Система образования

Общая характеристика системы образования

Образование — это длительный процесс приобщения к знаниям о природе мироздания, общечеловеческим ценностям, мудрости поколений. Его итог заключается не столько в накоплении багажа навыков и умений, сколько в формировании собственного жизненного опыта и отношения к действительности. Поэтому переоценить важность системы образования невозможно.

Что такое образовательная система

Это понятие объединяет все функционирующие на территории страны социальные  институты учебно-воспитательного профиля. Образовательная система призвана обеспечить готовность молодых людей к труду, адекватному восприятию общества и внутренней жизни государства, а потому система должна включать:

  • образовательные организации;
  • государственные стандарты и планы их работы;
  • управленческие органы.

В каждой развитой стране существует собственная система образования, но практически все они строятся на одних и тех же принципах:

  1. Приоритет общечеловеческих ценностей.
  2. Национально-культурный базис.
  3. Научная составляющая.
  4. Ориентация на общемировые достижения образовательного процесса.
  5. Гуманизм.
  6. Эконаправленность.
  7. Преемственность, последовательность и непрерывность.
  8. Духовность в единстве с физвоспитанием.
  9. Поощрение талантов.
  10. Обязательность базового обучения.

Образовательные учреждения являются структурами, в которых учеба и воспитание осуществляются на основании научной разработанной программы. Необходимость приобретения знаний продиктована потребностью общества в специалистах и гражданах, имеющих уровень развитости, которого можно достичь только в системе непрерывного обучения.

В систему образования входят:

  1. Дошкольные учреждения.
  2. Общеобразовательные организации.
  3. Вузы.
  4. Ссузы.
  5. Негосударственные заведения.
  6. Центры дополнительного образования системы школьного и внешкольного обучения.

Все они составляют общую сеть, воздействующую на социально-экономическую составляющую государственного строя.

Состав

Государственное и частное образование предполагает плавное перемещение с низшей ступени на высшую. Первая стадия – дошкольное образование в семье, яслях и детских садах — носит необязательный характер, а ее содержание зависит от родительской занятости и желания. Государственные и частные структуры воспитывают детей 6–8 лет.

Следующий этап обучения — важнейший компонент системы образования, обязательный для граждан развитых стран, – это среднее, или школьное, образование. В систему общего образования включены три уровня:

  1. Начальный.
  2. Базовый (основной).
  3. Средний.

Начинают учиться дети после детского садика примерно в семилетнем возрасте с того, что постигают основы чистописания, счета и чтения в комплексе с первоначальными сведениями о природе, человеке, устройстве общества и страны.

Юным школьникам прививаются навыки гигиены и здорового образа жизни.

Базисное образование привносит в детский разум систему новых знаний, прививает умения и навыки, которые будут нужны на общем этапе обучения и на старте профобразования.

Начальное, основное и среднее образование обязательно для всех детей, освобождение возможно только по медицинским показаниям. Общее среднее образование получают в школах, гимназиях, лицеях и других частных или государственных заведениях.

В них дети накапливают общеобразовательные знания, достаточные для формирования выпускников как полноправных граждан, подготовленных к самостоятельной жизни в обществе.

По окончании учебы после сдачи экзаменов бывшим школьникам вручаются свидетельства установленного образца.

Вузовское обучение необязательно, но на нынешнем этапе развития науки и технологий полноценно трудиться без фундаментальных знаний по общим и специальным предметам попросту нереально. Работодатели неохотно берут в свои компании бакалавров, поскольку эта ступенька лишь начало, а вот специалисты и магистры пользуются успехом на рынке труда техногенного общества.

Из каких элементов строится система

Систему образования составляют:

  1. Учебные заведения (школы, колледжи, вузы).
  2. Социальные группы (школьники, студенты, учителя).
  3. Последовательный образовательный процесс (передача знаний, формирование навыков).

Это основные структурные элементы. Но без специального, профессионального и дополнительного видов обучения целостная картина непрерывного учебного процесса была бы нарушена.

Школы спецобразования

Общая характеристика системы образования невозможна без упоминания скрытой от общего внимания области учебной жизни. Речь идет о заведениях, гдеминимальный объем знаний получают дети с различными отклонениями в здоровье. Сегодня в систему специального школьного образования входит 8 видов коррекционных учреждений:

  1. Для позднооглохших и слабослышащих.
  2. Слепых.
  3. Слабовидящих.
  4. Детей с тяжелыми нарушениями речевых функций.
  5. Детей с дефектами опорно-двигательной системы.
  6. Трудно обучаемых детей с задержкой развития психики.
  7. Умственно отсталых.

Непрерывное профессиональное обучение

Несколько последних десятилетий Россия реформирует профессиональное обучение в соответствии с запросами экономики и промышленности.

Совершенствование профобразования сводится:

  • к преодолению отставания содержания программ от требований производств;
  • существенному изменению структуры кадровой подготовки;
  • повышению эффективности использования бюджетных средств.

Значительная роль в этом процессе отводится оптимизации образования в начальных и средних профессиональных учреждениях. Качественные сдвиги ожидаются после реструктуризации и объединения со школьным специализированным образованием.

Профессиональное образование

Система профессионального образования предусматривает непрерывное пополнение специалистами знаний и умений для повышения квалификации. Зачастуюбазовых навыков, полученных на заре трудовой деятельности, недостаточно для соответствия актуальным требованиям общества и экономики.

