Система педагогических наук

Система педагогических наук

Определив предмет педагогики как целœенаправленный процесс образования и развития личности в условиях ее воспитания и обучения, можно констатировать, что изучаемый предмет является весьма сложным, многоаспектным и обнаруживает большое количество связей и опосредовании. Педагогика, зародившаяся в недрах философии, представляет в настоящее время разветвленную систему научных знаний. Каждая педагогическая отрасль определяется особенностями предмета изучения.

В системе педагогических наук выделяют следующие основные дисциплины.

Общая педагогика— изучает общие закономерности воспитания, обучения и развития человека независимо от его возраста и типа образовательного учреждения. Состоит из следующих разделов: общие основы, теория воспитания, теория обучения (дидактика), теория организации и управления в системе образования.

История педагогики— исследует развитие педагогических идей и представлений в прошлом, изучает педагогическую реальность в различных странах в разные эпохи, жизнь и деятельность выдающихся педагогов, занимается интерпретацией педагогических текстов.

Возрастная педагогика— включает в себя дошкольную педагогику(изучает закономерности воспитания детей дошкольного возраста) и школьную педагогику(исследует закономерности воспитания, обучения и развития учащихся в системе среднего образования).

Педагогика высшей школы— изучает закономерности образовательного процесса в условиях высшего учебного заведения.

Специальная педагогика— разрабатывает проблемы обучения и воспитания людей с различными нарушениями и отклонениями в развитии.

Учитывая зависимость отвида дефектов здесь выделяют следующие направления: сурдопедагогика занимается вопросами обучения и воспитания глухих и глухонемых, тифлопедагогика — слепых, олигофренопедагогика — умственно отсталых, логопедагогика — людей с дефектами речи.

Социальная педагогика— исследует проблемы воспитания, социальной реабилитации и педагогической помощи людям в определœенных социальных условиях (безработные, бедные, беспризорные, бездомные, наркоманы, алкоголики, правонарушители и проч.). Социальная педагогика разрабатывает научные основы социальной работы, которая направлена на оказание помощи людям всœех возрастных групп с целью преодоления их социальных и психологических трудностей.

Исправительно-трудовая (коррекционная) педагогика— изучает вопросы перевоспитания правонарушителœей всœех возрастов.

Андрагогика (образование взрослых)— занимается обучением и развитием взрослых людей, включая повышение квалификации и переквалификацию работников, приобретение новой профессии.

Вместе с тем, некоторые исследователи выделяют следующие отрасли педагогической науки, предмет изучения которых понятен из их названия: военная педагогика, профессиональная педагогика, семейная педагогика, сексуальное воспитание, педагогика СМИ, педагогика досуга. Особую группу педагогических наук составляют так называемые предметные методики,исследующие содержание, формы, методы преподавания и изучения конкретных учебных предметов во всœех типах образовательных учреждений.

Педагогика развивается в тесной взаимосвязи с другими науками, в первую очередь, с теми, в центре исследования которых находится человек.

Изучение философии, социологии, этики и эстетикиспособствует адекватному пониманию педагогами закономерностей развития человека и общества, правильному определœению педагогического идеала и целœей образования.

Философские знания образуют методологическую основу научно-педагогических исследований и педагогических теорий. Так, в основу долгое время определявшей развитие советской школы концепции политехнического образования и теории трудового обучения в коллективе А. С. Макаренко были поло-

жены соответствующие идеи К. Маркса и Ф. Энгельса. А получившая широкое распространение в последнее время концепция личностно-ориентированного образования базируется на философских постулатах Ж. П.

Сартра, Э. Фромма, К. Ясперса. Очевидно, что этическое или эстетическое воспитание должна быть эффективным, только опираясь на результаты фундаментальных исследований в соответствующих областях науки.

Особенно тесно педагогика связана с психологиейи физиологией.Развитие способностей человека, его личности в целом невозможно без понимания его биологической сущности: природных задатков, типологических особенностей нервной системы, функционирования органов чувств, других физиологических систем.

По мнению выдающегося русского педагога К. Д. Ушинского (1824—1871), каждый учитель обязан быть практическим психологом.

Используя выявленные психологией закономерности развития психики человека, педагогика повышает эффективность тех воспитательных воздействий, которые приводят к намеченным изменениям во внутреннем мире и поведении воспитываемого.

https://www.youtube.com/watch?v=0UQZHSqtcB4

На стыке с педагогикой возникают пограничные отрасли. Педагогическая психологияисследует механизмы и закономерности освоения социокультурного опыта человеком в образовательном процессе. Педагогическая этикаизучает специфические особенности профессиональной морали педагогов.

Педагогическая деонтология— наука о должном поведении педагогических работников — исследует всю совокупность формализованных и неформализованных норм профессионального поведения и деятельности педагогов. Школьная гигиенаизучает и определяет санитарно-гигиенические условия жизни учащихся.

Этнопедагогиказанимается изучением обычаев и традиций различных народов в обучении и воспитании.

Предмет педагогики составляет вся педагогическая действительность. С тех пор как педагогика сформировалась как самостоятельная наука, не прекращаются дискуссии о соотношении педагогической теории и практики. В вышедшей в 1867 ᴦ.

книге ʼʼЧеловек как предмет воспитанияʼʼ Ушинский утверждал, что педагогика — это самое обширное, сложное, самое высокое и самое крайне важно е искусство, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ опирается на науку и, кроме знаний, требует способностей и наклонностей.

Это суждение о педагогике как искусстве становится понятным, в случае если вспомнить, что всœе свои великолепные педагогические сочинœе-

ния Ушинский создал на базе анализа собственного обширного опыта преподавания в Демидовском юридическом лицее ᴦ. Ярославля, Гатчинском сиротском институте и в Смольном институте благородных девиц.

Ушинский не имел специального педагогического образования, он блестяще закончил юридический факультет Московского университета͵ Совет которого присудил ему в 20 лет степень кандидата юриспруденции.

Усиленно занимаясь самообразованием, Ушинский глубоко изучал философию и иностранные языки. Свободно владел английским, немецким, французским. Читал в оригинале труды Ф. Бэкона, Г. В. Ф. Гегеля, П. А. Гольбаха, Р. Декарта͵ Д. Дидро, И. Канта͵ Дж. Милля, Ж. Ж. Руссо.

