Обзор методик раннего развития

«Обзор методик раннего развития»

Редактор Мамсила<\p>

Сравнительно недавно родился новый термин – «интенсивное родительство». По сути, это такое усовершенствованное «материнство 2.0», где женщины возводят свой новый статус мамы в образ жизни и даже в профессию. Стараются быть более компетентными во всех вопросах, связанными с детьми – от здоровья до обучения.

Тем не менее, вопрос интенсивности и эффективности раннего развития вызывает массу споров среди экспертов в сфере психологии, образования. Одни специалисты уверены – чем раньше начать работу с малышом по развитию определенных навыков, тем быстрее он получит важные для полноценной жизни способности и умения.

На этом принципе и построены многочисленные системы раннего обучения и развития детей. Другие специалисты утверждают, что раннее развитие – это не более, чем инструмент для удовлетворения «родительского перфекционизма» и выкачивания денег, одна из граней индустрии детства.

 
Методика Марии МонтессориОснова обучающей методики Марии Монтессори состоит в том, чтобы помочь ребенку проявить навыки самообучения в специально созданной для этих целей среде.Методика основывается на индивидуальном подходе к развитию с первых дней жизни, дабы раскрыть весь уникальный, заложенный в каждом ребенке потенциал.

Система состоит из трех частей: ребенок, окружающая среда, учитель. В ее центре стоит ребенок. Вокруг него создается специальная среда, в которой он живет и учится самостоятельно. Ребенок окружен различными предметами, которые помогают ему самостоятельно экспериментировать и свободно познавать окружающий мир.

Взрослые выступают в роли мудрых помощников, задача которых – направлять и создавать необходимые условия.Существуют специальные классы Монтессори.

Такой класс представляет собой комнату, разделенную на тематические зоны:

  • зона реальной (практической) жизни;
  • зона сенсорного развития;
  • зона математики;
  • зона языковая;
  • зона космическая.

Каждая зона заполнена разнообразными дидактическими материалами, соответствующими возрасту ребенка: карточки, музыкальные инструменты, посуда для сортировки и т. д.

Возраст ребенка: 

Классическая система Монтессори предполагает занятия с детьми старше 2,5-3-х лет. Тем не менее, считается, что занятия будут интересны ребенку, начиная с 1 года.В центрах Монтессори принято разделять детей по возрасту на 2 группы с 1 года до 6 лет и с 7 до 12 лет.

Такое разделение детей по возрасту также является особенностью методики Монтессори и имеет следующие преимущества:

  • старшие дети учатся заботиться и помогать младшим;
  • младшие дети получают возможность учиться у старших, ведь дети говорят на одном языке и в силу этого лучше понимают друг друга. 


Плюсы:

  • хорошее развитие за счет постоянной тренировки навыков с помощью стимулирующих материалов;
  • большой выбор дидактических материалов, которые позволяют детям свободно обучаться, пробовать себя в различных сферах;
  • развитие навыков самообслуживания;
  • развитие навыков самодисциплины.


Минусы:

  • большинство развивающих игр требуют обязательного участия взрослого (как минимум в качестве наблюдателя);
  • не все Монтессори-центры в нашей стране официальные и действительно работают по этой системе;
  • изначально система создавалась для социальной адаптации, отстающих в развитии детей и совсем не обязательно должна принести пользу большинству обычных детей;
  • необходимость нахождения ребенка в специальных центрах, практикующих педагогику (говоря о действительно работающей системе Монтессори, а не об отдельно взятых элементах);
  • система ориентирована на развитие логики в ущерб развития творческих способностей и речи;
  • отсутствие информации о жизненных ситуациях, противостоянии добра и зла, которая обычно заложена в сказках;
  • отсутствие основной игровой деятельности ребенка (например, ролевых игр);
  • автор методики не занималась воспитанием собственного ребенка. Ее воззрения сформировались из наблюдения за детьми в приютах, поэтому сформулированные ею правила не всегда согласуются с семейным бытом. Примером можно считать первую заповедь: «Никогда не трогай ребенка, пока он сам к тебе не обратится, в какой-либо форме».

Вальдорфская методика
Данная система воспитания ставит целью развить способности каждого ребенка и его уверенность в своих силах. Эта методика не приемлет раннее интеллектуальное обучение в любом виде – до 7 лет запрещается нагружать ребенка  заданиями. Так, лишь с 3-го класса детей учат чтению, а до школы ребята играют только игрушками из натуральных материалов.  Начало активного развития интеллекта происходит в тот момент, когда сформируется его эмоциональный мир.Главный акцент в воспитании ставится на художественную деятельность детей, развитие их фантазии. Эта система воспитания запрещает использование телевизоров и компьютеров, так как у детей быстро развивается привыкание, которое пагубно влияет на духовное и физическое развитие ребенка.


Возраст ребенка: 

Обучение делится на три этапа в соответствии с возрастом детей: 

  • ребенок до 7 лет получает новые знания и умения через подражание; 
  • с 7 до 14 лет подключаются чувства и эмоции; 
  • с 14 лет дети «включают» логику. 


Плюсы:

  • упор на развитие творческих способностей;
  • психологический комфорт ребенка в период раннего детства.


Минусы:

  • отсутствие подготовки к школе;
  • неприспособленность к реалиям современности.

Методика Глена Домана (карточки Домана)

Глен Доман утверждал, что развитие эффективно лишь в период роста головного мозга, то есть до семи лет. Главная задача взрослых – сохранить и приумножить огромный потенциал новорожденного ребенка. Программа раннего обучения состоит из четырех основных направлений: физического развития, умения считать, читать и энциклопедических знаний.

Доман считал, что дети легко могут заучивать и систематизировать голые факты. Дидактическим материалом в методике Домана служат карточки стандартного размера. На них пишутся слова, точки, математические примеры, приклеиваются изображения растений, животных, планет, архитектурных сооружений и др. Карточки разделяются на тематические серии.

