Средства обучения в педагогике

Педагогика методы и средства обучения основные понятия

ПЕДАГОГИКА Методы и средства обучения

основные понятия Методы обучения — это способы совместной деятельности педагога и учащихся, направленные на достижение ими образовательных целей.

— способы работы учителя и учащихся, с помощью которых достигается усвоение последними знаний, умений и навыков, а так же формирование их мировоззрения и развитие познавательных сил (А. Данилов, Б. П. Есипов).

— это способы взаимосвязанной деятельности педагогов и учеников по осуществлению задач образования, воспитания и развития (Ю. К. Бабанский).

— это способы обучающей работы учителя и организации учебно познавательной деятельности учащихся по решению различных практических задач, направленных на овладение изучаемым материалом. ( Ф. Харламов). — система последовательных, взаимосвязанных действий учителя и учащихся, обеспечивающих усвоение содержания образования, развитие умственных сил и способностей учащихся, овладение ими средствами самообразования и самообучения (Г. М. Коджаспирова).

основные понятия Сущность методов обучения рассматривается как целостная система способов, в комплексе обеспечивающих педагогически целесообразную организацию учебно-познавательной деятельности учащихся.

Прием обучения — это составная часть или отдельная сторона метода Правило обучения — это нормативное предписание или указание на то, как следует оптимальным образом действовать, чтобы осуществить соответствующий методу прием деятельности.

Правило обучения (дидактическое правило) — это конкретное указание, как надо поступать в типичной педагогической ситуации процесса обучения.

основные понятия Американский педагог К. Керр выделяет четыре «революции в области методов, обучения» . На ранних этапах развития человеческого общества основными учителями детей были родители.

Первая революция произошла, когда им на смену пришли профессиональные учителя. Вторая революция связана с заменой устного слова письменным.

Третья революция привела к введению в обучение печатного слова, а четвертая — направлена частичную автоматизацию и компьютеризацию обучения.

классификация методов обучения 1. Классификация методов обучения по уровню активности учащихся (Голант Е. Я. ). Это одна из ранних классификаций методов обучения.

Соглас но этой классификации методы обучения делятся на пассивные и активные в зависимости от степени включенности учащегося в учебную деятельности.

К пассивным относятся методы, при которых учащиеся только слушают и смотрят (рассказ, лекция, объяснение, экскурсия, демонстрация, наблюдение), к активным — методы, организующие самостоятельную работу учащихся (лабораторный метод, практический метод, работа с книгой).

классификация методов обучения 2. Классификация методов обучения по источнику получения знаний (Верзилин Н. М. , Перовский Е. И. , Лордкипанидзе Д. О. ) Существует три источника знаний: слово, наглядность, практика.

словесные методы (источником знания является устное или печатное слово); (рассказ, объяснение, беседа, дискуссия, лекция, работа с книгой) наглядные методы две группы: метод демонстраций и метод иллюстраций (источниками знания являются наблюдаемые предметы, явления, наглядные пособия); Наглядные методы условно подразделяются на метод демонстраций и метод иллюстраций практические методы (знания и умения формируются в процессе выполнения практических действий, относятся упражнения, практические и лабораторные работы )

классификация методов обучения 3. Классификация методов обучения по дидактической цели (Данилов М. А. , Есипов Б. П. ). В данной классификации выделяют следующие методы обучения: — методы приобретения новых знаний; — методы формирования умений и навыков; — методы применения знаний; — методы закрепления и проверки знаний, умений, навыков.

классификация методов обучения 4. Классификация методов обучения по характеру познавательной деятельности учащихся (Лернер И. Я. , Скаткин М. Н. ).

По этой классификации методы обучения подразделяются в зависимости от характера познавательной деятельности учащихся при усвоении изучаемого материала. Характер познавательной деятельности — это уровень мыслительной активности учащихся.

Выделяют следующие методы: • объяснительно-иллюстративные (информационно-рецептивные); • репродуктивные; • проблемного изложения; • частично-поисковые (эвристические); • исследовательские.

классификация методов обучения 5. Классификация методов обучения на основе целостного подхода к процессу обучения (Бабанский Ю. К. ).

Согласно этой классификации методы обучения делятся на три группы: 1) методы организации и осуществления учебнопознавательной деятельности; 2) методы стимулирования и мотивации учебнопознавательной деятельности; 3) методы контроля и самоконтроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности.

классификация методов обучения 6. Бинарная классификация методов обучения ( Махмутов М. И. ) 1) методы преподавания (информационно сообщающие; объяснительные; инструктивно практические; объяснительно побуждающие; побуждающие); 2) методы учения (исполнительные; репродуктивные; продуктивно практические; частично поисковые; поисковые).

средства обучения Средства обучения Методы обучения применяются в единстве с определенными средствами обучения. Средства обучения (дидактические средства) — это источники получения знаний, формирования умений.

В узком смысле под средствами обучения понимают учебные и наглядные пособия, демонстрационные устройства, технические средства и др. Широкий смысл предполагает, что под средствами обучения понимают все то, что способствует достижению целей образования, т. е.

всю совокупность методов, форм, содержания, а также специальных средств обучения.

средства обучения На основе чувственной модальности дидактические средства подразделяются на: визуальные (зрительные), к которым относятся таблицы, карты, натуральные объекты и т. п. ; аудиальные (слуховые) — радио, магнитофоны, музыкальные инструменты и т. п. ; аудиовизуальные (зрительно-слуховые) — звуковой фильм, телевидение и т. п.

