Учет половых отличий в воспитательном процессе

А) Возрастные, индивидуальные и половые особенности детей, их учет в воспитании

Содержание, средства, методывоспитания и обучения обусловлены процессом развития детей, их возрастом.

Так, задачи и содержание, средства и методы воспитательной работы с детьми раннего возраста разрабатываются с учетом большой ранимости и беспомощности малышей, полной неприспособленности их к самостоятельной жизни.

В дошкольном возрасте самостоятельность и приспособленность ребенка значительно увеличиваются, в соответствии с этим изменяются задачи, содержание, средства и методы воспитательно-образовательной работы.

Уровень развития, достигнутый ребенком к концу дошкольного возраста, позволяет ставить новые задачи и усложнять воспитательно-образовательную работу с детьми.

Возрастная дифференцированность задач, содержания, методов воспитания опирается на периодизацию жизни человека, принятую в современной науке.

Необратимость времени, продолжительность жизни индивидов, с одной стороны, и поступательный ход психического развития, обусловленный системой воспитания и обучения,— с другой, являются основой возрастной периодизации.

Возрастные периоды — обязательные стадии развития человека.

Каждый возрастной период определяется количеством прожитых лет, степенью созревания различных органов, их функций, а также жизненным опытом, объемом знаний, видами и содержанием деятельности, местом человека в обществе.

Для каждого возрастахарактерны свои особенности в сенсорных, интеллектуальных, эмоциональных, волевых, мотивационных сторонах личности; изменяется взаимодействие между ними, что оказывает влияние на общий уровень развития, регуляцию поведения.

С возрастом меняетсяи ведущий вид деятельности.

Однако уровень психического развития личности не есть только результат прожитых лет: решающее влияние на развитие человека в любом возрасте, особенно в детском, оказывает система воспитания и обучения, деятельность и активность личности.

Дети раннего возраста характеризуются слабостью, беспомощностью, ранимостью. Вместе с тем это возраст самых высоких темпов роста и развития.

Поэтому, чтобы обеспечить полноценное развитие, необходимо охранять и укреплять здоровье детей, заботиться о правильной организации их жизни, о создании условий, способствующих эмоционально-положительному состоянию каждого ребенка.

В раннем возрасте дети овладевают разнообразными движениями: ползание, лазанье, подтягивание, ходьба и т. д.

Своевременность и последовательность появления отдельных видов движений зависят от индивидуальных особенностей детей и системы воспитания.

Так, благодаря полноценному питанию, хорошему уходу, частому общению и научению дети начинают ходить самостоятельно гораздо раньше, чем при отсутствии этих условий.

Большое значение в раннем возрасте имеет сенсорное развитие, совершенствование ощущений, восприятий, представлений — основы умственного развития.

Важной возрастной чертой детей до 3 лет является формирование речи. К трем годам дети овладевают почти всеми элементами родного языка и пользуются речью как средством общения со взрослыми и сверстниками.

В раннем возрасте формируются основные способы действий с предметами, игровая деятельность, элементарные формы изобразительной, конструктивной деятельности.

Дети овладевают простейшими навыками самообслуживания, определяющими посильную самостоятельность ребенка.

В течение первых трех лет жизни у малышей развиваются взаимоотношения со сверстниками: они научаются общаться и взаимодействовать друг с другом в совместных играх и вести себя в соответствии с правилами.

Возрастные особенности касаются не только умственной, но и эмоциональной, волевой, мотивационной сферы: в первые годы жизни поведение детей регулируется главным образом непосредственными чувствами, но уже в этом возрасте надо начинать воспитывать волю, приучать подчиняться общепринятым нормам и правилам.

Знание возрастных и индивидуальных особенностей необходимо для своевременного и всестороннего развития детей, для комплексного воспитания начиная с раннего возраста.

В дошкольном возрасте продолжается созревание детского организма: темпы роста от 3 до 5 лет несколько замедляются по сравнению с предыдущим возрастным периодом, но от 5 до 8 лет снова повышаются.

