Проблема патриотического воспитания в россии

Современные проблемы патриотического воспитания

Современный период, когда общество озабочено нестабильной экономикой, налаживанием рыночных связей, постоянно возникающими политическими катаклизмами, характеризуется разрушением социальных связей, падением нравственных устоев. В этом же списке проблемы патриотического воспитания молодежи.

Патриотизм не возникает на голом месте, патриотами не рождаются, ими становятся в непростом процессе развития, становления личности.

Попытки родителей переложить ответственность на учителей и воспитателей, а последних – вернуть эти упреки родителям только усугубляют ситуацию.

Отвечают за подрастающее поколение все: семья, школа, государственники, которым комфортно без внятной «политики партии», воспитатели ясельной группы.

Что бы лучше разобраться в сути проблем, рекомендуем ознакомиться с предыдущим материалом, где мы писали о целях патриотического воспитания.

Нравственные проблемы общества

Современное российское общество поглотил не только кризис экономический. Оно испытывает духовно-нравственные проблемы, следствием чего явилось разрушение ценностных установок. Новые «идеалы» во многом деструктивны, разрушают личность, семью, государство.

Геополитические интересы противников России состоят в дальнейшей деградации народа. Стимулируется сепаратизм национальных окраин, межэтнические, межконфессиональные конфликты, молодежи подбрасываются чуждые нашему менталитету и морали идеалы. Под угрозой национальная самоидентификация, перспектива для России — разрушение культурного пространства.

Потеря подростками жизненных ориентиров эксплуатируется различного рода религиозными сектами, субкультурами, экстремистами. Истоками кризиса системы образования нужно признать отсутствие целей. Учителя во многом превратились в менеджеров, оказывающих образовательные услуги.

На «вечные вопросы» о том, кто ты, в чем смысл жизни, детям никто не помогает найти ответы. Прежние теории воспитания забракованы, новые не созданы. Система подготовки учителей припадает на все четыре ноги, компетентных воспитателей крайне мало.

Родители заняты добыванием средств к существованию, становится больше неполных семей. Школьники предоставлены сами себе, общаются с сомнительными друзьями. Нездоровые тенденции утверждения материальных ценностей над духовными развиваются, всячески подпитываются СМИ.

Доброта, семейные ценности, гражданственность, патриотизм вытесняются алкоголизмом, нетерпимостью друг к другу на бытовом, национальном уровне, преступными бизнес-схемами.

Здоровая часть общества понимает, что воспитание подрастающего поколения – одна из актуальных проблем государства. Но не только его.

Для преодоления тех негативных тенденций, которые уже сложились, нужно скорее решать социальные, нравственные проблемы, для чего необходима активная жизненная позиция каждого члена общества, мобилизация, консолидация энергии родителей, педагогов.

Природа патриотизма не абстрактна, она зиждется на любви к конкретным матерям, друзьям, речушке, улице. Дети не рождаются ни с чувством любви, ни патриотизма. Всему этому их должны научить взрослые, которые рядом, прежде всего, своими собственными поступками.

У предков проблем с патриотизмом не было

В кризисные моменты истории общество вынужденно обращается к опыту прошлых поколений. Каждый раз выясняется, что все самое ценное, мудрое уже давно придумано, опробовано. Знания, которые накопило человечество, «всего лишь» нужно изучить и использовать.

Возраст совершеннолетия на Руси наступал гораздо раньше, чем у детей нашего времени. Современное общество в законодательном порядке определяет возраст, до которого молодежи запрещается продавать пиво. Перед детьми эпохи Владимира Мономаха такой вопрос не стоял.

Как только ребенок начинал хорошо ходить, его сажали на коня. Мальчикам вручали деревянный меч, а девочкам – тряпичную куклу. Период младенчества заканчивался быстро, формирование личности происходило с младых ногтей.

Родителям некогда было теоретизировать, отвлекаться на футбол, корпоративы. Перед семьей, государством всегда остро стоял вопрос выживания. Нужно было пахать-сеять, ставить на ноги младших, обороняться от завоевателей.

Любая проблема решалась «всем миром», семья ставилась во главу угла, а государственный интерес имел приоритет над любым другим.

Читайте еще:  Спортивно-патриотический подход в воспитании

Воспитание детей осуществлялось не путем назиданий, будущие патриоты шли по стопам своих родителей, видя перед глазами живой пример, посильно участвуя во всех делах семьи и общества.

Тренировочные ситуации не создавались искусственно, сама жизнь заставляла находить правильные пути и решения, это был вопрос сохранения семьи, государства. Церковь еще не была «опиумом для народа» а являлась центром духовности и нравственности.

Петр І требовал от окружения сначала преданности государству, а потом царю. В период развитого социализма молодого человека, не служившего в армии, подозревали в отсутствие здоровья.

Такой наверняка не защитник, как за него замуж выходить? Демобилизовавшиеся не спешили расстаться с галифе и бескозырками, в них нужно было пощеголять на родной улице, вызвать зависть у пацанов, завоевать симпатии девушек.

Проблемы патриотического воспитания наиболее острыми стали в постсоветский период. Сейчас многие воспринимают службу как повинность, потерю ценных лет. За последние годы немало было сделано для поднятия престижа Российской Армии, но в этом направлении еще много работы.

Истоки патриотизма, задачи воспитателей

Патриотизм как явление зарождается вместе с государственностью. В период Древней Руси выражался в верноподданничестве, истовой православной вере. Патриоты сражались «за веру, царя и Отечество», «за Родину, за Сталина».

В любые времена патриотизм русских людей выражался в любви к родной природе. Он всегда был интернационален.

На защиту Родины от завоевателей, стихийных бедствий, при решении народнохозяйственных задач вставали многочисленные самостоятельные народы.

Российский патриотизм отличается исторической преемственностью, державностью. Оторвать современность от традиций, завоеваний прошлых веков невозможно.

