Методика «три дерева» — зеркало семейных отношений

Методика «Три дерева» — зеркало семейных отношений (серия проективные методики)

Среди многочисленных проективных тестов, позволяющих выявить особенности внутрисемейных отношений, хорошо зарекомендовала себя методика Три дерева . Эта проективная рисуночная методика придумана и воплощена в жизнь немецким психотерапевтом Эддой Клессман.

Тестирование Три дерева помогает определить возможные семейные конфликты и их причины и подобрать оптимальный вариант налаживания отношений тестируемого с близкими.

Диагностика отличается тем, что не предполагает изображение ребёнком деревьев в качестве сравнения с членами семьи, как рекомендуется авторами некоторых других похожих тестирований. Предлагая напрямую нарисовать родителей в виде животных, деревьев, растений, можно подтолкнуть малыша к приукрашиванию выбранного образа.

Тест предусматривает рисование испытуемым растений такими, какими он их себе представляет, сравнение объектов с близкими родственниками проводится после завершения создания иллюстрации. Выбор количества изображаемых деревьев неслучаен: в этом случае дети в ответ …

Читайте также

The Free Music Archive will live on Hyundai, Lexus и Mercedes — самые безопасные авто Hitman 2 — Как стать “невидимым” Поздравить всех Андреев с именинами можно 13 декабря 2018 года

Таблоид новостей

На 123ru.net все авторские, только что опубликованные новости доступны в разделе «Пользователи сайта», а также в городе, в котором данная новость опубликована.

Кроме того, наиболее интересные и популярные на сегодня новости (рейтинг определяется по времени публикации и количеству посетителей, которые просмотрели публикацию на данный момент) бесплатно транслируются в автоматическом режиме на страницах партнёрского таблоида (только для новостей с изображениями, прикреплёнными к новости и имеющих достаточное для публикации разрешение и размер). Для трансляции в таблоиде, при публикации не забудьте выбрать раздел новости, в котором Ваша новость и будет впоследствии отображаться. 123 Новости (раз, два, три) — мгновенная публикация новостей из первых уст с ежеминутным обновлением. Первые новости — в первых строках!

Мы отбираем самое интересное, самое актуальное и востребованное именно сейчас, именно в том городе и регионе, где это происходит.

Каждый пользователь сайта в любой момент может опубликовать свою новость в автоматическом режиме без модерации с нашей стороны, соблюдая лишь элементарные правила корректности в высказываниях и общепринятые нормы морали. Стать нашим корреспондентом в любом городе можно прямо сейчас.

Мы не берём денег не только за публикации Ваших новостей, сообщений и объявлений, но и рекламу Ваших публикаций на страницах наших таблоидов на всех языках мира. На сегодня наши услуги совершенно бесплатны для всех без исключения пользователей сайта.

Партнерская программа для Вашего сайта (ActionTeaser):Всё, что пишут о , в , для Вашего города и для всех тех, кому это просто интересно, — в наших лентах новостей от первого лица, без какой бы то ни было цензуры, без приоритетов редакторов, без зависимости от политической конъюнктуры, настроений, течений и обстоятельств.

Наш читатель вправе знать всю правду и, поэтому: наш читатель — всегда прав!

На 123ru.net все новости (в том числе и ваши) доступны в переводе на практически любой из популярных языков мира. Для перевода достаточно выбрать из списка языков, размещённого в шапке сайта, интересующий Вас.

Перевод выбранной страницы мы осуществим мгновенно в автоматическом режиме и с индексацией через поисковые системы. Читайте новости на языках мира у нас в режиме онлайн. 123ru.

net — Ваш мир без границ и языковых барьеров! А с недавнего времени мы добавили и новости по разделам, категориям, интересам и блогам, что позволяет получить пользователю сервиса не только оперативную, но и альтернативную информацию по интересующей теме со всего мира, от совершенно разных независимых популярных и не очень источников на одной странице. Сервис также позволяет просмотреть всю ленту новостей по каждому источнику информации отдельно в формате календаря за любую выбранную дату и период.

(что и где купить сегодня в регионе)

Недавно просматривали в рекламных предложениях:

Топ-10 новостей за сегодня на этот час:

123ru.net — быстрее, чем Я…, самые свежие и актуальные новости Вашего города — каждый день, каждый час с ежеминутным обновлением! Мгновенная публикация на языке оригинала, без модерации и без купюр в разделе Пользователи сайта 123ru.net.

Как добавить свои новости в наши трансляции? Очень просто. Достаточно отправить заявку на наш электронный адрес mail@29ru.net с указанием адреса Вашей ленты новостей в формате RSS или подать заявку на включение Вашего сайта в наш каталог через форму.

После модерации заявки в течении 24 часов Ваша лента новостей начнёт транслироваться в разделе Вашего города. Все новости в нашей ленте новостей отсортированы поминутно по времени публикации, которое указано напротив каждой новости справа также как и прямая ссылка на источник информации.

Если у Вас есть интересные фото Вашего города или других населённых пунктов Вашего региона мы также готовы опубликовать их в разделе Вашего города в нашем каталоге региональных сайтов, который на сегодняшний день является самым большим региональным ресурсом, охватывающим все города не только России и Украины, но ещё и Белоруссии и Абхазии. Прислать фото можно здесь. Оперативно разместить свою новость в можно самостоятельно через форму.

ActionTeaser.ru — тизерная реклама

Топ-10 анонсов новостей от партнёров:

Жёлтые страницы (происшествия, скандалы, юмор и курьёзы):

Все новости 123ru.net сегодня

123ru.net — ежедневник главных новостей Вашего города и Вашего региона. 123ru.

net — новости в деталях, свежий, незамыленный образ событий дня, аналитика минувших событий, прогнозы на будущее и непредвзятый взгляд на настоящее, как всегда, оперативно, честно, без купюр и цензуры каждый час, семь дней в неделю, 24 часа в сутки. Ещё больше местных городских новостей Вашего города — на портале News-Life.ru.

