Роль школьных кружков в развитии детей

Роль школьных кружков в развитии детей младшего школьного возраста

Роль школьных кружков в развитии детей младшего школьного возраста

Данилова Мария Романовна

студент 4 курса, кафедры ПНО ПИ, г. Якутск

E-mail: <\p>

Современное общество предъявляет всё более сложные требования к каждому поколению, вступающую в жизнь. Постоянно идут изменения в сфере образования, её содержания, установок, организации и процесса обучения.

Современному обществу нужна всесторонне развитая личность с активной жизненной позицией, в котором имеются такие качества как, самостоятельность, инициативность, гибкость, творческое мышление, развитое воображение.

Личность, которая способна быстро всё усваивать, правильно и компетентно применять свои знания в деле.

Развитие личности должно лежать в основе современного педагогического процесса. Эффективное решение этой проблемы зависит отизменений условий, механизмов и средств создания развивающей среды, которая содействовала бы развитию человека.

Формирование развитой личности школьника является одной из основных задач современной педагогики.Успешное решение этой задачи окажет большое значение для общества и для самого человека.

Развитие человека идет уже с рождения сначала родители развивают своих детей самостоятельно, затем в детском саду потом в школе. В развитии детей принято выделять три основных периода: дошкольный, школьный и взрослость. В данной статье мы рассмотрим развитие детей в школьном возрасте, а именно младшего школьного возраста.

Поступление в школу ведет к кардинальному изменению в системе социальных отношений и деятельности ребенка, где они становятся «общественным субъектом», выполняет общественно значимую и общественно оцениваемую деятельность.

Необходимо,развивать ребенка вшкольном возрасте, поскольку основная база, главные черты характера ребенка закладываются в этом возрасте.Школьный возраст это период впитывания, накопления и усвоения знаний.Все навыки, которым научился ребенок,в эти годы, останутся у него навсегда.

Что-то может измениться, но заложенные в эти годы останутся неизменными. В развитии детей школьного возраста могут помочь кружки.

Кружок ―необходимое звено воспитания многогранной личности, её образования, её раннейпрофессиональной ориентации. Кружки для детей бывают разноплановыми, многообразными. Они создают школьнику условия для полноценной жизни в период детства.

Школьные кружки ―являются составнойчастьюсистемы образования и воспитания детей, так как они успешно объединяют триединую функцию ―обучение, воспитание и развитие личности, ориентированные на свободный выбор. Активная работа любого кружка способствует воспитанию трудолюбия учащихся, способствует расширению кругозора,развивают способности воспринимать и чувствовать прекрасное.

Занимаясь в кружках, учащиеся смогут углубить свои знания, умения по интересующему ихделу и применить их в жизни. Такие занятия для детей позволяют раскрыть скрытый потенциал ребенка и организовать его свободное время.Кроме того, детскиекружки дисциплинируют ребенка, приучают его к процессу самоорганизации.

Если ребенок будет посещать кружок, то изменится вид деятельности, обстановка, круг общения. Подобный навык, когда ребенок вырастет, окажет ему бесценную услугу.Для того чтобы выбрать подходящий для своего ребенка кружок родителям нужно начать с анализа с того чем именно интересуется его ребенок, обладает ли такими способностями, есть ли у него желание этим заниматься.

Важно при выборе учесть желание ребенка, спросить его мнение.

Для реализации в школе доступны следующие виды кружков:

·     интеллектуальные

·     спортивные

·     кружки декоративно-прикладного творчества

Интеллектуальные ―это кружки, в которых нужно работать головой.

Они развивают у детейлогическое мышление, память, воображение, вырабатывают внимательность, усидчивость, целеустремленность, умение находить выходы в сложных ситуациях, анализировать их, делать выводы и самое главное думать, действоватьв уме. Дети, которые посещают такие кружки, в основном бывают очень умными, с ними трудно спорить, они легко могут отстаивать свою позицию, убеждать.

В школах работают такие интеллектуальные кружки как:

·предметные (русский язык, математика, иностранные языки)―здесь дети могут углубить свои знания по конкретному предмету. Такие кружки развивают у детей интерес, внимание, память.

·литературный―это кружокгдеу детей развиваются творческие способности, свободное владение языком, речью, разрабатываются аналитический склад ума, а также развиваются нравственные качества, наблюдательность, ответственность,внимание,воображение.

·шахматный ―кружок, который посещают дети, обладающие логическим складом ума. Игра в шахматы помогает для гармоничного развития ребенка. Следует отметить, что развитие происходит не в принудительной форме, а в игровой, что немаловажно для детей. Дети, которые играют в шахматы, умеют сравнивать, ориентироваться на площади. У них развиваются память, мышление, внимание.

·различные интеллектуальные клубы и другие―они помогают для развития логического и творческого мышления.

Спортивные кружки, секции―это оздоровление и поддержание отличной физической формы, предназначенные для, очень подвижных детей. Здесь они могут направить свою энергию в нужное русло. Эти кружки развивают гибкость тела, ловкость и выносливость, формируют силу воли и лидерские качества. Есть такие кружки и секции как:

·футбол, баскетбол, волейбол, теннис ―эти виды спорта увлекают многих детей. Они укрепляют физическое состояние детей, учат дружить, развивать командный дух, уважать соперников. Тренировки помогают развивать выносливость, терпение, закаливают характер. Стремление к победе вырабатывает настойчивость, развивает любовь к команде,формирует лидерские задатки.

·народные игры укрепляют тело, напоминают историю, развивают интерес.

·туристическая секция это, где дети учатся ориентироваться на местности, выходить из трудных ситуаций, ценить природу.

·разные виды борьбы (каратэ, бокс, самбо, дзюдо) способствует развитию чувства самосохранения и долга, то есть желания защищать себя и своих близких. Дети становятся ответственными и смелыми, отважнымии справедливыми.

·танцевальный кружок развивает у детей физические данные. У детей, которые ходят в этот кружок в основном бываютпрямая осанка и стройная фигура.

