Учим ребенка терпимости

Как научить детей терпимости

Главная >> Статьи для родителей

Одинаковых людей не бывает. У всех нас разные судьбы, характеры, взгляды на жизнь. Все мы разные: и внутренне, и внешне. Однако, замечая эти различия, мы очень часто начинаем награждать друг друга неприятными кличками, навешиваем ярлыки и зачастую, служим причиной слез и обиды.

Как научить наших детей быть терпимыми к другим? Этап нетерпимости, так или иначе, проходят все дети. Кто-то постепенно научается доброжелательному отношению к людям, кто-то обретает способность сдерживать свою неприязнь, а кто-то всю жизнь сохраняет нетерпимость к особенностям других.

Для того, чтобы понять, как можно помочь ребенку стать более доброжелательным и гибким в общении, необходимо знать, почему дети так себя ведут.

Я не такой как другие

До трех лет ребенку, в общем-то, безразлично, как выглядит другой малыш и чем он от него отличается. Однако после 2,5 лет наступает кризис самостоятельности. Появляется местоимение «Я». Начинается процесс самоидентификации и малыш позиционирует себя как личность. Становится важен пол, внешность.

Осознавая свои особенности, ребенок начинает понимать, что другие дети не похожи на него. Это неизбежный и необходимый процесс самоосознания. Малыш начинает озвучивать отличия других детей от себя. В этом нет ничего плохого, и не имеет цели обидеть. Это просто констатация факта: «у Маши очки, а у меня нет»; «я храбрый и не боюсь собак, а Петя боится».

Нет необходимости запрещать такие рассуждения. Сравнение себя с другими помогает ребенку самоопределиться в мире.

Неприязни дети учатся у взрослых

Процесс самоидентификации сам по себе не может вызвать проявлений неприязни. К сожалению, подобному поведению малыш учится у взрослых. Это нам свойственна нетерпимость по отношению к людям.

Проявляя нетерпимость, мы повышаем самооценку, отделяя себя от «других». Говоря плохо о богатых, толстых, красивых или наоборот уродливых человек кажется себе умнее, красивее, лучше и успешнее.

Однако рядом находятся дети, которые слышат эти слова, считывают негативное отношение и впитывают все это в себя. Если значимые взрослые позволяют себе так говорить, то это правильно и следует вести себя так же.

Начинается «отработка» подобного поведение на ровесниках. Разумеется, нетерпимость взрослых завуалирована, а вот дети этому пока не научились. И слышится вокруг: «толстуха», «очкарик», «трусишка».

Грани нетерпимости

Основные «острые грани» таковы:

  • возраст и пол. Мальчики, в качестве синонима «плакса» используют эпитет «девчонка», «маленький, малыш » выступает как синоним «глупый»;
  • особенности поведения. «Жадина», «трус», «плакса», «черепаха» служат проявлением нетерпимости к поведению или чертам характера других детей;
  • национальный вопрос. Именно взрослые учат детей обращать внимание на цвет волос или глаз, национальность и на основе этого делать выводы;
  • особенности внешности. «Косой», «скелет», «толстяк», «рыжий» или характеристики внешности: «лохматый», «неряха», «грязнуля»;
  • ум и успешность. Если малыш не может похвастаться хорошими навыками общения, достижениями в занятиях или не отличается активностью, он может услышать: «тихоня», «тупица», «зануда», «неудачник».

Дети, которых много и часто дразнят, становятся неуверенными в себе и замкнутыми. Нетерпимость отрицательно влияет и на тех, кто служит ее объектом и на тех, кто ее проявляет. Важно понять, по какую сторону «поля» находится ваш ребенок. Зерно терпимости закладывается в детстве. От реакции родителей зависит, будет ребенок терпим к другим людям или нет.

Зачем нужны прозвища и дразнилки

Нетерпимость у дошкольников, как правило, проявляется в вербальной форме – обидные эпитеты, прозвища, дразнилки. Начинается процесс после трех лет и особенно ярко проявляется в школьном возрасте. Цель дразнилок разная.

Игра. Часто дразнилки служат приглашением к игре. Один дразнится, другой догоняет и вот уже оба весело хохочут. Однако, несмотря на кажущуюся невинность мотивов, родителям следует объяснить ребенку, что приглашением к игре могут стать совсем другие слова и поступки.

Увеселение окружающих. Ребенок жаждет оказаться в центре внимания, рассмешить других людей и выбирает такой способ. Объясните ребенку, что не стоит завоевывать популярность, унижая других.

Проба на «прочность». Желание «померяться силами», спровоцировать на активные действия. Проверка на «слабо». Осуждать такое поведение нельзя, как и хвалить, впрочем.

Состязательное поведение развивается всю жизнь и присуще, в какой то мере, всем нам. Если соревновательные дразнилки строго пресечь, состязательность все равно найдет другой канал и ребенок может начать хвастаться или воспитывать других детей.

Изжить дразнилки и клички полностью нельзя, однако можно сделать их менее обидными, перевести в игру.

Самоутверждение за счет более слабых. Покажите, как проявить лидерские качества, не обижая других (отвечая на уроках, побеждая в соревнованиях).

Выплеск агрессии. Цель – задеть побольнее, обидеть. Научите ребенка проговаривать свои чувства, выражать их в другой форме.

Зависть. У мальчика красивая игрушка, а у меня такой нет, зато он … «дурак», «трус», «толстяк». Научите ребенка не завидовать, и он сам откажется от дразнилок.

Самозащита. Меня обозвали — я обзову. Во многом подобная самозащита необходима. Ребенок должен чувствовать, что может за себя постоять.

Выходит, что обидные дразнилки нужны для того, чтобы решить свои внутренние проблемы. Значит если выяснить какие именно, то можно помочь их решить другим способом.

Как помочь ребенку стать терпимее? К вышеуказанным способам можно добавить такие рекомендации:

— следите за тем, что говорите в присутствии детей;

— объясните, что внешность не отражает внутренний мир человека и некрасивый, толстый или другой национальности человек, может стать замечательным другом. Здесь могут помочь сказки. Читая их, обращайте внимание детей на то, как дружат разные животные;

— постарайтесь заместить нетерпимость сочувствием или интересом. «Наверное, нелегко жить, с плохим зрением» или «интересно, почему мальчик так себя ведет».

Детей часто сравнивают с пластилином, и во многом это действительно так. Не упускайте момент и научите малыша уважению и терпимости к другим людям.