Полная лента региональных новостей на этот час — здесь. Самые свежие и популярные публикации событий в России и в мире сегодня — в ТОП-100. С 2017 года проект 123ru.net стал мультиязычным и расширил свою аудиторию в мировом пространстве.

Теперь нас читает не только русскоязычная аудитория и жители бывшего СССР, но и весь современный мир. 123ru.net — мир новостей без границ и цензуры в режиме реального времени. Каждую минуту — 123 самые горячие новости из городов и регионов. С нами Вы никогда не пропустите главное.

А самым главным во все века остаётся «время» — наше и Ваше (у каждого — оно своё). Время — бесценно! Берегите и цените время. Здесь и сейчас — знакомства на 123ru.net. Отели в Москве — здесь. Разместить свою новость локально в любом городе (и даже, на любом языке мира) можно ежесекундно (совершенно бесплатно) с мгновенной публикацией (без цензуры и модерации) самостоятельно — здесь.

Бесплатное размещение статьи на 123ru.net

Источник: https://123ru.net/mix/177196645/

Методика «Три дерева»

Цель: анализ отношений внутри семьи, выявление скрытых конфликтов личности; распознавание особенностей взаимоотношений испытуемого с окружающими. Материалы и оборудование: лист А4, цветные карандаши. Процедура проведения.

Рисовать и делать подписи ребёнку полагается только цветными карандашами, выбор того или иного цвета важен для анализа. Начинается тест с беседы на тему семьи.

Ребенку задаются вопросы, которые подсознательно настраивают его на мысли о родных. Взрослый намеренно не прерывает ребёнка в разговоре, не исправляет, если тот называет дальних родственников, а о близких забывает.

Это поможет понять, насколько близок тестируемый с членами семьи.

Подходящие темы для обсуждения: Сколько у вас в семье человек? Хорошие ли у вас отношения? Как реагируют родные, когда у тебя случаются неприятности? С кем ты больше дружишь и почему? Любишь ли ты свой дом? Есть ли у тебя комната?

Что ты любишь делать в ней?

Далее перед ребёнком кладётся лист А4, повёрнутый горизонтально, и предлагается в цвете нарисовать 3 дерева.

Для этого испытуемый получает 10 карандашей — красный, синий, жёлтый, зелёный, оранжевый, фиолетовый, чёрный, коричневый, серый, белый. Ребенка в процессе создания изображения нужно подбадривать, а в конце работы над заданием обязательно похвалить. Простой карандаш нельзя использовать для замены серого.

После того как рисунок будет готов, экспериментатор должен попросить ребёнка дать названия деревьям. Ребенок добавляет надписи сам. Затем организатор задаёт следующие вопросы (ответы на них также должны фиксироваться на рисунке): Какое дерево на картинке получилось самым большим? А какое самым маленьким? Как ты считаешь, какое дерево самое молодое? А какое самое старое?

Покажи самое красивое деревце. Какое изображение тебе нравится больше всего?

Важно помнить, что вопросы должны быть заданы именно в таком порядке — от простого к сложному. Подписывать деревья и фиксировать ответы на вопросы на рисунке может как сам испытуемый, так и организатор.

После этого экспериментатору следует предложить ребенку почувствовать себя садовником и ответить на вопрос: что можно сделать для каждого дерева, чтобы ему было хорошо? При этом взрослому полагается пояснить, чтобы облегчить ребёнку понимание, что какие-то растения нужно подрезать, какие-то поливать чаще, а некоторые вообще можно не трогать — им и так хорошо.

Это поможет установить, какие моменты отношений не устраивают ребёнка. Завершающим этапом проведения теста является просьба взрослого соотнести деревья с членами семьи. Заканчивается работа над этим заданием выполнением соответствующих подписей понравившимся ребёнку цветом. Обработка и интерпретация результатов.

Обработка теста строится не только на основании получившегося рисунка, но и наблюдений за испытуемым в ходе тестирования. Поэтому анализировать готовое изображение должен опытный психолог, который сможет связать воедино ответы ребёнка при беседе, его реакции и результаты толкования изображения.

Расположение ребенка между родителями говорит о том, что в семье, возможно, есть культ ребёнка, а взрослые общаются друг с другом мало, в основном лишь через него. Обычно так изображают себя избалованные дети. В подобных рисунках зачастую деревья, обозначающие авторов, ещё и самые высокие.

По этому же параметру можно определить, кто для тестируемого является авторитетом — тот, чьё растение больше и выше и находится посередине. То, насколько вплотную деревья стоят друг к другу — показатель близости между членами семьи. Если растение, символизирующее ребёнка, стоит ближе к объекту, обозначающему собой мать или отца, это говорит о том, с кем из родителей ему более комфортно.

О прочности и стабильности семейных отношений можно судить, если испытуемый нарисовал деревья, объединённые одним грунтом.

Нарисованные деревья.
Самыми красивыми дети рисуют те деревья, которые символизируют особенно важных для них людей.

Если испытуемый нарисовал не три, а больше деревьев, то дополнительные объекты символизируют отношения с другими значимыми для ребёнка людьми (возможно, даже не членами семьи). Изъяны на растениях (кривые ветки, дупла) означают болезни, травмы.

А вот плоды говорят о том, что ребёнок считает человека добрым, умным, малышу с ним интересно и весело. Если же тестируемый рисует, например, с яблоками или грушами дерево, символизирующее его самого, то это значит, что для него важно приносить пользу.

Искривлённый ствол может свидетельствовать о том, что испытуемый боится человека. Бывает так, что «художник» зачёркивает дерево, которое нарисовал. Это говорит о том, что с этим членом семьи у него конфликт.

Читайте также:  Особенности кризиса подросткового возраста и как с ним справиться

Трактовка цвета.

Ребёнок в процессе рисования намеренно лишён простого карандаша, чтобы у него возникла необходимость сделать акцентным определённый цвет.

