Развиваем в ребенке сенсорные способности

Как развивать сенсорные способности ребенку 2-3 лет

Сенсорные способности — это представление о внешних свойствах предметов, величине, цвете, форме, звуке. Без этого невозможно знакомство с миром. Младший возраст, 2-3 года, -наиболее благоприятный период, когда ребенок через органы чувств максимально впитывает представления о том, что его окружает. Задача родителей — в игровой форме помочь ему.

Каждому ребенку в раннем детстве предстоит непростая задача — выявить для себя сенсорные эталоны, то есть некие общепринятые мерки внешних свойств различных предметов.

Сенсорные эталоны — это звук (речь и музыка), величина (размеры, определяемые на глаз, а в дальнейшем — при помощи метрической системы), форма (геометрические фигуры), цвет (семь основных цветов спектра и их оттенки), вкус (сладкий, кислый, горький и пр.), запах (приятный, неприятный, легкий, тяжелый и т.д.).

Важно, чтобы эти представ-ления были разносторонними. Это значит, что надо не только знакомить малыша с цветом и формой, но параллельно развивать его познавательные и речевые умения.

С восприятия предметов и явлений начинается знакомство с окружающим миром. При помощи психических процессов — памяти, мышления и воображения — выстраиваются образы восприятия, которые способствуют нормальному умственному развитию.

До 2 лет кроха учится сенсорным умениям своеобразно: чтобы как следует «прочувствовать» предмет, ему надо прикоснуться к нему, погладить, возможно, попробовать на вкус. Только так он воспринимает понятия, характеризующие свойства предмета: величину и вес, гладкость или неровность, сладость или кислинку.

Полученный опыт позволит ему потом связывать представления, добытые «опытным путем», с конкретными предметами или явлениями. Безусловно, все то, с чем сталкивается малыш с рождения, то. как он исследует внешний мир и преодолевает трудности, вызывает у нас бурю эмоций.

И как же велико разочарование, когда наше чадо не может справиться с поставленной перед ним задачей, а еще хуже, совсем отказывается принимать участие в развивающих играх.

Тут важно понять, что для малыша слово «заниматься» — это, по сути, пустой звук, «хотение» взрослого. А самому ребенку хочется играть. Так давайте использовать это его стремление в своих целях! Ведь в игре можно постигнуть и закрепить гораздо больше, чем в принудительном «уроке».

ДО 2 ЛЕТ КРОХА УЧИТСЯ СЕНСОРНЫМ УМЕНИЯМ СВОЕОБРАЗНО: ЧТОБЫ КАК СЛЕДУЕТ «ПРОЧУВСТВОВАТЬ» ПРЕДМЕТ, ЕМУ НАДО ПРИКОСНУТЬСЯ К НЕМУ, ВОЗМОЖНО, ПОПРОБОВАТЬ НА ВКУС.

Есть определенные правила для того, чтобы развивающие игры приносили желаемые плоды. Нужно выстраивать свои беседы, игры и занятия, учитывая индивидуальные способности ребенка и его возраст, исходя прежде всего из интересов самого малыша.

Если ваш ребенок увлекается современными мультфильмами и знаком с их героями, включайте их в разные занимательные задачки. Например, кроха очень увлекается паровозиками и часто смотрит мультфильм про Томаса.

Уловив эту незримую ниточку, можно использовать этого героя в своих занятиях, что будет способствовать лучшему усвоению и запоминанию материала. Послушайте в записи гудок паровоза, это будет хорошим толчком для развития слухового внимания.

Далее можно будет дополнить копилку звуков гудком теплохода или мотором машины, а потом предложить ребенку определить на слух, кому принадлежит тот или иной звук.Можно с паровозиком выучить цвета, когда он приходит к вам в гости со своими вагончиками. Например, каждому вагончику можно предложить привезти по одному колечку для пирамидки.

Задача взрослого — четко проговорить инструкции. Ребенок должен найти соответствующее колечко. Результатом этого задания будет собранная пирамидка.

Так что внимательно приглядывайтесь к любимым героям малыша, будь то Лунтик, Смешарики, Фиксики или Паровозики из Чаггингтона. Любимцы ребенка станут вашими помощниками в развитии его сенсорных навыков.

Музыку полезно слушать в любом возрасте, но чем раньше начать, тем лучше. Предложите малышу послушать в записи пение птиц, звуки леса или шум прибоя. И вы удивитесь, как перевозбужденный ребенок притих, прислушиваясь к приятным звукам.

Нелишним будет включать тихую классическую музыку во время засыпания. Она настроит малыша на спокойный отдых. А если он хорошо отдохнул, то и продуктивная деятельность после сна будет иметь более высокий результат.

В своих занятиях хорошо использовать шумовые игрушки. Насыпьте в бутылочки из-под шампуня разные крупы: горох, рис. манку, и они «превратятся» в музыкальные инструменты. Вы даже можете придумать сказку, используя в рассказе шумовые игрушки и предметы посуды.

Немаловажными для ребенка в период раннего развития являются тактильные ощущения. Поэтому во время занятий вы можете взять его ручки в свои или легким движением погладить его по спинке. Разрешайте ему повозиться в воде. Используйте в играх песок.

Так, собрав игрушечные овощи в корзину, предложите ребенку их помыть. Достаточно будет налить в глубокую миску или маленький тазик воду комнатной температуры. Так постепенно ребенок запомнит, что перед едой овощи нужно вымыть.

Но главное, он ощутит свойства воды, мокрой пластмассы или резины, из которых сделаны игрушки.

ОСНОВНАЯ ЗАДАЧА ВЗРОСЛОГО — ЭТО УЧИТЬ РЕБЕНКА НАБЛЮДАТЬ, СРАВНИВАТЬ. НАПРИМЕР, ИЗМЕРЯЯ ДВЕ ДОРОЖКИ КРАСНОГО И ЗЕЛЕНОГО ЦВЕТА ПО ДЛИНЕ ПРИЕМОМ НАЛОЖЕНИЯ, МЫ ПОДВОДИМ РЕБЕНКА К ТОМУ, ЧТОБЫ МАЛЫШ НЕ ТОЛЬКО ЗАКРЕПИЛ ЗНАНИЯ ДВУХ ЦВЕТОВ, ИЗМЕРИЛ И ПОНЯЛ, ЧТО КРАСНАЯ ДОРОЖКА ДЛИННЕЕ ЗЕЛЕНОЙ, НО ЕЩЕ И РАССКАЗАЛ ОБ ЭТОМ.

Игры с песком — это целая песочная терапия. Практически все дети обожают возиться с песком — простым или кинетическим. К тому же игры с песком способствуют развитию мелкой моторики пальцев, помогающей развитию умственных способностей у детей. Так что можно обзавестись мини-песочницей с кинетическим песочком — и малышу интересно, и мама довольна.

Сказка «Репка» является базовой для многих развивающих игр. Пусть малыш запомнит сюжет в ходе игры. Возьмите красивый мешочек и положите туда картинки персонажей сказки. Предложите принять участие в ней своему малышу.

