Педагогика рудольфа штайнера

Вальдорфская педагогика Штайнера — система образования

В стремлении дать своему ребёнку самое лучшее, многие родители еще до рождения малыша изучают различные методики раннего развития. Одно из популярных направлений — вальдорфская педагогика. Она направлена не только на детсадовский возраст, но может вести ребёнка вплоть до выпускного класса.

Немного истории

История Вальдорфской педагогики берет свое начало в 20 веке, в Германии. Её основоположником стал австрийский философ Рудольф Штайнер.

Этого ученого-основателя интересовала не только научная, но и духовная сфера. Благодаря такому симбиозу родилось новое философское течение – антропософия («знание о настоящей природе человека»).

Суть, заключенная в Вальдорфской педагогике, — «триединство человека»:

  • Дух (когнитивные и мыслительные компетенции);
  • Душа (творческие умения, эмоциональная область);
  • Тело (практические способности).

Первое учебное учреждение, работающее по принципам Вальдорфской педагогики, было открыто в 1919 году по запросу владельца табачной мануфактуры «Вальдорф-Астория» Э. Мольта. Именно поэтому Вальдорфская методика развития детей носит такое название.

К 1928 г. Вальдорфские школы открылись в разных городах Германии, а следом в Норвегии, Голландии, Венгрии, Австрии, США и др.

Изначально открывались именно школы, обучающие детей с 7 лет (1 класса). Вальдорфская система воспитания отличалась от немецких школ того времени:

  • девочки учились вместе с мальчиками,
  • не проводился вступительный экзамен,
  • не учитывалось социальное положение ученика,
  • школа не зависела от сторонних организаций.

На данный момент открыто более 1000 школ в 64 странах мира, все они созданы по строгому образцу.

После успеха школ нового типа были открыты и детские сады, работающие по Вальдорфской системе обучения. Сейчас их количество приближается к 2 тысячам по всему свету.

Основные принципы

В теории Вальдорфской педагогики Р. Штайнера дети по мере своего взросления проходят три семилетних «спирали знания». Краткая характеристика Вальдорфской педагогики – «всему свое время». Каждый виток – особый подход к обучению ребёнка. Так, первые семь лет (0-7 лет) упор делается на подражание.

На первый план выходят такие виды деятельности как:

  • творческие игры (пение, рисование, аппликация, шитье),
  • чтение/рассказывание/постановка сказок, басен и народных мифов,
  • строительно-конструктивная деятельность (строение башен, домиков),
  • развитие устной речи.

Второй виток (7-14 лет) большее внимание уделяет детской фантазии. Интересен отказ от учебников во время обучения. На первый план выходит личность учителя, способная заинтересовать школьников интересной подачей материала.

Главным умением детей становится способность слушать и запоминать учебный материал, записывая при этом важные моменты в свои рабочие тетради, украшая «конспекты» собственными иллюстрациями.

Можно сказать, что школьники сами пишут свои собственные учебники.

Основами изучения становятся:

  • мифология,
  • народные сказки,
  • литература,
  • музыка,
  • танцы (эвритмия – смесь пантомимы, танца, музыки, поэзии),
  • естественные науки,
  • полезные ремесла,
  • иностранные языки,
  • искусство.

Во время третьего витка – в старших классах – сосредотачиваются на мышлении. Появляются профильные учителя, обучающие детей точным наукам, основным предметам и социальной ответственности.

Основные методы системы

Главный метод Вальдорфской педагогики — приём «душевной экономии» (обучение должно проходить без внутреннего диссонанса, гладко и легко).

Этому способствуют цели и задачи данной системы:

  • осмысленное (чувственное) развитие памяти,
  • персональный подход к каждому ребёнку,
  • поддержание интереса к процессу обучения,
  • баланс между активным и пассивным времяпровождением (цикличность активности),
  • ритмический цикличный распорядок дня (цикл: общеобразовательный предмет – творческие занятия – практическая деятельность),
  • гармонизирование социальной среды,
  • подача материала по «эпохам» (длительностью в 4 недели),
  • гармонизирование душевной жизни (мышление, чувства, воля),
  • объединенная классная деятельность,
  • высокие запросы к личности педагога.

Учитель и дети

Огромную роль в Вальдорфской системе играют учителя. Их задача – быть образцами для подражания, партнёрами в познании мира.

Педагог придумывает и проводит коллективные занятия, в которых новый материал не просто объясняется, но сочетается с творчеством и направлен на воспитание духовности.

Основная обязанность Вальдорфского учителя – создание гармоничной обстановки и дружелюбного микроклимата в классе. Он заботится и об окружающем убранстве: мебель и рабочие материалы должны быть выполнены из естественных материалов в лаконичном, но при этом уютном дизайне. Игрушки должны быть многофункциональными и направленными на развитие воображения.

Также педагоги стараются стимулировать любознательность, тягу к прекрасному, доброту.

Оценивание успехов

Экзамены, тестирование и прочие традиционные методы не применяются для оценки полученных «вальдорфцами» знаний. Ведь нет общего критерия оценки – каждый ребёнок развивается в собственном ритме.

Вместо этого учителя рассказывают заинтересованным родителям, как прошёл день в классе, что было изучено, какие было сделаны поделки, демонстрируют «Древо Познаний».

Периодически проводятся выступления и отчетные мероприятия.

Перспективы развития

Несмотря на ведущиеся споры вокруг Вальдорфской методики и обвинения в оккультной направленности, Вальдорфская система образования признается многими государствами, где применяются инновационные подходы к развитию детей, а школы получают государственные аккредитации. Исследования показали, что выпускники Вальдорфских школ успешно поступают в вузы и социально адаптируются в любых коллективах.

Огромным плюсом становится возможность выпускников не только воспроизводить готовые знания, но и творчески их применять и перерабатывать. Это имеет большое значение в век интернет-технологий, когда просто получить какое-либо знание не доставляет особых проблем.

Некоторые имена успешных выпускников школ гремят на весь мир: Йенс Столтенберг (занимает высшую руководящую должность в НАТО), писатель, автор знаменитой «Бесконечной истории» Михаель Энде, актрисы: обладательница «Оскара» Сандра Буллок и не менее знаменитая Дженнифер Энистон, нобелевский лауреат по физиологии и медицине Томас Зюдхоф и мн.др.

Единственный минус, который не даёт развиться Вальдорфскому движению в РФ в полной мере, — наличие ЕГЭ. И желание учительского состава не научить детей, а «натаскать» на сдачу теста. Но ничто не мешает современным родителям использовать методы Вальдорфской педагогики дома, чтобы вырастить всесторонне развитого ребёнка.