Затем их в течение дня показывают ребенку. Со временем программа усложняется, и про каждый объект сообщается какой-либо новый факт (где обитает животное, в какую геологическую эпоху сформировалась горная порода и т.п.). 
Возраст ребенка:Доман разработал программу занятий с детьми от рождения до 6 лет.

Плюсы:

  • интеллектуальное развитие ребенка за счет усвоения большого количества информации;
  • возможность заниматься дома с мамой.

Минусы:

  • методика не предусматривает развитие мелкой моторики, сенсорики, а также таких понятий, как, форма, размер, величина;
  • карточки Домана не учат логически мыслить, анализировать явления, делать выводы, значит, у ребенка не развиваются творческие и исследовательские способности;
  • карточки Домана не предусматривают знакомство малыша с фактами, с которыми он соприкасается в жизни, которые встречается в сказках, стишках, песенках, играх.

Методика Николая Зайцева (кубики Зайцева)

Николай Зайцев разработал комплекс пособий по обучению детей чтению, математике, письму и английскому языку для домашнего и дошкольного образования. Методика основана на естественной потребности малыша в игре, которая положительно отражается на его здоровье и несет ребенку только радость.

 Материал подается системно, но в игровой форме, благодаря чему малыш с удовольствием вовлекается в обучение. И не важно – в группе или самостоятельно.

Это значит, что вместо привычного сидения за партами дети могут прыгать, шуметь, переходить от таблиц к кубикам, от кубиков к доске, хлопать в ладоши и топать ногами дети. Все это даже поощряется. Потому что выполняется с воодушевлением и азартом.

Но это вовсе не значит, что игра является просто развлечением, отдыхом или физминуткой. Николай Зайцев утверждает, что основу учебной игры составляют поиск и выбор. 


Возраст ребенка:
с первого года жизни идо 7 лет.

Плюсы:

  • возможность заниматься дома с мамой;
  • быстрое обучение чтению в игровой форме;
  • развитие интуитивной грамотности на всю жизнь.

Минусы:

  • логопеды и дефектологи говорят о том, что малыши, выучившиеся читать «по Зайцеву», часто «проглатывают» окончания, не могут разобраться в составе слова (ведь они привыкли делить его исключительно на склады и никак иначе);
  • детей приходится переучивать уже в первом классе, когда они начинают проходить фонематический разбор слова, и учитель просит выкладывать слово на карточках: гласный звук – красная карточка, звонкий согласный – синяя, глухой согласный – зеленая; в методике Зайцева звуки обозначены совсем другими цветами.

Методика Сесиль Лупан
Автор взяла за основу систему Домана, переработав и упростив ее. Сесиль Лупан рекомендует разговаривать с младенцем с самых первых минут жизни, не переживая, что кроха чего-то не понимает. Так малыш привыкает к родной речи, а бессмысленные прежде звуки наполняются конкретным смыслом. Когда дети начнут говорить, нужно обучать их чтению. Каждое знакомое слово необходимо написать крупными буквами на карточках и разместить их возле предметов, которые они обозначают. К примеру, «стул» – возле стула, а «диван» – рядом с диваном. Также автор рекомендует создавать самодельные книги о своем ребенке, в которых, помимо сказок, будут и его фотографии. Это относится и к счету. Сначала малыша знакомят с первым десятком, пересчитывая вместе с ним любые подходящие предметы. Он быстро запомнит порядковый счет и очень скоро откроет для себя суть этого процесса. Особое место в методике занимает раннее физическое воспитание ребенка. 


Возраст ребенка: 
с 3 месяцев до 7 лет.

Плюсы:

  • возможность заниматься дома с мамой;
  • активная стимуляция органов чувств ребенка;
  • всестороннее развитие интеллекта;
  • уделяется внимание эмоциям ребенка;
  • ребенок очень тесно общается с родителем во время занятий;
  • методика основана на интересе ребенка познавать окружающий мир.

Минусы:

  • подходит не всем родителям, в силу того что требует много времени и терпения на занятия с ребенком;
  • раннее проныривание, которому в методике также уделяется большое внимание, вызывает сомнения у некоторых мам.

Методика Никитиных
Супруги Никитины еще в советское время показали, как с рождения ребенка помочь ему стать самостоятельной личностью. Как только малыш научился ползать, его исследовательскую деятельность ничем и никем нельзя ограничивать. В основе системы Никитиных лежит, прежде всего, труд, естественность, близость к природе и творчество. Дети – хозяева себе, своим поступкам и распорядку. Родители ни к чему не принуждают их, лишь помогают разбираться в сложных жизненных и философских проблемах. Методика содержит методы закаливания и физического развития.В занятиях детям предоставляется полная свобода творчества – никаких специальных тренировок, зарядок, уроков. Дети занимаются, сколько хотят, сочетая спорт с другими видами деятельности.Дома также создается соответствующая обстановка: спортивные снаряды – повсюду, входят в естественную среду обитания наряду с мебелью и другими домашними вещами. По мнению авторов методики, родителям следует избегать двух крайностей в воспитании ребенка – «заорганизованности» и заброшенности. Родители должны быть неравнодушны к тому, что и как у малышей получается, участвовать в детских играх, соревнованиях, да вообще – в самой жизни детей. Но не занимать при этом роль «надзирателя».В основе методики – принцип НУВЭРС – необратимое угасание возможностей эффективного развития способностей. Означает, что существует определенное время и условия для развития конкретных способностей, если их вовремя не развивать, они будут потеряны. 


Возраст ребенка:
все периоды раннего детства (начиная от родов) до школьных лет.

Плюсы:

  • развитие самостоятельности у ребенка;
  • высокое интеллектуальное развитие ребенка;
  • развитие образного и логического мышления;
  • формирование творческого подхода к решению задач;
  • умственное и физическое развитие ребенка.

Минусы:

  • отсутствие усидчивости у ребенка ввиду того, что все занятия проводятся исключительно по его заинтересованности;
  • образ жизни сложно поддержать в условиях городской жизни;
  • экстремальные методы закаливания.


