Социальное развитие дошкольников: этапы, факторы, средства

Социальное развитие детей дошкольного возраста

Наверняка многие взрослые знают, что основы личности закладываются в раннем детстве. Дошкольный возраст — период формирования социального развития и поведения, важный этап социального воспитания. Итак, каким же должно быть социальное воспитание ребенка и какая роль в этом детского дошкольного учреждения?

Что такое социальное развитие дошкольника?

Еще в младенческом возрасте дитя устанавливает первые контакты с окружающим его миром. Со временем учится налаживать контакты с взрослыми и доверять им, управлять своим телом и поступками, строить свою речь и оформлять ее словами.

Для формирования гармоничного социального развития ребенка надо уделять ему и его любопытству максимум времени и внимания.

Это общение, объяснения, чтение, игры, словом, вооружение максимумом информации о человеческой среде, правилах и нормах общения, поведения.

Семья на первом этапе является главной ячейкой передачи опыта и знаний, накопленных ранее. Для этого родители малыша, его бабушки и дедушки обязаны создать в доме оптимальную психологическую атмосферу. Это атмосфера доверия, доброты, взаимного уважения, которые и называются первичным социальным воспитанием детей.

Общение — ключевой фактор социального становления личности малыша. Коммуникация лежит в основе социальной иерархии, что проявляется в отношениях „дети-родители”. Но главным в этих отношениях должна быть любовь, которая начинается еще с утробы матери. Не зря психологи говорят о том, что желанный ребенок — это счастливый, уверенный в себе и в перспективе успешный в социуме человек.

Социальное воспитание дошкольника

Социальное воспитание — основа социального развития. Именно в дошкольном возрасте происходит формирование системы взаимоотношений между детьми и взрослыми, усложняются виды детской деятельности, формируется совместная деятельность детей.

В раннем детстве малыши усваивают широкий круг действий с предметами, они открывают для себя способы употребления и применения этих предметов.

Это «открытие» и приводит ребенка к взрослому как носителю способа выполнения этих действий. А еще взрослый становится образцом, с которым малыш себя сравнивает, которого наследует, повторяет его действия.

Мальчики и девочки внимательно изучают мир взрослых, выделяя взаимоотношения между ними, способы взаимодействия.

Социальное воспитание дошкольника — это постижение мира человеческих отношений, открытие ребенком законов взаимодействия между людьми, то есть норм поведения. Стремление дошкольника стать взрослым и взросление заключается в подчинении своих действий принятым в обществе нормам и правилам поведения взрослых людей.  

Поскольку ведущим видом деятельности дошкольника является игра, то сюжетно-ролевая игра становится главной в формировании социального поведения ребенка. Благодаря такой игре малыши моделируют поведение и взаимоотношения взрослых людей. При этом на первом плане у детей — отношения между людьми и смысл их труда.

Выполняя определенные роли в игре, мальчики и девочки учатся действовать, подчиняя свое поведение нравственным нормам. Например, дети часто играют в больницу. Они берут на себя роли больного и врача. Причем роль врача всегда более конкурентна, поскольку она несет функцию выздоровления и помощи.

В этой игре малыши наследуют поведение врача, его действия с фонендоскопом, осмотром горла, шприцами, выписыванием рецепта. Игра в больницу закрепляет отношения взаимного уважения доктора и пациента, выполнения его рекомендаций и назначений.

Обычно дети наследуют модель поведения врачей, которых они посещали в поликлинике либо своих участковых педиатров.

Если понаблюдать за детьми в сюжетно-ролевой игре „Семья” или, как говорят малыши, „в папу и маму”, то можно узнать, какая атмосфера царит в семье каждого из них. Так, ребенок будет подсознательно брать на себя роль лидера в семье.

Если это папа, то даже девочки могут быть папой, ходить на работу, а затем „идти в гараж ремонтировать машину”. Они могут давать указания своей ”половине” купить что-то в магазине, приготовить любимое блюдо. При этом в детской игре может проявляться и моральный климат, взаимоотношения между родителями.