Кружки декоративно-прикладного творчестваважнейшее средство эстетического развития и формирования целостной личности, ее духовности, творческой индивидуальности, интеллектуального и эмоционального богатства.

Они готовят детей к бытовой жизни. Здесь учат школьниковшить, вязать, рисовать, лепить и многому другому. Ручная работа передает душевное состояние, настроение. Дети становятся внимательными к деталям и более аккуратными.Занятие ими развивают мелкую моторику пальцев рук, мозговую деятельность, а также формируют чувства вкуса, стремление к прекрасному и настрой на совершенствование.

Отчет работы кружков за год проводиться в виде вечера, конференции, выставки, смотра, где дети должны показать результат своей деятельности и эффект своего развития благодаря посещению в того или иного вида кружка.

На основе вышесказанного можно сделать вывод, чтопосещение кружков это наилучший способ проявить свои творческие способности и развить их.Для того чтобы, ребенок развивался ему необходимо посещать кружки, подходящие его интересу.

Ведь у детей школьного возраста много сил и энергии и они их могут направить для своего развития. К тому же дети в этом возрасте все воспринимают и усваивают, поэтому нужно, как можно большему научиться, пока есть свободное время.

Стоит помнить, что увлечение детства может превратиться в будущую профессию.

Список литературы:

  1. Дьяченко В.К. Развивающее обучение и развитие личности // Школьные технологии. ― 1997.
  2. Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя/Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. ― М.: Просвещение, 2010

Источник: https://sibac.info/studconf/hum/vi/30298

Роль «кружков по интересам» в развитии ребенка, Школьная жизнь

Практически в каждой школе работает огромное количество кружков по интересам и секций, благодаря которым школьники могут не только с пользой провести свободное время, но и развивать свои творческие или физические способности. О том, какие кружки пользуются наибольшей популярностью у детей, и какую роль они играют в развитии ребенка мы и расскажем в данной статье.

Практически в каждой школе работает огромное количество кружков по интересам и секций, благодаря которым школьники могут не только с пользой провести свободное время, но и развивать свои творческие или физические способности. О том, какие кружки пользуются наибольшей популярностью у детей, и какую роль они играют в развитии ребенка мы и расскажем в данной статье.

Секции боевых искусств

Многие родители считают, что каждый мальчик должен владеть приемами какого-нибудь вида боевых искусств, поскольку это не только позволит ему защитить себя в случае необходимости, но и позволит направить возможную агрессию в «мирное русло». Овладеть понравившимся приемами мальчишки могут в спортивных клубах или же отдельных спортивных секциях, где обучают боксу, карате, айкидо и другим видам боевых искусств.

Необходимо также отметить, что такие занятия развивают быструю реакцию ребенка, выдержку, ловкость, внимание, смелость и умение концентрироваться. Во время тренировок задействовано большое количество мышц. Развивается способность контролировать свои эмоции и взаимодействовать с другими людьми. В результате ребенок будет готов к возможным трудным ситуациям на улице.

Плавание

Как для мальчиков, так и для девочек очень полезным будет посещение бассейна. Как правило, для занятий плаванием набираются отдельные детские группы. При этом основным преимуществом именно групповых занятий (а не индивидуальных) является то, что непосредственно перед плаванием дети разминаются в зале (делают что-то вроде зарядки).

Занятия в бассейне благотворно влияют на все основные показатели физического развития ребенка:

  • способствуют профилактике и исправлению нарушений осанки, плоскостопия и сколиозов;
  • укрепляют сердечно-сосудистую и нервную систему;
  • активно развивают дыхательный аппарат и мышечную систему;
  • содействуют укреплению костной ткани и росту;
  • поддерживают рост и вес ребенка в правильных пропорциях;
  • совершенствуют механизм терморегуляции и повышает иммунологические свойства организма (тем самым улучшается адаптация организма к условиям внешней среды).

Прочие внеклассные занятия

Помимо боевых искусств и занятий плаванием в школах имеется огромное количество различных «кружков по интересам», направленных на развитие творческих способностей ребенка.

Для девочек это могут быть занятия по бисероплетению, шитью или кулинарии. Мальчиков, наверняка, заинтересуют кружки авиамоделирования, резьбы по дереву, конструирования и т.д.

Также дети могут посещать совместные занятия – разнообразные танцы, художественную или музыкальную школу и многое другое.

Все эти внеклассные занятия играют очень важную роль в развитии ребенка, так как позволяют не только проявить свои творческие способности, но и развивают креативность и изобретательность, что может послужить основой для открытия собственного дела в будущем.

Роль кружков в жизни детей

Для гармоничного развития детям действительно необходимо посещать кружки. Таким образом, мы помогаем им выбирать правильные приоритеты в жизни и ставить перед собой достойные цели, и в итоге становиться достойными членами общества.

Поэтому, если у родителей есть возможность записать ребенка в секцию или кружок по интересам (а большинство школьных секций и кружков предоставляют свои услуги совершенно бесплатно или за символическую плату), то нужно обязательно воспользоваться этой возможностью.

А вот выбор секции лучше всего доверить ребенку, который методом проб и ошибок найдет именно тот вид деятельности, которым ему хочется заниматься, и который в будущем возможно станет его профессией.

Материал полезен?

Источник: https://fulledu.ru/articles/420_Rol-krugkov-po-interesam-v-razvitii-rebenka.html

Роль кружков и секций в развитии ребенка

Красотка Гороскопы Черты личности

Чтобы помочь своему сыну или дочери полноценно развиваться, мудрые родители прибегают к помощи кружков и секций. Именно такие мероприятия помогают малышам формировать свою личность. Прикладывая совместные усилия, родители и дети достигают главной цели – быть полезными членами общества.

Секрет успешного развития

Если посадить плодовое дерево и не ухаживать за ним, оно принесёт мало пользы. Подобно этому, каждый ребёнок нуждается в постоянной заботе и поддержке. Кружки и секции можно сравнить с живительной влагой, которая помогает им развиваться. Благодаря этому, они смогут обрести полезные навыки в таких направлениях:

  • когда меняется характер деятельности;
  • при новом способе общения;
  • когда сужается круг друзей;
  • перемена окружающей обстановки.

