Развитие личности в несостоявшемся моральными ценностями обществе.

» Личность

Ваш славный малыш ни с того, ни с сего стал упрямым, непослушным, капризным? Он не реагирует на замечания и делает то, что ему вздумается? Не отчаивайтесь, скорее всего, он переживает кризис трёх лет: период, когда кроха переходит от раннего возраста к дошкольному. Прочитав наш статью, вы узнаете, как легко перенести кризис трёх лет у ребёнка. Читать далее »

Тревожность — не болезнь, а эмоциональное состояние негативного характера. Беспокойство могут испытывать даже самые маленькие дети, например, младенцы, у которых оно проявляется в плаксивости, нарушении сна и аппетита.

У подросшего ребёнка становится более сложными строение нервной системы, а значит, тревожные состояния будут усложняться. Если не обращать внимания на тревожность у детей дошкольного возраста, родители могут столкнуться с трудностями, когда ребёнок пойдёт в школу.

Читайте о том, как диагностировать тревожность у дошкольников, преодолевать её и использовать профилактические мероприятия. Читать далее »

Насколько успешно будет осуществляться становление ребёнка как личности и его успешность во взрослой жизни — зависит от уровня самооценки. На формирование самооценки детей влияют разные факторы, основную роль среди которых играет отношение родителей к ребёнку и его кружение. Как повысить самооценку ребёнку — вы узнаете из нашей статьи. Читать далее »

Профессия воспитателя известна с давних времён. Сегодня это одна из самых нужных и значимых профессий, ведь занятые родители не всегда могут посвятить достаточное количество времени своему малышу, а тем более — сформировать у него важные умения и навыки, подготовить к школе.

Именно воспитатель научит вашего кроху самостоятельности, правилам поведения, необходимым дошкольнику знаниям.

Каков его идеальный портрет? О том, какие качества воспитателя будут способствовать его эффективной и успешной профессиональной деятельности в дошкольном детском учреждении (ДОУ) — в нашей статье. Читать далее »

Игра — самое главное занятие в жизни ребёнка. А игры, которые создают дети самостоятельно, занимают совершенно особое место. Называются они сюжетно-ролевыми. В них детьми воспроизводится всё, что они видят вокруг: разные проявления жизни, деятельность взрослых.

Так ребёнок начинается социализироваться, то есть вливаться в детский коллектив, моделируя своё поведения, развивая коммуникативные и лидерские качества, оценивая свои поступки и сверстников. Читайте в нашей статье об особенностях, значении и пользе сюжетно-ролевых игр дошколят.

Читать далее »

Эмоции помогают определённым образом воспринимать действительность, реагировать на неё.

Умение искренне радоваться, понимать чувства и эмоциональные состояния людей, чётко выражать свои желания и общаться с людьми, быть восприимчивым к искусству и проявлениям жизни — всё это зависит от того, как сформирован ребёнок эмоционально.

То, как развита эмоциональная сфера ребёнка дошкольного возраста, влияет на понимание маленьким человеком мира и успешного взаимодействия с ним. О важности и особенностях эмоциональной сферы дошкольника вы узнаете в нашей статье. Читать далее »

Дети в самом раннем возрасте замечают красоту, окружающую их. Они слышат музыку и получают от неё наслаждение, им нравятся стихи и песенки, красивые картинки, явления природы. Сталкиваясь с красотой, ребятишки сами стремятся создать что-то своё — вылепить фигурку из пластилина, придумать песенку, станцевать танец.

Встреча с прекрасным всегда побуждает к творчеству и развитию, настраивает на позитивное восприятие мира. Вот поэтому так важно эстетическое воспитание — систематическое воздействие на малыша с целью воспитания способности видеть прекрасное и самому создавать его.

В статье мы раскроем секреты, как приучить дошкольника любить прекрасное. Читать далее »

Как верно выбрать профессиональное направление, когда тебе всего 14 или 15 лет? В этом возрасте неумолимо подступает время, когда придётся выбирать ВУЗ, а многие подростки даже не представляют себе, чем конкретно хотели бы заниматься в будущем. Как понять, какая профессия подходит? На какой остановиться? Советы старшеклассникам и их родителям по правильной профессиональной ориентации – в нашей статье. Читать далее »

Многие родители подростков задаются вопросом, нужен ли спорт их детям, какое воздействие он оказывает. Спорт — это движение, тонус, сила воли. Известно об этом многим, но привлекают к спорту детей далеко не все. Предлагаем выяснить, нужен ли спорт подростку и какова его польза. О роли спорта в жизни подростков читайте в нашей статье. Читать далее »

Обратили внимание на то, что ваш тринадцатилетний ребёнок всё чаще стал грубить, перестал делиться секретами, начал дерзко шутить и проявлять цинизм? Пожалуй, наступил кризис подросткового возраста.

Если бы родители понимали особенности протекания этого кризиса, то они бы намного спокойней воспринимали все причуды ребёнка и сложности общения с ним.

Читайте в нашей статье об особенностях психологии подростков, их проблемах и нюансах поведения, и вы будете знать, как вести себя с повзрослевшим ребёнком. Читать далее »

Сегодня особенную актуальность приобрёл вопрос толерантности — терпимости к людям, относящимся к разным национальностям и культурам. Особое значение в последнее время эта проблема приобрела потому, что всё чаще мы стали замечать проявления недоброжелательности, недружелюбия, озлобленности, агрессивности.

В семью и школу проникают настроения взаимной нетерпимости и культурного эгоизма. Подобные тенденции негативно влияют на развитие личности детей, их духовности и доброты. Именно поэтому родителям нужно внимательно отнестись к воспитанию детской толерантности и найти эффективные механизмы, способствующие её становлению.

Читать далее »

В какой-то момент родители замечают, что их ребёнок совершенно неуправляем. Это может произойти в три года, и в пять, а то и в девять. Тяжело выдержать капризы, истерики и другие проявления непослушания. Мало кто из пап и мам готов это терпеть. Как объяснить неуправляемое поведение ребёнка и что с ним делать? Ответы найдёте в нашей статье. Читать далее »

Источник: https://paidagogos.com/?cat=6&paged=6

Моральные ценности человека

Человеческие поступки регулируются моральными правилами. Моральные ценности и нормы направляют и корректируют жизнедеятельность индивида по отношению к общественному мнению. Обычно личность ориентирована на общие нормы нравственности и сама выполняет свои этические обязанности.

Причем массовые шаблоны, стереотипы и признанные образцы не влияют на ответственность людей за отказ от этих принципов. Определяется все совестью. Иногда понятия «мораль» и «нравственность» различаются в оттенках значений, но в большинстве случаев их считают синонимичными.

Моральные ценности ― одно из основополагающих понятий философии.

Что входит в понятие

Под моральными ценностями понимают систему мировоззрения людей, оценивающую все существующее с точки зрения блага, объективности, пользы и иных качеств, соотносящих поступки человека с распространенным порядком общественных традиций.