Как раньше Россия являлась столпом справедливости, высокой нравственности, надеждой многих народов на защиту и сохранение, так сейчас наша страна – едва ли не последний оплот, несущий ответственность за стабильность нынешних международных отношений.

Воспитание патриота – это актуальная педагогическая проблема, и должна рассматриваться на государственном уровне. Из-за ослабления внимания к этому вопросу появляются предпосылки для возникновения внутренних, внешних угроз, государство теряет в динамическом развитии, качестве жизни населения, влиянии на мировые процессы.

Патриотическое воспитание дошкольников и школьников – одна из частей всестороннего образования, где приоритет отдается нравственному развитию.

Моральные ценности современного молодого поколения должны базироваться не только на личных интересах, достойном поведении, требовательном отношении к себе, уважительном – к окружающим.

В современных подростках нужно вырабатывать дисциплинированность, ответственность, неравнодушие, принципиальность.

Дошкольное образование, школа должны опираться на разум и нравственность, помогать в ценностных ориентирах, прививать молодому человеку чувство ответственности за народ, государство, сохранение моральных устоев.

Основные пути формирования чувства патриотизма

Мировоззрение современной молодежи отличается изрядным прагматизмом. Главной целью существования многих становится накопление материальных благ, высокий статус в обществе. Причем, учитывается мнение той части общества, для которой главным критерием успешности является материальное благополучие, умение шагать к вершинам, невзирая на интересы других людей.

В связи с этим перед родителями, учителями встает задача внедрения в воспитательный процесс новых методов и средств для развития у детей патриотических качеств. Современный подход должен базироваться не на изобретении инновационных методов. Как уже говорилось выше, всего лишь нужно вспомнить методы и приемы предыдущих поколений, адаптировать их к сегодняшним реалиям.

Читайте еще:  Патриотические беседы в группах детского сада

Рекомендуем статью: Методы и формы патриотического воспитания молодежи.

Воспитание морали, нравственности

Нравственного человека характеризует его отношение к людям, труду, результатам труда других людей, уважение к представителям иных народов, своей культуре, культурам других наций.

Общество предъявляет определенные требования к личности. Особенностью нравственного воспитания является то, что соблюдение моральных норм – дело добровольное.

Наказание за несоответствие принятым нормам – это «всего лишь» общественное порицание.

Общечеловеческая ценность – жизнь. Дети еще в школе должны быть убеждены, что всякое посягательство на нее недопустимо. Необходимо выработать у ребят чуткое отношение к собственной жизни, к основному праву других людей. Это фундамент будущей ответственности за детей, престарелых родителей.

Право на свободу дети не должны понимать как вседозволенность. Еще в раннем возрасте нужно научить их разграничивать отсутствие дисциплинированности, вседозволенности и свободу.

В младшем возрасте воспитанникам приходится осваивать навыки послушания. Но воспитательный процесс нужно строить так, чтобы дети на практике ощущали весь негатив неправильного поведения, эгоизма. Акцент при этом делается не на самом ребенке, а на том плохом, что в нем есть, и хорошем, что предстоит развить.

Важность знания культуры, истории

Для формирования у детей осознанного отношения к Родине, ее прошлому и будущему, необходима прочная база, коей являются знания истории, культуры края, где родился, о песнях и праздниках, ратных подвигах прадедов.

Образовательные школы должны взаимодействовать с музеями, учреждениями культуры. Для воспитания истинных патриотов важны не только даты начала и конца правлений исторических деятелей.

Дошколятам, школьникам важно эмоционально пережить исторический момент во время посещения краеведческого музея, подержать в руках предметы, связанные с народными промыслами, бытом во время подготовки к конкурсу, выставке.

Неизгладимое впечатление произведут не репродукции картин из школьного учебника, а подлинные масштабы и краски работ И. Айвазовского и И. Шишкина.

Молодежь сама придет к важности и необходимости участия в жизни общества. Задача воспитателя – привить любовь, дать знания и понимание культуры, традиций, истории.

Подготовка будущих защитников Отечества

Военно-патриотический аспект воспитания дает двойной эффект. Те морально-психологические качества, которые закладываются в молодом человеке, пригодятся как в военное время, так и в мирное.

Смелость, выносливость, твердость характера необходимы не только защитнику Отечества, но и инженеру, врачу, строителю. Терпение, силу развивают походы, всевозможные состязания, военизированные мероприятия.

Интерес к службе в армии формируется в процессе изучения работы мотоцикла или трактора, знакомства с профессией кинолога, санинструктора.

Встречи с ветеранами ВОВ, просмотр киноматериалов, участие в памятных мероприятиях, связанных со знаменательными датами – все это подводит молодых людей к осознанию своей роли в служении Отечеству, к убежденности в необходимости его защиты.

Патриотизм объединяет в себе духовность, гражданственность, присущ только социально активной личности. Настоящего гражданина воспитывают не одним обучением, подрастающее поколение необходимо социализировать. От результатов всех этих процессов зависит в дальнейшем не только конкретный человек, но и благополучие всего общества.

Творцы воспитательной системы – родители, учителя, весь народ в совокупности предыдущих и нынешних поколений.

Источник: https://vospitanie.guru/patrioticheskoe/problemy

«ПРОБЛЕМЫ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ РОССИЙСКОЙ МОЛОДЕЖИ»

«Государству для его безопасности нужно не только физическое, но и нравственное могущество».                       Н.М. Карамзин

   В настоящее время, когда все внимание страны приковано к экономическому кризису, представляется особо важным подчеркнуть, что взросление уже нескольких поколений российской молодежи происходит в условиях другого, более опасного кризиса – духовно-нравственного.

   Происходящее духовное перерождение страны создает угрозу ее будущему. Упомянем лишь некоторые симптомы беды. За последние 15 лет катастрофически упал интерес детей к чтению, доля регулярно читающих сократилась с 50% до 18%.

