Наиболее распространенные проблемы в воспитании детей

Проблемы современного воспитания детей | Vo5.org

Поскольку родители в семье полностью отвечают за моральную и материальную поддержку детей, их роль очень важна, особенно в первые годы. Они должны обеспечивать безопасность детей и быть хорошим примером для подражания как в психологическом, так и физическом плане.

Если между родителями нет конфликтов и супружеская пара проявляет уважение друг к другу, то дети вырастут хорошо приспособленными к взрослой жизни.

Однако выполнение этих функций сопряжено с проблемами для большинства родителей.

 Если Вы находитесь в депрессии, то постарайтесь не показывать это ребенку, постарайтесь как можно быстрее решить эту проблему, возможно обратившись к услугам психолога онлайн.

Проблемы современного воспитания детей, с которыми сталкиваются родители :

  • Родители могут позволять своим детям делать то, что они захотят. В таком случае дети могут стать непокорными и с ними трудно будет справиться. Такие дети, как правило, растут общительными и напористыми. Это не плохо в целом, но может привести к психическому стрессу у родителей.
  • В большинстве семей оба родителя работают и часто приходят домой уставшими. И не могут уделить своему чаду достаточно внимания, ребенок может чувствовать себя обделенным и обиженным. Такое воспитание может привести к тому, что ребенок станет враждебным по отношению к другим.
  • Некоторые родители стремятся сделать ребенка лучше себя и бывают чрезмерно строгими и наказывают за малейшие ошибки. В этом случае дети боятся своих родителей и слушаются их. Однако они становятся чрезмерно зависимыми от своих родителей, чтобы принимать какие-либо решения в собственной жизни.
  • Помимо эмоциональной зависимости от родителей, дети могут также чувствовать себя обделенными, если существуют финансовые проблемы.
  • Если родители сами плохо справляться со стрессовыми ситуациями, то это так же может негативно повлиять на детей, и они могут приобрести различные страхи не чувствуя поддержки.

Несмотря на эти проблемы современного воспитания, существует несколько научно обоснованных советов, что бы вы вырастили счастливых и хорошо воспитанных детей. Необходимо понимать ребенка.

Многие родители воспитывают своих детей на примере других семей, но каждый ребенок индивидуален, и стиль воспитания, который подходит для одного ребенка, может не подходить для другого. Поэтому метод воспитания зависит от личности.

Например, детям, которые плохо справляются со своими эмоциями, может потребоваться больше внимания, в то время как, адаптированный к общественной среде ребенок, может пострадать от чрезмерного контроля.

Необходимо шутить и играть с детьми, это повышает творческие навыки ребенка. Такие детям проще общаться в дальнейшем с людьми.
Очень важно, чтобы родители перестали искать совершенство в своем ребенке или в себе.  Такое мышление только усиливает стресс, и снижает уверенность в себе. Надо стараться уменьшить давление, чтобы вы и ваш ребенок могли жить счастливее и спокойнее.

Хорошо известный факт, что родители, которые постоянно выражают негатив, или обращаются грубо с детьми, в итоге получают чрезмерную агрессию от ребенка, увеличивающуюся по мере взросления.

Необходимо уменьшить количества гнева в доме, это снизит шансы на серьезные социальные проблемы в перспективе. Теплые, заботливые отношения между матерью и отцом помогают снизить поведенческих проблемы у детей.

Подавая хороший пример, родители помогают ребенку создать свои новые, здоровые семейные отношения в будущем.

Не позволяйте родительским обязанностям повлиять на ваши супружеские отношения. Исследования показывают, что родители, страдающие семейными проблемами, способствуют образованию стресса у своих детей, что приводит к бессоннице и другим психическим проблемам.

Дети всему учатся у своих родителей, успешное воспитание требует активного и постоянного духовного, физического, интеллектуального и эмоционального присутствия родителей в жизни ребенка. Чем больше времени тратится на эффективное воспитание ребенка, тем больше шансов, что ребенок будет счастлив в будущем.

Источник: http://www.vo5.org/list/problemy-sovremennogo-vospitaniya-detej

Топ-20 самых частых ошибок родителей в воспитании детей

Даже самые хорошие родители часто совершают ошибки в воспитании детей, которые впоследствии могут негативно сказываться на ребенке и его взаимоотношениях с родными и близкими.

Каждый отец и мать хотят видеть своего ребенка воспитанным, здоровым, счастливым и эрудированным, но в какой-то момент их тревоги и волнения о будущем своего чада способны приводить к сбою, следствием которого становится противоположный эффект.

Эта статья поможет вам узнать о наиболее частых ошибках родителей в воспитании детей и пересмотреть свое отношение к этому важному этапу в вашей жизни и развитии вашего ребенка. Цена этих ошибок очень высока, но зная о них, вы сможете избежать тех последствий, которые они влекут за собой.

Ошибка №1 — хвалить ребенка за все, что он делает, и преувеличение его реальных способностей

Хвалить ребенка нужно только заслуженно.

Многие родители так зацикливаются на своем ребенке, что любое его достижение, даже самое незначительное, вызывает у них гипертрофированный восторг, умиление и гордость.

Они бесконечно твердят своему чаду: какой он особенный, он может стать кем захочет, какой он умный и как он справляется с чем-то лучше остальных.

Такая чрезмерная похвала так же негативно сказывается на становлении личности ребенка, как и ее отсутствие.

Перехваливая ребенка, родители могут вызвать в нем отсутствие желания делать что-либо, за что он не получает награды и восхищенных возгласов.

Именно поэтому, прежде чем похвалить своего сына или дочь, обязательно задумайтесь о том, а действительно ли это то достижение, за которое требуется награда.

Ведь часто мы хвалим наших детей за вполне банальные поступки (например, ребенок сам убрал за собой игрушки, съел кашу или навел порядок на своем письменном столе).

В дальнейшем таким детям приходится сталкиваться с тем, что на их жизненном пути будут возникать различные неприятности, т. к. они могут оказаться неподготовленным к тому, что решение многих жизненных проблем требует усилий и реальной оценки своих способностей. Не забывайте о том, что хвалить детей нужно только заслуженно!

Ошибка №2 – игра в демократию

Многие родители считают своего ребенка равной себе личностью, разрушая его понятия о необходимом уважении к мнению взрослых и более опытных людей.

