Особенности физического воспитания детей с нарушенным интеллектом в коррекционных школах.

Физическое воспитание детей с нарушением интеллекта

Физическое воспитание подрастающего поколения — одна из важнейших задач, поставленных перед советской школой. Школа закладывает основы физического развития ребенка.

Значение физического воспитания как средства формирования личности особенно важно для работы специальной коррекционной школы VIII вида. Физическое воспитание всœегда рассматривалось в олигофренопедагогике как необходимейшее средство развития детей с нарушениями интеллекта.

По этой причине в системе специальной коррекционной школы VIII вида физическое воспитание занимает видное место, так как оно помогает решать задачи не только физического развития детей-олигофренов (что само то себе очень важно), но и умственного. В процессе физического воспитания дети с нарушением интеллекта получают и волевую закалку.

Вместе с тем, у них вырабатываются такие ценные качества личности, как активность, инициатива, быстрота и правильность ориентировки.

Обобщая всœе сказанное, можно сделать вывод, что физическое воспитание в специальной коррекционной школе VIII вида состоит в коррекции личности детей с нарушением интеллекта.

Из специальной литературы известно, что недоразвитие психической деятельности детей с нарушениями интеллекта всœегда сопровождается значительным отставанием их и в физическом развитии.

Картина физического недоразвития детей-олигофренов весьма своеобразна: часты нарушения в соотношении частей тела, наблюдается отставание в росте, неправильное развитие грудной клетки, слабость разгибателœей спины и брюшного пресса. Все это создает своеобразный внешний вид ребенка с нарушением интеллекта.

На фоне общего физического недоразвития у детей с нарушением интеллекта часто наблюдаются самые разнообразные индивидуальные различия: последствия перенесенных детских параличей, остатки (или наличие) хронических заболеваний, недоразвитие слуха, зрения.

Надо добавить к этому, что ребенок с нарушением интеллекта имеет плохую координацию движений, недоразвитие моторики. Движения ребенка часто несобранны, хаотичны, или, напротив — дети заторможены, неповоротливы, неуклюжи. Ребенок не может подчинить движения волевому контролю, так как воля его недостаточно развита. По данным А. В.

Ярмоленко, у детей-олигофренов наблюдается общая моторная отсталость и в быстроте, и в точности, и в силе, и в выносливости.

Педагогические наблюдения показывают, что дети с нарушением интеллекта быстро утомляются, у многих из них отмечается относительная мышечная слабость.

В физическом воспитании приходится считаться и с тем, что эмоциональная сфера ребенка с нарушением интеллекта часто неустойчива, дети легко возбудимы и легко внушаемы.

Плохое понимание, отсутствие воли, нередко агрессивные настроения представляют трудности для установления контакта с ребенком во время игр или выполнения физических упражнений. Недостатки физического развития делают своеобразным и поведение ребенка с нарушением интеллекта во время игр и занятий физкультурой.

К тому же, приходя в I класс, дети с нарушением интеллекта не знают в большинстве случаев санитарно-гигиенических норм и правил. Такова картина физического развития ребенка с нарушением интеллекта при его поступлении в специальную коррекционную школу VIII вида.

При этом всœе это не должна быть основанием для того, чтобы сказать, что умственно отсталым делать ничего нельзя. Наоборот, каждому учителю следует еще глубже осознать то значение, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ имеет физическое воспитание в специальной коррекционной школе VIII вида.

Правильная организация и использование физического воспитания помогут исправлению многих недостатков детей с нарушениями интеллекта.

Источник: http://referatwork.ru/category/pedagogika/view/256653_fizicheskoe_vospitanie_detey_s_narusheniem_intellekta

Особенности организации адаптивного физического воспитания в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе I и II видов

Особенности организации адаптивного физического воспитания в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе I и II видов

1.1. Причины и характеристика нарушений слуха

Нарушения слуха могут быть врожденными и приобретенными. Врожденный характер нарушения слуха отмечается значительно реже, чем приобретенный. Также причинами, обусловливающими врожденное нарушение слуха, могут быть инфекционные и вирусные инфекции (корь, грипп) заболевания у матери во время беременности.

Наиболее опасным является заболевание, возникающее у матери в первые три месяца беременности. Вредное воздействие на развивающийся орган слуха у плода могут оказать и некоторые химические вещества.

Значение имеет и алкоголь, употребляемый матерью во время беременности, а из лекарственных веществ — стрептомицин и хинин.

Приобретенные нарушения слуха возникают от разнообразных причин. Тяжелые нарушения слуха наступают обычно при поражении внутреннего уха, слухового нерва, в то время как легкая и средняя степень нарушения слуха может возникать при поражении среднего уха.

Среди причин нарушения слуха у детей первое место занимают последствия острого воспаления среднего уха (острого среднего отита).

Поражение слуха в этих случаях обусловлено стойкими остаточными изменениями в среднем ухе, приводящими к нарушению нормальной подвижности барабанной перепонки и цепи слуховых косточек.

В некоторых случаях после острого среднего отита остается стойкое прободение барабанной перепонки и длительное гноетечение из уха — хронический гнойный отит.

Это заболевание сопровождается обычно значительным понижением слуха. Частой причиной поражения слуха у детей являются заболевания носа и носоглотки и связанное с этими заболеваниями нарушение проходимости евстахиевой трубы.

В этиологии резко выраженных форм стойких нарушений слуха важнейшую роль играют поражения внутреннего уха и ствола слухового нерва. Поражение ядер слухового нерва, его проводящих путей в головном мозге, а также корковых слуховых центров как по частоте, так и по степени возникающих при них нарушении слуха имеют сравнительно меньшее значение.

Важную роль в возникновении стойких нарушений слуха играют острые инфекционные заболевания. Большинство инфекционных болезней, являющихся причиной поражения слуха, приходится на детский возраст, и потому роль этих заболеваний в этиологии нарушений слуха у детей особенно велика.

Из инфекционных заболеваний, обусловливающих стойкие поражения слуха в детском возрасте, наибольшее значение имеют эпидемический цереброспинальный менингит, корь, скарлатина, грипп, свинка.

Источник: https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/nachalnaja-shkola/fizicheskoe-vospitanie/294331-osobennosti-organizacii-adaptivnogo-fizichesk.html

Дети с нарушением интеллекта

Нарушения интеллекта в педагогике еще называют умственной отсталостью. Для родителей такой ребенок — это испытание на терпение, мудрость, с которым справится не каждый. Поэтому существуют специальные образовательные учреждения, в которых работают коррекционные педагоги и психологи. 

