Наглядные методы

Наглядные методы обучения и их приемы

Задача наглядных методов обучения и их приемов заключается в наглядно-чувственном ознакомлении учащихся с предметным миром, процессами и явлениями в естественной для них форме или же в символьном отражении с помощью разнообразных изображений, репродукций, схем и так далее.

Замечание 1

Характерная черта приведенных способов заключается в том факте, что освоение учебного материала тесно связано с применяемыми в процессе учебными пособиями и техническими средствами (ИКТ).

Определение 1

Наглядные методы обучения — это такие методы, применение которых способствует осуществлению дидактического принципа наглядности в обучении, добавляет методике преподавания разнообразия, повышает действенность и продуктивность урока, развивает у детей наблюдательность, наглядно-образное мышление, зрительную память и внимание.

Понятие наглядных методов может быть поделено на три следующие группы: 

  • наблюдения,
  • иллюстрации,
  • демонстрации.

Такая классификация определяет наглядные методы, опираясь на применяемый источник знаний.

В педагогической литературе данный подход часто подвергался критике по той причине, что он не отражал характера познавательной деятельности учащихся и уровень их самостоятельности в учебной работе.

Несмотря на это, приведенный тип классификации по сей день остается лидером по популярности среди учителей-практиков.

Наблюдение

Определение 2

Метод наблюдения представляет собой достаточно затратный в плане прилагаемых усилий познавательный процесс в виде длительного, целенаправленного восприятия предметов и явлений действительности. Данный метод является необходимым элементом в процессе формирования у учащихся точных представлений, выступающих в качестве основы для обобщений.

Эффективность восприятия предметов и явлений действительности зависима от уровня сформированности у детей навыков наблюдения, по этой причине уже в раннем возрасте стоит начинать обучение этому ребенка, улучшая его умения концентрироваться на наблюдаемом объекте, отмечать самое важное, размышлять над увиденным, выражать свои идеи с помощью слов. Еще в начальной школе и даже в детском садике с помощью картинок и презентаций дети учатся наблюдать за природой, животным и растительным миром, за закономерностями в сезонном труде людей. Это способствует умственному развитию детей и возникновению у них правильных представлений о живой и неживой природе. Необходимо использовать различные приемы и типы работы. Наблюдение также может быть определено в качестве умения сосредотачиваться на явлениях окружающего мира, отмечать их главные элементы, обращать внимание на происходящие изменения, находить причину возникновения данных явлений и делать умозаключения на счет полученной информации. Все эти факторы в совокупности играют ключевую роль в процессе формирования у детей полноценного понимания о жизни и развитии таких познавательных процессов, как восприятие, память, мышление, воображение.

Иллюстрации

Определение 3

Метод иллюстрации в педагогике применяется, чтобы показать учащимся разнообразные предметы, объекты и явления в естественной форме. Также возможно ознакомление детей с изображениями все тех же предметов и явлений.

Проиллюстрированными могут быть растения, животные, явления и предметы техники или науки и еще многое другое.

В качестве одного из средств иллюстрирования широкое применение находит классная доска или же интерактивные доски. Они служат областью для записи слов, предложений, разнообразных задач, на них можно изобразить последовательность выполнения действий.

Свое применение также находят и отдельные иллюстративные пособия вроде карт, картин, таблиц, чертежей, баннеров и так далее.

В случае использования иллюстраций в качестве наглядного метода обучения необходимо действовать согласно следующим пунктам:

  • они обязательно должны соответствовать возрасту учащихся, применяться в меру и только в подходящий для этого момент занятия, подаваться таким образом, чтобы каждый ученик обладал полным визуальным доступом к рассматриваемой иллюстрации;
  • педагогом должна выполняться задача, заключающаяся в точном выделении самого важного в процессе показа иллюстраций, им должны быть четко продуманы пояснения к главным элементам и иллюстрациям в целом;
  • иллюстрация должна быть согласована с наполнением материала, важным фактором является эстетическая сторона вопроса исполнения. Иллюстрация должна привлекать самих учеников к поискам и определению необходимой информации.

Демонстрации

Определение 4

Метод демонстраций обычно основывается на представлении устройств, различного оборудования, опытов, кинофильмов, диафильмов, магнитофонов или же компьютерных программ. Цель их использования заключается в формировании интереса или же познавательной мотивации у учеников, для создания проблемной ситуации, а также ознакомления с новой для них информацией.

В качестве примера можно привести использование компьютера или магнитофона. При применении в ходе образовательного процесса приведенных устройств демонстрируются эталоны выразительной речи, произведения музыки.

Фрагменты кино-, телепередач, видеофильмы находят свое место в демонстрациях новейших достижений науки, техники, культуры, уникальных документов, архивных материалов, произведений искусства.

Широкий спектр возможностей в области демонстрации учебных материалов на основе технологии мультимедиа позволяют получить кабинеты, оборудованные компьютерной техникой, желательно, с выходом в Интернет, мультимедиа проектором, или, возможно, интерактивной доской.

К демонстрациям предъявляется следующий список требований:

  • являющиеся непосредственным объектом демонстрации предметы должны обладать подходящим для создания отличных условий видимости всем учащимся размером, для сравнительно малых объектов целесообразно применять разнообразные проекции или же организовать поочередное наблюдение с вызовом учащегося к демонстрационному столу;
  • в ходе демонстрации преподаватель должен стоять лицом к классу для того, чтобы иметь возможность наблюдать за реакцией учеников, не стоит и загораживать демонстрируемый объект, ведь в таком случае вероятны ошибки в представлении материала, нарушения дисциплины;
  • число демонстраций должно быть оптимальным по той причине, что их излишество провоцирует рассеивание внимания, утомление, снижение уровня познавательного интереса;
  • обычно непосредственно перед началом демонстрации дается вступительное слово, после чего проводится дискуссия по результатам просмотра;
  • рекомендуемая продолжительность видеофильмов в младших классах – не превышает минут, в старших — минут;
  • в ходе демонстрации тяжелого для усвоения материала будет целесообразным делать паузы, во время которых преподавателю необходимо объяснить происходящее и дать время учениками для записи полученной информации.

Если вы заметили ошибку в тексте, пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter

Источник: https://www.Zaochnik.com/spravochnik/pedagogika/teorija-obuchenija/nagljadnye-metody-obuchenija/

Наглядные методы обучения, понятие, виды (стр. 1 из 11)

Наглядные методы обучения

Наглядные методы обучения условно можно подразделить на две большие группы: методы иллюстраций и демонстраций.

Метод иллюстраций предполагает показ ученикам иллюстративных пособий: плакатов, карт, зарисовок на доске, картин, портретов ученых и пр.