Это поцелуй родителей перед уходом на работу, предложение полежать после работы и отдохнуть, тон общения — приказной или ласковый. Копирование ребенком стандартов поведения родителей говорит о том, что именно они формируют у ребенка образец отношений в семье.

Равенство это будет либо подчинение, взаимоуважение или диктат — зависит от родителей. Они должны помнить об этом каждую минуту.

Социальное воспитание дошкольника — это формирование гуманистических чувств и отношений. Например, внимание к интересам других людей, их нуждам, интерес к их работе, уважение любой профессии. Это и способность мальчика и девочки сочувствовать бедам и радоваться чужим радостям.

Сегодня это очень важно, поскольку часто уже в дошкольном возрасте у детей формируется зависть. А это как раз и есть неумение радоваться за своего ближнего, которое с взрослением ребенка перерастает в двуличность и хамелеонство, преобладание материальных ценностей над моральными.

  Социальное воспитание — это и умение малыша переживать свою вину за то, что он нарушил общепринятые нормы поведения. Например, мальчик должен чувствовать раскаяние за то, что отобрал машинку у сверстника, он должен просить прощение за обиду. Девочка должна переживать за поврежденную куклу.

Она должна понимать, что портить игрушки нельзя, к ним следует относиться бережно, как и ко всем вещам, предметам, одежде.

Социальное развитие в детском саду

Поскольку в своем большинстве родители — люди занятые и работающие (учащиеся), то важную роль в социальном развитии девочек и мальчиков дошкольного возраста играет детский сад и воспитатели.

Социальное развитие детей в детском саду – это целенаправленное формирование ценностей и традиций, культуры и норм поведения в обществе. Это и усвоение ребенком этических норм, формирование любви к природе и всем окружающим людям. Такие задачи социального развития, охватывающие деятельность в детском дошкольном учреждении.

Играя и общаясь с взрослыми, ребенок учится сосуществовать с другими, жить в коллективе, учитывать интересы членов этого коллектива. В нашем случае — группы детского сада.

Если кроха посещает детсад, то в его социализации активное участие принимают воспитатели и музработники, няни и физруки.

Малыш доверяет воспитателю и наделяет его авторитетом, поскольку вся жизнь мальчика и девочки в детском саду зависит от него. Поэтому нередко слово воспитателя будет главенствующим над словом родителей.

«А воспитательница сказала, что так делать нельзя!», — такую фразу и ей подобные часто приходится слышать родителям. Это говорит о том, что воспитательница действительно является авторитетом для детишек.

Ведь она устраивает интересные игры, читает книжки, рассказывает сказки, учит петь и танцевать. Воспитательница выступает судьей в детских конфликтах и спорах, она может помочь и пожалеть, поддержать и похвалить, а может и поругать.

То есть поведение воспитателя служит для воспитанника образцом в разных ситуациях, а слово воспитателя — руководством в действиях, поступках, взаимоотношениях с другими детьми.

Социальное развитие в детском саду может происходить только в созданной воспитателем теплой атмосфере отношений между детьми. Благоприятный климат в группе — это когда дети чувствуют себя раскованно и свободно, когда их слышат и ценят, хвалят и корректно дают замечания.

Хороший воспитатель умеет сделать так, что ребенок чувствует себя значимым в коллективе сверстников, сохраняя индивидуальность. У него таким образом формируется чувство собственного достоинства и веры в себя. Он знает, что на него надеются на утреннике, что он обязан помочь няне и вовремя полить цветы при дежурстве.

Словом, социальное развитие ребенка — это умение жить в коллективе, добросовестно выполнять порученные обязанности и готовиться к более серьезному и взрослому этапу социальных отношений — учебе в школе.

