Принципы обучения

Статья на тему: Понятие принципов обучения

Понятие принципов обучения

Принципы обучения (лат. Principum — основная, первоначало) представляют собой наиболее крупные, основополагающие требования к построению процесса обучения. Они должны охватывать все основные части этого процесса, содействовать обеспечению его целостности, эффективности.

Принципы обучения — это исходные дидактические положения, которые отражают протекание объективных законов и закономерностей процесса обучения и определяют его направленность на развитие личности.

В принципах обучения раскрываются теоретические подходы к построению учебного процесса и управлению им.

Они определяют позиции и установки, с которыми учителя и преподаватели подходят к организации процесса обучения и к поиску возможностей его оптимизации.

Поскольку принципы обучения формулируются на основе законов и закономерностей, то в их числе есть такие, которые выступают общими для организации учебного процесса во всех типах образовательных учреждений.

Н.М. Рогановский  отмечает, что изменение условий практики обучения вызывает определенные изменения в составе принципов обучения, в содержании каждого принципа.

С развитием методики преподавания математики совершенствуются и углубляются технологии реализации принципов обучения с учетом предметной специфики школьного курса математики.

Актуальной является проблема комплексного применения принципов в обучении, выработки обобщенных умений, ориентации их на ту или иную систему или технологию обучения.  

Подтвердим сказанное кратким обзором изложения принципов обучения в научно-методической литературе.

Отметим, что существенное значение имеет то, какие принципы выделялись различными авторами, в какой последовательности они перечислялись, какой принцип считался наиболее актуальным в определенный период, какое содержание вкладывалось в принципы, в какой мере принципы обеспечивали целостность процесса обучения.

Некоторое представление о развитии принципов обучения дают следующие факты. Далеко не сразу они получили отражение в научной и учебной литературе. Так в Педагогической энциклопедии, изданной в 1928-1929 гг.

дидактические принципы вообще не упоминались. В вузовском учебнике П.Н. Шимбарёва и И.Т.

Огородникова описано всего пять принципов: систематичности и последовательности обучения, сознательности, прочности, доступности и наглядности.

В методике преподавания математики под ред. С.Е. Ляпина приводится шесть принципов: наглядности, прочности, систематичности, доступности, единства теории и практики.

В методике преподавания математики в средней школе В.М. Брадиса выделяются принципы сознательности, наглядности, систематичности, прочности, активности и самостоятельности учащихся, генетического характера изложения, единства теории и практики, научности.

В педагогическом словаре        речь идет уже о девяти принципах обучения: связи теории с практикой; воспитывающего обучения; научности; систематичности; сознательности и активности учащихся; наглядности; доступности; индивидуального подхода к учащимся.

Эти принципы брались за основу изложения многих учебных пособий по методике преподавания математики.

В   Педагогике   математики   А.А. Столяра  принципы приводятся в такой последовательности:

  • научности;
  • сознательности;
  • активности;
  • наглядности;
  • прочности;
  • индивидуального подхода.

 Эти принципы приводятся в своеобразной трактовке деятельностного подхода, которая, к сожалению, применения в практике не получила.

В пособии Ю.М.  Колягина, В.А. Оганесяна, В.Я. Саннинского и Г.Л. Луканкина приводится такой же набор принципов, как и в предыдущем источнике, и добавляется принцип воспитания в обучении математике.

В более поздних изданиях расширяется состав принципов, усиливается их системообразующая роль в организации процесса обучения. Например, в курсе педагогике под ред. Ю.К.

Бабанского сформулированы следующие принципы: целенаправленности  педагогического процесса; связи школы с жизнью; научности содержания воспитания в обучении; доступности; учета возрастных и индивидуальных особенностей учащихся; систематичности и последовательности; сознательности, активности, самодеятельности и творчества учащихся; наглядности; коллективного характера воспитания и обучения; уважения личности ребенка в сочетании с разумной требовательностью к нему; оптимального выбора методов, форм и средств обучения; прочности, осознанности и действенности результатов образования, воспитания и развития; комплексного подхода к воспитанию.

Количество и формулировки принципов обучения в дидактике изменялись и в последующие десятилетия (М.А.Данилов, Б.П. Есипов, М.Н. Скаткин и др.). Работа над ними продолжается и сегодня. Предпринимаются попытки вывести единые принципы целостного педагогического процесса, отражающие закономерности обучения и воспитания.

Все принципы обучения связаны друг с другом, поэтому они могут быть представлены как система, состоящая из содержательных и процессуальных (организационно-методических) принципов. Такое их деление условно: значение каждого принципа не ограничивается только рамками своей группы. Однако оно методически правомерно, так как помогает ответить на два основных вопроса дидактики: чему и как учить?

В свою очередь Н.М. Рогановский предлагает объединить принципы обучения математике в следующие группы (Таблица 1).

Таблица 1

Название группы Название принципа
I.Принципы единства процесса обучения
  1. Принцип целеполагания, единства целей обучения.
  2. Принцип учета предметной специфики учебного курса.
  3. Принцип управляемости процесса обучения.
II.Принципы научности
  1. Принципы научности предметного содержания учебного курса:
  • принцип систематичности и последовательности изложения;
  • принцип соответствия школьного курса математической науке;
  • принцип дидактически приемлемой и обоснованной строгости.
  1. Принципы психолого-дидактической обоснованности процесса обучения:
  • принцип ориентации на определенную парадигму обучения и на применение соответствующей ей технологии и обучения.
  1. Принципы наглядности и доступности.
  2. Принципы активности, сознательности и прочности.
 III. Принципы интегративного подхода
  1. Принцип усиления развивающего обучения.
  2. Принцип выбора общего систематизирующего начала (сквозных линий) интегративных курсов математики.
  3. Принцип крупноблочного, компактного изложения родственных вопросов.
  4. Принцип интеграции знаний и их применений.
  5. Принцип дополнительности различных форм интеграции.
  6. Принцип связи обучения с жизнью (прикладной направленности обучения).

Р.С. Черкасов отмечает, что понятие «принципы обучения» дидакты используют в разных значениях. Например, Б. Наврочинский как раз такое название дал своему курсу общей дидактики.

При этом он руководствовался следующим: «Моя книга еще не представляет собой компактную и полную теорию обучения. Поэтому я и не дал ей такого слишком многозначительного названия, ограничившись более скромным: «Принципы обучения».

Одна из глав работы носит название «Принцип наглядности», который, по мнению Б. Наврочинского, присущ всем периодам обучения и воспитания.