Был направлен для ознакомления с организацией школьного образования за границу, где в течение пяти лет посœетил Швейцарию, Германию, Францию, Бельгию, Италию. До 1917 ᴦ.

вышло более 10 млн экземпляров книг Ушинского; среди них выдержавший 187 переизданий учебник ʼʼРодное словоʼʼ и блестящий труд 24-летнего профессора ʼʼО камеральном образованииʼʼ[1].

Сегодня никто не отрицает научный статус педагогики. Педагогическая теория и практика развиваются в неразрывной взаимосвязи и взаимовлиянии.

Успехи педагогов бывают обусловлены как глубокими знаниями и умелым применением педагогической теории, так и искусством педагогического воздействия благодаря многолетней практике.

В любом случае педагог в своей деятельности, как каждый человек, руководствуется определœенными представлениями, личным опытом или научными теориями. Вопрос состоит по сути в том, что это за представления и теории, насколько они научно обоснованны и эффективны.

Большинство людей в процессе педагогического взаимодействия с другими ориентируются на личный жизненный опыт, который можно обозначить как ʼʼличную теориюʼʼ.

При этом личный опыт нельзя обобщать и переносить на всœе ситуации, как это часто случается.

Опасность ʼʼличной теорииʼʼ состоит по сути в том, что устанавливаемые взаимосвязи являются часто неправильными или далеко не в полной мере отражают педагогиче-

скую действительность. А это может иметь фатальные последствия и для воспитываемого, и для воспитателя.

ʼʼЛичной теорииʼʼ противостоит научная теория, т. е. знания, полученные научно адекватными методами. Научная теория устанавливает и объясняет важные взаимосвязи и помогает практикам действовать педагогически более эффективно и рационально.

В отличие от ʼʼличной теорииʼʼ для научной теории характерны объективность и проверяемость, общезначимость, непротиворечивость и целостность.

Научные теории позволяют прогнозировать педагогические ситуации и способы поведения, избегать работы вслепую; они являются ориентировочной основой профессионального поведения педагогов и помогают им осмыслять свою деятельность в научных понятиях.

Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, педагогика как наука имеет четко выделœенный предмет исследования, собственные методы и понятийно-категориальный аппарат, зафиксированные в виде законов и закономерностей объективные связи между факторами, процессами, составляющими предмет изучения. Установленные закономерности и законы позволяют прогнозировать развитие педагогических процессов; педагогическая теория соединяется с практикой с помощью рекомендаций и правил.

  • — Система педагогических наук

    Современная педагогика представляет собой широко развернутую область знаний, включающих ряд отдельных дисциплин и научных направлений. Для педагогики характерен процесс дифференциации. Этот процесс вызывает значительную разветвленность педагогики на отдельные… [читать подробнее].

  • — Система педагогических наук и связь педагогики с другими науками

    Об уровне развития любой науки судят по степени дифференцированности ее исследований и по тому многообразию связей данной науки с другими, благодаря которому и возникают пограничные научные дисциплины. В систему педагогических наук входят: 1. Общая педагогика,… [читать подробнее].

  • — Система педагогических наук и связь педагогики с другими науками

    Об уровне развития любой науки судят по степени дифференцированности ее исследований и по тому многообразию связей данной науки с другими, благодаря которому и возникают пограничные научные дисциплины. В систему педагогических наук входят: 1. Общая педагогика,… [читать подробнее].

  • — Педагогика как наука и искусство. Функции и задачи педагогики. Категориальный аппарат педагогической науки. Состав и система педагогических наук

    Гуманистическая и социальная направленность педагогической профессии. Структура, функции и основные виды профессиональной деятельности. Современные требования к личности и профессиональной компетентности педагога Общие основы… [читать подробнее].

  • — СИСТЕМА ПЕДАГОГИЧЕСКИХ НАУК

    Педагогика, пройдя длительный путь развития, накопив информацию, превратилась в разветвленную систему педагогических наук (отраслей педагогики). … [читать подробнее].

  • — Система педагогических наук

    Об уровне развития любой науки судят по степени дифференцированности ее исследований и по тому многообразию связей данной науки с другими, благодаря которому и возникают междисциплинарные научные отрасли. В систему педагогических наук входят: 1. Общая педагогика,… [читать подробнее].

  • — Система педагогических наук

    В общепризнанный перечень педагогических наук принято включать следующие: общая педагогика, история педагогики, сравнительная педагогика, возрастная педагогика, лечебная педагогика, социальная педагогика, пенитенциарная педагогика, профессиональная педагогика,… [читать подробнее].

  • — Система педагогических наук. Межнаучная интеграция. Основные категории педагогической науки.

    Систему педагогической науки, как и любую другую сложную систему, можно анализировать по различным признакам в зависимости от направленности изучения и желания получить ответы на те или иные вопросы. Философия — фундамент педагогики, в частности та ее часть, которая… [читать подробнее].

  • Источник: http://referatwork.ru/category/obrazovanie/view/239591_sistema_pedagogicheskih_nauk

    Система педагогических наук

    Современная система педагогических наук включает в себя круг самостоятельных наук:

    1. История педагогики – изучает развитие педагогических идей, теорий и систем образования.

    2. Общая педагогика, изучающая общие закономерности воспи­тания, образования и обучения. Традиционно общая педагогика содержит четыре раздела: теоретические основы, дидактику (теорию обучения), основы воспитания, школоведение (система управления школой и деятельность органов управления образованием);

    Сегодня насчитывается около двадцати самостоятельных отраслей педагогической науки. Все они опираются на структуру и принципы общей педагогики и их условно можно разделить на общие и функциональные.

    К общепедагогическим наукам относятся:

    возрастная педагогика – изучает особенности и закономерности развития человека различного возраста: преддошкольная; дошкольная; школьная; андрогогика (обучение взрослых); геронтогогика (педагогика старости);

    специальная (коррекционная) педагогика – изучает обучение и воспитание детей с физическими и психофизиологическими недостатками в развитии: сурдопедагогика (работа со слабослышащими детьми); тифлопедагогика (работа со слабовидящими и незрячими детьми); олигофренопедагогика (работа с умственно отсталыми детьми); логопедия (работа по исправлению дефектов речи);

    социальная педагогика – разрабатывает проблемы внешкольного воспитания, влияния социума на формирование и развитие личности: семейная; музейная; театральная; педагогика трудовых коллективов; педагогика перевоспитания;

    этнопедагогика – исследует закономерности и особенности народного, этнического воспитания;

    К функциональным наукам относятся:

    Читайте также:  Как помочь ребёнку адаптироваться в новой школе?

