

По сути, мы все являемся частью природы, и ее присутствие неоспоримо есть в каждом из нас, поэтому приучайте детей к сопереживанию, анализу окружающего пространства на примере дикой природе.

Любовь детей к природе

Научить ребенка увлечься природой и полюбить все живое не так уж и сложно, главным фактом будет служить ваша способность увлечь ребенка в процесс ее познания. Не упускайте случая продемонстрировать всю трепетность и беззащитность окружающего мира, отправляйтесь в парк, сажайте вместе деревья, по возможности научите малыша работать в саду и огороде.

Любовь детей к природе

Природа в звуках и прикосновениях

Любовь детей к природе

А сколько радости и пользы можно извлечь от создания поделки из природного материала собранного вашими совместными усилиями.

В такой увлекательной форме вы, развивая мелкую моторику малютки, повышаете его интеллектуальное развитие, вырабатываете усидчивость, и самое главное учите любить природу.

С самыми маленькими детками отличной возможностью станет способность повторять звуки лягушки, ежика или сверчка.

Любовь детей к природе

Детская душа открыта и доверчива, а все что она впитывает из окружающего мира с самого маленького возраста, запоминается и откладывается в памяти на всю жизнь, поэтому начинайте экологическое воспитание как можно раньше.

Прелесть от таких уроков заключается в том, что вы можете начать их в любой момент и в любое время года. Включите вдохновение и окунитесь в детство за компанию со своим ребенком, поверьте, это поистине впечатляющий опыт.

Источник: http://mammypage.ru/lyubov-detey-k-prirode/

Дети и природа

Психологи утверждают, что забота о домашних животных, выращивание растений или обучение в кружке юных натуралистов помогут ребенку ощутить связь с природой, но сегодня большинству семей просто не хватает на такое воспитание времени, и они доверяют такую ответственную и важную часть воспитания телевизорам и компьютерам. Помните, что ребенку жизненно необходимо проводить время на свежем воздухе и наслаждаться солнцем.

Ходите вместе с детьми на пикники, создайте свои уникальные семейные традиции в виде рыбалки, езды на велосипеде или игры в футбол на природе.

Если вы трудитесь в огороде, попросите ребенка помочь бросить семена или уложить картошку в лунку. Рассказывайте ребенку об окружающем мире в интересной и понятной для него форме.

Именно от вас и вашей фантазии и стремлений зависит, будет ребенок любить природу или предпочтет ей домашнюю жизнь.

Если у вас нет огорода или дачи, совместно с ребенком ухаживайте за растениями, предложите ему вырастить фасоль или лук. Поверьте, ребенок будет в восторге от полученного результата.

Также можно попробовать провести со своим ребенком некое подобие экологических занятий, рассказать ему о правилах выживания и поведения в лесу или устроить субботник.

Все это поможет воспитать в ребенке бережное отношение к природе

По мнению педагогов и медиков, самое лучшее средство для борьбы с городской жизнью – туристические походы, но для того, чтобы ребенок мог спокойно привыкнуть проводить время на природе и чувствовать себя на свежем воздухе комфортно, рекомендуется отправлять его в «походы выходного дня». Кроме этого, желательно купить ему специальную литературу и рюкзак со всеми необходимыми вещами.

Походы значительно улучшают уверенность ребенка и его здоровье, в результате чего он становится физически развитым. Кроме того, у него появятся новые знакомства и интересы.

Как показывает практика, дети, увлекающиеся похода, выглядят намного лучше своих сверстников, находящихся в городе.

Приобщение к природе делает детей более выносливыми, крепкими и устойчивыми к стрессам, ведь с самого раннего возраста они будут много читать, больше путешествовать и совершать открытия.

Но, чтобы ребенок и в будущем увлекался походами, необходимо его подтолкнуть. Например, отдать его в туристический клуб, где дети живут в специальных лагерях и ходят в походы с учителями.

Воспитывая ребенка в гармонии и мире с природой, вы развиваете в нем силу, доброту и ответственность перед другими. Вырастая, дети выберут нужные и престижные профессии, станут трудолюбивыми и на всю жизнь запомнят связь человека и природы.

Всем известно, что воспитание детей – нелегкое дело, особенно в период взросления, когда у ребенка возникаю вопросы о половых различиях. Нужно ли ребенку о них рассказывать?

Не стоит отделываться от него какими-нибудь общими фразами, так как это может подогреть его интерес. Лучше всего выбрать спокойный, нейтральный беседный тон, не смущаться от его вопросов, не краснеть и не делать большие глаза, так как ребенок заметит это. Можно привести простые примеры из жизни животных или растений и рассказать, что природа, окружающая нас, разнообразна.

Также можно рассказать ребенку, что многие явления существуют как половинки одного целого. Есть свет и тьма, плач и смех, день и ночь – они ведь не могут обойтись друг без друга. Так и мы, люди, существуем попарно, мужчина и женщина, которые не могут друг без друга.

Мужчины устроены так, что они сильны и выносливы, то есть у них есть свое место в этом мире, например, на некоторых профессиях, которые для них предназначены. Женщины — совсем другие. Они способны сделать то, что мужчины не могут – быть хозяйственными, красивыми и тому подобное.

Дети интересуются половыми различиями с четырех лет, но этот небольшой возраст не говорит о том, что можно сыграть на его наивности или глупости.

Есть такие дети, у которых полноценное сознание мира и себя в этом мире уже хорошо сформировано для такого возраста, поэтому врать им не следует.

Лучше всего поставить все вопросы на здоровую основу, то есть составить хотя бы в голове правдивый, полный и в тоже время простой и доступные ответ.

