Нужны ли деньги ребенку: финансовая грамотность детей

Финансовая грамотность у детей. Дайте ребенку знания о деньгах

Дети растут. Рано или поздно они станут взрослыми. Какие знания и уроки они сейчас получают от Вас, именно такими они, впоследствии, и станут учениками, работниками, мужьями и женами, родителями, бабушками и дедушками. Некоторые знания особенно важны. Причем, чем в более раннем возрасте Ваши дети получат самые важные знания, тем больше ошибок им удастся избежать в зрелом возрасте.

Некоторые из этих уроков, полученных в детстве, относятся к любви, работе, жизненным ценностям. Родители, как правило, учат ребенку тому, что важно для них. Ваша задача — дать своим детям такие уроки, которые помогут им научиться быть успешными, счастливыми и продуктивными.

К сожалению, одна из наук, которой очень часто пренебрегают, это наука денег. Очень многие дети растут без навыков обращения с деньгами. То ли их родители не чувствуют себя уверенно в разговоре о деньгах, то ли они не думают, что это важно.

Деньги — это не та наука, которую надо изучать уже будучи взрослым. Последствия могут быть слишком значительными. Как пример, финансовый стресс, который может вызвать другие заболевания и расстройства.

Или это может быть жизнью «от зарплаты до зарплаты» и полное отсутствие сбережений. В любом случае, у таких людей жизнь всегда труднее, чем она должна быть.

На Вас, как на родителях, лежит ответственность научить ребенка быть финансово грамотным.

Что означает для ребенка быть финансово грамотным?

У финансовой грамотности есть несколько компонентов. Они включают в себя концепцию создания накоплений, постановки целей, а также концепцию, как заставлять деньги работать на себя. Финансовая грамотность помогает знать, что мгновенное удовлетворение от быстрой покупки — ничто, по сравнению с эмоциями от выполнения крупной цели.

Учить ребенка быть финансово грамотным, это значит учить его:

  • Как экономить деньги.
  • Насколько важно ставить финансовые цели, как долгосрочные, так и краткосрочные.
  • Как инвестировать свои деньги и заставить их работать на себя.
  • Как создать бюджет и распределять свои деньги, чтобы хватало на все необходимые нужды.
  • Как с помощью современных технологий и систем сохранять контроль над своими деньгами.
  • О том, что он единственный в мире человек, который может принимать решения о своих деньгах.
  • О практике пожертвований, чтобы помочь другим нуждающимся.
  • Как принять решение — потратить деньги сейчас или сохранить их для последующих нужд и покупок.
  • Как работают банки.
  • Как зарабатывать деньги и достигать своих финансовых целей.

Это только самая необходимая часть науки, которую Вы должны преподать своим детям. Некоторые из этих знаний достаточно тяжелы и требуют длительного периода для изучения и приобретения необходимых навыков.

Тем не менее, если Вы отдаете свое время и энергию для обучения ребенка быть финансово грамотным, то они будут расти в уверенности о своем финансовом состоянии.

Вы можете быть уверены, что они будут в состоянии выйти в мир и держаться подальше от финансовых неприятностей.

Почему так важно учить ребенка финансовой грамотности?

Как часто Вы сами испытываете стресс, связанный с деньгами? Когда Вы пытаетесь погасить ипотеку, или думаете о своем выходе на пенсию, «денежный стресс» является довольно распространенной проблемой многих людей. Вероятно, Вы уже знаете, какие шаги Вы должны были сделать и не сделали, и каких ошибок Вам стоило бы избежать. И сейчас есть хороший шанс получить надежду, что у Вашего ребенка все будет намного проще.

Есть несколько причин, почему так важно учить ребенка управлять своими деньгами.

  • Чтобы он был меньше подвержен стрессу, связанному с деньгами, когда станет взрослым.
  • Чтобы он имел возможность жить с комфортом.
  • Чтобы он не жил с Вами, когда уже станет взрослым, только потому, что он не может позволить себе жить самостоятельно.
  • Чтобы у него была лучшая жизнь, чем у Вас.

Долги и кредиты

Знания о деньгах могут помочь Вашему ребенку избежать некоторых из самых крупных финансовых ошибок, которые люди совершают. Может, Вы и сами прошли через часть из этих ошибок?

Я говорю о долгах и кредитах, а точнее о глубокой задолженности и банкротстве. Вот некоторые статистические данные, которые стоит учитывать:

Каждый год в России становятся неплатежеспособными более двух миллионов человек.

В среднем каждая семья имеет по крайней мере одну кредитную карту или кредит. Средняя сумма задолженности на семью приходится на уровень в 400000 рублей.

Научите Вашего ребенка с детства управлять деньгами, и они смогут избежать этих несчастных ситуаций. Поверьте, он не хочет знать, что такое стресс от наличия огромного долга за спиной.

Такие ситуации, чаще всего, случаются из-за недостаточного финансового планирования, перерасхода средств и отсутствия знаний, как сохранять деньги для будущего. Всему этому Вы можете научить Вашего ребенка прямо сейчас. Не важно, шесть ему лет или шестнадцать, никогда не бывает слишком рано или поздно, чтобы начать учиться финансам.

Мы подошли к следующей теме, которую я хотел затронуть. Когда можно начинать обучать ребенка финансовой грамотности и как это делать?

Когда нужно начинать учить ребенка финансовой грамотности?

Вы удивитесь, но Вы можете начинать учить ребенка знаниям о деньгах уже с двух лет. В то время как, если Ваш ребенок уже старше, очень важно начать его учить обращению с деньгами как можно скорее. И помните — никогда не поздно начинать.

Приведу Вам в качестве примера несколько концепций, чему можно учить ребенка в разном возрасте.

В дошкольном возрасте Вы можете научить ребенка самой концепции денег — иными словами, что такое деньги и заем они нужны. Вы можете поговорить с ними о значении различных монет и бумажных денег. Вы также можете научить их тому, что деньги используются, чтобы покупать вещи. Игра в магазин является простым способом преподавания концепции денег для детей младшего возраста.

В этом возрасте самое прекрасное время, чтобы начать обучение разницы между нуждой и необходимостью. Дети могут помочь с походом в продуктовый магазин и участвовать в принятии финансовых решений.

Это также отличный возраст, чтобы показать ребенку, как использовать копилку, чтобы ввести понятие карманных денег и работы за деньги.

К концу начальной школы они должны понимать, что чтобы купить вещи, которые они хотят, нужно экономить деньги.

В этом возрасте дети уже более чем готовы начать зарабатывать деньги. Вы можете связать карманные деньги с некоторыми работами по хозяйству или дать им возможность зарабатывать деньги по всему дому.

Это также хорошее время, чтобы научить их сберегать деньги для будущего и для вещей, которые они хотят купить в ближайшем будущем.

В этом возрасте ребенок может также начать изучать инвестиции и использовать для этого свои накопления.