    профессиональная педагогика – исследует проблемы профессионального образования: педагогика средних профессиональных учебных заведений; высшей школы; педагогика труда;

    отраслевая (производственная) педагогика – изучает закономерности специальной подготовки людей к определенным видам деятельности (педагогической, инженерной, военной, медицинской, юридической, культурно-образовательной и др.);

    педагогика повышения квалификации и переквалификации специалистов;

    предметные методики – исследуют закономерности преподавания и изучения конкретных учебных дисциплин во всех типах учебно-воспитательных учреждений и помогают учителю в подготовке и проведении уроков.

    Отдельно выделяем сравнительную педагогику, которая занимается сравнительным анализом педагогических систем в разных странах (по сравнению с отечественной).

    Совокупность отраслей педагогики составляет единую систему педагогических наук.

    Тема 2. Методологические основы педагогики.

    1. Связь педагогики с другими науками.

    2. Содержание и структура педагогического исследования.

    3. Методы исследования.

    Связь педагогики с другими науками.

    Исключительно большое зна­чение в развитии педагогики имеют ее связи с другими науками. Три науки, традиционно оказывают наибольшее влияние на педагогику – это психология, философия и антропология.

    Для решения конкретных педагогических задач очень важны такие направления, как возрастная и педагогическая психология, а также психология профессиональной педагогической деятельности.

    Эти направления образовались из связи педагогики с психологией и занимаются изучением психических процессов детей в зависимости от их возрастных особенностей.

    На основе результатов психодиагностики происходит построение образовательных процессов, а с помощью педагогических средств осуществляется психическое развитие личности.

    Особенно долгой и прочной является связь педагогики с философией. Особое значение имеет философия для педагогики при определении базовых, исходных методологических положений. Без философского обоснования не рассматриваются многие факты, явления, теории и концепции педагогики.

    Антропология – это наука, систематизирующая знания о человеке, как целостном, многоликом и многомерном субъекте. Связь педагогики с антропологией заключается в использовании для педагогических целей материала, полученного при комплексном изучении человека.

    Тесно связана педагогика с биологией, физиологией, анатомией и медициной. Исходя из природных особенностей человека, формируются все педагогические процессы и явления. Наиболее важными для педагогики являются знания о функционировании высшей нервной деятельности. Благодаря этой связи сформировались такие направления, как логопедия, коррекционная педагогика и специальная педагогика.

    Одной из самых популярных и развитых из отраслей специальной педагогики является дефектология. Ее развитие привело к образованию сурдопедагогики, тифлопедагогики и олигофренопедагогики. Кроме того, существует взаимосвязь между педагогикой и школьной гигиеной. Результатами сотрудничества этих двух наук являются санитарно-гигиенические нормы для детских образовательных учреждений.

    Влияние экономических факторов на педагогические исследования породили взаимосвязь между педагогикой и экономикой. Появились отрасль знаний экономика образования, предмет которой – влияние экономических факторов в сфере образования.

    Социология исследует общество, процессы, происходящие в нем, тенденции развития различных слоев населения. В связи с педагогикой она образует направление социальной педагогики, которая занимается изучением воспитания и социализации личности.

    Связь педагогики с политологией породила образовательную политику. Она изучает идеологию различных классов и партий в отношении образования. Кроме того, педагогика создает средства формирования политической культуры личности.

    Очень важна связь педагогики с культурологией, поскольку образование есть элемент культуры.

    Кроме того, педагогика сотрудничает и с другими науками: юриспруденцией, демографией, статистикой, этнологией, историей, этикой, эстетикой и прочими.

    Современная педагогика не только поддерживает и укрепляет традиционные связи с гуманитарными и естественными науками, но и создает новые связи в соответствии с прогрессом. Новыми являются, например, связи педагогики с информатикой и кибернетикой, образованные вследствие развития информационных технологий.

    Итак, педагогика взаимодействует с другими науками в четырех различных формах. Первая форма – это использование основных положений, идей и концепций других наук. Такова связь педагогики с антропологией, например.

    Вторая – это заимствование методов поиска и исследования других наук. Примером этой формы является связь педагогики с психологией и социологией. Третья форма связи – это использование выводов, итогов и результатов исследований других наук.

    Например, результаты физиологических исследований функционирования нервной системы составляют один из важнейших компонентов построения образовательного процесса. И, наконец, четвертая форма – это участие педагогики в изучении человека.

    Эта форма взаимодействия подразумевает использование педагогических средств и явлений другими науками о человеке в своих исследованиях.

    Содержание и структура педагогического исследования

    Проведение психолого-педагогических исследований требует знания основных терминов и их взаимосвязи. К таким терминам относятся: методика, метод и методология исследования.

    Методика – конкретное воплощение метода как выработанного способа организации взаимодействия субъекта и объекта исследования на основе материала и конкретной процедуры.

    Метод исследования – путь исследования, вытекающий из общих теоретических представлений о сущности изучаемого объекта, явления и процесса.

    Методология исследования – это система принципов и способов организации и построения теоретической деятельности, а также учение об этой системе.

    Педагогическое исследование проходит ряд этапов. Опишем четыре основных.

    1. Изучение состояния проблемы, разработка программы исследования, формулировка гипотез, выбор методов исследования:

    а) на этом этапе выявляются, анализируются результаты ранее проведенных исследований по выбранной теме, которые были выполнены другими и самим исследователем. Выявляются противоречия, нерешенные проблемы, обосновывается актуальность темы исследования;

    б) определяется объект, предмет и цель исследования; формулируются гипотезы (предположения, которые должны получить подтверждение в исследовании); ставятся задачи, вытекающие из гипотез; составляется стратегический (принципиальный) план исследования (вычленяются этапы и задачи на каждом этапе); выбирается система методов исследования (теоретические, эмпирические и статистические); составляется набросок основных процедур сбора и анализа первичных данных.