Дети, которые учатся в школе, постоянно находятся под прессом умственной активности. Посещая спортивную секцию, они меняют характер своей деятельности. На смену умственному напряжению приходит физическое освежение. Если юный член семьи тянется к творчеству, музыкальный или художественный кружок станут для него источником сил для более важных дел.

Читайте также:  Выбор конечно-разностной схемы для численного решения аналитической математической модели

Киевский центр раннего развития специально создан в помощь родителям. Регулярная смена характера деятельности школьника способствует развитию его физических и творческих способностей.

Когда малыш посещает спортивные секции или различные кружки, у него появляется возможность научиться общаться в неформальной обстановке. Здесь ему не придётся молча сидеть и ждать, когда ему дадут слово. Руководители таких мероприятий стараются подружиться с детьми, чтобы они могли свободно высказываться.

Непринуждённая обстановка формирует в детях коммуникабельность, чувство собственного достоинства и уважение к сверстникам и учителям.

Узкий круг друзей, занимающихся общим делом, позволяет развивать в детях навыки сотрудничества и взаимопомощи. Мирная и дружеская обстановка на занятиях влияет на развитие ценных качеств. Доброта и взаимопомощь, старание и упорство для достижения цели – незаменимые качества сильной личности.

Помещения, которые используются для секций и кружков обустраиваются в соответствии с видом деятельности. Спортивные секции оснащены различными тренажёрами или снарядами. Творческие кружки – наглядными пособиями и материалами для работы.

Кроме того, в перерывах между занятиями любимое чадо может порезвиться со сверстниками в специальной зоне для отдыха. Перемена окружающей обстановки помогает детям переключиться и получить определённый заряд сил.

Независимо от возраста, каждый учащийся кружка или секции обретает освежение и радость.

Эффективный способ времяпровождения

Довольно часто родители переживают о том, чем занимается их чадо после школы или садика. Поскольку им не всегда удаётся проконтролировать это время, они прибегают к помощи различных секций и кружков. На сайте sadochok.net.ua. можно найти различные студии развития детей. Получив полезную информацию, родители смогут сделать мудрый выбор и помочь своим детям полноценно формироваться.

Они понимают, что занимаясь интересным делом вместе со своими сверстниками, дитя находится под защитой руководителя. Оно не попадёт под влияние улицы, не будет без присмотра проказничать дома или бесцельно «бродить» по Интернету.

Регулярные занятия формируют в детях чувство ответственности. Каждый раз, собираясь на кружок, необходимо тщательно планировать своё время и силы. Помимо этого важно выполнять домашние задания, чтобы усовершенствовать свои навыки. Когда ребёнок занят полезным делом, он становиться ответственным и самостоятельным человеком. А для родителей – это настоящая радость и победа.

loading…

Источник: http://kpacotka.info/rol-kruzhkov-i-sekcij-v-razvitii-rebenka.HTM

Роль театра в формировании личности современного школьника: опыт руководителя театрального кружка школы

Главной задачей было вовлечь как можно больше учащихся в творческую деятельность. По образованию я профессиональная актриса и мне не составило особого труда сделать спектакль. Первый опыт получился удачным. Спектакль на школьном конкурсе театральных работ занял первое место. Мне предложили поработать в школе в качестве педагога дополнительного образования.

С 2002 по 2005 учебные года были поставлены спектакли:

  • по стихам Б. Заходера,
  • по сказке А. Пушкина «О мертвой царевне и семи богатырях»,
  • русская народная сказка «Лубяная избушка»,
  • по стихам Д. Хармса «Цирк Принтипрам»,
  • спектакль по рассказам Е. Клюева «Сказки простого карандаша», который стал лауреатом окружного фестиваля школьных театров.

Постепенно я увлеклась и втянулась в школьную жизнь. Параллельно с репетициями я стала обучать детей актерской технике, разыгрывались этюды на беспредметные действия, изучалась пластика, проходили занятия по сценической речи.

Классный руководитель стала с удивлением отмечать, что дети, занимающиеся театром, стали лучше читать, говорить и даже логически мыслить, успеваемость и дисциплина у этих детей значительно отличалась от их сверстников. Мне предложили создать школьную театральную студию.

В студии появились и новые спектакли и новые актеры-ученики как младшей школы, так и основной, и старшей.

Интересным был опыт работы с 9 «А» классом. Ко мне пришла группа учащихся и попросила принять всех их в студию. Они были готовы участвовать в любой постановке, все равно какой, лишь бы вместе и лишь бы сейчас. Пришлось объяснить, что для начала мне нужно их узнать, понять их индивидуальность, а для этого надо начать с этюдов.

Я задаю предлагаемые обстоятельства, и прошу ребят существовать в них, ничего не выдумывая, вести себя так, как они повели бы себя в реальных ситуациях. И тут выяснилось, что дети к девятому классу обросли комплексами, потеряли искренность и наивность восприятия, не могут вести себя естественно, а о фантазии и говорить не приходится.

В сжатые сроки пришлось ознакомить их с театральной лексикой, отсмотреть и обсудить ряд театральных работ известных мастеров сцены, ввести их в мир театра, перевоплощения, выполнения задач, поставленных режиссером.

А тем временем я присматривалась к ним и искала пьесу, чтобы каждому была роль по его способностям и как говорят в театре «на его индивидуальность».

К сожалению, театром в большинстве хотят заниматься девочки, а пьесы рассчитаны на мужской состав труппы, и я их уговорила на постановку сказки А. Усачева «Страсти по Насте», где каждому нашлась подходящая роль. Жанр мы определили как «балаган с Петрушкой», и началась работа.

Нужно было сохранить жанр и стиль существования на сцене в костюмах.

Кое-что ребята шили сами, что-то подбиралось из «бабушкиных сундуков», Ребята знакомились с книгами по истории костюма, слушали народную музыку, научились понимать, что соответствует нашему спектаклю, а что не совсем подходит, искали музыкальные темы для линии влюбленных, для поддержки комичности смешных персонажей, долго и мучительно искали трагическую музыкальную тему.

