Личность как предмет воспитания

Личность как предмет воспитания

Главной целью современного воспитания является формирование всесторонне и гармонично развитой личности.

Личность человека формируется и развивается в результате воздействия многочисленных факторов, объективных и субъективных, природных и общественных, внутренних и внешних, независимых и зависимых от воли и сознания людей, действующих стихийно или согласно определенным целям. При этом сам человек не мыслится как пассивное существо, которое фотографически отображает внешнее воздействие. Он выступает как субъект своего собственного формирования и развития.

К группе объективных факторов относятся: — генетическая наследственность и состояние здоровья человека; — социальная и культурная принадлежность семьи, оказывающая влияние на его непосредственное окружение; — обстоятельства биографии; — культурная традиция, социальный и профессиональный статус;

— особенности страны и исторической эпохи.

Группу субъективных факторов составляют: — психические особенности, мировоззрение, ценностные ориентации, внутренние потребности и интересы как воспитателя, так и воспитанника; — система отношений с социумом;

— организованные воспитательные воздействия, как со стороны отдельных групп, объединений, так и со стороны всего сообщества.

Если биологическая линия развития человека генетически запрограммирована и передается по наследству, то социальная линия характеризует личностное формирование и развитие человека, определяемое теми качествами и свойствами, которые приобретены им в процессе жизнедеятельности.

Взаимодействие наследственности и среды в развитии человека имеет место в течение всей его жизни. Наследственность определяет то, каким может стать организм, но формируется он под одновременным влиянием обоих факторов.как наследственности, так и среды.

Сегодня становится все более общепризнанным, что адаптация человека осуществляется под влиянием двух программ наследования — биологической и социальной. Все признаки и свойства любого индивида являются, таким образом, результатом взаимодействия его генотипа и среды.

Поэтому каждый человек является и частью природы, и продуктом общественного развития.

Окружающая среда — мощный фактор развития личности, как предмета воспитания растущего человека. Факторы среды достаточно непредсказуемы и очень многочисленны. Возможны совершенно неожиданные влияния среды на формирование личности человека. Факторы среды можно разделить на несколько групп.

Воспитание есть целостный педагогический процесс формирования и развития личности. Воспитание любого из личностных качеств обусловлено формированием его содержательно-структурных психологических компонентов.

Человек становится личностью только в процессе общения, взаимодействия с другими людьми. Вне человеческого общества духовное, социальное и психическое развитие происходить не может. Данный факт подтверждают примеры «детей-маугли».

Процесс вхождения индивида в социальную среду, усвоения и воспроизводства им социального опыта называют социализацией. Этот процесс включает несколько стадий: — адаптация — приспособление.

От рождения до подросткового периода ребенок усваивает социальный опыт некритически, приспосабливается, подражает; — индивидуализация — появляются желание выделить себя среди других, критическое отношение к общественным нормам поведения.

В отрочестве стадия самоопределения «мир и я» характеризуется как промежуточная социализация, ибо все в мировоззрении и характере подростка еще неустойчиво; — интеграция — появляется желание найти свое место в обществе.

Она проходит благополучно, если свойства личности принимаются группой и обществом, в противном случае возможны: — сохранение своей непохожести и появление агрессивных взаимоотношений с людьми и обществом; — изменение себя («стать как все»);

— конформизм (внешнее соглашательство, адаптация).

Для возраста примерно до трех лет характерно доминирование процесса адаптации. Для отрочества (десять — четырнадцать лет) — индивидуализации. Для юности (пятнадцать — восемнадцать лет) — интеграция. Поэтому социализацию можно рассматривать лишь как одну из двух линий развития: присвоение общественного опыта (социализация) и приобретение самостоятельности, автономности (индивидуализация).

Процесс развития усложняется тем, что социальная среда и социальные группы нестабильны, необходимо собственное участие в группах, чтобы приспособиться к жизни в них.

Однако процесс социализации имеет свои издержки. Можно выделить следующие издержки социализации в современных условиях.

Экономические: — имущественное расслоение в обществе; — подмена дружеских и товарищеских отношений отношениями купли-продажи; — гипертрофированные потребности в материальной сфере при отсутствии духовных потребностей и культуры потребления; — рост имущественных правонарушений у детей;

— вынужденная работа детей, наносящая вред их здоровью и нравственному развитию личности, и др.

Политические: ошибки и просчеты политического курса привели к появлению у молодежи неуверенности в будущем, «негативизма», нигилизма, депрессиям и страхам, уходу в неформальные, националистические объединения, культу жестокости и др.

