Основные способности и функции педагога

Педагогические функции и умения учителя

ПЛАН

1. Основные функции педагогической деятельности
2. Функции и действия (умения) педагога

Педагогическая деятельность реализуется в определённых педагогических ситуациях совокупностью самых разнообразных действий: персептивных, мнемических, коммуникативных, предметно-преобразующих, исследовательских, контрольных (самоконтрольных), оценивания (самооценивания) и т.д.

Эти действия подчинены определенным целям и направлены на решение тех или иных педагогических задач, осознанно (целенаправленно) или стихийно, интуитивно создаваемых учителем в педагогических ситуациях.

Определенная совокупность таких разнородных действий определяет реализацию той или иной психолого-педагогической функции, представляя структурную организацию педагогической деятельности.

Характеристика основных функций

В предложенной исследователями трактовке педагогической деятельности (Н.В. Кузмина, А.И. Щербаков, В.В. Богословский, А.Д. Боборыкин, Ю.В. Кожухов, В.А. Сластенин и др.) все педагогические функции разделяются на две группы — целеполагающие и организационно-структурные.

В первую группу входят ориентационная, развивающая, мобилизующая и информационная функции. Эта группа функций соотносится с дидактическими, академическими, авторитарными, коммуникативными способностями человека.

И здесь возникает важная психологическая проблема профессиональной подготовки педагога в плане обеспечения его возможностей, определять (диагностировать) актуальный уровень развития, лежащий в основе этих функций, и целенаправленно формировать те способности, проявление которых недостаточно выявлены при реализации целеполагающих функций.

Обобщение результатов исследования второй группы функций, «организационно-структурных», позволяет отметить общее содержание входящих в нее конструктивной, организаторской, коммуникативной и гностической функций.

Так, конструктивная функция обеспечивает: а) отбор и организацию содержания учебной информации, которая должна быть усвоена учащимися; б) проектирование деятельности учащихся, в которой информация может быть усвоена; в) проектирование собственной будущей деятельности и поведения, какими они должны быть в процессе взаимодействия с учащимися. Организационная функция реализуется через организацию: а) информации, в процессе его подготовки и сообщения учащимся; б) различных видов деятельности учащихся; в) собственной деятельности и поведения в процессе непосредственного взаимодействия с учащимися. Коммуникативная функция предполагает установление правильных взаимоотношений: а) с учащимися; б) с другими учителями, администрацией школы. Гностическая (исследовательская) функция предусматривает изучение: а) содержания и способов воздействия на других людей; б) возрастных и индивидуально-психологических особенностей других людей; в) особенностей процесса и результатов собственной деятельности, ее достоинств и недостатков.

Очевидно, что все эти четыре педагогические функции предполагают высокий уровень развития академических, персептивных, речевых (экспрессивных) и коммуникативных способностей человека, должны являться объектом осознания самого учителя.

Наряду с коммуникативной функцией большой интерес для учителя представляет исследовательская (гностическая) функция. Она основывается на способности человека адекватно воспринимать, понимать, оценивать другого человека и на реалистичности собственной оценки.

Сам учитель может быть объектом исследовательской функции, например, при психологическом анализе собственного урока, собственной педагогической деятельности, отношений с коллективом, учениками.

Успешность реализации исследовательской функции по отношению к самому себе в значительной мере определяется рефлективностью человека, уровнем развития его рефлективного мышления. Объектами исследования могут быть практически все другие компоненты, факторы педагогического процесса, среди которых основное место занимает учащийся.

Изучение, исследование личности обучающегося, его учебной деятельности, статуса в учебном коллективе методами педагогической психологии является одним из профессиональных аспектов педагогической деятельности учителя: это и самостоятельная познавательная задача, и условие успешности организации такой деятельности.

При этом, как подчеркивается, исследовательская функция успешно осуществляется, если учитель обладает потребностью к самообразованию и совершенствованию своего педагогического мастерства и определенными исследовательскими навыками.

Гностическая (исследовательская) функция предполагает развитие умения анализировать и систематизировать, обобщать и классифицировать, оценивать и структурировать подлежащие исследованию явления, их связи и отношения. Все гностические действия человека, например, персептивные, мнемические, мыслительные, включаются в реализацию исследовательской функции учителя.

Более того, в динамических условиях урока реализация этой функции требует хорошо осознанного владения всеми методами педагогической психологии — наблюдением, беседой, экспериментом, анкетированием, социо — и референтометрией и др., о которых уже говорилось.

Общая характеристика педагогических умений

Педагогические умения представляют совокупность самых различных действий учителя, которые, прежде всего, соотносятся с функциями педагогической деятельности, в значительной мере выявляют индивидуально-психологические особенности учителя (преподавателя) и свидетельствуют о его предметно-профессиональной компетенции. Говоря об умениях учителя в целом, А. И. Щербаков, А. В. Мудрик считают, что в собственно дидактическом плане все они сводятся к трем основным: «1) умению переносить известные учителю знания, варианты решения, приемы обучения и воспитания в условия новой педагогической ситуации…; 2) умению находить для каждой педагогической ситуации новое решение; 3)умению создавать новые элементы педагогических знаний и идей и конструировать новые приемы для решения конкретной педагогической ситуации»

Однако в наиболее полной мере умения учителя представлены А.К. Марковой. Выделим девять групп основных педагогических умений из всего набора, описанного А.К.Марковой.