Отбор значимых нравственных приоритетов дает возможность людям выбрать для себя отношение к событиям и поступкам и проанализировать свое поведение, а также выбрать ценностную направленность характерного для них понимания морали.

Конечная нравственная позиция выражается как в единичных конкретных действиях, так и во всем образе действий.

Моральные ценности дают возможность людям определять их нравственную ответственность перед родными, друзьями, коллегами, социумом, самим собой; формулировать свое понимание добра и зла, объективности и беспристрастности, порядочности и безнравственности.

Основная функция морали ― регуляция поведения личностей в обществе и природы их отношений в зависимости от их представления об основных категориях нравственности.

Дополнительную роль понятие морали играет в становлении сознания индивида, содействует возникновению и укреплению:

  • человеческих суждений о сущности жизни;
  • обязательств перед социумом;
  • потребности уважения других людей.

Нравственная сознательность оценивает поведение и поступки с позиции согласования с моралью: одобрительные, осуждающие, благосклонные, сочувственные мнения. Отличительной чертой моральных ценностей является то, что они контролируют сознание и образ действий человека в различных областях жизнедеятельности:

  1. бытовой;
  2. семейной;
  3. коммуникативной;
  4. рабочей.

Люди сталкиваются с этим повсеместно и ежедневно. Моральные представления укрепляют фундамент цивилизованных отношений, которые создаются при становлении общества.

Зачем они нужны

Направленность моральных ценностей определяется воспитанием еще с детства. Они могут сформироваться как положительными, так и отрицательными.

Многие народы имеют стереотипные нравственные принципы, необходимые для построения цивилизованного общества, в котором общественное благополучие должно стать значимее персональных преимуществ, обретенных за чужой счет. Моральные принципы регулируют обдуманность высказываний и оценивание поступков заранее до их совершения.

Они советуют принимать во внимание интересы и права других людей, что на самом деле выполняет далеко не каждая личность. Расхождения в моральных ценностях людей бывают настолько радикальными, что контакт может привести к конфликтной ситуации.

Обобщенными представлениями морали являются понятия добра и зла, которые дифференцируют нравственность и безнравственность. По традиции добро ассоциируется с пользой для людей. Хотя это понятие имеет относительное значение, потому что в различные промежутки времени благо расценивается по-разному.

Приверженность распространенным моральным традициям и канонам, а также внутренне присущим приоритетам помогает человеку вести гармоничный и уравновешенный образ жизни в обществе. А люди, чьи правила и оценки не соответствуют общепринятым, часто вынуждены существовать обособленно, изолированно.

Индивид, совершающий недоброжелательные, дерзкие, унизительные поступки, заслуживает только неодобрение и укоризну.

Моральные принципы позволяют личности:

  • комфортно существовать в окружении;
  • гордиться полезными и благородными делами, чистой совестью.

Как их выбирают

На протяжении многих столетий, начиная с древних времен, существует понятие вечных ценностей, которые не потеряли значения в наши дни. Человечество во все времена порицало:

  • низость;
  • неблагородство;
  • вероломство;
  • коварство;
  • нечестность;
  • злословие.

Нормой и правильным поведением всегда были:

  • порядочность;
  • благородство;
  • верность;
  • чистосердечие;
  • сдержанность;
  • человечность;
  • отзывчивость.

Такие качества напрямую связаны с воспитанием и самосознанием личности, ощущением важности этих черт характера. Соответствие нравственному образцу требует от личности добровольного соблюдения этических правил. Нравственные ценности и нормы проявляются моральными основами:

  • трудолюбием;
  • коллективизмом;
  • патриотизмом;
  • человеколюбием;
  • добросовестностью.

Жизнь требует от человека умения согласовывать персональные потребности с нуждами общества, способности с вниманием относиться к собратьям, строить дружеские отношения с ними на основе взаимовыручки.

Любовь к отчизне проявляется в почитании традиций родной страны, понимании важности внесения лепты нашего народа во всемирную цивилизацию.

Старательность позволяет признать духовную значимость и важность труда ради самоутверждения человека.

Система нравственных принципов

Значение морально-нравственных ценностей зависит от их уровня для разнообразных категорий людей. Бывают общечеловеческие, групповые и индивидуальные нормы. По типу отношений они могут быть взаимоисключающими и взаимодополняющими. Важнейшие ― наивысшие ценности.

Это идеал. Ключевой идеей современной науки становится то, что общечеловеческие нормы главенствуют над групповыми ― обслуживающими класс буржуазии.

Они входят в состав духовных, материальных и социальных ценностей и имеют всенародную значимость, определяя социальный регламент, понятие о независимости, объективности, беспристрастности, этике.

В процессе изменения внешних условий они способны к внутривидовому переходу. С появлением новшеств в обществе возникают модернизированные ценности, а некоторые из прежних теряют значение.

Самосовершенствование человека предполагает следование принципам нравственности, причем психологи рекомендуют следовать им ежедневно: стараться стать более добрым, внимательным, заботливым, ответственным.

Каждый индивид должен быть искренним с самим собой, честным, принципиальным; регулировать свои мысли, эмоции; исполнять обязательства, доказывать слова поступками.

Выполнение этих правил поможет современному гражданину достойно войти в сегодняшнее общество.

Источник: https://mystroimmir.ru/moyput/tsennosti-lichnosti.html

Мораль как основной вектор социализации личности в условиях современного общества

Процесс развития и формирования личности связан с социализацией человека и включает в себя освоение нравственных норм. Мораль — важнейшая сфера взаимоотношений человека и общества.

Ключевые слова: культура, социализация, мораль, человек, личность, нравственность, духовность, воспитание.

Проблема духовно-нравственного развития личности приобрела актуальность в условиях изменения всех сторон современного социума.

Невозможно анализировать социальные процессы функционирования и развития социальных систем, не обращаясь к исследованию сущности личности как субъекта социального поведения и общественных отношений, не изучая потребности, интересы, духовный мир личности, не анализируя сложные и разнообразные ее связи с микро – и макросредой. Стабильность, духовное здоровье общества невозможны без духовного развития личности. От уровня нравственной культуры общества зависит успех или неудача социальных преобразований.

Включение человека в общественную жизнь осуществляется через разнообразные элементы социальной структуры, через систему социальных ролей, через нормы и ценности общества, которые он принимает.

Формирование качеств и черт личности опосредовано биологическими особенностями индивида, но решающая роль в процессе становления принадлежит социальному воздействию, огромному множеству социокультурных факторов, вводящих человека в социальный мир. [1.] Культурным человеком не рождаются, а становятся в процессе воспитания, образования, всей общественной жизни.

Наследование социокультурных черт и ценностей осуществляется иным, небиологическим путем, социальным путем через механизм передачи из поколения к поколению, когда каждый отдельный индивид, каждое новое поколение неизменно проходит свой собственный своеобразный путь освоения культурного наследия того общества, в котором они рождаются и живут.