Источник: http://friendlymama.ru/razvitie/3-5-let/valdorfskaya-pedagogika/

«Теории»: Холистическая педагогика. Системы Марии Монтессори и Рудольфа Штайнера

Concepture продолжает рассказ о проектах и школах «новой педагогики». Сегодня мы познакомимся и сравним два подхода, получивших широкое распространение в ХХ веке. Это вальдорфская школа, основанная на идеях Рудольфа Штайнера, и педагогический подход Марии Монтессори. Так и не став доминирующим направлением в педагогике, обе теории оказали определенное влияние на современность.

Общая идея начала ХХ века состояла в переформатировании педагогики под изменившееся содержание и соотношение наук. Прежде всего к концу XIX века сформировались психиатрия и экспериментальная психология, затем психоанализ.

Гуманитарные науки обосновали свою автономию от естественнонаучных моделей, значительные изменения произошли с социальными институтами и технологиями.

Поэтому идея «соразмерности педагогических требований учащемуся (и обществу)» оказалась весьма актуальной, ведь классический прусский и англо-американский подходы (сложившиеся более трех столетий назад) всё больше казались выхолощенными и суровыми.

Система Штайнера, также носящая название «вальдорфская школа», равно как и система Монтессори, в ответ на вызов современности предложили уже знакомую идею – сделать акцент на природе ребенка и детства, не учить, а направлять его развитие. Однако, чтобы направлять природу ребенка необходимо её сперва концептуально сконструировать и описать.

Штайнер сделает это, опираясь на идеи теософии и эзотерики (и в какой-то мере трансцедентальной философии), а Монтессори – на основе неврологии, педиатрии и педагогики (среди важных для неё авторов – Иоганн Песталоцци, Эдуард Сеген, Жан Итар и Фридрих Фрёбель). Впрочем, впоследствии Мария Монтессори отдалится от науки, и начиная с 30-х годов будет сотрудничать не только с психологами, но и с Теософским обществом.

Эти и другие подходы объявят войну насильственным методам и преобладанию чисто интеллектуального развития в обучении. Создавая свои школы, они на практике попытаются доказать преимущество своих доктрин. К концу ХХ века реформаторская педагогика продолжит свое распространение по миру.

Педоцентрическая педагогика: помогать или увлекать?

Оба подхода выдают огромный кредит доверия как самому ребенку, так и его способности учиться. Сама же учеба понимается по-разному, как, собственно, и субъект такого обучения. Вальдорфская школа по большей части говорит о личности, о сложном сочетании мысли, чувства и воли (Дух, Душа, Тело), в то время как в школе Монтессори активен живой организм, наделенный «впитывающим разумом».

Одним из частых элементов новой педагогики становится собственная теория развития: какие стадии и с какими особенностями проходят дети. Увы, здесь не обходилось без вольных интерпретаций и тенденциозных оценок.

Неразвитость возрастной психологии вместе со слабой методологией приводили к тому, что каждая такая теория (в т. ч. теории Штайнера и Монтессори) содержали в себе как точные наблюдения, так и некорректные обобщения.

Источник: http://concepture.club/post/obrazovanie/holisticheskaja-pedagogika-sistemy-marii-montessori-i-rudolfa-shtajnera

Рудольф Штайнер

Рудольф Штайнер родился в Австро-Венгрии 27 февраля 1861 года в семье железнодорожного служащего. Отец мальчика Иоганн Штайнер был телеграфистом на австрийской Южной железной дороге, позже — начальником станции.

В раннем детстве Рудольф понял, что обладает даром ясновидения. Около 9 лет Штайнер пережил встречу с духом своей тёти, сестры матери, умершей в далеком городе и просящей его о помощи. Ни сам мальчик, ни его семья в этот момент не знали о смерти женщины.

Во время путешествия с родителями, находясь на железнодорожном вокзале, Рудольф как наяву увидел подробности ее трагической смерти. Мальчик рассказал об этом родителям, но они не приняли его слова всерьез. Некоторое время спустя пришло письмо с известием о кончине женщины.

Произошла она именно в тот момент, когда на железнодорожном вокзале состоялся тот самый разговор мальчика с родителями.

В своей способности ясновидения Штайнер был уверен. Он научился жить в двух мирах: чувственном и сверхчувственном, начал различать вещи и существа, «видимые» и «невидимые» для людей.

Отец стремился дать сыну хорошее техническое образование и отдал его в реальное училище. Рудольф блестяще сдал вступительные экзамены, был очень любознательным, учился хорошо, к тому же прилежные ученики освобождались от платы за обучение.

В 12 лет самостоятельно, по книге, взятой у учителя, Рудольф изучил геометрию, тригонометрию, дифференциальные и интегральные исчисления. В 14 лет начал изучать «Критику чистого разума» Канта и другие философские книги.

Наряду с программой реального училища он самостоятельно проходит гимназический курс, овладевая греческим, латынью, историей, литературой.

Позже, в Высшем училище он изучает математику, химию, естественную историю, физику, зоологию, ботанику, биологию, геологию и чистую механику. Одновременно Штайнер слушает лекции по немецкой литературе, а в университете — по философии, продолжая самостоятельное углубление в предмет.

При этом он ведет частную педагогическую практику, участвует в литературно-художественных и философских кружках, интересуется музыкой, архитектурой и живописью. Во время учебы в Вене Рудольф Штайнер знакомится с учением Гете о цвете, и, заинтересовавшись им, самостоятельно изучает оптику.

В таком разнообразии интересов Рудольфа Штайнера, еще совсем молодого, но уже много знающего и глубоко чувствующего человека, возможно, и лежит самое начало концепции вальдорфской школы, которая в учебном плане предусматривает гармоничное сочетание гуманитарного, естественнонаучного и математического циклов.

О своих учителях Рудольф Штайнер вспоминает с теплотой и большой любовью. Помимо подробного описания методов и содержания преподавания, в своих трудах он дает живые портреты людей, оказавших на него влияние в школьные годы и в период обучения в Высшей технической школе в Вене.

В таком уважительном отношении к учителю видна еще одна отличительная черта вальдорфских школ и детских садов – влияние личности педагога, его человеческих качеств на процесс обучения и воспитания ребенка. Первоочередность их по сравнению с методиками, технологиями и программами преподавания.

Важность ощущения души учителя как человека, способного «оживить» любой преподаваемый им материал.

Начало педагогической деятельности

Личная педагогическая деятельность Рудольфа Штайнера началась примерно с 14 лет, когда он стал давать учащимся с ним ребятам, имевшим трудности в усвоении материала, вспомогательные уроки. Штайнер позже писал: «Я обязан этим занятиям очень многим. Преподнося воспринятый материал другим, я в известном смысле пробуждался для него».

Поощрение духа поддержки и взаимопомощи появится позже в принципах вальдорфской педагогики, где нет отбора одаренных и отталкивания тех, кто слабее, не приветствуется конкуренция и сравнение себя с другими.

