Мотивация как основная движущая сила воспитательного процесса.

Противоречие как движущая сила воспитательного процесса в современных условиях

Сохрани ссылку в одной из сетей:

Противоречие как движущая сила воспитательного процесса в современных условиях.

Общефилософский закон единства и борьбы противоположностей определяет противоречия как источник и движущую силу развития — человека (школьника), детского коллектива, содержания и методики воспитательного процесса. Внутреннее это противоречия, порождённые конфликтом противоположных сторон внутри самого человека: между возрастающими требованиями к самому себе и потенциальными возможностями его.

Виды противоречий:

  • Внешние противоречия, порожденные взаимодействием человека с окружающим миром.
  • Общие (универсальные) противоречия как источник развития каждого человека и всех людей. Например, противоречия между духовными и материальными потребностями, между сознанием и поведением (особенно в школьном возрасте), между потребностями и возможностями их удовлетворения.
  • Индивидуальные противоречия, обусловленные конкретной ситуацией развития каждого человека. На разрешение этих противоречий построен практически весь процесс самовоспитания: не мог — теперь могу, не умел — теперь умею, не знал — теперь знаю…

Воспитание как общественное явление представляет собой организационную часть всей общественной жизни. Поэтому его противоречия являются отражением более общих противоречий общественной жизни. Вместе с тем воспитание обладает собственными, специфическими, присущими только ему противоречиями.

Общественное противоречие, возникающее в результате развития производительных сил закосневшими и устаревшими производственными отношениями. Проявляется в общественном воспитании виде упрочнения консервативных подходов к подготовке подрастающего поколения.

Организация общественной жизни и подготовки производительных сил в нашем обществе на основе исключительно государственной собственности привела к сдерживанию роста производства. Абсолютизация государственной собственности и плановость часто сковывали активность и инициативу творческой личности.

В системе образования это выразилось в её некоторой формализации и единообразии содержания, форм и методов.

Противоречие возникает на стыке требований жизни и уровня готовности детей к участию в общественной жизни и производства

Осмысление требований к жизни, приведение содержания к организации воспитания в соответствие с этими требованиями запаздывает, задерживается, отстаёт от бурного развития научно-технического процесса.

По мере углубления этого противоречия необходимо своевременно подмечать и устранять возникающие «застойные» и консервативные явления, мешающие прогрессивной подготовке подрастающих поколений.

Его разрешение требует ритмичного и систематического обновления содержания воспитания и обучения, приведения в соответствие с требованиями организации и методов воспитания и обучения. Это есть противоречие между новыми условиями общественной жизни и устаревшими способами подготовки к ней.

Противоречие воспитания обнаруживается между активно-деятельной природой ребёнка, его стремлением к участию в общественной жизни, деятельности, многообразных отношениях, общении и недостатком опыта, знаний, умений и навыков для реального, действенного участия в жизненном процессе, его природной и социальной незрелостью

Это противоречие является реальной движущей силой, стимулом для детей к познанию, к активному участию в воспитательном процессе. Оно обуславливает положение ребёнка в образовательно-воспитательноной подготовке к участию в жизни общества не только как объекта, но и субъекта воспитательного взаимодействия.

Логика воспитательного процесса

Личность ребенка любого уровня воспитывается не по частям, а целостно, поэтому воспитательный процесс состоит из движущейся системы отношенческих ситуаций. Воспитательный процесс целостен, не расчленяется на отдельные виды воспитания, и каждый вид деятельности и общения в той или иной степени формирует целостную личность.

В процессе жизненного взаимодействия под влиянием социальных отношений детей формируется собственное представление о мире, складываются привычки поведения, приобретаются навыки деятельности. Огромное значение для становления личности имеют и природные задатки, способности и потребности ребенка.

Аккумулируя общественное сознание, осмысливая идеи и формируя собственное поведение, ребенок воспитывает характер, вырабатывает жизненную позицию, ставит перед собой цели для сознательного самосовершенствования. Все взрослые люди – потенциальные или реальные участники воспитательного процесса. Следующим участником воспитательного процесса является коллектив.

Это школьные, трудовые и самодеятельные объединения, общественные организации, спортивные команды, бытовые и игровые группы. Вместе с тем взрослые способствуют осознанию детьми социально ценных целей и перспектив развития коллективной жизни, внесению элементов нравственных, эстетических и общественных требований.

Главным звеном в воспитательном процессе являются жизненные отношенческие ситуации, которые возникают на трех основных уровнях. Во-первых, на уровне необходимого, обязательного. Во-вторых, на уровне свободного, избирательного рода деятельности. И, в-третьих, ситуации возникают на уровне случайного общения и взаимоотношений, временных интересов и обязанностей.

Логика воспитательного процесса заключается в обязательном присвоении подрастающим поколением социального опыта старших, что неоднократно подтверждено общественно-исторической практикой. Деятельная природа ребенка не терпит однообразия и застоя. Процесс познания окружающей действительности для него не ограничивается только умственной деятельностью.

Дети познают мир всем своим существом: интеллектом, чувством, интуицией, в активном творчестве и общении. Поэтому, чтобы включить ребенка в учебно-воспитательный процесс и обеспечить полноценное функционирование всех его познавательных сил, необходимо постоянное чередование организационных элементов деятельности внутри каждой воспитательной формы.

Тогда воспитательный процесс предстанет как гармония взаимодействующих форм и видов деятельности: умственной, физической, творческой, развлекательной, исследовательской.

А. С. Макаренко сформулировал основные положения педагогические логики — логики организации и развития педагогического процесса.

  • «Ни одно действие педагога не должно стоять в стороне от поставленных целей.
  • Никакое педагогическое средство не может быть объявлено постоянным — всегда полезным либо вредным, действующим всегда точно; отдельное средство может быть и положительным и отрицательным, решающим является действие всей системы средств.
  • Никакая система воспитательных средств не может быть установлена раз и навсегда, она изменяется в соответствии с развитием ребёнка и поступательным движением общества.
  • Всякое средство должно быть педагогически целесообразным, что проверяется опытным путём».

Ошибки педагогической логики

Также Макаренко дал характеристику наиболее распространённых ошибок педагогической логики:

  • дедуктивное предсказание (когда делается предположение о полезности того или иного средства, метода, направления.., не проверенной наукой и практикой, и на этом основании строиться воспитательный процесс);
  • этический фетишизм (например, в первых документах единой трудовой школы запрещались всякие наказания, так как якобы «наказание воспитывает раба». А безнаказанность воспитывает хулигана, — утверждал А. С. Макаренко, — и в своем опыте, и в теории обосновывал разумную систему поощрений и наказаний);
  • уединённое средство (когда какое-либо средство объявляется «панацеей от всех бед» и на этом основании строиться весь процесс воспитания).