Первая группа умений — увидеть в педагогической ситуации проблему и оформить ее в виде педагогических задач; при постановке задачи ориентироваться на ученика как на активно развивающегося соучастника учебно-воспитательного процесса, имеющего собственные мотивы и цели; изучать и преобразовать педагогическую ситуацию; конкретизировать педагогические задачи в поэтапные и оперативные; принимать оптимальное педагогическое решение в условиях неопределенности; гибко перестраивать педагогические цели и задачи по мере изменения педагогической ситуации; с достоинством выходить из трудных педагогических ситуаций; предвидеть близкие и отдаленные результаты решения педагогических задач и др.

Во вторую группу педагогических умений А.К.Маркова включает три подгруппы:

– умений, отвечающих на вопрос «чему учить»: работать с содержанием учебного материала (осведомленность в новых концепциях и технологиях обучения); выделять ключевые идеи учебного предмета; обновлять учебный предмет (за счет использования понятий, терминов, дискуссий в соответствующей области наук); интерпретировать информацию, поступающую из газет, журналов; формировать у школьников общеучебных и специальных умений и навыков; устанавливать межпредметные связи и др.;

– умений отвечающих на вопрос «кого учить»: изучать состояние отдельных психических функций (памяти, мышления, внимания, речи и др.

учащихся и целостных характеристик видов деятельности (учебной, трудовой), обученности и воспитанности школьников; изучать реальные учебные возможности школьников, различать успеваемость и личностные качества учащихся; выявлять не только наличный уровень, но и зону ближайшего развития учащихся, условия их перехода с одного уровня развития на другой, предвидеть возможные и учитывать типичные затруднения учащихся; исходить из мотивации самих учащихся при планировании и организации учебно-воспитательного процесса; проектировать и формировать у школьников отсутствующие у них уровни деятельности; умений учителя расширять поле для самоорганизации учащихся; работать как со слабыми, так и с одаренными детьми, планируя для них индивидуальные программы;

– умений, отвечающих на вопрос «как учить», отбирать и применять сочетания приемов и форм обучения и воспитания, учитывать затрату сил и времени учащихся и учителя; сравнивать и обобщать педагогические ситуации и комбинировать их, применять дифференцированный и индивидуальный подходы к школьникам, организовывать их самостоятельную учебную деятельность; находить несколько способов решения одной педагогической задачи и т.д.

Третью группу составляют умения использовать психолого-педагогические знания и осведомленность о современном состоянии психологии и педагогики, передового педагогического опыта; хронометрировать, фиксировать, регистрировать процесс и результаты своего труда; соотносить затруднения учащихся с недочетами в своей работе; видеть сильные, слабые стороны своего труда, оценивать свой индивидуальный стиль, анализировать и обобщать свой опыт, соотносить его с опытом других учителей; строить планы развития своей педагогической деятельности и др.

Четвертая группа умений — это приемы постановки широкого спектра коммуникативных задач; наиглавнейшие из входящих в эту группу умений — создание условий психологической безопасности и реализации внутренних резервов партнера по общению.

Пятая группа умений — это приемы, способствующие достижению высоких уровней общения.

К ним относятся умение понять позицию другого, проявить интерес к его личности; интерпретировать и « читать» его внутреннее состояние по нюансам поведения, владеть средствами невербального общения (мимика, жесты); встать на точку зрения ученика, («децентрация») учителя; создать обстановку доверительности, терпимости к непохожести другого человека; владеть средствами, усиливающими воздействие (примы риторики); преимущественно использовать организующие действия по сравнению с оценивающими, особенно дисциплинирующими; использовать демократический стиль руководства; владеть разными ролями как средством предупреждения конфликтов в общении (например, занять позицию ученика); быть готовым поблагодарить ученика, при необходимости извиниться перед ним; поддерживать равное отношение ко всем детям; отказаться от корпоративного стереотипа «учитель всегда прав»; с юмором относиться к отдельным аспектам педагогической ситуации, не замечать некоторых негативных моментов, быть готовым к улыбке, владеть тонами и полутонами, слушать и слышать ученика, не прерывая его речи и учебных действий; воздействовать на ученика не прямо, а косвенно, через создание условий для появления у ученика желаемого качества; не бояться обратной связи с учениками; действовать в обстановке публичного выступления, близкой к театральной.

Шестая группа — это, прежде всего умения удерживать устойчивую профессиональную позицию педагога, понимающего сложность своей профессии, способного противостоять трудностям во имя социальной и общечеловеческой ценности; реализовывать и развивать свои педагогические способности, включая, как и персептивный (понимать и изучать другого человека, сопереживать ему, вставать на его точку зрения), так и управленческий компоненты (воздействовать не только на поведение и поступки ученика, но и на его мотивы, цели); управлять своим эмоциональным состояниям, придавая им конструктивный, а не разрушительный характер; воспринимать позитивные возможности, свои и учащихся, и тем самым способствовать упрочнению своей позитивной Я — концепции; овладевать эталонами труда (педагогическое мастерство); осуществлять творческий поиск.

Седьмая группа — умение осознавать перспективу своего профессионального развития, определять особенности своего индивидуального стиля, используя всё положительное из своих природных данных; укреплять свои сильные стороны, устранять слабые, использовать компенсаторные звенья способностей, быть открытым поиску нового, переходить от уровня к собственно творческому, новаторскому уровню.

Восьмая группа объединяет умения определять характеристику знаний учащихся в начале и в конце учебного года; определять состояние деятельности, умений и навыков, видов самоконтроля и самооценки в учебной деятельности в начале и в конце учебного года; выявлять отдельные показатели обучаемости (активность, ориентировку, количество дозированной помощи, необходимой данному ученику для продвижения); определять причины отставания и осуществить индивидуальный и дифференцированный подход; поэтапно отрабатывать все компоненты обученности и обучаемости; стимулировать готовность к самообучению и непрерывному образованию.