Источник: https://www.friendship.com.ru/articles/19.shtml

Воспитания: как научить ребенка терпимости (часть вторая)

Какие особенности дети используют для словесных «уколов»? Основные «острые грани» следующие:

  1. особенности внешности. Дети отмечают яркие особенности внешности: «толстяки», «скелет», «рыжий», «коса». Часто это также характеристики, связанные с аккуратностью: «грязнуля», «лохматый»;
  2. особенности поведения. «Черепаха», «плакса», «трус», «жадина» — вариации таких образ ежедневно можно услышать на детских площадках;
  3. национальный вопрос. Слова нетерпимости в этом случае дети «подхватывают» у взрослых. Именно они учат их обращать внимание на цвет глаз и волос и делать на основе этого неправомерные выводы;
  4. пол и возраст. Дети часто дразнят друг друга «девчонкой» (часто как синоним «плакса» или относительно мальчиков дружат с девочками), а также «малым» («маленький» как синоним «глупый»);
  5. ум и успешность. Если ребенок не отличается ни активностью, ни хорошими навыками общения, ни достижениями в занятиях, то он часто может услышать: «дурак», «неудачник», «зануда», «зубрилка.

Естественно, это влияет на «старт» в жизни. Дети, которых много дразнят, становятся замкнутыми в себе, неуверенными. Нетерпимость негативно влияет как на личность того, кто ее оказывает, так и на личность того, в отношении кого она возникает.

Когда речь идет о вашем ребенке, важно понять, на какой стороне «поля» она играет. Помните, что зерно терпимости закладывается именно сейчас.

От того, как реагируют на «шутки» родители, зависит, будет ребенок, когда он вырастет, терпимо к особенностям будущего партнера, друзей и просто окружающих.

Зачем нужны шутки и прозвища?

Чаще всего у дошкольников нетерпимость проявляется в форме вербальной агрессии — дразнилки, прозвища, оскорбительных эпитетов. Российское «Жадина-говядина», «собака-забияка» …

Каких только прозвищ не придумывают друг другу дети! Этот процесс начинается после 3 лет, становясь особенно явным около 5 лет и «набирая обороты» далее в школьном возрасте.

И дразнят дети, желая добиться самых разных целей.

Игра. Довольно часто шутки звучат для того, чтобы начать игру (один начинает дразниться, другой за ним бегает, причем оба смеются.

Что делать: если ребенок дразнится по этой причине, нужно определить для нее самой, зачем она это делает.

«Тебе хотелось поиграть с Дашей в догонки, поэтому ты дразнила ее« макарониною »? Ведь ты знаешь, что обзываться неладное, и Даша на тебя обиделась. Давай в следующий раз ты просто ты подойдешь к ней и предложишь вместе побегать.

Возможно, ваш ребенок не сможет понять это с первого раза. Напоминайте ему о том, как правильно делать.

Развлечь окружающих. В этом случае малыш хочет, чтобы над его шуткой посмеялись, но до цели обидеть другого ребенка у него нет. Он хочет быть в центре внимания.

Что делать: обратить внимание малыша, что хотя его друзья и посмеялись над шуткой, но потому, над кем смеялись, было очень обидно. «Ведь ты хочешь продолжать дружить с Максимом? Тогда не надо смеяться с того, что у него красные шнурки.

Давай я расскажу тебе несколько веселых историй, и ты потом повесели друзей, никого не обидел ». Ваша цель — помочь ребенку развить чувство юмора, показать, что это можно сделать без злых «шуточок» по отношению к другому. Проба на «прочность» .

В этом случае шутки нужны, чтобы спровоцировать обиженного на какие активные действия. Возможно, это происходит из неприязнь детей друг к другу. Возможно, из желания «померятся силами» (особенно у мальчиков.

Ребенок знает, что шутки не останутся без ответа, и начинает этот бой.

Что делать: сказать, что такую поведение нужно однозначно осуждать нельзя. Это соревновательная поведение, и она будет развиваться и дальше, всю жизнь. Если строго прекратить шутки соревновательной характера, желание посоревноваться найдет другой канал.

Например, ребенок начнет драться, или «воспитывать» других детей, становясь занудно, будет много хвастаться. Возможно, стоит позволить детям такие словесные пикировки, научить их смешным, не обидными словами. Например, можно разрешить обзиватся предметами быта («Ах ты Половник! А ты — холодильник!»).

Дело в том, что полностью выжить клички и шутки нельзя, но можно перевести их в игру.

Самоутверждения. Награждение сверстника оскорбительными эпитетами, постоянно задразнивая его ребенок желает утвердиться за счет него. Она осознает, что оскорбляет или даже унижает другого, и именно это возвышает его в собственных глазах, а иногда позволяет занять лидирующую позицию. Т.е. в этом случае унижения другого — это не цель, а средство.

Что делать: направить энергию лидерства в «мирное» русло. Показать ребенку, как он может проявить лидерские качества, не задев другого человека. Например, помочь в чем-то, предложить веселую игру для всех, активнее отвечать на занятиях в детском саду.

Одновременно нужно работать над тем, чтобы ребенок осознавал не только свою ценность, но и ценность других детей. Привлечение внимания взрослых. Некоторые дети, не получая похвалы от взрослых, привыкают привлекать их внимание плохим поведением.

Образы других детей — это одно из средств для этого. Ребенок знает, что если она будет дразниться, и довольно громко, взрослых это не оставит равнодушными. А это как раз то, чего она добивается.

Такие дети используют и другие средства: бьют других детей, портят вещи, мешают на занятиях в детском саду и т.д.

Что делать: к сожалению, это поведение довольно трудно корректировать, потому что взрослые (родители и воспитатели в саду) уже сформировали негативный образ, который малыш привычно подтверждает своими поступками. Воспитание (а, скорее, перевоспитания) касаться не только и не столько ребенка, сколько взрослых.

Они должны научиться видеть ребенка с другой, с положительной стороны. Сложный, но единственно возможный путь — это переориентировать ребенка, чтобы он научился получать внимание хорошим поведением. Вы просто имеете уделять ребенку больше внимания, чтобы не надо было выдумывать способы как ее привлечь. У ребенка голод — голод общения с вами.

Читайте также:  Мониторинг в дошкольном образовательном учреждении

Воспитание в таких ситуациях начинает казаться сложной проблемой.