Развитие сексуальной составляющей ребенка – момент весьма тонкий и необходимый, так что такая проблема сама по себе не исчезнет, ее необходимо обговорить и объяснить. Иногда полезно поговорить немного на научном языке, тогда ребенку это наскучит, и он сам переключится на что-нибудь другое. 

Питание является основной функцией организма. То, что мы едим и в каком количестве, сказывается на нашем здоровье и внешнем виде. Растущему организму требуется здоровая и качественная пища. Дети и подростки нуждаются в усиленном питании и родительском контроле. Но, как же быть с детьми, которых тяжело заставить поесть. Они могут часами гулять, без малейших приступов голода.

Дети, как и взрослые, имеют свою природную конституцию. Одни имеют волчий аппетит независимо от времени года и наличия настроения. Другие едят умеренно, ориентируясь на разные факторы. Но, и те, и другие едят достаточно, чтобы обеспечить свой организм всем необходимым. Но, многие мамочки имеют тактику насильного кормления.

И тогда, аппетит пропадает совсем. Никогда не заставляйте ребенка доедать всю еду с тарелки. Такое правило у некоторых детей вызовет полную потерю аппетита. Задача матери должна состоять не том, чтобы ребенок поел, а в том, чтобы у него появилось желание садиться за стол кушать.

Читайте также:  Опыт применения компьютерных игр в развитии дошкольников

Природа позаботилась о врожденных инстинктах, которые точно не дадут малышу погибнуть голодной смертью. Смотрите на это проще. Подойдите творчески к заданию. Сделайте завтрак в виде фигурки рыбки или паучка. Например, серединку паучка из яичницы, лапки из огурца, кетчупом нарисуйте ему глазки.

Такой подход не оставит равнодушным ни больших ни маленьких детей. У ребенка точно появится аппетит только от одного взгляда на тарелку с едой.

Иногда ребенок есть слишком однообразную пищу. Например, борщ, макароны и бутерброд. Но, в этом ничего страшного нет. Такое поведение не будет длиться вечно.

Какое – то время будет так, но позже он начнет включать в свой рацион продукты, в которых будет нуждаться его организм.

Но, если такое состояние будет длиться долго, посоветуйтесь с доктором, возможно он назначит вам дополнительные витамины.

Также, некоторые матери используют метод завлекания при приемах пищи. Они рассказывают каждый раз сказку, или показывают новую игрушку. Такой метод можно применять, не часто, во время болезни, или просто плохого самочувствия.

Как только ребенок привыкнет к такому ритуалу, отвыкнуть ему будет совсем непросто. Потому, всему должна быть мера. Не зря существует поговорка: «Когда я ем, я глух и нем». Объясните ребенку постарше её суть. Как следует себя вести за столом. Чтобы еда стала настоящим удовольствием.

Пусть он привыкнет, что за столом не балуются. И приятного аппетита.

Источник: https://www.kakprosto.ru/kak-847836-deti-i-priroda

Воспитание у детей, находящихся в социальных учреждениях, любви к природе

Я работаю воспитателем в государственном бюджетном стационарном учреждение социального обслуживания «Центр для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

И передо мной встает задача, как воспитывать в моих воспитанниках людей, которые в будущем по-настоящему будут любить, беречь природу. Формирование у детей ответственного отношения к природе — сложный и длительный процесс.

Его результатом должно быть не только овладение определёнными знаниями и умениями, а развитие эмоциональной отзывчивости, умения и желания активно защищать, улучшать, облагораживать, сохранить природную среду.

Чтобы ребёнок научился понимать природу, чувствовать ее красоту, читать её язык, беречь её богатство, нужно прививать ему эти чувства с самого раннего детства – в тот период, когда интерес к окружающей флоре и фауне особенно велик.

В наше время проблемы экологического воспитания вышли на первый план, и им уделяют всё больше внимания. Почему эти проблемы стали актуальными?

Причина – в деятельности человека в природе, часто безграмотная, неправильная с экологической точки зрения, расточительная, ведущая к нарушению экологического равновесия. Каждый из тех, кто принёс и приносит вред природе, когда-то был ребёнком.

Экологическое воспитание – это воспитание нравственности, духовности, интеллекта. Человек и природа: философы, поэты, художники всех времён и народов отдали дань этой вечной и всегда актуальной теме.

Но, пожалуй, никогда она не стояла так остро, как в наши дни, когда угроза экологического кризиса, а может быть, и катастрофы нависли над человечеством и проблема экологизации материальной и духовной деятельности человека стала жизненной необходимостью, одним из условий сохранения общего для всех дома.

Но проблема еще в том, что в основном в наше учреждение попадают дети в лучшем случае в возрасте 7-8 лет, но чаще старше. Дети в основном приходят из социальных семей, у них множество своих проблем.

Мы общаемся с детьми, которые находились в опасной жизненной ситуации, помимо задержки интеллектуального развития у детей–сирот формируются сложные нарушения в эмоциональной сфере – затруднение в общении, эмоциональное оскудение.

Быстрая утрата побудительных мотивов к какой–либо деятельности, апатия, понижение активности или наоборот – гиперактивность.

В условиях детдома такие нарушения возникают и у совершенно здоровых детей, а у воспитанников с патологиями они только осложняются.

Многие дети, поступающие в детские дома и школы–интернаты, прошли через сложные жизненные ситуации, испытали на себе жестокое обращение взрослых, сексуальное насилие, алкоголизм и наркоманию, и многое другое. Поэтому наша задача во многом усложняется.