Характеристика и особенности детей с нарушением интеллекта

Прежде всего, нужно понимать, что подразумевает понятие «нарушение интеллекта». Это необратимые дегенеративные изменения в познавательной деятельности ребенка, которые вызваны поражением головного мозга, его коры. При этом возможны и локальные поражения мозга с нарушением восприятия и памяти, мышления, речи ребенка, проявлением повышенной возбудимости либо, наоборот, инертности.

Признаком нарушения интеллекта у ребенка является его слабая любознательность, медленная обучаемость, плохая восприимчивость нового. Такие нарушения влияют на детей с первых дней жизни. У них задерживаются сроки развития в течение первого, второго года жизни; поздно проявляется интерес к окружающему миру; преобладает флегматичность (вялость и сонливость).

У таких детей со временем не возникает эмоционального общения с родителями.

Одним из первых признаков нарушений в развитии интеллекта ребенка является отсутствие у него в раннем возрасте комплекса оживления — эмоциональной реакции узнавания взрослого, ответа на его улыбку, речевых реакций гуления.

Обычно к трем месяцам у нормально развивающегося младенца всегда проявляется комплекс оживления. Если же имеются нарушения интеллекта, то и в дальнейшем такое дитя не будет проявлять интерес к игрушкам над кроваткой, у него будет отсутствовать распознавание своих и чужих людей.

На первом году у малыша с нарушениями интеллекта отсутствует хватание, что негативно сказывается на зрительно-двигательной координации и последующем развитии всех психических процессов. И только к 2-3 годам такой малыш может проявлять сдвиги в овладении предметами. Он, к примеру, может брать игрушку, но не рассматривает ее, не выполняет с ней практических действий.

В 3-4 года интеллектуальная недостаточность — это отсутствие навыков самообслуживания и любознательности, свойственных здоровому ребенку. Интерес к окружающему миру, предметам, сверстникам низкий и очень кратковременный. Игры сводятся к простому манипулированию, контакты со сверстниками слабые, низкая подвижность.

Далее, в дошкольном возрасте, при нарушении интеллекта не появляется желание играть, но может больше проявляться подвижность. Такие дошкольники несамостоятельны и безынициативны, они больше склонны к подражанию и копированию.

Интеллектуальные расстройства этой категории детей четко видны и проявляются в школьном возрасте, ведь у них нарушена первая степень психического развития — восприятие. Его темп замедлен, а объем очень узкий. Такие дети с большим трудом выделяют на картинке главное. Они не понимают связей между частями, персонажами, трудно запоминают, путают буквы, цифры, предметы, слова.

Нередко даже к 9 годам детишки не различают правую и левую стороны ввиду затруднений их сенсорного развития. Для них огромную трудность представляет ориентация во времени, днях недели, временах года.

Дети с глубоким нарушением интеллекта

В педагогике принято классифицировать нарушения интеллекта по степени его проявления. Глубина умственной отсталости разделяется на три вида: дебильность, имбецильность, идиотия. Самой глубокой степенью умственной отсталости является идиотия.

Поэтому детям-идиотам осмысление окружающего недоступно вообще, у них очень медленно развивается функция речи, а иногда и не развивается вовсе, им характерны нарушения координации движений и моторики, они не ориентируются в пространстве.

В большинстве случаев такие нарушения тяжелы настолько, что больные не могут вести никакого образа жизни, кроме лежачего.

У них слишком медленно и с большим трудом формируются навыки самообслуживания, гигиенические в том числе. Обычно идиоты недееспособны в правовом смысле.

Они не подлежат обучению и с согласия их родителей пребывают в спецучреждениях — детских домах для умственно отсталых. Там им оказывают медицинскую помощь и уход.

Однако государственная система социального обеспечения не исключает содержания детей-идиотов в семье.

Воспитание детей с нарушением интеллекта в семье

Развитие и обучение ребенка с нарушениями интеллектуального развития во многом зависят от отношения к его дефектам окружающих и, прежде всего, близких людей, родителей. Они с самого рождения хотят знать, какая перспектива и прогнозы развития такого малыша, в какой степени дитя будет зависимо от других и сможет ли приобрести самостоятельность.

Для этого мама и папа обращаются за помощью к специалистам — психологам, врачам, педагогам. Дать родителям конкретный и четкий ответ очень нелегко. Но практика показывает, что даже в тяжелых и малонадежных случаях при грамотном подходе, систематическом взаимодействии специалистов и родителей могут быть достигнуты существенные сдвиги.

Для этого родители должны:

  1. Проявлять веру в ребенка и внутреннее спокойствие. 
  2. Проявлять к своему малышу терпение, строить отношения с ним на основе доброжелательности и любви.  
  3. Регулярно хвалить дитя. 
  4. Ежедневно, целенаправленно и настойчиво развивать в нем самостоятельность, постепенно сводя свою помощь до минимума.

С родителями обязательно надо проводить целенаправленную работу, консультировать их и оказывать психологическую поддержку. Такие семьи не должны оставаться сам на сам со своими проблемами. Ведь инвалидность ребенка — это не только личное дело его семьи.

Дети с нарушением интеллекта: подготовка к школе и обучению

Низкий интеллект и особенности волевой сферы детей с проблемами интеллектуального развития не дают им возможности овладевать программой общеобразовательной школы. Для них усвоение учебного материала чрезвычайно сложно. Ведь физиологически это обусловлено недоразвитием функций ЦНС.

Даже усвоение элементарных знаний по математике требует развития абстрактного мышления. Ввиду нарушения этой функции у таких деток они с огромными трудностями овладевают элементарными математическими операциями.

Читайте также:  Чем полезны сюжетно-ролевые игры дошколят?

 Общая интеллектуальная слабость и нарушения моторики, соматические нарушения ограничивают круг их деятельности.

Очень часто родители и при незначительных нарушениях интеллекта, и при явном проявлении дебилизма не соглашаются отдавать ребенка в специализированную школу. По мнению специалистов, они просто не хотят признавать, что их малыш особенный, не такой, как все. Но такой позицией они оказывают своему ребенку лишь «медвежью услугу».

Потому что им самим не по силам адаптировать свое особенное дитя к условиям жизни в нормальной школе и обществе. Родители сами просто не могут помочь ему стать успешным учеником.

Со временем нарушения интеллекта без надлежащей коррекции будут проявляться все глубже, и такому ребенку грозит негативное и насмешливое отношение окружающих.

