Методика «рисунок человека» — отличный способ узнать ребёнка получше

Методика «РИСУНОК ЧЕЛОВЕКА»

    Источник: А. Л. Венгер «Психологические рисуночные тесты» — М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003 г. — с.16-61

           Этот тест – один из наиболее используемых диагностических методов. Его можно проводить с трехлетнего возраста.

Выводы об уровне умственного развития по результатам тестирования наиболее надежны применительно к дошкольному и младшему школьному возрасту.

В качестве личностного теста методика успешно интерпретируется, начиная со старшего дошкольного возраста, и не имеет возрастных ограничений сверху.
Проведение тестирования.              Лист бумаги кладут перед обследуемым вертикально.

Инструкция: «Нарисуйте человека – всего, целиком. Постарайтесь нарисовать как можно лучше – так, как вы умеете» (здесь и далее приводится обращение к взрослому человеку; при обращении к ребенку используют единственное, а не множественное число. Для маленьких детей инструкцию целесообразно изменить: «Нарисуй дядю. Постарайся нарисовать получше».

              Если обследуемый задает уточняющие вопросы («Мужчину или женщину?», «Мальчика или девочку?», «Можно нарисовать принцессу?», «А можно, чтобы он был в шляпе?» и т.п.), то ему говорят: «Рисуйте так, как вы хотите». Если же вопрос противоречит инструкции, то ее частично повторяют. Так, на вопрос: «А можно нарисовать только лицо?», – следует ответ: «Нет, нарисуйте всего человека, целиком». Если обследуемый говорит: «Я нарисую робота», – то ему отвечают: «Нет, нарисуйте, пожалуйста, человека».               Если обследуемый, рисуя, нарушает инструкцию (например, изображает только лицо или робота вместо человека), но не задает при этом никаких вопросов, то проверяющий воздерживается от замечаний и не напоминает инструкцию до окончания рисунка. По окончании работы повторяют задание: «А теперь все-таки нарисуйте человека – всего, целиком. Постарайтесь нарисовать как можно лучше – так, как вы умеете», (т. е. инструкция воспроизводится полностью). Нужно попросить сделать повторный рисунок и в том случае, если первоначальный получился схематическим («палочковый человечек») или шаблонно карикатурным.              Бывает, что обследуемый отказывается выполнять задание, утверждая, что он не умеет рисовать. Тогда надо ободрить его, сказать, что вам (проверяющему) интересны любые рисунки, что не очень хороший рисунок лучше, чем никакого и т.п.             После окончания работы полезно провести обсуждение рисунка, выяснить, что за человек нарисован – какого он возраста, пола (если это не ясно из рисунка), какой у него характер, чем он занимается, что любит и чего не любит, что ожидает его в будущем, о чем он мечтает и т.п. Если обследуется подросток или взрослый человек, то можно попросить его написать небольшой рассказ об изображенном персонаже.            По завершении беседы предлагают еще одно задание в соответствии с процедурой, разработанной Маховер. Обследуемому дают чистый лист бумаги с инструкцией: «А теперь нарисуйте человека другого пола». При непонимании инструкции нужно пояснить, что имеется в виду человек, пол которого противоположен нарисованному ранее. Это задание полезно для взрослых и подростков. При обследовании дошкольников и младших школьников оно обычно не дает существенной дополнительной информации, хотя в отдельных случаях, когда нужно выявить отношение ребенка к сексуальной сфере, его можно рекомендовать и для маленького ребенка.             Для оценки умственного развития недостаточно информативен рисунок женщины в юбке (непонятно, адекватно ли передается сочленение ног с туловищем). Поэтому, если первоначально изображена женщина в юбке, нужно дать дополнительное задание: «А теперь нарисуй мужчину (дядю)».

Рисунок человека противоположного пола обсуждается так же, как и первый.

ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ

           Предметный рисунок появляется у детей приблизительно в трехлетнем возрасте. В ходе последующего развития ребенка изменяется способ изображения на рисунках и увеличивается количество изображаемых деталей.

Дошкольники в подавляющем большинстве случаев не задаются целью передать реальную форму изображаемого объекта, в частности, человеческой фигуры. Их рисунки воспроизводят определенные схемы или графические шаблоны.

         Первая форма изображения человека (дяди, тети) – это так называемый головоног, представляющий собой округлую голову (по мнению некоторых специалистов, эта окружность символизирует голову вместе с телом) и отходящие от нее или расположенные рядом черточки – руки и ноги (количество которых может быть различным). Нередко на рисунках присутствуют также черты лица (глаза, рот, нос), иногда и волосы. Типичный головоног изображен на рис. 1. Подобный рисунок вполне соответствует норме вплоть до четырехлетнего возраста.
         Приблизительно к четырем годам ребенок переходит к рисованию примитивной схемы, содержащей кроме головы, рук и ног изображение туловища человека. Он составлен из отдельных частей; ноги располагаются по бокам туловища, руки обычно начинаются от его середины (рис. 2).      

          На шестом году жизни ребенок овладевает представлениями о вертикали и горизонтали; если раньше он часто рисовал человека в наклонном положении, словно падающего, то теперь он начинает рисовать его стоящим строго вертикально. Последующее развитие рисунка человека состоит в переходе к изображению толщины рук и ног.

Пятилетний ребенок рисует конечности двойными линиями. Руки по-прежнему изображаются от середины туловища; второстепенные детали обычно отсутствуют или они немногочисленны (рис. 3).
            К шести годам ребенок часто рисует руки человека от верхней части туловища.

Появляются различные второстепенные детали: пальцы, волосы, брови, ресницы (рис. 4).

          Для шестилетнего возраста нормальным является детализированное схематическое изображение, содержащее все основные и большинство из наиболее важных второстепенных деталей.

К последним относятся шея, пальцы, ступни, волосы или шапка, брови, одежда. Варианты таких изображений приведены на рис. 5, 6.

                                                                                                

      Методика >          ДАЛЕЕ —>

Источник: http://iemcko.ru/43100.html

Как интерпретировать рисунок человека

Содержание статьи

Голова (лицо, глаза, ресницы, брови, рот, зубы, губы, нос, уши, лоб, подбородок, волосы)

Шея

Туловище (плечи, пупок, внутренности, гениталии)

Конечности (руки, ладони, пальцы, ноги, ступни)

Прочее

Как известно, с помощью рисунка можно определить уровень развития ребенка и особенности его психики. Рисунок малыша дает представление об умственном развитии. Личностные же качества интерпретируются через рисунок, начиная со старшего дошкольного возраста. Часто с этой целью применяют рисунок человека – то, что детям наиболее интересно изображать, и с чем им легче всего себя ассоциировать.

Такой тест могут провести и родители. Хотя человек, не имеющий специальных знаний по этой теме, не сможет поставить диагноз и сделать глубокие выводы, основные черты определить не тяжело. Если знать, куда смотреть.

Для проведения теста дайте ребенку чистый лист бумаги, желательно формата A4, положите его вертикально. Рисовать нужно карандашами средней мягкости.

Хорошо, если под рукой у ребенка будет также ластик. Но тогда внимательно следите за тем, что он стирает и что нарисует взамен. Задача ребенка – нарисовать человека.

И сделать это он должен тщательно и красиво, насколько только у него хватит умения.

