Организационный аспект в образовании

Статья на тему: Некоторые аспекты организации и управления образовательным учреждением в современных условиях

Некоторые аспекты организации и управления образовательным учреждением в современных условиях.

С.И. Степанюк, к. полит. н., директор

ГБОУ СПО «Калужский торгово-экономический колледж»

Особое место в теории управления и организации занимает проблема руководства. Традиционно под руководством принято понимать отношения, возникающие в организации в процессе и по поводу управления. Основной принцип управления — единоначалие.

Суть его в том, что власть, право решения, ответственность и возможности контролировать процессы и отношения в организации предоставляются только одному должностному лицу.

Соответственно руководитель — лицо ᴨȇрсонифицирующее ответственность, власть и право контроля.

Отношения единоначалия во многом формируют иерархическую пирамиду организации.

В самом общем виде можно определить те требования, которым соответствует руководитель любого управленческого ранга в различных социальных организациях.

Эти требования определяются через профессионально значимые качества, под которыми мы подразумеваем индивидуальные качества субъекта деятельности, влияющие на эффективность деятельности и усᴨȇшность ее освоения. Ответ на вопрос о качествах, которыми должен обладать руководитель, претерᴨȇл существенную эволюцию в ходе развития управленческой теории.

На основе общего анализа исследований психологов в области менеджмента, все качества, которыми должен обладать современный руководитель, можно разделить на пять групп:

1) общечеловеческие качества: трудолюбие; принципиальность, честность; обязательность, верность слову; самокритичность; гуманность; тактичность; справедливость; целеустремленность; альтруизм; высокая культура, безупречная нравственность; энергичность; работоспособность; выдержанность; любовь к своему делу; оптимистичность; требовательность к себе и другим; чувство юмора; внешняя привлекательность (опрятность, стиль одежды и т.д.);

2) психофизиологические качества: крепкое здоровье, стрессоустойчивость, общий уровень развития, интеллектуальные свойства, индивидуально-психологические свойства (темᴨȇрамент, направленность личности);

3) деловые качества и организаторские способности: инициативность; самостоятельность в решении вопросов; самоорганизованность (умение беречь свое и чужое время, пунктуальность и точность); дисциплинированность; исполнительность; умение четко определить цель и поставить задачу; способность менять стиль поведения в зависимости от условий; умение расставить кадры и организовать их взаимодействие, способность мобилизовать коллектив и повести его за собой; умение контролировать деятельность подчиненных; способность и стремление оᴨȇративно принимать решения; способность и стремление объективно анализировать и оценивать результаты, умение стимулировать подчиненных; творческий подход к порученному делу; умение поддерживать инициативу, стремление использовать все новое, прогрессивное; умение поддерживать свой авторитет.

4) коммуникативные качества: умение руководителя устанавливать деловые отношения с вышестоящими и смежными руководителями, с подчиненными, умение поддерживать нормальный психологический климат в коллективе, умение общаться (культура речи, умение слушать и т.д.), умение выступать публично;

5) профессиональные знания: знание науки об управлении; применение на практике современных организационно-управленческих принципов и методов; умение работать с документацией.

Если руководитель будет обладать всеми вышеназванными качествами, его можно считать идеальным.

Все личностные качества руководителя проявляются в его стиле управления. Стиль управления — это определенная система предпочитаемых руководителем способов, методов и форм управленческой деятельности. Применительно к образованию используют следующие стили руководства:

Директивно-коллегиальный стиль.

Руководитель стремится к принятию единоличных решений. Распределяет полномочия с участием непосредственных заместителей. В работе проявляет активность, что не наблюдается у подчиненных. Преобладающий метод руководства — приказы и поручения, просьбы исполнителей осуществляются редко.

Проявляет активный интерес к дисциплине, регулярно и строго контролируя подчиненных. Основной акцент в работе делается не на достижениях, а на ошибках и просчетах подчиненных.Требовательность к другим очень высокая. Советы и возражения руководитель позволяет делать только своим помощникам.

 Отношение к критике отрицательное. Ему свойственна выдержка. Общение с подчиненными происходит только по производственным вопросам. Ориентирован на дело, т.е. на задачу. Положительно относится к нововведениям, но не к человеческим отношениям.

 В отсутствие руководителя коллектив справляется с работой, но при контроле заместителя.

Директивно-пассивный стиль. Распределение полномочий постоянно меняется, являясь рассогласованным. Активность исполнителей допускается, но не считается значимой. Часто прибегает к просьбам и уговорам, но когда это не помогает использует приказы. Строго относится к соблюдению дисциплины, но особых усилий в этом вопросе не прилагает.

Контроль за работой исполнителей осуществляется редко, но очень строго с основным упором за результаты работы. Целиком полагается на комᴨȇтентность сотрудников. Разрешает подчиненным давать советы. В работе мало заинтересован. С ᴨȇрсоналом осторожен и тактичен. Подчиненные часто оказываются более комᴨȇтентными, чем руководитель.

От своих заместителей требует безоговорочного подчинения. Избегает нововведений в особенности в общении с людьми. Уделяет внимание управленческим функциям при возникновении значительных проблем. Вопросами социально-психологического климата в коллективе практически не занимается. За него эти проблемы решают другие люди.

При отсутствии руководителя коллектив снижает производительность труда.

В связи с превалирующими научными трактовками, директивная позиция в управлении сохраняет ведущее положение, т.к наиболее удобна для руководителей как привычный эталон отношений с подчиненными. Этот эталон безоговорочно принят и неявно одобряем не только субъектами, но и объектами управления.

Он олицетворяет традиционный директивный стиль, при котором личностные особенности начальника для управляемых имеют значение только как «справедливые решения» по льготам и наказаниям.

Руководитель может быть одновременно откровенным диктатором и понимающим собеседником, заботливым наставником и беспристрастным судьей — все это принимается как необходимая «отеческая» (материнская) строгость, а собственно самоорганизация подчиненных для них самих утрачивает смысл.

Стиль пассивно-коллегиальный. Руководитель стремится избежать ответственности, в осуществлении управленческих функций занимает пассивную позицию. Допускает инициативу у подчиненных, но сам не стремиться к ней. Допускает, чтобы исполнители работали самостоятельно. Основной метод руководства — просьбы, советы, уговоры, приказы старается не отдавать.

Слабо контролирует работу подчиненных. Окружает себя высококвалифицированными сᴨȇциалистами, положительно относится к нововведениям в сфере действия общения с людьми. К нововведениям в сфере производства противится. Требует по справедливости, но редко. Часто идет на поводу у подчиненных.