Выплеск агрессии. Ребенок полностью осознает, что своими словами может обидеть другого. Более того, именно в этом ее цель — оскорбить, задеть можно болнее. Возможно, другой ребенок только не дала игрушку или отобрала у нее что-то. И в порыве злости малыш произносит обидные слова.

Что делать: учить ребенка выражать свои чувства, проговаривать их. «Вместо того, чтобы обзывать Ваню скелетом, когда он забрал машинку, можно сказать, что ты очень зол на него.

Ты мог бы даже крикнуть это, но отзываться не стоит ». С другой стороны, ребенок защищается, как может. И не всегда надо ей мешать.

Дело в том, чтобы научить так отвечать оскорбители, чтобы тот перестал создавать проблемы вашему малышу.

Зависть. Дети могут завидовать друг другу через игрушки, одежду и прочие «статусные» вещи (поездки за границу, большие покупок. Тогда обидные слова — это средство восстановить «справедливость» («ничего, что у нее новое платье, зато она неуклюжая, как слон»).

Что делать: бороться с самими словами здесь бесполезно. Нужно ориентировать ребенка на отказ от позиции завидует, тогда и шутки уйдут в прошлое.

Самозащита. Если ребенка обзывают, она, конечно, обзывается в ответ.

Что делать: конечно, можно учить ребенка отвечать достойно, без обид, но эта задача может быть решена, скорее всего, лишь к концу подросткового возраста. Крайне трудно требовать такого уровня самосознания от дошкольника.

Здоровая психика работает так, что должна дать «ответ», чтобы не пострадать самой. Это не значит, что обзывания в ответ надо поощрять. Но и строго пресекать стоит только очень обидные или грубые слова.

Во многом такая самозащита необходима, чтобы ребенок чувствовал, что может сама за себя постоять.

Получается, что оскорбительные шутки, касающиеся особенности детей, нужны не только (и не столько) для того, чтобы обидеть, а являются средством, чтобы решить какие-то свои внутренние проблемы. А если так, то есть надежда: если выяснить эти задачи, то можно помочь ребенку решить их иначе, а не за счет других детей.

Учим ребенка быть терпимым

Шестилетний Коля — главный «заводила» в группе, с ним хотят дружить почти все дети. Он выбрал себе в группе несколько «жертв», которых постоянно дразнит, делает пакости по мелочам, демонстративно не принимает в свои игры.

Инициатором насмешек всегда оказывается Николай, а его «свита» поддерживает забавы, кто, что «все делают, и я делаю», кто из любопытства или от скуки, а кто и потому, что боится оказаться на месте «жертвы».

Конечно, воспитатель, как может, борется с этой ситуацией, но она может лишь стать на некоторое время больше скрытой, а насмешки продолжаются.

Дети, которые проявляют нетерпимость по отношению к другим, относятся к одному из двух типов: заводили или члены группы поддержки. Заводили — это активные, порой агрессивные дети, желающие быть в центре внимания, и не просто, а на лидерские позиции.

Они привыкли относиться к другим свысока (в чем им, возможно, «помогли» родители, например, демонстрируя такое отношение к другим людям, и не умеют учитывать интересы окружающих. Именно они становятся инициаторами «войны» против того, кто по каким причинам им не понравился.

Часто поведение таких детей родители оправдывают, говоря, что их ребенок только «защищается», и отказываются признать, что именно их чадо — виновник проблем.

Если вы поняли, что ваш ребенок — инициатор «пищеварения» кого-то из детей, для начала нужно убедиться в этом факте. Только после этого вы сможете сделать то. Пока вы оправдываете ее поведение, она будет и дальше так себя вести.

Малышу с Лидерские потенциалом нужно показать, как он может проявить его, не оскорбляя других детей, как завоевать настоящий авторитет.

Также нужно научить тому, что каждый человек имеет свою ценность, как бы не отличалась от окружающих и как странностями не выглядела бы.

«Члены группы поддержки» ведут так себя «за компанию», придерживаясь линии поведения «лидера». Эти дети не уверены в себе, их родители применяют физические наказания.

Такие дети не склонны думать о личной ответственности, они оправдываются тем, что другой «сам начал. Тактика работы с этой категорией детей другая.

Необходимо повышать их самооценку, ответственность, уверенность в себе, умение противостоять дурному примеру и говорить о ценности и интересы других детей. Продолжение следует …

Источник: http://tvoymalush.ru/vospitanie/297-kak-nauchit-rebenka-terpimosti-2.html

Как научить ребенка терпимости

Часто, от того, насколько ребенок терпелив, зависят его собственные успехи и спокойствие окружающих. Задаваясь вопросом, как научить ребенка терпимости, родителям и педагогам, нужно опираться на возраст ребенка и на особенности его характера.

Терпение, как правило, свойственно взрослым людям, потому что они часто в своих поступках опираются на слово «надо». Чтобы воспитать в себе терпение, нужно научиться контролировать эмоции и сдерживать сиюминутные желания.

Детям это качество дается гораздо сложнее. Это связано с возрастными особенностями и с темпераментом ребенка.

Однако, терпение – это качество, необходимое, как взрослым, так и детям, чтобы организовывать свою деятельность и взаимоотношения с окружающими.

Когда дело касается воспитания у детей терпимости, то можно мотивировать и заинтересовывать их деятельностью, наиболее для них интересной.

Если ребенку необходимо заниматься делом, требующим много времени, а ребенок не усидчив, то можно разбавить это занятие другим, более интересным для него. Это позволит ребенку отдохнуть и потом с новыми силами продолжать. Главное, чтобы ребенок не утомлялся и не начинал скучать.

Поэтому можно добавить немного игры, чтобы заинтересовать ребенка. Здесь родителю нужно проявить фантазию и знать, чем нравится заниматься их ребенку.

Положительный эффект оказывают на ребенка похвалы от родителей. Зная, что его похвалят за хороший результат, ребенок будет стараться доводить дело до конца и делать это хорошо. А старательное выполнение требует терпения. Так ребенок будет учиться терпеливо что-то делать.

В том, как научить ребенка терпимости, часто имеет, какой пример терпимости показывают сами родители. Насколько они терпеливо выполняют свою работу или насколько терпеливы в общении с ребенком и другими людьми.

Хорошим стимулом для терпения, будет акцентирование внимания на результате. Особенно, если этот результат ребенок очень ждет и он для него важен. Тогда можно объяснить ребенку, что если он будет старательно и терпеливо делать работу, то у него все обязательно получится.