К этому времени, Ваш ребенок должен уже узнать некоторую финансовую независимость. Будем надеяться, что они уже имели возможность работать за деньги и знают о сбережении средств для краткосрочных и долгосрочных целей. Они уже могут иметь свой инвестиционный счет и уже всерьез строить свой капитал.

После того, как Ваш ребенок поступил в колледж или в ВУЗ, пора выводить его на путь к финансовой независимости. Конечно, Вы можете платить за обучение и помогать ему управлять своими финансами. Тем не менее, он также должен быть в состоянии обрабатывать большую часть своих финансовых решений самостоятельно.

Никогда не бывает слишком поздно, чтобы начать учить ребенка деньгам, экономии и инвестированию. Ниже хочу еще затронуть тему о возможностях, которые дает нам повседневная жизнь, чтобы учить детей финансовой грамотности. Нужные моменты случаются постоянно, Вам нужно научиться их распознавать.

Когда стоит разговаривать с ребенком о деньгах?

Обучение ребенка деньгам, это гораздо больше, чем один разговор. Использование реальных жизненных ситуаций и примеров помогут ему понять все на практике. Они будут учиться не только из Ваших слов, но и через свои действия. Вот Вам несколько идей и возможностей, чтобы поговорить с ребенком о деньгах.

Когда он получает подарок.

Когда Ваш ребенок получает подарок на день рождения или другой праздник, это самое прекрасное время, чтобы поговорить с ним о экономии денег.

Действительно, получив подарок, ребенок может отказаться от других планируемых покупок и сэкономить некоторые средства. А если это подарок деньгами, так тут сам бог велел.

Вы можете помочь своему ребенку спланировать, каким образом он будет экономить и для чего он будет это делать.

Когда Вы пользуетесь банкоматом.

Банкомат — это волшебный ящик, который выдает деньги, когда Вы вводите секретный код. Как бы не так! Но дети думают именно таким образом! И Вам нужно обязательно поговорить с ними о том, что такое банкомат и как он работает. Это отличная возможность поговорить о заработке, экономии и принятии решений о расходах.

Берите ребенка с собой в походы по магазинам. Это идеальная возможность объяснить ему о составлении бюджета. Расскажите о том, что различные вещи стоят различные суммы. Вы даже можете попросить ребенка помочь Вам сравнить цены и найти самый дешевый вариант.

Оплата счетов и квитанций.

Оплата квитанций, вероятно, не то, что Вы обычно делаете вместе с Вашим ребенком. Тем не менее, это хорошая возможность поговорить с ним о финансовых вещах, которые он принимает, как само собой разумеющееся. Можно говорить о работе и обязанностях, и о том, как Вы оплачиваете эти расходы каждый месяц.

Это также хорошая возможность для разговора с ребенком о различных способах экономии денег, почему это важно и для чего это стоит делать. Например, можете рассказать о том, что нужно выключать свет, когда он покидает свою комнату, это приводит к экономии энергии, а сэкономленные деньги можно будет потратить во время семейного отпуска.

Начинайте учить своих детей деньгам и финансовой грамотности как можно раньше, в каком бы возрасте они сейчас не были. Чем раньше они узнают эту науку, тем проще им будет принять эти знания в своей голове и использовать их в своей будущей жизни.

А как Вы разговариваете со своими детьми о деньгах? Поделитесь в комментариях к статье своим опытом обучения детей финансовой грамотности.

Источник: http://tehbizon.ru/finansovaya-gramotnost-u-detej-dajte-rebenku-znaniya-o-dengax/

Детям о финансах

Наука о грамотном обращении с деньгами в стране не преподается на государственном уровне. Правительство заинтересовано выращивать потребителей, яростно поднимающие ВВП.

Бизнес выращивает покорных рабов, готовых целую жизнь работать на зарплату. Банкиры заинтересованы в создании спроса на кредитные средства.

Поэтому непростая задача — воспитание финансовой грамотности у детей, лежит на плечах родителей.

Зачем нужны уроки, а также какие способы раннего управления финансами существуют, разберем подробно.

Как дети финансовую систему по полочкам разложили

Как сформируется финансовый мир в глазах детей зависит от уровня грамотности родителей, педагогов. А уровень этой грамотности в плачевном состоянии. Хорошо, если папа бизнесмен. Знает что и как устроено.

Правда, часто у такого папы нет времени на преподавание, даже собственному ребенку.

Притча «Как дети финансовую систему по полочкам разложили» как нельзя лучше отображает уровень грамотности народа в финансовых вопросах.

Отличия потребностей и желаний

Родители ошибочно полагают, что понимание отличия потребностей и желаний придет само в определенном возрасте. Однако, многие и в сорок лет еще не научились проводить грань между этими понятиями. Если не хотите, чтобы ваши отпрыски оказались в этом числе начинайте вести разъяснительные беседы с малолетства, с учетом детской психологии. Помогут сказки, игры, наглядные пособия.

Планируйте семейный бюджет вместе

Привлекаем самых маленьких. Чем младше ребенок тем более укрупненная модель бюджета. Главное — активы и пассивы. Цель — научить детей отличать одно от другого. Начинаем с самого видного. Чем старше, тем больше деталей. Отдельно стоит разбирать личный детский бюджет.

Читайте также:  Кокология - детское открытие

Как научить ребенка финансовой грамотности

В школе учат совершенно не той финансовой грамотности, которая приводит к богатству. Детей научат как платить налоги, как брать кредиты, что такое деньги, кто такой Карл Маркс. Это важно. Но не научит человека стать финансово независимым гражданином.

Чему и как учить?

Принципы финансовой грамотности:

  1. Финансовое планирование, которое включает постановку финансовых целей. Разбивка на долгосрочные, а также краткосрочные цели.
  2. Понятие бюджета.

    Доходная и расходная часть бюджета легко может уложиться в голове маленького человека, если преподнести ее в виде интересного рисунка. В детскую доходную часть можно включить карманные деньги, подарки, поощрительные доходы за достижения.

  3. Принципы экономии. Расскажите ребенку как правильно тратить сбережения.

  4. Способы заработка. Ребенок должен научиться понимать что папин кошелек не рог изобилия. Для этого стоит производить пояснительные беседы с отпрысками о том как деньги зарабатывают.
  5. Способы создания пассивного дохода. Детям любого возраста можно подобрать способы инвестиций.
  6. На чем основана работа банков.

    Что такое кредитные, дебетовые карты. Как работает эта система.

  7. Милосердие. Научите отпрыска заботиться не только о личном бюджете, но и оказывать посильную помощь нуждающимся. Расскажите о способах как оказать финансовую помощь нуждающимся детям. Помощь не обязательно денежная.

    В последнее время в нашей стране развивается волонтерское движение. Найти волонтерские группы работающие по интересному, допустимому для ребенка направлению не составит труда.