Специально для nashidetki.net- Диана Руденко

Читайте также:  Путешествие по морю под белыми парусами

Источник: https://nashidetki.net/vospitanie-detej/sotsialnoe-razvitie-detej-doshkolnogo-vozrasta.html

Социальное развитие дошкольников

Социальное развитие дошкольников – это усвоение ценностей, традиций и культуры общества, в котором детям предстоит жить. В процессе общения с взрослыми или сверстниками ребенок учится учитывать интересы окружающих людей и жить по определенным правилам и нормам поведения.

Наибольшее влияние на социальное становление маленького гражданина оказывает его семья. Она ретранслирует накопленные многими поколениями ценности, знания, опыт и традиции. Теплая атмосфера в семье, взаимное уважение и доверие являются основополагающими факторами гармоничного социального развития ребенка.

В процессе социального становления происходит формирование социальной идентификации, которая отличается на разных возрастных стадиях. Для младших дошкольников – это видовая и семейная идентификация. В среднем дошкольном возрасте – видовая, семейная и половая. Для старших дошкольников – видовая, семейная, половая, этническая, национальная и правовая идентификация.

Социальное развитие дошкольников происходит главным образом за счет общения, элементы которого присущи детям с младенческого возраста (мимика, движения, звуки).

Начиная с 6 месяцев и до 2-х лет, общение ребенка с взрослыми приобретает более ситуативную форму, которая представляет собой некоторое практическое взаимодействие.

Малыш все чаще заинтересован в вашей помощи, совете или определенных совместных действиях.

В возрасте от 3-х до 5 лет дети начинают задавать все больше вопросов о предметах, явлениях или людях, а общение принимает ярко выраженную познавательную форму. Основным средством общения становится речь, которая позволяет ребенку получать информацию и обсуждать с взрослыми окружающий мир.

От 6 до 7 лет детское общение принимает личностную форму. Дети начинают задавать вопросы о человеке и его сущности.

Это момент является наиболее ответственным в социальном становлении маленького гражданина — он зачастую нуждается в эмоциональной поддержке, понимании и сопереживании.

Взрослые являются для детей образцом для подражания, потому они активно перенимают их стиль общения, особенности поведения и формируют собственную индивидуальность.

Социальное развитие дошкольников происходит также через игру как ведущую детскую деятельность. Общение является важным элементом любой игры.

Во время игры происходит социальное, эмоциональное и психическое становление ребенка. Игра дает детям возможность воспроизвести взрослый мир и участвовать в воображаемой социальной жизни.

Дети учатся разрешать конфликты, выражать эмоции и адекватно взаимодействовать с окружающими.

Личность ребенка складывается из мельчайших кирпичиков, среди которых помимо общения и игры важную роль играют различные занятия, упражнения, творчество, музыка, книги и наблюдение за окружающим миром.

В дошкольном возрасте каждый ребенок глубоко воспринимает все прекрасное, потому задача родителей – познакомить его с лучшими человеческими творениями. Дети задают взрослым очень много вопросов, на которые нужно отвечать исчерпывающе и честно.

Это очень важно, ведь для ребенка каждое ваше слово – это непреложная истина, потому не допускайте крушения веры в вашу непогрешимость.

Вы можете посмотреть комментарии или написать свой.

Источник: http://kotikit.ru/qanda/socialnoe-razvitie-doshkolnikov/

Особенности социального развития ребенка: От полу года до 7 лет

      Процесс социализации ребенка начинается еще с рождения и продолжается всю оставшуюся жизнь. Именно на первой стадии знакомства с социальными аспектами  жизни закладываются азы, необходимые для правильной адаптации ребенка в обществе.

Особенности социального развития ребенка

     В самые первые дни после рождения ребенок начинает активно познавать мир. Позже он учится наблюдает за поведением родителей, устанавливаются первые контакты с его окружением.

Социальное развитие ребенка заключается в освоении им всех навыков. Соответственно, ему нужен предмет для подражания.

Для того чтобы социализация крохи проходила успешно нужно как можно чаще помещать его в окружение взрослых и других детей постарше, разговаривать с ним, уделять как можно больше внимания, с каждым днем  расширять его кругозор, показывая новые вещи.