Социальные: — в результате изменений в системе образования (платные и альтернативные школы) создались неравные условия для детей, что привело к элитарности образования;

— слабо решаются проблемы обеспечения малоимущих, многодетных, неполных семей и др.;

Культурные — засилье массовой культуры привело к утрате приоритетов национальной культуры, ценностного отношения к ней, возникновению различных направлений низкопробной молодежной субкультуры и т.д.; Моральные — произошла переоценка ценностей, т.е. переориентация молодежи в сторону индивидуализма, нравственной «раскованности».

Данные издержки вносят коррективы в организацию и методику воспитания.

Источник: https://psyera.ru/lichnost-kak-predmet-vospitaniya-600.htm

Личность как предмет воспитания. Внутренние и внешние факторы ее развития

Основной целью воспитания является формированиеличности, ее всестороннее и гармоничное развитие.

Соотношение понятия личность и понятия человек:

когда рождается ребенок, то говорят, что родился человек как биологическое существо, но отнюдь нельзя сказать, что родилась личность.

Понятие «личность» характеризует общественную сущность человека и обозначает совокупность его социальных свойств и качеств, которые он вырабатывает у себя.

Психолог Рубинштейн писал, что личность характеризуется таким уровнем психического развития, который позволяет ей сознательно управлять собственным поведением и деятельностью. Вот почему способность обдумывать свои поступки и отвечать за них, способность к автономной деятельности есть существенный признак личности.

характеристик личности относил: 1) разумность, 2) ответственность, 3) свободу,

4) личное достоинство,5) индивидуальность.

Внутренние и внешние факторы развития личности:

внешниефакторы — средовые влияния и воспитание

внутренние факторы — природные склонности и влечения, а также вся совокупность чувств и переживаний человека, которые возникают под влиянием внешних воздействий (среды и воспитания)

Развитие и формирование личности является результатом взаимодействия этих двух факторов. Воспитание играет определяющую роль в развитии личности только при условии, если оно оказывает положительное влияние на внутреннее стимулирование ее активности в работе над собой.

Направления воспитания личности:

Духовно-нравственное

Физическое

Интеллектуальное

Трудовое

Патриотическое

Экологическое

Эстетическое

Образование как социокультурный феномен.

Образование можно рассматривать как своеобразный способ вхождения человека в мир науки и культуры.

Культура является и предпосылкой, и результатом образования человека. В процессе образования человек осваивает культурные ценности – исторические, художественные, архитектурные и пр.

Поскольку содержание образования черпается и пополняется из наследия науки и культуры, а также из жизни и практики человека, то образование является социокультурным феноменом и выполняет следующие социокультурные функции:

• вхождение человека в мир науки и культуры;

• социализация человека;

• обеспечение преемственности поколений;

• обеспечение трансляции культурных ценностей;

• обеспечение сохранения и развития национальных традиций;

• способствование активному ускорению культурных перемен в общественной жизни.

Образование является средством трансляции культуры, овладевая которой, человек не только адаптируется к условиям постоянно изменяющегося социума, но и становится способным развивать и приумножать потенциал мировой цивилизации.

Целью становится создание личностного потенциалачеловека, воспитание его способностей к адекватной деятельности в предстоящих предметных и социальных ситуациях, а содержанием — все то, что обеспечивает достижение этой цели.

Сущность социального. Сферы общественной жизни.

Социальное – это совокупность тех или иных свойств и особенностей (общественных отношений) социальных общностей (классов, групп людей) в процессе их совместной деятельности в конкретных условиях, проявляющихся в их отношениях друг к другу, к своему положению в обществе, к явлениям и процессам общественной жизни.

Сущность социального. Сферы общественной жизни.

Социальный — связанный с обществом, с жизнью и отношениями людей в обществе; общественный.

Сферы общества — это совокупность отношений устойчивого характера между различными социальными объектами.Каждая сфера общества в себя включает социальные институты, определённые типы деятельности человека (например: религиозные, политические или же образовательные) и сложившиеся отношения между отдельными людьми.

Выделяют следующие сферы общества:

социальная (нации, народы, классы, половозрастные группы и другие);

экономическая (производительные отношения и силы);

политическая (партии, государство, движения общественно-политические);

духовная (мораль, религия, искусство, наука и образование).

Все сферы жизни общества тесно между собой взаимосвязаны Каждой сфере присуща самостоятельность, но вместе с тем любая из них находится в тесном взаимодействии с остальными. Границы между сферами общества прозрачны и размыты.

Типология обществ.

Общество — это организованная человеком форма материи. Она — продукт человеческой деятельности. Социальной формой движения материи выступает производство материальной и духовной жизни человека.

Социальные изменения, типовые для всех стран и народов, независимо от того, в какое именно историческое время эти изменения совершаются образуют типологию обществ.

Читайте также:  Чем полезны сюжетно-ролевые игры дошколят?

