Возникновение воспитания как общественного явления

Воспитание как общественное явление

Педагогика – наука о воспитании и образовании человека на разных ступенях его возрастного развития. Ребенок рождается наделенным биологической наследственной программой развития.

Однако наследственная программа, биологические факторы недостаточны для того, чтобы подготовить ребенка к жизни в обществе.

По наследству не передаются морально-этические нормы, трудовые навыки, традиции и т.д.

Воспитание и образованиеединственный путь подготовки ребенка к жизни в обществе, среди сверстников и взрослых, такой жизни и деятельности, которая приносила бы радость, удовлетворение, пользу, как ребенку, так и его родителям и обществу.

Воспитание как общественное явление — сложный и противоречивый социально-исторический процесс вхождения, включения подрастающих поколений в жизнь общества; в быт, общественно-производственную деятельность, творчество, духовность; становление их людьми, развитыми личностями и индивидуальностями, важнейшим элементом производительных сил общества, созидателями собственного счастья. Оно обеспечивает общественный прогресс и преемственность поколений.

Воспитание как общественное явление характеризуется следующими основными чертами, выражающими его сущность:

а) Воспитание возникло из практической потребности приспособления, приобщения подрастающих поколений к условиям общественной жизни и производства, замены ими стареющих и выбывающих из жизни поколений. В результате дети, становясь взрослыми,  обеспечивают  собственную  жизнь  и  жизнь утрачивающих способность к труду старших поколений.

б) Воспитание — категория вечная, необходимая и общая, порожденная потребностью сохранить жизнь детей, обеспечить их развитие, установить преемственность между поколениями.

Категория воспитания вечная — оно появляется   вместе  с  возникновением   человеческого  общества   и существует пока  живет само общество.

  Оно необходимо потому, что является одним из важнейших средств обеспечения существования и преемственности общества, подготовки его производительных сил и развития человека.

Категория воспитания общая — в ней отражаются закономерные взаимозависимости и взаимосвязи этого явления с другими общественными явлениями. Воспитание включает в себя как часть обучение и образование человека.

в) Воспитание на каждом этапе общественно-исторического развития   по   своему   назначению,   содержанию и формам носит конкретно-исторический характер.

Содержание и характер воспитания в разные исторические времена не остаются неизменными.

Изменения происходят под влиянием экономических условий жизни общества, способов производства материальных благ, а также политики, культуры, религии. Следовательно, воспитание — явление историческое.

г) Воспитание обусловлено характером и организацией жизни общества  и потому отражает общественные противоречия   своего   времени.

  В   классовом обществе коренные тенденции воспитания детей различных классов, слоев, групп порой противоположны.

Господствующие классы используют воспитание для укрепления своей власти, своего положения в обществе. Таким образом, можно говорить о классовом характере воспитания.

д) Воспитание подрастающих поколений осуществляется за  счет освоения ими основных элементов социального опыта, в процессе и результате  вовлечения  их старшим  поколением  в общественные отношения, систему общения и общественно-необходимую деятельность.  В самой общей форме эти взаимоотношения направлены на обеспечение жизни, здоровья и питания детей, определение их места в обществе и состояния их духа.

На основе осознания взрослыми основных черт воспитания как общественного явления в обществе возникает стремление к сознательному и целенаправленному использованию законов воспитания в интересах детей и общества. Старшие поколения сознательно обращаются к обобщению опыта воспитательных отношений, к изучению проявляющихся в нем тенденций, связей, законов, к использованию их в целях формирования личности.

На этой основе и возникает педагогика, наука о законах воспитания и их использовании в целях сознательного и целенаправленного руководства жизнью и деятельностью детей.

Итак, общественное явление — воспитаниенеобходимо как способ обеспечения жизни общества и индивида; оно осуществляется в конкретно-исторических условиях в результате определенным образом сложившихся общественных отношений и образа жизни общества; основным критерием его осуществления, реализации является степень соответствия свойств и качеств личности требованиям жизни.

Источник: https://students-library.com/library/read/53720-vospitanie-kak-obsestvennoe-avlenie

Воспитание как общественное явление и педагогический процесс

Из всех творений самое прекрасное — получивший прекрасное воспитание человек

Эпиктет

Воспитание как общественное явление — сложный и противоречивый социально-исторический процесс вхождения, включения подрастающих поколений в жизнь общества; в быт, общественно-производственную деятельность, творчество, духовность; становление их людьми, развитыми личностями и индивидуальностями, важнейшим элементом производительных сил общества, созидателями собственного счастья. Оно обеспечивает общественный про­гресс и преемственность поколений.

Воспитание как общественное явление характеризуется следу­ющими основными чертами, выражающими его сущность:

а)Воспитание возникло из практической потребности приспособления, приобщения подрастающих поколений к условиям общественной жизни и производства, замены ими стареющих и выбывающих из жизни поколений. В результате дети, становясь взрослыми, обеспечивают собственную жизнь и жизнь утрачивающих способность к труду старших поколений.

б)Воспитание — категория вечная, необходимая и общая. Оно появляется вместе с возникновением человеческого общества и существует пока живет само общество.

Оно необходимо потому, что является одним из важнейших средств обеспечения существования и преемственности общества, подготовки его производительных сил и развития человека. Категория воспитания общая.

В ней отражаются закономерные взаимозависимости и взаимосвязи этого явления с другими общественными явлениями. Воспитание включает в себя как часть обучение и образование человека.

в)Воспитание на каждом этапе общественно-исторического развития по своему назначению, содержанию и формам носит конкретно-исторический характер. Оно обусловлено характером и организацией жизни общества и потому отражает общественные противоречия своего времени. В классовом обществе коренные тенденции воспитания детей различных классов, слоев, групп порой противоположны.

г)Воспитание подрастающих поколений осуществляется за счет освоения ими основных элементов социального опыта, в процессе и результате вовлечения их старшим поколением в общественные отношения, систему общения и общественно-необходимую деятельность.

Общественные отношения и взаимоотношения, воздействия и взаимодействия, в которые вступают между собой взрослые и дети, всегда являются воспитательными или воспитывающими, независимо от степени их осознания, как взрослыми, так и детьми.