Методика Тюленева

Методика Тюленева не оставляет без внимания ни одно из направлений развития ребёнка. Благодаря ей, ребёнка можно научить чтению, музыке, математике, рисованию, развить спортивные, исследовательские таланты. В первые два месяца жизни ребёнка следует показывать ему нарисованные на листе бумаги линии, треугольники, квадраты и другие геометрические фигуры. Развитие следует начинать с рассматривания одной фигуры, постепенно увеличивая их количество. В последующие два месяца в поле зрения ребёнка должны оказаться картинки с изображениями животных, растений, букв алфавита, математических символов. С четырёх месяцев нужно начинать играть в «Игрушкобол» – сбрасывание ребёнком с кровати кубиков и других ярких предметов. С пяти месяцев можно класть рядом с ребёнком музыкальные инструменты. Дотрагиваясь до них, ребёнок случайным образом извлекает звуки, которые помогут развить его музыкальные способности.С шести месяцев начинать освоение букв, рассматривая с ребёнком магнитную азбуку. В восемь месяцев начинать играть с ребёнком в игру «Принеси букву», а с десяти месяцев – в игру «Покажи букву», затем – «Назови букву/слог/слово».С полутора лет начинать учить ребёнка печатанию на машинке, игре в шахматы, а в 2,5 года – знакомить с таблицей Менделеева. 

Читайте также:  Российских школьников научат быть политически активными


Возраст ребенка: 
с первых недель жизни до 6 лет.

Плюсы:

  • занятия не требуют много времени от родителя;
  • занятия подходят любому ребенку.


Минусы:

  • сложно достать дидактический материал;
  • неподтвержденная эффективность занятий.

ТРИЗ-методика

Это одна из новых педагогических технологий, используемых в учреждениях дополнительного образования детей.ТРИЗ – это теория решения изобретательских задач. Она была разработана бакинским учёным, писателем-фантастом Генрихом Сауловичем Альтшуллером.

Главная идея теории – технические решения возникают и развиваются не стихийно, а по определённым законам, которые можно познать и использовать для сознательного решения изобретательских задач без множества пустых проб.

 Детский возраст – это период бурной деятельности воображения и важный период для развития этого ценного качества, а воображение – одно из важнейших качеств творческой личности.Главная цель методики – формирование у детей творческого мышления, то есть воспитание творческой личности, подготовленной к стабильному решению нестандартных задач в различных областях деятельности.

 Педагогическое кредо «тризовцев» – каждый ребенок изначально талантлив и даже гениален, но его надо научить ориентироваться в современном мире, чтобы при минимуме затрат достигать максимального эффекта. Занятия по развитию творческого воображения – это импровизация, игра, мистификация. Здесь учат придумывать свои сказки и не одну, а столько, сколько человек в группе и даже больше.

Дети познают и учатся сопоставлять физические и природные явления, но в такой форме, когда они не замечают, что учатся, а делают для себя открытия ежеминутно. Тризовские занятия по изобразительной деятельности включают использование разных нестандартных материалов. Принцип проведения занятий – от простого к сложному.

Чтобы стимулировать творческую активность детей  и устранить отрицательное воздействие психологической инерции, используются различные методы и приёмы, например: мозговой штурм (перебор ресурсов и выбор идеального решения), синектика (метод аналогий), морфологический анализ (выявление всех возможных фактов решения задачи) и другие.


Возраст ребенка: 
дошкольный (с 3 до 7 лет).


Плюсы:

  • развитие творческого воображения;
  • приобретаемый навык мыслить системно, с глубоким пониманием происходящих процессов;
  • развитие интеллектуальных способностей ребенка;
  • развитие навыка анализа, сопоставления, сравнения.


Минусы:

  • большую роль в освоении ребенком данной методики играет педагог и его компетентность; 
  • наличие сложной для детского ума терминологии.

Источник: 

Источник: https://mamsila.ru/post/477-obzor-metodik-rannego-razvitiya

Обзор популярных методик раннего развития способностей ребенка

Изучая всевозможные книги для родителей, можно наткнуться на словосочетание «раннее развитие». Это понятие включает в себя целый ряд групповых и авторских методик, которые устоялись в течение десятков лет, и имеет уже изначально негативную оценку, т.к. понимание «раннего» развития оценивается, как «преждевременное». Предлагаем вашему вниманию обзор методик раннего развития.

Видео о направлениях детского развития

к оглавлению ↑

Для большинства родителей понятие раннего развития означает лишь занятие с детьми по определенной методике, в то время как другие даже не думали, что к обучению ребенка можно относиться так серьезно.

Конечно же, малыш и без посторонней помощи научиться и ползать, и ходить. Но если организовать тренировки, то ребенок пойдет в 10 месяцев, а без них, к примеру, — в 11.

А ведь за месяц малыш может столько обойти, познать и увидеть!

В этом и состоит суть «раннего» развития. В пределах индивидуального графика – это достижение желаемых результатов и закладка их на будущее. Таким образом, для кого-то освоение чтения начнется в 3 года, для кого-то в 6-7 лет.

К сожалению, пока нет проработанного методического учебника, в котором бы четко описывались нужные занятия с ребенком от и до определенного возраста. Обычно каждая семья выбирает ту авторскую методику, которую считает нужной.

Все методики разные, их тяжело классифицировать, но условно их можно разделить на «творческие» и «физические». С момента рождения до года в жизни малыша проходит целая эпоха.

Именно в это время ребенок учится самостоятельно поднимать голову, переворачиваться, сидеть, ползать, делать первые шаги, кушать, произносить слова. Поэтому на первом этапе наиболее важным для малыша является физическое развитие.

Окрепшие мышцы позволяют ребенку самому встать и увидеть то, что находится в квартире. Кроме того, нужна психологическая методика, которая развивает память, мышление и кругозор.

к оглавлению ↑

Обзор методик раннего развития по Никитиным

Проблема воспитания здоровых детей в нашей стране впервые была поднята педагогами-энтузиастами супругами Еленой и Борисом Никитиными. Множество людей смогли почерпнуть из их личных наблюдений за своими детьми знание о широких возможностях, заложенных с самого рождения и угасающих без развития.