Возрастные группы и уровни преподавания

Дошкольники

Пока что малышам достаточно уяснить, что деньги не бесконечны. Не стоит подробно рассказывать как трудно достаются деньги семье. Важен сам принцип много работал — получил зарплату.

Понимание того, что значит денег много не бывает, придет не сразу. Основам финансовой грамотности дошколят лучше учить дома в спокойной обстановке.

Вариант подробного объяснения в магазине почему мама не может сейчас купить вертолет не удачный.

У малышей дошкольного возраста критерии выбора пока отсутствуют. Поэтому не стоит их вести в магазин для выбора игрушки. Правильное решение — обсудить дома и купить без присутствия малыша.

Младшие классы

Начальная школа — самое время создания основательного подхода к обучению финансовой грамотности. В глазах детей этого возраста финансовый мир еще иллюзорен. Малыши только начинают понимать что необходимо трудится, чтобы зарабатывать деньги.

Хорошо, если у младших школьников уже существуют навыки самостоятельной траты денег в магазине. Если вы еще не начали приучать детей к собственным деньгам, самое время выдавать карманные деньги. Пусть ребята совершают финансовые ошибки на мелких суммах.

На этом выстроится умение обращаться с деньгами.

Подростки

Школьники понемногу начинают понимать необходимость разумного расходования средств. Переходите с еженедельных выплат на ежемесячные. Сумма выдаваемых денег должна расти.

Принципы финансовой грамотности подросткам и молодежи уже следует разъяснять основательно. В этом возрасте познакомьте детей с графиком источников дохода который описывал Роберт Кийосаки в книге «Богатый папа, бедный папа».

Источников четыре: заработать будучи наемным работником, работая на себя, создав бизнес и инвестиционные доходы.

Следующий пункт обязательный к изучению детьми: достижение финансовой безопасности.

Подростки уже задумываются о том как заработать.

Формируем правильное отношение к кредитам Понимание, что такое заем денежных средств важный финансовый навык. Многие прошли эту школу на собственной шкуре не зная правил игры.

Научив школьника финансовой грамоте, поможете не совершать глупых ошибок. По статистике каждый пятый россиянин — держатель кредитной карты, каждый седьмой одновременно выплачивает 2 и более кредитов.

Большинство кредитных целей относятся не к потребностям, а к желаниям, без которых можно обойтись.

Показать работу кредитов нужно наглядно с помощью рисунков, таблиц. Важно не запугать ребенка кредитами, а научить грамотно использовать привлеченные средства.

Термины, без которых не обойтись

Деньги Финансы Кредит Банк Министр финансов

Министерство финансов

Полезные экономические игры, занятия

Единственно верный способ научить малышей деньгам это игра. Финансовые игры можно найти в магазинах, в интернете. А разнообразие экономических компьютерных игр позволит подобрать полезное занятие для любого возраста.

Рекомендуем настольные игры

Монополия, известна старшему поколению. Сегодня имеет массу видов. Неизменна цель — стать богатым землевладельцем. Здесь и налоги и штрафы, арендная плата и прочие прелести реальной жизни. 7 чудес. Покупайте, продавайте ресурсы и стройте чудо-света.

А еще: Артифициум, Колонизаторы, Джайпур

Компьютерные игры

Игра Wild West (Дикий Запад) подойдет даже дошкольникам. Чтобы получить пользу от игры, маме придется сначала самостоятельно разобраться. Вы удивитесь насколько глубоко и подробно игра может научить планированию. Аналогичная — Big Farm . Виртономика. Игра подойдет подросткам. Здесь создаются виртуальные компании с детальной проработкой всех бизнес-процессов.

Rising Cities — градостроительная стратегия. Тоже затрагивает финансовые вопросы. Требует детального планирования бюджета.

Что почитать

Мировой бестселлер по финансам Роберта Кийосаки «Богатый папа, бедный папа» теперь могут прочитать дети. Вышла в свет книга адаптированная под подростковый возраст под названием «Богатый папа, бедный папа для подростков».

С помощью упражнений, схем, наглядных примеров эта книга способна сформировать правильное понимание финансового мироустройства.
Книга «Финансы для тинейджеров» Поповой Натальи раскроет важные понятия: налоги, банки, кредиты.

Книга «Пес по имени Мани» Бодо Шефера в форме интересного приключения раскроет важную тему финансовой грамотности детям.

Детям о финансах Ссылка на основную публикацию

Источник: https://nello.ru/dengi/deti-i-dengi/detyam-o-finansakh/

Дошкольные финансы: нужно ли приучить малышей к деньгам

Министерство просвещения РФ и Банк России представили Программу «Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности».

Программа обучения воспитанников детских садов началам финансовой грамоты разработана в рамках подписанного в 2017 году соглашения между Министерством образования и науки России и Центральным банком РФ о сотрудничестве в сфере повышения финансовой грамотности на всех уровнях образования (от детского сада до вуза).

Соглашением предусмотрено постепенное внедрение курса финансового просвещения в учебные программы образовательных заведений. В 2018–2019 гг. в ряде детских садов, равно как школ и вузов, запускаются пилотные курсы, для остальных учреждений освоение новой программы пока носит не обязательный, а рекомендательный характер.

Детские сады могут начинать обучать своих воспитанников с начавшегося учебного года, благо программа размещена на созданном ЦБ просветительском портале fincult.info.

Объективная реальность и суровая необходимость

А нужно ли вообще приучать малышей к деньгам и финансам? Многие поспешат возразить, ссылаясь на то, что счастливое детство не должно быть омрачено и опошлено ничем чем меркантильным.

На самом деле, подобная позиция отнюдь не столь чиста и благородна, как пытаются думать ее апологеты. Боле того, она зачастую идет вразрез с интересами самих детей, живущих отнюдь не в вакууме или сказочной стране.

Уровень финансовой грамотности населения России, объективно говоря, невысок. Более того, исследования последних лет показывают, что очень многие граждане и сами считают себя не шибко грамотными в финансовом отношении. Так, в недавнем опросе Высшей школы экономики немногим менее 20% респондентов оценили свои знания на единицу, а более четверти — на двойку.

«Троечников» набралось 41%, «хорошистами» считают себя 12%, а «отличниками» — лишь 1% опрошенных. Конечно, финансовая грамотность россиян мало-помалу становится выше, но пока как-то слишком помалу.

Показательны также ответы еще на один вопрос исследования ВШЭ: «Насколько далеко вы смотрите при планировании своих затрат и сбережений?».

Выяснилось, что только 15% опрошенных планируют свои финансы более чем на год. 21% респондентов рассчитывает на один — три месяца, а 27% не заглядывают вперед далее месяца. И всего 1% строит финансовые планы на 10 и более лет. К слову, весьма любопытно, кто входит в этот самый один процент.