Одновременно с общим ростом и увеличением массы тела идут процессы анатомических изменений и функционального развития всех основных тканей и органов ребенка.

Происходит постепенное окостенение скелета, возрастает масса мышц, повышается работоспособность детского организма. Но наряду с этим отмечается быстрая утомляемость и истощаемость нервных клеток.

К шести-семи годам ребенок успешно овладевает ходьбой, бегом, прыжками, лазаньем, метанием и даже такими сложными видами движений, как ходьба на лыжах, катание на коньках.

Физическое воспитание занимает центральное место в работе с детьми дошкольного возраста.

В соответствии с возможностями ребенка определяется система применения конкретных средств и методов воздействия в семье и детских садах: режим жизни, питания, гимнастические упражнения и подвижные игры, закаливание.

У ребенка дошкольного возраста продолжает совершенствоваться функциональная активность коры мозга.

Возрастная слабость и высокая чувствительность нервной системы определенным образом обусловливают яркость, остроту восприятия, детскую впечатлительность. В связи с этим в воспитании и обучении детей этого возраста такое важное значение приобретает отбор впечатлений и знаний — это преимущественно элементарные знания об окружающей жизни.

В дошкольном возрасте при целенаправленном воспитании развиваются способы зрительного, слухового, осязательного восприятия, наглядно-действенного и образного мышления, волевых, эмоциональных и мотивационных процессов. По мере овладения познавательными процессами дети становятся способными к элементарному анализу и синтезу, классификации, начинают высказывать суждения об окружающих их предметах и явлениях.

В целом дошкольный возраст характеризуется пытливостью, любознательностью. Но если естественная любознательность ребенка не удовлетворяется, он становится пассивным.

Для дошкольного возраста характерны свежесть и острота воображения, проявляющиеся в разных видах деятельности: под воздействием взрослых деятельность дошкольника становится произвольной и управляемой, что очень важно для воспитания сосредоточенности внимания во время обучающих занятий, труда.

Становление личности дошкольника выражается и в формировании характера. При этом большое значение имеет развитие сознания, появление разнообразных мотивов деятельности, поведения.

Дошкольник уже может подчинять личные мотивы поведения общественным, давать оценку своего поведения и других детей, основываясь на требованиях воспитателей, родителей. В игровой ситуации, в процессе обучения на занятиях у дошкольника проявляются волевые качества характера.

Формирование нравственного сознания характеризуется появлением чувства долга и других социальных чувств.

Дошкольник начинает понимать значение предъявляемых к нему требований.

Переживания при совершении хороших и дурных поступков вызываются уже не только отношением взрослого, но и собственным суждением, нравственным отношением к нему.

У детей появляются более глубокие чувства смущения, стыда и, наоборот, чувство радости и удовлетворения, сознание выполненных общественных требований.

Таким образом, у детей дошкольного возраста начинает формироваться направленность личности.

У дошкольника имеются возрастные предпосылки для развития общих и специальных способностей. Это дает основание изменять и усложнять содержание обучения, варьировать соотношение игровых, словесных, наглядных и практических методов воспитания и обучения, использовать все возможности, которые имеются в дошкольном детстве для комплексного воспитания.

Читайте также:  Как развить у ребёнка память

Каждый ребенокпредставляетнеповторимую индивидуальность. Для реализации воспитания и обучения как ведущего фактора развития личности важно знатьне только социально-типические возрастные черты подрастающего поколения, но и индивидуальные психологические особенности, качества и свойства личности.

Органической основой индивидуальных свойств личности является тип нервной системы, от которого зависит сила основных нервных процессов, их подвижность, уравновешенность. Определенный сплав свойств порождает индивидуальный стиль деятельности, поведения.

Основой индивидуальных склонностей к некоторым видам деятельности служат анатомо-физиологические особенности анализаторных систем.

Так, природные задатки являются условиями развития общих и специальных способностей. Развитие же задатков целиком зависит от условий жизни и воспитания.

Своеобразие каждого ребенка выражается в уровне и объеме анатомо-физиологических задатков и способностей.