В сегодняшней практике воспитания бытует немало своеобразных педагогических предрассудков типа: «свободное воспитание — это и есть гуманистическая педагогика», «школа должна быть свободна от воспитательного давления, её задачи — дать современное образование на уровне мировых стандартов», «воспитание реализуется в процессе обучения в школе и системе дополнительного образования в не её», «воспитательные задачи решаются через введения специальных гуманитарных предметов (психологии, человековедение, мировая и художественная культура, основы этики, культура речи, этикет и т. п.) — и только», «термин «воспитательная работа» себя изжил, он не имеет место в современной теории воспитания», «введение инновационных педагогических технологий — панацея от всех бед современной практики воспитания», «психология (и в частности психологические тренинги, психотерапия) вытесняет, заменяет специально организованную воспитательную работу в школ…». Можно было бы называть до бесконечности подобные предрассудки, именно они осложняют выстраивание истинной логики целенаправленного воспитательного процесса.

Источник: https://works.doklad.ru/view/1i—xnPlcY8.html

3.5. Движущие силы воспитания как педагогического процесса

3.5. Движущие силы воспитания как педагогического процесса

Движущей силой любого процесса выступают заключенные в нем диалектические противоречия. Это положение в полной мере относится и к процессу воспитания как общественному явлению.

Педагогика считает противоречия источником активности личности, процесса воспитания ее качеств.

Процесс воспитания обуславливается целым рядом разнообразных противоречий: внешних (объективных) и внутренних (субъективных).

К внешним (объективным) противоречиям процесса воспитания относятся следующие:

* противоречие, возникающее в результате сдерживания развития производительных устаревшими производственными отношениями и проявляющееся в упрочении консервативных подходов к подготовке подрастающих поколений;

* противоречие между требованиями общественной жизни и уровнем готовности ребенка к участию в ней;

* противоречие между неограниченными возможностями развития человеческой природы и ограничивающими это развитие условиями социальной жизни общества;

* противоречие между активно-деятельностной природой ребенка, его стремлением к участию в общественной жизни и недостатком индивидуального опыта, знаний, умений и навыков для реализации этого стремления;

* противоречие между изменяющимися потребностями личности и реальными возможностями их удовлетворения;

* противоречие между объективной общественной позицией личности в ведущей деятельности и ее субъективными отношениями.

Повышение эффективности воспитания, совершенствование педагогического руководства им, во многом зависят от своевременного выявления и разрешения данных противоречий путем изменения обстоятельств общественных отношений, условий жизни и деятельности учащихся.

Противоречия как движущие силы воспитания не только порождаются условиями жизни и деятельности человека, но и должны специально создаваться педагогом.

Их возникновение связано с моделированием таких воспитательных ситуаций и педагогических условий, которые побуждают растущего человека осознать и внутренне пережить своеобразное состояние «внутренней раздвоенности», «разлада личности», «ситуации затруднения или разрыва».

Внутренние (субъективные) противоречия, порождая чувство беспокойства между тем, какими качествами ребенок обладает, и тем, каких качеств у него недостает, служат внутренним стимулом его активности в личностном формировании и развитии и основой возникновения потребности в совершенствовании.

Источник: http://ebooks.grsu.by/chepikov/3-5-dvizhushchie-sily-vospitaniya-kak-pedagogicheskogo-protsessa.htm

Движущие силы процесса воспитания

Обращение к движущим силам процесса воспитания позволяет понять его как процесс постоянного изменения, движения, развития. Важно учитывать, что в процессе своего развития ребенок входит в бесконечное число отношений со сложным миром окружающей действительности.

Никакая система воспитательных средств не может быть рекомендована как постоянная, так как изменяется сам ребенок, вступая в новые отношения; возрастают и усложняются социальные функции воспитательного процесса; постоянно изменяются требования к подрастающему поколению.

Движущей силой всякого развития является разрешение, преодоление внешних и внутренних противоречий. Разрешение противоречий становится тем механизмом, который и обеспечивает движение процесса воспитания.

Внешние противоречия возникают во взаимодействии между человеком и обществом, природой, окружающей социальной средой, в процессе создания воспитательных систем разного уровня. Создание системы воспитания всегда связано со стремлением ее элементов к упорядоченности, движением к целостности.

В этой связи становление системы воспитания, организация воспитательного процесса всегда есть процесс интеграции. Однако интеграция существует одновременно с противоположной тенденцией к дезинтеграции, к росту независимости различных элементов системы, нарушению взаимодействия между ними.

Разрешение внешнего противоречия между интеграционными и дезинтеграционными процессами есть движущая сила развития процесса воспитания.

Интеграцияпрежде всего проявляется в сплочении коллектива, в стандартизации ситуаций, создании и преобразовании материальных элементов системы. Дезинтеграция проявляется в нарушении стабильности, нарастании индивидуальных и групповых различий, проявлении ситуаций, не соответствующих принятым нормам и ценностям, разрушении материальных элементов системы.

На разных этапах развития воспитания как процесса позитивную роль могут играть как интеграционные, так и дезинтеграционные тенденции.

Так, на этапе становления системы интеграция способствует созданию личностно-развивающей среды, усвоению учащимися норм и способов деятельности и общения, служит своеобразным средством социальной защиты.

В то же время на других этапах излишняя упорядоченность может сдерживать активность личности, ее возможности в самоопределении, развитии себя как творческой индивидуальности. В этом случае элементы стихийности несут в себе новизну, возможности свободного выбора и т.д.

Самым нестабильным элементом процесса воспитания является ее субъект — человек, всегда стремящийся к свободе и независимости. Воспитание объективно сдерживает его автономность, так как надо выполнять нормы, принятые в школе, функциональные обязанности и т.д.

Причины неприятия учеником или учителем «образа школы» могут быть различны: девиантные привычки, невысокий уровень культуры, индивидуализм, эгоизм.

В этом случае преодоление противоречия способствует устойчивости воспитательного процесса, так как человек подчиняется традициям, авторитету и т.д.

В другом случае, например, наличие или появление в школе творческого, нестандартно мыслящего педагога или ребенка, дезинтегрирующий элемент стимулирует обновление воспитательного процесса.