Репетируя спектакль, мы продолжали работу над этюдами, занимались сценическим тренингом (пластика и речь), постепенно мои актеры начали делать первые шаги на сцене и уже играли почти как профессионалы. Спектакль вышел к концу учебного года и был сыгран 11 раз.

К последнему спектаклю ребята признались, что перестали быть скованными, думать о руках, ногах, а у всех было ощущение, что они и есть эти персонажи, и удовольствие от игры на сцене наконец-то пришло.

Удивительно и то, что никто из них не собирается связать свою жизнь с профессией актера, но с завидной настойчивостью они каждый новый учебный год приходят на собрание студии и ждут новых работ.

С этой группой были поставлен спектакль «Играем классику» включавший сцены из пьес А. Грибоедова «Горе от ума», Н. Гоголя «Ревизор» и «Женитьба», инсценировка рассказа А. Чехова «Хористка». К слову сказать, и этот спектакль был дан 10 раз.

В этом году с этой группой выпускается 3-ий спектакль по пьесам А.П. Чехова. Ребята признавались мне, что после работы над спектаклями им стало интересней читать программные произведения, и они стали их лучше понимать.

«Мы как будто выросли», — говорили мне мои студийцы, а родители сообщали по секрету, что давно с таким рвением дети не читали заданного по литературе.

Сегодня театральная студия насчитывает 90 человек, а это 6 групп по 15 человек в возрасте от 7 до 17 лет. Каждая группа — это маленький коллектив со своим расписанием и укладом (как правило, все учатся в классах одной параллели). Многие дети открывают для себя новые профессии, научаются работать руками, с удовольствием работают декораторами, гримерами, звукорежиссерами, рабочими сцены.

Работа в театральной группе помогает каждому участнику лучше понять свои возможности, осознать собственный потенциал, реализовать себя в различных формах деятельности.

Процесс подготовки и выпуска спектакля с каждой театральной группой разрабатывается как проект.

Каждая группа выбирает драматургию, определяют этапы работы, распределяют обязанности, а сам спектакль выступает как представление проекта.

Если раньше весь процесс обучения театральному искусству подготовки спектаклей лежал на моих плечах, то сегодня, несмотря на большую занятость учебой, ребята с удовольствием дополнительно занимаются с педагогами пластикой и вокалом, сценической речью.

Основным условием набора в студию является мотивация ребенка — «я очень хочу этим заниматься». Поэтому ни отбора, ни предварительных прослушиваний при поступлении в студию нет.

Да и кто может заранее сказать, что может получиться при большом старании и создании условий для выявления их творческих возможностей. Да и я не ставлю своей задачей превратить их в актеров.

Важно, что ребята, приобретая навыки в процессе актерских тренингов и сценического опыта, значительно отличаются от большинства своих сверстников умением говорить, держаться на публике, и даже логически мыслить и рассуждать.

Моей главной задачей является воспитание гармоничной личности, умеющей творчески жить и мыслить, знающей этику поведения, умеющей выходить из конфликтной ситуации, а главное умеющей отличить добро от зла, чему учит великая русская литература, драматургия и театр. Театр учит работать в коллективе, объединяться ради идеи спектакля, умению управлять своей волей, видеть и слышать другого, понимать природу поступка и поведения, управлять своими эмоциями и главное понять себя и оценить свои возможности.

Первый спектакль мы играем для родителей и друзей, а после его просмотра родители с удивлением и восхищением говорят, что они узнали о своих детях много нового, неожиданно раскрылись новые грани их личности.

Оказалось, что талантом к сценическому творчеству обладают все занятые в спектакле дети.

Эти встречи и обсуждения затягиваются допоздна, расходиться никто не хочет, всех объединяет теплая дружеская атмосфера внутри студии и радость.

Почти всех поступающих в студию детей отличает неуверенность, зажатость, чувственно-эмоциональная незрелость

При студии создан родительский комитет, который собирается на заседания раз в месяц. В работу комитета входит родительская помощь по оформлению спектаклей и изготовления костюмов, а также обсуждение после спектакля работ детей — маленький худсовет. Это нужно и детям и родителям, теперь у всех есть общее дело, объединяющее интересы детей и интерес родителей к своим детям.

В наше время много развлечений и мало дел и, которые могут объединить детей и родителей, и времени, которое родители могут посвятить своим детям и собственным примером серьезного отношения к делу помочь в воспитании ответственной личности.

Затем мы играем для школы, где присутствуют и педагоги и ученики, после приглашаем школы-соседи, и наконец, представляем спектакль жителям нашего района

Опыт моей работы показывает огромные возможности школьной театральной деятельности в воспитании молодых людей и решении сложных проблем их адаптации к жизни в современном обществе.

Почти всех поступающих в студию детей отличает неуверенность, зажатость, чувственно-эмоциональная незрелость. Приходится тратить много усилий, чтобы научить ребенка правильно говорить, свободно держаться, раскрыть его индивидуальные и творческие способности.

В работе с вновь пришедшими в студию я ставлю задачу раскрепостить их, снять психологические и физические зажимы, для этого подбирается материал, приближенный к клоунаде, где дети в радости и свободе творят вдохновенно, надевая смешные костюмы и гримируясь соответственно образу клоуна, забывают робость и неуверенность.

Театр позволяет выровнять стартовые возможности развития личности ребенка, способствует выбору его индивидуального образовательного пути; обеспечить каждому ученику «ситуацию успеха»; содействует самореализации личности ребенка и педагога.

Театр помогает укрепить взаимоотношения в коллективе.

Элементы совпадения в художественном творчестве ускоряют развитие эмпатии и положительных чувств; усиливает ощущение собственной личностной ценности, повышает художественную и социальную компетентность.

Театр — ценный инструмент при оказании психологической помощи детям с различными эмоциональными и поведенческими нарушениями, проблемами в развитии, поскольку с ребенком намного легче наладить контакт с помощью игр.

