Самообразование воспитателя детского сада

Самообразование воспитателя в ДОУ по ФГОС: темы и план работы

Даже далёкому от образовательной деятельности человеку понятно, что педагогам нельзя стоять на месте, ведь от них зависит качество образования детей, поэтому они должны двигаться вперёд, развиваться и самосовершенствоваться.

Самообразование становится неотъемлемой составляющей профессионального роста и совершенствования педагогических работников всех уровней образования.

Педагогам ДОУ для совершенствования навыков и компетенций следует знакомиться с новыми исследованиями в области педагогики и детской психологии, изучать опыт коллег и повышать общую эрудицию.

Главное, чтобы человек сам захотел научиться чему-то новому и освоить новые компетенции.

В самообразовании ученик одновременно является и учителем, сам несёт ответственность за процесс обучения и сам устанавливает правила обучения. Чтобы самообразование принесло плоды, необходимо составить подробный план самообучения. Всё-таки в основе любого обучения, в том числе и самообучения, должна лежать система, чтобы все знания укладывались в целостную картину.

Начните с анализа условий вашего ДОУ для определения ресурсов, методик и технологий, которые вы будете использовать в процессе самообразования. Затем определите собственный уровень подготовки. Будьте критичны. Выявление сильных и слабых сторон поможет вам составить план самообразования.

После этого воспитатель должен определить цель самообразования, каких результатов он хочет добиться. Чётко представляя конечный результат, вам будет легче обозначить шаги для достижения цели.

Здесь отлично подойдёт технология SMART, по которой цели должны быть:

  • S (specific) – конкретными. Чем яснее вы представите себе конечный результат, тем легче его достичь.
  • M (measurable) – измеримыми. Подберите критерии достижения цели, показатели прогресса.
  • A (achievable) – достижимыми. Учитывайте свои возможности и реалии современного мира. Не стремитесь прыгнуть выше головы.
  • R (realistic) – актуальными, соответствующими реалиям современного мира. Задайте себе вопрос: зачем нужно выполнить эту задачу? Почему она важна?
  • T (Time-related) – ограниченными по времени. Укажите конкретный временной промежуток. Не торопитесь и ставьте реальные сроки.

Затем стоит подобрать необходимый обучающий материал.  Информация должна быть доступна для восприятия, соответствовать данным современной науки и запросам времени. После чего, исходя из цели, составляется план работы.

Построение плана самообразования воспитателя

Составить план и действовать по нему – значит, взять всю ответственность за обучение на себя. Грамотное планирование позволит оптимально распределить время и добиться запланированных результатов максимально быстро.

План по сообразованию воспитателя в ДОУ:

  1. Постановка цели и определение задач.
  2. Выбор темы.
  3. Учебная деятельность – изучение методической литературы по выбранной теме.
  4. Практическая деятельность – подготовка и проведение занятий с воспитанниками.
  5. Подведение итогов – заполнение отчётной папки данными о прогрессе, организация выставки детских работ, презентация итогового доклада на педсовете, методическом семинаре или педагогической конференции.

Как выбрать тему для самообразования?

Выбор темы по самообразованию для воспитателей детского сада по ФГОС – профессиональная задача каждого педагога ДОУ.

Мы живём в быстро меняющемся мире, у современных детей другие потребности, чем у прошлых поколений, поэтому у образования появляются новые задачи.

Для решения этих задач воспитателям необходимо знакомиться с новыми исследованиями в области дошкольной педагогики и детской психологии, передовым опытом коллег и совершенствовать мастерство.

Перед выбором темы рекомендуется ознакомиться с нормативно-правовой базой по дошкольному образованию и проанализировать собственный опыт — выявить сильные и слабые стороны своей педагогической деятельности, осознать, чему стоит уделить больше внимания.

При выборе темы можно опираться на направления развития ребёнка по ФГОС дошкольного образования:

  • социально-коммуникативное;
  • познавательное;
  • речевое;
  • художественно-эстетическое;
  • физическое.

Примерные темы по самообразованию для воспитателей в ДОУ по ФГОС

В основе этого списка примерных тем лежит игра – это основной способ познания ребёнком окружающего мира. Исходя из этого, темы по самообразованию по ФГОС могут быть следующими:

  1. Социально-коммуникативное развитие:
  • Социализация младших дошкольников посредством сюжетно-ролевой игры.
  • Игра как средство общения дошкольников.
  • Обогащение сюжета детской игры путём знакомства с окружающим миром.
  • Дидактическая игра как форма обучения детей основам математики.
  • Игра как средство образовательной деятельности.
  • Театрализованная игра в развитии речи младших дошкольников.
  • Использование дидактических игрна занятиях по развитию речи в среднем дошкольном возрасте.
  1. Художественно-эстетическое развитие:
  • Дидактическая игра как средство художественно-эстетического воспитания.
  • Воспитание художественно-эстетическоговкуса детей через народные игры.
  • Подвижная игра как средство развития моторики у детей дошкольного возраста.
  • Роль подвижныхигр в физическом развитии и укреплении здоровья ребёнка.

Кроме тем по конкретному направлению, можно выбрать тему о работе дошкольной образовательной организации в целом:

Выбрав тему, переходите к анализу отобранного по теме материала. Материалом для самообразования служит не только научная литература, но и видеозаписи вебинаров, лекций, статьи в журналах, посвящённых образованию и педагогике. Изучая материал, выделяйте ключевые тезисы, идеи и суждения автором.

Например, выбрав тему «Моделирование развивающей среды в ДОУ», педагог обращает внимание на особенности организации развивающей предметно-пространственной среды, требования ФГОС к организации и роль среды в учебно-воспитательном процессе.

Затем отобранные идеи апробируются на практике на занятиях с дошкольниками.

Возможные проблемы в самообразовании и пути решения

  1. Тяжело определить и сформулировать тему.

Выявите проблему, которая вас интересует. Используйте наблюдения за воспитанниками, анализ проведённой работы и результаты педагогической диагностики. При формулировке темы обращайте внимание на ФГОС и образовательные программы.

  1. Трудно подобрать необходимую методическую литературу.

Чётко определите для себя круг вопросов, на которые ищете ответ. Начинайте поиск с традиционных методик и классических педагогических трудов, затем переходите к рассмотрению современных технологий и опыта коллег. Просмотр оглавления и аннотации поможет быстрее сориентироваться в содержании книги.

  1. Трудно осмыслить прочитанный материал.

Для лучшего усвоения информации используйте конспекты, ментальные карты и блок-схемы. Конспектирование предполагает выделение главных фактов, мысли и понятия – это поможет систематизировать информацию.

