Тесты для определения уровня развития памяти для старших дошкольников

Детская психология, возрастная психология, воспитание детей

Этот сайт посвящен психологии развития ребенка и детской психологии. Он создан специально для родителей и всех людей кто интересуется особенностями развития детей и их воспитанием.
В статьях Вы найдете массу полезной информации о том как построить нормальные отношения с ними, и как поправить отношения, если они совсем зашли в тупик.

Некоторые анонсы и новости:

СЕНТ 21 2017

Обзор книги психотерапевтических историй для детей Жила была девочка, похожая на тебя… . В книге рассказано о том, как использовать сказки и истории для воспитания ребенка. И приведены примеры таких историй.

ИЮЛ 17 2017

НЛП в воспитании ребенка: несколько советов от специалиста по НЛП. Хитрости, которые может использовать любой родитель, который готов ради блага ребенка пойти на небольшие жертвы.

АПР 23 2017

О сказкотерапии и психотерапевтических историях Метафоры и сказки : методы НЛП для решения детских проблем . Читайте о том, как в сказках применять методы НЛП для решения детских проблем.

ФЕВ 16 2017

Методы дрессировки в воспитании: Метод кнута и пряника, или оперантное научение . Все мы кого-то дрессируем: хозяева — собак, кошки — хозяев, наставники — учеников, родители — детей, и все люди — сами себя. Часто даже не замечая этого.

ДЕК 24 2016

Краткое описание методики Сергея Горда Методика коррекции заикания у детей 4-7 лет. Как помочь ребенку справиться с заиканием.

ОКТ 17 2016

Если ребенок заикается — логоневроз у детей Что такое заикание. Проявление заикания : как, когда, в каком виде. Причины появления заикания : психические, соматические. Лечение заикания : кто лечит и как . Что делать родителям заикающегося ребенка. Как вылечить заикание у ребёнка.

АВГ 26 2016

Огромной проблемой в наше время стало Ожирение у детей. Читайте о том, что такое ожирение у детей: причины возникновения у детей разного возраста, способы диагностики и лечения в зависимости от возраста ребенка и степени ожирения.

ИЮН 2 2016

Еще раз о популярном : «У меня просто кость тяжелая » — сколько на самом деле весил скелет человека. Развенчиваем миф о том, что вес костей влияет на массу тела настолько, что этом может стать оправдание избыточного веса.

МАЙ 24 2016

Диагностика уровня гормона роста (СТГ и ИФР). Диагностика и лечение дефицита гормона роста у детей. Диагностика резистентности к СТГ . Применение рекомбинантного(синтетического) гормона роста для лечения карликовости у детей до 14 лет.

СЕНТ 12 2012

Огромные возможности в детском развитии предоставляет простая раскраска. Раскрашивая различные по форме предметы, дети пополняют свои знания об окружающем мире, знакомятся с цветовым спектром, развивают мелкую моторику.

АВГ 18 2011

Поделки из бумаги для детей и детcкие оригами способствуют развитию мелкой моторики и проявлению творческих способностей. А также позволяет ребенку развить такие качества как терпение, усидчивось и воображение.

АПР 8 2011

По многочисленным просьбам читателей : Как развивать речь ребенка: от рождения до 3 лет. Здесь представлены рекомендации по развитию речи ребенка до года. Ведь, несмотря на то, что ребенок еще не умеет говорить, для него очень важно, чтобы Вы с ним разговаривали.

ЯНВ 21 2011

«Норма роста и веса — для подростков».
Что такое НОРМА роста и веса, и как ее определить? О чего зависит рост и вес в подростковом возрасте. Что делать тем, кто хочет вырасти: режим, питание, упражнения и другие советы.

ДЕК 6 2010

«Детские ходунки и прыгунки: ЗА и ПРОТИВ».
Мнения о вреде и пользе ходунков и прыгунков диаметрально противоположные. Естественно, нельзя быть абсолютно категоричным, поэтому важно рассмотреть все плюсы и минусы.

ИЮН 14 2010

«Как прибавить в росте и вырасти.».
Этот вопрос волнует очень многих подростков, и особенно тех, у кого невысокие родители. Для многих мужчин небольшой рост являлся и является серьезной проблемой.

АПР 6 2010

«Капризничает? Значит, развивается!»
Дети растут скачками и каждый такой скачок — это время удивительных открытий для ребенка и «детский возрастной кризис» для родителей, ведь управляться с малышом становится труднее, чем обычно. Малыш становится плаксивым, рвется к маме.

АВГ 19 2009

«Что, как и когда говорить ребенку о сексе.».
Информировать ребенка в вопросах секса сегодня просто необходимо. Предупрежден – значит, вооружен и защищен. Но вопрос в том: как и когда предупреждать? .

ИЮЛ 20 2009

Что делать, если ребенок потерялся? Ответственные родители должны предусмотреть подобную ситуацию и подготовить ребенка. Что должны знать малыши и их родители, чтобы не теряться, и как поступать, если ребенок все-таки потерялся читайте в статье «Я потерялся: для детей и родителей».

ИЮН 08 2009

На Детском портале e-papa.ru завершился конкурс фотографий: «Дети и их любимцы». Победители получили призы, предоставленные компанией «Я Все Могу», которая занимается разработкой и распространением развивающих фильмов для детей. Подробности читайте в статье «Я все могу! – раннее развитие малыша».

ИЮН 02 2009

В раздел «Азбука для родителей» добавлена новая статья «Когда режутся зубки». В ней рассмотрены такие темы как формирование зубов и челюстных костей, прорезывание молочных зубов, уход за ними, смена молочных зубов коренными, профилактика кариеса, правила и возможности профессионального ухода за зубами и многое другое.

АПР 28 2009

Выбор летнего лагеря может оказаться сложной задачей. Прочитайте статью «Как выбрать детский лагерь или дом отдыха для ребенка» и выберете то, что будет интересно и полезно именно Вашему ребенку.

ФЕВ 27 2009

На нашем сайте открылся новый раздел «Вопросы и Ответы», в котором на вопросы родителей и воспитателей отвечает наш консультант, психотерапевт, кандидат психологических наук
Филякова Елена Геннадьевна.

ЯНВ 22 2009

Проблема детского воровства — одна из наиболее неприятных и пугающих. Столкнувшись с таким поведением своего ребенка родители часто впадают в панику. О том, почему ребенок ворует и как родители могут помочь малышу справитсья с этой проблемой можно узнать в статей «Что делать если ребенок ворует» в разделе, посвященном Проблемам развития.

ДЕК 08 2008

Проблема левшества — одна из наиболее серьезных в педагогике. Группа леворуких детей настолько неоднородна, что трудно дать точные рекомендации по обучению. Как помочь этим детям в изучении математики, вы узнаете из цикла статей «Леворукие дети и математика» в разделе, посвященном Левшам.