Когда рисунок готов, похвалите ребенка, уточните детали, которые вам не понятны, и приступайте к интерпретации. Здесь важна любая мелочь.

Голова

Это сфера интеллекта, воображения и контроля желаний и побуждений.

Если ребенок уделяет голове слабое внимание, это может говорить о проблемах социальной адаптации, трудностях в общении, слабых интеллектуальных способностях или даже наличии невроза.

Если голова изображается в последнюю очередь, возникает подозрение в наличии каких-то межличностных конфликтов.

  • непропорционально большая голова – уверенность в том, что мышление много значит в жизни человека; у противоположного пола – признание превосходства противоположного пола; может свидетельствовать о головных болях;
  • маленькая голова – ребенок считает себя интеллектуально отсталым от окружения;
  • нечетко нарисованная голова – застенчивость, робость.

Лицо – самая социальная часть рисунка.

Части тела, находящиеся на лице, обеспечивают сенсорный контакт с действительностью.

Если оно рисуется в последнюю очередь, это говорит о чрезвычайной настороженности и часто враждебности к окружающим.

Излишняя сосредоточенность на лице говорит о попытке создать образ успешного, социально адаптированного человека, что делается с целью компенсировать свою низкую самооценку.

  • тщательно выделенное, подчеркнутое лицо – сильная озабоченность отношениями с другими, своим внешним видом, а также здоровое самоуважение;
  • лицо неясное, тусклое, схематичное, пропуск некоторых черт – сложности в общении, робость, стремление уйти от конфликтов;
  • закрашенное лицо – знак утраты чувства собственного «я»;
  • роботоподобное или звериное лицо – те же симптомы;
  • звериный оскал, злое выражение лица говорят об агрессивности.

Глаза – отражение внутреннего мира ребенка.

  • большие глаза, со зрачками или с закрашенными склерами – тревожность, беспокойство, просьба о помощи;
  • маленькие – скрытность, сосредоточенность на себе, поглощенность собственными чувствами и переживаниями;
  • закрытые (спрятанные) – стремление отгородиться от внешнего мира, спрятаться от того, на что неприятно смотреть;
  • широко открытые, но не преувеличенные – признак любознательности;
  • глаза-точки, глаза-щелочки – замкнутость, внутренний запрет на плач, на открытый показ (отрицательных) эмоций;
  • зрачки отсутствуют – крайний эгоцентризм или чувство враждебности окружения;
  • красивые, хорошо прорисованные – желание быть привлекательным, симпатичным другим людям;
  • скошенный взгляд – подозрительность.

Ресницы

  • длинные – кокетливость, склонность демонстрировать себя.

Брови

  • аккуратные – свидетельство заботы о собственной внешности, ухоженности, сдержанности, умеренности;
  • густые, мохнатые – грубость характера, строптивость, несдержанность, примитивность нравов;
  • поднятые ассоциируются с надменностью и высокомерием.

Рот – символ агрессии.

Уделение рту большого внимания маленькими детьми говорит о том, что они еще сохранили память о грудном вскармливании. А вот у ребенка более старшего возраста это уже является признаком зависимости, несамостоятельности.

  • большой, или заштрихованный, или открытый – явная агрессия (может быть вербальной);
  • рот-черточка говорит о внутреннем напряжении;
  • клоунский рот – вынужденная приветливость, неадекватность чувств;
  • отсутствие рта, рот-точка – скрытие чувств или неумение их выразить.

Зубы

  • четко прорисованы – агрессивность, которая может носить защитный характер.

Губы – символ чувственности.

  • пухлые губы, нарисованные девочкой, – признак правильной половой идентификации;
  • хорошо прорисованные подростком – самолюбование, любовь к себе.

Нос

Многими психологами рассматривается как сексуальный символ. Но в случае детского рисунка это трактовка более чем спорна.

  • широкий, выдающийся – презрение;
  • отсутствие носа – некоторая степень интеллектуальной недостаточности, незрелости.

Уши – орган восприятия критики.

Их дети начинают изображать в довольно позднем возрасте. поэтому отсутствие ушей считается не значимым. С другой стороны, если их изображает маленький ребенок, это может быть знаком того, что он большое значение уделяет мнению других людей о себе. Если они есть, то это обозначает открытость восприятия или настороженность по отношению к окружающему миру.

  • подчеркнуты, выделены – чувствительность к замечаниям, осуждению; озабоченность проблемой послушания;
  • маленькие – стремление не принимать никакой критики, заглушить ее;
  • большие уши рисуют послушные дети.
  • отсутствуют (у большого ребенка) – человек никого не слушает, игнорирует то, что о нем говорят.

Лоб – отражение самоконтроля и сферы социальных контактов.

  • отсутствует – сознательное игнорирование умственной сферы.

Подбородок – символ силы воли, властности, мужественности.

  • слишком крупный – расценивается как компенсация слабости, нерешительности, боязни ответственности.
  • слишком подчеркнутый, увлечение изображением подбородка – обозначает стремление к превосходству и обретению значимости в глазах окружающих.

Волосы

  • сильно заштрихованы – тревога;
  • выделены – стремление подчеркнуть мужественность мужской фигуры;
  • акцент на волосах на рисунке девочки (пышные прически, длинные волосы в сочетании с явными элементами украшательства) – свидетельство раннего сексуального созревания.

Шея

Символизирует способность самоконтроля головы над чувствами.

Поэтому области шеи уделяют внимание те, кто озабочены соотношением телесных побуждений и сознательного контроля.

  • чрезмерно крупная шея – осознание телесных импульсов, стремление контролировать их;
  • длинная тонкая шея – жесткий самоконтроль, зажатость, стремление к самоустранению от мира собственных сильных эмоций;
  • короткая толстая шея – прямолинейность, естественность, уступки своим слабостям и желаниям.
  • отсутствие шеи – признак незрелости (в случае с маленькими детьми это нормально).

Туловище

Символ представления ребенка о физическом облике человека, средоточие его жизненных сил.

  • угловатое или квадратное – мужественность, энергичность, экспрессивность;
  • округлая форма – уравновешенность, спокойный характер, некоторая женственность;
  • слишком крупное – наличие неудовлетворенных, остро осознаваемых человеком потребностей; если оно нарисовано ребенком нормального телосложения, то это является выражением внутренней силы;
  • слишком маленькое, слабое, хрупкое – чувство унижения, собственной слабости; нарисованное сильным ребенком может быть знаком переживаний из прошлого опыта.
  • сильное, мускулистое тело, нарисованное хрупким, слабым ребенком — это признак компенсации недостающего, идеального для него физического облика.

Плечи – признак физической силы или потребности во власти.

  • слишком крупные, широкие – сила и превосходство или чрезмерная озабоченность силой и властью; у подростков это может быть знаком сексуальной неадекватности;
  • узкие, маленькие – ощущение малоценности, ничтожности;
  • слишком угловатые – признак осторожности, потребности в защите;
  • покатые – уныние, отчаяние, чувство вины, недостаток жизненной силы.

Пупок

  • на рисунке маленького ребенка – признак эгоцентризма;
  • на рисунке ребенка старшего возраста – выражение инфантильности или стремления уйти в себя.