При отсутствии руководителя коллектив продолжает эффективно работать.

Смешанный стиль руководства. Распределение полномочий при выполнении управленческих функций осуществляет между собой и исполнителями. Инициатива исходит как от самого руководителя, так и от его подчиненных. Но на себя старается брать немного, если проявляет инициативу не сам. Положительно относится к самостоятельности исполнителей.

Основные методы — приказ, поручения или просьбы, но иногда прибегает к уговорам или даже выговорам. На дисциплине не заостряет внимание. Осуществляет избирательный контроль, строго следит за конечным результатом труда. С подчиненными в общении соблюдает дистанцию, не проявляя превосходства. Уделяет нужное внимание производственным задачам, а также человеческим отношениям.

Внутри коллектива действует нормальный социально-психологический климат.

Сегодня нормативные документы требуют ᴨȇреориентации руководителей образованием на иной стиль отношений.

Наиболее значимым для руководителя образовательным учреждением определяется рефлексивный стиль управления, предполагающий введение таких ценностей в обиход управленца, как соуправление процессом обучения, совместное целеполагание, проектирование, преобразование содержания знаний, стимулирование научно-исследовательской деятельности учителей и т.п.

Вместе с тем, реализуя директивный стиль, либо декларируя реализацию рефлексивного, руководители образовательными учреждениями оказываются в затруднительном положении.

Первый стиль заклеймен как авторитарный и неприемлемый, но наиболее достуᴨȇн, поскольку понятен, безоговорочно принят и неявно одобряем не только субъектами, но и объектами управления. Рефлексивный стиль требуют внедрять сверху, определяя его официально как единственно возможный в условиях демократизации.

Однако, явно демонстрируемые образцы государственного управления свидетельствуют о сомнительной эффективности чисто рефлексивных способов управления в России.

Каждому конкретному руководителю не может быть присущ только какой-либо один стиль. Опытный руководитель способен использовать тот или иной стиль в зависимости от обстоятельств: содержания решаемых задач, конкретного состава руководимой группы и др.

Стиль руководства оказывает большое влияние на деятельность подчиненных, и эффективность работы организации.

Итак, эффективность работы любой организации, в том числе и общеобразовательной школы, зависит от стиля управления коллективом. В стиле управления проявляются личностные качества руководителя. Развивая и совершенствуя личностные качества руководителей, изменяя стиль руководства, можно повысить эффективность работы образовательного учреждения.

Предпринятый анализ позволяет сделать следующие выводы:

Под управлением образовательным учреждением понимается систематическое, планомерное, сознательное и целенаправленное взаимодействие субъектов управления различного уровня в целях обесᴨȇчения эффективной деятельности образовательного учреждения.

Система управления образовательным учреждением — это совокупность скоординированных, взаимосвязанных между собой мероприятий, направленных на достижение значимой цели организации. К таким мероприятиям относятся управленческие функции, реализация принципов и применение эффективных методов управления.

Среди функций управления образовательным учреждением основными являются анализ, целеполагание и планирование, организацию, руководство, контроль и регулирование.

Данные функции имеют сᴨȇцифическую для образовательного учреждения направленность и являются особыми, относительно самостоятельными видами деятельности, последовательно взаимосвязанными друг с другом этапами, полный состав котоҏыҳ образует единый управленческий цикл.

В практике работы образовательных учреждений учитываются как общие, так и сᴨȇцифические принципы управления. К сᴨȇцифическим принципам относятся: сочетание интересов детского и взрослого коллективов, ᴨȇдагогическая направленность управленческой деятельности в школе, принцип нормативности, принцип объективности, единство ᴨȇдагогических позиций, сочетание государственных и общественных начал.

К наиболее известным методам управления образовательным учреждениям на современном этаᴨȇ относятся методы принятия управленческих решений (метод “мозгового штурма», дискуссия, “деловая игра», регламентный метод и др.) и методы их выполнения (методы коллективной и индивидуальной мотивации, адмиʜᴎϲтративные методы и др.)

Существует несколько видов организационных структур управления образовательным учреждением: линейная, функциональная, линейно-функциональная, дивизиональная, проектная и матричная. 
Наиболее часто встречающаяся в современной практике организационная структура образовательного учреждения — линейно-функциональная структура.

Вертикальная структура управления образовательным учреждением представлена четырьмя уровнями: директор — заместители — ᴨȇдагоги — учащиеся. Каждый нижестоящий уровень субъекта управления является одновременно и объектом управления по отношению к вышестоящему уровню.

Важным элементом эффективной системы управления образовательным учреждением является стиль управления. Стиль управления — это определенная система предпочитаемых руководителем способов, методов и форм управленческой деятельности. Стиль руководства оказывает большое влияние на деятельность подчиненных, и эффективность работы организации.

Важным показателем эффективного управления образовательным учреждением является стабильность ᴨȇдагогического коллектива.

В ближайшее время руководителям образовательных учреждений, а так же всей системе образования России придется существенным образом поработать над разрешением данных проблем.

Источник: https://nsportal.ru/npo-spo/ekonomika-i-upravlenie/library/2015/07/09/nekotorye-aspekty-organizatsii-i-upravleniya

4. ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ АСПЕКТЫ СОЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Главной организационной основой модернизации образования вообще и социального образования в частности являются новые государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования. Они определяют фундамент оценки качества, основные требования к содержанию и реализации образовательных программ.

С середины 90-х годов в России началась разработка и внедрение новых стандартов, их адаптация к национально-региональным условиям различных территорий страны. Причем эта работа ведется в контексте становления многоуровнего образования, что в полной мере относится и к социальному образованию во всех его составляющих.

Тем самым организационная и содержательная работы оказываются взаимосвязанными.

Взаимозависимость трансформации содержания и организации социального образования особенно сильно обозначилась в 90-е годы в России в связи с массовым развитием инновационных учреждений образования и образовательной практики, эволюцией полисубъектности образования.

Новые формы организации образования, как правило, базируются на инновационных программах, новых технологиях обучения, что, конечно, масштабно дифференцирует социальное образование содержательно.

Это далеко не всегда благоприятно сказывается на качестве знаний, соответствует базовым стандартам, их национально-региональной модификации.

В организационном плане введение национально-региональных компонентов стандартов также органично связано с усилением разнообразия содержания образования, особенно по дисциплинам социогуманитарного цикла.

В этом смысле содержание социального образования сегодня, сохраняя базовые требования, наиболее сильно дифференцируется по регионам. Оно объективно развивается в контексте формирования концепций и программ национального образования, развития национальных школ.

В этом смысле особенно сложным и важным является формирование национально-региональных компонентов и в целом концепции регионально-специфического социального образования.