Преуспевающие бизнесмены? Чиновники высокого ранга? Или наоборот — учителя, врачи, инженеры?

Прямые следствия недостаточной финансовой грамотности — огромное число жертв «финансовых пирамид», неумение многих жить по средствам, глубокая задолженность и банкротства. Список можно продолжать.

https://www.youtube.com/watch?v=dMjBCKn_pEc

В общем и целом, картина складывается удручающая. Тем более что у многих из тех, кто принимал участие в опросе, да и не только у них, подрастают дети. С большой долей вероятности их познания в мире финансов также оставляют желать лучшего. В общем-то, дело не только в недостатке знаний у родителей, но и в их жизненных установках.

До сих пор некоторые родители, опасаясь, что их ребенок вырастет с убеждением, что деньги решают все, в общении с ним стараются вообще не касаться денежной темы. В итоге вырастает абсолютно безграмотный в финансовых вопросах человек, совершенно беспомощный во взрослой жизни.

Он не умеет зарабатывать деньги, не в состоянии ими разумно распорядиться. И в том же ключе воспитывает собственных детей.

И что — так до бесконечности? Но ведь так ни одно государство не выживет — его в конце концов «проглотят и даже не подавятся» экономически грамотные и проактивные улыбающиеся соседи.

Когда начинать?

С какого возраста ребенок может воспринимать элементарные экономические знания? Некоторые эксперты рекомендуют начинать уже с двух — трех лет. Возможно, это несколько рано, но с пяти лет — точно пора.

Разумеется, уровень подготовленности детей разный, но, как показывает практика, в старших группах детсада ребятишки уже разбираются в таких понятиях как цена, банковская карта, доход.

Конечно, в пять лет о знаниях в полном смысле этого слова говорить не приходится, речь лишь о базовых элементах или даже предпосылках экономического воспитания.

Сложно представить себе, что ваш крошка-сын, не выговаривающий еще несколько букв, вдруг всерьез начнет рассуждать об эмиссии, волатильности и инфляции. Но дошкольника вполне можно познакомить с самой концепцией денег — проще говоря, что такое деньги и зачем они вообще нужны.

Ему будет интересно узнать, что было, когда не было денег и как они появились. С ним можно поговорить о значении различных монет и банкнот. Можно объяснить, что деньги используются, чтобы покупать необходимые продукты и вещи.

Можно рассказать о том, как зарабатываются деньги, о богатстве и бедности.

Все дети — и маленькие, и постарше — задают родителям массу вопросов. И о деньгах тоже. Ни в коем случае нельзя уходить от ответа. Следует воспользоваться этой возможностью и доходчиво все разъяснить ребенку. Конечно, ваши ответы должны соответствовать возрасту ребенка и уровню его восприятия.

Можно и нужно знакомить с ребенка с бережливостью, рациональностью, трудолюбием. В переводе с греческого, экономика — управление домом, хозяйством. Такое определение очень хорошо подходит для целей финансового просвещения на дошкольном этапе.

Необходимо воспитывать в детях бережливое отношение к вещам, природе и природным ресурсам и, конечно, к деньгам. Финансовое просвещение необходимо встраивать в систему трудового и нравственного воспитания.

В итоге, дети должны прийти к пониманию того, что доход — это результат трудовой деятельности.

Уроки финансовой грамотности в детском саду, безусловно, должны проходить в игровой форме. Такой формат — идеальный способ соединить приятное с полезным. Ведь все дети с удовольствием играют — и в куклы, и в дочки-матери, и в прятки. Играют они и в магазин, а это очень удобный повод для знакомства с темой денег.

Для урока о современных деньгах Центробанк предлагает использовать распечатанные на плотной бумаге изображения монет, а также прочитать детям «Сказку о деньгах», которая есть в упоминавшейся программе.

Все эти игры и столь популярные сейчас квесты помогают решить несколько важных задач. Во-первых, дать детям самые элементарные, первичные экономические знания. Во-вторых, сформировать бережное отношение к деньгам. В-третьих, научить, как обращаться с деньгами: накапливать, тратить, вкладывать и т.д. В-четвертых, подвести детей к пониманию разницы между «хочу» и «надо».

Что дает ребенку финансовая грамотность

Финансовая грамотность закладывается с самого малого возраста. Если в детстве не сформировалось правильное представление о деньгах, у ребенка может появиться неверное, искаженное представление о финансах. Дети должны понимать, что деньги зарабатываются собственным трудом.

Что означает для ребенка быть финансово грамотным? Он умеет экономить деньги, понимает, как правильно ставить финансовые цели — как долгосрочные, так и краткосрочные, как инвестировать свои деньги и заставить их работать на себя, как сформировать бюджет и рационально распределить средства, чтобы хватило на все необходимые нужды, как с помощью современных технологий сохранять контроль над своими деньгами. Наконец, он приходит к пониманию того, что он должен стать единственным человеком, принимающим решения о своих деньгах.

Еще раз о роли родителей

Возлагать всю ответственность за финансовое просвещение на школы и детсады было бы недальновидно и контрпродуктивно. Научить ребенка правильному обращению с финансами могут только родители и только своим собственным примером. Увы, повторим, не все папы и мамы финансово грамотны.

Спросите себя: умею ли я сберегать и копить деньги, разбираюсь ли я в финансовых инструментах, есть ли у меня финансовая подушка безопасности, знаю ли я свои финансовые права? Многие не ведут учет доходов и расходов, тратят больше, чем зарабатывают, берут кредиты один за другим.

Если ребенок не получает примера правильного обращения с деньгами, он с большой долей вероятности будет наступать на те же самые «грабли», что и родители. Сколько бы просветительских курсов не прослушал.

Посему родителям предварительно стоит самим освоить финансовую грамоту — только это поможет им воспитать у своего ребенка правильное отношение к деньгам. Совсем нелишним будет регулярно проводить планирование семейного бюджета на предстоящий месяц с участием ребенка. Это поможет ему познакомиться ближе с миром личных финансов и получить свой собственный опыт обращения с деньгами.

Также взрослый может готовить ребенка к походу в магазин, предупреждать, какие именно будут сделаны покупки. Это не только позволит избежать неловких ситуаций, но и приучит детей к планированию. Если родители сами занимаются бизнесом, хорошо бы им объяснить ребенку, как устроено их собственное дело.

Источник: https://woman.rambler.ru/children/40956065-doshkolnye-finansy-nuzhno-li-priuchit-malyshey-k-dengam/

Зачем учить детей финансовой грамотности

В этой статье будут даны ответы на вопросы, почему важно учить детей финансовой грамотности, чему именно их нужно научить и как это сделать.

Многие, наверное, уже слышали про проект от Минфина России «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в Российской Федерации», начатый ещё в 2011 году.

