Тактика поддержки как самозащита педагога

Педагогика

В основе работы компании «Т-Игра» лежит педагогика поддержки или «педагогика общей работы». Что это? В чём основные отличия данной педагогики от остальных? В чём отличия педагогов? Все это подробнее читайте в данной статье Педагогика поддержки и педагогика «общей заботы» …Это деятельность, направленная на развитие «свободоспособности» растущего человека «…

Если представить проблему как некоторую «пропасть», которую ребёнок может преодолеть только через прыжок (скачок к новому), то педагогическая поддержка является для ребёнка устойчивой опорой для скачка и страховкой безопасного «полёта». В определённой мере педагог выступает как доверенное лицо, гарант права ребёнка на риск.

Он работает над возникновением желания у ребёнка «летать» — преодолевать проблемы». Педагог, который работает в концепции педагогики поддержки позволяет ребёнку, закреплять не страх перед неизведанным, а радость «свободного полёта». «Послание» поддержки выглядит примерно так: «Мне не надо от тебя больше того, что ты хочешь сам от себя.

Но я рад выслушать тебя и помочь тебе самому понять, чего же ты хочешь» — так представляют основной смысл педагогической поддержки те, кто провозгласил её в России. Выделяют четыре тактики педагогик поддержки: «защита», «помощь», «содействие» и «взаимодействие». Эти названия отражают тот смысл, который педагогическая поддержка приобретает в зависимости от решаемой задачи.

Иногда при решении конкретной ситуации педагог использует одну из тактик, иногда сочетает несколько, следуя меняющейся обстановке, которая открывает новые задачи и возможности. Представим суть этих тактик в изложении Нины Михайловой, Семёна Юсфина, Натальи Касициной — главных наследников «газмановской» лаборатории и продолжателей её идей.

ТАКТИКА ЗАЩИТЫ. Её кредо: «Ребёнок не должен оставаться жертвой обстоятельств».

Педагог: а) через позицию «педагогической адвокатуры» защищает ребёнка от негативных обстоятельств, блокирующих его активность и развитие; б) через позицию «буфера» смягчает негативные обстоятельства; в) развивает в ребёнке способности избавляться от страха перед обстоятельствами.

«Защита» используется в ситуации, когда по тем или иным обстоятельствам ребёнок становится «белой вороной», «гадким утёнком», «не таким, как все», вызывающим раздражение окружающих. Педагог, защищающий ребёнка, занимает позицию «педагогической адвокатуры».

Данная позиция состоит в том, что «адвокат» согласен с ребёнком, который в ситуации явной неуспешности заявляет: «Я не виновен. Я хочу быть в жизни успешным, и в этом я такой же Человек, как все!».

«Педагогическая адвокатура» указывает на то, что образовательный процесс для того и существует, чтобы ребёнок обретал в нём условия, позволяющие ему преодолевать проблемы, укрепляя и развивая собственное достоинство. Она квалифицирует как недопустимое, недостойное действие попытку взрослых «клеить на ребёнка ярлык неуспешности» — поскольку это прямое и целенаправленное посягательство на его самооценку, которая способствует стойкому неверию в свои силы, в себя — могущего стать хорошим и достойным человеком, «не хуже всех». «Педагогическая адвокатура» преимущественно действует только на ситуацию внешнюю, по отношению к ребёнку. Она направлена на изменение негативных обстоятельств в случаях, когда от действий самого ребёнка эти обстоятельства не могут измениться к лучшему.

ТАКТИКА ПОМОЩИ. Тактика «помощи» рассчитана на то, чтобы ребёнок обязательно начал действовать. Но для того, чтобы он это сделал добровольно, ему необходимо «узнать вкус успеха».

Если ребёнок или подросток не встречает в школе людей, которым он действительно интересен, важен, нужен, то у него с каждым днём теряется возможность быть сопричастным к тому, что там происходит. Многие дети защищается от проблемы, блокируя свою активность. Очевидно, что такой способ защиты делает человека как раз абсолютно беззащитным и беспомощным.