В самой общей форме эти взаимоотношения направлены на обеспечение жизни, здоровья и питания детей, определение их места в обществе и состояния их духа.

По мере того, как взрослые осознают свои воспитательные взаимоотношения с детьми и ставят перед собой определенные цели формирования у детей тех или иных качеств, их отношения становятся все более педагогическими, сознательно целенаправленными.

Воспитание как общественное явление, педагогический процесс, педагогическая система и педагогическая деятельность

Педагогическая категория «воспитание» рассматривается нами в нескольких аспектах: как общественное явление, как педагогический процесс, как педагогическая система и как педагогическая деятельность.

Воспитание как общественное явление предполагает взаимодействие общества и человека, направленное на передачу социального опыта старшим поколением младшему поколению как основы развития и саморазвития личности человека.

Характеристиками воспитания в данном контексте являются социальный характер (отражение особенностей общественного развития человечества в целом); исторический характер (отражение тенденции и особенностей макросоциума в различные эпохи его общественно-исторического развития); конкретно-исторический характер воспитания (отражение специфики развития мезосоциума и микросоциума на конкретном историческом этапе развития).

Функции воспитания заключаются в стимуляции развития сущностных сил личности, создании воспитывающей среды, организации взаимодействия и взаимоотношений субъектов воспитания. Иными словами их принято называть развивающая, воспитывающая, обучающая и корректирующая функции воспитания.

Воспитание как педагогический процесс представляет собой совокупность сознательно управляемых и последовательно развертывающихся во времени педагогических взаимодействий воспитателей и воспитанников, направленную на развитие и саморазвитие личности ребенка.

Под воспитательным взаимодействием понимается преднамеренный контакт воспитателя и воспитанника, следствием которого являются взаимные изменения в их поведении, деятельности и отношениях.

Воспитание, как любой социально-педагогический процесс, характеризуется определенными закономерностями (целенаправленностью, целостностью, последовательностью, детерминированностью, непрерывностью, дискретностью, открытостью, системностью, управляемостью) и наличием этапов (целеполагание, планирование, целереализация, анализ и оценка результатов воспитания). 

Воспитание как педагогическая система представляет собой совокупность компонентов, обеспечивающую единство и целостность изучаемого общественного явления.

Компонентами воспитательной системы являются: цель, субъекты воспитания (воспитатель и воспитанник), взаимодействия и взаимоотношения между ними, деятельность и общение как основные сферы взаимодействия, содержание, способы и формы воспитательного взаимодействия.

Система воспитания представляет собой не просто набор компонентов изучаемого явления, объекта или процесса, а структуру (лат. «расположение, порядок»), т.е.

строгую упорядоченность и взаимосвязь элементов между собой, отражающую целостность воспитательного процесса.

Структура воспитания отражает наиболее устойчивые повторяющиеся причинно-следственные взаимосвязи компонентов системы, которые иными словами называются закономерностями воспитания.

Закономерности, в свою очередь, конкретизируются в принципах воспитания, т.е. в основных положениях, требованиях или правилах воспитательного процесса.

Ведущими закономерностями и, соответственно, принципами воспитательного процесса являются:

  • взаимосвязь между целями, содержанием и формами воспитания (целенаправленность воспитания);
  • закономерная связь между образованием, развитием, воспитанием и обучением (целостный характер воспитания);
  • взаимосвязь между воспитанием и деятельностью (деятельностный характер воспитания);
  • взаимосвязь между воспитанием и общением (гуманно-коммуникативный характер воспитания);
  • взаимосвязь между воспитанием и природной заданностью ребенка (природосообразный характер воспитания);
  • взаимосвязь между воспитанием ребенка и уровнем культурного развития этноса или региона (культуросообразный характер воспитания).

Воспитание как педагогическая деятельность.                                                

Один из вариантов конкретизации видов деятельности воспитателя в педагогических умениях также представлен на Карте готовности студента к воспитательной деятельности

Структура социально-педагогических категорий. Воспитание тесно взаимосвязано с такими социально-педагогическими категориями, как социализация, адаптация, индивидуализация, интеграция, образование, обучение и развитие ребенка.

Путь психолого-биологического становления человека как социального субъекта принято называть социализацией. Под социализацией (лат.

«общественный») понимается процесс присвоения и воспроизводства человеком социального опыта, культурных ценностей и социальных ролей общества. Приспособление человека к нормам и ценностям общества принято называть адаптацией (лат. «приспособление»).

Читайте также:  Спешите делать добро: как воспитать доброго ребёнка

Ей присуще преобладание элементов стихийности в процессе освоения человеком социального опыта и культурных ценностей социума (социализации).

Факторами — внешними, действующими условиями социализации являются: мегасреда (Космос, планета, мир), макросреда (страна, этнос, общество, государство), мезосреда (географические и климатические условия региона, этно-национальные особенности, языковая среда, средства массовой информации, субкультура и т.д.); микросреда (семья, школа, класс, друзья, соседство и т.д.).

В процессе социального становления человека значительную роль играет интеграция — вхождение личности в социальную среду, систему социальных ценностей и нахождение своей ниши в системе отношений общества.

Признание личности как абсолютной ценности в системе общечеловеческих ценностей позволяет рассматривать интеграцию человека в общество не столько самоцелью, сколько условием индивидуализации человека, т.е.

максимальной персонализации, стремления к автономии, независимости, формированию собственной позиции, системы ценностей, неповторимой индивидуальности.

Данная триада этапов социализации (адаптация – интеграция – индивидуализация) будет односторонней и неэффективной без рассмотрения специально регулируемых, управляемых и организованных процессов образования, воспитания и обучения (рис.4). Анализу педагогических категорий («ускорителей» социализации и развития личности ребенка) посвящается следующий раздел лекционного материала.

Характеристики воспитания

Обобщая вышеизложенное, важно подчеркнуть необходимость овладения основами системно-структурного анализа, который предполагает выявление компонентов воспитательной системы и определение структурных взаимосвязей, обеспечивающих его целостность, тождественность и сохранение основных свойств воспитания при различных внешних и внутренних изменениях.