Это порождает необходимость индивидуализации и дифференциации воспитания и обучения.

Наряду с природными анатомо-физиологическими индивидуальными свойствами у каждого человека складывается неповторимая по своему своеобразию жизнедеятельность. Воспитание и социальная среда формируют индивидуальный склад личности, который проявляется в направленности способностей, потребностей, целей, чувств, воли и характера.

Учет этих особенностей в воспитании и обучении требует от воспитателя, учителя индивидуального подхода к детям.

Существование различий в характере и темпах развития детей имеет большое значение для теории и практики воспитания. Воспитание, образование, обучение должны располагать разнообразными средствами и методами индивидуального подхода и применения наиболее эффективных для развития каждого ребенка.

В жизни встречаются разнообразно одаренные дети: одни имеют абсолютный слух или исключительную память, для других характерна склонность к интеллектуальной или практической деятельности. Воспитание как можно раньше должно способствовать и формированию определенной склонности, чтобы своевременно сложились интересы и увлеченность данным видом деятельности.

Источник: https://stydopedia.ru/4xbfd6.html

Необходимость учета половых особенностей в воспитании и обучении детей

Гендер (в переводе с англ., означает — род) — социальный пол, социально детермированные роли, идентичности и сферы деятельности женщин и мужчин, зависящие не от биологических половых различий, а от социальной организации общества.

Проблема пола вызывала интерес в обществе с древних времен и исследовалась историками, философами, этнографами, физиологами, медиками (Платон, Аристотель, Томас Мор, Т. Кампанелла, Ж.Ж. Руссо, И. Кант Ф.

Шлегель, А. Шопенгауэр и др.) В нашей стране как психолого-педагогическая проблема она начала изучаться со второй половины XIX века В.М. Бехтеревым, А.П. Нечаевым, И.П. Павловым, М.М. Рубинштейном и др.

В начале XX столетия отечественные ученые (Е.А. Аркин, П.П. Блонский, Л.С. Выготский, А.Б. Залкинд и др.) интенсивно изучали возможности и особенности полового воспитания дошкольников.

Социальная ситуация в стране в середине XX в.

затормозила развитие вопроса полового воспитания детей в отечественной психологии и педагогике, и только в 60-70-е годы вновь ставится вопрос о воспитании детей с учетом их половой принадлежности.

Исследования последних лет (Г.Ю. Акиншикова, Л.А. Арутюнова, А.И. Захаров, В.С. Мухина, Н.В. Плисенко, Т.А. Репина, Т.П. Хризман и др.) показали, что половые различия формируются ещё в раннем детстве.

Согласно Б.Г. Ананьеву, возраст и половая принадлежность — важнейшие индивидные особенности человека и учитывать их необходимо начиная с дошкольного возраста [12].

В современных документах по дошкольному образованию выделяется задача учёта гендерного подхода в воспитании детей.

В «Федеральных государственных требованиях (ФГТ) к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования» от ноября 2009 года определенно содержание и организация образовательного процесса для детей дошкольного возраста.

Содержание образовательной области «Социализация» направлено на достижение целей освоения первоначальных представлений социального характера и включения детей в систему социальных отношений через решение задач, одной из которых является формирование гендерной принадлежности.

Результатом освоения детьми основной общеобразовательной программы дошкольного образования является одно из интегративных качеств ребенка, которое он может приобрести в результате освоения программы: имеющий первичные представления о себе, собственной принадлежности и принадлежности других людей к определенному полу.

В ФГТ к условиям реализации программы дошкольного образования (2011 год) определены требования к предметно-развивающей среде образовательного учреждения (группы), которые включают соблюдение следующих принципов: информативности, вариативности, полифункциональности, педагогической целесообразности, трансформируемости. А так же учет полоролевой специфики и обеспечение предметно-развивающей среды, как общим, так и специфичным материалом для девочек и мальчиков.

В Типовом положении о дошкольном образовательном учреждении (от января 2012 года) определено то, что дошкольное образовательное учреждение несет в установленном законодательством Российской Федерации порядке ответственность за нарушение прав и свобод воспитанников. То есть педагоги ДОУ должны учитывать в работе пол ребёнка, а если этого не происходит, то нарушаются его права.

