Классно-урочная система обучения

Классно-урочная система обучения

Дидактически хороший урок характеризуется единством дидактической цели, объединяющей содержание работы учителя и учащихся, определённостью структуры, диктуемой каждый раз конкретными условиями и закономерностями усвоения учебного материала.

В единой схеме организации классно-урочной системы различаются вертикальное и горизонтальное соединения классов.

Вертикальное соединение означает, что классы надстраиваются один над другим и отображают содержательно-временные ступеньки в обучении, именуемые порядковыми числительными.

Горизонтальное соединение подразумевает размещение классов, работающих по одинаковым учебным программам, их именуют «параллельными» и традиционно классифицируют буквами при числительных, отражающих их место по вертикали.

Классно-урочная система является общепризнанной и действует во многих странах. Это объясняется рядом имеющихся у нее веских дидактических, педагогических, психологических и социологических преимуществ в сравнении с иными формами.

Ясность организации учебно-воспитательной работы, познание учителем учащихся и ими друг друга, воспитательное влияние классного коллектива, условная непрерывность педагогического руководства в учебном процессе, финансовая выгодность — это все плюсы классно-урочной системы преподавания.

В условиях русской школы и школ иных социалистических государств она обеспечивает продуктивную познавательную работу учащихся в узкой взаимосвязи с их воспитанием и развитием.

Положительные аспекты классно-урочной системы в солидной степени отражены в уроке как главной форме организации учебного процесса. В современных педагогических кругах бытует мнение, что данная форма уже устарела, не является эффективной и необходимо от нее отказываться.

Однако в противовес этому приверженцы традиционной классно-урочной системы заявляют, что полностью отказываться от урока не стоит, необходимо лишь его совершенствовать.

Это должно проявлять не только в повышении качества преподавания, но и в оптимальном сочетании урока с другими формами — лекциями, семинарами, экскурсиями, занятиями в учебных мастерских, практикумами, консультациями, экзаменами, а также разнообразными формами внеклассной работы.

В рамках этого может быть организована коллективная, групповая и индивидуальная работа учащихся. Данное комплексное использование разнородных организационных форм обеспечивает увеличение высококачественных характеристик процесса обучения в целом.

Следует отметить, что классно-урочная система считается весьма экономной, потому что один педагог работает одновременно с большой группой детей, организуя при этом основы взаимообучения, коллективной деятельности, соревновательности в обучении.

Совместно с тем данная форма организации не лишена и недостатков, снижающих ее эффективность. Основной минус системы — ориентация на «среднего» ученика, отсутствие возможности воплощения индивидуальной учебно-воспитательной работы с учащимися.

Развитие классно-урочной системы

Первоначальное теоретическое обоснование классно-урочной системы дал знаменитый чешский педагог Я. А.

Коменский, который представлял ее не только как педагогически эффективную систему, но и как одно из средств демократизации школьного образования.

Существенный вклад в становление и разностороннее развитие классно-урочной системы в свое время внесли выдающиеся педагоги, такие как И. Г. Песталоцци, И. Ф. Гербарт, А. Дистервег, К. Д. Ушинский.

В XVII веке классно-урочная система получила общее признание и в XIX веке стала базой организации школьного обучения почти во всех государствах. В российских школах она начала повсеместно применяться в конце XVIII века и также впоследствии стала основополагающей в обучении.

В процессе развития и совершенствования классно-урочной системы в конце XIX – начале XX веков, когда многие государства ввели законы об обязательном образовании, выявился ряд сложных и актуальных вопросов, таких как классификация учащихся, перевод в следующие классы, индивидуализация обучения и других.

Уже в начале XX века были предприняты попытки решить данные вопросы при помощи распределения учащихся в параллельных классах по способностям. Это привело к дифференциации классов на «сильные», «средние» и «слабые».

В соответствии с этим стали различаться и учебные программы, сроки изучения материала, методы преподавания. Однако возможность перехода из «слабых» в «средние» и «сильные» классы практически исключалась.

Набор учащихся в такие классы проводился согласно с показаниями тестовых заданий.

Данный опыт выявил ряд недостатков, заключавшихся в том, что уже заранее предполагались конкретные превосходства одних учеников над другими, в первую очередь в умственном отношении.

Фактически же дифференциация классов на практике оказалась затруднительной по нескольким причинам, главной из которых считается отсутствие научно обоснованных приемов справедливой оценки способностей учащихся и неминуемое несоблюдение однородности состава класса из-за неравномерности развития детей и их различий в интересах, склонностях.

Работать в таких классах, конечно, труднее, но опыт лучших школ и учителей говорит, что данные проблемы преодолимы. Развитие интересов и возможностей каждого учащегося, формирование творческой особенности поддерживается сочетанием достаточно гибких и разнородных видов преподавания на уроках с факультативными занятиями и разными формами внеклассной и внешкольной работы.

Современные учителя-практики, теоретики, педагоги-новаторы и психологи постепенно вносят собственный вклад в совершенствование классно-урочной системы обучения. Она существует уже около 450 лет, за это время была неоднократно проверена на практике и сегодня считается главной формой обучения в школах почти всех стран.

Отличительные особенности

Классно-урочная система характеризуется некоторыми особенностями, которые отличают ее среди других форм организации учебного процесса. Они проявляются в следующем:

  • неизменный состав учащихся приблизительно одного возраста и уровня подготовленности, который рассматривается как единый класс;
  • каждый класс действует согласно с собственным определенным годовым проектом;
  • учебный процесс осуществляется в форме отдельных взаимосвязанных и последовательных частей — уроков;
  • каждый урок посвящается лишь одному предмету;
  • систематическое чередование уроков, которое находит четкое отражение в школьном расписании;
  • руководящая роль учителя на всех этапах обучения;
  • использование всевозможных видов и форм познавательной работы учащихся.