Приведем простой пример эволюции в природе: утка всегда водит за собой своих утят, а те ее детеныши, которые уходят в противоположном направлении, отсеиваются путем естественного отбора – их съедают.

Примерно то же самое происходит и с детьми, которые пытаются распоряжаться взрослыми. А ведь решение таких проблем и вопросов им еще не по силам… В результате такие дети становятся невротичными.

Во многих случаях такая игра с собственными детьми в демократию уходит своими корнями в детство самих родителей. У многих из них были сложные взаимоотношения с отцом или матерью, и они искренне хотят не повторять их ошибок и стать для своего ребенка настоящим «другом».

Однако такая ситуация невозможна, т. к. у ребенка нет еще достаточного опыта для жизни и он не знаком со всеми ее недостатками и опасностями.

Именно поэтому не нужно забывать о том, что дети приходят в этот мир под наше крыло, и должно пройти какое-то время, пока они наберутся опыта, вырастут и станут «взрослыми утками».

Ошибка №3 – родители делают ребенка центром Вселенной

Очень часто родители полагают, что жизнь всей семьи должна вертеться вокруг ребенка.

Домашние задания, прогулки в парке, посещение музыкальной школы или спортивного кружка – список потребностей ребенка почти бесконечен.

Во многих семьях после рождения ребенка происходит полное переключение на его нужды, и в результате таких изменений страдают взаимоотношения между родителями, ведь внимание полностью переключается на нового члена семьи.

Конечно же, детям нужна наша помощь, забота и внимание, но если абсолютно все будет сосредотачиваться только на них, то они могут вырасти эгоистичными и эгоцентричными. Гораздо лучше будет, если вы сможете создать в своей семье условия, в которых каждый ее член получает равное количество внимания. В таких семьях дети становятся более лояльными и приспособленными к жизни вне дома.

Ошибка №4 – попытка реализовать свои мечты через ребенка

Есть родители, которые пытаются навязывать своим детям свои мечты только потому, что они сами не смогли воплотить их в жизнь. Кто-то не смог в силу каких-либо обстоятельств стать инженером, хирургом, преподавателем, спортсменом или музыкантом, но это не означает, что вы сможете пройти через этот путь вместе с вашим ребенком.

Дети являются нашим продолжением: в них заложены наши гены, мы передаем им часть своего опыта.

Однако у каждого в этой жизни своя дорога, и не стоит их заставлять идти по тому пути, который всецело избрали вы, не учитывая желания, мнения и реальных способностей вашего ребенка.

В результате вы рискуете сделать вашего ребенка несчастным и неуверенным в своих силах человеком, которому будет за что винить вас.

Ошибка №5 – вы не учите детей контролировать свои эмоции

Ребенку приходится сталкиваться на своем жизненном пути со многими стрессами, разочарованиями и трудностями. Если вы не научите их преодолевать и справляться с теми чувствами и эмоциями, которые они вызывают, то проблемы и сложности будут нарастать как снежный ком и полностью поглотят еще незрелого и неопытного ребенка.

Именно поэтому важно с раннего детства приучать ребенка контролировать проявления своих эмоций. Для этого вы можете сделать следующее:

  • показывать пример собственным поведением;
  • научить ребенка различать различные эмоции и обучить их названиям;
  • обращать такое же внимание как на свои эмоции, так и на его переживания;
  • научить обсуждать свои эмоции и переживания с вами;
  • не осуждать за эмоции;
  • сопереживать ребенку.

Ошибка № 6 – дарить подарки за что-то

Делая подарки за хорошее поведение, успехи в учебе или достижения на кружках мы рискуем выработать в ребенке зависимость от таких «призов». В результате такая погоня за никогда не удовлетворяющими бонусами и призами станет для ребенка сама собой разумеющейся, и у него пропадет ощущение, что подарки можно получать только за то, что его любят и хотят о нем заботиться.

Ошибка №7 – чрезмерная критика за ошибки

Дети, которые постоянно подвергаются критике за малейшую оплошность и отклонения от курса на совершенство, становятся буквально зависимыми от необходимости быть первым и лучшим во всем. При совершении какой-то ошибки они будут чувствовать себя ничтожными и бесполезными, и это негативно отразится на их личности: они станут обозленными и нервозными.

Ошибка №8 – угрозы, унижение и стыд для наказания

Ругая или критикуя ребенка, никогда не следует делать даже намека на то, что вы его не любите или он вам неприятен. Такое поведение родителей всегда приводит к тому, что дети становятся на время покладистыми, но потом ваши угрозы будут вызывать в них только безразличие или озлобленность.

Рано или поздно вы рискуете получить пренебрежительное отношение к себе, своим просьбам и возведете между вами стену непонимания и безразличия. Ребенок может стать скрытным, закомплексованным и нервозным или начать искать общение с плохой компанией, чтобы все делать вам назло.

Ошибка № 9 – требовать сделать то, что не соответствует возрасту ребенка

Некоторые родители в своем стремлении вырастить самостоятельного ребенка перекладывают на его плечи множество непосильных для него дел и обязанностей (постоянно нянчиться с маленькими братьями или сестрами, готовить себе еду и т. п.).

В будущем такое «детство» способно вызвать негативное отношение к таким понятиям как семья и дети, т. к. у еще не сформировавшейся личности такой груз обязанностей может вызывать только негативное отношение, приводящее к эмоциональным срывам.

Ошибка №10 – постоянные попытки не давать детям скучать

Многие родители считают, что ребенок постоянно должен веселиться и чем-то заниматься. Однако такой насыщенный режим дня приводит к переутомлению и перенапряжению нервной системы, которые выливаются в раздражительности и нервозности. В течение дня каждому ребенку необходимо время, когда он может побыть наедине с собой.

Такое чередование спокойного времяпрепровождения и активности будет благотворно сказываться на психоэмоциональном состоянии ребенка и его расположении духа.

Читайте также:  Как помочь медлительному ребёнку?

Ошибка №11 – защищать детей от потерь, любого риска и последствий их поведения

Многие родители хотят, чтобы их ребенок ни в чем не испытывал разочарования и получал буквально все: от покупки самой простой игрушки до защиты от неприятностей с законодательством за какие-то весомые проступки.