Загадайте загадку:

Желтый бок, румяный бок, Сидит на грядке Колобок.Тянет его бабка, тянет его дедка.

Что же это?

Достав из мешочка первую картинку, громко эмоционально проговорите: «Репка!»

Посадил дед репку,

Выросла репка

— Ох, вкусна да крепка.

Здесь же попутно можно задать ребенку вопрос: «Какая выросла репка? Большая!» Покажите руками, какая она большая! И так продолжайте рассказывать сказку, сопровождая все действия показом картинок.

Мама может эту сказку рассказывать как бы нараспев, дети так лучше запоминают текст.

И вот когда все герои уже приняли участие в сказке, взрослый может предложить ребенку попробовать на вкус настоящую репку (или, учитывая «не сезон», роль репки может исполнить яблочко), а потом поиграть.

Чтобы добиться результатов в своих занятиях, необходимо соблюдать некоторые правила:

  • используйте в работе с малышами только крупный, яркий материал, который можно потрогать, пощупать и уместить в руках ребенка;
  • включайте в свои занятия сюрпризный момент;
  • не усаживайте детей за стол, а проводите обучение, сидя на ковре;
  • добавляйте в свои занятия двигательную активность;
  • помните, что концентрация внимания малыша 2-3 лет составляет 10 минут;
  • выполняйте задания вместе с ребенком, а не за него.

Ну а теперь закрепим пройденное. Вот варианты развлечений, которые способствуют сенсомо-торному развитию малышей.

РАЗВИТИЕ ЗРИТЕЛЬНОГО ВНИМАНИЯ

Предложите ребенку силуэтные картинки овощей и попросите его найти репку. Если ребенок отгадал, накройте репку цветной картинкой. То же самое проделайте и с другими овощами. Если ребенок затрудняется ответить, накройте силуэт цветной картинкой вместе с ним и проговорите, что это репка!

ПОВТОРЕНИЕ ЦВЕТОВ

Попросите ребенка разложить игрушечные овощи по тарелочкам. Морковь — на красную тарелку, репку — на желтую, капусту -на зеленую.

ТРЕНИРОВКА ПАМЯТИ «КТО СНАЧАЛА. КТО ПОТОМ»

Обратите внимание ребенка на выстроенные картинки персонажей сказки «Репка» друг за дружкой. Попросите малыша, глядя на картинки, ответить на ваши вопросы: «Кто посадил репку? Кто стоит за дедом? Кто стоит за внучкой? Кто пришел последний?»

ТАКТИЛЬНЫЙ ТРЕНИНГ «УЗНАЙ НА ОЩУПЬ»

Покажите ребенку игрушечные овощи: морковь, капусту и репку. Дайте их потрогать. Положите в мешочек овощи и предложите ребенку на ощупь достать предмет и угадать, что же он взял.

ХОРОВОДНАЯ ИГРА «ОГОРОД»

С ребенком можно выучить песенку-игру на запоминание овощей. Для игры понадобятся игрушечные овощи либо можно использовать настоящие, предварительно вымыв и высушив их.

Ход игры: Разложите овощи на ковре и, взявшись за ручки, водите хоровод, напевая:

Мы пришли на огород.

Что у нас здесь растет?

Есть морковка и лучок, (показать руками)

Есть свекла и чесночок, (показать руками)

Мы корзиночки возьмем,

Урожай наш соберем.

Можно попросить ребенка собрать урожай в корзинку.

ИГРА НА СРАВНЕНИЕ «ТРИ МЕДВЕДЯ»

Игра проводится по мотивам сказки. Вам понадобятся три медведя (если нет игрушек, можно распечатать картинки). Картинки не должны быть мелкими. Тарелки разных размеров. Разыграйте ситуацию, что медведи пришли с прогулки и захотели кушать. Предложите малышу накрыть на стол. Папе нужно поставить самую большую тарелку, маме поменьше, а медвежонку — самую маленькую.

Источник: https://MilaLink.ru/zdorovbaby/712-kak-razvivat-sensornye-sposobnosti-rebenku-2-3-let.html

Что важно знать о сенсорном развитии ребенка?

Сенсорное развитие дошкольника: суть, задачи, упражнения

Сенсорное развитие дошкольников является одним из самых важных моментов в полноценном и качественном воспитании ребенка. Многие родители не придают большого значения целенаправленным занятиям по сенсорике, считая, что познание мира, предметов и форм пройдет у ребенка младшего дошкольного возраста замечательно само собой, естественным образом.

Некоторые считают даже, что занятия вредны, так как навязывают стереотипы и коверкают индивидуальность. Однако профессиональные педагоги опровергают это мнение, приводя неоспоримые доказательства необходимости и эффективности последовательных и продуманных занятий, направленных на сенсорное воспитание дошкольников.

Сенсорное воспитание – что это?

Сенсорное воспитание детей, согласно определению в учебниках и пособиях, означает развитие восприятия различных явлений окружающего мира и ощущений, при этом возникающих, понимания их значения и свойств, формирование представлений о тех или иных предметах и их дифференцирование.

Совершенствование сенсорных способностей напрямую связано с умственным и интеллектуальным уровнем ребенка. Поэтому сенсорное воспитание использует также как одну из методик для лечения проблемных детей с замедленным развитием любого возраста.

Сенсорная система каждого здорового, полноценно развитого человека состоит из пяти аспектов восприятия: осязания, обоняния, зрения, слуха и вкуса.

Если говорить о сенсорном восприятии, то существуют общепринятые эталоны, которые должны быть усвоены с раннего возраста: геометрические формы, размеры, основные цвета спектра и т.д. именно на это и направлены упражнения по сенсорике для детей.

Основные задачи методики воспитания

Благодаря сенсорной методике воспитания ребенок изучает такие понятия как:

  • форма и размер;
  • цвет и качество;
  • вкус и запах;
  • звук, музыка.

Все это способствует гибкости восприятия внешних факторов, скорости анализа, внимательности, логике. Важность этих качеств трудно переоценить – уже с детского возраста можно помочь ребенку сформировать черты характера и развить способности, необходимые для успешной самореализации в обществе и благополучной карьеры.

Сенсорное воспитание дошкольников необходимо при подготовке к тестированию перед поступлением в начальные классы. Отмечено, что дети, с которыми дополнительно занимались в этом направлении, значительно быстрее адаптировались в школе и лучше усваивали новые учебные материалы.

С какого возраста рекомендуется начинать сенсорное развитие?

Огромное значение сенсорного восприятия человека ясно, его не переоценишь. Поэтому начинать развитие сенсорных способностей рекомендуется в самом раннем возрасте, когда ребенок максимально восприимчив. Именно в дошкольном возрасте лучше всего воспринимаются и обрабатываются полученные информация и представления об окружающем мире.

[note]Большинство авторитетных ученых в области педагогики и психологии убеждены, что раннее сенсорное воспитание дошкольников в большей части влияет на уровень интеллекта, скорость и качество умственного развития ребенка.