При толковании гаммы нужно учитывать тот факт, что каждый цвет амбивалентен, то есть имеет и положительное, и отрицательное значение.

Чтобы было проще разобраться, какое актуальнее, можно попросить ребёнка назвать, с чем может быть связан тот или иной оттенок («Какого цвета может быть печаль?», «А что значит жёлтый цвет?»).

  • Красный цвет означает вдохновение и любовь. При неблагоприятных обстоятельствах этот оттенок может быть расценён как знак агрессии, ненависти.
  • Синий цвет символизирует приверженность к порядку, дисциплине. Либо же очень импульсивный нрав, иррациональность в поступках, желание доминировать.
  • Жёлтые цвет деревья говорят об открытости и активности, включённости во все семейные дела. В качестве противоположного значения можно выделить ревность, желание приврать. С особым вниманием следует отнестись к жёлтому цвету в рисунке ребёнка, у которого есть братья и сёстры. Вероятно, в семье существует деление на любимцев и «козлов отпущения».
  • Оранжевый цвет может значить радость и энергию, но также и является символом внутренних противоречий.
  • Зелёный цвет считается самым неоднозначным цветом. С одной стороны, этот тон говорит о незрелости, болезненности. Но в случае если ребёнок характеризует этот оттенок в положительном ключе, он, вероятно, свидетельствует об уверенности в себе, желании развиваться.
  • Выбор фиолетового карандаша может указывать на постоянно испытываемое чувство вины. Это цвет выдаёт тревогу, замкнутость. Также такой оттенок выбирают дети с неординарным мышлением, стремящиеся на всё смотреть под другим углом.
  • Коричневый тон — символ земли и плодородия; негативные толкования — грязь и гной.
  • Чёрный цвет, с одной стороны — признак достоинства, торжественности; с другой — траура и греха.
  • Белый цвет показывает чистоту помыслов. При отрицательных характеристиках оттенка этот тон можно интерпретировать как желание убежать от внешнего мира.
  • Серый имеет негативную коннотацию: это цвет депрессии, тумана в мыслях.

Источник: http://www.vashpsixolog.ru/psychodiagnostic-school-psychologist/69-diagnosis-emotional-and-the-personal-sphere/2628-2018-08-22-09-44-42

Проективная методика «Три дерева»

Проективная методика «Три дерева»

Среди многочисленных проективных тестов, позволяющих выявить особенности внутрисемейных отношений, хорошо зарекомендовала себя методика «Три дерева».

Эта проективная рисуночная методика придумана и воплощена в жизнь немецким психотерапевтом Эддой Клессман.

Тестирование «Три дерева» помогает определить возможные семейные конфликты и их причины и подобрать оптимальный вариант налаживания отношений тестируемого с близкими.

Диагностика отличается тем, что не предполагает изображение ребёнком деревьев в качестве сравнения с членами семьи, как рекомендуется авторами некоторых других похожих тестирований.

Предлагая напрямую нарисовать родителей в виде животных, деревьев, растений, можно подтолкнуть малыша к приукрашиванию выбранного образа.

Тест предусматривает рисование испытуемым растений такими, какими он их себе представляет, сравнение объектов с близкими родственниками проводится после завершения создания иллюстрации.

Выбор количества изображаемых деревьев неслучаен: в этом случае дети в ответ на просьбу об изображении трёх растений неосознанно проецируют на бумагу свои отношения с родителями.

Чаще всего объекты — это сам малыш и мама с папой, но в некоторых случаях возможно сравнение деревьев с другими близкими родственниками — братом, бабушкой, сестрой, тётей и так далее.

Существуют ситуации, когда исследуемый представляет людей, не находящихся с ним в родственных отношениях, но близких ему и ассоциирующихся у него с семьёй — сосед, друг или подруга родителей (рис.1). В этом случае в последующей беседе важно расспросить ребенка, почему он выбрал именно этих «членов семьи», а других вытеснил.

Инструкция по проведению теста предполагает, что в ходе предварительной беседы ребенка расспрашивают о составе его семьи, как кого зовут, сколько кому лет, кем работают или где учатся члены семьи, какая квартира и кто в какой комнате живет.

После этого психолог просит ребенка нарисовать на стандартном листе бумаги формата А4, который располагается горизонтально, «любые три дерева».

Пока ребенок рисует, психолог, если это необходимо, может побеседовать в соседнем помещении с родителями наедине.

Когда рисунок готов, психолог хвалит ребенка и его рисунок. Эмпатическая поддержка — один из важнейших принципов Кататимно-имагинативной психотерапии.

Затем ребенок называет каждое дерево и подписывает его название цветным карандашом, который больше всего подходит данному дереву.

Анализ рисунка включает в себя интерпретацию основного цветового фона изображения, цвета отдельных его элементов, цвета надписи.

Известно, что цвет отражает различные эмоциональные состояния человека. Причем один и тот же цвет может одновременно вызывать сразу множество различных, часто противоположных переживаний. Символика цвета определяется одновременно множеством факторов — как наследуемых, так и формирующихся при жизни.

При этом на образование символа может оказывать влияние любое событие, начиная с внутриутробного развития, особенностей протекания беременности у матери, родов, развития в младенческом возрасте, особенностей приучения к горшку, времени посещения детского сада и т. д.

, вплоть до актуальной ситуации, в которой находится пациент сейчас.

Символообразование формируется по принципу сгущения. Этот важный аналитический принцип предполагает, что в каждом образе или элементе рисунка одновременно проявляются символические отражения множества различных событий, происшедших с пациентом в разное время.

Другой важный аналитический принцип символообразования — принцип амбивалентности — предполагает существование у одного и того же символа прямо противоположных значений.

Именно поэтому при анализе символики цвета мы попытаемся выделить два основных полюса в спектре символических значений каждого цвета, что поможет сделать затем необходимые диагностические выводы.

Цвет (позитивное и негативное значение цвета) КРАСНЫЙ любовь, страсть, эротическое начало, вдохновение красный агрессия, ненависть, опасность.