ИЮЛ 02 2008

Что делать, если ваш малыш впервые использовал нецензурную лексику? О том, почему ребенок ругается матом, кто в этом виноват в том что дети матерятся, и что в этом случае делать родителям, можно прочитать в статье «Если ребенок ругается матом.» в разделе Развитие речи.

ФЕВ 12 2008

О том, как формируется речь ребенка в раннем возрасте и что необходимо для того, чтобы обеспечить своевременное и полноценное развитие речи маленького ребенка, можно прочитать в разделе «Развитие речи». Ведь с помощью слова мы выражаем свои мысли, а это — основное условие успешного обучения.

ЯНВ 19 2008

Тесты для детей — новый раздел, в котором представлены специально адаптированные детские тесты, которые помогут понять своего ребенка и узнать, чем он живет, чем дышит, о чем думает, о чем мечтает. Там же можно найти тесты для родителей.

АВГ 02 2007

Конфликтные ситуации неизбежны в любом коллективе, а тем более в семье, и в одном случае дело заканчивается открытым противостоянием или скандалом, в другом — затаенной злобой или невысказанной обидой. Как же разрешать конфликтные ситуации?

Итак, что же мы хотим решить:

разработка периодизации психического развития, отвечающей современному состоянию общества;

изучение индивидуальных вариантов развития личности, в том числе потенциала развития личности и средств его осуществления;

изучение особенностей возрастных кризисов психического развития;

изучение роли семьи, образовательных учреждений и других сфер жизни в развитии личности;

исследование причин и психологических механизмов различного рода трудностей в развитии, в том числе выявление условий, обеспечивающих преодоление таких жизненных преград как зависимости, неврозы, депривации и т.п.

  • Девочка, 11 лет, писается днем в штаныМы с мамой только что не пробовали : спецыальные прокладки нам говорили что одной девочке они помогли за три дня помогли а мне за меся …
  • Сын (4 года) периодами начинает писать и какать в штаныПотом все нормально, и снова все начинается по новой. До сих пор трудно ходить с ним куда-нибудь, в магазин или в бассейн, не знаешь, …
  • Мне 15, я — переученная левша. Стоит ли переучиваться снова? после переучивания стала картавить, появились навязчивые страхи, головные боли, раздражительность, проблемы со зрением. …
  • Сыну 18лет, прыгает и ходит ночью во сне.Мой сын ему 18лет, прыгает и ходит ночью во сне….что делать??? …
  • Сыну 4,5 года, в последнее время у него любимое слово — попа.Сегодня заметила, что он оголил попу младшей сестренки 2,5 годика и хлопал ее по попе, громко смеясь при этом. Я отругала его за это, н …
  • Из-за пубертатного периода я немного набрала в весе. Как похудеть? Мой рост около 160см а вес 48 +/- 2 кг и в этом году мне будет 14 лет. Мне интересно уйдет ли лишний вес со временем? …
  • Помогите научиться правильно себя вести с сыном (9 лет).Прихожу после работы, он просит с ним поиграть. Я стараюсь как могу, но вижу, что ему не интересно. …
  • В последнее время мне кажется, что из темноты на меня кто-то смотрит в последнее время мне кажется, что из темноты на меня кто-то смотрит и я понять не могу как внезапно может начаться боязнь темноты. …

Источник: http://www.child-psy.ru/test_pazvitie/

Тест для оценки уровня развития внимания детей 5-9 лет

Уровень внимания ребенка помогают определить задания, где нужно отыскать отличия. Для этого используют два почти одинаковых изображения. Сюжет может быть разнообразный. Начиная от персонажей мультфильмов, сказок и заканчивая простым рисованным пейзажем.

При первом рассмотрении изображений должно казаться, что картинки идентичны. Однако при более внимательном рассмотрении становятся заметны различия.

К примеру, некоторые детали могут отличаться по цвету, возможно, отсутствие некоторых предметов, изменен задний фон и т. д. Количество отличий разнится в зависимости от уровня сложности теста. Самый распространенный вариант – 10 отличий.

Как определять результаты?

Ребенок нашел 9 или 10 отличий – это отличный результат. От 6 до 8 – средний. 5 и меньше – признак недостаточно развитого внимания. Следует как можно чаще выполнять упражнения для наблюдательности, а лучше каждый день.

Тестируем внимание ребенка

«Запоминай и расставляй точки»

Для проведения этого теста используйте картинку, приведенную ниже.

Предварительно разрежьте изображение с точками на восемь квадратов. Далее, необходимо сложить полученные квадраты в стопку так, чтобы вверху был квадрат с двумя точками, а с девятью внизу. Соответственно между ними остальные складываются по мере возрастания кол-ва точек.

Прежде чем приступить к самому тесту, зачитайте ребенку инструкцию:

«Давай поиграем в игру на внимательность. Сейчас я покажу тебе поочередно карточки, с изображением точек. А твоя задача потом эти точки нарисовать в пустых клеточках там, где ты их увидел».

Последовательно показывайте малышу карточки (с точками сверху вниз), задерживая каждую из них на пару секунд. После демонстрации каждой карточки дайте ребенку 15 секунд на воспроизведение увиденного на своем листочке.

Подсчитываем результаты.

Выберите карточку, где ребенку удалось воспроизвести максимальное количество точек безошибочно.

6 и более точек – Отличный результат.

4–5 точек – Хороший результат.

3–4 точки – Средний результат.

2–3 точки – Низкий результат.

0–1 точка – Очень низкий результат.

Читайте также:  Дошкольное развитие и опережающее развитие

Тестируем распределение и переключение внимания

«Проставляем значки»

Объясните ребенку в чем заключается суть задания: в каждом ромбике, квадрате, треугольнике или кружочке необходимо нарисовать тот значок, который указан вверху образца (точка, галочка, черта, плюсик).

На выполнение этого задания у ребенка уходит примерно две минуты. Показатель распределения и переключения внимания рассчитываем по формуле:

А = 0,5?−2,8?120

А в данной формуле это показатель внимания, его переключения и распределения;

B количество увиденных и отмеченных знаками фигур;

N неправильно проставленные или пропущенные знаки.

Подсчитываем результаты

Очень высокий уровень: показатель А больше чем 1,00.

Высокий: А от 0,75 до 1,00.

Средний: А от 0,50 до 0,75.

Низкий: А от 0,25 до 0,50.

Очень низкий: А 0,00 до 0,25.

Тестируем производительность внимания и его выносливость

«Отыскать и вычеркнуть»

Продемонстрируйте ребенку картинку, приведенную выше, и объясните задание: «У меня есть картинки. На них рисунки того, что тебе хорошо знакомо. Когда услышишь от меня команду «начинай», то станешь по строчкам отыскивать и вычеркивать только те предметы, которые я скажу.