Самооценка и социализация детей с нарушением интеллекта

Огромное значение для социализации в данном случае играет трудотерапия. Это ферма и огород, мастерская и работа руками. Трудотерапия, по мнению коррекционных педагогов, помогает развивать эмоционально-волевую сферу. А еще для развития эмоциональной сферы важен контакт с животными.

Забота о котах, собаках, домашней птице позволяет деткам с нарушениями интеллекта быть затребованными и ощущать свою необходимость. Обычно в уходе за животными они с удовольствием копируют действия взрослых.

Им проще выполнять цепочку механических действий в уходе за животным и таким образом формировать регулярный навык и привычку заботиться о нем.

Следует отметить, что в условиях деревни и работы на земле таким детям легче социализироваться.

Ведь трудовая деятельность под руководством взрослого формирует у ребенка, а потом и молодого человека, новые коммуникативные навыки, улучшает общую моторику, раскрывает резервы формирования личности.

Это способствует активному включению детишек с нарушениями интеллекта в социальную жизнь общества.

Специально для nashidetki.net- Диана Руденко

Источник: https://nashidetki.net/vospitanie-detej/deti-s-narusheniem-intellekta.html

Особенности психолого-педагогической коррекционной помощи детям с нарушением интеллекта

Сохрани ссылку в одной из сетей:

Образовательные задачи направлены на формирование у дошкольников с нарушением интеллекта системы знаний и представлений о ближайшем окружении, умений ориентироваться в нем, на развитие познавательной активности, на формирование всех видов детской деятельности, свойственных этому возрасту. Важной задачей является подготовка детей к школьному обучению, которое проводится с учетом индивидуальных особенностей и возможностей каждого ребенка.

Работа в коррекционных детских домах осуществляется по тем же программам, что и в ДОУ компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта.

В специализированные психоневрологические санатории направляются дошкольники с осложненными формами умственной отсталости: эписиндромом, шизофреноподобным синдромом, с нарушениями поведения и другими осложнениями.

Организуют и курируют помощь детям в этих учреждениях детские психоневрологические больницы.

В психоневрологических санаториях наряду с лечебными мероприятиями олигофренопедагоги, логопеды проводят педагогическую работу, оказывают психологическую помощь [1, с. 29].

Дошкольные группы при специальных (коррекционных) школах VIII вида создаются для дошкольников шести-семи лет с нарушениями интеллекта, не посещавших ранее специальные дошкольные учреждения.

Основные задачи обучения в этих группах – формирование системы знаний и представлений, необходимых для усвоения программы специальной (коррекционной) школы VIII вида, формирование элементарных учебных умений, адаптация в условиях школы.

Дети с тяжелой и глубокой степенью умственной отсталости воспитываются в специальных домах-интернатах для инвалидов детства, эти учреждения, как правило, работают по режиму пятидневки.

Основные задачи этих учреждений – развитие всех психических функций и познавательной деятельности детей в процессе обучения и коррекция этих недостатков, формирование привычек правильного поведения, эмоциональное и коммуникативное развитие, привитие навыков самообслуживания, подготовка к посильным видам труда, бытовая и

социальная ориентировка.

В последние годы получила развитие сеть диагностических и реабилитационных центров, осуществляющих комплексное психолого-педагогическое и медико-социальное диагностическое сопровождение индивидуального развития ребенка.

В этих центрах с детьми работают учителя-олигофренопедагоги, логопеды, специальные психологи. Задачей таких центров является оказание коррекционно-педагогической, психологической и профориентационной помощи детям с проблемами в интеллектуальном развитии.

В ряде центров ведется специальная образовательная деятельность.

Для детей с нарушением интеллектуального развития открыты учреждения дополнительного образования, где созданы условия для их реабилитации с помощью различных видов художественно-творческой, спортивно-игровой деятельности, как на базе образовательных учреждений, так и на дому (Республика Карелия, Вологодская, Московская, Пермская, Самарская, Тверская области, Москва). С этими целями разрабатываются авторские программы и методики с учетом психофизических возможностей детей, направленные на различные формы их социальной адаптации, формирование у них необходимых навыков для жизни, приобщение этих детей к подготовке и проведению праздников, выставок и других массовых мероприятий [1, с. 31].

Умственно отсталые дети сегодня достаточно часто поступают в массовые детские сады и общеобразовательные школы.

Массовое образовательное учреждение, принимая умственно отсталого ребенка, должно быть готово, разделить ответственность за его судьбу, обучение и воспитание с его родителями, учителями-дефектологами.

Такой ребенок в группе или классе нормально развивающихся детей требует особого к себе отношения. Педагогу следует помочь ребенку освоиться в коллективе сверстников. Ребенок должен посильно участвовать в работе класса (группы), не задерживая темп урока, занятия.

Педагог должен учитывать особенности познавательной деятельности умственно отсталого ребенка.

Типы государственных учреждений для детей и подростков с нарушением интеллекта.

Возраст Министерство образования Министерство здравоохранения и социального развития
Ранний _ Дома ребенка, центры психического здоровья для детей с органическим поражением ЦНС.
Дошкольный ДОУ компенсирующего вида, коррекционные детские дома, компенсирующие группы для детей с нарушение интеллекта в детских садах комбинированного вида, дошкольные группы в специальных школах VIII вида, дошкольные образовательные учреждения интегрированного типа, центры диагностики и консультирования, психолого-педагогической реабилитации и коррекции и др. Специализированные психоневрологические санатории, детские отделения психоневрологических больниц, дома-интернаты для инвалидов детства
Школьный Социальные (коррекционные) школы VIII вида, школы-интернаты для детей с нарушением интеллекта, классы для детей с нарушением интеллекта в массовых школах, реабилитационные центры, учреждения дополнительного образования Детские отделения психоневрологических больниц, дома-интернаты для инвалидов детства
Постшкольный Коррекционные группы производственных училищ, учреждения дополнительного образования, реабилитационные цеха, подсобные хозяйства при образовательных учреждениях Отделения психоневрологических больниц, психоневрологические интернаты для взрослых (после 18 лет)

Таким образом, в России действует широкая сеть специальных (коррекционных) учреждений для детей и подростков с нарушением интеллекта.

Это дошкольные образовательные учреждения (ДОУ) компенсирующего вида, специальные психоневрологические санатории для дошкольников с нарушением интеллекта, сеть диагностических и реабилитационных центров, осуществляющих комплексное психолого-педагогическое и медико-социальное диагностическое сопровождение индивидуального развития ребенка; учреждения дополнительного образования для детей с нарушением интеллекта, специальные (коррекционные) школы VIII вида.