Тактика «помощи», в основном рассчитана именно на детей, которые самоблокируют свою активность, поскольку не в состоянии заблокировать свой страх перед внешней оценкой. Такому ребёнку необходимы доказательства того, что люди способны понять его и поддержать его.

«Помощь» создает условия для «реабилитации» людей в глазах ребёнка, а это в свою очередь, становится условием для его самореабилитации. Ребёнку важно осознать, что он многое может. Стоит только попробовать преодолеть страх. Успех первой пробы должен быть гарантирован.

Ребёнок не должен разочароваться в себе и в людях, поскольку это разочарование может ещё больше укрепить в нём страх перед действием. Педагог, оказывая помощь, страхует ребёнка от этого разочарования. «Помощь» восстанавливает у ребёнка ощущение собственной значимости для других людей. Там, где она им была потеряна, там он должен её и найти — найти себя среди других.

ТАКТИКА СОДЕЙСТВИЯ. Кредо тактики «содействия»: «Ты всегда можешь совершить выбор — попробуй проверить себя!». Главные условия перехода к тактикам «содействия» и «взаимодействия»: — ребёнок объективно и субъективно не является «жертвой обстоятельств»; — у него достаточно стабильное эмоциональное состояние; — его самооценка не занижена.

Педагог в тактике «содействия» «не работает на будущее ребёнка», а создаёт условия для того, чтобы тот, поспешая в будущее, в меру осознанности строил и управлял своим настоящим. Не учился «умозрительно» фантазировать по поводу жизни, а жил, но при этом постепенно осознавал, что самой своей жизнью он постоянно делает выбор себя для себя.

Проблема, которую помогает обнаружить и решить педагог, уже не столько житейская, сколько образовательная. Если в тактиках «защиты» и «помощи» педагог помогал ребёнку сосредоточиться на своих «могу» и тем самым освободить себя для действий, то тактика «содействия» направлена на желание искать и обретать смысл своих «Я хочу».

Потребуются действия, связанные с осознанием и оценкой собственных желаний, интересов, мотивов и основ выбора, производимого в них. Потребуется привыкать к тому, чтобы осознавать себя человеком, свободно и ответственно выбирающим, реально действующим в соответствии со своим выбором.

Педагог занимает позицию «слушающего» и «вопрошающего», избегая позиций «советчика» и «эксперта».

При этом он сдерживает сиюминутные желания ребёнка действовать, вовлекая его в процесс осмысления намерений; взрослый постоянно интересуется мнением ребёнка или подростка и отношением к происходящему; он выступает «рефлексивным зеркалом», упрощает конструкцию утверждений ребёнка до главного смысла в нём содержащегося (например, уточняя при этом: «Правильно ли я тебя понял, ты сказал следующее…»); он расширяет возможности выбора за счет «вбрасывания» новых вариантов, которые были ребёнку не известны. В отличие от тактики «защиты» педагог не убирает с пути ребёнка преграды, на которые тот наталкивается (или которые, сам того не ведая, себе создаёт). Педагог не снимает общей доброжелательности общения, но он допускает, что ребёнку может быть эмоционально некомфортно тогда, когда он натолкнется на свою проблему и увидит, что решать её не может, пока не подумает, не выберет способ решения и не попробует его реализовать. Обсуждать своё будущее со взрослым подросток не всегда намерен. А если и намерен, то только иногда, когда останавливается «на перекрестке жизненных ситуаций» и не знает точно, куда ему идти. Часто именно здесь ребёнок пытается «использовать педагога» в качестве этакого «камня-путеводителя»: «Направо пойдешь — это найдешь, налево — это отыщешь, а прямо пойдешь — это обретёшь. Выбирай в трех известных одно необходимое!». Любому взрослому лестно, когда к нему обращается за советом ребёнок. Но по здравому разумению нужно бы сразу предупредить, прежде чем давать советы: «Я только предполагаю, что все эти дороги ведут именно туда, куда я думаю. Не знаю точно, гарантий дать не могу. И никто не может. Выбор — это твой риск. Поразмышлять, поделиться своим опытом, как это делается — могу, а брать ответственность за твой выбор — не могу. Твоя жизнь, тебе и выбирать. Я всегда посодействую тебе в размышлении о твоем выборе. Возможно, чем и помогу, но об этом нужно договариваться тогда, когда такая необходимость у тебя возникнет. Ты расскажешь мне и поможешь понять, в чем причина, в чем суть твоих затруднений». Тактика «содействия» по факту развивает критические, аналитические способности ребёнка, но главное — это то, что ребёнок учится концентрировать эти способности на осознание того, что проблема всегда имеет как минимум два варианта решений. Педагог в тактиках «содействия» и «взаимодействия» постоянно находится с ребёнком в диалоге. В диалоге невозможно все время кому-то доминировать, принуждая другого двигаться в своей логике. Диалог — это не интервью и не допрос, это беседа-размышление двух людей, объединенных желанием добраться до сути того, что ищут.