Из моего опыта, я встречалась с вновь поступившими в центр детьми, конечно такие были единицы, но все же были, которые на первый взгляд казались очень добрыми, отзывчивыми.

Они не могли пройти мимо бездомной кошки не покормив ее, просто не сказав ей приветливое слово, приводили всех бездомных собак, приносили птенцов ласточек, якобы выпавших из гнезда. И первое время действительно заботились, ухаживали за питомцами, кормили, мыли их.

Но делали в основном потому, что не чувствовали заботу, любовь в своей «бывшей» семье к себе, а общаясь со своими питомцами пытались заполнить внимание и заботу, когда то не данную им самим их близкими. Их питомцы были для них игрушкой, они не дали себе отчет, что несут ответственность за их судьбу. И забота о своих питомцев им быстро надоедала, и как оказалось ужасная правда, что приносили вовсе не выпавших птенцов, а взяв их из гнезда, потому, что в тот момент этому ребенку просто очень хотелось о ком-то заботиться.

Педагогу в каждодневном общении с таким воспитанником надо его равнодушное, показушное его отношение к питомцу изменить, помочь, чтобы они стали настоящими друзьями.

И я понимала, что только в коллективе вместе с другими детьми, мы могли помочь таким воспитанникам снять с себя этот груз жестокости, бесчеловечности, стать им добрее, отзывчивее.

А самое главное дать ему так необходимое и самое главное, чувство нужности его жизни для других, любовь, дружбу, понимание, сопереживания.

И при этом обязательно дать понять ребенку, что от его действий, поступков зависит не только окружающая природа, но и его собственная жизнь, дать понять, что наше существование не может быть вне самой ПРИРОДЫ. Понятно, что перевоспитать такого ребенка, обозленного, не верующему в добро, не просто. Но только любовью, добротой, заботой о ребенке и положительными примерами других с этой трудной задачей справиться можно.

Мы, взрослые, должны помнить о том, что зачастую небрежное, а порой жестокое отношение детей к природе объясняется отсутствием у них необходимых знаний.

Вот почему воспитание сопереживания и сострадания происходит в неразрывном единстве с формированием системы доступных воспитанникам экологических знаний, которые включают:

  • представления о растениях и животных как уникальных и неповторимых живых существах, об их потребностях и способах удовлетворения этих потребностей;
  • понимание взаимосвязи между живыми существами и средой их обитания, приспособленности растений и животных к условиям существования;
  • сознания того, что все живые существа на земле связаны друг с другом сложной системой связей (все друг другу нужны, все друг от друга зависят, исчезновение любого звена нарушает цепочку, то есть биологическое равновесие) и, в то же время, каждое из них имеет свою экологическую нишу, позволяющую существовать одновременно.
  1. Для формирования у детей гуманного отношения к природе – необходимо их включать в посильную для их возраста практическую деятельность, для чего у нас созданы условия для постоянного и полноценного общения детей с живой и неживой природой (вместе с детьми озеленяем уголок природы, заботимся о его обитателях, разбиваем цветники).
  2. Во время прогулок и экскурсий дети учатся видеть красоту окружающего мира. Но их несомненная ценность состоит в том, что в процессе их дети приобретают навыки культурного поведения в природной среде знакомятся с наиболее типичными для данной местности растениями и животными, со средой их обитания как естественной (луг, лес, водоем) так и созданной человеком (огород, сад, парк, сквер), учатся беречь и ценить ее, понимают, что необходимо для растений и животных, за которыми они ухаживают в уголке природы на участке.
  3. Задача воспитателя – подвести детей к пониманию того, что мы все вместе, и каждый из нас в отдельности в ответе за Землю, и каждый может сохранять и приумножать ее красоту.

Каждому человеку планеты Земля необходимо овладеть минимальным набором экологических знаний и способов деятельности, для того, что¬бы его поведение было экологически осмысленным.

А также решение этой задачи возможно при условии формирования нового мышления — экологического, воспитания экологической культуры личности. По мнению Б.Т. Лихачева, экология личности — проблема, выдвинутая реалиями конца XX в.

, принявшими глобальный, угрожающий жизни на земле характер.

Осознанно-правильное отношение детей к природе строится на чувственном ее восприятии природы, эмоциональном отношении к ней и знаниях об особенностях жизни, роста и развития отдельных живых существ, о некоторых биоценозах, о приспособительных зависимостях существования живых организмов от факторов внешней среды, о взаимосвязях внутри природных со¬обществ.

Но, к сожалению, во время прогулок на природу встречаются взрослые люди, которые относятся по варварски к окружающей природы, мы с детьми не раз выходя в походы в лес, убирали за такими «отдыхающими».

Но я знаю, точно что все мои воспитанники не оставят пакеты, банки – мусор, а аккуратно соберут в пакет и вынесут все или в ближайший мусорный бак, а если такого не окажется рядом, то возьмут с собой до ближайшей мусорки.

С детьми младшего возраста я провожу занятия на которых, расширяю и уточняю представления детей о растениях, домашних и диких животных, о сезонных изменениях в природе.

Учу наблюдать явления природы, анализировать и делать выводы о некоторых закономерностях и взаимосвязях, воспитываю через поэзию, литературу, личную наблюдательность при проведение прогулок в парке, лесу любить природу родного края, России.

На практических занятиях учимся вместе с детьми ухаживать за растениями, вместе радоваться появлению первых побегов, бутонов.

Воспитывать любовь к природе родного края. Учить правильно вести себя в природе: бережно относиться к растениям, животным, ухаживать за ними. Закреплять представления детей о растениях. Учить различать новые растения.