Воспитание как педагогическая деятельность представляет собой особый вид социальной деятельности воспитателя в процессе взаимодействия с воспитанниками, направленный на организацию воспитательной среды и управление разнообразными видами деятельности воспитанников с целью развития и саморазвития личности. Успех воспитания во многом зависит от степени овладения педагогами такими видами воспитательной деятельности, как диагностическая, конструктивная, организаторская, коммуникативная, мотивационно-стимулирующая, оценочно-рефлексивная и т.д. 

Методология воспитания

Обобщая все вышеизложенное, еще раз подчеркнем вывод о том, что воспитание является ведущим фактором социализации и развития личности ребенка. Ключевым смыслом воспитания является создание условий для развития природной заданности ребенка, его уникальности и личностного самоосуществления.

Оригинал работы:

Воспитание как общественное явление и педагогический процесс

Источник: http://www.informio.ru/publications/id3543/Vospitanie-kak-obshestvennoe-javlenie-i-pedagogicheskii-process

Лихачев Б.Т. Педагогика. Курс лекций (2001). Лекции по Педагогике одной из основных дисциплин, изучаемых в педагогических учебных заведениях

Воспитание как общественное явление — сложный и противоречивый социально-исторический процесс вхождения, включения подрастающих поколений в жизнь общества, в быт, в общественно-производственную деятельность, в творчество, в духовность; становление их людьми, развитыми личностями и индивидуальностями, важнейшим элементом производительных сил общества, созидателями собственного счастья. Оно обеспечивает общественный прогресс и преемственность поколений. Воспитание как общественное явление характеризуется следующими основными чертами, выражающими его сущность:1. Воспитание возникло из практической потребности приспособления, приобщения подрастающих поколений к условиям общественной жизни и производства, замены ими стареющих и выбывающих из жизни поколений. В результате дети, становясь взрослыми, обеспечивают собственную жизнь и жизнь утрачивающих способность к труду старших поколений.2. Воспитание категория вечная, необходимая и общая. Оно появляется вместе с возникновением человеческого общества и существует, пока живет само общество. Оно необходимо потому, что является одним из важнейших средств обеспечения существования и преемственности общества, подготовки его производительных сил и развития человека. Категория воспитания общая. В ней отражаются закономерные взаимозависимости и взаимосвязи этого явления с другими общественными явлениями. Воспитание включает в себя как часть обучение и образование человека.3. Воспитание на каждом этапе общественно-исторического развития по своему назначению, содержанию и формам носит конкретно-исторический характер. Оно обусловлено характером и организацией жизни общества и потому отражает общественные противоречия своего времени. В классовом обществе коренные тенденции воспитания детей различных классов, слоев, групп порой противоположны.

4. Воспитание подрастающих поколений осуществляется за счет освоения ими основных элементов социального опыта, в процессе и в результате вовлечения их старшим поколением в общественные отношения, в систему общения и в общественно необходимую деятельность. Общественные отношения и взаимоотношения, воздействия и взаимодействия, в которые вступают между собой взрослые и дети, всегда являются воспитательными или воспитывающими, независимо от степени их осознания как взрослыми, так и детьми. В самой общей форме эти взаимоотношения направлены на обеспечение жизни, здоровья и питания детей, определение их места в обществе и состояния их духа. По мере того как взрослые осознают свои воспитательные взаимоотношения с детьми и ставят перед собой определенные цели формирования у детей тех или иных качеств, их отношения становятся все более педагогическими, сознательно целенаправленными.

На основе осознания взрослыми основных черт воспитания как общественного явления в обществе возникает стремление к сознательному и целенаправленному использованию законов воспитания в интересах детей и общества.

Старшие поколения сознательно об-, ращаются к обобщению опыта воспитательных отношений, к изучению проявляющихся в нем тенденций, связей, законов, к использованию их в целях формирования личности. На этой основе и возникает педагогика -— наука о законах воспитания и их использовании в целях сознательного и целенаправленного руководства жизнью и деятельностью детей.

Итак, общественное явление — воспитание — необходимо как способ обеспечения жизни общества и индивида; оно осуществляется в конкретно-исторических условиях в результате определенным образом сложившихся общественных отношений и образа жизни общества; основным критерием его осуществления, реализации является степень соответствия свойств и качеств личности требованиям жизни.

Воспитание и производительные силы. Воспитание функционирует в системе других общественных явлений. Необхздимость подготовки производительных сил общества есть коренная общественная потребность, основа возникновения, существования и развития воспитания как общественного явления. Поэтому и оснозой содержания воспитания как общественного явления всегда было освоение производственного опыта и навыков к труду. Научная педагогика устанавливает связь воспитания, обучения с производительным трудом и политехническим образованием, обеспечивающими общеобразовательную подготовку производительных сил общества. Таким образом, основная функция воспитания как общественного явления — в обслуживании подготовки производительных сил общества. Развитие всего многообразия общественных функций воспитания зависит от социального наполнения общественных, прежде всего производственных, отношений.

Воспитание и экономический базис. Определенный уровень развития производительных сил приводит к установлению соответствующих отношений собственности и производственных отношений, экономического базиса.

Характер этих отношений обусловливает подготовку производительных сил, характер воспитания: его направленность, содержание, формы, методы.

Для гуманистической, демократической педагогики целью становится сам человек, его всестороннее и гармоничное развитие на основе единства природных дарований и требований развивающейся общественной жизни, в том числе производства. Это предельно расширяет функции и содержание воспитания, делает многообразными его формы и методы.

Взаимосвязь и взаимозависимость между производственными и воспитательными отношениями очень сложны и противоречивы. В истории общества воспитанию отводилась роль всемогущего средства формирования личности, а бывало, что и вовсе сбрасывалось со счетов как средство, не способное сколько-нибудь существенно повлиять на человеческую природу.

В действительности же роль и место воспитания в общественной жизни зависят от состояния самого общества, и прежде всего от отношений собственности и производственных отношений в нем. Характер, содержание, формы и методы воспитания в основных чертах всегда определяются характером производственных отношений.