средства обучения классификация по нарастанию возможности заменять действия учителя и автоматизировать действия ученика. (В. Оконь) Простые средства: • словесные (учебники и другие тексты); • визуальные (реальные предметы, модели, картины и пр. ).

Сложные средства: • механические визуальные приборы (диаскоп, микроскоп. , кодоскоп и пр.

); • аудиальные средства (проигрыватель, магнитофон, радио); • аудиовизуальные (звуковой фильм, телевидение, видео); • средства, автоматизирующие процесс обучения (лингвистические кабинеты, компьютеры, информационные системы, телекоммуникационные сети).

Выбор методов и средств обучения • закономерностей и вытекающих из них принципов обучения; • общих целей обучения, воспитания и развития человека; • конкретных образовательно воспитательных задач; • уровня мотивации обучения; • особенностей методики преподавания конкретной учебной дисцип лины; • содержания материала; • времени, отведенного на изучение того или иного материала; • количества и сложности учебного материала; • уровня подготовленности учащихся; • возрастных и индивидуальных особенностей учащихся; • сформированности у учащихся учебных навыков; • типа и структуры занятия; • количества учащихся; • интереса учащихся; • взаимоотношений между преподавателем и учащимися; • материально технического обеспечения, наличия оборудования, на глядных пособий, технических средств; • особенностей личности педагога, его квалификации.

ПЕДАГОГИКА Методы и средства обучения

Источник: http://present5.com/pedagogika-metody-i-sredstva-obucheniya-osnovnye-ponyatiya/

Средства обучения в педагогике

Образование 7 октября 2011

Средства обучения в педагогике – это все материалы, которые использует преподаватель для осуществления учебного процесса.

Вместе с живым словом преподавателя они представляют собой важный компонент образовательного процесса, а также элемент учебно-материальной базы образовательного учреждения.

Выступая в роли важного компонента учебно-воспитательного процесса, средства обучения оказывают влияние и на другие компоненты, такие, как методы, формы, содержание и цели.

Классификации средств обучения

Средства обучения в педагогике делят на идеальные и материальные. Идеальные средства – это полученные ранее умения и знания, которые использует преподаватель и учащиеся для получения и освоения новых знаний.

Материальные представляют собой физические объекты, которые используются учащимися и преподавателем для детализированного обучения.

  Если говорить о субъекте деятельности, то все средства обучения условно можно разделить на средства учения (чаще используется учащимися, реже – преподавателями)  и средства преподавания (используются в большинстве случаев учителем). В свою очередь идеальные и материальные средства делятся на:

·         Печатные пособия – картины, графики, учебники, таблицы и т.п.

·         Объемные пособия – модели, приборы, коллекции, аппараты и т.п.

·         Проекционный материал – видеофильмы, слайды, кинофильмы.

Современная типология классифицирует средства обучения в педагогике следующим образом:

·         Печатные – книги для чтения, учебники, учебные пособия, хрестоматии, рабочие тетради, раздаточный материал, атласы и т.д.

·         Наглядные плоскостные – карты настенные, магнитные доски, плакаты, иллюстрации настенные.

·         Демонстрационные – макеты, стенды, гербарии, модели в разрезе, муляжи и т.д.

·         Электронные образовательные ресурсы – мультимедийные учебники и универсальные энциклопедии, сетевые образовательные ресурсы и т.д.

·         Аудиовизуальные – слайды, образовательные видеофильмы, учебные фильмы, в том числе на цифровых носителях и т.п.

·         Учебные приборы – колбы, барометр, компас и т.п.

·         Спортивное оборудование – тренажеры, гимнастическое оборудование, мячи, спортивные снаряды и т.д.

·         Учебная техника – трактор, автомобили и т.п.

На сегодняшний день наибольшее воздействие на учащихся оказывают современные средства обучения в педагогике: аудиовизуальные и мультимедийные. Именно их считают самыми эффективными средствами обучения и воспитания.

Материальные средства обучения, которые так необходимы для усвоения учебной информации, составляют систему, являющуюся производной от общей системы учебного предмета. Такая система средств обучения строится по следующим принципам:

·         Оборудование должно полностью соответствовать предъявленным педагогическим требованиями: наглядно и понятно воспроизводить существенное в явлении, иметь эстетический вид, быть легко обозримым и воспринимаемым, и т.д.

·         Средства обучения должны своим количеством полностью должны обеспечивать материальные потребности учебного процесса.

·         Средства обучения должны соответствовать потребностям учащихся и реальным условиям работы.

Следует отметить, что каждый учебный предмет нуждается в своих особых средствах обучения.

Так средства обучения русскому языку представлены такими средствами, как учебный дидактический материал (понятия, термины, правила, тексты), методы и приемы обучения (познавательные, тренировочные, контрольно-проверочные), а также организация воспитательно-учебного процесса.

Материальные средства русскому языку представлены учебными комплексами (пособия, сборники, учебники), комплексом технических средств обучения (мультимедийные средства, персональный компьютер), кабинетами (кабинет русского языка, мультимедийный класс, видеокласс).

Средства обучения иностранному языку будут почти такими же, за исключением некоторых особенных средств. Например, если говорить о кабинетах, то для иностранных языков больше подойдет лингафонный кабинет.

Источник: fb.ru

Источник: http://monateka.com/article/195156/

Методы обучения в педагогике

Понятие метода обучения
Обучение как взаимодействие обучающего и обучающихся обусловлено как его целью – обеспечить усвоение младшим поколением накопленного обществом социального опыта, воплощенного в содержании образования, так и целями развития индивидуальности и социализации личности. Процесс обучения обусловлен также реальными учебными возможностями обучаемых к моменту обучения.