Наиболее ярко это противоречие проявляется в периоды интенсивного развития воспитательной системы, когда диапазон выбора видов и форм деятельности наиболее велик. В этом случае человек склонен подчиниться системе, ибо чувствует себя ее творцом.

Читайте также:  Игра во взрослых

Развитие воспитательного процесса поэтому является условием развития личности.

В качестве элемента стимулирующего развития воспитательного процесса выступают социально-политическая ситуация, общественные ценности. Их резкое изменение способно разрушить сложившиеся цели и задачи воспитания.

В то же время изменение политической и общественной ситуации заставляет коллектив школы самостоятельно определять ценностные ориентации, что делает воспитательную систему более индивидуальной, более устойчивой по отношению к меняющейся социальной среде.

Наконец, важным элементом дезинтеграции может стать ситуация, т.е. состояние процесса воспитания в определенный промежуток времени. Наиболее типичным является противоречие между ситуациями, складывающимися в учебной и внеучебной работе.

Нередко интересно организованная деятельность после уроков, благодаря которой дети имеют возможность проявить себя как творческие личности, противоречит скучным урокам. И наоборот, познавательная деятельность на уроках, увлекательная для многих ребят, противоречит неинтересной, формально организованной внеурочной работе.

И та и другая ситуации могут активизировать развитие воспитательного процесса.

К внешним противоречиям относятся противоречия, возникающие между целенаправленным, организованным воспитанием в школе и семье и стихийным влиянием социального окружения; между установками школы и устремлениями, патриархальными традициями семьи; между требованиями общества к подрастающему поколению и реальными условиями социально-экономического обеспечения, защиты семьи и детства. Внешние противоречия и особенности их разрешения могут существенным образом повлиять на характер процесса воспитания.

Внутренние противоречия возникают в результате обнаружения внутриличностного несогласия и проявляются в индивидуальных мотивах, интересах, устремлениях человека.

К числу внутренних противоречий относится противоречие между уровнем притязаний школьника и его возможностями.

Такое противоречие, установленное лично ребенком или с помощью учителей и родителей заставляет его действовать, он расширяет свои знания, опыт, изменяет свое отношение к окружающим людям, может быть в целом изменяет свое поведение.

Успех разрешения такого противоречия будет зависеть от того, в какой мере воспитатель знает индивидуальные, психологические особенности своих воспитанников, их потребности, запросы, ценностные ориентиры и жизненные устремления.

Одним из основных источников развития человека как личности становится противоречие между потребностями и способами их удовлетворения. Если потребность удовлетворяется соответствующими предметами или действиями и в необходимом объеме, но противоречие снимается на ранних стадиях. В реальной жизни бывает так, что потребность удовлетворяется не сразу и не в полной мере.

К внутренним противоречиям относится и противоречие между новыми более сложными задачами, поставленными перед школьниками, и наличием прежнего опыта и мотивов поведения. В воспитании важно создавать такие противоречия – ситуации, которые были бы посильны для разрешения учащимися, соответствовали их возрасту, уровню воспитанности, пониманию задач воспитания.

Источник: https://megaobuchalka.ru/8/29467.html

Движущие силы процесса воспитания как главный фактор развития личности

Каждый человек в течение жизни выступает в двух ипостасях: воспитанника и воспитателя. От рождения до смерти воспитательный процесс сопровождает людей. Это закономерное явление передачи культурного, психологического и социального опыта развивает как взрослых, так и детей. Что представляют собой движущие силы процесса воспитания, почему оно необходимо, разберемся в этой статье.

Особенности понятия

Понятие воспитание многогранное. Постоянное общественное воздействие выступает в качестве общегоопределения этого действия. А вот специально организованный процесс, имеющий четко поставленные цели и задачи, разработанное содержание, которое отражает современные социальные требования, и является воспитанием в том узком смысле, к которому мы привыкли.

При этом современные условия диктуют обязательное сотрудничество в процессе взаимодействия взрослого и ребенка.

Есть ряд некоторых особенностей, которые обеспечивают содержание воспитательного процесса, делают его эффективным.

Целеполагание

Все поставленные воспитателем цели, которые он хочет достигнуть, должны быть понятны и близки ребенку. Это одно из самых важных условий современного воспитания. Никакая, даже самая благая цель, не может быть навязана. Авторитарная система не способна обеспечить правильное целеполагание.

Множество факторов

В процесс взаимодействия нужно включать все факторы развития, которые необходимы для гармоничных и разносторонних отношений ребенка с миром.

Это одно из самых сложно выполнимых условий, так как быстрые изменения и текучесть жизни не всегда позволяют воспитателям оперативно отреагировать на них.

Тем не менее, личностные качества взрослого определяют успех главных, движущих сил воспитания.

Длительность процесса

Отсутствие быстрых результатов, невозможность оценить успех деятельности здесь и сейчас – еще одна особенность воспитательного процесса. Именно поэтому для воспитателя очень важно «чувствовать» ребенка, меняя тактику воздействия, если этого требует ситуация.

Четко следовать предписанным теоретическим положением, невзирая на особенность ситуации, – ошибка многих взрослых, которая может привести к плачевным последствиям.

Динамизм процесса

Постоянная изменчивость, подвижность и динамизм – вот главная характеристика воспитания. В процессе взросления малыш, превращаясь в подростка, а после во взрослого человека, «впитывает» проявления социального окружения.

Процесс воспитания без учета этих особенностей не имеет смысла. При этом важно проявление как позитивных, так и негативных факторов.

Ведь умение делать правильный выбор, анализировать и уметь ответить за свои поступки – это те качества, которые прививать нужно в первую очередь.

Необходимость действия

Действие – важная характеристика современного воспитательного процесса. Можно сколько угодно рассказывать о нравственном воспитании, но, если не показывать, как можно проявлять доброту и сострадание к ближнему, подобная теория бессмысленна. Каждый день ребенок должен в своей повседневной жизни, через свое собственное восприятие действительности использовать то, чему его учат.

Непрерывность

Каждое действие воспитательного характера должно прослеживаться через систематическое воздействие на психику и эмоции ребенка. Не стоит рассчитывать на то, что после одной проведенной беседы о вреде курения, малыш никогда не позволит себе в будущем увлечься это пагубной привычкой.

Более того, скорее всего он просто забудет о многом, что ему говорилось, через несколько минут после того, как переступит порог дома или учебного кабинета.

Устойчивы будут только те установки, которые прочно закрепились в сознании через систематическую работу педагогических работников и семьи.