Источник: https://spravochnick.ru/pedagogika/klassno-urochnaya_sistema_obucheniya/

КЛАССНО-УРОЧНАЯ СИСТЕМА

КЛАССНО-УРОЧНАЯ СИСТЕМА  -ор­га­ни­за­ция учеб­но­го про­цес­са, при ко­то­рой уча­щие­ся груп­пи­ру­ют­ся в клас­сы в со­от­вет­ст­вии с воз­рас­том и уров­нем под­го­тов­ки, а основной фор­мой обу­че­ния яв­ля­ет­ся урок.

Класс на протяжении длительных периодов обучения (одного года или нескольких лет) сохраняет свой состав.

Класс работает в соответствии с постоянным расписанием, составленным на основе учебного плана, уроки начинаются в одно и то же время и длятся одинаковые промежутки времени (обычно 40-45 мин).

Ведущая роль на уроке принадлежит учителю. Местом проведения уроков служат классные комнаты, учебные кабинеты.

Исторически классно-урочная система обучения пришла на смену индивидуальной и индивидуально-групповым системам. Утверждение классно-урочной системы обучения связывают с деятельностью страсбургской школы И. Штурма (1538 год).

Классно-урочная система обучения была принята также в иезуитских школах и коллегиях. В 1520-1530 годах применялась в общедоступных начальных школах Чехии, Польши, Венгрии, Литвы, Саксонии.

Теоретическое обоснование классно-урочной системы обучения дал Я. А. Ко­мен­ский..

В XVI веке классно-урочная система обучения применялась в братских школах Украины и Белоруссии; во 2-й половине XVIII века широко распространилась в школах России. Развитие классно-урочной системы обучения в России в XIX веке связано главным образом с трудами К. Д. Ушинского.

Среди достоинств классно-урочной системы обучения выделяются: чёткая организационная структура, обеспечивающая упорядоченность и возможность планирования всего учебно-воспитательного процесса; простота управления познавательной деятельностью учеников, формирование устойчивой обратной связи, постоянное эмоциональное воздействие личности учителя на учащихся; экономичность обучения, связанная с тем, что учитель работает одновременно с достаточно большой группой учеников; удобство нормативного регулирования органами управления образованием деятельности учителя и осуществления контроля качества школьного образования.

Недостатками классно-урочной системы обучения являются: ориентация на среднего ученика, что задерживает развитие способностей одарённых учащихся и создаёт психологический дискомфорт для менее способных; трудность учёта индивидуальных особенностей учащихся, организации индивидуальной работы с ними на уроке.

Классно-урочная  система обучения не предоставляет достаточно возможностей для общения учащихся одного класса между собой, а также учащихся разного возраста.

На уроке ученики не имеют возможности обучаться в своём собственном темпе, глубоко погрузиться в изучение материала, так как урок имеет определённую длительность и в условиях классно-урочной системы обучения происходит частая смена учебных предметов в течение учебного дня.

В истории образования было много попыток совершенствования классно-урочной системы обучения. В 1791-1798 годах священник Англиканской церкви Э. Белл (1753-1832 годы) и учитель Дж.

Ланкастер независимо друг от друга разработали белл-ланкастерскую систему взаимного обучения.

В конце XIX века в США появилась так называемая батовская система обучения, сочетающая коллективные уроки со всем классом и индивидуальные занятия с сильными и слабыми учениками. Одновременно в Европе была создана ман­гейм­ская школь­ная сис­те­ма.

В 1960-1970-е годы в США действовал план Трампа — форма обучения с использованием лекций (40% учебного времени), групповых (20%) и индивидуальных (40%) занятий.

https://www.youtube.com/watch?v=Hdbw2Ejyuyk

Совершенствование классно-урочной системы обучения ведётся в направлении дополнения уроков проектной деятельностью учеников, широкого использования дискуссий, групповой работы на уроке, практикумов. В старших классах также привлекаются элементы лекционно-семинарской системы. Широко используется самостоятельная работа учащихся с различными источниками информации, в том числе электронными.

Для усиления индивидуального подхода применяется дифференцированное обучение — разделение учащихся на группы в соответствии с их интересами, способностями, профессиональными намерениями. В некоторых общеобразовательных учреждениях вводится обучение по индивидуальным учебным планам, что предполагает создание групп учащихся переменного состава на занятиях по различным учебным предметам.

© Большая Российская Энциклопедия (БРЭ)

Литература

  • Пе­да­го­ги­ка: Учеб­ное по­со­бие / Под ред. П. И. Пид­ка­си­сто­го. 5-е изд. М., 2008
  • Кра­ев­ский В.В., Ху­тор­ской А. В. Ос­но­вы обу­че­ния: ди­дак­ти­ка и ме­то­ди­ка. М., 2007
  • За­гвя­зин­ский В.И. Тео­рия обу­че­ния: со­вре­мен­ная ин­тер­пре­та­ция. 3-е изд. М., 2006
  • Ку­пи­се­вич Ч. Ос­но­вы об­щей ди­дак­ти­ки. М., 1986
  • Ди­дак­ти­ка сред­ней шко­лы / Под ред. М. Н. Скат­ки­на. 2-е изд. М., 1982
  • Вен­д­ров­ская Р.Б. Очер­ки ис­то­рии со­вет­ской ди­дак­ти­ки. М., 1982

Источник: https://w.histrf.ru/articles/article/show/klassno_urochnaia_sistiema

55. Классно-урочная система обучения

Похожие главы из других книг

Основы теории обучения на неродном для учащихся языке Сурыгин А. И.

Глава 2. Система целей обучения на неродном языке

Основы теории обучения на неродном для учащихся языке Сурыгин А. И.

Система принципов обучения

Педагогика Сластенин Виталий Александрович

РАЗДЕЛ III ТЕОРИЯ ОБУЧЕНИЯ

Теория обучения Автор неизвестен

27. Приемы обучения В ходе наблюдения за процессом обучения в школе, дидакты и методисты обратили внимание на большое разнообразие видов деятельности учителя и его учеников на уроке.