А, следовательно, во многом определяет его качественные характеристики как личности и будущего специалиста в какой-либо сфере.[/note]

Начинать проводить простейшие упражнения можно с самого раннего возраста – есть программы, разработанные специально для совсем крохотных малышей в возрасте 1-2 лет.

Маленькие дети очень любознательны, им нравится все щупать, вертеть, рассматривать и бросать, потому они прекрасно воспринимают занятия в игровой форме.

Но в принципе, заняться сенсорным развитием дошкольника никогда не поздно – намного важнее здесь подать занятия в интересной и доступной форме.

Читайте также:  Игра во взрослых

Простейшие упражнения на сенсорное развитие детей до трех лет

В этом возрасте малыш еще не умеет анализировать – да и не должен. Развитие ребенка считается в норме, если он способен различать цвет, размер и конфигурацию предметов, давать простейшие качественные и количественные определения – «мягкий», «твердый», «много», «мало» и т.д. Крохи с удовольствием включаются в игру-занятие.

Но поскольку для детей этого возраста долгое время удерживать внимание на одном и том же предмете или процессе, занятия не должны длиться более 10-15 минут. Если ребенок сам по себе флегматичного склада, медлительный и серьезный, ему может быть достаточно и 5-7 минут. Через время вы сможете провести еще одно занятие, чередуя тематики.

  1. Пирамидки и кубики. Тут есть несколько вариантов:
  • на цвет – кроха должен выбрать предметы одного цвета;
  • на форму – отделить шары от кубов;
  • на размер – сложить пирамидку от меньшего конуса к большему и наоборот.
  1. Подражание. Малыши любят копировать взрослых и гримасничать. Покажите ему улыбку, и прокомментируйте – веселый, добрый. Затем нахмурьте брови, и опять прокомментируйте – злой, недовольный. Пусть ребенок повторяет все ваши гримасы.
  2. Угадай фрукты и овощи. В непрозрачный пакет или сумку нужно сложить набор овощей и фруктов, хорошо знакомых ребенку: картофель, морковку, огурец, яблоко, апельсин, и т.д. задача – наощупь отгадать овощ или фрукт и описать его вкус или качество. Например, яблоко – твердое, красное, сладкое, лимон – шероховатый, кислый, морковь – длинная, хрустящая. Для более взрослых малышей можно усложнить игру – угадать с закрытыми глазами наощупь, кто дал ему руку (мама, папа, братик, бабушка, дедушка).

Очень полезны игры на воздухе с песком, камешками, водой, растениями.

Упражнения на развитие сенсорных способностей для детей от 3 до 6 лет

К четырем годам ребенок уже умеет различать оттенки и нюансы, сопоставляет различные понятия, формирует соотношения предмета с его качествами. В его лексиконе образуются устойчивые словосочетания, с помощью которых он достаточно четко должен уметь описать различные вещи или явления.

Малыш 5-летнего возраста учится анализировать, делать выводы и заключения. Ему уже не интересно изучать новые предметы в одиночестве – он хочет общаться, обсуждать увиденное, слышать мнение посторонних и высказывать свое собственное. Именно сейчас важны групповые занятия со сверстниками, учителями и родителями для полноценного и успешного воспитания ребенка.

[note]6 лет – этот возраст, когда личность, характер, привычки и убеждения практически сформированы. Основа уже заложена – теперь можно только направлять и развивать ребенка, дополнять и корректировать усвоенные знания и понятия.

При этом нельзя переоценивать самостоятельность дошкольника, мышление его все равно остается незрелым.

Грамотно составленная программа занятий по сенсорному восприятию, рассчитанная на детей этого возраста, очень важна для всестороннего, качественного развития.[/note]

  1. Забавные шарики. В надувные шарики нужно насыпать разные наполнители – муку, гречку, горох, фасоль, сахар. С каждым видом наполнителя следует сделать по два шарика, перемешать их и сложить в миску. Ребенок должен наощупь отгадать содержимое и найти пару мешочку.
  2. Назови букву. Усадите ребенка на стул или уложите на диван голой спинкой вверх и пальцем медленно прописывайте буквы алфавита. Дошкольник должен отгадать их. Аналогично можно играть с цифрами.
  3. Совпадение. Лучше играть в группе. Каждому из участников предлагается мешочек с разными предметами. Сначала нужно с закрытыми глазами нащупать один из них, описать его и отгадать, что это – например, круглый теннисный мячик из войлока. Затем назвать и описать предметы похожих качеств и форм – например, яблоко тоже твердое и круглое, ковер такой же шероховатый и т.д.

Отлично развивает также игра «в слова и ассоциации» — взрослый называет слово, а ребенок – ассоциации, подходящие по смыслу. Например, «ночь» — «темно, спать, звезды, луна».

Резюме

Итак, сенсорное развитие дошкольника – необходимое и важное мероприятие, если вас заботит будущее ребенка, его успеваемость в школе, полное и глубокое развитие потенциальных талантов и способностей, самореализация во взрослой жизни.

Нельзя не отметить еще одну положительную сторону таких занятий: ребенок контактирует с родителями, что способствует более теплым, доверительным отношениям в семье, с ровесниками – это формирует навыки поведения в обществе, в разных ситуациях, в том числе и в конфликтных.

Наконец, это тренировка дисциплины, внимательности и  усидчивости.

https://www.youtube.com/watch?v=NuxhWAuvVMM

Если у вас нет времени прочесть хотя бы одно пособие по развитию сенсорики у детей и уделить занятиям хотя бы четверть часа в день, постарайтесь отыскать неподалеку от дома центр раннего развития и подготовки детей дошкольного возраста, и отводить своего ребенка на занятия с профессиональным педагогом один-два раза в неделю. Результат не заставит себя ждать и наверняка будет удивительным в первую очередь для вас самих.

Что важно знать о сенсорном развитии ребенка? Ссылка на основную публикацию

Источник: https://podrastu.ru/razvitie/sensornoe-razvitie-detei.html

Развитие сенсорных способностей у детей

Новорождённый появляется на свет с уже вполне сформированными органами чувств, но ещё не способными к активному функционированию. Умению пользоваться своими ощущениями ему ещё только предстоит овладеть.

Система, направленная на восприятие окружающего мира, называется сенсорной (чувствующей), а формированию полноценного восприятия окружающего мира служит сенсорное воспитание.

Его основная задача — помочь накопить представление о цвете, форме, величине предметов.

Задача воспитания детей раннего возраста — подвести их к усвоению общепринятых сенсорных эталонов, величин, форм, цветовых тонов, пространственных и временных отношений.

Сенсорное развитие — это основа формирования познания окружающей действительности

Следовательно, каждый здоровый ребёнок может в своём развитии подняться на самые большие высоты. Но на практике мы чаще всего видим другое: многие дети с нежеланием идут в детский сад, школу, им трудно учиться. Почему один ребёнок с трудом заканчивает необходимый минимум среднего образования, а другой поступает в университет в 13—14 лет?