Читайте также:  Функции педагогического общения

Девятая группа умений соотносится с оцениванием учителем состояния воспитанности и воспитуемости школьников; распознавать по поведению учащихся согласованность нравственных норм и убеждений школьников; видеть личность ученика в целом во взаимосвязи того, что он говорит, думает и как поступает; создавать условия для стимуляции слаборазвитых черт личности отдельных учеников (например, стимулировать активность одного ученика, способствовать снижению тревожности другого, поддержать стремление к лидерству третьего).

Текстуально точно приведенные группы педагогических умений по А. К. Марковой, соотносятся с этим автором с пятью выделенными ею сторонами труда учителя: его деятельностью, общением, личностью, обученностью и воспитанностью школьников.

Так, первые группы умений определяются как психолого-педагогические (в них входят и предметно-методические умения, но как производные).

Они соотносятся с педагогической деятельностью, и центральным из них является умение учителя работать в изменяющихся педагогических ситуациях, учитывая индивидуально-педагогические особенности и развивая обучающихся в процессе решения ими учебных задач.

Четвертая и пятая группы педагогических умений А. К. Маркова связывает с «умением создавать атмосферу психологической безопасности для другого человека и в то же время обеспечивает условия для самореализации его личности».

Это самые разнообразные проявления коммуникативных умений, в реализации которых большую роль играет позиция учителя как партнера в общении, его педагогический такт.

Шестая и седьмая группы педагогических умений, по А. К. Марковой, обусловлены теми действиями, которые необходимы для самореализации, самовыражения и развития личности самого учителя.

Вспомним, в этой связи, общепедагогическое требование постоянного роста и совершенствования учителя как центральной фигуры образовательного процесса. Восьмая и девятая группы характеризуют, по А. К.

Марковой, умение оценивать, прогнозировать, стимулировать личностное развитие обучающихся, диагностировать их обученность.

Педагогические умения, по А. К. Марковой, соответствуют разным позициям учителя, где «профессиональные педагогические позиции — это устойчивые системы отношений учителя (к ученику, к себе, к коллегам), определяющие его поведения».

В педагогической деятельности проявляются разные позиции учителя: субъекта информации, предметника, методиста, исследователя, организатора деятельности обучающихся.

В общение учитель вступает с позиции организатора, партнера и фасилитатора этого процесса.

Внутренняя связь понятий «педагогическая направленность», «педагогическая центрация» и «педагогическая позиция» позволяют говорить об их общей соотнесённости с педагогическими действиями, или умениями.

В силу совокупности профессионально-педагогических действий всегда выявляются позиции (центрации, направленности), и наоборот, педагогические умения репрезентируют как саму личность учителя, так и его деятельность, и взаимодействие с обучающимися.

Реализуемая системой профессионально ориентированных действий (умений), педагогическая деятельность представляет собой сложную функционально — операциональную структуру, где существует неоднозначная и неоднородная связь между функциями и педагогическими действиями и педагогическими действиями (умениями), отражающими определенную позицию учителя.

Источник: https://superinf.ru/view_article.php?id=374

Педагогические способности преподавателя и методы их развития



Педагогические способности являются важной предпосылкой успешного овладения педагогической профессией и представляют собой качество личности, выражающееся в склонностях к работе с учащимися, любви к ним, получении удовольствия от общения с ними.

Пригодность (предрасположенность) определяется анатомо-физиологическими, психофизиологическими и психологическими особенностями человека, позволяющими ему осуществлять деятельность типа «Человек — Человек».

Пригодность человека к педагогической деятельности базируется на нормальном интеллектуальном развитии, эмпатичности, сценичности эмоций, нормальном уровне развития коммуникативно-познавательной активности.

Личностная готовность к педагогической деятельности, предполагает направленность человека на профессию типа «Человек — Человек», которую Л. М. Митина называет педагогической направленностью.

Принимая точку зрения ученого, педагогическую направленность будем понимать, как систему ценностных ориентаций, задающих иерархическую структуру доминирующих мотивов личности педагога, стремящегося утвердить её в педагогической деятельности и общении.

Педагогическая направленность включает в себя: направленность на учащегося; направленность на себя; направленность на предметную сторону профессии преподавателя.

Включаемость педагога во взаимодействие с другими людьми предполагает легкость, адекватность установления контакта с собеседником, умение следить за реакцией собеседника, реагировать на нее, получать удовольствие от общения (Зимняя, 2005).

Вопрос о педагогических способностях находятся в стадии разработки. Н. В. Кузьмина, Л. М. Митина выделяют две группы педагогических способностей, схематически представленные ниже

И. А. Зимняя, Л. А.

Григорович и другие авторы в состав педагогических способностей включают: дидактические, академические, перцептивные, речевые, коммуникативные, организаторские, авторитарные, прогностические и способность к распределению внимания. Вопрос о педагогических способностях находится в стадии интенсивной разработки. И. П. Подласый выделил следующие главные группы педагогических способностей:

  1. Организаторские — проявляются в умении сплотить учащихся, занять их, разделить обязанности, спланировать работу, подвести итоги и т. д.
  2. Дидактические — конкретные умения подобрать и подготовить учебный материал, наглядность, оборудование; доступно, ясно, выразительно, убедительно и последовательно духовных потребностей, повышать учебно-познавательную активность.
  3. Персептивные, проявляющиеся в умении проникать в духовный мир воспитуемых, объективно оценивать их эмоциональное состояние, выявлять особенности психики. (3, 28 с.)
  4. Коммуникативные способности проявляются в умении преподавателя устанавливать педагогически целесообразные отношения с учащимися, их родителями, коллегами, руководителями учебного заведения.
  5. Суггестивные способности заключаются в эмоционально-волевом влиянии на учеников.
  6. Исследовательские способности, проявляющиеся в умении познать и объективно оценить педагогические ситуации и процессы.
  7. Научно-познавательные, сводящиеся к способности усвоения научных знаний в избранной отрасли.