Цель экологического воспитания – формирование положительного отношения к природе, воспитывать защитников природы, дать экологические знания, научить детей быть милосердными, любить и беречь природу (землю, воду, воздух, флору, фауну) по-хозяйски, а значит бережно распоряжаться ее богатствами.

Процесс становления осознанно-правильного отношения к природе сопровождается определенными формами поведения ребенка, которые могут служить критерием оценки уровня его экологической воспитанности.

Это самостоятельные наблюдения, проведение опытов, вопросы, стремление рас¬сказать о переживаниях и впечатлениях, обсуждать их, воплощать в различ¬ной деятельности (отражать в игре, ухаживать за животными и растениями).

Все вышесказанное позволяет отметить, что формирование экологи¬ческой культуры это основное средство воспитания у детей осознанного правильного отношения к природе.

Осознанно-правильное отношение к природе является важной, необходимой областью теории воспитания и обучения, актуальность диктуется современными условиями.

Общение детей с природой, организованное педагогом, содержание знаний, доступное возрасту, восприятию детей, вызывает устойчивый интерес, стимулирует желание заботиться о природе и охранять ее.

Чтобы воспитать у детей гуманное отношение к природе, важны не только знания, но и воспитание гуманных чувств, положительного опыта общения с природой.

На одном из воспитательских занятий мы с детьми вместе составили правила поведения человека в Природе:

ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ В ПРИРОДЕ

  1. Умей вести себя в лесу, на прогулке, за городом, в зоопарке: не кричи, не пугай диких животных. Они любят добрых людей.
  2. Не рви цветы, за тобой пройдут сотни людей, им тоже будет приятно видеть цветы.
  3. Не ломай зря деревья, не делай на них вырезки. От этого они сохнут и погибают.
  4. Не лови ради забавы бабочек, муравьёв и других животных.
  5. Не сори в лесу. Убирай за собой мусор, стеклянную и пластмассовую посуду. Пожар в лесу может возникнуть от брошенной стекляшки. Могут погибнуть звери.
  6. Запомни зайдя в лес мы попали в гости и должны уважать правила хозяев.

С детьми мы проводим акции «Помощь птицам зимой», весной дети ухаживают и высаживают цветы на клумбы, занятие « Лесная опушка» (знание лесных растений, цветов), занятие-рисование «Уж небо осенью дышало, Уж реже солнышко блистало…», проводили конкурсы сочинений « Наши друзья животные» и т.д., корекционно-воспитательские занятия на тему: «Экология нашего дома», « Сокровища земли», игра « Угадай цветок», « Мир природы» и т.д
Земля — наш общий дом, в котором мы все живем. А хозяин в этом доме — человек. И этот хозяин должен быть добрым и заботливым.

Читайте также:  Личность как предмет воспитания

Хочу представить сочинение моей воспитанницы учащийся коррекционной школы 8 вида.

Невыдуманная история

Порой кажется, что животные намного лучше умеют ценить оказанное им добро, чем люди…

А рассказать я хочу вот о чем…

Был серый, безрадостный, не дождливый день. «Уж лучше бы был дождь», — думалось мне. Ведь грустить в дождь намного легче. Я думала о прошедшем дне, который так сильно, хоть я и не догадывалась на сколько, изменит мою жизнь. Вчера я слышала мамины многочисленные разговоры с какими-то людьми, крики, ссоры. Мне 9. И я все понимаю.

За окном природа все-таки издала свой облегченный вздох, и мощные капли дождя застучали по карнизу. На противоположной стороне я видела шайку бездомных собак. Их было немного, но их все боялись.

Ходили слухи, что когда-то они были чьи-то, но уж слишком жестоко обращались с ними люди, и они стали уличными и злыми. Неподалеку с ними я увидела контейнер с мусором. Ничем не приметный с первого взгляда.

Да и как вообще мусор может быть приметен? Все это находилось прям перед моим окном, потому я видела все отчетливо: пакет или сверток, довольно-таки помятый. Рыжий.

Это кот! Ну да, все, верно, котенок! И действительно: маленькое рыжее существо высовывало свою маленькую хитрую мордочку. Через несколько секунд он выпал, забавно пытаясь ухватиться за банки, бутылки или хотя бы край контейнера: за все, что попадалось под лапами.

Дождь постепенно застилал город. По тучам можно было сказать, что он затянется и не на час. Капли становились больше. Вдалеке начинал грохотать гром. Изображение становилось размытие и я уже еле-еле различала мохнатого. Пытаясь скрыться от дождя или ища мать, рыжик беззаботно прыгая и дружелюбно помахивая «крысиным» мокрым хвостиком, побежал навстречу собакам…

Все было как в тумане… Я со скоростью спринтера выбежала на улицу. Те четыре этажа, которые мне тягостно приходилось преодолевать каждый день, показались как один. На улице было невозможно находиться, и я удивлялась тому, что если уж не собаки, то как дождь до сих пор не убил его. Собаки заметили добычу.

По хвосту и глазам можно было отчетливо видеть, что они явно не настроены на дружескую беседу. Схватив палку и взъерошив волосы, я ринулась в бой. Казалось, моего вида хватило, чтобы испугать собак. А настроена я была воинственно. Они убежали, но подлая шавка успела прокусить мне руку.

Я взяла рыжего малыша на руки и отнесла домой.

Мое настроение улучшилось, и я даже приободрилась. Замотав руку какой-то тряпкой, я отправилась с котенком в ванную. Десяти минут мне хватило на то, чтобы привести нас в порядок. Вытерев котенка полотенцем, я оставила его сушиться около батареи.