Ментальные карты или интеллект-карты – это метод графического структурирования информации, при котором понятия, задачи, факты изображаются как древовидная схема. Блок-схемы представляют собой графическое изображение информации в виде взаимосвязанных блоков.

Профессиональное самообразование не сводится к формальному заполнению отчётов и подготовке докладов. Цель работы по самообразованию педагога ДОУ заключается в раскрытии творческих способностей, повышении уровня мастерства и развитии личностных качеств.

Оптимизировать работу дошкольного учреждения вам поможет Международная конференция«Вопросы управления дошкольной образовательной организацией».

Источник: https://academy-prof.ru/blog/samoobrazovanie-pedagoga-v-dou

Самообразование воспитателя ДОУ «Организация прогулок – событий»

Цель: способствовать умственному, нравственному и эстетическому воспитанию дошкольников, развитию их любознательности.

Сентябрь:

«Здравствуй, осень золотая!» — 15 сентября

  • Организационый момент: рассматривание картин на тему «Осень золотая».
  • Экскурсия по микрорайну «Фибра» с целью наблюдения за признаками ранней осени в городе, изменениями, происходящими в природе, развития эстетического вкуса.
  • Сбор природного материала, листьев различных деревьев
  • Игры «Раз, два три, к дереву беги», «Кто быстрей»
  • Самостоятельная творческая деятельность детей – рисунки «Осенний лес»

«Что за чудо лист кленовый!» — 22 сентября

  • Организационный момент: композиция «Осень», созданная воспитателем с утра на доске с использованием кленовых листьев
  • Сказка – подсказка «История кленового листа»
  • Сбор кленовых листьев на участке составление букетов
  • Творческая деятельность детей «портрет Осени на песке»,

«Сплетём венок из листьев»

  • Создание стенгазеты «От нас для вас» ко Дню дошкольных работников – поздравления сотрудников.

Октябрь

«Азбука для пешеходов и водителей» — 25 октября Всемирный День автомобилиста

  • Организационный момент – на столе в раздевалке разложены брошюрки и книги о ПДД.

Дети рассматривают их, воспитатель рассказывает о событии дня.

  • Экскурсия по улицам микрорайона, рассматривание знаков и машин. Беседы о правилах дорожного движения.
  • Акция «Памятки для водителей»

Ноябрь

Синичкин День – 11 ноября

  • Рассматривание в уголке природы макета кормушки. Беседа, кто гостит в этот день на нашей кормушке. Разглядеть внешний вид птички, воспитатель рассказывает о повадках, особенностях существования. Читает стихи. Предлагает найти эту птичку на улице.
  • Прогулка по территории детского сада, наблюдение за птицами.
  • Акция «Столовая для синички» — дети вместе с воспитателем изготавливают кормушки, вешают на деревья , насыпают корм, вешают кусочек сала.
  • Подвижные игры на тему «Птицы»

Декабрь

«Здравствуй, Зимушка хрустальная!» — 1декабря – Первый день зимы

  • Организационный момент – на улице воспитатель обращает внимание на изменения, произошедшие в природе, предлагает совершить прогулку – поход, по тем местам, где они гуляли осенью.
  • Экскурсия по микрорайону с целью наблюдений за имениями природы.
  • Эксперименты со снегом, создание цветных льдинок. Замораживание ледяных игрушек для украшения участка.
  • Создай снежинку (в группе)

«Снежные подарки» — 26 декабря – День подарков

  • Организационный момент – воспитатель предлагает устроить снежную сказку на участке, сделать подарки Деду Морозу к Новому году
  • Создание снежных построек – трудовая деятельность ребят и воспитателя, украшение красками бросовым материалом.

Январь:

«День друзей» — 21 января Всемирный День объятий

Предварительная работа: дети создают плакат «Я и мои друзья», который вывешивается в раздевалке.

  • Организационный момент – дети рассказывают, глядя на плакат, о своих друзьях. Беседуют, зачем нужна дружба.
  • На прогулке воспитатель организует игры в кругу, игры на объедение.
  • Совместная работа «Раз ладошка, два ладошка» — оставление на снегу отпечатков ладошек, замораживание их с помощью воды на память.

Февраль

«Проводы Зимы» — 16 февраля Масленица

  • Праздник с играми, представлениями, песнями, организованный на улице.

«На экскурсию идём» — 28 февраля Всемирный День экскурсовода

Воспитатель заранее организует экскурсию по желанию детей (музей, библиотека или просто экскурсия по интересным метам города)

Март

«Здравствуй, весна» — 1 марта Первый день весны

  • Организационный момент – рассматривание картин с изображением ранней весны, беседы о изменениях, произошедших в природе. Предложение прогуляться по любимым местам, с целью наблюдений за явлениями природы.
  • Экскурсия по улицам города
  • Сбор веточек разных деревьев
  • Составление журнала примет и журнала — наблюдений, как продукта прогулки – похода.

«Ярмарка народных игр» — 30 марта.

Предварительная работа: разучивание 3-4- интересных подвижных народных игр

  • Организационный момент – Петрушка приглашает выйти на улицу, где будет проводиться ярмарка народных игр.
  • Мероприятие можно проводить с несколькими группами.

Апрель

«Праздник вербочки пушистой» — 5 апреля Вербное Воскресенье

  • Организационный момент — рассказ воспитателя о празднике Вербное воскресенье. Рассматривание букета из вербы. Предложение найти и рассмотреть, как растёт это дерево.
  • Экскурсия к дереву верба, рассматривание, срезание нескольких веточек.
  • Конечный продукт – изготовление поделки с помощью веточек вербы к конкурсу «Пасхальное чудо»

«С Днём рождения, Земля!» — 22 апреля День земли

  • Организационный момент – презентация «Первоцветы», игра «Чем пахнет весна»
  • Трудовой десант – освободим землю нашего участка от мусора.
  • Игра «Четыре стихии»
  • Отгадывание загадок о земле, растениях
  • Рисование мелками «Подарок для нашей планеты»

Май

«Вспомним годы фронтовые» — 9 Мая День Победы

  • Организационный момент – рассматривание плаката «День Победы».
  • Экскурсия к обелиску павшим воинам, возложение цветов.
  • Игра «Зарница».

«Мой весёлый звонкий мяч» — День мяча

  • Организационный момент – загадывание загадки о мяче, внесение героя дня Мячик в кепке сглазами, носом и ртом. Воспитатель объясняет, что сегодня день мяча, беседуют о пользе спорта и спортивных играх с мячом. Герой дня приглашает их на прогулку.
  • Игры – эстафеты с мячами для детей.
  • Игры с разными мячами.
  • Мастер – класс «Мастер мяча»
  • Ребята заранее изготавливают медальки в виде мячей.
  • Вручение наград.