Читайте также:  Дополнительное образование детей

В стране зарегистрированы десятки тысяч несовершеннолетних, страдающих алкоголизмом; алкогольные напитки употребляют более 80% молодежи и почти 40% школьников. Доля курящих подростков за 15 лет выросла втрое. Среди наркоманов, около 3 млн. официально зарегистрированных, более 80% – дети и молодежь.

Средний возраст впервые пробующих наркотики снизился с 17 до 14 лет.

   Возросло количество незарегистрированных браков и стало много детей-сирот. Критически высок уровень насилия в отношении несовершеннолетних, в том числе семейного насилия.

   Известно, что особую роль в становлении юного человека играют общественные идеалы, примеры для подражания, символы, образцы поведения, понятия о добре и зле, плохом и хорошем поступке. Общество обязано формировать такие эталоны. Все то, чем раньше занимались родители, учителя, педагоги, деятели культуры и искусства, выдающиеся писатели, теперь берут на себя телевидение и Интернет.

   Для ребенка телевидение – прежде всего самая простая модель знакомства с обществом. Это то, с чем он сталкивается ежедневно, что его развлекает, очаровывает, играет с ним. Между тем, современное телевидение часто искажает представления о приемлемом социальном поведении. Пропаганда определенных образцов поведения, разумеется, ведет к принятию их как эталонных.

   Федеральные СМИ, обязанные повышать уровень культурного развития россиян и поддерживать эталоны, зачастую дестабилизируют и  дезинтегрируют общество.

Согласно наблюдениям экспертов-психологов  за типичный телевизионный день зритель просматривает около 160 драк, 202 убийств, 6 ограблений, 10 половых актов, 66 сцен распития спиртных напитков, 39 случаев нецензурной брани и 302 негативных новостей.

   Таким образом, рушится институт семьи и брака, пропагандируются «нездоровые» гендерные отношения. А между тем, крепкая семья – опора сильного государства.

   Нравственным стержнем народа и отдельного человека в самые сложные времена была вера в Бога, как в некий нравственный идеал. Но вследствие 75-летней атеистической пропаганды, как, впрочем, и по ряду других причин, выросло три поколения людей, не знакомых даже с основами религии.

  Многие ученые отмечают, что кризис происходит в душах людей. Система прежних духовных ценностей и ориентиров утрачена, а новые – пока не выработаны. В свою очередь, распространяется система ложных ценностей «массовой» культуры и субкультуры (готы, панки, эмо, скинхеды и др.): потребительство, развлечения, культ силы, агрессия, вандализм, свобода без ответственности, упрощенчество.

  В настоящее время в большей степени навязываются приоритеты материальных земных интересов над нравственными и религиозными ценностями, а также патриотическими чувствами.

«Традиционные основы воспитания и образования подменяются «более современными», западными: христианские добродетели – общечеловеческими ценностями гуманизма; педагогика уважения старших и совместного труда – развитием творческой эгоистической личности; целомудрие, воздержание, самоограничение – вседозволенностью и удовлетворением своих потребностей; любовь и самопожертвование – западной психологией самоутверждения; интерес к отечественной культуре – исключительным интересом к иностранным языкам и иностранным традициям» (Селевко Г.К. Энциклопедия образовательных технологий: В 2 т. / Г.К. Селевко. – М.: НИИ школьных технологий, 2006.).

   Отсюда одним из острых вопросов является вопрос патриотического воспитания современной молодежи.

Быть патриотом – естественная потребность людей, и ее удовлетворение выступает как условие их материального и духовного развития, утверждения гуманистического образа жизни, осознание своей исторической культурной, национальной и духовной принадлежности к Родине и понимание демократических перспектив ее развития в современном мире.

  Патриотизм – это своего рода фундамент общественного и государственного здания, опора его жизнеспособности, одно из первостепенных условий эффективности функционирования всей системы социальных и государственных институтов.

Усвоение ценностей и норм жизни, утвердившихся в обществе, – объективный, но не стихийный процесс. Патриотизм не заложен в генах, это не природное, а социальное качество и потому не наследуется, а формируется.

Патриотизм – это явление духовное, которое имеет большую устойчивость и долго сохраняется в народе при его уничтожении, но в 3-4 поколении умирает. 

   Что значит для современной молодежи слово «патриотизм», как она реализует это понятие в своей жизни? С сожалением приходится констатировать то, что нынешнее моральное состояние молодежи может быть охарактеризовано понятием «фрустрация». Это выражается в потере перспективы, в растущих растерянности и тревоге, неуверенности в завтрашнем дне, а также в чувстве безысходности, обманутости, .в доминирующих установках жить «одним днем». 

   Поскольку вопрос патриотического аспекта воспитания является глобальным, он рассматривается на государственном уровне. В каждом государстве мира существуют целые программы патриотического воспитания молодежи.

За последние годы в России были предприняты значительные усилия по укреплению и развитию системы патриотического воспитания граждан Российской Федерации. За период с 2001 по 2015 годы реализованы 3 государственные программы.

На сегодняшний день в России реализуется государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы».

 Программа представляет собой объединенный общим замыслом и целью комплекс нормативно-правовых, организационных, научно-исследовательских и методических мероприятий, призванных обеспечить решение основных задач в области патриотического воспитания.

Ее основной целью является «создание условий для повышения гражданской ответственности за судьбу страны, повышения уровня консолидации общества для решения задач обеспечения национальной безопасности и устойчивого развития Российской Федерации, укрепления чувства сопричастности граждан к великой истории и культуре России, обеспечения преемственности поколений россиян, воспитания гражданина, любящего свою Родину и семью, имеющего активную жизненную позицию». 

   За последние годы в России были предприняты значительные усилия по укреплению и развитию системы патриотического воспитания граждан Российской Федерации.

Согласно «Программе», «патриотическое воспитание представляет собой систематическую и целенаправленную деятельность органов государственной власти, институтов гражданского общества и семьи по формированию у граждан высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины».