    2. Сбор фактических данных. С помощью выбранных методов и методик изучается педагогическое явление, обозначенное в теме, чтобы правильно понять его сущность и своеобразие, вскрыть те составляющие, которые не лежат на поверхности (рис. 5)

    3. Качественная и количественная обработка данных. Качественная обработка предполагает:

    а) получение показателей, по которым можно судить о конкретных особенностях процесса или отдельного обучающегося, группы;

    б) получение предварительных показателей, которые дальше подвергнутся количественной обработке.

    Количественная обработка включает методы математической статистики.

    4. Интерпретация данных, формулирование выводов, практических рекомендаций, разработка прогноза развития явления в будущем.

    Все исследование, начиная с постановки проблемы, подчинено предполагаемым результатам. Исследователь констатирует наличие определенных свойств, особенностей, сторон педагогического явления, после решения всех обозначенных в исследовании задач.

    Делаются обобщающие выводы, заключения относительно закономерностей его проявления и функционирования. Формулируется, если это возможно, прогноз на будущее. Даются научно-обоснованные рекомендации по использованию полученных результатов другими педагогами и исследователями.

    Формулируются новые проблемы и задачи, нерешенные, но вытекающие из результатов исследования.

    Методы исследования

    Методы исследования –это способы решения научно-исследовательских задач или способы познания объективной реальности.

    Методы педагогических исследований подразделяются на традиционные и новые.

    Традиционные – это методы, которые достались со­временной педагогике от исследователей, стояв­ших у истоков педагогической науки: Платона и Квинтилиана, Коменского и Песталоцци.

    К традиционным ме­тодам педагогических исследований относятся наблюдение, изучение опыта, изучение первоисточников, анализ школьной докумен­тации, изучение ученического творчества, беседы.

    Наблюдение – наиболее распространенный метод,с помощью которого изучаютсяпедагогические явления в различных условиях без вмешательства в их течение. Житейское ограничивается регистрацией фактов,носит случайный характер.

    Научно-организованное предполагает гипотезу,цель,план,регистрацию и обработку результатов. Для повышения эффективности наблюдения оно должно быть длительным, систематическим, разносторонним, объектив­ным и массовым.

    Недостатки – не вскрывает внутренние стороны педагогических явлений, при использова­нии этого метода невозможно обеспечить полную объектив­ность информации.

    Изучение опыта – это организованная познавательная деятельность, направленная на установление исторических связей воспитания, вычленение общего, устойчивого в учебно-воспитательных системах.

    С по­мощью данного метода анализируются пути решения конкрет­ных проблем, выводятся взвешенные заключения о целесо­образности их применения в новых исторических условиях. Поэтому рассматриваемый метод нередко называют еще исто­рическим.

    Тесно смыкается с другим методом – изучением пер­воисточников, называемым также архивным.

    В современном, несколько суженном смысле под изучением опыта обычно понимают изучение передового опыта творчески работающих педагогических коллективов, отдельных учителей.

    Вспомним, как вско­лыхнули педагогическую мысль и школьную практику ориги­нальные методические находки донецкого учителя В. Ф. Шата­лова. Его система обучения включает сотни педагогических приемов, многие из которых действовали вопреки методичес­ким рекомендациям и устоявшейся практике.

    Результаты, до­стигнутые Шаталовым, подтолкнули педагогов к размышлениям, совершенствованию технологии обучения.

    Ана­лиз школьной документации – дает количественную и качественную характеристику учебно-воспитательного процесса.

    Источниками информации являются: алфавитная книга записи учащихся, личные дела учащихся, классные журналы, журналы факультативных занятий, журналы групп продленного дня, книги учета выдачи аттестатов об образовании, книга учета выдачи золотых и серебряных медалей, книга протоколов заседаний совета школы и педагогического совета, книга приказов по школе, книга учета педагогических работников, журнал учета пропусков и замещения уроков.

    Изучение продуктов ученического творчества – метод, который позволяетизучать сформированность знаний и навыков, интересов и способностей ученика на основе анализа продуктов его деятельности. Источники информации – домашние, классные, контрольные и проверочные работы, сочинения, модели, поделки.

    Беседа – применяется чаще все­го как дополнительный метод для получения необходимых разъясне­ний и уточнений по поводу того, что не было достаточно яс­ным при наблюдении или использовании иных методов.

    Педагогическая беседа как метод исследования отлича­ется целенаправленными попытками исследователя проник­нуть во внутренний мир собеседника, выявить причины тех или иных его поступков.

    Особенности: наличие продуманного плана беседы, обсуждение интересующих исследователя вопросов и их постановка в удобной для со­беседника форме, умение использовать ситуацию, находчивость в вопросах и ответах.

    К новым методам педагогических исследований относят педагогический эксперимент, тестирование, анкетирование, социометрический метод др.

    Педагогический эксперимент – это научно поставленный опыт преобразования педагогического процесса в точно учитываемых условиях. Эксперимент в педагогике носит созидательный характер.

    С его помощью пробивают дорогу новые приемы, методы, формы, системы учебно-воспитательной деятельности. Педагогический эксперимент может охватывать группу учеников, класс, школу, несколько школ или регионов.

    Исследования могут быть длительными или краткосрочными в зависимости от темы и цели. Проводимые педагогами эксперименты разнообразны. В зависимости от цели различают:

    Констатирующий эксперимент – проводится на первоначальном этапе исследования и используется для получения данных как точки отсчета.

    Формирующий эксперимент – означает такое развитие педагогического явления, в котором целенаправленно развиваются и формируются определенные качества, свойства, знания, умения и навыки.

    Контролирующий эксперимент – проводится с целью установления педагогической полезности (целесообразность и эффективность) педагогического продукта.

    Тестирование– целенаправленное, одинаковое для всех испытуемых обследование, проводимое в строго контро­лируемых условиях, позволяющее объективно измерять изучае­мые характеристики педагогического процесса. От других спо­собов обследования тестирование отличается точностью, про­стотой, доступностью, возможностью автоматизации.

    Анкетирование – метод массового сбора информации с помощью специально разработанных опросников, называемых анкетами. Анкеты подразделяются на: открытые (требуют самостоятельного ответа), закрытые (нужно выбрать один из готовых ответов); именные и анонимные.

    Социометрический метод – позволяет анализировать отношения внутри коллектива. Школьников просят ответить на вопросы типа: «С кем бы ты хотел…» (пойти в туристичес­кий поход, готовиться к экзаменам, сидеть за одной партой, играть в одной команде и т. д.).