Когда, выходя из комнаты, я обернулась посмотреть на него, то он казался много больше своих размеров. Пушистый, круглый комочек. «Какой он толстый, » — подумала я. С фантазией у меня не очень хорошо, решила так и оставить. «Буду звать тебя Толстый» — весело кинула я ему. Целый день я возилась с ним.

Расчесывала, играла, утащила из холодильника немного молока.

Прошла неделя. Толстый ни на шаг не отставал от меня. Цеплялся за ноги, когда я собиралась в школу, плакал, если я не пускала его к себе на ночь, жадно требовал моего внимания, когда занималась уроками.

Одинокими вечерами, мы как неразлучные друзья, сидели вместе разделив на двоих один бутерброд с моей и Толстого любимой колбасой: докторской.

В каком бы я ни была настроение: смеялась, грустила, плакала или сердилась – Толстый неизменно был рядом, своим мурчанием поддерживая меня в трудные времена.

Прошло много лет, сейчас смотрю на этого рыжего разбойника, который чутко спит рядом, охраняя меня. Я люблю его. Сейчас, спустя много лет, я понимаю, насколько животные умеют ценить оказанное им добро.

Хотелось бы, чтобы люди оставались такими же… Несмотря на свои горести и печали, оставались добрыми и заботливыми, а самое главное научились ценить. А не были теми уличными собаками, от которых мне пришлось спасать моего друга.

А вот имени своего, Толстый, не оправдал. Вырос здоровый и худющий котяра.

Источник: https://www.uchportal.ru/publ/26-1-0-5405

«Воспитание у детей любви к родной природе»

Одна из главных проблем сегодняшнего дня – экологическое воспитание. Которое предполагает правильное взаимодействие человека с природой, разумное и грамотное с биологической точки зрения использование природных ресурсов земли, воздуха, лесов, рек, морей.

Неправильная хозяйственная деятельность, загрязнение окружающей среды разрушают сложившиеся природные комплексы, лишают растения и животные нормальных условий существования.

Главной задачей является сохранение природных ресурсов Земли – образование людей в области окружающей среды, экологическое воспитание подрастающего поколения. Первые основы экологического воспитания, это надлежащее отношение к окружающей природе, правильное понимание и видение закладываются в период дошкольного возраста.

Формирование экологической культуры в дошкольном возрасте лишь начинается. Однако, несомненно: первые крупицы экологических знаний необходимы; они помогут детям правильно ориентироваться в окружающей действительности, понимать ее, но главное – положат начало осознанному отношению к природе.

Экологическое воспитание детей я начинала со второй младшей группы. Начинала с уголка природы и его обитателей. В уголке природы ребенок может не только наблюдать растения или рыбок очень близко, но и рассматривать их долго.

Малыши очень эмоциональны, внимания у них непроизвольное и неустойчивое, интересы постоянно переключаются с одного объекта на другой. Для этого в уголке природы я ставила аквариум с красивой рыбкой – «золотой». Дети, подошедшие к аквариуму, долго не могли отойти от него. Их привлекало яркая окраска «золотой» рыбки, красота рыбки, ее большие плавники, движение рыбки.

Во время наблюдения обращала внимание на детей не только на красоту и поведение рыб, но и на то, какие условия им необходимы для нормального существования, чем их следует кормить. Для этого организовала занятие «Мир «золотой» рыбки». На этом занятии, детей познакомила с внешним видом рыбок, и какие условия им необходимы для нормального существования, чем их следует кормить.

Так, наблюдая за рыбками предлагала сказать детям, где они живут, что есть в их доме – аквариуме, чем они питаются каждый день. В дальнейшим предлагала детям помочь мне покормить рыбок. Дети помогали с большим удовольствием ухаживать за рыбками.

В конце занятия обобщала что: «Эти живые рыбки, они живут в аквариуме. Он большой, в нём много воды. Без воды рыбы жить не могут, сквозь стекло проходит свет, что рыбок обязательно надо кормить».

Практическое приобщение детей к пониманию специфики жизни обитателей уголка, направляло детей к наблюдениям и первым трудовым действиям.

Знания, полученные во второй младшей группе, были не достаточными. Поэтому в средней группе я привлекала детей не только наблюдать и ухаживать за уголком природы и его обитателями, а старалась расширить их кругозор. Летом, работая на цветнике, дети наблюдали, как я ухаживала за цветами на клумбе, и по мере возможности принимали в этом участие.

Наблюдали за результатом, что цветы растут, они зацвели и стало очень красиво.

«Посмотрите, какие у нас красивые цветы» — говорила я, предлагала детям понюхать, рассмотреть поближе.

 — В зимнее время засыпали кустарники, деревья снегом, я объяснила, что это нужно для корней, чтобы им было тепло и они не вымерзли, что снег для кустарников – это теплое одеяло, что когда наступит весна, все проснется и будет красиво. Начиная наблюдения весной за березкой, я обращалась ласково к ней: «Здравствуй, березонька, здравствуй, красавица! Мы пришли полюбоваться тобой!» Водили хоровод вокруг дерева.

Загадывала загадки: «Стоит Алена – платок зеленый, тонкий стан, белый сарафан», и «Разбежались по опушке в белых платьицах подружки». В конце наблюдения прочитала детям стихотворение П.Воронько «Березонька».

У красы – березки

Платье серебриться

У красы – березы

Зелены косицы.

Со двора к березке

Выскочили козы

Стали грызть березку,

А березка – в слезы.

Защищать березку

Стали мы гурьбою

Чтоб краса – березка

Выросла большою.