1.3. Особенности психолого-педагогической и коррекционной работы с учащимися в специальной (коррекционной) образовательной школе VIII вида

Дети с умственной отсталостью легкой и умеренной степени с семи-восьми лет поступают учиться в специальные (коррекционные) школы VIII вида. Отбор детей в специальные учреждения осуществляет психолого-медико-педагогическая комиссия [3, с. 220].

Работа по отбору детей с отклонениями в развитии в специальные учреждения осуществляется на основе соответствующей инструкции. Обследование детей проводится в присутствии родителей (или лиц, их заменяющих). Подростки старше 12 лет, обратившиеся сами в ПМПК, могут приниматься без родителей.

Основными задачами специальных (коррекционных) школ VIII вида являются максимальное преодоление недостатков познавательной деятельности и эмоциональной сферы школьников с нарушением интеллекта, подготовка их к участию в производительном труде, социальная адаптация в условиях современного общества.

Обучение в специальных (коррекционных) школах VIII вида ведется по специальным программам, учитывающим психофизические особенности детей и подростков с нарушением интеллекта и возможности их обучения, оно продолжается девять – одиннадцать лет.

На протяжении всех лет создаются благоприятные условия для развития каждого ученика [7, с. 112].

Процесс обучения учащихся с нарушениями интеллекта – это целостная система, состоящая из логически последовательных структурных связей в учебном процессе.
Эти связи складываются последовательно, они дополняют друг друга, осуществляются в процессе овладения знаниями, умениями и навыками.

Содержание обучения в специальных (коррекционных) школах VIII вида адаптировано с учетом возможностей детей рассматриваемой категории. Значительно снижены по сравнению с программой массовой школы объем и глубина изучаемого материала. Школьникам с нарушением интеллекта дается значительно менее широкая система знаний и умений, ряд понятий не изучается.

Усвоение учебного материала учащимися с нарушением интеллекта растянуто во времени и происходит низкими темпами, поэтому сравнительно небольшим объемом материала они овладевают за девять – одиннадцать лет.

В обучении детей рассматриваемой категории используются как общие для массовой и специальной (коррекционной) школы VIII вида, так и специфические методы и приемы, облегчающие усвоение программного материала.

Например, сложные понятия изучаются путем расчленения их на составляющие и изучения каждой составляющей в отдельности – методом маленьких порций. Сложные действия разбиваются на отдельные операции, и обучение проводится пооперационно [3, с.

221].

Несмотря на то что в специальной (коррекционной) школе VIII вида содержание учебного материала адаптируется к познавательным возможностям учащихся, преподносимые им знания сохраняют научный характер.

В специальной (коррекционной) школе VIII вида помимо предметов общеобразовательной подготовки введены специальные дисциплины (развитие речи на основе ознакомления с окружающим, социально – бытовая ориентировка и др.) со своим своеобразным содержанием, не имеющим аналогов в общеобразовательной школе.

На этих уроках решаются коррекционные задачи: расширяются, обогащаются, уточняются и систематизируются представления и знания детей об окружающем мире, как предметном, так и социальном, осуществляется коррекция восприятия, мышления, речи учащихся, они знакомятся с нормами поведения в общественных местах и в быту.

Согласно концепции развития специального образования для лиц с умственной отсталостью модель специальной (коррекционной) школы VIII вида на сегодняшний день рассчитана на десяти-одиннадцатилетний срок обучения.

Школа имеет право выбора сроков обучения в зависимости от региональных, экономических, материальных и других условий, а также от специфики отдельных предметов [7, с. 213].

Базисный план включает общеобразовательные предметы, содержание которых приспособлено к возможностям умственно отсталых учащихся.

Из системы общеобразовательных предметов в учебный план включены: родной язык (чтение, письмо), математика, биология, география, история, изобразительное искусство, пение, музыка, физическое воспитание, трудовое и профессиональное обучение, обществоведение.

Все учебные предметы группируются в два блока – общеобразовательный и коррекционно-развивающий.

К коррекционному блоку относятся: логопедическая коррекция, ЛФК (лечебная физкультура), развитие психомоторики и сенсомоторики. С учетом конкретной модели учебного заведения и этапа обучения составляют учебные планы для конкретного периода.

Специфическим дидактическим принципом в специальной (коррекционной) школе VIII вида является профессиональный характер трудового обучения. Школьников с нарушением интеллекта обучают доступным для них профессиям: слесаря, столяра, швеи, штукатура-маляра, мойщика окон, озеленителя, санитарки и другим.

На это отводится очень много учебного времени. Обучение проводится в мастерских, где условия труда приближенны к производственным. По окончании специальной (коррекционной) школы VIII учащиеся сдают экзамен по труду, на основании которого им присваивается квалификационный разряд.

И заканчивая школу, выпускники имеют профессию, которая помогает им занять свое место в обществе [3, с. 221].

Источник: https://works.doklad.ru/view/m9C3fGgcGYA/3.html

2.2.2. Коррекционная направленность адаптивного физического воспитания

Физкультура

Адаптивное физическое воспитание детей в школах III—IV видов предусматривает овладение школьниками программным материалом в соответствии с государственным образовательным стандартом. За период обучения в школе ребенок овладевает основными двигательными действиями, теоретическими знаниями.

Читайте также:  Формы и методы эвристического обучения

В школьную программу включены следующие разделы: легкая атлетика, гимнастика, лыжная подготовка, спортивные и подвижные игры, которые способствуют гармоничному развитию школьников без каких-либо скидок на недостаточность зрения.

Помимо этого предусмотрены дополнительные занятия по коррекции двигательных нарушений, ритмике, рекреативные занятия и адаптивный спорт.

В процессе адаптивного физического воспитания осуществляются не только общие задачи — развитие, обучение, воспитание, которые совпадают с образовательными задачами здоровых детей и отражены в программных документах, но и специальные задачи.

Они имеют коррекционную, компенсаторную, профилактическую, а в случае необходимости, лечебно-восстановительную направленность. Основные направления адаптивного физического воспитания для детей с депривацией зрения представлены на рис. 2.10.