Воспитание не способно само по себе ко—ренным образом изменить, преобразовать человека и общество. В условиях же гуманного, демократического общества производственные si все другие общественные отношения способствуют духовно-ценностному наполнению и всемерному развитию общественных функций воспитания.

И тогда воспитание, формируя не только производительную силу, но и разносторонне развитого человека, оказывает влияние и на характер производственных отношений, способствует их совершенствованию.

Возникает тесное диалектическое взаимовлияние: отношения собственности, производственные отношения, определяя характер воспитания, расширяют и обогащают его функции, а оно в свою очередь делает производственные и собственнические отношения более совершенными, успевающими изменяться и прогрессировать, вслед за развитием производительных сил.

Воспитание и язык. Трудно назвать два других общественных явления, которые играли бы столь великую роль в жизни общества, имели бы столь много общего и вместе с тем различного, специфического, чем воспитание и язык.

Оба явления обеспечивают исторический процесс и само существование общественной жизни, оба представляют собой вечные категории, возникая и исчезая только вместе с изменением и развитием общества, оставаясь неизменными в своих главных функциях, таких, как быть средством общения между людьми и средством обеспечения социальной преемственности поколений.

Воспитание и язык своими специфическими средствами способствуют осуществлению общения и подготовки подрастающих поколений к жизни.

Именно в этом обнаруживается прежде всего органическая взаимосвязь, единство и переплетение языка и воспитания: язык в значительной мере обеспечивает педагогический процесс, овладение детьми опытом человечества, а воспитание в свою очередь обеспечивает преемственность языка, процесс овладения им и совершенствования человека в его применении. Язык, возникший в совместной деятельности людей по удовлетворению их потребностей, закрепляя в системе звуковых и словарно-грамматических средств результаты работы мышления, обеспечивая общение в процессе и взаимопонимании жизни и производства, одновременно обеспечивает и воспитание.

Воспитание по своему назначению обеспечивает постоянную смену поколений, преемственность между ними путем передачи опыта общественной жизни через организацию деятельности и общения детей. Язык занимает по отношению к воспитанию ведущее место.

Он выступает и в качестве хранителя общественного опыта, различного рода информации, и в качестве главного орудия передачи этой информации от одного поколения к другому. Конкретно-педагогических и методических функций языка несколько.

Читайте также:  Как нарисовать кошку поэтапно карандашом и не только: инструкции для детей с фото, как изобразить мордочку и глаза, аниме и др + схемы и видео

Важнейшими среди них являются:язык как средство педагогического общения;язык как средство педагогического процесса познания и развития;язык как средство педагогического выражения и самовыражения, педагогической организации, воздействия и взаимодействия;язык — поступок и средство изучения детей.

Воспитание и формы общественного сознания.

Сущность и характер их взаимодействия определяют формы общественного сознания, которые являют собой духовную питательную среду воспитания. Подрастающие поколения застают в обществе определенные производственные отношения и надстройку. Индивидуальное сознание детей формируется в рамках существующих форм общественного сознания.

Важнейшая форма общественного сознания — идеология. Идеология представляет собой конкретно-исторически обусловленную совокупность, систему идей, взглядов, теорий, объясняющих картину и явления мира. Она включает в себя философские, нравственные, политические, экономические, правовые, эстетические идеи.

Идеологическое образование предполагает овладение ребенком системой ключевых, ведущих, системообразующих идей о законах развития природы и общества, знание различных идеологических направлений и способность критического отношения к ним.

Идеологическое, целостно-ориентационное воспитание совершается в процессе общественной жизни, предполагает формирование у детей основ мировоззрения, глубоких убеждений, идейно-эмоционального отношения к явлениям действительности.

Политика представляет собой выражение и проведение в жизнь коренных интересов тех или иных социальных слоев, классов, групп, принципы деятельности по организации внутренней жизни общества и международных отношений.

Как часть идеологии, политика использует воспитание в качестве одного из каналов своего утверждения в обществе, в сознании подрастающего поколения. Гражданско-поли-тическое образование предполагает усвоение детьми основных конституционных политических принципов общественного устройства и отношений с другими государствами.

Политическое гражданское воспитание совершается в системе политических отношений, имеет своим результатом осведомленность о политических идеях и событиях, развитую способность глубокого анализа и оценки политических событий, активность в проведении политических принципов в жизнь, их пропаганде и защите.

Мораль или нравственность есть совокупность норм и правил, регулирующих отношения людей в обществе на основе общественного мнения, стимулирующих или тормозящих их поведение и деятельность.

Нравственность, нравы поведения буквально с момента рождения становятся содержанием воспитания. Ребенок застает в обществе определенную систему моральных норм, а воспитание приспосабливает его к ним.

Наряду с простыми, общечеловеческими нормами нравственности существуют классово-направленные моральные принципы.

Моральное образование состоит в усвоении основных норм и правил поведения в данном обществе, их теоретического и практического обоснования.

Нравственное воспитание осуществляется в ходе повседневных нравственных отношений и приводит к формированию у детей привычного нравственного сознания, привычных действий и поведения, к развитию способности нравственного мышления и ответственного выбора. Внешним критерием нравственного поведения является выполнение требований общественного мнения.

Внутренним критерием является совесть — обостренное чувство, вызывающее в человеке, в зависимости от характера его поступка, либо состояние нравственного удовлетворения, либо раскаяния и беспокойства, угрызения совести и нравственных мук.

Право представляет собой совокупность норм и правил отношений между людьми, опирающихся на принудительную силу государства и нравственность. Правовое образование подрастающего поколения предполагает внедрение в сознание детей идей недопустимости пренебрежения нормами нравственности, ведущего человека к нарушению закона.

Нравственное поведение совпадает с требованиями закона, а безнравственное ведет к его нарушению. В ходе правового образования дети знакомятся с основными нормами, нарушение которых карается законом.

Правовое воспитание реализуется в повседневных гражданских отношениях и состоит в формировании у детей высокого и глубокого чувства гражданственности, гордости за свое государство, беспредельного уважения к установленным законам, недопустимости их нарушения.