Внутренности

Крайне негативный признак, свидетельствующий о серьезных психических нарушениях.

Читайте также:  Система образования

Гениталии

Их изображение очень необычно для ребенка, поэтому если они присутствуют, этому следует придать особое значение.

  • на рисунках малышей это свидетельствует о ранней осведомленности, высокой эмоциональной ценности, вложенной в половые органы;
  • на рисунках более старших детей это говорит о раннем сексуальном развитии;
  • на рисунках подростков это является знаком возможных проблем в сексуальной сфере, переживаниями, связанными с вопросом пола.

Конечности

Руки. Их функция – цепляться, присоединяться, взаимодействовать с окружающими людьми, то есть способность действовать. Это символ активности, коммуникативности и контактности.

  • отсутствие рук – пассивность, бездеятельность, необщительность, робость, интеллектуальная незрелость; может обозначать чувство вины, испытываемое за свою агрессивность;
  • длинные – общительность, амбициозность, стремление собирать и накапливать;
  • короткие – внутренняя слабость, нерешительность, недостаток общения, замкнутость, стремление держать себя в рамках;
  • мускулистые, длинные – потребность в физической силе;
  • слабые, длинные – ощущение своего слабого физического состояния, зависимость, потребность в опеке;
  • слишком крупные –потребность в лучших отношениях с окружающими;
  • широкий размах рук, гибкие, подвижные руки – общительность, активное взаимодействие с внешним миром;
  • жесткие, негнущиеся, механически распростертые, согнутые под прямыми углами руки – поверхностные и не эмоциональные контакты с внешним миром;
  • прижатые к телу, в карманах, за спиной, вяло висят вдоль тела – чувство вины, неуверенность в себе, внутреннее напряжение, замкнутость;
  • поднятые вверх – враждебное отношение, агрессивность;
  • закрашенные – агрессия;
  • шире у ладони или у плеча – недостаточный самоконтроль, импульсивность;
  • скрещенные на груди – мнительность, скрытность.

Ладони

  • крупные, большие – признак деятельного, взрывного характера;
  • слабо прорисованные – недостаток общения;
  • заштрихованные – говорят о чувстве вины, которое испытывает ребенок в связи со своим агрессивным, враждебным поведением;
  • отсутствуют – свидетельство неприспособленности, отсутствия веры в свои силы, чувства непригодности.

Пальцы

  • больше пяти – ребенок чувствует себя сильным (если на левой руке – то в сфере семейных отношений, если на правой руке – то в мире за пределами семьи: школе, саду, дворе и др.);
  • меньше пяти – чувствует себя более слабым, чем окружающие;
  • тщательно прорисованные – способность контролировать ситуацию;

Источник: http://YarMalysh.ru/stati/detskaja-psihologija/detki-risujut/kak-interpretirovat-risunok-cheloveka

Тест «Нарисуй человека» — Анализ рисунка

Как мы поняли из предыдущей статьи, при помощи анализа рисунка можно разобраться в особенностях эмоционального состояния ребенка и даже в отдельных чертах характера и направленности личности. Однако это еще не все возможности проективной методики «Нарисуй человека». При помощи анализа рисунка возможно также определить уровень интеллектуального развития ребенка.

 

Фото © Huff Post

Исследования Института психиатрии при Королевском колледже в Лондоне показали, дети, чьи рисунки получили высокие баллы в возрасте четырех лет, как правило, получают более высокие оценки на тестах интеллекта в возрасте 14 лет. Исследователи также обнаружили, что рисунки из однояйцевых близнецов в исследовании более похожи друг на друга, чем рисунки не близнецов, что свидетельствует о связи между рисунком, а затем интеллекта под влиянием генов.

Основная идея состоит в том, что уже в возрасте 3,5-4 лет ребенок рисует фигуру, которую психологи называют головоногом: это круг, который одновременно и голова, и туловище, с глазками и ротиком, а также с ручками и ножками-палочками (как в мультфильме: «палка-палка-огуречик — вот и вышел человечек»).

Однако с возрастом рисунок человека постепенно усложняется, совершенствуется: после «головонога» следует стадия схематического рисунка (когда он имеет в основном все необходимые «детали», однако словно «склеенные» между собой, представляющие «набор» частей тела).

Эта стадия после 7-8 лет постепенно сменяется промежуточной схематично-пластической, и наконец к подростковому возрасту ребенок «дорастает» до уровня пластического рисунка, когда руки-ноги-тело-голова переходят друг в друга плавно, и рисуются не схематично линией, а начинают все больше напоминать оригинал – соблюдением пропорций и объема.

Все эти стадии довольно четко и последовательно сменяют друг друга и находятся в прямой зависимости от возраста, что позволяет на основании анализа рисунка человека оценивать уровень умственного развития ребенка: при нарушениях и задержках развития психики и интеллекта наблюдается отставание и в уровне развития изобразительной функции.

Итак, для выполнения теста «Нарисуй человека» ребенку дают чистый лист бумаги и разрешают располагать рисунок, как ему удобно – горизонтально или вертикально.

Рисунок выполняется простым карандашом, желательно не слишком твердым (чтобы не царапал и не рвал бумагу и легко писал), но и не слишком мягким (чтобы «не разводить грязь»). Резинку кладут, но специально внимания на ней не акцентируют.

Пусть ребенок решает сам, нужно стирать или нет, но помним, что исправления также являются информативным признаком.

Инструктируют малыша таким образом: «Нарисуй человека – всего, целиком. Постарайся нарисовать как можно лучше – так, как умеешь». Если ребенок задает уточняющие вопросы на тему «а как надо», просто скажите: «Рисуй так, как тебе хочется». Но если он пытается вместо человека нарисовать что-то другое, скажите еще раз: «Давай нарисуем так, как тебя попросили сначала».

Во время работы отмечают, в какой последовательности ребенок рисовал отдельные части тела, какие при этом задавал вопросы или как он комментировал происходящее, сколько времени ушло на рисование, были ли исправления и где.

Каждая деталь рисунка оценивается в баллах, и по сумме баллов можно судить о том, адекватно ли развитие возрасту. Так, наличие на рисунке головы, туловища, глаз, носа, рта, рук и ног оценивается в 2 балла каждый (причем 2 руки или ноги – это 2 балла, а не 4).

Наличие ушей, волос (головного убора), бровей, шеи, одежды, пальцев рук, ступней (или обуви) оценивается еще баллом за каждый нарисованный элемент. Правильное количество пальцев рук – плюс дополнительный балл.

Пластический способ изображения добавляет целых 8 баллов, промежуточный (комбинация пластического и схематического способа) дает 4 балла, схематический с руками и ногами, изображенными двойной линией – всего 2. Если изображение примитивно-схематическое или «головоножное», баллы не добавляются.

 

Фото © Huff Post

 
Итак, минимум балов — 0, максимум — 30.

Для ребенка от 3,5 до 4 лет норма составляет от 4 до 13 баллов;

от 4 до 5 лет – 8-17 баллов;

от 5 до 6 лет – 14-22 балла;

от 6 до 7 лет – 18-25 баллов;

от 7 до 8 лет – 20-26 баллов;

от 8 до 9 лет – 22-27 балла;

от 9 до 10 лет – 23-28 баллов;

от 10 до 11 лет – 24-30 баллов;

от 11 до 13 лет – 25-30 баллов;

от 13 лет и старше – 26-30 баллов.