Типология общества:

1)традиционное;

2)индустриальное

(современное);

3)постиндустриальное;

4)индкстриальное

Примитивное общество. Господствующим типом социальной конструкции здесь является родоплеменное устройство. Традиционное общество — это общество аграрное, с малоподвижными социальными структурами, основан на традициях.

Индустриальное общество — совмещает свободу и интересы личности с общественными принципами, которые регулируют совместную деятельность людей. Оно характеризуется социальной мобильностью, развитой системой коммуникаций.

Ппостиндустриальное общество: — переход от товарной экономики к сфере услуг; — доминирование профессионально образованных технических специалистов; —

По политическим критериям различают:

тоталитарное,

авторитарное,

демократическое.

Социальное неравенство и стратификация общества. Новые социальные слои в России.

Соц. неравенство — форма соц.дифференциации, при кот. отдельные индивиды, соц.группы, слои, классы находятся на разных ступенях вертикальной соц. иерархии и обладают неравными жизненными шансами и возможностями.

Стратификация — деление общества на социальные слои (страты) путем объединения различных соц. позиций с одинаковым соц. статусом. В

Четыре класса совр общества:

: верхний, средний, базовый и нижний.

Верхний слой — правящий слой: элитные и субэлитные группы, заним. важные позиции в системе гос упр-я, в эконом.и силовых структурах.

В результате те стратификации выделились новые соц. слои обществава. Оформился новый соц.класс — класс собственников, который можно именовать современной российской буржуазией.

Базовый социальный слой охватывает более 2/3 российского общества. Его представители обладают ср. проф.-квалификационным потенциалом и ограниченным труд. потенциалом. К баз.слою относится осн.

часть интеллигенции (специалистов), полуинтеллигенция (помощники специалистов), тех персонал. Нижний слой Отличит. чертами являются низкий деятельностный потенциал и неспособность адаптироваться к жестким соц.-экон.

условиям переходного периода.

структура современного российского общества включает в себя пять основных социальных слоев: элиту, верхний, средний, базовый слой и социальное дно (андеркласс).

в структуре современного российского общества четыре класса, включающих в себя одиннадцать страт на:

1. Бедных, состоящих из:

люмпенизированных низших слоев, включающих преимущественно неквалифицированных рабочих города и села (в том числе пенсионеров, бывших до выхода на пенсию неквалифицированными рабочими), и подразделяющихся на 1-ю социальную структуру (условно названную «нищие») и 2-ю структуру (собственно бедные);

пограничной 3й социальной структуре, балансирующей на черте бедности и условно названной «нуждающиеся», которая по уровню жизни ближе к низшим слоям, чем к медианному классу, но еще не люмпенизирована.

2. Медианный класс

Малообеспеченные

3. Средние слои, включая:

Нижний средний класс

Собственно средний класс

4. Богатых, состоящих из:

«верхний средний класс»);

высших слоев, (собственно богатые) и (элита и субэлита).

Как видим, модель стратификации (структуры) российского общества по уровню жизни уже сформировалась и приняла устойчивые формы.



Источник: https://infopedia.su/8×496.html

Личность как предмет воспитания. Факторы формирования личности

Главной целью современного воспитания является формирование всесторонне и гармонично развитой личности.

Личность человека формируется и развивается в результате воздействия многочисленных факторов, объективных и субъективных, природных и общественных, внутренних и внешних, независимых и зависимых от воли и сознания людей, действующих стихийно или согласно определенным целям. При этом сам человек не мыслится как пассивное существо, которое фотографически отображает внешнее воздействие. Он выступает как субъект своего собственного формирования и развития.

К группе объективных факторов относятся:

— генетическая наследственность и состояние здоровья человека;

— социальная и культурная принадлежность семьи, оказывающая влияние на его непосредственное окружение;

— обстоятельства биографии;

— культурная традиция, социальный и профессиональный статус;

— особенности страны и исторической эпохи.

Группу субъективных факторов составляют:

— психические особенности, мировоззрение, ценностные ориентации, внутренние потребности и интересы как воспитателя, так и воспитанника;

— система отношений с социумом;

— организованные воспитательные воздействия, как со стороны отдельных групп, объединений, так и со стороны всего сообщества.

Если биологическая линия развития человека генетически запрограммирована и передается по наследству, то социальная линия характеризует личностное формирование и развитие человека, определяемое теми качествами и свойствами, которые приобретены им в процессе жизнедеятельности.

Взаимодействие наследственности и среды в развитии человека имеет место в течение всей его жизни. Наследственность определяет то, каким может стать организм, но формируется он под одновременным влиянием обоих факторов.как наследственности, так и среды.

Сегодня становится все более общепризнанным, что адаптация человека осуществляется под влиянием двух программ наследования — биологической и социальной. Все признаки и свойства любого индивида являются, таким образом, результатом взаимодействия его генотипа и среды.