Метод демонстраций обычно связан с демонстрацией приборов, опытов, технических установок, различного рода препаратов. К демонстрационным методам относят также показ кинофильмов и диафильмов.

Такое подразделение средств наглядности на иллюстративные и демонстрационные исторически сложилось в практике преподавания. Оно не исключает возможности отнесения отдельных средств наглядности как к группе иллюстративных, так и демонстрационных методов.

Это касается, например, показа иллюстраций через эпидиаскоп или кодоскоп.

В ходе применения наглядных методов используются приемы: показа, обеспечения лучшей видимости (экран, подкрашивание, подсвет, подъемные приспособления и др.), обсуждения результатов проведенных наблюдений, демонстраций и пр.

В последние годы практика обогатилась целым рядом новых средств наглядности. Были созданы новые, более красочные географические карты с пластмассовым покрытием, альбомы иллюстраций по истории, литературе, географические атласы с фотографиями, осуществленными со спутников.

В практику обучения вошли аппараты ЛЭТИ, кодоскопы, позволяющие в дневное время без затемнения класса показывать рисунки, схемы, чертежи, изготовляемые учителем на прозрачной пленке.

На уроках стали применяться зарисовки на листах ватмана с помощью широких фломастеров, позволяющие раскрывать динамику изучаемого явления, постепенно иллюстрируя один за другим все необходимые его этапы.

Наконец, во многих школах оборудованы экраны дневного кино, когда киноаппарат устанавливается в лаборантской комнате, демонстрирует фильм на матовое стекло, помещенное над классной доской. Все эти средства нашли особенно широкое применение в условиях кабинетной системы обучения.

Современная дидактика требует наиболее рациональных вариантов применения средств наглядности, позволяющих достичь большего образовательного и воспитательного эффекта. Она ориентирует педагогов на такое применение наглядных методов обучения, чтобы одновременно иметь возможность развивать и абстрактное мышление учеников.

Применение метода демонстрации учебного кино стало довольно обычным явлением в практике обучения. Во всех городах и крупных районах созданы фильмотеки, которые по заявкам преподавателей присылают необходимый фильм.

Перечень основных учебных фильмов нашел теперь отражение в школьных программах, что значительно облегчает выбор их учителями. В учебном процессе применяют как полные фильмы по теме, так и кинофрагменты и кинокольцовки. Кинофрагменты посвящаются отдельным вопросам соответствующей темы.

Кинокольцовки обычно демонстрируют замкнутые процессы, например процесс работы модели двигателя внутреннего сгорания, процесс взлета, полета и посадки самолета и т. п. Практика показывает, что при изучении новой темы особенно полезны кинофрагменты и кинокольцовки.

Для закрепления всей темы эффективно используются полные фильмы по теме. Конечно, возможен вариант фрагментарного применения полных фильмов во время изучения новой темы, что и пытаются делать многие учителя.

При подготовке к использованию фильма в учебном процессе преподаватель должен предварительно просмотреть его, составить основные вопросы, которые будут ставиться перед учениками по ходу демонстрации, вычленить фрагменты, которые будут показаны в соответствующий момент урока. Полезно наметить места, где будут даны реплики, акцентирующие внимание на самом главном. Наконец, надо наметить и план заключительной беседы по фильму.

Использование учебного телевидения. Новым наглядным методом, который пришел в школу в последнее десятилетие, является массовое использование учебного телевидения. Для средней школы, технических училищ и вузов созданы многочисленные учебные телефильмы, а также ведутся учебные телепередачи.

Программы предстоящих передач Центрального телевидения публикуются в «Учительской газете», размножаются институтами усовершенствования учителей и доводятся до учителей. С учетом этого в школах составляют расписание учебных занятий и предусматривают проведение их в соответствующих кабинетах.

Расширению применения телевидения будут содействовать видеомагнитофоны, позволяющие записать телепередачу и повторить ее для выяснения возникших затруднений и углубления восприятия изучаемых вопросов. Сейчас завершено конструирование более дешевых видеомагнитофонов, которые станут доступными каждой школе.

Роль наглядных методов огромна.

Методы обучения должны обеспечить не только приобретение учащимися новых знаний на уроках естествознания, но и приучить их правильно воспринимать, видеть существенные признаки, устанавливать связи в изучаемых явлениях.

Выбор методов обучения зависит от содержания преподаваемого материала, степени знакомства с ним учащихся и их жизненного опыта.

Тот или иной метод помогает учащимся, во-первых, овладеть готовыми знаниями, которые излагает учитель, во-вторых, работать самостоятельно под контролем учителя, в-третьих, работать самостоятельно без посторонней помощи.

С другой стороны, метод отражает также деятельность учителя, направленную на управление процессом усвоения знаний и развитием познавательных способностей школьников. В ходе этой работы дети учатся учиться, то есть овладевают способами усвоения знаний.

Один и тот же метод в зависимости от цели урока, содержания учебного материала и характера познавательной деятельности получает различную направленность и степень изложения.

Учитель обязан стремиться к разнообразию применяемых им методов, постепенно подводя учащихся к большой самостоятельности при изучении материала и применении полученных знаний на практике. В начальных классах редко используется в течение урока один метод. Как правило, метод сочетается с другими методами или приемами.

Применение наглядных методов в преподавании тесно связано с реализацией принципа наглядности. Наглядность как принцип обучения реализуется при любых методах. Роль наглядных методов в обучении естествознанию- одна из главных тем. Наглядные методы являются важнейшими инструментами в руках учителя по руководству процессом обучения естествознанию. Они необходимы для определения физических, химических и биологических свойств веществ или тел, раскрытия и объяснения тех или иных явлений, происходящих в природе. Они позволяют организовать познавательную деятельность учащихся. Они способствуют формированию у учащихся умения наблюдать, первоначальных понятий, имеющих важное значение в конкретизации знаний. В этом заключается актуальность нашей работы.

Наглядные методы могут применяться как при изучении нового материала, так и при его закреплении. При изучении нового материала они являются способом формирования новых знаний, а при его закреплении – способом практикования знаний.

Изучение природы с помощью демонстрации натуральных объектов позволяет формировать достаточно полные и достоверные представления об изучаемом объекте.

Читайте также:  Учет половых отличий в воспитательном процессе

Изучение натуральных наглядных пособий полезно сочетать с изобразительной наглядностью.

Применение метода демонстрации изображений природных объектов и явлений имеет большое значение при изучении естествознания. Оно также позволяет формировать представления детей о предметах и явлениях природы.

Метод изучения природы с помощью демонстрации опытов применяется в тех случаях, когда предмет или явление необходимо изучить в условиях, которые искусственно изменяются или в них привносится некоторый искусственный элемент. Опыты могут быть кратковременными, проведёнными за один урок, но могут быть и длительными.