Социальное развитие ребенка и влияющие на него факторы

      Социальное развитие ребенка подразумевает под собой процесс усвоения традиций, культуры и правил, принятых в определенном обществе.

Для осуществления данного процесса должны присутствовать определенные социальные факторы развития ребенка. В качестве них выступают всевозможные объекты окружающей среды. Кооперация всех факторов составляет особенности социального развития детей.

Данные факторы можно подразделить на:

  • микрофакторы (к ним относится семья, школа, друзья, ближайшее социальное окружение)
  • мезофактры (к ним относятся условия, в которых растет ребенок, средства массовой коммуникации, региональные условия и другие)
  • макрофакторы (здесь играют роль процессы и вещи мирового масштаба: экология, политика, демография, экономика, государство и общество)

Социальные факторы развития ребенка

     Самым первым проводником, гидом и помощником на пути к освоению общественных норм становится семья. Опыт, полученный ее членами, передается младшим представителям от старших.  Правильная психологическая атмосфера дома играет здесь первоначальную роль.

Процесс знакомства с социальной иерархией происходит во время общения. Ребенок учится познавать основные социальные роли каждого человека и свои в том числе.

Начиная с возраста 6-ти месяцев, ребенок нуждается не только в любви и внимании, но и в помощи со стороны взрослого. В этом возрасте начинается новая ступень социализации, когда ребенок познает мир и требует активной помощи от взрослых.

Внеситуативно-познаваельная форма наступает в возрасте 3-5 лет. Овладев речью, малыши начинают задавать бесчисленные вопросы. В такой период он поглощает знания просто в гигантских объемах и с большим рвением познает мир. Вот тут то от родителей потребуется немалое терпение.

Достигнув возраста шести – семи лет ребенок переходит к личностной форме общения. Социальные факторы развития ребенка данного возраста зависят от взрослых и их поведения.

     На данном этапе можно заметить, что его вопросы становятся менее спонтанными, обдуманными и чаще всего продиктованы желанием чада понять смысл человеческого предназначения.

В этот период дети начинают активно перенимать повадки взрослых, которые становятся главными объектами подражания. Личность ребенка подвергается большому влиянию со стороны внешних факторов.

Для развития полноценного индивидуального члена социума, необходима комфортная психологическая обстановка.

      Желание подражать взрослым в игровой форме тоже часть социализации. Дети любят представлять себя в виде врачей, учителей, родителей, создавать выдуманные ситуации. Такая форма знакомства с социальными ролями полезна еще и тем, что во время нее ребенок учится выходить из сложных ситуаций, решать возникшие сложности.

Помогать процессу социального развития ребенка нужно с детства. Полезным помощником в этом деле станет детский сад или всевозможные подготовительные курсы к школе и кружки.

Интеллектуальная и практическая деятельность, эстетическое развитие для ребенка просто необходимы.

Ну и конечно же помощь со стороны родителей, благоприятная домашняя обстановка помогут ему во время социально-личностного становления.

Источник: http://razvitiedetei.info/psixicheskoe-razvitie/osobennosti-socialnogo-razvitiya-rebenka.html

Социализация детей дошкольного возраста

Социализация – это усвоение человеком морали, нравственных норм и ценностей, а также правил поведения в обществе, которое его окружает.

Осуществляется социализация, главным образом, через общение, а поскольку первый человек, с кем ребенок начинается общаться и испытывать в нем потребность – это мама (или человек ее заменяющий), то семья выступает первым и главным «институтом социализации».

Социализация детей дошкольного возраста — процесс длительный и многоплановый. Это важный шаг на пути вхождения во внешний мир – неоднозначный и незнакомый.

В зависимости от успешности адаптационного процесса ребенок постепенно принимает на себя какую-либо роль в обществе, учится вести себя в соответствии с требованиями социума, постоянно нащупывая зыбкий баланс между ними и собственными потребностями. Эти особенности в педагогике называют факторами социализации.

Читайте также:  Как планировать игровой урок с детьми?