Еще одним организационным основанием развития социального образования в стране является существование профильных учреждений, выполняющих соответствующие образовательные функции.

В этом смысле развитие социального образования в России сегодня опирается на систему профильных средних и высших учебных заведений, а также учреждений начального профессионального образования, готовящих кадры для учреждения социальной сферы и управления, специалистов в области социальных наук.

Принципиально важно и то, что в структуре целого ряда вузов увеличилось количество факультетов и отделений, ведущих подготовку кадров для учреждений социальной сферы, готовящих социальных работников, социологов, психологов, социальных педагогов, валеологов, менеджеров, госслужащих.

К середине 90-х годов в вузах страны функционировало уже более 60 факультетов и отделений, где на госбюджетной основе готовились социальные работники, социальные педагоги, валеологи. Также масштабно увеличилось количество факультетов и отделений психологии, экономики и права.11 Теория социальной работы: Учебник / Под ред. Проф. Е.И.

Холостовой. — Москва: Юристъ, 2001 г., с. 304.

Читайте также:  Рисование комнатных растений в старшей группе детского сада: варианты композиций

Эти новые организационные структуры социального образования в содержательном плане на первых ступенях своего развития чаще всего испытывали и испытывают серьезные трудности.

Особенно это касается тех из них, что были открыты в некоторых технических вузах, не располагающих квалифицированными преподавателями данного профиля.

В случае сохранения такой ситуации на длительный период они могут не пройти аттестации и будут закрыты.

Очевидно, однако, и то, что даже в условиях слабой обеспеченности кадрами, научной и методической литературой новые подразделения вузов социогуманитарного профиля, безусловно, играют положительную роль, ибо закладывают традиции, основания для развития социального образования в регионах страны. Опыт последних лет показывает, что наиболее удачно эта работа ведется в классических университетах, педагогических и медицинских вузах.

В организационном плане для социального образования России последнего десятилетия характерно и то, что здесь возникло большое количество кафедр и учебных лабораторий, центров, призванных обеспечивать общее (непрофессиональное) социальное образование.

Главным образом этим занимаются кафедры философии, культурологи, социологии, политологии, психологии, истории, основ права, социальной и экономической статистики, основ экономики и самоуправления.

Решая проблемы повышения общей культуры будущих специалистов различного профиля, повышения их культуры социального мышления и самоорганизации, управленческой деятельности, гуманизации образования, эти кафедры составляют организационную основу общего (непрофессионального) социального образования.

В организационном плане нельзя не отметить значительного увеличения количества субъектов социального образования вне традиционных форм его осуществления.

Это связано с вторжением в сферу образовательной деятельности различных фирм, СМИ, общественных организаций, обществ, объединений и отдельных граждан, других государств, что значительно расширяет круг традиционных учреждений образования, создает принципиально новую ситуацию в стране.

В российском образовании сейчас налицо ситуация, когда государство в значительной мере потеряло контроль над образовательными процессами в обществе, во многом разрушенным оказалось образовательное пространство России как суверенного государства.

В стране осуществляются образовательно-воспитательные программы ряда тоталитарных сект, чуждых культуре народов России, образовательные проекты других государств, также далеко не всегда учитывающие интересы нашего государства и народа и не контролируемые государственными органами управления образованием.

Нельзя не сказать и о низкопробных программах развлекательного характера. Полностью бесконтрольными в этом плане оказались радио, телевидение, пресса, книгоиздание.

Национально-государственная политика в этой сфере настолько слаба и неэффективна, что говорить о каком-то ее влиянии пока просто бессмысленно.

Она никоим образом не управляет социальным образованием и воспитанием, что опасно самыми серьезными разрушительными последствиями как для государства, так и для населения, в особенности того, которое составляет основу социокультурного развития страны.

Таким образом, содержание и организация социального образования в современной России переживают противоречивый процесс обновления и преодоления кризиса, созидания нового и сохранения лучших традиций старого опыта, поиска оптимальных технологий. Социальное образование активно участвует в формировании новой культуры, социальной жизни, являясь ее составной частью.

Источник: http://soc.bobrodobro.ru/17574

Организационный аспект управления образованием в условиях нового информационного общества

1 Государственное бюджетное учреждение «Региональный центр развития образования Оренбургской области», 2 Государственное бюджетное учреждение «Региональный центр развития образования Оренбургской области»

В связи с развитием информационного общества, внедрения в сферу образования информатизации и современных технологических подходов, динамично меняются процессы реализации учебно-воспитательной и управленческой деятельности образовательных организаций.

Современные подходы к организации управления сферой образования формируются в условиях создания инновационных образовательных структур, оказывающих влияние на перераспределение акцентов в выполнении социальных, организационно-управленческих и индивидуально-личностных функций.

Акцентируем внимание на том, что сегодня в силу постоянно растущей динамики социальной мобильности становится обычным явлением пересмотр и изменчивость социальных нормативно-ценностных установок, определяющих поведение людей в социуме, в том числе и в системе образования [2]. В этой связи современная наука рассматривает процессы изменчивости в системе образования как непрерывно развивающуюся динамическую характеристику нового современного общества.

Исследования, представленные учеными, показывают, что современная организация труда и экономика развиваются благодаря людям, способным и готовым использовать новые информационные ресурсы и создавать новое [5, 6].

В исследованиях, посвященных проблемам информационного общества, имеют место быть два подхода.

Одни полагают, что мы имеем дело с принципиально новым типом общества, другие придерживаются идеи социальной преемственности, утверждают, что процессы информатизации ранее установленных отношений еще не означают появления нового общественного уклада [5, с.12].

Организационный аспект управления образованием в условиях нового информационного общества предусматривает учет определенных факторов, влияющих на данный процесс, среди которых считаем особенно значимыми экономические, законодательные, социальные, социально-психологические, психолого-педагогические, технологические и пр. Обращают на себя внимание барьеры, создающие управленческие проблемы во всех типах социальных организаций, в том числе в сфере образования [4]:

1) в функционировании современных организаций всего мира наметились новые тенденции [1] — усложнение всех видов человеческой деятельности; переструктурирование рабочей среды; изменения в контингенте работающих; фундаментальные изменения в философии труда;

2) отсутствие стабильных условий жизни и перспективы относительно позитивных социальных изменений, что в целом приводит к повышению напряженности в обществе; отсутствие реального менеджерского опыта в управлении большинством организаций, в том числе новых структур образовательных организаций.