На воспитание в ребенке терпеливости, хорошее действие оказывает творческая деятельность. Рисование, лепка, вышивание, конструирование и сборка моделей, приготовление еды…все это можно делать вместе с ребенком. С родителем и интереснее, и веселее, и время летит незаметно! Здесь важным будет общение родителя с ребенком.

Выстраивание диалога во время совместной деятельности, сделает занятие интересным и захватывающим. При этом инициативу в работе нужно отдавать ребенку, а родитель должен быть больше наблюдателем и помощником, когда это необходимо.

Делая что-то вместе, родитель и ребенок становятся ближе, а их отношения становятся теснее и гармоничнее.

Как научить ребенка терпимости, не станет большой проблемой, если научиться чувствовать своего ребенка. Прислушиваясь к желаниям ребенка и уважая его мнение, родителям легче будет найти к нему подход. Тогда и воспитание не будет проблемой, а станет интересным взаимодействием и для ребенка, и для родителя.

Источник: http://vzaimo-otnosheniya.ru/roditeli-i-deti/184-nauchit-rebenka-terpimosti

Уроки толерантности: как научить детей жить в мультикультурном обществе

Что такое толерантность? И почему мы должны быть терпимее по отношению друг к другу и обязательно научить этому детей? На эти вопросы отвечает эксперт «О!» психолог Анна Скавитина.

Анна Скавитина, психолог, аналитик, член IAAP (International Association of Analytical Psychology), супервизор РОАП и Института Юнга (г. Цюрих), эксперт журнала «Psychologies»

«Как замечательно, что никто не должен ждать, но может начать прямо сейчас, чтобы постепенно изменить мир», — написала голландская девочка Анна Франк в 1944 году перед смертью. Ее дневник — один из наиболее известных и впечатляющих документов об ужасах фашизма. Он сделал ее имя знаменитым на весь мир. И стал еще одним серьезным поводом задуматься о нетерпимости к различиям друг друга.

Одно из определений толерантности, прописанное в «Декларации принципов толерантности» 1995 года, звучит так: «Толерантность — это добродетель, которая делает возможным достижение мира и способствует замене культуры войны культурой мира». Эту декларацию подписало 185 стран, в том числе Россия. После страшных войн, через которые прошла наша страна, мы все хотим, чтобы наши дети были счастливыми и жили в мирное время.

Мир различий

Наши дети живут в мультикультурном обществе. В одной группе детского сада и школьном классе могут оказаться дети всех оттенков кожи и разного вероисповедания.

Некоторые родители приветствуют это разнообразие, кому-то сложно иметь с этим дело, особенно если родители в своем детстве жили в довольно однородной среде. Тогда люди, не похожие на них, могут восприниматься как неправильные и пугающие.

Трудно нам или легко, но наши дети должны быть подготовлены к тому, что им предстоит жить, учиться и работать именно в таком обществе. Они учат иностранные языки, ездят в другие страны, любят японскую или узбекскую еду, носят китайские и корейские вещи.

Успешность в жизни все больше зависит от возможности ценить достоинства других людей и работать в мультикультурной команде. Хотя часто сегодняшние дети гораздо более продвинуты в принятии человеческих различий, чем их родители.

Толерантные люди уважают и готовы усваивать опыт других, ценить не только похожесть, но и различия, отказываются от несправедливых стереотипов, ищут общие точки соприкосновения и создают новые связи. Терпимость во многих отношениях противоположна предрассудкам. Толерантность — это компромисс.

И нам придется делать над собой некоторое усилие, чтобы допустить, что люди могут иметь другое, отличное от нашего мнение, другой стиль жизни, верить во что-то иное, нежели мы. Но это не значит, что мы должны принимать любое поведение: неуважение или нанесение обид другим людям, подлость или травлю, поведение, которое нарушает социальные правила, ложь или воровство.

Терпимость — это принятие людей такими, какие они есть, а не их плохого поведения.

Как учить толерантности

  • Дети, особенно маленькие, учатся, подражая родителям. Поэтому обратите внимание на свое отношение к культурным стереотипам. Демонстрируйте уважительную позицию к другим. Помните, что дети всегда слушают.
  • Не шутите на этнические, религиозные и гендерные темы. Хотя шутки кажутся безобидными забавами, вы увековечиваете стереотипы. Не поддерживайте попытки ребенка остроумничать на эти темы, разговаривайте о небезобидности таких насмешек.
  • Установите правило: этническая принадлежность человека не может стать причиной для отвержения или поддразнивания.
  • Приносите в дом книги, игрушки, музыку, искусство и видео, отражающие разнообразие культур. Конечно, СМИ и поп-культура оказывают сильное влияние на детей. Укажите и поговорите о несправедливых стереотипах, которые нас окружают.
  • Честно отвечайте на вопросы детей о различиях. Можно замечать и обсуждать различиях между людьми, но до тех пор, пока это делается с уважением.
  • Признавайте и уважайте различия во взглядах на жизнь в вашей собственной семье. Спрашивайте мнение ребенка по разным вопросам. Демонстрируйте признание различных способностей, интересов и стилей ваших детей. Цените уникальность каждого члена вашей семьи.
  • Помните, что толерантность не означает терпимость к неприемлемому поведению.
  • Помогите своим детям чувствовать себя хорошо и уверенно. Дети, к которым плохо относятся в семье, часто плохо относятся к другим людям.
  • Дети, которых ценят и уважают, с большей вероятностью отнесутся к другим с уважением.
  • Дружите с другими семьями, которые отличаются от вас религиозными взглядами и национальностью. Дайте детям возможность играть с детьми, которые отличаются от них.
  • Узнавайте о праздниках и религиозных обрядах, которые не являются частью традиций вашей культуры. Найдите возможность поучаствовать в этом с ребенком или даже организовать такой праздник самим.
  • Рассказывайте о семейных традициях вашим детей и другим людям, которым это может быть интересно.
  • Спросите детей, попадали ли они когда-нибудь в беду из-за чего-то, что сделал другой человек, и как они себя чувствовали. Обсуждайте, каково это — быть несправедливо обвиненным. Приводите примеры из нашей российской или мировой истории.

Источник: https://www.kanal-o.ru/parents/10485

3 мультфильма с глубокой идеей, которые научат ребенка толерантности

Воспитываем в детях уважение, понимание и добродетель!