СИНИЙ разум, дисциплина, порядок, верность синий безумие, иррациональность ЖЕЛТЫЙ открытость, активность, свобода, слава, сила желтый ревность, зависть, жадность, лживость, мания, бред ОРАНЖЕВЫЙ зрелость личности, радость, энергия, сила оранжевый вытесняет другие цвета, страсть борьбы и войны ЗЕЛЕНЫЙ витальное начало, рост, надежда зеленый яд, болезнь, незрелость ФИОЛЕТОВЫЙ равновесие, мистика, колдовские чары, сокровенное знание, покаяние фиолетовый внутреннее беспокойство, тревога, отречение, меланхолия КОРИЧНЕВЫЙ материнство, плодородие, земля коричневый грязь, гной, кал ЧЕРНЫЙ достоинство, торжественность черный смерть, траур, грех БЕЛЫЙ чистота, гармония белый привидение, траур СЕРЫЙ неясность, туман, депрессия

После того, как ребенок назвал и подписал деревья, его просят выбрать дерево, которое ему «больше всего нравится». Психолог просит у ребенка разрешение подписать на его рисунке, что выбранное им дерево ему больше всего нравится.

Тем самым подчеркивается, что рисунок — это интимное пространство самого ребенка, и психолог относится к нему с уважением.

В этом плане психолог как бы компенсирует позицию слишком доминирующей матери, которая, исходя из своих собственных патологических страхов и комплексов, не относится с достаточным уважением к внутреннему пространству ребенка, например, ставя уже достаточно повзрослевшему ребенку клизмы, не замечая, что вторгается в частную, интимную сферу. Ребенок чувствует, что его тело принадлежит не ему, а матери. Таким образом, у него может происходить некоторое отчуждение собственного тела.

Затем ребенок отвечает на следующие вопросы психолога: — Какое дерево самое большое? — Какое дерево самое маленькое? — Какое дерево самое молодое? — Какое дерево самое старое? — Какое дерево самое красивое?

Последовательность задаваемых вопросов подобрана таким образом, чтобы вначале предлагались наиболее легкие и приятные вопросы. К примеру, обращение вначале внимания на «высокое дерево» отражает более высокую оценку в плане уровня притязаний.

При такой последовательности обращение затем к «более маленькому дереву» воспринимается уже не как более низкая оценка в плане уровня притязаний, а как продолжение ряда сравнений.

По этой же причине лучше сначала спросить о «более молодом дереве», а лишь затем о «более старом».

Вопросы «Какое дерево тебе больше всего нравится» и «Какое дерево самое красивое?» специально разделены интерферирующими вопросами, чтобы у ребенка не возникло недоумения, что он только что отвечал на аналогичный вопрос. В то же время, «больше всего нравится» не обязательно «самое красивое» дерево.

Все характеристики деревьев психолог с разрешения ребенка подписывает под соответствующим деревом на рисунке.

В качестве следующего задания психолог предлагает ребенку представить себя садовником или садовницей.

Дети должны ответить на вопрос: «Чтобы можно было бы сделать для каждого дерева?» В случае необходимости предлагаются альтернативные ответы: полить, внести удобрения, дать больше тепла, больше света, пересадить, огородить.

Обязательно проговаривается и такой вариант ответа: «А некоторым деревьям вообще ничего не нужно. Им и так хорошо.» Психолог с разрешения ребенка записывает под каждым деревом все, что ему нужно.

Прежде чем попросить ребенка сравнить нарисованные и описанные деревья с членами его семьи психолог предлагает какое-нибудь интерферирующее задание, чтобы избежать прямых сравнений и ассоциаций обсужденных свойств деревьев с особенностями членов семьи.

Например, ребенка можно попросить проранжировать предметы в школе по ступенькам своеобразной лестницы — от самого приятного до самого неприятного. Или психолог может провести какой-либо тест. Лишь после этого ребенка просят сравнить каждое дерево с членами его семьи.

Когда ребенок это сделает, его просят подписать на рисунке около каждого дерева, с кем он его мог бы сравнить. При этом для каждого члена семьи ребенок подбирает подходящий этому человеку цвет.

В случае отягощенности рисунка конфликтной символикой Э. Клессманн предлагает ребенку представить нарисованные им деревья в ходе сеанса символдрамы и установить с ними какие то отношения.

Источник: https://multiurok.ru/blog/proiektivnaia-mietodika-tri-dierieva.html

Интерпретация проективной методики «Три дерева»

Важный момент:проективные методики не могут иметь однозначных интерпретаций. Необходимо учитывать и поведение испытуемого, детали его рассказа о семье, эмоциональные и телесные реакции во время выполнения заданий. От исследователя в данной ситуации требуется и опыт, и интуиция. Выводы не должны быть поспешными.

В момент рисования ребенок бессознательно передает в образах деревьев важные для него черты близких. В особенностях рисунка, его цветовой гамме, обозначенных характеристиках нарисованных объектов зашифрованы актуальные в данный период отношения, мотивы, восприятия, которые чаще всего не осознаются.

Автор методики швейцарский психотерапевт R.J. Corboz писал, что методика родилась из практического опыта. Дети, готовившие подарок на День матери, обычно рисовали 3 дерева.

Читайте также:  Психическое развитие ребёнка

Стало очевидно, что эти рисунках ярко передавались аспекты внутри семейных отношений, когда деревья соотносились с триадой «мама-папа-ребенок».

Для интерпретации помимо рисунка важны комментарии испытуемого к нему. Почему выбраны именно эти члены семьи? Кто из членов семьи оказался исключенным? Почему?

Анализируется величина деревьев, расстояние между ними, наличие других объектов.

Девочка 5 лет кроме деревьев («мама, папа, я») нарисовала рядом собой веселого пса. «Это мой старший брат». Задание позволяло рисовать только 3 дерева, поэтому четвертый значимый член семьи был нарисован в образе собаки.

