Практические методы

Практические методы и приемы обучения в педагогике

Для того чтобы лучше узнать реальность, сформировать навыки и умения, углубить существующие знания в образовательном процессе, используются разнообразные практические методы.

Определение 1

Метод обучения в педагогике – это целенаправленная деятельность учителя и ученика, направленная на достижение конкретной цели обучения.

Что касается практических методов, то они включают в себя следующие приемы:

  • построение плана выполнения задания;
  • четкую постановку задачи;
  • оперативное поощрение и стимулирование;
  • проверку, осуществление контроля и регулирование;
  • предварительную проверку результата (тестирование);
  • выявление ошибок, их анализ и исправление.

Использование практических методов и приемов обучения широко распространено наряду с более традиционными – словесными и наглядными. Из всего их многообразия можно выделить следующие методы, являющиеся основными:

  1. Упражнения.
  2. Лабораторные работы.
  3. Практические работы.
  4. Познавательные игры.

Разберем все эти методы по порядку.

Метод упражнений

Определение 2

Упражнением называется циклическое планомерное действие с определенной целью – выработать конкретный навык или улучшить его качество.

Чтобы учащиеся успешно справлялись с упражнениями и развивали нужные навыки, упражнения должны быть организованы без ошибок.

Метод упражнений очень эффективен для всех учебных дисциплин и может применяться на любом этапе процесса обучения. Методика создания комплекса упражнений и их характер будут зависеть от того, какой предмет изучается, какой объем материала необходимо усвоить, а также от того, какими возрастными психологическими особенностями обладают дети.

Упражнения очень полезны для развития культуры речи, становления закономерного и последовательного мышления и когнитивных способностей у детей. Их можно разделить на три основных типа:

  1. Устные – отличаются очень разнообразным назначением. С их помощью можно овладеть культурой и техникой чтения, изучить устный счет, научиться связно рассказывать, последовательно излагать информацию и т.д. Особенно важны упражнения при изучении родного и иностранных языков. С течением времени их сложность должна нарастать, соответствуя уровню школьников.
  2. Письменные – в первую очередь к ним относятся диктанты, развивающие навыки стилистики, грамматики и орфографии, написание конспектов, сочинений, решения задач, письменные описания экспериментов и т.д. Они лежат в основе обучения и призваны сформировать, развить и упрочить необходимые навыки и умения.
  3. Графические –работы по созданию чертежей, составлению разнообразных схем, графиков, карт, рисование альбомов и плакатов, зарисовки, выполняемые по ходу научно-практической работы или экскурсии и т.д. Как правило, они тесно связаны с письменными заданиями и помогают им решать точно такие же учебные задачи. Рисование и черчение способствует лучшему пониманию, осмыслению и запоминанию учебного материала, а также развивает навыки анализа и пространственного воображения.
  4. Производственно-трудовые учебные упражнения иногда не включаются в общую классификацию. Они имеют целью показать учащимся, как правильно применять теоретические знания в реальной трудовой деятельности. Они весьма полезны для трудового воспитания учеников. Доказано, что знания с их помощью усваиваются гораздо лучше и быстрее прочих методов при условии, что учитель наблюдает, комментирует деятельность и организует ее периодическое повторение. В целом эффективность этого метода среди всех практических средств обучения максимальная.

Метод лабораторных работ

Определение 3

Кпрактическим методам относятся и лабораторные работы, подразумевающие проведение опытов учениками под контролем учителя. При этом используются специальные устройства, инструменты и т.п., то есть задействуется специальное техническое оборудование.

Лабораторная работа может носить как иллюстративный, так и исследовательский характер. Сам метод основан на самостоятельной работе ученика по получению знаний, однако контроль учителя на всех этапах очень важен.

Активнее всего метод лабораторных работ применяется в рамках изучения биологии, физики, химии. Работа учащихся при этом может быть, как индивидуальной, так и групповой.

Наиболее эффективен проблемный метод, когда перед экспериментом выдвигается гипотеза, которую ученики пытаются подтвердить или опровергнуть. Необходимые материалы и приборы при этом также подбираются учениками самостоятельно.

Метод практических работ

Определение 4

Практический метод в целом имеет много общего с лабораторными работами. Принципиальное отличие состоит в том, что в нем необходимо не получить новое знание, а применить уже имеющееся, то есть он направлен на выработку умения применять знания на практике.

С помощью практического метода можно значительно углубить имеющиеся умения и знания, довести качество выполнения задач до совершенства, научиться выявлять и исправлять ошибки и лучше контролировать свою работу, а также активизировать стремление к познанию.

Определение 5

Практический метод обучения – это процесс, в рамках которого можно выделить следующую последовательность действий:

  • знакомство учеников с теоретической частью проблемы;
  • предварительный инструктаж;
  • иллюстрацию работы на примере учителя;
  • собственно, выполнение задания;
  • контроль выполненной работы, проверку и оценку.

Целесообразно проводить практическую работу сразу после того, как было закончено изучение крупного тематического раздела, поскольку она должна иметь характер обобщения. Она может быть проведена не только в классе, но и за его пределами, например, на пришкольном участке.

Определение 6

Практические методы – это очень эффективные приемы, с помощью которых можно приучить учеников выполнять задание добросовестно, вырабатывать у них экономность, трудолюбие, аккуратность, хозяйственность.

Дети учатся тщательно организовывать трудовой процесс, осознавая цели будущей работы, ставя задачи и выбирая их решение, создавая план и готовя материалы и инструменты, контролируя качество и подводя итоги.

Игровой метод

Отдельно следует отметить познавательные игры. С их помощью можно создать ситуации, моделирующие окружающую действительность. Ученикам ставится задание найти выход из этой ситуации, что очень полезно для развития познавательных способностей.

Участвуя в игре, дети учатся концентрировать внимание, самостоятельно мыслить, у них появляется желание узнавать новое.

Если игра организована правильно, ученики увлекаются ей и перестают замечать, что учатся в этот момент, что полезно не только для пополнения запаса знаний, но и для развития фантазии.

В игре с удовольствием принимают участие даже те, кто обычно неохотно включается в учебный процесс: они стремятся не подвести одноклассников и прикладывают значительные усилия.

Игра также положительно влияет на сферу чувств и эмоций, создавая у участников особый настрой и позитивное отношение к работе. Кроме того, она делает повторение пройденного увлекательным и разнообразным.