   Переломить сложившуюся сложнейшую нравственную ситуацию, в которой оказалась Россия, возможно только совместными усилиями государства, педагогической науки, школы и семьи. 

   Природа, родители, родственники, Родина, народ – не случайно однокоренные слова. По определению А.Н. Выщиркова, это «своеобразное пространство патриотизма, в основе которого лежат чувства Родины, родства, укорененности и солидарности, любви, которая обусловлена на уровне инстинктов. Оно необходимо, ибо мы не выбираем родителей, детей, Родину, место своего рождения».

   Одна из важнейших задач, стоящая перед современной Россией – формирование понятий Родина, Отечество, Отчизна. Родина включает в себя все многообразие социальных и природных факторов, которые мы называем понятиями семья, микрорайон или деревня, город или район.

По мере своего развития каждый из нас постепенно осознает свою принадлежность к семье, коллективу, народу. Вершиной патриотического воспитания является осознание себя гражданином России.

Патриотизм должен воспитываться в рамках непрерывного воспитания – в семье, в детском саду, в школе, в средне-специальных учебных заведениях, в вузе, – в постоянном живом общении с родной природой, широком знакомстве с социальными условиями жизни народа.

Как невозможно научить любви к родителям одними призывами, так невозможно воспитать гражданина из школьника, изучавшего большую Родину только по книгам.

  Хочу закончить свои рассуждения словами Президента Российской Федерации В. В. Путина, который определяет патриотизм как «…чувство гордости своим Отечеством, его историей и свершениями.

Это стремление сделать свою страну краше, богаче, крепче, счастливее.

Это источник мужества, стойкости, силы народа», – и предупреждает нас: «Утратив патриотизм, связанные с ним национальную гордость и достоинство, мы потеряем себя как народ, способный на великие свершения».

Источник: http://lawinrussia.ru/content/problemy-patrioticheskogo-vospitaniya-rossiyskoy-molodezhi

Основные проблемы патриотического воспитания российских граждан, требующие решения в ближайшей перспективе

На государственном идеологическом уровне.

Вследствие отсутствия национальной идеи, государственной идеологии и системы высших ценностей, ориентированных на национальные интересы России, правящая элита в своем большинстве относится к патриотизму скептически и негативно.

Истинными ее ценностями являются либерально-рыночные, «общечеловеческие» (космополитизм), которые и насаждаются в российском общественном сознании, подавляя и вытесняя патриотизм.

Патриотизм как высшая ценность и принцип не является ориентиром, а тем более критерием деятельности в высших органах государственной власти на всех ее уровнях.

В информационной сфере.

Господствует насаждение, целенаправленное внедрение в общественное сознание, особенно в отношении подрастающего поколения прозападных либерально-рыночных ценностей, норм, образцов и стереотипов поведения, развращающих духовность и нравственность, позитивные идеалы, ориентиры и ценности.

Патриотический компонент занимает в современном российском информационном пространстве лишь незначительное место, проявляется эпизодически- конъюнктурно, подвергается неослабевающему негативному воздействию, изощренно трансформируется.

Информационное взаимодействие между субъектами патриотического воспитания (ПВ) является очень слабым, единое информационно-патриотическое пространство отсутствует. Большинство СМИ являются антипатриотическими, проводниками космополитизма и вестернизации.

В научной сфере.

Многие важнейшие проблемы патриотизма и ПВ не решены и не решаются. Системного подхода к этой деятельности нет. Научный потенциал соответствующих научных и образовательных учреждений, особенно гуманитарных, в абсолютном большинстве не реализуется.

Педагогическая наука фактически игнорирует патриотический компонент в воспитании в системе образовательных учреждений страны. Научные основы патриотизма и ПВ извращаются, деформируются вплоть до перерождения на теоретическом уровне. В результате все более утрачивается их истинный смысл. Вместо патриотизма утверждается лжепатриотизм в различных разновидностях.

Соответственно, современному ПВ присущи размытость, односторонность, фрагментарность и другие негативные проявления.

В правовой сфере.

В связи с отсутствием Закона о патриотизме и попыток инициировать его разработку и принятие, на всех уровнях деятельности субъектов, участвующих в ПВ имеется множество нерешенных вопросов организационно-правового характера. Отсутствует единая правовая база их существования и функционирования.

Очень слабой является правовая основа для организации и проведения важнейших, в том числе традиционных форм патриотического и военно-патриотического воспитания («Зарница», «Орленок», «Движение Постов № 1», поисковое движение, ОСОЛ и др.).

Особенно много нерешенных проблем на федеральном уровне: ими попросту некому заниматься.

В культурной сфере.

Продолжается разрушение и вытеснение подлинной высокой культуры посредством тотального и агрессивного насаждения поп-масс культуры в кино, театре, музыке, живописи, моде и т.д. Образцы традиционной духовной культуры подменяются вульгарными псевдоценностями, не оставляющими место патриотическим нравственным основам.

Это усугубляется и разрывом единого культурного пространства, искусственным формированием самых различных деформирующих истинную культуру субкультур, особенно для подрастающего поколения, которое лишается исторических, национальных, патриотических устоев, собственных корней, способных передать истинное богатство и уникальность многовекового народного художественного творчества.

В сфере программно-реализационной деятельности.

 Госпрограмма «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2006-2010 гг.» и разработанные на ее основе программы в некоторых министерствах, ведомствах, а также регионах характеризуются слабой системностью, неопределенностью в отношении главных приоритетов и целей, низкой эффективностью механизма реализации.

Соответствующие министерства и ведомства – главные исполнители Госпрограммы, реализуют лишь незначительную часть своего потенциала в качестве субъектов ПВ даже в ее рамках.

Более того, такие из них как: госструктуры СМИ, Минкультуры, Минздравсоцразвития и даже Минобрнауки осуществляют в большей степени не патриотическую, а антипатриотическую деятельность, особенно в информационной и образовательно-воспитательной сфере.