Профессиональная деятельность педагога требует незаурядных общих и специальных способностей. Успех профессионально-педагогической деятельности зависит от специальных педагогических способностей.

В педагогических способностях выделяются следующие группы:

− чувствительность к объекту (к обучаемому);

− коммуникативность — расположение к людям, доброжелательность, общительность;

− перцептивные способности — профессиональная зрелость, эмпатия, педагогическая интуиция;

− динамизм личности — способность к волевому воздействию и логическому убеждению;

− эмоциональная устойчивость — способность владеть собой;

− креативность — способность к творчеству.

Специальные способности педагога касаются деятельности по приобретению знаний, умений и навыков, и способности к воспитанию личности.

К способностям по обучению, учению и научению можно отнести:

− способность видеть и чувствовать понимание обучаемого, устанавливать степень и характер такого понимания;

− способность самостоятельно подбирать учебный материал, определять оптимальные средства и эффективные методы обучения;

− способность доступного изложения материала, обеспечения его понимания всеми обучаемыми;

− способность строить процесс обучения с учетом индивидуальности обучаемых;

− способность использовать педагогические технологии в учебном процессе;

− способность организовать опережающее развитие обучаемых;

− способность совершенствовать своё педагогическое мастерство;

− способность передавать свой опыт другим;

− способность к самообразованию и самосовершенствованию.

Педагогические способности, направленные на воспитательный процесс, заключается в следующем:

− способность правильно оценивать внутреннее состояние другого человека, сочувствовать, сопереживать (способность к эмпатии);

− способность быть примером для подражания;

− способность в воспитательном процессе учитывать индивидуальные особенности;

− способность находить нужный стиль общения, добиваться расположения и взаимопонимания;

− способность вызывать к себе уважение, иметь авторитет среди воспитуемых.

Среди педагогических способностей особо выделяется способность к педагогическому общению.

Умение преподавателя организовывать длительное и эффективное взаимодействие с воспитанниками связывают с коммуникативными способностями.

Коммуникативные способности — это способности к общению, специфическим образом выступающие в сфере педагогического взаимодействия.

В психологической литературе выделяется несколько групп коммуникативных способностей.

  1. Познание человека человеком. Эта группа способностей включает оценку человека как личности, отдельных черт личности, мотивов и намерений, оценку связи внешне наблюдаемого поведения с внутренним миром человека; умение «читать» позы, жесты, мимику, пантомимику.
  2. Познание человеком самого себя. Предполагает оценку своих знаний, оценку своих способностей, оценку своего характера и других черт личности; оценку того, как человек воспринимается со стороны и выглядит в глазах окружающих его людей.
  3. Умение правильно оценить ситуацию общения — это способность наблюдать за обстановкой, выбирать наиболее информативные её признаки и обращать на них внимание; правильно воспринимать и оценивать социальный и психологический смысл возникшей ситуации.

Рождаясь биологическим существом, человек приобретает свой социальный облик в процессе деятельности, причем, чем она интенсивнее, тем выше развитие, чем разностороннее, тем шире границы кругозора, компетентности, образованности личности. В процессе любых видов деятельности человек как бы воспроизводит в себе накопленные предшествующими поколениями социальный опыт и совершенствует его.

Категория «деятельность» получила широкое распространение в науке. Ею пользуются экономисты, философы, педагоги, психологи и физиологи.

Деятельность — активное взаимодействие с окружающей действительностью, в ходе которого живое существо выступает как субъект, целенаправленно воздействующий на объект, и удовлетворяет таким образом свои потребности.

Деятельность представляет собой человеческую активность, проявляемую во внутренней (психической) и внешней (физической) формах, обусловленных сознательной целью, которая имеет социальное значение.

Профессиональная деятельность предполагает углубленное погружение в конкретный вид деятельности, т. е. в профессию, путем изучения связанных с нею теоретических положений и практического освоения предшествующего опыта.

Педагогическая профессия — такой род деятельности, в которой источником существования человека является искусство управления формированием личности другого человека средствами своей специальности.

Педагогическая деятельность представляет собой воспитывающее и обучающее воздействие педагога на студента (ученика, воспитанника), направленное на его личностное, интеллектуальное и профессиональное развитие, одновременно выступающее как основа его саморазвития и самосовершенствования.

Педагогическую деятельность рассматривают как системно организованную, интегрированную в целостность, взаимодействующую совокупность людей, идей и средств, порождающих педагогический процесс и заранее заданный его результат.

Возникновение педагогической профессиональной деятельности связано с разделением функций между людьми. Определяя ее роль, следует отметить, что это первая и исходная деятельность, поскольку она направлена на образование, воспитание и развитие детей.

Это один из самых сложных видов человеческой деятельности, так как эффективность ее зависит от знания педагогом физиологии и психологии человека и связана она с умением проникать во внутренний мир другого человека и осуществлять на этой основе организационно-педагогические воздействия.

Несмотря на сложность, неоднозначность восприятия со стороны окружающего педагога социума, его труд можно отнести к числу приоритетных, так как педагогическая деятельность стоит у истоков всех других сфер человеческой деятельности, носит нормативный и регулятивный характер и во многом определяет будущее развитие общества.