Эти виды деятельности и получили название методы обучения: учитель рассказывает новый материал – он ведет обучение методом рассказа; дети изучают материал по книге – метод работы с книгой; учитель в процессе рассказа показывает какой-либо предмет – метод демонстрации и т. д.

Теория обучения Автор неизвестен

55. Система средств обучения в учебном процессе

Деньги, кредит, банки: Шпаргалка Автор неизвестен

19. ЕВРОПЕЙСКАЯ ВАЛЮТНАЯ СИСТЕМА. ВАЛЮТНАЯ СИСТЕМА РОССИИ Европейская валютная система была сформирована в 1979 г.

в рамках Европейского экономического сообщества с целью содействия развитию интеграционных процессов стран Западной Европы.

Эту систему можно рассматривать как составную часть мировой валютной системы, поскольку страны, входящие в ЕВС, являются членами МВФ. Тем не менее она имеет ряд особенностей, отличающих ее от ямайской системы.

Читайте также:  Развитие личности в несостоявшемся моральными ценностями обществе.

Эта книга сделает вас умнее. Новые научные концепции эффективности мышления Коллектив авторов

Инстинкт обучения УИЛЬЯМ ТЕКУМСЕ ФИТЧ Биолог-эволюционист, профессор когнитивной биологии, Венский университет, автор книги «The Evolution of Language» («Эволюция речи»)

Педагогика: Шпаргалка Автор неизвестен

23. ПРИНЦИПЫ ОБУЧЕНИЯ Принципы обучения – это основные положения на которые нужно опираться при преподавании основ науки.

Основной источник, приведший к формулированию принципов, – практика обучения, опыт и находки учителей, которые затем стали распространяться, осмысливаться, обобщаться.

Основные принципы обучения – это: 1) наглядность обучения; 2) сознательность и активность учащихся в обучении; 3) научность обучения;

Военная педагогика Автор неизвестен

3.4. Методическая система обучения военнослужащих (методы, формы обучения и виды учебных занятий)

Педагогика Шарохина Е В

20. Принципы обучения. Методы и классификация методов обучения Принципы процесса обучения– основные требования к организации образования, которыми руководствуется педагог.

Выделяются несколько основополагающих принципов обучения: 1) принцип развивающего и воспитывающего обучения; 2) принцип сознательности и активности; 3) принцип наглядности; 4) принцип систематичности и последовательности; 5) принцип научности;

Педагогика Шарохина Е В

34. Классно-урочная система Существует несколько форм организации обучения. Индивидуальная форма – самая древняя форма организации обучения. Она подразумевала отдельное обучение ребенка на дому, при этом помощь учителя была лишь косвенной. Недостаток внимания педагога является существенным минусом данной формы обучения.

Теория обучения [Конспект лекций] Автор неизвестен

5. Принципы обучения Как правило, законы и закономерности обучения реализуются через его принципы. Принципы обучения – это те условия, на базе которых строится обучающая деятельность учителя и познавательная деятельность ученика.

Приучение к горшку за 1 день Эзрин Натан

Глава 3 План обучения Цели обучения

Приучение к горшку за 1 день Эзрин Натан

Глава 5. После обучения К этому моменту ваш ребенок уже должен был научиться самостоятельно ходить на горшок. Однако некоторые родители опасаются, не будет ли этот короткий период обучения для малыша всего лишь игрой и не решит ли он, что трусики можно мочить уже на следующий день. Цель данного этапа — дать ребенку понять, что вы настроены серьезно. Проверка трусиков после обучения

Теория государства и права Алексеев Сергей Сергеевич

Глава 21. Система права и система законодательства § 1. Понятие системы права

Работа с возражениями. Для продавцов и не только Ягудина Ольга

1 Система обучения продавца Один из секретов профессионального продавца звучит так: Навыки и мастерство в продажах приобретаются, а не являются врожденным даром. Усердно работайте, совершенствуйте мастерство, и вы станете одним из самых лучших. Давайте сначала разберем навыки профессионального продавца. Чему должен обучаться будущий продавец? Что должен уметь профессиональный продавец?

Источник: https://librolife.ru/g4435976

Классно-урочная система обучения: определение, достоинства и недостатки

В наше время классно-урочная система обучения – это наиболее распространенная система обучения. Именно она обеспечила сначала повсеместную ликвидацию безграмотности, а затем и получение обязательного среднего образования широких слоев населения.

Основы классно-урочной системы

Начнем разговор о классно-урочной системе обучения с того, что дадим определение понятия.

Определение 1

Классно-урочная система обучения – это способ организации учебного процесса, которые предполагает выделение групп учащихся в классы с постоянным составом, проведение занятий в форме уроков.

С точки зрения дидактики хорошим урок считается в том случае, если в его ходе благодаря слаженной работе учителя и учащихся удается реализовать поставленные дидактические цели. Для этого необходимо уделять внимание структуре урока, которая может изменяться в зависимости от условий и закономерностей усвоения учебного материала.

Единая система организации классно-урочной системы предполагает два способа соединения классов:

  • вертикальное: предполагается, что классы следуют один за другим как отдельные ступени обучения и именуются порядковыми числительными;
  • горизонтальное: предполагается выделение групп классов (параллелей), которые работают по одним учебным программам и обозначаются буквами при числительных.

Классно-урочная форма обучения – это общепризнанная форма обучения, которая применяется во всем мире. Связано это наличием целого ряда педагогических, психологических, социологических и дидактических преимуществ по сравнению с другими формами организации учебного процесса.

Достоинства и недостатки классно-урочной системы обучения

К очевидным достоинствам можно отнести:

  • ясность организации учебно-воспитательной работы;
  • активное взаимодействие учителя и учащегося, которое обеспечивает также и воспитательное влияние взрослого человека на ребенка;
  • непрерывность педагогического руководства в учебном процессе;
  • финансовая целесообразность.