Читайте также:  Как приучить ребёнка делать уроки самостоятельно?

ТАКТИКА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ. Кредо тактики взаимодействия: «Договор — это испытание свободой и ответственностью». «Школа — это не просто учреждение, а учреждение Детское» — не раз повторял О. С. Газман: «Детское — значит, соответствующее возрастному восприятию мира — яркому, рискованному, поисковому».

Дети уважают умных взрослых, но им очень скучно с теми, кто очень разумен. Они ищут взрослых, которые могут с ними вместе жить, не мешая им оставаться «самими собой», уважая и признавая их самостоятельность. Образовательный эффект тактики взаимодействия состоит прежде всего в том, что ребёнок обретает опыт проектирования совместной деятельности.

Взрослый при этом может реально продемонстрировать ребёнку различные культурные способы, которые помогают ему и ребёнку становиться более эффективными и успешными в своей совместной деятельности. У педагога создается уникальная ситуация напрямую «вживлять» в естественную ткань развития ситуации, применить культурные формы организации и управления ею.

Договор — это единственная страховка, которую может реально предложить ребёнку педагог на этом уровне разрешения ребёнком проблемной ситуации.

Договор помогает педагогу самому не потерять необходимый уровень реализма и ответственности: ведь педагог ни при каких обстоятельствах педагог не должен опускаться ниже той черты реализма, за которой не сможет ребёнку гарантировать безопасность.

Через процедуры, связанные с договором, взрослый учит подростка не только овладевать своей свободой, но и учит понимать, какой страховкой они при этом пользуются. Показывает, как эта страховка делается. Затем, если увидит, что ребёнок вознамерился идти без страховки, обязательно будет принимать меры по восстановлению необходимого уровня безопасности.

Но прежде чем вступать с ребёнком в договорные отношения, педагог «готовит», «тренирует» его через тактику «содействия» познавать «принципы» восхождения к своей проблеме и учится самостоятельно следовать им. В тактике «содействия» ребёнок познает себя и свои способности обходиться без «буфера», без чужой помощи встречать свою проблему. А «в договорной связке» с педагогом может попробовать осилить то, что одному пока не под силу.

ТАКТИКИ ПОДДЕРЖКИ КАК САМОЗАЩИТА ПЕДАГОГА. Очевидно, что не бывает «проблемных» детей, которые не создают проблему педагогу. Любой «проблемный ребёнок» — это испытание, выпавшее на долю взрослого. Отношение конкретного педагога к предстоящему испытанию во многом зависит от того, видит ли он в нём свою проблему или видит перед собой ребёнка, у которого есть проблема.

Тот, кто концентрируется на проблеме, склонен делать ставку на отбор детей для своего класса. Тот, кто концентрируется на желании помочь ребёнку, вполне осознанно начинает осваивать деятельность по педагогической поддержке. Профессионализм в этом позволяет учителю избавляться от страха перед проблемой ребёнка.