Ты будешь искать и вычеркивать пока я не произнесу команду «стоп». Ты остановишься и покажешь мне предмет, на котором ты остановил свои поиски. Я обведу это место, и мы продолжим игру по команде «начинай». Так мы будем играть несколько раз, пока я не скажу команду «конец игры».

На этом мы закончим».

Общая продолжительность этой игры составляет две с половиной минуты. Каждые тридцать секунд родитель командует «стоп» и «начинай».

Усложненный вариант игры предусматривает поиск ребенком и вычеркивание разными способами двух различных предметов. К примеру, домик – волнистой линией, а звезду прямой. Родитель сам определяет, что и какой линией вычеркивается.

Подсчитываем результаты.

Для начала следует определить общее количество предметов, которые малыш успел увидеть за весь период задания (2,5 минуты). Далее, определяем каждый интервальный результат (30 секунд задания). Данные, которые получились применяем к формуле, которая покажет общий показатель уровня развития внимания малыша, а именно два его свойства: производительность и выносливость.

А=0,5В−2,8с?

По формуле А – показатель производительности внимания и его выносливость;

В – общее число предметов за все время задания (2,5 минуты);

t – время;

с – кол-во допущенных ошибок. В них входят нужные пропущенные или ненужные вычеркнутые предметы.

В результате есть 6 показателей. Один из которых для общего времени, другие для интервалов. 150 и 30 это значения, которые будет принимать переменная t.

Получаем график, благодаря которому можно оценивать динамику перемены во времени выносливости и производительности внимания малыша.

Показатели выносливости и производительности по отдельности переводятся в баллы по десятибалльной шкале:

* Показатель А выше 1,25 – 10 баллов;

* А от 1,00 до 1,25 – 8–9 баллов;

* А от 0,75 до 1,00 – 6–7 баллов;

* А от 0,50 до 0,75 – 4–5 балла;

* А от 0,24 до 0,50 – 2–3 балла;

* А от 0,00 до 0,2 – 0–1 балл.

График показывает типичные кривые и разные зоны производительности, кои можно получить в результате применения тестирования.

Интерпретация кривых:

Кривая №1. Высокий уровень производительности и выносливости внимания.

Кривая №2. Низкий уровень производительного, однако, при этом выносливого внимания.

Кривая №3. Средний уровень как производительного, так и выносливого внимания.

Кривая №4. Средний уровень производительного, однако, при этом невыносливого внимания.

Кривая №5. Средний производительный уровень, крайне невыносливое внимание.

Подсчитываем результаты выносливости внимания (баллы):

* 10 баллов — график похож формой на Кривую №1. Все точки находятся в пределах одной зоны.

* 8—9 баллов — Схожесть с Кривой №2. Все точки находятся в пределах двух зон.

* 6—7 баллов — График похож на Кривую №3. Все точки в трех зонах.

* 4—5 баллов — График похож на Кривую №4. Все точки в четырех зонах.

* 3 балла — График похож на Кривую №5. Все точки в пяти зонах.

Подведение итогов и результаты тестирования:

* 10 б. — очень высокий показатель.

* 8—9 б. — высокие показатели.

* 4—7 б. — средние показатели.

* 2—3 б. — низкие показатели.

* 0—1 б. — очень низкие показатели.

Ещё тесты: Насколько развита память вашего ребенка? Тесты для детей 5-9 лет.

Источник: https://soroban.ru/blog/test-dlya-otsenki-urovnya-razvitiya-vnimaniya-detej-5-9-let/

Тесты на развитие памяти, внимания, кругозора для дошкольников

Тесты на развитие памяти, внимания, кругозора для дошкольников.
Проверяем знания дошкольника. Тесты, помогающие определить готовность ребенка к поступлению в школу

Кругозор

  1. Назови имена и отчества твоих родителей.
  2. Как называется страна, в которой ты живешь?
  3. В какое время года люди встречают Новый год?
  4. Сколько лет твоей маме?
  5. Сколько тебе лет? Сколько лет тебе будет через год?
  6. Есть ли у тебя брат (сестра)? Кто из вас младше?
  7. Какие времена года ты знаешь?
  8. Отгадай загадку: Тает снежок, ожил лужок, день прибывает, когда это бывает? (Весна)
  9. О каких временах суток говориться в загадке? То черное полотно, то белое полотно – закрывают окно (День и ночь).
  10. В какое время суток люди просыпаются и идут на работу.
  11. Правильно ли утверждение – в неделе 7 дней?
  12. Как называются дни недели? Назови их по порядку
  13. В какое время года яблони отдыхают?
  14. Когда с яблонь опадают листья?
  15. У какого дерева листья крупнее – у березы или у каштана?
  16. В каких фруктах много воды?
  17. Какого цвета баклажан?
  18. Стрекоза – насекомое. Каких насекомых ты еще знаешь?
  19. Есть ли на земле места, где очень холодно?
  20. Правильно ли утверждение – «В пустыне растут большие сады»?
  21. Каких птиц ты видишь только летом?
  22. Какая из птиц предупреждает людей о дожде – синица или ласточка?

Зрительная память

  1. Подберите несложный цветной сюжетный рисунок из детской книги (на рисунке должны быть не более 10 предметов, например: ребенок на берегу моря собирает в ведро ракушки, в море лодка, дельфин, птичка и воздушный змей в небе, облако и солнце). Предложите ребенку рассмотреть рисунок в течении 30 секунд, после этого закройте рисунок, и после этого предложите ребенку назвать все, что он видел.
  2. Подберите рисунки пяти деревьев разной высоты и предложите пронумеровать их от самого низкого до самого высокого.
  3. Подберите рисунок, где контуры 9-ти предметов частично наложены друг на друга.

Слуховая память

  1. Предложите ребенка послушать группы слов, а затем повторить их:

– дорога, качели, вода, облако, ножницы, дерево, карандаш, шапка, велосипед;

– белый, смелый, красивый, низкий, умный, широкий, деревянный;

– бежать, летать, думать, ползти, сидеть, мечтать, варить.

  1. Предложите ребенку прослушать предложения, а затем повторить их:

– Осенью птицы улетают на юг.

– Моя бабушка печет вкусные пироги с яблоками.

– В зоопарке мы видели слона, жирафа и белого медведя.

– Сначала я сделаю уроки, а потом пойду гулять с друзьями.

Внимание

  1. Подберите 2 картинки на нахождение отличай (не более 7). Предложите ребенку сравнить рисунки и найти отличая.
  1. Подберите картинку-раскраску леса с животными. Предложите ребенку найти спрятавшихся животных и раскрасить.
  2. Подберите по 2 рисунка одинаковых предметов и один без пары. Перемешайте все рисунки и предложите ребенку найти рисунок предмета без пары.