В последнее время часто возникают дискуссии о толерантном мире, так называемом мире без насилия и жестокости, в котором главной ценностью является единственная в своём роде и неприкосновенная человеческая личность. Но мало произносить красивые слова, толерантность нужно воспитывать, путем развития хороших привычек, манер, культуры межличностного общения.

Читайте также:  Российских школьников научат быть политически активными

Толерантность – это человеческая добродетель: искусство жить  в  мире разных людей и идей,  способность  иметь  права  и  свободы,  при  этом,  не нарушая прав и свобод других людей. В то же время, толерантность  –  это  не уступка, снисхождение  или  потворство,  а  активная  жизненная  позиция  на основе признания иного.

Для нас взрослых очень важно научить ребенка с детства не осуждать и не бояться «особенных детей», важно научить их сочувствовать и сопереживать, быть толерантными. Поговорить с малышом об этих важных принципах помогут добрые мультфильмы, в которых заложена глубокая идея.

Каждому человеку, не зависимо от его возраста, национальности и жизненной позиции, не помешает посмотреть эти короткометражные анимационные фильмы. Каждый мультфильм нужно пропустить через себя, через свое сердце, осознать и сделать выводы.

«ПРО ДИМУ»

2016, Россия

Мультфильм «Про Диму» рассказывает о встрече девочки Миры и мальчика, не похожего на ее друзей. Дима плохо ходит и почти не говорит, но любопытство Миры и добрые советы ее мамы становятся началом настоящей дружбы.

Описывая идею мультфильма, автор проекта отметила:

«В интернете есть множество ресурсов, которые рассказывают отдельно о ДЦП, о синдроме Дауна, об аутизме и т. д. Но дети не различают диагнозы, им нужно общее объяснение, донесенное простым языком».

«СТРУНЫ»

2014, Испания

Красивая история о равенстве, солидарности, дружбе и детской мудрости, которой стоит поучиться даже взрослым.

Мультфильм «Cuerdas» был удостоен премии Гойя за лучший короткометражный анимационный фильм. Ее создатель, Педро Солис, хотел обратить внимание на важность инклюзивного образования.

«ТАМАРА»

2013, США

Этот трогательный короткометражный мультфильм расскажет про девочку Тамару, которая мечтает стать танцовщицей. Она танцует под звуки музыкальной шкатулки, не замечая ничего вокруг. Но почему так расстроена мама, когда видит это? Оказывается, Тамара не слышит музыку — она глухая.

В комментариях под мультфильмом чаще всего пишут: «Я сдержусь, я не заплачу!» Не плачьте и вы, ведь детские мечты обязаны сбываться!

Источник: http://www.vospitaj.com/blog/3-multfilma-s-glubokojj-ideejj-kotorye-nauchat-rebenka-tolerantnosti/

Обучение ребёнка терпимости

Желая научить ребёнка быть терпимым к другим, следует начинать с себя, так как дети, как губка, впитывают поведение окружающих и копируют его. Этап нетерпимости – возрастной период , когда для ребёнка неприемлем кто-то особенный. Это естественный элемент развития, но очень важно следить за тем, чтобы его проявления не закрепились и не остались с человеком навсегда.

Определение особенностей

Период формирования «Я» начинается у ребёнка с возраста в 2,5 года. И в это время у малыша появляется чёткое понятие себя. Он начинает проявлять свои индивидуальные особенности характера и определяет себя как самостоятельную личность.

С 3-х лет дети начинают отмечать свои отличия от других, и это норма, которая не требует корректировки или запретов.

Так, не следует останавливать ребёнка, если он будет говорить: «Я сильный и могу сам забраться на дерево, а сосед не может». Такое поведение не является проявлением неприязни к другому.

Рассуждая подобным образом, малыш просто определяет себя и свои особенности, что позволяет формироваться его самооценке.

Копирование взрослых

Неприязнь к тем, кто отличается чем-то от толпы или от тебя самого, у ребёнка появляется только от взрослых, которые его окружают.

Сформироваться нетерпимость можно только до 7 лет, пока дети полностью принимают мнение взрослого.

В дальнейшем она может развиваться до огромных масштабов под влиянием социальных условий и личных особенностей, но изначально зачаток поведения получен в дошкольном возрасте.

Слыша, как родители с целью повышения самооценки негативно обсуждают кого-то, отличающегося, по их мнению, от нормы (не важно, будет это толстый человек, или социально не благополучный, или инвалид), ставя себя как образец и противоположность ему, ребёнок невольно запоминает модель поведения.

В результате у него укореняется стойкое понимание того, что именно так и необходимо вести себя. Взрослого умения, маскировать неприятие непохожих и самоутверждение за счёт этого, у детей нет, и потому осуждение происходит гласно и в форме оскорблений, таких как жирный, трус, очкарик и урод.

Когда ребёнок ходит в детский центр развития, педагоги ведут плановую работу по обучению терпимости.

Основные проявления

Заметить, что ребёнок страдает нетерпимостью, можно по его словам в адрес того или другого. Предпринять меры необходимо, если в поведении ребенка замечены такие черты:

  • оскорбительно называет тех, кто успешнее его;
  • обращение к тем, у кого есть какие-то особенности, именно по ним – очкарик, толстый, рыжий и т.д.;
  • насмешливое поведение по отношению к более слабым или пренебрежительные, унизительные высказывания о них;
  • разделение окружающих детей по национальному признаку.

Нетерпимость крайне негативно сказывается на формировании как личности ребёнка, который страдает от того, что его не принимают, так и того, который отличается непринятием.

Как научить принимать других

Научить ребёнка терпимости не так и сложно. Для этого в первую очередь надо искоренить нетерпимость в доме, чтобы малыш не слышал, как взрослые, осуждая других, самоутверждаются.

Если за ребёнком уже замечено нетерпимое отношение к другим, то родителям следует:

  • поговорить с ребёнком для того, чтобы он точно объяснил, что так неприятно ему в том, кого он обижает, и кто стал объектом его насмешек;
  • объяснить ребёнку, что и у него есть особенности, над которыми могли бы смеяться другие, и из-за которых можно было бы не принимать его друзьям;
  • вместе с ребёнком проговорить все его особенные черты характера и внешности и после сделать то же относительно того, кого он неприемлем;
  • планомерная работа с ребёнком по формированию понимания того, что нельзя по-настоящему быть лидером, обижая тех, кто слабее или как-то отличается от тебя. Что истинный лидер тот, кто может отличиться в учёбе, спорте и, главное, доброжелательности и умении сплотить коллектив, а не выкинуть из него кого-то.