Постоянное совершенствование поддерживается многоступенчатым обучением:

  • в заведениях начального профобразования, раньше называвшихся ПТУ;
  • специализированных колледжах;
  • вузах;
  • аспирантуре и докторантуре;
  • на курсах повышения квалификационного уровня.

Финансовая помощь

Образовательная система не смогла бы полноценно функционировать без поддержки государства, направляющего бюджетные отчисления на нужды учебных структур. Львиная доля учреждений образования находится под контролем государства. В общей массе частные школы, существующие за счет родительской платы, просто теряются.

В законе об образовании прописано, что на потребности учебных заведений должно отчисляться не менее 10 % федерального бюджета.

То есть финансирование системы образования осуществляется по смете, но ее структура непостоянна, поскольку меняется ежегодно вследствие колебаний размера бюджета.

Расходы на реализацию госгарантий на получение гражданами бесплатного и общедоступного образования компенсируются региональными бюджетами за счет предоставления субвенций. Такой вид финансирования проводится на основании нормативных документов.

Как оценивается качество

Система оценки качества образования имеет два уровня — федеральный и региональный.   Под оценкой качества образования подразумевается оценивание достижений учеников и самого учебного процесса.

Оценивание призвано:

  • определить уровень достижений учащихся на всех стадиях образования с целью установления возможности перехода на следующую учебную ступень;
  • оценить качество образования на каждой ступени в ходе мониторингового исследования;
  • сформировать единую для всех пользователей измерительную систему.

Как осуществляется мониторинг

Контролирование системы образования регламентируется обновленным законом об образовании. В документе указано, что этот процесс являет собой стандартизированное и систематическое наблюдение за ходом образования и динамической составляющей его результатов.

Ведется мониторинг не только учебных, но и внешкольных достижений, контингента участников образования и условий, в которых учебная деятельность осуществляется. Также исследуются профессиональные достижения выпускников в проекции на образовательную организацию, состояние сети учреждений, ведущих учебную деятельность.

Ни одну составляющую системы образования невозможно назвать главной, поскольку все они взаимосвязаны и работают в одном направлении — воспитании настоящего человека и гражданина.

Отзывы и обсуждения

Источник: https://edunews.ru/education-abroad/sistema-obrazovaniya/chto-takoe.html

Как устроена система образования России

2 мин. на чтение (слов — 408)

​Любая деятельность должна иметь цель.

В системе образования России такой целью является единый процесс воспитания и обучения, который реализуется в интересах как отдельно взятого человека, так и общества в целом, а также комплекс приобретаемых компетенций, ценностных ориентиров, предназначенных для повышения интеллектуального, духовно-нравственного, физического и профессионального развития человека.

Для достижения этой цели разрабатываются и вводятся в действие федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) и профессиональные стандарты. Стандарты – это некий эталон, общепонятный образец, с которым должно что-то сравниваться и к которому нужно стремиться.

Для реализации государственных стандартов разрабатываются и адаптируются различные образовательные программы, которые делятся на уровни (от простого к сложному) и направления (специализация).

Схема российского образования

Субъектами образовательной системы являются организации, осуществляющие выполнение стандарта, работники (воспитатели, учителя, преподаватели и прочий вспомогательный персонал), родители обучающихся (или их законные представители) и непосредственно сам конечный «продукт» – обучающиеся.

Всем этим «хозяйством» нужно как-то управлять. Поэтому на всех уровнях (от федерального до местного) созданы соответствующие органы управления (федеральные и региональные министерства, отделы и комитеты по образованию), которые в свою очередь создают различные консультативные и совещательные структуры (например, методические службы).

Не обойтись и без организаций, которые обязаны обеспечить бесперебойное функционирование образовательного процесса, а также оценивать его качество, следить за соблюдением законодательства по защите персональных данных (Рособрнадзор, Роскомнадзор, Роспотребнадзор и пр.).

Работодатели и сотрудники могут объединяться в различные профессиональные и общественные структуры, чтобы обмениваться опытом и защищать свои права (например, это могут быть профсоюзы работников образования, традиционные и виртуальные методические объединения).

Уровни образования в России делятся на 3 группы:

  • общее;
  • профессиональное;
  • дополнительное.

В свою очередь общее образование подразделяется на:

  • дошкольное (как правило, от полутора лет до шести с половиной);
  • начальное (1-4 классы);
  • общее (5-9 классы);
  • среднее (10-11 классы).

Профессиональное образование делится на:

  • среднее (например, техникумы, колледжи);
  • высшее бакалавриат (4 года обучения);
  • высшее специалитет и магистратура (от 4 лет и выше);
  • подготовка кадров высшей квалификации (например, аспирантура, доктарантура).

К дополнительному образованию относится:

  • дополнительное образование детей и взрослых (различные школы искусств, спортшколы, секции, кружки, курсы и пр.);
  • дополнительное профессиональное образование (например, учебные центры, школы бизнеса и пр.).

Таким образом, можно говорить о том, что российская система образования в случае выполнения всех стандартов и требований позволяет обучающемуся получить необходимые знания для дальнейшей успешной профессиональной деятельности.

К сожалению, на практике не все так идеально, поэтому мы продолжим цикл статей на образовательную тематику, где поделимся опытом, обсудим наболевшие проблемы и дадим практические рекомендации.

За юридическую основу обсуждаемой темы взята статья 10 Федерального закона № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

Источник: https://edu-russian.ru/kak-ustroena-sistema-obrazovaniya-rossii.html

Образовательная cистема России

Вне зависимости от уровня экономического развития, религиозных взглядов, политического устройства, в каждом государстве приоритетной задачей является создание условий для гармонического и всестороннего развития своих граждан. Ответственность за реализацию данной задачи возлагается на существующую в данном конкретном государстве систему образования.