Никитиным удалось выделить три важнейших безусловных рефлекса: рефлекс Робинзона (отталкивание от земли или другой твердой поверхности), хватательный рефлекс (ребенок сильно хватается за предложенный палец, палочку и т.п.) и плавательный защитный рефлекс (в воде кроха активно двигает ручками-ножками, не дает себе утонуть).

Именно раннее развитие, а не сознательное торможение родителями этих навыков, не позволяет ребенку «забыть» их, развить данные способности по «первому кругу». А это в свою очередь дает возможность ребенку раньше научиться ходить, бегать, прыгать, в то время, как переучиваться заново гораздо труднее. Старшие дети тоже не были обойдены вниманием.

Им предоставляюсь целые спортивные комплексы, сделанные своими руками. Вводились элементарные закаливающие процедуры, простейший массаж.

к оглавлению ↑

Масару Ибука «После трех уже поздно»

Масару Ибука издал книгу «После трех уже поздно», которая своим появлением наделала много шума. В книге говорится о том, что максимум возможностей заложено в детях в период интенсивного роста мозга – до трех лет.

Именно в это время закладывается иммунитет, формируется характер, поведение в обществе. Автор неоднократно подчеркивает, что при хороших генах, нужно заниматься с малышом по максимуму.

Труд Масару Ибука вселяет оптимизм и веру в достижении высоких результатов.

к оглавлению ↑

Развивающая динамическая гимнастика

Динамическая гимнастика, разработанная Труновым и Китаевым, удовлетворяет потребности малыша до 1 года, которые связаны с движением, а также развивает рефлексы.

Данная методика зародилась в далеком прошлом: на Руси часто брали детей за подмышки, слегка подбрасывали, а ребят постарше – крутили вокруг себя, обхватив за руки и за ноги. Таким образом, родители дают возможность детям двигаться, даже когда ребенок сам не может реализовываться.

После того, как ребенок научился ползать и ходить, упражнения утрачивают свой смысл. Нужно использовать силы малыша, подключая зарядки, игры, упражнения на спорткомплексе.

к оглавлению ↑

Прочный контакт с матерью

С рождения и до 3-х лет для ребенка главным остается контакт с матерью, тактильные ощущения. Сейчас стал известен факт, что дети, живущие в племенах, где их носят на себе матери до 3-х лет, опережают по своему развитию своих сверстников из европейских стран.

Только лишь благодаря игрушкам, школе, всевозможным развивающим группам, европейские дети обгоняют детей из племен. Ребенок через тактильные ощущения познает мир, у него формируется образ физического предмета.

Кроме того, как считают психологи, дети до 5-ти лет познают окружение через эмоции и чувства.

к оглавлению ↑

 Плавать раньше, чем ходить

 К сожалению, неизвестно, кто первый был основателем методики развития, которая заключается в том, чтобы не просто купать малыша, но и плавать с новорожденным. Плаванье – это мощная лечебная и оздоровительная процедура, направленная на развитие дыхания, укрепление позвоночника и общего тонуса.

Известно, что плаванье избавляет от заболеваний неврологии, улучшает аппетит, развивает выносливость. Передвижение малыша в воде ограничено, ведь он еще не умеет управлять своим телом, поэтому нужно опираться на технику и упражнения. Плаванье укрепляет мышцы ребенка, учит его ориентироваться в пространстве.

Следовательно, ребенок начинает раньше вставать, ходить и т.д. С рождения занятия должны проходить сначала в домашней ванне, а потом в бассейне. Задача родителей – привить любовь к водным процедурам, научить малыша постановке дыхания, а затем – нырянию.

Если вы чувствуете неуверенность в своих действиях – найдите инструктора, который поможет избежать ошибок во время плаванья.

к оглавлению ↑

Обзор творческих методик раннего развития

загрузка…

К творческим методикам относится обучение письму, счету и энциклопедическим знаниям, а также знакомству с музыкой, природой и рисованием. Весомый вклад в раннее развитие детей внесла семья Никитиных. Пара открыла в каждом ребенке личность и индивидуальность.

Они показали, что можно заниматься, достигая «в игре» результатов. Их игры – это «сложи квадрат», «кубики для всех», «уникуб».

Головоломки для логического развития не имеют возрастных ограничений, предназначены для совместной игры родителей и детей и строятся по принципу «от простого к сложному».

к оглавлению ↑

Методика Монтессори

 Большой вклад в методику развития детей внесла Мария Монтессори. Ее подход, который для многих казался необычным, состоит из 3-х частей: ребенок, окружение и учитель.

Ребенок – центр всей системы, сам изучает окружающую среду, причем учитель лишь наблюдает за занятиями малыша, никогда ничего не навязывая. Девиз Монтессори: «Помоги мне сделать это самому». Еще один этап в методике Монтессори – воспитывающее мышление.

Разум ребенка подобен губке, которая впитывает все образы, не разделяя на «плохие» и «хорошие». Поэтому, важный момент развитие малыша – создание взрослыми правильной среды.

к оглавлению ↑

 Вальдорфская педагогика

 Совершенно другие принципы лежат в основе Вальдорфской педагогики. Обучение детей было разбито на 3 этапа, в зависимости от возраста ребенка.

Так, дети до 7 лет, получают новые знания через подражание, а обучение через эмоции и чувства начинается с 7 до 14 лет. Только лишь по достижению 14 лет ребенок включает логику. Вальдорфская методика исключает любое раннее интеллектуальное развитие.

Например, обучение чтению начинается лишь с 3 класса. До школы дети только играют примитивными игрушками из природных материалов.

Методика полностью вычеркивает из жизни ребенка компьютер и телевизор. Предпочтительным считается занятие искусством (театром) и народным ремеслам. Задача системы – оградить детей от стрессов «взрослого мира», окружающего общества, политики  и т.д.

Ученики растут, развивая способности внутри себя. Много внимания уделяется психологии личности ребенка, но в то же время, дети должны быть легко внушаемы, без лидерских качеств.