Наука есть такая форма общественного сознания, в которой отражаются и накапливаются знания о сущности, связях и зависимостях, объективных законах развития природы, общества и мышления. Научные знания являются одним из важнейших компонентов содержания воспитания как общественного явления.

Научное образование подрастающего поколения заключается в постепенном овладении ребенком системой объективно-достоверных, проверенных практикой, системообразующих обобщений, основ знаний и навыков, являющихся реальной и необходимой базой для вступления в общественно-производственную жизнь, получения любого специального образования. Научное воспитание совершается в процессе реального познания и состоит в развитии личности, формировании у детей творческого, аналитического отношения к явлениям природы и общества, умения в любом деле прогнозировать, строить систему доказательств, делать обобщения и моделировать.

Искусство, в отличие от науки, есть форма общественного сознания, отражения реальной деятельности с помощью художественно-образных обобщений, вызывающих в человеке идейно-эмоциональное, эстетическое отношение к явлениям мира.

Произведения искусства носят конкретно-исторический характер и содержат в себе как непреходящие духовно-эстетические ценности, так и идеи, отдающие дань времени. Искусство является важной частью содержания воспитания как общественного явления.

Искусствоведческое образование заключается в систематическом накоплении знаний как о самих произведениях различных искусств, так и об исследованиях по поводу этих произведений.

Художественное воспитание осуществляется в процессе общения с художественными произведениями искусства и в ходе самодеятельного художественного творчества, приводящего к формированию эстетического идеала, развитию художественного вкуса, стремления действовать «по законам красоты». Искусство имеет своей функцией художественное познание мира, формирование эстетического отношения к жизни, творческого начала и общего развития в человеке, а также содействие гражданскому и духовно-нравственному становлению личности.

Религия — форма общественного сознания, в которой отражаются и объясняются явления природы и общества не на основе науки, а на базе религиозного верования. Религия, культовые отправления являются организованным процессом идеологической обработки сознания людей.

Религиозное образование состоит в усвоении человеком истории религии и основных догм религиозного верования. Религиозное воспитание осуществляется в организации эмоционально-иррациональных отношений к предметам культа и верующих между собой.

Оно приводит к формированию, внушению, внедрению слепой веры в существование мистических сил, якобы всеблагих, всемогущих, всесильных, карающих и милующих, к устойчивому эмоционально-психическому состоянию религиозного фанатизма.

Антиобщественное сознание складывается под влиянием пережитков, кризисных явлений в экономике и духовной жизни общества, пропаганды насилия, преступной романтики, секса, распущенности.

Антиобщественное формирование личности есть стихийный процесс накопления ребенком антиобщественных знаний и опыта в случайных отношениях со взрослыми, сверстниками, родителями, нарушающими и оправдывающими нарушения, норм морали и права.

Оно совершается в антиобщественных отношениях и деятельности самих детей, в устойчивых стремлениях к удовлетворению потребностей в обход и в нарушение норм нравственности и права.

1   …   4   5   6   7     9   10   11   …   89

Источник: http://topuch.ru/lekcii-po-pedagogike-odnoj-iz-osnovnih-disciplin-izuchaemih-v/index8.html

Возникновение и развитие воспитания как общественного явления

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ  И НАУКИ

ФГБОУ ВПО «ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  УНИВЕРСИТЕТ»

ИНСТИТУТ ДИСТАНЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ

НАПРАВЛЕНИЕ «Педагогическое Образование»

К О Н Т Р  О Л Ь Н А Я    Р  А Б О Т А

По дисциплине: Общие основы педагогики

На тему: Возникновение и развитие воспитания как общественного явления.

Вопрос №6

Выполнил: Ислаева Алла

Студент 1 курса

  1      семестр

                                                                               2 февраля, 2014

Оглавление

  1. Введение………………………………………………………………3
  2. Возникновение воспитания как общественного явления…….4-9
  3. Воспитание как общественное явления…………………………10-15
  4. Советская педагогика………..…………………………………..15-19
  5. Использованная литература…………………………………….…………………….20

Воспитание — это неотъемлемая часть нашей жизни. С первых минут  жизни и до самой смерти мы учимся и познаем все новое и неведомое. Так же как все живые организмы  на нашей планете, мы не можем без  социума, ведь только находясь в нем мы познаем и учимся.

Маугли попав в стаю волков научился их навыками и поведением, чем это не пример воспитание в  обществе? Стая волков общество? Допустим. Они научили Маугли азам (охотится, защищаться и т.д). Волки осуществляют роль педагога. Это небольшой пример того, что любое живое существо может научится и приспособится ко всему.

  1. Возникновение воспитания как общественного явления

      Важнейшей  стороной и условием прогресса  общества и человечества является  историческая преемственность поколений  с древнейших времен до наших  дней.

В свою очередь развитие  поколений немыслимо без воспитания, этого как социального, так  и педагогического явления. Воспитание  так же древне, как и само  человечество и оно будет существовать  до тех пор, пока есть люди.

В этом смысле воспитание —  вечная категория. Но кто и  когда его «придумал», «изобрел»?  Каким образом оно появилось?

       В истории  педагогики особый интерес представляет  изучение возникновения и развития  воспитания. Это исследование представляет  большую трудность, так как  этот процесс продолжается тысячелетия,  он сокрыт завесой бесконечно  далеких времен и потому непосредственных  его свидетелей нет. Кроме того, в одном, казалось бы, вопросе  в тугой узел скручены, связаны,  по сути, три вопроса:

  1. появление человека на Земле: когда, где, при каких обстоятельствах, какие факты обусловили этот феномен? Ведь без человека не существует и предмета воспитания!
  2. каковы причины и факторы, которые положили начало воспитанию отдельного человека как явлению? И в самом деле: группа, род, племя, община— все они состоят из отдельных людей;
  3. каковы первоистоки, а также генезис воспитания как явления общественной жизни и каковы пути его дальнейшего развития (динамика)?

И, хотя все эти процессы невозможно отделить один от другого, подобное «расчленение» допускается  в науке, чтобы более глубоко  проникнуть в сущность этих явлений. Исследованием этих вопросов занимается целый ряд наук: история и археология, палеонтология и антропология, зоология и генетика, этнография и экономика, философия и социология, диалектология  и история педагогики и другие науки.