Иначе интерпретировал содержание и область значения интересующего нас понятия К. Сосницкий.

Под принципами обучения он понимает самые общие закономерности, которых учитель должен придерживаться в ходе своей дидактической деятельности.

Они относятся к каждому действию учителя и одновременно влияют на тот или другой вид обучения ученика в зависимости от принятой учителем дидактической системы.

Таким образом, К. Сосницкий полагает, что в разных дидактических системах могут действовать различные, порой даже исключающие друг друга, принципы обучения, что, в конечном счете, свидетельствует о самостоятельности этих систем.

Кроме того, автор считает, что принципы обучения могут соотноситься с целями обучения, как, например, принцип всестороннего развития личности учащегося; с содержанием обучения, как, например, принцип дидактического материализма; с его дидактическими средствами, как, например, принцип наглядности; или, наконец, с дидактическим процессом, как, принцип «разнообразия форм обучения». Сказанное свидетельствует о том, что сторонники такого подхода понимают принципы обучения не как объективные общедидактические закономерности, а как нормативы поведения учителя, производные от принятой системы образования.

Соотнося принципы с целями, содержанием, средствами или процессом обучения, К. Сосницкий лишает их признаков общих норм дидактической деятельности. В итоге граница между принципами обучения и, например, частными методическими указаниями стирается, а между тем, в соответствии с мнением Б.

Наврочинского, принципы должны быть универсальными для всех предметов на всех уровнях дидактической работы.

Именно поэтому они не могут быть слишком конкретизированными нормами, кроме того, они должны относиться не только к тем или иным фрагментам учебно-воспитательной работы, но и ко всей этой работе в целом.

Таким образом, под принципами обучения мы будем понимать такие нормы дидактического поведения, соблюдение которых позволяет учителю ознакомить учащихся с основами систематических знаний о мире, развивать их познавательные интересы и способности, формировать их мировоззрение, а также приобщать к самообразованию. При таком понимании, принципы обучения служат достижению общих целей образования и являются общими для учебных заведений разных типов и уровней, а также для различных учебных предметов.

Источник: https://nsportal.ru/shkola/obshchepedagogicheskie-tekhnologii/library/2014/12/07/ponyatie-printsipov-obucheniya

Закономерности и принципы обучения

Процесс обучения является закономерно развивающимся процессом. В нем находят свое специфическое проявление различные закономерности. На обучение оказывают влияние общие закономерности развития общества, формирования личности, наук и самого педагогического процесса. Закономерности обучения различны.

Через эту закономерность обеспечивается реализация тяги детей к познанию окружающей действительности. При этом предполагается активное стремление педагога дать ученикам знания, которые им наиболее интересны и которые необходимы в практической жизни.

Соответствие воздействий педагога индивидуальной и коллективной деятельности учеников.

Данная закономерность требует от учителя понимания, что любая деятельность, в которую вовлечены дети в процессе обучения развивает определенные личностные качества.

Без активной индивидуальной и коллективной деятельности, решения практических проблем невозможно правильно воспитать человека, дать ему требуемые знания, навыки и умения.

Еще одна важная закономерность обучения заключается в соответствии требований педагога и возможностей обучаемых. Она требует от преподавателя учитывать индивидуальные и социально-психологические особенности ребенка, его познавательные возможности, интересы и характер деятельности в учебное и свободное время.

Деятельности педагога и учеников должна соответствовать средствам обучения. Современное обучение дает возможности для широкого использования технических средств обучения. Для повышения эффективности они должны применяться в соответствии с целями и задачами конкретных занятий.

Обучение должно соответствовать требованиям современных условий жизнедеятельности. Процесс обучения и реальная жизнь детей должны соответствовать друг другу и учитывать особенности развития современного общества.

Принципы обучения

Принципы обучения представляют собой исходные дидактические положения, отражающие протекание законов и закономерностей процесса обучения и формируют его направление на развитие личности.

Через принципы обучения раскрывается теория построения учебного процесса и управление им.

Данные принципы являются основой позиций и установок, с которыми педагоги организуют процесс обучения и оптимизируют его.

Знание и понимание принципов обучения позволяет организовать учебный процесс в соответствии с его закономерностями, четко определить цели и наполнить содержание учебного материала, выбрать правильные формы и методы обучения.

Они позволяют соблюдать поэтапность в обучении, осуществлять взаимодействие и сотрудничество между участниками процесса. Часто принципы являются общими для организации учебного процесса в любых образовательных учреждениях.

Закономерности обучения формируют его принципы. Принципы обучения включают наиболее важные положения, которые определяют требования к содержанию, организации и методике обучения. Основными принципами являются:

  • самостоятельность и активность в обучении;
  • наглядность;
  • систематичность, последовательность и комплексность;
  • высокий уровень трудности;
  • прочность овладения знаниями, навыками и умениями;
  • сочетание группового и индивидуального подхода в обучении.

Рис. 1

Сознательность, активность и самостоятельность заставляют учеников нести ответственность за цели и задачи обучения. Эти личностные качества стимулируют познавательную активность, способствуют проявлению инициативы и творчества в процессе изучения наук и применения знаний практике.

Наглядность в обучении должна иметь содержание, быть понятной и доступной для определенной возрастной категории учеников, соответствовать требованиям педагогической психологии, применяться творчески, учитывать правила обучающих методик.

Систематичность, последовательность и комплексность в обучении предполагает наличие устойчивой системы знаний той или иной дисциплины. Такой подход позволяет связывать новые знания с уже усвоенными, обеспечивает систематический контроль за организацией и результатами обучения.

Обучение, ориентированное на высокий уровень трудностей, должно учитывать умственные и физические возможности обучаемых, соответствие изучаемого материала и темпа изложения возможностям учеников. Этому принципу отвечает поэтапное изучение учебного материала, по принципу от простого к сложному, опираясь на начальный уровень подготовленности обучаемого.

Прочность овладения знаниями и навыками возможна только при разъяснении обучаемым значения учебного материала для их реальной жизни, установок на запоминание материала.

Закрепить знания можно посредством систематического повторения ранее изученного материала и применения его в практической деятельности обучаемых.

Важно стимулировать самостоятельную работу учащихся и обучать их эффективным способам такой работы.

Сочетание группового и индивидуального подхода в обучении очень важно. Это обучает детей согласованным и слаженным совместным действиям, а также формирует в детском коллективе положительный психологический климат.