Комплекс взаимодействия

Ребенок развивается скачкообразно. Периоды «временного затишья» чередуются со всплеском эмоционального, психического и физического развития.

На детей ежедневно обрушивается шквал новых эмоций и информации, каждая из которых, по отдельности или в совокупности, формируют его мировоззрение. Учитывая этот факт, воспитательное воздействие также должно быть комплексным, анализирующим все направления жизни ребенка.

Цели, задачи и методы процесса воспитания должны быть взаимосвязаны и направлены на удовлетворение потребностей развития молодого поколения.

Неоднозначность итогов

Одно и то же воспитательное воздействие будет иметь разные последствия для детей. Мы уже говорили отом, что результаты воспитания зависят от многих факторов, которые часто являются определяющими. Разная социальная среда, материальное положение родителей, психологическое и умственное развитие самым существенным образом влияют на процесс развития человека.

Обратная связь

Умение воспитателя взаимодействовать с ребенком во многомопределяет успех процесса педагогического воздействия. Невидимые ниточки доверия и понимания должны крепнуть с каждым годом. Воспитанник должен «откликаться» на воспитательное воздействие, а не противиться ему.

Итак, сущность воспитания и его назначение базируется на современных идеях действия, вариативности и сотрудничества.

Специфика развития

Специфика характера воспитательного процесса состоит в его текучести и изменчивости. Его движущие силы постоянно видоизменяются и дополняются в зависимости от запросов общества и социального окружения.

Есть факторы, влияющие на воспитание, от проявления которых во многом зависит не только эффективность процесса воздействия, но и его проявления в целом.

  • Образ жизни близкого окружения может содействовать развитию или, наоборот, тормозить его;
  • Условия жизнедеятельности, которые зависят от семейных и школьных традиций и обычаев, характера национального самосознания и природных условий;
  • Степень владения информационным потоком, предоставляемым СМИ;
  • Место, которое занимает ребенок в школьном коллективе и семье;
  • Особенности личности и психофизического развития ребенка.

Следовательно, среда и воспитание как главные факторы, воздействующие на ребенка, являются важными составляющими развития.

В современной педагогике принято разделять факторы развития на объективные и субъективные.

Объективные причины никак не зависят ни от воспитателя, ни от воспитанника. Это место, где человек рожден, природные условия, традиции и национальность. Изменить эти факторы нельзя, а вот учитывать нужно обязательно. Подобные факторы составляют, так называемый, закон естественной связи.

Субъективные факторы – условия, которые непосредственно связаны с эмоциональными и психофизическими особенностями ребенка, а также его окружения, в том числе, воспитателя. Именно эти условия меняются постоянно, однако их воздействие на личность является первостепенной. Возникновение их связано с определенной жизненной ситуацией и происходит за короткое время.

Именно поэтому воспитание, сущность его назначения и современные идеи в работе с детьми должны учитывать все субъективные факторы.

Сила противоречий

Развитие человека в любом возрасте основано на преодолении трудностей и разного рода противоречий. Благодаря их разрешению и формируется процесс воспитания.

Различают 2 вида противоречий: внешние и внутренние.

Противоречия внешнего характера базируются на взаимоотношениях человека с социумом и целенаправленном воспитательном воздействии различных уровней.

Так как процесс воспитания стремится к процессу интеграции (объединению всех факторов воздействия), то вполне естественным является появление дезинтеграции, которое также связано с внешними противоречиями.

Способность разрешать противоречия между интеграцией и дезинтеграцией является первой движущей силой развития процесса воспитания.

Определяющей способностью интеграции является сплочение коллектива и подведение жизненных ситуаций к определенным стандартам.

Дезинтеграция – это нарушение привычного хода жизни и изменения типичных ситуаций, рост индивидуальных различий.

Интеграция и дезинтеграция крайне важны для правильного воспитательного процесса. Без них развитие личности будет неполноценным и односторонним.

Человек – самый нестабильный фактор процесса воспитания. Это вполне объяснимо, ведь стремление к свободе и независимости – важная составляющая любой личности. Поэтому в процессе целенаправленного воздействия на личность необходимо крайне осторожно работать с дезинтеграционными факторами.

Перечислим основные элементы внешних противоречий:

  • Противостояние педагогического воздействия школы и семьи, семьи и общества и т. д.;
  • Различие установок современного педагогического развития и семейных традиций;
  • Конфликт между запросами общества и реальными возможностями материального обеспечения человека.

Внутренний конфликт

Характер внутренних противоречий основан на личностном конфликте, который определяет себя в индивидуальных стремлениях и интересах человека.

Дадим характеристику основным внутренним противоречиям, чтобы понять, какую роль они занимают в процессе воспитания.

  • Уровень возможностей и желаний. Взрослые могут использовать данное противоречие как положительный фактор, мотивируя ребенка к новым достижениям в учебной деятельности и в поведенческой сфере;
  • Уровень потребностей и способность их реализовывать. Задача взрослых – создавать условия для реализации всех потребностей ребенка;
  • Конфликт между привычными заданиями и новыми, более сложными, к решению которых личность может быть не готова. Данное противоречие необходимо создавать искусственно, так как с помощью этого конфликта личность переходит на новый уровень развития.

Хочется отметить, что данные противоречия могут возникать естественным путем или создаваться искусственно в качестве метода воспитания. В любом случае воспитатель обязан контролировать, чтобы данные внутренние конфликтные ситуации не выходили за рамки возрастной категории ребенка и соответствовали его психическим и индивидуальным способностям.

Задача воспитателя – помогать преодолению противоречий так, чтобы ребенок с их помощью вышел на новый уровень развития.

Правильное воспитание, его сущность, назначение, применение современных идей предусматривает использование внешних и внутренних противоречий в качестве движущих сил процесса целенаправленного развития личности.

Источник: https://vospitannie.ru/metody/dvizhushhie-sily-protsessa-vospitaniya.html

Характерные особенности, движущие силы воспитания

Воспитание – процесс целенаправленного формирования личности в условиях специально организованной  воспитательной системы, обеспечивающей взаимодействие воспитателей и воспитуемых. С позиций психологии воспитание- это процесс интериоризации, т.е.

формирования внутренних структур человеческой психики благодаря усвоению структур внешней социальной деятельности.