       В данной  теме в соответствии с ее  замыслом мы лишь называем  существование проблем и— не  более того. Но и это нам  необходимо для связи при изложении  последующих вопросов, на которых  нам предстоит остановиться подробнее.

       Итак, первая  проблема— происхождение человека. Об этом есть ряд теорий  и версий. Назовем некоторые из  них.

       1. Теологическая  теория, которая гласит, что Бог  создал человека. В частности,  по христианскому вероучению, согласно  Библии, тело первого человека Адама он сотворил из «праха земного», потом он в него вдохнул бессмертную и разумную душу по образу и подобию своему.

Затем из ребра Адама сотворил Еву и поместил их в Раю. За прегрешения изгнал их из Рая, сказав Адаму, что тот в поте лица будет добывать себе хлеб, а Еве— что она в муках будет рожать детей. Так началась земная жизнь Адама и Евы. Потом на Земле появились их дети: первыми — Каин и Авель, затем — Сиф.

Тогда и началось воспитание детей, а род человеческий на Земле приумножается.

       Верующие  христиане и сейчас придерживаются  этого учения. Естественные науки  и философия разрабатывают, конечно,  и другие теории.

       2. Ф.  Энгельс выдвинул в соответствии  с материалистической философской  концепцией развития общества  трудовую теорию происхождения  человека и его воспитания.

Ее  смысл состоит в следующем:  прародич человека разумного  (homo sapiens) — это обезьяна, которая  научилась изготовлять и использовать  орудия труда (сначала примитивные)  для нужд охоты, возведения  жилища, изготовления одежды и  т.д.

 Благодаря труду, прямой  походке, проявлению звуковой  речи от обезьян отделяется  новая ветвь; ее представители  в своем развитии быстро прогрессируют,  используют огонь и далеко  опережают своих прародителей. Из  этой ветви и образуется человек  разумный и прямоходящий. По мысли  Ф.

Читайте также:  Дополнительный стимул образовательного процесса

 Энгельса, труд создал самого  человека, в процессе труда зародилось  и воспитание: изготовление последующим  поколением орудий, умение ими  владеть, даже примитивными, было  возможно только при помощи  взрослых.

       Надо  сказать, что советская педагогика  на протяжении всей своей истории  точку зрения Ф. Энгельса признавала  единственно правильной и научной;  исследователи теории и истории  педагогики считали ее концептуальной  философской основой своих разработок  и изысканий. На этих же позициях  стоит и исследователь белорусской  народной педагогики А.П. Орлова.

       3. Великий  натуралист Ч. Дарвин обосновал  теорию естественного отбора  в развитии растительного и  животного мира. Говоря кратко, ее  смысл таков.

       Весь  растительный и животный мир  на Земле своим развитием от  простейших форм до высших  уровней вплоть до человека  обязан естественному отбору: сильнейший  побеждает слабых в борьбе  за существование; выживают те  особи, которые быстрее других  могут приспособиться к новым,  иногда экстремальным условиям.

Орудиями труда пользуются и  некоторые животные, звери и даже  птицы, между тем они не превращаются  в разумных, как это произошло  с человеком. Современная наука  имеет доказательства того, что  не человек стал двуногим, а  он произошел от двуногого животного.

Резко изменив энергетику благодаря использованию огня, предок homo sapiens круто стал продвигаться в своем развитии как существо разумное. Он начинает создавать выгодные симбиозы с растениями и животными, добывает животную пищу, сражается за территорию обитания, становится агрессивным, предприимчивым, изобретательным.

Благодаря рассудку он утверждает свое господствующее положение среди тех, кто в этом отставал от своих соперников в борьбе за существование и выживание.

       Наконец,  он овладевает звуковой речью  (незвуковой сигнализацией он  уже пользовался и до этого). А это позволяет накапливать  и передавать следующим поколениям  все больший объем знаний (причем  и обобщенных) о мире, передавать  более сложный практический опыт. Здесь зарождается и воспитание  отдельного человека как социальное  явление.

       По Дарвину  естественный отбор, а не орудия  труда стали первоосновой формирования  «человека разумного»; эти орудия  были уже у его предшественника—  «человека умелого», т.е. за десятки  тысяч лет до «homo sapiens».

 Иначе  говоря, в сложной среде обитания  мог выжить и продолжить род  и вид лишь такой предчеловек,  у которого умственных сил  было больше, чем у его конкурентов.  Затем и потомство продолжало  развиваться то, которое уже от  рождения было наделено более  лучшими умственными задатками.

  Не случайно Ч. Дарвин одну  из книг так и назвал: «Происхождение  человека и половой отбор» (1871). Следовательно, естественным образом  отбирались для жизни и дальнейшего  продолжения рода не только  физически более здоровые и  крепкие, но и умственно более  совершенные.

 Таков путь естественного  прогресса предчеловека и формирования  его в человека разумного.

       Теория  появления человека путем естественного  отбора расходится с теорией  Ф. Энгельса о происхождении  человека в трех главных посылках:

  • в том, что орудия будто стали первоосновой интеллектуального прогресса первочеловека;
  • в том, что труд создал человека (как уже сказано, современное естествознание не подтверждает, а опровергает теорию Ф.Энгельса о решающей роли труда в процессе превращения; обезьяны в человека);
  • в том, что человек произошел от обезьяны: предчеловеком была не обезьяна, а другое двуногое животное.

4. В последнее время  уфологи (от сокращен, англ. UFO —  неопознанный летающий объект, НЛО)  разрабатывают теорию, согласно  которой цивилизация занесена  на Землю инопланетянами.

Эта  теория существует как одна  из версий происхождения человека  разумного и его воспитания, но  пока всеобщего признания не получила из-за того, что не располагает достаточно убедительными и неопровержимыми фактами, хотя во многом она «привлекательна, особенно в тех случаях, когда имеющимися фактами невозможно объяснить некоторые явления разумной жизни человека и человечества.

       Как  видно из краткого обзора, удовлетворительного  и однозначного происхождения  человека разумного до сих  пор в мире нет.