Наоборот, если у меня есть способности и что-то получается хорошо, и я помогаю слабому, то мои способности не только не исчезают, но и получают возможность развиваться в ином качестве — социальной ответственности.

Читайте также:  Как приучить ребёнка делать уроки самостоятельно?

Частная преподавательская деятельность продолжалась у Штайнера много лет, являясь и источником средств к существованию. Со временем он преподает практически все предметы на различных уровнях обучения, получая богатый педагогический опыт с одной стороны, при оказании помощи аспирантам в подготовке докторских диссертаций, а с другой – при занятиях с ребенком с задержкой развития.

Этим ребенком был мальчик 10 лет, считавшийся больным физически и душевно, страдающий гидроцефалией. Даже самое незначительное умственное напряжение было причиной головной боли, сопровождалось нарушением поведения.

Состояние мальчика заставляло сомневаться в его способности к обучению – к этому выводу пришли сразу несколько врачей. Штайнер же был убежден, что главное — привести духовно-душевное в ребенке в правильную, здоровую связь с телесным, и обучение даст неожиданные для многих результаты. Так и случилось.

Семья отдала Штайнеру на воспитание мальчика, который позднее поступил в университет и стал врачом.

Штайнер писал об этом так: «Эта воспитательная задача была для меня богатым источником учения. Благодаря практике обучения, которое мне приходилось применять, мне открылось понимание связи между духовно-душевным и телесным в человеке. Здесь я прошел подлинную школу физиологии и психологии.

Я понял, что воспитание и преподавание должны стать искусством, основанным на подлинном познании человека. Я должен был тщательно придерживаться принципа экономии.

Для какого-нибудь урока, продолжавшегося полчаса, мне часто приходилось готовиться в течение двух часов с целью так оформить преподаваемый материал, чтобы в возможно короткий промежуток времени и при наименьшем напряжении сил ученика достичь максимально возможной продуктивности.

Нужно было тщательно продумать последовательность преподаваемых дисциплин, определить весь режим дня мальчика. В течение двух лет мой ученик смог нагнать упущенное в школе, а потом с успехом сдать экзамен на аттестат зрелости».

Этот опыт становится источником рождения еще одного важного принципа вальдорфской педагогики. С одной стороны, Штайнер концентрируется на духовно-душевной сущности ученика, на его скрытых способностях и задатках. С другой — считает важным подходить к задаче обучения естественнонаучно, методически, принимая во внимание и физиологическую, и психологическую стороны.

Решающую роль в выстраивании процесса преподавания играет четкий, почти технический подход, а не энтузиазм и самопожертвование. Штайнер уверен, что действие духовного усилия необходимо проверять на телесном самочувствии и вносить необходимую корректировку.

Особое внимание телесному развитию и здоровому сочетанию телесного с душевно-духовным явился впоследствии одной из отличительных черт вальдорфской педагогики.

Наука, философия и многое другое…

В 1890 году Рудольфа Штайнера приглашают в Веймар для работы в архиве Гете.

Продолжая педагогическую деятельность, Штайнер как редактор научных трудов Гете занимается подготовкой издания самого полного собрания сочинений, в состав которых входят и научные труды великого поэта, государственного деятеля, мыслителя и естествоиспытателя.

Он пишет вступительные статьи и комментарии к четырем томам научных работ Гете, участвует в подготовке полного собрания сочинений немецкого философа Артура Шопенгауэра и писателя Жана Поля.

В течение семи лет, проведенных в Веймаре, Рудольф Штайнер наряду с работой в архиве Гете защищает докторскую диссертацию по философии, продолжает художественные и научные изыскания, работает над созданием собственной научно-философской концепции.

Результатом веймарского периода Штайнера стало порядка ста работ – философских, научных и литературных, статей по драматургии и театральных обозрений, биографических очерков.

В это же время Рудольф Штайнер публикует философскую работу, которую считает одним из самых главных трудов своей жизни, основой всей своей последующей деятельности – «Философию свободы», предлагающую людям путь к духовному освобождению, попытка показать, что истинно человеческое в самом человеке – это творческая свобода. Противник принуждения человека извне, Штайнер подчеркивает, что по-настоящему свободное действие – это не произвол и хаотичные движения, а действие, опирающееся на познание.

В 1897 году Штайнер переезжает в Берлин, становится редактором известного «Литературного журнала», принимает активное участие в драматическом кружке, в постановке новых пьес, общается с представителями театра, литературы и искусства.

Соглашается на предложение преподавать историю и естествознание в вечерней школе для рабочих.

В течение пяти лет Рудольф Штайнер читает лекции по истории средних веков, французской революции, современной истории, по истории культуры и искусства ХIХ века, по немецкой литературе второй половины ХIХ века, по общей культуре от первобытных времён до наших дней, по истории религии, по анатомии человека, лекции о животных, об открытиях ХVI и ХVII веков, ведет курсы по упражнению в речи. В выходные дни он часто водит своих учеников в музеи, а летом выезжает за город, знакомя их с жизнью растений и геологическими особенностями окружающих мест.

К 1910 году общее количество прочитанных Штайнером лекций достигает 6000. Его лекции собирают огромные аудитории, книги переводятся на разные языки. Популярность Рудольфа Штайнера растет не только в Германии, но и в других странах, в том числе и в России. Его поклонниками и учениками были Андрей Белый, Максимилиан Волошин, Михаил Чехов.

2 февраля 1913 Рудольф Штайнер основал собственное – антропософское — общество. Образованное от греческого слово «антропософия» содержит в себе сочетание слов «человек» и «мудрость». Целью создания антропософского общества Штайнер видел открытие людям методов саморазвития и духовного познания с помощью мышления человека.

Стоит ли говорить, что продолжается лекционная деятельность, участие в постановке драматических спектаклей, и зарождается новое искусство. Эвритмия — искусство художественного движения, сочетание особого гармонизирующего движения с поэтической речью или музыкой.

Эвритмическое движение одновременно еще и целительное, так как основано на глубоком переживании и понимании красоты и законов музыки и речи.

Источник: http://www.putzerna.ru/pedagogika/rudolf-steiner/

Педагогика Рудольфа Штайнера

Реферат

по дисциплине

«Коррекционная педагогика»

на тему:

«Педагогика Рудольфа Штайнера»

Введение

Еще не так давно существовала стандартная формула — чтобы ребенок вырос всесторонне развитым, нужно чтобы он окончил школу с углубленным изучением английского языка и музыкальную школу.

Безусловно, это очень полезно, но достаточно ли для того, чтобы вступить в жизнь, где необходимы, например, эмоциональная зрелость, умение общаться, здравый смысл и чувство ответственности? Попытка воспитания на принципах одинаковости, принуждение детей к стандартному обучению и единым формам воспитания, приведение всех и вся к единому культурному знаменателю — огромная ошибка, свидетельствующая о беспомощности человечества в понимании своей природы.