Оно вызвало радость, сочувствие у ребят. Применение художественного слова, формирует у детей глубокий познавательный интерес к природе, понимание необходимости бережного отношения к ней.

В средней группе познакомила детей с особенностями ухода за домашними животными, их повадками. Воспитывала доброе и заботливое отношение к ним. Для этого использовала картины из серии «Домашние животные». Постепенно у детей расширялись знания о домашних животных, о разностороннем использовании их человеком.

Дети узнали, что животных содержат в индивидуальном хозяйстве и коллективном. Рассматривая картинки, дети узнали об устройстве ферм для коров, свиней, кур и т.д., о разнообразном труде людей по уходу за животными.

Я помогала детям усвоить, что без домашних животных человеку не прожить, что каждое животное приносит человеку пользу, например корова – молоко; овцы – шерсть, мясо; куры – яйцо и т.д.

Для закрепления полученных знаний провела занятие «Наблюдение за кошкой» — использовала загадку:

Вся мохнатенька,

Четыре лапки,

Сама усатенька.

Рассмотрели ее внешний вид, ее повадки, чем ее надо кормить, обратила внимание детей, что кошка очень ласковая, добрая. Общение с кошкой принесло детям радость, удовольствие. Прочитала детям небольшое стихотворение

Отворилась тихо дверь –

И вошел усатый зверь,

Сел у печки, жмурясь сладко,

И умылся серой лапкой.

Берегись мышиный род –

На охоту вышел кот.

Что кошка приносит пользу человеку, ловит мышей.

Затем постепенно обращалась к детям с заданием: «Расскажите, какой котенок: большой или маленький? Какого цвета шерсть? Нравиться ли он и почему? Чем вы кормите котенка? Как котенок умывается?» — это вызвало эмоционально-положительную реакцию ребенка, его интерес к животному, желание общаться с ним. Затем дала небольшое представление о жизни диких животных. Первое, что дикие животные живут в лесу, что это их постоянная среда обитания – это зайцы, белки, ежи, лисы, медведи.

Так как у нас не было возможности побывать в лесу, я знакомила детей с миром диких животных по картинкам, рассказам таких авторов как Н.Сладкова, Пришвина, Чарушина, Бианки и диафильмам.

Рассказала детям о том, что дикие животные сами добывают себе корм, «строят» себе жилье, медведь – берлогу, лиса – норку, белка ищет себе дупло на дереве. На примере лисы рассказала детям, как она добывает себе пищу, что зимой она разгребает снег, ищет под ним мышь или полевку.

Этому помогают сильные передние лапы лисы, которыми она зимой разгребает снег, а летом роет глубокие норы. Рассказ сопровождала рассматриванием из серии картин П.Караченцова «Наедине с природой».

Рассказывала, как человек заботиться о дикой природе: бережет леса от пожаров, насаждает новые, подкармливает диких животных и птиц, создает заповедники.

Постепенно с возрастом детей, формировала у них понимание: что каждое живое существо, растение или животное продолжает свою жизнь, растет, развивается, если для этого имеются все необходимые условия – влага, тепло, свет; почва – для растений; корм, вода, необходимая температура, убежища – для животных. Но если эти условия нарушить, то растения, животные гибнут.

Провели с детьми такой опыт, взяли лук и посадили в два горшка, один горшок поставили на свет, другой поставили в темное место. Через несколько дней увидели результат. Лук в первом горшке – пророс хорошо и зеленый, в во втором горшке – он пророс плохо и совсем бледный, какой-то желтый. Дети создали вывод, что для роста нужны хорошие условия: почва, вода, свет.

В старшем возрасте старалась правильно показать детям два мира природы. Один саморазвивающийся, независимый от человека и его деятельности мир естественной природы: леса, цветы на полянах, озера, реки, трава и т.д. Другой мир культурной природы, созданный людьми, поддерживаемый их трудом: посадки кустарника возле участка, цветы на клумбе, парки и т.д.

Для этого проводила с детьми беседы, наблюдения, экскурсии, занятия. Было проведена «Целевая прогулка в рощу». Войдя в рощу остановились, я сказала: «Ах, здравствуй лес! Как чист и свеж лесной воздух! Давайте послушаем о чем говорит лес. Слышите шелест ветвей, голоса птиц, но чтобы это все услышать, как себя нужно вести в лесу?»

— Тихо, не кричать!

Читайте также:  Основные способности и функции педагога

— Не бегать!

— Не ломать ветки!

— Не сбивай ногами грибы!

— Не разоряй гнезда!

— Не рви зря цветы!

Если я сорву цветок,

Если ты сорвешь цветок,

Если все: и я, и ты,

Если мы сорвем цветы,

Опустеют все поляны

И не будет красоты.

Гнездо на ветке – птичий дом,

Вчера птенец родился в нем

Ты птичий дом не разоряй

И никому не позволяй.

Учила детей видеть красоту леса, предавать в словах свои чувства, переживания от встречи с ним. А когда прощались с лесом, предлагала детям оглядеться вокруг, постараться запомнить, что увидели и в дальнейшем сохранить это. А в группе все, кто хочет, нарисует лесную сказку. До свидания лес, до новой встречи!

Еще в старших группах старалась показать, как человек использует культурную природы: собирает урожай зерна, овощей, фруктов, разводит домашних животных, цветы, для отдыха разбивает парки и скверы. А все использованное восстанавливает своим трудом.

Было проведено занятие «Хлеб – всему голова». Дети знакомились с трудом хлебороба, рассматривали иллюстрации, картины, просматривали диафильмы. Детям давались четкие представления о процессе выращивания хлеба.