Читайте также:  Как правильно составить записку для учителя, объясняющую отсутствие ребёнка в школе?

Занятия в театральной студии позволяют успешно преодолевать тревогу, раздражительность, страх, неуверенностью в себе, сниженную самооценку, трудности в общении, помочь уладить конфликты в семье и преодолеть страх перед освоением новой сферы деятельности.

Театр позволяет отыграть любые психотравмирующие ситуации: непонимание близких, их холодность или гиперопеку, предательство, горе, утрату доверия к миру, а так же помогает понять свой внутренний мир, осознать собственный потенциал и оценить возможность перемен. Сама атмосфера театра безопасная и воодушевляющая, поэтому действует для зрителей и актеров исцеляюще.

За прошедшие годы я стала понимать значимость театра в жизни школы и каждого ученика в отдельности. Мои наблюдения открыли мне огромные возможности театра в воспитании и формировании личности учащихся, а опыт показал необходимость театра для детей.

Деятельность педагога дополнительного образования, как и педагогическая деятельность, является управленческой, регулирующей взаимодействие между учащимися и родителями, учащимися и педагогами, интегрирующей и координирующей воспитательные воздействия различных социальных сфер. Сфера дополнительного образования становится открытой зоной поиска в процессе обновления содержания основного образования, своеобразным резервом и опытной лабораторией последнего.

Органичное сочетание в учебно-воспитательных комплексах основного образования с дополнительным создает реальную основу для формирования совершенно нового типа образовательного пространства — гуманистической социально-педагогической среды, способствующей разностороннему личностному развитию каждого ребенка, поиску путей его самоопределения, возникновению благоприятного социально-психологического климата как в отдельных детских коллективах, так и на уровне школьного коллектива в целом.

Внеурочная половина дня оказывает существенное влияние на первую, занятую уроками. Во-первых, дополнительное образование оказывает воздействие на образовательный процесс школы.

Дополнительные образовательные программы делают школьное обучение личностно-значимым для многих учащихся; углубляют и расширяют знания учащихся по основным предметам; стимулируют учебно-исследовательскую активность школьников; повышают мотивацию к обучению по ряду общеобразовательных курсов.

Во-вторых, школьный театр как дополнительное образование оказывает существенное воспитательное воздействие на учащихся: он способствует возникновению у ребенка потребности в саморазвитии, формирует у него готовность и привычку к творческой деятельности, повышает его собственную самооценку и его статус в глазах сверстников, педагогов, родителей. Занятость учащихся во внеурочное время содействует укреплению самодисциплины, развитию самоорганизованности и самоконтроля школьников, появлению навыков содержательного проведения досуга, позволяет формировать у детей практические навыки здорового образа жизни, умение противостоять негативному воздействию окружающей среды. Массовое участие детей в работе театральной студии способствует сплочению школьного коллектива, укреплению традиций школы, утверждению благоприятного социально-психологического климата в ней.

Жаль, что воспитательные возможности школьного театра как дополнительного образования до сих пор не осознаются педагогами в достаточной мере. Как показывает опыт, школьные учителя тогда начинают по-настоящему ценить внеурочную деятельность детей, когда она позитивно сказывается на их учебных достижениях.

Таким образом, школьный театр способен решить целый комплекс задач, направленных на гуманизацию всей жизни школы. Это лишь первый шаг на пути создания целостной системы дополнительного образования в школе. Главное — сделать его.

Дальнейшее будет зависеть от нашего желания, настойчивости и способности увлечь за собой всех тех, кому небезразлично, какое развитие получат наши дети в современной школе и какими мы их подготовили для будущего профессионального самоопределения.

Подводя итог, хочется отметить, что использование театральных методик в совокупности с совместной деятельностью, ориентированной на получение социально-ориентированного театрального продукта, безусловно, способствует формированию коллектива и, как следствие, развитию социальных компетентностей подростков.

Ноябрь 2009 г.

Об авторе: Кольчугина Елена Константиновна, педагог дополнительного образования, ГБОУ СОШ №648 САО г. Москва закончила ГИТИС им. А.В. Луначарского, Режиссёрский факультет, курс А.В. Эфроса и А.А. Васильева.

Источник: http://pedsovet.su/publ/71-1-0-6152

Кружки в начальной школе

Давно известно, что именно творчество считается высшим проявлением способностей человека. Творческие задатки и способности ребенок начинает проявлять очень рано, в возрасте двух-пяти лет.

В это время формируется личность, а ребенок начинает себя проявлять в различных сферах деятельности. Главная задача родителей и учителей – поддержать малыша, направив его творчество в нужное русло.

Упустив момент развития определенных способностей по разным причинам, ребенок в будущем столкнется с трудностями, а талант может быть упущен навсегда.

Роль кружков в начальной школе

Дети младшего школьного возраста отличаются тем, что доверчиво подчиняются авторитету взрослых, впечатлительны, обладают повышенной восприимчивостью, а ко многим ситуациям относятся в наивно-игровой форме.

Взрослые не могут гарантировать, что проявления определенных способностей сохранятся в будущем, но и без внимания оставлять их нельзя.

Именно поэтому профессиональная и общеобразовательная реформа включает и развитие разнообразных внешкольных учреждений, к которым относятся и кружки в начальной школе.

Так, в начальной школе работа кружков направлена на всестороннее развитие детей. Благодаря этим занятиям школьники могут усовершенствовать и эстетическое, и трудовое воспитание.

Благодаря предметным кружкам в начальной школе (математический, исторический, лингвистический и другие) дети углубляют знания, учатся применять их во внешкольной жизни. В то же время, предметными кружками педагогические задачи не ограничиваются.

Учебно-воспитательная работа в начальной школе включает и организацию спортивных, технических кружков. Деятельность и направленность любого кружка в начальной школе определяется программой и перспективно-тематическими планами, разработанными руководителями.

Стандарты системы образования

Внешкольное развитие – часть программы Федерального государственного образовательного стандарта. И тематика, и программа, и названия кружков в начальной школе здесь четко прописаны. Так, программа кружка «Почемучка» направлена на духовно-нравственное воспитание школьников.