Первое определение: «Метод обучения как способ достижения цели обучения представляет собой систему последовательных и упорядоченных действий учителя, организующего с помощью определенных средств практическую и познавательную деятельность учащихся по усвоению социального опыта».

Читайте также:  Опыт применения компьютерных игр в развитии дошкольников

Второе определение: «Метод обучения – способ упорядоченной взаимосвязанной деятельности учителя и учащихся, направленный на решение комплекса задач учебного процесса».
В первом определении метод связывается с достижением цели обучения, во втором он понимается шире – как комплекс задач учебного процесса.

Третье определение: «Метод – это правила действия. Метод непосредственно фиксирует не то, что есть в объективном мире, а то, как человек должен поступать в процессе познания и практического действия».

В настоящее время в методах выделяют две стороны – внешнюю и внутреннюю. Внешняя отражает то, каким способом действует учитель, внутренняя – то, какими правилами он руководствуется. Таким образом, в понятии метода должны быть отражены единство внутреннего и внешнего, связь теории и практики, связь деятельности педагога и учащегося.

Четвертое определение: «Метод обучения – это система регулятивных принципов и правил организации педагогически целесообразного взаимодействия педагога и учащихся, применяемая для определенного круга задач обучения, развития и воспитания».
Таким образом, в этом определении подчеркивается, что метод содержит в себе и правила действия, и сами способы действия.

В каждом из названных определений акцентируется внимание на той или иной его стороне. Сравнение определений показывает, что они не противоречат одно другому, а дополняют друг друга.

Классификация методов обучения Поскольку методы обучения многочисленны и имеют множественную характеристику, то их можно классифицировать по нескольким основаниям. 1.

По источникам передачи и характеру восприятия информации – система традиционных методов: словесные (рассказ, беседа, лекция и пр.); наглядные (показ, демонстрация и пр.

); практические методы (лабораторные работы, сочинения и пр.).

2. По характеру взаимной деятельности учителя и учащихся – система методов обучения: объяснительно-иллюстративный метод, репродуктивный метод, метод проблемного изложения, частично-поисковый, или эвристический, метод, исследовательский метод.

3.

По основным компонентам деятельности учителя – система, включающая три большие группы методов обучения: а) методы организации и осуществления учебной деятельности (словесные, наглядные, практические, репродуктивные и проблемные, индуктивные и дедуктивные, самостоятельной работы и работы под руководством преподавателя); б) методы стимулирования и мотивации учения (методы формирования интереса – познавательные игры, анализ жизненных ситуаций, создание ситуаций успеха; методы формирования долга и ответственности в учении – разъяснение общественной и личностной значимости учения, предъявление педагогических требований); в) методы контроля и самоконтроля (устный и письменный контроль, лабораторные и практические работы, машинный и безмашинный программированный контроль, фронтальный и дифференцированный, текущий и итоговый).

4. По сочетанию внешнего и внутреннего в деятельности учителя и учащегося (система методов проблемно-развивающего обучения – монологический, показательный, диалогический, эвристический, исследовательский, алгоритмический и программированный).

Различные точки зрения на проблему классификации методов отражают естественный процесс дифференциации и интеграции знаний о них. Но все более четко обозначается целостный подход к характеристике их сущности. Какой же классификации методов придерживаться учителю? Той, которая более понятна ему и удобна в его работе.

Монологический метод обучения
Монологический метод – это обусловленная принципами обучения система правил подготовки и изложения обучающим учебного материала с целью объяснения учащимся готовых выводов науки в форме рассказа или школьной лекции с применением аудиовизуальных средств и формирования у учащихся знаний и умений на уровне их восприятия и понимания.

Признаки: наличие вербального изложения учителем учебного материала, описательное объяснение фактов, спорадическое возникновение проблемных ситуаций. Доминируют исполнительская деятельность учащихся: наблюдение, слушание и запоминание, выполнение действий по образцу; контроль и оценка по качеству воспроизведения знаний.

Функции: а) передача учащимся готовых выводов науки в виде фактов, законов, принципов, правил и положений; б) организация повторения и закрепления пройденного материала, углубление знаний;

в) совершенствование репродуктивного мышления.

Правила: 1) сообщить учащимся учебный материал, дать его описание или объяснение для запоминания или применения в упражнениях; 2) выбрать и применить приемы побуждающего воздействия; 3) показать образцы действий (показать на примерах, как выполнить то или иное действие);

4) контроль и оценку знаний и умений проводить по качеству воспроизведения усвоенного материала.

Применение: монологический метод применяется в форме рассказа, лекции с использованием таких приемов, как описание фактов, демонстрация явлений, напоминание, указание и др.

Этот метод предполагает деятельность учащихся копирующего характера: наблюдать, слушать, запоминать, выполнять действия по образцу, работать с таблицами, приборами, решать типовые задачи и пр.

На первый взгляд, кажется, что использовать монологический метод довольно просто: рассказал, показал, прочитал, объяснил, повторил.

При монологическом методе необходимо обращать особое внимание на приемы, усиливающие возможности учащихся. Например, приемы побуждения к учению при разборе ошибок, допущенных учащимися при выполнении задания.

Показательный метод обучения
Показательный метод – это обусловленная принципами обучения система регулятивных правил подготовки и объяснения учебного материала путем постановки проблемы и показа способов ее решения или путем показа учащимся образца логики научного исследования, формирование у них способов поисковой деятельности.

Признаки: 1) показывается логика решения научной проблемы ученым или нравственных проблем писателем; 2) рассматривается образец доказательства, рассуждений, путь поиска истины;

3) приводятся способы решения практической проблемы.