Название: Самообразование воспитателя «Организация прогулок – событий»

Источник: http://portal2010.com/samoobrazovanie-vospitatelya-dou/

Самообразование воспитателя — PDF

Самообразование педагогов в ДОУ К.Ю. Белая, канд. пед. наук, заведующая кафедрой педагогики и методики дошкольного образования Московского института открытого образования, заслуженный учитель РФ Что заставляет

Читайте также:  Игры и их значение в воспитании детей

Подробнее

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЁННОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА 19 «МАЛЫШОК» Самообразование педагога как условие его личностного и профессионального развития Подготовила

Подробнее

Самообразование учителя Часть 1. Самообразование, мотивы, этапы, достижения. «Воспитание, полученное человеком, закончено, достигло своей цели, когда человек настолько созрел, что обладает силой и волей

Подробнее

Самообразование учителя Макаров Е.Б. учитель технологии ГБОУ СОШ 3 г. Сызрань «Воспитание, полученное человеком, закончено, достигло своей цели, когда человек настолько созрел, что обладает силой и волей

Подробнее

Повышение качества образования путем совершенствования профессионального мастерства педагогов Дата проведения: 09 января 2014 года Форма проведения: педсовет Слайд 2 Эпиграф педсовета: «Учитель живёт до

Подробнее

ТОГБОУ СПО «Индустриально-промышленный техникум» САМООБРАЗОВАНИЕ ПЕДАГОГА КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ СОДЕРЖАНИЕ Введение 3 1 План самообразования педагогов 4 2 Организация самоконтроля

Подробнее

Методические разъяснения Самообразование, мотивы, этапы, достижения Совершенствование качества обучения и воспитания в школе напрямую зависит от уровня подготовки педагогов. Неоспоримо, что этот уровень

Подробнее

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение Детский сад 4 «Лебёдушка» г. Стрежевой Томской области ПЛАН САМООБРАЗОВАНИЯ НА 2011 2012 УЧ.Г. Педагога-психолога Гончаровой Натальи Александровны Тема

Подробнее

Методические рекомендации для педагогов ДОУ по самообразованию ЭПИГРАФ: Я чувствую себя вправе сказать: да здравствует самообразование во всех областях!.. Только те знания прочны и ценны, которые вы добывали

Подробнее

Самообразование как условие профессионального роста И.И.Донова Чем бы ни занимался человек, он всегда вызовет уважение людей, если он мастер своего дела. У А.С. Макаренко мы читаем: «Я на опыте пришел

Подробнее

Методические рекомендации к работе над индивидуальной методической темой ГБОУ ЦО 170 2012-2013 учебный год Введение В условиях модернизации образования школы, совершенствования качества обучения и воспитания

Подробнее

Источник: https://docplayer.ru/50385895-Samoobrazovanie-vospitatelya.html

Как сформулировать методическую тему педагога по самообразованию

Название: Как сформулировать методическую тему педагога по самообразованию
Номинация: Детский сад, Аттестация педагогических работников ДОУ, Самообразование
Автор: Власкина Валентина Васильевна Должность: методист первой квалификационной категории Место работы: ГБОУ НШ СП детский сад «Огонек»

Месторасположение: Самарская область, Красноармейский район, с. Красноармейское

«Как сформулировать методическую тему педагога по самообразованию»

Система методического сопровождения педагогов сегодня создается в каждой дошкольной образовательной организации. Это обусловлено рядом причин.

Нормативные правовые акты, регулирующие вопросы развития дошкольного образования в стране, указывают на необходимость непрерывного повышения воспитателями уровня квалификации и профессионального мастерства.

Согласно ФГОС ДО для эффективной реализации образовательной программы должны быть созданы условия для профессионального развития педагогов, в т. ч. их дополнительного профессионального образования.

Дополнительное профессиональное образование — это часть большой работы в направлении профессионального развития педагогов ДОО. Значимая, но не единственная часть.

Курсы повышения квалификации чаще выполняют ориентировочную, информационную функцию.

А реализовывать на практике теоретические выкладки и положения, новые требования к организации образовательного процесса, осваивать современные технологии, применять новые методы и приемы педагогу предстоит самостоятельно.

Чтобы воспитатели смогли успешно справиться с профессиональными задачами, а дошкольная образовательная организация из режима функционирования перешла в режим развития, в каждой ДОО выстраивается своя система методического сопровождения педагогов. Центральное место занимает индивидуальный план (или программа) профессионального развития воспитателя. И это не случайно.

Самообразование — один из самых эффективных видов образования. Его смысл в том, что человек сам ставит цель, выбирает средства, оптимальный темп усвоения знаний и приобретения умений.

Знания, полученные в результате самообразования, самые сохраняемые, т. к. они построены по индивидуальному проекту. Именно в процессе самообразования педагог приобретает компетенции, которые необходимы ему в практической профессиональной деятельности.

Индивидуальный план профессионального развития может быть построен на основе разных моделей. Причем сложность модели не гарантирует ее эффективности. Главное, чтобы план или программа давали ответы на следующие вопросы:

  • Какая проблема определена в качестве направления педагогической работы?
  • Какие профессиональные задачи необходимо решить?
  • Какие знания и умения необходимы для решения поставленных задач?
  • Какие действия будут предприняты?
  • Какие результаты ожидаются?

При разработке индивидуального плана профессионального развития большинство воспитателей испытывают затруднения

Причем они начинаются уже с формулировки темы. А этот этап важен, т. к. формулировка методической темы — это определение направления деятельности. Ошибки, которые допускают педагоги при формулировании методической темы по самообразованию:

  • неактуальность рассматриваемых проблем;
  • бессодержательность формулировок;
  • некорректное использование педагогических и психологических терминов, употребление устаревшей терминологии и т. д.

Чтобы избежать этих ошибок, существует определенный подход, который является универсальным и применим в любых условиях. В чем он заключается?

Основное требование к методической теме – она должна отражать цель педагогической деятельности и средства, при помощи которых, данная цель достигнута.

Например, в методической теме «Экспериментирование как средство развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста» отражена цель — развитие познавательной активности и средство, при помощи которого эта цель достигается, — организация экспериментирования. Кроме того, в формулировке конкретизируется, в рамках какой возрастной категории воспитатель планирует провести работу.

Цели определены в ФГОС ДО. Тот факт, что целевые ориентиры сформулированы объемно, не препятствие. Нужную формулировку всегда можно «извлечь» и конкретизировать.