    На каждый вопрос дается три «выбора»: «Напиши сначала фамилию того, с кем бы ты более всего хотел быть вместе; потом напиши фамилию того, с кем бы ты хотел быть, если с первым этого не получится, и, нако­нец, третью фамилию – в соответствии с теми же условиями». В результате у одних членов коллектива – наибольшее число выборов, у других – наименьшее.

    Читайте также:  Организация эффективной воспитательной работы в школе (с видео)

    Появляется возможность обоснованно судить о месте, роли, статусе, позиции каждого члена коллектива, выявлять группировки, их лидеров.

    Рекомендуемые страницы:

    Источник: https://lektsia.com/2x6f96.html

    Система педагогических наук

    Педагогика является системой педагогических знаний. Данная система постоянно совершенствуется и обогащается новыми познаниями.

    В особую группу педагогических наук можно отнести частичные или предметные методики, которые концентрируются на изучении правильности обучения и изучении определенных наук в учебных заведениях различных видов.

    В конце XX в. обозначается прогресс в социальной педагогике – стали появляться отрасли, которые изучают закономерности, а так же формирование и развитие индивида в процессе приобретения образования и воспитания в отдельных социальных институтах.

    Также социально ориентированная работа научных, образовательных, культурных и других организаций, которые способствуют развитию социальной интенсивности личности в процессе решения политических, общественных, экономических и других вопросов общества.

    Так как к решению задач воспитания человека относятся разного вида науки, педагогика имеет с ними тесную связь. Межпредметные связи педагогики предоставляют ей возможность глубоко исследовать педагогические факты и явления.

    Связь педагогики с гуманитарными науками

    Взаимосвязь педагогики с философией длится давно и плодотворно, так как философские понятия создают педагогические концепций и теорий, задают ракурс педагогического искания и служат ее методологическим основанием.

    Истолкование соотношений философии и педагогики носили достаточно твердый оппозиционный характер. С одной стороны, педагогика считалась «полигоном» для дополнения и одобрения философских идей. В этом случае ее изучали как практическую философию.

    В наши дни общепринятой является методологическое назначение философии по отношению к педагогике, это обоснованно и предопределяется самой сущностью философского познания, мировоззренческого по природе, а также решаемым задачам, пониманием места человека в мире, раскрытием его взаимосвязи с миром. От системы философских убеждений, которых придерживаются исследователи педагогики, зависит направленность педагогического изыскания, установление содержательных, целевых и технологических свойств образовательного процесса.

    Связь педагогики с психологией является наиболее традиционной. Педагогика, стремясь стать настоящей наукой и продуктивно управлять работой преподавателя, обязана принимать во внимание те факты, с которыми имеет дело личность в его индивидуальном и конкретном усовершенствовании.

    Это более чем три века тому назад упоминал основатель педагогики Я.А. Коменский. Он писал, что даже столяр, чтобы сделать стол, должен знать и учитывать породу дерева, его особенность, способы обработки.

    Неужели же человек настолько проще, чем дерево, что некоторые учителя считают возможным «формовать» его, не зная ни природы, ни свойств его души, ни способов воздействия на нее.

    Связи педагогики с другими науками не ограничиваются философией и психологией, общим для которых является постижение личности. Педагогика тесно соединена и с науками, исследующими его как индивида. Это такие науки, как биология (анатомия и физиология человека), антропология и медицина.

    Образование как управляемый процесс социализации не обозначает пренебрежение того, что человек, его формирование зависят от влияния природных факторов.

    Их воздействие становится менее заметным так как оно опосредовано общественными устройствами регулирования. Проблема соотнесения врождённых и социальных факторов роста человека — одна из основных для педагогики.

    Она является и одной из важнейших для биологии, исследующей индивидуальное развитие личности.

    Связь педагогики с медициной

    Связь педагогики с медициной породило возникновение коррекционной педагогики как особой области педагогического знания, предметом которой является воспитание детей, которые имеют приобретенные или врожденные изменения в развитии.

    Она вырабатывает вместе с медициной систему средств, благодаря которым постигается терапевтический эффект и обретаются такие взгляды, роли и ценности, которые помогают облегчить процессы социализации, восполняющие имеющиеся недостатки или понижающие их тяжесть.

    Развитие педагогики связано также с науками, которые исследуют человека в обществе, в системе его общественных связей и отношений. Потому нет случайности в том, что стали налаживаться достаточно крепкие связи между педагогикой, психологией, социологией, экономикой, политологией и другими социальными науками.

    Связь педагогики с экономическими науками

    Связи между педагогикой и экономическими науками представляются сложными и спорными. Экономическая политика всегда была обязательным условием формирования образованности общества.

    Важным фактором усовершенствования педагогики является экономическое воздействие научных исследований в данной сфере познаний.

    Соединение этих наук привело к отделению такой отрасли знания, как экономика образования, предметом которой является специфика действия экономических законов в области образования.

    Родство педагогики с социологией является традиционной, так как и первая и вторая сосредоточенны на планировании образования, выявлении основных направлений усовершенствования различных групп или слоев населения, закономерности социализации и развития личности в разных социальных институтах.

    Связь педагогики с политологией вызвана тем, что образовательная политика всегда была выражением идеологии главенствующих партий и классов, показывая ее в концептуальных схемах и теориях.

    Педагогика пытается раскрывать обстоятельства и механизмы формирования человека как субъекта политического сознания, вероятности усвоения политических взглядов, установок, политического мировоззрения.

    Источник: https://spravochnick.ru/pedagogika/sistema_pedagogicheskih_nauk/

    Система педагогических наук

    Поиск Лекций

    Педагогика, пройдя длительный путь развития и нако­пив информацию, превратилась в разветвленную систему педагогических наук.

    Базовой научной дисциплиной, изучающей общие зако­номерности обучения и воспитания человека, разрабатывающей основы учебно-воспитательного процесса в образовательных и воспитательных учреждениях всех типов является общая педагогика. Традиционно общая педагогика содержит пять больших разделов:

    Ø Общие основы педагогики

    Ø История педагогики

    Ø Теория обучения (дидактика)

    Ø Теория воспитания

    Ø Школоведение (управление образовательными системами).

    Общие основы педагогики – изучают те самые общие категории и взгляды, которые необходимы во всех областях и сферах педагогической деятельности.