Результаты исследований показывают, что успешно овладевают знаниями те дети, которые ещё до школы обладали высоким уровнем развития; развиваются же только те способности, для формирования которых созданы наилучшие условия. Чем благоприятнее условия, чем разнообразнее дела, которыми малыш может заниматься, тем успешнее и разностороннее идёт познание окружающего мира.

К сожалению, многие родители, уделяя в первые годы жизни малыша основное внимание уходу за ним, правильному питанию и режиму, красивой и удобной одежде, не придают особого значения тому, что ребёнок помимо этого нуждается и в «пище» для ума.

Какая разница, считают они, когда малыш научится делать постройки из кубиков, сортировать шарики по цвету и размеру, зашнуровывать ботинки, держать карандаш, рисовать, лепить, читать, писать.

Зачем торопиться? Придёт время — всему научится, в конце концов, научат в детском саду или в школе, не будем отнимать у малыша детство!

Но ведь главное в раннем развитии ребёнка — не упустить время! По исследованиям психологов, ребёнок в возрасте до трёх лет приобретает от 60 до 70 % информации об окружающем мире, а за всю оставшуюся жизнь — 30—40%. Поэтому проблема воспитателей всех дошкольных учреждений заключается в выстраивании своей работы с малышом таким образом, чтобы максимально использовать возможности его возраста.

Работу по сенсорному воспитанию с вновь поступившим ребёнком я начинаю с изучения его знаний, умений.

Коллективные занятия построены на принципе последовательности, предусматривающей постепенное усложнение заданий от элементарных (на группировку однородных предметов по величине, форме, цвету) до учёта этих признаков и свойств в изобразительной и иной доступной для детей раннего возраста продуктивной деятельности.

Следовательно, недавно поступившему малышу должен быть понятен дидактический материал, манипулирование им, выполнение заданий на начальном этапе хотя бы с помощью взрослого. В процессе индивидуальных занятий с малышом или подгруппой наблюдаю, как ребёнок осваивает те или иные навыки, какими темпами.

Предлагаю вашему вниманию ряд игр-занятий для детей второго года жизни, которые мы используем в работе и рекомендуем в консультациях для родителей, а также образцы игр-занятий по формированию восприятия сенсорных эталонов у детей третьего года жизни.

СЕНСОРНЫЕ ИГРЫ-ЗАНЯТИЯ С ДЕТЬМИ ВТОРОГО ГОДА ЖИЗНИ

Дети этого возраста начинают сопоставлять предметы зрительно: многократно переводят взгляд с одного предмета на другой, старательно подбирая вкладыши необходимой величины и формы.

Вершиной достижений детей второго года жизни является выполнение заданий на соотнесение разнородных предметов по цвету, в которых нет того автодидактизма, который имел место при соотнесении предметов по величине и форме.

Только многократное зрительное сравнение позволяет ребёнку выполнить задание правильно.

Нанизывание на стержень больших и маленьких колец.

Возраст: от 1 года и старше.

Цель: учить детей обращать внимание на величину предметов, учитывать её при выполнении действий с игрушками, формировать умение правильно ориентироваться на слова «большой», «маленький».

Дидактический материал: детские игрушки —  пирамидки, состоящие из колец большого и маленького размера.

Взрослый показывает пирамидку, затем начинает разбирать её, снимая маленькие кольца и объясняя: «Вот маленькое колечко и ещё маленькое колечко». Снятые кольца размещает справа от стержня.

Затем привлекает внимание детей к большим кольцам, поясняет, что они не такие, как первые, они другие, вот какие: большое кольцо, ещё большое кольцо, ещё и ещё (размещает их справа от маленьких колец). Потом взрослый собирает пирамидку.

Нанизав одно большое кольцо, предлагает ребёнку сделать то же самое. Сверху нанизывают маленькие кольца.

Продолжительность занятия — 5—8 мин. Для закрепления умений ребёнку предоставляется возможность поиграть с пирамидками в свободное время.

Нанизывание колец на конус.

Возраст: от 1 года и старше.

Цель: см. предыдущее занятие.

Дидактический материал: пирамидка на конической основе из одноцветных колец (5 шт.), убывающих по величине.

Снимая кольца, сложите их в один ряд справа от основания пирамидки в строгой последовательности снятия. Затем в обратном порядке нанизывайте вместе с ребёнком на конус.

Продолжительность занятия — 5 — 8 мин. Пирамидки используются в играх в свободное время.

Нанизывание на стержень колец, убывающих по величине.

Возраст: от 1 года и старше.

Цель: продолжать учить снимать и нанизывать кольца, обогащать зрительно-осязательный опыт малыша.

Дидактический материал: одноцветные конические пирамидки из пяти колец.

Взрослый показывает малышу одну из пирамидок, предлагает снять с нее кольца. Взрослый заостряет внимание ребёнка на том, что кольца разные. Сняв первое, показывает и поясняет, что оно маленькое (кладёт его справа от основания пирамидки).

Снимает следующее и поясняет, что оно побольше (кладёт справа от первого). Таким образом, все кольца раскладывают в порядке увеличения справа от пирамидки. Затем пирамидка собирается в соответствующем порядке.

Взрослый поясняет: «Вот самое большое кольцо, вот поменьше, это ещё меньше, а вот самое маленькое».

Продолжительность — 5—7 мин, игру проводят 2—3 раза.

Детям старше 1 года 6 месяцев дают более сложные задания: выбирать кольца необходимого размера из произвольно перемешанных; собирать пирамидки из перемешанных разноцветных колец.

Складывание матрёшки с одним вкладышем.

Возраст: от 1 года и старше.

Цель: развивать координацию движений мелкой моторики рук, обогащать сенсорный опыт.

Дидактический материал: большая и маленькая матрёшки.

Взрослый, показывая большую матрёшку, встряхивает ее. Внутри что-то гремит. Снимает верхнюю часть и показывает вторую матрёшку. Закрыв большую матрёшку, ставит игрушки рядом. Обращает внимание ребёнка на их величину, используя слова «маленькая», «большая». Затем взрослый открывает большую матрёшку, прячет в неё маленькую. Ребёнок разбирает и собирает матрёшку.

Продолжительность занятия — 5—8 мин.

Группирование предметов по форме.

Возраст: от 1 года 4 месяцев и старше.

Цель: закреплять умение группировать однородные объекты, ориентируясь на слова «такой», «не такой», продолжать учить простейшим действиям с предметами.

Дидактический материал: пирамидки разной формы.

Взрослый показывает пирамидку с кольцами, объясняет, что в ней все кольца вот такие — круглые. Разобрав пирамидку, раскладывает кольца в ряд справа от стержня. Затем предлагает ребёнку собрать круглую пирамидку. Аналогичные действия совершаются с пирамидкой квадратной формы.

Продолжительность занятие 5—8 мин, проводится 2—3 раза.

Читайте также:  Как воспитать будущего лидера?

Раскладывание однородных предметов, резко отличающихся по форме, на две группы.