Факторы социализации личности ребенка-дошкольника

  • внешние факторы – определяют содержание и форму социализации дошкольников, определяют векторы их дальнейшего развития. К ним относятся вышеупомянутая семья, детский коллектив, допустим, во дворе, центры раннего развития, кружки по интересам, детские дошкольные учреждения, а также культура и религия социальной группы;
  • внутренние факторы – индивидуальные особенности ребенка, которые напрямую влияют на формирование у него картины мира и определяют стиль переживания межличностных отношений.

Проблема социализации личности дошкольников является одной из базовых в педагогике и возрастной психологии, поскольку ее успешность определяет возможность личности полноценно функционировать в обществе как активного субъекта. От степени социализации зависит то, насколько гармонично развитым будет дошкольник, усваивая на начальных этапах процесса социализации нормы и установки, необходимые для того, чтобы стать полноценным и равноправным членом своей социальной среды.

Особенности социализации детей дошкольного возраста

Пути и средства социализации личности дошкольника напрямую зависят от возрастного этапа развития и определяются типом ведущей деятельности. В зависимости от возраста главным в личностном развитии ребенка выступает следующее:

  • для детей до года самое важное – общение внутри семьи. Именно через призму семейных отношений и ценностей им воспринимается и усваивается базовая информация о внешнем мире, формируются шаблоны поведения;
  • после года и примерно до 3 лет у детей появляется потребность в общении в детском коллективе. Именно поэтому важно создать условия для возможности полноценных межличностных коммуникаций – то есть водить ребенка в группы раннего развития, на детские площадки, в сад. Там дети учатся общаться с себе подобными, учат друг друга простым нормам сосуществования в обществе, например, тому, что нужно дружить, делиться, сопереживать;
  • от 3 до 6 лет главным средством познания мира для ребенка становится собственная речь: он учится задавать вопросы, строить диалог, анализировать знания, полученные вербальным путем.

Важно помнить, что на любом возрастном этапе социализация дошкольника происходит, главным образом, через игру. Именно поэтому постоянно разрабатываются новые и совершенствуются уже существующие методики развития, направленные на то, чтобы подать информацию в простой, доступной, игровой форме – то есть той, которая будет интересна.

Гендерная социализация дошкольников

Гендер – это социальный пол, значит, гендерная социализация – это определение в процессе социализации принадлежности к тому или иному полу и усвоению соответствующих норм поведения.

Полоролевая социализация в дошкольном возрасте начинается еще в семье, где ребенок усваивает социальные роли мамы (женщины) и папы (мужчины) и проецирует ее на собственные межличностные отношения. Хорошим примером гендерной социализации дошколят является игра «Дочки-матери», которая является своеобразным индикатором усвоенных полоролевых норм.

Источник: https://womanadvice.ru/socializaciya-detey-doshkolnogo-vozrasta

Развитие дошкольника: мифы и реалии

В последние годы популярна формула: «обучение ведет за собой развитие». В том смысле, что чему захочу научить – тому научу, когда захочу – тогда научу. Но это неверный подход. Ребенка можно научить (без вреда психике) только тому, чему он уже способен обучаться. Не надо требовать от него того, чего он еще не в состоянии выполнить.

Например, приводят трех- или пятилетнего ребенка к психологу с жалобой на то, что он не хочет заниматься. А дело все в том, что в 5 лет он еще не может проявлять волевые усилия, его мозг недостаточно развит для этого. Чтобы такой ребенок начал учиться, надо создать ему такие условия, в которых он захочет это делать, заинтересовать его.

Интерес и удача – два компонента развития мотивации обучения.

Обратите внимание, как вы общаетесь с ребенком? Слишком часто мы предъявляем к детям неадекватные требования: «Сиди спокойно, прекрати играть, иди ужинать!» А поскольку ребенок довольно медленно переключается с одного вида деятельности на другой, вы повышаете голос.

И в следующий раз, пока вы не закричите, он даже не услышит вас. Дети, конечно, разные. Кому-то нужно больше времени для переключения, кому-то – меньше.