Большая часть положительных аспектов системы обеспечиваются наличием урока как основной формой организации учебного процесса.

К минусам системы можно отнести:

  • ориентацию работы в классе на учеников среднего уровня;
  • отсутствие возможностей для индивидуальной работы.

В связи с этим наиболее прогрессивные преподаватели высказывают мысль о том, что классно-урочная система устарела морально и требует замены на более совершенную систему. Сторонники существующей системы в противовес выдвигают тезисы, согласно которым классно-урочная система, как и любая другая система с течением времени требует обновления и модификации.

В дополнение к урока разработаны и проводятся другие формы обучения, основными из которых являются:

  • лекции и семинары;
  • экскурсии;
  • занятия в учебных мастерских, практикумы;
  • консультации, экзамены;
  • внеклассная работа.

Такое разнообразие форм учебного процесса позволяет организовать как групповую, так и индивидуальную работу учащихся, повысить качество учебного процесса в целом.

С точки зрения государства, классно-урочная система является экономной в плане затрат на обучение большого количества людей.

Один учитель работает сразу с большим количеством детей, обеспечивает как урочную, так и внеурочную активность.

На основе этого показателя достоинства и недостатки классно-урочной системы делают ее наиболее предпочтительной для обеспечения обязательного общего среднего образования.

Развитие классно-урочной системы

Обосновал и применил классно-урочную систему обучения педагог Я.А. Коменский, родом из Чехии. Для него классно-урочная система была не только эффективной педагогической системой, но также одним из основных и наиболее действенных способов демократизации школьного образования.

В веке классно-урочная система была признана практически повсеместно в Европе . А в веке она стала базой для организации школьного обучения во всех странах Европы. Тогда же появились законы об обязательном образовании.

В веке появилась возможность распределять учащихся по классам одной параллели в соответствии с их способностями и уровнем успеваемости. Появились программы, рассчитанные на «сильные» и «слабые» классы, тестовые задания, по результатам которых учащихся начали распределять по классам разного уровня.

До сих пор опыт выделения «сильных» и «слабых» классов вызывает много вопросов у педагогов. Озабоченность вызывает невозможность перехода учеников, попавших в «слабый» класс в более сильный класс на параллели, превосходство одних учеников над другими в умственном отношении. До сих пор научно обоснованных приемов разделения учащихся по способностям не существует.

В то же время, в классах, где состав учащихся неоднородный, есть различия в склонностях, возможностях и интересах, трудно. Преодолеть эту разнородность помогает сочетание разнородных видов преподавания, проведение факультативных занятий, разных форм внеклассной и внешкольной работы.

Отличительные особенности

Выделяют следующие особенности классно-урочной системы:

  • неизменный состав учащихся, чей возраст, уровень изначальной подготовки сходны;
  • каждый класс имеет определенный годовой план, в соответствии с которым организует свою работу;
  • основной формой организации учебного процесса является урок, который посвящен лишь одному предмету;
  • уроки чередуются, что отражено в школьном расписании;
  • руководящая роль на уроке принадлежит учителю.

Классно-урочная система является достаточно гибкой системой и дает возможность применять самые разные виды и формы познавательной работы.

Если вы заметили ошибку в тексте, пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter

Источник: https://www.Zaochnik.com/spravochnik/pedagogika/teorija-obuchenija/klassno-urochnaja-sistema-obuchenija/

Формы организации обучения. классно-урочная система обучения

Организационное обучение и воспитание осуществляется в рамках педагогической системы, имеет определенное организационное оформлении.

В дидактике известны три основные системы организационного оформления педагогического процесса, отличающиеся количественным охватом обучающихся, соотношением коллективных и индивидуальных форм организации деятельности воспитанников, степенью их самостоятельности и спецификой руководства учебно-воспитательным процессом со стороны педагога. К ним относятся: 1) индивидуальное обучение и воспитание, 2) классно-урочная система, 3) лекционно-семинарская система.

Система индивидуального обучения и воспитания сложилась ещё в первобытном обществе как передача опыта от одного человека к другому, от старших к младшим. С появлением письменности старейшина рода передавал премудрость общения посредством знаков своему преемнику, занимаясь с ним индивидуально.

По мере развития научного знания и осознания потребности в расширении доступа к образования широкого круга людей система индивидуального обучения трансформировалась в индивидуально-групповую. Учитель по-прежнему обучал 10-15 человек, переходя от одного к другому.

Своё законченное решение оно нашло в классно-урочной системе, разработанной и описанной Я А. Коменским в его книге «Великая дидактика».

Классно-урочная система утверждает твердый режим учебно-воспитательной работы: постоянное место и продолжительность занятий, стабильный состав учащихся одинакового уровня подготовленности и одного возраста, стабильное расписание. Основная форма-урок (по Коменскому), который имеет структуру: опрос, сообщение учителя, упражнения, проверка. Основное время отводилось упражнению.

К.Д.Ушинский научно обосновал все преимущества классно-урочной системы и создал стройную теорию урока, обосновал его организационное строение и разработал типологию уроков. В уроке он выделял три части:

1.Осуществление сознательного перехода от пройденного к новому и создание у учащихся устремленности на интенсивное восприятие материала

2.Разрешение основной задачи и определение основной части урока

3.Закрепление знаний и навыков

А.Дистерверг разработал систему принципов и правил обучения, касающихся деятельности учителя и ученика, обосновал необходимость учета возрастных особенностей учащихся.

Лекционно-семинарская система. Лекции, семинары ,практические и лабораторные занятия ,практика по-прежнему остаются ведущими формами обучения в рамках лекционно-семинарской системы.

Лекционно-семинарская система используется в практике профессиональной подготовки, т.е.

в условиях, когда у обучающихся имеется определенный опыт учебно-познавательной деятельности, когда сформированы основные обще учебные навыки и умение самостоятельного добывания знаний.