Объяснение и прогнозирование социального поведения личности, его механизмы побудительных причин, детерминирующих факторов строится во многом на исследовании ценности мира. Ценности присущи обществу или социальной группе, а ценностная ориентация – личности.

Спектр социальных ценностей достаточно разнообразен: ценности морали, идеологические, политические, религиозные, экономические, эстетические и т.д. Духовность и нравственность являются базисными характеристиками личности. Важнейшая функция социальных ценностей – играть роль критериев выбора из альтернативных способов действий.

Читайте также:  Человек учитель кто он?

Сформировавшаяся система ценностей упорядочивает для индивида картину мира. Особенность социальных ценностей заключается в том, что в силу их всеобщего признания, они воспринимаются членами общества, как нечто собой разумеющееся, ценности стихийно реализуются, воспроизводятся в социально значимых поступках людей.

Остановимся на некоторых объектах, связанных с формированием ценностной системы: определение природы человека, идеал личности; картина мира, восприятие и понимание природы; место человека, его роль в системе мироздания; отношение человека к человеку; характер общества, идеальное общественное устройство.

Рассматривая различные виды социальных регуляторов, следует акцентировать внимание на морали – совокупности особых духовных правил, направляющих поведение человека, его отношение к другим людям, к самому себе, к окружающей среде.

Мораль действует в обществе как совокупность трех структурных элементов: моральной деятельности, нравственных отношений и морального сознания. Моральные принципы и нормы, способны оказать особое духовное воздействие на поступки людей, служат образцом, идеалом гуманного поведения. Нормы морали – это своеобразные частицы нравственности, составляющие здание нравственной системы общества.

Источниками норм морали могут быть: обычай, традиция, этическая доктрина, авторитет, общественное мнение, человек и т.д. Подлинно моральной норма становится тогда, когда содержащее в ней требование осознается самим человеком, как субъективная необходимость. Л.С. Выготский писал: «Моральное поведение должно стать его природой и совершаться свободно, легко и непосредственно» [2, с.249].

Исторически нормы морали меняются. Каждый человек выбирает для себя те ценности, на которые он ориентируется в своей жизни постоянно.

Однако история развития человечества выработала идеалы, моральные ориентиры, которые выдержали проверку временем и стали общечеловеческими моральными ценностями: достоинство, честь, совесть, долг, милосердие, ответственность, гуманность и др. Чем выше мера гуманности отношений между людьми, тем шире сфера деятельности нравственности в жизни общества.

Выделим отличия нормы морали от других социальных регуляторов: 1.Главной целью морали является побуждение человека к совершенству, добру. 2.Нормы морали возникают как результат свободной активности человека. 3.Нормы морали определяют сферу запретного поведения.

Человек свободен в моральной деятельности – он волен выбрать или не выбрать путь следования требованиям долга. Эта свобода человека, его способность выбирать между добром и злом называется моральным выбором, но за последствия морального поведения человек отвечает не только перед самим собой, но и обществом.

Требование морали поддерживается силой общественного мнения и личной убежденностью человека в истинности и справедливости нравственных ценностей. Мораль не является сферой организованной деятельности человека, но моральные требования и оценки проникают во все сферы человеческой жизни.

Главнейшим условием для нравственно-прогрессивного развития общества является создание объективных общественных условий для расширения моральной свободы личности.

Основываясь на особенностях нормы морали выделяются следующие функции: оценочная (рассматривает мир, явления и процессы с точки зрения их гуманистического потенциала), регулятивная (способ регулирования поведения людей в обществе и саморегулирование индивида), контролирующая (контроль за выполнением норм), интегрирующая (поддержание единства в обществе и целостности духовного мира), воспитательная (формирование добродетелей, способности нравственного обоснования морального выбора). Воспитательная функция морали неразрывно связана с процессом социализации человека, который продолжается всю жизнь и охватывает все слои населения. Благодаря социализации индивид не только включается в жизнь общества, но получает и изменяет свой социальный статус и социальные роли. Все это связано, с одной стороны, с постоянным изменением, развитием всего общества, его структур, ценностей и норм, целей и задач; а с другой с изменениями на протяжении всей жизни самого человека, его возраста, уровня образования, потребностей и интересов, видов трудовой деятельности и т.д. Именно в процессе социализации человек обретает свою индивидуальность.

Социальный опыт, лежащий в основе процесса социализации не только усваивается, но и активно перерабатывается, становясь источником индивидуальности.

Сформировавшаяся личность как целостная социальная система, включает внутреннюю структуру, состоящую из уровней: биологический (природные качества личности), психологический (психологические особенности) и социальный включающий три подуровня: 1.

Социологический (связан с общественным сознанием); 2.Специфически-культурный (включающий ценности, установки и нормы поведения); 3.Нравственный. Социализированность человека определяется степенью освоения и принятием норм морали.

Если в процессе социализации человек не приобщается к нормам морали и права, это уже не социализация, а девиация, следствием которой может стать аномичное состояние не только индивида, но и общества.

Именно мораль выполняет важнейшую задачу формирования личности и является действенным средством воспитания. Концентрируя нравственный опыт человечества, мораль передает его из поколения в поколения.

Нравственность должна пронизывать все виды воспитания, придавая им правильную социальную ориентацию через нравственные идеалы и цели, ведь «…Нравственность есть одно из измерений духовности»[3, с.113- 114].

Проблема воспитания духовности, моральных качеств личности, гуманного отношения к людям является в настоящее время одной из главных задач, которые стоят перед обществом. Нравственный, духовно развитый человек – это цель и средство прогрессивного развития общества.

Литература

1.Бабосов Е.М. Общая социология: учебное пособие для студ.вуз/Е.М. Бабосов. — 3-е изд.-Минск: ТетраСистем, 2006.-640с.

2.Выготский Л.С. Педагогическая психология. Глава XII. Моральное поведение. М.: Педагогика, 1991. с.249-270.

3.Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Основы психологической антропологии. – М.: Канон, 1996. с.113-114.

4.Солонин Ю.Н., Каган М.С. Культурология. Учебник М., Высшее образование, 2007.

5.Тощенко Ж.Т. Социология: Общий курс: учеб.пособие/ Ж.Т. Тощенко.- 2-е изд., доп. и перераб. –М.:Юрайт, 2001.

6. Тадевосян Э.В. Социология. М., Изд-во «Знание», 1999.

7. Человек и общество. /Культурология. Словарь-справочник. – Ростов-на- Дону, 1996.

Крикунова С.Т., Катеринец С.Л.

Источник: http://www.oboznik.ru/?p=52662

Нравственное развитие, ценности и мировоззрение в юности

Казахстанско-Российский Университет

Курсовая работа

тема: Нравственное развитие, ценности и мировоззрение в юности

Караганда – 2008

Развитие человека как личности происходит в общем контексте его «жизненного пути»1 , говорил Вейнвальд Н. И.

, который определяется как история «формирования и развития личности в определенном обществе, развития человека как современника определенной эпохи и сверстника определенного поколения».