Спросите у любой матери: «Вы хотите, чтобы ваш ребенок просто окончил школу, хорошо усвоив школьную программу, или чтобы в вашем ребенке, кроме глубоких и прочных знаний, развились его личные природные способности, которые, может быть, еще никак не проявились к шести годам?» «Конечно второе!» — ответят вам. Этого вполне можно достичь, такие цели ставит перед собой Вальдорфская (Штайнеровская) система образования.

Вальдорфское образование — альтернативная педагогическая система, основанная на антропософском представлении о человеке и на чувственно-сверхчувственном познании, на образном мышлении, сопереживании. Основателем вальдорфской педагогики является Рудольф Штайнер, создатель антропософии. В его честь система также называется «штайнеровской» или «вальдорфско-штайнеровской».

Актуальность данной работы обусловлена еще и тем, что в сегодняшнем мире, где разрушаются традиционные культуры, исчезают общины и подвергаются сомнению религиозные ценности, молодые люди все чаще нуждаются в помощи, чтобы развить в себе такие качества как доверие, сочувствие, способность к моральной оценке действительности, различению добра и зла.

Вальдорфские школы, опираясь на сотрудничество с родителями, сознательно культивируют эти ценности. Весь процесс обучения направлен на то, чтобы ребенок «знал и любил этот мир» и его всех обитателей, что особенно важно для детей с отклонениями в развитии. В этом смысле завещанный Штайнером подход к образованию является подходом поистине экологическим.

Целью работы — изучить систему «штайнеровского» образования, исходя из цели, следует выделить следующие задачи:

— осветить историю педагогики Р. Штайнера;

— охарактеризовать теоретико-методологические основы «штайнеровского» образования;

— рассмотреть кэмпхиллское движение как ветвь педагогики Рудольфа Штайнера.

1. История создания «вальдорфских школ»

Р. Штайнер (1861−1925) — австрийский педагог, мыслитель, философ. Философское учение Р.

Штайнера, антропософия (antropos — человек, sорhiа — мудрость), рассматривает педагогику как науку о человеке — совокупности трех составляющих: тела (опорно-двигательная система, обмен веществ, действенно-волевая сфера), души (сердце, дыхательная система, сфера эмоций) и духа (мозг и нервная система, интеллектуальная сфера). Задача педагога, по Штайнеру, привести все названные сферы в гармоническое взаимодействие, так как в обычном состоянии они разбалансированы. Эта же трехчленность заложена в основу организации вальдорфской школы. Первые семь лет жизни — «раннее детство» (вклад в физическое развитие), следующие семь лет, с 7 до 14, — «детство» (вклад в эмоциональное развитие), далее, до 21 года, — «отрочество и юность» (вклад в духовное становление человека). Рудольф Штайнер написал свою первую книгу об образовании, «Образование ребенка», в 1907 г.

Вальдорфская школа и связанный с ней педагогический импульс возникли в первой четверти нашего столетия в Германии (1919 г.) в связи с поиском в условиях послевоенного кризиса новых форм социальной жизни общества.

Рудольф Штайнер обратил тогда внимание на то, что принятое в Германии деление школьной системы на народную, реальную школу — школу с политехнической и естественнонаучной ориентацией — и гимназию — гуманитарно-ориентированную школу — усиливают барьеры непонимания между различными социальными слоями общества.

Именно наличие этих барьеров в сознании людей различных групп населения являлись, по его мнению, одной из существенных причин, разразившихся в Европе социальных катастроф. Дети рабочих имели возможность посещать только народную (начальную и среднюю) школу.

С 14−15 лет они должны были начинать работать на производстве и таким образом лишались возможности получить полноценное «человеческое образование». С другой стороны, гимназии с их ранней специализацией, ориентированной на университетское гуманитарное образование, хотя и давали учащимся массу знаний, но это знание было совершенно оторвано от потребностей реальной жизни.

Штайнер не был единственным, который высказывал подобные взгляды. Целый ряд авторов конца XIX — начала XX столетия объявили современную им школу виновной в общем культурном и социальном упадке общества. «Профессор — национальная болезнь Германии» (Юлиус Лангбен).

Ницше подверг резкой критике перенасыщенность преподавания историей, результатом чего явилось «переполненность голов школьников бесчисленными мертвыми понятиями из прошлого». Из такой школы выходят «слабые личности», «бродячие энциклопедии», «образованные филистеры».

Они хотя и напичканы «образованием», но абсолютно чужды реальному ощущению и опыту жизни. Наряду с односторонним интеллектуализмом резкой критике подвергалась также и ранняя специализация, которая, хотя и развивает в человеке умения и навыки в какой-либо частной области, но осуществляет это за счет общего развития человека.

«В чем задача современной школьной системы, — писал один из педагогов-реформаторов, — особенно старшего звена? Сделать из человека машину…».

Итак, в широких слоях общества осознавалась потребность в социально-культурном обновлении. Была осознана роль школы в общем социально-культурном кризисе. Старую школьную систему должна занять система образования, сориентированная соответственно на: целостное, всеобщее, «подлинно человеческое», живое и жизненное. Подчеркивалась роль искусства в воспитании.

Безликого, серого «человека толпы» должна была сменить яркая, свободная личность. Напичканного знаниями, но пассивного и непрактичного «профессора», должен был сменить активный творческий тип личности, с сильной волей и развитой жизнью чувств.

Таковы были идеалы, породившие многочисленные попытки изменить положение дел в системе образования Германии начала столетия и известные в истории педагогики как движение реформ — педагогики.

Первая вальдорфская школа была открыта в 1919 г. для детей рабочих табачной фирмы Вальдорф-Астория, в Штутгарте, Германия (это послужило источником имени «Вальдрфская», которое в настоящее время является торговой маркой для использования совместно с учебным методом).

Фабрика взяла на себя большую часть расходов на ее содержание. Однако сразу в нее влились и дети других слоев общества. Таким образом, с самого начала в вальдорфской школе был устранен какой-либо отбор по социальному или материальному признаку.

Несмотря на то, что вальдорфская школа стремится и в настоящее время следовать этому принципу, социологические исследования показывают, что процент детей из среды рабочих и «низших слоев» населения довольно низок. Штутгартская школа росла быстро, открывались параллельные классы, и к 1938 г.

, вдохновленные успехами первой вальдорфской школы и ее педагогическими принципами, были основаны вальдорфские школы в других городах.

Политическое вмешательство нацистского режима в образование ограничило и в итоге закрыло большинство вальдорфских школ в Европе; пострадавшие школы, включая и первую, были снова открыты только после второй мировой войны.

В этой первой вальдорфской школе, в наибольшей степени находившейся под влиянием личности своего создателя, Штейнеру удалось многое, но прежде всего, удалось сформировать подлинных педагогов.