В кратковременном опыте выводы, новое знание формируется на этом же уроке, а в длительных опытах вывод, новое знание формируется по истечению какого-либо промежутка времени.

Главной проблемой нашей работы является определение эффективности наглядных методов в обучении естествознанию. И поэтому объектом исследования будет являться процесс обучения на уроках естествознания, а предметом – использование наглядных методов в обучении естествознанию.

Связь наглядных и словесных методов

Особенностью наглядных методов обучения является то, что они обязательно предполагают в той или иной мере сочетание их со словесными методами.

Тесная взаимосвязь слова и наглядности вытекает из того, что диалектический путь познания объективной реальности предполагает применение в единстве живого созерцания, абстрактного мышления и практики. Учение И. П.

Павлова о первой и второй сигнальных системах показывает, что при познании явлений действительности они должны применяться во взаимосвязи. Восприятие через первую сигнальную систему должно органически сливаться с оперированием словом, с активным функционированием второй сигнальной системы.

Л. В. Занковым было изучено несколько основных форм сочетания слова и наглядности: при посредстве слова учитель руководит наблюдением, которое осуществляется учащимися, а знания об облике объекта, его непосредственно воспринимаемых свойствах и отношениях ученики извлекают из самого наглядного объекта в процессе наблюдений;

при посредстве слова учитель на основании осуществленного школьниками наблюдения наглядных объектов и на базе имеющихся у них знаний ведет учащихся к осмыслению и формированию таких связей в явлениях, которые не могут быть высмотрены в процессе восприятия;

сведения об облике объекта, о его непосредственно воспринимаемых свойствах и отношениях учащиеся получают из словесных сообщений педагога, а наглядные средства служат подтверждением или конкретизацией словесных сообщений;

отправляясь от осуществляемого школьниками наблюдения наглядного объекта, педагог сообщает о таких связах между явлениями, которые непосредственно не воспринимаются учащимися, либо делает вывод, объединяет, обобщает отдельные данные.

Таким образом, существуют разнообразные формы связи слова и наглядности.

Отдать каким-то из них полное предпочтение было бы ошибочным, так как в зависимости от особенностей задач обучения, содержания темы, характера имеющихся наглядных средств, а также уровня подготовленности учеников необходимо в каждом конкретном случае избирать их наиболее рациональное сочетание.

Источник: http://MirZnanii.com/a/180268/naglyadnye-metody-obucheniya-ponyatie-vidy

Наглядные методы

Наглядные методы обучения нацелены на наглядно-чувственное ознакомление учащихся с предметным миром, процессами и явлениями в их естественной форме либо в символьном отражении при помощи различных рисунков, репродукций, схем и т. п.

Замечание 1

Особенностью данных методов является то, что усвоение учебного материала имеет тесную взаимосвязь с используемыми учебными пособиями и техническими средствами (ИКТ).

Наглядные методы содействуют реализации дидактического принципа наглядности в обучении, обогащают методику преподавания, увеличивают эффективность и продуктивность урока, развивают у детей наблюдательность, наглядно-образное мышление, зрительную память, внимание. В общем смысле наглядные методы можно подразделить на 3 группы:

  • наблюдения,
  • иллюстрации,
  • демонстрации.

Данная классификация расценивает наглядные методы по источнику знаний. В педагогической литературе она часто подвергалась критике, поскольку не отображает характер познавательной деятельности учащихся и степень их самостоятельности в учебной работе. Тем не менее, эта классификация в настоящее время остается самой популярной у учителей-практиков.

Ничего непонятно?

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Наблюдение

Метод наблюдения — это трудоемкий познавательный процесс, который представляет собой длительное, целенаправленное восприятие предметов и явлений реальности. Оно необходимо для формирования у учащихся точных представлений, служащих опорой для обобщений.

Эффективность восприятия предметов и явлений реальности находится в зависимости от степени сформированности у детей навыков наблюдения, поэтому уже в раннем возрасте следует обучать этому ребенка, развивая его умения концентрироваться на наблюдаемом объекте, отмечать главное, раздумывать над увиденным, выражать идеи словом.

В детском саду и начальной школе постепенно посредством картинок и презентаций дети упражняются в наблюдении за погодой, природой, переменами в растительном и животном мире, сезонном труде людей. Наблюдения проводятся под руководством педагога.

Это содействует умственному развитию детей и формированию у них верных представлений о живой и неживой природе. При этом нужно применять самые разнообразные приемы и формы работы.

Наблюдение также можно рассматривать как умение всматриваться в явления окружающего мира, выделять в них главное, отмечать происходящие перемены, устанавливать их первопричины, делать выводы. Всё это имеет огромное значение для формирования у детей полноценных представлений о жизни и развития познавательных процессов — восприятия, памяти, мышления, воображения. Иллюстрации

Иллюстрации имеют цель ознакомления учащихся с предметами, объектами, явлениями в естественной форме либо с их изображениями. Иллюстрироваться могут растения, животные, явления и предметы науки, техники, искусства.

методов обучения»>

Рисунок 1. Характеристика наглядных методов обучения

Как средство иллюстрирования обширно используется классная доска и интерактивные доски, на них записываются даты, слова, предложения, задачи, делаются зарисовки, раскрывается последовательность выполнения каких-либо учебных действий. Применяются также отдельные иллюстративные пособия, баннеры, таблицы, картины, карты, чертежи, схемы.

При применении иллюстраций как наглядного метода обучения следует соблюдать ряд условий:

  • они должны соответствовать возрасту учащихся, употребляться в меру и исключительно в подходящий момент урока (занятия), подаваться таким образом, чтобы все учащиеся имели возможность в полной мере видеть иллюстрацию;
  • педагог должен точно выделять главное при показе иллюстраций, отчетливо продумывать пояснения к ним;
  • иллюстрация должна быть согласована с содержанием материала, эстетически выполнена, а также должна привлекать самих учеников к нахождению желанной информации.

Демонстрации

Метод демонстраций традиционно связан с презентацией устройств, оборудования, опытов, кинофильмов, диафильмов, магнитофонов, компьютерных программ. Они применяются с целью формирования у учащихся интереса, познавательной мотивации, создания проблемной ситуации, ознакомления с новой информацией.

Так, при использовании компьютера, магнитофона демонстрируются эталоны выразительной речи, произведения музыки.

Фрагменты кино-, телепередач, видеофильмы употребляются при демонстрации новых достижений науки, техники, культуры, уникальных документов, архивных материалов, произведений дизайнеров.