Групповое обучение, отражает общность интересов учеников и создает прекрасные условия для диалога, параллельно создает условия для взаимопомощи и повышает чувство ответственности, а также формирует социальную и личностную. Групповая форма обучения является приоритетной для образовательных учреждений.

В процессе развития теории и практики обучения, открытия новых закономерностей процесса обучения формулировались и новые принципы обучения, видоизменялись старые. Можно говорить, что принципы обучения являются исторически преходящими.

Читайте также:  Проблемы в сфере компьютеризации

Все принципы обучения взаимосвязаны и проникают друг в друга. Они представляют собой систему, состоящую из содержательных и организационно-методических принципов. Такое деление достаточно условно. Значение каждого принципа не ограничивается рамками своей группы.

Выделение принципов помогает ответить на вопросы дидактики: чему и как учить? На основе дидактических принципов формулируются правила обучения, подчиняющиеся принципу, конкретизирующие его, определяющие характер методических приемов и приводящих к реализации определенного принципа.

Принципы отражают сущность процесса обучения, а правила лишь его отдельные стороны.

Принципы обучения, отражая определенную образовательную парадигму, имеют объективно-субъективный базис. Наметившиеся в современное время гуманистические тенденции в образовании придают гуманистическую направленность и принципам обучения.

Источник: https://spravochnick.ru/pedagogika/zakonomernosti_i_principy_obucheniya/

Тема 2: Основные принципы обучения

Принципы обучения — это исходные дидактические положения, которые отражают протекание объективных законов и закономерностей процесса обучения и определяют его направленность на развитие личности. В принципах обучения раскрываются теоретические подходы к построению учебного процесса и управлению им.

Они определяют позиции и установки, с которыми учителя и преподаватели подходят к организации процесса обучения и к поиску возможностей его оптимизации.

Знание принципов обучения дает возможность организовать учебный процесс в соответствии с его закономерностями, обоснованно определить цели и отобрать содержание учебного материала, выбрать адекватные целям формы и методы обучения.

Вместе с тем они позволяют обучающим и обучаемым соблюдать этапность процесса обучения, осуществлять взаимодействие и сотрудничество. Поскольку принципы обучения формулируются на основе законов и закономерностей, то в их числе есть такие, которые выступают общими для организации учебного процесса во всех типах образовательных учреждений.

По мере развития теории и практики обучения, открытия новых закономерностей процесса обучения формулировались и новые принципы обучения, видоизменялись старые, поэтому они являются исторически преходящими. Я. А.

Коменский, следуя своей идее природосообразности обучения, отмечал, что как в природе вся жизнь начинается с весны, так и обучение человека должно начинаться в весне жизни (детстве); утренние часы наиболее удачны для занятий, так как утро соответствует весне; все подлежащее изучению должно быть расположено так по ступеням возраста, чтобы учащимся предлагалось для изучения то, что доступно способностям восприятия. Следовательно, идея природосообразности является основой таких принципов обучения, как постепенность, последовательность и самодеятельность.

Наиболее полно принципы обучения были сформулированы К. Д. Ушинским:

• обучение должно начинаться своевременно и быть постепенным (пусть дети приобретают понемногу, но не теряют ничего из приобретенного и пользуются им для приобретения нового); • обучение должно вестись природосообразно в соответствии с психологическими особенностями учащихся; • порядок и систематичность — одно из главных условий успеха в обучении; школа должна давать достаточно глубокие и основательные знания; • обучение должно всячески развивать у детей самодеятельность, активность, инициативу; • обучение должно быть посильным для учащихся, не чрезмерно трудным и не слишком легким; • преподавание всякого предмета должно непременно идти таким путем, чтобы на долю воспитания оставалось ровно столько труда, сколько могут одолеть его молодые силы. Количество и формулировки принципов обучения изменялись и в последующие десятилетия (М.А.Данилов, Б.П.Есипов, М.Н.Скаткин и др.). Работа над ними продолжается и сегодня. Предпринимаются попытки вывести единые принципы целостного педагогического процесса, отражающие закономерности обучения и воспитания.

Все принципы обучения связаны друг с другом и проникают один в другой, поэтому они могут быть представлены как система, состоящая из содержательных и процессуальных (организационно-методических) принципов. Такое их деление условно: значение каждого принципа не ограничивается только рамками своей группы.

Однако оно методически правомерно, так как помогает ответить на два основных вопроса дидактики: чему и как учить? Из дидактических принципов вытекают правила обучения, которые подчиняются принципу, конкретизируют его, определяют характер отдельных методических приемов, используемых учителем (преподавателем), и ведут к реализации данного принципа.

Принципы отражают сущность процесса обучения, а правила — его отдельные стороны.

Тема 3: Современные педагогические принципы.

Принципы обучения — это такие методы обучения, исходные положения, которыми пользуется воспитатель во время отбора содержания, организации и методов обучения.

Они отражают внутренние естественные стороны деятельности воспитателя и ребенка, определяют эффективность обучения на различных возрастных этапах при различных формах организации обучения.

Принципы обучения не являются раз и навсегда принятыми категориями. По мере развития психолого-педагогической науки они совершенствуются, приобретая более глубокое обоснование (принцип активности обучения, развивающего обучения и т. д.)

Одновременно у детей формируется более лояльное отношение к труду, интерес к трудовой деятельности взрослых, трудолюбие. Обучение и воспитание обычно находятся в одном целом: обучая, мы воспитываем, а воспитывая — обучаем.

Вместе с тем обучение и воспитание как своеобразные стороны единого процесса имеют свой состав, свои определенные методики, свои материальные и психологические предпосылки.

На ранних этапах жизни детей обучение и воспитание выступают в более тесном единстве, и дифференцировать их трудно, но по мере того, как ребенок подрастает, воспитание и обучение все четче дифференцируются.

Но это совсем не значит, что обучение теряет свою воспитательную силу, а воспитание перестает быть обучающим. Обучение на всех этапах развития ребенка остается воспитывающим, а воспитание — обучающим.

Принцип научности.

Сущность его состоит в том, что в сознании ребенка должны проникать реальные знания, правильно отражающие действительность.

На занятиях воспитатель определенно формирует у детей конкретные представления, знания об окружающем мире, которые не вступают в противоречие с теми, что будет давать школа.

Первоначальные научные знания школьника возникают не на голом месте, а на основе реальных представлений, полученных детьми в детском саду. Таким образом, более глубокое научное познание действительности возникает на основе менее глубокого.