В условиях нового информационного общества организационный аспектом управления сферой образования выступает «процесс выработки решений, принятия законов в области образования, планирования, организации, регулирования и контроля за деятельностью образовательных служб» [4]. Каждая ступень сферы образования выполняет определенный круг задач в рамках своей компетенции.

Современный этап развития системы образования основан на новых подходах, требующих осмысления приобретенного опыта, анализа деятельности определенных ступеней системы, а также инновационных, опережающих исследовательских разработок, ресурсы которых позволят выйти на более высокий уровень и оптимизировать управление в сфере образования.

Предпосылки информатизации управленческой деятельности обусловлены, прежде всего, возрастанием информационных потоков на всех уровнях, осуществляющих управление сферой образования, а также необходимостью в создании системы планирования и прогнозирования развития системы образования и необходимостью использования современных подходов к процессу управления.

В условиях перехода на электронные образовательные услуги административные работники сферы образования испытывают особую потребность в использовании эффективных технологий, позволяющих основные компоненты деятельности осуществлять в единой управляемой системе.

Для этих целей в Оренбургской области, например, с 2009 года официально внедрен на всех уровнях сферы регионального образования программный комплекс «Автоматизированная распределенная информационная система оценки качества образования Оренбургской области».

Региональная информационная система выступает главным источником по предоставлению сведений об участниках единого государственного экзамена и о результатах единого государственного экзамена, а также сведений об участниках государственной (итоговой) аттестации, освоивших образовательные программы основного общего и среднего (полного) общего образования.

Формирование региональной информационной системы организовано с уровня образовательных организаций на основе программного комплекса, полученного общеобразовательными школами по целевым поставкам федеральных и региональных программ проекта «Информатизация системы образования».

До настоящего времени программный комплекс «1С: Хронограф Школа» функционирует в общеобразовательных организациях области, определенные сведения школьного уровня запрашиваются по защищенному каналу передачи данных для использования на управленческих уровнях региональных и муниципальных органов, осуществляющих управление в сфере образования.

Совместно с партнерами ООО «Интегрированные компьютерные системы»(г. Псков) команда IT-специалистов региональной системы образования формирует опыт внедрения автоматизированных систем в период перехода на электронные государственные (муниципальные) услуги в сфере образования.

Благодаря межрегиональному сотрудничеству в рамках дальнейшего развития существующей системы «Мониторинг качества образования Оренбургской области» с 2012 года функционируют две автоматизированные взаимодополняющие системы «Государственные (муниципальные) услуги в сфере образования Оренбургской области» и «Детские сады Оренбуржья».

В рамках перевода в электронный вид государственных и муниципальных услуг в регионе выполняются работы по обеспечению электронного информационного взаимодействия: Единого портала государственных и муниципальных услуг (http://www.gosuslugi.ru); регионального портала государственных и муниципальных услуг (http://56.gosuslugi.ru); органов государственной власти; органов местного самоуправления.

Необходимыми условиями эффективности функционирования автоматизированной информационной системы управления считаем:

  • нормативно-правовое обеспечение, способствующее внедрению процесса функционирования автоматизированной системы в органах, управляющих сферой образования и в образовательных организациях определенного региона (соглашения, приказы, регламенты и пр.);
  • организационное обеспечение, предполагающее готовность организаций системы образования к эксплуатации определенных технических и программных комплексов, а также кадровых ресурсов;
  • информационное обеспечение, направленное на формирование автоматизированной системы сведениями, являющимися своевременными, достоверными и достаточными для принятия решения;
  • финансовое обеспечение, предполагающее достаточный уровень источников для обновления и поддержки на должном уровне развития технического, программно-комплексного и кадрового потенциала;
  • кадровое обеспечение, предполагающее способность и профессиональную готовность к организации управления организациями сферы образования в условиях современного информационного общества.

Организация управления сферой образования в условиях нового информационного общества способствует решению приоритетных задач системы образования, среди которых — становление и развитие региональной инфраструктуры управленческой деятельности.

Список использованных источников

Источник: http://msk.ito.edu.ru/2014/section/232/94620/

Организационный аспект подготовки будущих учителей изобразительного искусства

Герасимова Алина Германовна
кандидат педагогических наук
ФГБОУ ВО «Чувашский государственный педагогический
педагогический университет им. И. Я. Яковлева»
Россия, г.Чебоксары e-mail: g.alina2012@ya.ru

Информатизация общества, в частности в области образования, привела к изменению подготовки к профессиональной деятельности учителей всех специальностей и профилей, внедрив в нее информационные и коммуникационные технологии (ИКТ).

Современный этап развития образования характеризуется активизацией поиска новых моделей образования, ориентированных на повышение уровня квалификации и профессионализма будущих учителей изобразительного искусства, на удовлетворение потребностей общества в специалистах, применяющих на своих уроках информационные и коммуникационные технологии.

Проблемами развития процессов профессионального обучения в области педагогики и психологии занимались ученые В. И. Андреев, Л. С. Выготский, Н. Ф. Талызина и другие.

Вопросы информатизации в сфере образования освещали в своих работах С. А. Бешенков, Л. Л. Босова, О. А. Козлов, Т. А. Лавина, И. В. Роберт и др.

Использование информационных и коммуникационных технологий художественно-графической деятельности изучалось в исследованиях М. М. Головановой, Е. А. Маликова, Л. Я. Нодельман и др.

Использование ИКТ в профессиональной деятельности открывает новые перспективы для преподавателя изобразительного искусства. Информационные  и коммуникационные технологии, использующиеся при изучении дисциплины «Изобразительное искусство», повышают интерес студентов к предмету, а также раскрывают новые возможности для проведения лекционных и практических занятий.

На основе организационного и методического сопровождения профессиональная деятельность учителя изобразительного искусства происходит с помощью синхронизации работы пользовательского и специального программного и аппаратного обеспечения, где под организационным и методическим обеспечением понимаем организацию и управление профессиональной деятельностью учителя комплексностью методов и средств в использовании ИКТ.

Возрастающие возможности использования ИКТ в педагогической и художественно-графической деятельности, с одной стороны, и новые образовательные задачи, стоящие сегодня перед педагогическими вузами, с другой стороны, обуславливают изменения в образовательном процессе в области ИКТ в художественном направлении. Подготовка будущего учителя изобразительного искусства должна позволить ему эффективно использовать ИКТ для интенсификации процесса обучения, формировать у учащихся умение использовать ИКТ в реализации творческих проектов.

Использование ИКТ в профессиональной деятельности будущего учителя изобразительного искусства предполагает сосредоточенную подготовку и обдумывание каждого элемента для проведения занятия.