Читайте также:  Для чего детям нужны сказки

Сложным или очень сложным является положение дел с реализацией программ ПВ во многих регионах: отсутствие системного подхода, односторонность и ситуативность проводимых мероприятий, их слабая эффективность, низкий процент охвата населения и др. причины. Многие программы и проекты характеризуются слабой проработанностью, что предопределяет низкую эффективность осуществляемой в соответствующих министерствах, ведомствах, органах, организациях и регионах деятельность по ПВ граждан.

Координация и управление деятельностью по ПВ.

Определенные усилия по обеспечению координации и управлению деятельности исполнителей Госпрограммы в рамках ее реализации осуществляют Росвоенцентр (в отношении некоторых министерств, ведомств, органов, организаций и регионов – в большей или меньшей степени), а также отдельные министерства и ведомства (Минобороны, Федеральное агентство образования) и некоторые регионы. Однако, системного, постоянного, эффективного механизма координации и управления этой деятельностью нет, особенно на горизонтальном уровне – между министерствами, ведомствами, органами и организациями, даже ветеранскими; между регионами (субъектами РФ), между ПВПО(К) не только на федеральном, но и на региональном, в том числе и на местном (органы местного самоуправления) уровне (за небольшим исключением). Отсутствует единый орган координации и управления ПВ, который был бы способен осуществлять взаимодействие между основными субъектами ПВ как по вертикали, так и по горизонтали. Вследствие крайней недостаточности такого взаимодействия нет смысла говорить о системе ПВ во всероссийском масштабе.

Финансирование ПВ.

Финансирование ПВ является не только недостаточным, но просто мизерным. Причина – в негативном отношении к этой деятельности в Правительстве РФ и прежде всего в Минфине. На пятилетнюю Госпрограмму этим ведомством выделено менее 400 млн. руб. из федерального бюджета.

Естественно, таких средств явно недостаточно не только для развития, но хотя бы для продолжения деятельности по ПВ на минимальном уровне. В большинстве субъектов РФ, которые являются дотационными, финансирование ПВ является недопустимо низким, а в ряде из них – отсутствует вообще.

Внебюджетные источники, спонсорская помощь имеют очень слабое распространение.

Учебно-материальное обеспечение.

Учебно-материальное обеспечение деятельности основных субъектов ПВ, большинства ПВПО(К) является неудовлетворительным, особенно в дотационных субъектах РФ. Изменений к лучшему, за исключением отдельных регионов, объединений и организаций (за счет административно-финансового ресурса, спонсорства и сверхусилий отдельных энтузиастов) нет.

Использование учебно-материальной базы и соответствующих средств Минобороны, МВД, МЧС, РОСТО как правило затруднено и обусловлено многочисленными ограничениями. В отсутствие системного и централизованного обеспечения данная проблема давно стала проблемой самовыживания для тех, кто непосредственно осуществляет работу по ПВ, особенно на местах.

Методическое обеспечение.

 Уровень методического обеспечения ПВ на всех ступенях его осуществления с основными категориями граждан, особенно с учащейся молодежью, является очень низким.

Данное направление ПВ давно прекратило свое существование в деятельности абсолютного большинства научных и образовательных учреждений, потенциал которых используется совершенно для других, не связанных не только с ПВ, но и просто с воспитанием целей.

Характерно, что именно в высшей школе (за очень редким исключением) отсутствуют основы методики ПВ студентов. Методическое обеспечение общеобразовательной школы, дошкольных образовательных учреждений – удел, как правило, очень немногих энтузиастов.

Подготовка и повышение квалификации кадров.

Отсутствует система и планирование этой деятельности. Образовательные учреждения, осуществляющие эту деятельность, не имеют соответствующих специалистов (за очень редким исключением). Вследствие этого содержание и направленность подготовки и повышения квалификации кадров в области ПВ не соответствует, либо лишь частично соответствует их специальности.

Источник: http://www.sibmemorial.ru/node/1836

Государственная политика патриотического воспитания молодежи в современной России тема диссертации и автореферата по ВАК 23.00.02, кандидат политических наук Ахвледиани, Нино Резмановна

На протяжении XX века российское общество решало масштабные исторические и социально-экономические задачи, опираясь как на традиционные моральные ценности, сохраняемые значительной частью народа, так и на коммунистические идеалы, которые заняли место государственной идеологии. На исходе прошлого века эта идеология утратила свое монопольное положение, в стране возникло, а затем было законодательно закреплено мировоззренческое разнообразие.

При этом с одной стороны, для миллионов людей актуальным стал поиск новой мировоззренческой, культурной, гражданской идентичности, а с другой — обострились проблемы в духовно-нравственной сфере жизни общества.

Многие граждане РФ утратили жизненные ориентиры, не нашли себя в череде непрерывных социально-экономических преобразований.

Большая часть молодежи не проявила желания принимать участие в жизни общества и государства, а зачастую вовлекается в деятельность различных экстремистских группировок, криминальных структур, религиозных сект деструктивной направленности.

Сохраняется отрыв значительной части молодежи, и общества в целом, от традиционных культурных ценностей народа.

Поэтому сегодня, как никогда прежде, необходимо обратиться к нашим вековым традициям, к патриотическому воспитанию, особую роль в котором призвано сыграть современное российское государство посредством специально разработанных программ.

Это тем более верно, что ни одно общество, оставившее сколько-нибудь заметный след в истории, не могло не практиковать воспитание патриотов, то есть в буквальном значении людей, верных Отечеству.