Не умея переводить негативные ситуации в образовательные, педагоги, по сути, теряют возможность для эффективной целенаправленной деятельности. Их педагогическая карьера и спокойствие становятся целиком зависимыми от случая: попадёт или нет в класс проблемный ребёнок.

Анализ деятельности классных воспитателей, получивших в ходе эксперимента специальную профессиональную подготовку по программе педагогической поддержки, убедительно показывает: педагоги учатся не бояться детей, они верят в их возможность овладевать траекторией собственного развития. Педагоги сами оказываются открытыми для осознания собственных профессиональных проблем — и это их не пугает.

Им становится очевидным, что решая проблему ребёнка, они изменяются сами, их опыт становится многогранным и богатым, а собственная деятельность обретает особый смысл, смысл истинных человеческих отношений.

Источник: http://xn—-8sbit5bi.xn--p1ai/stati/pedagogika/

Педразвитие, создание сайта для педагога, публикация работ педагогов

Автор: Степанушкина Лариса Валерьевна, воспитатель, МБДОУ детский сад № 41 «Рябинушка», Сургут Тюменская область

В раздел дошкольное образование

1
Статья

«Тактики и методы педагогической поддержки при проведении

непосредственной образовательной деятельности с детьми старшего

дошкольного возраста».

Автор: Степанушкина Лариса Валерьевна, воспитатель МБДОУ

№ 41 «Рябинушка» город Сургут.

В современных требованиях к развитию дошкольного образования, а в частности в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования, большое внимание уделяется учету возрастных и индивидуальных особенностей детей, как основных участников образовательного процесса.

Стандарт дошкольного образования направлен на создание благоприятных условий развития детей, и прежде всего, предполагает адекватный выбор методов воспитания и обучения, при которых недопустимо как искусственное ускорение, так и искусственное замедление развития детей.

Для более успешного освоения детьми Основной образовательной программы ДОУ, они должен быть обеспечены уважением взрослых к их человеческому достоинству, формированием и поддержкой собственной положительной самооценки, уверенности в собственных возможностях и способностях.

Поэтому, способствовать решению вышеизложенных задач является овладение и применение воспитателем дошкольной организации тактик и методов педагогической поддержки.

Эти тактики и методы, согласно ФГОС ДО, требуют от воспитателя не воздействия на ребенка, а взаимодействие с ним, вера в его внутренние силы и возможности, реагирование на проблемы ребенка, поддержка его индивидуальности, интересов, потребностей, забота о его эмоциональном благополучии.

Применение методов и тактик педагогической поддержки необходимо во всем процессе воспитания и обучения детей в ДОУ, при 2 этом особенно тактики и методы педагогической поддержки необходимы во время проведения непосредственной образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста.

Педагогическая

поддержка

представляет собой взаимодействие взрослого и ребенка, где взрослый оказывает различными методами помощь ребенку в реализации его потребностей, и направляет его развитие, а ребенок, ориентируясь на поддержку взрослого, достигает целей, удовлетворяет потребности, интересы, применяет свои способности.

Педагогическая поддержка

предполагает не авторитарное воздействие, где доминирующим является взрослый, а личностное взаимодействие, где взрослый и ребенок являются партнерами в общении и деятельности.

В работе с детьми дошкольного возраста можно использовать все тактики педагогической поддержки, предложенные О.С.

Газманом, но в непосредственной образовательной деятельности наиболее актуальными и действенными будут следующие :  тактика помощи;  тактика содействия.

Читайте также:  Использование приёма "толстые и тонкие вопросы" на уроках

Тактика

помощи

рассчитана на то, чтобы ребенок обязательно приступил к деятельности, освободился от страха перед неудачей, почувствовал себя в так называемой «ситуации успеха».

Многие дети проявляют неуверенность перед новой познавательной задачей в образовательной деятельности, стараются избежать проблемы, тем самым блокируют свою активность и отказываются от выполнения задания.