Чаще всего под системой образования понимают специально-разработанный обществом социальный институт, которому свойственна организованная система связей и социальных норм, соответствующих данному конкретному обществу, его потребностям и требованиям, которые оно предъявляет к социализированной личности. Но для того, чтобы более глубоко разобраться в том, что представляет собой система образования, нужно для начала проанализировать каждую составляющую этого сложного и емкого понятия.

Начать следует с того, что в педагогической науке понимают под образованием. В узком смысле слова, образование представляет собой процесс усвоение знаний, обучение и просвещение.

В более широком смысле под образованием видится специальная сфера социальной жизни, которая создает как внешние, так и внутренние условия необходимые гармоническому развитию индивида в процессе усвоения им ценностей культуры, норм, моделей поведения и пр.

Также под образованием понимают синтез процессов обучения и учения, а также воспитания, самовоспитания, развития и социализацию. Таким образом, можно говорить о том, что образование – это многоуровневое пространство, которое призвано создавать условия для развития и саморазвития личности.

Читайте также:  Какая роль отводится семье для воспитания малыша

Ничего непонятно?

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Анализируя понятие «образование», стоит обратиться к определению, которое было принято на ХХ сессии Генеральной конференции ЮНЕСКО: «образование – процесс и результат усовершенствования способностей и поведения личности, в результате которого она достигает социальной зрелости и индивидуального роста». Кроме того, под образованием также следует понимать формирование духовного образа человека, которое происходит под влиянием нравственных и духовных ценностей, принятых и являющихся эталонными в данном конкретном обществе. Также это процесс воспитания, самовоспитания и шлифования личности, в котором важным является не столько объем полученных и усвоенных человеком знаний, умений, навыков, сколько умелое сочетание их с личностными качествами и умениями самостоятельно распоряжаться своими знаниями, направляя свою деятельность на постоянное саморазвития и самосовершенствование.

Что касается системы, то это множество некоторых элементов или составляющих, которые находятся в определенных отношениях и связях между собой, в результате чего образуется определенная целостность, единство.

Именно поэтому, рассматривая образования с позиции социальной системы, чаще всего дается следующее его определение: «сеть образовательных учреждений страны, а именно ДОУ, начальных и средних, средних специальных, высших и послевузовских учреждений, а также внешкольных».

Наиболее часто под системой образования понимают модель, которая объединяет институциональные структуры (дошкольные учреждения, школы, вузы, колледжи и т.п.

), основная цель которых заключается в создании оптимальных условий для обучения учащихся и их учения, как активной деятельности субъектов учебно-воспитательного процесса.

Определение

Итак, система образования – это существующая в масштабе страны структура учебно-воспитательных учреждений.

В эту систему входят ясли, детские сады, начальные и общеобразовательные учебные заведения, специализированные и профессиональные школы, колледжи и техникумы, внешкольные учреждения, высшие учебные заведения.

Часто в систему образования также входят различные учебные заведения для взрослых (послевузовское образование, образование для взрослых) и культобразовательные учреждения.

Основу системы образования составляют:

  • дошкольное образование (ясли, детские сады);
  • начальное (или элементарное) образование, длительность которого в различных странах варьируется от 5 до 9 лет (в нашей стране этой ступени соответствует девятилетняя основная школа);
  • среднее образование, которое дают школы с 4-х-6-летнем сроком обучения;
  • высшее образование (университеты, институты, академии, высшие технические училища, некоторые колледжи и пр.), срок обучения в которых составляет 4-6 лет, иногда – 7 лет.

Особенности образовательной системы

Система образования занимает центральное место в педагогическом процессе, ведь она не только обеспечивает передачу формальных знаний об окружающей действительности и существующих в окружающем мире законов, правил и закономерностей, но и оказывает существенное влияние на развитие и формировании личности человека.

Именно поэтому главной системы образования является регулирование и направление общения, деятельности и взаимодействия всех субъектов образовательного процесса на способствование таких личностных качеств и свойств, которые являются необходимыми для самореализации каждого человека на данном конкретном этапе культурно-исторического развития государства и общества в целом.

Любая система образования, вне зависимости от того, в какое время она существовала и в какой стране, претерпевала некоторые трансформации. Но на развитие системы образования всегда, в том числе и нашей страны, оказывают воздействия определенные факторы, а именно:

  • существующий уровень развития общественного производства и совершенствование его научных и технических основ, что обуславливает возрастание требований к подготовке (как общеобразовательной, так и специализированной) будущих специалистов и соответствующему уровню развития (материально-технической базы, педагогического опыта и т.д.) учебно-воспитательных учреждений страны. Так, в странах, где уровень экономического и технического развития выше, соответственно, и сеть специализированных учебных заведений больше, и происходит возникновение все новых, усовершенствованных типов учебных заведений;
  • государственная политика в сфере образования, которая оказывает непосредственное влияние на развитие всех типов учебно-воспитательных учреждений станы и на особенности их функционирования, а также интересы различных сословий;
  • исторический опыт, национальные и этнические особенности, которые нашли свое отражение в сфере народного образования;
  • педагогические факторы, среди которых стоит выделить раннее воспитание детей, для чего создавались ДОУ (изначально это было необходимо для освобождения женщин от хлопот по уходу за своими детьми в рабочее время, чтобы они могли принимать активное участие в общественно-полезном труде); профессионально-техническое обучение, для подготовки молодежи к будущей профессиональной деятельности.