Например:

  • Формирование и развитие навыков взаимодействия со сверстниками в… через…
  • Овладение основными культурными способами деятельности через… посредством…
  • Развитие детской инициативы и самостоятельности в…
  • Формирование установки положительного отношения к миру через…
  • Развитие детского воображения в процессе…
  • Формирование навыка следования социальным нормам в… посредством…
  • Расширение представлений о природном и социальном мире через…
  • Развитие волевой сферы и навыков саморегуляции через… в процессе…

Каждая из формулировок взята из целевых ориентиров. В этом можно легко убедиться, если обратиться к тексту ФГОС ДО.

Она должна быть обусловлена образовательными потребностями конкретной группы детей. Правильная формулировка методической темы ориентирует педагога в его профессиональном развитии (позволяет выбрать из многообразия направлений педагогической деятельности какое-то одно).

Итог выше сказанного

  • Методическая тема должна быть актуальной.
  • Методическая тема должна отражать цель педагогической деятельности воспитателя и средства, при помощи которых данная цель будет достигнута.
  • Целевая часть методической темы формулируется на основе целевых ориентиров ФГОС ДО и целей образовательной программы ДОО.
  • Средствами достижения целей являются определенные ФГОС ДО виды детской деятельности, педагогические технологии, отдельные методы и приемы педагогической техники.

Источник: http://portal2011.com/kak-sformulirovat-metodicheskuyu-temu-pedagoga/

темы по самообразованию

0Спам21 Марина   (06.09.2017 13:05)Здравствуйте!Помогите пожалуйста с планом самообразования,на тему игра как средство общения детей в таблице!В заранее спасибо!

0Спам20 KarenImpup   (17.01.2017 11:36)Привет. Приглашаю Вас на Уникальный Lineage 2 сервер Сервер приглянется тем кто любит неспешную стратегию с замыслом на настоящее покорение. Совершенно не понравится сторонникам налететь и всех победить. Скользящим мимо любителям поскакать по сервам однодневкам, ловить нечего, т.к. настоящие игроки их моментально накажут :)Адрес http://l2immortal.com

0Спам19 RogerZek   (13.01.2017 08:10)Привет. Приглашаю Вас на Ровный L2 HF сервак Сервер понравится тем кто уважает длительную стратегию с замыслом на постепенное завоевание. Наверняка не подойдет предпочитающим ворваться и всех нагнуть. Скользящим мимо любителям побегать по сервам неделькам, ловить мало, т.к. старики их быстро накажут :)Адрес http://l2immortal.com

0Спам18 Таня   (03.11.2016 19:59)Помогите составить цель задачи по теме самообразованию организация образовательной деятельности детей старшего дошкольного возраста 5 лет в условиях фгост до

0Спам17 Дина   (16.10.2016 12:07)Добрый день. Помогите найти тему,план для средней группы на год.Срочно.Спасибо

0Спам16 марина   (13.10.2016 11:32)Здравствуйте , помогите мне пожалуйста ,нужна тема (самообразование профилактика речевых нарушений у детей 6-7 лет через проектную деятельности)

0Спам15 Раина Рамалдановна   (02.10.2016 18:29)пОМОГИТЕ МНЕ ПО ТЕМЕ САМООБРАЗОВАНИЮ.Формирование первых представлений о ближайшем окружении ребенка :о человеке ,его внешних особенностях и эмоциональных состояниях (устал, отдохнул, опечалился,обрадовался и т. п).

0Спам14 Наталья   (02.10.2016 10:56)Здравствуйте! Помогите пожалуйста найти полный план на тему Развитие эмоциональной сферы детей дошкольного возраста в процессе изобразительной деятельности. Спасибо.

0Спам13 ольга   (30.08.2016 21:31)rkfccysq cfqn

0Спам12 ольга   (30.08.2016 21:30)классный сайт

Источник: http://detsadikperv.ucoz.ru/publ/metodicheskie_razrabotki/temy_po_samoobrazovaniju/2-1-0-12

Мкдоу детский сад «березка» — самообразование педагогов

Самообразование воспитателей детского сада по ФГОС

Мы живем в мире стремительно развивающихся инновационных технологий, и современный педагог дошкольного образовательного учреждения должен быть в курсе актуальных тенденций развития. Успешные в своей работе педагоги нацелены на самообучение, работу над собой, изучение новых технологий и знаний, оттачивание своего мастерства. На сегодняшний день это необходимость.

Цели и направления образования воспитателей ДОУ

Самообразование – это осознанная, активная познавательная, творческая деятельность педагога.

Через нее педагог обогащает свои профессиональные знания и совершенствует методические приемы работы с детьми, обновляя их соответственно текущему уровню развития педагогики и психологии.

Воспитателю ДОУ следует целенаправленно составлять план по собственному самообразованию, включая в него все основные направления обучения:

  • осведомленность в вопросах нововведений в базе нормативной документации по дошкольному образованию;
  • ознакомление со свежей учебной литературой и методическими рекомендациями;
  • информированность о последних научных достижениях в области педагогической мысли, детской физиологии и возрастной психологии;
  • изучение новейших технологий в области педагогики, авторских методик, современных комплексных и парциальных программ, а также передового опыта других дошкольных учреждений;
  • совершенствование общекультурного уровня;
  • качественное расширение образовательного кругозора педагогов.

Для повышения своего профессионального уровня педагогу детского сада доступны самые разные формы самообразования, как требующие специального финансирования и участия коллег, так и бесплатные самостоятельные формы освоения новой информации:

  • чтение специальной периодической литературы и монографий;
  • работа с библиотечными изданиями;
  • создание личной тематической картотеки; продуктивная работа с другими педагогами в рамках методических семинаров, тренингов, научных конференций;
  • сотрудничество с региональным информационным центром психолого-диагностических и развивающих методик;
  • обращение за консультацией к профессионалам учебных центров переподготовки и повышения квалификации, на специализированные кафедры вузов.

Формирование и реализация плана по самообразованию воспитателя ДОУ

Сформировать план и выбрать область, в которой воспитателю в первую очередь необходимо повысить уровень своих знаний и навыков, может помочь методист образовательного учреждения. Для облегчения планирования образовательной программы педсостава процесс образования можно разделить на следующие этапы:

  • Подготовительно-диагностический. Воспитатель на этом этапе осознает внутреннюю мотивацию к самообразованию, потребности к расширению своего кругозора, расширению сферы компетенции, определяет цели и задачи. Старший воспитатель (методист) всесторонне анализирует деятельность педагога, проводит с ним индивидуальную беседу, анкетирования в целях выявления творческих способностей, интересов, склонностей.
  • Этап планирования. Воспитатель ДОУ определяется с темой, выделяет важные аспекты, указывает основные этапы, формы, методы своей работы, оформляет перспективный план по самообразованию. Старший воспитатель на этом этапе консультирует, методически сопровождает педагога.
  • Этап учебной деятельности. Воспитатель знакомится с теоретическими аспектами, изучает методическую литературу по выбранной теме. Методист подбирает учебную и методическую литературу, готовит видеоматериалы, при необходимости оформляет тематический стенд и выставки.
  • Этап практической деятельности. Воспитатель готовит и проводит с детьми занятия, игры, проекты, изготавливает дополнительные дидактические пособия. Методист посещает занятия, оценивает практический опыт педагога. Подведение итогов. Воспитатель заполняет рабочую тетрадь о проделанной работе, отчетную папку с данными о динамике результатов у воспитанников, организует выставку детских работ, готовит итоговый доклад. Старший воспитатель консультирует педагога в вопросах оформления результатов проделанной работы. Для грамотной организации процесса самообразования педагогам рекомендуется завести специальную рабочую тетрадь. В ней можно фиксировать инновационные предложения различных образовательных методик, в том числе авторских.
Читайте также:  Совместный отдых

Скачать пример рабочей тетради по самообразованию.