Они учатся правильному отношению к природе, людям, осваивают азы взаимоотношений между человеком и природой.

Цель экологического кружка в начальной школе состоит в том, чтобы дети не только воспринимали окружающий мир правильно, но и предпринимали конкретные шаги по его улучшению.

Согласно ФГОС, кружки в начальной школе должны не только носить воспитательный характер, обеспечивать детям художественное и эстетическое развитие. Физический аспект тоже учитывается.

Спортивные кружки в начальной школе («Здоровейка!» и другие) способствуют полноценному физическому и психологическому развитию.

Занятия, которые проводятся в игровой форме (соревнования, эстафеты, игры), детям очень нравятся.

Развитию творческих способностей детей в начальной школе способствуют кружки рисования, оригами, лепки, вокала, хореографии.

В обязанности руководителей входит не только обучение школьников технике выполнения того или иного задания, но и налаживание психо-эмоционального контакта с каждым отдельным ребенком.

Такой подход обеспечивает наиболее оптимальные условия для того, чтобы способности детей раскрывались в полной мере, а талант получал необходимую огранку.

И даже в случае отсутствия ярко выраженных способностей кружки в начальной школе всегда приносят детям пользу. Они учатся быть ответственными, самостоятельными, собранными, аккуратными, достигать поставленных целей, применять полученные знания в жизни.

Источник: https://womanadvice.ru/kruzhki-v-nachalnoy-shkole

Развитие творческих способностей у воспитанников на занятиях кружков

Развитие творческих способностей у детей приобрело в настоящее время большое социальное значение. Обществу нужны не просто грамотные работники – исполнители, а специалисты, выполняющие работу быстро, качественно, красиво, творчески.

Доказано, дети с ОВЗ развиваются по тем же самым закономерностям, что и их нормальные сверстники. Это относится как к закономерностям познавательной деятельности, так и к развитию ребенка в целом.

Анализ имеющихся исследований личности ребенка с отклонениями в интеллектуальном развитии позволяет констатировать, что в условиях специально организованного обучения и воспитания у него накапливается определенный жизненный опыт, включающий элементы художественного и эстетического развития. Эти эмоционально – эстетические впечатления могут стимулировать ребенка заниматься творчеством.

В программе СКШ 8вида по технологии, утвержденной Министерством просвещения, реализуются основные задачи реформы, направленные на совершенствование развития, обучения и воспитания подрастающего поколения.

Труд учащихся СКШ как на уроках, так и во внеурочное время способствует развитию их восприятия, мышления, творческих способностей.

Труд играет большую роль в деле воспитания, является основным средством коррекции, а также решает задачу профессиональной подготовки.

Речь пойдет о развитии творческих способностей учащихся специальной коррекционной школы 8 вида на основе кружковой работы.

Особенность развития данной категории детей в младшем возрасте заключается в том, что творческие способности и познавательные процессы у них сформированы в большинстве своем на очень низком уровне.

Как мы понимаем творческие способности?

Л.С.Выготский в книге «Воображение и творчество» писал: «Если понимать творчество в его истинном психологическом смысле, как создание нового, легче придти к выводу, что творчество является уделом всех в большей или меньшей степени, оно же является нормальным и постоянным спутником детского развития».

Уже из этого легко видеть, что наше обыденное представление о творчестве также не вполне соответствует научному пониманию этого слова. В обычном представлении творчество есть удел немногих избранных людей, гениев, которые создали великие художественные произведения, сделали большие научные открытия.

Однако такой взгляд является непрвильным.

И как прав Л.С.Выготский, который возражает против того, что творчество удел избранных.

Именно из этого вывода, сделанного замечательным психологом, проистекает возвышенная и оптимистическая педагогическая идея, связанная с воспитанием творческих способностей не только у нормальных детей, но и у детей с особыми образовательными потребностями.

Если так понимать творчество, то легко заметить, что творческие процессы обнаруживаются во всей своей силе уже в самом раннем детстве. Один из очень важных вопросов детской психологии и педагогики – это вопрос о творчестве у детей, о развитии этого творчества и о значении творческой работы для общего развития и созревания ребенка.

Уже в самом раннем возрасте мы находим у детей творческие процессы, которые лучше всего выражаются в играх детей. (Ребенок, сидя верхом на палке, девочка с куклой).

Все эти играющие дети представляют примеры самого подлинного, самого настоящего творчества.

Конечно,  в своих играх они воспроизводят очень многое из того, что они видели. Всем известно, какая огромная роль в играх детей принадлежит подражанию. Игры ребенка очень часто служат только отголоском того, что он видел и слышал от взрослых, и тем не менее эти элементы прежнего опыта ребенка никогда не воспроизводятся в игре совершенно также, как они представлялись в действительности.

Игры ребенка не есть простое воспоминание о пережитом, а творческая переработка пережитых впечатлений, комбинирование их и построение из них новой действительности, отвечающей запросам и влечениям самого ребенка.

Таким образом, с детства мы должны создать такие условия, при которых каждый ребенок накопил бы богатый опыт, что даст возможность повысить уровень его воображения и творческих способностей.

Умственная отсталость рассматривается как явление необратимое, но это не означает, что оно не поддается коррекции. При правильно организованном врачебно – педагогическом воздействии в условиях специальных учреждений отмечается положительная динамика в развитии детей с отклонениями в интеллектуальном развитии.

И мы понимаем, что все же они  никогда не достигнут уровня развития, характерного для нормы.

Эффективное развитие возможно только в таком труде, который специально организован для решения коррекционных задач.

Все три процесса – воспитание, обучение и развитие – выступают в кружковой работе воедино, органично связаны друг с другом, перестраиваются психические и физические функции, формируются механизмы компенсации дефекта, им придается новый характер, развиваются умственная, физическая, нравственная саморегуляция, способности организовывать и регулировать свою деятельность, навыки социально – трудовой ориентировки.