Такому ребенку важно помочь осознать, что он способен преодолеть препятствие и выполнить задание! Воспитатель своей незначительной помощью, похвалой, поддержкой, подсказкой, укрепляет веру ребенка в свои силы и активизирует познавательную активность. Основной принцип

тактики

«содействия»:

«Ты всегда можешь совершить выбор – попробуй проверить себя!». В тактике содействия создаётся условия для того, чтобы ребенок вовлекался в процесс осмысления 3 и рефлексию собственной деятельности. Воспитатель интересуется мнением ребенка о том, как он намерен действовать, и старается расширить его возможности выбора, предлагает попробовать новые варианты, не знакомые ребенку. В тактике содействия необходимо постоянно находишься в диалоге с ребенком, задавать ему поисковые вопросы, вместе размышлять, обсуждать способы деятельности и пути решения задачи, достижения целей. Эта тактика стимулирует и развивает познавательные способности ребенка, самостоятельность мышления и укрепляет веру в собственные силы. Также «

тактика

содействия»

помогает ребенку избавиться от страха быть неправильно понятым, и формирует очень важное чувство доверия между ребенком и взрослым.

Методы и приемы педагогической поддержки

используются тогда, когда у ребенка с одной стороны, возникают препятствия, проблемы, которые он осознает, но не знает, как их решить, с другой стороны, они действуют как меры, помогающие ребенку не отказываться от решения различных задач и осуществления деятельности, а уметь их решать. Таковыми являются: 

Метод самонаблюдения

за собственными действиями «проверь себя», «посмотри, у тебя всё получилось», «найди ошибки у Незнайки и т.д.» 

Метод

коллективного

анализа

деятельности «давайте, проверим вместе, как мы справились с заданием», «давайте выслушаем мнение всех детей по поводу нашей деятельности», «совместно находим положительные и отрицательные стороны деятельности, типа игры хорошо-плохо; 

Метод

поисковых

вопросов

и

проблемных

ситуаций,

который наиболее успешно позволяет ребенку проявлять самостоятельность и свои индивидуальные особенности.

Ребенок, попадая в проблемную ситуацию, которую он сам оценивает как помеху, которая приковывает его внимание, отражается на его чувствах, вызывает потребность что- либо предпринять.

Таким образом, педагогу нет необходимости 4 мотивировать ребенка на деятельность, наоборот, у ребенка есть этот мотив как естественное желание (побуждение) к деятельности и он чаще всего ее и осуществляет.; 

Метод проектов

дает ребенку возможность активно включаться в образовательный процесс, экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки в своём индивидуальном темпе, позволяет наиболее эффективно учитывать образовательные потребности и личные способности ребенка. Так как метод проектов основан на личностно-ориентированном подходе к воспитанию и обучению, он может быть использовании как один из методов педагогической поддержки. 

Метод

побуждающих

и

направляющих

диалогов

способствует активизации речевой активности детей, развивают умение самостоятельно находить причинно-следственные связи делать выводы, высказывать и аргументировать свое мнение, самостоятельно находить ответы на свои вопросы; 

Метод социального моделирования

позволяющий погрузить детей в определенную проблемную ситуацию между субъектами моделирования, поставить ребенка на место участников ситуации и попробовать разрешить её. Данный метод помогает ребенку выразить свои чувства, высказать свое мнение, тем самым находиться в ситуации успешности, избавиться от страха перед «сложными» заданиями;  Методы и приемы развития

эмоциональной

отзывчивости

и

эмпатии.

Как методы педагогической поддержки они способствуют заинтересованному восприятию познавательного материала, сопереживанию, сочувствию, тем самым повышают мотивацию к выполнению любого вида детской деятельности. 

Методы ТРИЗ и РТВ, типа «снежный ком», «метод майевтики»,

«мозговой

штурм».