Классно-урочная система имеет существенные преимущества перед другими системами организации педагогического процесса. При массовости охвата воспитанников она позволяет обеспечить организационную четкость и непрерывность учебно-воспитательной работы.

Знание учителем индивидуальных особенностей учащихся и учащимися друг друга позволяет использовать влияние классного коллектива на учебную деятельность каждого ученика. Эта система предполагает тесную связь обязательной учебной и внеучебной работы .

https://www.youtube.com/watch?v=M0K4QRoRz6Y

Внеучебная работа может быть внеклассная (организуется школой ) и внешкольная (учреждения дополнительного образования).

Они имеют большое образовательно-воспитательное значение: способствуют развитию познавательных интересов, удовлетворению и развитию духовных потребностей школьников, открывают дополнительные возможности для формирования ценных социально значимых качеств, как общественная активность, самостоятельность, инициативность и др. Главное их значение- выявление и развитие творческих способностей детей в разных отраслях науки и культуры.

Читайте также:  Наглядные методы

Массовые формы используются при организации внеучебной работы и предполагают участие большинства учащихся. Это утренники, праздники, олимпиады и т.д. Критерии эффективности: количественный охват детей, четкость и организованность проведения, активность учащихся, достижение воспитательно-образовательных целей.

Групповые формы бывают учебные и внеучебные. К учебным относятся урок, лекция, семинар, экскурсия. Внеурочная работа- это кружки, клубы, спортивные секции, организуемые с целью углубления познавательных интересов и расширения кругозора. Показателями эффективности групповых форм организации внеучебной работы являются стабильный состав кружка, секции.

Основной формой индивидуальной учебной работы являются консультации. Организуется с целью развития способностей отдельных учащихся. Критерием эффективности индивидуальных форм организации обучения и воспитания являются поступательные позитивные изменения в знаниях, умениях, поведении и т.д.

Дополнительное образование строится на условиях добровольного участия, активности и самодеятельности детей с учетом их возраста и интересов. Она осуществляется через дома детского творчества, библиотеки, кружки.

Урок необходимо рассматривать как основную форму организации педагогического процесса. В уроке отражаются все преимущества классно-урочной системы. В форме урока возможна эффективная организация учебно-познавательной и других развивающих видов деятельности детей.

Преимущества: — имеет возможности для сочетания фронтальной, групповой и индивидуальной работы;

-позволяет учителю систематически и последовательно излагать материал, управлять развитием познавательных способ

ностей и формирования научное мировоззрение учащихся;

— стимулирует другие виды деятельности школьников ( внеклассную и домашнюю );

— ученики овладевают системой ЗУН и самими методами познавательной деятельности;

— урок позволяет эффективно решать воспитательные задачи через содержание и методы педагогической деятельности.

Урок – это такая форма организации педагогического процесса, при которой педагог руководит коллективной познавательной и иной деятельностью постоянной группы учащихся с учетом особенностей каждого из них, используя виды, средства и методы работы, создающие благоприятные условия для того, чтобы все ученики овладевали основами изучаемого предмета непосредственно в процессе обучения, а также для воспитания и развития познавательных способностей и духовных сил школьников.

Структура урока — это соотношение элементов урока в их определенной последовательности и взаимосвязи между собой.Она может быть простой и сложной, в зависимости от содержания учебного материала, от дидактической цели урока, возрастных особенностей учащихся и особенностей класса как коллектива.

Классификация уроков.

Урок ознакомления с новым материалом или сообщения новых знаний. Содержанием такого урока является новый материал с широким кругом вопросов и требующий значительного времени для его изучения. Структура урока: — повторение предыдущего материала; — объяснение нового материала и работа с учебником; — проверка понимания и первичное закрепление знаний; — задание на дом.

Урок закрепления знаний. Основное содержание — вторичное осмысление ранее усвоенных знаний с целью их упрочения .Структура урока— проверка домашнего задания; — выполнение устных и письменных упражнений; -проверка выполнения заданий; — задание на дом.

Уроки выработки и закрепления знаний. Идет на нескольких уроках подряд и имеет своё продолжение на уроках по другим темам .Структура урока:— воспроизведение теоретических знаний; — выполнение практических заданий; — проверка выполнения самостоятельных работ; — задание на дом.

Обобщающий урок – систематизируются наиболее существенные вопросы из ранее пройденного материала, восполняются имеющиеся пробелы в знаниях и раскрываются важнейшие идеи изучаемого курса. Такие уроки проводятся в конце изучения отдельных тем.

Уроки проверки ЗУН — позволяют выявить уровень обученности, установить недостатки, помогают наметить путь дальнейшей работы.

Комбинированные или смешанные уроки. Структура урока: — проверка домашней работы; — опрос учащихся; — изучение нового материала; — первичная проверка усвоения; — закрепление новых знаний; — повторение ранее изученного; — проверка и оценка знаний учащихся; — задание на дом.

Обязательными элементами для всех типов уроков являются:

  1. Организационный момент – постановка цели, создание рабочей обстановки и т.д.

  2. Подведение итогов – фиксация достижения целей, меры участия в их достижении всех учащихся и каждого в отдельности, оценка работы учащихся, определение перспектив дальнейшей работы.

При фронтальном обучении педагог управляет учебно-познавательной деятельностью всего класса, работающего над единой задачей.

Педагогическая эффективность фронтальной работы зависит от умения учителя держать в поле зрения весь класс и каждого ученика в отдельности.

Её результативность повышается, если учителю удаётся создать атмосферу творческой коллективной работы, поддерживать внимание и активность школьников. Фронтальная работа используется на всех этапах урока, но ориентированна на среднего ученика.

Групповые формы подразделяются на звеньевые, бригадные, кооперированно — групповые и дифференцированно — групповые. Звеньевые формы учебной работы предполагают организацию учебной деятельности постоянных групп учащихся. При бригадной форме организуется деятельность специально сформированных для выполнения определенных заданий временных групп учащихся.