В результате такие дети становятся неблагодарными и воспринимают такую гиперзаботу как что-то должное и само собой разумеющееся.

Избалованные дети, которым все позволено, необремененные поручениями и не знакомые с самостоятельностью, рано или поздно оказываются неспособными преодолеть даже минимальные жизненные препятствия.

Помните о том, что каждый из нас должен научиться проигрывать и отвечать за каждый свой поступок или ошибку. Так мы учимся быть мудрыми и становимся опытными.

По данным исследований, дети, которые бывают в детских лагерях в лесу или в горах, становятся более самостоятельными, ответственными и преуспевающими.

Вывод один: дайте своему ребенку возможность учиться на собственных ошибках или неудачах.

Ошибка №12 – невнимание к мнению ребенка

Некоторые родители настолько зациклены только на своей ответственности, что считают нецелесообразным прислушиваться к мнению своего ребенка. Такое отношение к мыслям и желаниям своего ребенка может привести к тому, что, став взрослым, он так и не научится принимать взвешенные и самостоятельные решения.

Помните о том, что инфантильность в ребенке – это ваша вина. Ребенку нельзя категорично навязывать свои решения, необходимо предоставлять право выбора.

Ошибка №13 – тотальный контроль и категорические запреты

Чрезмерная забота о детях часто приводит к тому, что родители начинают полностью контролировать любой шаг ребенка и жестко ограничивают его в свободе. Любые попытки ограничивать свободу и пренебрежение мнением ребенка приводят к тому, что впоследствии он не сможет адаптироваться в обществе, и у него постоянно будут возникать конфликты со сверстниками.

Категорические запреты даже на самые безобидные поступки и нежелание родителей попытаться выяснить, почему ребенок поступает именно так, а не иначе, могут привести к тому, что он будет что-то делать украдкой или жульничать. Впоследствии ребенок перестанет уважать ваше мнение или требования, и гармоничные доверительные взаимоотношения будет сложно возобновить.

Ошибка №14 – разногласия между родителями в вопросах о воспитании ребенка и непоследовательность

Нередко в семьях наблюдается следующая ситуация: отец излишне категоричен и строг, а мать окружает ребенка чрезмерной заботой и слишком мягко относится к некоторым его проступкам. Ребенку таких родителей бывает трудно провести черту между такими понятиями как «легкая шалость» и «значительный проступок».

В результате это приводит к тому, что ребенок не способен адекватно оценивать различные проблематичные ситуации, и он не знает, как на тот или иной поступок отреагируют его родители. Это может приводить к появлению постоянных противоречий или ссор с матерью или отцом, попыток скрывать какие-то свои проступки, обманывать и т. п.

Для исключения таких противоречий родителям ребенка необходимо выстроить единую систему взглядов в воспитании ребенка.

К не меньшим проблемам в воспитании ребенка приводит и непоследовательность родителей. Например, вчера мать разрешила ребенку гулять допоздна, а сегодня она уже категорическим тоном отправляет ребенка спать. В результате такая модель воспитания приводит к тому, что ребенок не знает, что от него требуется и начинает несерьезно относиться к запретам или наказаниям родителей.

Ошибка №15 – эгоизм родителей

К сожалению, это самая частая ошибка многих семей. Очень часто родительский гнев и недовольство обрушивается на шумно играющего ребенка в тот момент, когда мать или отец хотят отдохнуть, т. к.

они устали после работы или плохо себя чувствуют. В результате ребенок начинает чувствовать себя отверженным и никому не нужным.

Попутно с этими переживаниями он прекрасно понимает, что, как и вы, имеет право на общение и игры с вами.

В таких ситуациях чрезвычайно важно не отдавать предпочтение своим эмоциям, а попытаться объяснить ребенку сложившееся обстоятельство.

Приложите максимум усилий и научите его с пониманием относиться к тому, что маме или папе нужно дать просто отдохнуть, а потом она или он обязательно поиграют с ним и уделят ему внимание.

Так вы сможете привить ребенку понимание и сострадание, и он с малых лет будет знать о том, что его родителям тоже необходимы его поддержка и забота.

Ошибка №16 – сравнивать ребенка с другими детьми

Многие родители часто пытаются сравнивать своего ребенка с другими детьми, ставя их в пример.

Задумайтесь над этими моментами и представьте, что переживает такое сравнение ваш ребенок, слыша фразу: «А у Максима больше пятерок в табеле» или «Как хорошо себя ведет Танечка и какая она умница», ребенок думает о том, что он хуже других.

Возникающие у него переживания подрывают его самооценку и психику, и впоследствии такие внутренние терзания и страдания приводят к развитию комплексов, нервозности и даже психосоматических заболеваний.

Ошибка №17 – приучать ребенка к дисциплине в плохом расположении духа

Пытаясь приучать ребенка к дисциплине в тот момент, когда вы злитесь, вы рискуете зайти в этом процессе настолько далеко, что прибегнете к излишней силе или несправедливому наказанию. Такие действия всегда надолго оставляют в душе ребенка печальный и глубокий след. Впоследствии некоторые дети из-за этого могут замыкаться в себе, и вам будет еще сложнее наладить доверительный контакт.

Так что, если вы чувствуете, что раздражены до предела и можете выйти из себя, то возьмите себя в руки и оставьте ситуацию в покое на 10-15 минут (пока разум не возьмет верх над эмоциями). Воспитываете своего ребенка только после того, как окончательно успокоитесь, только так вы будете чувствовать, что поступаете правильно.

Ошибка №18 – не поощрять хорошее поведение ребенка и не хвалить за достижения в учебе, спорте и т. п

Полное отсутствие похвалы так же вредит психике ребенка, как и ее избыток. Не забывайте хвалить своего ребенка, если он действительно заслуживает этого и достигает того или иного успеха. Если вы заметили, что он стал больше внимания уделять учебе, исправился и выполнил домашнее задание вовремя, помог младшему ребенку, то не забудьте сказать о том, что вы гордитесь им и он молодец.

Такие маленькие похвалы будут значить очень многое, самооценка и желание стать лучше будут только укрепляться, толкая вашего ребенка к новым свершениям и достижениям. Чем больше и чаще вы будете замечать хорошие поступки, тем лучше он будет становиться.