По оценке официальной инспекции вюртембергского школьного ведомства, проводившейся осенью 1925 года, учительский коллектив отличался «высочайшим духовным и моральным уровнем», что «придает школе своеобразие и поднимает ее на большую высоту». Одновременно Штейнер сумел подчинить решению воспитательных задач практически все, что происходило в стенах школы, сумел так организовать ее жизнедеятельность, что любая деталь школьной практики служила совершенствованию человеческой природы. И, может быть, что самое главное, Штейнеру удалось практически реализовать идеал человечества в человеческом существе… Вот что составляет атмосферу Вальдорфской школы, вот что делает таким живым преподавание ее учителей.

Читайте также:  Основные способности и функции педагога

«Вальдорфские родители» — это в основном люди с высшим образованием: юристы, врачи, инженеры, работники социальной и культурной сферы. Ими движет главным образом заинтересованность в здоровом, всестороннем, гармоничном развитии их собственных детей. Именно такие «заинтересованные» родительские группы и явились инициаторами многочисленных новых вальдорфских школ.

Вальдорфской педагогике в России более 15 лет. Западной вальдорфской школе 85. Сейчас в России насчитывается 26 школ, половина из которых — государственные.

География распространения вальдорфских образовательных учреждений обширна, такие школы есть во Владимире, Воронеже, Жуковском, Зеленограде, Иркутске, Калуге, Кирове, Москве, Самаре, Санкт-Петербурге, Уфе, Смоленске, Ярославле. На самом деле, эта зарубежная педагогическая система хорошо привилась на русской почве не случайно.

Идеи, которые развивал основатель первой вальдорфской школы в Штутгарте Рудольф Штайнер, созвучны многим русским передовым педагогическим системам рубежа веков и последующего времени (Л. Толстой, Шацкий, Сухомлинский, Иванов, Амонашвили и др.).

2. Теоретико-методологические основы педагогики Рудольфа Штайнера

Вальдорфские школы — это система образования, основанная на уважении к детству. Ее цель — развить природные способности каждого ребенка и укрепить веру в собственные силы, которая понадобиться ему во взрослой жизни.

Они работают по принципу «не опережения» развития ребенка, но предоставления всех возможностей для его развития в собственном темпе.

Основными принципами вальдорфской педагогики являются: антропоцентризм; образование ребенка является следствием его потребностей, а не социального заказа того или иного общества; гармоничность развития всех составляющих человека (тела, воли, чувств, разума); обучение дедуктивным путем, от общего к частному, от идеи — к ее реализации; историчность — воспроизведение в процессе обучения основных этапов человеческой эволюции: занятия земледелием, ремеслами, искусством, наукой; цикличность — использование естественных, т. е. суточных, сезонных и астрономических (астрологических), ритмов; эвристичность — детям не навязывают готовых правил, а дают возможность сделать вывод самим; художественность всего обучения. Главное свойство педагогики Р. Штайнера — отрицание прямого воздействия на обучающегося. Воспитание и обучение идут через постепенное формирование эмоциональной сферы, интеллекта к воспитанию волевой сферы ученика. Стержень воспитательной работы — организация нравственного воспитания, в основу которого положены добро, красота и правда. Эти качества послужат воспитаннику в дальнейшем основой морали, творчества и мудрости. Вальдорфской школе присущи атмосфера тепла, искренности, взаимного уважения и доверия, отсутствие пристрастных суждений со стороны учителя, отсутствие системы оценок как формы давления на учащихся, эмоциональная насыщенность учебного процесса.

Источник: https://westud.ru/work/196141/Pedagogika-Rudolfa-SHtajnera

Метод Монтессори и педагогика Рудольфа Штайнера

В недавнем «Вестнике холистического образования» (зима 1990 г.) было опубликовано интервью с четырьмя замечательными педагогами Монтессори и вальдорфского метода. С большим удовольствием я прочла эту открытую и спокойную беседу. Уже много лет я нежно люблю оба движения.

Я помогала открыть вальдорфскую школу Shining Mountain в Боулдер-сити (штат Колорадо) и работала в системе Монтессори последние пять лет. Занимать нейтральную позицию между столь дорогими мне системами было довольно сложно: они существовали в моей жизни параллельно, «закрывая глаза» друг на друга.

Мне редко выпадала возможность применять ценные находки одного из движений в другом.

Долгое время эти подходы занимали отдельные уголки в моём сердце и голове, а я пыталась разрешить парадокс: как они могут быть одновременно настолько разумными и правильными, но при этом совершенно различными? А потом я оказалась на лекции в университете Наропы (буддийский университет в Боулдер-сити), где я больше всего люблю преподавать и который мне дорог не меньше, чем Монтессори и Вальдорф. Д-р Джереми Хейвард отметил, что буддисты считают мудрость (главную добродетель) и искусные умения (правильные действия) двумя крыльями голубя. Все восточные аналогии закрутились у меня в голове: принципы женского и мужского – инь и янь, как каждый из них содержит в себе зародыш другого.

И тогда я снова задумалась о главном парадоксе своей жизни: как может быть, что Монтессори и Штайнер создали две самодостаточные цельные системы, существующие независимо друг от друга? Внезапно я увидела двух вдохновлённых лидеров и их действия как узор, построенный на обратной симметрии. Некоторые из этих узоров я и хотела бы описать.

Вальдорфский детский сад

Детский сад Монтессори

Рудольф Штайнер начал свой духовный путь в Теософском обществе, а через некоторое время вышел из него и основал собственное течение, которое назвал антропософией. В то время как у Штайнера увлечение теософией случилось в юности, у Марии Монтессори это произошло в зрелом возрасте.

Когда началась Вторая мировая, она находилась в Индии и не смогла вернуться в Италию.

Она застряла в Адьяре на шесть лет, была вынуждена отказаться от привычного ей темпа жизни и жить в темпе этого индийского города, в котором, по стечению обстоятельств, находилась штаб-квартира Теософского общества.

Мария Монтессори в Индии, 1939

Пережитое Монтессори во время войны привело к тому, что она стала ставить воспитание в духе мира превыше всего. На развитие идей Штайнера также большое влияние оказала война, только в его случае это была Первая мировая.

Эмиль Молт, владелец сигаретной фабрики «Вальдорф-Астория», попросил Штайнера разработать подход к обучению, который годился бы как для воспитания детей рабочих и дирекции фабрики, так и помог бы восстановить культуру, пострадавшую от войны и классовых дискриминаций.

Первая вальдорфская школа, 1919, Штутгарт (Германия)

Война дала Штайнеру повод к формализации философии образования, а Монтессори – стимул к одухотворению уже давно работающей системы. Путь Монтессори в образовании начался с детей в итальянских гетто, которым не было бы места в обществе, если бы не её судьбоносное вмешательство.

Открытие первого Casa del Bambini в 1907 г.