В настоящее время большую популярность приобретают игры-симуляции, направленные на проявление конкретных качеств. Используются и такие стороны игрового метода, как генерация, т.е.

такая деятельность, когда школьники активизируют свои мысли для того, чтобы найти выход из выдуманной ситуации, и инсценировка, которая может проявляться в форме диалога на определенную тему, театрализованного представления и т.д.

Многие педагоги считают игры нетрадиционными образовательными методами, но сегодня они уже стали полноценной частью процесса обучения и приносят заметные результаты.

Если вы заметили ошибку в тексте, пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter

Источник: https://www.Zaochnik.com/spravochnik/pedagogika/teorija-obuchenija/prakticheskie-metody-i-priemy-obuchenija/

Практические методы

К практическим методам относят те, при использовании которых учащиеся усваивают знания, вырабатывают умения и навыки, выполняя практические действия, воздействуя на изучаемый объект и изменяя его. Источником нового знания и умения для учеников в данном случае являются выполняемые ими практические действия.

Потенциально практические методы обучения в наибольшей степени соответствуют идее об обеспечении усвоения учащимися знаний в ходе их реальной собственной деятельности. При этом в школе ученикам приходится выполнять действия хотя и практические, но учебные, по большей части не с реальными предметами, процессами, а в учебной обстановке.

Причем многие из этих действий не имеют прямой связи с настоящей жизненной практикой (или учащиеся по разным причинам не в состоянии увидеть эту связь). Это снижает их обучающее и особенно воспитывающее значение.

Сочетание учебных практических действий с игровыми в одних случаях и максимально возможное приближение их к жизненным условиям в других способствует компенсации этого недостатка, повышению их воспитывающей и обучающей роли.

К практическим методам обучения обычно относят упражнение, графическую работу, лабораторную работу, практическую работу.

Упражнениеэто повторное или многократное выполнение практического или умственного действия с целью овладения им или совершенствования качества его выполнения.

Особенно важное значение данный метод имеет в начальных классах (при формировании первоначальных навыков письма, чтения, выполнения вычислительных действий, в работе с инструментами и оборудованием на уроках труда и др.).

В.П. Стрезикозин выделял упражнения подготовительные, обучающие и тренировочные в зависимости от степени овладения учащимися вырабатываемым умением. В зависимости же от характера выполняемых действий различают упражнения на воспроизведение известного (репродуктивные), на применение умений в учебной или реальной обстановке и творческие упражнения.

На уроках ученики выполняют письменные и устные упражнения. Οʜᴎ могут выполняться индивидуально и фронтально (к примеру, хоровое пение, скандирование, счёт и др.).

Перед выполнением действия учениками учитель показывает образец его выполнения и объясняет, как оно выполняется.

Далее обычно действие выполняется в облегчающем его восприятие виде (замедленное, расчлененное) при сопровождении объяснением каждого элемента.

Для проверки понимания теоретической основы упражнения учитель может спрашивать учеников, организовывать поэлементное выполнение ими действий. После этого опять демонстрирует действие в реальном виде и организует выполнение его учащимися.

Простое выполнение, механическое повторение действия не влекут автоматически его совершенствования. Так, почти никто из ежедневно и много пишущих студентов не совершенствует своего почерка. Наоборот, у многих он ухудшается. Совершенствуется умение, воспитываются положительные нравственные качества, развивается мышление в ходе выполнения упражнений при следующих условиях:

— осмысление учащимися теоретической основы упражнения;

— сознательная направленность на улучшение, совершенствование умения;

— строгая последовательность и постепенное повышение степени самостоятельности выполняемых действий;

— разнообразие упражнений и их постепенное усложнение (выполнение упражнений на различном материале в различных условиях);

— анализ результатов каждого упражнения, осмысление причин ошибок и путей их устранения;

— правильное распределœение упражнений во времени (не чересчур частые, чтобы было время для осмысления и не наступило чрезмерное утомление, и не чересчур редкие, чтобы не наступало забывание навыка);

— содержание и форма организации деятельности должны быть интересными для учащихся, следует организовывать упражнения на материале, имеющем познавательную и воспитательную ценность (использовать игру, обеспечивать получение в результате упражнений практически полезного результата и т. п.).

Графические работы выполнение учащимися графиков, схем, чертежей и т.п. К выполнению графических работ учащиеся привлекаются на уроках всœех дисциплин во всœех классах, но особое место они занимают на уроках черчения.

В качестве требований к этому методу обучения можно сформулировать следующие:

— понимание учащимися теоретической основы выполняемой работы;

— высокая познавательная ценность выполняемых действий;

— знание учащимися сферы применения вырабатываемых умений;

— предъявление эстетических требований к оформлению работы;

— следование установленным стандартам в изображении и размещении условных обозначений.

Лабораторная работа проведение учащимися по заданию учителя опытов с использованием приборов, инструментов и других приспособлений, ᴛ.ᴇ. это изучение учащимися каких-либо явлений, процессов с помощью специального оборудования.

Лабораторные работы проводятся в средних и старших классах — чаще всœего на уроках естественных дисциплин — биологии, химии, физики, географии. Οʜᴎ могут проводиться в иллюстративном и исследовательском плане.

В любом случае к лабораторным работам предъявляются такие требования:

— четкая определœенность цели выполняемой работы, ее понятность учащимся;

— наличие плана работы (инструкции, технологической карты);

— подготовленность учащихся к использованию оборудования, выполнению действий;

— обеспечение мер техники безопасности;

— наблюдение и контроль учителя за выполнением учащимися запланированных действий;

— фиксация учащимися хода и результатов лабораторной работы в записях, рисунках, схемах;

— формулирование выводов, обсуждение результатов и оценка выполненной работы.

Практические работы применение учащимися знаний и умений в деятельности, обеспечивающей получение практического результата в виде изделия, произведения, изменения изучаемого (осваиваемого) объекта. Проводятся в мастерских, на пришкольном участке и в классе с целью закрепления полученных знании, их применения, включения учащихся в реальную, связанную с жизнью деятельность.

Читайте также:  Роль учителя в процессе формирования личности

Перед проведением практической работы учитель добивается знания и понимания учащимися цели и последовательности предстоящей деятельности, мер техники безопасности в случае работы с инструментами и оборудованием. В ходе работы осуществляет наблюдение за ее ходом, в случае крайне важно сти работа приостанавливается для дополнительного инструктажа или оказания индивидуальной помощи.