Возраст: от 1 года 5 месяцев и старше.

Цель: учить фиксировать внимание на форме предметов, формировать простейшие приёмы установления тождества и различия однородных объектов.

Дидактический материал: круги и квадраты, прямоугольники и треугольники, одинаковые по цвету и фактуре.

Взрослый показывает кружок, сопровождая его словами: «Вот какая игрушка». Затем показывает квадрат и поясняет, что есть ещё и такая игрушка. Обращает внимание ребёнка на то, что эти предметы разные. Затем раскладывает круги и квадраты в разные стороны на две группы. Сначала он выполняет действия сам, затем — с ребёнком. Аналогичные действия проводятся с остальными парами предметов.

Продолжительность занятие — 5—7 мин, дважды в течение месяца.

Размещение круглых или овальных вкладышей разной величины в соответствующиё отверстия.

Возраст: от 1 года 7 месяцев и старше.

Цель: закреплять умение группировать однородные по величине предметы.

Дидактический материал: решётки с большими и маленькими отверстиями двух видов: в одной половине большие, в другой — маленькие и вкладыши соответствующих размеров.

Вначале взрослый показывает ребёнку решётку (ее можно назвать домиком) и обращает его внимание на то, что в нём есть «окна», они разные — большие и маленькие. Затем показывает вкладыши, говоря, что они тоже разные — большие и маленькие.

Взрослый закрывает одно большое и одно маленькое отверстие, показывая вкладыш и соответствующее окно. Затем предлагает закрыть окно малышу, предварительно примерив вкладыш.

Примерив и закрыв решётку с большими и малыми кругами, взрослый предлагает ребёнку решётку с овалами, в дальнейшем — с треугольниками, квадратами, прямоугольниками.

Продолжительность занятие с 1—2 парами решёток — 6—8 мин, дважды в месяц.

СЕНСОРНЫЕ ИГРЫ-ЗАНЯТИЯ С ДЕТЬМИ ТРЕТЬЕГО ГОДА ЖИЗНИ

Формирование восприятия величины

Игра-занятие «Разноцветные капельки» (размещение в отверстиях шаблонов стаканчиков (или в прорисованных контурах) больших и маленьких капелек).

Игра-занятие «Это чье: мамино или мое?» (раскладывание вещей взрослого человека (или сказочного животного) и ребёнка (детёныша животного).

Усложняйте группировку пополнением героев.

Игра «Куклы идут в гости» (примерка нарядов на трёх кукол контрастного размера).

С середины года дети вполне могут разложить предметы по принципу «большой — средний — маленький». Понятие «средний» можно вводить на начальном этапе, но лучше комментировать «большой», «поменьше», «маленький» или, наоборот, в порядке увеличения, так как затем дети будут брать, складывать, нанизывать большее количество предметов и столкнутся с вопросом «Как это можно назвать?».

Итак, попросите малыша разложить кружочки в убывающем порядке, другие геометрические и тематические однородные объёмные и плоскостные фигуры.

Формирование восприятия формы

Игра-занятие «Разложи на две группы» (круги и квадраты, треугольники и овалы, прямоугольники и треугольники (другие сочетания геометрических фигур) лежат в произвольном порядке на столе; раскладываются на две группы по форме).

Игра-занятие «Пришивание пуговиц к нарядам» (выкладывание на шаблонах платья и пальто пуговиц разной формы к одной имеющейся).

Игры на восприятие цвета

Формирование восприятия цвета начинается с соотнесения и раскладывания однородных предметов при выборе из двух; составления тождества приёмом прикладывания. Можно самим называть цвет, но не требуйте пока этого от ребёнка. Пусть он видит разнообразие цветов, учится составлять пары.

Начните с раскладывания палочек (карандашей, шариков, кубиков и т.д.) двух цветов на две группы. Первые палочки разложите сами, третьи-пятые — с ребёнком. Сопровождайте свои действия словами «такой», «не такой», «разные». Последние пары пусть ребёнок разложит сам.

 И. Курилова

Источник: https://vscolu.ru/articles/razvitie-sensornyx-sposobnostej-u-detej-rannego-vozrasta.html

Развитие сенсорных способностей детей дошкольного возраста

Здравствуйте, читатели и читательницы Виталькиного блога. Недавно одна знакомая воспитательница жаловалась, что в последнее время все чаще и чаще в детский сад приводят деток, у которых, мягко говоря, страдает развитие сенсорных способностей детей. И это в наше то время, говорила она, когда разработано огромное количество методик и игрушек по развитию малышей дошкольников.

А знаете ли вы, какие игрушки и упражнения развивают способности детей? Нет? Читайте статью и обязательно узнаете. Да? Делитесь своими познаниями в поле для комментариев.

  • Что такое сенсорные способности
  • Игры и игрушки

Сенсорные способности – означают не что иное, как чувствовать, ощущать. Благодаря их наличию мы имеем представление о форме, цвете, размере, положении, имеем понятие о вкусе, запахе и т.д.

Игры и игрушки

Сегодня в детских садах, даже существуют специальные группы, в которых делается уклон на развитие сенсорных способностей детей. Но и дома родители должны заниматься самообразованием с ребенком. Давайте рассмотрим несколько вариантов тренажеров, которые каждый родитель может сделать самостоятельно.

Ежик и мышонок, дидактическая игра. Для игры потребуется несколько клубков ниток из шерсти и полиэтиленовой нити, разного цвета и размера. Шерстяные нити это мышата, а полиэтиленовые — ежики.

  • Попросите у ребеночка найти мышонка или ежика, к примеру, красного цвета среднего размера.
  • Закрыв глаза ребеночка, попросите его определить на ощупь кто у него в руках.
  • Распределите клубочки как мама мышка, папа мышка, и маленький мышонок. Попросите показать малыша или папу.
  • Пусть малыш найдет ежика и мышонка, одинакового цвета или размера.

Через рисование можно определить и развить в ребеночке понятие цвета. Вот наш вариант рисовально-познавательной игры. Такие упражнения практикуются как в детских садах, так и в семье.

Фрукты. Мама если умеет рисовать, может нарисовать на альбомном листе различные фрукты, и предложить ребеночку разукрасить их. Можно также купить раскраску в магазине.

Обычно детки охотно и правильно разукрашивают, но если у вашего малыша получается неправильно, то проделывайте подобные упражнения ежедневно.

Фрукты можно заменить, на знакомые для ребеночка овощи, зверей и т.д.

Восприятие целостности можно тренировать вот так.

Что не так? Возьмите 10 карточек и нарисуйте стул без ножки, кота с двумя хвостами, медведя без ушей, любые предметы, в которых недостает или присутствует лишняя деталь. Попросите ребеночка определить, что на картинках не так.

Кстати: Игрушки, которые мама или папа изготовят собственноручно, зарядятся положительными эмоциями, впитают в себя тепло рук и любовь. А значит, принесут больше пользы для ребеночка.

Предлагаем вам вариант игрушки, которую вы сможете сделать дома.