Актуальность темы исследования обусловлена рядом причин:

Во-первых, духовной трансформацией современного российского общества и, прежде всего, изменениями в общественно-политической и культурной жизни страны, в утрате прежних идеалов и ценностей. Для консолидации общества, восстановления величия страны важное значение имеет патриотическое воспитание;

Во-вторых, от сегодняшнего положения молодежи, ее воспитания зависит политическое, экономическое, культурное процветание государства и его мощь. Современное состояние бездуховности, утрата традиционных, исторически формировавшихся идеалов, безнравственность в обществе угрожает самому существованию государства, его целостности и независимости;

В-третьих, несформированностью молодежного мировоззрения, зачастую приводящего к росту влияния экстремистских и популистских сил, способных при неблагоприятном развитии экономической и политической ситуации в стране манипулировать молодыми людьми с помощью псевдопатриотических лозунгов и призывов. В силу этого, необходимость целенаправленной государственной политики в сфере патриотического воспитания молодежи на современном этапе полностью оправдана.

Степень научной разработанности проблемы. В последние годы появилось немало работ, в которых в той или иной мере затрагивались вопросы, связанные с патриотическим воспитанием молодежи в современной России в различных аспектах и направлениях.

Это, прежде всего работа исследователей С.Ю. Ивановой и В.И. Лутовинова, в которой, патриотизм рассматривается как некое эмоциональное состояние человека1. В ней раскрыты научные и исторические основы российского патриотизма, его развитие. Авторы

1 Иванова С.Ю., Лутовинов В.И. Современный российский патриотизм. -Ростов-на-Дону, 2008. — С. 68.

подчеркивают что, последние десятилетия развития России ознаменовались негативными процессами, такими как депатриотизация духовной и социокультурной жизни российского общества, размывание ценностно-мотивационного ядра национального самосознания, резкое снижение чувства человеческого единства и достоинства.

Отечественная история, ее героические события, выдающиеся деятели прошлого утратили силу нравственного идеала или фактора патриотического воспитания молодежи. Поэтому, отмечают авторы, сегодня как никогда необходимо возрождение патриотических ценностей и внедрение их в сознание российского народа.

Но, следует отметить, что в работе не уделено должного внимания необходимости наличия специальных программ патриотического воспитания и, не затронут вопрос непосредственно о государственной политике в данной области.

Важное значение имеет сборник «Гражданское становление и патриотическое воспитание молодежи», в котором отражены проблемы практической реализации проектов и программ гражданского становления и патриотического воспитания молодежи. В нем также представлен и охарактеризован опыт работы государственных учреждений, общественных организаций, молодежных объединений в данном направлении2.

Вместе с тем, работа этих учреждений не рассматривается как часть целостной общегосударственной системы.

Большое внимание уделено основным направлениям гражданского и патриотического воспитания молодежи в современных условиях в работе С.Ю. Наумова и Н.Я. Чернышкиной. Главной задачей патриотического 2

См.: Гражданское становление и патриотическое воспитание молодежи. Методический сборник проектов / Под ред. И.И. Мельниченко и И.В. Метлина. — М.: Государственный НИИ семьи и воспитания, 2005. 52 с. воспитания авторы видят культивирование высших идей, связанных с защитой Родины и нашими общественными ценностями.

Однако в данной работе не нашли достаточного освещения вопросы практической реализации этой задачи, необходимые методы и средства.

Проблеме патриотического воспитания посвящена коллективная монография «Патриотизм — источник героизма, боевых и трудовых подвигов народа России».4 В работе показана многовековая героико-патриотическая история нашей страны. В концентрированной форме изложена информация о героизме и подвигах народов России.

Характеризуя патриотическое воспитание в современной России, авторы подчеркивают, что практически утратили свою актуальность в подростковой и молодежной среде такие ценности, как любовь к Родине и гордость за принадлежность к ней, причастность к защите Отечества.

Слово «патриот» и «патриотизм» в общественном сознании стали обретать негативный оттенок.

К сожалению, в работе не вскрыты причины упадка у подрастающего поколения таких высоконравственных черт как духовность, патриотизм, стремление к реализации социально значимых интересов и целей.

Важную роль в понимании современного патриотизма играет монография А.И. и И.А. Дыриных. Авторы обращают внимание на тот факт, что нельзя успешно созидать новую Россию, не возродив патриотических чувств народа, тем более, что в современных условиях духовно-нравственного «вакуума» осмеянию и принижению подвергается

3 Наумов С.Ю. Чернышкина Н.Я. Гражданское и патриотическое воспитание. — Саратов: Поволжская академия государственной службы им. П.А. Столыпина. 2007. 172 с.

4 См.: Патриотизм — источник героизма, боевых и трудовых подвигов народа России / Под ред. Ю.Р. Камалова. — М., 2008. патриотизм как явление, как сознание и чувство возвышенной любви к Отечеству.5

Проблема патриотического воспитания нашла отражение и в некоторых диссертационных исследованиях.

Так, Коробанов В.А. в своей диссертации рассматривает роль и влияние патриотических ценностей на формирование основополагающих черт российской политической культуры.

Автор отмечает, что переходное состояние современного общества наложило негативный отпечаток на формирование патриотизма и политической культуры молодежи.

В работе нашла отражение и проблема военно-патриотического воспитания в России, а также ее реализация в современном обществе.6

Влиянию патриотического воспитания в деле противодействия экстремизму, ксенофобии, национальной и религиозной нетерпимости в молодежной среде посвящена диссертационная работа Сентюрина Ю.П.

7 Автором особо отмечается, что экстремистские проявления (от хулиганских действий до актов вандализма и насилия) опираются, как правило, на системные идеологические воззрения, а материалы, пропагандирующие ненависть и рознь, сегодня легкодоступны.

Их можно обнаружить на прилавках книжных магазинов, во всех видах мультимедийных СМИ, в первую очередь в Интернете. В диссертации отражается анализ правовых, организационных, административных и методологических инструментов и мероприятий по предотвращению и

Читайте также:  От имени ребенка зависит его судьба

5 Дырин А.И., Дырин И.А. Патриотическая идея и военная доктрина для будущей России в литературе русского зарубежья первой половины XX века. -М.: Изд-во: «Мегапир», 2008.