Бесспорно, нелегко придерживаться этого принципа при объяснении дошкольникам самых простых вещей. Дидактика и призвана подготовить учебный материал таким образом, чтобы, с одной Стороны, он правильно отражал окружающую действительность, а с другой — был бы понятен и доступен детям.

Принцип научности обеспечивает формирование у детей дошкольного возраста элементов диалектико-материалнстического понимания окружающего мира.

Ученые не раз задумывались над данной проблемой.

Где тот возрастной рубеж, указывая на который мы могли бы с уверенностью сказать: вот то время, когда нужно начинать формирование элементов материалистического понимания окружающей ребенка действительности.

Многие, кто понимал важность и актуальность этой проблемы, в нерешительности опускали руки при возгласах оппонентов: а возможно ли решение данной проблемы относительно дошкольного возраста?

Принцип наглядности.

Важность этого принципа определяется определенной конкретикой мышления ребенка в детском саду. Принцип наглядности не является новым.

При этом не исключено, что в процессе развития ребенка, в нем формируют, качества, прямо противоположные тем, которые нам хотелось бы видеть.

Период дошкольного детства — благоприятное время для постепенного формирования у ребенка основ научного миропонимания, что приобретаемые на этой возрастной ступени знания, опыт деятельности, отношении, поведения — все это, вместе взятое, подготавливает в ребенке тот качественный скачок, который происходит в процессе формирования мировоззрения на более поздней возрастной ступени — школьном обучении.

Не случайно дети любой рассказ стремятся провести на образный язык, представить себе в форме какой-то наглядной картины, события.

Самые сложные мыслительные умения — рассуждать, считать, доказывать, анализировать и сравнивать — происходят от первоначальных внешних действий, от работы с конкретными предметами. Чтобы научиться считать в уме, надо немало потрудиться, считая реальные предметы.

Реальные предметы и наглядные образы способствуют правильной организации мыслительной деятельности детей.

Значение наглядности обучения убедительно подтверждено исследованиями, в которых показано, что основная информация усваивается человеком через зрительное и слуховое восприятие. Зрительная информация воспринимается мгновенно. Слуховая же информация поступает в наш мозг последовательно и занимает гораздо больше времени.

Реализовывать принцип наглядности в педагогическом процессе детского сада — значит обогащать и расширять непосредственный чувственный опыт ребенка уточнять его эмпирические знания.

В детских дошкольных учреждениях в процессе обучения используются следующие виды наглядности: предметная и изобразительная.

Используя предметную наглядность, воспитатель показывает детям натуральные предметы внешнего мира, объемные изображения (чучела птиц, муляжи овощей, фруктов).

При использовании изобразительной наглядности воспитатель показывает картины, схемы и другой иллюстративный материал.

В обучении детей на занятиях наглядность применяется прежде всего в связи с сообщением детям новых знаний, а также при закреплении их, при организации самостоятельной деятельности детей.

К наглядности, используемой на занятиях, предъявляются следующие требования: они должны в полной мере отражать все вокруг, соответствовать уровню развития дошкольников, быть высокохудожественными по содержанию и оформлению,

Принцип доступности.

То, чему учит воспитатель детей, должно быть ему понятно, а также определенно соответствовать развитию ребенка.

Ни о чем так не спорят в наши дни педагоги и психологи, как о доступности.

Какие знания, с какого возраста и при каких условиях можно давать детям? Лет 15 назад еще уважали традиционный запрет: нельзя начинать обучение грамоте и письму раньше пяти лет.

Сегодня разрешается учить ребенка и раньше, лишь бы свято соблюдалось правило: вызвать интерес, побудить самого ребенка ожидать очередной «урок». Лишь бы не было принудительного обучения, учить с игрой, с увлечением.

Чтобы овладеть грамотой, ребенок должен научиться различать фонетическую сторону текста. Кроме этого, у ребят в этом возрасте характерно физиологическое косноязычие (не умеют произносить шипящие, свистящие звуки и т. д.), а значит, их невозможно подготовить к непосредственному обучению грамоте.

Существенный признак принципа доступности — связь получаемых знаний с теми, которые уже сформированы в сознании ребенка. Если такой связи установить нельзя, то знания будут недоступны детям.

Однако доступное в обучении детей нельзя приводить в пример с легким. Легкое обучение не вызывает у ребят никакого умственного усилия, напряжения, а следовательно, и не содействует их развитию.

Доступное обучение всегда предполагает постановку перед детьми таких задач, таких заданий, решение или выполнение которых было бы посильно детям и в то же время вызывало некоторое напряжение их умственных сил.

Принцип активности и сознательности.

Экспериментальные данные показывают, что если дети не проявляют интереса к учению, то информация, идущая от воспитателя к ребенку, не воспринимается ими. Даже при нейтральном психическом состоянии ребенка информация, идущая извне, не воспринимается мозгом ребенка.

Практика детского сада показывает, что многие дети интеллектуально пассивны из-за того, что воспитатель при объяснении учебного материала не предусматривает в нем заранее приемов, активизирующих познавательные способности, мышление и поведение ребенка, когда все до мелких деталей «разжевывает» сам, не опираясь па активность и самостоятельность ребенка, которому ничего не остается, как только «проглотить» очередную дозу материала.

Значение этого принципа и состоит в том, что чем больше ребенок решает практических и познавательных задач самостоятельно, тем эффективнее идет его развитие.

Важнейшим показателем эффективности обучения является проявление детьми познавательной активности и самостоятельности. В основе этой реакции лежит ориентировочно-исследовательский рефлекс.

От воспитателя и применяемых им методов и приемов зависит развитие познавательных способностей и творческих сил ребенка.

Принципы систематичности, последовательности и постепенности.

Это означает, что состав обучения и конкретные задачи к его усвоению отвечают всем дидактическим правилам: идти в обучении от легкого к более трудному, от уже известного детям к новому, неизвестному, от простого к сложному, от близкого к далекому.

Последовательность предполагает изучение учебного материала таким образом, чтобы усвоение нового опиралось бы на имеющиеся у детей знания и подготавливало дальнейшую ступень в познавательной деятельности детей.

Воспитатель на основе программы определяет и подготавливает для усвоения очередную «дозу» учебного материала. Каждая такая «доза», часть учебного материала подается во взаимосвязи с предшествующими, в усложнении.

Принцип связи с жизнью вытекает из диалектико-материалистического закона единства теории и практики. Конечно, связь с жизнью для маленьких детей ограничена их возможностями. Их жизнь — это игра, труд, занятия. Приобретаемые знания следует использовать в указанных видах деятельности.