Чем выше балл – тем выше уровень развития ребенка.

Существенное отставание от возрастной нормы выполнения теста может навести на мысль об отставании и в интеллектуальном развитии, однако не является прямым доказательством этого, поскольку изобразительная функция и способности к рисованию — это еще далеко не весь интеллект. Если же развитие изобразительной функции опережает возраст – можно порадоваться за малыша.

Но есть существенный нюанс: картинка будет гораздо правдивее и ближе к реальности, если тест проводил профессиональный психолог, а не сами родители.

Во-первых,  они лица заинтересованные и оттого зачачтую необъективные, а во-вторых, и сам ребенок может чрезмерно эмоционально реагировать на задание, полученное от мамы и папы (например, протестовать, если отношения конфликтные, или бояться огорчить родителей и оттого работать со страхом, а не с удовольствием, если малыш тревожен и мнителен).

Поэтому не просите и тем более – не заставляйте своих детей рисовать вам «тесты»: получится ерунда.

Лучше возьмите для анализа рисунок, который ребенок выполнял без ваших инструкций, либо, если очень хочется, попросите своих не слишком близких ребенку друзей помочь вам.

Однако куда лучше с тестированием, а тем более с интерпретацией справится специалист – ведь выводы, конечно же, можно делать лишь на основе тщательного комплексного исследования (не только рисунков, но и поведения и рассказов ребенка).

Поэтому, уважаемые родители: если вас что-то настораживает в рисунках вашего ребенка – лучше не занимайтесь самодеятельностью, а не поленитесь проконсультироваться с детским психологом. Описанные в статьях о рисуночном тестировании признаки – только ориентиры, которые могут помочь родителям обратить внимание на внутренний мир своего ребенка – все ли у него благополучно?

Автор Наталья Проценко

Источник: Shkolazhizni.ru

Эта статья может оказаться полезной для ваших друзей и знакомых. Расскажите о ней:

Вы можете отправить свой рассказ для публикации на сайте на admin@ncuxolog.ru

Подписаться на анонсы публикаций и новости сайта

Источник: https://ncuxolog.ru/test-narisuj-cheloveka-analiz-risunka

О чем нам могут рассказать детские рисунки?

Многие молодые родители знают, как их дети любят рисовать. В ход идут всевозможные фломастеры, карандаши, краски и мелки. Холстами для детских рисунков, иногда становится не только бумага, но и стены, обои, уставший папа или не успевший спастись бегством кот. Но не спешите уничтожать и убирать все «художества» вашего чада, попробуйте к ним присмотреться.

Иногда ребенок по причине своего возраста не может или не умеет объяснить, что его тревожит, чего бы он хотел. Дети дошкольного возраста стремятся выразить свои потребности посредством игры.

Поэтому в психологии для диагностики детей часто используют невербальные методы. Наиболее информативными являются рисунок человека, рисунок семьи.

Ребенок в игровой форме сообщает о своих потребностях, переживаниях, страхах и стремлениях.

Вспомните, при поступлении в школу, ребенку дают лист бумаги, и просят нарисовать человека. Это делается не только для смягчения процедуры оценивания знаний, но и для определения уровня умственного развития и изучения личностных особенностей ребенка.

Нормой для детей 3-4 лет есть изображение человека не полностью, а только головы (в виде окружности) и конечностей (полоски – черточки, отходящие в стороны от головы). В рисунке могут присутствовать глаза, рот, нос и волосы.

Начиная с 4-4,5 лет человек изображается уже с туловищем, но все «элементы» персонажа, не связаны между собой, руки прорисовываются от середины туловища.

В шестилетнем возрасте дети пытаются нарисовать человечка в вертикальном положении (до этого он изображался под углом), руки и ноги приобретают форму и толщину (изображаются двумя линиями), в рисунке появляются второстепенные детали: уши, волосы, пальцы, брови, ресницы, шея, одежда.

Дети 7-9-летнего возраста совмещают схематическое (части тела соединены прямыми, грубыми линиями, как будто приклеены) и пластическое изображение (части тела соединены плавными, переходящими линиями, рисунок целостный). Начиная с 10 лет, пластические элементы преобладают в рисунках.

Первое на что следует обратить внимание, это на расположение рисунка на листе:

– в верхней части листа – свидетельствует о завышенной самооценке, стремление к высоким достижениям;

– в нижней части листа – заниженная самооценка;

– в углу листа – депрессивное состояние, сниженное настроение;

– выходит за край листа, некоторые части рисунка не помещаются – импульсивность, острая тревога.

Важным показателем являться сила нажатия на карандаш:

– сильный нажим указывает на эмоциональное напряжение, затрудненные при переключении с одной деятельности на другую, склонности к застреванию на конкретных переживаниях и действиях;

– сверхсильный – гиперактивность, иногда агрессивное поведение;

– слабый нажим, линии едва видны (нитевидные) – уменьшение активности, нервное истощение, сниженное настроение, застенчивость, неуверенность в себе;

– нажим изменяется – перепады настроения, нестабильное состояние;

Обратите внимание на размер рисунка:

– значительно больше половины листа, свидетельствует о тревоге, гиперактивности, стрессовом состоянии, импульсивности;

– меньше половины листа – депрессия, низкая самооценка.

Наличие однообразных деталей, чрезмерная аккуратность рисунка, подчеркнутый контур указывают на высокий самоконтроль (стремление скрыть от окружающих свои переживания и проблемы).

На наличие тревоги у ребенка может указывать множественность линий, штриховка, частое исправление, не доведенные до конца линии.

Плотная штриховка глаз (зачеркивание) или изображение глаз без зрачков (пустые круги) говорит о наличии навязчивых страхов.

Плотно прижатые к телу руки, угловатость и худоба изображенной фигуры, грустное лицо изображаемого персонажа свидетельствуют о замкнутости, необщительности, концентрации на своих переживаниях.

О наличии проблем в сфере общения могут свидетельствовать слабо прорисованные черты лица, маленькие кисти рук, руки в карманах, скрещенные руки на груди или руки за спиной.

Если кисти рук прорисованы и подчеркнуты, это указывает на сильную потребность в общении, которая по разным причинам не удовлетворена.

Широко расставленные в сторону руки (как будто человечек хочет кого-то обнять) и ноги, улыбка изображаемого персонажа свидетельствует о коммуникабельности, уверенности в себе, веселом характере, отсутствии проблем с общением.

Демонстративность проявляется в вырисовывании дополнительных деталей: прически, наряда (надписи на одежде), украшений, ресниц. Такие дети любят быть на виду, им присуща большая потребность во внимании и похвале.

Читайте также:  Гиперактивный ребёнок

Это они с огромным удовольствием декламируют стихи, стоя на табурете, участвуют в школьных спектаклях.

Родителям нужно уделять, таким детям, больше внимания, когда они ведут себя хорошо и как можно менее эмоционально реагировать на негативные моменты.

Преувеличенный размер головы человечка, может указывать на особо ценное значение умственных способностей для ребенка, склонность к фантазированию и мечтанию. Сильно уменьшенный размер головы, наоборот, свидетельствует о низком значении интеллекта для ребенка.