Ошибка №19 – не делитесь собственными ошибками из прошлого

Воспитывая ребенка, помните о том, что он должен уметь чувствовать опасность, отвечать за свои поступки и уметь справляться с неприятностями.

Помочь вам в этом могут беседы с вашим сыном или дочерью, в которых вы поделитесь своими переживаниями о совершенных вами в их возрасте ошибках. Избегайте быть излишне эмоциональными и не прибегайте в такие моменты к излишним нравоучениям.

Попытайтесь быть в этот момент для своего просто старшим товарищем, который делится своим опытом.

Ошибка №20 – не делаете сами то, чему учите ребенка

Именно поведение родителей во многом предопределяет моделирование будущей жизни ребенка. Он воспринимает их как лидеров и перенимает от них множество взглядов на жизнь, манеру поведения в обществе и между членами семьи.

Поэтому мать и отец должны постоянно следить за своими поступками и понимать тот факт, что они являются примером для подражания. Совершая проступки и не соблюдая те же правила поведения, о которых они постоянно твердят ребенку, родители должны понимать, что ребенок будет совершать такие же проступки в будущем.

Покажите своим детям личным примером, как необходимо вести себя в обществе: научите их помогать близким или окружающим людям, приучите не мусорить на природе или на улицах, научите говорить правду и отвечать за свои поступки. Беря пример с вас и чувствуя вашу поддержку, они будут поступать в будущем так же, как и вы.

Каждый родитель хочет, чтобы его ребенок стал счастливым человеком. Помните о том, что счастливый человек – это уверенная, здоровая, самостоятельная, деятельная и гармоничная во всех отношениях личность. Для того, чтоб он стал именно такой личностью, вам необходимо:

  1. Уделять ребенку время и всегда проводить его с пользой.
  2. Внимательно слушать ребенка.
  3. Быть духовным наставником для ребенка.
  4. Учить любить окружающий мир и природу.
  5. Развивать его тело и ум.
  6. Подавать собственный пример.

Задачи, поставленные перед родителями, можно считать одними из самых сложных в мире. Воспитание ребенка – это искусство, в котором все индивидуально и не имеет стопроцентно срабатывающих правил и методов. Если вы хотите стать достойным примером для своего ребенка и вырастить его счастливым человеком, то старайтесь избегать ошибок в их воспитании.

Источник: https://myfamilydoctor.ru/top-20-samyx-chastyx-oshibok-roditelej-v-vospitanii-detej/

Ошибки родителей при воспитании детей в семье

С проблемами при воспитании современных детей сталкиваются все родители без исключения. И даже обладая знаниями в сфере психологии и педагогическими навыками, не исключены промахи и перекосы. К самым типичным ошибкам семейного воспитания относятся неверная установка границ дозволенного, отсутствие правил в семье, неправильная реакция на детские эмоции и панибратство.

Непосредственным воплощением того, как встраивается ребенок в семейный уклад, являются границы, которые взрослые устанавливают ребенку, правила и требования, которые ему предъявляют. Трудности с установлением этих границ знакомы многим родителям.

Однако проблемы воспитания детей дошкольного возраста, связанные с установлением границ – явление в истории педагогики, вероятнее всего, молодое.

Оно появилось в связи с тенденцией гуманизации воспитания, отказом от физического и грубого психологического «оружия» в обеспечении дисциплины детей.

Именно отказ от грубых методов воздействия на ребенка, понимание того, что взрослый может нанести непоправимый вред ребенку, если обращается с ним жестоко, и становится ошибкой воспитания, причиной трудностей в установлении правил для него.

Родители лишились традиционного инструмента власти — физического наказания, которое объявлено вредоносным. В то же время родители не приобрели (или прибрели в недостаточном количестве) иные инструменты воспитания – психологические приемы, умение убеждать и вести детей за собой, мотивировать их.

В этой ситуации и возникает такая проблема семейного воспитания детей, как ошибка в установлении границ для ребенка. Кроме того, многие родители отождествляют понятие жестокости в отношении ребенка с понятием жесткости в следовании правилам, отношения к некоторым ситуациям с ребенком.

Однако жесткость не означает жестокости, и в некоторых ситуациях для поддержания порядка родители должны иметь смелость эту жесткость проявить.

Большинство обращений к психологу по поводу детей касается именно проблем с поведением детей, сложностей родителей в том, чтобы добиваться исполнения семейных или общественных правил.

На внешнем уровне проблемы воспитания детей, связанные с установлением границ для ребенка, выражаются в том, что с ребенком трудно в ежедневных делах: он не желает соблюдать гигиенические предписания (чистить зубы, умываться), не хочет вставать утром, идти, куда следует, или, наоборот, покидать милые его сердцу места.

Может кричать или грубить, а иногда и бить родителей, отказываться делать уроки, убирать свои вещи, обижать младших или животных. Все эти явления сами по себе объяснимы, сопротивление ребенка правилам – в целом дело совершенно естественное.

Однако, когда сопротивление правилам становится тотальным, жизнь родителей и детей превращается в непрерывную борьбу вокруг правил, ситуация явно нуждается в коррекции. Отношения обостряются, родители начинают даже побаиваться ребенка, так как тот часто устраивает изматывающие скандалы, может легко поставить окружающих в неудобное положение своим поведением.

Ошибки семейного воспитания проявляются тем, что ребенок постоянно сопротивляется требованиям, и становится трудно обеспечить элементарные нормы поведения и даже безопасности.

Чем старше ребенок, чем больше у него опыт войны с правилами родителей или игнорирования этих правил, тем сложнее может оказаться ситуация.

У такой ситуации, когда ребенок отказывается подчиняться правилам, могут быть глубокие причины, которые кроются в личности родителей или самого ребенка. Глубинные причины могут касаться прошлого семьи, болезни кого-то из ее членов или других обстоятельств. Эти проблемы воспитания детей в семье всегда индивидуальны, их анализом лучше заниматься со специалистом.

Читайте также:  Учим ребенка знакомиться

Начнем именно с внутреннего состояния родителей, их установок относительно правил для ребенка.

Существует несколько типичных ошибок семейного воспитания детей, неконструктивных установок и способов поведения родителей, которые мешают им установить в семье разумные правила.