Для интерпретации отношений важно обратить особое внимание на те действия, который испытуемый выполнял в качестве садовника. Они указывают на потребности членов семьи, как их понимает ребенок, а также те действия, которые он хочет осуществить по отношению к близким.

Мальчик, 12 лет, нарисовал хрупкое розовое дерево, которое соотнес с маленькими младшими сестрами. Его комментарий «Дереву нужны удобрения» указывает на доброе и заботливое отношение к ним, отсутствие ревности, чувство превосходства как старшего и сильного.

Для интерпретации цветовой гаммы рисунка можно попросить испытуемого соотнести цвета карандашей с основными чувствами. Какого цвета радость? Какого цвета грусть, гнев, обида, любовь и так далее?

Полученный материал может быть использован в дальнейшей терапии: от методик символдрамы до системной расстановки.

ДОПОЛНЕНИЕ
Алгоритм по проведению методики «Три дерева»

1. Беседа с ребенком.

— какая у тебя семья: — как кого зовут, сколько кому лет: Мама ______________________________________________________________ Папа ______________________________________________________________ Братья, сестры _____________________________________________________________ Бабушка ______________________________________________________________ Дедушка ______________________________________________________________ Другие ______________________________________________________________ — кем работают члены семьи: ______________________________________________________________ ______________________________________________________________ ______________________________________________________________ — какая квартира, есть ли у тебя своя комната: ______________________________________________________________

2. Нарисуй, пожалуйста, три дерева цветными карандашами.
3. Беседа по рисунку:

— Молодец, красивые деревья. Назови их. Можно мы подпишем деревья цветными карандашами? — А какое дерево тебе больше всех нравится? (Можно подписать его?) __________________________________________________________________________ — Какое дерево самое большое (оценка в уровне притязаний)? ______________________________________________________________ — Какое самое маленькое? _____________________________________________________________ — Какое самое молодое? ______________________________________________________________ — Какое самое старое ______________________________________________________________ — Какое дерево самое красивое?

______________________________________________________________

Что можно было бы сделать для каждого дерева?

(полить, внести удобрения, пересадить, огородить, или им и так хорошо)

Сравнить деревья с членами семьи.

При этом ребенок подбирает для каждого члена семьи карандаш наиболее подходящего для этого человека цвета.

Требование к анализу урока.

Психологический анализ урока.

Дата____________________ Предмет___________________

Ф.И.О. учителя_____________________________________

Класс____________

Тема урока_________________________________________________________

Показатели реализации психологического потенциала урока.

Примечание.

Развитие внимания

(пример; описываете свои наблюдения на уроке)

Учитель использовал (или не использовал) различные приемы активизации внимания, формирования познавательного интереса на уроке.

На уроке использовались внешние особенности наглядного материала для привлечения внимания.

Изложение учебного материала (образность, эмоциональность, смена интонации, новизна речевой формы) способствовало поддержанию интереса на уроке.

Темп ведения урока способствовал поддерживанию внимания на уроке.

Смена видов деятельности способствовало сосредоточению внимания

учеников.

На уроке учитывались возрастные и индивидуальные особенности внимания

учащихся.

Развитие памяти

(пример)

На уроке использовались или не использовались) возможности всех видов памяти (образно-слуховой,

зрительной, моторной, словесно-логической, эмоциональной).

На уроке учитывались индивидуальные особенности памяти учащихся,

использовались сочетание видов памяти.

Источник: https://cyberpedia.su/16x56d.html

Интерпретация результатов методики «Три дерева»

После того, как ребенок назвал и подписал деревья, его просят выбрать дерево, которое ему «больше всего нравится». Психолог просит у ребенка разрешение подписать на его рисунке, что выбранное им дерево ему больше всего нравится. Затем ребенок отвечает на следующие вопросы психолога:

Какое дерево самое большое?

Какое дерево самое маленькое?

Какое дерево самое молодое?

Какое дерево самое старое?

Какое дерево самое красивое?

Все характеристики деревьев психолог с разрешения ребенка подписывает под соответствующим деревом на рисунке.

В качестве следующего задания психолог предлагает ребенку представить себя садовником или садовницей.

Дети должны ответить на вопрос: «Чтобы можно было бы сделать для каждого дерева?» В случае необходимости предлагаются альтернативные ответы: полить, внести удобрения, дать больше тепла, больше света, пересадить, огородить.

Обязательно проговаривается и такой вариант ответа: «А некоторым деревьям вообще ничего не нужно. Им и так хорошо». Психолог с разрешения ребенка записывает под каждым деревом все, что ему нужно.

Прежде чем попросить ребенка сравнить нарисованные и описанные деревья с членами его семьи психолог предлагает какое-нибудь интерферирующее задание, чтобы избежать прямых сравнений и ассоциаций обсужденных свойств деревьев с особенностями членов семьи.

Например, ребенка можно попросить проранжировать предметы в школе по ступенькам своеобразной лестницы — от самого приятного до самого неприятного. Или психолог может провести какой-либо тест. Лишь после этого ребенка просят сравнить каждое дерево с членами его семьи.

Когда ребенок это сделает, его просят подписать на рисунке около каждого дерева, с кем он его мог бы сравнить. При этом для каждого члена семьи ребенок подбирает подходящий этому человеку цвет.

2. Описание клиента

Клиент в данный момент проживает с папой. Две младшие сестры вышли замуж, и разъехались. Мама тоже вышла замуж и уехала из квартиры, где сейчас проживает клиентка. Рядом в соседнем доме проживает бабушка.

Клиентка обратилась с просьбой помочь ей разобраться в себе, и в семейных отношения, так как она не очень близка со своими родственниками. Её попросили рассказать немного о составе семьи, как кого зовут, сколько кому лет, кем работают или где учатся члены семьи, кто где живет.

Клиент в данный момент проживает с папой. Две младшие сестры вышли замуж, и разъехались. Мама тоже вышла замуж и уехала из квартиры, где сейчас проживает клиентка. Рядом в соседнем доме проживает бабушка.