Для эффективной работы должно проводиться рассмотрение педагогической целесообразности по использованию средств ИКТ в образовании, в учебно-методической деятельности, в организации учебной деятельности с применением электронных средств в области образования, разработке и создания учебно-методических материалов с использованием офисных приложений, мультимедийных технологий, инструментальных программных средств графических программ в процессе преподавания той или иной темы по изобразительному искусству. Все эти средства направлены на то, чтобы будущий учитель изобразительного искусства смог сориентироваться и благополучно решать профессиональные проблемы и задачи на уровне профессионала, потому как специалисты, использовавшие в образовательном процессе все необходимые средства ИКТ, должны, по большей части, обладать самым необходимым набором знаний в сфере ИКТ, важнейшими из которых являются:

  • наличие мотивов, стремления к применению ИКТ в профессиональной деятельности;
  • стремление к образованию и самообразованию в области ИКТ;
  • присутствие знаний о возможностях ИКТ;
  • наличие общих представлений о мультимедийных и электронных образовательных ресурсах и направлениях рынка электронных изданий в области изобразительного искусства;
  • владение необходимыми основами методики для внедрения ИКТ в учебный и воспитательный процесс;
  • владение приемами для подготовки дидактических, методических, справочных материалов и рабочих документов, которые соответствуют с предметной областью «Изобразительное искусство»;
  • способность применения офисных технологий (подготовкой раздаточных и справочных материалов, которые содержат графические объекты, стандартными приёмами работы с гарнитурой векторной графики, навыками работы с табличными данными, умениями построения графиков и различных диаграмм, методикой разработки и создания эффективных презентаций, а также приёмами вывода документов на печать и запись информации на электронные носители и др.);
  • владение основными сервисами и технологиями ресурса сети Интернета в связи их использования в учебной и методической деятельности (поиск образовательной и учебной информации в всемирной сети Интернет, её получения, сохранения и применения в целях дальнейшего использования в педагогической практике, приёмами работы с системой пересылкой почтовых сообщений (электронная почта), телеконференциями, приёмами навигации и другими коммуникационными технологиями);
  • наличие представлений об информационных технологиях и возможностях дистанционной поддержки педагогического процесса и необходимостью их введения в педагогическую деятельность;
  • владение практическими основами создания сайта для поддержания учебной деятельности (должны быть представления о назначении, содержании, структуре, инструментах навигации и оформления сайта поддержки образовательной деятельности, представлений о структуре веб-страницы, владение простейшими программами по сайтостроению, которые дают возможность представить учебную информацию в форме веб-страницы либо сайта и др.);
  • наличие представлений о технических и программных средствах компьютерной графики и возможностях их использования в профессиональной деятельности;
  • владение базовыми технологиями работы с основным типом программных продуктов и умение быстро адаптироваться на меняющемся рынке программного обеспечения – прикладного и профессионального.
Читайте также:  Иностранный язык для малыша. как вырастить маленького лингвиста

Таким образом, анализ современного состояния и возможностей использования ИКТ в профессиональной деятельности учителя изобразительного искусства показал, что в условиях информатизации общества и образования, расширения сферы практического применения ИКТ, возрастает потребность в подготовке учителей изобразительного искусства, которые должны уметь использовать аппаратные  и программные средства ИКТ в своей профессиональной деятельности, а также применять специальные прикладные программы для реализации творческих задач (визуализации, проектирования, дизайна и т.д.).

ЛИТЕРАТУРА

  1. Лавина Т.А. К вопросу формирования компетентности учителя в области информационных и коммуникационных технологий в условиях непрерывного педагогического образования / Т.А. Лавина // Вестник Чувашского государственного педагогического университета им. И. Я. Яковлева. – 2011. –  №4(72). Ч. 2. – С. 72-75.
  2. Роберт И.В. Концепция комплексной многоуровневой и многопрофильной подготовки кадров информатизации образования. / И.В. Роберт, О.А. Козлов – М.: ИИО РАО, 2005, 56с.

Источник: http://news.scienceland.ru/2016/02/13/805/

Сущность, аспекты и функции образования

Мнемосхема

Сущность понятия образования

В словаре С.Н. Ожегова образование определяется как обучение и просвещение.

В учебниках по педагогике образование определяется либо как процесс и результат усвоения обучающимися социально-исторического опыта (пособие по педагогике под редакцией П.И.

Пидкасистого), либо как объем систематизированных знаний, умений и навыков (И.П. Подласый), либо как социальное явление (учебное пособие «Педагогика» авторов В.А. Сластенина, И.Ф. Исаева и др.).

В Законе РФ «Об образовании» под образованием понимается целенаправленный процесс обучения и воспитания в интересах личности, общества и государства. Как видно, в данном случае образование определяется как широкое понятие, включающее в себя и обучение, и воспитание. Поэтому сейчас педагогику нужно рассматривать как науку об образовании человека.

В рамках личностно ориентированной развивающей парадигмы образование можно рассматривать как процесс и результат развития личности посредством научно организованного обучения и воспитания. В этом случае знания, умения и навыки будут выступать не как цель обучения, а как средства развития личности.

Аспекты образования

Наличие множества определений понятия образования показывает, что оно является сложным, многоаспектным. По мнению академика Б.С. Гершунского, можно выделить по меньшей мере четыре аспекта образования: образование как ценность, образование как система, образование как процесс и образование как результат. Содержание этих аспектов представлено в таблице:

Аспекты образования Их содержание
1. Образование как ценность Содействие политическому, экономическому и культурно-технологическому развитию общества, «локомотив» общества, оно должно обеспечивать развитие общества. Формирование нравственного, интеллектуального и ресурсного потенциала государства. Всестороннее и гармоничное развитие личности, создание условий для реализации ее потенциальных возможностей, интересов и склонностей. Общество и государство должны относиться к образованию как к приоритетной сфере, обращать на нее особое внимание, понимая, что образование определяет будущее общества. Не случайно в развитых странах на образование выделяется 10-14% национального дохода, продолжительность обязательного образования увеличена до 12-13 лет, разрабатываются и осуществляются национальные программы развития образования.
2. Образование как система Образование является открытой социальной системой. У каждого народа должна быть создана собственная система образования. В России система образования представляет собой совокупность: — образовательных программ и государственных образовательных стандартов различного уровня и направления; — сети реализующих их образовательных учреждений различных организационно-правовых форм, типов и видов; — органов управления образованием и подведомственных им учреждений и предприятий
3. Образование как процесс Системообразующим элементом образовательного процесса по вертикали является цель, которая определяется обществом и должна стать убеждением педагога. Общая цель конкретизируется в частных целях (например, цели каждого занятия). Чтобы достигнуть цели образования, необходимо решить определенные задачи. В центре образовательного процесса находятся личности обучающего и обучающегося субъектов. Их взаимная деятельность строится на духовном единстве и осуществляется по общему алгоритму: — анализ исходной ситуации, постановка конкретных образовательных целей и задач; — отбор содержания и средств достижения целей; — планирование и осуществление образовательных действий; — контроль, анализ результатов, корректирование совместной работы. Заранее устанавливаются критерии и показатели эффективности образовательного процесса. Объектом образовательного процесса является содержание учебного материала, имеющего инвариантный и вариативный компоненты. Субъекты образовательного процесса выбирают оптимальную технологию, включающую определенное сочетание методов, средств и организационных форм совместной деятельности. Результатами образовательного процесса является уровень развития субъектов этого процесса и самого образовательного учреждения. Результаты сравниваются с поставленной целью. Таким образом, основными компонентами образовательного процесса являются цель, задачи, содержание, формы и методы, средства, деятельность субъектов процесса, критерии и показатели эффективности, результаты.
4. Образование как результат Результативность образования можно определить по уровню развития обучающихся и самой системы образования. В этом случае показателями результативности являются: — реализация образовательных стандартов; — развитие сети и укрепление учебно-материальной базы; — развитие образовательных технологий; — развитие системы органов управления образованием; — достижение и подтверждение гражданином определенного ценза, который удостоверяется соответствующим документом; — уровень физического, психического, интеллектуального, нравственного развития обучающихся; — уровень сформированности культуры; — состояние здоровья обучающихся; — качество знаний, умений и навыков; — сформированность потребности в знаниях и стремления к самообразованию. Результаты образования можно разбить на три группы: количественные (абсолютные значения или проценты); качественные (описание и балльные шкалы); оценочные (отношения, мнения, переживания и др.).

Безусловно, аспектное разделение образования не отрицает его целостности.

Функции образования

Образование выполняет социальные и личностные функции, которые представлены на нижеследующем рисунке.

В личностно ориентированной парадигме образование должно обеспечивать приоритет развития над обучением.

Таким образом, образование можно рассматривать как в социальном, так и в личностных планах.

Мы увидели, что образование – очень сложное, многоаспектное явление и его нельзя определить однозначно. Можно выделить следующие характеристики образования:

— это социокультурный феномен: его цели и задачи определяются обществом и одновременно образование выступает важным фактором развития общества; образование является составным компонентом культуры;

— это открытая, гибкая и целостная система преемственных образовательных программ, государственных стандартов, образовательных учреждений и органов управления;

— это целенаправленный и непрерывный процесс и результат развития личности путем научно организованного обучения, воспитания и самообразования;

— это достигнутый и подтвержденный гражданином определенный ценз, который удостоверяется соответствующим документом.

По мере перехода к информационному обществу образование все больше будет становиться самообразованием, то есть образованием самого себя. Главной задачей образовательных учреждений станет создание максимально благоприятных условий для самообразования и саморазвития личности, взаимообразования.

Словарь основных понятий

Система – целое, составленное из частей, находящихся во взаимосвязях и взаимообусловности.

Процесс – ход развития какого-либо явления, последовательная смена состояний в развитии чего-либо.

Педагогический процесс– целенаправленное взаимодействие педагогов и воспитанников с целью их развития, обучения и воспитания.

Личность– человек как общественное существо, носитель общественного сознания и самосознания.

Рекомендуемые страницы:

Воспользуйтесь поиском по сайту:

Источник: https://megalektsii.ru/s14477t9.html

Психолого-педагогические аспекты современной системы образования

Естественнонаучные подходы к определению картины мира.

Очевидно что каждый культурный человек должен хотя бы в общих чертах представлять как устроен мир в котором он живет как работают в нем законы природы; должен знать о механической и вероятностной картине мира о специальной и общей теории относительности чтобы иметь более общее представление о Природе знать что есть микромир который в корне отличается от окружающего нас мира что есть объекты мегамира которые…

2015-01-08

25.84 KB

42 чел.

Поделитесь работой в социальных сетях

Если эта работа Вам не подошла внизу страницы есть список похожих работ. Так же Вы можете воспользоваться кнопкой поиск

Содержание

Введение……………………………………………………………………………3

1 Сущность понятия «Картина мира»……………………………………………4

2 Естественнонаучные подходы к определению картины мира……………….6

3 Психолого-педагогические аспекты современной системы образования…8

Заключение……………………………………………………………………….11

Список использованных источников……………………………………………13

Введение

Современное миропонимание – важный компонент человеческой культуры. Оно расширяет горизонты мировоззрения людей, развивает их эрудицию и дает необходимые в каждодневной жизни знания. Огромную и особую роль в его формировании играет общение человека с природой.

Очевидно, что каждый культурный человек должен хотя бы в общих чертах представлять, как устроен мир, в котором он живет, как «работают» в нем законы природы; должен знать о механической и вероятностной картине мира, о специальной и общей теории относительности, чтобы иметь более общее представление о Природе, знать, что есть микромир, который в корне отличается от окружающего нас мира, что есть объекты мегамира, которые искривляют пространство и замедляют время и т.д. С другой стороны человек должен знать основное содержание естествознания и проблемы экологии, чтобы почувствовать себе ответственным за состояние биосферы. Любовь к природе предполагает уважение к происходящим в ней процессам, а для это надо понимать, по каким законам они совершаются. Знание законов природы позволяет взглянуть на деятельность человека и ее последствия в организованном мире.

Современный мир характеризуется огромным количеством самых разных проблем. Среди наиболее важных и «больных» проблем нашей цивилизации особое место занимают так называемые глобальные проблемы современности. В XX в.

воздействие цивилизации на экосферу Земли достигло такого уровня, что невозможно представить себе не только дальнейший прогресс, но и само выживание человечества без осознания его единства с окружающей природой.

Эти проблемы, прежде всего, связаны с недостаточным распространением в обществе научных и культурных знаний, что породило почву для принятия безответственных решений, бесконтрольного производства человеческих потребностей и их удовлетворения в ущерб окружающей природе. Причиной создавшейся ситуации является дефицит современного миропонимания.

Цель данной работы: изучение и характеристика современной научной картины мира.

  1.  Сущность понятия «Картина мира»

Картина мира представляет собой целостную усистема представлений об общих свойствах и закономерностях природы, возникающая в результате обобщения и синтеза основных  естественно-научных понятий и принципов. Мировоззренческой и методологической базой картины мира является материалистическая диалектика.