Развивающая гусеница. Вырезаем 5 кругов из плотной ткани, приклеиваем на картон.

  1. Оформляется в виде мордочки гусеницы, глазки из пуговиц, ротик из ткани (как сработает ваша фантазия).
  2. Нашиваем различные по цвету и размеру пуговицы, бусины. Так малыш научится отличать фактуру, цвет, размер, форму.
  3. Нашейте несколько замочков, разных по длине и цвету. Способствует развитию моторики.
  4. Нашейте змейку из бусин разного цвета, формы. Знакомит с цветами, оттенками, формой.
  5. Нашейте несколько маленьких кармашков, которые закрываются на пуговки, замочек, крючки. Способствует развитию моторики. Также в кармашках можно оставлять сюрпризы, которые малыш сможет получить, преодолев препятствие.

Все круги сшиваются между собой. Такую змейку можно поместить на стенку или на пол.

Участвовать в создании можно всем семейством. Папа вырезать круги, мама нашивать, а ребеночек выбирать пуговки (естественно под бдительным присмотром).

Возможно, у вас есть мастер классы по изготовлению игрушек, или интересные занятия для развития сенсорных способностей детей, то вы легко можете поделиться с другими читателями блога своими познаниями.

Выводы

Развитие малышей проходит не в один день и не по команде родителей. Всему требуется время, занимайтесь с ребенком, играйте, старайтесь для него и в будущем он доставит вам массу положительных эмоций своими достижениями.

Если вы хотите доставить положительные эмоции нам, то поделитесь ссылкой на блог с друзьями в социальных сетях.

Благодарим за внимание. Надеемся, что вы не зря потеряли свое время, читая статью, и нам удалось вам чем-то помочь.

Рекомендация

Бесплатный вебинар Лены Даниловой «Физическое развитие детей от рождения до 3 лет.»

ПОДРОБНЕЕ >>>

Источник: https://vitalkin-blog.ru/razvitie-sensornyih-sposobnostey-detey/

Развитие способностей у детей

Фото: shutterstock.com

Родители должны понимать, что развитие способностей у детей – это не только общеобразовательное обучение в саду и школе. Ребенок начинает познавать мир и овладевать определенными навыками с самого рождения, и задача родителей – помочь ему в этом.

Психологи уверены: неспособных детей не существует. Зато существуют бездарные учителя и невнимательные родители, которые могут загубить талант ребенка и не реализовать потенциал, заложенный от рождения.

Развитие способностей у детей в младшем возрасте

Как утверждают специалисты по раннему развитию, чем раньше вы начнете занятия с ребенком, тем лучше. Развивайте ребенка при помощи специальных методик с 6 месяцев: наиболее популярны методики Доманна, Зайцева, Никитиных и Монтессори. Именно в этом возрасте малыш с жадностью впитывает знания.

Развитие речи зависит от развития крупной и мелкой моторики ребенка. Используйте для занятий кубики Зайцева, карточки Доманна. Если система раннего развития будет верно построена, то малыш не будет перенапряжен, перегружен. Уделяйте внимание психике, телу, физическому и умственному развитию. Такие уроки принесут радость не только малышу, но и родителям.

Для полноценного развития ребенка необходимо применение методик сенсорного развития, формирование представлений о свойствах предметов: цвете, форме, положении в пространстве, величине, вкусе и запахе. В раннем возрасте совершенствуется деятельность органов чувств, накапливаются представления об окружающем мире. Готовность к обучению в школе зависит от сенсорного развития ребенка.

Всего существует 5 сенсорных систем:

  • вкус;
  • слух;
  • зрение;
  • обоняние;
  • осязание.

Чтобы развивать сенсорные способности ребенка, разработаны комплексы упражнений на познание метрических систем, для изучения цветов и оттенков, развития тактильного восприятия.

Способы развития способностей у ребенка

Если вы хотите, чтобы ваш ребенок развивался и это развитие было разносторонним, всегда придерживайтесь следующих правил.

  1. Предлагайте ребенку развивать способности в игровой форме. Для этого можно приобрести развивающие игры, дидактические материалы в магазинах. Вы можете самостоятельно создавать дидактические материалы для игры, использовать подручные средства.
  2. Никогда не говорите таких фраз, как: «Ты не справишься», «Ты все равно ошибешься», «Это у тебя не получится». Это дает ребенку убеждение в том, что он не способен научиться чему-то и развить свои способности.
  3. Мотивируйте ребенка возможностями, которые откроются перед ним в результате овладения навыками.
  4. Заинтересуйте ребенка несколькими дисциплинами. Предложите рисовать, считать, сочинять стихи, развивать физические способности. Так вы сможете определить, какие способности развиваются лучше всего и на что стоит обратить внимание.
  5. Имейте в виду, что занятий в саду, школе недостаточно для развития способностей у ребенка. Оказывайте помощь и предлагайте заниматься саморазвитием.

Каждый ребенок будет развивать таланты и способности с большим удовольствием, если вы будете в него верить. Малыш, понимая, что родители и учителя радуются его достижениям, всегда будет стараться добиться больших результатов.

Рождение личности ребенка

Для воспитания в ребенке уверенности в себе, духа сотрудничества, отзывчивости, необходимо применять методики позитивного воспитания. Дети, уверенные в своих силах, не так поддаются давлению сверстников, они не испытывают потребности в бунте.

Воспитывайте ребенка, удовлетворяя его потребности в безопасности и любви, прививайте моральные ценности, помните, что ребенок — это личность, он хочет, что бы к нему прислушивались, замечал, ценили. Родители должны выслушивать и понимать своих детей. Воспитывайте самостоятельность, будьте примером поведения, тогда развитие способностей у детей будет иметь положительный результат.

Согласно теории А. Н. Леонтьева, личность рождается дважды. Первое «рождение» происходит в дошкольном возрасте, в этот период устанавливается определенная иерархия мотивов, соотнесение побуждений и социальных мотивов. Второе «рождение» личности происходит в подростковом возрасте, после осознания собственных мотивов поведения и возможности самовоспитания.

Источник: http://VitaPortal.ru/razvitie-rebenka/razvitie-sposobnostej-u-detej.html

Дидактическая развитие сенсорных способностей детей

Проект «Сенсорное развитие детей раннего возраста посредством дидактических игр»

Продолжительность проекта: сентябрь – май.

Тип проекта: познавательно – игровой.

Участники проекта: дети 1 младшей группы, воспитатели, родители.

Проведенный мониторинг по развитию сенсорных способностей детей нашей группе показал недостаточный уровень сенсорного развития по всем показателям, преобладали в основном низкий и средний уровень. В результате проведенного исследования, возникла необходимость в разработке и реализации проекта, направленного на повышение сенсорной культуры детей раннего возраста.

Читайте также:  Как научить ребенка любить учебу

Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирования представлений о важнейших свойствах предметов, их форме, цвете, величине, положение в пространстве, а также запахе и вкусе.

Период первых трех лет – наиболее интенсивного психического и физического развития малышей. Успешность умственного, физического, здорового развития ребенка в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития, т.е.