Мышление

  1. Подберите рисунки: шапка и шарфик, ваза и цветок, кисточка и краски, попугай и жердочка, мышка и сыр, замок и ключ, иголка и нитка, помидор. Рисунки перемешайте и предложите ребенку найти предмет без пары.
  2. Подберите рисунки: травка, елочка, кактус, листик; мед, конфета, сахар, торт; снеговик, мороженное, сосульки, снежинки. Попросите ребенка назвать признак, который объединяет предметы в каждой группе.
  3. Подберите пары рисунков: стрекоза и птичка, дерево и пень, береза и пальма, кактус и еж. Предложите ребенку сравнивать пары предметов и определить, чем они отличаются.
  4. Подготовьте лист бумаги, который разделен на 9 клеточек. Подберите рисунки овощей и фруктов (морковь, груша, банан). Разложите рисунки так:

– морковь, груша, банан.

– банан, морковь, пустая клеточка.

-пустая клеточка, банан, морковь.

Спросите ребенка, какие рисунки должны быть в пустых клеточках.

Речевое развитие

  1. Подберите 4 рисунка предметов или сами предметы – ключ от замка, ремень из кожи, коробка из картона, шапка из меха. Предложите ребенку изменить слово по образцу: компот из яблок – яблочный компот.
  2. Подберите различные рисунки, покажите их ребенку и предложите назвать предметы ласково.
  3. Подберите рисунки – еж, солнце, улитка, листик, дерево, снеговик, стрекоза, мухомор, жук, птичка. Предложите ребенку разделить их на две группы – те, которые отвечают на вопрос – КТО, и те, которые отвечают на вопрос – ЧТО?
  4. Подберите сюжетную картинку и предложите ребенку рассказать, что на ней нарисовано.

Элементарные математические навыки

  1. Чтобы проверить, как ребенок считает от 1 до 10, и с 10 до 1, предложите ему посчитать, сколько каких предметов на картинке. Для этого подберите картинки, на которых есть разное количество пяти видов предметов: 10 бабочек, 5 звездочек, 4 грибочка, 8 желудей, 7 яблок.
  2. Чтобы проверить, умеет ли ребенок составлять числа, предложите ребенку дорисовать нужное количество предметов до 7 или до 10, то есть любое число, знание которого вы хотите проверить.
  3. Подберите рисунок, например, 5 бабочек или 7 цветочков, разложите их группами на большом листе бумаги. Попросите ребенка определить, чего больше и поставить нужный знак. Предложите ребенку убрать или дорисовать бабочки или цветочки так, чтоб их стало поровну.
  4. Предложите ребенку рассмотреть рисунки из геометрических фигур. Попросите называть количество квадратов, треугольников, овалов, кругов, прямоугольников.
  5. Расставьте несколько игрушек, например, матрешка по центру, справа от матрешки пирамидка, слева мишка, а сзади матрешки неваляшка. Попросите ребенка рассказать, где какая игрушка, указывая правильное расположение этой игрушки относительно матрешки.

Звуковой анализ

  1. Подберите картинки, например, олень, школа, учитель, пенал. Предложите ребенку их рассмотреть и сказать, название каких предметов начинаются с гласного звука.
  2. Причитайте ребенку слова: танк, тигр, парта, танцы, петрушка, бант, портфель. Спросите: в каких звуках «Т» слышится в середине.
  3. Подберите рисунки так, чтобы названия предметов, изображенных на них, состояли из одного, двух, трех слогов. Предложите ребенку определить количество слогов в словах-названиях предметов, «прошагав» их. Пусть малыш произносит каждое слово по слогам и на каждом слоге делает шаг вперед.
  4. Подберите рисунки-раскраски и предложите ребенку раскрасить предметы, в названиях которых есть звук «к» или «н».

Источник: http://Sarapulmama.ru/testyi-na-razvitie-pamyati-vnimaniya-krugozora-dlya-doshkolnikov/

Тесты на проверку уровня памяти для детей 5-9 лет — Соробан™ — Соробан™

 

ТЕСТЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ. УРОВЕНЬ СЛУХОВОЙ ПАМЯТИ.

Леонид Венгер, психолог и исследователь психического развитияшкольников для проверки слуховой памяти рекомендует использовать тест «10 слов». Он довольно прост.

Родитель предлагает своему малышу запомнить десять простых и коротких слов.

Например: ручка, кошка, лес, машина, собака, песня, гнездо, окно, сумка, молоко.

Слова следует зачитывать медленно и четко. Затем родитель просит ребенка повторить все услышанное. Эксперимент повторяется до тех пор, пока все 10 слов не отложатся в памяти (но не более 5 раз).

Скажите ребенку, что необязательно пытаться воспроизводить последовательность слов, главное, вспомнить все или как можно больше.

В среднем, малыш способен с первого раза запомнить небольшое количество слов примерно 4–5. Все 10 он сможет воспроизвести через 4–5 повторений.

Если после 7 или 8 повторений ребенку не удается запомнить и сказать все десять слов, то это может быть признаком минимальных мозговых дисфункций или слабой нервной системы.

В таких случаях нужно проконсультироваться с невропатологом.

ТЕСТЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ. УРОВЕНЬ ЗРИТЕЛЬНОЙ ПАМЯТИ.

Целью данного теста является проверка особенностей зрительной памяти у детей.

Родитель на протяжении 5–6 секунд показывает ребенку десять изображений подряд. Картинки должны быть простые. Например: собака, дом, стул, цветок, чашка, солнце, карандаш, одеяло, игрушка, шапка. После этого, он просит ребенка назвать предметы, которые ему удалось запомнить. Последовательность изображений не имеет значения.

Читайте также:  Не хочу учиться!

Хорошим считается результат из 8–10 правильно названных изображений. Удовлетворительный – 5–7. Неудовлетворительный – меньше 5.

ТЕСТЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ. УРОВЕНЬ КРАТКОВРЕМЕННОЙ ПАМЯТИ.

Для проведения теста подготовьте десять знакомых малышу изображений предметов. Например: яблоко, птица, дерево, велосипед, нос, цветок, ботинки, краски, вилка, очки.

Дайте ребенку рассмотреть изображения в течение 30 секунд. Выясните, какие предметы ребенок сумел запомнить. Затем покажите только те, которые не были названы. Спустя 5–10 минут попросите ребенка вновь назвать то, что было изображено на картинках.

Результаты:

Для 6–7-летнего ребенка высоким результатом будет 6–7 изображений.

ТЕСТЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ. УРОВЕНЬ ДОЛГОВРЕМЕННОЙ ПАМЯТИ.