Чересчур увеличенные ступни ног на рисунке могут указывать на потребность в опоре и поддержке, а уменьшенное их изображение свидетельствует о слабой бытовой ориентации ребенка, о неумелости в социальных контактах.

На повышенную агрессивность может указывать наличие таких элементов в рисунке как: особая прорисовка кистей рук, кулаки, оружие, злое выражение лица, подчеркнутые признаки силы и мужества.

Изображение зубов и острых элементов в рисунке указывает на склонность к вербальной агрессии (крики, угрозы, ругательства); агрессивные позы и поднятая вверх рука – о склонности к применению физической силы.

При интерпретации детских рисунков следует учитывать два основных момента: 1) по данным рисунка нельзя ставить никаких диагнозов и делать выводы, для этого нужно дополнительные исследования (с помощью надежных методов диагностики); 2) интерпретировать нужно не отдельно взятые части рисунка, а их связь друг с другом, попытаться сложить всю картинку воедино.

Любите и берегите себя!

Автор Виктория Жовтюк

Помогите проекту — поделитесь статьей в соц.сетях! Спасибо! 🙂

Источник: https://psychologies.today/detskie-risunki/

Тест «Рисунок человека»

ТЕСТ «РИСУНОК ЧЕЛОВЕКА».

ВО ВРЕМЯ РАБОТЫ С РЕБЁНКОМ Я ЧАСТО ПРОШУ ЕГО ВЫПОЛНИТЬ РИСУНОК ЧЕЛОВЕКА.

Почему? Рисунок человека, выполненный ребёнком, очень многое может о нём рассказать: о его эмоциональном состоянии, умственном развитии, о его потребностях, раскрыть внутренний мир ребёнка.

Рисунок человека, мужчины, предлагается сделать будущим первоклассникам при выполнении известного теста школьной зрелости Керна-Йерасика.

С КАКОГО ВОЗРАСТА ВЫПОЛНЯЕТСЯ  ТЕСТ  «РИСУНОК ЧЕЛОВЕКА»? 

Этот рисуночный тест может выполняться детьми с трёх лет. Верхней возрастной планки у данного теста не существует.

ЧТО НУЖНО ДЛЯ ВЫПОЛНЕНИЯ ТЕСТА?

  • лист белой бумаги, желательно формата А4,
  • простой карандаш — обязательно мягкий, лучше марки М или 2М .

КАК ПРОВОДИТСЯ ТЕСТИРОВАНИЕ?

Ребёнку даётся инструкция: «Нарисуй, пожалуйста, человека, какого хочешь». 

Просьба взрослого может вызвать у ребёнка вопросы,а иногда и отказ рисовать. В последнем случае постарайтесь его убедить. Вопросы ребёнка, как правило, носят уточняющий характер, их можно обобщить в одном вопросе  «А какого человека?» Вы не даёте никаких ответов, содержащих  точную информацию — подсказки для ребёнка. Можно ответить уклончиво, например: «Любого», «Рисуй какого хочешь». 

Конечно, любой рисунок может предоставить важную информацию о ребенке, но тем не менее, если рисунок не удовлетворяет требованиям, ребенка просят взять другой лист бумаги и нарисовать человека еще раз.  

По завершении рисования проводится дополнительная беседа с ребенком, в которой уточняются непонятые детали и особенности изображения.

Можно задать ребёнку следующие вопросы:

  1. Кто этот человек?

  2. Сколько ему лет?

  3. Где он живет?

  4. Есть ли у него друзья?

  5. Чем он любит заниматься?

  6. Чем заниматься не любит?

  7. Добрый он или злой? 

Рисунок человека считается тесно связанной с автором рисунка и определенным образом характеризует его, интерпретация должна охватить максимум особенностей рисунка. 

КАК ИНТЕРПРЕТИРОВАТЬ РИСУНОК ЧЕЛОВЕКА?

Для начала обратите внимание на размер и расположение рисунка на бумаге.

Испытывающие чувство незащищенности, тревожные дети склонны рисовать маленькие фигуры, которые скромно занимают лишь маленькую область доступного пространства. Маленькие размеры фигуры могут говорить о депрессии и чувстве неприспособленности.

Напротив, хорошо приспособленные дети с развитым чувством безопасности рисуют свободно, легко, создавая рисунок, который своим размером, размахом и бросающимся в глаза размещением на странице выражает свободу от тревожности и беспокойства.

 

Каков характер выполнения рисунка  (сила нажима карандаша, четкие линии, уверенные или дрожащие, есть ли штрихи)

Много темных линий, с силой прочерченных, чаще всего говорит о внутренней напряженности ребенка, его страхах или подавленных чувствах. Большое количество мелких штриховок, наносимых на лист перед основными контурами — может быть признаком  высокой тревожности и эмоциональной неустойчивости.

Посмотрите, акцентирует ли ребёнок внимание  на отдельных деталях рисунка (наиболее тщательная, яркая, заштрихованная, несколько раз обведённая или иным способом выделенная часть фигуры).

Внимание нужно обратить и на те детали, которые, наоборот, не проработаны или вовсе отсутствуют на рисунке.

Отметьте, имеют ли место грубые ошибки в изображении фигуры.

Рисунок человеческой фигуры символизирует образ тела, тело же достаточно восприимчиво ко всему, что может служить причиной нарушения эмоционального состояния ребёнка. Рисунок  будет символически отражать проблемы, которые он испытывает. Чем больше нарушена эмоциональная сфера ребенка, тем больше страдает как его образ тела, так и рисунок, отображающий человеческое тело. 

Рассмотрим кратко символическое значение фигуры человека.

Голова. Если ребенок уделяет голове слабое внимание – это может говорить о проблемах адаптации к социальной среде, трудностях общения или даже наличии невроза, поскольку голова и, в частности, лоб – отражение самоконтроля и сферы социальных контактов. 

Волосы. Выделение волос на голове – стремление подчеркнуть мужественность мужской фигуры. Акцентирование девочек на волосах, тщательное изображение пышных причесок, длинных, ниспадающих каскадом волосах в сочетании с другими явными элементами украшения – раннее сексуальное созревание.

Лицо – символ сферы общения, самая социальная часть рисунка. Черты лица изображены нечетко, слабо прорисованы, лицо схематично, упускает изображение черт лица, лицо рисует в последнюю очередь – сложности в общении, робость, очень насторожен, ожидает от других только плохого, часто враждебно настроен к окружающим.

Вытаращенные глаза, сжатые губы, открытый рот с оскаленными зубами – агрессия и враждебность. Хорошо прорисованные черты лица – внимание к себе, здоровое самоуважение.

Закрашенное лицо, изображение звериного лица или напоминающего робота, обезличенного, ничего не выражающего лица — негативный знак, потеря идентичности, утрата чувства собственного «Я».

Уши – открытость восприятия или настороженность по отношению к окружающему миру. Пропуск этой части или сокрытие ее волосами незначительное упущение. Определенное выделение ушей – чувствительность к замечаниям и осуждению; косвенно – упрямство и неподчинение авторитетам.

Глаза – отражение внутреннего мира ребенка. Пристальный, пронизывающий взгляд – агрессивность. Глаза большие, с прорисованными зрачками или без зрачков,но с заштрихованными склерами – символ страха или тревоги. Глаза широко открытые, но не преувеличенные – любознательность. Взгляд не прямой, а скошенный – подозрительность.