Читайте также:  Советы родителям детей с плохой успеваемостью

Учебно-педагогическая деятельность. Эта деятельность направлена на организацию процесса обучения в высшей школе в соответствии с требованиями общества. Для учебного процесса в высшей школе характерны органичное сочетание учебного и научно-исследовательского аспектов, повышение роли активности и самостоятельной работы студента, творческого потенциала личности.

В педагогической деятельности высшей школы сочетаются деятельность теоретическая и практическая. Теоретическая деятельность связана с раскрытием новых закономерностей.

Практическая деятельность направлена на преобразование конкретных ситуаций, на решение системы педагогических задач.

Преподаватель определяет цель и задачи обучения конкретному предмету во взаимосвязи с другими учебными предметами, продумывает содержание обучения, современные формы и методы, способствующие активизации учебно-познавательной деятельности студента.

Особенностью учебно-педагогической деятельности преподавателя его активное участие в научно-исследовательской работе. При характеристике педагогической деятельности преподавателя высшей школы учение, как правило, опираются на исследования Н. В. Кузьминой и З. Ф. Есаревой, которые в этой структуре выделяют следующие компоненты

− конструктивный;

− организаторский;

− гностический;

− коммуникативный.

Конструктивный компонент проявляется в научно-исследовательской, учебной, воспитательной работе в форме проектировочных или собственно конструктивных умений. Проектировочные умения — это интеллектуальные умения для моделирования научного поиска или учебно-воспитательного процесса.

Проектировочные умения преподавателя вуза исследованы Такая деятельность проявляется в умении четко спланировать, построить научный поиск и учебно-воспитательный процесс. Это взаимосвязанная деятельность преподавателя, студента и других ученых.

Организаторская деятельность заключается в умении организовать себя, свое время; индивидуальную, групповую, коллективную работу студентов; подобрать кадры для осуществления коллективного исследования, распределить обязанности.

Основная функция организаторской деятельности — интеграция усилий всех участников деятельности.

Гностическая деятельность выражается в умении глубоко и всесторонне познавать окружающий мир и себя. Преподаватель анализирует процесс и результаты своих исследований, научную деятельность студентов и аспирантов.

Коммуникативная деятельность. Эта деятельность предполагает умение установить правильные взаимоотношения с коллегами и студентами.

В основе коммуникативной деятельности находится способность преподавателя к самоуправлению.

Исследователи рассматривают педагогическую задачу как систему особого рода, представляющую собой основную единицу педагогического процесса. В. А.

Сластенин под педагогической задачей понимает осмысленную педагогическую ситуацию, имеющую цель познания и преобразования действительности.

В целенаправленной деятельности преподавателя различаются три большие группы педагогических задач: стратегические, тактические и оперативные.

Стратегические задачи вытекают из общей цели образования. Задаваясь извне, они отражают объективные потребности общественного развития. Эти задачи определяют исходные цели и конечные результаты педагогической деятельности.

В реальном педагогическом процессе стратегические задачи преобразуются в задачи тактические. Тактические задачи, сохраняя свою направленность на итоговый результат образования, связаны с тем или иным этапом решения стратегических задач.

Оперативные задачи — это задачи текущие, ближайшие, которые решает педагог в своей практической деятельности.

Анализ профессиональной деятельности преподавателя вуза свидетельствует о том, что эта профессия — самая сложная и самая творческая. Таким образом, педагогическое мастерство преподавателя определяется высоким уровнем решения педагогических задач, синтезом личных качеств преподавателя, его знаний, умений, навыков в разнообразных областях научной и педагогической деятельности.

Литература:

  1. Каримов И. А. Гармонично развитое поколение — основа прогресса Узбекистана. Т., 1997.
  2. Каримов И. А. Наша главная задача — дальнейшее развитие страны и повышение благосостояния народа. Ташкент, «Узбекистан», 2010.
  3. Азизходжаева Н. Н. Педагогические технологии и педагогическое мастерство. Т., 2005.
  4. Осипова С. И., Дулинец Т. Г. Конспект лекций по дисциплине «Основы педагогического мастерства». Красноярск 2008.
  5. Морева Н. А. Основы педагогического мастерства. Учебное пособие. М., 2006.

Основные термины (генерируются автоматически): способность, педагогическая деятельность, умение, задача, высшая школа, педагогическая направленность, воспитательный процесс, коммуникативная деятельность, научный поиск, организаторская деятельность.

Источник: https://moluch.ru/archive/117/31209/

Педагогические способности: развитие педагогических способностей их структура и характеристика

Педагогические способности —  это совокупность навыков и умений, позволяющих добиться успеха в процессе воспитания и обучения детей. Они необходимы для эффективной работы как любому школьному или университетскому преподавателю, так и воспитателям дошкольных учреждений.

Структура педагогических способностей

Одним из ведущих специалистов в области педагогической психологии, доктором психологическим наук В.А. Крутецким была сформулирована общепринятая ныне структура педагогических способностей.