Родитель читает ряд простых и понятных слов своему ребенку. Например: животное, ложка, мыло, книга, арбуз, дверь, шорты, подушка, глаза, дождь. Зачитывать следует медленно и несколько раз. До тех пор, пока ребенка не запомнит все 10. Проверить результат следует не раннее, чем через неделю. Для определения коэффициента долговременной памяти используйте формулу, приведенную ниже:

С= ?А 100%

А = количество слов, которое вы использовали;

В = количество слов, которые ребенок запомнил;

С = коэффициент долговременной памяти.

Оценка результатов:

Меньше 30% – очень низкий уровень.

30–50% – низкий уровень.

50–75% – средний уровень.

75–100% – высокий уровень.

ТЕСТЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ. УРОВЕНЬ ОБРАЗНОЙ ПАМЯТИ ДОШКОЛЬНИКОВ.

Цель дошкольника определить, какой предмет является лишним.

Обратите внимание, что важным является не то что выберет малыш, а то, как он сможет объяснить выбор лишнего предмета.

Примеры подбора слов:

Стол, диван, кресло, собака;

Муравей, бабочка, пчела, гриб;

Чашка, вилка, тарелка, кукла;

Дождь, снег, молния, кошка;

Шапка, туфли, юбка, дом.

Начинать стоит с 3–5 слов. Со временем количество слов можно увеличивать и усложнять. Например, вводить два правильных варианта ответа в один ряд слов.

Если вы используете различные методики раннего развития вашего ребенка, которые направлены на развитие вышеперечисленных видов памяти, то эти тесты помогут вам оценить результаты обучения. Для объективности следует провести тестирование до начала занятий и после окончания обучения.

Источник: https://soroban.by/blog/testyi-na-proverku-urovnya-pamyati-dlya-detey-5-9-let/

2.1 Диагностика уровня развития зрительной памяти у детей старшего дошкольного возраста

Диагностика зрительной памяти детей старшего дошкольного возраста была проведена на базе муниципального дошкольного образовательного учреждения № 162 города Тулы.

В диагностическом исследовании участвовало 7 детей старшего дошкольного возраста, приблизительного одного уровня развития

Вероника Ч. 5 г. 5 м.
Вова К. 5 г. 3 м.
Никита С. 5 г. 6 м.
Люсинэ Р. 5 г. 9 м.
Кирилл К. 5 г. 7 м.
Эдик М. 5 г. 4 м.
Никита Е. 5 г. 9 м.

Цель диагностической работы: выявить уровень развития зрительной памяти у детей старшего дошкольного возраста.

В соответствии с целью решались следующие задачи:

1. Из психолого-педагогических исследований подобрать критерии для определения уровня развития зрительной памяти.

2. Подобрать диагностические методики для определения уровня развития зрительной памяти.

3. Выявить уровень развития зрительной памяти у детей старшего дошкольного возраста.

Люблинская А.А., Истомина З. М., Смирнов А.А. рекомендуют оценивать уровень развития зрительной памяти у детей старшего дошкольного возраста по ее основным свойствам:

Объем — показатель количества запоминаемого и сохраняемого в памяти материала и измеряется оперативными единицами памяти, которые представляют собой образы сочетаний элементов материала, конструируемого в результате его активных преобразований в соответствии с задачами деятельности.

Точность — показатель идентичности воспроизводимого и востребуемого материала.

Длительность сохранения — показатель максимального времени, в течение которого предъявляемый материал сохраняется без искажений, препятствующих решению задачи, т. е. время от предъявления информации до осуществления цели действия.

Для определения уровня развития зрительной памяти у детей старшего дошкольного возраста можно предложить подгруппе детей игры, предложенные в качестве диагностических методик Г.А. Урунтаевой «Запомни картинки»; Р.С. Немовым «Узнай фигуру»; В.Г. Каменской «Театр».

Диагностическая методика «Запомни предметы»

Цель: определение объема зрительной памяти у детей старшего дошкольного возраста.

Проведение: ребенку показывают предметы, предварительно объясняя, что он должен запомнить их как можно точнее.

Инструкция: «Внимательно посмотри на предметы, лежащие на столе, запомни их, а потом назови». Материал располагается хаотично на некотором расстоянии друг от друга. Время экспозиции — 20 секунд.

Условия проведения: проводится индивидуально с каждым ребенком на зрительном материале.

Материал: 10 предметов мало знакомых ребенку.

Оценка результатов:

Высокий 3 балла Из 10 предъявленных предметов воспроизводит 6 — 7
Средний 2 балла Из 10 предъявленных предметов воспроизводит 4 — 5
Низкий 1 балл Из 10 предъявленных предметов воспроизводит 1 — 3

Полученные результаты занесены в таблицу № 1 (см. Приложения)

Диагностическая методика «Узнай фигуры».

Цель: определение точности воспроизведения предъявляемого материала.

Проведение: сначала для пробы ребенку предлагают решить эту задачу на картинках, изображенных в ряду под номером 0, затем — после того, как экспериментатор убедился в том, что ребенок все понял правильно, предоставляют возможность решить эту задачу на картинках с номерами от 1 до 10.

Инструкция: «Перед вами 5 картинок, расположенных рядами. Картинка слева отделена от остальных двойной вертикальной чертой и похожа на одну из четырех картинок, расположенных в ряд справа от нее. Необходимо как можно быстрее найти и указать на похожую картинку».

Условия проведения: Эксперимент проводится индивидуально с каждым ребенком на зрительном материале до тех пор, пока ребенок не решит все 10 задач, но не больше чем 1,5 мин даже в том случае, если ребенок к этому времени не справился со всеми задачами.

Материал: картинки.

Оценка результатов:

Высокий 3 балла Ребенок справился со всеми заданиями за 45 — 50 сек
Средний 2 балла Для выполнения задания ребенку потребовалось от 51 до 70 сек.
Низкий 1 балл Для выполнения всех заданий ребенку потребовалось более 71 сек

Полученные результаты занесены в таблицу № 2 (см. Приложения)

Диагностическая методика «Театр»

Цель: оценить длительность сохранения зрительной эмоционально-образной памяти (соответственно: как долго ребенок удерживает объекты в памяти, сколько предметов ребенок может помнить одновременно).

Проведение: взрослый приглашает ребенка поиграть «в театр»: познакомиться с актерами, распределить роли и совместно начать представление. Получив согласие ребенка, он открывает занавес и просит ребенка рассмотреть и назвать по очереди все, что находится на сцене.

Затем ребенок выбирает одну самую приятную для него игрушку и одну самую неприятную игрушку, третий предмет предлагает взрослый — это кубик. Другие игрушки убираются из поля зрения. После этого занавес опускают.

В течение 1 минуты ребенка усиленно отвлекают (играми, активизирующими словарь, беседой на интересующие его темы). Затем занавес поднимают и ребенка просят показать, где какая игрушка спрятана.