Она ещё добавила, что с одной сестрой у неё не очень хорошие отношения (с Наташей), с мамой она общается только по делу один раз в неделю, папа такой же закрытый, как и она, и поэтому с ним она тоже практически не общается.

К бабушке она относится не очень хорошо, и ни когда ничего не расскажет ей, не доверяет. С сестрой Ирой у неё более доверительные отношения по сравнению с остальными, и относится она к ней очень хорошо.

Можно предположить, что у клиентки нет доверия близким людям, и она очень отстранена от своей семьи. Больше держится одна или в компании подруг. И возможно по этой причине недоверия близким она, являясь самой старшей сестрой, до сих пор не вышла замуж.

3. Интерпретация результатов методики «три дерева».

Сравнив деревья с членами семьи, клиентка не выделила себя. Она сравнила деревья с двумя сестрами, и бабушкой.

По цветовым факторам было выявлено отношение к :

Оранжевый — Зрелость личности, радость, энергия, сила (это показывает то, что испытуемый уверен в своей сестре Ире,

Коричневый — материнство, плодородие, земля.

Листья зеленого цвета — витальное начало, рост, надежда.

Отношение к бабушке: Дерево могучее, несокрушимое. Глава семейства — это можно увидеть по масштабу по отношению к остальным.

Коричневый — материнство, плодородие, земля (В дальнейшей беседе было определено, что бабушка в этой семье считает себя самой старшей и главной, и каждый раз пытается это подчеркнуть, говоря всем, что если бы её не было, то не было бы никого.)

Отношение к сестре Наташе — так как испытуемая считает свою сестру неадекватной, и не может на этой почве найти с ней общий язык. Скорее здесь следует говорить о желтом цвете, которым подписано дерево, как ревность, зависть, жадность, лживость, мания, бред.

Зеленый — яд, болезнь, незрелость. Причем зеленым подписано и имя, и ветки с листьями.

психологический консультирование дерево семья

Заключение

Источник: http://www.TNU.in.ua/study/refs/d14/file71260.html

Интерпретация результатов методики «Три дерева»

1. Описание методики «три дерева»

Ребенку предлагается нарисовать на одном горизонтально расположенном листе бумаги три каких-либо дерева, а затем сравнить их с членами своей семьи

Сравнивая деревья с членами семьи, дети обычно выбирают себя и родителей. Но иногда это может быть брат, сестра, бабушка, дедушка или любой другой человек, например, сосед.

В этом случае в последующей беседе важно расспросить ребенка, почему он выбрал именно этих «членов семьи», а других вытеснил.

Конфликт в отношении с родителями или с одним из родителей может выражаться в том, что ребенок не доволен, как нарисовал одно из деревьев и зачеркивает его.

Если ребенок вопреки инструкции рисует только два дерева, это говорит о нарушениях взаимодействия в семье с третьим объектом — отцом, или даже о полном отсутствии триангуляторных отношений.

Общий депрессивный фон настроения и подавленность проявляются на рисунке в том, что нависли черные тучи и идет дождь. Заторможенность и инертность в протекании психических процессов проявляются в том, что ребенок рисует очень медленно. На рисунке «замороженность» символизирует снег под деревьями.

Инструкция по проведению теста «три дерева» предполагает, что в ходе предварительной беседе ребенка расспрашивают о составе его семьи, как кого зовут, сколько кому лет, кем работают или где учатся члены семьи, какая квартира и кто в какой комнате живет.

После этого психолог просит ребенка нарисовать на стандартном листе бумаги формата А4, который располагается горизонтально, «любые три дерева».

Пока ребенок рисует, психолог, если это необходимо, может побеседовать в соседнем помещении с родителями наедине.

Когда рисунок готов, психолог хвалит ребенка и его рисунок. Затем ребенок называет каждое дерево и подписывает его название цветным карандашом, который больше всего подходит данному дереву.

Анализ рисунка включает в себя интерпретацию основного цветового фона изображения, цвета отдельных его элементов, цвета надписи.

Известно, что цвет отражает различные эмоциональные состояния человека. Причем один и тот же цвет может одновременно вызывать сразу множество различных, часто противоположных переживаний. Символика цвета определяется одновременно множеством факторов — как наследуемых, так и формирующихся при жизни.

При этом на образование символа может оказывать влияние любое событие, начиная с внутриутробного развития, особенностей протекания беременности у матери, родов, развития в младенческом возрасте, особенностей приучения к горшку, времени посещения детского сада и т. д., вплоть до актуальной ситуации, в которой находится пациент сейчас.

+ цвет
любовь, страсть эротическое начало, вдохновение красный агрессия ненависть опасность
разум, дисциплина порядок, верность синий безумие иррациональность
открытость активность свобода, слава, сила желтый ревность, зависть жадность, лживость мания, бред
Зрелость личности радость энергия, сила оранжевый вытесняет другие цвета страсть борьбы и войны
витальное начало рост надежда зеленый яд, болезнь незрелость
равновесие мистика, колдовские чары сокровенное знание покаяние фиолетовый внутреннее беспокойство тревога, отречение меланхолия
материнство плодородие земля коричневый грязь гной кал
достоинство торжественность черный смерть траур грех
чистота гармония белый привидение траур
серый неясность туман депрессия

После того, как ребенок назвал и подписал деревья, его просят выбрать дерево, которое ему «больше всего нравится». Психолог просит у ребенка разрешение подписать на его рисунке, что выбранное им дерево ему больше всего нравится. Затем ребенок отвечает на следующие вопросы психолога:

Читайте также:  Воспитываем девочку

Какое дерево самое большое?

Какое дерево самое маленькое?

Какое дерево самое молодое?

Какое дерево самое старое?

Какое дерево самое красивое?

Все характеристики деревьев психолог с разрешения ребенка подписывает под соответствующим деревом на рисунке.

В качестве следующего задания психолог предлагает ребенку представить себя садовником или садовницей.