К особенностям коррекционной направленности адаптивного физического воспитания детей с нарушением зрения относятся положения, учитывающие следующие сведения о физическом, соматическом и психическом состоянии учащихся: 1) возраст и пол; 2) результат медицинского обследования и рекомендации врачей: офтальмолога, ортопеда, хирурга, педиатра, невропатолога; 3) степень и характер зрительного нарушения (устойчивая и неустойчивая ремиссия); поля зрения (нарушения центрального и периферического зрения, сужение полей зрения); остроты зрения; врожденная или приобретенная патология и пр.; 4) состояние здоровья ребенка (перенесенные инфекционные и другие заболевания); 5) исходный уровень физического развития; 6) состояние опорно-двигательного аппарата и его нарушения; 7) наличие сопутствующих заболеваний; 8) способность ребенка к пространственному ориентированию; 9) наличие предыдущего сенсорного и двигательного опыта; 10) состояние и возможности сохранных анализаторов;

11) способы восприятия учебного материала;

12) состояние нервной системы (наличие эпилептического синдрома, признаков перевозбуждения, нарушения эмоционально-волевой сферы, гипервозбудимости и пр.).

Особое внимание уделяется детям младшего школьного возраста (7—11 лет), когда глаза приспосабливаются к возрастающей зрительной нагрузке и офтальмологическое заболевание может прогрессировать Поэтому в урок обязательно включаются специальные упражнения для охраны зрения, для улучшения кровообращения в тканях глаза, для улучшения работы аккомодационной мышцы, укрепления мышц и склеры глаз, для снятия утомления глаз. Человек, имея высокоразвитую нервную систему, обладает очень большими компенсаторными возможностями В связи с этим последствия нарушений могут быть в значительной мере преодолены, и незрячий человек может достичь высокого уровня психического и физического развития при определенных условиях К таким условиям можно отнести: — условия семейного и школьного воспитания, — состояние здравоохранения, социального обеспечения реабилитационных центров, уровень технического прогресса и многие другие факторы. Поэтому одной из основных задач реабилитационной работы в целях развития компенсаторных возможностей является квалифици рованная помощь ребенку Учителю физкультуры следует знать, что при утрате зрения повышается компенсаторная функция вибрационной чувствительности, незрячие способны на расстоянии ощущать наличие неподвижного, не издающего звуков и других сигналов предмета У незрячих в формировании основных двигательных действий на первый план выходит развитие навыка пространственной ориентировки При тотальной слепоте значительно увеличивается роль вестибулярного аппарата для сохранения равновесия и прос~ранственной ориентировки Исследования ряда авторов (В А Кручинин, JIА Семенов, JI И Солнцева, В А Феоктистова и др) показывают, что в результате комплексной реабилитационной работы с инвалидами по зрению восстанавливается социальный и психологический статус личности, способной утвердить себя в обществе нормально видящих людей.

Уроки адаптивного физического воспитания в школах для детей с нарушением зрения варьируются в зависимости от состояния зрения, уровня физической подготовленности и возраста занимающихся Например, в 1—2-х классах продолжительность подготовительной и заключительной частей по времени больше, чем в 3—4-х классах, затем по мере приобретения двигательного и сенсорного опыта и адаптации организма к физической нагрузке продолжительность основной части урока увеличивается, что позволяет больше времени уделять основным задачам урока.

Адаптивное физическое воспитание строится с учетом индивидуального и дифференцированного подхода к регулированию физической нагрузки, физической подготовленности и сенсорных возможностей детей, а также с учетом эмоциональной насыщенности Эмоциональность занятий зависит от разнообразия упражнений, от общего тона проведения занятий, интонации и команды преподавателя Меняется тембр звука (громко, тихо, мягко, строго) с учетом психического состояния учащихся, их быстрой утомляемости, специфических особенностей развития и восприятия учебного материала При обучении незрячих двигательным действиям используются альбомы с рельефным изображением различных поз и движений, наглядные пособия, адаптированный спортивный инвентарь Например, при формировании навыков ориентировки, с целью самоконтроля, на чехле вдоль длины матраса пришита шелковая полоса шириной 4—5 см (рис 2 11) К нетрадиционному спортивному инвентарю относятся озвученные мячи, мячи с веревочкой, которая крепится к поясу, и ребенок, потерявший мяч, имеет возможность без посторонней помощи его поднять, мяч с запахом ванилина, который используется как обонятельный ориентир, «педальки» для развития равновесия и формирования навыка правильной осанки (рис 2 12, а), конус для развития вестибулярного аппарата (рис 2 12, б) и многое другое Использование звуковых, осязательных, обонятельных и других ориентиров имеет приоритетное значение Занимающихся необходимо обучить дифференцировке всех выше указанных ориентиров, а также их применению в повседневной жизни Процесс адаптивного физического воспитания должен начинаться с ознакомления предметов, наполняющих окружающее пространство, коррекции зрительного восприятия, а также освоения навыков пространственной ориентировки.
Для стимуляции двигательной активности умышленно создают ся ситуации успеха, грямое или косвенное воздействие на коррек цию двигательных нарушений, активизацию работы сохранных ана лизаторов (зрительного), осязательного, слухового, обонятельного).

Создан: 28.02.2001.
© 2001- aupam.ru | При использовании материалов сайта ссылка обязательна.

Источник: https://aupam.ru/pages/fizkult/ch_mafk/page_12.htm

Физическое воспитание умственно отсталых учащихся (стр. 1 из 4)

1. ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ КАК СРЕДСТВО РЕАБИЛИТАЦИИ, КОРРЕКЦИИ И АДАПТАЦИИ

физическое воспитание отсталый двигательный коррекция

Физическое воспитание в системе коррекционного обучения и воспитания – это комплексное воздействие на личность умственно отсталого школьника с целью формирования у него жизненно важных двигательных умений и навыков, приобщения к систематическим занятиям физической культурой, коррекции нарушений моторики и физического развития, укрепления здоровья и подготовки к жизни и деятельности в обществе. Такой комплексный подход к системе физического воспитания определен необходимостью всесторонней помощи лицам, имеющим отклонения в психофизическом развитии.

Состав учащихся в конкретном учебном классе, группе разнороден по своим психофизическим особенностям. В настоящее время в коррекционной школе могут обучаться дети с умственной отсталостью различной степени тяжести.

Дети с нарушением интеллектуальной деятельности конкретной клинической градации могут иметь различные нарушения моторики и физического развития.

Несформированность более простых движений у детей‑олигофренов обусловлена поражением корковых функций; сложные нарушения моторики связаны с поражением двигательного анализатора и других систем, в том числе речедвигательных.

Таким образом, можно сделать вывод:

♦ двигательный анализатор играет важную роль в развитии функций мозга, он имеет связи со всеми структурами центральной нервной системы;

♦ существуют определенные принципы и закономерности развития моторики;

♦ моторика детей с нарушениями интеллектуального развития в онтогенезе осуществляется по тем же принципам и закономерностям, что и у здоровых детей, но значительно медленнее;

♦ нарушения моторики неблагоприятны для психического развития ребенка с нарушениями интеллектуального развития;

♦ нарушения моторики следует корректировать, используя сохранные, не пострадавшие движения или менее выраженные нарушения двигательной сферы.