В случае если ребенок правильно указывает месторасположение всех трех предметов, процедура повторяется, но паузу увеличивают на 1 минуту. Когда ребенок в первый раз неправильно укажет местоположение одной из игрушек, игрушку убирают и продолжают игру с оставшимися игрушками.

Тест продолжают до тех пор, пока ребенок не ошибется в указании места, где спрятан последний предмет. Взрослый фиксирует время удержания ребенком в памяти трех предметов, эмоциональный знак предмета, удерживаемого в памяти максимально долго, и время максимального удержания.

Инструкция: «спрятать все три игрушки в разные домики и запомнить местонахождение каждого предмета». Через 1 минуту ребенку говорят: «покажи, где какая игрушка спрятана».

Условия проведения: проводится индивидуально с каждым ребенком на зрительном материале.

Материал: 3 одинаковых по цвету и размеру домика (полых внутри), 8 ярких игрушек, 1 кубик, небольшая сцена (это может быть просто стол) и занавес. Домики заранее устанавливаются в один ряд на сцене, неподалеку расставляются игрушки, занавес закрыт.

Условия проведения: проводится индивидуально с каждым ребенком на зрительном материале.

Оценка результатов:

Высокий 3 балла время удержания в памяти трех предметов 7 — 6 минут
Средний 2 балла 5 минут 30 секунд — 3 минуты
Низкий 1 балл менее 2 минуты 30 секунд

Полученные результаты занесены в таблицу № 3 (см. Приложения)

Развивая зрительную память у детей старшего дошкольного возраста необходимо построить работу таким образом, чтобы формирование всех свойств зрительной памяти осуществлялось в непосредственной практической деятельности детей, развивая способность к целенаправленному, намеренному запоминанию.

В процессе обследования важно вызвать интерес каждого ребёнка к данной деятельности, привлечь и сконцентрировать внимание на определённом задании.

Для этого необходимо использовать игровые приёмы, индивидуальный подход к каждому ребёнку для поддержания интереса, а также одобрение похвала детей для создания положительного настроя к выполняемым заданиям. Так, например, большинство детей с большим удовольствием и вниманием, отнеслись к заданию «Запомни предметы».

Возможно, повышенный интерес к заданию отразился на результате этой диагностики, это задание дало самый высокий балл оценки. Задания на определение точности, длительности сохранения материала вызвали у детей некоторые затруднения.

Так, например, в задании на определения точности («Узнай фигуру»), дети делали ошибки, путали расположение изображений. В задании на длительность сохранения материала «Театр» трудности возникали, когда им предлагалось через 1 минуту вспомнить показанные им ранее предметы. Дети лучше воспроизводили негативно окрашенные предметы.

Источник: http://ped.bobrodobro.ru/41317

Интересное, полезные статьи

С помощью данной методики определяется динамика процесса заучивания. Ребёнок получает задание за несколько попыток выучить и безошибочно воспроизвести ряд, состоящий из 12 слов: ДЕРЕВО, КУКЛА, ВИЛКА, ЦВЕТОК, ТЕЛЕФОН, СТАКАН, ПТИЦА, ПАЛЬТО, ЛАМПОЧКА, КАРТИНА, ЧЕЛОВЕК, КНИГА.

Взрослый читает ребёнку слова (всего 6 попыток). После каждого прослушивания ребёнок должен попытаться воспроизвести весь ряд.

Взрослый каждый раз отмечает, сколько слов ребёнок вспомнил и назвал правильно.

Оценка результатов

  • Ребёнок запомнил и безошибочно воспроизвёл все 12 слов за 6 или меньше попыток. Это свидетельствует об очень высоком уровне развития памяти.
  • Ребёнок запомнил и безошибочно воспроизвёл за 6 попыток 10-11 слов. Это свидетельствует о высоком уровне развития памяти.
  • Ребёнок запомнил и безошибочно воспроизвёл за 6 попыток 8-9 слов. Это свидетельствует о среднем уровне развития памяти.
  • Ребёнок запомнил и безошибочно воспроизвёл за 6 попыток 4-5 слов. Это свидетельствует о низком уровне развития памяти.
  • Ребёнок запомнил и безошибочно воспроизвёл за 6 попыток не более 3 слов. Это свидетельствует об очень низком  уровне развития памяти. В таком случае нужна консультация невропатолога.

Подберите 10 одинаковых по размерам и разных по содержанию картинок и покажите их дошкольнику – каждую по 5-6 секунд.

Картинки должны быть несложными, например такими: утёнок, кубик, пирамида, груша, мяч,  игрушечная машинка, яблоко, кораблик, кактус.

После этого попросите ребёнка назвать предметы, которые он запомнил.

Оценка результатов

Оценивая результат, обратите внимание на то, есть ли повторы, встречаются ли названия предметов, которые вы не показывали.

Порядок воспроизведения значения не имеет.

Хороший результат – 8-10 картинок, неудовлетворительный – менее 5 картинок.

Чтобы оценить кратковременную память, понадобятся 10 картинок с изображениями различных, знакомых ребёнку предметов, например: щенок, цыплёнок, рыбка, пчела, ёжик, гусь, ромашка, стрекоза, птенец, лук.

Предложите малышу рассмотреть их, а затем через 30 секунд попросите его назвать все предметы, изображённые на картинках, которые он смог запомнить.

Далее следует показать ребёнку те картинки, которые он забыл назвать, и через 10 минут, а потом через час попросить ребёнка снова вспомнить их – для того, чтобы оценить долговременную память.

Оценка результатов

Проверка кратковременной памяти: если 6-7 летний ребёнок из 10 картинок назвал хотя бы 6-7 – результат очень хороший.

Проверка долговременной памяти: если ребёнок назвал 7 и более картинок – результат отличный.

Для теста нужны 6 карточек с изображением часов, ножниц, телефона, карандаша, самолёта и вазы, а также карта, разделённая на 18 клеток.

Каждому изображению на карточке соответствует три изображения на карте:

  • идентичное изображение;
  • изображение, отличающееся деталью;
  • изображение схожее лишь силуэтом и назначением.

Соотношение цветов одинаковое.

Тест проводится индивидуально. Положите перед ребёнком карту. Показывайте ему по одной маленькой карточке (примерно 1 секунду), а он пусть запоминает, что на них нарисовано. После этого ребёнок должен найти такую же картинку на большой карте.

Оценка результатов

За верный ответ, т.е. в том случае, если ребёнок показал идентичное изображение, его память оценивается максимально – 3 балла. Если ребёнок показал изображение, отличающееся деталью, его память оценивается в 2 балла.