При организации практических работ следует руководствоваться такими основными требованиями:

— обеспечить наличие у учащихся необходимых знаний и заинтересовать их в выполнении предстоящей работы;

— привлечь их к участию в составлении плана работы;

— познакомить учеников с правилами техники безопасности (при работе с оборудованием и машинами);

— обеспечивать высокую воспитательную значимость содержания и результатов работы;

— использовать групповые (коллективные) формы труда;

— стимулировать систематический самоконтроль за ходом и результатами работы;

— завершением работы должны быть ее обсуждение и оценка.

  • — Лекция №9. Практические методы обучения

    Практические методы Практические методы – это группа методов по источнику – самостоятельная учебно-практическая деятельность учащихся. НО! Самостоятельная работа по одному из уже названных источников. Самостоятельная работа предполагает формирование знаний и… [читать подробнее].

  • — Практические методы и приемы

    Основываются на активной двигательной деятельности обучаемых. Эти методы можно условно разделить на две группы: 1. Методы строго регламентированного упражнения. Эти различия относительны, так как момент регламентации имеется в любом методе. К методам строго… [читать подробнее].

  • — Практические методы коррекции амплитудно-частотной характеристики системы воспроизведения звука в помещении

    1. Контрольный микрофон располагается примерно в середине помещения, по направлению к сцене. Затем он подключается к одному из каналов микшерного пульта, устанавливается в этом канале линейная характеристика и постепенно увеличивается уровень сигнала этого микрофона. В… [читать подробнее].

  • — Лекция 5. Практические методы расчета токов трехфазного короткого замыкания.

    Лекция 4. Токи трехфазного короткого замыкания. ния. ЭДС генераторов симметричны, т.е. не содержат обратной и нулевой составляющих. Отсюда следует, что: а) в электрических системах существуют… [читать подробнее].

  • — Наглядные и практические методы обучения

      Под наглядными методами обу­чения понимаются такие методы, при которых усвоение учебного материала находится в существенной зависи­мости от применяемых в процессе обучения наглядного пособия и технических средств. Наглядные методы ис­пользуются во взаимосвязи со… [читать подробнее].

  • — ЛЕКЦИЯ № 38. Наглядные и практические методы обучения

      Наглядные методы условно делятся на две группы: 1) метод иллюстраций – показ ученикам иллюстративных пособий: плакатов, карт, зарисовок на доске, картин, портретов ученых и т. д. Иллюстративные пособия могут быть сделаны учениками, так как это способствует лучшему… [читать подробнее].

  • — ПРАКТИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ

    Практические методы обучения — это такие методы с помощью которых педагог придает познавательной деятельности детей, усвоению новых знаний, умений практический харак­тер. Это значит, что деятельность направлена на реальное преобразование вещей, в ходе которого ребенок… [читать подробнее].

  • — Практические методы определения работоспособности

    Практические методы определения работоспособности и бризантности Способы ведения взрывных работ Практические методы определения работоспособности и бризантности. Лекция № 7 Под фугасным действием понимают общее действие… [читать подробнее].

  • — Практические методы определения работоспособности

    Практические методы определения работоспособности и бризантности Способы ведения взрывных работ Практические методы определения работоспособности и бризантности. Лекция № 7 Под фугасным действием понимают общее действие… [читать подробнее].

  • — Практические методы

    Источником знания является практическая деятельность учащихся. Она обеспечивает не только закрепление и применение знаний, но формирует опыт, умения, служит интеллектуальному, физическому и нравственному развитию. К практическим методам относятся следующие методы. … [читать подробнее].

  • Источник: http://referatwork.ru/category/pedagogika/view/256819_prakticheskie_metody

    Практические методы обучения

    Сохрани ссылку в одной из сетей:

    ТЕМА: Практические методы обучения.

    План

    1. Понятие о методах обучения.

    2. Выбор методов обучения.

    3. Сущность и содержание практических методов обучения.

    1. Понятие о методах обучения.

    Метод (от греч. слова metodos «путь к чему-либо») означает способ достижения цели.

    Поиск ответа на традиционный дидактический вопрос — как учить? — выводит нас на категорию методов обучения. Без них невозможно достичь поставленной цели, реализовать намеченное содержание, наполнить обучение познавательной деятельностью.

    Метод — это сердцевина учебного процесса, связующее звено между запроектированной целью и конечным результатом.

    Методы обучения – это способы упорядоченной взаимосвязанной деятельности учителя и учащихся, направленные на решение задач образования, воспитания и развития в процессе обучения. (А.Е.Дмитриев и Ю.А.Дмитриев).

    В структуре методов обучения выделяются приемы.

    Приемы обучения — это элементы, составные части, детали метода обучения.

    (Например, инструктаж, выдача задания; в методе обучения беседе составными элементами могут быть приемы постановки вопросов, требования к ответам учащихся; сообщение плана изложения нового материала может стать приемом метода рассказа, объяснения; приемы анализа, синтеза, сравнения используются при объяснении, беседе, рассказе, упражнениях).

    2.Выбор методов обучения.

    Выбор методов обучения зависит от:

    • от конкретных педагогических целей (формирование знаний, выработка умений и навыков, их закрепление, повторение, обобщение);
    • от особенностей содержания учебного материала (сложности, новизны);
    • от возрастных особенностей и возможностей учащихся;
    • от уровня подготовленности учащихся, уровня сформированности у них ЗУН;
    • от учебно-материальной оснащенности учебного заведения — наличия оборудования, наглядных пособий, технических средств (ИКТ);
    • от возможностей и индивидуальных особенностей учителя, его личностных качеств, уровня теоретической и практической подготовленности, педагогического мастерства.

    Тот метод следует считать лучшим, подчеркивал Л.Н.Толстой, которым лучше владеет педагог.

    3. Сущность и содержание практических методов обучения.

    Существуют сотни классификаций по различным основаниям. Вот наиболее разработанные из них.

    1 классификация: по источнику знаний.

    Методы обучения

    Источники знаний, умений и навыков, методы их передачи и приобретения

    Словесные методыобучения Наглядные методыобучения Практические методыобучения
    лекциярассказобъяснениебеседадискуссия работа с книгой наблюденияиллюстрациидемонстрации упражнениялабораторные работыпрактические работывыполнение учебно-трудовыхзаданий
    живое слово книга жизненные явления илиих изображения практический опыт

    Практические методы обучения основаны на практической деятельности учащегося. Этими методами формируют практические умения и навыки. К практическим методам относятся упражнения, лабораторные работы, практические работы, выполнение учебно-трудовых заданий.