Функции: формирование у учащихся понятия о логике и способах решения научной или практической проблемы, формирование представлений о способах творческой деятельности.

Правила: 1) создать проблемную ситуацию и объяснить сущность основных понятий путем показа решения проблемы; 2) выбрать и применить приемы побуждающего воздействия; 3) показать образцы действий (показать на примерах, как выполнить то или иное действие);

4) контроль и оценку знаний и умений проводить по качеству воспроизведения усвоенного материала.

Применение: в форме рассказа (лекции), с показом логики открытия, решения научной или практической проблемы, показом конструирования способа действий, сопровождаемым демонстрацией опытов, диа– и видеофильмов. Данный метод применяется в двух вариантах.

В первом случае учитель подбирает факты из истории науки и показывает логику решения научной проблемы учеными.

Приводя в своем рассказе исторические факты, обнажая противоречивость данных науки, учитель создает проблемную ситуацию, сам ее формулирует и показывает, как она решена учеными, обращая внимание учащихся на логику познания и движения мысли ученого к истине (в том числе на его ошибки, сомнения, успехи, описание опытов).

В другом случае учитель применяет показательный метод, чтобы продемонстрировать образец исследования при выводе каких-либо уравнения, доказательства, закономерности, при решении практической проблемы.

Диалогический метод
Диалогический метод – это обусловленная принципами обучения система регулятивных правил подготовки учебного материала и проведения сообщающей беседы с целью объяснения учебного материала учителем, усвоения его учащимися; побуждения учащихся к участию в постановке проблем и их решении; активизации их учебной деятельности.

Признаки: изложение учебного материала идет в форме сообщающей беседы, в которой используются в основном репродуктивные вопросы по известному учащимся материалу. Учитель может также создать проблемную ситуацию, поставить ряд проблемных вопросов, но в этом случае сущность новых понятий и способов действий объясняет учитель.

Функции: раскрытие новых понятий и способов учебной деятельности с помощью репродуктивных вопросов и преднамеренно создаваемых проблемных ситуаций; активизация познавательного общения и побуждение учащихся к умственной или практической деятельности; формирование у них умений речевого общения и самостоятельной деятельности; обучение их способам коллективной мыслительной деятельности.

Правила: 1) в ходе сообщающей беседы создавать (по возможности) проблемные ситуации; 2) привлекать учащихся к формулировке проблемы, выдвижению предположений, обоснованию гипотезы и ее доказательству;

3) контроль и оценку производить по уровню активности участия учащихся в сообщающей беседе и решении учебных проблем.

Применение: работа диалогическим методом осуществляется в форме беседы на уроках первого и третьего типов. В беседе преподаватель привлекает учащихся к ответам на такие вопросы, которые обращены к имеющимся у них знаниям и умениям.

Доля их самостоятельности в учебной деятельности определяется количеством вопросов репродуктивного характера. При постановке вопросов, требующих для ответа новой информации, новых знаний, новых подходов, преподаватель либо сам отвечает на них, либо организует изучение учащимися учебного пособия, видеофильма и пр.

Этот метод очень динамичен, он может применяться практически на любом этапе урока.

Эвристический метод
Эвристический метод – это обусловленная принципами обучения система регулятивных правил подготовки учебного материала и проведения эвристической беседы с решением познавательных задач.

Признаки: организация учителем изучения учебного материала в форме эвристической беседы; постановка проблемных вопросов; решение познавательных задач; учебные проблемы ставятся и решаются учащимися с помощью учителя.

Функции: самостоятельное усвоение знаний и способов действий; развитие творческого мышления (перенос знаний и умений в новую ситуацию; видение новой проблемы в традиционной ситуации; видение новых признаков изучаемого объекта; преобразование известных способов деятельности и самостоятельное создание новых); развитие качеств ума, мыслительных навыков, формирование познавательных умений; обучение учащихся приемам активного познавательного общения; развитие мотивации учения, мотивации аффилиации, мотивации достижения.

Правила: 1) формирование новых знаний происходит на основе эвристической беседы и должно сочетаться с самостоятельной работой учащихся (участие в эвристической беседе – задавание учащимися встречных, проблемных вопросов, ответы на проблемные вопросы, решение познавательных задач); 2) учитель преднамеренно создает проблемные ситуации, учащиеся должны их анализировать и ставить проблемы, выдвигать и доказывать гипотезы, делать выводы;

3) оценка ставится в основном за умение применять ранее полученные знания, а также выдвигать и обосновывать гипотезы, доказывать их, за овладение способами деятельности.

Применение: при изучении нового материала, имеющего противоречивый характер, или при совершенствовании ранее усвоенных знаний с целью обобщения полученных ранее впечатлений, самостоятельного поиска учащимися новых способов деятельности, которым их ранее не обучали. Применение этого метода зависит от уровня обученности и развития учащихся, особенно от сформированности их познавательных умений. Эвристический метод применяется в форме эвристической беседы во время семинара, учебной конференции.

Исследовательский метод
Исследовательский метод – это обусловленная принципами обучения система регулятивных правил подготовки учебного материала и организации преподавателем самостоятельной работы учащихся по решению проблемных заданий с целью усвоения ими новых понятий и способов действий и развития у них интеллектуальной и других сфер.

Признаки: преподаватель организует самостоятельную работу учащихся по изучению нового знания, предлагая им задания проблемного характера и разрабатывая совместно с ними цель работы.

Проблемные ситуации, как правило, возникают в ходе выполнения учащимися заданий, имеющих обычно не только теоретический, но и практический (инструментальный) характер (поиск дополнительных фактов, сведений, систематизация и анализ информации и т. д.).