Социальные изменения, происходящие в обществе в последние десятилетия, меняют стереотип женского и мужского поведения, привычные представления о характере женского и мужского начала.

Мужское и женское начало имеет различную психофизиологическую природу, но особое влияние на становление и развитие пола оказывает социальная среда: семья и система воспитания.

Каждая из этих ветвей, представляя собой социальный институт воспитания, обладает своими специфическими возможностями в формировании полоролевой социализации ребёнка.

Целенаправленное воспитание, оказываемое на девочку или мальчика в дошкольном возрасте, может существенно повлиять на развитие личности ребёнка. И позволит проявиться у девочек и мальчиков тем качествам личности, которые позволят им быть успешными в современном обществе.

Родители и педагоги несут на себе особую социокультурную и психологическую нагрузку «конструирования» в сознании ребёнка гендерных установок на:

1. отсутствие страха перед людьми противоположного пола;

2. возможность контактировать с людьми противоположного пола;

3. половую идентичность личности, соответствующую реальному восприятию своего собственного пола [7.].

С целью достижения высоких результатов в области дошкольного образования актуальной проблемой является разработка и использование в работе с детьми дифференцированных форм воспитания девочек и мальчиков с учетом их психофизических различий.

Источник: https://cyberpedia.su/5x907d.html

Половое воспитание, его цели и задачи, специфика

Долгое время в нашей стране педагогика не рассматривала воспитание половое как часть общей системы развития ребенка. Это привело к сексуальной распущенности и утрате нравственных ориентиров, которые предполагают четкое распределение ролей мужчин и женщин в социуме.

Стремительное развитие общественной жизни требует от воспитателей и педагогов тщательного и взвешенного подхода к этому вопросу. Обилие информации, которая заполонила интернет — просторы, позволяет быть максимально подкованными в теоретическом плане.

Однако до сих пор не утихают споры о том, кто должен играть главную роль при освещении данной проблемы: родители или учреждения образования.

Более того, спорным остается вопрос о том, с какого возраста стоит начинать подобное воспитание и в каком объеме должны преподноситься знания.

Читайте также:  Монотипия в детском саду, конспект занятия, особенности техники

Понятие полового воспитания

Полоролевое воспитание – комплекс воздействия на подрастающее поколение медицинских и педагогических работников. Оно призвано развивать правильные ориентиры в вопросах половой жизни, а также выделение своей принадлежности к определенному полу. Проще говоря, детей учат осознавать роль мужчин и женщин в социуме. Данное направление включает в себя множество вопросов:

  • Стиль одежды;
  • Манеры поведения;
  • Взаимоотношения мальчиков и девочек;
  • Права и обязанности в социуме;
  • Различие сфер интересов и увлечений.

Цель такого воспитательного воздействия заключается в привитии молодому поколению нравственных критериев в отношениях мужчин и женщин.

Педагогическая наука выделяет следующие задачи полового воспитания:

Когнитивная.

1.Она выполняет познавательную функцию. Детям необходимо предоставить основные теоретические сведения и сформировать элементарные представления о проблеме. При этом любой материал должен подаваться с учетом возрастных особенностей детей.

2.Эмоционально-чувственная.

Эта задача представляется одной из ведущих, так как эмоциональная составляющая помогает развивать лучшие нравственные качества на подсознательном чувственном уровне. С ее помощью дети учатся:

  • Сопереживать и сочувствовать;
  • Выбирать в качестве образца для подражания человека, имеющего социально одобряемый статус.
  • Осознавать половую принадлежность и вырабатывать стремление перенимать лучшие качества мужчины или женщины;
  • Гордиться принадлежностью к своей семье, уважать родителей и ценить честь рода;
  • Развивать в себе чувство собственного достоинства.

3.Поведенческая.