6 См.: Коробанов В.А. Патриотическое воспитание молодежи в условиях трансформации российского общества. Автореф. дис. . канд. полит, наук. — Саратов, 2005. у

См.: Сентюрин Ю.П. Политический экстремизм и патриотическое воспитание молодежи на современном этапе развития гражданского общества. Автореф. дис. . канд. полит, наук. — Нижний Новгород, 2007. профилактике экстремистских тенденций, а также по формированию патриотических ценностей в молодежной среде.

Хотелось бы отметить, что все диссертационные исследования, касающиеся патриотического воспитания, можно условно разделить на два блока. Каждый из блоков раскрывает определенный аспект изучаемой темы.

Первый блок — это изучение и анализ патриотизма в контексте военно-патриотического воспитания8, а второй блок — это работы, посвященные историческим, социально-культурным аспектам патриотизма 9 и патриотического воспитания молодежи.

Целью диссертационного исследования является изучение с теоретико-методологических позиций политической науки сущности процесса патриотического воспитания молодежи, особенностей его реализации в условиях современной России, выявление места и роли государственных органов и общественных организаций в данном процессе.

См.: Деев В.В. Военно-патриотическое воспитание курсантов (слушателей) военных учебных заведений. Автореф. дис. . канд. педаг. наук. — Рязань, 2004.; Подцубный Е.Н. Патриотическое воспитание школьников в изменяющейся России. Автореф. дис. .канд. педаг. наук. — Ставрополь, 2004; Новиков А.В.

Государственно-патриотическое воспитание студенческой молодежи Москвы: 1992-2004 гг. Автореф. дис. .канд. истор. наук. — М., 2005.; Перов В.В. Военно-патриотическое воспитание рядовых (сержантов) — контрактников внутренних войск МВД России. Автореф. дис. . канд. полит, наук. — СПб., 2007.; Никова М.А.

Формирование патриотизма у российского студенчества. Автореф. дис. . канд. социол. наук. — М., 2004.

9 См.: Слукин С.В. Патриотизм в социо-культурном развитии личности. Автореф. дис. . канд. филос. наук. — Челябинск, 2005.; Шейко В.Н. Российский патриотизм: государственные и этнорегиональные, социокультурные аспекты. Автореф. дис. . канд. филос. наук. -Краснодар, 2005.; Лузик Н.П.

Патриотизм как социокультурный феномен. Автореф. дис. . канд. философ, наук. — СПб., 2007.; Парашин А.Ю. Патриотизм: историко-социологический анализ. Автореф. дис. . канд. социол. наук. — М., 2007.; Тихомиров Г.А. Социально-философское исследование феномена патриотизма. Автореф. дис. . канд. фисософ. наук.

— Чебоксары, 2008.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи исследования:

• сформировать авторское определение понятия «государственная политика патриотического воспитания»;

• проанализировать качество правительственных программ патриотического воспитания и степень их действенности;

• провести типологию молодежных организаций современной России по их роли и месту в системе патриотического воспитания, отношению к государственной политике;

• разработать практические рекомендации по совершенствованию государственной политики в сфере патриотического воспитания молодежи;

• провести анализ состояния государственной политики по патриотическому воспитанию молодежи, определить ее основные проблемы;

• определить основные направления оптимизации деятельности органов политической власти по совершенствованию правовой базы и системы патриотического воспитания молодежи;

• уточнить место и роль институтов гражданского общества в системе патриотического воспитания молодежи.

Объектом диссертационного исследования является патриотизм как важнейшая составная часть идеологии новой России, факторы и условия его формирования.

Предметом исследования является государственная политика по патриотическому воспитанию молодежи в современной России.

Теоретико-методологическую основу диссертации составляет комплекс теоретических и эмпирических, а также прикладных и специальных методов политологических исследований.

К основным методам и принципам исследования относятся диалектический, формально-логический, историзма, конкретности, объективности, комплексности, систематизации, критического рассмотрения изучаемых процессов и конкретно-социологические методы (наблюдение, анкетирование, ретроспективный анализ собственного опыта и др.).

В диссертации получили развитие идеи и положения философской, политической, исторической, психологической и педагогической наук, используется их понятийный аппарат применительно к объекту и предмету исследования.

Эмпирическую базу исследования составили: нормативно-правовые акты10, результаты социологических исследований», в том числе и проведенных диссертантом12, а также данные статистики.

Научная новизна исследования состоит в следующем: сформулировано авторское определение понятия «государственная политика патриотического воспитания»; выявлены достоинства и недостатки правительственных программ по патриотическому воспитанию в целом, и молодежи в особенности;

10 Конституция Российской Федерации; Государственная Программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005 гг.

»; Государственная Программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010 гг.

»; Концепция Национальной безопасности Российской Федерации; Проект Федерального закона «Об основах государственной молодежной политики в Российской Федерации».

11 См., например: Как воспитать патриота? — URL: http://wciom.ru/arkhiv/tematicheskiiarkhiv/item/single/4066.html?no cache= 1 &cHaslr=f7b75a3729 (дата обращения 03. 08. 2009г.).

12 Диссертантом проведен социологический опрос, посвященный патриотическому воспитанию молодежи в современной России. Опрос был проведен среди студентов и аспирантов ВУЗов, а также учащихся средних специальных учебных заведений г. Москвы (N=600). Респондентам была предложена анкета, включающая 21 вопрос.

Диссертантом также осуществлен контент-анализ телепередач и выявлена роль телевидения в воспитании у молодежи чувств патриотизма. Результаты авторских исследований приведены в Приложении к диссертационной работе.

дана авторская систематизация молодежных организаций современной России по их роли и месту в патриотическом воспитании, отношению к государственной политике; изложены результаты проведенного диссертантом эмпирического исследования в области патриотического воспитания современной молодежи, позволяющего оценить практическую реализацию государственной политики в данном направлении; выработаны рекомендации по повышению эффективности деятельности государства в области патриотического воспитания.