Маленькие глаза – скрытность, сосредоточенность на себе, поглощенность собственными чувствами. Закрытые глаза – попытка отгородиться от внешнего мира, от контактов. Отсутствие зрачков, пустые глазницы – крайний эгоцентризм, ребенок не находит вокруг ничего достойного своего внимания.

Красивые, симметричные, хорошо прорисованные глаза – желание быть привлекательным, симпатичным другим людям.

Рот – многозначный элемент. Рот открыт – агрессивность, вербальная активность агрессивного характера; если прорисованы зубы – явная агрессия, возможно защитная.

Выделение рта (стирание, смещение, непропорциональные размеры, подчеркивание и т.д.) – типично для маленьких детей, еще не так давно находившихся в оральной зависимости от матери.

У детей более старшего возраста – признак несамостоятельности, зависимости. Рот, обозначенный одной прямой чертой – внутреннее напряжение.

Нос. Отсутствие носа – некоторая степень интеллектуальной недостаточности.

Руки – символ активности, коммуникативности и контактности. Руки разведены в стороны, как для объятия – признак общительности, активного взаимодействия с внешним миром. Руки спрятаны за спиной, вяло висят вдоль тела, плотно прижаты к телу, ладони скрыты в карманах – необщительность и замкнутость.

Гибкие, подвижные, свободно располагающиеся руки – хорошая социальная приспособляемость, легкость установления контактов с окружающими. Жесткие, негнущиеся, механически распростертые, согнутые под прямым углом – поверхностные, неэмоциональные контакты с внешним миром.

Крупные, большие ладони – признак деятельного, взрывного характера. Отсутствие ладоней – неприспособленность, отсутствие веры в свои силы, чувство непригодности. Тщательно прорисованные пальцы – способность контролировать ситуацию, держать в руках, управлять ею.

Длинные пальцы с ногтями или подчеркивание кулаков – агрессия, воинственность. Кулаки на руке отведенной от тела – открытая враждебность, бунтарство, противостояние. Руки со сжатыми кулаками прижаты к телу – скрытая, подавленная тенденция к бунту.

Агрессия – пальцы как когти хищной птицы; руки, поднятые вверх, закрашенные руки. Отсутствие рук – крайняя степень пассивности, бездеятельности, необщительности, робости, интеллектуальной незрелости; для старшего возраста – чувство вины в связи со своим агрессивным отношением. То же и сильно заштрихованные кисти рук.

Короткие руки – замкнутость, обращенность внутрь, на себя. Длинные руки – направленность на внешний мир, контактность. Большие, мускулистые руки – приоритет силы, стремление стать физически сильным, компенсация собственной слабости.

Туловище – символ представления ребенка о физическом облике человека. Сильное, мускулистое тело, нарисованное хрупким, слабым ребенком – признак компенсации. Крупное, сильное тело с мощными плечами – внутренняя сила, сильное эго.

Широкие, массивные плечи – выражение физической силы и превосходства. Сильный ребенок рисует слабое тело – это связано с переживанием из прошлого опыта. Хрупкое тело – выражение собственной слабости.

Пупок (маленький ребенок) – признак эгоцентризма, если ребенок старшего возраста – инфантильность или стремление уйти в себя. Округлая форма туловища – уравновешенность, более спокойный характер, некоторая женственность.

Угловатая, прямоугольной формы фигура – мужественность, энергичность и экспрессивность. Украшение фигуры (бантики, пряжки) – повышенное внимание к собственной персоне. 

Ноги – символ опоры, устойчивости. Стопы нарисованы в профиль – признак устойчивости, уверенности в себе. Стопы пальцами к наблюдателю, или отсутствие стоп – чувство неуверенности.

Слабые, короткие, плохо прорисованные или заштрихованные ноги – выражение неуверенности, слабости, собственной никчемности, упадка духа. Ступни одетого человека изображаются с пальцами – крайняя агрессивность.

Маленькие, неустойчивые ступни – чувство незащищенности.

Я перечислила основные моменты, на которые можно обратить внимание, анализируя рисунок человека, сделанный ребёнком.  Интерпретируя рисунок, важно помнить, что на основании только одного рисунка нельзя делать однозначных выводов. Тест «Рисунок человека», как и другие тесты, используются комплексно, диагностика проводится неоднократно.

Источник: https://multiurok.ru/files/tiest-risunok-chielovieka.html

Методика «Рисунок человека» — отличный способ узнать ребёнка получше

Диагностическая методика «Рисунок человека» помогает оценить уровень умственного развития детей, определить побуждения ребёнка, его компенсации, тревоги и конфликты. Для этого понадобится только предложить испытуемому изобразить персонажа на альбомном листе.

Описание проективной рисуночной методики К. Маховер

Основой методики «Рисунок человека» стало тестирование Флоренс Гудинаф, именно на его основе Карин Маховер в 1946 году разработала рисуночный способ оценки личности и умственного развития пациента. Фигура человека, которую необходимо изобразить испытуемому, есть не что иное, как проекция побуждений, тревог, компенсаций того или иного индивида.

Проведение исследования связано с соотнесением изображения человека с разными значениями:

  • представление о самом себе;
  • отношение ребёнка к окружающим;
  • проецирование на изображение своего идеала;
  • отражение привычных действий.

Лёгкость применения методики, которая подходит для работы даже с совсем маленькими детьми (от трёх лет), сделала эту диагностику одной из востребованных среди педагогов и психологов. Тестирование проводится с дошкольниками и младшими школьниками, но не запрещается использовать диагностику и для исследования особенностей детей старшего школьного возраста.

Карин Маховер — автор диагностического метода «Рисунок человека», созданного на основе тестирования Флоренс Гудинаф

Порядок проведения диагностики «Рисунок человека»

Рисунок выполняется испытуемым простым карандашом на обычном листе формата А4 вертикального расположения (допустимо использовать бумагу меньшего формата). Ребёнок может перевернуть лист и разместить его горизонтально, исследователь должен это подметить, но не поправлять действия тестируемого. Карандаш нужно предложить не очень жёсткий, оптимальная твёрдость — М и 2М.

Не запрещается детям пользоваться ластиком, но этот атрибут следует выбрать жёстким, тогда все стёртые линии будут различимы на листе, что пригодится педагогу при интерпретации рисунка.

Приготовив необходимые материалы и инструменты, ребёнку дают точную инструкцию: «Нарисуй, пожалуйста, человека, какого хочешь». Когда возникают вопросы-уточнения, то не следует их игнорировать, но и разъяснять подробным образом нежелательно. Лучше всего уклониться от прямого ответа, дав установку: «Рисуй любого».

Если испытуемый совсем маленький, то можно немного «разжевать» инструкцию: «Нарисуй дяденьку как можно лучше». В случае нежелания ребёнка включаться в процесс необходимо мягко посоветовать ему хотя бы начать, убедить, что это интересно и увлекательно.

Для сомневающихся в своих способностях детей подойдёт такая словесная конструкция: «Начинай рисование, и мы посмотрим, что у тебя получится. Мне интересны любые рисунки».