Физическое развитие – это процесс изменения естественных морфологических и функциональных свойств организма в процессе жизни и деятельности и индивидуальных особенностей человека.

Установка на развитие личности умственно отсталого ребенка предполагает:

♦ включение школьника в доступные виды деятельности, в том числе и занятия физическими упражнениями;

♦ крепкое здоровье, хорошее физическое развитие;

♦ оптимальный уровень двигательных возможностей;

♦ физическое совершенство;

♦ потребность в движении, ориентировке и участие в спортивных (доступных) соревнованиях;

♦ коррекция выявленных нарушений моторики и физического развития.

При поступлении в школу на каждого ученика заводится «Карточка здоровья ученика».

2. СОДЕРЖАНИЕ И ОРГАНИЗАЦИЯ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ

Физическое воспитание как комплексная система представлено уроками физической культуры, системой занятий в режиме учебного процесса и дополнительными формами после уроков.

Организация его целиком и полностью возлагается на учителя физической культуры. Именно от его профессиональной грамотности, знаний особенностей психофизического развития учащихся, личного обаяния будет зависеть успех работы.

Учитель как личность должен соответствовать требованиям специального образования.

Основным документом для учителя является комплексная программа физического воспитания для коррекционной школы VIII вида, составленная на основе дидактических, специальных коррекционных и общефизических принципов, а также принципов построения собственно программы (линейность, концентричность и линейно‑концент‑ричность).

Основными нормативными документами, рекомендующими систему физического воспитания в коррекционной школе, являются:

♦ Закон Российской Федерации «Об образовании»;

♦ Федеральный закон «О физической культуре и спорте в Российской Федерации»;

♦ методические рекомендации к организации занятий с учащимися, отнесенными к специальной медицинской группе.

Физические упражнения сгруппированы с учетом направленности и воздействия на функциональное состояние учащихся и представлены целостной системой, позволяющей корригировать нарушения физического развития, формировать определенные умения и навыки и развивать двигательные качества.

Упражнения в программах представлены:

♦ общеразвивающими и корригирующими упражнениями с предметами и без предметов;

♦ общеразвивающими и корригирующими упражнениями с элементами бега, метания, прыжков, бросания и ловли мячей;

♦ корригирующими упражнениями специальной направленности (развитие зрительного восприятия, пространственной ориентировки, силы, ловкости и точности движений);

♦ подвижными и спортивными играми;

♦ катанием на лыжах и коньках;

♦ плаванием.

Любое физическое упражнение характеризуется внутренней и внешней структурами своих проявлений. Внутренняя структура указывает на взаимосвязь различных процессов функционирования организма (отдых, утомление, релаксации и т. д.). Внешняя сторона – это результат проявления упражнения в различных соотношениях (пространственных, временных, силовых).

Известно, что в отечественной педагогике, в том числе и в олигофренопедагогике, физическое воспитание рассматривается в общем и более конкретном смысле: в первом случае – как социально значимое явление, поскольку подростков с нарушениями интеллектуального развития необходимо функционально готовить к жизни; во втором – как одно из средств коррекции недостатков физического развития и моторики. Таким образом, содержание физического воспитания в коррекционной школе VIII вида включает:

♦ педагогический процесс, направленный на развитие личности умственно отсталого школьника как субъекта педагогического процесса;

♦ физическую культуру как учебный предмет с определенными целями, задачами, принципами, методами обучения;

♦ условия и среду, в которых подросток с нарушениями интеллектуального развития обучается, воспитывается и совершенствуется как личность.

Школьная, трудовая и в дальнейшем социально‑спортивная среда оказывают огромное влияние на индивидуальные проявления личностных черт: усвоение знаний, овладение движениями и жизненно важными двигательными действиями.

Именно в процессе физического воспитания происходит усвоение знаний, что помогает любому ребенку, подростку включиться в занятия физкультурой, достичь «спортивных» результатов, научиться участвовать в различных формах дополнительного образования.

Содержание учебного предмета «Физическая культура» объединяет четыре компонента:

♦ информационный представляет собой средства, методы и формы организации двигательной деятельности, контроль за уровнем здоровья, физическим развитием и двигательной подготовленностью;

♦ мотивационный предполагает включение ученика в систему выполнения физических упражнений с целью удовлетворения двигательных потребностей;

♦ операционный определяет формы планирования занятий физическими упражнениями, регулирование различных видов нагрузки с учетом участия конкретной личности в системе физического воспитания;

Читайте также:  Стиль учителя

♦ коррекционно‑развивающий способствует определению и выбору средств коррекции нарушений физического развития, моторики, познавательной деятельности учащихся.

В соответствии с этим в программе по физической культуре выделены задачи обучения физическим упражнениям, отдельные требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся, указаны основные виды физических упражнений.

Программный материал носит избирательный характер.

Цель физического воспитания конкретизируется в ее прикладной направленности и заключается во всестороннем развитии школьника. Прикладное направление – это не только участие в каких‑то физических двигательных нагрузках, это и привлечение к занятиям спортом (олимпийское и параолимпийское движение).

Как уже отмечалось, основными средствами физического воспитания являются физические упражнения, направленные на формирование жизненно важных умений и навыков, воспитание физических качеств, развитие физических способностей, повышение адаптивных свойств организма и, конечно же, устранение отклонений в состоянии здоровья, нарушений физического развития.

В программах по физической культуре четко определены задачи физического воспитания умственно отсталых школьников, подобраны основные виды упражнений. По способу воздействия на организм занимающегося выделяют упражнения: общеразвивающие и корригирующие без предметов; упражнения на осанку; дыхательные; расслабления мышц; с положениями головы, туловища, конечностей; с предметами и на снарядах.

Кроме того, упражнения классифицируют по виду состязательной деятельности (гимнастические, плавательные, легкоатлетические, игровые), по их структурным особенностям (комбинационные, циклические и ациклические).

В ациклических упражнениях движения постоянно изменяются (прыжки, метание, кувырки, игры).

В понятие «комбинационные действия» вкладывается возможность человека выполнять одновременно несколько двигательных действий (игры – волейбол, баскетбол, футбол, хоккей). Упражнения этого вида действий достаточно широко представлены в программах.