Они узнали последовательность трудовых операций и умели объяснить, зачем пашут и боронуют поля, удобряют, как помогают хлеборобам машины, куда поступает зерно с поля и каков его дальнейший путь к столу.

Чтобы дети лучше все усвоили, я использовала пословицы и поговорки:

«Чья земля, того и хлеб».

«Держись за соху – она кормилица».

«Пашню пашут, руками не машут».

«Худ обед, когда хлеба нет».

«Не красна изба углами, красна пирогами».

«Хлебушка – калачу дедушка».

Так же показывала и объясняла, что человек пользуется и дарами дикой природы: собирает грибы, ягоды; отдыхает в лесу; купается в реке, озере, охотится на диких животных, наслаждается красотой природы.

Только бережно обращение сохраняет природу.

На занятиях демонстрировала картины, слайды, диафильмы, что в природе взаимосвязано: хищники не могут без мелких раститель — ягодных животных, последние в свою очередь питаются растениями, растения произрастают только при наличии нормальной внешней среды.

Для этого с детьми играли в шоу «Живая цепочка»: например, комар – кузнечик – лягушка – цапля. Я спрашивала у детей: «Что же будет, если кого-то из этой цепочки не станет на Земле? Например: лягушки?» в дальнейшем провела с детьми комплексное занятие «Люби и охраняй природу».

На этом занятии дети отличали деревья по коре, по листьям, закрепляли знания в игре: «Найди свой домик». Учились помогать животным в трудных ситуациях. В гости к детям пришли лиса и гусь, попросили помочь их собрать их из кусочков. Дети выкладывали на фланелеграфе лису и гуся.

В конце игры я прочитала стихотворение «Кто важнее?»

Все, все на свете нужны!

Мошки не меньше нужны, чем слоны.

Нельзя обойтись без чудовищ нелепых

И даже без хищников злых и свирепых

 Нужны все на свете, нужны все подряд!

Кто делает мед, а кто делает яд.

 Плохи дела у кошки без мышки.

У мышки без кошки не лучше делишки.

Да! Если мы с кем-то не очень дружны

Мы все-таки очень друг другу нужны!

А если вдруг лишним кто-то покажется,

о это, конечно, ошибкой окажется.

Все, все на свете нужны!

И это все дети запомнить должны!

Еще на специально подготовленной демонстрационной таблице, дети наглядно видели экологическую связь человека с природой.

Дети принимали активное участие в уходе за обитателями уголка, за комнатными растениями, работали на участке, ухаживали за цветами на клумбе, за кустарником и видели свои результаты труда.

Детям доставляло большое удовольствие работать на огороде и употреблять в пищу овощи, выращенные своими руками. Также дети в зимнее время учились ухаживать за кустарником, деревьями и птицами. Засыпали корни снегом, делали кормушки, развешивали на деревьях и подкармливали птиц.

Важнейший аспект экологического воспитания школьников – развитие гуманного чувства к природе. Наша задача – создать ситуации, в которых у ребят могут возникнуть радость от общения с природой, чувство глубокого удовлетворения от увиденной красоты, желание продлить или повторить наслаждение, полученное от содержательной прогулки по лесу, от созерцания красивого пейзажа.

Для этого с детьми мы провели длительное наблюдение во время весны. Когда совсем сошел снег, на деревьях набухли почки, мы с детьми вышли на участок и обратили внимание, что наш участок не очень красивый.

И я задала вопрос: «Ребята, а что надо сделать нам, чтобы участок был красивым?» дети предлагали разные варианты. Мы с детьми обкапали землю вокруг кустарников и деревьев, сделали на участке клумбу, посадили различные цветы и стали день за днем ухаживать.

Обращала внимание детей на то, как распустились первые листочки и уже стало лучше на участке. Появились первые результаты нашего труда, всходили цветы. Ежедневно мы поливали, рыхлили землю на клумбах и вот стали цвести первые.

У детей это вызвало большую радость, они любовались этой красотой. И получили большое удовольствие от результатов своего труда.

В небе солнышко играет

Оживилось все кругом,

И цветы в росе сияют

Тихим ласковым огнем.

Но для того чтобы у детей закрепились знания по экологии, данные в детском саду, я работала с родителями младшей группы. Использовала разнообразные формы — индивидуальные, групповые, консультации, беседы. Организовала выставку детски рисунков по теме: «Лес – наше богатство». Провела родительское собрание «Что дает экскурсия в природу».

Для того чтобы проанализировать результаты проведенной работы, я провеле анкетирование родителей по следующим вопросам:

1. Имеются ли в вашем доме животные и растения?

   Принимает ли ваш ребенок участие в уходе за ними?

   Знает ли он как надо ухаживать?

2. Трудиться ли ваш ребенок в огороде, саду?

3. Если ли в доме детские книги о природе?

   Какие это книги?

   Любит ли ваш ребенок смотреть передачи о природе по телевизору?

4. Используется ли в семье занятия ручным трудом?

5. Знает ли ваш ребенок что-нибудь об охране природы?

6 .Узнает ли он растения, которые подлежат защите (например: ландыш, калужница, колокольчик и другие) в лесу, в парке?

После анкетирования я уже знала, над чем надо продолжать работать, на что надо обратить особое внимание в экологическом воспитании дошкольников.

К.Д. Успенский был убежден в том, что тот ребенок несчастен, который вырос, не видя лугов, не любуясь полевыми цветами. Что прекрасный ландшафт имеет огромное воспитательное влияние на развитие молодой души.