Подходящий вариант для анализа — изображение человека в полный рост, а не его портрет или бюстовый вариант. В ситуации с рисованием «неростового» персонажа нужно дать ребёнку ещё один шанс, предложив чистый лист бумаги и обозначив, что фигура должна быть представлена целиком.

Читайте также:  Как избежать детской истерики

После того как ребёнок справится с заданием, необходимо обсудить с ним изображение для получения дополнительной информации об объекте. Можно спросить у тестируемого:

  1. Какого человека он нарисовал (доброго, злого, смешного и так далее)?
  2. Что любит/не любит изображённый персонаж?
  3. Чем занимается и о чём мечтает?
  4. Какая профессия у человека?

Также можно побеседовать на следующие темы (применительно к изображённому персонажу):

Полезной информацией для исследователя будет рассказ испытуемого о том, какие чувства он испытывает к нарисованному человеку, о ком думал ребёнок, когда работал над заданием, знаком ли ему этот персонаж.

Обсуждение получившегося рисунка — обязательный этап тестирования

Обработка и интерпретация результата теста

Возрастные особенности

Существуют нюансы, которые необходимо учитывать при анализе рисунка, чтобы не принять за отклонение от нормы возрастные особенности ребёнка:

  • Для пятилетних детей характерно использование двойных контуров при прорисовывании конечностей; место прикрепления рук, как правило, — середина туловища. К шести годам дети уже осознанно рисуют конечности в верхней части торса обычными линиями.
  • В пять лет малыш может проигнорировать второстепенные детали, такие как волосы, брови, ногти, ресницы и прочее. Дополнять ими образ человека дети начинают в шестилетнем возрасте, причём девочки чаще «выписывают» элементы лица.
  • В старшем дошкольном возрасте у детей формируются понятия вертикального и горизонтального, поэтому нарисованный персонаж уже не парит в наклоне, как у маленьких детей, а занимает чёткое положение.
  • Дети младшего школьного возраста (7–9 лет) переходят от схематичного рисования к более подробному и реалистичному (или же между этими двумя способами изображения соблюдается баланс). Чем старше становится ребёнок, тем менее примитивным должен становиться рисунок.

Размер и положение

  • Если нарисованный человек занимает незначительную часть листа, то это означает депрессию и незащищённость. Дети свободные и раскованные могут «позволить» себе использовать для рисования фигуры больше пространства бумажного листа. Такие испытуемые не страдают от тревожности и повышенного беспокойства.

  • О несдержанности и отсутствии внутреннего контроля (или при его слабой выраженности) говорят гипертрофированные фигуры, размеры которых сразу бросаются в глаза.

  • Психическая неуравновешенность и нестабильность присуща тем детям, у которых изображённые фигуры не имеют опоры и словно склоняются в ту или иную сторону.

  • Правый уклон от центральной осевой линии бумаги означает ориентацию автора рисунка на внешний мир, левостороннее смещение — акцент на собственном «я».

    Если фигура приподнята и занимает верхнюю часть листа, то можно «причислить» такого ребёнка к оптимистам, в случае расположения человека внизу листа, возможно, стоит сделать вывод о подавленном и угнетённом состоянии испытуемого.

  • О разрыве с реальностью и излишней мечтательности полагается судить по изображению, помещённому выше линии земли, обозначенной на рисунке.Изображение персонажа внизу листа — признак не самый лучший

Общий анализ композиции

Чтобы исключить признаки психологической патологии, нужно обратить внимание на основные моменты в изображении человека. Оценивая каждый пункт, исследователю следует добавлять по одному баллу за каждое соответствие, а затем сложить получившиеся результаты. Минимальные показатели, которые свидетельствуют о том, что ребёнок не имеет отклонений, таковы:

  • для малыша 4–5 лет — 10 баллов;
  • 6-ти — 14;
  • 7-ми — 18;
  • школьника 8 лет — 22;
  • 9-ти — 26;
  • десятилетнего и более взрослого ученика — 30 очков и больше.

Существуют некоторые детали, добавленные к нарисованному человеку, которые можно считать дополнительным бонусом при оценке умственного развития ребёнка — тросточка у пожилого человека, оружие у солдата, ранец у школьника, коньки у фигуриста и так далее. Эти элементы должны соответствовать созданному образу и не выбиваться из «темы» (неуместно ружье в руках милой принцессы, хоккейная клюшка у бабушки и прочее).

Некоторые неблагоприятные моменты развития личности ребёнка может усмотреть хороший специалист, если в рисунке человека:

  • руки изображены с отсутствующими пальцами;
  • кисти нарисованы в виде обрубков или варежек;
  • не прорисованы глаза;
  • в профильном изображении человека два глаза, а в анфас — один;
  • нет никаких намёков на принадлежность человека к тому или иному полу;
  • персонаж изображён без одежды;
  • есть явные нарушения пропорций тела.

О негативных моментах в жизни ребёнка также говорит факт рисования и стирания всей фигуры человека или отдельных её фрагментов.

Файл: Особенности нарисованной фигуры, по которым производится оценка

Части тела

О нетерпении к другим людям, о поверхностных отношениях с близкими говорит тот факт, когда ребёнок рисует голову позднее всех остальных частей человека.