Координационные способности связаны с качеством выполнения упражнений (физические качества и способности – сила, выносливость, гибкость, ловкость, быстрота, управление движениями в пространстве и времени).

Воспроизведение пространственных, силовых и временных параметров движений проявляется в точности выполнения двигательных действий. Например, отталкивание ногами от гимнастического мостика и руками от гимнастического коня (козла) позволяют совершенствовать сенсорные (чувствительные) механизмы регуляции движений.

Источник: http://MirZnanii.com/a/178861/fizicheskoe-vospitanie-umstvenno-otstalykh-uchashchikhsya

Дефектология для детей дошкольного возраста

Дети с ограниченными возможностями — дети, имеющие функциональные ограничения в результате заболевания, отклонений или недостатков развития, состояния здоровья, внешности, вследствие неприспособленности внешней (окружающей) среды к их особым нуждам, из-за негативных стереотипов, предрассудков в отношении общества к нетипичным детям, людям-инвалидам в целом.

Для таких детей создана сеть специальных образовательных коррекционных учреждений, в которых ведется работа по исправлению, ослаблению или замещению недостатков психофизического развития.

Дефектолог, работающий с ребенком-дошкольником, ставит перед собой следующие задачи:

  • В процессе систематических занятий уточнить первичный диагноз ребенка;
  • Обеспечить ему разносторонний и максимально возможный уровень физического, умственного и нравственного развития путем создания адекватных для нетипичных детей педагогических условий.
  • Проведение систематической коррекционно-реабилитационной образовательной деятельности с учетом характера нарушения и структуры дефекта психофизического развития.
  • Подготовка детей к последующему обучению в школе, то есть формирование у детей необходимых для обучения в специальной образовательной коррекционной школе знаний, умений и навыков.

Рассмотрим психофизические особенности развития детей-дошкольников с умственной отсталостью. Период от рождения до поступления в школу является, как это признано, возрастом наиболее стремительного психофизического развития ребенка.

Особенностью этого периода является то, что именно он обеспечивает общее развитие, служащее фундаментом для приобретения в дальнейшем любых специальных знаний и навыков, а также овладения различными видами деятельности.

Характеристика физического (соматического) статуса детей дошкольного возраста с умственной отсталостью

Физическое состояние данной категории детей (диагноз: олигофрения в степени дебильности) обусловлено своеобразными морфологическими, биохимическими, физиологическими изменениями в центральной нервной системе, вследствие ее органического поражения. Это становится заметным уже в раннем возрасте.

У многих детей задерживается (вплоть до конца 2-го года жизни) развитие прямостояния, то есть они позже, чем обычные дети начинают держать голову, сидеть, стоять, ходить. Позднее, после трех лет у детей наблюдается плохое самочувствие, общая слабость, быстрая утомляемость, истощаемость, нервозность.

Органические нарушения сказываются на становлении и развитии отдельных систем, внутренних органов детей. Многие из них отстают от возрастной нормы в весе, росте. Чаще, чем у обычных детей встречаются нарушения осанки, искривления позвоночника, деформация грудной клетки и конечностей.

У некоторых детей надолго задерживается процесс окостенения скелета. Многие дети имеют выраженные дефекты двигательной сферы, вплоть до спастической гемиплегии (от греч. hemi — половина, plegio — поражаю, т.е. паралич (вертикальный или горизонтальный) одной половины туловища).

В целом у детей не наблюдается выраженных нарушений моторики. Однако, наблюдаемая соливация (слюнотечение), носовой оттенок речи.

Специфическое состояние речевой и неречевой артикуляционной моторики, а также трудности при выполнении заданий по изобразительной и бытовой деятельности, плохая координация движений свидетельствуют о наличии двигательных нарушений.

Иногда наблюдаются отклонения в состоянии дыхательной системы: учащение дыхания, неровный его ритм. У многих детей доминирует ротовой (оральный) тип дыхания, что способствует развитию патологии верхних дыхательных путей.

Для сердечно-сосудистой системы может быть характерным неравномерность сердечного ритма, чрезмерная его неустойчивость, гипер- и гипотонии. Как правило такие дети жалуются на головные боли, общую слабость, сонливость, гиперутомляемость. Кроме того, сопутствующим основному дефекту могут выступать нарушения в работе зрительного, слухового, тактильного анализаторов не выраженного характера.

Таким образом, своеобразие физического развития детей с умственной отсталостью выражается в особенностях их функциональных систем и органов, что является следствием проявления органического поражения центрального и периферического отделов коры головного мозга.

Характеристика психоэмоционального и социокультурного статуса умственно отсталых детей дошкольного возраста

Почти у всех детей с умственной отсталостью наблюдается отсутствие или значительное снижение, по сравнению с обычными детьми, интереса к окружающему, общая патологическая инертность, которая не исключает крикливость, раздражительность, расторможенность.

В раннем возрасте ребенку не интересны игрушки, подвешенные над кроватью или находящиеся в руках взрослого. Позже — игрушки других детей, сюжетно-ролевые игры с ними.

Предпосылки к развитию речи формируются поздно (к 4-м годам); предметное восприятие, предметные действия, общение со взрослым и, в частности, доречевые средства общения. Такие рефлекторные процессы как лепет и гуление, которые в норме появляются в первые месяцы жизни, могут отсутствовать в онтогенезе ребенка-олигофрена.

У ребенка отмечается низкий уровень интереса к окружающему и недостаточная сформированность процесса восприятия, что предопределяет невозможность его самостоятельной ориентации в условиях задачи, потребность в детализированном ее разъяснении, затрудняет смену одного вида деятельности другим. Кроме того, нарушена связь между действием и словом.

Действия бывают недостаточно осознаны, опыт действия не фиксируется в слове, не обобщается. Связь между основными компонентами познания — действием, словом и образом не совершенна. Переломным годом в развитии умственно отсталого ребенка является условно пятый год жизни.

Ребенок начинает проявлять интерес к игрушкам, а следовательно, получает простейшие представления об их свойствах, признаках, отношениях, способен делать выбор по образцу. У подавляющего большинства детей к концу дошкольного возраста доминирующим остается предметно-практический (наглядно-действенный) тип мышления.

Игровая деятельность характеризуется до пяти лет элементарными манипуляциями с игрушками, после 5 лет — появляются процессуальные действия. В игре наблюдается стереотипность, формальность действий, отсутствует замысел, элементы сюжета.

Дети не используют предметы-заместители, могут проявляться агрессивные наклонности. Продуктивная деятельность (конструктивные умения, рисование) у таких детей вне специально организованного психолого-педагогического процесса отсутствует.