 Мы преднамеренно  привели здесь разнонаправленные  и даже противоположные взгляды  на этот вопрос. В свою очередь  нам импонирует теория, разрабатываемая  современными естествоиспытателями (В. Дольник и др.

) о происхождении  человека от двуногого животного,  где изначальным моментом становления  труд не был.

       Мы до  сих пор говорили о разных  теориях происхождения человека  и в том числе— возникновения  воспитания — в соответствии  с этими теориями (теологической,  Ф. Энгельса, Ч. Дарвина, современного  естествознания, уфологов). Между тем  по вопросу происхождения воспитания  существуют и другие теории. Коротко  расскажем и о них.

       Известна  биологическая теория, которую выдвинул  и подробно развивал французский  социолог Ш. Летурно (1832—1902). В  книге «Эволюция воспитания у  различных человеческих рас» (русск.  перевод в 1900 г.

) он полагает, что  процесс воспитания и обучения  есть и у животных, причем даже  у беспозвоночных; у них есть  учителя и ученики, а также  — сознательное наставление и  обучение.

В мире животных можно  наблюдать некоторые примитивные  воспитательные приемы, используемые  по отношению к детенышам и  потомству: кошка «учит» котят  ловить мышей, птица «учит»  летать оперившихся птенцов и  т.п.

       Ш. Летурно  и его сторонники (Э. Леруа,  А. Эспинас и другие) ошибочно  сводят явления социальной жизни,  какими является воспитание, к  биологическим, инстинкты животных  приравнивают к сознательным  действиям человека. В этом состоит  слабая сторона названной теории.

       Другая  теория, которую предложил американский  педагог П. Монро (1869—1947), объясняет  происхождение воспитания бессознательным  подражанием детей старшим членам  общины.

Эту теорию называют психологической,  так как подражание— это явление  психологическое. Конечно, подражание  было и в те времена, оно  значительно и сейчас, особенно  у детей в младшем возрасте. А также, например, как подражание  идеалу.

Но выводить воспитание  только из подражания — не  полно и не точно.

       К этой  же психологической теории происхождения  воспитания правомерно отнести  идею Г.Н. Волкова о чувственной  основе происхождения воспитания. «Оно (воспитание. — И.Пр.) возникло  на чувственной основе и первым  чувством в сфере воспитания  была любовь к детям.

       Эта  любовь, как и воспитание, носит  всеобщий и вечный характер. Возникнув  из инстинкта сохранения и  продолжения рода, она до сих  пор является в известном смысле  показателем уровня педагогической  культуры как народа в целом,  так и конкретного человека. Любовь  к детям контролируется разумом.  Конкретное проявление этого  контроля — в повседневной  заботе о воспитании».

       Как  видим, автор четко и определенно  заявляет, что истоки и начало  воспитания — в любви к детям,  которая и сейчас питает педагогическую  культуру и всего народа, и  отдельного человека.

       По вопросу  о факторах и причинах, приведших  к появлению воспитания, также  есть разные суждения.

В частности,  распространена точка зрения, что  старшее поколение передает свой  опыт подрастающему через воспитание, потому что старшее проявляет  заботу о детях, о продолжении  своего рода сначала в соответствии  с природным инстинктом, а потом  уже сознательно. Но такое суждение  верно лишь отчасти. Оно не  учитывает активности со стороны  младших.

 Дело в том, что  не только старшие должны заботиться  о детях (в соответствии с  инстинктом продолжения рода), но  и дети необходимо вынуждены  усваивать и присваивать опыт  старших, чтобы выжить.

Значит, на  ранних стадиях развития человечества  молодое поколение имеет жесткую  объективную потребность осваивать  «науку выживания», иначе оно  неминуемо погибнет и следствием  этого может стать вымирание  рода. Стало быть, возникновение  воспитания как явления в жизни  отдельного человека было процессом  обоюдным: как движение от старших  поколений к подрастающим, так  и от детей к родителям и  старшим вообще.

Источник: http://yaneuch.ru/cat_16/vozniknovenie-i-razvitie-vospitaniya-kak/400080.2711238.page1.html

Становление воспитания как общественного явления

1.Становление воспитания как общественного явления

Становление воспитания как  общественного явления прошло длительный путь. Существуют доказательства что  человек жил на Земле более 100 млн лет назад: во многих районах Земли в породах очень древнего возраста были обнаружены «следы» человека. Воспитание в этот период осуществлялось по законам первобытного и «человеческого стада».

Следующий этап становления  воспитания как общественного явления  начался примерно 1,5 млн лет назад и был связан с процессом зарождения речи. Речь становится важнейшим средством общения, накопления и передачи социального опыта.

Общение развивалось в процессе трудовой деятельности, оно становилось одним из главных средств воздействия на психику и поведение детей и взрослых.

Возникновение речи и развитие психики – свидетельство качественно нового этапа в общем процессе становления воспитания.

Очередной этап процесса становления  воспитания начинается около 250 тыс. лет  назад. К этой эпохе относятся  достоверные данные о зарождении кровно-родственных и семейно-брачных отношений. Содержание воспитания все более усложняется: охота, собирательство, рыболовство, передача навыков поведения, освоение опыта духовной жизни, религиозного знания и т.д.

Процесс становления воспитания как общественное явление завершился примерно 35-40 тыс. лет назад: человек, обладающий сознанием и речью, живущий  первобытной общиной, целенаправленно  и организованно осуществлял  воспитание молодежи.

Трудовая деятельность, рост социального опыта привели  к осознанию значения воспитания для общины и каждого ее члена.

Таким образом, становление воспитания как целенаправленного и осознанного взаимодействия взрослых и детей, в ходе которого осуществляется подготовка к будущей самостоятельной жизни, начинается примерно около 2,5 млн лет назад. Завершение этого процесса происходит с появлением «человека разумного».

Особенностями социального воспитания в этот период является его органическая целостность, комплексность и единство: воспитание – физическое, умственное, нравственное и трудовое – и обучение были слиты в один процесс.