Если взрослые сами не проявляют терпимости, научить ей ребёнка будет невозможно.

« Вернуться к списку Полезные материалы

Источник: http://dcKljaksa.ru/articles/view/106/

Как научить ребенка терпимости?

Мы с вами очень разные: и внутренне, и внешне. Взрослея, дети видят существенные отличия друг от друга, иногда награждая друг друга кличками. Это становится поводом для обиды и слез, ухудшения их отношений. Как научить ребенка терпимости? Как помочь, если по отношению к нему проявляют нетерпимость?

Дети искусно обзывают друг друга, давя на больные места. Родители, видя это, сильно переживают.

Все дети проходят этап нетерпимости, но многие при этом учатся смотреть на других доброжелательнее или сдерживать недоброжелательность.

Другие дети всю оставшуюся жизнь не могут спокойно относиться к тому, что кто-то отличается от них. Для того чтобы ребенок стал добродушным, нужно понять мотивы его поведения.

  1. В трехлетнем возрасте наступает «кризис самостоятельности» и ребенок начинает познавать себя как личность, осознавать свои особенности, и начинает понимать, что другие отличаются от него. Это необходимая ступень осознания себя.
  2. Малыш у нас, взрослых, учится неприязни. Мы показываем плохой пример детям, проявляя нетерпимость, отделяя себя от других, повышая так свою самооценку.

Основные грани нетерпимости таковы:

  • Национальность.
  • Возраст и пол: «девчонка», «плакса», «малыш».
  • Успешность и ум: «тихоня», «тупица», «неудачник».
  • Особенности во внешности: «рыжий», «толстый», «неряха», «тощий».

Те дети, которых обзывают, становятся нерешительными, нелюдимыми, и, от того, как реагируют родители на подобное, будет зависеть, как ребенок будет относиться к особенностям других в будущем.

Нетерпимость у дошкольников проявляется в форме придумывания прозвищ и дразнилок.

Процесс придумывания прозвищ начинается в возрасте трех лет, а наиболее явным становиться около пяти лет, достигая пика в школьном возрасте. Цели, которых хотят достичь дети, дразня друг друга:

  • Чтобы поиграть (один – дразниться, другой – бегает за ним).
  • Чтобы развеселить окружающих и стать центром внимания.
  • Чтобы проверить на «прочность».
  • Чтобы самоутвердиться.
  • Чтобы привлечь внимание взрослых.
  • Чтобы выплеснуть отрицательную энергию.
  • Из-за зависти.
  • Для самозащиты.

Выходит, что дразнилки детей являются средством для решения своих внутренних проблем. И если найти эти проблемы, можно помочь решить их не за счет других, а иначе.

Между тем, средство для искоренения зависти среди школьников — введение обязательной школьной формы. Для родителей пошив школьной формы обойдется не дороже покупки ребенку обычной деловой одежды, а сама форма не только дисциплинирует, но и не позволяет имущественному статусу влиять на обучение и общение со сверстниками.

Источник: http://www.antibiotic.ru/blog/home/kak-nauchit-rebenka-terpimosti.html

Мультфильмы, которые научат ребенка толерантности

Очень важно научить ребенка с самого детства не осуждать других и не бояться «особых» детей, уметь сочувствовать, быть толерантными. Поговорить с малышом помогут добрые мультфильмы, в которых заложена глубокая идея.

Эти короткометражные анимационные фильмы стоит посмотреть каждому человеку, независимо от его возраста, национальности и жизненной позиции. Содержание каждого мультика нужно осознать и просто сделать для себя выводы.

Подарок, 2015

Трогательная история о дружбе, объединенной общей болью. За 4 минуты вы измените свое отношение не только к своей жизни, но и научитесь понимать чужую, особую историю. Короткометражка «Подарок» (The Present) собрала около 50 наград и была показана на более чем 180 фестивалях, после чего ее создатель, немецкий мультипликатор Якоб Фрей, выложил фильм в открытый доступ.

Маленькая кастрюлька Анатоля, 2014

Главный герой мультфильма — Анатоль уже не помнит, откуда взялась маленькая кастрюлька, которую он всюду таскает за собой на веревочке. Она ощутимо мешает ему, застревая то тут, то там, затрудняя его передвижения.

В один прекрасный день Анатолю это надоедает, и он решает спрятаться от нее и от всех, чтобы ничего не видеть и самому быть невидимым. Однако, и, возможно, это к лучшему, сделать это не так просто. Короткометражка через детские образы объясняет, что быть особенным — это нормально.

Аккуратная история, 2014

Российский фонд «Дети БЕЛА» («Дети БЭЛА») ко дню редких заболеваний выпустил короткометражку о мальчике Никите (Никита), который готовится идти в школу, но из-за своей хрупкой кожи сталкивается с рядом проблем.

Авторы хотели, чтобы эта история, представленная в такой доступной для детей форме, придала «особым» детям уверенности в себе, и помогла обществу понять их проблемы и помочь в адаптации.

Струны, 2014

Красивая история о равенстве, солидарности, дружбе и детской мудрости, которой стоит поучиться даже взрослым. Мультфильм «Струны» («Cuerdas») был награжден премией Гойя за лучший короткометражный анимационный фильм. Его создатель, Педро Солис, хотел обратить внимание на важность инклюзивного образования.

Про Диму, 2016

Мультфильм «Про Диму» рассказывает о встрече девочки Миры и мальчика, не похожего на ее друзей. Дима плохо ходит и почти не говорит, но любопытство Миры и добрые советы ее мамы становятся началом настоящей дружбы.

Описывая идею мультфильма, автор проекта отметила: в интернете есть множество ресурсов, которые рассказывают отдельно о ДЦП, о синдроме Дауна, об аутизме и т.д.

Но дети не различают диагнозы, они нуждаются в простом объяснении, донесенном простым языком.

Тамара, 2013

Этот трогательный короткометражный мультфильм расскажет о девочке Тамаре, которая мечтает стать танцовщицей. Она танцует под звуки музыкальной шкатулки, не замечая ничего вокруг. Но почему так расстраивается мама, когда видит это? Оказывается, Тамара не слышит музыку — она глухая.