Читайте также:  Смысл и цели эвристического обучения

Функции воспитания: 1) организация многообразной и разносторонней деятельности учащихся; 2) охрана физического и психического здоровья воспитанников; 3) использование общения со сверстниками и взрослыми в целях формирования системы ценностных отношений к окружающему миру и людям и социализации воспитанников; 4) специальное формирование общественно ценных нравственных, волевых, эстетических и физических качеств; 5) осуществление превентивного (предупреждающего) воздействия для коррекции и преодоления девиантного (отклоняющегося) поведения.

Структура и логика воспитания:

1) анализ — изучение личности воспитанника и социально-педагогической ситуации ее развития;

2)       диагностика — выявление реального уровня развития человека; установление причинно-следственных связей, обусловливающих формирование его личности;

3)       прогноз — целеполагание: формулирование ожидаемого результата и условий его достижения;

4)       проектирование — разработка программы и плана, выбор способов деятельности, направленной на достижение цели;

5)       организация — формирование мотивации развития личности, просвещение, организация деятельности и общения;

6)       контроль и оценка — выявление и оценка результатов воспитания, эффективности форм и способов организации воспитательного взаимодействия и постановка новых целей.

Формирование поведения и общей направленности личности можно представить так:

1) восприятие жизненных ситуаций;

2) формирование понятий о человеческих ценностях, морали, законах государства, определяющих поведение;

3) развитие чувств;

4) выработка взглядов и убеждений;

5) мотивация и принятие решения;

6) выработка умений, навыков и привычек поведения;

7) поведение как совокупность действий.

Особенности воспитательного процесса:

1)       многофакторность и стихийность- на личность в каждый момент времени действует множество факторов, влияние которых зачастую оказывается непредвиденным;

2)       длительность, непрерывность и устремленность в будущее- результаты воспитания не сиюминутны и однозначно определены лишь в перспективы, несмотря на непрерывность воспитательных воздействий;

3)       динамичность, подвижность — нет повторяющихся ситуаций и результаты одного и того же педагогического действия вариативны;

4)       субъект-субъектный характер — воспитание построено на отношениях, эмоциях, симпатиях и антипатиях участников взаимодействия;

5)       отсутствие жесткой регламентации — воспитание происходит постоянно.

Воспитательный процесс успешен при соблюдении некоторых правил:

1)       атмосфера любви — воспитанникам необходимо чувство защищенности и спокойствия, уверенности в своей нужности;

2)       содержательность и целесообразность деятельности воспитанников влияет на эффективность осуществления формирования личности в воспитательном процессе;

3)       в процессе воспитания постоянно должна обогащаться и перестраиваться потребностно-мотивационная сфера личности, развиваться ее интеллектуальная и эмоционально-волевая активность;

4)       интенсивнее введение ребенка в культуру через его активные усилия — залог полноценного развития его способностей;

5)       целенаправленное комплексное влияние на вербальные и сенсорно-двигательные процессы воспитанников способствуют эффективному  формированию личности.

6)       Необходимо создание эмоционального фона и атмосферы эмоционального подъема;

7)       Воспитание должно проходить через творческое взаимодействие.

Движущие силы процесса воспитания (В.И. Смирнов) —  это совокупность объективных и субъективных противоречий, присущих процессу воспитания.

Объективные внешние противоречия, обусловленные социальными процессами и явлениями:

  • противоречия, порожденные глобальными политическими, экономическими, экологическими, демографическими, информационными процессами;
  • противоречия между универсальными ожиданиями общества в отношении подрастающего поколения и собственными, субъективными потребностями детей и молодежи, отражающими социокультурную, возрастную и индивидуальную ситуацию развития;
  • противоречия отцов и детей, которые традиционно обнаруживаются в различном опыте поколений;
  • противоречия отцов и детей, отражающие новый уклад семейной жизни и родственных отношений;
  • противоречия между возрастающими требованиями к образованию, обусловленными темпами и перспективами социально-экономического развития с одной стороны, а с другой – дефицитом средств, направляемых обществом на развитие системы образования и воспитания, определенной инертностью педагогической науки и образовательной практики.

Объективные внутренние противоречия, отражающие диалектику самого педагогического процесса:

  • противоречия между активно-деятельной природой ребенка и социально-педагогическими условиями его жизни;
  • противоречия между индивидуальным творческим процессом становления личности и массово-репродуктивным характером организации педагогического процесса; 
  • противоречия между внешними требованиями и внутренними стремлениями и возможностями детей;
  • противоречия, отражающие разницу в целях и мотивах деятельности: деятельность, заданная, инициированная педагогом, не всегда отвечает ожиданиям растущего человека;
  • противоречия, порожденные несоответствием реальных возможностей воспитуемых тем требованиям, которые к ним предъявляют общество, школа, родители;
  • противоречия, обусловленные тем, что потребности и цели школьников только частично совпадают с ожиданиями и целями педагогов;
  • противоречия между возникающими у личности новыми потребностями и возможностями их удовлетворения;
  • противоречия между новыми явлениями природы и общественной жизни, с которыми встречается ребенок, и недостатком опыта, знаний для их понимания.

Субъективные противоречия, порожденные несовершенством самого процесса воспитания, сложившейся системой воспитательных и межличностных отношений:

  • противоречия между целостностью личности функциональным подходом к ее формированию, многопредметностью  и многоцелевым характером учебно-воспитательного процесса в учреждениях образования;
  • противоречия между отставанием процесса генерализации знаний и умений и нарастающей необходимостью применять преимущественно обобщенные знания и умения;
  • противоречия между бурным ростом знаний и ограниченностью возможностей педагогов и образовательных учреждений в их переработке и передаче;
  • противоречия между формальным признанием определяющего значения деятельности в развитии личности и фактическим преимущественно словесным характером воспитания.

Источник: https://students-library.com/library/read/63008-harakternye-osobennosti-dvizusie-sily-vospitania

Движущие силы процесса воспитания

«Педагогика». Под редакцией Ю. К. Бабанского. «Просвещение», Москва, 1983 г.

OCR Detskiysad.Ru

Движущие силы воспитательного процесса исследуются многими советскими психологами и педагогами (Н. И. Болдырев, М. А. Данилов, Ф. Ф. Королев, Г. С. Костюк, Г. И. Щукина, Б. Т. Лихачев и др.). В педагогической теории считают, что движущими силами этого процесса являются присущие ему противоречия.

Достижения педагогической теории, передового опыта школ и учителей обогащают педагогический процесс, но само внедрение передового опыта предполагает отказ от сложившихся, иногда хорошо отрегулированных, но устаревших по существу процессов, что вызывает противоречия между новым и старым.