При кооперативно- групповой форме класс делится на группы, каждая из которых выполняет часть общего задания. Дифференцированно-групповая форма учебной работы характеризуется тем, что группы учащихся подбираются учителем в зависимости от учебных возможностей, обучаемости, сформированности учебных навыков, скорости протекания познавательных процессов.

К групповым относят также парную работу учащихся.

Индивидуальная работа осуществляется в рамках как фронтальных, так и групповых форм. Она предполагает самостоятельное выполнение

учащимися одинаковых заданий.

Экскурсия – это специфическое учебно- воспитательное занятие, перенесенное в соответствии с определенной образовательной и воспитательной целью на предприятии, в музей, на выставку и т.д. Она предполагает особую организацию взаимодействия педагога и учащихся. На экскурсии наряду с наблюдениями используются рассказ, беседа и др.

В зависимости от объектов наблюдения экскурсии можно разделить как производственные, природоведческие, краеведческие, литературные, географические и т.д. По образовательно- воспитательным целям они могут быть обзорными и тематическими. По месту и структуре педагогического процесса – вводными или предваряющими, текущими и итоговыми.

Любой из видов экскурсий входит общую систему учебно- воспитательной работы. Экскурсия — важное звено в целостном педагогическом процессе. При подготовке к экскурсии педагог определяет её содержание и конкретизирует задачи, выбирает объект и сам решает вопрос о руководстве экскурсией.

В плане проведения экскурсии должны отмечаться этапы работы, перечень объектов наблюдения и материалов, которые должны быть собраны, распределение времени по этапам, форма организации учащихся. Продолжительность экскурсии зависит от её характера.

Заключительным этапом экскурсии является подведение её итогов в ходе беседы с целью приведения полученных знаний в систему.

Необходимость домашней работы обусловлена решением дидактических задач (закрепление знаний, совершенствования умений и навыков и т.п. ), формированием навыков самостоятельной работы и подготовки школьников к самообразованию. Дом. работа имеет воспитательное значение, вырабатывая аккуратность, усидчивость и другие социально ценные качества.

Дом .чебная работа протекает без руководства учителя. Ученик сам определяет время выполнения задания, выбирая наиболее приемлемый для него ритм и время.

Работая самостоятельно в домашних условиях, ученик лишён тех средств, которые может использовать учитель, чтобы работу сделать интересней.

Дома нет коллектива, который благотворно влияет на создание рабочего настроения, стимулирует здоровое соперничество.

Исходя из дидактических целей, можно выделить три вида дом.

заданий: подготавливающие к восприятию нового материала;направленные на закрепление знаний, выработку умений и навыков; требующие применения полученных знаний на практике.

Особым видом являются задания творческого характера ( изложения, сочинения, рисунки, поделки). Могут быть индивидуальные задания и задания отдельным группам учащимся.

Методика организации дом. работы – одно из слабых мест в деятельности школы и семьи.Часто задавание уроков на дом вообще не выделяется как самостоятельный этап урока. Между тем задавание уроков на дом должно помогать учащимся самостоятельно учиться. Дом.

задания должны задаваться с учетом возможностей их выполнения школьником в следующих классах: 1 класс- до 1 ч.; 2 класс- до 1,5 ч.; 3 – 4 классы- до 2 ч. Чтобы не перегружать учащихся дом. заданиями, их целесообразно задавать по принципу «минимум-максимум». Задания- минимум обязательны для всех.

Задания-максимум необязательны, рассчитаны на учеников, имеющих к нему склонность.

Источник: https://infourok.ru/formi-organizacii-obucheniya-klassnourochnaya-sistema-obucheniya-2623914.html

Вопрос 22. Системы и формы организации обучения. Классно-урочная система обучения

Любое обучение, где бы оно ни было, спонтанно обретает организационную форму.

Формы организации обучения (организационные формы) конструируются и используются для того, чтобы создать наилучшие условия передачи детям знаний, умений, навыков, развития их дарований, практических способностей и мировоззрения.

Организационные формы влияют на ход обучения, обуславливают возможность проявления индивидуального темпа учебной работы, влияют на результат учебного процесса и содействуют его успешности. Они имеют социальную обусловленность, возникают и совершенствуются в связи с развитием дидактических систем.

История развития школы знает различные системы обучения, в которых преимущество отдавалось тем или иным формам организации обучения. Еще в первобытном обществе сложилась система индивидуального обучения, как передача опыта от одного человека к другому. В процессе повседневного общения старшие учили младших.

А первоначально накопленные знания в обществе жрец передавал каждому ученику отдельно. По мере развития общества и научного знания (земледелия, скотоводства, астрономии, мореплавания и др.

) возникала потребность в некотором количестве образованных людей, и тогда система индивидуального обучения трансформировалась в индивидуально-групповую (школы средневековья).

Работая в группе (10-15 человек), учитель кратко излагал материал одному ученику, давал ему задания для самостоятельной работы и переходил к другому, третьему и т. д. Завершив работу с последним, учитель возвращался к первому ученику.

Содержание обучения было строго индивидуально, и в группы собирались дети разного возраста и степени подготовки. Большая часть времени в обучении тратилась на заучивание священных писаний. С увеличением количества обучающихся постепенно группа комплектовалась из учащихся более-менее однородных по знаниям и возрасту. Многие учителя собирали такие группы, в которых они могли одновременно работать со всеми детьми.

Индивидуально-групповая система обучения постепенно была заменена классно-урочной как одним из видов групповой системы обучения. Свое окончательное оформление она нашла в описаниях Я.А. Коменского, в его книге «Великая дидактика».