    Упражнения — это многократное выполнение умственного или практического действия с целью овладения им или повышения его качества.

    Упражнения применяются при изучении всех предметов и на различных этапах учебного процесса. Характер и методика упражнений зависит от особенностей учебного предмета, конкретного материала, изучаемого вопроса и возраста учащегося. Упражнения по своему характеру подразделяются на:

    • устные
    • письменные
    • графические

    Устные упражнения широко используются в процессе обучения. Они связаны с развитием культуры речи, логического мышления, познавательных возможностей учащихся.

    Назначение их многопланово: овладение техникой и культурой чтения, устного счета, рассказа, логического изложения знаний и т.д. Большую роль играют устные упражнения при изучении языков, особенно иностранных.

    Постепенно они усложняются в зависимости от возраста и уровня развития учащихся.

    Письменные упражнения (стилистические, грамматические, орфографические диктанты, сочинения, конспекты, решения задач, описание опытов и т.д.) составляют важный компонент обучения. Их главное назначения — формирование, развитие и упрочнение необходимых умений и навыков.

    К графическим упражнениям относятся работы учащихся по составлению схем, чертежей, графиков, технологических карт, изготовление альбомов, плакатов, стендов, выполнение зарисовок при проведении лабораторно-практических работ, экскурсий и т.д.

    Графические упражнения выполняются обычно одновременно с письменными и решают единые учебные задачи. Применение их помогает учащимся лучше воспринимать, осмысливать и запоминать учебный материал, способствовать развитию пространственного воображения. ч

    К учебно-трудовым заданиям относятся практические работы учащихся, имеющие производственно-трудовую направленность. Целью этих упражнений являются применение теоретических знаний учащихся в трудовой деятельности. Также упражнения способствуют трудовому воспитанию учащихся.

    Лабораторные работы — это проведение учащимися по заданию учителя опытов с использованием приборов, применением инструментов и других технических приспособлений, т.е. это изучение учащимися каких-либо явлений с помощью специального оборудования. Лабораторные работы проводятся в иллюстративном или исследовательском плане.

    Лабораторная работа может быть частью урока, может занимать весь урок и более.

    Практические работы проводятся после изучения крупных разделов, тем и носят обобщающий характер. Они могут проводиться не только в классе, но и за пределами школы (измерения на местности, работа на пришкольном участке).

    Практический метод отличается от лабораторного тем, что в деятельности учащихся преобладает применение теоретически полученных знаний к решению практических задач. Данный метод выполняет функцию углубления знаний, умений, способствует решению задач контроля и коррекции, стимулированию познавательной деятельности.

    Практический метод лучше других способствует приучению учащихся к добросовестному выполнению задания, способствует формированию таких качеств, как хозяйственность, экономность и т.д.

    У учащихся формируется привычка тщательной организации трудового процесса (осознание целей предстоящей работы, анализ задачи и условий ее решения, составление плана и графика выполнения работы, подготовка материалов и инструментов, тщательный контроль качества работы, анализ выводов).

    Вывод: такова краткая характеристика методов обучения, классифицируемая по источникам знаний. Ее неоднократно подвергали критике в педагогической литературе.

    Ее главным недостатком считается то, что данная классификация не отражает характер познавательной деятельности учащихся в обучении, не отражает степень их самостоятельности в учебной работе.

    Тем не менее, именно эта классификация пользуется наибольшей популярностью у учителей-практиков.

    Источник: https://works.doklad.ru/view/KZHE8lvg2sA.html

    Практические методы обучения в процессе изучения математики.docx — научная статья «практические методы обучения в процессе изучения математики»

    Поиск материалов:Количество Ваших материалов: 0.Авторское
    свидетельство о публикации в СМИСвидетельство
    о создании электронного портфолиоГрамота за
    информатизацию образованияРецензия
    на любой материал бесплатноВидеоуроки
    по быстрому созданию эффектных презентаций

    ПРАКТИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯМАТЕМАТИКИМ.А.

    Вуйлова, методист, преподавательматематики высшей категории Одной из острых проблем современной дидактики является проблема классификации методов обучения. В настоящее время нет единой точки зрения по этому вопросу. В связи с тем, что разные авторы в основу подразделения методов обучения на группы и подгруппы кладут разные признаки, существует ряд классификаций.

    Наиболее ранней классификацией является деление методов обучения на методы работы преподавателя (рассказ, объяснение, беседа) и методы работы студентов (упражнения, самостоятельная работа). Распространенной является классификация методов обучения по источнику получения знаний.

    В соответствии с таким подходом выделяют: а) словесные методы (источником знания является устное или печатное слово); б) наглядные методы (источником знаний являются наблюдаемые предметы, явления, наглядные пособия); в) практические методы (обучающиеся получают знания и вырабатывают умения, выполняя практические действия).

    Практические методы основаны на практической деятельности обучающихся, применяются в обучении для познания реальности, формирования умений и навыков, углубления знаний. Для этого используютсятакие приемы как планирование выполнения задания, постановка задач, оперативное стимулирование, контроль и регулировка, тестирование результатов, выявление и анализ ошибок.

    Практические методы применяются совместно с наглядными и словесными. Практические методы обучения в педагогике подразделяют на: 1. Упражнения 2. Лабораторный метод 3. Практический метод 4. Познавательные игры Упражнения.

    Под упражнением понимается целенаправленное, планомерное и циклическое выполнение действий, целью которого считается овладение этими действиями или улучшение их качества. Для того, чтобы обучающиеся в полной мере овладели этими действиями, необходимо без ошибок организовывать упражнения. Упражнения применяются при изучении математики на различных этапах

    учебного процесса. Характер и методика упражнений зависит от особенностей

    конкретного материала, изучаемого вопроса и возраста студентов. Следует отметить, что упражнения тесно связаны с развитием культуры речи, закономерного мышления, познавательных способностей обучающихся.

    По степени самостоятельности студентов при выполнении упражнений выделяют: а) упражнения по воспроизведению известного с целью закрепления — воспроизводящие упражнения; б) упражнения по применению знаний в новых условиях — тренировочные упражнения.По своей сущности упражнения делятся на 3 вида:1. Устные.

    Назначение их многопланово: овладение техникой и культурой устного счета, повествования, закономерного изложения информации и т.д. Со временем они усложняются в зависимости от возраста и уровня развития обучающихся. 2. Письменные. Эти упражнения (конспекты, решения задач, описание опытови т.д.) составляют основу обучения.