Дети должны ответить на вопрос: «Чтобы можно было бы сделать для каждого дерева?» В случае необходимости предлагаются альтернативные ответы: полить, внести удобрения, дать больше тепла, больше света, пересадить, огородить.

Обязательно проговаривается и такой вариант ответа: «А некоторым деревьям вообще ничего не нужно. Им и так хорошо». Психолог с разрешения ребенка записывает под каждым деревом все, что ему нужно [referat.bookap.info, 19].

Прежде чем попросить ребенка сравнить нарисованные и описанные деревья с членами его семьи психолог предлагает какое-нибудь интерферирующее задание, чтобы избежать прямых сравнений и ассоциаций обсужденных свойств деревьев с особенностями членов семьи.

Например, ребенка можно попросить проранжировать предметы в школе по ступенькам своеобразной лестницы — от самого приятного до самого неприятного. Или психолог может провести какой-либо тест. Лишь после этого ребенка просят сравнить каждое дерево с членами его семьи.

Когда ребенок это сделает, его просят подписать на рисунке около каждого дерева, с кем он его мог бы сравнить. При этом для каждого члена семьи ребенок подбирает подходящий этому человеку цвет.

2. Описание клиента

Клиент в данный момент проживает с папой. Две младшие сестры вышли замуж, и разъехались. Мама тоже вышла замуж и уехала из квартиры, где сейчас проживает клиентка. Рядом в соседнем доме проживает бабушка.

Клиентка обратилась с просьбой помочь ей разобраться в себе, и в семейных отношения, так как она не очень близка со своими родственниками. Её попросили рассказать немного о составе семьи, как кого зовут, сколько кому лет, кем работают или где учатся члены семьи, кто где живет.

Клиент в данный момент проживает с папой. Две младшие сестры вышли замуж, и разъехались. Мама тоже вышла замуж и уехала из квартиры, где сейчас проживает клиентка. Рядом в соседнем доме проживает бабушка.

Она ещё добавила, что с одной сестрой у неё не очень хорошие отношения (с Наташей), с мамой она общается только по делу один раз в неделю, папа такой же закрытый, как и она, и поэтому с ним она тоже практически не общается.

К бабушке она относится не очень хорошо, и ни когда ничего не расскажет ей, не доверяет. С сестрой Ирой у неё более доверительные отношения по сравнению с остальными, и относится она к ней очень хорошо.

Можно предположить, что у клиентки нет доверия близким людям, и она очень отстранена от своей семьи. Больше держится одна или в компании подруг. И возможно по этой причине недоверия близким она, являясь самой старшей сестрой, до сих пор не вышла замуж.

3. Интерпретация результатов методики «три дерева».

Сравнив деревья с членами семьи, клиентка не выделила себя. Она сравнила деревья с двумя сестрами, и бабушкой.

По цветовым факторам было выявлено отношение к:

Оранжевый — Зрелость личности, радость, энергия, сила (это показывает то, что испытуемый уверен в своей сестре Ире,

Коричневый — материнство, плодородие, земля.

Листья зеленого цвета — витальное начало, рост, надежда.

Отношение к бабушке: Дерево могучее, несокрушимое. Глава семейства — это можно увидеть по масштабу по отношению к остальным.

Коричневый — материнство, плодородие, земля (В дальнейшей беседе было определено, что бабушка в этой семье считает себя самой старшей и главной, и каждый раз пытается это подчеркнуть, говоря всем, что если бы её не было, то не было бы никого.)

Отношение к сестре Наташе — так как испытуемая считает свою сестру неадекватной, и не может на этой почве найти с ней общий язык. Скорее здесь следует говорить о желтом цвете, которым подписано дерево, как ревность, зависть, жадность, лживость, мания, бред.

Зеленый — яд, болезнь, незрелость. Причем зеленым подписано и имя, и ветки с листьями.

психологический консультирование дерево семья

Заключение

Можно сделать вывод, что испытуемая вытесняет себя из семьи, так как в рисунке ни одно дерево не сравнила с собой. А когда её спросили почему ты выбрала именно этих членов семьи, а не других, или себя, то она ответила, что не знала что можно себя писать.

Показать Свернуть

Источник: https://referat.bookap.info/work/138366/Interpretaciya-rezultatov-metodiki-Tri

Диагностика внутрисемейных отношений Тест «Три дерева» | Авва

Среди многочисленных проективных тестов, позволяющих выявить особенности внутрисемейных отношений, хорошо зарекомендовала себя методика «три дерева». В рисуночной форме она была предложена швейцарским психотерапевтом R.J. Corboz.

Немецкий психотерапевт Эдда Клессманн  разработала тест «три дерева» в контексте Кататимно-имагинативной психотерапии (символдрамы). В последние годы нами ведется работа по адаптации и развитию в России методики «Три дерева» в диагностической и психокоррекционной работе с детьми и подростками.

Важно, что в тесте «три дерева» изначально не ставится задача сравнивать деревья с членами семьи, как это практикуется в других аналогичных тестах, где ребенку, например, дается задание сравнить каждого члена семьи с каким-то животным. Э.

Клессманн рекомендует сначала предложить ребенку нарисовать на одном горизонтально расположенном листе бумаги три каких-либо дерева, и лишь затем сравнить их членами семьи ребенка. Тем самым отчасти удается обойти «цензуру», препятствующую проникновению бессознательного материала в сознание. По наблюдениям Э.

Клессманн, при непосредственной просьбе представить родителей в виде какого-нибудь животного или дерева дети часто «приукрашивают» выбираемый образ из-за определенной «лояльности». Иногда они даже блокируют появление соответствующей ассоциации .

Почему в методике предлагается нарисовать именно три дерева? R.J. Corboz пишет, что это скорее не теоретические вывод, а наблюдение из практического опыта. Для праздника День матери дети должны были нарисовать деревья. Большинство детей рисовало три дерева, которые ярко характеризовали отношения ребенка с родителями.