Читайте также:  Ноэтическая психология саморазвития

Функции: формирование творческого мышления и других составляющих интеллектуальной сферы, самостоятельное усвоение учащимися новых знаний и способов действий, стимулирование появления у учащихся новых способов действий, которым их заранее не обучали, формирование мотивационной, эмоциональной, волевой сфер.

Правила: 1) учитель, исходя из возможности и целесообразности проблемного обучения, дает учащимся самостоятельную работу по решению учебной проблемы; 2) созданием проблемной ситуации и постановкой задания по ее разрешению учитель побуждает учащихся к учебной деятельности поискового характера;

3) контроль и оценка проводятся по рациональному способу решения познавательных заданий, по умению ставить и решать учебные проблемы, излагать результаты и доказывать свои выводы.

Применение: в форме организации и проведения лабораторных и практических работ, практикумов, при проведении общественных смотров знаний, при решении в течение нескольких уроков тематических межпредметных (интегративных) учебных проблем, при решении целостной проблемы творческими группами учащихся, при организации учебных игр. Исследовательский метод (как более сложный) применяется реже эвристического на доступном учащимся материале.

Алгоритмический метод
Алгоритмический метод обучения – это обусловленная принципами обучения система регулятивных правил организации учителем процесса усвоения новых знаний и способов действий (включая усвоение алгоритмов) путем предписаний и показа алгоритмов выполнения заданий.

Признаки: устное инструктирование учащихся; показ образца действия и алгоритма (совокупности правил и предписаний) его выполнения; наличие деятельности по образцу и алгоритму; возможны ситуации, когда алгоритмы разрабатывают сами учащиеся.

Функции: формирование у учащихся умений работать по определенным правилам и предписаниям; организация лабораторных и практических работ по инструкциям; формирование умения самостоятельно составлять новые алгоритмы деятельности.

Правила: 1) учащихся подробно инструктируют, как выполнить задание; 2) им показывается образец практического выполнения задания; 3) при выполнении задания учащиеся пользуются предложенным учителем алгоритмом (или разрабатывают его сами);

4) контроль и оценка осуществляются в ходе и по результатам деятельности.

Применение: в форме заданий, выполняемых по алгоритму или поиску нового алгоритма.

В основе алгоритмического метода лежит передача алгоритма действия в форме инструктажа о целях, задачах, способах выполнения предстоящего задания (зачем, что и как делать).

В зависимости от уровня развития учащихся инструктаж может быть кратким, обобщенным или подробным, детальным, может проводиться в вопросно-ответной форме или с применением письменных предписаний, карточек, ТСО.

Например, при выполнении лабораторно-практических работ можно предложить такой план деятельности: 1. Какова цель предстоящей работы? Что нужно сделать, какое новое знание усвоить, каким способом овладеть, какое умение выработать? 2. Что для этого необходимо сделать? Что нужно определить в работе? и т. д.

Преподаватель дает предписания, учит самостоятельно составлять алгоритмы действий. На основе этого метода формируются индивидуальные способности усвоения новых знаний и овладения умениями.

Источник: https://psyera.ru/6633/metody-obucheniya-v-pedagogike

Метод обучения в педагогике: раскрытие понятия

Осуществление образовательно-воспитательного процесса требует правильного использования совокупностей методов обучения. Современная литература рассматривает существование нескольких подходов понимания метода обучения.

Подходы к дефиниции и пониманию сущности метода обучения

Метод обучения рассматривается как упорядоченная деятельность педагога и учащихся, направленная на достижение поставленных дидактических целей, решение актуальных педагогических задач.

Определение 1

Метод обучения в педагогике – это совокупность путей, способов достижения дидактических целей, решения образовательных задач, искусство учителя направлять мысли детей в нужное русло и систему, следуемую по алгоритму для достижения необходимого результата.

Если понятие метода относится к деятельности педагога, то рассматриваются методы преподавания. Когда термин объясняет деятельность обучающихся, тогда говорят о методах. учения. Методы преподавания с методами учения представляют собой методы обучения.

Структура метода обучения в педагогике и определение

Определение 2

Метод в педагогике – это упорядоченная деятельность педагога, направленная на достижение поставленной цели.

Определение 3

Структура методов подразумевает наличие приемов – элементов, являющихся составляющими метода, разовые действия, обособленные тактики в процессе реализации и преобразования метода.

Структура метода говорит о наличии объективной и субъективной составляющих. Объективная считается независимой от педагога, наличия личностных характеристик, отражает общие дидактические закономерности, принципы, правила, цели, задачи, формы и содержание учебной деятельности. Субъективная зависит от личности учителя, учащихся и имеющейся конкретной педагогической ситуации.

Определение 4

Определение образовательного процесса в педагогике – это целенаправленная деятельность по воспитанию, обучению и развитию личности при помощи наличия организованных учебно-воспитательных и учебно-познавательных процессов как единое целое.

Так как в структуре метода имеется объективная, постоянная, общая составляющая, то это позволяет ученым разрабатывать теорию методов, оптимизировать каждый отдельный метод, выстраивать маршруты оптимизации образовательно-воспитательного процесса благодаря использованию нескольких определенных методов. Наличие субъективного влияет на реализацию творческого начала учителя, повышение креативности процесса обучения.

Проблемы классификации методов обучения

Характеристики метода приводят к определенным трудностям при их классификации.

Определение 5

Классификация методов обучения – это упорядоченная по определенному признаку система методов.

Самая древняя классификация основывается на учете источников знания. Для общего вида источники знаний представляются при помощи практики, слова, наглядности, литературы.