Использование данных методов раскрепощает 5 детей, повышает познавательную активность, снимает утомление во время непосредственной образовательной деятельности. Воспитателям в образовательной деятельности также можно использовать следующие

приемы педагогической поддержки

:  «Положительное подкрепление», похвала, предвосхищающая оценка действий ребенка, поддержка ощущения успешности;  « МХАТовская пауза», держать паузу, не мешая включению мыслительных процессов у детей, ждать детских ответов, размышлений;  Не оставлять без внимания ни одного ответа детей, обсуждать любые, даже неправильные ответы без акцента на личность;  Эмоциональное, необычное начало любой образовательной деятельности;  Прием переключения детей на что-то новое, необычное. Новизна, необычность, неожиданность действий и поведения используются взрослым как средство переключения ребенка на иное состояние или иную познавательную активность. Использование педагогом вышеизложенных тактик, методов и приемов педагогической поддержки в непосредственной образовательной деятельности поможет ребенку иметь шанс исследовать собственную проблему, осуществлять действия по ее разрешению и получит возможность соотнести собственный выбор с теми последствиями, которые он за собой повлечет. Также применение методов педагогической поддержки снимает авторитарную позицию педагога, сближает взрослого и ребенка, тем самым позволяет ребенку ярче выразить себя, поверить в собственные силы, раскрепоститься, адекватно оценить и проявить свои способности, возможности, интересы, увидеть вокруг себя взрослых людей, действительно заинтересованных в его судьбе.

Список литературы:

1. Алексеев, Н.И. Личностно-ориентированное обучение: вопросы теории и практики Текст. /Н.И.Алексеев. Тюмень, 1997.;

6 2. Аркин, Е.А. Ребенок в дошкольные годы Текст./ Е.А.Аркин. — М., 2006; 3. Газман, О.С. Самоопределение Текст. / О.С.Газман// Новые ценности образования: тезаурус для учителей и школьных психологов. — М., 1995. 4. Научная библиотека диссертаций и авторефератов; 5. Осорина, М.В. Секретный мир детей в пространстве мира взрослых Изд. 4-е, доп. Текст. / М.В.Осорина. СПб., 2008.

6. От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования (пилотный вариант) / под ред. Н.Е. Вераксы, М.: «МОЗАИКА-СИНТЕЗ», 2014. 7. Педагогическая поддержка ребенка в образовании Текст./ Под ред. В.А.Сластенина, И.А.Колесниковой. М., 2006. 8. Якиманская, И.С. Технология личностно-ориентированного образования Текст. / И.С.Якиманская. — М., 2000.

В раздел дошкольное образование

Форма: E-mail:

для обращений
pedrazvitie@mail.ru

  • Подписаться на новости сайта
  • Отписаться от рассылки новостей
  • Условия использования
  • pedrazvitie.ru © 2013 — 2018

Cвидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 — 60640 от 20.01.2015г.

Возрастная категория: 0+

Источник: http://pedrazvitie.ru/raboty_doshkolnoe_new/index?n=17663

Методы и приемы педагогической поддержки

Методы и приемы педагогической поддержки детей в процессе развития познавательной сферы на этапе подготовки детей к школе

Воспитатель 1 логопедической группы

Федотова М.А.

Готовность ребенка вступить в новые отношения с обществом в конце дошкольного возраста находит свое выражение в готовности к школьному обучению. Выделяют следующие компоненты психологической готовности:

— Личностная готовность к школьному обучению включает стремление ребенка к новой социальной позиции школьника.

— Эмоционально-волевая готовность к школе отражается в развитии произвольного поведения.

— Интеллектуальная готовность к школьному обучению связана с развитием мыслительных процессов: способностью обобщать, сравнивать объекты, классифицировать их, выделять существенные признаки, определять причинно-следственные зависимости, делать выводы.

У ребенка должны быть определенная широта представлений, в том числе образных и пространственных, соответствующее речевое развитие, познавательная активность.

Интеллектуальная готовность также предполагает формирование у ребенка начальных умений в области учебной деятельности, в частности, умение выделить учебную задачу и превратить ее в самостоятельную цель деятельности.

В целом, развитие интеллектуальной готовности к школе предполагает: дифференцированное восприятие; аналитическое мышление; рациональный подход к действительности; логическое запоминание; интерес к знаниям, к процессу их получения за счет дополнительных усилий; овладение на слух разговорной речью и способность к пониманию и применению символов; развитие тонких движений руки и зрительно двигательных координаций.