Поэтому каждый человек является и частью природы, и продуктом общественного развития.

Окружающая среда — мощный фактор развития личности, как предмета воспитания растущего человека. Факторы среды достаточно непредсказуемы и очень многочисленны. Возможны совершенно неожиданные влияния среды на формирование личности человека. Факторы среды можно разделить на несколько групп.

Воспитание есть целостный педагогический процесс формирования и развития личности. Воспитание любого из личностных качеств обусловлено формированием его содержательно-структурных психологических компонентов.

Человек становится личностью только в процессе общения, взаимодействия с другими людьми. Вне человеческого общества духовное, социальное и психическое развитие происходить не может. Данный факт подтверждают примеры «детей-маугли».

Процесс вхождения индивида в социальную среду, усвоения и воспроизводства им социального опыта называют социализацией. Этот процесс включает несколько стадий:

— адаптация — приспособление. От рождения до подросткового периода ребенок усваивает социальный опыт некритически, приспосабливается, подражает;

— индивидуализация — появляются желание выделить себя среди других, критическое отношение к общественным нормам поведения. В отрочестве стадия самоопределения «мир и я» характеризуется как промежуточная социализация, ибо все в мировоззрении и характере подростка еще неустойчиво;

— интеграция — появляется желание найти свое место в обществе. Она проходит благополучно, если свойства личности принимаются группой и обществом, в противном случае возможны:

— сохранение своей непохожести и появление агрессивных взаимоотношений с людьми и обществом;

— изменение себя («стать как все»);

— конформизм (внешнее соглашательство, адаптация).

Для возраста примерно до трех лет характерно доминирование процесса адаптации. Для отрочества (десять — четырнадцать лет) — индивидуализации. Для юности (пятнадцать — восемнадцать лет) — интеграция. Поэтому социализацию можно рассматривать лишь как одну из двух линий развития: присвоение общественного опыта (социализация) и приобретение самостоятельности, автономности (индивидуализация).

Процесс развития усложняется тем, что социальная среда и социальные группы нестабильны, необходимо собственное участие в группах, чтобы приспособиться к жизни в них.

Однако процесс социализации имеет свои издержки. Можно выделить следующие издержки социализации в современных условиях.

Экономические:

— имущественное расслоение в обществе;

— подмена дружеских и товарищеских отношений отношениями купли-продажи;

— гипертрофированные потребности в материальной сфере при отсутствии духовных потребностей и культуры потребления;

— рост имущественных правонарушений у детей;

— вынужденная работа детей, наносящая вред их здоровью и нравственному развитию личности, и др.

Политические: ошибки и просчеты политического курса привели к появлению у молодежи неуверенности в будущем, «негативизма», нигилизма, депрессиям и страхам, уходу в неформальные, националистические объединения, культу жестокости и др.

Социальные:

— в результате изменений в системе образования (платные и альтернативные школы) создались неравные условия для детей, что привело к элитарности образования;

— слабо решаются проблемы обеспечения малоимущих, многодетных, неполных семей и др.;

Культурные — засилье массовой культуры привело к утрате приоритетов национальной культуры, ценностного отношения к ней, возникновению различных направлений низкопробной молодежной субкультуры и т.д.;

Моральные — произошла переоценка ценностей, т.е. переориентация молодежи в сторону индивидуализма, нравственной «раскованности».

Данные издержки вносят коррективы в организацию и методику воспитания.

Влияние среды на развитие личности. Человек стано-

вится личностью только под влиянием общества, именно здесь происходит его социализация, т.е. духовное, социаль-ное и психическое развитие.

Социализация представляет собой процесс и результат присвоения и активного воспроизводства личностью соци-ального опыта, осуществляемый в общении, обучении и дея-тельности.

Если среда – это окружающая действительность, где про-исходит становление и развитие человека , то дальняя среда отождествляется с обществом, а ближняя среда – с домом, семьей, друзьями.

Овладение новыми действиями ребенок осуществляет под руководством взрослого, а затем самостоятельно. В этом за-ключается очень важная роль обучения и развития человека.

Разница между совместной с взрослым и самостоятельной деятельностью определяет зону ближайшего развития (Л.С.Выготский). От величины этой зоны зависит обучае-мость ребенка, т.е. запас развития , которым он располагает.

Существуют возрастные периоды, когда обучающие воздей-ствия педагога наилучшим образом сказываются на развитии человека.

Начиная с работ Я.А.Коменского, К.Д.Ушинского, Л.Н.Тол-стого и заканчивая идеями наших современников, в науке в этом направлении накоплен огромный опыт, который позво-ляет значительно увеличивать педагогическую действенность воспитательной работы.

В связи с этим важнейшей закономерностью воспитания является необходимость учета индивидуальных и возрастных особенностей личности ребенка.