Рудольф Штайнер прививал ученикам уважение к основным человеческим добродетелям и внутренней мудрости, вернув обучение искусствам и пробуждение сердечных сил.

Монтессори предложила бесправным детям помощь, приобщив их к культуре и научив необходимым навыкам, для того чтобы они смогли найти и занять своё место в обществе.

Если Штайнер работал над тем, чтобы разжечь воображение слишком ожесточённых детей, то Монтессори старалась ослабить чрезмерное воображение детей, прибегавших к нему, чтобы скрыться от непонятной им реальности. Она стремилась «нормализовать» детей – привести их действия и воображение к равновесию.

Симметрии в учебной программе

Многие из элементов учебной программы этих систем диаметрально противоположны друг другу. В системе Монтессори детей сначала знакомят с плодами работы великих математиков – Платоновыми телами или Пифагорейскими геометрическими формами, а биографии и теории, связанные с этими формами, вводят позднее.

Мальчик изучает геометрические тела в Монтессори-школе

Штайнер рекомендовал учителям сначала показать детям чудесные законы священных чисел, рассказать о математиках, их духовных исканиях и только после этого – сами формы. Вальдорфский подход ставит перед ребёнком вопросы, чтобы он самостоятельно прошёл по духовному пути, ведущему к правильному ответу, и только потом показывает, к какому ответу пришла мировая культура.

Рисунки на классной доске в вальдорфской школе

Подход Монтессори сначала приглашает ребёнка постичь величие человеческой культуры и узнать ответы на основные вопросы.

В Монтессори дети рано открывают для себя географические объекты, их пространственные отношения, и география помогает им увидеть, как тесно связаны между собой мировые культуры.

Изучение континентов в Монтессори-школе

Нередко случается так, что младшие школьники Монтессори собирают деньги, к примеру, для сохранения бразильских дождевых лесов.

Штайнер же рекомендует начинать с местной окружающей среды и постепенно двигаться к наружному краю спирали, чтобы к 12 классу дойти до астрономии, однако для изучения истории он предлагал двигаться наоборот – к центру.

Изучать историю ребёнок начинает со сказок, легенд и мифов, затем проходит библейские времена и античность, достигая к 12 классу современной истории.

Штайнер рассчитывал путешествие сквозь историю так, чтобы ребёнок изучал её в соответствии со своим постепенно развивающимся сознанием. Классический период Греции, к примеру, изучается в 5 классе, когда дети превыше всего ставят справедливость и становятся способными к формированию демократического общества.

Рабочая тетрадь ученика 5 класса вальдорфской школы

Педагоги обоих методов высказывались в интервью, напечатанном в «Вестнике холистического образования». Приверженцы Монтессори говорили о материалах, окружающей среде, структуре, строительстве, игровых упражнениях, понятиях, своеобразии, порядке и практичности.

Этими словами обычно описывают вещественный мир и созидают реальность. Приверженцы Вальдорфского метода говорили о тонких процессах, сущности, аспектах, ритме, ощущении элементов, контексте, воображении и красоте. Этими словами обычно описывают внутреннюю жизнь и художественные нюансы нашего мира.

Однако оба движения больше, чем просто полярности друг друга, ибо каждое из них лежит в основе другого. Система Монтессори стремится к тому, чтобы дети, вскормленные в ней, отправлялись в свой жизненный путь способными привести планету к миру.

Штайнер предложил свою духовную систему в надежде, что дети, вскормленные в ней, отправятся в свой жизненный путь свободными и способными внести свой вклад в дальнейшее развитие культуры.

Обе педагогические системы великолепны, полны сочувствия и уважения к ребёнку. Но лучше всего они работают, когда их последователи стремятся изучать корневые качества своего движения. Монтессори красноречиво говорила о духовном эмбрионе ребёнка и духовной подготовке для учителей.

Монтессори-педагогам стоило бы изучать её поздние работы и включать в процесс обучения, кроме простых форм, чуть больше той тайны, которую Мария Монтессори также считала важной. И наоборот, Штайнер искал учителей с богатым жизненным опытом, чтобы дети брали с них пример.

Вальдорфским педагогам стоило бы чаще выходить в реальный мир изучать опыт других школ: как дети ведут себя в разных условиях, как преподаватели справляются с конфликтами, как современная наука может поддержать их духовные открытия.

Эти действия будут полезны самим учителям. Когда я общаюсь с преподавателями вальдорфских школ, я вижу, как они изолированы и внутренне истощены. Им станет лучше, когда они почувствуют свою общность с миром.

Общаясь с Монтессори-педагогами, я вижу, что их переполняет сострадание к миру, погрязшему в хаосе. Им станет лучше, когда они найдут возможность своего духовного обновления. Ясно одно: детям необходимы обе педагогические системы.

Каждый из этих путей даёт высокий уровень любви и заботы и ведёт к здоровому взрослению, так нужному нашим детям сегодня.

Источник: https://mchildren.ru/montessori-i-shtajner-uzor-postroennyj-na-obratnoj-simmetrii/

Теория целостного воспитания Рудольфа Штайнера — вальдорфская педагогика — Педагогика Библиотека русских учебников

ГлавнаяПедагогикаПедагогикаПредыдущая СОДЕРЖАНИЕ Следующая

Теоретические и практические основы вальдорфской педагогики были разработаны австрийским философом и педагогом. Рудольфом. Штайнером (1861-1925). Первая вальдорфская школа была основана им совместно с директо ором и совладельцем фабрики»Вальдорф-Астория»в г. Штутгарте. Эмилем.

Мольт в 1919 году. По поводу этого того же года.

Штайнер писал:»Наша цель — пробудить в возрастающей человеку те силы и способности, которые будут ей нужны до конца жизни, чтобы работать компетентно для современного общества и иметь достаточно средств к существованиюобів до існування».

В основу педагогической концепции теории целостного воспитания, составляет основу работы вальдорфских школ, положено религиозно-философское учение. Штайнера — антропософию.

Согласно ему, развитие люд ловека происходит семилетним ритмами, знание которых позволяет правильно выстраивать воспитательный процесс течение каждого из семи лет происходит созревание одного из элементов человеческой природы.

Методы и приемы обучения и воспитания фундуються на антропософской интерпретации развития личности как целостной взаимодействия телесных, душевных и духовных факторовків.

Принципы деятельности вальдорфской школы предусматривают: 1) воспитание в духе свободы, ведет ребенка к свободному и глубокого самопознания, комплексного развития внутренних сил, самоопределения в жизни, 2)) целостность формирования личности — единство его телесной, душевной и духовной сторон; 3) учет особенностей возрастных циклов развития, суточных биоритмов, 4) опору на авторитет воспитателя, родителей духовного идеал.

течение 12 лет обучения. Вальдорфские школы дают полное среднее образование. Для поступающих в университет существует еще так называемый тринадцатый класс -. Абитуриентские. От традиционной эту школу отличает ряд особо ивостей.

