Отличия видов педагогической деятельности.

Виды и специфика педагогической деятельности

Педагогическая деятельность представлена в современной педагогической литературе в качестве особого вида общественно-полезной деятельности взрослых людей, которая заключается в сознательной подготовке подрастающего поколения к жизни, реализующая экономические, политические, нравственные, эстетические цели.

Педагогическая деятельность имеет древние исторические корни, аккумулирует многовековой опыт поколений. Педагог, по сущности, представляет собой связующее звено между поколениями, является носителем человеческого, общественного, исторического опыта, во многом обуславливает общественно-культурную целостность народа, цивилизации и в целом преемственность поколений.

Задачи педагогической деятельности

Задачи педагогической деятельности, изменяясь на протяжении столетий с развитием общества, всегда охватывают сферу образования, воспитания, обучения. Передовыми мыслителями разных времён отмечается социальная значимость педагогической деятельности.

Основной специфической особенностью педагогической деятельности является её использование практически всеми людьми при выполнении различных социальных ролей: родителя и родственника, старшего товарища, друга, руководителя, должностного лица, но данная педагогическая деятельность – непрофессиональная.

Ничего непонятно?

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Профессиональная педагогическая деятельность осуществляется специалистом, имеющим специальное, профессионально-педагогическое образование; она реализуется в определенных педагогических системах, представляет собой основной источник существования и соответственно оплачивается.

Основные компоненты и содержание педагогической деятельности

Основными составляющими компонентами педагогической деятельности, которые одинаково важны и представляют собой динамические взаимосвязи, являются:

  • производство знаний, то есть проведение исследований, поиск нового, осуществление разработок, проведение экспертизы и т.д.;
  • передача знаний в организованном образовательно-воспитательном процессе;
  • распространение знаний (разработка и издание учебников, учебных пособий, написание научных статей);
  • воспитание учащихся, формирование и развитие их личности.

Основным содержанием педагогической профессии является наличие и использование специальных, предметных знаний, а также разнонаправленные взаимоотношения с людьми (учениками, родителями, коллегами). Отметим требования двойной подготовки специалиста педагогической профессии – наличие специальных, предметных знаний, а также необходимость психолого-педагогической подготовки.

Особенность педагогической профессии выражается в её гуманистической, коллективной и творческой направленности.

Три характера педагогической деятельности

Особенностью педагогической профессии является также то, что она, по своей сути, имеет гуманистический, коллективный и творческий характер.

  1. Гуманистический характер педагогической профессии имеет направленность на воспитание человека, который формируется и развивается как личность, им осваиваются достижения человечества, и тем самым обеспечивается продолжение человеческого рода, происходит непрерывная преемственность поколений.
  2. Коллективный характер педагогической профессии предполагает воздействие на обучающегося не только отдельного педагога, но и всего педагогического коллектива образовательного учреждения, а также семьи и других источников, обеспечивающих групповое, коллективное воздействие.
  3. Творческий характер педагогической деятельности является наиболее важной специфической особенностью, отражается в степени использования педагогом своих возможностей в достижении поставленных целей.

Формирование творческого потенциала личности педагога обусловлено накопленным им социальным опытом, психолого-педагогическими и предметными знаниями, новыми идеями, умениями и навыками, позволяющими в нахождении и использовании оригинальных решений, новаторских форм и методов.

Педагогическая деятельность отличается трудностью, уникальностью и неповторимостью, представлена системой и последовательностью педагогически целесообразных действий, направленных на решение педагогических задач в определенный срок и с соблюдением принципов и правил.

Цели педагогической деятельности

Осуществление педагогической деятельности предваряется осознанием цели, которая задает импульс деятельности. Определяя цель как предполагаемый результат деятельности, под педагогической целью понимается предвидение педагогом и учащимся результатов их взаимодействия в форме обобщенных мысленных образований, в соответствии с которыми соотносятся все компоненты педагогического процесса.

Определение целей педагогической деятельности обладает большим теоретическим и практическим значением, которое выражается в следующем.

  • Чёткая постановка целей оказывает влияние на разработку педагогических теорий, цель педагогической деятельности влияет на осознание того, формированию каких качеств человека необходимо отдать предпочтение, сказывается на сущности педагогического процесса.
  • Формулирование целей педагогической деятельности непосредственным образом влияет на осуществление практической работы педагога. Важным профессиональным качеством педагога является проектирование личности воспитанников, что требует знания, какой она должна быть и какие качества необходимо сформировать.

Цели педагогической деятельности опираются на идейные и ценностные установки общества, что порождает традиционные подходы к образованию и воспитанию, ориентированные на эффективность, максимальное использование новых поколений в интересах государства.

В современном обществе интенсивно совершенствуется производство, повышается его технический уровень, что сказывается на предъявлении высоких требований к уровню подготовленности подрастающего поколения.

Информатизация общества, внедрение информационных технологий, наличие динамичных процессов в социальной сфере жизни общества привело к формулированию цели педагогической деятельности, в которой в качестве идеала современного образования и воспитания выступает разносторонняя и гармонично развитая личность. Данная представляет собой потребность развития личности, общества, государства.