А жизненный путь имеет свои определенные фазы, связанные с изменениями в образе жизни, системе отношений, жизненной программе.

«Фазы жизненного пути, писал Леонтьев А. Н., — накладываются на возрастные стадии онтогенеза, причем в такой степени, что в настоящее время некоторые возрастные стадии обозначаются как фазы жизненного пути, например, преддошкольное, дошкольное и школьное детство»2 .

Развитие личности как процесс «социализации индивида» осуществляется в определенных социальных условиях семьи, ближайшего окружения, в определенных социально – политических, экономических условиях региона, страны, национальных традициях того народа, представителем которого он является. Это макроситуации личностного развития. В то же время на каждой фазе жизненного пути складываются определенные социальные ситуации развития как своеобразное отношение юноши к окружающей его социальной действительности.

Психологически подростковый возраст исключительно сложен и противоречив. Неслучайно уже с начала XX века он привлекает пристальное внимание исследователей.

К настоящему времени психологами получен большой фактический материал о психологических особенностях подростков, проведены исследования, посвященные потребностям, идеалам, интересам подростков, особенностям воли, нравственным представлениям, мотивам деятельности подростков, многообразию факторов, влияющих на их развитие[1] .

Отечественные психологи, оценивая важность вышеназванных проблем, сходятся в том, что психика индивида – прижизненное онтогенетическое образование – развивается в процессе сложного взаимодействия биологических и социальных факторов, среди которых решающими являются конкретно-исторические условия общественной жизнедеятельности человека, характер его взаимосвязей и общения с другими людьми. Эти положения впервые были выдвинуты и обоснованы Л.С. Выготским. Возрастная периодизация, предложенная Д.Б. Элькониным, позволяет, характеризуя подростковый возраст, акцентировать внимание не на физическом развитии организма, а на появлении психических новообразований, обусловленных сменой и развитием ведущих типов деятельности.

Однако в подростковом возрасте основной трудностью в проявлении социальной компетентности становится свойственное данному возрасту неумение правильно соотнести свои возможности и притязания с реальными результатами деятельности, общения.

Довольно часто подростки демонстрируют неадекватные реакции на неуспех в достижении целей, сопровождающиеся чувством эмоционального неблагополучия.

Это обнаруживается в упорном игнорировании неудач при взаимодействии с другими, в чрезмерной настойчивости и нежелании снизить собственные притязания в том или ином виде социальной деятельности.

Такие реакции у подростка, как правило, связаны с полным отрицанием мысли о том, что причины неуспеха могут крыться в нем самом, в низком уровне его социальной компетентности; со стремлением обвинить в своих неудачах кого-то другого или ссылкой на объективные обстоятельства, с чувством обиды и восприятием ситуации как несправедливой. Подобный комплекс переживаний и действий подростка приводит к возникновению «аффекта неадекватности».

Данное обстоятельство актуализирует необходимость углубленного изучения особенностей нравственного развития, условий развития объективного отношения растущего человека к себе и другим, к результатам своей социальной деятельности и поведения в социуме.

Таким образом, цельюданной курсовой работы является описание нравственного развития, ценностей и мировоззрения в юности.

Юность — период жизни после отрочества до взрослости (возрастные границы условны — от 15-16 до 21-25 лет). Это период, когда человек может пройти путь от неуверенного, непоследовательного отрока, притязающего на взрослость до действительного повзросления.

В юности у молодого человека возникает проблема выбора жизненных ценностей. Юность стремится сформировать внутреннюю позицию по отношению к себе («Кто Я?», «Каким Я должен быть?»), по отношению к другим людям, а также к моральным ценностям. Именно в юности молодой человек сознательно отрабатывает свое место среди категорий добра и зла.

«Честь», «достоинство», «право», «долг» и другие характеризующие личность категории остро волнуют человека в юности. В юности молодой человек расширяет диапазон добра и зла до предельных границ и испытывает свой ум и свою душу в диапазоне от прекрасного, возвышенного, доброго до ужасного, низменного, злого.

Юность стремится прочувствовать себя в искушениях и восхождении, в борьбе и одолении, падении и возрождении — во всем том многообразии духовной жизни, которое свойственно состоянию ума и сердца человека.

Знаменательно для самого юноши и для всего человечества, если молодой человек выбрал для себя путь духовного роста и преуспевания, а не прельстился пороком и противостоянием общественным добродетелям. Выбор внутренней позиции — весьма многотрудная духовная работа.

Молодому человеку, обратившемуся к анализу и сопоставлению общечеловеческих ценностей и своих собственных склонностей и ценностных ориентации, предстоит сознательно разрушить или принять исторически обусловленные нормативы и ценности, которые определяли его поведение в детстве и отрочестве.

Кроме того, на него обвально наступают современные идеи государства, новых идеологов и лжепророков. Он выбирает для себя неадаптивную или адаптивную позицию в жизни, при этом считает, что именно избранная им позиция является единственно для него приемлемой и, следовательно, единственно правильной.

Как бы страстно ни была направлена юность на поиск своего места в мире, сколь бы ни была она интеллектуально готова к осмыслению всего сущего, многого она не знает — еще нет опыта реальной практической и духовной жизни среди близких и других людей («Если бы молодость знала…»).

Кроме того, именно в юности по-настоящему пробуждается данное природой стремление к другому полу. Это стремление может затмевать, несмотря на понимание, знания, убеждения и уже сформированные ценностные ориентации молодого человека.

Юность — период жизни, когда над другими чувствами может доминировать всепоглощающая страсть к другому человеку.

Юность — период, когда молодой человек продолжает рефлексировать на свои отношения с семьей в поисках своего места среди близких по крови. Он проходит через обособление и даже отчуждение от всех тех, кого любил, кто был ответствен за него, в детстве и отрочестве.

Это уже не подростковый негативизм, а часто лояльное, но твердое отстранение родных, стремящихся сохранить прежние непосредственные отношения с вырастающими сыном или дочерью.

Хорошо для всех, если в конце своего борения юноша или девушка возвратятся обновленными духовно с любовью и доверием к своим близким.

Юность — период, когда молодой человек ценит свои рефлексивные упражнения, содержанием которых является он сам, его друг, его девушка, все человечество. Юноша и девушка — каждый сам по себе стремятся к идентификации с собой, со сверстниками того же пола, а также друг с другом. В этом возрасте юность готова пережить чувство первой любви.

У каждого она индивидуальна не только по времени проявления (по возрасту), но и по силе ее переживания. Одни испытывают глубокое чувство, другие — поверхностные эмоции. Именно от духовных качеств личности в юности зависит, как проявляет себя молодой человек в перипетиях любовных отношений, в какой мере достойно он решает проблемы, связанные с успехом и неуспехом в любви.

Многое при решении проблем зависит от меры развития нравственного самосознания.

Читайте также:  Мониторинг в дошкольном образовательном учреждении

Начав в отрочестве созидание своей личности, начав сознательно строить способы общения, молодой человек продолжает этот путь совершенствования значимых для себя качеств в юности. Однако у одних — это духовный рост через идентификацию с идеалом, а у других — выбор для подражания антигероя и связанные с этим последствия развития личности.