В комментариях под мультиком чаще всего пишут: «Я держусь, я не плачу!» Не плачьте и вы, ведь детские мечты должны сбываться!

Секрет Маэла

Авторы этого мультфильма хотели объяснить не только детям, но и взрослым тему отношения к людям с синдромом Ангельмана. Чтобы оценить тонкость этого фильма, его стоит посмотреть несколько раз.

Мой братик с Луны, 2007

Читайте также:  Нужны ли деньги ребенку: финансовая грамотность детей

Этот замечательный анимационный фильм создал Фредерик Филибер, отец аутичного мальчика.

Автор поделился своими переживаниями и идеей:

«Когда мы поняли, что у нашего сына проблемы, педиатр направил нас в центр психического здоровья, в котором мы, родители, начали проходить сеансы психоанализа.

Мы стали искать другие решения по уходу за больными детьми в больницах и домах, и параллельно мы решили создать фильм. Это был способ рассказать небольшую историю, чтобы говорить о проблеме аутизма в понятной форме.

Этот фильм могут смотреть все: родители, специалисты, те, для кого аутизмом не значит ничего, и те, кто в жизни столкнулся с этим.»

Источник: empatia

Источник: https://gcshelp.org/ru/novosti/kultura-i-iskusstvo/muljtfiljmi__kotorie_nauchat_rebenka_tolerantnosti.html

Как научить ребенка толерантности: 5 мировых короткометражек с глубоким смыслом — Статьи на Pandaland

Дети бывают жестоки по отношению к другим, особенно, если рядом с ними кто-то особенный. И не обязательно речь идет о детях аутистах или инвалидах: обидно и грубо дразнят детей, которые носят очки, обижают полных или с необычной внешностью: будь то рыжие волосы или другой цвет кожи.

Задача родителей – научить своего ребенка относиться ко всем детям с уважением и дружелюбием, а ведь это довольно непросто из-за детской непосредственности и легкомыслия.

Предлагаем вашему вниманию 5 всемирно известных короткометражных мультфильмов, которые на доступном языке объяснят вашим детям, что такое толерантность.

Подарок

Этот короткометражный мультфильм быстро набрал популярность в сети. Сначала мы видим обычного мальчишку, который поглощен игрой в гаджеты, как и многие современные дети. И даже когда мама приносит ему в подарок щенка, ребенок ведет себя довольно грубо и эгоистично – отталкивает кроху и снова погружается в игру.

Он раздражен, что щенок оказался трехлапым, и не умеет многое из того, что делают другие маленькие сородичи. Однако постепенно щенок все же покоряет мальчишку – своей жизнерадостностью и дружелюбием.

В конце мультфильма мы узнаем, что у этого ребенка тоже есть своя особенность, с которой ему было сложно смириться, пока в его жизни не появился пушистый друг.

Аккуратная история

Этот российский короткометражный мультфильм будет интересно посмотреть деткам всех возрастов. Главный герой – мальчик Никита, который в этом году собирается пойти в школу. Но он боится, что не понравится другим детям из-за того, что у него редкое заболевание кожи, и ему всегда нужно быть предельно осторожным.

Родители рассказывают ему о том, что не стоит стесняться своих особенностей, причем рассказывают все на понятных детских примерах. К тому же сюжет рассказан в такой легкой форме, что похож на самый обычный мультик.

Такой просмотр научит детей быть терпеливыми к другим, а если у малыша есть свои особенности, то мультфильм поможет ему стать более уверенным в себе.

Тамара

Прекрасный мультфильм о том, что дети живут мечтой, и благодаря этому могут бороться с разными сложностями на своем пути. Мы видим юную танцовщицу, которая с вдохновением выписывает па под мелодию из музыкальной шкатулки.

Девочка грациозна и нежна, и действительно верится, что она может стать балериной, как и мечтает.

Но почему, когда в комнату заходит мама, и видит танцующую малышку, у нее появляются слезы на глазах? Оказывается, малышка не может слышать, и лишь представляет, какие звуки льются из любимой шкатулки…

Про Диму

В этой короткометражке затронута очень важная тема: как научить детей не обижать, а дружить с особыми детьми.

Девочка Мира очень любознательна и открыта, поэтому она решает спросить у мамы, почему их соседский мальчик Дима не такой как все.

Мудрая мама рассказывает, почему мальчик особенный, и дает совет о том, что дружить с таким ребенком можно и даже нужно. Откровенный и очень добрый мультфильм.

Маленькая кастрюлька Анатоля

Эта короткометражка скорее для взрослых, потому что в ней довольно напряженная музыка, которая может смутить ребенка. Но родителям его смотреть обязательно — здесь рассказан удивительно простой способ рассказать ребенку об особенных детях.

Главный герой Анатоль живет непростой жизнью – к его руке привязана кастрюлька, которую нельзя убрать. Она гремит и волочится по полу, когда он идет, она мешает ему кататься вместе с другими детьми на горках, и многие, глядя на него, лишь раздраженно цокают.

Но однажды рядом появилась добрая и мудрая девочка, которая помогает ему полюбить себя и научиться жить вместе с этой кастрюлькой.

Источник: https://pandaland.kz/articles/nashi-deti/vospitanie/kak-nauchit-rebenka-tolerantnosti-5-mirovyh-korotkometrazhek-s-glubokim-smyslom

Толерантность у детей — как это?

К сожалению, современные дети все чаще проявляют негативные черты, такие как агрессия, недоброжелательное отношение к другим, злоба. На это есть множество причин.

Эти качества дети перенимают от взрослого населения. Сегодня распространена нетерпимость, средства массовой информации пропагандируют культурный эгоизм. Семьи детей также часто проявляют подобные качества.

Поэтому как никогда актуален вопрос поиска методик воздействия на детей в пределах детского сада с целью воспитания в них толерантности. Нужно научить детей уважать свободы и права людей, даже если они не похожи на тебя.

Толерантный ребенок — условия и средства развития толерантности

Сегодня становится очевидным, что эти перемены в личности невозможно осуществить, если сам человек не будет стремиться к самоопределению, к формированию самого себя и к самопознанию.

Культуры и традиции

Считается, что для развития толерантного отношения детей дошкольного возраста нужно знакомить с различными культурами и глубоко изучать их традиции. Но погружение в чужую культуру не имеет большого смысла (тем более, что невозможно узнать все обо всех культурах).