В содержание понятия «разностороннее и гармоничное развитие личности» вкладывается необходимость обеспечения умственного и физического развития, духовно-нравственного и художественного развития, выявления склонностей и задатков, развития способностей; приобщения к современным достижениям науки и техники; воспитания гуманизма, любви к Родине, гражданственности, патриотизма, коллективизма.

Вывод

Таким образом, главной целью педагогической деятельности в современных условиях является формирование разносторонне развитой личности, способной реализовать творческий потенциал в динамичных социально-экономических условиях как в собственных жизненных интересах, так и в интересах общества и государства.

Современной педагогической наукой выделены традиционные основные виды педагогической деятельности – преподавание и воспитательная работа.

Воспитательная работа направлена на организацию воспитательной среды и управление разнообразными видами деятельности воспитанников с целью решения задач гармоничного развития личности. Преподавание — вид педагогической деятельности, направленный на обеспечение познавательной деятельности школьников.

Деление педагогической деятельности на виды достаточно условно, так как в процессе преподавания решаются частично воспитательные задачи, а при организации воспитательной работы решаются не только воспитательные, но и развивающие, а также образовательные задачи.

Такое понимание видов педагогической деятельности помогает в раскрытии смысла тезиса о единстве обучения и воспитания. Вместе с тем для более глубокого осознания сущности обучения и воспитания данные процессы в педагогической науке рассматриваются изолированно.

В реальной педагогической практике целостный педагогический процесс подразумевает полное слияние «воспитывающего обучения» и «обучающего воспитания».

Педагогическая деятельность имеет свой предмет, которым является организация учебной деятельности обучающихся, которая направлена на освоение предметного социокультурного опыта как основы и условия развития.

Средства педагогической деятельности

В литературе представлены основные средства педагогической деятельности:

  • научные (теоретические и эмпирические) знания, которые способствуют формированию понятийно-терминологического аппарата учащихся;
  • носители информации, знаний — тексты учебников или знание, воспроизводимое при осуществлении систематических наблюдении (на лабораторных, практических занятиях и т.п.) организованном преподавателем, за осваиваемыми фактами, закономерностями, свойствами предметной действительности;
  • вспомогательные средства — технические, компьютерные, графические и др.

Основными способами передачи социального опыта в педагогической деятельности является использование объяснения, показа (иллюстрации), совместной работы, непосредственной практической деятельности учащихся и т.д.

Определение

Продукт педагогической деятельности — формируемый у обучаемого индивидуальный опыт во всей совокупности аксиологических, нравственно-этических, эмоционально-смысловых, предметных, оценочных составляющих.

Продукт этой деятельности оценивается на экзаменах, зачетах, по критериям решения задач, выполнения учебно-контрольных действий.

Результат педагогической деятельности как выполнения ее основной цели выражен в интеллектуальном и личностном совершенствовании, становлении их как личности, как субъектов учебной деятельности.

Итак, нами была рассмотрена специфика педагогической деятельности, которая заключается в наличии специальных профессиональных знаний, гуманистичности, коллективности, наличии творчества.

Основной целью педагогической деятельности является формирование разносторонней и гармонично развитой личности. Виды педагогической деятельности – преподавание и воспитательная работа; подчеркнём наличие взаимосвязи между видами педагогической деятельности.

Средствами педагогической деятельности являются: научные знания, носители информации, знаний, вспомогательные средства.

Источник: https://spravochnick.ru/pedagogika/vidy_i_specifika_pedagogicheskoy_deyatelnosti/

Раскройте сущность педагогической деятельности, ее отличие от других видов деятельности

Педагогическая деятельность – это особый вид социальной (профессиональной) деятельности, которая направлена на реализацию целей образования.

Традиционно основными видами педагогической деятельности, осуществляемыми в целостном педагогическом процессе, являются обучение и воспитание. Обучение, осуществляемое в рамках любой организационной формы, имеет обычно жесткие временные ограничения, строго определенную цель и варианты способов ее достижения.

Важнейшим критерием эффективности обучения является достижение учебной цели. Воспитательная работа, также осуществляемая в рамках любой организационной формы, не преследует прямого достижения цели, поскольку она недостижима в ограниченные временными рамками организационной формы сроки.

В воспитательной работе можно предусмотреть лишь последовательное решение конкретных задач, ориентированных на цель. Важнейшим критерием эффективного решения воспитательных задач являются позитивные изменения в сознании воспитанников, проявляющиеся в эмоциональных реакциях, поведении и деятельности.

Также трудно в развивающейся личности выделить результат деятельности именно педагога-воспитателя.

Выявление специфики основных видов педагогической деятельности показывает, что преподавание и воспитание в их диалектическом единстве имеют место в деятельности педагога любой специальности. Цели обучения и воспитания являются по отношению к системе обучения и воспитания внешним компонентом: их задает общество, которое определяет эффективность функционирования этой системы.

Смысл педагогической профессии выявляется в деятельности, которую осуществляют ее представители и которая называется педагогической.

Она представляет собой особый вид социальной деятельности, направленной на передачу от старших поколений младшим накопленных человечеством культуры и опыта, создание условий для их личностного развития и подготовку к выполнению определенных социальных ролей в обществе.