Читайте также:  Развитие речи в средней группе по фгос: планирование, программы, пособия, структура и примеры занятий + фото и видео

Весьма важное значение имеет организационная работа по комплектованию кружков.

Она предполагает глубокий анализ способностей и склонностей детей и терпеливую деятельность педагогического коллектива с тем, чтобы очень тактично помочь ученику выбрать именно тот кружок, в  котором могут наиболее полно раскрыться его способности и проявиться склонности, или тот кружок, который поможет ему в компенсации того или иного дефекта развития.

Эту работу проводят без всякого нажима, не вызывая у ребенка чувства протеста, так, чтобы совет, который дают ребенку педагоги, он воспринимал как  свое собственное желание.

В процессе занятий возможен переход детей из одного кружка в другой..С соответствующим желанием детей следует считаться и всегда удовлетворять его в тех случаях, когда ребенок проявляет подлинный интерес или же когда для него переход в другой кружок целесообразен. (!!!!!)

В общей системе внеклассной кружковой работы следует отвести определенное место и время для систематической информации всех воспитанников о работе кружков. (отчеты, выставки, вручение  изделий).

Подобные мероприятия являются эффективной формой агитации и  способствуют вовлечению в кружковые занятия детей (изготовление подарков ).

В тоже время гласность положительно влияет на закрепление у детей уже сложившегося желания заниматься в кружке, а всякие поощрения  делают желание заниматься кружковой работой более устойчивым и способствует формированию у ребенка стремления и дальше совершенствовать приобретенные им в кружке умения и навыки. Уже в самом начале деятельности в кружке детям надо в общих чертах рассказать, чем они будут заниматься, чему научатся и какую затем полезную для всех работу они смогут сделать.

Таким образом, огромным потенциалом для развития творческих способностей детей с ОВЗ обладает кружковая работа, так как на этих занятиях у детей развиваются творческое воображение, фантазия, мелкая моторика, речь, мышление, память, наблюдательность и другие психические функции.

Трудно переоценить воспитательное и образовательное значение деятельности детей по их интересам.

Перед каждым учителем и воспитателем, руководителем кружка должна стоять задача – заинтересовать детей во внеклассной и кружковой  работе, стремиться передать им свой опыт, знания и умения, которые необходимы  воспитанникам в жизни.

Важность и значимость кружковой работы в школе 8 вида, как и всех других видов внеклассной воспитательной работы, определяются тем, что для данных детей школа – интернат – единственное учебно – воспитательное учреждение. Во внеклассной воспитательной работе стремиться максимально расширять кругозор учащихся доступными видами практической деятельности.

Велико коррекционно —  воспитательное значение кружков художественной самодеятельности, внеклассной спортивной работы.

Здесь в процессе работы у ребенка с ОВЗ преодолевается чувство скованности, неуверенности в своих силах, чувство неполноценности.

Их опыт активного участия в различных смотрах, концертах, соревнованиях показывает, что многим детям доступны массовые виды художественной самодеятельности, а отдельные дети добиваются даже весьма значительных  успехов.

Кружковая работа или дополнительное образование детей – необходимое звено в воспитании многогранной личности. Ценность его в том, что оно усиливает вариативную составляющую общего образования и помогает детям в профессиональном самоопределении, способствует реализации их сил, знаний, полученных в базовом компоненте.

Основное содержание дополнительного образования:  практико – ориенторованная деятельность.

Здесь ребенок действует сам в ситуации поиска, получает знания из взаимодействия с объектами труда, природы. Дополнительное образование детей – исключительно творческое, потому что побуждает ребенка.

Дополнительное образование детей дорожит индивидуальным творчеством: ведь все знания личностно значимы.

Дополнительное образование детей как педагогическое явление обладает целым рядом качеств, которых нет (или они слабо выражены) у основного:

  • Личная ориентация;
  • Профильность;
  • Практическая направленность;
  • Мобильность;
  • Многофункциональность;
  • Разноуровневость;
  • Разнообразие содержания, форм, методов, как следствие свободы педагога, работающего в такой системе;
  • Индивидуализация методик образования как необходимое условие спроса;
  • Реализация воспитательной функции обучения через активизацию деятельности учащихся;

Известно,что Закон РФ «Об образовании» не определяет дополнительное образование детей как действующее в рамках стандартов. Содержание дополнительного образования не стандартизуется – оно безбрежно: работая с ребенком в соответствии с его интересами, его выбором, мы можем идти и вширь, и ввысь, и вглубь.

Огромное значение в этом процессе играет педагог, который воспитывает личностью своей, своим отношением к миру.

У Р.Рождественского есть замечательные строки, которые отражают смысл профессиональной позиции педагога дополнительного образования:

Мир стареет в былых надеждах.

Но сегодня, как и вчера

На плечах эту землю держат

И несут на себе мастера.

Те, кто в жизни постичь смогли

Щедрость камня, душу металла,

Свежесть формулы и красоты,

Соль земли…….

Однажды собрались вместе люди, чтобы решить, кто же из них достоин права называться самым лучшим. Вышел первый. И спел он песню о любви, счастье и мире. Его голос поразил слух каждого. И решили все, что он самый лучший! И вышел второй.

Он подарил людям свой танец. Не сказав ни слова, рассказал в танце своем о том, как рождается и умирает любовь. И решили все, что он самый лучший! Потом выходили другие. Они пели, и танцевали, и слагали стихи.

И каждый из них был достоин права называться  самым лучшим.

Но был среди этих людей еще один человек. Все знали, что умеет он и петь. И танцевать, и слагать стихи. Но не стал он этого делать. За него это сделали его ученики.

Один спел так, что ветер замер в облаках, слушая его. Другой рассказал притчу, и прослезились даже седые и мудрые горы, все повидавшие на своем веку.

Третий начал танцевать – и все, кто смотрел на него, не смогли удержаться и вместе с ним пустились в пляс.

И тогда решили все, что он – Учитель – достоин права называться самым лучшим!