Позволяет добиться навыков правильного поведения, которые зависят от половой принадлежности, возрастных особенностей и уровня интеллектуального развития. Эта задача помогает сформироваться таким навыкам:

  • Воспринимать других людей в качестве представителей противоположного пола;
  • Уметь избегать конфликтов в повседневном общении;
  • Выполнять специфические «мужские» и «женские» обязанности;
  • Проявлять заботу в отношении членов семьи.

Можно сделать вывод, что задачи нравственно-полового воспитания призваны воспитать из мальчика настоящего мужчину, который способен отвечать за свои поступки и слова, нести ответственность за свою будущую семью, а из маленькой девочки – счастливую женщину, умеющую ценить семью и понимающую ее значимость.

Содержание воспитательного процесса

Содержание полового воспитания определить достаточно просто, ведь оно является все тем, что окружает ребенка: отношения представителей разных полов в повседневной жизни и семье.

Для педагога важно ориентироваться в содержании полового воспитания, так как с его помощью он может решать поставленные задачи. Одним из звеньев цепочки успешного гендерного воспитания является применение следующих принципов:

  • Принцип единства требований. Предусматривает работу в общем направлении медицинских работников, семьи и педагогов.
  • Принцип дифференциации, который предусматривает поэтапное овладение нужными знаниями с учетом возраста, психологических и индивидуальных особенностей детей, уровня культурного развития родителей.
  • Принцип достоверности, который заключается в изложении доступной и правдивой информации.
  • Принцип индивидуализации, который основывается на дифференцированном подходе и учитывает личностные особенности каждого ребенка.
  • Принцип соотнесенности нравственных установок и реальных условий жизни. Этот принцип важно использовать при работе с детьми из неблагополучных семей. Так как воспитать мужественного мужчину, уважающего женщин, из мальчика, который живет в семье, где отец избивает мать, будет сложно.

Как видим, при нравственно-половом воспитании используются общие положения воспитательной работы, однако без их знания и применения процесс социализации подрастающего поколения в этом направлении будет невозможным.

Половые различия

Для того чтобы половое воспитание было правильным, нужно знать особенности психофизического развития у мальчиков и девочек.

Несмотря на то, что мальчики, как правило, включаются в учебные занятия немного позже, чем девочки, они более склонны к анализу и деятельности, связанной с поиском. При этом в степени аккуратности и тщательности выполняемой работы они уступают представительницам слабого пола.

Девочки отлично справляются с решением поставленных задач, выполнение которых происходит по заранее изученному образцу.

Конечно, такое деление очень условно, ведь в целом интеллектуальные способности детей обоих полов равны. Однако проявление склонностей и интересов накладывает свой отпечаток на учебную деятельность и игровые пристрастия.

К примеру, девочки с удовольствием играют с куклами в ограниченном пространстве, тогда как мальчикам необходим простор для игровой деятельности, учитывая их подвижность.

Девочкам сложнее ориентироваться в незнакомой обстановке, для конструктивной деятельности им необходима цель. Мальчики быстрее осваиваются в новом месте, находя себе занятие по душе. При этом девочки чаще выражают сомнение в успехе или радость от победы в процессе новой для них деятельности, а мальчики предпочитают делиться впечатлениями после выполнения задания.

То есть для девочек важен процесс общения между людьми, а мальчики используют их для получения нужной информации.

В целом вся игровая и учебная деятельность мальчиков более разнообразна, но менее организованна. Для них важно, какой этап их деятельности получил положительную или отрицательную оценку. Тогда как девочки бурно реагируют на проявление общей характеристики выполненной работы.

Более того, проявление половых различий меняется на определенном жизненном этапе детей. Этот момент необходимо учитывать взрослым на разных этапах нравственно-полового воспитания.

Дошкольники

Половое воспитание дошкольников преследует две цели: прививать правила личной гигиены и учить общению со сверстниками, избегать конфликтных ситуаций.