Популярность набирает использование информационно-коммуникативных технологий (ИКТ) как источник знаний в педагогике.

Все методы обучения могут классифицироваться как наглядный, практический, словесный, метод работы с книгой, метод работы с ИКТ.

Современная педагогика предусматривает использование классификации методов, основанных на характере мыслительной активности детей. Принимая во внимание данный критерий, выделяют типы обучений:

  • объяснительно-иллюстративный;
  • догматический;
  • эвристический;
  • проблемный;
  • модульно развивающий.

Предложенная классификация была составлена, основываясь на делении повышения активности учащегося в процессе познания и реализации его образовательно-воспитательной деятельности.

Замечание 1

Современная педагогическая наука предлагает различные подходы к пониманию методов обучения и их классификации. Общий вид данной категории является алгоримизированной тактикой для достижения поставленной цели, это и говорит о наличии актуальности их использования в процессе обучения.

Если вы заметили ошибку в тексте, пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter

Источник: https://www.Zaochnik.com/spravochnik/pedagogika/teorija-obuchenija/metod-obuchenija-v-pedagogike/

Средства обучения. Характеристика средств обучения

Средства обучения — это материальный или идеальный объект, который помещен между учителем и учащимися и использован для усвоения знаний.

Средства обучения оказывают существенное влияние на качество знаний, их умственное развитие и профессиональное становление.

Объекты, выполняющие средства обучения, можно классифицировать по различным основаниям:

  • по их свойствам;
  • субъектам деятельности;
  • влиянию на качество знаний;
  • на развитие различных способностей;
  • на их эффективность в учебном процессе.

1. По объекту деятельности средства обучения можно условно подразделить на средства преподавания и средства учения. Так, оборудование демонстрационного эксперимента относится к средствам преподавания, а оборудование лабораторного практикума.

к средствам учения. Средствами преподавания пользуется в основном учитель для объяснения и закрепления учебного материала, а средствами учения — учащиеся для усвоения. В то же время часть средств обучения может быть тем и другим, в зависимости от этапа обучения.

Средства преподавания имеют существенное значение для реализации информационной и управляющей функции учителя. Они помогают возбудить и поддерживать познавательные интересы учащихся, улучшают наглядность учебного материала, делают его более доступным, обеспечивают более точную информацию об изучаемом явлении, интенсифицируют самостоятельную  работу и позволяют вести ее.

Их можно разделить на средства объяснения нового материала, средства закрепления и повторения и средства контроля.

В использовании любого средства необходимо соблюдать меру и пропорции, определяемые закономерностями обучения, в частности законом интерио-ризации.

Средства обучения существенно влияют на умственное развитие учащихся, но не прямо, а в процессе выполнения познавательной деятельности, в органическом единстве с познавательными действиями и организацией.

2. По составу объектов средства обучения подразделяются на материальные и идеальные.

К материальным средствам относятся учебники и учебные пособия; таблицы; модели, макеты и другие средстве наглядности; учебно-лабораторное оборудование, помещения, мебель, микроклимат, расписание занятий, режим питания, другие материально-технические условия обучения.

Существуют и технические средства обучения. К ним относятся следующие виды ТСО: информационные, контроля знаний, программированного обучения, треножа и комбинированные.

К техническим средствам предъявления информации (ТСПИ) относятся: кинопроекторы, диапроекторы, эпипроекторы, графопроекторы, видеомагнитофоны, телевизионные комплексы.

Технические средства обучения — постоянно совершенствуются, промышленностью выпускаются ТСО как общего назначения, так и специализированные для изучения отдельных предметов (лингафонные кабинеты для изучения иностранных языков, комплексы ТСО для физико-математических дисциплин и т.д.).

Широкое распространение в школах получают обучающие персональные компьютеры, которые могут быть использованы в обучении по любым предметам.

Они снабжены программами управления познавательной деятельностью школьников, связанной с формированием расчетных арифметических навыков, решений алгебраических уравнений, задач по физике, химии, построением графиков и чертежей, рисованием на экране дисплея, разучиванием нотной грамоты и сочинением музыки, написанием и редактированием сочинений, заучиванием наизусть и т.п.

Эти программы адаптированы к возрастным и индивидуальным особенностям учащихся.

Персональные обучающие компьютеры снабжены часами и могут работать в режиме репетитора и экзаменатора, самостоятельно устанавливать и анализировать ошибки и предлагать тренировочные упражнения для отработки навыков.

Однако, многие компьютеры являются источником электронно-магнитных излучений, поэтому не следует ученикам разрешать работать на них продолжительное время.

Перед использованием ТСО учащихся необходимо научить пользоваться ими, чтобы с первых уроков с применением технических средств обучения они воспринимали усваиваемую информацию, а не второстепенные факты.

Существуют влияние частоты использование ТСО на эффективность процесса обучения.

При изучении физико-математических предметов она составляет 1:8 (для учащихся 15-18 лет).

Эффективность использования ТСО зависит также и от этапа урока. Использование ТСО не должно длиться на уроке подряд более 20 минут. Использование ТСО в начале урока (на пять минут) сокращает подготовительный период с трех до пяти минут, а усталость и потеря внимания наступает на 5-10 минут позже обычного.

Использование технических средств обучения в интервалах между 15-й и 20-й минутами и между 30-й и 35-й минутами позволяет поддерживать устойчивое внимание учащихся практически в течение всего урока.