Педагогическая деятельность как профессиональная имеет место в специально организованных обществом образовательных учреждениях: дошкольных заведениях, школах, профессионально-технических училищах, средних специальных и высших учебных заведениях, учреждениях дополнительного образования, повышения квалификации и переподготовки.

Для проникновения в сущность педагогической деятельности необходимо обратиться к анализу ее строения, которое можно представить как единство цели, мотивов, действий (операций), результата. Системообразующей характеристикой деятельности, в том числе и педагогической, является цель (А.Н.Леонтьев).

Читайте также:  Российских школьников научат быть политически активными

Цель педагогической деятельности связана с реализацией цели воспитания, которая и сегодня многими рассматривается как идущий из глубины веков общечеловеческий идеал гармонично развитой личности. Эта общая стратегическая цель достигается решением конкретизированных задач обучения и воспитания по различным направлениям.

Цель педагогической деятельности — явление историческое.

Она разрабатывается и формируется как отражение тенденции социального развития, предъявляя совокупность требований к современному человеку с учетом его духовных и природных возможностей.

В ней заключены, с одной стороны, интересы и ожидания различных социальных и этнических групп, а с другой — потребности и стремления отдельной личности.

В качестве основных объектов цели педагогической деятельности выделяют воспитательную среду, деятельность воспитанников, воспитательный коллектив и индивидуальные особенности воспитанников.

Реализация цели педагогической деятельности связана с решением таких социально-педагогических задач, как формирование воспитательной среды, организация деятельности воспитанников, создание воспитательного коллектива, развитие индивидуальности личности.

Цели педагогической деятельности — явление динамическое.

И логика их развития такова, что, возникая как отражение объективных тенденций общественного развития и приводя содержание, формы и методы педагогической деятельности в соответствие с потребностями общества, они складываются в развернутую программу поэтапного движения к высшей цели — развитию личности в гармонии с самой собой и социумом.

Источник: https://cyberpedia.su/13×12680.html

Чем отличается профессиональная педагогическая деятельность от непрофессиональной

Главное отличие профессионала педагога от обычного воспитателя это наличие образования. Только диплом педагогического ВУЗа позволяет человеку считать себя профессионалом в этой области. По каким критериям можно отличить воспитателя от педагога.

Во-первых, подход к процессу воспитания. Основная задача профессионала раскрыть все стороны личности ребёнка, показать в нём индивидуальность. Педагогика XXI в. это педагогика личности.

Идёт процесс отхода от авторитарного воспитания и его смена на гуманистическое.

При таком подходе на первое место ставятся не амбиции общества или политической элиты, а особенности развития и сознания самого ребёнка.

Когда человек рождается он не чистый лист. В нём уже заложен определённый набор генов, которые влияют на его поведение. Задача педагога найти то к чему у ребёнка лежит душа и развивать в нём это. Педагог должен не подавлять, а развивать личную харизму детей.

Обычный воспитатель и педагог идут к двум противоположенным целям. Задача воспитателя, которым чаще бывает один из родителей, просто вырастить своё второе «я», реализовать в ребёнке что-то, что не удалось реализовать самому и т.д. Непрофессионал думает не о том, как развить своё чадо, а о том, как научить тем принципам и правилам, которые он сам считает нужным.

Цель педагога не учить ребёнка правилам, а развивать уже заложенные в личности черты. Нужно вырастить из человека будущего уникального гражданина, который бы был готов жить по законам современного общества, а не тянулся бы в прошлое.

Пример – главное средство воспитания педагога

Отличия между профессионалом и непрофессионалом проявляются также в методах и средствах воспитания. Главным средством воспитания педагога является пример.

Он рассказывает ребятам истории из жизни, наглядно показывает неэффективность тех или иных вещей. Непрофессионал делает главным средством воспитания подражание какому-то идеалу.

Он создаёт у себя в голове идеал, зачастую виртуальный, на которого бы он хотел, чтобы походил его ребёнок и учит его быть на него похожим.

Обычный человек раздражается всегда, как только его чадо начинает проявлять индивидуальность и уходить от идеала родителя. Даже, если родитель смиряется с этим, в душе остаётся недовольство. Ведь он хотел, чтобы его ребёнок был другим.

У профессионала таких проблем нет. Он уже вышел из плена советской системы воспитания, которая подавляла личность и стремилась к какому-то единому для всех образу поведения. Он нацелен на работу с имеющимся материалом. Поэтому, тот стремиться развивать все начинания ребёнка и помогать ему в них. Исключение делается только для того, что представляет угрозу для самого ребёнка.

Но и тут подход у двух воспитателей разный. Профессионал воздействует словом и примером показывает, почему нельзя делать то или иное действие. Дополняется это зрительными образами. Обычный же воспитатель обычно берёт за основу страх и чаще запугивает ребёнка, чем научно разъясняет, почему нельзя, скажем, включать газ.

Детская психика это процесс сложный. В задачу профессионала входит подготовка ребёнка к свободному выборы пути в жизни.

Он рассказывает об опасностях жизни, но и говорит о правах ребёнка, чтобы тот чувствовал себя нужным обществу.