Каждая система образования имеет структуру, в которой можно выделить 3 больших раздела (см. схема.1).

Схема 1. Разделы в структуре системы образования

Представленные на схеме структурные компоненты системы образования являются основными, но если не учитывать специальное, профессиональное и дополнительное образование, то целостность непрерывного образования была бы разрушена. Именно поэтому в структуру образования входят также внешкольные образовательные учреждения и последипломное образование.

Также необходимо отметить, что система образования призвана создавать оптимальные условия для подготовки молодежи к трудовой деятельности, адекватному восприятию окружающей действительности, социума и внутренней жизни государства, именно поэтому система образования также включает:

  • образовательные организации;
  • государственные образовательные стандарты и планы, которые координируют деятельность образовательных учреждений;
  • органы управления.

Что касается существующих систем управления образованием, то на сегодняшний день их три: централизированная, децентрализированная и смешанная. Более подробно эти системы управления образованием описаны в Таблице 1.

Таблица 1

Системы управления образованием

Структура образовательной системы России

Современная система образования России представлена совокупностью взаимодействующих составляющих, среди которых следует назвать:

  • преемственные образовательные программы (различного уровня, видов и направленности);
  • федеральные госстандарты и требования;
  • сеть образовательных учреждений, которые реализуют указанные стандарты, требования и программы, а также научные организации;
  • лица, осуществляющие педагогическую деятельность, родители, учащиеся, законные представители несовершеннолетних лиц и т.д.;
  • организации, которые осуществляют обеспечение образовательной деятельности;
  • организации, осуществляющие контроль за реализацией госстандартов, требований, планов и производящие оценку качества образования;
  • органы, которые осуществляют управление в сфере образования, а также учреждений и организации, которые подведомственны им (консультативные органы, совещательные и пр.);
  • объединение юридических лиц, а также общественные и государственно-общественные объединения, которые осуществляют деятельность в сфере образования.

На сегодняшний день российская система образования по праву считается одной из лучших в мире (она входит в лидирующую группу мировых образовательных системы и за последние два десятка лет не покидала мировую топ 10). Необходимо отметить, что если раньше образовательную систему России составляли лишь учебно-воспитательные учреждения государственного типа, то сегодня в нее входят также частные и корпоративные учреждения.

Система образования России представлена общим, профессиональным, дополнительным и профессиональным образованием, которое обеспечивает возможность реализации права человека на получения им образования в течение всей своей жизни, то есть на непрерывное образование. Более подробная информация о видах и уровнях образования в России представлена в Таблице 2.

Таблица 2

Уровни и виды образования в России

Источник: https://spravochnick.ru/pedagogika/obrazovatelnaya_cistema_rossii/

Общее понятие о системе образования

Система образования представляет собой совокупность функционирующих в образовательно воспитательных учреждений.

Система образования любой страны обеспечивает подготовку молодого поколения к труду и жизни в обществе и включает в себя: — образовательные учреждения; — государственные образовательные стандарты и государственные образовательные программы, по которым работают вышеназванные учреждения;

— органы управления образованием.

Принципы национальной системы образования: 1. Приоритет общечеловеческих ценностей; 2. Национально-культурная основа; 3. Научность; 4. Ориентация на мировой уровень образования; 5. Гуманизм; 6. Экологическая направленность; 7. Преемственность и непрерывность; 8. Единство обучения, духовного и физического воспитания; 9. Поощрение таланта и образования;

10. Обязательность базового образования.

Образовательные учреждения представляют собой учреждения, которые осуществляют учебно-воспитательный процесс на основании определенной образовательной программы.

Сущность образования заключается в том, что оно отражает потребности общества в людях с определенным уровнем развития, обучения и воспитания и удовлетворяет эту потребность через систему учебных учреждений.

Дошкольное воспитание и образование осуществляется в семье и детских дошкольных учреждениях — государственных, частных, коллективных, смешанных, куда принимаются дети в возрасте до шести (семи) лет.

Школьное образование включает три ступени: начальную (четыре года обучения), базовую (девять лет обучения) и общую среднюю (одиннадцать лет обучения).

Начальное образование начинается в шесть (семь) лет и осуществляется в начальных школах и I-IV классах общеобразовательных школ и гимназий.

Основными задачами начальной школы являются не только обучение чтению, письму и счету, но и воспитание, развитие личности ребенка, овладение первоначальными знаниями о природе, обществе и
человеке, навыками учебной и общетрудовой деятельности, культуры речи, межличностных отношений, основами личной гигиены и здорового образа жизни.

Базовое школьное образование является обязательным для всех детей за исключением тех, кто не в состоянии учиться по медицинским показаниям, осуществляется в общеобразовательных школах и гимназиях, завершается сдачей экзаменов и получением свидетельства о базовом школьном образовании.

Базовая школа призвана обеспечить систематические знания, умения и навыки, необходимые для продолжения общего и начала профессионального образования, включения подростка в жизнь общества, а также развитие его творческих качеств, воспитание национального самосознания и общечеловеческой морали.

Общее среднее школьное образование осуществляется в X — XI классах общеобразовательных школ, гимназий и лицеев и завершается сдачей экзаменов и получением аттестата об общем среднем образовании.