    Их главное назначение ­ формирование, развитие и упрочнение необходимых умений и навыков.3. Графические. К ним относятся работы обучающихся по составлению схем, чертежей, графиков, технологических карт, выполнение зарисовок в ходе работ и т.д. Графические упражнения совмещаются одновременно с письменными и решают общие учебные задачи.

    Читайте также:  Развитие фантазии у детей

    Использование их помогает обучающимся гораздо лучше принимать, осмысливать и запоминать учебный материал, развивать пространственное воображение. Отдельно рассматриваются учебные упражнения, имеющие производственно­трудовую тенденцию. Целью их считается использование теоретических знаний обучающихся в трудовой работе.

    Кроме того, такие упражнения содействуют трудовому воспитанию обучающихся. Установлено, что если упражнения сопровождаются комментированием педагога и периодически повторяются, то они гораздо лучше и быстрее осваиваются обучающимися. В целом, метод упражнений имеет самую большую эффективность среди практических методов обучения.

    Если при выполнении действий обучающийся про себя или вслух проговаривает, комментирует предстоящие операции, такие упражнения называют комментированными. Комментирование действий помогает педагогу обнаруживать типичные ошибки, вносить коррективы в действия студентов. Рассмотрим особенности применения упражнений.

    Устные упражнения способствуют развитию логического мышления, памяти, речи и внимания обучающихся. Они отличаются динамичностью, не требуют затрат времени на ведение записей. Письменные упражнения используются для закрепления знаний и выработки умений в их применении. Использование их способствует развитию

    логического мышления, самостоятельности в работе. Письменные упражнения

    могут сочетаться с устными и графическими. К графическим упражнениям относятся работы студентов по составлению схем, чертежей, графиков, плакатов, стендов. Графические упражнения выполняются обычно одновременно с письменными и решают единые учебные задачи.

    Применение их помогает обучающимся лучше воспринимать, осмысливать и запоминать учебный материал, способствует развитию пространственного воображения. Графические работы в зависимости от степени самостоятельности обучающихся при их выполнении могут носить воспроизводящий или тренировочный характер.

    К учебно­трудовым упражнениям относятся практические работы студентов, имеющие производственно­трудовую направленность. Целью этих упражнений является применение теоретических знаний обучающихся в трудовой деятельности. Такие упражнения способствуют трудовому воспитанию обучающихся.

    Упражнения являются эффективными только при соблюдении ряда требований к ним: сознательный подход студентов к их выполнению; соблюдение дидактической последовательности в выполнении упражнений.

    Сначала упражнения по заучиванию и запоминанию учебного материала, затем— на воспроизведение — применение ранее усвоенного — на самостоятельный перенос изученного в нестандартные ситуации — на творческое применение, с помощью которого обеспечивается включение нового материала в систему уже усвоенных знаний, умений и навыков.

    Крайненеобходимы и проблемно­поисковые упражнения, которые формируют у студентов способность к догадке, интуицию. Лабораторный метод.

    Лабораторные работы ­ это проведение обучающимися по заданию педагога опытов с внедрением устройств, применением инструментов и прочих технических устройств, то есть это исследование обучающимися некоторых явлений при помощи специального оборудования. Лабораторные работы могут проводиться в иллюстративном либо исследовательском плане.

    В основе лабораторного метода лежит самостоятельная деятельность обучающихся по усвоению знаний, однако все работы проводятся под руководством педагога. Он может применяться как индивидуально, так и в группах. Более успешным считается проблемный лабораторный метод, так как в период его проведения выдвигается гипотеза, планируется ее доказательство или опровержение, а также подбираются требуемые приборы и материалы лично самими обучающимися. Практический метод. Практический метод по своей структуре имеет много общего с лабораторным методом, однако отличается от него тем, что

    обучающиеся используют на практике те знания, которыми они уже обладают.

    Таким образом, на первый план выдвигается умение применять на практике теоретические знания. Практический метод содействует углублению знаний и умений, доводит до совершенства качество решения задач, учит исправлять ошибки и контролировать свои действия, активизирует познавательную деятельность.

    В практическом методе выделяются следующие этапы: педагог знакомит обучающихся с теорией вопроса; проводится инструктаж; показывается пример; выполняется работа; задание контролируется, проверяется и оценивается. Практические работы, как правило, проводятся после изучения крупных тематических разделов и носят обобщающий характер. . Они проводятся в аудитории.

    Практический метод лучше других содействует приучению обучающихся к добросовестному выполнению задания, содействует формированию таких качеств, как хозяйственность, экономность, трудолюбие.

    У обучающихся формируются навыки кропотливой организации трудового процесса (осознание целей будущей работы, постановка задач и выбор их решения, создание плана работы, подготовка материалов и инструментов, тщательный контроль качества работы, подведение итогов). Особый вид практических методов обучения составляют занятия с обучающими программами на компьютере.

    Познавательные игры. Познавательные игры создают такие ситуации, которые в полной мере моделируют окружающую действительность. Основная цель обучающихся при этом – найти из такой ситуации выход. Это содействует стимулированию познавательного процесса.

    В процессе игры у обучающихся вырабатывается умение концентрироваться, думать самостоятельно, развивается внимание, желание узнавать новое. Увлекшись, и не замечают, что учатся: пополняют запас знаний, развивают фантазию. Даже самые слабые и пассивные с удовольствием включаются в игру, прилагая все усилия, чтобы не подвести товарищей.

    Игра также оказывает большое влияние на чувственно­эмоциональную сферу. Она создаету обучающихся психологический настрой, формирует положительное отношение к деятельности, а также позволяет повторять один и тот же материал разнообразно и увлекательно. В последнее время особенно популярны стали симуляционные игры, когда обучающиеся должны воспроизвести конкретные качества.

    Также применяются и такие виды игрового метода, как генерация и инсценизация мыслей. Под генерацией понимается такая деятельность, в ходе которой обучающиеся активизируют (генерируют) свои мысли для решения поставленной задачи. Инсценизация же может проявляться в самых разных формах: диалог на заданную тему, заранееподготовленное театрализованное представление и т.д. Следует отметить, что познавательные игры являются в большей степенинетрадиционными методами обучения, однако сегодня они регулярно

    внедряются в образовательный процесс и дают значимые результаты.

    Такова краткая характеристика методов обучения, классифицируемая по источникам знания. Ее неоднократно и достаточно обоснованно подвергали критике в педагогической литературе.