Согласно этой формулировке, педагогические способности делятся на:

  1. Дидактические — непосредственно связанные с учебным процессом. Сюда можно отнести умение доходчиво преподносить материал, информативно организовать урок, возбудить когнитивную активность и интерес учащихся, мотивировать их к вдумчивой самостоятельной работе с материалом.
  2. Академические — касаются компетентности преподавателя непосредственно в профильной области, предмете. Сюда можно отнести глубокое, исчерпывающее знание предмета, деятельный интерес к новым исследованиям и научным достижениям, самостоятельное совершенствование знаний, собственное участие в научном процессе.
  3. Перцептивные — способности к восприятию. Перцептивные способности являются залогом успешной совместной работы учителя и учеников. Наблюдательность, способность уловить настроение отдельных учащихся и коллектива в целом, склонность к эмпатии, умение разглядеть и проанализировать характер и темперамент ученика, а затем использовать их во благо учебному процессу —  все эти навыки и свойства личности относятся к группе перцептивных.
  4. Речевые — умение доступно и четко выражать мысли, рассуждать, красноречие, богатый словарный запас, грамотная, связная и выразительная речь, умение активно участвовать в дискуссиях и обсуждениях.
  5. Организаторские — педагогические способности, позволяющие организовать учебный процесс, поведение коллектива и собственную работу, соблюдать сроки и план занятий, правильно рассчитывать время, необходимое для изучения той или иной темы.
  1. Авторитарные — умение завоевать авторитет среди учащихся, оказывать действенное влияние на их поведение и поступки, добиться существенного веса своего мнения в коллективе. Преподавателю пригодятся такие качества, как настойчивость и требовательность к результатам занятий, умение сдерживать эмоции и брать на себя ответственность за происходящие, навык контроля дисциплины.

Презентация: «Путь успешного педагога»

  1. Коммуникативные — умение находить общий язык с учениками и другими преподавателями, интерес к разным темам, стремление к общению с детьми не только в рамках предмета, потребность во взаимодействии и передаче знаний. Сюда же можно отнести такое крайне важное для учителя качество, как педагогический такт.

    Он помогает соразмерять воздействие на учащихся в зависимости от конкретной ситуации, не позволять себе пренебрежения или нетерпимости к различным точкам зрения. Умение выслушать ученика, корректно, но четко сформулировать замечания, учесть на будущее поступившую реакцию — это во многом залог успеха в общении преподавателей и учащихся.

  2. Прогностические — способность предвидеть реакцию ученического коллектива на те или иные действия, просчитывать последствия своих и чужих поступков, разглядеть потенциал в каждом из учеников и грамотно и подконтрольно его развивать.
  3. Способности к распределению внимания.

    Они включают в себя такие характеристики:

    • умение держать баланс между формой и содержанием лекции, контролировать развитие мысли, грамотно управлять комплексным процессом изложения;
    • способность считывать в режиме реального времени настроение коллектива, оперативно реагировать на его изменения, вовремя выявлять непонимание сложных моментов и в то же время следить за дисциплиной;
    • самоконтроль, владение своими голосом, мимикой и телом, регулирование своего поведения.

Развитие педагогических способностей

Если оставить в стороне такие понятия как «врожденный дар» или «склонности», мы обнаружим, что педагогические способности, как и любые другие, можно успешно развить до высокого уровня. Это может происходить как в результате обширной долговременной практики, так и с помощью специальных упражнений.

Безусловно, чтобы развить свои педагогические способности, преподавателю необходимо быть заинтересованным в своем профессиональном уровне и увлеченным учебным процессом в целом.

Презентация: «Психолого-педагогическая компетентность учителя»

Затем, по результатам тестирования, можно определить, какие специальные упражнения показаны тому или иному преподавателю.

Упражнения по видам способностей

  • Коммуникативные способности и эмпатию — перцептивные качества — лучше всего тренировать, общаясь с как можно большим количеством людей. При этом важно понимать, что основные сложности возникают при взаимодействии с посторонними и малознакомыми людьми, тогда как в семье и с близкими мы и так более открыты и готовы к общению. Таким образом, расширяя круг знакомств, мы одновременно развиваем навыки коммуникации и умение распознавать эмоции других людей.

В трудовом коллективе можно выбрать наименее знакомого человека и попробовать для начала поговорить с ним на общие темы, а затем найти точки соприкосновения интересов и разработать эти области.

Но и вообще любое случайное взаимодействие, будь то в сети Интернет или на улице, раскрепощает и уменьшает напряжение от контакта.Со временем человек начинает чувствовать себя свободнее и органичнее в общении.

Усложнить задачу можно, завязывая разговор сразу с небольшой группой людей, стараясь активно его поддерживать и задавать интересующую тему и настроение.

  • Красноречие, словарный запас и грамотность речи развиваются путем активного и разнообразного чтения, а также участием в общественных дискуссиях. Помимо специализированных курсов ораторского искусства, можно порекомендовать посещение различных собраний и сообществ по интересам, дискуссионных клубов.

Произнесение речей лучше всего тренировать сначала на близких людях, заслуживающих доверия и тех, кто сдержан в критике: ведь очень важно, чтобы намерение усовершенствовать свое ораторское мастерство не исчезло на самом раннем этапе.

Со временем, когда навык более-менее оформлен, бывает, наоборот, даже полезно вступить в полемику с остроумным человеком, придерживающимся другой точки зрения — конструктивные споры помогают отточить аргументы, найти ошибки в своих рассуждениях, а также научиться быстро находить и формулировать доводы.

  • Наблюдательность в достаточной степени эффективно развивается в бытовых ситуациях: так, например, помогает ведение дневника, куда записываются события за день с максимальным количеством подробностей. Во время прогулки полезно целенаправленно подмечать детали, на которые обычно не обращают внимания, а дома внимательно отслеживать и запоминать последовательность действия своих и членов семьи. Параллельно с наблюдательностью идет тренировка памяти и внимания. В целом, ключевое условие для детального запоминания и усвоения информации — осознанность действий, к максимальному уровню которой и следует стремиться.
Читайте также:  Чем интересна инновационная технология проблемного обучения

Существуют специальные упражнения для развития этих подвидов педагогических способностей.