Уже в первые годы жизни  ребенок активно вводился взрослыми  в жизнь, входил в систему отношений  между людьми. Дети наблюдали, копировали действия взрослых, важное место в  воспитании принадлежало игре.

С помощью  игры моделировалась общественная, производственная, бытовая жизнь общины. Под руководством взрослых дети имитировали свое поведение в различных социальных ролях.

Все большая специализация в трудовой деятельности по половозрастному признаку неизбежно вела к дифференциации воспитания мальчиков и девочек.

Воспитание носило общественный характер: дети принадлежали общине.

Социальное воспитание в общине проходило в  единстве с жизнью, оно было ее естественной и органичной частью и не рассматривалось  как подготовка к будущей жизни.

Высокая эффективность социального  воспитания обеспечивалась могучим  фактором – единством требований, предъявляемых подрастающим поколениям общиной, воспитателями, самой жизнью; устойчивостью этих требований.

2. Обряд посвящения. Социально-педагогический смысл  инициации

Существует мнение, что  исчезновение посвящения является одной  из характерных черт современного мира. Будучи важной особенностью традиционных обществ, в современном обществе посвящение практически отсутствует. Конечно, следы таинств посвящения в той или иной мере присутствуют и в настоящее время. Например, в христианстве крещение в основе своей – один из обрядов посвящения.

Очевидно, существует множество  типов и вариантов посвящения, соответствующих различным социальным структурам и уровням культуры.

Обычно под инициацией понимают совокупность обрядов и устных наставлений, цель которых – радикальное изменение  религиозного и социального статуса  посвящаемого. К концу испытания  неофит обретает совершенно другое существование, чем до посвящения: он становится другим.

Из различных категорий посвящения, посвящение, связанное с достижением  половой зрелости, с взрослением, особенно важно для понимания  человека. Там, где они существовали, обряды возрастного перехода были обязательными  для всей молодежи племени.

Чтобы  получить право быть допущенным в  сообщество взрослых, подросток должен был пройти через ряд обрядовых  испытаний и получить знания, заключенные в них.  Надежные генераторы с функцией сварки от мировых производителей.

Только после этого  он признавался ответственным членом общества. Посвящение вводит неофита  одновременно и в человеческое общество, и в мир духовных ценностей.

Он узнает правила поведения, производственные приемы и организацию взрослых, а  также мифы и священные традиции племени, имена богов и историю  их деяний и, что особенно важно, мистические  отношения между племенем и Сверхъестественными  Существами, в том виде, в каком  они установились с начала мира.

Каждая первобытная община обладала собранием мистических традиций, своей «концепцией мира», которая  постепенно открывалась новичку  в процессе посвящения.

В настоящее  время принято различать три  большие категории – или типа посвящения:

– первый включает коллективные обряды, знаменующие переход от детства  или юношества к взрослому  возрасту и обязательные для всех членов общества.

В этнологической литературе эти образы рассматриваются  в терминах: «обряды, связанные с  возрастом половой зрелости», «племенные посвящения» или «возрастные  посвящения».

Другие посвящения отличаются от названных тем, что они не обязательны  для всех членов общины и по большей  части производятся индивидуально  или в узких группах;

– вторая категория посвящений включает все виды обрядов вступления в тайное общество, в союз или  братство. Эти тайные общества предназначены  для людей одного пола и очень  ревниво охраняют свои секреты. На уровне первобытных культур общества, приемлемые для обоих полов крайне редки;

– третья категория посвящения подтверждает мистическое призвание, которое на уровне первобытных религий  представляет собой призвание колдуна  – знахаря или шамана. Одна из специфических особенностей этой третьей  категории состоит в той значимости, которую придает человеку индивидуальный опыт.

В общем можно сказать, что  те, кто проходят через испытания  этой третьей категории посвящения, предназначены, хотят они того или  нет, для участия в религиозном  переживании более сильном, чем  то, которое выпадает на долю остальным  членам общины.

  Между всеми категориями посвящения существует структурное единство. Посвящение составляет решающий опыт в жизни каждого индивидуума. 
Инициации рассматриваются специалистами как предшественники институализированных форм воспитания и обучения.

Однако они являют собой первую форму социального образования, выполняя не столько педагогическую, сколько социально-педагогическую функцию.

Общая модель воспитания в  первобытной общине выглядела следующим  образом: первые 3-4 года ребенка воспитывает  мать; с 3-4 лет дети начинают помогать по хозяйству; в 6-8 лет происходит разделение воспитания по полу; с 9-11 лет начинается подготовка к инициации; в 13-15 лет  прохождение через инициацию. Сам  обряд в сущности определялся как смерть детства и рождении взрослости.

Посвящение, связанное с  достижением половой зрелости, начиналось с разрыва: ребенок или подросток  отделялся от матери, причем это  иногда происходило довольно грубо. Но посвящение имело значение не только для неискушенной молодежи. Обряд  охватывал все племя. Новое поколение  обучали, делали его достойным интегрироваться  в общество взрослых.

При этом воспроизводились традиционные обряды, благодаря чему перерождалась вся община. В первобытных  обществах обряды посвящения относились к разряду самых значительных религиозных празднеств. Празднества  начинались с ритуальных действий .

Затем проводился экзамен на взрослость, когда испытуемый должен был выполнить задание и продемонстрировать терпение, ловкость, выносливость. Выдержавшие испытание становились полноправными членами общины. Система подготовки молодых поколений как бы естественно замыкалась: община начинала эту подготовку, она же и заканчивала ее, принимая экзамен на социальную зрелость.

Инициации завершали подготовку молодых поколений: этой акцией проверялись и закреплялись в них необходимые ценностные основания и ориентиры, отвечающие интересам всего общества.

Вывод: Таким образом, с изменением объема и качества социально-культурного опыта, передаваемого молодежи старшими поколениями, с осмыслением значения этого факта для общества и его членов возникает воспитание как целенаправленное взаимодействие детей и взрослых. Большое значение в процессе воспитания имела инициация.

Источник: http://referat911.ru/Pedagogika/stanovlenie-vospitaniya-kak-obshhestvennogo-yavleniya/151964-2167654-place1.html

Ссылка на основную публикацию