Например, преподавание эпохами — ежедневное изучение одного предмета на протяжении 3-4 недель, что позволяет глубже погрузиться в него (эпоха математики, истории, физики и т д).

Классный учитель сопровождается е детей с 1-го по 8-ой класс, что позволяет системно наблюдать за развитием ребенка, продуктивнее использовать ее индивидуальные особенности для учета сезонного, недельного и суточного ритма мел.

Читайте также:  Методика «рисунок человека» - отличный способ узнать ребёнка получше

Путь познания законов формы и пространства представлен в 1-м классе учебным предметом»рисование форм», который в 9-м классе перерастает в»проективную геометрию»Преподавание иностранных языков (как правил в, нескольких) начинается с первого класса.

Всю жизнь ученика в школе пронизано искусством (лепка из воска и глины, рукоделие, художественные ремесла, живопись, рецитация, драматические постановки, эвритмия и др.). Большое количество опытов по физике, химии, географии, биологии способствует глубокому усвоению предметов не только на теоретическом, но и на практическом уровнях. Дети обучаются игре на музыкальных инструментах являются участниками школьных оркестров. Принципиальным в педагогическом процессе во время практических занятий является использование натуральных материалов: шерсти, растительных красок, мела, камня, металлних фарб, крейди, каменю, металу.

Особенностью учебной методики в этих школах образный изложение учебного материала на любом учебном занятии, что приближает эту методику к дидактической художественности. На каждом занятии ученик прием ет живой образ того, что изучается.

В нем в художественной форме объединяются в единое как строгая, объективная научность, так и живет, субъективное, эмоционально окрашенное, личностно значимое.

В связи с этим мая традиционные используется гетеанистичний метод обучения, который буквально означает — познавать мир, познавая себя, познавать себя, познавая свивіт.

Упомянутый метод эпох состоит в том, что изучение одного и того же предмета ведется ежедневно с 7 ч 40 мин (учет суточных биоритмов) на протяжении, как упоминалось, 3-4 недель.

Подбирая тщательно содержание на авчального материала, выделяя главное, подлежащей обязательному усвоению, учитель сначала создает целостный образ нового материала, а затем продолжает изучение на основе его»развертыванияртання».

В расписании уроков обучения утром методом эпох сочетается с практическими занятиями после 12 часов — ручным трудом, музыкой, ритмикой и т.д.

Таким образом, вальдорфская педагогика предполагает целостное развитие личности ученика в соответствии с его внутренних задатков и направленности, а не ускоренное развитие одних функций за счет других взя явшы рациональное зерно педагогического направления дидактической художественности, она лишилась того педагогического анархизма, который был присущ этому направлениюу.

Предыдущая СОДЕРЖАНИЕ Следующая

Источник: http://uchebnikirus.com/pedagogika/pedagogika_-_palchevskiy_ss/teoriya_tsilisnogo_vihovannya_rudolfa_shtaynera_valdorfska_pedagogika.htm

Вальдорфская педагогика Рудольфа Штайнера

Основатель Вальдорфской педагогики – Рудольф Штайнер. Также же он считается  основателем антропософской духовной науки. Почти весь данный вид педагогической науки не проявляет ориентиры на социальный заказ. Он ориентирован на развитие способностей человеческого «Я».

Вальдорфская педагогика является единой системой, ведущей детей от детского сада до школы. Вальфдорские детские сады и школы поражают своей непривычной атмосферой, в которой преобладает спокойствие, приветливость, доброжелательность, и полностью исключена суета и спешка.

Помещения обладают особым интерьером – их отделка состоит из природного материала, а цвет стен нужно подобрать в соответствие с детским возрастом.

Воспитатели, работающие в Вальдорфском детском саду, не должны оказывать нагрузку на детскую память, особенно с помощью чтения и письма, обучение которому начинается еще до первого класса. Происходит сохранение сил детей для дальнейшей жизни.

До семилетнего возраста осуществляется физическое и творческое развитие, за основу в воспитании берется подражание и какой-либо положительный пример. Обучающая программа и этапы проведения преподавания в данной школе имеют значительное отличие от традиционного обучения.

Учебники не предусмотрены, тетради обладают большим форматом и являются нелинованными, длительность урока доходит до двух часов, отметок нет. Образование берет за основной акцент детские интересы, учебный процесс ориентирован на индивидуальное развитие каждого из учеников.

Преподавание школьных предметов подается художественно и поэтично, и иногда является далеким от науки. До восьмого класса все предметы ведутся одним учителем.
Для родителей, загруженных работой, такой вид педагогики  вряд ли подойдет, так как им необходимо будет принимать активное участие в занятиях и развитии своего ребенка.

Если родители не имеют возможности проводить осуществление этих действий, то, несмотря на свою пользу и социальный статус, понимания с Вальдорфским учебным центром они не сумеют найти. Правила являются едиными для всех — центром внимания школы считаются дети, а остальной возрастной группе необходима подстройка под них.

Данная методика подходит для приверженцев антропософии.

Вальдорфская педагогика обладает неторопливым темпом обучения, и не загружает голову ребенка содержанием множества предметов. Понимание мира в ней представляется совершенно в ином свете, чем в обычной педагогике.

Все в ней является продуманным и определенным, включая предмет изучения и время обучения ребенка.

Ускорение процесса учения невозможно, потому что, по мнению антропософов, представляется опасным для здорового развития ребенка.

Источник: https://pippilotta-kids.ru/o-nas/metodic/valdorfskaya-pedagogika-rudolfa-shtaynera

Читать реферат по педагогике: «Педагогика Рудольфа Штайнера»

(Назад)(Cкачать работу)

Функция «чтения» служит для ознакомления с работой. Разметка, таблицы и картинки документа могут отображаться неверно или не в полном объёме!

Реферат

по дисциплине

«Коррекционная педагогика»

на тему:

«Педагогика Рудольфа Штайнера»

Введение Еще не так давно существовала стандартная формула — чтобы ребенок вырос всесторонне развитым, нужно чтобы он окончил школу с углубленным изучением английского языка и музыкальную школу.

Безусловно, это очень полезно, но достаточно ли для того, чтобы вступить в жизнь, где необходимы, например, эмоциональная зрелость, умение общаться, здравый смысл и чувство ответственности? Попытка воспитания на принципах одинаковости, принуждение детей к стандартному обучению и единым формам воспитания, приведение всех и вся к единому культурному знаменателю — огромная ошибка, свидетельствующая о беспомощности человечества в понимании своей природы.

Спросите у любой матери: «Вы хотите, чтобы ваш ребенок просто окончил школу, хорошо усвоив школьную программу, или чтобы в вашем ребенке, кроме глубоких и прочных знаний, развились его личные природные способности, которые, может быть, еще никак не проявились к шести годам?» «Конечно второе!» — ответят вам. Этого вполне можно достичь, такие цели ставит перед собой Вальдорфская (Штайнеровская) система образования.