Классно-урочная система обучения — высшая форма группового обучения. Я.А. Коменский, обобщив опыт передовых школ, обосновал целесообразность создания постоянных групп учащихся — классов. Вместе с тем он разработал признаки классно-урочной системы и ее принципы. В число признаков, характеризующих особенности классно-урочной системы, входят:

• постоянный состав учащихся примерно одного возраста и уровня подготовленности (класс);

• учебный процесс осуществляется в виде отдельных взаимосвязанных, следующих одна за другой частей (уроков);

Читайте также:  Развитие фантазии у детей

• каждый урок посвящен только одному предмету;

• постоянное место и продолжительность занятий;

• стабильное расписание занятий.

Классно-урочная система обучения имеет свои преимущества:

• усвоение материала идет небольшими порциями, планомерно и последовательно;

• возможно чередование различных видов умственной и физической деятельности;

• облегчается планирование учебного предмета в масштабах страны;

• присутствует строгая организационная структура;

• экономия средств государства, поскольку один учитель работает одновременно с большой группой учащихся;

• создаются благоприятные предпосылки взаимообучения учащихся, коллективной познавательной деятельности;

• воспитывается чувство коллективизма, так как происходит сочетание работы всего класса и индивидуально с отдельным учащимся.

Вместе с тем данная форма не лишена и серьезных недостатков, снижающих ее эффективность:

• необходимость оставления отстающих детей на повторный курс (в силу комплектования в класс учащихся одинаковых по уровню подготовки);

• ориентация на «среднего» ученика;

• невозможность для учащегося пройти программу быстрее, если это позволяют его умственные способности;

• затруднения в индивидуальном подходе к учащимся, так как работа ведется в общем темпе по усвоению одного материала.

При всех достоинствах и недостатках классно-урочной системы следует сказать, что попытки отказаться от нее и заменить другими формами оказались безуспешными. До сих пор в школе урок выступает основной формой организации обучения.

Вместе с тем следует отметить, что, будучи одной из самых передовых, классно-урочная система содержит в себе и целый ряд недостатков, которые необходимо изжить. Об этом свидетельствуют многочисленные высказывания ученых, учителей-практиков, педагогов-новаторов.

При этом указывается, что основная причина — недостаточная разработанность теории организационных форм обучения, особенно урока как основной формы организации учебного процесса в классно-урочной системе.

Подводя итог, приходим к основному выводу: классно-урочная форма обучения появилась не сразу, а прошла длительный путь, начиная от индивидуальной формы обучения. Не случайно она появилась в XVII веке. Это было обусловлено бурным развитием капиталистического способа производства в Европе.

В конце 18 — начале 19 столетия с ростом капиталистического производства ощущается потребность в массовом обучении. Идёт поиск новых форм обучения, которые позволяли бы одному учителю учить большое количество людей. Возникли такие системы обучения, как Белланкастерская система обучения, Дальтон-план, бригадно-лабораторная система, план Трампа, Мангеймская система, Батовская система и др.

Литература для самостоятельной подготовки:

  1. Воронов В.В. Педагогика школы в двух словах. М., 1997, стр.108
  2. Педагогика под ред.П.И.Пидкасистого. М., 1998, стр.284
  3. Подласый И.П. Педагогика начальной школы. М., 2000, стр.225
  4. Прокопьев И.И., Михалкович Н.В. Педагогика. Мн., 2002, стр.316
  5. Пуйман С.А. Педагогика. Мн., 2001, стр.127
  6. Сластёнин В.А., Исаев И.Ф., Шиянов Е.Н. Педагогика. М., 2002, стр.251
  7. Харламов И.Ф. Педагогика. Компактный учебный курс. Мн., 2001, стр.125

Вопрос 23. Урок – основная форма организации обучения. Требования к уроку. Типология и структура уроков.

Ключевым элементом классно-урочной системы обучения является урок. Урок— это форма организации обучения с группой учащихся одного возраста, постоянного состава, занятие по твердому расписанию и с единой для всех программой обучения (П.И. Пидкасистый).

Урок рассматривается как основная форма организации педагогического процесса, так как здесь возможна не только организация учебно-познавательной деятельности, но и интеллектуальное развитие личности ребенка, управление развитием способностей, формирование мировоззрения учащихся, потребности к знаниям, а также его воспитание. Цель урока — усвоение нового материала как части более обширного содержания, осознанное восприятие информации, запоминание ее и закрепление, использование в практической деятельности. На уроке создаются благоприятные возможности для сочетания фронтальной, групповой и индивидуальной работы детей. Урок всегда многопланов, так как в нем взаимодействуют все компоненты процесса обучения — педагогические цели, дидактические задачи, содержание, методы, техническое оснащение и др. Урок должен быть логической единицей темы, раздела, курса. Можно выделить особенностиурока, отличающие его от других форм обучения:

· дидактические цели (соответствуют функциям обучения);

· определенный объем учебного материала;

· постоянный состав учащихся, одинаковый по возрасту;

· руководство со стороны учителя деятельностью учащихся;

· последовательность различных видов деятельности учителя и учащихся в зависимости от структуры урока;

· ограниченность во времени;

· четкое время проведения по расписанию;

· обязательность посещения урока;

· реализация в оптимальном соотношении всех дидактических принципов;

· опора на достигнутый уровень знаний.

С учетом этих общих требований к уроку конкретизируются дидактические требования. Они соответствуют образовательным, воспитывающим и организационным требованиям к уроку:

· четкое определение образовательных задач;

· определение содержания урока в соответствии с программой, целями урока, уровнем подготовки учащихся;

· выбор методов обучения (активные методы);

· наличие межпредметных связей;

· использование новейших достижений науки;

· развитие всех сфер личности;

· формирование общепедагогических умений;

· усвоение знаний, развитие умений и навыков;

· четкая постановка воспитательных задач;

· развитие научного мировоззрения;

· формирование познавательных интересов, мотивов учения;

· учет психологических особенностей обучения;

· соблюдение педагогического такта, воспитание нравственных качеств личности;

· четкое планирование урока;

· соблюдение структуры урока;

· использование разнообразных средств обучения;

· соблюдение принципов обучения и др.