Но вы в любом случае должны, наблюдая за своим ребенком, понять, сколько времени нужно именно ему и верно рассчитывать время.

Мы иногда очень жестко заставляем ребенка что-то сделать, не учитывая его состояние. А это называется психологическим насилием или психологическим битьем.

Так делают учителя в школе, каждый день говорящие четверокласснице: «Я тебя в пятом классе не вижу», так же делают родители, постоянно сравнивающие своего ребенка с одноклассниками, родственниками, друзьями. И такие вещи никогда не забываются.

Хорошо, если человек, уже будучи взрослым, захочет избавиться от этого негативного воздействия прошлого и пойдет к психологу. Но так бывает далеко не всегда. Чаще все те, кого били (неважно физически или психологически) в детстве, будут поступать так же со своими детьми.

Безусловно, можно не прислушиваться ни к чьим советам и воспитывать ребенка так, как считаете нужным вы сами, как воспитывали вас. Но это не отменяет того, что существуют закономерности развития. Мы просто может либо принять их, либо нет.

Варианты развития дошкольников

Выделяется 5 разновидностей развития дошкольников:

  1. Социально-коммуникативное развитие. Как ребенок общается с другими детьми, со взрослыми, с родителями, воспитателями, незнакомыми людьми. Как он с ними взаимодействует.
  2. Речевое развитие. Очень многие дети имеют несформированную речь. Это может случиться по разным причинам, но такому ребенку точно будет непросто взаимодействовать с другими детьми, а значит, развиваться в социальном плане.
  3. Художественно-эстетическое развитие. На него большое влияние оказывает участие ребенка в театральных представлениях, ролевых играх.
  4. Физическое развитие. Дети сейчас больше сидят, чем двигаются, а это для них очень вредно. В 3-4 года формируется осанка, стопа. И для того, чтобы они сформировались правильно, ребенка необходимо заинтересовать (не заставить, а именно заинтересовать!) двигательной активностью. Одной мелкой моторики недостаточно, нужны также и «большие» движения.
  5. Познавательное развитие. Включает в себя память, внимание, мышление, восприятие, моторику, речь и организацию деятельности.

Произвольная регуляция и организация деятельности – это:

  1. умение воспринимать, понимать и удерживать в рабочей памяти вербальную «инструкцию»;
  2. умение сконцентрировать внимание и не отвлекаться какое-то определенное время;
  3. умение контролировать ход выполнения работы;
  4. умение попросить помощи, если непонятно;
  5. умение завершить работу (сравнить задание с результатом).

Что за «инструкция»? Например, мы просим ребенка сложить пирамидку. Это плохая «инструкция» для пятилетнего. Как ее сложить? По цветам, по размерам? Если по цветам, то по какому принципу? И так далее. Также в «инструкции» не должно быть непонятных ребенку слов.

Если ребенку меньше 6 лет, ему стоит не только сказать словами, но и показать на примере, как надо делать. Кому-то будет достаточно одного раза, чтобы потом самому сложить пирамидку, кому-то понадобится несколько раз.

Это тоже зависит от индивидуальных особенностей конкретного ребенка.

Основные закономерности развития у всех детей одинаковы. Это этапность (все дети проходят через все этапы, и ни один нельзя проскочить) и гетерохромность (все органы и системы организма развиваются неравномерно).

Факторы, влияющие на развитие ребенка

Это внешние (или экзогенные) и внутренние (биологические) факторы.

Биологические факторы:

  1. Генетические: увеличивается количество генетических патологий.
  2. Биологические: например, недоношенных детей, весом 500 граммов, сегодня успешно выхаживают. А такие дети рождаются без рефлексов, и им необходимо заниматься с логопедом уже с периода лепета, с ними надо иначе работать и в детском саду, и в школе, нужно по-другому общаться.
  3. Пре-перинатальные: когда рождаются двойни и тройни, дети в них имеют особенности развития. Эти дефекты очень мелкие, и их долго не видно, вплоть до школы.
  4. Физическое здоровье.
  5. Психическое здоровье.
Читайте также:  Когда школу настигнет компьютерное будущее?