В общей средней школе завершается общеобразовательная подготовка учащихся на таком уровне знаний, умений и навыков, который свидетельствует о формировании полноправного и ответственного гражданина, готового к жизни и деятельности в системе общественных, семейных и производственных отношений.

Образовательные учреждения представляют собой учреждения, которые осуществляют учебно-воспитательный процесс на основании определенной образовательной программы.

Выделяют следующие типы образовательных учреждений: Гимназия — учебное заведение системы общего среднего образования, которое обеспечивает реализацию государственных требований к образованию в соединении с повышенным уровнем обучения, широкой гуманитарной и общекультурной подготовкой учеников.

Колледж является учебным заведением в системе непрерывного профессионального образования, обеспечивающим углубленное среднее специальное образование, интегрированное с общим средним и высшим.

В примерном положении о лицейских классах указано, что они создаются с целью «более полного удовлетворения образовательных запросов молодёжи, создания благоприятных условий для развития творческого, интеллектуального потенциала личности и целенаправленной подготовки наиболее способных учеников для продолжения обучения в высших учебных заведениях в соответствии с их профессиональными интересами».

Читайте также:  Методика «рисунок человека» - отличный способ узнать ребёнка получше

К учебным заведениям нового типа относятся: гимназия, колледж, лицей и высшее профессиональное училище.

Высшее профессиональное училище обеспечивает углублении профессионально-техническое образование, интегрированное со средним специальным.

Через введение в систему образования учебных заведений нового типа «создаются предпосылки для реформирования образования, а главное, закладываются реальные социально-культурные условия формирования современного цивилизованного человека».

Источник: https://psyera.ru/obshchee-ponyatie-o-sisteme-obrazovaniya-676.htm

Система образования в России

Содержание школьного образования — это основа образовательной системы, и в условиях переходного периода в развитии общества оно является основным объектом реформирования и обновления. Содержание образования и его реализация воплощают те ценности и цели, которые общество ставит перед новым поколением.

Успешная реализация реформы в области содержания образования является сложной и труднодостижимой задачей. Она требует тщательного планирования, хорошо разработанной стратегии, приверженности цели тех, кто ее реализует, внимания к ресурсам, обеспечения переподготовки и разработки соответствующей процедуры оценки.

Реформу содержания образования затрудняет еще и то, что она проводится в обществе, где преподаватели и инфраструктура не обеспечены соответствующими ресурсами.

Прежняя советская образовательная система отличалась жесткими учебными планами, составляемыми централизованно. Эти планы основывались на том, что учащиеся приобретали факто-логические познания в узко специализированных предметах. Акцент делался на науку и инженерное дело. Педагогическим инициативам школы или учителя места почти не отводилось.

Существовал общий учебный план, для всех школ, который составлялся под руководством государства. Учебники производились государством монопольно и были бесплатными. Не было никакой структурированной системы оценки образовательных стандартов в национальном масштабе.

Образовательные потребности определялись централизованным планированием распределения рабочей силы.

Сейчас российское общество перестраивается, переоценивает свои ценности и цели, и эти перемены влекут за собой демократизацию и в образовательной сфере.

Гуманизация, индивидуализация, новые концепции гражданского образования нашли свое место в образовательном процессе.

Во многом это происходит благодаря многообразию типов общеобразовательных заведений (равно как и в ФРГ) и вариативности образовательных программ, что напрямую связано с развитием сети негосударственных общеобразовательных учреждений в региональных системах России.

Несмотря на все это, сегодняшняя система образования в России — федеральная, централизованная.

В настоящее время российская система образования очень схожа с немецкой, но все же она представлена в более упрощенном виде:

1) Дошкольное образование, которое, как и в Германии, дает детям элементарные знания, но, все же, не приравнивается к первой ступени школьного образования. Дети начинают посещать детский сад с 1/1,5 года (ясли) и находятся там до 6 лет (также добровольно по желанию родителей).

2) Начальное образование (начальная школа) начинается с полных 6 лет и длится в течение 4 лет (по результатам последних реформ в сфере образования). В отличие от Германии начальное образование дети могут получать уже в гимназиях или лицеях, так как в России данные типы учебных заведений представлены комплексно — с 1 по 11 классы.

3) Неполное среднее образование в лицеях, гимназиях, общеобразовательных школах длится в течение 5 лет. Окончание 9 классов каждого из этих типов учебных заведений дает право на получение аттестата об общем среднем образовании.

4) Полное среднее образование или производственно- техническое образование с правом поступления в техникум, колледж и другие профессиональные учреждения.

По завершении обучения 10 и 11 классов школы, гимназии, лицея выпускники получают аттестат о полном среднем образовании и имеют полное право на поступление в ВУЗ.

Это право распространяется также на окончившего любое профессиональное учреждение, что в Германии является неприемлемым.

5) Высшее образование с получением диплома специалиста, степени бакалавра, магистра или мастера с правом повышения квалификации в университете или НИИ, по окончании которого получают степень кандидата наук, а позже — доктора наук.

Дошкольное образование в России

В российском образовании издавна существует расширенная система обеспечения дошкольного образования.

В настоящий переходный период ей по-прежнему уделяется большое внимание, и она продолжает играть огромную роль в вопросах защиты детства и раннего воспитания и образования. Система отвечает запросам детей от трех до семи лет.

Ясли могут посещаться детьми от 1 до 3 лет, в редких случаях — от 2 месяцев до года. Большинство детских садов финансируется государством, муниципалитетами или ведомствами.