В рамках этого проекта проводится множество мероприятий, в том числе и Всероссийская неделя финансовой грамотности, в которую активно вовлекаются не только взрослые, но и дети. Почему? Ведь раньше финансовой грамотности не учили.Да, не учили.

И что имеем сейчас? Большое количество экономических проблем! В нашем окружении пока ещё мало людей, которые активно инвестируют и имеют понятие о страховании, и даже мало тех, кто ведёт семейный/личный бюджет. В результате очень много людей недовольны своей жизнью/своими зарплатами/государством и так далее. Но ведь всё в наших руках! И тем более — в руках наших детей.

Сейчас мы, взрослое население, которое финансам не обучали, набиваем себе шишки путём проб и ошибок в реальном времени. А вот у наших детей есть шанс набивать те же шишки в игровой форме в семейном гнезде. Под присмотром мамы и папы и с возможностью получить обратную связь, помощь, подсказку от них. 

Четыре главных истины о деньгах, которые нужно знать детям

Итак, чему же стоит научить наших детей до вылета из гнезда:

  1. Деньги мы получаем за труд. Очень важная пословица «Без труда не вытащишь и рыбку из пруда» актуальна и в наше время. Дети не видят, как родители работают, но зато видят, что деньги выдает специальный аппарат (банкомат), если туда вставить волшебную карточку. А ещё можно приложить эту волшебную карточку к терминалу в магазине — и купишь всё, что захочешь. Настоящую причину, почему деньги выдаются, а продукты — оплачиваются, они не знают. Поэтому важно им дать понять, что всё это происходит потому, что мама и папа трудятся.
  2. Деньги нужно считать. Очень важно научить ребёнка вести свой личный бюджет (когда начинается период карманных денег). Чтобы ребёнок знал, куда у него ушли денежки и откуда пришли. Если знать эту информацию, можно более сознательно подходить к своим деньгам.
  3. Деньги можно копить. У всех есть мечты. У детей они не так глобальны, как у взрослых, но тем не менее. Сейчас многие родители покупают ребёнку всё, что он захочет (потому что у самих родителей было трудное детство). В результате ребёнок не знает, что хочет, тонет в подарках и считает, что всё приходит к нему очень просто. Поэтому важно не задаривать детей, оставлять им место для желаний и учить копить на их реализацию.
  4. Деньги можно положить под процент/взять в кредит. Да, этому тоже нужно научить ребёнка в семье. Пусть мама и папа выступают в качестве банка. Можно предложить ребёнку отдать его деньги на хранение взрослым под процент (как вклад в банке). Или, если ему на что-то не хватает, а он очень хочет, предложить дать в долг под проценты. Депозитно-кредитные отношения таким способом будут прекрасно изучены.

Это основные моменты, которым можно начать обучать ребёнка с дошкольного и младшего школьного возраста. Чем старше ребёнок и ближе к самостоятельной жизни, тем глубже нужно развивать в нем денежно-экономические отношения.

Важно будет изучить с ребёнком тему страхования, инвестирования, пенсионных накоплений, основы налоговой системы и так далее. И самое главное — финансовую безопасность. Конечно, самый важный и лучший способ научить ребёнка — это личный пример родителей.

Но если некоторые темы у взрослых «западают», то можно использовать курсы, тренинги, игровые технологии, которые помогут ребёнку проработать полноценно каждую тему. Таким образом, в наше время обучать ребёнка основам финансовой грамотности — это как учить навыкам самовыживания.

Чем лучше он знаком с денежно-экономическими отношениями, тем успешнее может быть его жизнь.

И важно делать это в семье, чтобы на выходе он не просто знал способы обращения с деньгами, но и активно мог их применять.

Источник: https://journal.open-broker.ru/personal-financial-planning/zachem-uchit-detej-finansovoj-gramotnosti/

5 уроков финансовой грамотности для детей

Думаете, денежные дела — это только для взрослых? А вот и нет. Никогда не рано начать давать ребенку уроки финансовой грамотности в реальной жизни. Раннее начало научит ребенка распоряжаться деньгами и сделает разумным пользователем кошелька в будущем.

«Мам, давай сходим в магазинчик «Все по 10»? Тот день, когда мой 6-летний сын Деррен задал мне этот вопрос, стал для него первым важным уроком.

Так как он собирал собственные деньги еще с дня рождения, мы пошли в магазин. Но когда мы подъехали, он даже из машины выходить отказался, сказав, что это не настоящий магазин «Все по 10».

На мой вопрос, какой же должен быть настоящий, он мне сказал «Там, где всем дают по 10».

Что ж, я смутилась, но не удивилась. Многие дети считают, что деньги растут на дереве и их можно взять бесплатно. Элементарные финансовые знания очень важны для ребенка, чтобы он знал цену денег и в будущем мог ими разумно распоряжаться.

 

Урок №1: Охота за работой
 

Спросите любого пятилетнего ребенка, откуда берутся деньги, и он, скорее всего, скажет «из банка», «у мамы и папы», «у президента» или «у богатых людей». Он еще не совсем понимает, что деньги в семье появляются за счет того, что родители работают.

Чтобы помочь ребенку узнать, как зарабатываются деньги, говорите с ним о работе и о том, как людям платят за выполненные задания. После этого вы можете и для него придумать работу — например, «нанимать» его для выполнения специальных заданий по дому, или отправить продавать шоколад и старые игрушки на ярмарку.

Старые добрые методы, как сбор макулатуры или бутылок тоже годятся.

 

Урок №2: Мудрый покупатель
 

Превратите комнату ребенка в магазин. Повесьте на вещи несколько ценников, дайте ребенку деньги и притворитесь, что это супермаркет, магазин игрушек или бутик с одеждой.

Ребенок должен решить, что ему нужно, сколько у него на это есть средств, что находится в скидке и отсчитать нужную сумму (с вашей помощью) для своих покупок. Для того, чтобы потренировать навыки счета, поставьте ребенка «на кассу».

Как только малыш освоит науку о тратах, начните давать ему небольшое количество денег и список покупок, которые в следующий раз, когда вы идете в магазин, покупает именно он.

Урок №3: Выплаты

 

У ребенка должны быть карманные деньги. Если у него их нет, как же он научится с ними обращаться? Определите нужное количество средств (специалисты советуют давать раз в неделю сумму, равную 1 доллару, умноженную на количество лет ребенка). А затем добавьте больше интереса, играя в «банк».

Когда приходит время выплаты, выпишите ребенку «чек», который он должен обналичить в вашем «банке». Так же, как и в реальном банке, задавайте вопросы, хочет ли клиент снять всю сумму сразу или отложить на сберегательный счет. После этого обсудите с ребенком, зачем ему нужны средства. «Я знаю, что ты хочешь новые гелевые ручки.

Если ты еще пару недель подкопишь деньги, ты сможешь позволить себе самый лучший набор ручек».