К экзогенным относятся:

  1. Экология: непонятно, что мы едим, пьем, чем дышим.
  2. Социальные: дети растут в разных семьях, в разных социальных условиях.
  3. Социокультурные: например, давление социума в плане требования сверхраннего обучения.
  4. Семейные: например, социальная депривация ребенка в семье состоятельных и очень требовательных людей. По результатам исследований, жесткие требования оказывают такой же негативный эффект на состояние ребенка, как полное невнимание к нему. Также на детей большое влияние оказывают родительские неврозы.
  5. Педагогические: за деньги преподаватели научат чему угодно в любое время. Это тоже к слову о неадекватных требованиях.

В плане социокультурного развития дошкольника на сегодняшний день выделяют следующие особенности:

  1. Домашнее воспитание: почти 30% не ходят в детский сад.
  2. Сверхраннее образование, которое, как уж было упомянуто выше, может быть не только бесполезным, но и вредным.
  3. Ограниченные контакты со сверстниками: дети ходят в кучу кружков, но там их общение ограничивается деловым.
  4. Замена общения со взрослыми техническими средствами. Вместо того, чтобы вместе почитать книжку, многие родители дают ребенку гаджет. По данным исследований только 10% родителей регулярно читают дошкольникам. А для ребенка 4 лет поход в магазин, где он сможет сам себе выбрать книжку, может стать настоящим праздником. Если, конечно, у него есть привычка читать вместе с мамой.
  5. Исчезновение игры как ведущего вида деятельности. Спонтанной игры у дошкольников сегодня почти не наблюдается. Часто это происходит из-за того, что не сформирована речь. А когда речь не сформирована, играть бывает трудно.
  6. Неадекватные требования взрослых (родителей, воспитателей, педагогов). Если заставлять ребенка учиться чему-то, когда он не готов и ему неинтересно, результат может быть прямо противоположным.

Мифы о развитии дошкольника

И в конце следует немного сказать о трех очень популярных мифах развития современного дошкольника и развенчать их.

  • Миф первый: «окно развития» ребенка закрывается в дошкольном возраста (в 4-6 лет). В 60-е так действительно думали, хотя даже тогда ни один специалист прямым текстом этого не говорил. На самом деле, все наоборот: ресурс мозга увеличивается, причем постоянно, на протяжении всей жизни. Если человек в 80 лет получает новую нестандартную задачу, в его мозгу появляются новые нейронные связи. На сегодняшний день даже в первый час после инсульта опытные логопеды могут помочь человеку полностью восстановить речь.
  • Миф второй: современные дети развиваются быстрее, у них более высокий интеллект. Дети развиваются точно так же, как и раньше, приблизительно с той же скоростью. Все зависит только от того, как с ними работают. Если взаимодействовать с ребенком, разговаривать с ним, заинтересованно слушать его, процесс развития идет несколько быстрее. Но так было всегда.
  • Миф третий: читать и писать дети должны научиться как можно раньше. Самый эффективный этап обучения письму и чтению – 6-8 лет, когда формируется избирательное внимание. Кроме того, только к 6-7 годам ребенок начинает дифференцировать зрительные стимулы. Подготовку можно начать и раньше: в 5 лет ребенок вполне способен научиться писать печатные буквы, правильно держать ручку, тетрадь, правильно сидеть.

В итоге, все сводится к тому, что если ребенок готов чему-то учиться, если его этим увлекли, если его хвалят, и он чувствует, что преуспевает, смело учите его этому. Если не давить, развитие будет проходить плавно и естественно.

Источник: https://familyexpert.ru/parents/dochkolnik

Социальное развитие детей дошкольного возраста

Процесс усвоения малышом ценностей и традиций общества, его культуры, умения жить в коллективе и согласно принятым нормам морали называется социальным развитием.