В последнее время появилось много частных или получастных детских садов, но они еще составляют менее 8% от общего числа. Даже в муниципальных детских садах существует тенденция к оплате родителями от 10 до 15 процентов услуг.

Система посещения детских садов достаточно гибка, и родители могут выбрать тот вид посещения их ребенком, который их устраивает — полный рабочий день, неполный рабочий день, неполная рабочая неделя и т.п. Отношения между родителями и персоналом носят откровенный и доверительный характер.

Это позволяет воспитателям многое узнавать о личности и индивидуальных запросах ребенка.

Важно отметить и тот факт, что детские сады являются многофункциональными учреждениями, которые, в дополнение к образовательным, выполняют попечительские, социальные и здравоохранительные функции. Внимание команды экспертов повсеместно привлекалось к проблемам со здоровьем детей. Детские сады предоставляют услуги по защите здоровья и оказанию помощи детям с отклонениями в развитии.

Значительное внимание уделяется выявлению недостатков в физическом и интеллектуальном развитии воспитанников. Большая роль в разработке учебных планов и программ, а также в диагностике детей отводится психологам.

Для лечения детей с физическими или мышечными отклонениями приглашаются физиотерапевты, в некоторых детских садах есть спортзалы и бассейны для проведения коррекционной работы. Логопеды оказывают помощь в коррекции дефектов речи и глотания.

В районах со сложным социально-экономическим положением детские сады выполняют важную функцию помощи детям, страдающим от этих условий.

Они пытаются компенсировать недостаток нормальных домашних условий, когда проблемы алкоголизма и наркомании, а также умственной и эмоциональной нестабильности в семье, вызывают задержки в развитии маленьких детей.

Система школьного образования в России

Обучение в российских школах в свете новых реформ в образовании начинается в возрасте 6 лет и длится в течение 11 лет при полном образовании (11 классов), основное образование составляет 9 лет (9 классов).

Хотя в России существует единая образовательная система, все-таки учебные планы от школы к школе различны и меняются из года в год, поэтому не все образовательные учреждения, которые в большинстве своем являются государственными, могут обеспечить школьников необходимой литературой.

Школьное образование в России представлено следующими типами школ:

начальная школа; средняя общеобразовательная школа; лицеи; гимназии; специальные школы Начальные школы в России

Начальная школа в России является первой ступенью школьного образования, где дети приобретают фундаментальные знания для дальнейшего образования.

В настоящее время в школе представлены три системы начального образования, базирующиеся на традиционной системе обучения, а также на теориях, разработанных отечественными учеными Л.С. Выготским, Л.В. Занковым, Д.Б. Элькониным, В.В. Давыдовым. Все системы направлены на интеллектуальное и нравственное развитие учащихся. Дети могут теперь идти в школу в полные 6 лет.

В настоящий момент дети проходят тестирование при зачислении в школу, где проверяется их интеллектуальный уровень.

Наряду с общепринятыми образовательными предметами (русский язык/письмо/пропись, чтение, математика, «мир вокруг нас», физкультура, музыка, краеведение, труд, ИЗО) во многих школах со 2-го класса вводится иностранный язык, что вскоре станет повсеместным (а в старшей профильной школе кроме обязательного английского будет преподаваться второй язык — немецкий, французский и испанский), а также в недалеком будущем планируется введение обучения детей со 2- го класса навыкам работы на компьютере.

В общей сложности количество часов в неделю у учеников начальной школы составляет от 20 в 1-ом классе до 30 в 4-ом классе.

В первом полугодии первого класса начальной школы не существует как таковой системы оценок. Вместо нее детям ставят звездочку («5»), квадрат («4»), треугольник («3»), но чаще всего успеваемость учащихся дается в письменном виде (похвала типа «Хорошо», «Молодец», «Умница»).

Со второго полугодия дети получают оценки по пятибалльной шкале («5» -высшая оценка). В конце каждого учебного года ученики получают свой табель об успеваемости с оценками. С ним дети переходят (или остаются на второй год при недостаточно хороших показателях успеваемости) в пятый класс данной или другой школы.

Нужно заметить, что, в отличие от Германии, в России дети и их родители после окончания начальной школы не обязаны выбирать тип дальнейшего учебного заведения.

То есть начальное образование ребенок может получать как в общеобразовательной школе, так и в гимназии или лицее, так как данные типы образовательных учреждений представлены в нашей стране комплексно- с 1 по 11 классы.

Общее среднее образование

Общее среднее образование в России включает в себя начальное образование, 5 классов общей средней школы и 2 старших класса средней школы. Итак, в возрасте 10 лет, то есть после начальной школы, дети переходят на младшую ступень средней школы, обучение в которой продолжается 5 лет.

В 15 лет они заканчивают эту ступень в соответствии с законом (то есть заканчивают курс программы основной школы) и получают аттестат о неполном среднем (об общем среднем) образовании.

Затем они могут либо продолжить свое образование в школе (то есть пройти курс образовательной программы полной школы) и получить по его окончании аттестат о полном среднем образовании, либо поступить в начальные или средние профессиональные училища.

С нынешнего года обязательное одиннадцатилетнее образование введено в Москве, тогда как до этого момента обязательным в РФ считался 9-летний курс школьного образования.

А к 2009-2010 годам вся Россия должна перейти на всеобщее 11-летнее школьное образование.

Обучаются школьники 6 дней в неделю совместно, дифференциация ведется лишь на уроках труда, а также на уроках физкультуры в старших классах. Количество часов в неделю — 30-36.