Читайте также:  Эгоизм ребёнка и методы его преодоления

        Различают общенаучную картину мира, картины мира наук, близких по предмету исследования, и картины мира отдельных наук (физическая, астрономическая, биологическая и др.).

        Первые картины мира были выдвинуты в рамках античной философии и носили натурфилософский характер. Научная картина мира начинает формироваться только в эпоху возникновения научного естествознания в 10 — 17 вв.

В общей системе научной картины мировоззрения определяющим элементом выступает картина мира той области познания, края занимает лидирующее положение.

В современном естественнонаучном познании такое положение занимает физическая картина мира.

        В структуре научной  картины мира можно выделить два главных  компонента: концептуальный (понятийный) и чувственно-образный. Концептуальный компонент представлен философскими категориями (материя, движение, пространство, время и др.) и принципами (материального единства мира, всеобщей связи и взаимообусловленности явлений и др.), общенауч.

понятиями и законами (закон сохранения и превращения энергии), а также фундаментальными понятиями отдельных наук (поле, вещество, энергия, Вселенная, биологич. вид и др.).

Чувственно-образный компонент научной картины мира — это совокупность наглядных представлений о природе (планетарная модель атома, образ Метагалактики в виде расширяющейся сферы, представление о спине электрона как вращающемся волчке).

        Главное отличие научной картины мира от донаучной или вненаучной (религиозной) состоит в том, что она строится на основе определенной фундаментальной научной теории (или теорий), служащей её обоснованием. Так, например физическая картина мира 17—19 вв.

строилась на базе классической механики, а современная физическая картина мира — на базе квантовой механики, а также специальной и общей теории относительности. С дугой стороны, фундаментальная научная теория находит в научной картине мира средства для своей интерпретации: научная картина создаёт условия, общенаучный фон для её анализа.

Научная картина мира как форма систематизации научного знания отличается от научной теории. Если научная картина мира  отражает объект, отвлекаясь от процесса получения знания, то научная теория содержит в себе логические средства как систематизации знаний об объекте, так и проверки (в частности, экспериментальной) их истинности.

Научная картина выполняет эвристическую роль в процессе построения фундаментальных научных  теорий.

        Научная картина мира тесно связана с мировоззрением, являясь одним из действенных способов его формирования. Она выступает связующим звеном между мировоззрением и научной теорией. Научная картина мира находится в постоянном развитии, в ней осуществляются в ходе научной революций качественного преобразования (смена старой картины мира новой).

  1.   Естественнонаучные подходы к определению картины мира

Естественнонаучная картина мира представляет собой систематизированное представление о природе, исторически сформировавшееся в ходе развития естествознания. В эту картину мира входят знания, полученные из всех естественных наук, их фундаментальных идей и теорий. Но история науки свидетельствует, что большую часть своей истории естествознание было связано преимущественно с развитием физики.

В своей основе физика – экспериментальная наука. Такой она стала, начиная с Нового времени, когда ее законы стали базироваться на фактах, установленных опытным путем. Но, помимо экспериментальной физики, различают и теоретическую физику, цель которой состоит в формулировке законов природы.

В соответствии с многообразием исследуемых объектов и форм движения современная физика подразделяется на ряд дисциплин. Это деление происходит по разным критериям.

Так, по изучаемым объектам выделяют физику элементарных частиц, физику ядра, физику атомов и молекул, физику газов и жидкостей, физику твердого тела, физику плазмы.

Если в качестве критерия взять различные формы движения материи, можно выделить механику материальных точек и твердых тел, механику сплошных сред, термодинамику и статистическую механику, электродинамику (включая оптику), теорию тяготения, квантовую механику и квантовую теорию поля.

Физическая картина мира, с одной стороны, обобщает все ранее полученные знания о природе, а с другой стороны – вводит в физику новые философские идеи и обусловленные ими понятия, принципы и гипотезы, которых до этого не было и которые коренным образом меняют основы физического теоретического знания. При этом старые физические понятия и принципы ломаются, новые возникают, картина мира меняется.

Ключевыми понятиями физической картины мира являются: материя, движение, физическое взаимодействие, пространство и время, причинно-следственные связи в мире и их отражение в форме физических законов, место и роль человека в мире.

Важнейшим из них является понятие материи. Поэтому революции в физике всегда связаны с изменением представлений о материи. В истории физики Нового времени это происходило два раза. В XIX в. был совершен переход от утвердившихся к XVII в. атомистических, корпускулярных представлений о материи к полевым (континуальным).

  1.  Психолого-педагогические аспекты современной системы образования

На сегодня исследователи современных научных картин мира исследующие   тенденции   в   образовании,   которые проявляются и будут проявляться в разной степени до конца XX в. в современной научной картине мира:

Первая  тенденция  —  осознание   каждого   уровня   образования   как органической составной части  системы  непрерывного  народного  образования.

Эта тенденция предполагает решение проблемы преемственное  не  только  между школой и вузом, но и, учитывая задачу повышения профессиональной  подготовки студентов,  —  между  вузом   и   будущей   производственной   деятельностью студентов.

Это, в  свою  очередь,  ставит  задачу  моделирования  в  учебной деятельности  студентов  производственных  ситуаций,  что  легло  в   основу формирования  нового  типа  обучения   —   знаково-контекстного.

Вторая тенденция — индустриализация обучения, т.е. его компьютеризация и  сопровождающая  ее  технологизация,  что  позволяет  действенно   усилить интеллектуальную деятельность современного общества.

Третья тенденция — переход от преимущественно  информационных  форм  к активным методам и  формам  обучения  с  включением  элементов  проблемного, научного поиска,  широким  использованием  резервов  самостоятельной  работы обучающихся. Другими словами, тенденция перехода от «школы воспроизведения» к  «школе  понимания»,  «школе мышления».

Четвертая тенденция соотносится,  «с  поиском психолого-дидактических  условий  перехода  от   жестко   регламентированных контролирующих,    алгоритмизированных    способов    организации    учебно-воспитательного  процесса  и  управления  этим  процессом   к   развивающим, активизирующим,    интенсифицирующим,    игровым…».    Это    предполагает стимуляцию, развитие, организацию творческой,  самостоятельной  деятельности обучающихся.

Пятая  и  шестая  тенденции  относятся  к  организации  взаимодействия обучающегося и преподавателя и фиксируют необходимость организации  обучения как  коллективной,   совместной   деятельности   обучающихся,   где   акцент переносится   «с   обучающей   деятельности   преподавателя   на   познающую деятельность студента».