Юноша продолжает открывать через постоянные рефлексии свою ускользающую, как и в отрочестве, сущность. Он остается легкоранимым — ироничный взгляд, меткое слово другого человека могут разом обезоружить молодого человека и сбить с него так часто демонстрируемый апломб.

Лишь к концу юношеского возраста молодой человек начинает реально овладевать защитными механизмами, которые не только позволяют ему внешне защищать себя от стороннего вторжения, но и укрепляют его внутренне.

Рефлексия помогает предугадать возможное поведение другого и подготовить встречные действия, которые отодвинут безапелляционное вторжение; занять такую внутреннюю позицию, которая может защитить больше, чем физическая сила.

В этот период жизни человек решает, в какой последовательности он приложит свои способности для реализации себя в труде и в самой жизни.

В юности получает новое развитие механизм идентификации-обособления.

Именно в юности обостряются способности к вчувствованию в состояния других, способности переживать эмоционально эти состояния как свои.

Именно поэтому юность может быть столь сензитивна, столь тонка в своих проявлениях к другим людям, в своем переживании впечатлений от созерцания природы и идентификации с ней, в своем отношении и понимании искусства.

Идентификация утоньшает сферу чувствования человека, делая его богаче и одновременно ранимее.

Источник: http://MirZnanii.com/a/201132/nravstvennoe-razvitie-tsennosti-i-mirovozzrenie-v-yunosti

Катастрофа личности. Человек и система ценностей в обществе

Автор Инна Викторовна Маслова, кандидат философских наук.

Огромный вызов современности заключается в отношении к категориям добра и зла — как к релятивистичным или, напротив, абсолютным? Чем определяется характер ценностной системы человека — она опирается на незыблемые основания безусловных святынь и табу, или допускает относительность ценностных установок и двойную мораль. Автор публикуемого замечательного текста обосновывает, что именно абсолютный характер нравственных принципов — классическая система ценностей — обеспечивает жизнеспособность человека и общества, а в культивировании нравственной среды социума состоит подлинная цель государства. 

В обществе существуют три основные темы, которые невозможно обойти вниманием: место общества в мире (в том числе место традиционной культуры), место человека в обществе и место жизненных приоритетов конкретного человека в классической системе ценностей.

На первый вопрос отвечает общая мировая политика и внешняя политика страны. На второй вопрос — внутренняя политика страны. А на третий вопрос должны ответить общество и каждый конкретный человек. Политику оставим политикам.

А вопрос, непосредственно касающийся каждого, исследуем в данной статье.

Есть два подхода к системе ценностей: классический и неклассический.

Классический предполагает неизменную шкалу ценностей, а неклассический — подвижную, — от анархии ценностей (нет ничего устойчивого, все стихийно меняется) вплоть до переворота шкалы ценностей на противоположную классической, а затем жесткое закрепление этой новой системы. В последнем случае предполагается подвижность ценностей в сторону этой новой искусственной системы.

Поэтому на самом деле неклассический вариант представляет собой не только свободное жонглирование ценностями при отсутствии какой бы то ни было идеологии, но и идеологию с сознательным смещением приоритетов. Внешне и один, и другой варианты выражаются полным безразличием к нравственной оценке происходящего.

Чтобы данное безразличие сохранялось, делается всё, чтобы человек не знал о классической системе ценностей, а если он узнал о ней, то создаются условия, которые исключают самого человека из общества. Таким образом, задача неклассического пути — не дать человеку определиться в системе классических ценностей.

МЕСТО КЛАССИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ ЦЕННОСТЕЙ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ

Человек пришел в мир, чтобы жить. Жизнь — это самое простое понятие для понимания и самое трудное для объяснения. Каждый человек приходит в мир с верой в него.

В мире он находит поддержку, опору, учителей и наставников. Они объясняют, что он должен, что от него зависит и что он получит. Общество берется поддерживать человека и его будущее.

Сам же человек берет ответственность за свое нравственное совершенствование.

Классическая система ценностей — это и есть гарантия взаимной ответственности. Если система ценностей меняется, общество теряет единство и разрушается. Таким образом, изменение системы ценностей в сторону против нравственности — это тенденция против общества.

Человек перед жизнью всегда искренен, перед ней он не может играть чью-то роль. Он предстоит Творцу и откликается на Его Замысел о нем. Замысел о человеке всегда направлен на его совершенствование как Человека. Трудности человека подстерегают везде, но если они от Бога, они не разрушают жизнь человека.

Формирование целостной личности — такой и только такой задачей должна определяться система воспитания, образования и профориентации. Сегодня некоторые «психологи» нашли иной подход к вопросу обеспечения жизни. Заявка интересная — сам человек решает, что ему нужно. Нужны ли ему духовные, культурные и вообще какие-то ценности, а, следовательно, и условия.

Легко догадаться, какие условия предполагаются там, где жизнь полагается только вне зоны комфорта. При таких убеждениях остается всего шаг до цинизма и разделения людей на касты. Классическая система ценностей такого бесчеловечного отношения не допускает. Жизнь для нее определяется не зоной комфорта и дискомфорта, а нравственными принципами.

Эти принципы не меняются для разных категорий людей.

Сейчас появилась тенденция — говорить о классической системе ценностей как о культуре в ограниченном аспекте, в котором культура сводится к любым формам человеческого самовыражения.

В этом контексте существует множество культур, поэтому создается впечатление, что и систем ценностей много. В связи с этим следует сказать, что каждая страна, национальность и даже каждый человек могут иметь свою систему ценностей.

Но классической она становится, когда на первый план выходят высшие общечеловеческие ценности, основанные на нравственных принципах.

А они, в свою очередь, опираются на нравственный закон и на недопустимость «поступать с кем-то так, как бы не хотелось, чтобы поступали с близкими и с собой». Ясно, что разговор при этом идет о нормальных нравственных человеческих отношениях, а не об искусственно навязанных человеку.

Классическая шкала ценностей дает каждому человеку место в обществе, хотя «психологи» часто настойчиво убеждают в обратном.

Только при принятии классической системы ценностей возможно существование общества как общества с единым культурным пространством, только в этом случае можно говорить о месте человека в обществе.

Но если это так, то почему происходит отказ от классической системы ценностей, в основе которой лежат нравственные ценности?

О ПРИЧИНАХ НАДВИГАЮЩЕЙСЯ КАТАСТРОФЫ

Отход от классической системы ценностей произошел из-за трех основных причин:

1. В законодательной базе произошло изменение ценностных ориентиров: формирование личности стало зависеть от «принятых в семье и обществе духовно-нравственных и социокультурных ценностей» (закон «Об образовании РФ»). Так что не духовно-нравственные приоритеты в классической системе ценностей формируют человека, а те ценности, которые принимаются, видимо, большинством.