За последние годы разнообразие типов и видов школ на базовом уровне среднего образования значительно увеличилось. Все школы отвечают за освоение базовых программ, аттестат, получаемый выпускником, признается во всех регионах России и республиках СНГ.

Возможности ранней специализации предоставляются гимназиями и лицеями. Большинство учащихся негосударственных школ не получают аттестата государственного образца.

Читайте также:  Формы и методы эвристического обучения

Конкурсное поступление во все виды общеобразовательных учебных заведений, включая гимназии и лицеи, запрещено с 1997 года.

Лицейское образование

Среди современных типов учебных заведений самыми распространенными в России являются общеобразовательные школы, лицеи и гимназии. Лицей- «тип среднего или высшего учебного заведения в Российской Федерации с начала 1990-х гг. Название «лицей» принимают некоторые средние учебные заведения с углубленным изучением дисциплин по определенному профилю».

Имея общие черты с гимназиями, лицеи, однако, принципиально отличаются от них тем, что взаимодействуют с ВУЗами и к настоящему времени приобрели признаки обучения, направленного на индивидуальное развитие личности.

Сегодня лицейское образование развивается прежде всего в школах с физико-математическим уклоном, деятельность которых инициируется университетами и техническими ВУЗами.

Обучение в российский лицеях длится с 1 по 11 класс, то есть все 10 лет учащиеся могут получать образование в рамках одного заведения. Так же, как и в немецких школах такого типа, профили лицеев (гуманитарный, естественнонаучный, математический) предполагают упор на предметы данных блоков.

Гимназии в России

Так сложилось, что понятие «гимназия» ассоциируется в сознании сегодняшних россиян с элитарностью, то есть с тем типом престижных учебных учреждений, где дети получают образование по критериям знатности, богатства, связей, где их подготавливают к работе на руководящих постах в дальнейшем. Многие считают, что такие дети составляют «элиту» современного общества, в основном, «элиту по крови».

(То же происходило и в Германии, пока она не стала единственным доступом к высшим учебным заведениям.) На самом деле такое образование существует в закрытых учебных заведениях, которые в основном являются частными.

Именно они предлагают в основной и старшей ступенях школ внести в учебный план новые предметы, такие как интегрированные курсы («мир биологии», «мир экологии», «синергетика» как образовательные области естествознания), филология («основы духовной культуры», «русская словесность», «риторика»), логика, экономика, основы предпринимательской деятельности.

Гимназии же — это в большинстве своем государственные образовательные учебные заведения среднего типа. Здесь учатся дети с повышенной мотивацией к учению.

Так же, как и в других типах средних общеобразовательных заведений, гимназия предоставляет возможность получить образование, достаточное для продолжения обучения в университете. Это составляет значительное различие с гимназиями в Германии, завершение лишь которых дает право на поступление в ВУЗ.

Кроме того, формирование ученических коллективов в российской гимназии осуществляется с 1 класса. В гимназию можно перейти из другого типа школ как в течение учебы на основной ступени образования, так и по ее окончании.

В этом случае выпускникам 9 классов гимназии также вручаются аттестаты об основном среднем образовании, после чего они решают, остаться им здесь для получения полного среднего образования, или пойти в учебное учреждение профессионального типа.

В результате нововведений в нашей стране, касательно образовательной сферы, в конце обучения выпускники гимназий сдают обязательный единый государственный экзамен (ЕГЭ) по русскому языку; в рамках школы обязательными выпускными экзаменами являются литература, математика, первый иностранный язык (как правило, английский) и 2 предмета по выбору, причем один из них можно сдать «заочно» в конце 10 класса, если в 11 классе этот предмет не преподается (например, география).

Автор статьи Татьяна Беспалова

Источник материала: http://studentex.com

Источник: http://www.edu-all.ru/articles/stati-ob-obrazovanii/pub_270606

Система образования в РФ

Сохрани ссылку в одной из сетей:

Система образования в РФ

Образование — одна из важнейших сфер социальной жизни, от функционирования которой зависит интеллектуальное, культурное, нравственное состояние общества. Конечный результат сводится к образованности индивида, т.е. его новому качеству, выраженному в совокупности приобретенных знаний, умений и навыков.

Система образования включает:

  • дошкольные образовательные учреждения;

  • общеобразовательные учреждения;

  • образовательные учреждения высшего профессионального образования (высшее учебное заведение);

  • образовательные учреждения среднего специального образования (среднее специальное учебное заведение);

  • негосударственные образовательные учреждения;

  • дополнительное образование.

Учреждения образования представляют собой массовую и обширную систему. Их сеть воздействует на социально-экономическую ситуацию, как в стране, так и в регионах. В образовательных учреждениях осуществляется передача знаний, моральных устоев и обычаев общества.

Образование, как и всякая социальная подсистема, имеет свою структуру. Так, в структуре образования можно выделить образовательные учреждения (школы, колледжи, университеты), социальные группы (учителя, студенты, учащиеся), учебный процесс (процесс передачи и усвоения знаний, умений, навыков, ценностей).

Структура образования:

  • Дошкольное ( ясли, детский сад);

  • Общее : — начальное (1-4 кл. )- основное (5-9 кл) – среднее(10-11кл);

  • Профессиональное: — начальное(ПТУ, проф-лицей), -среднее(техникум, колледж), — высшее( бакалавриат, специалитет, магистратура)

  • Послевузовское(аспирантура, докторнатура)

Кроме дошкольного, общего и профессионального образования иногда выделяют:

  • дополнительное образование, которое проходит параллельно с основным, — кружки, секции, воскресные школы, курсы;

  • самообразование — самостоятельная работа по приобретению знаний о мире, опыта, культурных ценностей. Самообразование — это свободный активный путь культурного самосовершенствования, позволяющий добиться наилучших успехов в образовательной деятельности.