Широкие возможности для демонстрации учебных материалов на базе технологии мультимедиа дают кабинеты, оборудованные компьютерной техникой (с выходом в Интернет), мультимедиапроектором, интерактивной доской.

Рисунок 2. Характеристика наглядных методов обучения

К демонстрациям предъявляются следующие требования

  • демонстрируемые предметы должны иметь соответствующий размер для отличной видимости всем учащимся, для небольших объектов целесообразно использовать различные проекции или организовать поочередное наблюдение с вызовом учащегося к демонстрационному столу;
  • во время демонстрации учителю нужно стоять лицом к классу, чтобы видеть реакцию учащихся, не следует и заграждать демонстрируемое, иначе вероятны ошибки в представлении материала, нарушения дисциплины;
  • количество демонстраций должно быть оптимальным, поскольку их излишество рассеивает внимание, утомляет, понижает степень познавательного интереса;
  • перед началом демонстрации, как правило, дается вступительное слово, а после проводится беседа по результатам просмотра;
  • рекомендуемая продолжительность видеофильмов в младших классах – не более 10 минут, в старших — до 30 минут;
  • при демонстрации сложного материала целесообразно делать паузы для объяснения учителя и записи учениками информации.

Источник: https://spravochnick.ru/pedagogika/naglyadnye_metody/

Наглядные методы обучения

Наглядные методы обучения: их структура, и отдельно рассмотренный каждый метод в данной статье.

Источником получения знаний в этой группе методов является наглядный образ, а психологической основой — «живое созерцание», т. е. ощущения и восприятия.

Наглядные методы применяются в учебном процессе по всем предметам, во всех классах и в разных организационных формах обучения, широко используются в связи со словесными методами и методами практической деятельности.

К наиболее распространенным методом этой группы относятся: наблюдение, иллюстрирование и демонстрирование, показ приемов выполнения работ, просмотр произведений изобразительного и прикладного искусства, театральных постановок (в театрах и по телевидению).

Наблюдение — это самостоятельная работа учеников по заданию и под руководством учителя.

Успешность его обеспечивается ясным и понятным конкретным заданием, составлением предварительного плана, своевременной фиксацией наблюдаемого.

В ходе наблюдения учитель управляет процессом восприятия и мышления школьников, учит приемам наблюдения, развивает наблюдательность у детей, помогает им вести записи наблюдений, производить анализ и синтез накопленных представлений.

Наблюдение отличается сложностью психологической структуры, связана со всеми познавательными процессами, подготовляет учащихся к абстрактному мышлению.

Приемы наблюдений (показ-наблюдение, демонстрация-наблюдение, записи и зарисовки, фотографирование и описание) предполагают наличие цели, создание условий для полноценного восприятия, фиксирования внимания на нужных признаках, выделение существенных свойств наблюдаемых явлений, последующее обсуждение воспринятого. Наблюдения могут вестись на уроке и вне урока — в природе, в живом уголке, на пришкольном участке, на предприятии и в быту, длительно и кратковременно.

Иллюстрации и демонстрации. Иллюстрации и демонстрации как метод обучения предусматривает, что при помощи натурального предмета или логической схемы, картины, таблицы или демонстрации опыта, ученик яснее различает свойства и признаки изучаемых предметов, устанавливают сущность явлений, убеждаются в достоверности полученных знаний, в объективности изучаемых законов.

Обычно считают, что демонстрация — это показ предметов или явлений, доступных непосредственному восприятию, а иллюстрации относятся к рассмотрению изображений различных объектов (картин, рисунков, фотографий).

Показ иллюстраций, изображающих изучаемые явления (открыток, явлений, фотографий), т. е. того, что носит характер раздаточного материала, проводится в классе, в то время, как демонстрация опытов, действующих моделей, препаративных растений и животных требует оборудованных кабинетов.

Демонстрации и иллюстрации сочетаются с речью учителя.

Восприятие любого наглядного образа или предмета слито с абстрактным мышлением. В обучении чрезвычайно важно добиваться правильного сочетания наглядности и слова учителя.

В процессе иллюстраций и демонстраций восприятием учащихся необходимо руководить, фиксировать их внимание на важнейших признаках, помогать выделять существенное, проверять правильность представлений.

К демонстрациям относятся также показ учителем приемов выполнения работы на занятиях по технологии в учебных мастерских, на пришкольном участке, на лабораторных и практических занятиях по химии, физике, на уроках черчения, музыки и живописи, физкультуры.

Личный показ как метод обучения широко используется в начальных классах.

Метод демонстраций и иллюстраций в связи с совершенствованием технических средств, внедрение в учебный процесс телевидения, компьютерной техники других аудиовизуальных средств постоянно развивается и совершенствуется.

Так в последнее время в процессе обучения по гуманитарным дисциплинам, с помощью учебного телевидения используется показ-просмотр произведений изобразительного искусства, театральных постановок, исторической хроники и др.

Учебное телевидение применяется как средство иллюстрации изучаемого явления, как основа наблюдений.

Оно целесообразно тогда, когда надо дополнить вербальные сведения наглядным и образным материалом, помогающим раскрыть исторические события, природные явления, показать протекание физических и химических процессов и др.

Источник: http://neudoff.net/info/pedagogika/naglyadnye-metody-obucheniya/

Наглядные методы

Познавательная и практическая деятельность на заня­тиях должна быть организована на базе наглядного показа соответствующих предметов и явлений. К группе наглядных методов обучения относятся наблюдение, демонстрация наглядных пособий (предметы, картины, диафильмы, слай­ды, видеозаписи, компьютерные программы).

Наблюдение — это умение всматриваться в явления ок­ружающего мира, выделять в них существенное, основное, замечать происходящие изменения, устанавливать их при­чины, делать выводы.

Наблюдению ребенка следует учить с раннего возраста͵ развивая его наблюдательность, уме­ние сосредоточиваться на наблюдаемом, замечать главное, размышлять над увиденным, выражать мысли словом (А.К.Матвеева, П.Г.

Саморукова).

Непосредственное наблюдение детьми изучаемых объектов имеет важное значение для формирования пол­ноценных представлений и развития познавательных про­цессов — восприятия, памяти, мышления, воображения.

В процессе наблюдения осуществляется разнообразная мыслительная деятельность ребенка: поиск ответов на по­ставленные вопросы, сравнение, сопоставление. Глубоко прав был К. Д.

Ушинский, когда отмечал: ʼʼВ случае если учение имеет претензию на развитие ума в детях, оно должно уп­ражнять их способность наблюденияʼʼ.

Читайте также:  Средства обучения в педагогике

Наблюдения проводятся на специальных занятиях (на­блюдение за рыбкой, кошкой с котятами), на экскурсиях.