2. Существует фактор Х, как совокупность воздействий на всех микро- и макроуровнях, который воздействует на индивидуума, затрагивая его физическое, психическое и психо-физическое состояние.

Воздействие извне на человека делает его измученным, уставшим, такое состояние характеризуется как состояние «ни до чего».

Понятно, что человек, который пытается выжить, не имеет сил даже на выполнение элементарных задач, дезориентирован, живет на пределе своих возможностей, такой человек не может обеспечивать приоритеты классической системы ценностей в обществе.

3. В СМИ полностью игнорируются интересы людей, живущих классическими общечеловеческими ценностями.

По первой причине следует отметить существующие негативные тенденции. Постепенно в образовательной системе исчезают те цели, из-за которых собственно и необходимо образование — не формируется духовно-нравственная личность. Часто звучит призыв стать личностью, свободной от всего.

И незаметно, в предоставлении ребенку свободы, учителя и родители забывают и считают необязательным учить ребенка быть честным, ответственным за слова, дела и поступки, заботящимся о близких, любящим Родину, уважающим старших.

У детей отмечается общая тенденция к оправданию безнравственных поступков, к неразличению добра и зла, опросы показывают отсутствие у многих детей знаний, что такое хорошо, а что такое плохо.

Противостоят этой тенденции отдельные педагоги и отдельные учебные учреждения, ведущие яркую созидательную работу на ниве духовно-нравственного просвещения и воспитания. Однако и тут не всё так просто.

Существующая современная образовательная тенденция осуществляет подмену ценностей в самом процессе формирования личности. Происходит навязывание псевдо-духовных и псевдо-нравственных ценностей, суть которых сводится к задаче позиционировать ребенка лучшим, успешным.

В детях сознательно культивируют снобизм, высокомерие, их не учат состраданию, им не прививают нравственность. Воспитательная работа часто ограничивается коллективным посещением музея или подготовкой концерта, в основе этих мероприятий часто отсутствуют нравственные ориентиры.

У лиц с искаженным представлением о духовно-нравственных ценностях присутствует недружественное отношение к ребенку с особенными возможностями, к человеку, попавшему в трудную ситуацию.

Подмену ценностей легко заметить, если в воспитательно-образовательных программах отсутствуют такие основополагающие нравственные понятия как совесть, сострадание, сопереживание. Но подмена может происходить и на уровне понятий.

Вместо традиционной для нашей страны христианской морали в школы проникают оккультистские методики и технологии. Ребенку говорят о нравственных правилах, но не в аспекте различения добра и зла, а с позиции возможности выбора добра или зла. Это противоречит проверенной временем классической системе ценностей.

Без традиционного культурного наследия дети оказываются обделенными в духовном и нравственном смысле.

Вторая причина отхода от общечеловеческих ценностей связана с некоторыми «успехами» научных исследований. Плоды научного прогресса изменяют у человека восприятие внешнего мира. Они воздействуют непосредственно на человека и ограничивают возможности человека в оценке происходящего.

Это изменяет выбор человека без его на это воли и заставляет его принять навязанные ценности, а отсутствие единых нравственных оценок разрушает общество, страну. Таким образом, истинная причина исчезновения высокого статуса высших ценностей лежит не в области личного выбора, а в области вмешательства в жизнь «каждого конкретного человека». Современная наука пошла против человека.

Пришло время, когда научные технологии скрыто работают против здоровья простого человека и общества в целом.

Проведенные независимые исследования показали, что раздраженные уставшие люди постоянно имеют истощенную нервную систему и пониженные энергетические ресурсы. С каждым годом количество таких людей возрастает. Для большинства людей самым обычным состоянием стало состояние усталости.

Бодрых улыбчивых людей мы видим только в рекламе. Страшно, что под влияние фактора, воздействующего на нервную систему, попадают дети, подростки, юноши и девушки.

Помимо плановых воздействий на нервную систему жизненность человека «убивается» через добавление вредной химии в пищу, напитки и во многие некачественные товары. В последние годы ответственность за качество технологического процесса при изготовлении продуктов и товаров лежит на самом производителе.

Ясно, что отсутствие нравственных приоритетов приводит к увеличению использования вредной химии, тем более, что она значительно экономит ценное сырьё, уменьшает себестоимость производства.

Третья причина разрушения единых общечеловеческих ценностей — отсутствие в СМИ точки зрения, отражающей классическую систему ценностей. Это самый недостойный результат «перестройки».

Воздействие на организм, приводящее к истощению нервной системы, приводит и к извращению ценностей. Несмотря на оказываемое влияние на психику, некоторые люди сохранили приверженность к базовой системе ценностей.

Но они оказываются не просто в стороне от «мейнстрима», но вообще не имеют возможности выразить свое мнение публично.

ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПРОТИВ СОВЕСТИ

Как правило, неклассическая система ценностей принимается с целью доминирования. Она уже завуалировала все, что касается «каждого конкретного человека». Уже невозможно обнаружить нестыковку слов с действиями, хотя они наглядны как нельзя более. Сегодня существует тенденция введения новых понятий.

Так, например, «появился новый тренд» использовать такое понятие как эффективность. В него можно вкладывать совершенно любой смысл.

Так эффективность медицины может заключаться в увеличении продаж медикаментов, что может включать в себя уменьшение числа болеющих людей, а может сознательно предполагать обратное. При безразличии к общечеловеческим ценностям не считается нужным это уточнять. Для оценки эффективности этого не требуется.

Эффективность может измерять, например, только прибыль. Поэтому может быть очень эффективное мероприятие с негативными последствиями. Но про негатив никто не говорит, важна только эффективность.

Так в неклассическом способе ценностной ориентации легко совершить подмену — негативный результат можно назвать эффективным. При этом мало кто даже сообразит, что за что выдается. Неклассическая система ценностей игнорирует совесть, долг и ответственность, хотя может и декларировать их формально.

В классической же системе ценностей все противоречия очень наглядны. Позволю себе пример из фильма «Корабли штурмуют бастионы». В оправдание своих действий адмирал Нельсон спрашивает: «А Вам не кажется, что совесть солдата и совесть адмирала, это не одно и то же?». На что следует ответ адмирала Ушакова: «Разве у одного человека могут быть две совести».

Как видим, в классическом контексте трудно совершить подмену.

Следует отметить, что классическая система ценностей не может стоять в одном ряду со всеми наборами неклассического типа. Классическая система ценностей это не ниша, в которую можно упрятать людей как в клуб по интересам. Единые ценности объединяют людей независимо от их уровня образования, интересов и религиозного предпочтения.

Классическая система ценностей не является религией. Если люди настроены на общечеловеческие ценности, у них всегда было, есть и будет много общего, несмотря на их культурные и религиозные отличия. Сейчас много говорят о гуманном отношении к человеку, но если это говорится вне классической системы ценностей, то это фикция, похожая на разговор о доброте мизантропа.