Актуальной проблемой воспитания детей в семье является отсутствие границ. Часто ошибки в воспитании связаны с тем, что родители и сами не очень уверены, где должны пролегать границы. Если родители не имеют собственной уверенности, что можно, а чего не стоит делать детям, то они не могут передать этой уверенности детям.

Отсутствие родительской уверенности в запретах, предписаниях и своих собственных действиях могут быть связаны с противоречивыми или ложно понятыми теориями воспитания.

Например, родитель может теряться между идеями, что ребенок не нанесет себе вреда (не ушибется, не отравится и не обрежется, если ему доверять), и традиционными методами контроля и присмотра за ребенком.

Либо родитель может жить в неопределенности между противоречивыми установками – вмешиваться ли в конфликты детей или довериться их природным инстинктам и позволить обучаться общению, так сказать, «в бою».

Таких актуальных проблемы воспитания детей на родительском пути множество, и если родитель не имеет четкого представления о том, как правильно действовать, то он постоянно транслирует свою неуверенность ребенку. Непродуманность позиции родителей, колебания видны ребенку, считываются им на бессознательном уровне, и к тому времени, когда ребенку все-таки предъявляются требования, он не слушается родителя.

Многие родители возражают, что, дескать, все очень относительно, и времена меняются, не говоря уж о воспитательных теориях, которые часто диаметрально противоположны в своих предписаниях. И это тоже является ошибкой в воспитании детей, ведь очень трудно выработать собственное мнение о том, как действовать, когда противоречивой информации так много, а собственного опыта так мало.

Все это, правда, однако это не избавляет родителей от необходимости найти точку опоры, выработать свое мнение и действовать исходя из него. Люди могут делать ошибки, менять свои суждения, признавать прошлые решения неверными. Однако если вы решились воспитывать детей, то ваша прямая обязанность – выработать ту систему ориентиров (пусть и несовершенную), в которой они воспитываются.

Ошибки родительского воспитания: отсутствие правил в семье

Ещё одна типичная ошибка воспитания – отсутствие правил в семье, отрицательное отношение к границам, когда родители вообще считают, что они душат свободу личности. Такие люди по различным причинам негативно настроены к правилам как к явлению.

Такая ситуация имеет свои истоки, произрастает из истории человека. Некоторые родители сами, по сути, бунтари, не приемлющие каких-то правил, власти над собой, сопротивляющиеся установленным правилам.

Такие родители могут, с одной стороны, пытаться правила для ребенка устанавливать, а с другой — втайне поощрять его сопротивление правилам, любоваться своеволием детей.

Другие же родители повышенно конформны, боятся отойти от предписаний, но не хотели бы, чтобы дети повторили их судьбу и по этой причине выставляют требования неохотно, как бы стесняясь своей роли.

Если вы внутренне сопротивляетесь самой идее установки правил для ребенка, правила ассоциируются у вас с серостью, скучной жизнью, посредственностью, то вы транслируете ему противоречивые послания на двух уровнях.

На внешнем уровне вы, конечно, должны установить ему правила, с родителей ведь никто не снимает обязанности ознакомить ребенка хотя бы с минимальными социальными нормами. Но на более тонком уровне, как правило, не вербально, сложной системой поощрений бунтарского поведения ребенка вы передаете совсем другие сигналы.

На тонком уровне он получает предписание не повиноваться, не признавать правил. Ребенок никогда не осознает самого факта противоречия различных посланий. Однако это сильно влияет на него, заставляет беспокоиться.

В результате такого двойного послания возникают проблемы с воспитанием детей родителями, ведь ребенок теряется, не желает отождествлять себя с правилами, которые ему предлагаются, ведь и сами взрослые относятся к ним негативно.

Проблема, связанная с воспитанием ребенка: боязнь детских эмоций

Часто встречающейся проблемой, связанной с воспитанием ребенка, является боязнь его эмоций. Часто родители не могут эффективно установить правила для ребенка, так как они боятся яркого проявления его эмоций: истерик, плача, вспышек ярости.

Многие родители боятся, что сильными эмоциями ребенок нанесет вред своему телесному или психологическому здоровью.

Стремясь не допустить сильной истерики или плача, такие родители допускают ошибки при воспитании детей, идут у них на поводу, когда малыши демонстрируют сильные эмоции. Любопытно, что именно дети, у которых трудности с границами, обычно наиболее истеричны.

Идя на уступки во время плача или истерики ребенка, вы учите его постоянно прибегать к этому средству, чтобы достичь желаемого, то есть фактически формируете истерический характер.

Такого рода поведение быстро формируется детьми, родители которых уверены, что плач ребенка – явление крайне опасное, и ребенок, не контролируя себя, может нанести себе увечье. Обычно такие опасения сильно преувеличены, и рыдающий ребенок находится в сравнительной безопасности, если предоставить ему выразить свои эмоции.

Никто из родителей не хотел бы, чтобы плакал его ребенок, это, как правило, очень болезненное переживание. Плач ребенка – один из наиболее раздражающих звуков для человеческого уха, сама природа позаботилась о том, чтобы мы стремились утешить ребенка и остановить плач.

Однако всегда ли нужно останавливать плач, всегда ли сильные эмоции, будь то слезы ярости или горя, ребенка вредны ему? Ниже рассмотрены несколько педагогических проблем в воспитании детей, возникающих в ситуациях, когда ребенок демонстрирует слишком острую эмоциональную реакцию.

Когда ребенок плачет от жестокости взрослого, страха, отвержения родителей, хронического плохого обращения с ним — это слезы, которые обозначают ситуации, сами по себе приносящие вред ребенку.

Так, например, если вы в наказание за непослушание заперли ребенка в темной комнате, где он испытывает ужас и плачет, это, безусловно, травмирующая история, которую нужно прекратить как можно скорее.

Но если ваш ребенок требует папин телефон, очередную конфету или включить ему мультфильмы и при этом устраивает очень громкий скандал, то его положение безопасно, несмотря на бурные эмоции. Дайте ему просто выразить свои чувства.

Еще одной важной причиной, по которой люди боятся детских истерик, является, конечно же, общественное мнение. Это может быть мнение близких вам людей, например, бабушек или супруга или мнение посторонних наблюдателей. И в том и в другом случае вы можете совершить типичную ошибку при воспитании детей – пойти на неразумные уступки ребенку, чтобы избежать осуждения окружающих.