Главным источником этого развития для ребенка является общение и копирование поведения взрослых. Каждый человек вносит в социальное развитие свою лепту опыта, демонстрируя свои навыки и умения.

Но самое большое влияние на социальное развитие ребенка имеет его семья и дошкольное учреждение.

Социальное развитие ребенка до трех лет

Главный и самый первый источник личностного развития малыша — его семья. Речь и элементарное физическое развитие, навыки культуры поведения (за столом, на улице, в общении с взрослыми) прививают малышу его папа и мама. Они постоянно контактируют с ребенком, и именно от родителей дитя получает самое большое количество информации, эмоций, тепла и любви.

Социальное развитие новорожденного начинается с общения с ним. Уже с полугода контакт «взрослый — ребенок» носит практическое направление, то есть малышу нужны совместные игры, занятия, обучение, в которых основой является речь взрослого. Психологи советуют больше разговаривать с детьми, ведь они воспринимают интонацию, слова, учатся понимать их, хотя еще и не могут копировать.

В младенчестве у детей формируется самосознание и осознание окружающих. Ребенок отличает своих людей от чужих, дружелюбный тон разговора от нейтрального.

Начиная с года, главным инструментом его социального развития становится его речь. И хотя активный словарный запас ребенка еще небогатый, но зато пассивный значительно шире.

Малыш нуждается в постоянном контакте со сверстниками, он учится адекватному общению, придерживается определенных правил. Малыш повторяет то, что можно делать, что делают родители, он учится здороваться, делиться, меняться, слушать других.

Именно поэтому в возрасте двух-трех лет желательно отдавать детей в детский сад для формирования навыков общения со сверстниками.

Там ребенок учится навыкам самообслуживания в одевании и раздевании, культуре принятия пищи, уважительному отношению к старшим и пожилым людям.

В три года у детей проходит кризис, отличительной чертой которого является формирование самостоятельности малыша. Часто ребенок просто протестует против правил и норм поведения, делая все наоборот и тем самым утверждая собственное «я». Это первый период взросления и социального самоутверждения малыша как личности. В этом возрасте уже проявляется его характер, интересы, задатки.

Социальное развитие ребенка от трех лет

С трех лет дитя становится «почемучкой», ведь ему интересен мир, люди, природа и связи между ними. А взрослый для него выступает инструментом социальной адаптации.

Именно поэтому родителям и адресуется множество вопросов. Порой эти вопросы следуют друг за другом и не заканчиваются.

Психологи советуют родителям просто набраться терпения и объяснять детям интересующие вещи просто и доступно.

С трех лет словарный запас как инструмент социального развития ребенка значительно расширяется. Характерная особенность речи детей после 3 лет — придумывание собственных слов, которыми дитя называет предметы.

Благодаря своей речи ребенок вступает в беседы и учится высказывать свои мысли, стремится получать знания и информацию. Он спорит и обсуждает, фантазирует и мечтает.

Ребенок учится законам морали: сочувствовать и слушать других, переживать и поддерживать болеющих, ухаживать за животными и следовать запретам родителей. Взрослые, и в первую очередь мама и папа, становятся для ребенка образцом наследования во всем.

И не удивляйтесь, если услышите от него некрасивые слова, которые употребляете сами. Ребенок быстро подхватит их и будет повторять. Не удивляйтесь, если он будет говорить с бабушкой в повышенном тоне, потому что так с ней разговариваете вы.

Учите, что негативные проявления поведения своих родителей малыш скопирует гораздо быстрее, нежели положительные. Поэтому старайтесь контролировать себя, свою речь, быть для ребенка положительным образцом во всем, авторитетом.

Родители должны создать в семье теплый и дружественный моральный климат взаимопомощи, доверия, тепла и уважения. Все это — кирпичики фундамента нравственности и социальной адаптации малыша к школе, а затем и к взрослой жизни.

Источник: https://mirmam.info/story/socialnoe-razvitie-detey-doshkolnogo-vozrasta

Ссылка на основную публикацию