Непрофессионал растит ребёнка для своей цели и говорит о жизни только то, что считает нужным, упуская из виду, то, что было бы для ребёнка важным именно в современном обществе.

Профессионал воспитывает ребёнка согласно методикам написанными другими педагогами, которые заложили основу науки. Обычный воспитатель, даже не знает имена этих педагогов и закладывает в ребёнке то, что считает самым важным, основываясь на личном опыте.

Педагог создаёт системы воспитания, раскладывает воспитанников по типам, анализирует их поведение при общении со сверстниками. Обычный воспитатель редко видит своего ребёнка при общении со сверстниками и не умеет объективно воспринимать действительность. Это одна из самых больших проблем при воспитании.

Профессионал умеет объективно посмотреть на конфликт между сверстниками в группе, найти правых и виноватых и сделать из этого выводы. Чаще всего в конфликте виноваты все его участники.

Не профессионал всегда встаёт на сторону одного из участников конфликта, либо своего ребёнка, либо, в нейтральном случае, того, кто ближе к его собственному идеалу.

Из-за этого теряется объективность, и родитель не объясняет своему ребёнку его неправоту, а вместо этого защищает, даже, когда он не прав. Это очень опасная ситуация.

Непрофессионал всегда смотрит на конфликты субъективно. Имея в сердце идеал, он хочет сделать всё общество похожим на него. Большинство из нас таковы.

Профессионал же, руководствуется тем, как ребёнку будет проще и менее болезненно прожить, поэтому старается объективно показать мир, таким, какой он есть, всегда показывает подопечному его ошибки. Если это не сделать в детстве, потом будет уже поздно.

Излишняя самоуверенность перенесётся во взрослую жизнь и человек станет источником конфликтов, а уж как ему будет больно, когда рухнет заложенный в нём идеал, даже говорить страшно.

Вырастить ребёнка под современное общество это значит рассказать о мире таким, какой он есть без прикрас.

Это не разговоры родителей, какие плохие олигархи и буржуи, как они всё «прихватизировали» и как они «паразитируют» на телах маленьких детей и мешают им быть богатыми, и о, том, как хорошо было в СССР, а разговоры о том, что для того, чтобы выжить нужно, обладать знаниями экономики, предпринимательства, умения вести бизнес, финансовой грамотностью и т.д.

Очень важно вести разговоры о различных видах мошенничества в разных сферах. Непрофессионалы всегда об этом забывают, фокусирую сознание детей на фантомах и несуществующих явлениях. В этом и заключается отличие профессионального воспитания от непрофессионального.

Источник: https://vchemraznica.ru/chem-otlichaetsya-professionalnaya-pedagogicheskaya-deyatelnost-ot-neprofessionalnoj/

Чем отличается профессиональная педагогическая деятельность от непрофессиональной?

⇐ ПредыдущаяСтр 3 из 10Следующая ⇒

профессиональная педагогическая деятельность непрофессиональная педагогическая деятельность
Особенность профессиональной педагогической деятельности заключается в том, что учитель не просто «даёт информацию», он ещё организует деятельность учащихся по её усвоению: восприятие, осмысление, запоминание, применение на практике, коррекцию неправильного усвоения. Кроме того, учитель отвечает за результат усвоения информации. Непрофессиональной педагогической деятельностью занимаются родители. В большинстве случаев родители не опираются на научные педагогические теории, не придерживаются строго неких педагогических систем в воспитании своих детей. В семейном воспитании нет специальных уроков, заранее планируемых бесед о нравственности, природе, красоте. Сознательно поставленные педагогические цели, и сознательная деятельность по их достижению — не гарантия успешного воспитания ребенка.

15.Отличие производственной и педагогической деятельности:

компоненты деятель­ности производственная деятель­ность педагогическая деятель­ность
субъект
объект(предмет)
средства
продукт

16.Сравни между собой основные виды профессиональной педагогической деятельности:

параметры преподавание воспитательная работа
определение управление учебно-познавательной деятельностью обучаемых; один из компонентов процесса обучения Целенаправленное формирование личности в целях подготовки её к участию в общественной и культурной жизни в соответствии с социокультурными нормативными моделями
цель организующее и направляющее начало учебного процесса, определяющее его содержание, методы и формы. Это заранее определенные результаты в развитии и формировании личности, которых пытаются достичь в процессе воспитательной работы
содержание включает в себя знания в тесной связи с умениями, навыками, опытом творческой деятельности и эмоционально-ценностным отношением к миру. это система знаний убеждений и навыков качеств и черт личности, устойчивых привычек поведения, которыми должны овладеть учащиеся в соответствии с поставленными целями и задачами.
критерии эффективности Внутренние критерии:успешность обучения, академическую успеваемость, качество знаний, уровень развития обучающегося, уровень обученности и обучаемости. Внешние критерии: степень адаптации ученика к социальной жизни и профессиональной деятельности, уровень образованности и профессионального мастерства, готовность повысить образование.
результат
особенности

17.Раскройте специфику основных видов профессиональной педагогической деятельности:

Преподавательская деятельность: ———————————————————————————————————————————————————————-

Воспитательная деятельность: ________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Социально-педагогическая деятельность: ___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Культурно-просветительская деятельность: ___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Коррекционно – развивающая деятельность: ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Научно – методическая деятельность: ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Управленческая деятельность: ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

⇐ Предыдущая12345678910Следующая ⇒

Читайте также:  Как помочь ребёнку адаптироваться в новой школе?