Эти положения обусловлены тем, что в течение каждого урока у учащихся периодически изменяются характеристика зрительного и слухового восприятия (их острота, пороги, чувствительность), внимание, утомляемость. При монотонном использовании одного и того же средства изучения нового материала у учащихся уже к 30-й минуте возникает запредельное торможение, почти полностью исключающие восприятие информации.

Читайте также:  Пытаемся отучить ребенка от «плохих» слов

Материальные средства, необходимые для усвоения всей учебной дисциплины, составляют систему, производную от системы учебного предмета.

Наиболее удобно, если все они будут сосредоточены в учебном кабинете.

В кабинете должны быть обеспечены все условия для демонстрации наглядных пособий.

Наглядные пособия обычно классифицируют на три группы:

  • объемные пособия (модем коллекции приборов, аппараты и т.п.);
  • печатные пособия (картинки, плакаты, портреты, графика, таблицы и т.д.);
  • проекционные материалы (кинофильмы, видеофильмы, слайды).

Наличие пособия выполняет следующие функции:

  • ознакомление с явлениями и процессами, которые не могут быть воспроизведены в школе;
  • ознакомление с внешним видом предмета;
  • наличие  представления о динамике явлений и процессов;
  • этапы проектирования изделия и его эксплуатации;
  • наглядное представление об устройствах предмета и принципах его работы;
  • ознакомление с историей науки и перспективами ее развития.

Значительную роль в обучении создают модели и коллекции.

Под школьными коллекциями понимают наборы предметов или веществ, подобранных по определенным признакам или характеристикам и служащих как для изучения нового материала, так и для повторения и самостоятельной работы (коллекция минералов, бабочек, листьев различных пород деревьев и т.д.).

Модели — это уменьшенные эталоны предметов или технических устройств. Они бывают трех типов:

  • на которых можно показывать принципы действия объекта;
  • на  которой  изображено  устройство  или  схема работы;
  • воспроизводящий внешний вид изделия или предмета.

Наиболее ценными и эффективными являются модели первого типа.

По многим предметам используются также диаграммы, которые бывают сравнительные и линейные.

Сравнительные диаграммы изображаются в виде прямоугольников, секторов и других геометрических фигур для сопоставления процессов или характеристик. Линейные диаграммы применяют для графического изображения функциональной зависимости.

На уроках средства обучения находятся в тесной взаимосвязи с методами обучения. Методы и средства должны соответствовать друг другу. Многие средства обучения могут употребляться в сочетании с различными методами и наоборот.

Современные средства обучения часто предполагают использование новых методов обучения.

Так, технические средства обучения существенно изменяют методы учебной работы благодаря тому, что имеют возможность показать различные явления, их динамику, сообщать учебную информацию определенными дозами и управлять индивидуальными процессом усвоения знаний.

Обучение на базе персональных компьютеров — это новый вид учебного процесса, в котором используются новые методы и средства преподавания и учения, используются различного вида знаковые и графические модели (например, средствами мультипликации). Многие ТСО, которые являются источником информации, определяют и выбор методов обучения.

Источник: http://neudoff.net/info/pedagogika/sredstva-obucheniya-xarakteristika-sredstv-obucheniya/

Средства обучения в педагогике

Средствами обучения в педагогике являются абсолютно все материалы, которыми пользуется педагог при осуществлении учебного процесса.

Наряду с живым словом учителя все эти материалы являются очень важным компонентом образовательного процесса и в то же время составляют учебно-материальную базу учебного заведения в качестве главного элемента.

Средства обучения в педагогике, выступая в качестве одного из важнейших компонентов учебно-воспитательного процесса, в свою очередь оказывают влияние на другие его компоненты, такие как формы, методы, содержание и цели.

Использование средств обучения в образовательном процессе является необходимым условием наилучшего усвоения полученных знаний, поскольку позволяет задействовать практически все типы памяти.

Средства обучения условно подразделяются на два типа, это материальные и идеальные.

К идеальным средствам обучения относятся уже полученные учащимися ранее умения и знания, которые преподаватель и учащиеся используют для получения и освоения новых умений и знаний.

В свою очередь материальные средства обучения представляют собой некие физические объекты, используемые преподавателем и учащимися для более детального изучения предмета. Такое разделение средств обучения является условным, поскольку в одном случае они могут быть материальными, а в другом материальными, в зависимости от времени их использования, то есть до или после изучения предмета.

Также условно можно разделить все средства обучения в отношении субъекта деятельности на средства учения, которые учащимися используются чаще преподавателей, и средства преподавания, используемые в основном учителем. И в этом случае разделение является очень условным, поскольку одни и те же объекты могут служить одновременно как средством учения, так и средством преподавания.

Все средства обучения также подразделяются по типам реализации на печатные пособия, объемные пособия и проекционный материал. Печатными пособиями являются в частности учебники, карты, таблицы, графики и картины.

Объемные пособия представляют собой уменьшенные или увеличенные копии реальных предметов, модели, приборы, аппараты и коллекции.

В качестве проекционного материала используются слайды, диафильмы, презентации, видеофильмы и кинофильмы.

В современной типологии классификация средств обучения представлена немного по-другому.

Печатные пособия это все те же учебники, учебные и методические пособия, книги для дополнительного чтения, хрестоматии, а также рабочие тетради, атласы и раздаточный материал для проведения тестов и контрольных работ.

Наглядными плоскостными пособиями в современной типологии обозначаются настенные карты, плакаты, магнитные доски и настенные иллюстрации. К демонстрационным наглядным пособиям относят макеты, муляжи, стенды, модели в разрезе и гербарии.

Электронными образовательными ресурсами, используемыми в учебном процессе, являются мультимедийные учебники и энциклопедии, компьютерные программы и игры познавательного и обучающего характера, различные образовательные ресурсы глобальной сети Интернет.