Особенности планирования программы самообразования воспитателя ДОУ

Педагог может столкнуться с типичными проблемами, возникающими в самостоятельной учебной деятельности. Предлагаем ответы на стандартные вопросы, вызывающие у воспитателей трудности при составлении плана по самообразованию.

Проблема: Тяжело определить и сформулировать тему по самообразованию.

Решение: Педагогу предлагается выявить ключевую тему, которая будет оставаться значимой для него в ближайшей перспективе. На стадии формулировки темы следует обращаться к нормативно-правовым документам (учебным программам, государственным стандартам).

Проблема: Затруднения в выборе необходимой методической литературы.

Решение: Просмотр оглавления и аннотации книги поможет педагогу быстрее сориентироваться в ее содержании, и оценить степень полезности. Рекомендуется четко определить круг вопросов по теме самообразования в ДОУ по ФГОС, на которые воспитателю нужно найти ответы.

Проблема: Трудности с осмыслением прочитанного методического материала.

Решение: Педагогу предлагается использовать практику конспектирования, записи ключевых тезисов. В процессе работы следует систематизировать информацию: выделять главные мысли, факты, понятия. Для уяснения смысла непонятных терминов будут полезны толковые словари и справочники.

Проблема выбора темы по самообразованию в ДОУ для воспитателей по ФГОС

План самообразования воспитателя требует тщательной подготовки, в ходе которой возникает много вопросов. Одна из первых проблема, которая может возникнуть перед педагогом, – это проблема выбора темы. Воспитатель всегда может рассчитывать на помощь методиста, однако также он может самостоятельно проанализировать актуальность и практическую значимость темы и сделать самостоятельный выбор.

Рекомендуемые темы по самообразованию варьируются в зависимости от опыта работы педагога. Для начинающих воспитателей ДОУ (стаж до 5 лет) рекомендуются темы по самообразованию, связанные с:

  • освоением практических навыков проведения конструктивной работы;
  • формированием базисного уровня профессионального мастерства;
  • осознанием важности и значимости реализации развивающей концепции и индивидуальной модели воспитания и образования.

Для воспитателей ДОУ с опытом работы более пяти лет рекомендованы темы по самообразованию, связанные с:

  • освоением методов проектирования образовательного процесса с целью повышения качественных показателей в рамках вариативного образования;
  • раскрытием творческого таланта;
  • применением учебно-методических знаний на практике.

Для опытных воспитателей, мастеров педагогического дела, предлагаются темы, затрагивающие:

  • развитие профессиональной гибкости, подстраивание профессиональной деятельности под реалии современного общества;
  • практику наставничества и помощи молодым специалистам;
  • раскрытие творческих возможностей;
  • исследовательскую работу, основанную на собственном многолетнем опыте.

Воспитателям ДОУ, не имеющим профильного образования, предлагаются темы:

  • изучение основ методической работы с дошкольниками младших групп;
  • адаптации к образовательному и воспитательному процессу в ДОУ.

Условно темы подразделяются на два вида: краткосрочные (реализуются в течение года) и долгосрочные (реализуются от трех до пяти лет).

Проблема формулировки темы по самообразованию согласно ФГОС

Темы по самообразованию для воспитателей в детском саду по ФГОС формулируются в зависимости от области (сферы) применения: социально-коммуникативной, познавательной, художественно-эстетической, области речевого развития, области физического развития. Формулируются темы для старших воспитателей и методистов.

Примеры формулировок тем для социально-коммуникативной области:

  • Консультативное сопровождение образовательных действий семьи в условиях ДОУ
  • Формирование навыков осознанного поведения у младших дошкольников на основе знаний о безопасности жизнедеятельности
  • Социализация воспитанников среднего дошкольного возраста в процессе трудовой деятельности
  • Становление у старших дошкольников нравственных качеств личности в процессе патриотического воспитания.

Примеры формулировок тем для художественно-эстетической сферы:

  • Становление эстетического восприятия окружающего мира дошкольниками
  • Раскрытие творческого потенциала детей среднего дошкольного возраста путем освоения техники лепки и конструирования
  • Развитие навыков творческой свободы самовыражения и навыков самостоятельности у старших дошкольников в процессе изобразительной деятельности.                                                                                                                                                               

Примеры тем по самообразованию в детском саду для воспитателей по ФГОС

Правильно организованный процесс самообразования дает большие возможности для более глубокого развития личности педагога, а также для эффективного повышения его профессиональной компетентности.

Источник: https://www.resobr.ru/article/63209-qqq-17-m11-temy-po-samoobrazovaniyu-dlya-vospitateley-dou-po-fgos?utm_source=letternews&utm_medium=letter&utm_campaign=letternews_resobr.ru_newsdaily_p_08112017&ustp=F

Источник: http://berezkawebside.ucoz.ru/index/samoobrazovanie_pedagogov/0-102

Самообразование педагогов ДОУ

«Самообразование воспитателя ДОУ».

Цель: Совершенствование навыков самостоятельной работы молодых педагогов по самообразованию. 

*Введение.

Самообразование – это целенаправленная работа педагога по расширению и углублению своих теоретических знаний, совершенствованию имеющихся и приобретению новых профессиональных навыков и умений в свете современных требований педагогической и психологической наук. Педагог должен углублённо заниматься проблемой, решение которой вызывает определённые затруднения или которая является предметом его особого интереса.

Постоянная работа педагога над совершенствованием своего развития важна в силу специфики педагогической деятельности, направленной на развитие и воспитание ребёнка. Только путём самообразования и творческих поисков педагог придёт к своему мастерству. Постоянное стремление к самосовершенствованию должно стать потребностью каждого педагога дошкольного учреждения.

Мотивы, побуждающие воспитателя к самообразованию.