Читайте также:  Четыре фактора, необходимые для успешного изучения иностранного языка

В том случае, если ребёнок показал изображение схожее лишь силуэтом и назначением, его память оценивается в 1 балл. За неверный ответ, т.е. если ребёнок показал другое изображение, оценка его памяти минимальна — 0 баллов.

  • При результате в 15 баллов и ниже – у ребёнка низкий уровень памяти.
  • При результате от 16 до 20 баллов – у ребёнка средний уровень памяти.
  • При результате в 21 балл и выше – у ребёнка высокий уровень памяти.

Эти тесты даны для получения результатов при оценке способностей ребёнка до и после любого вида обучения, предполагающего развитие вышеперечисленных видов памяти.

Источник: https://soroban.ua/blog/testy-dlja-ocenki-urovnja-pamjati-dlja-det/

Портал педагога | Диагностика памяти детей старшего дошкольного возраста

Автор: Потапова Лариса Сергеевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ № 51
Населённый пункт: Г. Хотьково Сергиево — Посадский район МО
Наименование материала: презентация
Тема: Диагностика памяти детей старшего дошкольного возраста
Дата публикации: 17.01.2017
Раздел: дошкольное образование

Диагностика памяти детей старшего дошкольного возраста

Выполнила:

воспитатель МБДОУ № 51

Потапова Лариса Сергеевна

Хотьково 2017 г.

Актуальность исследования:

Дошкольный возраст – это возраст, в котором начинает складываться личность ребенка. Именно поэтому так важно изучать особенности памяти у детей старшего дошкольного возраста. Более того диагностика развития памяти ребенка входит в определении степени его готовности к школьному обучению, поэтому исследования особенностей памяти детей старшего дошкольного возраста

актуально

в настоящее время.

Цель исследования:

изучить особенности памяти у детей

старшего дошкольного возраста.

Объект исследования:

познавательный процесс память.

Предмет исследования:

диагностика памяти детей старшего

дошкольного возраста.

Гипотеза исследования:

 если отличительной чертой памяти детей дошкольного возраста является наглядно – образный характер, то уровень диагностируемой зрительной кратковременной памяти может быть в норме.

В соответствии с целью исследования были

поставлены следующие задачи:

Дать характеристику памяти, как высшей психической

функции: определение, виды, процессы памяти,

психологические теории;

Выявить особенности развития памяти детей в дошкольном

возрасте;

Проанализировать методики исследования памяти детей

старшего дошкольного возраста;

Провести эмпирические исследования и проинтерпретировать

результаты проведения методик

Методы исследования:

Чтобы подтвердить нашу гипотезу было проведено исследование.

Исследование проводилось на базе подготовительной группы

МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №51».

Всего в исследовании принимали участие 27 детей в возрасте 6 лет.

Были использованы следующие методики для оценки уровня

развития зрительной памяти детей:

Методика 1. По Л.В. Черемошкиной.

Методика 2. «Сложные фигуры» (шкала памяти

Векслера).

Методика 3. «Запомни рисунки» по Р.С.Немову.

Методика 4. «Узнавание фигур» по А.Н.Бернштейну.

Результаты диагностики дошкольников по методике 1. (по Л.В.

Черемошкиной.)

У 12 детей, что примерно составляет 44% от общего количества испытуемых, показатель

уровня развития зрительной памяти высокий, такие дети прекрасно справились с

предложенным заданием.

Также у 15 детей, что примерно составляет 56% от общего количества испытуемых,

наблюдается средний уровень развития кратковременной зрительной памяти.

Результаты диагностики дошкольников по методике 2. «Сложные

фигуры» (шкала памяти Векслера).

У8 детей, это примерно составляет 30% от общего количества испытуемых,

показатель уровня развития зрительной памяти высокий.

У 19 детей, это примерно составляет 70% от общего количества испытуемых,

наблюдается средний уровень развития кратковременной зрительной памяти.

Результаты диагностики дошкольников по методике 3.

«Запомни рисунки» по Р.С. Немову.

В данной диаграмме видим, что у 15 испытуемых показатель уровня развития

зрительной памяти выше нормы, что составляет примерно 56%. У 12 детей,

это примерно составляет 44% от общего количества испытуемых,

наблюдается средний уровень развития кратковременной зрительной памяти.

Результаты диагностики дошкольников по методике 4.

«Узнавание фигур» по А.Н. Бернштейну.

В данной диаграмме видим, что у 13 испытуемых показатель уровня развития

зрительной памяти высокий, что составляет примерно 48%. Также у 14 детей, это

примерно составляет 52% от общего количества испытуемых, наблюдается

средний уровень развития кратковременной зрительной памяти.

Сравнительный анализ результатов проведенных

выше методик.

Сравнительный анализ результатов, полученных в ходе исследований зрительной

памяти дошкольников показал, что по всем пройденным методикам в целом

результаты уровня развития кратковременной зрительной памяти у детей

находится в норме и составляет 52%-средний уровень, у 48% детей -высокий

уровень.

Отличительной чертой детской памяти является ее

наглядно-образный характер. Ребенок лучше запоминает

предметы и картины, а из словесного материала —

преимущественно образные и эмоционально действующие

рассказы и описания.

На основании основных характеристик дошкольника, было

проведено исследование, направленное на выявление уровня

развития зрительной памяти ребенка. Исходя из полученных

данных, гипотеза данной исследовательской работы, была

подтверждена, а именно, если отличительной чертой памяти

детей дошкольного возраста является наглядно – образный

характер, то уровень диагностируемой зрительной

кратковременной памяти может быть в норме.

Таким образом, в данной исследовательской работе была

достигнута поставленная во введении цель, выполнены задачи

работы, эмпирически и теоретически подтверждена гипотеза.

Источник: https://portalpedagoga.ru/servisy/publik/publ?id=17115

Тесты для определения уровня развития ребенка дошкольного возраста

Один из главных вопросов, который волнует родителей шестилетнего ребенка – готов ли он к школе? Школьная программа образования постоянно усложняется и предъявляет первоклассникам все более строгие требования, поэтому незадолго до поступления в школу рекомендуется провести оценку уровня развития ребенка.

Для определения уровня развития ребенка используются специальные тесты и задания. Полученные результаты позволят выяснить, насколько развито зрительное и слуховое восприятие ребенка, а также оценить уровень развития речи, памяти, внимания и мышления.

Таким образом, можно заранее выявить возможные трудности, которые могут возникнуть у ребенка в начале обучения, и организовать дополнительные занятия еще до поступления в школу.

Общая оценка уровня умственного развития ребенка

Специальные задания и тесты помогают определить уровень умственного развития ребенка, то есть его интеллектуальные способности: умение анализировать, применять логику, базовые знания счета и т.п. Кроме того, с помощью тестов оценивается уровень психического развития ребенка: память, внимание, мышление.