По формам обучения при структурировании выделяются очная, заочная, экстернатная, по индивидуальному плану, дистанционная формы.

Фундаментальными основами государственной политики в области образования в Российской Федерации являются:

  • Российская Федерация провозглашает область образования приоритетной.

  • Образование в Российской Федерации осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормами международного права.

  • Государство гарантирует гражданам общедоступность и бесплатность дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования и начального профессионального образования, а также на конкурсной основе бесплатность среднего профессионального, высшего профессионального и послевузовского профессионального образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях в пределах федеральных государственных образовательных стандартов, федеральных государственных требований и устанавливаемых законодательно образовательных стандартов и требований, если образование данного уровня гражданин получает впервые, в порядке, предусмотренном законами Российской Федерации.

  • Общее образование является обязательным.

  • Гражданам Российской Федерации гарантируется возможность получения образования независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным организациям (объединениям), возраста, состояния здоровья, социального, имущественного и должностного положения, наличия судимости.

    • Ограничения прав граждан на профессиональное образование по признакам пола, возраста, состояния здоровья, наличия судимости могут быть установлены только законом.

  • Граждане Российской Федерации имеют право на получение основного общего образования на родном языке, а также на выбор языка обучения в пределах возможностей, предоставляемых системой образования.

    • Вопросы изучения государственных языков республик в составе Российской Федерации регулируются законодательством этих республик.

  • Государство создает гражданам с ограниченными возможностями здоровья, то есть имеющим недостатки в физическом и (или) психическом развитии, условия для получения ими образования, коррекции нарушений развития и социальной адаптации на основе специальных педагогических подходов.

  • Российская Федерация устанавливает федеральные государственные образовательные стандарты, поддерживает различные формы образования и самообразования.

    • В Российской Федерации устанавливаются федеральные государственные образовательные стандарты, представляющие собой совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию.

  • Проведение в Российской Федерации единой государственной политики в области образования обеспечивает Правительство Российской Федерации.

  • Организационной основой государственной политики Российской Федерации в области образования является Федеральная целевая программа развития образования (текущая Программа принята на период 2006-2010 годов).

  • В государственных и муниципальных образовательных учреждениях, органах, осуществляющих управление в сфере образования, создание и деятельность организационных структур политических партий, общественно-политических и религиозных движений и организаций (объединений) не допускаются.

Государственная политика в области образования основывается на следующих принципах:

  • гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности. Воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье;

  • единство федерального культурного и образовательного пространства. Защита и развитие системой образования национальных культур, региональных культурных традиций и особенностей в условиях многонационального государства;

  • общедоступность образования, адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся, воспитанников;

  • светский характер образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях;

  • свобода и плюрализм в образовании;

  • демократический, государственно-общественный характер управления образованием. Автономность образовательных учреждений.

Особенности педагогической профессии

Принадлежность человека к той или иной профессии проявляется в особенностях его деятельности и образе мышления. По классификации, предложенной Е.А. Климовым, педагогическая профессия относится к группе профессий, предметом которых является другой человек.

Но педагогическую профессию из рада других выделяют прежде всего по образу мыслей ее представителей, повышенному чувству долга и ответственности.Главное ее отличие от других профессий типа «человек-человек» заключается в том, что она относится как к классу преобразующих, так и к классу управляющих профессий одновременно.

Имея в качестве цели своей деятельности становление и преобразование личности, педагог призван управлять процессом ее интеллектуального, эмоционального и физического развития, формирования ее духовного мира.

Основное содержание педагогической профессии составляют взаимоотношения с людьми.

Деятельность других представителей профессий типа «человек-человек» также требует взаимодействия с людьми, но здесь это связано с тем, чтобы наилучшим образом понять и удовлетворить запросы человека.

В профессии же педагога ведущая задача — понять общественные цели и направить усилия других людей на их достижение.

Особенность обучения и воспитания как деятельности по социальному управлению состоит в том, что она имеет как бы двойной предмет труда.

С одной стороны, главное ее содержание составляют взаимоотношения с людьми: если у руководителя (а учитель таковым и является) не складываются должные отношения с теми людьми, которыми он руководит или которых он убеждает, значит, нет самого важного в его деятельности.

С другой стороны, профессии этого типа всегда требуют от человека специальных знаний, умений и навыков в какой-либо области (в зависимости от того, кем или чем он руководит).

Педагог, как любой другой руководитель, должен хорошо знать и представлять деятельность учащихся, процессом развития которых он руководит. Таким образом, педагогическая профессия требует двойной подготовки — человековедческой и специальной.

Своеобразие педагогической профессии состоит и в том, что она по своей природе имеет гуманистический, коллективный и творческий характер.

Гуманистическая функция педагогической профессии. За педагогической профессией исторически закрепились две социальные функции — адаптивная и гуманистическая («человекообразующая»). Адаптивная функция связана с приспособлением учащегося, воспитанника к конкретным требованиям современной социокультурной ситуации, а гуманистическая — с развитием его личности, творческой индивидуальности.

Источник: https://works.doklad.ru/view/8hKWFc_9e0g.html

Ссылка на основную публикацию