Читайте также:  Нужно ли водить ребенка в школу: мнение психолога ольги юрковской

Принцип развивающего обучения.

В этом проявляется диалектическая природа процесса обучения. С ребенком происходят удивительные вещи. Вчера он еще чего-то не умел, а сегодня научился. То, что вчера казалось трудным, сегодня уже освоено и стало простым.

Дети постепенно начинают осознавать свой собственный рост, им становится интересно учиться. Чтобы учение было для детей увлекательным, вдохновенным трудом, нужно пробудить у детей и постоянно поддерживать желание учиться, желание узнать новое.

Именно это желание является эмоциональным стимулом самостоятельной и активной мысли ребенка. Секрет возникновения интереса к учебной деятельности заключается в личных успехах ребенка, в его ощущении роста своих возможностей, в овладении учебным материалом.

Значит, чем больше успехов у ребенка в знаниях, в учении, тем выше и устойчивее его желание приобретать новые знания.

Принцип учета возрастных особенностей и индивидуального подхода к детям в обучении.

Дети дошкольного возраста отличаются друг от друга во всем, и быстроте мышления, поведению и т. д. Индивидуальные различия у детей объясняются различными природными особенностями, а также разными условиями жизни и воспитания.

Основным способом изучения особенностей детей дошкольного возраста являются систематические наблюдения за ребенком; индивидуальные и групповые беседы; оценка результатов выполнения ими заданий и др. Цель изучения состоит в том, чтобы, опираясь на положительные качества личности, предупреждать и преодолевать имеющиеся недостатки в умственном и нравственном развитии ребенка.

Воспитатель должен знать, на что способен каждый ребенок. Кто из 25—30 ребятишек быстро схватывает учебный материал, а кто — медленно. Нельзя требовать от дошкольника невозможного. Надо изучать личность ребенка, присматриваться к нему, выявлять его характер.

Индивидуальный подход используется в целях создания условий для всестороннего развития каждого ребенка и предупреждения влияния на его развитие неприятных обстоятельств. Так, детей с ослабленным зрением, слухом на занятиях сажают ближе к воспитателю, ближе к наглядным пособиям, чтобы они лучше слышали объяснение и хорошо видели показ образца, демонстрационного материала.

Детей импульсивных, со слабыми тормозными реакциями воспитатель сдерживает, развивая их волю. Некоторые дети, особенно только что пришедшие в сад, часто отличаются замедленной речью, недостаточным запасом слов. Таких детей нельзя торопить при ответах, рассказывании. Нужно воспитывать благожелательное отношение к ним и со стороны товарищей.

В детском саду встречаются дети, у которых нет привычки к умственному труду, они любят играть, но занимаются неохотно. Именно таким детям необходимо дать возможность испытать радость успеха, что повысит их интерес к содержанию занятия, к умственному труду.

Источник: https://megaobuchalka.ru/8/25527.html

Принципы обучения

⇐ ПредыдущаяСтр 7 из 18Следующая ⇒

Принципы обучения – это исходные положения теории обучения, которыми должны руководствоваться преподаватели при организации учебного процесса.

Принципы обучения вытекают из потребностей практики, задач воспитания, закономерностей процесса обучения и определяют его содержание, организационные формы и методы. Они сложились на основе обобщения опыта обучения в прошлом и в настоящее время.

Дидактикой принята следующая система принципов обучения: принцип научности; воспитывающий характер обучения; связь теории с практикой в обучении; систематичность и последовательность в обучении; сознательность и активность учащихся в обучении; наглядность обучения; доступность обучения; прочность усвоения знаний, умений и навыков.

Принципы обучения тесно связаны между собой и реализуются в учебном процессе в единстве. Успех обучения зависит от правильного использования всех принципов.

Принцип научности обучения. Принцип научности обучения опирается на закономерную связь между содержанием науки и учебной дисциплины.

Он требует, чтобы содержание обучения знакомило обучающихся с объективными научными фактами, понятиями, законами, теориями всех основных разделов соответствующей отрасли науки, в возможной мере приближалось к раскрытию ее современных достижений и перспектив развития в дальнейшем.

Воспитывающий характер обучения. Процессы обучения и воспитания находятся в органическом единстве. Их объединяет общая цель – формирование всесторонне развитых и инициативных людей, творческих специалистов.

Решая задачи образования, обучения вместе с тем оказывает и громадное воспитательное влияние на обучаемых. Оно располагает большими возможностями для формирования у них научного мировоззрения, черт нравственности.

Обучение способствует развитию познавательных сил и творческих способностей обучаемых, их активности и самостоятельной деятельности, стремления к знаниям.

Связь теории с практикой в обучении. Положение о связи теории с практикой относится не только к процессу познания, но и к обучению подрастающего поколения.

Так как научные знания возникают на основе потребностей профессиональной деятельности людей, обслуживают эту деятельность и связаны с жизнью, то для овладения ими нужно не только усвоить их содержание, но и научиться применять знания на практике.

Подготовка будущего специалиста к практической деятельности начинается в процессе овладения теоретическими знаниями.

Затем она продолжается на лабораторных и практических занятиях, где они под руководством преподавателя в условиях опыта проверяют достоверность полученных знаний, закрепляют и углубляют эти знания и приобретают универсальные компетенции и опыт практического их применения, которые в совокупности трансформируются в компетенции профессиональные.

Важным этапом практической деятельности обучающихся является профессиональное обучение. Завершающим этапом связи обучения с профессиональным трудом является производственная практика обучающихся в условиях клиники. Практика способствует совершенствованию и углублению их общекультурных и профессиональных компетенций.

Систематичность и последовательность в обучении.

Принцип систематичности и последовательности требует, чтобы переход к изучению нового материала осуществляется лишь после усвоения обучающимися предшествующего материала.

Поэтому преподавателю, прежде чем перейти к изучению нового материала, следует проверить знания обучающихся, чтобы убедиться в том, что предыдущее они усвоили правильно, и у них нет пробелов в знаниях.

Сознательность и активность обучающихся в обучении.

Этот принцип предполагает такую организацию обучения, при которой обучаемые могли бы сознательно и активно овладевать научными знаниями и методами применения их на практике, чтобы у них развивались творческая инициатива и самостоятельность в учебной деятельности, мышление, речь и формировалось научное мировоззрение. Только такая организация процесса позволит подготовить обучающихся к активному участию в познавательной, а также и в профессиональной деятельности.