©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.

Источник: https://arhivinfo.ru/2-92001.html

Сущность педагогической деятельности. отличия профессиональной педагогической деятельности от непрофессиональной

ВОЗНИКНОВЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРОФЕССИИ.

Возникновение педагогической профессии имеет объективные основания. Общество не могло бы существовать и развиваться, если бы молодое поколение, приходящее на смену старшему поколению, вынуждено было начинать сначала, без творческого освоения и использования того опыта, который оно получило в наследство.

С момента возникновения педагогической профессии за учителями закрепилась, прежде всего, воспитательная функция. Учитель — это воспитатель, наставник. В этом его гражданское, человеческое предназначение.

По мере усложнения процессов общественного производства, развития способов познания и стремительного роста научных знаний в обществе появилась потребность в специальной передаче знаний, умений и навыков. Вот почему из области «чистого» воспитания в педагогической профессии выделилась относительно самостоятельная функция — обучающая. Воспитательная функция стала поручаться другим лицам.

Так, в семьях привилегированных сословий для воспитания детей приглашали домашних воспитателей. В России это были, как правило, иностранцы — гувернеры и гувернантки. В государственных и частных образовательных учреждениях наряду с учителями были классные надзиратели, классные наставники, классные дамы и т.п. Практика воспитания своими корнями уходит в глубинные пласты человеческой цивилизации.

Появилось оно вместе с первыми людьми. Детей воспитывали без всякой педагогики, даже не подозревая о её существовании. Известно, что первопричина возникновения всех научных отраслей — потребность жизни. Наступило время, когда образование стало играть весьма заметную роль в жизни людей.

Обнаружилось, что общество прогрессирует быстрее или медленнее в зависимости от того, как в нем поставлено воспитание подрастающих поколений. Появилась потребность в обобщении опыта воспитания, в создании специальных учебно-воспитательных учреждений для подготовки молодежи к жизни.

Уже в наиболее развитых государствах древнего мира — Китае, Индии, Египте, Греции — были предприняты серьёзные попытки обобщения опыта воспитания, вычленение теоретических начал. Все знания о природе, человеке, обществе накапливались тогда в философии; в ней же были сделаны и первые педагогические обобщения. Во все времена существовала народная педагогика, сыгравшая решающую роль в духовном и физическом развитии людей. Народ создал оригинальные и удивительно жизнестойкие системы нравственного, трудового воспитания.

Сущность педагогической деятельности. отличия профессиональной педагогической деятельности от непрофессиональной.

Смысл педагогической профессии выявляется в деятельности, которую осуществляют ее представители и которая называется педагогической.

Она представляет собой вид социальной деятельности, направленный на передачу от старших поколений младшим накопленных человечеством культуры и опыта, создание условий для их личностного развития и подготовку к выполнению определенных социальных ролей в обществе.

Педагогическая деятельность – это вид профессиональной деятельности, содержание которой является обучение, воспитание, образование, развитие обучающихся. Эту деятельность осуществляют не только педагоги, но и родители, общественные организации, руководители предприятий и учреждений, производственные и другие группы, а также в известной мере средства массовой информации.

Однако в первом случае эта деятельность – профессиональная, а во втором – общепедагогическая, которую вольно или невольно осуществляет каждый человек и по отношению к самому себе, занимаясь самообразованием и самовоспитанием.

Педагогическая деятельность как профессиональная имеет место в специально организованных обществом образовательных учреждениях: дошкольных заведениях, школах, профессионально-технических и высших учебных заведениях, учреждениях дополнительного образования, повышения квалификации и переподготовки.

Одна из важнейших характеристик педагогической деятельности – ее совместный характер, а не индивидуальный. Она совместна, потому что в педагогическом процессе обязательно присутствуют две активные стороны: учитель, преподаватель – ученик, студент. В этой связи часто говорят, что педагогическая деятельность строится по законам общения.

Ученик в процессе обучения одновременно взаимодействует не с одним педагогом, а с целой группой учителей. Когда деятельность педагогов оказывается совместной, согласованной, «ансамблевой», тогда их педагогическая активность оказывается эффективной и развивает личность учащегося.

Высшим критерием такой согласованности представляется не просто взаимоотношение педагогов между собой, но их взаимосодействие, направленное на достижение конечной задачи.

Этой конечной задачей является личность учащегося – его развитие, обучение и воспитание Цель педагогической деятельности связана с реализацией цели воспитания, которая и сегодня многими рассматривается как идущий из глубины веков общечеловеческий идеал гармонично развитой личности. Это общая стратегическая цель достигается решением конкретизированных задач обучения и воспитания по различным направлениям.Цель педагогической деятельности – явление историческое. Она разрабатывается и формируется как отражение тенденции социального развития, предъявляя совокупность требований к современному человеку с учетом его духовных и природных возможностей. В ней заключены, с одной стороны, интересы и ожидания различных социальных и этнических групп, а с другой – потребности и стремления отдельной личности. В качестве основных объектов цели педагогической деятельности выделяют воспитательную среду, деятельность воспитанников, воспитательный коллектив и индивидуальные особенности воспитанников.