Организация педагогического процесса строится с учетом его движущих сил: преодоления негативных явлений и фактов, утверждения позитивных тенденций. Так, неблагоприятно сказывается на воспитательном процессе несоответствие воспитательных влияний школы и семьи, противодействие со стороны семьи некоторым требованиям школы.

Серьезные затруднения в воспитательном процессе возникают в связи с противоречиями в усвоении учащимися все возрастающей информации. Ограниченность учебного времени и практически неограниченный рост информации, необходимой для плодотворной и разнообразной деятельности, могут сказаться на перенапряженности нервной системы учащихся, их развитии.

Вот почему становится необходимым развитие умения ориентироваться в потоке информации, умения самостоятельно пополнять свои знания. Комплексный подход к воспитанию предполагает обеспечение и гармоничность интеллектуальной, эмоциональной и волевой сфер развития личности.

В практике же воспитания нередко недооценивается эмоциональное и волевое развитие личности за счет чрезмерной рационализации обучения. В результате может возникать дисгармония в развитии этих качеств, эмоциональная неразвитость, невоспитанность, разрыв между теоретически усвоенными принципами, нормами, ценностями и поведением.

Противоречие между словом и делом нередко является следствием переоценки словесных методов воспитания и относительной обособленности их от практического поведения личности.

Одним из основных внутренних противоречий, проявляющихся на всех этапах становления личности, выступает противоречие между возникающими у нее новыми потребностями, запросами, стремлениями и достигнутым уровнем возможностей их удовлетворения.

Возникающее расхождение побуждает личность к активности, направленной на усвоение новых норм поведения, необходимых для удовлетворения этих потребностей. На разных этапах развития это противоречие проявляется и разрешается по-разному.

Типичным его проявлением у школьников является расхождение между их стремлением активно участвовать в окружающей жизни и действительным уровнем развития их физических и психических сил.Существуют противоречия между уровнем развития личности школьника и образом его жизни, выполняемыми им функциями.

Школьник как бы постоянно вырастает из сложившегося образа жизни и стремится к новому положению, к новым видам общественно значимой деятельности. Воспитание только тогда ведет за собой развитие, когда оно способствует реализации этих стремлений.

Между объективными и субъективными аспектами формирования потребностей могут возникать противоречия уже потому, что осознание школьником своих новых нужд осуществляется не одновременно с изменением условий и не всегда соответствует им.

Так как процесс осознания предполагает не только понимание, но и определенное эмоциональное отношение, то возможны противоречия между велениями разума и чувств.

Потребности личности могут формироваться и на базе отживших условий и устаревших форм общественных отношений, однако они могут в течение длительного времени (иногда и всю жизнь) побуждать человека к действиям, не отвечающим новым обстоятельствам.

Даже в условиях строительства социализма у некоторых людей сохраняется потребность в личном обогащении, стяжательстве, праздной жизни, возникают карьеристские устремления и т. п. В формировании потребностей, таким образом, имеют значение не только внешние и внутренние условия, но и активное сознание личности, ее активная жизненная позиция.

В психолого-педагогической литературе принято классифицировать потребности как материальные, социальные и духовные. В процессе развития и обогащения общественных отношений огромную роль играет культура потребностей.

Она является результатом сложного процесса направленного формирования всей мотивационной сферы личности и предполагает не только воспитание разумного отношения к удовлетворению материальных и духовных потребностей, но и обогащение системы человеческих потребностей, их социального содержания.

К такого рода духовным потребностям относятся потребности в образовании, воспитании, политическом, эстетическом, общекультурном развитии.

В Конституции СССР в статье 20 впервые в истории человечества записано, что государство ставит своей целью расширения реальных возможностей для применения гражданами своих творческих сил, способностей и дарований, для всестороннего развития личности.

Реализация этой статьи предполагает высокий уровень социальной активности личности, воспитание у нее потребности в собственном развитии и совершенствовании, в разносторонней деятельности в сфере труда, управления, культуры. Воспитание общественного долга, удовлетворение потребностей человека, реализация его прав невозможны без выполнения обязанностей.

Существует известное противоречие в осознании человеком своих прав и отношении к вытекающим из этих прав обязанностям. Диалектическое единство прав и обязанностей обуславливает развитие общества и каждого человека как единый и цельный процесс. Диалектическая взаимосвязь прав и обязанностей в том, что право постоянно переходит в обязанность, а обязанность является необходимым условием реализации права.Так, основное для социализма право на труд включает в себя право на выбор профессии в соответствии со способностями личности и потребностями общества. Реализация этого права осуществляется на основе материально-технической базы коммунизма, в результате чего преобразуется сфера труда, возрастает уровень его технической оснащенности и интеллектуальной насыщенности, преобразуются виды и формы трудовой деятельности. Вместе с ними развиваются и соответствующие способности человека. Таким образом, преодоление в сознании учащихся противоречия между отношением к правам и обязанностям имеет последствия для всей дальнейшей социальной жизни молодых людей.Развитие эмоциональной и волевой жизни ребенка, осуществляемое в воспитательном процессе, также имеет свои специфические противоречия. Эмоции, например, по своим характеристикам выступают как противоположности: удовольствие — неудовольствие, радость — печаль, уверенность — сомнение и т. п. Единство и борьба этих противоположностей играют существенную роль в развитии эмоций, в переходе от ситуативных эмоциональных переживаний к устойчивым положительным чувствам. В этом процессе одни эмоции осознаются, закрепляются и преобразуются в чувства посредством других, им противоположных: смелость — через переживание стыда за некоторые свои действия и поступки, любовь к людям — через отвращение к их отрицательным чертам и т. д. Задача воспитания заключается в том, чтобы содействовать правильному разрешению этих противоречий, укреплять социально ценные чувства, преодолевать противоположные тенденции.В развитии личности всегда борются две противоположные тенденции: с одной стороны, стремление к устойчивости, к сохранению оправдавших себя связей и способов действия, с другой — необходимость их изменения под влиянием изменившихся задач, внешних и внутренних условий существования. Разрешаются эти противоречия путем выработки более совершенных способов регуляции взаимодействия индивида со средой.

Такими способами, по мнению Г. С. Костюка, являются обобщенные знания, системы обобщенных умственных операций, легко переносимые на разные ситуации.