Сознательность как принцип в обучении означает направленность учебного процесса на ясное понимание обучающихся конкретных целей своей учебной работы, осмысленное усвоение изучаемых фактов, явлений, процессов и связей между ними, умение применять полученные знания в практической деятельности. Сознательность в обучении означает также ответственно и точно выполнять задания преподавателя.

Принцип сознательности и активности требует обучения обучающихся приемам творческой деятельности в практической деятельности и учебе.

Наглядность обучения. Принцип наглядности утверждает, что сознательное овладение компетенциями, знаниями и формирование у обучающихся научных представлений и понятий возможно лишь в том случае, если у них имеется определенный чувственно-практический опыт, связанный с непосредственным восприятием изучаемых предметов и явлений.

Этот принцип требует, чтобы в процессе обучения использовались различные ощущения: зрительные, слуховые, осязательные и др. Чем разностороннее восприятие предмета, тем полнее и глубже знания обучаемых о нем. Поэтому дидакт Я.А.

Коменский требовал начинать обучение не со словесного толкования о вещах, а с реального восприятия их: «Все, что только можно, предоставлять для восприятия чувствами».

В различных медицинских образовательных организациях применяются самые разнообразные виды наглядности, которые можно разделить на следующие группы:

1. Натуральные наглядные пособия (препараты для микроскопов, медицинские приборы, инструменты, образцы костных и мышечных материалов и т. д.

), которые используются на занятиях как объекты изучения и как пособия, иллюстрирующие те или иные теоретические положения, помогающие их опять и сознательно усвоить.

Сюда относятся также демонстрации опытов при объяснении материала преподавателем и при выполнении обучающимися практических работ. Демонстрации приемов выполнения работы врачом и т. д.

2. Специально изготовленные фантомы, макеты и модели, имитирующие, к примеру, опорно-двигательный аппарат человека, отдельные органы, мышцы, сосуды и т. д.

3. Фотографии, картины, раздаточные материалы и учебные плакаты, изображающие реальные объекты изучения.

Они применяются на занятиях в том случае, если демонстрация натурального пособия затруднена или в качестве наглядной инструкции при выполнении обучающимися практического задания.

Сюда относятся также зарисовки отдельных элементов изучаемого объекта, выполняемые преподавателем на доске при объяснении учебного материала.

4. Мультимедийные проекции различного содержания.

Особую группу средств наглядности составляют учебные видеофильмы и телевидение. Видео дает возможность показать обучающимся изображения предметов, событий и процессов в их динамике, с натуральными звуковым сопровождением, т. е.

воздействовать не только на зрение, но и на слух. Оно также может оказывать большое эмоциональное воздействие на обучаемых.

Если на занятии предстоит показать несколько пособий, то демонстрировать их рекомендуется по мере надобности, а не все сразу.

Доступность обучения. Принцип доступности требует, чтобы изучаемый материал по содержанию, объему и методам преподавания соответствовал уровню подготовки обучаемых, их физическим силам и познавательным возможностям. Однако сделать обучение доступным не означает сделать его легким. Определенная трудность в усвоении материала стимулирует мотивацию и мыслительную активность.

Принцип прочности освоения содержания образования. Чтобы сформированные компетенции служили базой для дальнейшего овладения системой профессиональных знаний, они должны быть прочно усвоены, основательно закреплены, и длительное время использоваться в практике. В этом заключается принцип прочности, несоблюдение которого порождает неуспеваемость обучающихся, отставание их в учебе.

⇐ Предыдущая234567891011Следующая ⇒

Источник: https://mykonspekts.ru/2-39968.html

Принципы обучения в высшей школе

Принципы (лат. ргіпсіріит — основа, начало обучения высшей школы — исходные положения теории обучения. Они являются общим ориентиром для определения содержания, средств, форм, методов организации обучения.

Принципы обучения выполняют регулятивную функцию с точки зрения моделирования дидактических теорий и способов регулирования практики учебного процесса. Общедидактические принципы лежат в основе изучения всех дисциплин, а также должны регулировать организационные основы учебного процесса на разных уровнях.

Принципы тесно связаны с закономерностями обучения и отражают дидактические законы. На основе загальнодидактичних принципов разрабатывают принципы профессиональных методик. Здесь конкретизируются принципы изучения отдельных дисциплин с учетом их особенностей. В частности, требования принципов обучения должны учитываться при составлении учебников и учебных пособий.

В научной литературе долгое время делаются попытки определить общепедагогические принципы (Б.Т. Лихачев), или отождествить принципы с закономерностями обучения (И.Ф. Харламов). Однако вряд ли можно согласиться с такими подходами. Принципы обучения направлены прежде всего на реализацию закономерностей учебно-воспитательного процесса.

В процессе развития педагогической науки менялись представления о закономерностях процесса обучения, а отсюда по-разному определялись принципы обучения и трактовались их особенности.

Основатель научной дидактики Я. А. Коменский впервые ввел целостную систему принципов обучения, объединенных ведущим принципом — природосообразности. И хотя после Я. А. Коменского ряд педагогов — практиков и теоретиков — предлагали различные подходы к определению системы принципов и понимание их сущности, определяющим критерием в этих поисках оставалась цель обучения.

Требования тех или иных принципов реализуются через систему правил. Правила — это регулятивные суждения относительно конкретных действий преподавателя и студентов с целью реализации требований определенных принципов, своеобразные практические требования, которые основываются прежде всего на логике учебного процесса.

Следует осознавать, что в любой звене, в любом виде учебной деятельности (лекция, семинар, практическое занятие) действуют не один или несколько принципов, а их комплекс. Только во взаимодействии они обеспечивают оптимальный вариант учебного процесса.

Педагоги разных эпох, моделируя определенные виды и формы учебно-воспитательного процесса с учетом требований тех или иных принципов, четко определяли правила, которых надо придерживаться, чтобы обеспечить действенность и результативность отдельных принципов. Такие подходы встречаем в Я.А. Коменского, К.Д.

Ушинского, И.О. Сухомлинского, В.Ф. Шаталова и др. Сформулированные в императивной форме правила должны отражать сущность конкретного педагогического процесса.

Правила определенной степени способствуют моделированию алгоритма действий, которые имеют ориентировочный характер и облегчают деятельность тех, кто учится.

В подходах к определению принципов обучения в высшей школе нельзя достичь полной исчерпаемости или однозначности. Остановимся кратко на выяснении сущности традиционных принципов дидактики высшей школы.