    История педагогики исследует возникновение и разви­тие учебно-воспитательной практики, педагогических тео­рий, общих и частных методологических концепций в раз­личные исторические эпохи и периоды. Знание истории педагогики необходимо для того, чтобы глубже понимать решаемые в настоящее время вопросы.

    Дидактика – изучает закономерности, принципы, методы, формы и средства процесса обучения.

    Теория воспитания – занимается исследованием закономерностей, принципов, методов, форм и средств процесса воспитания.

    Школоведение – включает все виды исследований по образовательному менеджменту.

    Данная область рассматривается отдельно от всех остальных видов менеджмента, так как управление в системе образования имеет дополнительную воспитывающую функцию.

    Управление не только ставит цель упорядочить взаимодействие всех участников образовательного процесса и его оптимизации, но и воспитывает всех его субъектов.

    В последние десятилетия объем материала по этим разделам настолько увеличился, что их стали выделять в качестве самостоятельных научных дисциплин.

    Особую группу педагогических наук, изучающих специфику учебно-воспитательной деятельности внутри определенных возрастных групп составляет возрастная педагогика, она включает в себя:

    Ø преддошкольную (ясельную);

    Ø дошкольную педагогику,

    Ø педагогику школы,

    Ø педагогику высшей школы,

    Ø педагогику взрослых (андрогогику)

    Ø геронтогогику (педагогику людей пожилого возраста)

    Преддошколъная (ясельная) педагогика изучает законо­мерности и условия воспитания детей до трех лет. Вес ее по мере проникновения научной мысли в секреты направ­ленного влияния на формирование интеллекта, эмоцио­нальной и чувственной сфер личности ребенка, его здоро­вья стремительно увеличивается.

    Особенностью ясельной педагогики является ее тесное взаимодействие с другими отраслями знаний: психологией, физиологией, медициной. Самое главное, что необходимо ребенку данного возраста — это любовь и забота, именно они и являются развивающей силой в этот период. Недаром Д.

    Уотсон сказал, что без любви человеческие младенцы погибают так же быстро как и без пищи.

    Дошкольная педагогика — наука о закономерностях раз­вития, формирования личности ребенка дошкольного воз­раста.

    Существуют дидактика дошкольного образования, теория и методика воспитания дошкольников, технологии воспитания детей данного возраста в государственных, ча­стных, негосударственных учебно-воспитательных учреж­дениях, в условиях многодетных, полных, неполных семей, а также семей с одним или несколькими детьми.

    Основная задача этого возрастного периода – подготовка к школе, она осуществляется по трем направлениям, приводящим к формированию физической, интеллектуальной и психологической готовности к дальнейшему обучению. Дошкольная педагогика является одной из самых разработанных областей педагогического знания.

    Педагогика школы изучает закономерности обучения и воспитания детей школьного возраста. Она относится к са­мым развитым разделам науки о воспитании. В рамках этого направления рассматривают процессы обучения, разрабатывают частные предметные методики и воспитательное взаимодействие, ставящее целью формирование разносторонне развитой личности и совместимого члена коллектива.

    Предметом педагогики высшей школы являются законо­мерности учебно-воспитательного процесса в условиях высшего учебного заведения, специфические проблемы получения высшего образования. Эта область одна из самых наименее разработанных.

    Долгое время считалось, что педагогическое образование отнюдь не обязательная квалификация для преподавателя высшей школы. Его педагогические уменья здесь должна заменить мотивация студентов к обучению. Однако это не так.

    К сожалению, и сегодня в нашем государстве существует увлечение деятельностным подходом к образованию, которое утверждает, что педагогом может стать каждый заинтересованный в этой деятельности человек, для этого требуется лишь немного попрактиковаться.

    Надо учитывать, что эта практика – достаточно опасный эксперимент на людях и исправить его последствия, когда тяжело, а когда и невозможно.

    Андрогогика изучает особеннос­ти работы со взрослыми людьми. Сюда входит образование взрослых, системы профессиональной подготовки, повышения квалификации и помощь в социальной адаптации.

    Геронтогогика – исследует особенности педагогической работы с пожилыми людьми. Эта область исследования и работы — завоевание последних дней.

    Проблема этого возрастного периода в том, что человеку для того, чтобы положительно оценивать качество жизни, необходимы социальные связи, однако когда человек выходит на пенсию, большая их часть разрывается. Этот период в возрастной психологии называют «смерть социального атома».

    Социальное одиночество, ухудшение здоровья и ограничение физического функционирования — естественные проблемы старения. Помочь пожилому человеку найти свое место в жизни — основная задача этого направления работы. Таким образом, можно сказать, это тоже педагогика заботы и любви.

    Существует также специальная педагогика. Она исследует закономерности воспитания и обуче­ния людей с физическими, психическими и социальными недостатками. В составе специальной педагогики объединены следующие направления исследования: социальная педагогика, коррекционная педагогика и дефектология.

    Социальная педагогика занимается всеми аспектами социальной адаптации человека любого возраста, который в силу различных причин попал в сложную жизненную ситуацию.

    Коррекционная педагогика работает с детьми, у которых существуют легкие поведенческие отклонения или нарушения здоровья, не носящие постоянного характера. Корректирую – по латыни исправляю, и данная область педагогики призвана обеспечить временную поддержку тем, кто в настоящее время не может осуществлять свои физические, психические или социальные функции в полном объеме.

    В область интересов коррекционной педагогики попадают дети, испытывающие трудности в обучении, в результате нестойких нарушений здоровья (легкие нарушения речи, гиперактивность, хронические заболевания, ослабляющие физиологическую и психологическую сферу, травмы, приводящие к серьезным пропускам занятий) и нарушений социальной адаптации (склонность к бродяжничеству, бесцельной лжи и бесцельному воровству). Ранее детей с означенными нарушениями объединяли в классы коррекционного развития, которые ставили задачу исправить существующие нарушения и вернуть ребенка в обычный класс. Однако, существовала печальная статистика – однажды попав в класс коррекции, ребенок не возвращался обратно, а заканчивал свое обучение на уровне 9 класса. Существующая сегодня парадигма инклюзивного обучения призывает отказаться от коррекционных классов в пользу индивидуализации процесса обучения, учета особенностей детей в рамках обычного класса. Ведущие дидакты сегодня надеются, что корректирующее развитие пройдет успешнее, если все дети будут учиться вместе, активизируя, таким образом, стремление к соревнованию с более успешными и адаптированными. Конечно, такая работа потребует серьезной переподготовки учителей.