    Главным ее недостатком считается то, что данная классификация не отражает характер познавательной деятельности студентов в обучении, не отражает степень их самостоятельности в учебной работе. Тем не менее именно эта классификацияпользуется наибольшей популярностью у преподавателей.

    Исходя из этого, ученые­педагоги уже с середины двадцатого века стали обращать все большее внимание на разработку проблемы классификации методов обучения с учетом вышеназванных уровней усвоения обучающимися знаний и способов деятельности.СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.1. Педагогика И.П. Подласый.

    Новый курс уч. для студентов пед.вузов: в 2 кн.Москва. Гумонит.изд.центр ВЛАДОС, 1999 ­ Кн.1 Общие основы процесса обучения.2. Столяренко Л.Д. Педагогика. Ростов­на­Дону «Феникс» 2003.3. Харламов И.Ф. Педагогика. Минск. 2001.4. Педагогика. Учебник /под ред. Л.П. Кришенко М.

    : ТК Велби, Издательство «Проспект» 2004.Семушина Л.Г., Ярошенко Н.Г. Содержание и методы обучения в средних специальных учебных заведениях: учебно­методическое пособие. М. Высшая

    школа, 1990.

    Прямая ссылка на скачивание файла: Скачать файлЗдравствуйте, проверьте свои знания
    во Всероссийских педагогических тестированиях:
    — выберите тему — пройдите небольшой тест

    — получите СЕРТИФИКАТ ОТЛИЧИЯ

    Подробнее… или выбрать тему

    Источник: https://znanio.ru/media/nauchnaya_statya_prakticheskie_metody_obucheniya_v_protsesse_izucheniya_matematiki-221663/248405

    Методы практического обучения

    Практические методы обучения основаны на практической деятельности студентов. Этими методами формируются практические умения и навыки. К практическим методам относятся упражнения, лабораторные и практические работы.

    Упражнения. Под упражнениями понимают повторное (многократное) выполнение умственного или практического действия с целью овладения или повышения его качества.

    Упражнения применяются при изучении всех предметов и на различных этапах учебного процесса.

    Характер и методика упражнений зависит от особенностей учебного предмета, конкретного материала, изучаемого вопроса и возраста студентов.

    Упражнения по своему характеру подразделяются на устные, письменные, графические и учебно-трудовые. При выполнении каждого из них студенты совершают умственную и практическую работу.

    Пo степени самостоятельности студентов при выполнении упражнений выделяют:

    · упражнения по воспроизведению известного с целью закрепления — воспроизводящие упражнения;

    · упражнения по применению знаний в новых условиях – тренировочные упражнения.

    Если при выполнении действий студент про себя или вслух проговаривает, комментирует предстоящие операции; такие упражнения называют комментируемыми. Комментирование действий помогает преподавателю обнаружить типичные ошибки, внести коррективы в действия студентов.

    Рассмотрим особенности применения упражнений.

    Устные упражнения способствуют развитию логического мышления, памяти, речи и вниманию студентов. Они отличаются динамичностью, не требуют затрат времени на ведение записей.

    Письменные упражнения используются для закрепления знаний и выработки умений в их применении. Использование их способствует развитию логического мышления, культуры письменной речи, самостоятельности в работе. Письменные упражнения могут сочетаться с устными и графическими.

    К графическим упражнениям относятся работы студентов по составлению схем, чертежей, графиков, технологических карт, изготовление альбомов, плакатов, стендов, выполнение зарисовок при проведении лабораторно-практических работ, экскурсий и т. д.

    Графические упражнения выполняются обычно одновременно с письменными и решают единые учебные задачи. Применение их помогает студентам лучше воспринимать учебный материал, способствует развитию пространственного воображения.

    Графические работы, в зависимости от степени самостоятельности студентов при их выполнении, могут носить воспроизводящий, тренировочный или творческий характер.

    Творческие работы студентов.

    Выполнение творческих работ является важным средством развития творческих способностей студентов, формирования навыков целенаправленной самостоятельной работы, расширения и углубления знаний, умения использовать их при выполнении конкретных задач.

    К творческим работам студентов относятся: написание рефератов, сочинений, рецензий, разработка курсовых и дипломных проектов, выполнение рисунков, эскизов и различного рода других творческих заданий.

    Лабораторные работы — это проведение студентами по заданию преподавателя опытов с использованием приборов, применением инструментов и других технических приспособлений, т. е. это изучение студентами каких- либо явлений с помощью специального оборудования.

    Практическое занятие — это основной вид учебных занятий, направленный на формирование учебных и профессиональных практических умений и навыков.

    Лабораторно-практические занятия играют важную роль в процессе обучения студентов.

    Значение их состоит в том, что они способствуют развитию у студентов умения применять теоретические знания к решению практических задач, вести непосредственно наблюдения за происходящими процессами и явлениями и на основе анализа результатов наблюдения учатся самостоятельно делать выводы и обобщения.

    Здесь студенты приобретают самостоятельно знания и практические навыки обращения с приборами, материалами, реактивами, оборудованием. Лабораторные и практические занятия предусмотрены учебными планами и соответствующими учебными программами.

    Задача преподавателя — методически правильно организовать выполнение студентами лабораторно-практических работ, умело направить деятельность студентов, обеспечить занятие необходимыми инструкциями, методическими пособиям, материалом и оборудованием; четко поставить учебно-познавательные цели занятия.

    Важно также при проведении лабораторных и практических работ ставить перед студентами вопросы творческого характера, требующие самостоятельной постановки и решения проблемы. Преподаватель осуществляет контроль за работой каждого студента, оказывает помощь тем, кто в этом нуждается, дает индивидуальные консультации, всемерно поддерживает активную познавательную деятельность всех студентов.

    Проводятся лабораторные работы в иллюстрированном или исследовательском плане.

    Практические работы проводятся после изучения крупных разделов, тем и носят обобщающий характер.

    Методы проблемного обучения

    Проблемное обучение предполагает создание проблемных ситуаций, т. е. таких условий или такой обстановки, при которых необходимость процессов активного мышления, познавательной самостоятельности студентов, нахождение новых неизвестных еще способов и приемов выполнения задания, объяснения еще непознанных явлений, событий, процессов.

    В зависимости от уровня познавательной самостоятельности студентов, степени сложности проблемных ситуаций и способов их решения различают следующие методы проблемного обучения.

    Сообщающее изложение с элементами проблемности. Этот метод предполагает создание единичных проблемных ситуаций незначительной сложности.