от того, насколько ребенок слышит, видит, осязает окружающий мир.

Значение сенсорного воспитания состоит в том, что оно: является основой для интеллектуального развития, развивает наблюдательность, позитивно влияет на эстетическое чувство, является основой для развития воображения,

развивает внимание, дает ребенку возможность овладеть новыми способами предметно-познавательной деятельности, обеспечивает усвоение сенсорных эталонов, обеспечивает освоение навыков учебной деятельности, влияет на расширение словарного запаса ребенка, влияет на развитие зрительной, слуховой, моторной, образной и др. видов памяти.

Огромную роль в развитие сенсорных способностей детей раннего возраста отводиться дидактической игре, так как ребенок практически все в этом мире познает через игру. Дидактические игры выполняют функцию – контроль за состоянием сенсорного развития детей.

обеспечивать накопление представлений у детей раннего возраста о форме, цвете, величине предметов, их свойствах, которые составляют фундамент общего умственного развития ребенка и являются условием успешного овладения любой практической деятельностью.

  • Формировать представления о цвете, форме, величине предметов, положения их в пространстве;
  • знакомство с дидактическими играми и правилами этих игр;
  • воспитывать познавательный интерес, любознательность;
  • упражнять в установлении сходства и различия между предметами;
  • способствовать развитию у детей обследовательских умений и навыков;
  • развивать мелкую моторику рук;
  • повышать уровень педагогической компетентности родителей по формированию представлений о сенсомоторной деятельности детей;
  • оказание родителями помощи в изготовление дидактических игр для развития сенсорных способностей детей.
  • Изготовление игр и пособий на развитие сенсорных навыков.
  • Пополнение сенсорной зоны новым оборудованием, играми.
  • Развлечение. «В гостях у лесных зверей».
  • Презентация для родителей.
  • Фотовыставка «Учимся играя».

Этапы реализации проекта:

1 этап – подготовительный;

2 этап – практический;

3 этап – заключительный.

  • Изучение современных требований к содержанию и организации работы по сенсорному воспитанию детей раннего возраста в соответствие с ФГОСТ.
  • Проведение мониторинга.
  • Анализ полученных результатов, выводы.
  • Проведение анкетирования родителей Выявление интересов и знаний родителей воспитанников по вопросам сенсорного развития и воспитания дошкольников .
  • Пополнение сенсорного уголка новыми играми, сделанными своими руками и руками родителей.

Работа с детьми:

1. Непосредственная образовательная деятельность.

2. Совместные игры с песком и водой во время прогулки и в группе в центре «Вода и песок».

  1. Дидактические игры с малышами:
  1. Для зрительного восприятия (свет, форма, величина, например: «Спрячем в домике»; «Найди такой же…»; «Петушок», «Волшебное стеклышко», «Украсим елочку» и т. д.
  2. Для слухового восприятия (слуховое внимание, тембр, динамика, речевой слух): «Постучим – погремим»; «Кто как кричит?» и т.д.
  3. Для развития моторики: предметы – вкладыши, стержни для нанизывания колец, коробочки для проталкивания фигур, дидактические игрушки, включающие различные виды застежек (пуговицы, кнопки, липучки, крючки, молнии).
  4. Игры с цветным конструктором крупного размера; с пирамидками, разными по размеру, по цветам, по форме; с матрешками; геометрическими вкладышами и т. д.
  5. Мозаика: настольная и напольная.
  6. Настольно-печатные дидактические игры.
  1. Самостоятельные игры малышей.
  2. Чтение художественной литературы; рассматривание иллюстраций, предметных и сюжетных картинок.

Работа с родителями:

  1. Консультация «Развитие восприятия цвета детьми раннего возраста».
  2. Беседы о роли развивающих игр для малышей.
  3. Наглядная информация: папки-передвижки («Значение сенсорного воспитания в познавательном развитие детей», «Дидактическая игрушка – в жизни ребенка».
  4. Привлечение к изготовлению игр и пособий для сенсорного развития детей.

Анализ результатов проекта:

В ходе проекта были созданы условия, обеспечивающие эффективное использование дидактических игр.

У детей вырос уровень знаний по сенсорному развитию.

Родители получили методические рекомендации по закреплению у детей навыков сенсорного воспитания, созданию условий проведения дидактических игр, консультации по изготовлению дидактических игр.

Перспективный план непосредственно образовательной работы с детьми

Развитие сенсорных способностей посредством дидактических игр (детей раннего и младшего дошкольного возраста)ЦЕЛЬ: осуществление неразрывной связи сенсорного развития с разнообразной деятельностью детей посредствам дидактических игр.ЗАДАЧИ: 1.

Продолжать работу по обогащению непосредственного чувственного опыта детей в разных видах деятельности. Помогать им обследовать предметы, выделяя их цвет, величину, форму.2.Побуждать включать движения рук по предмету в процессе знакомства с ними: обводить руками части предмета, гладить их и т.д.3.

Упражнять в установлении сходства и различия между предметами, имеющими одинаковое название (одинаковые лопатки; большой красный мяч – маленький синий мяч).

4.Учить детей называть свойства предмета. Скачать презентацию

Дидактические игры включают в себя сенсорное восприятие ребенка, с одной стороны они учитывают возрастные, нравственные мотивы деятельности играющее, с другой- принцип добровольности, право самостоятельного выбора, самовыражение.

В повседневной жизни ребенок сталкивается с многообразием форм красок- это и любимые игрушки и окружающие предметы. Видит он и произведения искусства- картины, скульптуры, слышит музыку; но если усвоение этих знаний происходит стихийно, без руководства взрослых, оно часто оказывается поверхностным.

Здесь и приходит на помощь сенсорное воспитание- последовательное, планомерное ознакомление детей с сенсорной культурой человечества. В каждом возрасте перед сенсорным воспитанием стоят свои задачи – *В раннем детстве накапливаются представления о цвете, форме, величине.

Это значит, что ребенка надо знакомить со всеми разновидностями свойств – всеми цветами спектра, с геометрическими формами – круг, овал, квадрат, прямоугольник, треугольник, шар, куб, кирпич.

Развивать познавательные умения и речевые – определять цвет, размер, форму предметов путем зрительного, осязательного и двигательного обследования, сравнения. Понимать и использовать в речи слова – названия величин и форм.

*В среднем дошкольном возрасте у детей формируются сенсорные этапы – устойчивые, закрепленные в речи представления о цвете, геометрических фигурах, отношениях по величине между несколькими предметами. Одновременно с формированием эталонов необходимо учить детей способам обследования предметов: их группировке по цвету, форме вокруг образцов-эталонов, выполнению все более сложных действий.

Игры для развития осязания (тактильного восприятия)К осязанию относят тактильную (поверхностную) чувствительность (ощущение прикосновения, давления, боли, тепла, холода и др.).

Для развития тактильного восприятия ребенка играйте с разнообразными природными материалами и предметами, отличающимися структурой поверхности. Давайте малышу разные игрушки: пластмассовые, резиновые, деревянные, мягкие, пушистые.