    Читайте также:  Что делать если дети жалуются на учительниц?

    Дефектология объединяет в качестве субъектов детей со стойкими нарушениями здоровья, помощь которым не ставит задачей исправление существующих дефектов, к сожалению, это невозможно. Работа направлена на то, чтобы человек, несмотря на существующие непоправимые дефекты, смог адаптироваться и найти свое место в жизни.

    В состав дефектологии входят следующие научные дис­циплины:

    Ø сурдопедагогика

    Ø тифлопедагогика

    Ø олигофрено­педагогика

    Ø логопедия.

    Сурдопедагогика изучает закономерности обучения и воспитания слабослышащих и глухих людей; тифлопедагогика — слепых и слабовидящих; олигофренопедагогика — умственно отсталых; логопедия — людей с нарушениями речи.

    Такова система педагогической науки, возникновение новых отраслей которой порождается развитием общества и научного знания.

    Отдельно следует выделить сравнительную педагогику – она занимается изучением и сравнением педагогических систем в разных странах. Ставит целью обнаружение и использование передового опыта, а также пытается предотвратить повторение ошибок.

    Педагогические дисциплины также подразделяются в зависимости от того, какая сторона конкретного вида чело­веческой деятельности взята за основу классификации. Выделяют военную, инженерную, спортивную, театраль­ную, музейную, музыкальную, производственную педагоги­ку, педагогику исправительно-трудовых учреждений и т.д.

    Каждая из этих педагогик также имеет свой предмет. Например, военная педагогика раскрывает закономернос­ти, обосновывает теоретические положения, разрабатывает принципы, методы, формы обучения и воспитания воен­нослужащих всех рангов.

    Закономерности обучения и воспитания работающих, повышения их квалификации, освоения новых профессий изучает производственная педагогика.

    Педагогика профессионально-технического образования рассматривает закономерности подготовки рабочих высо­кой квалификации.

    Исправительно-трудовая педагогика изучает особеннос­ти перевоспитания лиц, находящихся в заключении за со­вершенные преступления.

    К педагогическим дисциплинам также относятся: этнопедагогика, философия воспитания, социальная педагогика, педаго­гическая психология, социология образования и др.

    Особую группу педагогических наук составляют так на­зываемые частные, или предметные, методики, исследующие закономерности преподавания и изучения конкретных учебных дисциплин во всех типах учебно-воспитательных учреждений.

    Рекомендуемые страницы:

    Источник: https://poisk-ru.ru/s67118t1.html

    Общие основы педагогики. — Система педагогических наук

    Страница 5 из 23

    Система педагогических наук.

    Общественный прогресс сопровождается накоплением знаний, расширением запасов интеллектуального богатства во всех областях человеческой деятельности. Не составляет исключения и область образования.

    По мере роста новых знаний, расширения сфер проникновения научной мысли в реальную жизнь происходит расширение отраслей педагогики. Среди этих отраслей есть совсем “молодые”. Ряд отраслей имеют многовековую историческую давность.

    Такое развитие педагогики, естественно, привело к тому, что ее уже определяют как систему наук об образовании детей и взрослых.

    Ясельная педагогика изучает закономерности и условия воспитания детей младенческого возраста. По своему “возрасту” это сравнительно молодая отрасль педагогики.

    Однако ее вес по мере проникновения научной мысли в секреты направленного влияния на ум, здоровье, эмоциональную, социальную сферы формирования ребенка стремительно увеличивается.

    Характерной особенностью ясельной педагогики является ее взаимодействие с другими отраслями знаний: психологией, физиологией, медициной и т.д.

    Дошкольная педагогика представляет собою науку о закономерностях развития, формирования личности детей дошкольного возраста.

    В настоящее время существуют отрасли дидактики (теории обучения) дошкольного образования, теория и методика воспитания дошкольников, международные стандарты предшкольного развития ребенка, теория и практика профессиональной подготовки специалистов по дошкольному воспитанию и образованию.

    Разрабатываются теоретические основы и технологии воспитания дошкольников в государственных, частных, негосударственных учебно-воспитательных учреждениях и в условиях одно-, двух- и многодетных, полных и неполных семей.

    Педагогика школы относится к самым развитым отраслям педагогики. Тысячелетия ее существования в мировой истории позволили накопить несметный ценный опыт руководства развитием, формированием подрастающих поколений в различных социально-экономических условиях.

    Исследования образовательных моделей различных цивилизаций, формаций, государств, идеологий, политических устройств дают поучительные уроки школьного дела, его влияния на социальный прогресс.

    Школьная педагогика как наука является базой для построения вузовской педагогики, которая выступает основой формирования учительского и преподавательского профессионализма.

    Педагогика профессионально-технического образования представляет собой отрасль науки, предметом которой являются закономерности подготовки рабочих высокой квалификации.

    Педагогика среднего специального образования как самостоятельная отрасль наук находится на стадии становления. Ее теоретические основы в настоящее время развиваются за счет заимствования, адаптации научных и прикладных положений школьной и вузовской педагогики. Наблюдается активизация научных исследований на стыке среднего и высшего профессионального образования.

    Педагогика высшей школы в системе педагогических наук занимает особое место. Ее развитие обусловлено несколькими факторами, среди которых – фактор научного потенциала.

    Будущих специалистов обучают представители высшей квалификации: доктора наук, профессора, академики, авторы научных теорий, разработчики концепций, создатели инновационных технологий в своих специальных областях.

    Однако многие из них участвуют в создании новых обучающих конструкций высшего образования, разрабатывают оригинальные методики обучения студентов. Нередко эти инновационные разработки организуются при участии самих студентов. Это основная специфическая особенность педагогики высшей школы.

    Другой специфической особенностью педагогики высшей школы является ее преемственность со школьной педагогикой.

    Многие теоретические основы обучения и воспитания будущих специалистов в различных областях материальной и духовной жизни отражают преемственность общего и профессионального образования.

    Общепризнано, что педагогика школы как наиболее развитая область научного знания есть источник обогащения других ветвей науки о воспитании.

    Производственная педагогика нацелена прежде всего на обучение работающих, переориентацию их на новые средства производства, повышение их квалификации, переподготовку к новым профессиям.