Ежедневная работа с новой информацией – возникает необходимость поиска и анализа новых сведений.

Желание творчества – работа должна стать интересной и доставлять удовольствие.

Стремительный рост современной науки.

Изменения в жизни общества – воизбежании, формирования образа «несовременного человека» в педагоге.

Конкуренция – если воспитатель на хорошем счету у администрации ДОУ, методического совета, отдела образования, он имеет больше прав в выборе стратегии работы, использования программ. технологий и методик…

Общественное мнение – воспитателю не безразлично считают его «хорошим» или «плохим».

— Материальное стимулирование – зависит от квалификации и мастерства.

Интерес – способность не только учить, но и учится.

*Основные направления в системе самообразования педагогов дошкольного учреждения.

  • Ознакомление с новыми нормативными документами по вопросам дошкольного воспитания;
  • Изучение учебной и научно-методической литературы;
  • Ознакомление с новыми достижениями педагогики, детской психологии, анатомии, физиологии;
  • Изучение новых программ и педагогических технологий;
  • Ознакомление с передовой практикой дошкольных учреждений;
  • Повышение общекультурного уровня.

Реализуя дифференцированный подход в определении ведущих направлений профессионального развития педагогов, можно порекомендовать следующую тематику самообразования соответственно опыту и педагогическому стажу.

Для молодых специалистов:

  • Осознание ценностей личностно-ориентированной модели воспитания, обучения и развития;
  • Формирование основ педагогического мастерства;
  • Развитие умений и конструктивных способностей.

Для воспитателей, работающих свыше 5 лет:

  • Овладение способами проектирования воспитательно-образовательного процесса с целью повышения его эффективности и качества в условиях вариативного образования;
  • Формирование умения анализировать научно-методическую литературу, применение полученных знаний на практике, активизация творческих способностей.

Для опытных, творчески-работающих воспитателей:

  • Развитие способностей к перепроектированию собственной деятельности в контексте тенденций развития психолого-педагогической науки и социального заказа общества;
  • Проявление творческого потенциала педагога;
  • Пропаганда своих достижений;
  • Развитие исследовательской деятельности.

Для педагогов без специального образования:

  • Овладение методикой работы с детьми;
  • Адаптация к педагогической деятельности.

Тематикой самообразования также может быть:

  • одна из годовых задач ДОУ;
  • проблема, которая вызывает у педагога затруднение;
  • пополнение знаний по уже имеющемуся опыту;

Формы работы по самообразованию:

  • с детьми (диагностика детей, непосредственно образовательная деятельность, выставка детских работ, проектная деятельность, праздники и развлечения, представления и т.д.)
  • с педагогами (организовать работу в группе, создать рабочую учебную программу, изучение литературы, беседы в соответствии с планом работы, оформление в группе центра активности, подготовить (провести) мастер-класс для педагогов, познакомиться с литературой в периодической печати, написание отчёта о проделанной работе за учебный год, выступление с ним на педсовете, организовать работу по теме на след учебный год, создать учебную программу и т.д.);
  • с родителями (консультации для родителей, беседы в соответствии с планом работы, оформление папки-передвижки, совместное развлечение, выступление на родительском собрании с отчётом о проделанной работе за учебный год и т.д.).

*Методические рекомендации по самообразованию педагогов.

Выбор темы для самообразования осуществляется:

— с учетом индивидуального опыта и профессионального мастерства каждого воспитателя. — они всегда связаны с прогнозируемым результатом (что мы хотим изменить)

— направлены на достижение качественно новых результатов работы.

Тематикой самообразования также может быть:

  • одна из годовых задач ДОУ;
  • проблема, которая вызывает у педагога затруднение;
  • пополнение знаний по уже имеющемуся опыту;

Система работы педагогов по самообразованию:

В начале учебного года каждый педагог разрабатывает индивидуальный план работы на учебный год в соответствии с выбранной темой самообразования и годовым планом работы ДОУ. Совместно со старшим воспитателем выбираются формы отчёта по данной теме. В течение года педагоги фиксируют свою работу по самообразованию в папку по самообразованию (или печатные листы фиксации проведённых мероприятий…).

Алгоритм составления плана по самообразованию

На основании выбранной темы педагог разрабатывает личный план работы над поставленной перед собой  проблемой. В плане указываются:

  • название темы
  • цели
  • задачи
  • предполагаемый результат
  • этапы работы
  • сроки выполнения каждого этапа
  • действия и мероприятия, проводимые в процессе работы над темой
  • способ демонстрации результата проделанной работы
  • форма отчета по проделанной работе

В течение учебного года педагоги ДОУ, следуя своему плану самообразования организуют работу по выбранной теме:

  • изучение необходимой методической, педагогической и предметной литературы;
  • обзор в Интернете информации по теме;
  • посещение МО, КПК, семинаров,  конференций, уроков коллег;
  • выступление на педсоветах, семинарах, проводят консультации для коллег, мастер — классы;
  • дополнительная работа с детьми: диагностика детей по выбранной теме в начале и конце учебного года, непосредственно образовательная деятельность, беседы, праздники и развлечения, выставки детских работ, кружки и т.д;
  • самообразовательная  работа над методической разработкой по теме;
  • Дискуссии, совещания, обмен опытом с коллегами.
  • Проведение открытых занятий для анализа со стороны коллег;
  • Изучение информационно-компьютерных технологий;
  • Общение с коллегами в МДОУ, городе и в Интернете;
  • Участие в конкурсах в Интернете;
  • Помещение своих разработок  на сайтах в Интернете.

По окончании работы над темой каждый педагог  должен написать отчет с анализом, выводами и рекомендациями для других педагогов.

Форма  представления результата работы над темой

*Доклад

*Защита исследовательской работы

*Брошюра

*Листовка

* Буклет

*Проведение семинара

*Обучения коллег новым методикам

*Практикум

*Лекция

*Открытое занятие

* другое

Допускается художественное оформление плана по самообразованию, с учётом данных требований.

*Заключение.