Страх детской истерики, боязнь, что плачущий ребенок наносит себе большой вред (в том числе и физический), боязнь критики со стороны окружающих заставляет родителей идти на уступки, которые сказываются как на текущей ситуации, так и на будущем характере ребенка. Кроме того, ситуация, когда родители не могут переносить эмоций ребенка, изматывает и самих родителей, делая их заложниками ситуации, лишая средств и инструментов управления.

Ошибка воспитания в семье: панибратство

К числу основных проблем воспитания детей можно отнести и панибратство, то есть чрезмерное стремление стать ребенку другом. Множество родителей уверены, что наилучшая картина отношений между взрослым и ребенком — дружба. Для них наивысшим достижением была бы возможность сказать: «Я лучший друг для своего ребенка!»

У убеждения, что с ребенком необходимо дружить, много аспектов. Один из них состоит в том, что родитель хочет полностью контролировать жизнь и мысли ребенка, поэтому стремится к нему в лучшие друзья, чтобы ребенок не имел от него секретов.

Другая ошибка родительского воспитания заключается в том, что взрослый никому не хочет уступать место в жизни и душе ребенка, хочет стать для него всем, в том числе и лучшим другом. Часто родители, которые претендуют на то, чтобы стать с ребенком лучшими друзьями, имеют напряженные или отстраненные отношения со своими родителями, всегда чувствовали недостаток любви к себе.

Такие люди могут стремиться к дружбе с ребенком, чтобы не допустить образования той же пропасти, что разделяет их с собственными родителями. Кроме этого, в близости и эксклюзивном положении в жизни ребенка они как бы компенсируют боль отвержения, которую пережили в отношениях с собственными родителями.

Любовь и привязанность ребенка в таком случае должны компенсировать урон, полученный человеком в других
близких отношениях (с собственными родителями, партнерами). В таких случаях родители хотят, чтобы все чувства и привязанности ребенка принадлежали только им.

Как добиться выполнения неприятных ребенку требований, не вызывая его раздражения? Как не допустить ошибок в семейном воспитании детей? Рушится главная концепция, на которой выстроена основная идея – дружба с ребенком.

Если бы мать действовала, ощущая свое право на установку границ и не стремясь во что бы то ни стало нравиться ребенку, девочка быстрее приняла бы правила.

Обстановка стала бы более определенной, спокойной, и именно это позволило бы ее участникам проводить больше приятного времени вместе.

Родители — мать и отец — уникальные люди в судьбе человека. С ними его связывают самые разнообразные чувства и отношения, часто эти чувства сложны и противоречивы, но они всегда очень важны, кардинально влияют на его отношения с миром.

Дружба между ребенком и родителем, конечно, возможна, но это происходит только на определенном этапе жизни ребенка, когда он достаточно взрослый, равен родителю по своему статусу. Пока же ребенок маленький, отношения между родителем и ребенком — крайне несимметричные. Родитель обязан нести ответственность за него, устанавливать правила, руководить ребенком, то есть быть главным.

А основа дружбы состоит в близких, почти симметричных отношениях, где каждый свободен эти отношения покинуть, если того пожелает. Опускаясь до панибратства, вы совершаете серьезную ошибку воспитания в семье, ведь дружба с ребенком изначально лицемерна, так как отношения не равны и ребенок не свободен их покинуть по своей воле.

Кроме того, он должен подчиняться родителям в принципиальных вопросах. Родитель должен опекать, направлять, любить, поддерживать и учить ребенка, но не пытаться дружить с ним. В этих отношениях может быть много тепла, веселья и удовольствия, дружелюбия, сотрудничества и взаимного внимания, однако это не отношения двух друзей.

Не стоит совершать такую типичную ошибку родителей в воспитании детей, как подменять ребенку друга – нужно научить его искать друзей, строить и сохранять дружеские отношения. У родителей уникальная роль, им не стоит претендовать на нечто большее.

Другая частая ошибка воспитания детей в семье – это боязнь родителей, что в результате требований они просто потеряют любовь и привязанность ребенка. Ребенок, недовольный вечным давлением и требованиями, которые к нему предъявляются, просто отвергнет родителя, внутренне отстранится от него.

Что может быть печальнее потери любви родного ребенка? В таком случае родители совершают ещё одну педагогическую ошибку в воспитании детей – не хотят добиваться дисциплины, охраняя такую важную вещь, как привязанность ребенка. Такие опасения чаще свойственны тем родителям, которые воспитывают ребенка в одиночку.

Также подобная ситуация встречается в семьях, где один из родителей отстраняется от воспитания, предоставляя действовать второму.

Именно этот второй, обязанный нести весь груз ответственности, и переживает, что станет для ребенка лишь источником ограничений, в то время как второй родитель останется для ребенка вечным праздником.

В действительности гораздо важнее то, что происходит в отношениях помимо требований к ребенку.

Что еще вы предлагаете, что даете своему ребенку? Если ваше общение сводится к требованиям, критике, устранению «ошибок детского воспитания», то рано или поздно отдаление неизбежно, как бы успешно ни было ваше «управление».

Читайте также:  Увлекательные игрушки

Да, с родителей никто не снимает ответственности за ребенка, необходимости его направлять, но важно, что еще вы даете своему ребенку. Психологи, размышляя над тем, почему возникают проблемы воспитания детей в современной семье, предлагают родителям проанализировать:

  • Умеют ли они по-настоящему понять ребенка, соприкоснуться с его миром?
  • Часто ли проводят вместе приятное обоим время?
  • Могут ли они сказать, что их ребенок полностью доверяет им, чувствует себя спокойно и защищенно рядом с родителями?

Если на эти вопросы вы с уверенностью отвечаете «да», то вряд ли вы будете бояться предъявлять к ребенку требования.

Чтобы не допускать ошибок в семейном воспитании, родители должны налаживать отношения с ребенком, не снимая требований к нему, а наполняя общение теплом, любовью и близостью.

Тогда на основе хороших отношений ребенок примет правила, как часть жизни.