Вы можете сами сделать интересный тактильный альбом из лоскутов ткани разной текстуры: мешковины, шерсти, шелка, меха. Туда же можно добавить лист полиэтилена, оберточную бумагу от цветов, сетки от комаров, бархатную, гофрированную и наждачную бумагу, фольгу и многое другое.

Играйте с шишками, колючими каштанами, ребристыми грецкими орехами и гладкими желудями. Полезно также играть с различными крупами: опускать ручки в коробку и искать спрятанную маленькую игрушку.

Зрительное восприятиеОсновные параметры зрительного восприятия:ЦветФормаВеличинаРазвитие восприятия цвета конкретизируется в следующих задачах:1.

развивать умение различать цвета, ориентируясь на их однородность или неоднородность при наложении; обозначать результат словами «такой», «не такой»; действовать по подражанию;2.познакомить детей с названиями основных цветов (красный, синий, желтый, зеленый);

3.развивать умение осуществлять выбор цвета по образцу и проверять его примериванием, ориентироваться на цвет как на значимый признак, производить выбор цвета по слову.

Игры, способствующие развитию цветового восприятия

Восприятие формыКонкретизируется в следующих задачах:1. развивать умение практически различать форму – перераспределять пальцы на предмете в зависимости от формы, чтобы удержать предмет в руках;2. развивать умение соотносить форму предметов с помощью проб, соотносить плоскостную и объемную формы в практическом действии с предметами;3.

сделать форму предмета значимой для ребенка, учить опираться на нее в деятельности;4.

развивать умение видеть форму в предмете, соотносить форму прорези и вкладки, составлять целое из разных геометрических форм, подбирая нужные с помощью проб и примеривания, осуществлять выбор по образцу, проверять его с помощью наложения, вычленять контур предмета;

5. закреплять знание названий форм, осуществлять выбор формы по ее названию.

Восприятие величиныКонкретизируется в следующих задачах:1.

развивать умение ориентироваться на величину предметов, соотносить действия рук с величиной предметов, соотносить по величине плоскостные и объемные фигуры, пробуя варианты и фиксируя верные, учитывать величину в практических действиях с предметами, соотносить предметы по величине;2.

закреплять словесное обозначение величин («большой», «маленький», «больше», «меньше»);3. формировать отношение к величине как к значимому признаку;4. обратить внимание на длину, высоту и ширину; знакомить со словами «длинный», «короткий», «высокий», «низкий», «широкий», «узкий»;5.

развивать умение соотносить предметы по длине, высоте и ширине в действиях с ними, определять зрительно предметы резко различной величины, соединять зрительный образ со словом, учить зрительно и по слову производить выбор и соотнесение величин;6. обратить внимание на относительность величины предметов;

7. развивать умение осуществлять выбор величин по слову-названию.

Развитие слухового восприятия Развитие слухового восприятия у ребенка раннего и дошкольного возраста обеспечивает формирование представлений о звуковой стороне окружающего мира, ориентировку на звук как одну из важнейших характеристик и свойств предметов и явлений живой и неживой природы.

Овладение звуковыми характеристиками способствует целостности восприятия, что имеет важное значение в процессе познавательного развития ребенка.

Учиться, играя, так интересно!

Дошкольник.РФ

Презентация — Сенсорное развитие в раннем возрасте

Похожие презентации

Возрастная периодизация психического развития человекаДидактические игры по развитию сенсорного воспитания и мелкой моторики рукХудожественное творчество, как средство развития мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возрастаАктуальность развития и коррекции пространственно-временных представлений у детей младшего и среднего школьного возрастаРазвитие психомоторики и сенсорных процессовЭкспресс-диагностика выявления уровня развития ребенка 6-7 лет в соответствии с программными и возрастными критериямиЭкспресс-диагностика выявления уровня развития ребенка 5-6 лет в соответствии с программными и возрастными критериями

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1

Сенсорное развития в раннем возрасте. Сделала: Шорохова Е.Л.

Слайд 2

Ранний возраст – период первоначального ознакомления с окружающей действительностью. Сенсорное развитие ребёнка – это получение малышом знаний о свойствах предметах: форме, величине, размере

Слайд 3

Сенсорное воспитание – это формирование у ребёнка качественно новых, сенсорных процессов и свойств.

Значение сенсорного воспитания состоит в том, что: Является основой для интеллектуального развития; Упорядочивает хаотичные представления ребёнка, полученные при взаимодействии с внешним миром; Развивает наблюдательность; Готовит к реальной жизни; Позитивно влияет на эстетическое чувство; Является основой для воображения; Развивает внимание; Даёт возможность овладеть навыками способами предметно – познавательной деятельности; Обеспечивает сенсорных эталонов; Обеспечивает освоение навыков учебной деятельности; Влияет на расширение словарного запаса ребёнка; Влияет на развитие зрительной, слуховой, моторной, образной и других видов памяти.

Слайд 4

Сенсорное воспитание в раннем возрасте является основным видом воспитания. Оно обеспечивает: Приток новых впечатлений; Развитие деятельности органов чувств; Психическое развитие.

Слайд 5

Развитие сенсорных способностей достигается с помощью дидактических игр. Дидактическая игра как универсальное средство воспитание и развитие детей. Она используется в качестве средства познавательного развития: Восприятия; Памяти; Мышления; Расширения и уточнения представлений об окружающем мире.

Слайд 6

Дидактическая игра развивает: Любознательность; Познавательную инициативу и активность; Способность к поиску решение новых задач; Экспериментирование; Формирует положительное отношение к своим возможностям; Веру в свои силы; Чувство собственного достоинство.

Слайд 7

Дидактические игры делятся: Игры с предметами ( используются игрушки и реальные предметы) Ценность этих игр в том, что с их помощью дети знакомятся со свойствами предметов и их признаками: цветом, величиной, формой.

Настольно – печатные Помогают уточнять и расширять представления представление об окружающем мире, систематизировать знания, развивать мыслительность.

Словесные (построены на словах и действиях играющих) Дети учатся, опираясь на имеющиеся представления о предметах, углублять знание о них.

Слайд 8

Очень важно помнить, что дидактические игры должны создавать: Хорошее настроение; Вызывать радость. Ребёнок радуется тому: Что узнал что-то новое; Радуется своему достижению; Умению произнести слово; Что-то сделать; Добиться результата; Радуется первым совместным с другими детьми действиям и переживаниям.

Слайд 9

Игры на определение величины и цвета.

Источники: http://dohcolonoc.ru/proektnaya-deyatelnost-v-detskom-sadu/9624-proekt-sensornoe-razvitie-detej.html, http://doshkolnik.ru/prezentacii/10957-sensor-deti.html, http://lusana.ru/presentation/3845

Комментариев пока нет!

Источник: http://orebenkah.ru/razvitie-rebenka/didakticheskaja-razvitie-sensornyh-sposobnostej.html

Ссылка на основную публикацию