  • Раннее сексуальное созревание девочек можно «прочитать», если нарисованный человек наделяется излишне пышной и красивой причёской, длинными и ниспадающими на плечи локонами. Акцент мальчиков на волосах можно расценивать как проявление мужественности.
  • Черты лица, прорисованные слабо и без чётких линий, свидетельствуют о наличии конфликтов с окружающими, желании избежать этих проблем. Как правило, такие дети очень недоброжелательны по отношению к другим, постоянно ожидают подвоха со стороны. Враждебность и агрессия может быть буквально прорисована в лице персонажа — расширенные глаза, сильно сомкнутые верхняя и нижняя губа, раскрытый рот вкупе с неприятным оскалом. Здоровое самоуважение, внимательное отношение к своей персоне (в рамках нормы) выдают тщательно прорисованные черты. Если тестируемый закрашивает лицо, то это показатель утраты своего «я», отсутствие самоидентификации. Неблагоприятный признак — рисование морды животного, застывшей маски робота.
  • Если подбородку уделяется много внимания, это означает боязнь ответственности, нерешительность ребёнка. Он может несколько раз исправлять, стирать эту часть, использовать для её изображения слишком толстые линии. Всё это свидетельствует о поиске компенсации волевых качеств.
  • Интерпретацию бровей можно соотнести с расшифровкой изображения волосяной части головы: густые, взъерошенные — грубый, строптивый характер, несдержанность, импульсивность автора рисунка; аккуратные, приглаженные — символ спокойствия, повышенного внимания к себе; поднятые — высокомерие и надменность.
  • Если уши прорисованы очень хорошо, то это отражение упрямого нрава, неумения прислушиваться к окружающим или, напротив, зависимость от чужого мнения, излишне внимательное отношение к замечаниям.
  • Широко открытые глаза говорят о том, что автор такого рисунка любознателен; маленькие — ребёнок «смотрит» вглубь себя, он скрытен и сконцентрирован на собственных переживаниях. Тестируемый пытается отгородиться от всего, если на рисунке у человека глаза закрыты. Пустые глазницы или отсутствие зрачков свидетельствуют о том, что автор высокомерен. Желание понравиться другим легко распознать по очень красивым глазам, нарисованным с соблюдением симметрии. Много полезного можно увидеть и во взоре персонажа: прямой — открытость и общительность; скошенный взгляд — подозрительность, мнительность; пристальный — отражение агрессии.
  • Открытый рот (особенно с прорисованными зубами) – явный признак наличия у ребёнка агрессивных настроений. Не всегда они носят прямой характер, в некоторых случаях это может свидетельствовать о потребности в защите. Выделение рта служит сигналом о подавленности, неумении действовать самостоятельно. Внутреннее напряжение испытуемый спроецирует, изобразив эту части лица одной линией.
  • Дети, которые привыкли контролировать себя, нарисуют длинную шею, прямолинейные участники тестирования изобразят короткую. Если малыш «забыл» про эту часть тела, то можно с уверенностью сказать, что ребёнок незрел в интеллектуальном плане.
  • Общительный малыш обязательно нарисует руки, «готовые» для объятий, широко разведённые и немного отошедшие от контура фигуры. Замкнутый ребёнок «спрячет» конечности персонажа за спину или в карманы. Иногда о проблемах с общением говорят руки, прижатые к туловищу или повисшие вдоль тела. Согнутые или неловко вытянутые в стороны конечности — показатель неглубоких контактов с миром. Если же они пластичные и гибкие, то это знак коммуникабельности. Отсутствие ладоней свидетельствует о неверии в свои возможности, чувстве неполноценности. Об агрессивном настрое говорят длинные нарисованные пальцы с ногтями или кисти, сжатые в кулаки. Злобность ребёнка выражается также в поднятых или закрашенных конечностях, пальцах в виде когтей хищной птицы. Отсутствие рук может трактоваться по-разному: у дошкольников как робость, интеллектуальная незрелость, у детей младшего школьного возраста — чувство вины перед взрослыми за свою агрессию и враждебность. Слишком длинные конечности рисуют испытуемые с желанием контактировать с окружающими. Когда тестируемый прорисовывает мускулы на руках, это символизирует его «преклонение» перед авторитетом силы. Тонкие конечности изображают дети, которые адекватно оценивают своё физическое состояние.
  • Когда хилый малыш рисует атлетическое тело, то таким образом он старается компенсировать свой не очень физически развитый торс. Если подобное изображает ребёнок с нормальным телосложением, то это проявление его внутренней силы, хорошо развитого эго. О прошлых переживаниях говорит слабое тело, нарисованное сильным пациентом. Некоторые дети уделяют внимание рисованию пупка: если так делает ребёнок дошкольного возраста, то это сигнализирует о его эгоцентризме; эту часть тела выводит младший школьник — можно судить о нём, как об инфантильном индивидууме, стремящемся уйти в свою «раковину». Форма тела прямоугольная, с обилием острых углов — символ мужественности, экспрессивности, избытка энергии автора рисунка; сглаженный контур — показатель спокойствия, уравновешенности. Очень неблагоприятное явление, свидетельствующее о психических отклонениях, — рисование внутренностей.
  • Изображение коротких, слабых или заштрихованных ног свойственно детям, неуверенным в себе, слабым, с упадническими настроениями. Об этом также говорит отсутствие стоп. Пропорциональные и хорошо прорисованные ноги характеризуют автора как человека с устойчивой психикой. Дети, испытывающие чувство незащищённости, часто изображают маленькие ступни без должной опоры, словно парящие в пространстве. Это говорит об их несформированности как личности.
  • Значимость изображения гениталий отметит каждый тестирующий специалист. Для детей это довольно необычное явление. В силу застенчивости, например, девочки могут рисовать сомкнутые руки внизу живота, прикрывающие интимные части тела. До двенадцатилетнего возраста (период скрытой сексуальности) испытуемые не изображают открыто пенис или вульву. Причины, подтолкнувшие ребёнка рисовать гениталии, могут быть вызваны операциями по удалению грыжи, обрезанием, случаями домогательства, ранним половым созреванием или повышенным интересом к соответствующим органам. Как правило, изображение этих частей тела психологи связывают с поведенческими отклонениями от нормы — агрессией, фобиями.

О спутанности, неопределённости собственной сексуальной роли говорит нарисованный человек противоположного пола. Или, как вариант, это может свидетельствовать о сильной привязанности и даже зависимости от родителя другого пола.

Одежда и дополнительные элементы

Возникновение вопросов об уместности на рисунке предметов гардероба говорит о наличии у ребёнка переживаний, связанных с телом. Излишнее внимание к подробностям в одежде свидетельствует о том, что испытуемому важен собственный внешний вид. Такие дети внешне вполне коммуникабельны, но это чаще связано с желанием услышать одобрение, похвалу, а не пообщаться.

Рисование пуговиц в виде закрашивания и надавливания может быть признаком инфантильности, зависимости и даже неадекватности. Эти же качества присущи детям, которые в одежде прорисовывают карманы.

Галстук — характерный признак сексуальности, он, как правило, чаще присутствует на рисунках мальчиков. Обычно этот атрибут рисуют дети в период полового созревания.

Не должны уйти от внимания специалистов детали, изображённые рядом с фигурой человека. Дети, хорошо умеющие налаживать контакты, рисуют солнце (часто с лучами, улыбкой). Штриховка этого элемента нетипична, этот признак, а также дождевые тучи могут быть свидетельством того, что в жизни малыша есть какие-то несчастья или тревога.

Пример расшифровки рисунка ребёнка-дошкольника

Анализируя этот рисунок, можно сделать следующие выводы:

  • Испытуемый интеллектуально развит, об этом говорит хорошо прорисованная голова.
  • Мальчик, изобразивший этого персонажа, достаточно мужественен (насколько можно таким быть в его возрасте), так как волосяная часть головы выделена чётко.
  • О готовности к общению, позитивности и открытости говорят нарисованные черты лица: глаза большие, но не увеличенные, рот улыбается.
  • Уши изображены, но скрыты за волосами — это значит, что мальчик адекватно и с должным вниманием относится к замечаниям.
  • О стремлении к познанию нового, любознательности свидетельствуют глаза, обведённые несколько раз.
  • Длинная шея говорит о том, что испытуемый контролирует свои эмоции. Его телесное и разумное начала находятся в гармонии.
  • Об открытом нраве можно судить по рукам, разведённым в стороны, словно приготовленным к принятию других людей в свои объятия.
  • Но к сожалению, этот ребёнок не всегда уверен в своих силах (символ этог — маленькие ладони на рисунке), хотя это можно списать на возраст малыша. О неверии в свои возможности говорят и заштрихованные ноги.
  • Мальчик очень энергичный — это видно по телосложению в виде треугольника.

Методика «Рисунок человека» позволяет понять психологическое состояние тестируемого, особенности его отношений с окружающими, а также выявить возможные проблемы. Анализ результата поможет педагогу или психологу скорректировать работу с ребёнком, чтобы помочь избавиться от того, что мешает ему нормально развиваться.

Источник: https://hokkei-klub.ru/rebenok/metodika-amp-laquo-risunok-cheloveka-amp-raquo-otlichnyj-sposob-uznat-rebyonka-poluchshe

Ссылка на основную публикацию