К ним относятся, в частности, усложненный счет (перечисление квадратов чисел, определенных математических последовательностей и тому подобное), загадочные картинки со «спрятанными» предметами, головоломки.

Кроме того, следует тренировать не только концентрацию внимания, но и умение сознательно абстрагироваться от какого-либо предмета или явления.

Еще одним способом развития внимания является практика медитаций, которые представляют собой двойственный процесс сосредоточения на мысли или предмете и абстрагирования от всего остального.

Презентация: «Педагогические технологии»

  • Логическое и критическое мышление необходимо совершенствовать не только преподавателям, но в педагогике в целом оно играет значительную роль. Способность последовательно мыслить и рассуждать лежит в основе построения учебного процесса в целом, объяснении материала и дискуссиях, проводимых с учащимися. Не лишним будет напомнить, что ученики на примере преподавателя также получат возможность развить свои логические и критические навыки, что положительно скажется на усвоении материала и успеваемости.

На первичном этапе это достаточно простые по структуре логические связки, требующие от человека, их оценивающего, лишь ответа, истинны они или ложны. Для более полного развития логики и критики задачи усложняются: вопросы, которые ставятся перед решающим, требуют развернутой формулировки причин и следствий, определения качеств и свойств описанных явлений и предметов, обобщения выводов.

  • Еще одной немаловажным качеством, которое включают в себя педагогические способности, является воображение и наличие хорошо развитой фантазии. В учебном процессе они помогают нестандартно подавать материал, что вызывает интерес у учеников, а также быстро находить творческие пути решения различных сложных ситуаций, неизбежных в коллективе детей или подростков.

Развитию воображения способствуют разнообразные творческие процессы, будь то рисование, музыкальная импровизация или сочинение лимериков, а также нестандартный подход к любым повседневным действиям.

В качестве специальных упражнений на тренировку воображения и фантазии можно рекомендовать игры из серии «верю-не верю», поочередное написание рассказа по одной-двум фразам или угадывание загаданного предмета по жестам и мимике.

Если эти занятия проходят в группе, они также хорошо сказываются на развитии коммуникативных и организаторских навыков.

В заключение следует отметить, что педагогические способности необходимы не только преподавателям учебных заведений как часть их профессиональных навыков, но и могут быть чрезвычайно полезны родителям в процессе воспитания детей.

Естественно, задача родителей в плане образования не так сложна, как у школьного учителя, но так же ответственна и важна по отношению к ребенку и его развитию.

Родители, уделяющие серьезное внимание тому, чтобы приобрести хотя бы основные педагогические способности, имеют гораздо больше шансов на взаимопонимание и успешное сотрудничество с детьми.

Источник: https://tonusmozga.ru/sposobnosti/vidy-sposobnostej/razvitiye-pedagogicheskikh.html

Педагогические способности

Понятие о педагогических способностях и их роли в профессиональной деятельности.Достижение высокого мастерства в воспитании и обучении детей во многом зависят от личностных качеств педагога и, прежде всœего, от его педагогических способностей.

Педагогические способности — это совокупность индивидуально-психологических особенностей личности педагога, отвечающих требованиям педагогической деятельности и определяющих успех в овладении этой деятельностью.

Развитие педагогических способностей органически связано с педагогическими умениями и навыками.

В процессе их овладения и применения в различных ситуациях проявляются и формируются педагогические способности как личностные (целостные) образования, обеспечивающих успех деятельности воспитателя.

Отличие педагогических способностей от педагогических умений состоит по сути в том, что педагогические способности — ϶ᴛᴏ особенности личности, а педагогические умения — ϶ᴛᴏ отдельные акты педагогической деятельности, осуществляемые человеком на высоком уровне.

Педагогические способности — ϶ᴛᴏ не только условие успешной педагогической деятельности, но и результат.

Исследования, проведенные в педагогической психологии, показали, что способности к педагогической деятельности представляют из себявзаимопереплетение общих и специальных способностей.

Общие способности проявляются в личностных свойствах человека: темпераменте, характере, направленности.

Οʜᴎ помогают педагогу в развитии его творческого потенциала, личностном росте и компенсации тех свойств, которые мешают в педагогической деятельности: недоброжелательность, самовлюбленность, застенчивость, консерватизм, излишняя эмоциональность и агрессивность.

Каждая способность имеет свою структуру, в ней различают ведущие и вспомогательные свойства.

Ведущими свойствами в педагогических способностях являются: педагогический такт; наблюдательность; любовь к детям; потребность в передаче знаний.

Педагогический такт — это соблюдение педагогом принципа меры в общении с детьми в самых разнообразных сферах деятельности, умение выбрать правильный подход к каждому ребенку.

Педагогический такт предполагает: уважение к ребенку и требовательность к нему; развитие самостоятельности и активности детей во всœех видах деятельности и твердое педагогическое руководство их работой; внимательность к психическому состоянию ребенка и разумность и последовательность требований к нему; доверие к детям; педагогически оправданное сочетание делового и эмоционального характера отношений с детьми и др.

Педагогическая наблюдательность — это способность воспитателя, проявляемая в умении подмечать существенные, характерные, даже малозаметные свойства детей.

По другому можно сказать, что педагогическая наблюдательность — это качество личности педагога, заключающееся в высоком уровне развития способности концентрации внимания на том или ином объекте педагогического процесса.