Тенденции изменения общей ситуации образования  в  конце  XXI  столетия совпадают с общими принципами его реформирования в мире  и  в  России.  Хотя эти принципы были сформулированы применительно к среднему  образованию,  они распространяются  на  все  уровни  общей  образовательной  системы,  на  все образование. Это следующие основные принципы:

— интеграция всех воспитывающих сил  общества,  органическое  единство школы и  других  специальных  институтов  с  целью  воспитания  подрастающих поколений;

— гуманизация — усиление  внимания  к  личности  каждого  ребенка  как высшей социальной ценности общества, установка на формирование гражданина  с высокими интеллектуальными, моральными и физическими качествами;

— дифференциация и  индивидуализация,  создание  условий  для  полного проявления и развития способностей каждого школьника;

—  демократизация,  создание  предпосылок  для  развития   активности, инициативы   и   творчества   учащихся   и    педагогов,    заинтересованное взаимодействие  учителей  и  учащихся,  широкое  участие  общественности   в управлении образованием.

Реализация  этих  принципов  предполагает  изменение   самого   облика образовательной системы, ее содержания и  организационных  форм,  что  нашло наиболее полное отражение в проекте развития  национальной  школы.

 Согласно этому проекту, основанному на «Концепции общего и  среднего  образования»  — в  основе  реформирования  образования  лежат  следующие базовые  принципы:  демократизация  образования,   его   многоукладность   и вариативность,   регионализация,   национальное    самоопределение, открытость  образования,  гуманизация,  гуманитаризация   образования,   его дифференциация  и   мобильность,   развивающий,   деятельностный   характер, непрерывность образования.

Существенно, что эти принципы реформирования образования соотносимы в соответствии с изменениями современной научной картины мира с основными  направлениями  реформирования  образовательных  систем   мирового сообщества. К этим направлениям были  отнесены:

— общепланетарный  глобализм  и  гуманизация  образования,   культуроведческая социологизация  и  экологизация   содержания   обучения;   междисциплинарная интеграция   в   технологии   образования;

— ориентация   на   непрерывность образования, его развивающие  и  гражданские  функции.

 В  проекте  развития национатъной российской школы воспитывающий характер образования  специально подчеркнут:   «Отдельный   и    особо    важный    вопрос    —    воспитание гражданственности,  самостоятельности,  личной  ответственности,   понимания ценности служения обществу,  солидарности  при  решении  проблем  построения демократического общества».

Рассмотренные принципы и направления образования  отражают  глобальные тенденции  современного  мира,  выявляющиеся  в  процессах   демократизации, глобализации,     регионатизации,     поляризации,     маргинализации и фрагментаризации. Очевидно, что меняющиеся  в  образовательном  пространстве тенденции отражают общие направления изменения в мире,  и  наоборот,  —  эти направления  суть  отражение   складывающихся   тенденций   в   образовании.

Заключение

Научная картина мира — это целостная система представлений об общих свойствах и закономерностях природы, возникшая в результате обобщения основных естественнонаучных понятий и принципов.

Важнейшие элементы структуры научной картины мира — междисциплинарные концепции, образующие ее каркас. Концепции, лежащие в основе научной картины мира, являются ответами на сущностные основополагающие вопросы о мире.

Эти ответы меняются с течением времени, по мере эволюции картины мира, уточняются и расширяются в единое научное знание. Это наиболее ярко проявилось в развитии естественных наук: математики, физики, химии, биологии.

В современной естественно-научной картине мира имеет место саморазвитие, она эволюционна и необратима. В ней естественно-научное знание неразрывно связано с гуманитарным. Основные особенности современной картины мира:

1) Мир характеризуется как некая целостность, как некое единство, т.е. мир един, представляет собой нечто системное, целостное, континуальное. Создатели современного естествознания согласны с тем, что единство – важнейший признак мира, но описывается разными учеными по-разному.

2) Несмотря на то, что мир един, но не является однообразным, т.е. признавая единство мира, современная наука не отрицает его структурности, дискретности. Мир чрезвычайно разнообразен.

3) Несмотря на различие между различными структурами все уровни мира имеют общее свойство – становление, развитие, движение.

Эти выводы возникли на основе новейших современных комплексов наук – информатики, синергетики, общей теории систем.

В то же время современный мир характеризуется огромным количеством проблем, которые могут повлиять на судьбу всего человечества — глобальные проблемы современности — комплекс острейших социоприродных противоречий, затрагивающих мир в целом; интересы огромного количества людей.

Осмысление данных проблем дает возможность определить способы и средства их решения, поскольку нерешенность глобальных проблем может привести в будущем к серьезным, возможно, необратимым последствиям для человека.

Список литературы

  1.  Архипкин В.Г. Естественнонаучная картина мира: Учеб.пособие  Красноярск: Краснояр. гос. ун-т, 2012 г. 320с.
  2.  Вернадский В.И. Философские мысли натуралиста. Переизд. М. ЛОГОС. 2011 г. 318 с.
  3.  Вернадский В.И. Биосфера и ноосфера. Переизд. М., ЛОГОС. 2011 г. 406 с.
  4.  Габриелян О.С. Концепции современного естествознания / О.С.Габриелян и др. М. Дрофа, 2010 г. 208 с.
  5.  Горелов А.А. Концепции современного естествознания. Учебник для ВУЗов / А.А.Горелов. — М.: Центр, 2010. – 512 с.
  6.  Гусев Д.А. Концепции современного естествознания Учебный курс (учебно-методический комплекс) / Д.А. Гусев. – М.: МИЭП, 2011. – 126 с.
  7.  Гусейханов М.К. Современная естественно-научная картина мира / М.К. Гусейханов, О.Р. Раджабов // Современные проблемы науки и образования. 2012 г. № 1, 118 с.
  8.  Клягин Н.В. Современная научная картина мира / Н.В. Клягин. — М.: Логос, 2012 г. 185 с.
  9.  Карпенков С.X. Концепции современного естествознания. М., Полиграфист. 2012 г. 510 с.
  10.  Рузалин Г.И. Концепция современного естествознания. М., Система знаков, 2012 г., 469 с.

Архипкин В.Г. Естественнонаучная картина мира: Учеб.пособие  Красноярск: Краснояр. гос. ун-т, 2012 г. 320 с.

Клягин Н.В. Современная научная картина мира / Н.В. Клягин. — М.: Логос, 2012 г. 185 с.

Габриелян О.С. Концепции современного естествознания / О.С.Габриелян и др. М. Дрофа, 2010 г. 208 с.

Карпенков С.X. Концепции современного естествознания. М., Полиграфист. 2012 г. 510 с.

PAGE   * MERGEFORMAT 2

Источник: http://refleader.ru/qasbewujgrna.html

Ссылка на основную публикацию