 

Урок №4: Накопление
 

Что ребенок делает с деньгами? Хвастается. Чтобы приучить ребенка откладывать деньги, сделайте своеобразную депозитную систему — на каждую определенную отложенную сумму вы добавляете процент.

Это поможет развить правильную привычку на будущее — не разбрасываться лишним, а сохранить и приумножить. Дети не составляют долгосрочных планов, поэтому привлечь их внимание к откладыванию денег можно красивой копилкой, которая звенит или светится, когда в нее опускаешь купюру.

Или же, наоборот, копилка должна быть открытой, чтобы ребенок видел свои накопления и это его мотивировало.

 

Урок №4: Погружение в реальность
 

Например, ваша дочка пытается вас убедить, что ей ужасно нужны прямо сейчас шпионские очки ночного видения. Так же, как и велосипед, игрушка на радиоуправлении и щенок. Объясните ребенку разницу между «необходимо» и «хочу». Ей нужно то, без чего она не обойдется и дня — воздух, еда, вода и крыша над головой.

А вот хочется — другой вопрос. Чтобы не путать эти два понятия поиграйте в игру «Попался!» всей семьей — каждый раз, когда кто-то говорит вместо «хочу» «мне нужно», другой член семьи должен крикнуть «попался!». Проигравший кладет в общую копилку деньги.

Ребенок будет очень внимательно следить, чтобы уличить чью-то ошибку (а вы непременно ошибетесь).

Периодически, когда копилка «Попался!»  заполняется, жертвуйте собранные деньги на благотворительность.

Источник: www.parents.com

ЧИТАЙ ТАКЖЕ: Как вырастить миллионера: 5 книг по финансовой грамотности для родителей

ЧИТАЙ ТАКЖЕ: Давать ли деньги взрослым детям: эксперимент, о котором следует знать родителям

ЧИТАЙ ТАКЖЕ: Как жить в эпоху перемен: ищем новые возможности своих финансов

Источник: http://www.uaua.info/ot-3-do-6/psihologiya-i-vospitanie-ot-3-do-6/news-48137-5-finansovyih-urokov-dlya-detey/

В каком возрасте стоит начинать давать ребенку карманные деньги?

Финансовая грамотность детей передается не посредством нравоучительных бесед, а посредством эмбридинга

Надо ли давать детям карманные деньги или они должны их зарабатывать «домашним трудом и хорошей учебой», стоит ли штрафовать детей за проступки, плохие оценки и т. д.? В одних семьях тема денег самая табуированная, в других — самая горячая.

Как привить ребенку финансовую грамотность? Финансовая грамотность детей передается не посредством нравоучительных бесед, а посредством эмбридинга (дети копируют модель поведения своих родителей). Есть только два пути восприятия детьми социального поведения родителей: копирование и антагонизм.

Порой копирование может происходить достаточно разумно, порой — достаточно комично. А ведь финансовая грамотность является одним из важнейших социальных навыков, который потом проявляется у каждого следующего поколения. И второй вариант — это антагонизм.

Дети, которые страдают, опять же, объективно или субъективно, от неадекватного финансового поведения родителей или у кого родители патологически скупы. Страдать могут и те, у кого родители подвержены неконтролируемому пристрастию к различным финансово затратным привычкам.

Дети в обоих случаях говорят «я так никогда не буду делать», выстраивая в дальнейшем свою жизненную стратегию так, чтобы не повторить опыт родителей. В общей сложности, 90% детей копируют своих родителей, и только 10% идут от обратной модели поведения.

Какие ошибки родителей можно выделить? Родители очень часто пытаются в детях создать что-то, чего нет в их жизни, но это не работает, абсолютно не работает.

Условно говоря, утка не сможет научить вас трансатлантическим перелётам: для этого нужно быть гусем.

Возможно, ваш сын сам научится быть «бешеным» капиталистом и будет прямой противоположностью тому образу жизни, который вы вели, но вы не сможете научить его чему-то, чего не умеете сами.

В каком возрасте прививать финансовую грамотность? Мы все развиваемся по-разному. Это связано с образованием нейронных связей в мозге. Влияет и процесс деторождения: кесарево или естественный. Влияет на развитие ребенка и состояние здоровья матери, и генетика.

Но нельзя сказать, что одни люди лучше других, можно сказать, что все люди абсолютно разные. Есть дети, которые готовы к решению силлогизмов уже в 3 года, а есть дети, которых заставляют в 7–8 лет (когда они учатся в школе) насильно мыслить логически.

А логически мыслить тяжело: они мыслят образами, картинками, музыкой.

Я обычно предлагаю такой силлогизм: «Все гусеницы любят капусту. Ты любишь капусту, значит, ты гусеница». Если ребенок может понять, где происходит сбой, значит, с ним можно говорить о деньгах. Если он просто чувствует, что что-то не так, но вроде все правильно («я же не гусеница»), значит, он еще не готов.

Деньги — это то, что не надо чувствовать. Деньги — это то, что надо думать. А мышление как раз и происходит посредством формально-логических связей, силлогизмов. И не надо думать, что чем раньше вы начнете, тем большего вы добьетесь. Птенца, у которого еще нет крыльев, бесполезно учить летать: ничего, кроме потери своих нервов и избыточных детских психотравм, вы не добьетесь.

В каком возрасте стоит начинать давать ребенку карманные деньги? Как только ребенок способен ответить на силлогизм о гусенице и капусте. Не стоит воспринимать деньги как что-то сакральное или что-то такое запретное.

Деньги — это элемент социального взаимодействия. Ребенок должен налаживать это взаимодействие, этот процесс. Конечно, родителю удобнее, чтобы ребенок научился взаимодействовать с обществом максимально рано.

Но не стоит забывать, что в данном вопросе идет весомость именно качества.

Стоит ли осуществлять контроль покупок? Контроль покупок стоит осуществлять в отношении любого лица, которое не способно себя контролировать. Особенно это касается жен и малых детей.

В этом плане малые дети еще менее опасны, так как, не имея собственного дохода, они просто подлежат тотальному и жесткому контролю.

Отсутствие разницы между представлением о прекрасном и вашими финансовыми возможностями может принимать достаточно нелогический ход.

Как при этом не воспитать скрягу? Где эта грань? Грани совершенно нет, это всего лишь оценочное суждение. То, что для одних «скряга», для других — бережливость. Мы говорим о том, что социальное поведение должно быть приемлемым в том обществе и в том времени, в котором он живет.

Допустим, если ребенок отказывается поделиться карандашом с одноклассником, который забыл свой карандаш дома, мы считаем это патологией. Если ребенок подарит однокласснику свой новый портфель, который вы, например, привезли ему из Милана, мы тоже посчитаем патологией.

То есть здесь нет какой-то нормы, здесь есть система общественных оценок.