В течение дня у детей лишь 1 урок, который требует умственной работы, поэтому обучение в средней школе проходит эпохами.

к оглавлению ↑

 Методика Глена Домана

Глен Доман развил идею Цицерона, которая гласит о том, что дети схватывают большое количество предметов. Доман был врачом, хорошо разбирался в медицине, и пришел к выводу, что стимуляция любого из органов чувств приводит к повышению активности головного мозга.

В его институте дети, которым исполнилось 3-4 года, начинали читать, писать, осваивали математику, а при хорошем физическом развитии становились эрудитами. Методика Домана гласит, что учеба эффективна только в период роста мозга – до 7 лет.

Читайте также:  Государственный образовательный стандарт.

У новорожденных есть огромный потенциал, и задача каждого родителя сохранить его, ведь невостребованные клетки головного мозга отмирают.

Для раннего развития по методике Домана нужно уделить внимание математике. Счет для детей выглядит как игра по каточкам с красными крупными точками. Вслух называется не цифра, а количество точек, которое считает ребенок.

Немаловажное значение в методике занимают энциклопедические знания. Дети могут легко заучивать голые факты и их систематизировать. Родители должны сделать подборку карточек с изображениями животных, растений, великих людей и др.

, для того чтобы ребенок запоминал новые образы. Причем малыш не только должен помнить, как называется изображение на картинке, но и уметь рассказать что-то о нем. Таким образом, ребенок запоминает всю энциклопедическую информацию.

По мере возрастания малыша Доман увеличивает длительность занятий, а в 2 года начинает его знакомить с музыкальными инструментами.

к оглавлению ↑

Методика раннего развития Сесиль Лупан «Поверь в своё дитя»

Сесиль Лупан показывает, что совсем не обязательно иметь множество ученых степеней в педагогике или медицине, чтобы воспитывать развитых здоровых детей.

Взращивая двух своих дочерей, она не следовала слепо существующим методикам, а приспосабливала их к своим детям, изменяла. Результатом ее работы стала книга «Практическое руководство: поверь в свое дитя».

Тут не найти подробного руководства, как делать из детей гениев. Книга раскрывает родителям мир ребенка, начиная с самого рождения.

Важнейшее значение Лупан придавала счету, ведь он — основа любых вычислений. Потому она настаивала на его изучении в первую очередь. Считайте везде и всюду, произнося цифры вслух внятно и четко. Ваши старания заметит и ребенок. Он будет считать вместе с вами. Обязательно хвалите его за любые попытки.

При переходе к десяткам нужно дать ребенку понятие о ноле, ведь это особенная цифра. В этом помогут шуточные вопросы: «Сколько слонов в твоем кармане?», «Сколько лягушек висит на люстре?». Кроме того, ребенок должен знать обратный счет, ведь без него малыш не научится вычитать, и четные и нечетные цифры.

Необходимо стремиться научить ребенка счету разнообразными способами избегая монотонности.

к оглавлению ↑

Кубики Зайцева

Методика развития Зайцева основана на системном игровом обучении. Чтение построено на принципе букв и складов, которые ребенок старается найти. Находя нужные буквы, ребенок составляет слова. Кубики, различные по цвету, с первых дней игры учат читать и «писать» кубиками. Но чтение должно ложиться на подготовленную почву.

Не следует обучать этому ребенка с года, ведь это творческий процесс. Показывая малышку буквы на кубиках с полугода, родители обрекают себя на бесконечное число повторений, т.к. ребенок не в состоянии все запомнить.

А вот с 3-4 лет, когда ребенок осознанно разговаривает и комбинирует слова, методика Зайцева приносит хороший результаты.

к оглавлению ↑

к оглавлению ↑

Обзор методик раннего развития творческих способностей

Для развития творческих способностей нужно, чтобы малыш был усидчив, крепко держал карандаши и кисточку, был хорошо координирован. Поэтому, в основном, практически все методики творческого обучения предназначены для детей старше 4 лет. При занятиях в группе ребенок должен быть общительным, здоровым и любознательным.

Методика Гмошинской направлена на развитие художественных талантов и не ставит никаких ограничений в творчестве. Ребенок рисует то, что хочет в данный момент в любой удобный ему способ: руками, фломастерами, акварелью. Предпочтительная цветовая гамма – синий, желтый, красный и оранжевый цвет.

Когда один из родителей или руководитель рисует вместе с малышом, он должен говорить, что появляется на бумаге, какой используется цвет. Помогая изобразить какой-то предмет, нужно ставить руку малыша вместе со своей, рисовать одной кисточкой.

Нужно учить ребенка находить знакомые цвета в книгах, на прогулке, на других рисунках.

Метод Мейсон Шарлотта направлен на изучение природы, развития наблюдательности. Ребенку следует дать возможность оценить окружающую красоту, показывая интересные детали.

Говард Гарднер выдвинул теорию о совокупности (множестве) интеллектов. Он различал лингвистический, межперсональный, внутриперсональный, телесно-кинестический, натуралистический, логико-математический и музыкальный интеллект.

Гарднер утверждает, что интеллект человека – это множество интеллектов, поэтому обучение нужно строить исходя из сильных сторон и особенностей каждого человека.

Исходя из этого, разобравшись с интеллектом ребенка, следует развивать его в нужном направлении.

Источник: http://3ladies.su/kids/k-education/obzor-metodik-rannego-razvitiya.html

5 популярных методик раннего развития детей: плюсы и минусы

© Photo by li tzuni on Unsplash

Рассматриваем основные плюсы и минусы методик раннего развития детей.

В настоящее время стало невероятно модно обучать своих детей хоть чему-нибудь практически с пеленок.

Так что неудивительно, что во многих крупных (да и не очень) городах появились разнообразные центры детского развития, ведь где есть спрос, там всегда найдется и предложение.

Заниматься в таких заведениях можно начиная с 6 месяцев, главное — выбрать то заведение, развивающая программа которого вам больше по душе.