Рассмотрим типы уроков и их структуру.

Для практической цели чаще всего в школе используется классификация уроков по дидактическим целям (Б.П. Есипов, Г.И. Щукина, Н.И. Болдырев, В.А. Онищук):

урок изучения новых знаний — основное время отводится на передачу и усвоение новых знаний, умений и навыков. Такие уроки используются для передачи объемного материала, демонстрации технологических процессов, новых явлений.

уроки со­вершенствования знаний, умений и навыков.

В большинстве классификаций этот тип урока разби­вают на несколько подтипов: уроки закрепления изучаемого материала; уроки повторения; уроки комплексного применения знаний, умений и навыков; уроки формирования умений и навыков и др.

Видами этого типа уроков являются: а) уроки самостоятельных работ (репро­дуктивного типа — устных или письменных упражне­ний); б) урок — лабораторная работа; в) урок практиче­ских работ; г) урок — экскурсия; д) урок — семинар.

Основные дидактические задачи, которые решаются на этих уроках, в основном сводятся к следующим: а) систе­матизация и обобщение новых знаний; б) повторение и закрепление ранее усвоенных знаний; в) применение зна­ний на практике для углубления и расширения ранее усвоенных знаний; г) формирование умений и навыков; д) контроль за ходом изучения учебного материала и со­вершенствования знаний, умений и навыков.

урок обобщения и систематизации изученного — сущность этих уроков состоит в активном воспроизве­дении изученного материала по отдельным разделам учеб­ной программы и в организации упражнений с целью при­ведения знаний в систему, осмысления их логики, что спо­собствует более прочному овладению ими и совершенство­ванию практических умений и навыков.

урок проверки и контроля знаний — уроки этого типа предназначаются для оценки результатов учения, уровня усвоения учащимися теоретического мате­риала, системы научных понятий изучаемого курса, сфор­мированное умений и навыков, опыта учебно-познавательной деятельности школьников, установления диагностики уровня обученности учеников, коррек­ции в процессе учения в соответствии с диагностикой со­стояния обученности детей.

комбинированный урок — это наиболее распространен­ный тип урока в существующей практике работы школы. На нем решаются дидактические задачи всех предыдущих типов уроков, описанных выше.

Под структуройурока понимается его внутреннее строение. Это составные части урока, которые находятся в тесной взаимосвязи и осуществляются в определенной последовательности. Наиболее распространенный — комбинированный урок. В современной дидактике выделяют от 3-х до 12 этапов комбинированного урока.

Комбинированный урок объединяет несколько дидактических задач и может состоять из следующих этапов:

1. Организационный — дидактическая задача заключается в под­готовке учащихся к работе на уроке.

2. Проверка выполнения домашнего задания — дидактическая за­дача — проверка правильности выполнения домашнего задания, выявление пробелов в знаниях и их устранение.

3. Подготовка к активной учебно-познавательной деятельности — дидактическая задача этого этапа ориентирует на подготовку уча­щихся к тому виду деятельности, который будет доминировать на основном этапе урока. На этом этапе осуществляется целеполагание, актуализация прежних ЗУНов, мотивация.

4. Усвоение новых знаний — дидактическая задача – формирование у учащихся конкретных представлений об изучае­мых фактах, понятиях, явлениях, их сущности и взаимосвязях.

5. Первичная проверка понимания учащимися нового материала — дидактическая задача состоит в установлении специфики осоз­нанности его освоения.

6. Закрепление знаний — дидактическая задача заключается в орга­низации деятельности учащихся по применению новых знаний.

7. Обобщение и систематизация знаний — дидактическая задача состоит в обеспечении усвоения системы знаний и установлении межпредметных связей.

8. Контроль и самоконтроль знаний — дидактическая задача ори­ентирует на проверку знаний и стимуляцию учащихся на само­контроль и самообразование.

9. Подведение итогов — дидактическая задача — дать анализ ус­пешности образовательной деятельности и показать пути реше­ния проблем в обучении.

10. Информация о домашнем задании — дидактическая задача состоит в подготовке к выполнению рекомендаций учителя.

Рассмотренные этапы не имеют жестко закрепленной после­довательности, могут носить инвариантный характер и объеди­няться между собой, ориентируясь на целенаправленную учебно-познавательную деятельность учащихся и характеризуя также дру­гие формы обучения.

Структура урока зависит от типа урока, его целей, содержания изучаемого материала, принципов, методов, приемов и средств обучения, используемых на уроке, уровня подготовки и развития учащихся, места урока в общей системе уроков по теме (разделу) программы. Так, структура урока изучения новых знаний может быть следующей:

а) организационное начало, введение в урок (подготовка к усвоению нового материала, актуализация ранее изученного с целью связи с но­вым);

б) постановка целей и задач урока;

в) изложение, объяснение нового материала,включение учащихся в самостоятельную работу (с учебником, справочной литературой, прибо­рами, оборудованием, компьютерной техникой);

г) выполнение практических работ как закрепление нового материала или краткий опрос по изложенному материалу;

д) подведение итогов урока с комментарием успехов и трудностей в усвоении темы;

ж) домашнее задание и его комментарий.

Литература для самостоятельной подготовки:

  1. Воронов В.В. Педагогика школы в двух словах. М., 1997, стр.111
  2. Педагогика под ред.П.И.Пидкасистого. М., 1998, стр.300
  3. Подласый И.П. Педагогика начальной школы. М., 2000, стр.229
  4. Прокопьев И.И., Михалкович Н.В. Педагогика. Мн., 2002, стр.323
  5. Пуйман С.А. Педагогика. Мн., 2001, стр.130
  6. Сластёнин В.А., Исаев И.Ф., Шиянов Е.Н. Педагогика. М., 2002, стр.259
  7. Харламов И.Ф. Педагогика. Компактный учебный курс. Мн., 2001, стр.128

Источник: https://cyberpedia.su/5xa471.html

Ссылка на основную публикацию