В педагогике выделяют следующие социальные стадии в развитии человека: до 1-го года – раннее младенчество; до 3-х лет – младенчество; до 6-и лет – раннее детство; до 8-и лет – детство; до 11-и лет – предподростковый период; до 14-и лет – подростковый период; до 18-и лет – юношеский возраст.

Читайте также:  Формы и методы эвристического обучения

Каждой возрастной группе соответствует определенный уровень физического и психического развития, социализа-ции, который характеризует возрастные особенности.

Учи-тель должен постоянно изучать и фиксировать особенности учебной, трудовой, игровой , спортивной деятельности своих воспитанников, уровень их умственного и физического раз-вития, черты характера, отношение к окружающим и самому себе.

На этой основе следует разрабатывать программу вос-питательной работы с каждым учеником.

4. Развитие и воспитание. Воспитание – главная сила,

которая способна дать обществу полноценную личность.

Без воспитания человек не может развивать и реализовы-вать свои природные задатки и способности. Как показывает практика, воспитание должно опираться на внутренние пси-холого-педагогические механизмы личностного формирова-ния учащихся и стимулировать их стремление к саморазви-тию и самосовершенствованию в учебе и поведении.

В про-цессе самовоспитания человек активно работает над собой, осознает свои достоинства и недостатки и исправляет их. Од-нако к самовоспитанию человек должен быть подготовлен всей воспитательной работой семьи и школы.

Самовоспита-ние включает умение ставить цели и задачи, выполнять их, контролировать процесс и оценивать результаты.

Отечественный педагог и психолог Л.С.Выготский обос-новал закономерность, согласно которой цели и методы вос-питания должны соответствовать не только уровню развития, уже достигнутому ребенком, но и “зоне его ближайшего раз-вития”.

Негативное влияние наследственности и неорганизо-ванной среды на становление личности человека необходимо корректировать с помощью воспитания, эффективность кото-рого зависит от целенаправленного, систематического и ква-лифицированного руководства этим процессом.

Однако воз-можности воспитания не безграничны.

5. Деятельность как фактор развития. В педагогиче-

ской теории сформулирована общая закономерность: чем больше человек работает в определенной области, тем выше уровень его развития в этой области.

Усложнение содержания деятельности и привлечение уча-щихся к руководству ею, являются еще одной закономерно-стью воспитания.

При этом активность – это не только предпосылка разви-тия личности, но и результат, так как цель воспитания заклю-чается в формировании активной, инициативной, творческой личности [4, с. 10–43].

6. Влияние культуры на развитие личности. Человек живет в динамично развивающемся мире. Объективно скла-дывающаяся ситуация требует от него соответствующих зна-ний, умений, навыков, качеств личности, норм поведения, которые позволяют адекватно реагировать на все изменения, ориентироваться в ситуации, уметь моделировать ее и осуще-ствлять необходимые коррекции.

Научная общественность сегодня делает попытку выявить сущностный статус образования через рассмотрение его в контексте культуротворческих процессов. Это позволяет ин-терпретировать образование как средство инкультурации личности и обеспечивать включение ее в социум.

Под ин-культурацией сегодня понимается процесс приобщения чело-века к высшим ценностям мировой и национальной культу-ры.

А социализация и инкультурация рассматриваются как самостоятельные процессы личностного развития ребенка, отличающиеся между собой содержательными характеристи-

ками [13, с. 5–26].

Перед образованием, как и перед культурой в целом, воз-никает новая проблема – развитие способностей личности, умений ориентироваться и жить в меняющихся условиях.

Причем сегодня кроме организованной среды (семья, учеб-ные заведения, профессиональная деятельность), которая оказывает воспитывающее влияние на человека, процесс формирования и развития личностных качеств, адекватных динамично развивающемуся миру, в определенной мере со-держит элементы, носящие стихийный характер.

Решение проблемы зависит прежде всего от степени приобщения лич-ности к высшим ценностям культуры. На второе место педа-гогическая общественность определяет самосовершенствова-ние личности.

К сфере общей культуры в научной литературе относят деятельность человека, средства и механизмы ее осуществле-ния, причем сам человек рассматривается как субъект куль-турного развития. С таких позиций культура представляет собой качественную характеристику, определяющую, на-

сколько человек путем саморазвития и самосовершенствова-ния смог подняться над своей биологической природой. Влияние культуры на человека проявляется не только в его профессиональной деятельности, но и в становлении созна-тельной, целенаправленной, творческой активности в обще-стве, которая заключается в стремлении поддержать гуман-ные тенденции и противостоять разрушительным.

Сегодня нет единого толкования концепции культуры. Представляется актуальным понятие “социум культуры”, предложенное В.С.Библером, так как на данном этапе куль-тура ориентируется на общие ценности, созданные в разных культурах (античных, средневековых, западных, восточных и др.