Теоретическая значимость проведенного исследования обусловливается новизной проблемы и заключается в расширении теоретических основ исследования патриотического воспитания граждан, а также в том, что в диссертации впервые сделана попытка систематического политологического анализа государственной политики патриотического воспитания граждан.

Практическая значимость диссертации определяется возможностями применения ее фактического и концептуального материала в политической и научно-преподавательской деятельности.

В частности, основные положения и теоретические выводы диссертационной работы доведены до конкретных практических рекомендаций и могут быть использованы при написании монографий, книг и статей гуманитарной направленности по патриотическому воспитанию, при проведении научно-теоретических конференций, лекционных и семинарских занятий в ВУЗах и в школах по данной проблематике.

А также, она может быть использована для дальнейшего изучения проблем общественной жизни России, при моделировании и прогнозировании процесса принятия государственных общественных, и иных решений на различных уровнях.

Представленный материал способен сделать работу по воспитанию гражданско-патриотических качеств у современной молодежи более эффективной и позволяет ускорить разработку общенациональной патриотической идеологии, в которой нуждается нынешнее российское общество.

Структура диссертации обусловлена целью, задачами, внутренней логикой исследуемой проблемы.

Она состоит из введения, двух глав (первая глава — «Методологические основы государственной политики по патриотическому воспитанию молодежи», вторая глава — «Проблемы реализации государственной политики по патриотическому воспитанию молодежи в условиях формирования гражданского общества в РФ»), заключения, списка использованной литературы и приложений.

Источник: http://www.dissercat.com/content/gosudarstvennaya-politika-patrioticheskogo-vospitaniya-molodezhi-v-sovremennoi-rossii

3. Проблемы патриотического воспитания в условиях современного российского образования

В России патриотическое воспитание всегда входило в область важнейших государственных интересов. Важностью патриотического воспитания для нынешней России объясняется издание постановления Правительства РФ от 11.07.

05 № 422 «О государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010 годы»».

Основная цель программы заключается в совершенствовании системы патриотического воспитания, обеспечивающей развитие России как свободного, демократического государства, формирование у граждан РФ высокого патриотического сознания, верности Отечеству, готовности к выполнению Конституционных обязанностей.

Патриотическое воспитание детей и молодёжи считается приоритетным направлением программы, при этом акцент делается на осуществление в образовательных учреждениях совместной воспитательной работы школы, семьи, других учреждений и общественных организаций.

«Нельзя воспитать мужественного человека, если не поставить его в такие условия, когда бы он мог проявить мужество — всё равно в чём: в сдержанности, в прямом открытом слове, в некотором лишении, в терпимости, в смелости», — писал А. С. Макаренко.

[30, 64]

В настоящее время сложились основные направления работы:

· приобщение к боевым и трудовым традициям народ, Российской и Советской Армии,

· разъяснение истоков героизма и самоотверженности нашего народа;

· воспитание у учащихся гордости за подвиги разных поколений защитников Отечества и стремления подражать им;

· формирование ряда социально-психологических, волевых и интеллектуальных качеств, позволяющих безупречно нести службу на благо Отечества, в том числе и сложную воинскую службу в мирное время, успешно выполнять боевые задачи в условиях войны (трудолюбие, дисциплинированность);

· формирование у учащихся основ военных знаний, военно-профессиональных и военно-технических умений и навыков, которые необходимы для успешного овладения оружием и современной боевой техникой в короткие сроки после призыва в вооружённые силы.

Однако нельзя не упомянуть и множество проблем, возникших, во многом из-за резкой смены официальной идеологии государства, и, соответственно, поменявшихся взглядов на концепцию патриотического воспитания в нашей стране.

Во-первых, Демилитаризация школы, которая идет несколько успешнее демократизации, убрала из учебных планов курс начальной военной подготовки, обязательные «Зарницы» и «Орлята», хотя и сохранила в лексике учителей и администрации «вооружение знаниями».

Еще совсем недавно можно было сказать только «военно-патриотическое воспитание», так как патриотизм ассоциировался только рядом с образом врага. Патриотическое воспитание, как и нравственное, невозможно осуществить по инструкциям и добровольно-принудительным играм, которые уместны в военном училище и чужеродны в общеобразовательной школе.

[10, 245-246] Однако многие общеобразовательные школы до сих пор сводят всё патриотическое воспитание к проведению подобных мероприятий, игнорируя прочие направления в данной области.

Во-вторых, наблюдается неоправданное пренебрежение многими российскими школами краеведческой работой — как урочной, так и внеурочной. Главным методологическим принципом патриотического воспитания учащихся должно быть познание и осознание ими своей Малой Родины.

Не случайно ведь в дореволюционной России в школьных программах существовал предмет «Родиноведение», который позднее был переименован в «Краеведение». В толковом словаре В.И. Даля читаем: «Краеведение — это совокупность знаний (исторических, географических и т. п.

) об отдельных местностях или в целом страны, это всестороннее изучение своей местности — природы, хозяйства, истории, быта людей — преимущественно местными школами» [10; 216-217] Вклад краеведов во многие науки трудно переоценить. Разгромленная в 1929 г.

большевиками краеведческая наука вновь заняла в жизни общества достойное место. Ведь без комплексного, всестороннего изучения родного края (чем занимается краеведение) невозможно формирование патриотической культуры.

Мы рекомендуем уделить больше внимания краеведению на уроках:

— Географии: Географическое краеведение изучает климатические особенности местности и их динамику, лесные и степные массивы, холмы, овраги, отдельные деревья, курганы, фрагменты ландшафта и морских акваторий, степные курганы, отдельные горы и барханы, почвы, животный мир, ручьи и родники.

Источник: http://ped.bobrodobro.ru/32206

Ссылка на основную публикацию