Принцип научности требует, чтобы содержание образования высшей школы отвечал достижениям науки в соответствующей области знаний.

Читайте также:  Как мотивировать ребенка к учебе?

Студенты должны усваивать достоверные, научно обоснованные факты, явления, процессы, понимать сущность научно обоснованных законов, особенности развития и становления научных открытий, владеть методами научных исследований, знакомиться с различными направлениями научных поисков в той или иной области знаний, знакомиться с перспективами развития научных гипотез. Необходимо формировать познавательные интересы у студентов, научить их владеть современными методами исследований, систематически привлекать к различным формам научных поисков, стимулировать интерес к таким видам деятельности.

Работая над реализацией требований принципа научности, нельзя ограничиваться лишь ориентацией на содержание учебников и учебных пособий. В условиях действия научного «взрыва», что характерно для развития науки во второй половине XX и начале XXI вв.

, объем информации во всех сферах науки удваивается в среднем через 7-8 лет, а в отдельных отраслях — значительно быстрее.

Даже новейшие учебные пособия не всегда содержат новейшую научную информацию, поскольку их подготовка и издание занимают немало времени и материал может устареть к моменту выхода книги в свет.

Поэтому с точки зрения требований принципа научности преподавателю необходимо постоянно следить за новейшей научной информации, систематизировать ее и в рамках рабочей программы с конкретной дисциплины знакомить с ней студентов, давать им задания самостоятельно прорабатывать новые научные источники.

Принцип систематичности и последовательности вытекает из того, что познание окружающего мира возможно только в определенной системе, и каждая наука составляет систему знаний, объединенных внутренними связями.

Поэтому этот принцип означает последовательное, с учетом логики конкретной науки и интеллектуальных возможностей студентов, развертывание содержания знаний, способов деятельности в учебных программах, учебниках, пособиях и др. соблюдение такого же порядка усвоения знаний, формирования умений и навыков.

Предыдущий уровень знаний должен выступать фундаментом эффективности усвоения следующей доли знаний. Здесь должна реализоваться действие закономерности овладения знаниями по модели концентрической спирали.

Необходимость соблюдения систематичности и последовательности в обучении обусловлена самой природой. Я.А. Коменский подчеркивал, что как в природе все имеет зчіплюватись друг с другом, так и в учебе надо все связать.

Образно и убедительно о важности соблюдения систематичности и последовательности в обучении сказал К.Д. Ушинский: «Только система… умная, что выходит из самой сущности предметов, дает нам власть над нашими знаниями.

Голова, наполненная отрывочными, несвязанными знаниями, подобная кладовой, в которой все в беспорядке и где сам хозяин ничего не разыщет; председатель, где только система без знаний, подобная магазина, в которой на ящиках есть надписи, а в ящиках — пусто».

Принцип систематичности и последовательности должен действовать также на уровне межпредметных связей. Эти связи должны быть заложены уже при моделировании рабочих учебных планов отдельных специальностей.

Например, в учебном плане системы подготовки учителей в ВУЗАХ необходимо выстроить учебные дисциплины в логической последовательности так, чтобы они обеспечивали педагогическую подготовку будущих специалистов образовательно-воспитательной сферы: вступление к педагогической специальности, возрастная физиология, общая, возрастная и педагогическая психология, педагогика, профессиональные методики. Такая систематичность и последовательность должны быть во всех циклах дисциплин каждого учебного плана.

Принцип сознания обучения базируется на постулате, что знания передать нельзя. Они становятся достоянием человека лишь в результате самостоятельной сознательной деятельности.

Сознательное учение предопределяется, прежде всего, уровнем сформированности мотивов учения, пониманием практической ценности и потребности в знаниях для избранной профессиональной деятельности. Сознание учение усиливается еще и тем, насколько созданы условия для самостоятельной познавательной деятельности.

Значительную роль в этом играет уровень владения студентами методами учебной работы. Поэтому, реализуя требования этого принципа, особенно важно в процессе проработки каждой темы применять проекцию виучуваного учебного материала на конкретную профессиональную деятельность студентов.

Ведь практика, с точки зрения закономерностей познавательной деятельности, является толчком к познанию и критерием проверки истинности полученных знаний.

Принцип активности и самостоятельности в обучении следует из важной закономерности познавательной деятельности человека: знание — это результат самостоятельного умственного труда личности.

Только умственный труд является залогом интеллектуального развития человека, прочности приобретенных знаний, формирование действенных мотивов учения. Уже по своей природе человек с раннего детства стремится к самостоятельной деятельности, в том числе познавательной.

Поэтому педагогу следует учитывать эту закономерность и на всех этапах учебного процесса привлекать студентов к активной учебной работы.

Попытки преподавателя все объяснить в деталях, слишком упростить учебную работу студентов ведут к формированию потребительской психологии личности, ослабляют ее, делают неспособной к самостоятельной продуктивной профессиональной деятельности. В то же время ухудшаются условия для оптимального интеллектуального развития человека.

Принцип наглядности, с одной стороны, следует из закономерностей процесса познания, исходным компонентом которого является созерцание явлений, процессов, действий, предметов, а с другой — в процессе познания человек использует первую сигнальную систему, в частности, зрительную память. Не случайно говорят: «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать».

Использование наглядности в обучении способствует сочетанию конкретного по абстрактным, рациональное с иррациональным, теоретических знаний с практической деятельностью. Поэтому педагоги всех времен (Я.А. Коменский, И. Песталоцци, К.Д. Ушинский, И.О. Сухомлинский и др.) придавали большое значение этому принципу. «Что такое наглядное обучение?» — спрашивает К.Д.

Ушинский, и отвечает: «И это такое обучение, которое основывается не на абстрактных представлениях и словах, а на конкретных образах, непосредственно воспринимаемых ребенком: будут ли эти образы восприняты во время самого обучения, под руководством наставника, или ранее, благодаря самостоятельным наблюдением ребенка, следовательно, наставник находит в душе ребенка уже готовый образ и на нем строит обучение».

И хотя эта мысль К.Д. Ушинского касается детей, для которых характерно конкретно-образное мышление, но и для взрослого человека, с развитым логическим мышлением, значение наглядности является важным.

Понятно, что речь идет об использовании в учебной работе со студентами преимущественно иллюстративных видов наглядности (схемы, диаграммы, карты, графики и др.

), которые способствуют развитию логического мышления.

Принцип основательности вытекает из сущности обучения и его задач.