) и человек находится перед выбором своего социума, где он может осуществлять самоопределение [2, с. 278].

Рассуж-дая с позиции человека, поставленного в центр новых поли-тических, экономических и социальных условий, необходимо увидеть, понять и принять характер связей личности – на уровне установления безопасных отношений с подсистемами (природой, производством, государством, населением) и на уровне взаимодействия с ними.

В современном мире, где ценность образования постоян-но растет, ощущается необходимость в продуктивном ис-пользовании способности к производству нового знания. При этом усвоение материала признается лишь необходимой ба-зой для культуротворчества.

Сегодня человеку необходимы прежде всего фундаментальные знания, которые пробуждают интерес к познанию и играют роль “фильтров” для текущей информации. Кроме того, фундаментальные знания служат опорой, когда прежний опыт в новой ситуации не всегда оп-ределяет верные решения.

Очень важным для становления личности, особенно личности специалиста, является усвоение способов самореализации, саморазвития и самосовершенст-вования, которые вместе с системным мышлением обеспечи-вают открытость человека для всего нового [3, с. 3–12].

В культуре отражается все, что делает человек, и то, что он собой представляет. Культуру следует рассматривать не только как результат, но и как процесс сознательной интел-лектуальной деятельности, в ходе которой изменяется окру-жающая среда и сам человек. Она дает колоссальный воспи-тательный, экологический, экономический и социальный эф-

фект. Все, что создано в ней, способствует совершенствова-нию человека, достижению максимальной реализации его как личности, гражданина, профессионала [4, с. 10–43; 3, с. 74].

Человек является самым великим творением природы, ее венцом, источником творческой активности и движения впе-ред. Но чтобы воспитать хорошего труженика, патриота, семьянина , необходим напряженный труд родителей, педаго-гов, всего общества.

Задача педагогической общественности сегодня заключается в оказании помощи подрастающему по-колению в формировании его отношения к окружающей дей-ствительности, прежде всего в развитии позитивного мышле-ния: побудить к творчеству, заставить почувствовать любовь к жизни, к Родине, к природе, труду, людям, к себе [3, с . 74– 91]. Только после того, как человек усвоит социальные нор-мы, культурные ценности и реализует себя, он становится полноценным членом общества. В свою очередь, задача вос-питателя – ставить личность в активную позицию, вооружать ее способами деятельности и активного приложения сил, изу-чать ее своеобразие, раскрывать потенциальные возможности.

Таким образом, становление личности и ее развитие осу-ществляются под влиянием наследственности, общения, вос-питания, обучения и деятельности.

За счет развития личност-ных качеств человек включается в систему общественных отношений и творчески осваивает общественный опыт. В процессе развития личности формируется ее мотивационная культура – как результат социализации и воспитания.

Это социальные установки личности, желания, интересы, ценно-стные ориентации, убеждения и т.д.

Как результат образования создается информационная культура личности, которая представляет собой систему зна-ний всех видов и уровней (законы, представления, понятия, учения, концепции, суждения, гипотезы, теории).

Результатом активности и деятельности в развитии лич-ности является операционная культура, состоящая из систе-мы умений всех видов и уровней (навыки, привычки, спосо-бы, приемы, методы, методики).

Системность личности отражает в себе закон единства, целостности, неразрывности воспитания. Только единство человека (природного, общественного, индивидуального) в его сущности, становлении и деятельности помогает целост-

но воспринимать окружающую действительность, приспо-сабливаться к меняющимся условиям жизни, вносить в них разумное, доброе, вечное. При этом необходимо понимать, что секрет выживаемости человечества скрывается в самом человеке. Целесообразно вспомнить замечание Б.М.

Бим-Бада: у человечества есть только один способ действовать эффективно – это совершенствовать себя [9, с. 483–489]. Об-разование должно стать непрерывным процессом самосо-вершенствования и самообновления, причем не только для личности ребенка, но и для педагога.

В этом заключается фундаментальная сущность механизма жизни и деятельно-сти, которая представляет основу для удовлетворения своих потребностей, реализации своих способностей и овладения высшими ценностями общей и профессиональной культуры.

В данном стремлении находит свое выражение великое зна-чение феномена культуры для развития человека. Итогом та-кого влияния становится сформированная Я -концепция.

Источник: https://cyberpedia.su/6xbeb7.html

Личность ребенка как субъект и объект воспитания

Субъектом воспитательного процесса считается индивид с развивающимся самосознанием, стабильной системой мотивов (убеждений, потребностей, идеалов, интересов), активно участвующий в сознательной деятельности.