Согласитесь, непросто научиться петь, танцевать, рисовать, написать сценарий, выполнить творческую работу, но еще труднее научить этому других.

Специфика работы педагога дополнительного образования такова, что успех зависит не только от знаний, умений и навыков, технологий и методов работы, но и от личности самого педагога: его культуры, неравнодушия, обаяния, доброты и сердечности, терпения, умения найти подход к каждому воспитаннику.

Уважаемые педагоги!

«Средний педагог – говорит.

Хороший педагог – объясняет.

Прекрасный педагог – демонстрирует.

Великий педагог – вдохновляет!»

Говорите, объясняйте, демонстрируйте, а самое главное  — вдохновляйте!!!!!

Источник: http://www.esaul-internat.ru/napravleniya-deyatelnosti-uchrezhdeniya/vospitatelnaya-rabota/razvitie-tvorcheskih-sposobnostej-u-vospitannikov-na-zanyatiyah-kruzhkov/

Кружковая работа в развитии творческих способностей младших школьников

Одно из основных условий развития личности — взаимодействие между внешними и внутренними факторами, между генетической обусловленностью творческой одаренности и условиями, которые предлагает окружающая среда.

Если высокий творческий потенциал имеет соответствующие условия, то он поднимается на еще более высокий уровень; при меньших возможностях, разбудить творчество можно благодаря использованию соответствующих учебно-воспитательных средств и методов.

Проблема развития творческих способностей учащихся была и остается одной из наиболее актуальных в педагогической теории и практике. Заботясь о развитии творческих способностей школьников, привлекая их к творческому труду мы создаем необходимые условия для развития всех без исключения психических качеств учащихся.

Творческая деятельность школьника вместе с тем благотворно сказывается на его физическом и эстетическом развитии.

Привлечение учащихся к творческой деятельности разных форм внеклассных занятий раскрывает перед ними горизонты человеческих возможностей и способствует правильному определению своего места на широком поле собственных умений и способностей.

Происходит это по той причине, что в творчестве человек реализует во всей полноте свои знания, умения и способности, а значит, получив возможности испытать себя в разных видах деятельности, наглядно убеждается в имеющемся арсенале знаний, умений и способностей и тем самым адекватно оценивает свои возможности, что безусловно способствует в будущем правильному выбору профессии.

Развитие творческих способностей учащихся, привлечение их к творческой деятельности именно во внеурочное время в некоторой степени уберегает школьников от моральной деградации. Ведь не секрет, что подростки, которые лишены возможности самовыражения, более склонны к правонарушениям.

В наше сложное время сама жизнь диктует новые формы кружковой работы: это прежде всего создание игровых ситуаций. Именно в игре, которая всегда требует творчества и непринужденности, увлекает ребенка и дает простор для развития фантазии, ребенок реализует свои природные возможности.

С большим вниманием к развитию творческих способностей детей относился великий педагог Сухомлинский. В каждом ребенке он видел создателя, творца с его еще не раскрытыми способностями и возможностями.

Творчество детей — это глубоко своеобразная сфера их духовной жизни, самовыражения, самоутверждения, в котором ярко раскрывается индивидуальная самобытность каждого ребенка. Эту самобытность невозможно охватить какими- либо правилами.

Рассматривая вопрос о способности, оперируем такими философскими категориями, как «возможность» и «действительность».

Способность — это возможность, а достигнутый уровень мастерства в этой или ином деле — это действительность.

Только в процессе обучения технике вышивания или учебы рисунку и живописи можно определить есть ли у обучающегося способности.

Способности-это индивидуально-психологические особенности конкретного человека, благодаря которым успешно выполняется та или иная производительная творческая деятельность.

Глубокое и всестороннее познание законов творчества следует начинать с изучения разумного развития, причин и возможностей установления художественных способностей ребенка.

Чрезвычайно важно, что ребенок, у которого выявлен ​​художественный талант имел возможность его развивать, имел условия для формирования художественных способностей. Ведь именно социальные условия на основе природных данных формируют художественный талант.

Внеклассная и внеурочная работа, как система учебно-воспитательного процесса, продолжает воспитание у учащихся интереса к различным профессиям, к истории народного творчества, видам деятельности. В процессе работы учащиеся знакомятся с лучшими традициями народного искусства — вышивкой, ткачеством, плетением и т.д.

А отсюда можно сказать, что творчество — это деятельность человека в результате которой создаются новые материалы и духовные ценности. Главным действующим лицом в кружковой работе есть ребенок, как индивидуальность, как потенциальный создатель собственных ценностей.

Кружок в начальных классах связан в основном с учебно-воспитательным процессом, который осуществляется на уроках и основывается на знаниях и навыках, приобретенных во время учебных занятий, а если кружковая работа не ограничивается требованиями программы, не конкретизирована в смысле, то это способствует разнообразию видов деятельности во время работы кружка, углубляет в различные виды искусства, сочетание различных техник исполнения того или иного вида работы.

Творческая деятельность школьников в кружковой работе способствует формированию у них определенного отношения к окружающей действительности.

Эффективность формирования и развития творческих способностей в кружковой работе в большинстве зависит от умения руководителя организовать творческую деятельность школьников, если задания для детей будут доступны, то им будет работать легко и интересно. Сложность их должна быть согласована с каждым «шагом» творческого развития школьника.

Особое значение для развития творческих способностей детей имеет посещение художественных музеев, мастерских художников, выставок детского творчества, просмотр кинофильмов о выдающихся мастерах.

Так, в воспитании чувств и творческого развития личности кружок играет незаменимую роль. Кружок способен перенести маленького человека в мир творчества, в какой-то степени приобщить к сокровищам художественной культуры.

Он может принести ребенку первую творческую радость, а радость творчества — одна из самых больших радостей на земле, победы над собой, утверждение маленькой личности в мире разнообразия красок, звуков, нравственных чувств.

Источник: http://apruo.ru/statyi/obrazovatelnie-statyi/217-krugkovaya-rabota-v-razvitii-tvorcheskich-sposobnostey-mladshich-shkolnikov.html

Ссылка на основную публикацию