В последнее время это одна из самых популярных методик раннего детского развития. Занятия по Монтессори включают в себя несложные физические упражнения, в том числе упражнения на развитие мелкой моторики; упражнения, направленные на развитие речи; а также традиционные лепку, конструирование; рисование и аппликацию; многочисленные развивающие игры; пение и танцы.

При занятиях по данной методике педагоги должны грамотно организовать пространство и обеспечить ребенка разными по текстуре игрушками и материалами для развития.

При этом ребенку предоставляется полная свобода выбора: из всего изобилия предметов он сам выбирает то, с чем хочет играть, и то, чему хочет обучаться, поэтому фактически развивается самостоятельно — учитель не навязывает задания ребенку, он только помогает ему и немного направляет.

Классическая система Монтессори предполагает занятия с детьми старше 2,5-3 лет. Но на сегодняшний день уже создаются Монтессори-группы для занятий с детьми до 3 лет.

Плюсы методики:

Дети, обучающиеся по этой методике, наблюдательны, внимательны, самостоятельны и дисциплинированы.На занятиях у ребят развивается мелкая моторика рук, что сильно поможет им при обучении письму.

Методика прекрасно развивает левое полушарие мозга, отвечающее за логику, моторику и аналитические способности.

Минусы методики:

Правое полушарие, которое отвечает за творческие способности, в методике Монтессори не развивается вообще или его развитию уделяется минимальное количество времени.

Методика подходит далеко не всем детям: очень активные дети будут на занятиях чувствовать себя некомфортно, замкнутые малыши закроются в себе еще сильнее, а творческим деткам она просто-напросто не понравится.

На занятиях по данной методике мало внимания уделяется физическому развитию детей, как и развитию навыков общения друг с другом: вместо коллективной игры отдается предпочтение индивидуальной работе детей.

Это методика, вторая по популярности среди создателей детских развивающих центров. Создана она петербургским педагогом Николаем Зайцевым.

В основе его системы обучения — идея о том, что элементарной частицей речи является склад — пара из согласной и гласной, или из согласной с твердым или мягким знаком, или же одна буква. Эти склады Зайцев написал на гранях своих кубиков.

Так что основной принцип обучения детей чтению — по слогам, а обучение счету — при помощи числовых рядов.

Стоит также отметить, что обучение по кубикам Зайцева проходит в игре, дети поют слоги, прохлопывают их в ладоши, прыгают и бегают. Точно так же через игру малыши знакомятся с математикой.

Зайцев разработал для этого специальные таблицы, по которым дети выполняют арифметические действия.
Обучаться по этой методике можно начиная с 2-3 лет и до дошкольного возраста.

Занятия могут быть как групповыми, так и индивидуальными.

Плюсы методики:

Данная методика помогает детям быстро обучиться чтению и счету.У детей тренируется и неплохо развивается зрительная память и способность к запоминанию.

На занятиях у детей развивается творческое мышление.

Минусы методики:

В методике не уделяется должного внимания тренировке мелкой моторики рук, которая необходима для подготовки детей к письму.

Часто у детей, которые хорошо считают и читают, благодаря занятиям по данной методике развивается завышенное самомнение и возникает ощущение, что они знают все.

Данная методика довольно гармонично сочетает интеллектуальную и физическую нагрузку. В основе системы обучения — так называемые «карточки Домана», с крупно написанными на них словами (а не отдельными буквами, как у Зайцева); то же с математикой, где на карточках изображены не цифры, а красные точки, множества.

По мнению Домана, образование и обучение детей начинается в 6-7 лет, а вот познание — с самого момента рождения, поэтому он рекомендует показывать карточки малышам с рождения.

Кроме того, в этой методике огромное значение придается физическому развитию: активное движение с рождения и несложные физические упражнения — одна из важнейших составляющих этой системы обучения.

Плюсы методики:

Дети запоминают большое количество информации.

Карточки тренируют зрительную память у детей, а физические упражнения помогают им быть здоровыми и спортивными.

Благодаря занятиям по данной методике, родители ежедневно проводят больше времени со своим чадом, что в свою очередь тоже благотворно отражается на его развитии и развитии навыков общения.

Минусы методики:

При обучении чтению ребенок запоминает не отдельные буквы, а лишь слово, написанное целиком, потому что он сопоставляет его с нарисованной картинкой.

Ребенок, обучающийся по данной методике, может вырасти «ходячей энциклопедией», но в важный момент не будет уметь использовать свой багаж знаний в нужном русле.

Второе название – методика Штайнера, считается педагогикой равных возможностей.

В основе этой системы обучения лежит достаточно сложное философское течение антропософия, упор в которой делается на развитие эстетических и практических навыков и знаний об окружающем мире, а не на развитие интеллектуальных способностей.

Создатели данной методики считают, что детей нужно как можно дольше оставлять в их сказочно-образном мире, поэтому именно в детстве, в дошкольном возрасте, необходимо развивать творческий потенциал малыша.

К обучению чтению и письму ребенок будет эмоционально готов, когда у него молочные зубы поменяются на коренные, то есть лет в 12, и до этого возраста надо развивать творческие способности и делать акцент на физическое и духовное воспитание.

Все занятия по Вальдорфской методике направлены на развитие личности, поэтому детей на занятиях ни к чему не принуждают. Занятия проводятся в мини-группах, включающих ребятишек разного возраста, но любой малыш может в любой момент отказаться что-либо делать, и ему за это ничего не будет.

Плюсы методики:

Прекрасный вариант дошкольного развития для детей с гуманитарным складом ума, ведь у ребенка развивается творческое мышление, которому в других методиках уделяется гораздо меньше внимания.

Методика не предполагает системы оценок за работу: ребенок не боится ошибаться, что делает обучение более гармоничным.

Многообразие игровых форм и большое количество игрушек, изготовленных из натуральных материалов.

Минусы методики:

Методика не очень подходит детям с математическим складом ума, им не всегда будет интересно.

Обучение чтению и письму начинается поздно, поэтому методика фактически не подготавливает ребенка к школе.