Все, что вам нужно сделать, чтобы ваш ребенок не был социопатом, чтобы его представления о добре и зле не выбивались из социальной нормы. Соответственно, будет меняться социальная норма, и он будет меняться вместе с ней. Возьмем простой пример: школьное списывание. В советское время ребенок, который не давал списывать, считался элементом, выбивающимся из коллектива.

Сейчас все наоборот. Поделишься ты, мол, своим конспектом по хирургии со своим однокурсником, а потом этот однокурсник станет чудо-хирургом, который может отрезать не ту ногу случайно. Эти примеры — это ответ на ваш вопрос о попытке воспитать ребенка не слишком скрягой, не слишком транжирой, так как нормы — динамические. Ребенок должен обладать искусством жизни в обществе.

Какие суммы следует выделять на карманные расходы? Ребенку следует выделять ровно столько, сколько нужно. Здесь все очень просто. Любой избыток позволяет делать сбережения. Сбережения не могут появляться из ничего: ребенок не зарабатывает деньги.

Условно говоря, он работает внутри установленного бюджета. Вы для него разрабатываете бюджет, и, конечно, желательно, чтобы вы с ним этот бюджет согласовали, чтобы он был более-менее согласен. Однако вряд ли вы достигнете с ним полного согласия.

Должно быть очень простое понимание. Допустим, условно говоря, у тебя есть 100 рублей, на которые ты можешь купить 2–3 шоколадки. Хочешь — съедай все в один день, хочешь — растяни удовольствие. У тебя есть бюджет, и ты должен в него уложиться.

Если ты в него уложился — ты молодец, если нет — это твоя проблема.

Вы должны понять очень четко, что из расходов вы доверяете ребенку делать самому, и давать ему столько денег, чтобы на эти расходы хватало. Если будет излишек — это будет плохо: ребенок банально не поймет концепцию бюджета, останется на всю жизнь травмированным, не научившись планировать свои расходы.

Если денег на карманные расходы будет слишком мало, он будет чувствовать, что у него тяжелое детство. Не так сложно понять, сколько стоит минимальная «потребительская корзина» вашего ребенка.

Грубо говоря, погуляйте с ним один день по Спортивной набережной, посмотрите, что и сколько он хочет купить, возьмите примерно половину от желаемого — и вот та сумма, которая должна быть у ребенка.

Стоит ли обсуждать с ним свои финансовые возможности и траты? Обязательно стоит. Ребенок — он в последнюю очередь молодой, а в первую очередь — человек. В сочетании «молодой человек» слово «человек» главнее. С ребенком в принципе стоит разговаривать.

Наша огромная проблема в том, что мы разговариваем с детьми гораздо меньше, чем было бы нужно. Это объяснимо. Нас государство поставило в такие условия, что мы вынуждены работать по 20 часов в сутки.

Приползаем домой, нам бы упасть и уснуть, и вполне понятно, что у нас нет ни сил, ни времени еще и Макаренко из себя изображать. Но это объяснение — ни есть оправдание. Если мы ребенку что-то не объясним 10 раз, он не поймет, а какие-то вещи и 100 раз надо объяснять.

Если у вас остается хоть 1% силы после рабочего дня, обязательно говорите с ребенком.

Допустим, ребенку 12–14 лет. Он приходит и заявляет, что принял решение иметь собственные деньги, то есть пойти работать. Как родителям реагировать? Родителям в данной ситуации стоит реагировать фразой: «Да, ты имеешь на это право».

Ребенок имеет право быть личностью. Он имеет право выбирать спорт, которым хочет заниматься, имеет право выбирать способ, которым он будет зарабатывать деньги.

Родители должны очень деликатно и аккуратно направить ребенка на рельсы, с которых он не упадет и не разобьет себе голову. С какой скоростью ребенок будет ехать по этим рельсам — это уже его дело. Ребенок может делать ошибки, и это нормально.

Вы не можете дать ребенку навыки езды на велосипеде, если вы не дадите ему этот самый велосипед и не отойдете от чада в сторону. Точно так же и с заработком.

Ваша задача сделать только так, чтобы ребенок не влез во что-нибудь нелегальное или то, что может причинить вред его здоровью. Идеальный вариант тот, если ребенок будет работать вместе с вами. В каждом деле есть куча неквалифицированной работы: что-нибудь ксерокопировать, отправлять электронную почту, вычитывать на грамматические ошибки в Word, что-то мыть, чистить.

Заявил ребенок, мол, хочу свою денежку. Вы его отвели в кафе рядом с домом: «Вот есть мальчик/девочка, вот дайте ему резиновые перчатки, пусть моет посуду». Чем больше ребенок попробует себя в полезной деятельности, тем лучше это скажется на том отрезке времени, когда ребенку придется выбирать уже взрослую и постоянную профессию.

Ранний труд поможет избежать глупейших ситуаций.

Источник: http://konkurent.ru/article/20341

Умение распоряжаться деньгами начинается в детстве: уроки финансовой грамотности для ребенка

Добрый день, мамы и папы, бабушки и дедушки!

Задумывались ли вы когда-нибудь об отношении вашего ребенка к деньгам? К сожалению, в наших школах обращению с финансами не учат, но отсутствие элементарных навыков в этой сфере жизни может серьезно навредить карьере и даже личному счастью.

Уроки финансовой грамотности ребенка необходимы, и проводить их приходится родителям. Как не сделать малыша чересчур жадным или расточительным?

Понимаю, что многие будут не согласны с таким подходом к этому вопросу, как у меня. Но вот вам мое мнение, в ответ готова услышать ваше. Пишите комментарии в конце статьи. Вместе будем разбираться.

Учим правильно тратить

До 3 лет знакомить ребенка с понятием денег не стоит: это пока выше его понимания. Малыш исследует мир и лишь замечает, что в магазине вы протягиваете продавцу какие-то бумажки, а он взамен дает вещи или продукты.

С 4 лет кроха начинает вполне сознательно выпрашивать те или иные игрушки и сладости, хитрит, порой устраивает сознательные истерики. Вот здесь и пришла пора учить, как тратить деньги.

Представьте: вы приходите в магазин, а ваше чадо выпрашивает у вас то одну игрушку, то другую, то конфеты, то сладости… список можно продолжать бесконечно.

Остановитесь и спокойно скажите: у нас есть определенная сумма (если малыш умеет считать, можно обозначить цифру). На эти деньги можно купить или одну большую игрушку, или одну маленькую и конфету.

Пусть ребенок выберет. И даже если истерика продолжится, отнеситесь к ней с философским спокойствием более сильного и мудрого человека.

Как поступить со старшим ребенком 5-7 лет? Здесь все гораздо проще. Берите его с собой за покупками. На кассе дайте ему немного денег: пусть он протянет их продавцу или оплатит вещь, которую он сам выбрал. Так дети поймут, что за определенную сумму дают некоторое количество вещей или продуктов.