Вальдорфское образование — альтернативная педагогическая система, основанная на антропософском представлении о человеке и на чувственно-сверхчувственном познании, на образном мышлении, сопереживании. Основателем вальдорфской педагогики является Рудольф Штайнер, создатель антропософии. В его честь система также называется «штайнеровской» или «вальдорфско-штайнеровской».

Актуальность данной работы обусловлена еще и тем, что в сегодняшнем мире, где разрушаются традиционные культуры, исчезают общины и подвергаются сомнению религиозные ценности, молодые люди все чаще нуждаются в помощи, чтобы развить в себе такие качества как доверие, сочувствие, способность к моральной оценке действительности, различению добра и зла.

Вальдорфские школы, опираясь на сотрудничество с родителями, сознательно культивируют эти ценности. Весь процесс обучения направлен на то, чтобы ребенок «знал и любил этот мир» и его всех обитателей, что особенно важно для детей с отклонениями в развитии. В этом смысле завещанный Штайнером подход к образованию является подходом поистине экологическим.

Целью работы — изучить систему «штайнеровского» образования, исходя из цели, следует выделить следующие задачи:

осветить историю педагогики Р. Штайнера;

охарактеризовать теоретико-методологические основы «штайнеровского» образования;

рассмотреть кэмпхиллское движение как ветвь педагогики Рудольфа Штайнера. 1. История создания «вальдорфских школ» Р. Штайнер (1861-1925) — австрийский педагог, мыслитель, философ. Философское учение Р.

Штайнера, антропософия (antropos — человек, sорhiа — мудрость), рассматривает педагогику как науку о человеке — совокупности трех составляющих: тела (опорно-двигательная система, обмен веществ, действенно-волевая сфера), души (сердце, дыхательная система, сфера эмоций) и духа (мозг и нервная система, интеллектуальная сфера).

Задача педагога, по Штайнеру, привести все названные сферы в гармоническое взаимодействие, так как в обычном состоянии они разбалансированы. Эта же трехчленность заложена в основу организации вальдорфской школы.

Первые семь лет жизни — «раннее детство» (вклад в физическое развитие), следующие семь лет, с 7 до 14, — «детство» (вклад в эмоциональное развитие), далее, до 21 года, — «отрочество и юность» (вклад в духовное становление человека). Рудольф Штайнер написал свою первую книгу об образовании, «Образование ребенка», в 1907 г.

Вальдорфская школа и связанный с ней педагогический импульс возникли в первой четверти нашего столетия в Германии (1919 г.) в связи с поиском в условиях послевоенного кризиса новых форм социальной жизни общества.

Рудольф Штайнер обратил тогда внимание на то, что принятое в Германии деление школьной системы на народную, реальную школу — школу с политехнической и естественнонаучной ориентацией — и гимназию — гуманитарно-ориентированную школу — усиливают барьеры непонимания между различными социальными слоями общества.

Именно наличие этих барьеров в сознании людей различных групп населения являлись, по его мнению, одной из существенных причин, разразившихся в Европе социальных катастроф. Дети рабочих имели возможность посещать только народную (начальную и среднюю) школу.

С 14-15 лет они должны были начинать работать на производстве и таким образом лишались возможности получить полноценное «человеческое образование». С другой стороны, гимназии с их ранней специализацией, ориентированной на университетское гуманитарное образование, хотя и давали учащимся массу знаний, но это знание было совершенно оторвано от потребностей реальной жизни.

Штайнер не был единственным, который высказывал подобные взгляды. Целый ряд авторов конца XIX — начала XX столетия объявили современную им школу виновной в общем культурном и социальном упадке общества. «Профессор — национальная болезнь Германии» (Юлиус Лангбен).

Ницше подверг резкой критике перенасыщенность преподавания историей, результатом чего явилось «переполненность голов школьников бесчисленными мертвыми понятиями из прошлого». Из такой школы выходят «слабые личности», «бродячие энциклопедии», «образованные филистеры».

Они хотя и напичканы «образованием», но абсолютно чужды реальному ощущению и опыту жизни. Наряду с односторонним интеллектуализмом резкой критике подвергалась также и ранняя специализация, которая, хотя и развивает в человеке умения и навыки в какой-либо частной области, но осуществляет это за счет общего развития человека.

«В чем задача современной школьной системы, — писал один из педагогов-реформаторов, — особенно старшего звена? Сделать из человека машину…».

Итак, в широких слоях общества осознавалась потребность в социально-культурном обновлении. Была осознана роль школы в общем социально-культурном кризисе. Старую школьную систему должна занять система образования, сориентированная соответственно на: целостное, всеобщее, «подлинно человеческое», живое и жизненное. Подчеркивалась роль искусства в воспитании.

Безликого, серого «человека толпы» должна была сменить яркая, свободная личность. Напичканного знаниями, но пассивного и непрактичного «профессора», должен был сменить активный творческий тип личности, с сильной волей и развитой жизнью чувств.

Таковы были идеалы, породившие многочисленные попытки изменить положение дел в системе образования Германии начала столетия и известные в истории педагогики как движение реформ — педагогики.

Первая вальдорфская школа была открыта в 1919 г. для детей рабочих табачной фирмы Вальдорф-Астория, в Штутгарте, Германия (это послужило источником имени «Вальдрфская», которое в настоящее время является торговой маркой для использования совместно с учебным методом). Фабрика взяла на себя большую часть расходов на ее содержание.

Однако сразу в нее влились и дети других слоев общества. Таким образом, с самого начала в вальдорфской школе был устранен какой-либо отбор по социальному или материальному признаку.

Несмотря на то, что вальдорфская школа стремится и в настоящее время следовать этому принципу, социологические исследования показывают, что процент детей из среды рабочих и «низших слоев» населения довольно низок. Штутгартская школа росла быстро, открывались параллельные классы, и к 1938 г.

, вдохновленные успехами первой вальдорфской школы и ее педагогическими принципами, были основаны вальдорфские школы в других городах. Политическое вмешательство нацистского режима в образование ограничило и в итоге закрыло большинство вальдорфских школ в Европе; пострадавшие школы, включая и первую, были снова открыты только после второй мировой войны.

В этой первой вальдорфской школе, в наибольшей степени находившейся под влиянием личности своего создателя, Штейнеру удалось многое, но прежде всего, удалось сформировать подлинных педагогов. По оценке официальной инспекции вюртембергского школьного ведомства, проводившейся осенью 1925 года, учительский коллектив отличался «высочайшим духовным и моральным уровнем», что «придает школе своеобразие и

Источник: https://referat.co/ref/566997/read

Ссылка на основную публикацию