Классическая система ценностей не предполагает ценности успеха, когда за этим кроется желание заработать чужими руками, добиться чего-то за счет кого-то, в контексте общечеловеческих ценностей не мыслится эксплуатации. Классическая система ценностей ставит всё на свои места и не допускает подмены понятий. Принятие классической системы ценностей — признак здорового общества.

Читайте также:  Дошкольное развитие и опережающее развитие

Следует всем признать за классической системой ценностей право быть. Должна появиться на всех художественных произведениях отметка о том, к какой системе ценностей они относятся. Знак КСЦ будет гарантировать, что это художественное произведение можно смело смотреть или читать всей семьей, независимо от возраста.

Следует дать в вещательных программах место и время для трансляции таких произведений. И, наконец, самое главное — в передачи, обсуждающие те или иные вопросы, должны обязательно приглашаться люди, выражающие классическую систему ценностей. Их позиция должна открыто транслироваться, чего до сих пор не наблюдалось.

В обратном случае придется признаться, что свобода слова ограничена и личность не свободна.

ЕЩЁ ПО ТЕМЕ

Добро и зло в жизни человека

Российское образование — антропологическое измерение

Национальная безопасность страны и качество образования

Система ценностей российской молодежи: экспертная оценка

Методология стратегии и тактики перехода к нравственному государству

Аксиология России в перспективе мирового развития

Вернуться на главную

*Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: «Свидетели Иеговы», Национал-Большевистская партия, «Правый сектор», «Украинская повстанческая армия» (УПА), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ, ДАИШ), «Джабхат Фатх аш-Шам», «Джабхат ан-Нусра», «Аль-Каида», «УНА-УНСО», «Талибан», «Меджлис крымско-татарского народа», «Мизантропик Дивижн», «Братство» Корчинского, «Тризуб им. Степана Бандеры», «Организация украинских националистов» (ОУН)

Источник: http://rusrand.ru/analytics/katastrofa-lichnosti-chelovek-i-sistema-cennostey-v-obschestve

1.2. ПОНЯТИЕ МОРАЛИ, ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ МОРАЛИ

Общие понятия

В современной этической литературе существует множество определений морали. Приведем некоторые из них:

· мораль – это совершенно уникальный способ духовно-практического освоения мира человеком, осуществляемого в логико-рефлексивной, эмоциональной и подсознательной формах;

· мораль – формы осознания общественно необходимого типа поведения, реализованные людьми в свободных действиях с опорой на личные убеждения и общественное мнение;

· мораль – универсальная общественная форма отношений людей, которая существует изначально и является условием возможности этих отношений.

Из перечисленных определений следует, что мораль:

· всегда субъективна;

· проявляет себя как общественное начало в человеке;

· предметно не обусловлена;

· имеет всеобщий, мировоззренческий характер.

Основная задача этики – сформировать у человека сознательное отношение к жизни, передать исторически накопленные моральные ценности новым поколениям.

Различные теории объясняли происхождение морали по-разному (табл. 1.1). В современных этических учениях происхождение морали объясняется процессом становления человека как родового существа. Возникновение морали как духовной сущности человека определяется требованиями жизни, а не навязывается извне.

Таблица 1.1

Теории, объясняющие происхождение морали

Концепции

Объяснение происхождения морали

Креационистские и идеалистические

Основой морали считается божественное или трансцендентально заданное начало, внешнее по отношению к бытию человека

Натуралистические

Авторы данных концепций считали, что нравственные качества человека биологически заданы эволюцией «животной» природы

Социально-истори­ческие

Основой этих концепций являлось утверждение того, что нравственные, моральные законы определяются социально-историческими условиями человеческого бытия

Различаются следующие этапы развития морали:

· 1 этап – возникает практика нравственных отношений, которая выступает как неотъемлемая часть различных форм регуляции общежития: религиозно-обрядовых, практических и др.;

· 2 этап – возникает групповая нравственность, как система запретов (табу), на основе которой с течением времени складываются обычаи и традиции;

· 3 этап – по мере осознания человеком себя как личности появляются внутренние, индивидуальные моральные ценности, которые формируют требования к поведению личности в интересах ее самой и общества.

По своему происхождению и содержанию мораль изначально социальна, однако, следует отличать нормы морали от обычаев и традиций, исторически сложившихся в определенном человеческом обществе (табл. 1.2).

Таблица 1.2

Отличия норм морали от обычаев и традиций

Обычаи

Нормы морали

Распространяются только на членов данного общества

Тяготеют к всеобщим правилам

Детально регламентируют: когда, что и как следует делать, требуют предельно конкретного действия (например, дарить нечетное количество цветов)

Человек сам определяет приемлемость моральных правил к конкретной жизненной ситуации

Личности не предоставляется выбора, не требуется ее самоопределение; их нельзя улучшить

Совершенствуются в каждом новом поступке, действии личности

Правила обычая не обоснованы и опираются на авторитет общественного мнения

Основываются на идеях должного, добра, справедливости

Первобытнообщинная мораль

Требования первобытной морали имели всеобщий и обязательный характер для всех членов рода. Нравственные отношения осознавались людьми как единство всех членов племени.

В первобытном обществе оформились понятия добра, зла, равенства, своего, чужого. Первобытному человеку были присущи некоторые моральные качества, например: долг, стыд, повиновение старшим и др.

Нравственное регулирование жизни человека родового общества осуществлялось с помощью табу, обычаев, традиций, ритуалов. Вместе с тем, нормы общежития еще не предполагали нравственного выбора личности.

Мораль рабовладельческого общества

С появлением неравенства между членами человеческого рода осуществляется переход к новой системе ценностей. Становление новой морали происходит путем приведения прежних норм в соответствие к новым общественным отношениям и выработки новых правил и принципов. С разделением общества происходит разделение морали на два типа: мораль рабов и мораль рабовладельцев.

Ценностные ориентации рабовладельцев отражали их личные интересы, однако устройство общества требовало придания им всеобщего характера, подчеркивало их общественную значимость.

Раб был исключен из системы нравственных ценностей господствующего класса и наделен всеми отрицательными моральными качествами.

Античная этика добродетельна и оптимистична. В этот период этика развивалась в нескольких направлениях:

· гедонизм;

· киницизм;

· эпикуризм;

· эвдемонизм;

· софизм;

· абсолютизм.

Согласно учению гедонизма в основе человеческого счастья лежит наслаждение. Все ощущения гедонисты делили на легкие (удовольствия) и бурные (неудовольствия).

Удовольствие – это то, к чему человеку следует стремиться. В свете этой концепции оно выступает как добро, благо. Неудовольствия следует избегать, ибо это зло.

Подлинными удовольствиями гедонисты считали телесные удовольствия.

Гедонизм не отрицал пользу знаний, с помощью которых наслаждение становится более полным. Основоположник этого учения Аристипп.

Основная идея направления киницизма – обретение человеком полной свободы от общества, которое возможно только с отрицанием всех человеческих ценностей. Законы жизни, согласно учению киников – это законы природы. Представителем этого учения является Диоген.