При этом педагог должен уметь использовать для организа­ции наблюдения и любую незапланированную ситуацию, в случае если она дает возможность обогатить детей яркими пред­ставлениями, вызвать у них гамму чувств (удивление, вос­хищение, наслаждение красотой и т.д.). К примеру, на уча­сток пролетела стайка снегирей, на небе появилась радуга, рабочие ремонтируют крышу веранды и т. п.

В обучении дошкольников наблюдение развивается по двум направлениям. Прежде всœего, постепенно расширяется круг наблюдаемых объектов: наблюдения в групповой ком­нате, затем в других помещениях дошкольного учреждения (кухня, медицинский кабинœет, изобразительная студия и др.

) на участке и, наконец, за его пределами: в сквере, в парке, на школьном стадионе, у реки, на остановке городского транс­порта и др.

Соблюдается и концентричность наблюдения, когда при знакомстве с одними и теми же объектами детей ведут от узнавания объекта при первом знакомстве к выде­лению существенных признаков, при повторных наблюде­ниях — к сравнению с другими объектами и, наконец, — к обоб­щению.

К примеру, в первый раз на остановке городского транспорта дети наблюдают троллейбус и автобус, учатся правильно их называть; при повторном наблюдении их вни­мание сосредоточивают на признаках автобуса и троллей­буса; в следующий раз дети учатся сравнивать троллейбус и автобус, их подводят к обобщению представлений и форми­рованию понятия ʼʼгородской транспортʼʼ.

В обучении дошкольников используют разные виды на­блюдений: кратковременные и длительные наблюдения, а также повторные и сравнительные.

Длительные наблюдения дают возможность знакомить детей с процессом развития, с изменением состояния того или иного объекта͵ что пред­ставляется необходимым материалом для развития мысли­тельной деятельности (сравнение, различение, выделœение существенных признаков, установление причинно-след­ственных связей).

Для длительных наблюдений подбирают различные объекты, находящиеся в стадии преобразования, изменения, развития (строительство дома; птицы, прилета­ющие на участок дошкольного учреждения; растение, вы­ращиваемое в уголке природы или на огороде, в цветнике).

Сравнительные наблюдения представляют особую цен­ность для развития мыслительной деятельности детей.

Де­тям среднего дошкольного возраста предлагают для срав­нения два непосредственно наблюдаемых объекта: воробья и ворону, березу и ель.

Старшие дошкольники могут срав­нивать наблюдаемый объект с другим, непосредственно не воспринимаемым в данный момент (сравнение по представ­лению): автобус и трамвай, река и пруд, газета и письмо, сквер и лес.

В дошкольной педагогике разработаны дидактические требования к наблюдению как методу обучения (Е. А. Флерина, Е.И. Радина, П.Г. Саморукова и др.), а именно:

-объект наблюдения должен быть интересен для детей, так как при наличии интереса формируются более отчет­ливые представления;

объект наблюдается в таких условиях, которые позво­ляют выявить его характерные особенности. По этой причине по возможности следует проводить наблюдения в естествен­ной обстановке (кролика лучше наблюдать на лужайке дет­ского сада, а не в групповой комнате и т.п.);

-педагог намечает цель наблюдения, определяет круг но­вых знаний, продумывает, как их связать с опытом детей;

-детям дается целœевая установка для наблюдения, что обеспечивает полноту восприятия (будем наблюдать за кро­ликом, потом его нарисуем, придумаем о нем рассказ);

-усвоенные в процессе наблюдения знания, зародивши­еся чувства и отношение к наблюдаемому должны получить свое дальнейшее развитие в деятельности детей (в пересказывании, рисовании, лепке, художественном труде, игре);

-обеспечивать последовательность и планомерность наблюдения в соответствии с поставленными задачами, особенностями объектов, возрастом детей;

-наблюдение следует сопровождать точным конкрет­ным словом: называть предметы, их признаки, действия. Педагог вопросами направляет внимание детей на те или иные стороны наблюдаемых объектов, объясняет связи меж­ду явлениями.

Необходимо поощрять проговаривание деть­ми в ходе наблюдения названий объектов, действий, при­знаков, благодаря чему формируются более полные и осоз­нанные представления, обогащается словарь, развивается связная речь. По ходу наблюдения следует давать краткие пояснения, можно обратиться к строчке стихотворения, пословице, народной примете.

При этом основное содержа­ние представлений должно складываться на базе актив­ной познавательной деятельности самих детей.

Обучение, недостаточно опирающееся на наблюдение, ведет к образованию у ребенка формальных знаний, не име­ющих под собой прочной чувственной основы.

Демонстрация (рассматривание) картин, репродукций, ди­афильмов, слайдов, видеофильмов и других наглядных средств — важный метод обучения дошкольников, позволя­ющий решать ряд дидактических задач.

Наглядные средства дают ребенку наглядный образ знакомых и незнакомых пред­метов. С помощью картин, картинок, схем у детей формиру­ются статические наглядные образы.

Технические средства обучения (ТСО) используются для создания динамических наглядных образов.

На картинœе (в том числе и показанной с помощью ТСО) можно подробно рассмотреть предмет, его составные час­ти, выявить свойства, которые в жизни ребенку удается за­метить не всœегда. Благодаря этому реализуются уточнение, расширение, углубление представлений об окружа­ющем мире.

Рассматривание картин, картинок и других наглядных средств помогает развивать наблюдательность, мыслитель­ные процессы (сравнение, различение, обобщение, анализ), обогащать речь, оказывать влияние на интересы. Картин­ка дает пищу для воображения, творческой деятельности ребенка.

Большую роль демонстрация наглядных средств играет в расширении кругозора детей, поскольку появляется воз­можность дать представление о тех событиях, явлениях, предметах, которых нет в опыте обучаемых, которые они не могут непосредственно воспринимать. К примеру, живот­ные разных географических широт, события прошлых лет, труд взрослых, города и страны и многое другое.

В дошкольном учреждении используются разные виды картин. Прежде всœего — это специально созданные дидакти­ческие картины, часто объединœенные в специальные серии (о временах года, животном мире и др.).

Приобщению детей к культуре, искусству служат репродукции картин известных художников (к примеру, ʼʼГрачи прилетелиʼʼ А. К. Саврасова, ʼʼЗолотая осœеньʼʼ, ʼʼМартʼʼ И. И. Левитана, ʼʼИван-царевич на Сером Волкеʼʼ, ʼʼАленушкаʼʼ В.М.Васнецова и др.).

В каче­стве наглядного средства обучения используется и книжная графика (иллюстрации в книге), с помощью которой ожива­ют герои произведения, возникают страны и города, где про­исходят события.