Но у детей с ОНР, которые посещают нашу логопедическую группу, по сравнению с возрастной нормой наблюдается снижение познавательной деятельности: недостаточная концентрация и устойчивость внимания, меньший объем запоминания и воспроизведения материала, снижение уровня обобщения и осмысления действительности, пространственные трудности; слабость в развитии моторики, недостаточная сформированность мотивационной сферы. Со стороны эмоционально-волевой сферы также имеет место ряд особенностей: повышенная возбудимость, раздражительность или общая заторможенность, замкнутость, обидчивость, плаксивость, многократная смена настроения и др.

Читайте также:  Правила этикета для детей

Поэтому, дети – логопаты входят в контингент риска: риска испытать наибольшие трудности в школе, риска неуспеваемости, риска заболеть от чрезмерных нагрузок и переутомления. Именно поэтому такие дети требуют особого подхода и особого внимания воспитателя.

По данной категории детей необходима организация особой системы работы, которая должна в наибольшей степени учитывать особенности и проблемы детей с ОНР и обеспечить их эффективное развитие. Психокоррекционная работа с такими детьми включает комплекс мероприятий. Но, считаю, что огромное значение в процессе развития познавательной сферы имеет тактика педагогической поддержки детей.

Эта деятельность предполагает индивидуально-ориентированную помощь детям в развитии как общих, так и специальных способностей.

В своей работе с детьми использую наиболее приемлемые тактики педагогической поддержки развития детей: тактику помощи и тактику содействия.

Тактика помощи рассчитана на то, чтоб ребенок обязательно начал действовать, но для того, чтобы он сделал это добровольно, ему необходимо «узнать вкус успеха». Многие дети защищаются от проблемы, блокируя сою активность.

Такому ребенку важно помочь осознать, что он многое может! Стоит только попробовать преодолеть свой страх. Успех первой пробы должен быть гарантирован. Разочарование в себе может укрепить страх перед действием. А педагог, оказывая помощь, страхует ребенка от этого разочарования.

«Помощь» восстанавливает и укрепляет у ребенка ощущение собственной значимости для других людей.

Кредо тактики «содействия»: «Ты всегда можешь совершить выбор – попробуй проверить себя!». Главным условием тактики является стабильное эмоциональное состояние ребенка, самооценка не занижена.

В тактике содействия создаешь условия для того, чтобы ребенок вовлекался в процесс осмысления намерений, интересуешься мнением ребенка к отношениям к происходящему, расширяешь возможности выбора, предлагая новые варианты, не знакомые ребенку. В тактике содействия постоянно находишься с ребенком в диалоге, вместе размышляя, добиваясь до сути.

Эта тактика развивает критические и аналитические способности ребенка, который учится осознавать то, что проблема может иметь как минимум 2 варианта решения.

Методы педагогической поддержки используются тогда, когда у ребенка с одной стороны, возникают препятствия, проблемы, которые он осознает, но не знает, как их решить, с другой стороны, они действуют как меры, помогающие ребенку не создавать проблем или уметь их решать. Таковыми являются:

1. Методы поддержки развития аналитико-рефлексивных способностей (метод наблюдения, метод коллективного анализа деятельности, размышления);

2. Методы поддержки развития интеллектуальных способностей (метод «деловой игры», метод развития интуиции, метод психотренинга, метод мозгового штурма, метод беседы);

3. Методы поддержки развития организаторских способностей (метод игры, метод упражнения, метод «творческого выполнения задач»);

4. Методы поддержки развития коммуникативных способностей (ролевые игры, метод творческого поиска).

Главное в деятельности (совместной и самостоятельной) – ребенок, а воспитатель направляет его деятельность.

Использую следующие приемы обучения:

— ход познания (от ребят),

— начало должно быть необычным,

— держать паузу, не мешая включению мыслительных процессов у детей,

— не оставлять без внимания ни одного ответа детей,

— помнить о развитии речи во всех видах деятельности,

— поддерживать ощущение успешности,

— осуществление работы в творческих тетрадях.