Если у ребенка есть уверенность в любви родителей, чувство тепла в отношениях, то дискомфорт от ограничений ему есть чем сглаживать, за счет чего переживать.

Родителям, которые боятся установить правила, чтобы не потерять привязанность ребенка, лучше всего обратить внимание на то, чем, кроме правил, наполнена жизнь ребенка, и направить свою активность именно в это русло.

Родителям вне зависимости от их установок приходится устанавливать правила для ребенка. Не существует родителей, свободных от этой необходимости. Чтобы не совершать типичных родительских ошибок в воспитании детей, постарайтесь установить свои правила, без внутреннего конфликта и раздора с ребенком.

Статья прочитана 12 900 раз(a).

Источник: http://vkapuste.ru/?p=9077

Детские проблемы. Проблемы воспитания и развития детей

ГлавнаяПроблемы воспитания

Специалисты в области психологии выделяют следующие общие стили воспитания детей. Это диктат, гиперопека, невмешательство и сотрудничество. Каждый из них имеет свои особенности, но все, несомненно, оказывают серьезное влияние на формирование личности ребенка. Рассмотрим каждое из этих взаимодействий родителей и детей в отдельности.

Диктат

Стремление родителей полностью контролировать жизнь ребенка – едва ли не главная проблема воспитания. Воспитываясь под диктатом, ребенок находится под жёстким контролем со стороны взрослых, полностью лишаясь инициативы.

Детские психологи считают такие взаимоотношения с малышом наиболее неблагоприятными для формирования его личности.

Дети, выросшие в обстановке семейного диктата, как правило, страдают низкой самооценкой, замкнуты, имеют проблемы во взаимоотношениях со сверстниками.

Гиперопека

Это система взаимоотношений выражается в стремлении родителей окружить ребенка повышенным вниманием, защищать его даже при отсутствии реальной опасности.

В результате ребенок лишается возможности не только самостоятельно преодолевать трудности, но даже трезво их оценивать. Последствия в данном случае обычно легко предсказуемы.

У ребенка формируются такие качества, как зависимость, инфантилизм, несамостоятельность, неуверенность в своих силах.

Невмешательство

Родители, практикующие данный стиль воспитания детей, уверены, что он способствует развитию инициативности и самостоятельности ребенка. Однако это не всегда так.

Нежелание матери и отца участвовать в жизни ребенка вызывает не меньшие проблемы воспитания, чем излишняя опека с их стороны. Подобный подход опасен возможностью развития у малыша «синдрома отчуждения от родителей».

Став взрослее, таким людям будет трудно строить отношения с окружающими, в том числе, близкими людьми.

Сотрудничество

Согласно последним исследованиям, сотрудничество является наиболее эффективным стилем воспитания ребенка. В его основе лежит принцип объединения всех членов семьи ради общих целей и задач, который подкрепляется взаимной поддержкой друг друга во всех сферах жизни. Ребенок, которого воспитывают в духе сотрудничества, вырастет отзывчивым и уверенным в себе.

О том, как воспитывают своих детей представители шоу-бизнеса вы узнаете, посмотрев передачу «Мы-родители!».

5 способов улучшить взаимоотношения с ребенком

Чаще всего проблемы воспитания возникают из-за отсутствия взаимопонимания между родителями и детьми. Существует несколько способов поведения, которые помогут улучшить взаимоотношения с ребенком.

1. Разглядите в ребенке личность

Относитесь к ребенку как к личности со своим характером, склонностями, желаниями и правами. Предоставьте детям возможность самим принимать решения и решать проблемы, уважая их выбор. Поступая таким образом, вы повышаете самооценку ребенка и развиваете в нем самостоятельность.

2. Применяйте диалоговые методы воспитания

Не кричите на ребенка и, тем более, не бейте его, даже если он делает то, что вам не нравится. Принимайте его таким, какой он есть. Помните, наилучший способ добиться от детей того, что вы хотите – это заинтересовать их. Если вы слишком амбициозны, соизмеряйте собственные ожидания с возможностями малыша.

3. Будьте для ребенка авторитетом

Научитесь понимать своего отпрыска, чтобы видеть реальные мотивы его поступков. Дети слишком часто остаются один на один со своими проблемами, не умея выразить своих чувств или не веря в возможность «достучаться» до взрослых. Для того чтобы ребенок мог попросить о помощи или поговорить на волнующую тему, ему нужно доверять родителям, а это во многом зависит от поведения папы и мамы.

4. Общайтесь с ребенком

Уделяйте больше времени для общения с ребенком. Детские психологи утверждают, что совместные занятия, такие, как спортивные игры, хобби, походы и чтение вслух, лучше всего подходят для укрепления взаимоотношений между родителями и детьми. Если у вас несколько детей, постарайтесь находить время для общения с каждым ребенком, пусть в каждом случае это будут личные отношения.

5. Пересмотрите свой стиль воспитания

Пересмотрите те методы воспитания, которые вы используете в настоящее время. Оставьте из этого арсенала только самое лучшее и начните использовать новое, более эффективное.

Для того чтобы не ошибиться в выборе методов, вы можете воспользоваться следующим способом. Поставьте себя на место ребенка и представьте, понравились бы вам эти новшества.

Помните, успешно решать проблемы воспитания можно только в том случае, если вашей целью является создание по-настоящему дружеских и доверительных взаимоотношений с ребенком.

Большинство пап и мам, имеющих проблемы воспитания ребенка, связывают их, как правило, с плохим характером своего чада.

В то время как дети становятся «трудными» под влиянием многих причин, в частности, из-за предвзятого отношения к ним родителей.

О том, как научиться ценить индивидуальность своего ребенка, вы можете узнать, посмотрев передачу из цикла «Мы-родители!» с участником музыкального дуэта «ДаКи» Кириллом Попельнюком и его мамой Ириной.

Екатерина Кушнир

Источник: http://www.ya-roditel.ru/problemy-vospitaniya/

Какие есть проблемы в воспитании детей?

Как свидетельствуют наши наблюдения и экспериментально-психологические исследования, проблемы воспитания детей и развитие психических процессов дошкольников происходит в пределах возрастной нормы, и отклонения в детском поведении не обусловлены клинической симптоматикой. Однако осложнения и трудности, которые переживает каждый ребенок, волнуют взрослых (воспитателей и родителей) и требуют от них повышенного внимания и особого педагогического мастерства.