Подобного рода обобщения складываются и в развивающейся мотивационной сфере личности, обеспечивая правильное, устойчивое ее поведение в варьирующихся жизненных ситуациях, единство слова и поступка Разрешение противоречий в воспитательном процессе достигается путем совершенствования всех сфер жизнедеятельности школьника (учения, труда, общественно-политической, художественно-творческой, спортивной и других видов деятельности), а также путем совершенствования отношений в сфере общения.

Читайте также:  Вредные детские привычки: как бороться?

Примерное содержание воспитания школьников

Рекомендации по организации системы воспитательной работы общеобразовательной школы «Примерное содержание воспитания школьников» раскрывают содержание воспитательного процесса, построенного на определенных принципах с учетом системы воспитательных влияний, оказываемых на каждого школьника.

Рекомендации пособия исходят из марксистско-ленинского положения о том, что личность формируется в деятельности. В пособии представлены самые разнообразные виды практической деятельности, определены пути и формы включения школьников в рекомендуемую деятельность.

Общие задачи воспитания школьников в рекомендациях классифицированы по следующим направлениям:формирование основ коммунистического мировоззрения;воспитание сознательного отношения к учению, развитие познавательной активности и культуры умственного труда;воспитание политической сознательности и развитие общественной активности;воспитание коммунистического отношения к труду и народному достоянию, расширение политехнического кругозора и подготовка к сознательному выбору профессии;воспитание коммунистической нравственности, сознательной дисциплины и культуры поведения; формирование правосознания и воспитание гражданской ответст ве нности;воспитание эстетической культуры и развития художественных способностей;физическое совершенствование, укрепление здоровья и формирование навыков санитарно-гигиенической культуры. В соответствии с указанными основными направлениями конкретизируются задачи, примерные виды и формы деятельности учащихся I—III, IV—VIII и IX—X классов. Даются также рекомендации по организации воспитательной работы как в общешкольном коллективе, так и в процессе совместной деятельности школы, семьи, производственных коллективов и общественности.Определение конкретного содержания воспитательной работы по каждой школе и каждому классу в «Примерном содержании» осуществляется с учетом их особенностей и условий, уровня воспитанности школьников. «Примерное содержание воспитания школьников» предполагает широкое применение таких пособий и документов, как программа «Ориентир» (рекомендации по содержанию и методике работы с пионерами разных возрастов), «Азбука нравственного воспитания» и др. Предлагаемые рекомендации могут быть использованы на различных этапах процесса воспитания: при анализе состояния и организации воспитательной деятельности коллектива, при постановке задач, составлении плана и его выполнения, при учете и контроле. На всех этапах воспитательной работы особое внимание обращается на необходимость преодоления поверхностного подхода, формализма и шаблона в воспитании.

Систематическое и последовательное совершенствование личности ученика — важнейший критерий при оценке результативности воспитательной деятельности.

Внимание учителя должно быть сосредоточено на том, как осуществление намеченных воспитательных планов содействует более эффективному формированию у учащихся коммунистических взглядов и убеждений, развитию их интересов, нравственных чувств и стремлений, разумных потребностей, умений и навыков, привычек и черт характера. Готовность школьника к труду, к выполнению гражданских обязанностей перед обществом главное при учете результатов воспитательной работы.

Популярные статьи сайта из раздела «Сонник»

Когда снятся вещие сны?

Достаточно ясные образы из сна производят неизгладимое впечатление на человека. Если через какое-то время события во сне воплощаются наяву, то люди убеждаются в том, что сон был вещим. Вещие сны отличаются от обычных тем, что они, за редким исключением, имеют прямое значение. Вещий сон всегда яркий, запоминающийся.

Прочитать полностью >>

Почему снятся ушедшие из жизни люди?

Существует стойкое убеждение, что сны про умерших людей не относятся к жанру ужасов, а напротив часто являются вещими снами. Так, например, стоит прислушиваться к словам покойников, потому что все они являются прямыми и правдивыми, в отличие от иносказаний, которые произносят другие персонажи наших сновидений.

Прочитать полностью >>

Если приснился плохой сон

Если приснился плохой сон, то он запоминается почти всем и не выходит из головы долгое время. Часто человека пугает даже не столько содержимое сновидения, а его последствия, ведь большинство из нас верит, что сны мы видим не напрасно. Как выяснили ученые, плохой сон чаще всего снится под утро.

Прочитать полностью >>

Источник: http://razvitielife.ru/vospitanie/khozyajke-na-zametku/19913-dvizhushchie-sily-protsessa-vospitaniya

Движущие силы и логика воспитательного процесса (стр. 1 из 3)

Реферат:

Движущие силы и логика воспитательного процесса

План

Введение

Движущие силы воспитательного процесса

— Диалектичность

— Противоречивость

— Целенаправленность

— Систематичность

— Вариативность

— Оптимистичность

Логика воспитательного процесса

Ошибки педагогической логики

Заключение

Введение

« Воспитание – это всё. Персик когда-то был горький миндаль, а цветная капуста – это обычная капуста, получившая позднее высшее образование»

Марк Твен

« Научить ребёнка считать очень просто. Наша методическая наука достигла в этом совершенства… но главное заключается не в этом. Главное в том, чтобы с этим умением считать ребёнок не стал… обсчитывать»

С. Т. Шацкий

Что такое «воспитание»

Воспитание – это для всех времён и всех народов важнейшее явление духовной жизни общества.

Без воспитания немыслима духовная жизнь общества, ибо его назначение передача накопленных знаний и житейского опыта от поколения к поколению.

Оно появлялось с возникновением человеческого общества, с ним вместе и развивается: изменяются цели воспитания, его содержание и средства, методы и педагогические приёмы… в зависимости от типа культуры.

К. Д. Ушинский писал: «Воспитательная деятельность, без сомнения, принадлежит к области разумной и сознательной деятельности человека, само понятие воспитания есть создание истории, в природе его нет, кроме того, эта деятельность направлена исключительно на развитие сознания в человеке; каким же образом может она отказаться от мысли, от сознания истины, от обдуманности плана?»

Как известно, человечество и каждый родитель, воспитательные функции получает с рождением ребёнка от природы: когда пеленают, кормят, поют колыбельную песню, учат читать и считать, вводят в сообщество других людей, формируют понятия истинного и ложного, добра и зла, прекрасного и безобразного… это значит воспитывают.

Недаром издревне слово «воспитание » обозначало «вскармливание ». В истинном, научном понимании это означает:

Воспитание – это творческий целенаправленный процесс взаимодействия педагогов и воспитанника(-ков) по созданию оптимальных условий, организации освоения социально-культурных ценностей общества и как следствие-развитие их индивидуальности, самоактуализация личности.