Проблемы в работе по самообразованию и пути их решения

Возможная проблема Пути решения
1. Не могу определиться с темой самообразования ¨      Выделите из многообразия проблем вытекающих из результатов  диагностического обследования, наблюдений за детьми, анализа работы и др. ту, которая является для вас главной и решение которой могло бы дать  устойчивые положительные результаты.¨      Определите актуальность данной проблемы, перспективность и практическую значимость для повышения воспитательно- образовательного процесса. При этом опирайтесь на нормативно – правовые документы: законы, письма МО РФ, конвенции, целевые программы, а так же статистические данные.
2. При подборе литературы теряюсь в ее изобилии, затрудняюсь в правильном выборе Подбор литературы:¨      Просмотр и обзор оглавления, введения, резюме дает общее представление о замысле книги, делает чтение осмысленным и целенаправленным.¨      Ответьте на вопросы: что мне известно по данной теме? Что хотелось бы узнать, исходя из предложенного в оглавлении содержания?Составление плана изучения конкретной выбранной литературы¨      Начните с изучения традиционных методик по данной проблеме¨      Включите современные взгляды на проблему¨      Используйте опыт работы педагогов других ДОУ.
3.  При работе с методической литературой не могу глубоко осмыслить прочитанный материал ¨      По мере чтения выделяйте ключевые слова, мысли, суждения.¨      Записывайте наиболее важные, на ваш взгляд,  в собственной формулировке, используя  различные приемы записи прочитанного: краткое изложение мысли, факта; обобщение собственных суждений, выделение главной мысли или выделяйте главное для себя условными символами.¨      Записывайте вопросы, которые возникают по мере ознакомления с источниками.¨      Пользуйтесь справочниками, словарями, раскрывающими основные термины и понятия.
4. При изучении темы возникает ощущение, что многое не запоминается. ¨      Составьте план или схему полученных при изучении материалов.¨      Представьте, «проиграйте» возможные ситуации и варианты практических действий.
5. Получен обширный информационный материал («каша в голове»), теряется значимость информации. ¨      Ответьте на вопросы: какие основные идеи изложены в пособии? Что мне известно по данной теме? Какие мысли, суждения могут быть мне полезны в практической работе с детьми.
Читайте также:  Вредные детские привычки: как бороться?

Источник: https://estalsad17.edumsko.ru/activity/method_work/post/184228

«Самообразование как один из путей повышения профессионального мастерства педагогов»

Автор: Юлия Сергеевна Беляевских, заместитель заведующего по УВР МАДОУ «Детский сад N 6» г. Перми.

Цель консультация: Совершенствование навыков самостоятельной работы педагогов по самообразованию.
Задачи:

  • Раскрыть сущность процесса самообразования, острую необходимость самообразования в современных условиях.
  • оказание методической помощи педагогам в умении работать с учебной, справочной, научно-методической литературой, выделять главные, ключевые понятия в любом информационном материале, составлять опорные схемы, планы.

Планируемый результат: Осознание педагогами необходимости в постоянном самообразовании, формирование определенных умений.

План  консультации:

1. Самообразование как один из путей повышения профессионального мастерства педагогов. 2. Организация работы по самообразованию. 3. Результаты самообразования. 4. Рефлексия.

Литература:

Белая К.Ю. Самообразование педагогов ДОУ. / Справочник старшего воспитателя. N 2, 2007. с .37. Дошкольное воспитание N 2, 2008 с. 97 Короткина О. Как организовать работу по самообразованию. /Дошкольное воспитание. N 8, 2004, с. 36

Материалы интернт-сайтов по проблеме самообразования

КОНСУЛЬТАЦИЯ
 Я чувствую себя в праве сказать:
да здравствует самообразование во всех областях!..


Только те знания прочны и ценны, которые вы добывали сами,
побуждаемые собственной страстью.


 Всякое знание должно быть открытием, которое вы сделали сами…
К.И. Чуковский

1. Самообразование как один из путей повышения профессионального мастерства педагогов. Качество дошкольного образования определяется множеством факторов, одним из которых является непрерывное повышение уровня теоретической подготовки и профессионального мастерства педагогов.

Важную роль при этом имеет систематическое, самостоятельное ознакомление воспитателей и других специалистов ДОУ с новейшими достижениями педагогики, с передовой практикой работы других образовательных учреждений, в также изучение программно-методических материалов и нормативно-правовых документов.

Как вы понимание, что такое самообразование? Разные источник дают следующие определения:

Самообразование – это целенаправленная познавательная деятельность, управляемая самой личностью для приобретения системных знаний в какой-либо области науки, культуры и т.п. Ожигов дает такое определение: самообразование – это приобретение знаний путем самостоятельных занятий без помощи преподавателя.

Самообразование – это целенаправленная работа педагога по расширению и углублению своих теоретических знаний, совершенствованию имеющихся и приобретению новых профессиональных навыков и умений в свете современных требований педагогической и психологической наук. Педагог должен в течении учебного года или другого периода времени углублённо заниматься проблемой, решение которой вызывает определённые затруднения или которая является предметом его особого интереса.

Самообразование педагога есть необходимое условие профессиональной деятельности. Общество всегда предъявляло, и будет предъявлять к учителю самые высокие требования. Для того, чтобы учить других нужно знать больше, чем все остальные.

Педагог должен знать не только свой предмет, и владеть методикой его преподавания, но и иметь знания в близлежащих научных областях, различных сферах общественной жизни.

Педагог должен учиться всему постоянно, потому что в лицах его воспитанников перед ним каждый год сменяются временные этапы, углубляются и даже меняются представления об окружающем мире. Способность к самообразованию не формируется у педагога вместе с дипломом педагогического ВУЗа.

Эта способность определяется психологическими и интеллектуальными показателями каждого отдельного учителя, но не в меньшей степени эта способность вырабатывается в процессе работы с источниками информации, анализа и самоанализа, мониторинга своей деятельности и деятельности коллег.

Однако, как бы ни были высоки способности педагога к самообразованию, не всегда этот процесс реализуется на практике. Причины, которые чаще всего называют педагоги – это отсутствие времени, нехватка источников информации, отсутствие стимулов и др.

Но это всего лишь проявление инертности мышления и ленности ума, так как самосовершенствование должно быть неотъемлемой потребностью каждого педагога. Определим составляющие этой потребности, мотивы, побуждающие педагога к самообразованию: • Ежедневная работа с информацией. Готовясь к занятию, выступлению, родительскому собранию др.

у педагога возникает необходимость поиска и анализа новой информации • Желание творчества. Педагог – профессия творческая. Творческий человек не сможет из года в год работать по одному и тому же пожелтевшему поурочному плану или сценарию, читать одни и те же доклады. Должно появиться желание большего. Работа должна быть интересной и доставлять удовольствие.

• Стремительный рост современной науки. Особенно психологии и педагогики. В эпоху автомобилей негоже пользоваться телегой. • Изменения, происходящие в жизни общества. формируют образ педагога как «несовременного человека» • Конкуренция. Не секрет, что многие родители, приводя ребенка в детский сад озабочены  тем, что за воспитатель будет работать с их ребенком. • Общественное мнение.

Педагогу не безразлично, считают его «хорошим» или «плохим». Плохим педагогом быть обидно. • Материальное стимулирование. Категория педагога, мнение аттестационной комиссии, премии, надбавки, а может быть даже звания и правительственные награды – все это зависит от квалификации и мастерства учителя. Без постоянного усвоения новых знаний этого не добиться. • Интерес.