Навыки самообслуживания формируются только к концу дошкольного периода, причем могут встречаться случаи когда дети так и не понимают последовательность и логику действий, входящих в навык.

Примерно у 60% детей наблюдаются специфические расстройства речи по типу алалии (с греч.

— отсутствие речи) — это системное недоразвитие речи, при котором страдают фонетико-фонематическая и лексико-грамматическая ее стороны и дизартрии (с греч.

— расстройство сочленения) — это нарушение произносительной стороны речи, обусловленное органической недостаточностью иннервации мышц речевого аппарата (каша во рту).

В целом, большинство дошкольников — олигофренов овладевают элементарной речью только к 4-5 годам. Звукопроизношение нарушено. Фразовая речь изобилует фонетическими и грамматическими искажениями.

Недосформирована семантическая сторона речи. Часто может наблюдаться эхолаличная речь.

Регулирующая и, главное, коммуникативная функции речи развиваются только в рамках специально организованного образовательного процесса.

Речевой дефект отрицательно влияет на все развитие ребенка, затрудняет общение детей между собой и со взрослыми, а также подготовку к обучению грамоте.

Несовершенство коммуникативной речевой функции не компенсируется у дошкольников с нарушенным интеллектом, как это имеет место у детей, например, с нарушением слуха, другими средствами общения, в частности мимико-жестикуляторными.

Это обуславливает наличие случаев отвержения таких детей в коллективах обычных сверстников.

Система дошкольных образовательных и реабилитационных учреждений для детей с умственной отсталостью

В РФ создана дифференцированная система специальных дошкольных образовательных учреждений для умственно отсталых детей.

В соответствии с характером дефекта и степенью его выраженности дети воспитываются в учреждениях системы специального образования: существует сеть специальных детских садов (или ДОУ) с круглосуточным пребыванием детей, а также специальных детских домов. В ряде случаев разрешается открытие специальных групп при коррекционных школах и школах-интернатах.

В эти учреждения принимаются дети с диагнозом «олигофрения в степени дебильности неосложненной формы». Дети с эписиндромом, шизофренией, выраженным психопатоподобным поведением, болезнью Дауна, олигофренией в степени имбецильности и т.п.

, получают социальную и психолого-педагогическую помощь в учреждениях систем Министерства труда и социального развития, Министерства здравоохранения (психоневрологические стационары для детей с осложненными формами умственной отсталости и специальные ясли для детей от 2 до 4 лет).

Дети с задержкой психического развития находятся в ДОУ общего типа. В специальные ДОУ и группы при специальных образовательных коррекционных школах и школах-интернатах принимаются дети в возрасте от 4 до 8 лет.

Отбор детей в коррекционное ДОУ (детский сад)

Одним из важных условий, определяющих адекватную организацию коррекционной учебно-воспитательной работы и подготовки умственно отсталых дошкольников к школе, является правильное комплектование специального детского сада.

Требования к принимаемым детям:

  1. дети должны быть дошкольного возраста (от 3 до 6-6,5 лет) с умственной отсталостью,
  2. дети должны быть относительно легко приспособляемыми в детском коллективе как в бытовом, так и в социальном плане.

Поступая в специальное ДОУ ребенок, во-первых, должен иметь сохранную моторику или такое состояние опорно-двигательного аппарата, при котором основные моторные функции могли бы выполняться сравнительно легко (взять и удержать предмет, манипулировать им, свободно передвигаться, сидеть, ложиться, вставать, жевать, глотать), во-вторых, детям должна быть доступна бытовая деятельность, осуществляемая совместно со взрослым и с его помощью.

Уровень сформированности данной деятельности, санитарно-гигиенические и бытовые навыки, важен оценке интеллектуальных возможностей детей. Все это необходимо, так как ребенок попадает в коллектив, где от него требуется определенная самостоятельность.

Основными чертами коллектива детей с умственной отсталостью, определяющими его своеобразие, являются — беспомощность, пассивность с одной стороны, и определенная импульсивность поведения, вследствие зависимости поступков детей от их желаний, настроений, а также неустойчивость элементарных форм словесной регуляции этого поведения — с другой.

Кроме того, такой коллектив крайне эмоционально реактивен, поэтому прием детей истеричных, психопатов ограничен.

  1. дети должны быть не опасны для окружающих. Это специфичное требование. Ребенок доложен понимать слова «нельзя», «не надо»,
  2. дети должны обладать необходимым запасом элементарных представлений об окружающем ,
  3. дети должны понимать обращенную речь и иметь собственную. Дети должны понимать простейшие вербальные указания, типа: принеси, закрой, ешь, дай и т.д., без которых невозможна организация успешного учебно-воспитательного процесса в специальном ДОУ,
  4.  дети должны быть соматически здоровыми.

Система коррекционной учебно-воспитательной работы

  • Формирование сотрудничества ребенка со взрослым и формирование способов усвоения социокультурного опыта;
  • Физическое воспитание и развитие умственно отсталых детей;
  • Формирование ментальных процессов (умственное воспитание);
  • Формирование игровой деятельности детей с умственной отсталостью;
  • Трудовое воспитание и обучение умственно отсталых детей;
  • Нравственное воспитание детей с умственной отсталостью;
  •  Трудовое воспитание и обучение умственно отсталых детей;
  • Музыкальное воспитание и развитие ритмических способностей детей;
  • Нетрадиционные практики реабилитации детей с ограниченными возможностями.

При выраженности нарушения развития, при невозможности ребенка работать в группе проводятся индивидуальные коррекционные занятия. Такие занятия проводятся учителем-дефектологом с каждым ребенком 3 раза в неделю и строятся с учетом онтогенетических особенностей структуры дефекта и его проявлений.

Особое внимание уделяется развитию понимания обращенной речи, активизация собственной связной речи, развитию артикуляционного аппарата, формированию грамматического строя, коррекции произношения.

Например, для расторможенных детей с тяжелыми расстройствами поведении нужны занятия, воспитывающие и тренирующие произвольное внимание, умение распределять внимание, концентрировать его, выполнять одновременно несколько действий (например, слушать воспитателя и классифицировать предметные картинки). Подобные занятия проводятся с обязательным включением игрового материала и ручной предметно-практической деятельности.

*В статье использованы материалы пособия «Воспитание детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта» Д.В. Зайцев, Саратов, 2000.

Источник: http://www.Logoped-Saratov.ru/defektologiya-dlya-detey-doshkolnogo-vozrasta/

Ссылка на основную публикацию