Основной идеей учения Эпикура (эпикуризма) было приобретение человеком счастья, которое возможно при удовлетворении естественных и необходимых потребностей.

Все удовольствия должны быть умеренными. Главной добродетелью учения Эпикура является умеренность.

Все удовольствия, согласно этому учению, располагаются в иерархической последовательности, где высшую ступень занимают духовные ценности.

Учение эвдемонизма основал Демокрит, который разделил все законы человеческого существования на две группы: естественные (природные) и нравственные (определенные людьми).

Основой счастья, согласно этому учению, является чувство меры и мудрость, которая позволяет человеку хорошо мыслить, говорить и поступать.

Разумное и умеренное удовлетворение человеком своих потребностей принесет ему счастье.

Согласно софизму моральные нормы производны и зависят от субъективного восприятия их конкретной личностью. Добродетели – это не только моральные, но и индивидуально-личностные достоинства человека (умственные способности, профессионализм и т.п.) Справедливым считается все, что приносит пользу и выгоду.

Основное положение абсолютизма – единство морали и права. Все, что определяется государством, следует неукоснительно соблюдать и исполнять, так как именно в этом заключается справедливость. Согласно Сократу, который главной добродетелью считал мудрость, источником всех благ является Бог.

В основе учения Платона лежит идея. Нравственные качества изначально присущи бессмертной душе человека. Высшей добродетелью Платон так же, как Сократ, считал мудрость. В зависимости от мудрости происходит социальное деление общества: правители государства – мудрые, воины – храбрые, ремесленники – умеренные люди, рабы – не имеют добродетелей. Справедливость – добродетель государства.

Этика Аристотеля обобщает этические учения предшественников. Аристотель впервые рассматривает добродетели и пороки в процессе взаимоперехода друг в друга.

Например, щедрость (добродетель) может превратиться в расточительность (порок).

Между пороком и добродетелью, согласно Аристотелю, существует золотая середина, которая определяет объективную сторону справедливости. Критерием морали Аристотель считал разум.

Главной особенностью всех античных этических учений можно считать возросший интерес к личности, ее потребностям, мотивам поведения.

Этика периода Средневековья

Основа морали этого периода – ценность людей – определялась в зависимости от сословной, классовой принадлежности. Мораль определялась религией, которая гласила, что перед грехом равны все люди.

Вместе с тем, нормы светской морали для разных сословий существенно отличались. Принадлежность к определенному сословию рассматривалась как индивидуальное свойство человека, наделявшее его определенными моральными правами и обязанностями.

Дистанция между различными социальными группами поддерживалась при помощи запретов, обрядов.

В IХ веке впервые Иоанном Скотом Эриугеном была поднята проблема нравственного выбора человека. Далее эта идея развивалась в трудах Пьера Абеляра, Сигера Брабантского, Фомы Аквинского и др. Они утверждали свободу воли, разума, общедоступность знаний, любовь к добру. Впервые в средневековой этике смысл моральных поступков соотносили с разумом человека и с конкретными обстоятельствами.

Этика эпохи Возрождения

В этот исторический период в этических учениях человек рассматривается как часть природы. Мораль выступает как форма самоутверждения личности.

Нравственная личность, согласно этике этого периода, должна стремиться к обновлению, к развитию, к движению вперед. Человек в состоянии изменять не только себя, но и все, что его окружает.

Вершиной саморазвития личности является любовь, которая представляет собой единство телесных, эмоциональных и интеллектуальных способностей, выходящих за рамки обыденности.

Этика ХVIII – ХIХ веков

В этот период этика, как и философия, развивалась в нескольких направлениях.

Английская школа представляла человека эгоистичным, рассматривала эгоизм, индивидуализм и другие отрицательные качества человека как врожденные. Однако при жизни человек способен преодолевать в себе эти качества, выполняя моральные законы.

Основой этики французских просветителей являлось стремление к свободе личности, равенству, при этом отрицалось насилие. Стимулом нравственного совершенствования выступал личностный интерес. Государство, выступающее в форме просвещенной монархии, призвано было утверждать моральные нормы.

По своей природе люди неравны и должны взаимодополнять друг друга в совместной деятельности. Основными моральными качествами личности французские просветители считали справедливость, умеренность, разумность, полезность. Они утверждали, что моральные качества прививаются человеку путем обучения и воспитания.

Этическая концепция Канта строится на различии между теоретическим и практическим разумом. Итогом теоретического разума становится наука, а практического – мораль. Мораль ограничивает стремления и влечения человека. Согласно Канту, нравственные чувства становятся подлинно нравственными, только если они подконтрольны долгу.

Моральные законы определяют поведение человека извне и одновременно выступают как нечто внутреннее и осознаваемое. Моральные поступки бескорыстны. Кант считал добром то, что соответствует долгу, он сознавал, что не каждая цель может быть нравственной, а для достижения моральной цели могут использоваться и аморальные средства.

Социалистическая мораль

Мораль социалистического общества утверждала идеи гуманизма. Она пыталась устранить различия между частными и общественными интересами.

Советский человек представлял собой, согласно морали, гармоничную, развитую личность и являлся патриотом своей родины. Социалистическая мораль утверждала равенство всех людей вне зависимости от национальности, социального положения, образования.

Этика современного общества

На современном этапе развития человеческого общества многие ценности отчуждаются, многое продается, многое изменяется, значение истины, правды обесценено. Моральные ценности не являются исключением, в наше время можно купить преданность, дружбу, любовь, совесть. Можно манипулировать общественным мнением через средства массовой информации.

Однако на фоне этой безрадостной картины начинает формироваться новая мораль и новая этика. Носителями морального прогресса всегда были передовые слои населения, в настоящее время эта роль принадлежит новому среднему классу, который формируется в нашей стране. Этот класс способен стать реальной социалистической силой, которая создаст и воплотит в жизнь новые моральные ценности.

Основная цель современной морали – создание модели общества социальной справедливости, в котором созданы все условия для самореализации личности. Особенностью современной морали является то, что знания и умения человека сливаются с моральными качествами личности.

Современный нравственный человек должен обладать такими качествами, как скромность, гуманность, самообладание, ответственность, требовательность, как к себе, так и к окружающим, а также деловыми качествами.

Такой человек может сформироваться только при соблюдении многих условий: экономических, политических, социальных, воспитательных и др.

Многие ученые говорят о возрождении нравственности в настоящее время в нашей стране. Определенные предпосылки уже созданы, например, возрос интерес молодежи к образованию, возрождаются семейные ценности, осуждается насилие.

Признаками нравственного прогрессаявляются:

· увеличение возможностей совершенствования личности и расширение ее свободы;

· возрастание воздействия морали на все сферы жизни общества;

· протест общества против бездуховности, насилия, аморальности;

· развитие и совершенствование морали;

· повышение эффективности воздействия морали на поведение людей.

Источник: http://libraryno.ru/1-2-ponyatie-morali-istoriya-razvitiya-morali-2013_prof_etika/

Ссылка на основную публикацию