На определенном этапе обучения человек должен основательно усвоить определенную сумму знаний, овладеть умениями и навыками, которые являются предпосылкой, во-первых, дальнейшего продвижения в учебной деятельности, и, во-вторых, базой для формирования научного мировоззрения.

Под основательными знаниями имеют в виду такие, что хорошо осознаны, систематизированы, связанные с практикой, которые стали достоянием долговременной памяти. Крепко усвоенными знаниями не только включенные в фонд памяти, а прежде всего те, что стали инструментом мыслительной деятельности. Я.А.

Коменский писал: «Ничего не следует заставлять заучивать наизусть, кроме того, что хорошо понятно и осознанно умом». Прочное усвоение главного, существенного, что является предпосылкой дальнейшего продвижения в учебном процессе, приносит радость человеку, стимулирует познавательную деятельность является важным фактором интеллектуального развития.

Осознание и прочность усвоения учебного материала достигаются при условии, если студенты в процессе обучения осуществляют полный цикл учебно-познавательных действий: восприятие, осознание и понимание, запоминание, систематизация и обобщение, применения на практике.

Основательность усвоения учебного материала достигается, если этот процесс имеет рассредоточенный во времени характер.

Необходима система действий педагога, которая бы обеспечивала повторения учебного материала на протяжении длительного времени, чтобы основные знания закрепились в долговременной памяти. Не случайно К.Д.

Ушинский, глубоко понимая психологические основы учения, напоминал: хорошие дидакти то и делают, что каждый раз повторяют и только каждый раз добавляют нечто новое.

Что же надо повторять, подкреплять, переводить в долговременную память? Объем знаний, которые предлагают студентам для восприятия согласно учебных программ, запомнить невозможно.

Да и нужно ли все запоминать? Основательными должны быть знания, которые являются основой для восприятия и понимания следующей доли научной информации, а также те, которые необходимы будущему специалисту для профессиональной деятельности.

Традиционная система обучения в высшей школе, которая складывалась веками, не в полной мере способствует реализации требований принципа основательности знаний.

Диспропорция между количеством лекционных и практических занятий, дефицит времени на практические занятия в производственных условиях, доминирование абстрактно-коллективной деятельности на семинарских и практических занятиях, недостаточное экономическое обеспечение самостоятельной учебной работы студентов и контроля за ней не способствуют реализации этого принципа.

Показатели качества знаний, умений и навыков студентов по результатам экзаменов отнюдь не отражают реального положения вещей, хотя формальные данные (по выставленным оценкам) якобы и нормальные.

Но дело в том, что студенты, имея неплохую память, за счет надмобілізації, перенапряжения непосредственно перед экзаменом воспринимают большое количество информации на уровне краткосрочной памяти, на экзамене «выдают» эти знания, получают оценку.

Это не что иное, как «система перевернутого ведра»: «выдал», освободил кратковременную память для заполнения ее новой информацией, и через короткий промежуток времени забыл, концентрируясь на подготовке к новому экзамену. Знания в такой системе не могут служить базой для выработки умений, навыков, профессиональных компетенций.

Принцип основательности обучения требует замены сессионного, «стрессовой», экзаменационной системы равномерно напряженной, синкретично организованной форме (модульно-рейтинговой, кредитно-модульной, рейтинговой и т.п.).

Принцип связи обучения с практической деятельностью, реалиями жизни. Обучение только тогда является успешным, когда личность чувствует полезность и нужность усваиваемых знаний. Ведь сущность деятельности профессиональных учебных заведений сводится к подготовке человека к активной производительного труда в сфере создание духовных и материальных ценностей.

Принцип связи обучения с жизнью основывается на гносеологических, социологических и психологических закономерностях.

Вот лишь некоторые из них: практика — толчок к познавательной деятельности и одновременно критерий проверки истинности знаний; практическая деятельность — эффективное средство формирования личности; способность студента на основе приобретенных знаний успешно решать жизненные проблемы — источник удовольствия от учебной деятельности, важный фактор утверждения личности в обществе в целом и конкретном коллективе в частности.

Учебные планы высших учебных заведений часто-густо перегружены большим количеством дисциплин. Часть их формально включена в план и обеспечивает более общую эрудицию студента, чем профессиональные потребности.

Учитывая, что учебные возможности студента не безграничны, следует вносить в учебных планов лишь те предметы и в том объеме, который является действительно необходимым для овладения специальностью и общекультурного (общеобразовательного) развития студента.

Принцип единства образовательных, развивающих и воспитательных функций обучения вытекает из сущности функций обучения: образовательной, розвивальної и воспитательной.

Во-первых, в процессе обучения человек овладевает знаниями, умениями и навыками, формируется ее научное мировоззрение; во-вторых, в условиях деятельности личности происходит ее интеллектуальное развитие; в-третьих, содержание учебного материала, непосредственное участие студентов в учебной работе являются средствами формирование у них соответствующих морально-духовных качеств.

Педагог, моделируя процесс обучения со студентами, имеет продумывать все аспекты, чтобы обеспечить оптимальные условия для реализации требований принципа единства образования, развития и воспитания.

Схарактеризовані выше дидактические принципы образуют органическое единство и несут в себе организующее начало совместной деятельности педагога и студентов в процессе обучения в ВУЗЕ.

Литература

АлексюкАМ. Педагогика высшего образования Украины: История. Теория. — К.: Лыбидь, 1998.

Андрущенко В. Основные тенденции развития высшего образования Украины на рубеже веков / / Высшее образование Украины. — 2001. — №1.

Дубинин Н.П. Что такое человек? — М.: Мысль, 1983.

Загвязинский В.И. Теория обучения: Современная интерпретация: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. — М.: Изд. центр «Академия», 2001.

Костюк Г.С. Учебно-воспитательный процесс и психическое развитие личности. — К., 1989.

Лихачев В.Т. Философия воспитания. — М.: Прометей, 1995.

Макаренко А.С. Некоторые выводы из педагогического опыта / / Сочинения: В 7 т. — К.: Сов. шк„ 1954. — Т. 5

Мойсеюк Н.Э. Педагогика: Учеб. пособ. — 3-тэ вид., доп. — К., 2001.

Пекелис В.Д. Как найти себя. — К.: Радуга, 1991.

Сухомлинский В.А. Проблемы воспитания всесторонне развитой личности / / Избранные произведения: В 5 т. — К.: Сов. шк., 1976. — Т. 1.

Источник: https://banauka.ru/322.html

Ссылка на основную публикацию