Учиться просто интересно. Говорят: «Врачу – исцелися сам!» Как человек, который ежедневно учит, не будет постоянно учиться. Вправе ли он тогда вообще быть педагогом? Источники самообразования. В чем заключается суть процесса самообразования?

Педагог самостоятельно добывает знания из различных источников, использует эти знания в профессиональной деятельности, развитии личности и собственной жизнедеятельности. Каковы же эти источники знаний, и где их искать?
• Телевидение

• Газеты, журналы • Литература (методическая, научно-популярная, публицистическая, художественная и др.) • Интернет • Видео, аудио информация на различных носителях • Платные курсы • Семинары и конференции • Мастер-классы • Мероприятия по обмену опытом • Экскурсии, театры, выставки, музеи, концерты • Курсы повышения квалификации

2. Организация работы по самообразованию.

Важным условием самообразования является правильно организованная и проводимая работа по самообразованию.

К сожалению, не всегда и не все педагоги владеют навыками самостоятельной работы, наиболее часто возникают следующие проблемы: — не могут определиться с темой самообразования, выделить ее актуальность -не могут правильно сформулировать тему самообразования — при подборе литературы теряются в ее изобилии.

Затрудняются в правильном выборе — при работе с методической литературой не могут глубоко осмыслить прочитанный материал — не могут сформулировать цель и задачи работы

(педагоги предлагают свои решения обозначенных проблем)

Возможная проблема

Пути решения

Не могу определиться с темой самообразования
  • выделите из многообразия проблем, которые вытекают из наблюдений за детьми, результатов диагностики, анализа работы и др. ту, которая является для вас главной и решение которой могло бы дать устойчивый положительный результат
  • определите актуальность данной проблемы, перспективность и практическую значимость для повышения воспитательно-образовательного процесса
Не могу правильно сформулировать тему самообразования, выделить ее актуальность

При подборе литературы теряются в ее изобилии. Затрудняются в правильном выборе

Формулируйте  темы по схемам:

  • — ЧТО-ТО как условие развития ЧЕГО-ЛИБО;

— ЧТО-ТО как средство формирования ЧЕГО-ЛИБО; — Использование ЧЕГО-ЛИБО как средство (или условие) развития  (или формирования, воспитания, становления) ЧЕГО-ТО

Например:

«Сюжетно-ролевая игра как средство развития коммуникативных способностей детей дошкольного возраста»

  • Формулировка от указания на исследуемый процесс и на условия, в которых он изучается:

Изучаемый
процесс

Предмет исследования

Условия

Изучение Исследование

Развитие

Формирование Становление Воспитание Анализ Разработка Организация Влияние

И т.п.

Познавательные способности Познавательная активность Умение что-то делать Личностные качества Любознательность Самостоятельность

Наблюдательность

и.т.п.

На музыкальных занятиях
На экскурсиях в природу В процессе изучения чего-либо В процессе знакомства с чем-либо В игровой деятельности

и т.п.

Например: «Развитие наблюдательности у детей старшего дошкольного возраста во время экскурсий  в природу» Определение актуальности:

Ответьте на вопрос: почему данную проблему нужно изучать сегодня, на сколько она важна и значима для практики обучения и воспитания дошкольников? Новизна  может заключаться в новом решении вопросов,  затрагивать региональные особенности.

Подбор литературы осуществляйте следующим образом: — просмотр и обзор оглавления, введения, резюме дает общее представление о замысле книги, делает чтение осмысленным и целенаправленным; — ответьте на вопрос: могу ли я  узнать из книги то, что мне нужно, изучив оглавление содержания?

С чего начать изучение подобранной литературы:

— начните с изучения традиционных методик по данной проблеме — изучите современные взгляды на проблему

— используйте опыт других педагогов и ДОУ

При работе с методической литературой не могут глубоко осмыслить прочитанный материал
  • По мере чтения выделяйте ключевые слова, мысли, суждения;
  • Записывайте наиболее важные, на ваш взгляд, в собственной формулировке, используя различные приемы записи прочитанного: краткое изложение мысли, факта, выделяйте главное для себя условным символом;
  • Записывайте вопросы, которые возникают по мере ознакомления с источником;
  • Пользуйтесь справочниками, словарями, раскрывающими основные термины и понятия.
Не могут сформулировать цель и задачи работы Цель – это то, что необходимо получить или показать в результате работы.
Например: Тема «Развивающие игры как средство формирования познавательных способностей детей дошкольного возраста» Цель работы: Показать роль и значение развивающих игр в формировании познавательных способностей детей дошкольного возраста.

Задачи – пути достижения поставленной цели.

Ответьте на вопрос, что нужно сделать, чтобы подтвердить предположение?

Схема формулирования задач:

Содержание деятельности исследования

Частичный предмет
 исследования

Изучить, исследовать, проанализировать, рассмотреть, обосновать, объяснить, разработать, экспериментально проверить, доказать, апробировать и т.п. Условия, факторы, подходы, роль, значение, место, средства, возможности, целесообразность, приемы, технологии, рекомендации и т.п.

3. Результаты самообразования. Что дает самообразование? (мнение участников семинара) Самостоятельная работа по самообразованию позволяет пополнить и конкретизировать свои знания, осуществлять глубокий и детальный анализ возникающих в работе с детьми ситуаций.

Педагог со стажем имеет возможность не только пополнить копилку своих знаний, но и найти эффективные, приоритетные для себя приемы развивающей работы с детьми и родителями, овладеть элементарной диагностической и исследовательской деятельностью.

Кроме того, у педагогов развивается потребность в постоянном пополнении педагогических знаний, формируется гибкость мышления, умение моделировать и прогнозировать воспитательно-образовательный процесс, раскрывается творческий потенциал.

Результат

Каждая деятельность бессмысленна, если  в ее результате не создается некий продукт, или нет каких-либо достижений. Каковыми могут быть результаты самообразования?

  • Повышение качества проводимой с детьми работы;
  • Разработка конспектов. Программ, сценариев, пособий
  • Доклады, выступления
  • Разработка дидактических материалов, наглядности
  • Разработка и проведение открытых занятий по собственным технологиям
  • Проведение семинаров,  консультаций, мастер-классов
  • Обобщение опыта работы по исследуемой проблеме (теме) и др.

Также результатами самообразования является профессиональная компетентность, высокий общекультурный уровень педагога.

Отправьте нам Ваш материал

и получите Свидетельство о публикации.



Источник: http://www.moi-detsad.ru/samoobrazovanie-masterstva-pedagogov/

Ссылка на основную публикацию