С 7 лет ребенок идет в школу и приобретает некоторую долю финансовой самостоятельности. Ему необходимы будут карманные деньги. И важно, чтобы он тратил их разумно, а не развлечения или ненужные вещи.

Вот тут и встает вопрос, как зарабатывать ребенку свои первые деньги. Рабочее место ему должны предложить папа и мама.

Учим зарабатывать

Согласитесь, что малыш должен понимать: вы ходите на работу, тратите свое время и силы, зарабатывая средства, чтобы обеспечить семью. Но как это правильно сделать?

Лучше всего – платить ему за выполнение поручений, не балуя при этом подарками без повода. Если ребенок привык, что родители каждый день приносят ему подарки, выполняют любую прихоть, во взрослой жизни такому малышу придется трудно. Он ведь знает, что родители все купят и решат любую проблему. Зачем тогда работать и напрягаться?

Так что по мере взросления крохи делайте подарки только по поводу (День рождения, школьные праздники, Новый год и т.д.). Если ребенок мечтает о какой-то вещи, пусть заработает хотя бы часть средств на нее.

Понятно, что их будут давать родители, но отношение к деньгам будет более бережное и аккуратное. Заработанные средства чадо уже не потратит на конфеты или жвачки, а будет бережно собирать, например, на коньки или ролики.

Платные поручения

Какие же платные поручения можно давать, чтобы заработок не превратился в шантаж?

Стоит объяснить, что у каждого члена семьи есть платные и бесплатные обязанности. Так, уборка, приготовление обеда, шитье – обязанности мамы, которые она выполняет для всех членов семьи бесплатно, иначе все будут ходить голодные и грязные.

Папа помогает нести тяжелые сумки, исправляет, если что-то в доме сломалось. Это мужские обязанности. Что должен делать ребенок? Он может застелить свою постель и убрать игрушки. Пусть порядок в детской будет его бесплатной обязанностью.

А вот официальная работа родителей – это общественные обязанности, за которые платят. И если они выполняют работу хорошо или делают ее за кого-то, получают премию.

Премируйте и своего ребенка! Он ходит в школу? Это его работа. Пообещайте определенную сумму к концу четверти, если он окончит ее без троек. Многие родители пугаются такого подхода. Учеба, по их мнению, должна приносить удовольствие, малыш учится для своего блага.

Увы, школьная система образования такова, что удовольствие она давно перестала приносить даже самым прилежным детям. А понимание, что учеба важна для дальнейшего устройства в жизни приходит уже накануне поступления в институт, да и то не ко всем подросткам. Так что придется подкреплять сознательность финансово, и в этом нет ничего страшного.

Стоит ли платить за домашнюю работу?

А вот размышления о том, деньги за домашнюю работу ребенку стоит ли давать, требуют более тонкого подхода. Стоит, если эта работа не входит в его прямые обязанности по дому или отрывает от планов.

Девушке в 12-13 лет не нужно платить за помытую посуду, а вот в 7-8 лет этот факт можно поощрить. Постепенно подключайте ребенка к другим домашним делам, указывая на то, что он взрослеет и должен стать помощником родителям.

Но если у вас дача, и на ней надо выкапывать картошку на выходных, стоит поощрить финансово тот факт, что ребенок вам помог.

Предложите  ему за эту работу более-менее стоящую сумму (по бюджету семьи) и поставьте перед выбором: или он остается дома и гуляет с друзьями, а деньги уйдут наемному работнику, или он сам помогает и получает эти средства. Такой подход будет вполне разумен, ведь вы нарушаете детские планы в законные выходные!

Способов для детей заработать в семье есть много. Важно четко установить обязанности каждого члена семьи и дать понять, что деньги зарабатываются трудом.

Как не вырастить жадину?

Вопрос с зарабатыванием средств маленьким человеком поднимает другую насущную проблему, как не быть скупым крохе. Ведь теперь он понимает, что ради копейки придется поработать, чтобы купить новую игрушку. Зачем тогда делиться с другими?

Удивительно, но скупые дети встречаются чаще в семьях, где родители проводят весь день на работе, а ребенок остается один, заваленный родительскими подарками.

Чтобы малыш не был скупым, папе и маме нужно правильно подойти к его воспитанию:

  • Посещайте детский сад или хотя бы общественные детские места. Берите с собой игрушки, но перед выходом оговаривайте: если другие детки захотят поиграть, малыш поделится с ними, иначе больше новых игрушек он не получит.
  • Позволяйте ребенку приводить друзей в дом (в разумных пределах!), угощайте их. Так малыш увидит, что вы тоже делитесь и не жадничаете.
  • Если кроха идет в гости к друзьям, дайте ему фрукты или сладости, которыми он может их угостить.
  • Когда родители все время находятся на работе, принесенные ими подарки малыш рассматривает как часть папы и мамы, поэтому ему так трудно расстаться с этими вещами. Выход – проводить больше времени с детьми, а не замещать любовь подарками.
  • Если в семье несколько детей, у каждого должно быть свое место для игр и учебы, свои вещи. Не стоит ущемлять одного за счет другого.

Другая сторона медали – расточительность и безотказность. Такая ситуация возможна при излишней опеке родителями, когда чадо растет бесхребетным, несамостоятельным и не может сказать «нет». Если его друзья без спроса берут игрушки, ломают их, предупредите, что другую такую вещь малышу уже не купят.

Но влазить в детские  взаимоотношения не надо: пусть малыш сам проявит волю и выделит друзьям только те вещи, которые считает нужным.

Умные финансовые книги для детей

Если у вас, дорогие читатели, до сих пор остались вопросы, как научить ребенка финансовой грамотности, вам помогут книги для детей о деньгах:

  • Сергей Биденко, Ирина Золотаревич «ХОЧУ ЗАРАБАТЫВАТЬ. Полезные советы для детей и подростков +60 идей заработка»;
  • Роберт Т. Кийосаки и Шэрон Л. Лектор «Богатый папа, бедный папа для подростков»;
  • Ирина Озерова «Дети и деньги: все, что нужно знать ребенку, чтобы реально заработать. 33 способа детского заработка»;
  • Лилия Гольдберг «Дети и деньги: как научить ценить, экономить и тратить»;
  • Владимир Довгань, Елена Минилбаева «Воспитай своего ребенка миллионером»;
  • Джолайн Годфри «Как научить ребенка обращаться с деньгами».

Они будут полезны как подросткам, так и их родителям. Лучше обращаться к отечественной литературе: она более приближенная к реалиям российской действительности.

Ну а теперь можете забрасывать меня тапками. Жду комментариев от согласных со мной и оппонентов.

Если вам понравилась статья, рекомендуйте ее своим друзьям и знакомым в соц. сетях. До скорых встреч, дорогие читатели!

Источник: https://chesnachki.ru/detskaya-psihologiya/uroki-finansovoj-gramotnosti-dlya-rebenka.html

Ссылка на основную публикацию