Источник: https://megaobuchalka.ru/8/21690.html

Основные виды педагогической деятельности

К основные видам педагогической деятельности традиционно относят воспитательную и преподавание, научно-методическую культурно-просветительскую и управленческую деятельность.

Преподавание – управление познавательной деятельностью в процессе обучения, осуществляется в рамках любой организационной формы, имеет жесткие временные ограничения, строго определенную цель и варианты достижения.

Важнейшим критерием эффективности преподавания является достижение учебной деятельности.

Современная отечественная педагогическая теория рассматривает обучение и воспитание в единстве. В дидактическом аспекте единство обучения и воспитания проявляются в общности цели и развития личности, в реальной взаимосвязи обучающей, развивающей и воспитательной функций.

Педагог сочетает в себя ученого и практика: ученого в том смысле, что он должен быть компетентным исследователем и содействовать получению новых знаний о ребенке, педагогическом процессе, а практика – в том смысле, что он применяет эти знания.

Педагог зачастую сталкивается с тем, что не находит в научной литературе объяснения и способов решения конкретных случаев из своей практики, с необходимостью обобщения результатов своей работы.

Научный подход в работе, таким образом, является основой собственно-методической деятельности педагога.

Научная работа педагога выражается в изучении детей, формировании собственного « банка» различных методов, обобщении результатов своей работы, а методическая – в выборе и разработке методической темы.

Культурно-просветительская – составная часть деятельности педагога. Он знакомит родителей с различными отраслями педагогики и психологии, учащихся – с основами самовоспитания, популяризирует и разъясняет результаты новейших психологопедагогических исследований и т.д.

Управляя группой детей, педагог выполняет несколько функций: планирование, организацию- обеспечения выполнения плана, мотивацию или стимулирование – это побуждение педагогом себя и других к работе по достижению поставленной цели, контроль.

В состав профессионально обусловленных свойств и характеристик учителя входят общая направленность его личности ( социальная зрелость, гражданская ответственность, профессиональные идеалы, гуманизм, высокоразвитые, прежде всего познавательные интересы, самоотверженное отношение к избранной профессии ), а так же некоторые специфические качества:

— организаторские;

— коммуникативные;

— перцептивно-гностические;

— экспрессивное;

— профессиональная работоспособность;

— физическое и психическое здоровье.

В изучении психологии педагогической деятельности можно выделить ряд проблем. Среди важнейших из них можно выделить следующие:

  1. Проблема творческого потенциала и возможностей преодоления им педагогических стереотипов.

  2. Проблема профессионализма учителя.

  3. Проблема психологической подготовки учителя.

  4. Проблема подготовки учителей к системам развивающего обучения.

  5. Проблема повышения квалификации учителей.

Сегодня существует обширный перечень разнообразных образовательных технологий. Все они взаимосвязаны друг с другом, т. е заимствуют друг у друга технологические приемы.

Я для своей работы выбрала технологию системно — деятельностного обучения, так как мне хотелось, чтобы мои ученики работали на уроках самостоятельно, могли контролировать и анализировать свою работу, «добывать» и осмысливать знания в посильной самостоятельной работе.

В условиях перехода общеобразовательных школ на ФГОС  перед учителями ставятся задачи формирования знаний в соответствии с новыми стандартами, универсальных действий, обеспечивающих все учебные предметы, с компетенций, позволяющих ученикам действовать в новой обстановке на качественно высоком уровне. Реализации данных задач в полной мере способствует системно-деятельностный подход в обучении, который заложен в новые стандарты.

Технология   деятельностного   метода  означает, что постановку учебной проблемы и поиск ее решения осуществляют ученики в ходе специально выстроенного учителем диалога. Дети под руководством учителя, но с высокой долей самостоятельности, отвечая на вопросы, открывают для себя новые знания.

Дается детям возможность развивать в себе умение видеть каждое явление с разных точек зрения. Владение таким умением — одна из важнейших характеристик современного человека. С ним связаны такие черты личности, как толерантность к чужому мнению и привычкам, готовность к сотрудничеству, подвижность и гибкость мышления.

Исходя из того, что важнейшей характеристикой деятельностного метода является системность, системно- деятельностный подход осуществляется на различных этапах урока.

На этапе мотивации (самоопределении) к учебной деятельности организуется осознанное вхождение обучающихся в пространство учебной деятельности на уроке.

На данном этапе происходит подготовка детей на работу,с проговариванием с ними задач урока («потренируемся в решении примеров», «познакомимся с новым вычислительным приёмом» и т.п.) Также высказываются добрые пожелания детям, дается моральная поддержка или предлагается детям подумать, что пригодится для успешной работы на уроке.

На этапе актуализации знаний подготавливается мышление детей к изучению нового материала, воспроизведению учебного содержания, необходимого и достаточного для восприятия нового, указываю ситуации, демонстрирующие недостаточность имеющихся знаний. Включаю проблемный вопрос, мотивирующий изучение новой темы. Одновременно проводится работу над развитием внимания, памяти, речи, мыслительных операций.