Достаточно только понимать, что все культуры отличаются друг от друга, и важно воспринимать других людей равными в правах с тобой лично. Главное, что должен сделать педагог, это не расширить знания детей о других культурах, а научить детей правильно к ним относиться.

Встречи с иными культурами

Одним из мощный средств развития терпимости является организация встреч с представителями разных культур. Нужно организовать встречи так, чтобы детям было интересно, и они получили максимальное удовольствие.

Только в том случае толерантное поведение будет свойственно воспитанникам детского сада, если учреждение будет открыто для внешней культурной среды, если будет поддерживаться общение с иными культурами.

Практические ситуации

Мы считаем, что наиболее эффективным будет организация практических ситуаций, когда дети непосредственно взаимодействуют с представителями разных культур. Для этого можно устраивать туристско-краеведческие экспедиции.

Необходимо добиться того, чтобы дошкольник не просто знакомился с другими культурами, но и попытался осознать проблему собственного их восприятия. Педагог должен дать толчок для рождения сомнений в адекватности его понимания.

Этот шаг имеет большое значение. Он побуждает ребенка впервые поразмышлять о собственном отношении к другим культурам, определить стереотипы, которые до сих пор на него влияли. Это помогает ребенку осознать причину возникшего непонимания – это другая логика мышления.

Во время развития толерантного отношения дети начинают сомневаться в адекватности своего отношения. Этот шаг имеет большое значение. Он побуждает ребенка впервые поразмышлять о собственном отношении к другим культурам, определить стереотипы, которые до сих пор на него влияли.

Это помогает ребенку осознать причину возникшего непонимания – это другая логика мышления.

Исследования в области толерантности у детей

Большое значение для методики преподавания толерантного поведения имеют труды М.И. Богомоловой. Она предполагала, что планируя процесс воспитания толерантности у дошкольников, важно решить следующие задачи: нужно определить существующий объем знаний, распределить его на возрастные группы, выбрать наиболее эффективные средства, которые позволят организовать воспитательную работу.

Исследования, которые были проведены, показывают, что знания нужно передавать детям шести лет в следующей очередности: информация о собственном народе, информация о соседних народностях, расширение знаний об окружающих народах в семь лет.

Согласно М.И. Богомоловой, выбирая соседние республики и национальности, педагог должен учитывать следующие особенности: может ли ребенок иногда общаться с представителями этой народности?

Насколько схожи бытовые условия и труд, а также особенности национальной культуры выбранного народа. Очень важно знакомить детей с бытовой жизнью народа, его традициями, искусством и т.п.

Предпосылки толерантности

Когда дошкольники осознают проблематичность собственного понимания других людей, то это создает предпосылки для следующих шагов воспитателя – подготовке совместного обсуждения иной точки зрения. Очень важно, чтобы дети сосредоточились на поиске общих точек соприкосновения разных мнений, а не на их отличиях.

Важно, чтобы дети могли находить положительные аспекты в чужой точке зрения, а не отрицательные. Необходимо, чтобы понимание другого человека и его оправдание было более важным для ребенка, чем оценка и осуждение.

Далее воспитатель работает над тем, чтобы помочь детям осмыслить свое поведение во время межкультурного диалога, собственные чувства, свою точку зрения, и мог выразить это в своей речи.

Помимо основной практики, которая позволяет пошагово развернуть межкультурный диалог и переместить его в сферу внутренних рассуждений детей, воспитатель организует и вспомогательную. Перед ним стоит задачу научить ребенка навыкам групповых коммуникаций, способности мыслить критически, знать культурные особенности, права человека, особенности национальных отношений.

Содержание развития толерантности у детей

Содержание процесса воспитания толерантного отношения к другим людям должно быть таким, чтобы дети получали знания о других национальностях и народах, умели искренне сочувствовать этим людям, сопереживать им, испытывали по отношению к ним положительные эмоции, которые бы выражали в свое речи и поведении при общении со сверстниками.

Важно, чтобы дошкольники хорошо относились к людям, независимо от их национальности, пола или возраста. Нужно воспитывать в дошкольниках способность позитивно действовать как в практическом взаимодействии, так и при вербальном общении (например при решении проблемных ситуаций).

Также лексика ребенка должна быть наполнена положительными словами по отношению к другим людям.

Особенности развития толерантного отношения проявляются в особых принципах воспитания. Они должны помочь создать наилучшие условия для развития у дошкольников хорошего отношения к окружающему миру. Нужно искать методы сотрудничества и диалога с другими людьми. Толерантный ребенок должен понимать, что он несет ответственность за собственное поведение.

Уровни развития толерантности

Формирование толерантности проходит в несколько стадий. Существует три условных уровня развития толерантности:

  1. Когнитивный уровень. Толерантный ребенок знает и понимает базовые принципы и правила общения с другими людьми. Он понимает, в чем заключается толерантное отношение.
  2.  Эмоциональный уровень. Толерантный ребенок осознает то, что окружающий его мир разнообразен, и это хорошо. Он признает право других людей отличаться от него.
  3. Поведенческий уровень. Толерантный ребенок все время проявляет толерантность в самых разных ситуациях. Он уважает личности других людей, осознает их права. Критически относится к самому себе, оценивает свое поведение и старается его контролировать.

Мы считаем, что формирование толерантной позиции в человеке – это развитие свободной гуманной личности. Процесс подобного воспитания должен осуществляться с применением гуманистического ориентированного на личность подхода.

Итак, в дошкольном возрасте уже есть возможность и даже необходимость развивать толерантное отношение у детей к отличающимся от них людям. Для этого важно работать на совершенствованием содержания воспитательного процесса. Нужно целенаправленно направлять его на толерантное воспитание.

Нужно изучить особенности толерантности и способы ее проявления. Толерантный человек должен уметь эффективно и мирно решать конфликтные ситуации, уметь их избегать. Он должен быть способен действовать в условиях постоянно меняющегося мира, вырабатывать свои стратегии поведения.

Поэтому дошкольный возраст – это период, когда детей обучают мыслить самостоятельно, искать способы проявлять добро к людям, делать нравственный выбор и нести за свое поведение ответственность перед собой и другими людьми.

Развивая толерантность, нужно воспитывать у детей терпимое отношение к другому образу жизни, точке зрения, к другому поведению и ценностям. Для этого нужно использовать разные средства и приемы.

Источник: https://podrastu.ru/deyatelnost/tolerantnyi-rebenok.html

Ссылка на основную публикацию