Особое внимание следует уделить закаливанию, ведь половое воспитание тесно связано с физическим развитием. При развитии детей дошкольного возраста следует придерживаться следующих правил:

  • Исключать любое воздействие на эрогенные зоны детей во время гигиенических процедур;
  • Не использовать тесную одежду;
  • Вовремя избавляться от глистов;
  • Обеспечить доброжелательные отношения в семье, которые станут примером правильных межличностных отношений между мужчиной и женщиной.

Дошкольный возраст – начало формирования интереса к противоположному полу и поиска ответа на самые различные вопросы: «Как я появился на свет? Почему мальчики отличаются от девочек?» Любопытные дети задают многочисленные вопросы, интересуясь всем, что касается различия полов. Причем подобные вопросы они задают, как правило, родителям. Взрослые должны доступно и честно раскрыть малышам «тайну» их появления на свет.

Однако не стоит впадать в крайности и детально описывать весь процесс зарождения новой жизни. Достаточно ограничиться такими объяснениями: «Мы забрали тебя из роддома», «Ты вырос из маленького семечка у меня в животе». Детям этого возраста подобных пояснений вполне достаточно, и они не будут требовать более подробных пояснений.

Половое воспитание – важный элемент общего развития малышей, поэтому в его процессе следует учитывать не только физиологические особенности детей, но и индивидуальность их психических процессов.

Для того чтобы между мальчиками и девочками установились гармоничные дружеские отношения, малышам следует прививать такие качества:

  • Умение сдерживать эмоции;
  • Желание оказать другу (подруге) помощь и поддержку;
  • Стыдливость;
  •  Скромность.
Читайте также:  Как научить ребенка любить учебу

Содействовать развитию этих качеств будут совместные прогулки, посещение театров, туристические походы и т. д.

Подростки

Один из самых сложных кризисных периодов в жизни человека – подростковый возраст. Причем его сложность обеспечивается как раз половым созреванием, всплеском гормонов, которые вызывают изменение физических качеств подростка и всего его мировоззрения.

Взрослые в это непростое время должны уделить максимальное внимание нравственно-половому воспитанию подростков. Период первой любви и желания обрести полную свободу и независимость чреват опасностью первых сексуальных опытов, которые могут закончиться приобретением заболеваний, передающихся половым путем, эмоциональными срывами и потерей правильных жизненных ориентиров.

Половое воспитание детей этого возраста сводится к подготовке к новой, взрослой жизни, в которой помимо удовольствий существуют обязанности и ответственность. Отношения с противоположным полом должны строиться в соответствии с теми социальными нормами, которые давно установлены в обществе. Правильное половое воспитание обеспечивает развитие эмоционально и нравственно зрелой личности.

Перечислим основные направления в работе по половому воспитанию с подростками:

  • Формировать женственность (мужественность) как основные отличительные признаки полового различия;
  • Оптимизировать формирование сексуальной активности через осознание нравственных ориентиров;
  • Готовить подростков к осознанному супружеству как ответственному и необходимому шагу;
  • Освещать важность материнства (отцовства), предназначение родительской миссии;
  • Формировать навыки здорового образа жизни посредством объяснения важности супружеской верности. Объяснять причины возникновения и последствия венерических заболеваний, СПИДа.

При этом половое воспитание будет приносить плоды только тогда, когда педагогические работники тесно взаимодействуют с семьей, применяют единый комплекс мер воздействия.

Это время, когда происходит душевное и физическое формирование подростка, важно максимально использовать для предоставления ему нужной и, главное, правильной информации.

Подведем итоги

Учитывая то, что отклонения от половых норм наблюдаются у детей и подростков все чаще, проблема полового воспитания становится актуальной на всех возрастных этапах развития детей.

Информация в данном вопросе является единственной возможностью уберечь подрастающее поколение от роковых ошибок, которые могут иметь очень серьезные последствия.

Поэтому проводить работу по нравственно-половому воспитанию нужно с раннего детства, причем делать это целенаправленно и систематически, используя пример отношений в семье в качестве идеала, к которому нужно стремиться.