Аудиовизуальные наглядные пособия это все те же слайды, презентации, учебные и образовательные видеофильмы, размещаемые в цифровом виде непосредственно на жестких дисках компьютеров или на различных цифровых носителях информации.

К средствам обучения относят также учебные приборы, такие как колбы, пробирки, реторты, а также барометр, авометр, компас. Спортивное оборудование, такое как спортивные снаряды, тренажеры, мячи, обручи, коньки, лыжи также относится к средствам обучения.

Еще одним средством обучения является различная учебная техника, такая как автомобили, кары, тракторы.

Одними из самых действенных средств обучения в современной школе являются аудиовизуальные и мультимедийные средства. Современное общество перегружено потоком информации, непрерывно льющимся буквально отовсюду, начиная от рекламных баннеров, размещаемых вдоль дорог и на стенах домов, и заканчивая Интернетом.

Внимание современного ребенка невозможно привлечь ни статической картинкой, ни объемным наглядным пособием. Ему необходимо ощущать информацию максимально большим количеством органов чувств. К сожалению, передавать запахи современная наука и технология еще не в состоянии, но и это уже не за горами.

Сейчас даже объемное изображение можно получить достаточно просто и вполне доступными средствами.

Материальные средства обучения, составляющие необходимый компонент учебного процесса и служащие наиболее эффективному усвоению информации, в совокупности составляют единую систему средств обучения. Эта система является в свою очередь производной от общей системы учебного предмета.

К этой системе предъявляются определенные требования. Во-первых, оборудование должно наглядно и доступно воспроизводить самые существенные особенности явления, обладать эстетической привлекательностью, быть легко обозреваемым и воспринимаемым учащимися.

Во-вторых, количества средств обучения должно быть достаточно для обеспечения ими каждого ученика. В-третьих, средства обучения должны удовлетворять потребности учащихся и соответствовать реальным условиям работы.

Укомплектованность кабинетов различными средствами обучения определяется исходя из особенностей определенного учебного предмета.

Источник: https://lred.ru/obrazovanie/22199-%D1%81%D1%80%D0%B5%D0%B4%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%B0-%D0%BE%D0%B1%D1%83%D1%87%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D1%8F-%D0%B2-%D0%BF%D0%B5%D0%B4%D0%B0%D0%B3%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D0%BA%D0%B5

Шпаргалка по педагогике (для педагогов) — 47. Понятие о средствах обучения, их классификация

Страница 47 из 90

47. Понятие о средствах обучения, их классификация

Средство обучения – это материальный или идеальный объект, который использован учителем и учащимися для усвоения новых знаний.

Объекты, выполняющие функцию средств обучения, можно классифицировать по различным основаниям: по их свойствам, субъектам деятельности, влиянию на качество знаний, на развитие различных способностей, их эффективности в учебном процессе.

1. По составу объектов средства обучения разделяются на материальные и идеальные.

К материальным средствам относятся: учебники и пособия, таблицы, модели, макеты, средства наглядности, учебно-технические средства, учебно-лабораторное оборудование, помещения, мебель, оборудование учебного кабинета, микроклимат, расписание занятий, другие материально-технические условия обучения.

Идеальные средства обучения – это те усвоенные ранее знания и умения, которые используют учителя и учащиеся для усвоения новых знаний.

Эти интеллектуальные средства обучения играют ведущую роль в умственном развитии учащихся. Они могут быть даны учителем в готовом виде в процессе объяснения темы урока, но могут быть и сконструированы учащимися самостоятельно или в совместной деятельности с учителем на уроке.

Материальные и идеальные средства обучения не противостоят, а дополняют друг друга.

Влияние всех средств обучения на качество знаний учащихся многосторонне: материальные средства связаны в основном с возбуждением интереса и внимания, осуществлением практических действий, усвоением существенно новых знаний; идеальные средства – с пониманием материала, логикой рассуждения, запоминанием, культурой речи, развитием интеллекта. Между сферами влияния материальных и идеальных средств нет четких границ: часто оба они влияют в совокупности на становление тех или иных качеств личности учащихся.

Эффективность использования средств достигается при определенном сочетании их с содержанием и методами обучения.

Современные средства обучения часто предполагают использование новых методов обучения. Обучение на базе персональных компьютеров – это новый вид учебного процесса, в котором используются новые методы и средства преподавания и учения, используются различного вида знаковые и графические модели, в том числе средства мультипликации.

2. По субъекту деятельности средства обучения можно разделить на средства преподавания и средства учения.

Так, оборудование демонстрационного эксперимента относится к средствам преподавания, а оборудование лабораторного практикума – к средствам учения.

Средствами преподавания пользуются в основном учителя для объяснения и закрепления учебного материала, а средствами учения – учащиеся для усвоения новых знаний. В то же время некоторые средства используются как в преподавании, так и в учении.

Средства преподавания имеют существенное значение для реализации информационной и управляющей функции учителя.

Они помогают возбудить и поддерживать познавательные интересы учащихся, улучшают наглядность учебного материала, делают его более доступным, обеспечивают более точную и полную информацию об изучаемом явлении, интенсифицируют самостоятельную работу и позволяют вести ее в индивидуальном темпе. Их можно разделить на средства объяснения нового материала, средства закрепления и повторения и средства контроля.

Источник: https://libsib.ru/pedagogika/shpargalka-po-pedagogike-dlya-pedagogov/47-ponyatie-o-sredstvach-obucheniya-ich-klassifikatsiya

Ссылка на основную публикацию