Тем самым дети интуитивно отражали особенности внутрисемейных взаимоотношений. Сравнивая деревья с членами семьи, дети обычно выбирают себя и родителей. Но иногда это может быть брат, сестра, бабушка, дедушка или любой другой человек, например, сосед (рис. 2).

В этом случае в последующей беседе важно расспросить ребенка, почему он выбрал именно этих «членов семьи», а других вытеснил.

Конфликт в отношении с родителями или с одним из родителей может выражаться в том, что ребенок не доволен, как нарисовал одно из деревьев и зачеркивает его (рис. 3).

Встречаются случаи, когда ребенок вопреки инструкции рисует только два дерева, что говорит о нарушениях взаимодействия в семье с третьим объектом — отцом, или даже о полном отсутствии триангуляторных отношений.

Например, 8-летний А.

, с которым проводилась диагностическая и психокоррекционная работа в связи с отказом работать в школе из-за насмешек одноклассников, хорошо понял инструкцию теста «три дерева», однако нарисовал только два дерева.

Из анамнеза известно, что ребенок живет вдвоем с матерью. Отец ушел из семьи через неделю после родов. С полутора до трех лет ребенок воспитывался у бабушки в деревне. Мать работает маляром, забирает в обеденный перерыв ребенка из школы и опять до вечера уходит на работу.

Все это время ребенок находится дома один, смотрит телевизор, рисует. Общий депрессивный фон настроения и подавленность проявляются на рисунке в том, что нависли черные тучи и идет дождь.

Заторможенность и инертность в протекании психических процессов проявляются в том, что ребенок рисует очень медленно. На рисунке «замороженность» символизирует снег под деревьями. Отсутствие опыта нормальной триангуляции «ребенок-мать-отец» проявляется в том, что А.

вместо трех нарисовал только два дерева, так как в семье для него привычны только отношения в диаде «ребенок-мать». Большие деревья ребенок сравнил с собой и с …двоюродным братом (!), которого он видел только один раз в жизни на проводах в армию в другом городе.

То, что второе дерево ребенок сравнил не с мамой, а со взрослым мужчиной, двоюродным братом, свидетельствует, как сильно ему недостает общение с отцом, и как важен для него сейчас мужской объект для идентификации.

Два маленьких деревца внизу справа — это два его школьных товарища. Общее количество деревьев на рисунке получается четыре. Это число стабильности, неподвижности, в нем нет динамики. Особое значение числу четыре придавал К.Г. Юнг, считавший его главной символической основой целостности мира и человека.

Однако в отличие от динамической целостности, символизируемой числом три и троичной структурой, для числа четыре с его кватеральной структурой характерна статическая целостность.

Четыре образует идеально устойчивую структуру, что отразилось в мифах о сотворении мира и ориентации в нем (четыре стороны света, четыре времени года, четыре первоэлемента: огонь — вода — земля — воздух и т. д.).

Инструкция по проведению теста «три дерева» предполагает, что в ходе предварительной беседе ребенка расспрашивают о составе его семьи, как кого зовут, сколько кому лет, кем работают или где учатся члены семьи, какая квартира и кто в какой комнате живет.

После этого психолог просит ребенка нарисовать на стандартном листе бумаги формата А4, который располагается горизонтально, «любые три дерева». Пока ребенок рисует, психолог, если это необходимо, может побеседовать в соседнем помещении с родителями наедине.
Когда рисунок готов, психолог хвалит ребенка и его рисунок.

Эмпатическая поддержка — один из важнейших принципов Кататимно-имагинативной психотерапии [2; 5]. Затем ребенок называет каждое дерево и подписывает его название цветным карандашом, который больше всего подходит данному дереву. Анализ рисунка включает в себя интерпретацию основного цветового фона изображения, цвета отдельных его элементов, цвета надписи.

Известно, что цвет отражает различные эмоциональные состояния человека. Причем один и тот же цвет может одновременно вызывать сразу множество различных, часто противоположных переживаний. Символика цвета определяется одновременно множеством факторов — как наследуемых, так и формирующихся при жизни.

При этом на образование символа может оказывать влияние любое событие, начиная с внутриутробного развития, особенностей протекания беременности у матери, родов, развития в младенческом возрасте, особенностей приучения к горшку, времени посещения детского сада и т. д., вплоть до актуальной ситуации, в которой находится пациент сейчас.

Символообразование формируется по принципу сгущения. Этот важный аналитический принцип предполагает, что в каждом образе или элементе рисунка одновременно проявляются символические отражения множества различных событий, происшедших с пациентом в разное время.

Другой важный аналитический принцип символообразования — принцип амбивалентности — предполагает существование у одного и того же символа прямо противоположных значений. Именно поэтому при анализе символики цвета мы попытаемся выделить два основных полюса в спектре символических значений каждого цвета, что поможет сделать затем необходимые диагностические выводы.

                                                                              +       Таблица с цветами                —

любовь, страсть
эротическое начало
вдохновение

красный

агрессия
ненависть
опасность
разум
дисциплина
порядок, верность

синий

безумие
иррациональность
открытость
активность
свобода, слава, сила

желтый

ревность, зависть
жадность, лживость
мания, бред
Зрелость личности
радость
энергия, сила

оранжевый

вытесняет другие цвета
страсть борьбы и войны
витальное начало
рост
надежда

зеленый

яд
болезнь
незрелость
равновесие
мистика, колдовские чары
сокровенное знание
покаяние
фиолетовый внутреннее беспокойство
тревога, отречение
меланхолия
материнство
плодородие
земля
коричневый грязь
гной
кал
достоинство
торжественность
черный смерть
траур
грех
чистота
гармония
белый привидение
траур

серый

неясность
туман
депрессия

Страницы: 1 2

Источник: http://svavva.ru/razvitie-rebenka/pedagogika/diagnostika-vnutrisemejnyx-otnoshenij-test-tri-dereva.html

Ссылка на основную публикацию