    Преподаватель создает проблемные ситуации лишь на определенных этапах урока, с тем, чтобы вызвать интерес студентов к изучаемому вопросу, сконцентрировать их внимание на своих словах и действиях. Проблемы решаются по ходу изложения нового материала самим преподавателем.

    При использовании в обучении данного метода роль студентов довольно пассивна, уровень их познавательной самостоятельности невысок.

    Читайте также:  Как развить у ребёнка память

    Познавательное проблемное изложение. Суть данного метода состоит в том, что преподаватель, создавая проблемные, ситуаций, ставит конкретные учебно-познавательные проблемы и сам в процессе изложения материала осуществляет показательное решение поставленных проблем.

    Здесь на личном примере преподаватель показывает студентам какими приемами и в какой логической последовательности следует решать проблемы, возникшие при данной ситуации.

    Усваивая логику рассуждений и последовательность поисковых приемов, которыми пользуется преподаватель в процессе решения проблемы, студенты производят действия по образцу, мысленный анализ проблемных ситуаций, сопоставляют факты и явлений и знакомятся со способами построения доказательства.

    На таком уроке преподаватель использует широкий круг методических приемов — создание проблемной ситуации с целью постановки и решения учебно-познавательной проблемы: объяснение, рассказ, применение технических средств и наглядных учебных пособий.

    Диалогическое проблемное изложение. Преподаватель создает проблемную ситуацию. Решение проблемы идет совместными усилиями преподавателя и студентов. Наиболее активная роль студентов проявляется на тех этапах решения проблемы, где требуется применение уже известных им знаний.

    Этот метод создает довольно широкие возможности для активной творческой, самостоятельной познавательной деятельности студентов, обеспечивает тесную обратную связь в обучении, студент привыкает высказывать свои мнения вслух, доказывать и отстаивать их, что, как нельзя лучше, воспитывает активность его жизненной позиции.

    Эвристический или частично-поисковый метод применяется тогда, когда преподаватель ставит цель обучить студентов отдельным элементам самостоятельного решения проблемы, организовать и вести силами студентов частичный поиск новых знаний.

    Поиски решения проблемы осуществляются либо в виде определенных практических действий, либо путем наглядно- действенного или абстрактного мышления — на основе личных наблюдений или информации, полученной от преподавателя, из письменных источников и т. д.

    Как и при других методах проблемного обучения, преподаватель в начале занятия ставит перед студентами проблему в словесной форме, или путем демонстрации опыта, или в виде задания, состоящего в том, чтобы на основе полученной информации о фактах, событиях, устройстве различных машин, агрегатов, механизмов студенты сделали самостоятельные выводы, пришли к определенному обобщению, установили причинно-следственные связи и закономерности, существенные различия и принципиальные сходства.

    Исследовательский метод. В деятельности преподавателя при применении исследовательского и эвристических методов мало отличий. Оба метода с точки зрения построения их содержания идентичны.

    Как и эвристический, так и исследовательский методы предполагают постановку учебных проблем и проблемных задач; управление преподавателем учебно-познавательной деятельностью студентов, а студенты в том и другом случае усваивают новые знания , в основном путем решения учебных проблем.

    Если в процессе реализации эвристического метода, вопросы, указания и частные проблемные задания носят упреждающий характер, т. е.

    ставятся до или в процессе решения проблемы, и они выполняют направляющую функцию, то при исследовательском методе вопросы ставятся после того, как студенты в основном справились с решением учебно — познавательной проблемы и постановка их служит для студентов средством контроля и самопроверки правильности своих выводов и понятий, приобретенных знаний.

    Исследовательский метод, таким образом, является более сложным и характеризуется более высоким уровнем самостоятельной творческой поисковой деятельности студентов.

    Он может быть применен на занятиях со студентами, обладающими высоким уровнем развития и довольно хорошими навыками творческой работы, самостоятельного решения учебно- познавательных проблем, ибо этот метод обучения по своему характеру приближается к научно-исследовательской деятельности.

    Выбор методов обучения

    В педагогической науке на основе изучения и обобщения практического опыта преподавателей сложились определенные подходы к выбору методов обучения в зависимости от различного сочетания конкретных обстоятельств и условий протекания учебно-воспитательного процесса.

    Выбор метода обучения зависит:

    · от общих целей образования, воспитания и развития студентов и ведущих установок современной дидактики;

    · от особенностей изучаемого предмета;

    · от особенностей методики преподавания конкретной учебной дисциплины и определяемых ее спецификой требований к отбору общедидактических методов;

    · от цели, задач и содержания материала конкретного урока;

    · от времени, отведенного на изучение того или иного материала;

    · от возрастных особенностей студентов;

    · от уровня подготовленности студентов (образованности, воспитанности и развития);

    · от материальной оснащенности учебного заведения, наличия оборудования, наглядных пособий, технических средств;

    · от возможностей и особенности преподавателя, уровня теоретической и практической подготовленности, методического мастерства, его личных качеств.

    Выбирая и применяя методы и приемы обучения, педагогический работник стремится найти наиболее эффективные методы обучения, которые обеспечивали бы высокое качество знаний, развитие умственных и творческих способностей, познавательной, а главное самостоятельной деятельности студентов

    Источник: https://studopedia.net/6_103293_metodi-prakticheskogo-obucheniya.html

    Практические методы

    Саркисян Светлана Игоревна

    Совсем скоро, наступит один  из самых мистических и загадочных праздников в году. В США – он известен, как Хэллоуин, в странах Скандинавии  как Кекри, а в Ирландии, Великобритании как  Самайн.   Вникнув в суть праздников, находишь удивительную взаимосвязь. Как Кекри, так и Самайн и Хэллоун — это праздники перехода к зиме. В Финляндии удивительным словом «Кекри» обозна…

    Подробнее…

    Наверное, где-нибудь в джунглях Ама­зонии или на малюсеньких островках в Океании почувствовать себя счастливым намного проще. Что касается рядового горожанина (меня, например), то он просто не мо­жет не испытывать множества разно­образных стрессов.

    Как мимолетных (когда он с трудом выпрыгивает из-под колес автобуса, летящего на крас­ный свет), так и постоянных (неполад­ки в семье, на работе и т.д.). Не ска­зать чтобы мой собственный стресс меня уж очень сильно угнетал. Но все же почему бы не попробовать с ним побороться? Сказано — сделано.