Для оценки уровня психического развития ребенка и определения его умственного развития можно использовать следующие тесты.

Оценка уровня развития ребенка путем дополнения фраз. Ребенка просят закончить 10 предложений:

  1. Когда у тебя будет день рождения, то…
  2. Если пойдет сильный дождь, то тогда…
  3. Если кусочек льда положить на ладонь, то…
  4. Вечером становится темно, потому что…
  5. Девочка весело смеялась, потому что…
  6. Если летом будет жарко, то…
  7. Если гулять зимой без варежек, то…
  8. Девочка заболела, потому что…
  9. Мама похвалила мальчика, потому что он…
  10. В комнате погас свет, потому что…

С помощью этого задания определяется уровень психического развития ребенка: его способность устанавливать причинно-следственные связи, использовать знания об окружающем мире и ориентироваться в нем. За ответы, которые содержат причину или следствие, ставится один бал. Высоким результатом по этому тесту считается 8–10 баллов, средним – 6–7 баллов, низким – от 0 до 5 баллов.

Тест для оценки внимания и памяти. Ребенку предлагается повторять за взрослым ряд цифр, идущих в определенном порядке.

Каждый ряд цифр произносится один раз, а затем взрослый жестом подает команду повторить его.

Если ребенку не удается воспроизвести какой-либо ряд цифр из первой группы, ему следует дать аналогичный ряд цифр из второй группы, а затем вернуться к следующему ряду цифр первой группы.

Первая группа:

  • 3 – 8 – 6
  • 6 – 1 – 2
  • 3 – 4 – 1 – 7
  • 6 – 1 – 5 – 8
  • 8 – 4 – 2 – 3 – 9
  • 5 – 2 – 1 – 8 – 6

Вторая группа:

  • 5 – 7 – 4
  • 2 – 5 – 9
  • 7 – 2 – 9 – 6
  • 8 – 4 – 9 – 3
  • 4 – 1 – 3 – 5 – 7
  • 4 – 7 – 8 – 5 – 2

Оценки ставят следующим образом: 2 балла – ребенок повторяет три цифры; 4 балла – ребенок повторяет 4 цифры; 5 баллов – ребенок повторяет 5 цифр. Если ребенок набирает от 1 до 12 баллов, это считается низким результатом, от 13 до 18 – средним, а от 19 до 24 – высоким.

Тесты на способность к обобщению. Ребенку показывают картинки, на которых ему необходимо найти предметы, обладающие общими признаками. Для задания используются карточки с изображением четырех предметов, три из которых относятся к одному классу, а один нет. Например: игрушки, мебель, животные. Ребенку задают вопрос, какая картинка является лишней и почему:

  1. Кошка, собака, коза, воробей.
  2. Портфель, тетрадь, ручка, цветок.
  3. Мяч, кукла, юла, мальчик.
  4. Апельсин, яблоко, груша, лук.
  5. Тарелка, чашка, стакан, стол.
  6. Шкаф, стул, кресло, чайник.

За каждое из шести правильно выполненных заданий ставится по одному баллу. Шкала результата будет следующей: 0–1 балл – низкий уровень, 2–3 балла – средний, 4–6 – высокий.

Важно, чтобы ребенок справлялся с предлагаемыми заданиями самостоятельно, без подсказок со стороны взрослых. Если результаты тестирования оказываются слишком низкими, делать выводы о плохом уровне развития ребенка не следует – он мог быть уставшим или настроенным больше на игру, чем на проявление своих знаний и умений.

Поэтому в таких случаях для объективной оценки через несколько дней тестирование необходимо провести еще раз. Кроме того, следует учитывать, что оценка уровня развития ребенка должна проводиться специалистами. Правильно и объективно оценить уровень умственного развития ребенка может только детский психолог или опытный педагог.

Родителям рекомендуется рассматривать результаты тестов только в качестве ориентиров.

Задания для оценки уровня речевого развития ребенка

Для оценки уровня речевого развития ребенка предлагаются следующие тесты.

Тест для оценки словарного развития. Ребенку нужно объяснить значения слов: «Представь, что ты разговариваешь с иностранцем – человеком, который плохо знает русский язык и просит тебя объяснить, что означает слово». Для задания используется 5 наборов, в каждом из которых содержится по 10 слов:

  1. Велосипед, молоток, книжка, друг, шляпа, перья, прыгать, собирать, бить, острый.
  2. Автомобиль, веник, блокнот, трус, зонтик, мех, бежать, соединять, щипать, тупой.
  3. Мотоцикл, гвоздь, тетрадь, герой, сапоги, чешуя, качаться, разделять, кусать, мягкий.
  4. Автобус, лопата, альбом, ябеда, ботинки, шкура, спотыкаться, связывать, убегать, колючий.
  5. Самолет, швабра, письмо, враг, плащ, пух, вертеться, чесать, гладить, шершавый.

Если ребенок не может описать какое-либо слово, ему предлагается показать его жестами или нарисовать.

За каждое слово ребенок получает от 0 до 2 баллов: 0 – если не знает значения слова или неправильно его указывает; 1 – понимает значение слова, но не может объяснить его словами (объясняет с помощью жестов, действий или рисует); 1,5 – без труда описывает предметы словесно, например: «Молоток – им забивают гвозди» или «Веник – нужен, чтобы подметать пол»; 2 – объясняет слова, используя определения, которые приближаются к энциклопедическим, например: «Герой – это смелый человек, который помогает другим людям».

Уровень словарного развития оценивается по сумме набранных баллов. Для шестилетнего ребенка низким уровнем считается 6,5 баллов, средним – от 7 до 12 баллов и высоким – от 12,5 баллов.

Тест на осознанность восприятия и активность использования речи. Ребенку читают короткий рассказ, в котором встречаются новые для него слова. Например: «Как-то раз Саша с папой пошли на рыбалку. Папа взял с собой спиннинг и удочку. Пока они рыбачили, по реке проплывала баржа. Саше понравилось ловить рыбу вместе с папой».

Затем ребенка просят пересказать эту короткую историю. Выполнение задания оценивается в зависимости от поведения ребенка:

  • ребенок молчит и не задает вопросов даже после дополнительной стимуляции к этому;
  • ребенок пытается пересказывать, употребляя новые слова, хоть и не понимает их значения;
  • ребенок строит пересказ в соответствии с собственным пониманием и искажает его смысл;
  • ребенок сначала спрашивает про незнакомые слова, а затем начинает пересказывать.

Попытка вычленить новые слова и выяснить их значение свидетельствует о высоком уровне речевого развития ребенка.

Источник: https://mezhdunami.net/dety/testy-dlya-opredeleniya-urovnya-razvitiya-rebenka-doshkolnogo-vozrasta.html

Ссылка на основную публикацию