Любое знание, в том числе по теории и методике воспитания, существует и развивается на трёх уровнях:

Методологическом (логика, философия науки, занимающаяся осмыслением методов исследования воспитания, толкованием предмета его и связей с другими явлениями окружающего мира)

Теоретическом (основное содержание добытого наукой знания по теории воспитания: например, теория воспитательного обучения И. Гербарта, теория воспитательного коллектива А. С. Макаренко и др.)

Методическом (как прикладной уровень науки – организация практической воспитательной деятельности, уровень технологий воспитательного процесса, педагогической техники и т. п.)

Движущие силы и логика воспитательного процесса

Техника его выстраивания педагогически грамотным воспитателем определяются его фундаментальными , основополагающими характеристиками. Основные из них таковы: диагностичность , противоречность , целенаправленность , систематичность , вариативность , оптимистичность.

ДИАЛЕКТИЧНОСТЬ

В воспитательном процессе переплетены и взаимообусловлены связи и зависимости разного плана: социальная, психологическая, педагогическая. Например, изменения в политике и идеологии влекут за собой изменения ценностных ориентаций и, следовательно, ставят новые цели и задачи воспитания; открытие новых психологических концепций – во всём характере и методике воспитания…

Диалектичность воспитания проявляется в непрерывном развитии, динамичности, изменчивости всех компонентов и процесса в целом. Пример: в класс пришёл новый классный руководитель…, в классе случилось ЧП…, введён новый учебный предмет… — всё влияет на содержание и методику воспитательного процесса.

Диагностичность процесса воспитания проявляется в его противоречивости.

ПРОТИВОРЕЧИВОСТЬ

Общефилософский закон единства и борьбы противоположностей определяет противоречия как источник и движущую силу развития – человека (школьника), детского коллектива, содержания и методики воспитательного процесса.

Внутреннее [ это противоречия, порождённые конфликтом противоположных сторон внутри самого человека: между возрастающими требованиями к самому себе и потенциальными возможностями его.

Внешние [ противоречия, порожденные взаимодействием человека с окружающим миром.

Общие (универсальные) [ противоречия как источник развития каждого человека и всех людей. Например, противоречия между духовными и материальными потребностями, между сознанием и поведением (особенно в школьном возрасте), между потребностями и возможностями их удовлетворения.

Индивидуальные [ противоречия, обусловленные конкретной ситуацией развития каждого человека. На разрешение этих противоречий построен практически весь процесс самовоспитания: не мог – теперь могу, не умел – теперь умею, не знал – теперь знаю…

Воспитание как общественное явление представляет собой организационную часть всей общественной жизни. Поэтому его противоречия являются отражением более общих противоречий общественной жизни. Вместе с тем воспитание обладает собственными, специфическими, присущими только ему противоречиями.

Общественное противоречие, возникающее в результате развития производительных сил закосневшими и устаревшими производственными отношениями

Проявляется в общественном воспитании виде упрочнения консервативных подходов к подготовке подрастающего поколения.

Организация общественной жизни и подготовки производительных сил в нашем обществе на основе исключительно государственной собственности привела к сдерживанию роста производства.

Абсолютизация государственной собственности и плановость часто сковывали активность и инициативу творческой личности. В системе образования это выразилось в её некоторой формализации и единообразии содержания, форм и методов.

Противоречие возникает на стыке требований жизни и уровня готовности детей к участию в общественной жизни и производства

Осмысление требований к жизни, приведение содержания к организации воспитания в соответствие с этими требованиями запаздывает, задерживается, отстаёт от бурного развития научно-технического процесса.

По мере углубления этого противоречия необходимо своевременно подмечать и устранять возникающие «застойные» и консервативные явления, мешающие прогрессивной подготовке подрастающих поколений.

Его разрешение требует ритмичного и систематического обновления содержания воспитания и обучения, приведения в соответствие с требованиями организации и методов воспитания и обучения. Это есть противоречие между новыми условиями общественной жизни и устаревшими способами подготовки к ней.

Противоречии воспитания образуются между огромными, неорганическими возможностями развития человеческой природы, заложенными в ней потенциальными природными силами и ограничивающими это развитие условиями социальной жизни общества

Авторитарные общества, сковывающие свободу, губят таланты, уродуют людей, превращая их в услужливых чиновников и нерасторопных бюрократов, в придаток к мещане, в звено производственного процесса, в винтик общественной жизни.

Демократическое общество по мере развития материально-технической базы, совершенствования всего многообразия общественных отношений создаёт реальные условия одновременного развития каждой человеческой личности в соответствии с требованиями общественной жизни и относительно заложенных в ней природных сил, дарований, задатков.

Противоречие воспитания обнаруживается между активно-деятельной природой ребёнка, его стремлением к участию в общественной жизни, деятельности, многообразных отношениях, общении и недостатком опыта, знаний, умений и навыков для реального, действенного участия в жизненном процессе, его природной и социальной незрелостью

Это противоречие является реальной движущей силой, стимулом для детей к познанию, к активному участию в воспитательном процессе. Оно обуславливает положение ребёнка в образовательно-воспитательноной подготовке к участию в жизни общества не только как объекта, но и субъекта воспитательного взаимодействия.

ЗАКОН КОЛИЧЕСТВЕННЫХ ИЗМЕНЕНИЙ В КАЧЕСТВЕННЫЕ – интерпретируется в теории воспитания так: отражая логику и механизм развития воспитанника, количественные изменения в физическом, психическом и социальном становлении в ходе воспитания приводят к существенным качественным изменениям отдельных свойств в личности и целом. Так, включенный в позитивную воспитательную деятельность трудный подросток начинает проявлять трудолюбие, чувство долга, товарищество, целеустремлённость.

ЗАКОН ДВОЙНОГО ОТРИЦАНИЯ характеризует направление процесса развития личности и коллектива, единство поступательности и преемственности, возникновение нового и относительной повторяемости старого.

Хорошо видны проявления этого закона, например, при использовании воспитателем логики превращения соуправления в детском коллективе подлинное самоуправление детского коллектива, новых форм воспитания, традиционных дел в классе, становление более «взрослых» и качественно более высоких норм отношений «педагог Ú воспитанник» (от организации и контроля педагогом всех дел к самостоятельности детей).

Источник: http://MirZnanii.com/a/174205/dvizhushchie-sily-i-logika-vospitatelnogo-protsessa

Ссылка на основную публикацию