Вместе с тем, педагог подбирает предмет­ные картинки, классифицирует их по темам (ʼʼИгрушкиʼʼ, ʼʼТранспортʼʼ, ʼʼТруд взрослыхʼʼ, ʼʼЖивотныеʼʼ, ʼʼНаш городʼʼ и др.), оформляет и использует для индивидуальных заня­тий с детьми, а также в качестве раздаточного материала для групповых и фронтальных занятий.

В учебных целях на занятиях демонстрируются слай­ды, диафильмы, видеофильмы, применяются компьютер­ные программы. С помощью слайдов может иллюстриро­ваться рассказ педагога, что сделает его убедительнее, ярче. Диафильмы и видеофильмы дают возможность при­общать детей к учебному кино, особенностью которого является познавательное содержание.

Примером могут служить фильмы ʼʼОткуда хлеб пришелʼʼ, ʼʼМосква строит­сяʼʼ, ʼʼКремльʼʼ, ʼʼКружка молокаʼʼ и др.

Восприятие такого фильма требует подготовки детей, постановки перед ними вопросов, на которые они должны ответить после про­смотра. По этой причине демонстрация фильма — это часть занятия, длительность которого не превышает 10 мин.

После просмотра проводится беседа по ранее предложенным де­тям вопросам. В случае если дети затрудняются с ответами, можно повторно показать отдельные кадры, фрагменты фильма.

Через несколько дней организуется повторный показ филь­ма, после чего целœесообразно побеседовать с детьми, по­буждая их не столько к пересказу содержания, сколько к анализу фактов, установлению связи между ними.

Необходимо учитывать, что простая демонстрация ка­кого-либо предмета͵ явления, его изображения еще не обес­печивает выделœение ребенком нужных сторон и свойств данных объектов. Стихийно протекающее восприятие не приводит к формированию правильных представлений о предметах.

Необходима руководящая роль педагога, кото­рый организует процесс детского восприятия. Организация состоит по сути в том, что взрослый в строгой последователь­ности выделяет различные стороны и свойства предмета͵ увязывая отдельные знания в целостное представление об объекте.

В связи с этим важен порядок вопросов, посредством которых педагог руководит рассматриванием картины. В начале он использует вопросы, помогающие восприятию общего смысла картины (ʼʼЧто нарисовано на картинœе?ʼʼ; ʼʼЧто изобразил художник?ʼʼ). Далее перед детьми ставятся вопросы, побуждающие к анализу содержания (кто и что изображено, каковы их свойства, особенности, действия).

После этого предлагаются вопросы, требующие установ­ления связей между изображенными предметами, лицами. Далее следуют вопросы, которые стимулируют воображе­ние ребенка, побуждают к самостоятельным выводам, суж­дениям.

Оправдывает себя такой прием, когда детям пред­лагают представить себя какими-либо персонажами карти­ны и рассказать об их действиях, переживаниях, ʼʼозвучить картинуʼʼ.

Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, наглядные методы обучения направле­ны на формирование у ребенка отчетливых представлений о предметах и явлениях окружающего мира, на развитие мышления, познавательных процессов.

В обучении детей используются наглядные приемы обучения: показ способов действий, показ образца. Эти приемы основаны в значительной мере на подражании и его роли в усвоении ребенком знаний и умений.

Показ действий, способов работы, последователь­ности ее выполнения применяется на физкультурных, музыкальных занятиях, на занятиях по изобразительной дея­тельности, в трудовом обучении.

Этот прием раскрывает перед детьми задачу предстоящей деятельности, направля­ет их внимание, память, мышление. Показ должен быть чет­ким, точным. Необходимо, чтобы дети увидели каждое дви­жение, заметили особенности его выполнения.

Каждое свое действие воспитатель обозначает словом: ʼʼДелаю лунку в земле, но не очень глубокую. Теперь осторожно беру чере­нок. Осторожно, потому что у него очень тонкие корешки, их легко повредитьʼʼ. Слово должно дополнять движение, характеризовать его направление.

Иногда к показу отдель­ных движений, действий педагог привлекает кого-то из вос­питанников, подготовив ребенка заранее.

Показ образца используется в обучении изобрази­тельной деятельности, труду, особенно ручному, художе­ственному. Педагог привлекает детей к анализу образца, определяет этапы выполнения.

К сожалению, в массовой практике нередки случаи, ког­да воспитатель объясняет или показывает детям то, что они уже умеют делать. В результате ребенок ʼʼпривязывает ин­струкциюʼʼ к конкретной ситуации. Подобная же работа в других условиях вновь требует разъяснения.

В результате получается ʼʼвыученная беспомощностьʼʼ (А. Г. Асмолов). В случае если педагог хочет развить у детей самостоятельность, творческие способности, он должен показывать только те действия и способы работы, которые представляются для них новыми. К примеру, дети научились делать коробочки по выкройке.

Через неĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ время перед ними ставится учебная задача — сделать игрушку по выкройке (тематика — на выбор: корзинка, коляска, телœежка, тачка). Основа кон­струкции прежняя, в связи с этим приемы работы с выкройкой снова показывать не следует.

А вот натолкнуть детей на поиск приемов преобразования коробочки в другой пред­мет — крайне важно .

Учитывая зависимость отуровня знаний и умений воспитанни­ков педагог предлагает им или полный образец (первичное обучение приемам), или частичный (только новые элемен­ты), или несколько образцов на выбор (творческое вопло­щение ранее усвоенных приемов).

Источник: http://referatwork.ru/category/obrazovanie/view/245233_naglyadnye_metody

Наглядные методы и приёмы обучения

Дайте определение методов обучения.

Методы обучения (от др.-греч. μέθοδος — путь) – процесс взаимодействия между учителем и учениками, в результате которого происходит передача и усвоение знаний, умений и навыков, предусмотренных содержанием обучения. Приём обучения (обучающий приём) — кратковременное взаимодействие между преподавателем и учениками, направленное на передачу и усвоение конкретного знания, умения, навыка.

По сложившейся традиции в отечественной педагогике МЕТОДЫ обучения подразделяются на три группы:

— Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности:

1. Словесные, наглядные, практические(По источнику изложения учебного материала).

2. Репродуктивные, объяснительно-иллюстративные, поисковые, исследовательские, проблемные и др.(по характеру учебно-познавательной деятельности).

3. Индуктивные и дедуктивные(по логике изложения и восприятия учебного материала);

— Методы контроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности: Устные, письменные проверки и самопроверки результативности овладения знаниями, умениями и навыками;

— Методы стимулирования учебно-познавательной деятельности: Определённые поощрения в формировании мотивации, чувства ответственности, обязательств, интересов в овладении знаниями, умениями и навыками.