Читайте также:  Цели педагогической деятельности

Субъект — это всегда сознательно действующее лицо и никак иначе, ведь в своих действиях, в актах собственной творческой деятельности он обнаруживается и проявляется, учреждается и определяется.

Тем, что он делает, можно определить, кем он является; по направлению его деятельности можно определить и формировать его самого.

Можно сказать, что быть личностью — это значит быть создателем себя самого и окружающего мира, быть субъектом общения, деятельности, самосознания и созидания.

Однако ребенок является не только субъектом, но ещё и объектом воспитания. Объект воспитательного процесса — это индивид, который не выходит за рамки уже реализованных способностей и ролевых предписаний. Он не ставит перед собой цель расширить среду деятельности, преумножить, разнообразить её. Ему достаточно того, что уже было накоплено в результате предыдущего опыта.

Ребёнок как объект воспитания

Образ ребенка, образ человека — данные понятия пока отсутствуют в российской педагогике. Поэтому мы чаще имеем желаемый идеал школьника, а никак не настоящий образ.

Любой учитель видит образ ребенка лишь через его отношение к учению, т. е. образ ребенка-воспитанника. Зачастую учителя видят в ребенке не субъект воспитания, а объект, что в корне неправильно.

Необходимо видеть личность, субъект воспитания, который невозможен в отсутствии описанных выше шести свойств личности. Данная проблема настолько принципиальна, что в западных странах появилось своеобразное движение антипедагогов, которые желают защитить ребенка от любых воспитательных действий.

По их мнению, учитель обязан дружить с детьми, а не воспитывать. У них имеется антипедагогический образ ребенка и антипедагогическая модель человека.

По их мнению, ребенок сам чувствует, что ему необходимо. Они не признают ребёнка только объектом воспитательного действия.

Например, одна из таких антипедагогических ассоциаций в Австрии называется «Дружба с детьми». Невзирая притягательность наименования, почти все в ее деятельности представляется сомнительным.

С точки зрения данной ассоциации, воспитание — это целенаправленное принуждение, разрушающее личность ребенка. Нашим же педагогам ближе всего идея воспитания как действия взрослых на детей, совместной работы. Но воспитание — это жизнетворчество, процесс осознания, идентификации личности.

Если придерживаться такой позиции, то не появится практически никаких несогласий. Однако не следует забывать, что не может существовать единых рецептов воспитания.

Формирование ребенка как личности требует от общества постоянного и сознательно организуемого совершенствования системы общественного воспитания, преодоления застойных, традиционных, стихийно сформировавшихся форм.

Такая практика преобразования сформировавшихся форм воспитания немыслима в отсутствии опоры на научно-теоретическое психологическое познание закономерностей становления ребенка в процессе онтогенеза, потому что без опоры на это познание существует угроза возникновения волюнтаристского, манипулятивного воздействия на процесс развития, искажения его настоящей человеческой природы, техницизм в подходе к человеку.

Однако это не означает их слепого воссоздания. Необходимо научиться творчески их использовать, привносить что-то новое, свежее.

Следовательно, важно строить педагогический процесс так, чтоб педагог руководил деятельностью малыша, организуя его функциональное самовоспитание путем совершения самостоятельных и ответственных действий.

Преподаватель-педагог может и должен помочь растущему поколению пройти этот независимый и всегда неповторимый путь морально-нравственного и социального становления.

Задачи воспитания

С философской точки зрения, воспитание есть аспект взаимодействия людей, с той особенностью, что перед участниками взаимодействия ставятся особые — воспитательные — задачи, что приводит к изменению психологических черт личности.

Главная задача воспитания — осуществить взаимодействие, которое обладало бы наибольшим воспитательным потенциалом. Предпосылкой деятельности педагога считается осознание событий, ситуаций, условий, которые он хотел бы включить в воспитательский процесс, прежде всего со стороны их гуманитарных характеристик, т. е. характеристик наиболее важных взаимоотношений между людьми.

Значение воспитания заключается, прежде всего, в решение гуманитарных задач. Воспитание обязано приобщать личность к языку человеческой культуры, обязано помочь осмыслить реальность как человеческий мир, как взаимодействие людей, как процесс их деятельности, как совокупность итогов.

Оно обязано приучить ребенка видеть сквозь призму собственного выбора и собственных действий отношение к другим людям.

Воспитание — процесс формирования личности как создателя собственной жизни и собственной судьбы. Воспитание готовит человека к субъектной деятельности, вырабатывает ее психологические предпосылки.

Гуманитарные задачи — это, в конечном итоге, нравственные задачи. И воспитание во всех своих проявлениях служит формированию нравственности.

В механизмах гуманистического воспитания личность выступает в качестве эффективной силы, и провоцировать ее энергичность есть главная цель гуманистического воспитания.