Каждый ребенок — неповторим, поэтому и подходить к нему нужно с учетом тех влияний, которые оказывают на него воспитание, обучение и социальная среда. Взрослые должны понять истинные причины отклонений в поведении ребенка, учитывая его индивидуально-типологические особенности, возможности и интересы, стиль семейного воспитания.

Через наблюдение за ребенком в различных ситуациях: как он ведет себя в новых условиях, как реагирует на трудности во время выполнения учебных заданий, каким способом разрешает конфликты, воспитатели смогут выявить отклонения в детском поведении и скорректировать их.

Бесспорно, эта помощь станет продуктивной, когда будет известна модель семейных отношений, тех разнообразных воздействий, которые испытывает ребенок от членов своей семьи — людей разного пола, возраста, предпочтений, которые повседневно, ежесекундно воспитывают своими поступками, интонацией, выражениями, жестами, мимикой.

Для воспитания здоровой личности решающее значение имеет ранний эмоциональный опыт. Если ребенок дошкольного возраста развивается согласно установленных возрастных норм, то главной причиной отклонений в его поведении является в основном неправильное воспитание в семье.

Отсутствие системы ценностных ориентаций, непоследовательность семейных дисциплинарных требований, неумение взрослых наладить психологический контакт с детьми вызывают возникновение таких отклонений в детском поведении, как агрессивность, замкнутость, пассивность, тревожность, неуверенность, плаксивость. Таким детям труднее привыкнуть к новому, они чаще конфликтуют со сверстниками и членами своей семьи.

Многочисленные психологические исследования отечественных и зарубежных авторов рассматриваются проблемы воспитания детей и подтверждают большое значение детско-родительских отношений в развитии каждой личности.

Как отмечал Г.С. Костюк, воспитание, которое сводится лишь к внешним воздействиям (приказы, запреты, и т. п.

) и игнорирует внутренние изменения в мыслях, чувствах, потребностях и стремлениях воспитанников, обречено на неудачу.

Неправильное воспитание детей в семье порождает отрицательные черты ребенка, которые сначала возникают как ситуационные явления и выражают ее противодействие грубым требованиям взрослых, а впоследствии закрепляются и превращаются в устойчивые характерологические черты.

Рассмотрим кратко основные типы неправильного воспитания по отношению к ребенку.

Гипоопека — это вид крайне неправильно организованного воспитания, что проявляется в полной бесконтрольности и отсутствия надзора, интереса к детским проблемам и увлечениям.

Дети чувствуют, что взрослым безразлично, что они делают, и что с ними происходит.

Отсутствие постоянного родительского внимания, отсутствие режима, недостаточный контроль за поведением ребенка часто становятся причиной знакомства с асоциальным окружением.

Абсолютная противоположность такому воспитанию — гиперопека, что предполагает чрезмерную опеку и мелочный контроль за каждым шагом ребенка.

Ряд постоянных, запретов, когда ребенок не имеет права на собственное мнение, принятие решения, самостоятельность и ответственность, создает у него впечатление, что ему «все нельзя», а сверстникам «все можно».

Понятно, что при таких условиях ребенок не имеет возможности учиться на собственных ошибках и накапливать личный опыт.

Воспитание «кумира семьи» проявляется в чрезмерной опеке, когда родители пытаются максимально и некритично удовлетворить все прихоти своего ребенка. С детства малыш растет в атмосфере постоянного одобрения, обожания, восхищения им.

Такие условия и соответствующее им воспитание ребенка фактически программируют ребенка на кризисную ситуацию в будущем, привычка быть лучшим и первым, высокий уровень притязаний, с одной стороны, и недостаток личного опыта, неумение работать — с другой, могут стать причиной истерического детского поведения.

Воспитание ребенка «Золушки», или эмоционального пренебрежения, приводит к ребенка к ощущению собственной ненужности в семье, он — обуза для своих родителей, без него было бы свободнее всем.

Положение еще больше усложняется, если у ребенка есть братик или сестричка, к которым относятся гораздо лучше. Постоянное осознание себя нежеланным, нелюбимым становится первопричиной детской невротизации личности.

Разновидностями неправильного воспитания является также жесткие взаимоотношения: суровые наказания за незначительные проступки, «срывание зла» на малыше.

Вся семья находится в атмосфере неприязни, между членами выросла невидимая стена, каждый живет сам по себе, без помощи, поддержки, заботы других.

Даже, если в семье нет драк и громких ругательств, такие обстоятельства влияют на дальнейшее психическое развитие дошкольника.

В случае завышенной моральной ответственности мамы и папы возлагают большие надежды на будущее своего ребенка и ожидают от него больших успехов.

Чаще всего эти требования — проекция несбывшихся замыслов и мечтаний родителей.

Ребенок постоянно сосредоточен на том, чтобы не огорчить своих родных, оправдать их надежды, вследствие чего испытывает постоянную тревогу, напряженность, усталость, что также влияет на состояние его психики и поведение.

Еще одной причиной дисгармоничного воспитания считают наличие «воспитателей-конкурентов». Это пример семьи, где одновременно воспитателями являются представители нескольких поколений.

Родители, бабушки, тети придерживаются разных взглядов относительно методов воспитания, внедряя их, часто конкурируют между собой.

Такой воспитательный «беспорядок» может стать источником беспокойства для малыша, повлечет болезненные проявления в его поведении.

Как показывает опыт, родители, которые обращаются за психологической помощью в отношении «проблемных» или «трудных» детей, сами в детстве страдали от конфликтов с близкими взрослыми. Сейчас же они подсознательно воспроизводят «знакомый стиль» воспитания.

Важно отметить, что дети учатся у родителей соответствующих способов поведения через наблюдение за их отношениями.

Когда требования к правилам поведения и родительский пример будут совпадать, то и ребенок будет воспроизводить родительское поведение, и если родители говорят одно, а делают другое, требуют от малыша честности, но сами обманывают друг друга, призывают к сдержанности, а сами ругаются и дерутся, то для ребенка ситуация личного выбора поведения будет очень сложной.

Источник: https://podrastu.ru/vospitanie/vospitanie-rebenka.html

Ссылка на основную публикацию