На этапе проблемного объяснения нового материала внимание детей обращается на отличительное свойство задания, вызвавшего затруднение, затем формулируется цель и тема урока, организую подводящий диалог, направленный на построение и осмысление нового материала, которое фиксируется вербально, знаками и с помощью схем.

Предлагается обучающимся система вопросов и заданий, подводящих их к самостоятельному открытию нового. В результате обсуждения подводится итог.

Читайте также:  Чем интересна инновационная технология проблемного обучения

На этапе первичного закрепления ученики выполняют тренировочные упражнения с обязательным комментированием, проговариванием вслух изученных алгоритмов действия.

При проведении самостоятельной работы с самопроверкой используется индивидуальная форма работы.

Ученики самостоятельно выполняют задания на применение изученных свойств, правил, проверяют их в классе пошагово, сравнивая с эталоном, и исправляют допущенные ошибки, определяют их причины, устанавливают способы действий, которые вызывают у них затруднение и им предстоит их доработать. Создаю для каждого ребёнка ситуацию успеха.

Следующий этап- включение в систему знаний и повторение. Здесь дети определяют границы применимости нового знания, тренируют навыки его использования совместно с раннее изученным материалом, и повторяют содержание, которое потребуется на следующих уроках.

При подведении итога урока фиксируем изученное новое знание и его значимость. Организуется самооценка учебной деятельности и согласовываю домашнее задание. Подведение итогов урока помогает ребенку осмыслить его собственные достижения и его проблемы.

Таким образом, использование приёмов проблемного обучения, проектных методик и групповых форм работы даёт возможность реализовать деятельностный подход в обучении школьников.

Обучение через деятельностный метод предусматривает такое осуществление учебного процесса, при котором на каждом этапе образования одновременно формируется и совершенствуется целый ряд интеллектуальных качеств личности.

Я считаю, что правильное использование деятельностного метода обучения на уроках позволит оптимизировать учебный процесс, устранить перегрузку ученика, предотвратить школьные стрессы, а самое главное – сделает учёбу в школе единым образовательным процессом.

Сегодня каждый учитель может использовать деятельностный метод в своей практической работе, так как все составляющие этого метода общеизвестны.

Поэтому достаточно лишь осмыслить значимость каждого элемента и использовать их в работе системно.

Применение технологии деятельностного метода обучения создает условия для формирования у ребенка готовности к саморазвитию, помогает формировать устойчивую систему знаний и систему ценностей (самовоспитание).

Источник: https://infourok.ru/osnovnie-vidi-pedagogicheskoy-deyatelnosti-450977.html

Основные виды педагогической деятельности

Традиционно основными видами педагогической деятельности, осуществляемыми в целостном педагогическом процессе, являются преподавание и воспитательная работа.

Воспитательная работа — это педагогическая деятельность, направленная на организацию воспитательной среды и управление разнообразными видами деятельности воспитанников с целью решения задач гармоничного развития личности.

А преподавание — это такой вид воспитательной деятельности, который направлен на управление преимущественно познавательной деятельностью школьников. По большому счету, педагогическая и воспитательная деятельность — понятия тождественные.

Такое понимание соотношения воспитательной работы и преподавания раскрывает смысл тезиса о единстве обучения и воспитания.

Обучение, раскрытию сущности и содержания которого посвящено много исследований, лишь условно, для удобства и более глубокого его познания, рассматривается изолированно от воспитания. Неслучайно педагоги, занимающиеся разработкой проблемы содержания образования (В.В.

Краевский, И.Я.Лернер, М.Н. Скаткин и др.), неотъемлемыми его компонентами наряду со знаниями и умениями, которыми человек овладевает в процессе обучения, считают опыт творческой деятельности и опыт эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру.

Без единства преподавания и воспитательной работы реализовать названные элементы образования не представляется возможным.

Выражаясь образно, целостный педагогический процесс в его содержательном аспекте — это процесс, в котором воедино слиты «воспитывающее обучение» и «обучающее воспитание (А.Дистервег).

Сравним в общих чертах деятельность преподавания, имеющую место как в процессе обучения, так и во внеурочное время, и воспитательную работу, которая осуществляется в целостном педагогическом процессе.

Преподавание, осуществляемое в рамках любой организационной формы, а не только урока, имеет обычно жесткие временные ограничения, строго определœенную цель и варианты способов ее достижения. Важнейшим критерием эффективности преподавания является достижение учебной цели.

Воспитательная работа͵ также осуществляемая в рамках любой организационной формы, не преследует прямого достижения цели, ибо она недостижима в ограниченные временными рамками организационной формы сроки. В воспитательной работе можно предусмотреть лишь последовательное решение конкретных задач, ориентированных на цель.

Важнейшим критерием эффективного решения воспитательных задач являются позитивные изменения в сознании воспитанников, проявляющиеся в эмоциональных реакциях, поведении и деятельности.

Содержание обучения, а следовательно, и логику преподавания можно жестко запрограммировать, чего не допускает содержание воспитательной работы.