Телевизор, радио и кино под запретом. Сторонники методики уверены, что современные средства массовой информации оказывают разрушительное действие на психику ребенка.

Методика представляет собой некий набор постепенно усложняющихся развивающих и спортивных задач. Основным постулатом системы Никитиных является свобода творчества детей на занятиях: дети занимаются ровно столько, сколько хотят, сочетая спорт и другие виды деятельности.

Задача родителей только одна – помогать детям развиваться, а не мешать, поэтому они не вправе заставлять ребенка, давить на него в соответствии со своими надеждами и подсказывать ему решение задачи: если малыш не справляется, значит, задачу нужно отложить до тех пор, пока он не подрастет.

Дети должны быть заинтересованы во всем: в обучении, занятиях спортом, принятии пищи, а родители – их старшие товарищи – должны помогать удовлетворить их интересы.

Читайте также:  Нужны ли деньги ребенку: финансовая грамотность детей

Спорту в системе Никитиных уделяется не просто большое, а огромное внимание: закаливание с самого рождения и ежедневная зарядка – обязательные условия методики. В доме должно быть оборудовано место для занятий спортом, чтобы дети воспринимали физическую активность как неотъемлемую часть жизни.

Плюсы методики

Методика ориентирована на домашнее обучение детей. То есть любой родитель может самостоятельно освоить ее и превратить в образ жизни, что ведет к тому, что дети будут проводить с ними много времени.

Внимание уделяется не только умственному, но и физическому развитию детей.

Система помогает очень рационально организовать время.

Минусы методики:

Отсутствие индивидуального подхода к ребенку.

Недостаточное внимание уделяется развитию речи, а творчество исключается в принципе.

Закаливание проводится достаточно жесткими методами (обливание ледяной водой, хождение босиком по снегу).

Стоит ли начинать обучать ребенка со столь раннего возраста и какая из методик раннего развития больше подходит вашему малышу, решать, конечно же, только родителям.

Но при выборе центра детского развития необходимо учитывать одно очень важное обстоятельство: абсолютно все дети разные, а значит, и подход к ним в обучающих заведениях должен быть индивидуальный.

Стоит также отметить, что многие родители склонны идеализировать детские развивающие центры, считая что раз уж они привели туда своих детей и заплатили за занятия деньги, то педагоги уж точно сделают из них гениев. Однако это не так.

Да, ребенок может стать более коммуникабельным, научится преодолевать трудности и освоит навыки чтения и письма, но все методики несовершенны, и детские центры развития — это не способ превратить малыша в нового Эйнштейна.

Так что не стоит ожидать, что хороший и умный ребенок вдруг через несколько месяцев превратится в вундеркинда, как не стоит и внушать ему, что благодаря этим занятиям он станет лучше всех остальных детей.

А самое главное — ни один даже очень сильный педагог не сможет заменить ребенку родителей, поэтому так важно, чтобы помимо всего того, что ему может дать центр детского развития, малыши получали в полном объеме любовь и заботу своих мам и пап.

Чтобы не пропустить ничего полезного и интересного о детских развлечениях, развитии и психологии, подписывайтесь на наш канал в Telegram. Всего 1-2 поста в день.

Источник: https://chips-journal.ru/reviews/populyarnie-metodiki-rannego-razvitiya-detei

Сравнительный обзор современных методик раннего развития

С течением времени одни методики раннего развития уходят в прошлое, как устаревшие или менее эффективные, другие, зарекомендовавшие себя с положительной стороны, сохраняются по сей день, третьи возникли совсем недавно. Хотите разобраться, чем методика Монтессори отличается от системы Глена Домана? Читайте нашу обзорную статью.

Раннее развитие: осознанный выбор родителя

Что такое раннее развитие? Это и подготовка к детскому саду и школьному образовательному процессу, и создание условий для эффективного усвоения навыков и умений, гармоничного и всестороннего развития, тренировки метапредметных навыков (внимания, памяти, речи, воображения, логического мышления).

Монтессори

Основной принцип методики Марии Монтессори — помощь детям в самостоятельном изучении окружающего мира в специально созданных благоприятных условиях. Центральную область методики занимает сам ребенок, который должен без постороннего вмешательства работать с разным материалом, чтобы раскрыть творческий и интеллектуальный потенциал.

Помещения для занятий по методике Монтессори зонируют. Выделяют сенсорную, математическую, речевую, практическую и космическую зоны.

Каждая из них наполняется дидактическими материалами по возрасту ребенка (книги, конструкторы, ткани и так далее).

Сами группы всегда разновозрастные, чтобы старшие дети помогали младшим, а те, в свою очередь, тянулись и брали пример со старших. Главная часть упражнений направлена на развитие логики, интеллекта и сенсорики.

Методика Монтессори очень благоприятно сказывается на развитии психических процессов малышей, совершенствует навыки самообслуживания и самодисциплины. Впрочем, многие занятия все равно требуют вмешательства педагогов и родителей.

Воссоздать центр Монтессори в домашних условиях очень сложно, так как требуется огромное количество специальных материалов и пособий.

Чаще всего данная методика применяется в усеченном виде, и разбавляется упражнениями из других развивающих и образовательных программ.

Вальдорфская школа

Методика вальдорфской школы предполагает начало обучения чтению только с третьего класса.

Интеллектуальные упражнения ребенок получает после семи лет, а до этого играет с пособиями из натуральных материалов — шишек, дерева, соломы и так далее.

На уроках ученики не получают отметок, не участвуют ни в каких соревнованиях. В каждом вальдорфском классе — не более двадцати детей.

Основное внимание на уроках уделяется театральной и художественной деятельности. Методика запрещает пользоваться мобильными телефонами, компьютерами, любыми гаджетами. Таким образом, у детей отлично развивается воображение, творческие способности, независимость суждений. Но наблюдается малое приспособление к современному школьному процессу.

Вальдорфская педагогика выросла из антропософского учения Питера Штайнера, чьи религиозные и мистические воззрения оказали влияние на формирование постулатов вальдорфской школы. Поэтому мы советуем родителям обратить внимание на конкретную школу или учителя, которого вы выберете для своих детей: будете ли вы согласны с идеологической составляющей преподавания?