Источник: https://vospitannie.ru/metody/polovoe-2.html

Психологические аспекты полового воспитания. Учет гендерных различий в воспитательно-образовательном процессе в дошкольном учреждении

Воспитание дошкольников в соответствии с их полом является актуальной задачей педагогической работы. В обществе смешались половые роли мужчин и женщин. Это связано и с физическим проявлением этого смешения.

Термин «гендер» был введен в науку с целью разграничения биологической и социальной характеристик пола (в переводе с английского gender — «род»).

Понятие «гендер» отражает социально обусловленную природу мужского и женского и акцентирует внимание на том, что социальные различия мужчин и женщин не всегда являются естественным продолжением биологических различий, а обусловлены влиянием социальных факторов.

Обобщая понятия, предлагаемые различными авторами, можно обозначить гендер как социальный пол, полоролевые отношения как продукт культуры; социально детерминированные роли, идентичности и сферы деятельности мужчин и женщин, зависящие не от биологических половых различий, а от социальной организации общества.

По мнению Л.В. Градусовой, у детей половые (гендерные) роли существуют не в готовом, свойственном взрослым виде, а формируются в ходе социализации. Как показывает опыт, педагогика, не учитывающая психологических особенностей мальчиков и девочек, неспособна эффективно решать задачи полоролевой социализации подрастающего поколения, подготовки к выполнению половых социальных ролей.

Гендерное воспитание рассматривается как комплексная психофизическая проблема, включающая в себя биологические, психологические и социальные аспекты.

Время неумолимо и требования к женщине в современном обществе тоже изменились.

Изначально уже даже девочке должны быть присущи проявления не только мягкости, женственности, заботливого отношения к окружающим, то есть традиционно женских качеств, но и решимости, инициативности, умения отстаивать свои интересы и добиваться результата.

A для мальчиков также сильно стали важны такие качества, помимо традиционно мужских (сила, выносливость, храбрость), как терпение, возможность оказать посильную помощь, заботу, отзывчивость.

Как мы отмечали выше, в давние времена полоролевое воспитание детей осуществлялось легко и естественно: девочки большую часть проводили с матерью, а воспитание мальчиков с трех лет руководил отец.

Дети видели своих родителей, общались с ними, и у них в результате формировались стереотипы поведения, характерные для мужчин и женщин в данной семье.

И, если это мальчик, то он являлся воплощением воли, силы, выносливости.

Главное отличие полоролевого воспитания от гендерного заключается в том, что, к примеру, не всегда все мальчики могут быть сильными, смелыми, ловкими, умелыми, и поэтому в результате слабые физически и очень ранимые мальчики могут подвергаться травмирующему воздействию и у них формируется низкая самооценка, они теряют уверенность в себе и своих возможностях.

Девочки не всегда могут быть только домохозяйками, хранительницами очага. С давних времен именно так, естественным путем осуществлялось полоролевое воспитание.

Потребность в осуществлении гендерного подхода к воспитанию нравственности у дошкольников в настоящее время огромна, современное общество выдвигает более широкие требования к мужчинам и женщинам, исключая возможность того, чтобы они располагали лишь набором преимуществ по своему половому признаку.

Обществу хочется, чтобы мужчины демонстрировали не только несгибаемую волю и мускулы, но и проявляли заботу по отношению к людям, уважение к родным. А женщины умели проявить себя, найти работу, выстроить карьеру, но при этом не потерять свою женственность и мягкость.

Целью такого подхода в педагогике является воспитание девочек и мальчиков, одинаково способных к самореализации. Этим и отличается полоролевое воспитание от гендерного.

Таким образом, на основании вышеизложенного материала на первый план в нравственном воспитании дошкольников выходит реализация гендерного подхода.

Особенности развития мальчиков и девочек определяют и их восприятие материала, образцов поведения, скорость и глубину усвоения морально-этических норм. Поэтому и воспитывать, и обучать их нужно по-разному.

Источник: https://studlib.info/pedagogika/462832-psikhologicheskie-aspekty-polovogo-vospitaniya-uchet-gendernykh-razlichiy-v-vospitatelno-obrazovatelnom-processe-v-doshkolnom-uchrezhdenii/

Ссылка на основную публикацию