В практике обучения существуют и другие подходы к определению методов обучения, которые основаны на степени осознанности восприятия учебного материала: пассивные, активные, интерактивные, эвристические и прочие. Эти определения требуют дальнейшего уточнения, т.к. процесс обучения не может быть пассивным и не всегда является открытием (эврикой) для учащихся.

Читайте также:  Вредные привычки у детей: вредно ли?

Пассивный метод обучения

Пассивный метод (схема 1) – это форма взаимодействия учащихся и учителя, вкоторой учитель является основным действующим лицом и управляющим ходом урока, а учащиеся выступают в роли пассивных слушателей, подчиненных директивам учителя.

Связь учителя с учащимися в пассивных уроках осуществляется посредством опросов, самостоятельных, контрольных работ, тестов и т. д.

С точки зрения современных педагогических технологий и эффективности усвоения учащимися учебного материала пассивный метод считается самым неэффективным, но, несмотря на это, он имеет и некоторые плюсы.

Это относительно легкая подготовка к уроку со стороны учителя и возможность преподнести сравнительно большее количество учебного материала в ограниченных временных рамках урока. С учетом этих плюсов, многие учителя предпочитают пассивный метод остальным методам.

Надо сказать, что в некоторых случаях этот подход успешно работает в руках опытного педагога, особенно если учащиеся имеют четкие цели, направленные на основательное изучение предмета. Лекция — самый распространенный вид пассивного урока. Этот вид урока широко распространен в вузах, где учатся взрослые, вполне сформировавшиеся люди, имеющие четкие цели глубоко изучать предмет.

Активный метод (схема 2) – это форма взаимодействия учащихся и учителя, при которой учитель и учащиеся взаимодействуют друг с другом в ходе урока и учащиеся здесь не пассивные слушатели, а активные участники урока.

Если в пассивном уроке основным действующим лицом и менеджером урока был учитель, то здесь учитель и учащиеся находятся на равных правах. Если пассивные методы предполагали авторитарный стиль взаимодействия, то активные больше предполагают демократический стиль.

Многие между активными и интерактивными методами ставят знак равенства, однако, несмотря на общность, они имеют различия. Интерактивные методы можно рассматривать как наиболее современную форму активных методов.

Интерактивный метод (схема 3). Интерактивный («Inter» — это взаимный, «act» — действовать) – означает взаимодействовать, находиться в режиме беседы, диалога с кем-либо.

Другими словами, в отличие от активных методов, интерактивные ориентированы на более широкое взаимодействие учеников не только с учителем, но и друг с другом и на доминирование активности учащихся в процессе обучения.

Место учителя в интерактивных уроках сводится к направлению деятельности учащихся на достижение целей урока. Учитель также разрабатывает план урока (обычно, это интерактивные упражнения и задания, в ходе выполнения которых ученик изучает материал).

Следовательно, основными составляющими интерактивных уроков являются интерактивные упражнения и задания, которые выполняются учащимися. Важное отличие интерактивных упражнений и заданий от обычных в том, что выполняя их учащиеся не только и не столько закрепляют уже изученный материал, сколько изучают новый.

Наглядные методы и приёмы обучения.

Наглядные методы и приемы — использование их отвечает дидактическому принципу наглядности и связано с особенностями детского мышления.

Наблюдение — это целенаправленное, планомерное восприятие ребенком предметов и явлений окружающего мира, в котором активно взаимодействуют восприятие, мышление и речь. С помощью этого метода воспитатель направляет восприятие ребенка на выделение в предметах и явлениях основных, существенных признаков, на установление причинно-следственных связей и зависимостей между предметами и явлениями.

В обучении детей используются наблюдение разного вида:

I) распознающего характера, с помощью которых формируются знания о свойствах и качествах предметов и явлений (форма, цвет, величина и т. д.);

2) за изменением и преобразованием объектов (рост и развитие растений и животных и т. д.) — дает знания о процессах, объектах окружающего мира;

3) репродуктивного характера, когда по отдельным признакам, устанавливается состояние объекта, по части — картина всего явления.

Метод демонстрации, включает различные приемы:

А) Показ предметов — один из самых распространенных приемов обучения: дети рассматривают кукольную мебель и одежду, посуду, домашние вещи, орудия труда, оборудование для рисования, лепки, аппликации и др.;

Б) Показ образца — один из приемов, которым пользуются при обучении изобразительной деятельности, конструированию. Образцом может быть рисунок, аппликация, поделка;

В) Показ способа действий — используется на занятиях по развитию движений, музыкальных, изодеятельности и др., он должен быть точным, выразительным, разделенным на части; может быть полным или частичным;

Г) Демонстрация картин, иллюстраций помогает детям представить те стороны и свойства изучаемых предметов и явлений, которые они не могут непосредственно воспринять.

Использование ТСО — в обучении дошкольников используется демонстрация диапозитивов, диафильмов, кинофильмов. В последнее время используются компьютеры. Этот метод позволяет показать детям те явления жизни, непосредственное знакомство с которыми невозможно; делает учебный процесс более привлекательным.

Источник: https://studopedia.net/3_44246_naglyadnie-metodi-i-priemi-obucheniya.html

Наглядные методы обучения Принцип наглядности Одним

Наглядные методы обучения

Принцип наглядности Одним из первых в истории педагогики стал оформляться принцип наглядности. Установлено, что эффективность обучения зависит от степени привлечения к восприятию всех органов чувств человека. Чем более разнообразны чувственные восприятия учебного материала, тем более прочно он усваивается. Эта закономерность давно нашла свое выражение в дидактическом принципе наглядности.

Наглядность в дидактике понимается более широко, чем непосредственное зрительное восприятие. Она включает в себя и восприятие через моторные, тактильные, слуховые, вкусовые ощущения. В обоснование этого принципа существенный вклад внесли Я. А. Коменский, И. Г. Посталоцци, К. Д. Ушинский, Л. В. Занков и др.

Я. А Коменский «Золотое правило дидактики» : «Все, что возможно, предоставлять для восприятия чувствами, а именно: видимое — для восприятия зрением; слышимое — слухом; запахи — обонянием; подлежащее вкусу — вкусом; доступное осязанию — осязанием. Если же какие-либо предметы и явления можно сразу воспринимать несколькими чувствами -предоставить нескольким чувствам. »

И. Г. Посталоцци показал, что необходимо сочетать применение наглядности со специальным мысленным формированием понятий. К. Д. Ушинский раскрыл значение наглядных ощущений для развития речи обучаемых. Л. В.

Занков вскрыл возможные варианты сочетания слова и наглядности.

Если эффективность слухового восприятия информации составляет 15%, а зрительного — 25%, то их одновременное включение в процесс обучения повышает эффективность восприятия до 65%.