Глен Доман

Методика американского ученого Глена Домана состоит из четырех главных частей: развитие физическое, обучение счету, обучение чтению, усвоение энциклопедических знаний.

Глен Доман установил, что развивающие занятия эффективны в период самой большой активности коры больших полушарий, то есть в возрасте до семи лет, но и до одного года малыш может заучивать и систематизировать самую разнообразную информацию.

«Карточки Домана» — это картонные карты со словами, математическими действиями, фотографиями птиц, растений, животных, известных людей и так далее.

Эти карточки родитель или преподаватель показывает малышу в течение дня буквально на несколько секунд каждую, постепенно добавляя новые изображения.

Большой информационный поток активизирует развитие ребенка, «натаскивает» его на определенные знания, иногда в ущерб творческому развитию и развитию мелкой моторики.

Николай Зайцев

Уникальная развивающая программа петербургского педагога Николая Зайцева включает в себя комплект пособий по обучению ребенка чтению и письму, математическим навыкам и английскому языку.

Главный постулат методики Зайцева — ребенок всему учится в процессе игры. Поэтому вся информация на уроках подается в игровой форме в максимально свободной, раскованной атмосфере.

Впрочем, занятия не являются развлечением, но дают прочные знания.

Заниматься по методике Николая Зайцева можно и дома, и в детском саду или развивающем центре. Ребенок получает навыки грамотного письма, быстро учится читать. При домашнем обучении родителям придется сначала самим научиться всем нюансам зайцевской методики, прежде чем давать ее ребенку.

Деление слов на склады отличается от школьной практики деления слов на слоги, также цветовое обозначение гласных и согласных звуков имеет отличия, поэтому малышу при поступлении в первый класс обычной школы придется переучиваться. Однако игровые приемы данной методики делают уроки веселыми и непосредственными, закладывают фундамент позитивного отношения ребенка к учебе.

Сесиль Лупан

Бельгийская актриса Сесиль Лупан была недовольна системой Глена Домана, и на основе последней создала свою собственную методику.

Эта программа учитывает особенности личности каждого ребенка, его интересы и склонности характера, но так же, как и система Глена Домана, рекомендует давать малышу большие объемы знаний.

С первых дней ребенок должен получать общение и информацию от своих родителей, чтобы как можно раньше понять закономерности этого мира. Сесиль Лупан рекомендовала размещать карточки с крупными надписями названий предметов около самих предметов, которые часто видит малыш.

Методика Сесиль Лупан требует от родителей полной самоотдачи в общении с малышом и подходит для домашнего использования. Программа охватывает и интеллектуальную, и эмоциональную, и сенсорную сферу развития, стимулирует познавательный интерес ребенка. Также в состав методики входит обучение грудничковому плаванию.

Методика Никитиных

Система супругов Никитиных подразумевает полный отказ от таких приспособлений, как манежи и коляски, которые, по мнению авторов методики, ограничивают экспериментаторскую натуру детей. Малыши должны заниматься тем, что им ближе, самостоятельно выбирая виды деятельности. А родители не должны, участвуя в детских играх, вставать в позицию надзирателя.

Методика Никитиных включает закаливание и специальные физические нагрузки, систему естественных тренажеров для ребенка. Никитины считали, что если не развить определенные способности вовремя, они не достигнут высокого уровня.

Систему Никитиных возможно применять с самого рождения до школы, она отлично развивает интеллект, логическое мышление, воображение. Впрочем, у малыша могут возникнуть проблемы с концентрацией на определенном занятии, потому что выбор самого занятия всегда за ним.

Также опережающее развитие детей может негативно сказаться на интересе к учебе в школе.

Тюленев

Система интеллектуального развития ребёнка педагога и социолога П. В. Тюленева учит ребенка читать и писать, считать, а также развивает музыкальные и спортивные способности. Автор программы советует развивать малыша с рождения, давая ему тактильные раздражители, чтобы кора больших полушарий мозга развивалась эффективней.

До 2 месяцев ребенку показывают геометрические фигуры, до 4 — изображения зверей, растений, букв и цифр, дают возможность сбрасывать с кроватки разные предметы, с 5 месяцев дают первые музыкальные инструменты, с 6 — начинают изучать магнитную азбуку, в 8 ребенок должен приносить нужную букву, в 10 месяцев — показать букву и назвать ее (или целое слово), с полутора лет малыш играет в шахматы, с двух лет пробует печатать на компьютере, а с трех лет — вести дневник.

Метод, несомненно, дает толчок к интеллектуальному развитию ребенка, хотя является спорным с точки зрения соответствия возрастным особенностям.

Другие подходы к раннему развитию

Книга автора из Японии Масару Ибука «После трех уже поздно» (суть подхода отражена в названии) в свое время наделала много шума, и до сих пор многие родители и преподаватели ссылаются на опыт этого заботливого отца.

Динамическая гимнастика М. Трунова и Л. Китаева состоит из древнерусских гимнастических упражнений, которые эффективно борются с повышенным или пониженным тонусом мышц, косолапостью и прочими проблемами физического развития.

По системе Гмошинской ребенка учат рисовать с младенческого возраста. Использовать для этого можно пальцы, ладони целиком, а также мягкие фломастеры.

По методике Виноградова детей учат понимать сложные классические произведения с года. Другая музыкальная система — Железновых — помогает малышам с помощью песен и потешек изучать алфавит, чтение и счет.

***

Наш перечень развивающих методик не полный, он дает возможность родителю ознакомиться с основными современными программами и системами раннего развития для малышей.

Опытные педагоги детского центра «УмНяша» в Солнцево применяют наиболее эффективные методы, совмещая самые удачные элементы систем и программ раннего развития.

Запишитесь к нам на пробное бесплатное занятие и убедитесь в этом сами!

Источник: https://umnyasha.me/modern-educational-methods.html

Ссылка на основную публикацию