Формирование знаний, умений и навыков из области этики, эстетики и других наук и искусств, изучение которых не предусмотрено учебными планами, по существу есть не что иное, как обучение.

В воспитательной работе приемлемо планирование лишь в самых общих чертах: отношение к обществу, к труду, к людям, к науке (учению), к природе, к вещам, предметам и явлениям окружающего мира, к самому себе. Логику воспитательной работы учителя в каждом отдельно взятом классе нельзя предопределить нормативными документами.

Преподаватель имеет дело примерно с однородным «исходным материалом». Результаты учения практически однозначно определяются его деятельностью, ᴛ.ᴇ. способностью вызвать и направить познавательную деятельность ученика.

Воспитатель вынужден считаться с тем, что его педагогические воздействия могут пересекаться с неорганизованными и организованными отрицательными влияниями на школьника. Преподавание как деятельность имеет дискретный характер.

Оно обычно не предполагает взаимодействия с учащимися в подготовительный период, который должна быть более или менее продолжительным.

Особенность воспитательной работы состоит в том, что даже при условии отсутствия непосредственного контакта с учителœем воспитанник находится под его опосредованным влиянием. Обычно подготовительная часть в воспитательной работе более продолжительна, а нередко и более значима, чем основная часть.

Критерий эффективности деятельности учащихся в процессе обучения — уровень усвоения знаний и умений, овладения способами решения познавательных и практических задач, интенсивности продвижения в развитии. Результаты деятельности учащихся легко выявляются и бывают зафиксированы в качественно-количественных показателях.

В воспитательной работе осложнено соотнесение результатов деятельности воспитателя с выработанными критериями воспитанности. Очень трудно в развивающейся личности выделить результат деятельности именно воспитателя. В воспитательном процессе затруднено предвидение результатов тех или иных воспитательных действий и их получение намного отсрочено во времени.

В воспитательной работе невозможно своевременно установить обратную связь.

Отмеченные различия в организации деятельности преподавания и воспитательной работы показывают, что преподавание значительно легче по способам его организации и реализации, а в структуре целостного педагогического процесса оно занимает подчинœенное положение.

В случае если в процессе обучения практически всœе можно доказать или вывести логически, то вызвать и закрепить те или иные отношения личности значительно сложнее, поскольку решающую роль здесь играет свобода выбора.

Именно в связи с этим успешность учения во многом зависит от сформированного познавательного интереса и отношения к учебной деятельности в целом, ᴛ.ᴇ. от результатов не только преподавания, но и воспитательной работы.

Выявление специфики базовых видов педагогической деятельности показывает, что преподавание и воспитательная работа в их диалектическом единстве имеют место в деятельности педагога любой специальности.

К примеру, мастер производственного обучения в системе профессионально-технического образования в процессе своей деятельности решает две основные задачи: вооружить обучающихся знаниями, умениями и навыками рационально выполнять различные операции и работы при соблюдении всœех требований современной технологии производства и организации труда; подготовить такого квалифицированного рабочего, который сознательно стремился бы к повышению производительности труда, качества выполняемой работы, был бы организован, дорожил честью своего цеха, предприятия. Хороший мастер не только передает свои знания ученикам, но и направляет их гражданское и профессиональное становление. В этом, собственно, и заключается суть профессионального воспитания молодежи. Только мастер, знающий и любящий свое дело, людей, сможет привить учащимся чувство профессиональной чести и вызвать потребность в совершенном овладении специальностью.

Точно так же, в случае если рассмотреть круг обязанностей воспитателя группы продленного дня, можно увидеть в его деятельности и преподавание, и воспитательную работу.

Положением о группах продленного дня определœены задачи воспитателя: прививать учащимся любовь к труду, высокие моральные качества, привычки культурного поведения и навыки личной гигиены; регулировать режим дня воспитанников, наблюдая за своевременным приготовлением домашнего задания, оказывать им помощь в учении, в разумной организации досуга; осуществлять совместно со школьным врачом мероприятия, содействующие укреплению здоровья и физическому развитию детей; поддерживать связь с учителœем, классным руководителœем, с родителями воспитанников или лицами, их заменяющими. При этом, как это видно из задач, привитие привычек культурного поведения и навыков личной гигиены, к примеру, — это уже сфера не только воспитания, но и обучения, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ требует систематических упражнений.

Итак, из многих видов деятельности школьников познавательная деятельность не замыкается только рамками обучения, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ, в свою очередь, «отягощено» воспитательными функциями.

Опыт показывает, что успехов в преподавательской деятельности добиваются прежде всœего те учителя, которые владеют педагогическим умением развивать и поддерживать познавательные интересы детей, создавать на уроке атмосферу общего творчества, групповой ответственности и заинтересованности в успехах одноклассников. Это говорит о том, что не преподавательские умения, а умения воспитательной работы являются первичными в содержании профессиональной готовности учителя. В связи с этим профессиональная подготовка будущих учителœей имеет своей целью формирование их готовности к управлению целостным педагогическим процессом.

Источник: http://referatwork.ru/category/obrazovanie/view/605216_osnovnye_vidy_pedagogicheskoy_deyatel_nosti

Ссылка на основную публикацию