    Активная динамика рынка труда, появление (исчезновение) специальностей и профессий превращает в неизбежность постоянное, непрерывное образование людей, занятых в любой сфере производства. Теоретические и прикладные результаты исследований в данной области напрямую связаны с производственным прогрессом.

    Наука обеспечивает теоретическими обоснованиями и разработкой дидактических средств огромную сеть институтов, центров, курсов переподготовки кадров, повышения их квалификации.

    Военная педагогика раскрывает закономерности, осуществляет теоретическое обоснование, разрабатывает принципы, методы, формы обучения и воспитания военнослужащих всех рангов.

    Элементы военной педагогики встречаются в общеобразовательных школах и в системе вузовского образования.

    Основное приложение педагогические разработки находят в военных учебных заведениях и частях вооруженных сил, где молодежь осваивает воинские специальности.

    Социальная педагогика включает в себя теоретические и прикладные разработки в области внешкольного воспитания и образования детей и взрослых. В последнее время укореняется понятие дополнительного образования, которое дают многопрофильные образовательно- воспитательные учреждения.

    В клубах, на станциях юных техников, в домах народного творчества, на спортивных базах, в студиях музыкального и театрального искусства дети и молодежь находят возможность удовлетворять свои творческие потребности, вовлекаться в полезные формы досуга, получать необходимые, в том числе и профессиональные знания.

    Благодаря научным исследованиям внешкольная система занятости детей и взрослых получает возможность эффективного развития, превращается в источник повышения культуры общества.

    Педагогика третьего возраста разрабатывает систему образования, развития, воспитания людей пенсионного возраста. Мировая практика работы с пожилыми людьми, прекратившими активную профессиональную деятельность на производстве, дает многообразие вариантов.

    Многие педагогические разработки для создания оптимальной реализации опыта пожилых людей, их нормального, здорового режима жизнедеятельности, ведутся на границах медицины и геронтологии.

    По данным зарубежных социально-психологических и демографических исследований, благодаря внедрению педагогических разработок, относящихся к третьему возрасту, общество предупреждает потерю огромного интеллектуального потенциала и снимает страх людей перед неизбежностью утраты активной роли в жизни общества.

    Исправительно-трудовая педагогика содержит теоретические обоснования и разработки практики перевоспитания лиц, находящихся в заключении за совершенные преступления. Другое ее название – “педагогика пенитенциарных учреждений”.

    Существуют детская и взрослая отрасли наук по перевоспитанию людей, отбывающих наказание за совершенные преступления. По мере появления новых разновидностей преступлений расширяется поле научных поисков в области исправления антисоциальных форм поведения детей и взрослых.

    Исправительно-трудовая педагогика взаимосвязана с юриспруденцией и правоведением.

    Сравнительная педагогика исследует закономерности функционирования и развития образовательных и воспитательных систем в различных странах путем сопоставления и нахождения сходств и различий.

    Поиски общего и специфического в образовательных системах у разных народов позволяют находить и давать научное толкование образовательным традициям, системам, обогащать национальную педагогическую культуру за счет международного опыта.

    Специальные педагогические науки: сурдопедагогика, тифлопедагогика, олигофренопедагогика разрабатывают теоретические основы, принципы, методы, формы и средства воспитания и образования детей и взрослых, имеющих отклонения в физическом и психическом развитии.

    Системы воспитания и образования лиц, лишенных зрения, слуха, и с нарушениями в развитии мышления строятся в отечественной и мировой практике в соответствии с глубокими и всесторонними исследованиями физиологических и психологических механизмов связи детей и взрослых с окружающим миром, компенсаторными способностями человеческого организма во взаимодействии со средой.

    Лечебная педагогика – сравнительно новая отрасль педагогики, которая развивается рука об руку с медициной. Основным предметом ее является система образовательно-воспитательной деятельности педагогов со школьниками, страдающими хроническими заболеваниями.

    В связи с ростом числа таких школьников возникает проблема разработки щадящих воспитательно-образовательных конструкций. Обучение и лечение в их оптимальном сочетании требуют межнаучных теоретических обоснований, методических разработок.

    Возникает интегрированная медико-педагогическая наука, практика сотрудничества медиков и педагогов.

    История педагогики известна как наука о закономерностях функционирования и развития образования, воспитания, обучения в прошлом. Историко-педагогические исследования неразрывно связаны с исследованиями по гражданской истории, этнографии, этнологии, археологии.

    Поиски ученых в области истории образования и воспитания согласованы с общей периодизацией развития человечества, где выделяются эпохи первобытного, рабовладельческого, феодального, капиталистического, социалистического, постсоциалистического развития общества. В истории педагогики условно выделяются периоды древней, средневековой, новой и новейшей истории образования.

    Такое согласование педагогики с историей объясняется принадлежностью истории педагогики к истории материальной и духовной культуры человечества.

    Одной из современных проблем истории педагогики является ее идеологическая независимость.

    С этой точки зрения оценка образовательных парадигм дореволюционной России, советской системы образования с ее плюсами и минусами, современного состояния российского образования и науки о нем требуют от исследователей полной беспристрастности, объективности, честности.

    Основным критерием оценки образования принято считать критерий благоприятности социально-экономических условий процессам воспитания и развития детей. И здесь уместно указать на то, что существует специальная отрасль – экономика образования.

    Теоретические разработки, прикладные модели экономического обеспечения прогресса образований носят интернациональный характер. В ЮНЕСКО разработаны международные стандарты расходов на образование. По ним относят отдельные государства к развитым, развивающимся и группе государств “третьего мира”.

    В систему педагогических наук входят многочисленные методики обучения школьников и студентов различным дисциплинам: методики преподавания языка, литературы, истории, физики, математики, химии, биологии и всех иных учебных предметов.

    Здесь содержатся специфические частные закономерности управления развитием мышления учащихся.

    Полученные авторами методик научные результаты имеют значение не только для конкретного учебного предмета, но и расширяют арсенал общей теории обучения – дидактики.

    Таков состав педагогических наук, отражающих современное состояние педагогической мысли России. Мы не касаемся зарубежной педагогики, которая имеет, естественно, и сходства, и различия с отечественной наукой об образовании и, тем более, практикой школьного и вузовского дела.

    Источник: https://libsib.ru/pedagogika/obschie-osnovi-pedagogiki/sistema-pedagogicheskich-nauk

    Ссылка на основную публикацию