Формирование целостной, многосторонне образованной личности — главная цель воспитания. При описательном подходе к исследованию личности она характеризуется как совокупность конкретных свойств: доброты, ответственности, деловой активности, воспитанности, порядочности, честности.

Разные авторы выделяют различные свойства, и у разных людей ядро личности получается разным. Некоторые педагоги и психологи на разных этапах становления ребенка выделяют разные ядра личности. Но необходимо выделять не свойства, а процессы, которые протекают в личности:

  • самовыражение,
  • самопознание,
  • самоопределение,
  • самореализация,
  • самоутверждение,
  • саморегуляция

Источник: https://spravochnick.ru/pedagogika/lichnost_rebenka_kak_subekt_i_obekt_vospitaniya/

1 Личность как предмет воспитания

Анализ использования и применения на практике интерактивных методов обучения

Человек — это прежде всего биологическое существо, принадлежащее к классу млекопитающих. В отличие от других животных, этот вид наделен сознанием, т. е способностью познавать сущность как внешнего мира, так и свою собственную природу…

Влияние культурных традиций на формирование личности школьника

Глава 1. Личность школьника как предмет научного исследования

Гуманистическая концепция воспитания

2. Личность в концепции гуманистического воспитания

Признавая личность и развитие ее сущностных сил в качестве ведущей ценности, гуманистическая педагогика в своих теоретических построениях и технологических разработках опирается на ее аксиологические характеристики…

Изучение творчества С.В. Рахманинова в школе

1.1 С.В. Рахманинов как личность

Сергей Васильевич Рахманинов родился 1 апреля 1873 года в дворянской семье. Долгое время местом рождения считалось имение его родителей Онег…

Методы педагогического воздействия на личность

1. Темперамент и личность

Хорошо известно, что люди отличаются друг от друга не только уровнем достижений, свойствами личности или интеллекта, но и способами выражения своих эмоций и чувств, разными способами общения и поведения, наконец…

Музыкальное развитие ребенка до года

Музыка и личность

Музыка делает человека коммуникабельнее, потому что, исполняя произведение, стремясь передать мысли и чувства композитора, исполнитель учится находить контакт со слушателями, в разговоре он чувствует нюансы интонации и эмоций собеседника…

Основы педагогической системы Я.А. Коменского

3.1 Методы воздействия на личность

Реализацию целей воспитания и образования называют педагогическим процессом. Систему воспитательных и образовательных средств, характеризующих совместную деятельность педагогов и учащихся, именуют методом воспитания либо методом обучения…

Проблемы воспитания личности в творческом коллективе

3.3 Влияние коллектива на личность

Известно, что коллектив влияет на личность. Это может быть как пложительное влияние, так и отрицательное влияние. Рассмотрим факторы каждого из них…

Психология и педагогика Юнита 2

1. Предмет педагогики. педагогика как единство воспитания и обучения

Свое название педагогика получила от греческих слов “пайдос» — дитя и “аго” — вести. В дословном переводе «пайдагогос» означает “детоводитель». Педагогом в Древней Греции называли раба…

Роль мастера производственного обучения в формировании ученического коллектива

1.2. Личность и коллектив

Личность в коллективе связана с другими личностями и вместе с ними выражает направленность данной общности; через коллектив личность соотносится с другими коллективами и обществом в целом. Поскольку коллектив — частица общества…

Слагаемые профессионального имиджа педагога

1.3 ЛИЧНОСТЬ ПЕДАГОГА

Личность учителя — важнейший фактор воспитания. Он проявляется не только в том, что ученики слышат от учителя, но и в том, что они видят в его поведении, в его поступках. Жизненной активности также может учить только тот учитель…

Специфика взаимодействия учителя и ученика на уроках английского языка в начальной школе

1.2 Субъект и личность

Проблема субъектности в последние десятилетия выступает в качестве объекта специального изучения в психологии личности (К.А. Абульханова, А.В. Брушлинский, В.И. Слободчиков, В.А. Петровский). Идея субъектности человека…

Учение о коллективе А.С. Макаренко

1.2 Коллектив и личность

Несмотря на годы, остаётся неизменным факт: когда кто-то исследует проблемы коллектива, критикуя или одобряя его участие в воспитании личности, он обращается к трудам А.С. Макаренко. Вследствие этого, было бы правильным, более подробно…

2. Формы обучения и воспитания как предмет изучения педагогики

обучение воспитание педагогика Воспитание и обучение как способы осуществления педагогического процесса составляют, таким образом, технологии образования, в которых фиксируются целесообразные и оптимальные шаги, этапы…

Эмпирическое исследование путей формирования гуманности у младших школьников посредством гуманистического воспитания

1.4 Личность в концепции гуманистического воспитания

Источник: http://ped.bobrodobro.ru/16971

Ссылка на основную публикацию