Эффективность специальных занятий с детьми, имеющими нарушения речи, во многом определяется выбранными психокоррекционными приемами, играми, упражнениями.

При коррекции внимания необходимо развивать его особенности: устойчивость, переключаемость, распределение.

Использование специальных игровых упражнений («Что забыл нарисовать художник?», «Чем отличаются две пары картинок?», «Найди среди игрушек две одинаковые», «Что перепутал художник», «Найди 2-10 отличий» и т.п.

) позволяет повысить уровень самостоятельности и наблюдательности, умение распределять и концентрировать внимание на соответствующих объектах.

Коррекция восприятия проводится с помощью пособий («Почтовый ящик», «Разрезные картинки», «Эталоны»), собирания пазлов, мозаики, а также при проведении специальных дидактических игр.

Все это развивает у детей умение воспроизводить целостный образ предмета, умение соотносить предметы с сенсорными эталонами, выделяя их сходство и различие; умение ориентироваться в окружающей обстановке, выделяя главное в воспринимаемом.

Память является одним из важнейших познавательных процессов. При проведении коррекционной работы использую игры («Чего не стало?», «Что изменилось?», «Нарисуй по памяти» и т.п.), тесты («Пиктограмма», «Десять слов», «Десять предметов» и др.

), занимательные игры со словами и стихами, заучивание стихов и пересказ текстов. Это позволяет наращивать объем запоминаемой информации, время хранения данной информации, быстроту и точность запоминания, развивает у детей вербальную память.

При коррекции мышления, для развития наглядно-действенного мышления использую игровые упражнения, например: «Собери пирамидку», «Построй башню» и т.д.

Для развития наглядно-образного мышления применяю игры: «Найди недостающую деталь», «Кому какое угощение?», «Кто где живет?» и др.

При формировании элементов словесно-логического мышления использую такие игры, как: «Четвертый лишний», «Овощи, фрукты, ягоды» (разложить по корзинам), «Кто (что) там?» (найти закономерность и нарисовать в пустых клетках недостающие фигуры), «Что перепутал художник?» и т.п.

Для развития воображения повышаю у детей познавательные интересы и мотивацию всех видов продуктивной деятельности, расширяю запас сведений об окружающем мире и обогащаю словарный запас.

В свете современных тенденций изучения взаимосвязи и взаимозависимости речевой и моторной деятельности большое внимание уделяю совершенствованию мелкой моторики у детей, используя разнообразные развивающие игры и упражнения. Помимо традиционной пальчиковой гимнастики широко использую модифицированные упражнения и игры с пальчиками:

— упражнения с грецкими орехами, каштанами, шестигранными карандашами и т.п. (перекатывание их между ладонями);

— игры с текстильной резинкой (растягивание резинового колечка пальцами), поролоновыми и резиновыми мячами (сжимание их между ладонями, поочередное сжимание пальцами);

— «пальчиковый бассейн» (поиск мелких игрушек в емкости, наполненной горохом, фасолью);

— «разноцветные прищепки» (механическое сдавливание подушечек прищепками);

— различные виды массажа (самомассажа) кистей рук, пальцев.

Также использую различные игры с тестом , глиной, песком. Все эти игры не только развивают моторные навыки, но и стабилизируют эмоциональное состояние ребенка, что очень важно для наших детей.

В процессе всей психокоррекционной работы с детьми проводим работу по формированию речевой деятельности: развиваем потребность общения, его мотивационной стороны.

Ребенка учим фиксировать внимание на речи, развиваем фонематические процессы, контролируем правильность звукопроизношения и сохранность слоговой структуры слова, отрабатываем правильность употребления грамматических категорий и развиваем связную речь.

Источник: http://sundekor.ru/kursovaya-2/prepodavatelyu/metody-i-priemy-pedagogicheskoi-podderzhki/

Ссылка на основную публикацию