Принцип наглядности в обучении реализуется путем демонстрации изучаемых объектов, иллюстрации процессов и явлений, наблюдений за происходящими явлениями и процессами в кабинетах и лабораториях, в естественных условиях.

Средства наглядности : · Натуральные объекты: растения, животные, природные и производственные объекты, труд людей и самих учащихся; · Объемные наглядные пособия: модели, макеты, муляжи, гербарии и др. ; · Изобразительные средства обучения: картины, фотографии, диафильмы, рисунки; · Символические наглядные пособия: карты, схемы, таблицы, чертежи и др.

; · Аудиовизуальные средства: кинофильмы, аудиозаписи, телевизионные передачи, компьютерная техника; · Самостоятельно изготовленные «опорные сигналы» в виде конспектов, схем, чертежей, таблиц, зарисовок и др.

Благодаря использованию средств наглядности у обучаемых появляется интерес к учебе, развивается наблюдательность, внимание, мышление, знания приобретают личностный смысл.

Правила применения принципа наглядности: 1. Наглядность должна отражать сущность изучаемых предметов и явлений, ярко и образно показывать то, что необходимо усвоить; 2. Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать; 3.

То, что дети видят, будит мысль и лучше запоминается; 4. Наглядность использовать не как цель, а как средство обучения; 5.

Не перегружать учащихся конкретно-образным восприятием изучаемых закономерностей, чтобы не задерживать абстрактно- логическое мышление;

Правила применения принципа наглядности: 6. Наглядность использовать не только для подтверждения достоверности изучаемых предметов и явлений, но и как источник знаний; 7. По мере взросления детей необходимо больше использовать символической наглядности взамен предметной; 8.

Использовать различные виды наглядности в меру, так как чрезмерное их количество рассеивает их внимание и мешает восприятию главного; 9. Наглядность должна эстетически воспитывать; 10. Учитывать возраст учащихся в процессе использования разнообразных средств наглядности.

Метод иллюстрации обеспечивает учащимся показ иллюстрированных материалов, пособий: картин, плакатов, схем, чертежей, графиков, диаграмм, портретов, карт, макетов, атласов, изображения информации на учебной доске и пр.

Метод демонстрации заключается: в показе действия реальных приборов или их моделей, различных механизмов, технических установок, в постановке опытов и проведении экспериментов, в демонстрации процессов (различного происхождения), особенностей конструкций, свойств материалов, коллекций (минералов, художественных изделий, картин, образцов материалов и т. д. ).

Разновидностью метода демонстрации следует рассматривать экскурсии. Экскурсия может быть использована как метод ознакомления с новым материалом, углубленным его изучением или для закрепления изученного.

Экскурсия как метод демонстрации обеспечивает изучение предметов, процессов, технологий существующих в реальной действительности (завод, метеостанция, испытательные стенды, лаборатории и т. п.

), изучение растительного или животного мира (лес, поле, ферма, зоопарк, террариум, аквариум, дельфинарий и т. п. ).

Метод демонстрации необходимо умело сочетать со словом: акцентировать внимание на изучаемом, на главном, охарактеризовать свойство объекта, показать его разные стороны; разъяснить цель демонстрации, что держать в поле зрения, выделить объекты наблюдения, а возможно, использовать некоторый раздаточный материал, предшествующий или сопутствующий основной демонстрации, сделав соответствующий комментарий.

Среди наглядных методов обучения все чаще начинают выделять «видеометод» . С интенсивным развитием видеотехнической аппаратуры он выделяется из демонстрационного метода в самостоятельный. В основе его находятся экранные источники информации (телевизоры, видеомагнитофоны, компьютеры, сканеры и т. п. )

Видеометод — один из мощных источников воздействия на сознание и подсознание человека. Он может использоваться на всех этапах обучения как многофункциональный метод.

I. Разделите методы на группы и укажите основание классификации. а) рассказ, б) иллюстрация , в) наблюдение, г) «электронный учитель» , д) лекция, е) дискуссия, ж) демонстрация, з) конспектирование, и) реферирование. II.

К наглядным методам обучения относятся: а) рассказ, б) демонстрация, в) упражнение, г) иллюстрация, д) работа с книгой, е) наблюдение, ж) видеометод. III. Ответьте на тестовый вопрос.

Прием обучения – это … а) основное положение, определяющее руководящую деятельность учителя: б) элемент метода, его составная часть; в) субъективная часть метода.

IV Разделите методы на группы и укажите основание классификации.

а) рассказ, б) иллюстрация, в) упражнение, г) наблюдение, д) «электронный учитель» , е) лекция, ж) дискуссия, з) демонстрация, и) конспектирование, к) реферирование.

Основание классификации — словесные: наглядные: практические: видеометод: работа с книгой: V. Методы обучения в дидактике позволяют ответить на вопрос: A. Чему учить? B. Как учить? C. Зачем учить? Д. Когда учить? E) Где учить?

VI. Методом обучения называется А. способ передачи знаний; Б. путь познавательной деятельности учителя, направленный на выполнение задач образования; В.

способ взаимосвязанной деятельности учителя и учащихся, направленный на решение задач обучения, воспитания, развития; Г. способ деятельности учителя, раскрывающий логику движения содержания образования; Д.

путь движения мысли от учителя к учащимся с целью передачи знаний последним.

VII. Для формирования умений применять знания по образцу, быстроты выполнения заданий целесообразно использовать метод обучения: А. проблемный; Б. репродуктивный; В. исследовательский; Г. частично-поисковый. VIII.

На основании источника получения знаний методы обучения делят на: А. словесные, репродуктивные, наглядные, практические; Б. словесные, проблемные, наглядные, практические; В. словесные, наглядные, практические; Г.

словесные, репродуктивные, проблемные, наглядные, практические.

IX. Классификация методов обучения в зависимости от характера познавательной деятельности учащихся разработали: 1. Н. А. Сорокин, А. И. Дулов; 2. М. Н. Скаткин, И. Я. Лернер; 3. М. А. Данилов, Б. П. Есипов; 4. Ю. К. Бабанский, В. А. Сластенин. X. Путь достижения цели и задач обучения – это: A. Метод обучения. B. Самообразование. C. Учение. Д. Методика обучения. E. Самовоспитание.

ОТВЕТЫ I а, д, е, з, -и –словесные б, г, ж – наглядные По источнику информации II б, г, е, ж III б IV источник получения знаний. словесные: а, е, ж, наглядные: б, г, з практические: в видеометод: д работа с книгой: и , к V В VII Б VIII В IX 2 X А

Источник: http://present5.com/naglyadnye-metody-obucheniya-princip-naglyadnosti-odnim/

Ссылка на основную публикацию