    Хорошенько подумав, сравнив различные прикладные методы в психологии, я решил остановиться на арт-терапии. С детства люблю рисовать. Хотя и не умею. Но этого, как выяснилось позже, от меня и не требовалось.

    Небольшая комната-студия, не­сколько складных стульев (се­ансы могут быть индивидуаль­ными и групповыми) и мой на­ставник психолог.

    Подробнее…

    Системные расстановки —относительно молодой метод решения межличностных конфликтов. Именно поэтому ведутся дискуссии касательно его происхождения. Несомненно, и наука и религия сыграли огромную роль в формировании принципов системных расстановок, однако, что же больше повлияло на центральную концепцию этого метода?

    Основоположником этой доктрины считают Берта Хеллингера — немецкого философа и психотерапевта. На самом деле он лишь описал увиденное им применение метода. Более чем двадцатилетнее служение Богу в качестве миссионера помогло ему понять суть происходящего.

    Подробнее…

    Как правильно применять исцеляющие настрои кандидата психологических наук Сытина Г.Н.: Легче усваивать настрой, если прослушивать его в звукозаписи. Записать настрой на аудионоситель вы можете для себя сами. Тон изложения должен быть деловым, твердым, убедительным. Таким же тоном при возможности проговаривайте настрой вслух, а нет условий — читайте или проговаривайте по памяти, про себя.

    Независимо от того, знает человек текст наизусть или нет, настрой усваивается только в процессе его прослушивания или проговаривания. Усваивать настрой нужно до тех пор, пока ваше состояние не придет в полное соответствие с содержанием настроя.

    Подробнее…

    Бесспорно, многие психологические тренинги полезны, потому что они дают базовые навыки требуемого и желаемого, целесообразного поведения, учат, как правильно поступать и реагировать на определенные ситуации ради достижения поставленных целей.

    При этом тренинги должны давать не только базовые навыки грамотных действий, но и пояснять для чего то или иное поведение желательно. Ведь и обезьяну можно обучить определенным действиям, выдрессировать ради лакомого кусочка.

    Как отличить хороший тренинг от пустой траты денег? Должно меняться не только ваше поведение, но и ваша внутренняя составляющая. Меняться не под давлением извне, а приниматься вами изнутри, словно прирастать к вашей сущности, а не быть инородным элементом. Все новое должно так или иначе согласоваться с тем, что вы уже знали раньше, не вызывать у вас противоречия мыслей, чувств и действий.

    Подробнее…

    Прежде чем перейти к описанию телесно-ориентированных упражнений определим почему возникает алкоголизм и почему именно эти методы полезны для профилактики и лечения алкоголизма.

    Причины алкоголизма во многом схожи на причины появления и сохранения других зависимостей и психотерапия в данном случае  заключается в осознании своих запрещенных чувств и эмоций, проявлении их, замене существующих установок, когниций на новые, более рациональные. Итак причины алкоголизма и их устранение:

    Подробнее…

    До сих пор не утихают споры о том, что такое медитация и каково ее отличие от релаксации. В данном случае это совершенно неважно, поскольку обе они облегчают тяже­лое состояние человека. И медитация, и релаксация вык­лючают или замедляют ваши «внутренние часы», отгора­живая вас от тревог и волнений. Занимают они, как правило, не более 10—30 минут.

    Если вы можете просто посидеть в кресле в темной комнате, то считайте, что у вас уже есть необходимые условия. Одно из преимуществ техники медитации — простота орга­низации. Она даст вам определенные навыки, которые за­щитят организм от разрушительного влияния стресса. Тре­нируясь около месяца, вы научитесь медитировать.

    Согласно последним современным исследованиям, медитация способствует:

    — снижению мышечного напряжения;
    — регуляции дыхания;
    — снижению уровня солей молочной кислоты в крови (синтез этих соединений повышается при возникно­вении чувства тревоги и страха);
    — нормализации пульса.
    Другими словами, медитация помогает преодолеть стресс.

    Подробнее…

    Для усвоения настроя отказа от курения прочитывайте или прослушивайте его звукозапись (предварительно самостоятельно начитав на кассету или диск). Тон изложения должен быть де­ловым, твердым, убедительным, без всякого пафоса.

    Таким же тоном при возможности проговаривайте настрой вслух, а нет условий — читайте или проговаривайте по памяти, про себя. Одни люди предпочитают прослуши­вать настрой, другие — прочитывать. Это кому как нра­вится. При прослушивании можно еще и заниматься чем-нибудь.

    Но лучше, если вы постараетесь не отвлекаться и сосредоточитесь.

    Настраивайте себя на глубокое, прочное усвоение настроя. Независимо от того, знает человек текст наизусть или нет, настрой усваивается только в процессе его прослушивания или проговаривания. Нужно работать с установкой до тех пор, пока ваше состояние не придет в полное соответствие с содержанием настроя.

    Подробнее…

    Счастье это то, что мы выбрали для себя. Есть много причин, чтобы быть несчастным, но мы решили для себя быть счастливыми, потому что это заставляет нас чувствовать себя живыми.

    Гениальное решение – ключ к личному освобождению, счастью и высоким достижениям. Отправной точкой пути к вашему личному освобождению служит принятие полной ответственности за то, каким человеком вы являетесь, а также за то, кем вы станете.

    Вы должны безоговорочно принять: все, что вас окружает, и кем вы являетесь, зависит целиком и полностью от вас самих. С детства мы были запрограммированы на то, что кто-то несет ответственность за большую часть нашей жизни. Тогда нас обеспечивали другие люди, и мы были пассивным участниками этого процесса.

    Часто люди вступают во взрослую жизнь, бессознательно ожидая, что кто-то другой все еще отвечает за них и за то, что с ними происходит.

    Подробнее…

    Здоровье – это равновесие между нашим способом существования и окружающим миром, это гармония с самим собой и с окружающей средой.
    Заболевание — это признак нарушения  равновесия, и это же признак здоровья организма
    и оно же проявление целительных сил природы, стремящихся восстановить равновесие.

    Как может слово лечить заболевание?.. Если быть точным, лечат не слова, а мировоззрение, новый образ мышления, «здоровое» самоотношение.
    Потому что как человек думает, так он и поступает, а не наоборот.

    Все болезни и проблемы со здоровьем – это закономерно вытекающая реакция на определенный образ мышления и поведения.

    Подробнее…

    Источник: https://psycabi.net/prakticheskie-metody

    Ссылка на основную публикацию