Н.В. Кузьмина рассматривает педагогические способности как важнейший фактор развития и формирования способностей воспитанников, ᴛ.ᴇ. они имеют двойную обращенность: к воспитанникам и к самому педагогу.

Виды педагогических способностей.Исследователи педагогических способностей на базе положений С.Л. Рубинштейна, Б.М. Теплова выделили целый набор педагогических способностей. Круг педагогических способностей очень велик. Он охватывает всю структуру педагогической деятельности.

В исследованиях Н.В. Кузьминой раскрыты такие способности, как педагогическая наблюдательность, педагогическое воображение, педагогический такт, распределœение внимания, организаторские способности. Ф.Н.

Гоноболин перечисляет и раскрывает следующие способности, необходимые учителю: способность понимать ученика; способность доступно излагать материал; способность развивать заинтересованность учащихся; организаторские способности; педагогический такт; предвидение результатов своей работы и др.

Н.Д.

Левитов выделяет в качестве базовых педагогических способностей следующие: способность к передаче детям знаний в краткой и интересной форме; способность понимать учеников, базирующаяся на наблюдательности; самостоятельный и творческий склад мышления; находчивость или быстрая и точная ориентировка; организаторские способности, необходимые как для обеспечения систем работы самого учителя, так и для создания хорошего ученического коллектива.

В наиболее обобщенном виде педагогические способности были представлены В.А.Крутецким, который и дал им соответствующие общие определœения.

Дидактические способности — способности передавать учащимися учебный материал, делая его доступным для детей, преподносить им материал или проблему ясно и понятно, вызывать интерес к предмету, возбуждать у учащихся активную самостоятельную мысль.

Академические способности — способности к соответствующей области наук (к математике, физике, биологии, литературе и т.д.).

Перцептивные способности — способность проникать во внутренний мир ученика, воспитанника, психологическая наблюдательность, связанная с тонким пониманием личности учащегося и его временных психических состояний.

Речевые способности — способность ясно и четко выражать свои мысли, чувства с помощью речи, а также мимики и пантомимики.

Организаторские способности — это, во-первых, способность организовать ученический коллектив, сплотить его, воодушевить на решение важных задач и, во-вторых, способность правильно организовать свою собственную работу.

Авторитарные (суггестивные) способности — способность непосредственного эмоционально-волевого влияния на учащихся и умение на этой базе добиваться у них авторитета.

Коммуникативные способности — способность к общению с детьми, умение найти правильный подход к учащимся, установить с ними целœесообразные, с педагогической точки зрения, взаимоотношения, наличие педагогического такта.

Педагогическое воображение (или прогностические способности) — это специальная способность, выражающаяся в предвидении последствий своих действий, в воспитательном проектировании личности учащегося, связанного с представлением о том, что из ученика получится в будущем, в умении прогнозировать развитие тех или иных качеств воспитанника.

Способность к распределœению внимания одновременно между несколькими видами деятельности; имеет особое значение для работы учителя.

Н.В. Кузьмина рассматривает совокупность способностей педагога в качестве важнейшего фактора развития и формирования способностей учащихся. В связи с этим в структуре педагогических способностей ею выделяются два ряда признаков:

o Специфическая чувствительность педагога как субъекта деятельности к объекту, процессу и результатам собственной педагогической деятельности, в которой учащийся выступает в роли субъекта-объекта педагогического воздействия.

o Специфическая чувствительность педагога к учащемуся как субъекту общения, познания и труда, поскольку главными средствами воспитания являются виды деятельности формирующейся личности (ᴛ.ᴇ. самого учащегося) и способы их организации в целях получения искомого конечного результата.

Первый уровень составляют перцептивно-рефлексивные способности, обращенные к объекту-субъекту педагогического воздействия, ᴛ.ᴇ. к учащемуся, в связи с самим собой (педагогом). Οʜᴎ обусловливают интенсивность формирования сенсорного фонда личности педагога.

Второй уровень составляют проектировочные педагогические способности, обращенные к способам воздействия на объект-субъект учащегося, в целях формирования у него потребности в саморазвитии, самоутверждении, в гражданственном и профессиональном становлении.

Перцептивно-рефлексивные педагогические способности, в свою очередь, по мнению Н.В. Кузьминой, включают три вида чувствительности: чувство объекта͵ чувство меры или такта͵ чувство причастности.

В деятельности воспитателя дошкольного учреждения перцептивные способностисвязаны с познанием ребенка, детской группы, родителœей. Οʜᴎ проявляются в следующих умениях:

— понять ребенка, его индивидуальность;

— видение в поведении, деятельности ребенка проявления возрастных психологических особенностей;

— объективно оценивать уровень психического и личностного развития дошкольника;

— заметить ʼʼпродвижениеʼʼ ребенка в развитии, определить его ʼʼзону ближайшего развитияʼʼ в разных видах детской деятельности;

— заметить отставание ребенка, нарушения в его развитии, определить их причины;

— проявлять гибкость во взаимодействии с детьми, исходя из показателœей обратной связи;

— понять детскую группу, ее доминирующие характеристики;

— заметить позитивные и негативные взаимовлияния ребенка и группы, проанализировать их причины;

— понять ʼʼтрудногоʼʼ ребенка, объективно оценить влияние социальных факторов на развитие ʼʼтрудновоспитуемостиʼʼ конкретного дошкольника;

— понять коллегу, адекватно оценить его сильные и слабые стороны как профессионала и личности;

— понять родителœей воспитанников, объективно оценить семейную микросреду, стиль семейного воспитания

Источник: http://referatwork.ru/category/psikhologiya/view/383456_pedagogicheskie_sposobnosti

Ссылка на основную публикацию