Источник: https://dohcolonoc.ru/cons/4361-vospitanie-u-detej-lyubvi-k-rodnoj-prirode.html

Воспитываем любовь к природе. Из опыта работы педагога ДОУ

Доброе неразрывно связано с красотой
В. А.Сухомлинский.

«Пойдемте дети в школу, — сказал я малышам и направился в сад. Дети с недоумением смотрели на меня». Так известные педагог В.А. Сухомлинский начал занятия с детьми своей «школе радости». Он сказал детям, что школа будет под голубым небом, на зеленой травке, под ветвистой грушей, на душистом лугу. И он водил детей в лес, в поле, был убежден, что природа – лучший воспитатель детской души.

Природа учит ребенка пытливости, любознательности, пробуждает в сердцах детей интеллектуальное чувство радости, познания. Эмоциональный контакт с природой особенно важен для дошкольника, ибо мышление его живо, конкретно, образно, и чем ярче представляется ему картина, тем глубже он познает закономерности природы.

Если же изолировать ребенка от наглядных образов, от живого контакта с действительностью и все обучения построить только на слове, то мозг ребенка очень быстро утомляется. «Вот почему, — пишет В.А.

Сухомлинский, — надо развивать мышление детей, укреплять умственные силы ребенка среди природы – это требование естественных закономерностей развития детского организма».

В общении с природой у ребенка развиваются наблюдательность, воображение. Природа – это источник здоровья детей.

Установлено, что очень часто причины раздражительности детей является неудовлетворительное состояние здоровья – заболевания сердечно — сосудистой системы, дыхательных путей, внутренних органов, в большинстве случаев эти заболевания возникают в результате длительного пребывания в помещении.

Вот почему природа – это действительно школа, которая приносит детям радость познания, творчества, наслаждения прекрасным, учит ребенка быть добрым, человечным, закаляет его организм. И не так уже трудно нам, родителям, открыть двери такой «школы радости».

Даже два – три часа, проведенные на свежем воздухе, среди тишины леса и синевы реки, дадут ребенку очень много и в нравственном, и в эстетическом, и в познавательном плане. Соприкасаясь с природой, ребенок всем сердцем почувствует не только ее красоту, но и незащищенность.

Вот чья-то черствая рука сломала ветку на сосне, и янтарная смола так и застыла на изломе прозрачной слезой, а вот на березе кто-то просверлил дыру, собрал живительный сок, а рана так и осталась. Можно пройти мимо такого человеческого бескультурья.

Такой жестокости или просто поворчать по поводу безобразия, а можно вызвать у ребенка чувство гнева: «Смотри, сынок, – говорит отец, — так поступают только варвары». Природа дает людям все – пищу, свежий воздух, тишину, покой, мы наслаждаемся ее красотой, но сама она беззащитна – не может кричать, бороться за себя. Природа может лишь отомстить человеку.

В семье, где любят природу, ребенок в такой же мере бережно относиться к животным. И даже к растениям.

У него не только не поднимется рука сломать ветку, вырезать свое имя на живой коре дерева, затоптать цветы, но он не даст погибнуть раненой или искалеченной хищником птице, не станет разорять птичьи гнезда, мучить кошку, бросать камни в собаку.

Жестокость к животным потом обязательно переходить в жестокость к людям, рождает, бессердечность, эгоизм, грубость. Ничто в мире природы не дает детскому уму так много пищи для размышлений, как наблюдение за поведением животных.

Почти все дети дошкольного возраста проявляют большой интерес к животным и с удовольствием ходят с родителями в зоопарк, играют с кошками, собаками, очень любят читать о животных. Многие дети просят родителей в дом щенка или кошку.

Часто городские дети, если им отказывают в просьбе держать животных дома, устраивают где-нибудь в сарае или в парадном жилье для кошки или собаки, приносят туда еду. Надо думать, что чувства заботы, опеки над слабым и беззащитным постепенно превращается в истинную гуманность, человечность, которая не позволит человеку надругаться над живым, издеваться над животным проявлять жестокость.

Однако настоящая любовь к природе, к животным – не просто любование или сентиментальность, а прежде всего действенность, активность, истинная забота и какая-то глубокая познавательна ответственность за её сохранность. Вот когда мы вместе с сыном посадим дерево во дворе, будем ухаживать за клумбой, выходим подбитую ворону, вырастим щенка, только тогда у него возникает настоящее чувство любви к живому.

Важность такого действенного отношения к природе неоднократно подчеркивал В.А. Сухомлинский, ибо забота о живом – источник доброты, средоточие человечности. «Добрые чувства, — пишет он, — должны уходить своими корнями в детство, в человечность, доброта, ласка, доброжелательность рождаются в труде, заботах, волнениях о красоте окружающего мира».

Природа учит нас видеть красоту.

Наблюдая, как восходит солнце, как на освещенные деревья сыпятся солнечные искорки, поля, луга, дороги, дрожат в малахитовом тумане, как горит золотой осенний лес, ребенок испытывает изумление, восхищение, необыкновенное чувство радости перед красотой. В общении с природой мы можем научить ребенка слушать стройный хор кузнечиков, ощущать аромат степных трав, любоваться пурпурными бусинками ягод, серебряными паутинками с дрожащими на низ капельками росы.

Через наслаждение красоты природы у ребенка формируется эстетическое чувство, которое станет основой его любви к искусству – живописи, графике, скульптуре, архитектуре.

Список литературы:

Кульчицкая Е.И. Родителям о воспитании культуры детей.

Источник: http://PlanetaDetstva.net/vospitatelam/pedsovet/vospityvaem-lyubov-k-prirode-iz-opyta-raboty-pedagoga-dou.html

Ссылка на основную публикацию